Интересные факты о социологии: Эксперименты социологов — очень неожиданная и интересная теория – Интересные факты о социологии

Эксперименты социологов — очень неожиданная и интересная теория

социологи

Джордж Келлинг со своим другом Джеймсом Уилсоном еще в 1982-м году выдвинули интересную теорию, которая гласит о следующем: если какой-то мелкий хулиганище разбил окно в доме, то в ближайшее время в этом помещении будут уничтожены стекла, а потом за дело возьмутся мародёры. Если сформулировать это другими словами, то люди, которые видят беспорядок, с удовольствием принимают в нем участие. И в итоге хороший и благополучный район города может стать самым бандитско-хулиганским вместилищем.

Эту теорию уже испробовали на практике многие страны — такие как Африка, Индонезия и другие. Наблюдая за тем, чтобы улицы были чистыми, а граффити не появлялись на их стенах, эти страны добились окультуривания своих граждан и снижения преступных действий в их городах.

В Гронингенском университете (что в Нидерландах) социологи провели шесть экспериментов, которые подтверждают теорию разбитых окон.

социологи

1.

Этот эксперимент проходил в местности, где множество магазинов, рядом со стеной, возле которой жители города ставят велосипеды. Возле неё находился хорошо заметный знак, который запрещал разрисовывать стены. Изначально на стене была только девственная чистота. На рули всех стоящих велосипедов социологи повесили поздравительные бумажки с рекламой магазина (несуществующего, между прочим). Потом они стали наблюдать, как поведут себя велосипедисты. Урн вокруг стоянки не было, поэтому вариантов у испытуемых было только три — выбросить рекламку, перевесить на другой двухколесный транспорт или забрать с собой. Законным считался только третий.

Всего социологи пронаблюдали 77 человек. 33% из них повели себя по свински и бумажки оказались или под ногами, или на велосипедах их соседей по стоянке. А вот когда экспериментаторы разрисовали стену, украсив её граффити, количество некультурных граждан возросло до 69%. Вывод — люди увидели, что кто-то из них уже нарушил один из запретов (портить стены) и это стимулировало их нарушить правило, которое запрещает разбрасывать мусор. Хорошо, что не пластмассу в воду бросали — об этой больной теме Блог Рыбалыч рассказывал в своем посте

Пластмассовый мусор убивает водных жителей

социологи

2.

Во второй раз социологи решили проверить, работает ли это правило вместе с локальными, или же только с общепринятыми нормами. Исследователи загородили вход на стоянку забором с немалой щелью, через которую можно было пробраться на другую сторону. Рядом висело два знака — один запрещал проход через щель и требовал обойти забор, а другой — не разрешал пристегивать велосипеды к находящемуся рядом забору. Варианта снова было два — законный и нет.

В «законном» случае рядом с забором были заметны велосипеды, не нарушающие правило. Во втором их привязали, нарушив правило. В первом случае люди, пришедшие за своими авто полезли через запрещенную дырку в количестве 27%. Во втором же варианте велосипеды явно повлияли на граждан и те массово, в количестве 82% полезли напрямую через забор. Блог Рыбалыч считает, что наши люди полезли бы в дырку независимо от знаков — просто из вредности.

социологи

3.

Эта ситуация похожа на первую. В парковке у большого магазина повесили огромное объявление, в котором настойчиво просили покупателей возвращать тележки в магазин. В «правильной» ситуации тележек на территории не наблюдалось, в неправильной же несколько штук были якобы оставленные закононепослушными покупателями. В машинам находящимся на стоянке прикрепили бумажки. В ситуации, где в поле зрения тележек не наблюдалось, под ноги отправилось только 30% бумажек. Во втором варианте — 58%.

социологи

4.

