ГМИИ им. Пушкина собирает коляски и кроватки для инсталляции Цай Гоцяна «Октябрь» / Новости культуры / Tvkultura.ru
Подарите Пушкинскому музею детскую коляску или люльку − предложение вполне серьезно. Кроватки и манежи необходимы для инсталляции китайского художника Цай Гоцяна. Его масштабная персональная выставка под названием «Октябрь», посвященная 100-летию Революции, откроется в начале осени. Репортаж Юлии Казюковой.
К концу августа требуется 350 колясок, люлек, кроваток. Их можно привезти уже сейчас. Пока они хранятся в одном из помещений музея на Волхонке, которое сейчас на реставрации.
Ольга Лухминская узнала об этой акции от своей подруги, которая занимается переводом китайской поэзии. Вместе с сыном Сережей они привезли транспорт, из которого выросли, − послужить искусству.
«Интересно сдать коляску в музей, а не куда-нибудь на свалку, на переработку. Мы потом с удовольствием приедем и посмотрим», − поделилась Ольга Лухминская.
Верой и правдой коляска служила три года, побывала не только в разных дворах Москвы, но и в других городах, странах. Автору инсталляции интересна история каждой вещи, в которой − история семьи.
«Речь идет о символах частной жизни. Мы говорим о том, как чувствует себя каждый человек индивидуально внутри огромных потрясений», − отметила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Китайский художник Цай Гоцян живет и работает в Нью-Йорке. Он автор грандиозного пиротехнического шоу на открытии Олимпиады-2008 года в Пекине. Художник был удостоен высшей награды в области современного искусства «Золотого льва» Венецианской биеннале.
Инсталляция «Осень», которую Цай Гоцян выстроит перед главным входом в Пушкинский музей, будет символизировать детские мечты о прекрасном будущем, которым не суждено сбыться.
Чтобы отдать коляску, надо зайти на сайт музея, оставить заявку. И либо нажать на кнопку «отдать безвозмездно», либо выбрать награду из списка: «приглашение на выставку», «экскурсия» по ней или даже «участие в создании пороховых картин», которые делает Цай Гоцян.
Новости культуры
Выставка «Октябрь» Цай Гоцяна. Пороховая живопись.
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Выставка Цай Гоцян Октябрь ГМИИ имени А.С. Пушкина Масштабный проект знаменитого китайского художника
Открыть доступДо 12.11.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку знаменитого китайского художника Цая Гоцяна – «Цай Гоцян. Октябрь».
Вдохновившись 100-летием революции 1917 года в России, Цай создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышляет о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами.
Выставка состоится при поддержке Сбербанка
Уже за две недели до открытия выставки в сквере около главного входа в музей с вековой историей можно было наблюдать создание инсталляции «Осень»: гора высотой 16 метров, составленная из сотен детских колясок, кроваток и люлек, возвышалась, закрывая лестницу, портик и колоннаду.
В течение трех дней подъемный кран поднимал специально выращенные березовые деревья высотой от 3 до 4 метров каждое, устанавливая их в кроватки или коляски, а молодые побеги – в детские автомобильные люльки. Большие деревья укрывали маленькие, превращая всю композицию в зеленую березовую рощу.
Во время монтажа инсталляции деревья уже начали желтеть в преддверии наступающей осени; а во время выставки желтые листья полностью придут на смену зеленой листве, обнажив белые стволы берез, а также конструкцию самой инсталляции – структуру, напоминающую работы художников-конструктивистов.
Столкнувшись с закрытым главным входом, зрители вынуждены обойти «Осень», чтобы попасть внутрь, где они сразу начинают свое путешествие по выставке с непривычного визуального опыта.
Внутри они обнаруживают, что художник трансформировал все пространство: над главной Розовой лестницей смонтирована работа «Звук» – шелковое полотно длиной 20 метров с пороховой каллиграфией делит просторное пространство пополам. Двухмерное полотно при помощи искусства каллиграфии и живописи трансформировалось в объемную поэтическую инсталляцию, наполненную энергией.
