Измена в венчанном браке: ответ священника, последствия прелюбодеяния
Для современного общества супружеская измена стала скорее правилом, чем исключением. Все чаще люди слышат о полигамности мужчины или о самодостаточности женщины, которые якобы допускают такие поступки.
На самом деле, каждый человек понимает, что измена внесет в семью разлад, недоверие и даже депрессивное настроение, поэтому пытается любыми способами обезопасить свои отношения, найти гарантии их неприкосновенности.
Многие считают, что проведя в церкви Таинство венчания, иначе говоря, обвенчавшись со своей «второй половинкой», они сохранят этот брак на всю жизнь. Однако никто не может дать таких гарантий, и измена в венчанном браке встречается не реже, чем в гражданском.
Какой смысл заключает в себе венчание, и какие последствия влечет за собой измена в браке, заключенном церковью? Можно ли простить прелюбодеяние мужа и как сохранить взаимопонимание в семье после него? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, прочитав эту статью.
Значение обряда венчания
Очень часто обвенчавшимся людям кажется, что этот обряд гарантирует счастливую семейную жизнь без каких-либо испытаний и препятствий. Но это чувство ложное. Христианство вообще не может ничего гарантировать, оно просто призывает людей следовать заповедям и жить по законам Божьим.
Влюбленные же считают, что церковные обряды действуют сами по себе и предоставляют им определенный перечень благодеяний. Любое из Таинств, проведенных церковью, открывает возможность для получения спасения, прощения или семейного счастья через постоянный труд.
Обряд венчания – есть начало совместного пути, дающее возможность супругам взрастить жертвенную и взаимоотдающую любовь, наполняющую каждого из них. А для этого нужно пройти через подвиг, через самоотдачу, через крест.
Измена в венчанном браке
Супружество, даже заключенное без венчания — это соитие двух людей в единую плоть для любви и продолжения рода. Любовники же соединяются для свершения греховного деяния — блуда.
Св. апостол Павел говорит: «совокупляющийся с блудницей станет одним телом с ней». То есть прежний союз будет разорван.
Несправедливо мнение, что основой предательства в супружестве является лишь сексуальная потребность. Очень часто человек ищет на стороне совсем другое. Так, любовница позволяет мужчине чувствовать себя сильным и уверенным в себе, а жена уже наизусть знает все его недостатки.
Иногда влюбленные вдруг понимают, что прежние чувства исчезли, и осталась лишь пустота. В этом случае люди изменили друг другу не физическим актом, а разделением на «мое» и «твое».
Когда человек решает, что владеет чем-то, что не должно принадлежать его «второй половине» и чем он не собирается делиться (любая мелочь от пристрастий до отношений с родителями), то это очень опасно для брачного союза. Все должно быть общим — даже родители одного из супругов становятся родителями для второго.
Измены же физически – есть нарушение Божьей заповеди, за которым обязательно последует наказание. И даже венчанный брак не способен уберечь пару от измены — она зависит от многих факторов: как личных качеств и духовности человека, так и от внешних обстоятельств.
Таинство венчания лишь напоминает людям о том, что союз двух сердец должен быть священен, и измены после свадьбы должны быть полностью исключены.
Более того, люди, принявшие такое решение, должны понимать, что не изменять после венчания так же важно, как и соблюдать другие простые христианские правила, например, креститься, ходить в церковь или следовать советам батюшки.
Измена в отношениях венчанной пары — это нарушение обета и церковных правил. Оно свидетельствует о пренебрежении и неуважении друг к другу, а также неумении жить согласно Законам Божьим.
Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?
Каждому священнику знакома ситуация, когда человек, столкнувшись с супружеской изменой, совершенно не знает, что делать и как теперь жить.Он просит благословения на развод или на дальнейшее совместное проживание, то есть просит совета. Но однозначного ответа здесь дать нельзя.
Как бы трудно ни было, но принять решение о расставании с изменником или его прощении может только сама жертва измены, потому что жить в браке, куда пришла такая беда, придется ему самому.