Четвертый эксперимент был тоже сходным с первым. Только раздражители-катализаторы были не видимые, а слышимые — в этой стране нельзя использовать различные фейерверки и прочие шумные веселые вещи за пару недель до Нового Года. В итоге социологи зафиксировали, что велосипедисты, которые слышат звуки петард и фейерверков, более активно разбрасывают бумажки по земле. Отправить бы этих нарушителей к герою нашей статьи Судья с чувством юмора

социологи

5,6

В этих экспериментах честных граждан провоцировали на воровство, оставив в открытом почтовом ящике конверт, в котором проглядывалась купюра в пять евро. Социологи наблюдали за тем, как будут себя вести люди и считали число краж (попали же они в копеечку!).

В «правильной» ситуации ящик был в чистом виде и мусора возле него не было. В «незаконной» на нем был рисунок, причем, не блещущий смыслом (5) или вокруг было замусорено (6)

В ситуации, когда порядок был в норме, всего лишь 13% граждан решили присвоить чужие пять евро. А вот из раскрашеного ящика ушлые людишки умыкнули денежки в количестве 27%. Мусор же спровоцировал 25% граждан позарится на чужие деньги.

Наверняка, эта теория не есть всегда правильной и рабочей. Вот провести бы эти исследование в наших краях, то последний эксперимент наверняка разорил бы социологов…

Не смотря на то, что люди, попавшие под наблюдение социологов, совершали мелкие правонарушение, это были первые маленькие шажки в сторону Лучших тюрьм мира

Интересные факты о социологии

Автор: 

Мария Сидоренкова

Латинское слово societas — «общество» и древнегреческое λόγος — «наука» образовали термин «СОЦИОЛОГИЯ».Мы говорим: социология — наука, занимающаяся изучением общества. Но это не совсем так. Дело в том, что для понимания явлений и процессов, происходящих в социуме, необходимо проанализировать и объективную действительность, выявить факты, повлекшие за собой то или иной последствие, что нашло отражение в общественном поведении.Но это всё лирика, перейдем к поистине интересным фактам.


«Социология — царица наук» 

 В середине XIX века французский мыслитель Огюст Конт ввел термин «Социология». Конта считают родоначальником науки и широко цитируют его слова: «Социология — царица наук». Это означает, что она должна использовать достижения других наук, чтобы формулировать новые законы.

Социология далека от психологии 

 Социология сконцентрирована на изучении массовых общественных явлений, психология занимается личностью. Существует и промежуточный «уровень» — социальная психология, изучающая поведение малых групп.

Существует социология смерти 

 Это направление социологии изучает, как феномен смерти отображается в общественном сознании и коммуникациях между людьми, регулирует наше поведение и социальную жизнь в целом. 

Открытие социологов — самоисполняющиеся пророчества 

 Теорема американского социолога Уильяма Томаса гласит: «если люди считают ситуацию реальной, то она станет реальной по своим последствиям». Это и есть теория самоисполняющихся пророчеств, которой придерживаются многие социологи во всем мире. 

Статистика самоубийств 

 Протестанты чаще, чем католики, одинокие люди чаще, чем женатые, мужчины чаще, чем женщины кончают жизнь самоубийством. Эту удивительную статистику привел французский социолог Эмиль Дюркгейм. 

Изучение «новых бедных» 

 Социологи назвали «новыми бедными» слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям (госслужащие, рабочие), но вследствие снижения уровня жизни находящиеся в данный момент у черты бедности. 

Знание и его признание 

Известный немецкий социолог Макс Вебер писал: «Всякое знание относительно культурной реальности… есть знание, выражающее одну из существующих точек зрения». Стало быть, объективного знания не существует? На самом деле, социологи спорят об этом до сих пор. 

Социология в быту 

Существует социология повседневности — направление, которое исследует феномен повседневности, отдельные проявления повседневной жизни, социальные контексты повседневных взаимодействий», «замкнутые области смысла» и др. 

Социология на страже семьи 

Широко используемый социологами термин — фамилизм. Он обозначает характеристику просемейных систем ценностей, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям. 

Начинающему социологу, или Нескучная социальная наука

Мне кажется, что социология сложнее физики потому, что в ней сложнее разобраться: недостаточно просто учиться в университете, где тебя будут пичкать заданиями, и найти научного руководителя, который будет помогать тебе строить научную карьеру. В социологии, с ее разными и иногда противоречивыми научными школами, множеством людей, выдающих себя за людей науки, но пишущих очевидный бред, нужно обладать двумя главными чертами — любознательностью и мужеством.