Зрители поднимаются по Розовой лестнице под полотнищем «Звука», и, запрокинув головы, читают на белом шелке предостерегающие строки из «Интернационала» – «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!». Когда им кажется, что они максимально приблизились к этим словам под потолком, они оказываются около входа в Белый зал.
Здесь привычный потолок заменен зеркальным, увеличившим и без того просторное пространство вдвое. Художник заставляет зрительские ощущения трансформироваться в каждом новом музейном пространстве.
Две пороховые картины по 20 метров в длину каждая, «Река» и «Сад», висят на стенах друг против друг, окаймляя инсталляцию «Земля», расположенную в центре Белого зала.
Создавая свою «Землю», символизирующую русскую ниву, Цай надеялся воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве во время просмотра советских фильмов и советской живописи – солнечный свет пробивается через облака и освещает поле, демонстрируя романтические идеи, которые Цай испытывал к свободе и красоте жизни в свои юные годы.
Только в отражении в зеркале потолка зрители могут разглядеть символы, «спрятанные» на поле. Также посетители видят в отражении многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики и советские плакаты, а также самих себя. Художник создает иллюзию, которая заставляет зрителей задуматься о собственных отношениях с его произведениями.
Кульминация выставки – видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». По замыслу художника с Красной площади и берега Москва-реки один за другим запускаются дневные фейерверки, взрывающиеся в небе под музыку П.И. Чайковского в оркестровой аранжировке.
Перформанс завершается 100-секундной канонадой оглушающих взрывов, оставляющих после себя ослепительно белую вспышку…
К выставке подготовлен двуязычный русско-английский каталог, выход которого планируется в начале октября. Помимо многочисленных иллюстраций, рассказывающих о процессе создания выставки и о работах, вошедших в экспозицию, в каталог включены научные статьи и основополагающее эссе Цая «Октябрь одного мальчика».
В издании затронуты основные темы и идеи выставки
Куратор выставки – Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).
Информация (на 14.09.2017):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – Главное здание.
Адрес: улица Волхонка, дом 12 и дом 10.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения.
Подробнее на сайте музея — http://www.arts-museum.ru/visitors/ticket/index.php
11 выставок, которые нельзя пропустить этой осенью
Цай Гоцян отмечает годовщину революции, рисунки Климта и Шиле, Эль Лисицкий в Еврейском музее и центре толерантности — «Афиша Daily» выбирает все самое интересное, что можно будет увидеть в московских музеях в ближайшие месяцы.
7-я Московская международная биеннале современного искусства
Куратор этого года — Юко Хасегава, одна из самых известных кураторов мира, которая в своих проектах борется с европоцентризмом и представляет альтернативные истории искусства и форматы разговора о нем. Заметной фигурой она стала еще в 1990-х: Хасегава давно дружит с Яном Фабром, определила курс развития токийского Национального музея современного искусства MOT, но самый большой резонанс имела ее Шарджская биеннале. В ней участвовали не только художники-неевропейцы, но и неожиданные герои вроде режиссера Апичатпонга Вирасетакуна, основное действие происходило во дворах города, а выставка носила резко политический характер и рассказывала среди прочего о проблемах глобального мира и миграции.
Московский проект в этом смысле вышел намного мягче, так как посвящен прежде всего глобальной экологии — тому, как человечество изменило Землю и как это сказывается на отношениях людей друг с другом. Но, пожалуй, более интересно то, что у Хасегавы фактически получился манифест искусства родившихся после 1991-го художников: Московская биеннале покажет, как они видят мир, используют новые медиа, работают с традиционной историей. Ну а о проблемах старого мира и культуры поговорят уже заслуженные художники — Мэттью Барни, Олафур Элиассон и дизайнер Хуссейн Чалаян.