Евангелие хоть и называет прелюбодеяние единственной настоящей причиной для развода, оно не повелевает расставаться.
Готовы ли супруги к примирению, зависит только от них. Да, измена — это слишком серьезный грех и очень тяжелая травма для всех членов семьи. Далеко не все способны жить с изменившим супругом, даже если тот искренне покаялся.
Многие из жертв супружеской измены уходят в глубочайшую депрессию. Конечно, они обязательно переживут и отчаяние, и чувство, что все навсегда разрушено.
Но такое состояние родителя, да и сама ситуация в целом очень сильно отражается на детях. Даже смерть родителя не травмирует их так, как разрушение семьи, поскольку это предательство, которое навсегда оставляет внутри души незаживающую рану. Многие женщины, переживающие измену мужа, пытаются сделать эту ситуацию максимально незаметной для детей.
Но даже трудно представить, что ей это удастся, потому что, находясь в депрессии, она способна лишь механически исполнять свои родительские обязанности. Здесь, наряду с необходимостью постоянного посещения храма, покаяния и причащения в церкви, лучше обратиться к врачу, который при необходимости назначит курс лечения.
При желании сохранить семью церковь советует снова смотреть в глаза, заботиться о друг друге, вместе проводить время — разговаривать за чаем, посещать культурные места или гулять в парке.
То есть сделать жизнь общей. А этот тяжелый эпизод, возникший на пути, воспринять как урок. Важно понять, что делалось не так, простить и вновь искренне полюбить.
Иногда человеку, столкнувшемуся с изменой близкого, советуют отомстить для облегчения. Но люди, в отчаянии решившиеся на подобное деяние, будут чувствовать себя намного хуже. Здесь имеет место двойная травма — предательство супруга и уничтожение себя грехом.
Разделения понятий измены в венчанном и в невенчанном союзе нет, есть люди — верные или неверные. Помните, что нельзя жить в обиде и ненависти и, если нельзя простить, лучше отпустить и разделить пути.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19Это быстро и бесплатно!
Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника
Заповеди не случайно гласят «не убий», а затем сразу «не прелюбодействуй». Убийство и измена практически равнозначны по своей разрушительности.
«Люди, переживающие измену, испытывают чувство, будто их убивают, и эта смертельная рана не заживает никогда» — говорит настоятель храма, протоиерей Алексий Уминский.
Нехранящий верность своей жене или мужу обязательно погибнет, даже если имеет тысячи добродетелей.
Блуднику нельзя войти в Царство Небесное, поскольку совокупляться с незаконным супругом — тяжкий грех, прелюбодеяние, за которым непременно последует соответствующее наказание. Поэтому прелюбодей вредит больше себе, чем своей «второй половине».
От свершившегося прелюбодеяния происходят великие бедствия, разрушающие дома, от него иссякает любовь, и уничтожается все хорошее внутри человека и вокруг него.
Можно ли искупить грех?
Прелюбодеяние — один из семи смертных грехов и нарушение седьмой Божьей заповеди. Любой может сойти с истинного пути и согрешить. Священники утверждают, что нет непрощенных грехов, есть грехи нераскаянные.
Совершенный грех невозможно искупить самостоятельно, нужно просить милости у Христа. Просить его, чтобы он помиловал вас за нарушение Его воли и заповеди. Только раскаявшись и исповедовавшись у священника, можно получить прощение Искупителя.
Чтобы получить прощение и облегчить свою участь, нужно сделать следующее:
- поститесь три или более дней;
- читайте молитвы по утрам и вечерам;
- исповедайтесь священнику в грехе, при этом расскажите ему и о других своих пригрешениях, вольных или невольных;
- причаститесь.
Отнеситесь к этому очень ответственно и серьезно. Лучше исповедаться вечером перед Причастием, чтобы во время утреннего Богослужения ничего не отвлекало согрешившего от искренней молитвы.