Вначале о том, как появился этот текст. Я поступил на факультет социологии с четким пониманием «зачем»: мне, в общем, было интересно, как живет та штука, которую все привыкли называть обществом. Почему нужно ходить в школу, а в школе все устроено именно «так», почему одни люди зарабатывают больше, а другие меньше, почему в одних случаях за убийство людей дают медали, а в других — тюремный срок, и так далее. Для многих людей ответы на эти вопросы кажутся очевидными, но если попробовать осторожно поспрашивать и почитать об этом в разных местах, то получаются правдивые и при этом противоречащие друг другу ответы. Например, убийство других людей — война — существует для того, чтобы защищать Родину. Но что такое Родина? И почему за нее нужно умирать? Такой вопрос кому-то может показаться даже оскорбительным — ведь Родина же! Тяга к тому, чтобы задавать вопрос и видеть свое (и чужое) незнание там, где «вроде бы все и так ясно» — это важная часть мышления разных людей, чьи книги, статьи и речи в итоге составляют корпус знания социологии.

Мне кажется важным в самом начале сказать о том, как к социологии нужно подходить. Я думаю, что нельзя сразу же после школы (и, возможно, переезда, если вы поступили в вуз другого города) становиться профессиональным ученым и серьезно изучать социальную науку. Это само по себе довольно тяжело без располагающего к этому «пути» — мудрых наставников, личной заинтересованности и желания и умения работать со сложными текстами (научными, тем более старыми, тем более переведенными!). Поэтому абсолютно нормально, если вы начали свое обучение социологии и при этом не можете читать классиков, например Вебера или Дюркгейма. Берешь в руки книжку, открываешь, начинаешь читать и понимаешь, что «не идет», ну абсолютно скучно и ни с чем не связано! Серьезно изучать социологию можно только тогда, когда вам хочется этого. По моему опыту я могу сказать, что это желание просыпается в те моменты, когда вы примерно представляете себе «карту науки» — какие основные имена в ней есть, кто классики и какие у них основные работы, как эти классики связаны с современными исследованиями (и связаны ли вообще). Только когда у вас в голове появляется эта «сеть» и при этом вы (благодаря учебе, подходящей тусовке или общению с увлеченными однокурсниками) часто слышите эти имена, названия и идеи и думаете о них, стоит браться за тяжелые тексты социологической классики.

Как воспроизвести такую «научную сеть» у себя в голове? Способ только один — интересоваться: читать, слушать и обсуждать. Чем — можно узнать в ссылках. Если вы совсем начинающий социолог, то имеет смысл прочитать те три книжки внизу этой страницы.

Социолог — не профессия, а жизненный стиль

Как говорил И. Кон, в России оплачивается не наука, а ее имитации, и для администратора не так важно, какой текст вы написали или какое исследование провели; важнее то, укладываетесь ли вы в его бюрократическую рутину. Учитывая, что в России у людей от науки заработная плата меньше, чем во всех остальных развитых странах, не стоит заниматься социологией, если вы хотите заработать очень много денег. (Однако настоящие и увлеченные профессионалы редки, а уникальность и незаменимость всегда ценна.)

Почему тогда социологией можно заниматься?

Во-первых, это может быть и правда интересно. Настоящая социология тесно переплетена с социальной антропологией и экономикой, историей и даже со статистикой и математикой. Это хороший способ узнать много нового о мире. Не нужно бояться новых знаний, которые могут показаться сложными. Скорее всего, историю, математику или литературу просто очень уныло преподавали в школе.

Во-вторых, социология ставит много необычных и иногда тяжелых задач. В отличие от точных и естественных наук, где есть общепринятые стандарты — учебники, законы и университеты, в социологии (и вообще в социальных науках) все сложнее. Открыв учебник по социологии, вы не найдете там готовых формул, обобщающих многолетние исследования и поясняющих, как устроен мир. Вам предстоит долгая работа для того, чтобы найти те опоры, на которых стоит социальный мир.