Цай Гоцян. Октябрь
Арт-критики хоронят, осуждают, воскрешают и реабилитируют Цая Гоцяна, но вне зависимости от их изменчивого мнения он по-прежнему остается главным китайским художником — пусть и давно живет в Америке. Гоцян прославился своими фейерверками — сначала маленькими, потом, в США, полноценными шоу сейчас уже с участием сверхсовременных технологий — и причудливыми инсталляциями из пронзенных стрелами кораблей, животных и машин. Так что привезти его ретроспективу в Москву стоило еще очень давно. Теперь в основном здании Пушкинского бок о бок с коллекцией музея покажут и его скульптуры, и пороховую живопись, и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям. А специально для России и к годовщине революции Цай Гоцян подготовит инсталляцию «Осень» из березок и детских колясок, напоминающую сцену из «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Поскольку главная идея проекта — «человеческое измерение» истории, память народа о его корнях, Цай Гоцян разыскивает для своего проекта «примечательные» коляски и кроватки, в которых выросли дети.
Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы
Константин Бранкузи прославился своей абстрактной скульптурой, но немногие знают, что он был также прекрасным художником и фотографом — и время от времени снимал свои скульптуры сам. Бранкузи фотографировал их со всех углов зрения (иногда с очень близкого расстояния, желая подчеркнуть текстуру материала), с каждого негатива делал как минимум два, а порой до двадцати отпечатков, разных по размеру и границам кадра. В МАММ ожидается 150 снимков Бранкузи— идеальное отражение того, как скульптор видел мир и как была устроена его мастерская и рабочий процесс. Кроме того, на выставке представят его рисунки и скульптуры — в том числе знаменитые «Спящая муза» и «Прометей».
Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева
Шесть кураторов, пять лет исследовавших коллекцию Бабичева, сходятся в главной идее: в России модернизм не был единым течением — напротив, с 1910-х по 1970-е существовало множество его разновидностей. Даже в отнюдь не «вегетарианские» времена в работах отечественных художников можно различить отсылки к символизму, русскому варианту импрессионизма, фовизму, кубизму и остальным европейским тенденциям в искусстве. На выставке можно будет увидеть картины звезд — Машкова, Осмеркина, Купервассер — и «невидимых» после 1932 года авторов, пожертвовавших связью со зрителем и продолжавших свои пластические эксперименты.
Keичи Танаами
© Keичи Танаами
Как будто в рифму с открывающейся Московской биеннале в Галерее Гари Татинцяна стартует выставка одного из самых важных художников послевоенного поколения Keичи Танаами — лидера японского поп-арта и в определенный момент художественного руководителя японского Playboy. Он прошел через войну, а во время поездки в Америку познакомился с поп-артом — эти два события во многом определили его работы. В коллажах Танаами фантастические детские образы сочетаются с типичными символами поп-арта и мультипликационными героями. В Москву привезут его работы последних лет — новую масштабную живопись, скульптуру и видео-арт.
Такаси Мураками. Будет ласковый дождь
© Такаси Мураками
Эстафету японского искусства подхватывает музей «Гараж» — с живописью, графикой и полнометражными фильмами самого известного художника страны: именно Мураками определил основные оси координат, определяющие национальное искусство Японии. Внимание к традициям, отсутствие типичной для европейцев границы между «высоким», музейным, и «прикладным», переживание травматического XX века, влияние массовой культуры и манги — вот точки отсчета для каждого его произведения. Выставка для удобства будет структурирована по всем этим главам: отдельный ее раздел посвящен кураторскому проекту Мураками «Малыш» (2005), посвященному бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и показывающему, какими могут быть другие — принципиально неевропейские — искусство и культура.