Можно ли сохранить семью, в которой есть изменник? Можно, но случаев разрушения семьи по этой причине намного больше. Для сохранения семьи нужен совместный подвиг и понимание того, что этот крест и боль от произошедшего нужно будет нести до конца.
В такой семье уже не будет прежнего счастья и радости, прежней легкости и доверия — лишь тяжесть в сердце и застрявший комок невысказанных эмоций в горле.
Если супруги найдут в себе силы и привыкнут к этому, то, может быть, этот брак подарит им еще несколько внешне счастливых моментов, они найдут общие дела и будут едины при воспитании детей. Потому что соединять эту пару будут подвиги покаяния и прощения.
Согрешив, покайтесь, осознайте всем сердцем вину перед Богом и никогда не повторяйте подобных деяний.
что об этом думает православная церковь?
Еще в прошлом веке венчание в церкви было обязательным, и молодожены становились официально супругами только после этой процедуры. Сейчас же многие обходятся лишь регистрацией в ЗАГСе и не считают нужным идти в церковь. В этом есть и плюсы, ведь теперь венчаются только те влюбленные, которые искренне этого желают.
Венчание – это таинственный церковный обряд для верующих и любящих молодоженов, во время которого они дают обеты верности.
Значение обряда венчания и правила
Венчание необходимо для того, чтобы показать перед Богом серьезность своих намерений. Главным основанием для благословения брака считается обещание венчающихся хранить друг другу верность.
Нельзя венчаться в периоды постов, а также на Пасху, Рождество и другие великие и почитаемые праздники
Венчание состоит из четырех этапов и требует предварительной подготовки. Перед венчанием пара должна пройти причастие, которое также требует подготовки:
- придерживание поста от 1 до 3 дней;
- полный отказ от алкоголя и курения на сутки;
- отказ от половой жизни на трое суток;
- чтение трех молитв.
Во время причастия священник читает молитву, затем молодожены должны про себя покаяться, исповедаться. После священнослужитель прочтет еще одну молитву, а молодые должны поцеловать крест.
Для проведения венчания необходимы обручальные кольца. Можно использовать либо два золотых, либо одно серебряное – для жены, и одно золотое – для мужа.
Обручальные кольца для венчания
Также нужно приобрести венчальные иконы (с изображением Христа и Богородицы). Иисус символизирует мужа – защитника, а Богородица – жену, хранительницу очага. Эти иконы должны храниться в семье всю жизнь и могут передаваться из поколения в поколение. В дополнении нужно приобрести две свечи, два платка, и рушники.
Особое внимание стоит уделить наряду жениха и невесты. Костюм жениха должен быть темного цвета, платье невесты должно быть белое, закрытое и длиной ниже колен, голову нужно покрыть фатой.
Для венчания необходимы свидетели, они будут держать венцы над головами молодых во время церемонии и помогать их семье на протяжении жизни
В качестве свидетелей можно выбирать только неженатых людей или тех, кто состоит в официальном браке. Разведенные или живущие гражданским браком люди не подходят для данной роли.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Измена в венчанном браке
Измены после венчания должны быть исключены, ведь супруги давали обет верности не только себе, но и Богу. Измена – это прелюбодеяние, и только по этой причине венчанный брак может быть расторгнут. В былые времена измены были недопустимы, супруги должны были быть вместе всю жизнь и быть преданными друг другу.
В наше время измены и разводы стали более частым явлением, но все же не считаются нормой. Многие браки распадаются по этой причине. Но если произошла единожды, и виновный раскаивается, а пострадавшая сторона готова простить, то брак можно спасти.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Позиция православной церкви и последствия измены после венчания
Православная церковь считает измену в венчанном браке большим грехом.
Несмотря на то, что церковь не признает разводов, именно измена является весомой причиной для расторжения брака. В Евангелии было указано, что единственной причиной уйти от супруга или супруги может быть прелюбодеяние.
Супружеская измена указывается в заповедях сразу после убийства, что доказывает, что это большой грех.