Мне кажется, что социология сложнее физики потому, что в ней сложнее разобраться: недостаточно просто учиться в университете, где тебя будут пичкать заданиями, и найти научного руководителя, который будет помогать тебе строить научную карьеру. В социологии, с ее разными и иногда противоречивыми научными школами, множеством людей, выдающих себя за людей науки, но пишущих очевидный бред, нужно обладать двумя главными чертами — любознательностью и мужеством.

Любознательностью — потому что все, что вы делаете, должно быть прежде всего интересно и важно для вас самих. Будет много препятствий — скучные лекции, тяжелые и бессмысленные тексты, устаревшие образовательные программы и никому не нужные формальности, которые сильно отбивают желание чем-то заниматься. Но всепронизывающий интерес, стремление привязать абстрактную теорию к тому, что происходит на улицах, и кажущиеся вам глупыми вопросы, которые вы будете задавать самоуверенным преподавателям, будут вашим фундаментом в этом нелегком деле.

Мужество — потому что на вашем пути будет много мешающего личному комфорту и спокойствию. Опасна темная сторона, предлагающая писать впопыхах, не задумываясь и используя слова, точного значения и их конкретной важности в этом месте текста которых вы и сами не понимаете, предлагающая думать и делать меньше и двигаться не в сторону сложного и непонятного, а в сторону простого, милого и примитивного. Люди, обладающие авторитетом и статусом в науке (как вы поймете позже, незаслуженным), будут писать статьи и книги, которые покажутся вам странными или даже непонятными, и нужно мужество, чтобы эти люди из вашей личной категории «странных» перешли в категорию порочащих науку. Хуже всего то, что формат современного вузовского образования предполагает как раз студентов, «исповедующих темную сторону»: зачем работать вдумчиво, взвешенно, понятно и с большими затратами времени сил, если реферат преподаватель все равно не будет читать, рецензировать и давать советы, как писать лучше (а придерется лишь к наличию задач во введении и нехватке трех запятых), а однокурсники его скачают или в лучшем случае скомпилируют? Это игра на понижение, когда стандарты качества необратимо снижаются, так что можно сказать, что факультет социологии отбивает желание заниматься настоящей социологией. Мужество социолога заключается еще и в том, чтобы (про)жить с этим пониманием несколько лет учебы и при этом не растерять огонек, интерес, увлеченность этой хрупкой материей настоящего, качественного научного исследования.

Как найти интересную социологию?

Социология — это текст. Тексты бывают совершенно разные: объявления, стихи, монографии, анекдоты и цитаты с Баша, новости, романы, рассказы и др. В социологии происходит что-то похожее: разные авторы пишут совсем по-разному. Кто-то пишет тяжело и сухо, с пассивными формами и канцеляризмом, кто-то пишет с массой личных местоимений и байками по ходу изложения. Стиль письма может многое сказать об авторе. Текст — это как разговор, за исключением того, что вы не можете ответить сразу, но можете либо не читать, либо прочитать все остальные книги автора или даже написать ему письмо.

Социология — это текст. Надеюсь, вам посчастливилось читать книги, которые вас захватывали. Вспомните это ощущение, когда вас ведет по страницам интерес и хочется переворачивать страницу за страницей. Настоящая и интересная социология похожа на это: если вы с таким же интересом слушаете лекцию или читаете статью или книгу, то вам повезло. Напротив, если в разговоре или в тексте вам становится смертельно скучно, то:

1. Всегда пытайтесь разобраться. Не бойтесь задавать вопросы. То, как человек отвечает на вопросы, говорит о его профессионализме лучше всего: ясный, понятный и насыщенный примерами ответ сильно отличается от мутного, насыщенного сложными терминами, а также от ответа типа «Это не относится к данной теме», «Прочитайте в учебнике/статье/книге», «Подойдите после лекции».