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина, Вена
Венская галерея Альбертины с приходом нового директора расцветает — основную коллекцию перетрясли, потерянные работы вернули, а на месте временных выставок случаются остроумные решения, переосмысливающие всю историю XX века. Климта и Шиле в России любят и знают (Климта, конечно, чуть получше), но такой большой — и особенно двойной — выставки у них еще не было. В России они оба известны как успешные живописцы, но Пушкинскому хотелось показать, что они были также и сильными рисовальщиками, которые, подобно нашему Баксту, не столько принадлежали классике, сколько повлияли на будущий авангард: в случае Австрии — экспрессионизм.
Александр Лабас. Октябрь
© Александр Лабас
Мимо главного юбилея года не прошел и Институт русского реалистического искусства: через два месяца здесь выставят цикл графических и живописных работ Александра Лабаса «Октябрь» по мотивам одной культовой серии в творчестве художника. Революция была очень важна для Лабаса: в 1917-м ему было всего 17, и писать картины на эту тему он стал только в конце 1920-х, возвращаясь к ним всю жизнь. Идея экспозиции принадлежала Ольге Бескиной-Лабас — племяннице художника и главе Фонда Лабаса. Всего в ИРРИ представят примерно 50 графических и живописных работ, и только треть из них показывалась до этого в Москве. Интересная история связана с редким автопортретом художника из Костромского художественного музея — «Автопортретом на фоне Октября». Сотрудники ИРРИ узнали о существовании картины из примечания в одной из книг Лабаса и с удивлением нашли в фондах музея эту работу — о которой практически никто ничего не знал.
Где ИРРИ
Когда октябрь–декабрь 2017 года
Хаим Сокол. Бумажная память
В 2014-м Хаим Сокол превратил пространство «Фабрики» в тотальную инсталляцию из мигрантских лопат и носков и показал собственную ироничную версию «Спартака» под заголовком «Times New Roman». В этом году он сделает оммаж собственно «Фабрике»: в советское время здесь печатали технические бумаги — из них Сокол соберет некий объект как метафору нового культурного производства в этом пространстве и создаст поэтическую серию графики на основе хранившихся здесь личных дел сотрудников.
Эль Лисицкий. El Lissitzky
© Эль Лисицкий
В этом году Еврейскому музею исполняется пять лет, и сделать большую выставку еврейского художника к юбилею команде хотелось давно. Эль Лисицкий в этом смысле идеальный кандидат: из героев авангарда только Татлина и Родченко в последние годы показывали много и подробно, поэтому большая экспозиция с работами Лисицкого — великого художника, дизайнера и архитектора, прославившегося своими проунами (от «проект утверждения нового»), — как будто компенсирует этот пробел. Выставка в его честь будет огромной, она захватит и Еврейский музей, и Третьяковку. Первому отойдет все, что относится к его участию в еврейской культурно-общественной организации, — книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии, а в Третьяковке можно будет увидеть проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии и живопись как из собственных архивов, так и со всего мира — из музеев Германии, Голландии и даже Азербайджана. Из интересных объектов — проун «Клином красных бей белых!», который не выставлялся около 40 лет, и проун из Азербайджанского музея, два десятка лет не покидавший пределов страны. Мультимедийную часть выставки, в свою очередь, соберут по мотивам записной книжки Лисицкого из музея Гетти: будет воссоздана карта его контактов — более 30 самых интересных персоналий и документальные свидетельства их общения.
Мэт Коллишоу. Seria Ludo. Превращая в игру
© Мэт Коллишоу
Раньше представить, что в Пушкинском покажут поколение YBA — как называют «молодых британских художников», — было довольно сложно, однако чудеса случаются: первым стартует Мэт Коллишоу, один из главных провокаторов этого направления. Среди его программных работ — натюрморты последнего ужина приговоренных к смерти, выполненные в стиле Франсиско де Сурбарана и голландских художников XVII века. Коллишоу встречался с Трейси Эмин, дружил с Дэмиеном Херстом и много работал с картинами старых мастеров. Специально для ГМИИ он придумал произведение по мотивам «Вакханалии» Рубенса: при быстром вращении колоссальной люстры с богатым барочным декором создается эффект мультипликации действия.
Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».