Священники сходятся во мнении, что изменять в браке нельзя, но все же этот грех может быть прощен. Но если простить сложно, то у пострадавшей стороны есть возможность уйти от неверного супруга. Ведь в семье, где была измена, уже не будет прежнего доверия и, соответственно, прежнего семейного счастья.
Изменив в браке, супруг будет чувствовать вину перед своей второй половинкой на протяжении всей жизни. Также может ощущаться вина перед детьми и родственниками. Пострадавшая сторона не сможет забыть измену, и даже в случае сохранения брака не сможет быть абсолютно счастливой. Последствия измены в венчанном браке будут ощутимы и детьми, они остро чувствуют атмосферу и могут в будущем повторить модель своей семьи.
Изменивший в венчанном браке супруг уже не сможет венчаться ни с нынешним супругом, ни с другим человеком
Сохранить семью после измены можно лишь в том случае, если оба супруга совершат подвиги. Предавший супруг должен раскаяться и вымаливать прощение, а пострадавшая сторона должна суметь простить.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Что делать, если измена после венчания произошла
Люди находят изменам множество причин и оправданий, но для церкви причины бывает две. Измена может быть совершена из-за порочности и безнравственности человека, либо из-за ошибки, о которой человек сожалеет.
Оба случая считаются грехом, но иногда это можно и простить. Брак можно спасти при желании обеих сторон, если выяснить истинные причины измены, одной стороне нужно раскаяться, другой простить. Главное, при решении сохранить брак и больше не напоминать друг другу о случившемся.
Что нужно сделать человеку, который изменил:
- Признаться. Совершив грех, в нем необходимо признаться, иначе угрызения совести не дадут спокойно жить. К тому же придется совершать еще один грех – лгать, поэтому лучше сразу раскаяться перед второй половинкой.
- Покаяться. Если человек жалеет о содеянном, то нужно покаяться перед собой, перед Богом и перед любимым человеком.
- Избавиться от причины измены. Необходимо выяснить, что стало причиной совершения греха, и сделать все, чтобы данная ситуация не повторилась.
- Попросить прощение и принять решение супруга. Необходимо искренне извиниться и ждать решения. Стоит быть готовым к тому, что брак будет развенчан.
Венчание – это серьезный шаг, поэтому подходить к нему нужно ответственно. Венчаться рекомендуется после нескольких лет отношений, когда проходит влюбленность и на ее смену приходит любовь и уважение. Если гражданский брак можно легко расторгнуть, то развенчание брака – это долгий процесс. К тому же, наличие измен в венчанном браке говорит о том, что супруги не уважают друг друга, и не умеют жить по законам Божьим.
Что еще можно сделать, если в венчанном браке начались измены, можно узнать, посмотрев видео:
Супружеская измена: последствия для венчанного брака
Венчание – красивый и таинственный обряд, несущий в себе цель скрепить божественным благословением обоюдное желание жениха и невесты создать семью. Над брачующимися произносятся молитвы, и будущие муж и жена дают друг другу клятву в вечной верности. К сожалению, на практике многие венчанные браки, несмотря на данные у священного алтаря обеты, проходят через испытание изменой одного из супругов. Зачастую это заканчивается так же, как и в семьях, где пары не освящали свой союз в церкви, то есть – разводом. Многих волнует, существует ли церковное наказание и можно ли сохранить венчанный брак после измены?
Всего столетие назад все молодожены проходили через обряд венчания. После Октябрьской революции появилось такое понятие, как «гражданская регистрация», которая стала альтернативой церковному заключению брака. На протяжении восьми десятков лет большинство семей нашей страны рождалось не в храме по благословению священника, а в ЗАГСе в присутствии регистратора.