2. Ищите понятное и ясное изложение. «Социологи» и «прочие гуманитарии» любят пускать пыль в глаза. Важно научиться отделять ценное знание от бреда, и поначалу это довольно сложно. Пишет знаменитый физик Ричард Фейнман:

«На конференции был один социолог, который написал работу, чтобы ее прочитали все мы, — он написал ее предварительно. Я начал читать эту дьявольщину, и мои глаза просто полезли из орбит: я ни черта не мог в ней понять! Я подумал, что причина в том, что я не прочел ни одной книги из предложенного списка. Меня не отпускало это неприятное ощущение “своей неадекватности” до тех пор, пока я, наконец, не сказал себе: “Я остановлюсь и прочитаю одно предложение медленно, чтобы понять, что, черт возьми, оно значит”.

Итак, я остановился — наугад — и прочитал следующее предложение очень внимательно. Я сейчас не помню его точно, но это было что-то вроде: “Индивидуальный член социального общества часто получает информацию через визуальные, символические каналы”. Я долго с ним мучился, но все-таки перевел. Знаете, что это означает?

“Люди читают”».

О социологическом образовании в России

В основном, с ним все плохо. Не принимайте за чистую монету зазывающие тексты, как здесь, а также не верьте на слово мнениям студентов и выпускников: все они разные люди, с разными интересами и целями. 90% выпускников факультетов социологии не становятся потом социологами и не продолжают научный путь, но вполне довольны отсрочкой от армии и корочкой о высшем образовании. Некоторые, тем не менее, становятся, вот здесь есть одно из мнений о роли факультета в профессиональном становлении.

Наибольшие возможности для социологического становления есть в Москве и Санкт-Петербурге. Это крупнейшие города в России, и там есть разнообразные сообщества, затесавшись в которые, можно схватить хорошую социологию. Более того, в этих городах есть много компаний и университетов, где социологические навыки могут потребоваться, а это прямой путь к тому, чтобы получить профессиональный опыт и деньги.

В Москве лучшие места для начала социологического пути (после школы) — факультет социологии Высшей школы экономики и философско-социологический факультет Академии народного хозяйства, один из худших — социологический факультет МГУ, известный как «ПТУ при МГУ» и тем, что его декан занимается плагиатом.

В Санкт-Петербурге прекрасное место для обучения после школы — Смольный колледж свободных искусств и наук при СПбГУ, пусть вас не пугает его название — это официальный бакалавриат, где студент может сам выбирать курсы, которые он хочет пройти, — это огромное преимущество, которое сделает учебу намного приятнее. Также можно поступить на факультет социологии в петербургском филиале ВШЭ. Факультет социологии СПбГУ на данный момент не самое лучшее место: несмотря на статус «большого университета», в нем творится большой бардак, и, несмотря на наличие нескольких продвинутых социологов, по большей части вам придется ходить на скучные лекции и сдавать бессмысленные и беспощадные экзамены. Готовьтесь к тому, что вам придется обучаться скорее самому.

В других городах тоже есть места, в которых можно получить хорошее гуманитарное образование, близкое к социологии. В Томске — факультет философии ТГУ, в Новосибирске — кафедра социологии факультета экономики НГУ, в Иркутске — Центр независимых социальных исследований и образования (я бы поговорил с Михаилом Рожанским и Сергеем Шмидтом и поступал бы на исторический факультет ИГУ). В Красноярске толковой социологии, насколько мне известно, нет. Филиалы ВШЭ в Перми и Нижнем Новгороде, говорят, сильные.

Для погружения

«80 лет одиночества». Игорь Семенович Кон. Именно эта книга повлияла на меня больше всего. Автор описывает в ней свой профессиональный путь. С одной стороны, по ней можно понять, в чем сила гуманитарных и социальных наук (в т.ч. в России), с другой стороны, по ней можно восстановить внутреннюю историю как России второй половины ХХ века, так и общественных наук (и, что важно, понять, почему они сейчас такие, какие они есть). Советую читать всем целиком и с самого начала: Игорь Кон потрясающе умел писать. Электронная версия.

Приглашение в социологию. Питер Бергер. Семь лекций по истории социологии. А.Б. Гофман. Одна из самых интересно и живо написанных маленьких книг по истории социологии. Идеальна для первого знакомства.

Источник: Экономика. Социология. Менеджмент

Функции социологии — Интересные факты — LiveJournal


Значение социологии определяется ее функциями. Количество этих функций и порядок их рассмотрения различными учеными указывается по-разному. Для социологов эта проблема имеет свое методологическое значение и весьма активно обсуждается. Впрочем, в рамках общего курса можно указать только те функции, которые большинством исследователей признаются бесспорны и общеприняты. Такими функциями социологии являются:
• Познавательная (гносеологическая) — связана с изучением социальной реальности, с накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, факты и законы его строения, функционирования и изменения. Социологическая информация-перспективный вид социальной информации. Социология накапливает и систематизирует информацию, полученную в результате исследований, и осуществляет информирование населения о реальных фактах социальной жизни.
• Прогностическая — связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, о тенденциях их развития. Социология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития общественных процессов и сообществ. В этом аспекте она может определять диапазон возможностей и вероятностей, подавать несколько сценариев возможных процессов, связанных с каждым из выбранных сценариев, рассчитывать возможные потери каждого из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия.
• Организационно-управленческая — связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом) . Социология дает результаты своих исследований, в частности органам и средствам массовой коммуникации, для планирования развития разнообразных сфер человеческой жизни. На основе социологической информации делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется контроль над социальными процессами.
• Воспитательно-идеологическая — связана с явной или неявной пропагандой различного ‘рода идей социально-политического, морального, религиозного характера, поскольку социология , как и любая другая общественная наука, просто не может откреститься от оценок тех событий и явлений, она изучает и идеальную типизацию которых предусматривает. Социология способствует формированию мировоззрения человека. В современных условиях, когда различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаясь на социологическую информацию, возникает опасность превращения ее в инструмент политики и идеологии, что затрудняет деятельность социолога. Идеология же, как известно, означает систему более-менее непротиворечиво соединенных между собой ценностных суждений. Социология также обеспечивает передачу новому поколению социального опыта предыдущих поколений.
Характеристику функций социологии следует связывать с определением роли социологии в развитии общества переходного периода, которым сейчас является украинское общество, а также ее значением для будущих специалист ов, поскольку общество, в котором нынешние студенты будут старыми, будет существенно отличаться от того, в котором они сейчас начинают свою карьеру.
Американский исследователь П. Лазарсфельд в статье «Что нам очевидно?» писал: «Образованные люди более подвержены психоневрозов, чем люди с более низким уровнем образования. Призывники из сельской местности лучше переносят военную службу, чем горожане. Белокожие солдаты чаще стремятся стать офицерами, чем негры. В ходе боевых действий у солдат больше желания вернуться домой, чем после их окончания. … Это список из простейших зависимостей лежит в основе нашей эмпирической социальной науки. Зачем, если все так очевидно, тратить столько денег или энергии на проведение исследований? Не разумнее ли будет принять их за данность и перейти к более сложным типов анализа. Возможно и так, но нам мешает одно интересное обстоятельство. Каждое из утверждений прямо противоположно тому, что происходит в действительности. Бедняки, как оказалось, чаще страдают неврозами. Негры служат лучше, чем белые. И так далее. Очевидно, что что-то не так с самим аргументом очевидности «. Так, в социальной сфере много представлений здравого смысла действительности являются мифами.

Интересно знать:

Если вас интересует аренда однокомнатной квартиры в Москве тогда самые лучшие цены вы можете найти на сайте www.arenda-r.ru

Социолог_и_Я! 10 самых известных социологических теорий — Социум — Внауке.by


«Прошел. Увидел. Опросил» – самая популярная формула обывательского отношения к социологии…  

На самом деле социология хранит тайны управления: собой, другими, да чего там – всем миром!

И если даже не открыть учебник по социологии, а хотя бы сдуть пыль с его обложки, мы узнаем не только, что такое общество, но и как оно устроено. А зная, «как это работает», мы откроем тайны управления.