Теперь, когда религия уже не подвергается гонениям и нет никаких внешних препятствий для того, чтобы принимать участие в таинствах церкви, многие пары приходят в церковь, чтобы освятить свой союз. Однако совсем немногие из них по-настоящему осознают подлинный смысл этого священного действа. Кто-то решает венчаться только из внешней красоты обряда. Кому-то кажется, что венчание сможет уберечь супругов от размолвок, хотя любой священник подтвердит, что венчание – это не заклинание, дающее гарантию счастливой семейной жизни. К сожалению, многие семейные пары, над которыми был совершён этот обряд, сталкиваются с теми же проблемами, что и семьи, ограничившиеся официальной регистрацией в ЗАГСе. И супружеская неверность – одна из них.
В Библии указывается только одна каноническая причина для расторжения брака – это грех прелюбодеяния, то есть измена одного из супругов. При этом пострадавшая сторона имеет право остаться безбрачной или вступить в новый брак. В свою очередь, супруг, виновный в крушении семьи, может второй раз жениться или выйти замуж только по истечении срока епитимьи – церковного наказания, назначаемого за определённые грехи. Наложить епитимью может духовник, она не является ограничением прав верующего или изобличением его перед другими прихожанами. По правилу, она должна стать инструментом к духовному исцелению. Епитимья – это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который, при должном отношении, способен зародить стремление к духовному подвигу.
Епитимья назначается в соответствии с возможностями конкретного человека и сугубо по его доброй воле. Ведь если наказание будет непосильным, тогда подобная мера может отвернуть прихожанина от церкви или пошатнуть веру в Бога, что противоречит основной задачи наложения епитимьи.
Интересно. Вопреки распространённому мнению, такого понятия, как «развенчание», в церковной традиции не существует. В церкви можно лишь получить разрешение на повторный брак, которое даёт епископ. При этом детальному рассмотрению подлежит каждый отдельный случай подобного прошения.
Почему именно супружеская измена названа самим Богом как единственная причина к разводу? На самом деле брак в христианском понимании – это союз двух людей, которые становятся одной плотью. Семья считается единым живым организмом, где все её члены неразрывно связаны между собой. Измена оскверняет освещённый Богом союз и как бы разрывает эту «плоть». Поэтому последствия измены после венчания сравниваются с убийством живого существа, которым является брак. Таким образом, в случае неверности одного из супругов церковь не благословляет расставание мужчины и женщины, которые поклялись друг другу в вечной любви и верности, а только констатирует, что семья, по сути, мертва.
Важно! Развод по причине прелюбодеяния допускается только в православии и протестантизме. Католическая церковь не признаёт разводов вообще.
Хоть супружеская измена и считается тяжким грехом, но, несмотря на это, церковь допускает возможность сохранения брака, в котором произошла подобная трагедия: лишь в случае искреннего раскаяния неверного супруга или супруги и готовности пострадавшей стороны простить и принять обратно свою половинку. Кстати, церковь советует всем своим прихожанам при возникновении разного рода конфликтных ситуаций в семье прибегать к пасторской помощи опытных духовников. При этом РПЦ (Русская Православная Церковь) призывает приходить на разговор двоим супругам, чтобы священник мог составить для себя более полное представление о сути разногласий и направить разговор между мужем и женой в нужное русло.
Важно! РПЦ признаёт брак, зарегистрированный в ЗАГСе, законным и призывает своих прихожан придерживаться всех правил духовной христианской жизни со своими гражданскими супругами (не путать с так называемым «гражданским браком», который церковь классифицирует как блудное сожительство).
При систематических изменах и твёрдом нежелании неверного супруга сохранять брак, церковь признаёт развод. Более того, большинство современных духовных отцов РПЦ призывают женщин и мужчин, чьи законные супруги ведут себя подобным образом, не терпеть этого «глумления над святыней брака» и уходить от изменщика. Объясняется это тем, что дети, живущие в семье, где один из родителей ведёт распутный образ жизни, получают тяжёлый нравственный ущерб, что может отрицательно сказаться на их будущей жизни.
Интересно. Церковь признаёт законными сексуальные отношения исключительно между людьми, соединёнными узами брака. Любое сожительство вне супружеской спальни считается блудом.