Итак, 10 самых известных социологических теорий общества:

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (М. Вебер).

Согласно этой теории, которую еще называют «Понимающая социология» в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга.

Хотим управлятьначинаем с определения целей Другого.

 

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ (Э. Дюркгейм).

Социальные факты существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие с помощью правового регулирования, посредством неформальных, религиозных, семейных и других социальных норм.

Хотим управлять – ищем причину явления или поведения, а предшествующих социальных фактах, т.е. не в индивидуальном сознании, а в объективной реальности.

 

3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (Ж-Ж. Руссо)

Наверное, одна из самых известных теорий – теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. 

Хотим управлять – достигаем согласия управляющих и управляемых.

 

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Г. Спенсер).

Общество – это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации», а социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

Хотим управлять – отходим в сторонку и не мешаем развиваться.

 

5. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД (К. Маркс).

Общество состоит из классов – социальных общностей, выделяемых по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда. Классы антагонистичны и находятся в постоянной борьбе.

Хотим управлять – ищем, находим и грамотно перераспределяем источник противоречий.

 

6. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (П. Сорокин).

По мнению П. Сорокина, общество – это «совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом», а вся социальная жизнь – это бесконечная цепная реакция акций – реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

Хотим управлять – изучаем механизмы взаимодействия.

 

7. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Теория рассматривает общество как социальнуюсистему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. 

Хотим управлять – ищем, находим и устраняем несоответствие структуры и ее функции.

 

8. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид, Г.Блумер).

Теория, основывающаяся на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Это особый вид действия (интеракции), который осуществляется людьми. Особенность подобной интеракции заключается в том, что люди не просто реагируют на действия Другого, а интерпретируют его.

Хотим управлять – выясняем истинный (скрытый) мотив, т.е. то, что стоит за действием.

 

9. СТРУКТУРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э. Гидденс)

Гидденс считал, что «У общества есть только форма, и лишь эта форма влияет на людей настолько, насколько структура производится и воспроизводится в том, что делают сами люди». 

Хотим управлять – одновременно изучаем и структуру, и поведение.

 

10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (Р. Дарендорф).

Согласно этой теории, конфликт – естественный результат любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. 

Хотим управлять – ищем, находим и согласовываем интересы конфликтующих групп.

Удачи!



Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Интересные факты — LiveJournal

Самые красивые Поздравления с Днем Рождения вы можете найти на сайте www.pozdravleniyam.net.

Этимология и история понятия « социология ».
Термин » социология «происходит от двух слов: societas (лат.-сообщество, общество) и logos (греч. — учение, знание), следовательно, этимологически » социология «- это наука об обществе или обществоведение. Названный термин предложен и введен в науку французским философом и социологом Огюстом Контом (1798-1857) в 1839 г. в работе «Курс позитивной философии — «. Он считается основателем социологии как отдельной науки.
Сначала О. Конт употреблял термин «социальная физика», поскольку считал, что социология должна строиться по образцу естественных наук, и прежде физики. По аналогии с физикой под «социальной физикой» понималась наука о законах, управляющих обществом независимо от воли человека. Он пришел к выводу, что не только люди управляют социальными процессами, в этом также принимают участие незримые «социальные связи» — социальные отношения между людьми. И задача новой науки — максимально объективно проанализировать и исследовать эти связи с целью выявления законов, которые управляют обществом.
Объект социологии.
Изучение каждой учебной дисциплины принято начинать с определения ее объекта и предмета, т.е. с вопроса «Что именно исследует эта наука?» Само название социологии свидетельствует о том, что объектом социологического познания является общество. Однако сразу можно заметить, что общество объектом познания многих наук, которые называют социально-гуманитарными — это философия, история, антропология, политология, экономика, правоведение, психология, педагогика, культурология, религиоведение и т.д..
Связи социологии с другими науками.
Социология является междисциплинарной наукой, базисной для всех социальных наук. В системе этих наук она изучает то общее, что с характерным для всех общественных объектов, дает научно обоснованную концепцию изучения общества, его структуры, обеспечивает понимание закономерностей взаимодействия различных элементов этой структуры. В этом отношении статус социологии относительно других социальных наук подобный статус общей биологии по анатомии, физиологии, зоологии или ботаники. Поэтому возникли такие социологические «теории среднего уровня», как социология политики, экономическая социология, социология права, социология образования, социология культуры, социология религии и т.п., а в некоторых науках есть разделы, связанные с обществом, например, социальная философия, социальная психология подобное. Вообще границы между философией и социологией — не четкие. Философия через социальную философию глубоко проникает в социологию и становится, по сути, частью ее теоретической системы. Общими проблемами исследования для социологии и социальной психологии потребности и интересы, социальные установки и социальные ценности, мнения и настроения людей и т.д..
Сейчас есть и отличия. Если философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека и его аппарат оперирует преимущественно абстрактными категориями, то социология — конкретными фактами действительности. ее выводы и обобщения основном имеют частичный, а не универсальный характер. Если история воспроизводит (описывает и объясняет) социальные явления и процессы, имевшие место в прошлом, то социология — те, которые наблюдаются сейчас; социология — это в определенной степени, история современности. Если политологии важны количественные показатели людей, которые проголосовали за определенные политические силы, то для социологии важна мотивация людей, есть причины выбора людьми именно этих политических сил. Для сравнения социологии с психологией можно привести следующий пример: при изучении общественного мнения социолога интересуют прежде закономерности формирования общественного мнения людей, которые принадлежат к определенным социальным группам, тогда как психологические исследования направлены на познание психологических (внутри-личностных) механизмов формирования и выражения общественного мнения.
Кроме социально-гуманитарных наук, социология имеет связи с естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой. Это связано с тем, что в социологических исследованиях широко используются математические методы анализа данных — факторный, дисперсионный, регрессионный и корреляционный анализы, методы классификации . Взаимодействие социологии и математики, в частности, расширение использования методов математического моделирования в социологии является одним из магистральных направлений развития исследований.

Интересно знать:

Если желаете купить номер 8800 горячей линии тогда не применено посетите сайт www.upsale.ru который предоставит вам качественный номер 8800 по доступной цене.

«Зачем нужна социология?» – Яндекс.Знатоки

Социология как область научных исследований появилась для улучшения общественной жизни людей. Ее появление во второй половине 19 века было связано с необходимостью решения общественных проблем: как создать устойчивое и справедливое общество. Таким образом, предпосылки социологии исходили из благих побуждений. Для этой цели социология должна была разработать теоретические модели, которые объяснили бы, как и почему возможно существование общества. Первыми социальными теоретиками были О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.

Поэтому социология состоит из теоретических и прикладных исследований. Первые выстраивают концепции общества, вторые проводят эмпирические исследования (интервью, опросы, анкетирование, наблюдение), которые формируются на основе теоретических гипотез. Сами по себе опросы «общественного мнения» бессмыслены без теоретико-методологического аппарата. Кстати, исторически опросы появились в рамках сбора статистических данных о населении США и Великобритании, это была социальная работа для улучшения быта городского населения. Кроме того, первые опросы были разработаны также для выявления политических предпочтений избирателей перед выборами (впервые в 1930-х гг. в США). Только впоследствии такие опросы вошли в собственно социологический научный инструментарий. В большинстве случаев современные социологические исследования ограничиваются такими прикладными задачами. Например, изучая, как общаются пользователи социальных сетей или как влияет городская среда на поведение жителей мегаполисов.

Условно говоря, социологи занимают место между коллективной историей и личностной биографией, т.е. между историками и психологами. Отсюда различными гибридные дисциплины: социальная история, социальная психология и т.д. Для ознакомления с кругом социологических проблем можно порекомендовать книгу Питера и Бриджит Бергер «Социология: Биографический подход». Собственно, это и есть вводный курс для студентов американских колледжей, который разбирает основные задачи и подходы социологии через основные аспекты социальной жизни человека.