Что же касается случаев, когда один из супругов испытывает интерес, в том числе и сексуальный, к кому-то на стороне, при этом до физиологической измены дело не доходит? Конечно, такую ситуацию нельзя приравнивать к тем, когда муж или жена имеют половые отношения с кем-то помимо своих законных супругов. Однако в Библии есть чёткое указание: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (От Матфея 5:28)». Иными словами, если одного из супругов очень тянет «сходить налево», то это уже звоночек, к которому нужно отнестись максимально серьёзно, даже если внутри семьи всё по-прежнему остаётся в рамках благопристойности. Верность своему венчальному обету – это не только отсутствие внебрачных сексуальных связей, но и постоянная готовность супругов сделать всё, чтобы сохранить своё духовное единство.
Содержание статьи
Автор публикации
0Комментарии: 0Публикации: 132Регистрация: 19-06-2018
последствия для мужчин и женщин
Этот обряд наполнен священной таинственностью, он существует для того, чтобы пара была благословлена Богом, показывает всю серьёзность намерений в браке. Человек создан по образу божьего, поэтому не прощается оплошностей и непослушаний заповедей, венчанный брак – грех, за который нужно нести ответственность как на небе, так и на Земле.
Измены после венчания должны быть напрочь исключены. Когда люди принимают такие важные решения, то это требует осведомления того, что придётся придерживаться канонов как минимум – быть крещённым, прислушиваться к каждому совету священника, истинно этого хотеть, а не действовать по принуждению. В народе есть поверье, которое гласит, что венчанной паре не суждено расстаться, они будут пересекаться, сталкиваться всю жизнь при любых обстоятельствах, как бы ни пытались убежать друг от друга.
Расторгнуть союз крайне тяжело, для этого нужна весомая причина, например, необоснованная измена, которую нет сил, простить. Каждый может заблуждаться, совершать ошибки. Как правило, виноваты всегда оба, на проступок может толкнуть отчаяние, равнодушие, постоянное безразличие, непонимание. Всегда следует выяснить причину, до конца разобраться и по возможности простить.
Если были причины полюбить человека, то всегда можно находить в нём хорошие качества, периодически вносить разнообразие, быть опорой, стараться восстановить и открыть всё самое прекрасное, светлое, что было раньше определяющими чертами влюблённости. Даже перед самыми ответственными супругами порой возникают препятствия, разногласия, искушения на стороне.
Главное – душевное раскаяние, принятие, осознание вины, попытки её загладить.
Разрушить легче, чем возобновить или построить новое, поэтому дав волю эмоциям, высказываниям, надо вовремя остановиться и прийти к единому решению: быть или не быть вместе, принять аргументы за и против, вспомнить прекрасные мгновения совместной жизни, понять сможет ли одна ошибка перечеркнуть нажитое непосильным трудом.
Другой вопрос, если мужчина живет с семьёй и регулярно изменяет, пустился в блуд, постоянно срывается, винит во всём своих родных, тогда, о прощении не может быть речи, развод вполне может состояться. В любом случае нельзя жить иллюзиями. При помощи венчания пытаться укрепить то, чего нет, и не было никогда, то что чуждо никогда не притянет, для кого-то это может быть просто красивым обрядом ни к чему не обязывающим.
Разделений между браками быть не должно, есть верные и неверные люди, всё остальное – глупые оправдания своим поступкам. Нельзя жить обидами, с ненавистью в сердце, ведь это тоже огромный грех, лучше забыть, отпустить, разойтись по разным дорогам, чем пытаться удержать, отомстить, ущемить человека, таким образом, больно не только ему, но и пострадавшей стороне в том числе.
Прощать – дар великодушия, дарован не всем, а иногда, простить – большая глупость, которая не раз обернётся горьким опытом, некоторые жены или мужья не способны изменить пагубный образ и стать на верный путь раскаяния, исправления. Тяжело осознавать, что венчание и измена – распространённые вещи, ставящиеся повседневной нормой.
Все от природы равны, имею право выбирать свои ценности, обустраивать жизненную стезю, как вздумается, но коль имеется семья, то приходится нести за неё ответственность, не разбрасываться близкими особями, прислушиваться, учитывать интересы, а не бессмысленно существовать ради удовлетворения животных инстинктов. Первое правило человечности: производить деятельность во благо, на пользу, делать счастливее.
Законы «Библии» и современное восприятие
Исходя из святой книги, наступает понимание того, что род людской не может ощущать полноценного счастья, находясь в полном одиночестве обязательно нужна поддержка. Таким образом, и была воссоздана Ева – образ идеальной жены, своеобразное дополнение Адама. Они воссоздались для гармонии, собственно, для этого заключаются и браки.
Супруги – единое целое, жена обязана быть преданной, любить только своего мужа, быть любовницей – унижение, в предназначение дам не входит быть развлечением или попросту удовлетворить потребности физиологии, суть намного глубже: прожить, создав полное благополучие, умиротворение, дополнить друг друга, наслаждаться сполна.
В былые времена, измена в венчанном браке была невозможной, как только молодые приходили в церковь, вся округа знала, что сегодня для них начинается совершенно новая история, которая соединит их на вечность, они больше не смогут один без другого.
Основная цель – рождение, воспитание нового поколения. Важна духовная сторона личностных отношений, понимание; венчание после измены, возможно, если только бытие полностью переосмыслено, сделан самостоятельный окончательный выбор.
Жена, которая изменила мужу – не поддалась самоотверженной силе любви, значит, не способна пребывать в семье, таким свойственны свободные, необязывающие связи, сожительство, увы, религия не признаёт подобного.
В современном мире разводов крайне много, поэтому вошло в норму, спокойное восприятие, венчанная пара спокойно может развестись и через некоторый период воспроизвести ритуал вновь уже с другими претендентами на сердце. Молодое поколение не так серьёзно относится к бракосочетанию, а некоторые церкви венчают всех без разбора, большого значения не придаётся, некие склонны к «мудрости» сбережения семью любыми методами: «пусть даже живёт, со мной и изменяет», а разве такой подход правильный?
Проблемы надо учиться решать, а не жить с ними. Рано или поздно подобная ситуация вымотает, надоест, захочется покоя, а не страстей, бурной жизни, а если есть дети, то это в край болезненно осядет на их психике, восприятие и они попросту, начнут брать пример со своих родителей.
Если изменила мужу, то легче сознаться, отпустить грех, оставить в прошлом, ведь можно только усугубить положение, к одной оплошности добавятся другие: предательство, ложь, обман и многое другое. Атмосфера должна быть чистой, душевной, непринуждённой, не стоит окружать себя «болотом» погружение, в которое станет неизбежным, как говорится, в народе: «на воре и шапка горит».
Венчание или стандартная церемония?
Многие ограничиваются обыкновенным торжеством, что есть в некой степени правильным, но не снимает ответственности за определённые неблагочестивые поступки. Безусловно, измена после венчания последствия имеет тяжкие, придётся причащаться, каяться, просить прощения, мучиться, и только так, возможно заполучить долгожданное помилование.
В церковь приходят не потому, что это модно и красиво, а только при искреннем желании навеки соединить тела и души; научиться любить, уважать, воспринимать супруга таким, каков он есть, переживать вместе горе, радость, разочаровываться, налаживать упущенное, стремиться к полной гармонии, находить совместное счастье, быть вместе вопреки всем преградам и трудностям.
При принятии решения, нужно опираться не только на здравый ум, но и учитывать противоречия, осознанно подходить к выбору партнёра, быть уверенным в нём и в себе на сто процентов, что, к сожалению, является крайне редкими случаями.
Спешка ни к чему, важно набраться жизненного опыта, понять себя, собственные предпочтения, определить ценности, чтобы сосредоточиться и сделать достойный, окончательный выбор, который будет нести радость, счастье весь остаток жизненного пути.
Наличие измен в отношениях мужчины и женщины свидетельствует в первую очередь о неуважении, пренебрежении друг другом, а после нарушения обета, церковных правил, неумении жить по Законам Божьим.
Венчание — прот. Павел Великанов
^ Чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет.Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым.
^ Как появилось венчание?
– Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?
– Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно – в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.
– Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?
– Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак – это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. – Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.
– А какие представления существовали у язычников? В чем различие?
– Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов – это святые Петр и Феврония Муромские (8 июля празднуется их память. – Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. – Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…
В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.
Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание – единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина – молитва «Боже Святый» – присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.
^ Венчание… в осуждение?
– Невенчанный брак считается неправильным, греховным?
– Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак – то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный – полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
– Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?
– Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее – чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.
– В чем таинство? Что таинственного происходит?
– Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу – вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!
– А благословение – в чем оно заключается?
– Венчание – это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины – епископом или же священником.
– Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?
– Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия.
Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе – венчание, а Ты нам – гарантию «дома – полной чаши». Венчание – это укрепление и благословение существующихотношений, но не построение их с нуля и тем более – не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей.
Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными.
Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами – то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится.
– Почему?
– Потому что любое приближение Бога – это кризис: он обостряет, доводит до некоего предельного напряжения существующую ситуацию. Божественными предметами не шутят: они требуют к себе должного отношения. И если человек готов поступиться собой, своими интересами, вырваться ко Христу – кризис для него оказывается спасительным и полезным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обнажение, обострение его истинного состояния только лишь ускоряет возможный распад семьи.
К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь – это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» – не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство…
Поэтому если речь о людях, заглядывающих в Церковь, не являющихся, по сути, христианами, для них форма законного брака – это вполне достаточно.
^ Готовы – не готовы
– Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему…
– Так бывает. Понимаете, этот процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением.
Я знаю супругов, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке около 50 лет, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это Таинство – процесс еще не завершен. Таких примеров немало.
– Это скорее хорошо, чем плохо?
– Это плохо. Но если бы они повенчались и после этого в их жизни ничего бы не изменилось, это было бы еще хуже.
Мне, скорее, симпатична позиция тех нецерковных молодых людей, которые, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Тут есть здравое зерно: это свидетельствует об ответственности. Такие супруги должны жить в законном браке, рожать детей, любить друг друга, потихоньку изменяться сами, воцерковляться и, когда дорастут до брака церковного, – венчаться.
Однако если люди уже достаточное время живут полноценной церковной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей вступать в брак, минуя венчание, ненормально и более чем странно. Когда верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, это должно наводить на мысль: что-то здесь происходит неправильное.
– Почему? Если это «дозревание», то оно происходит у разных пар в разное время…
– Потому что для христианина брак, семья – это не просто «ячейка общества», и тем более не «институт законного пользования друг другом». Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет. Можно провести аналогию со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согласии и непрестанной самоотдаче друг другу, и в этом обретают абсолютную полноту бытия и то самое блаженство, к которому призываемся и мы все. И поэтому для Церкви брак – одно из фундаментальных понятий.
Отношения между Христом и Церковью самим же Господом отождествляются с брачными отношениями: Церковь называется Невестой Христовой. У апостола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере присутствует эта брачная аллегория. И это говорит только о том, что нет в жизни человека более высоких, более способствующих спасению отношений, чем брак. Можно смело сказать, что брак – это своего рода «трамплин» ко спасению. Но как с трамплином связаны различные риски, точно так же и с браком: не вступив на этот путь, ты не достигнешь определенных высот и никогда не узнаешь, что такое полет в свободном падении, но, вступив, ты должен понимать, что тебя ждут не только сияющие вершины, но и опасности переломать себе хребет.
– А могут ли супруги пойти на венчание как на сознательный шаг в сторону единства? Прося у Бога поддержки в этом?
– Да, это самый правильный подход.
Если муж и жена имеют желание устраивать свою жизнь по-христиански, конечно, им лучше вступать в супружество через Таинство Венчания. Но это возможно только тогда, когда каждый из них понимает всю меру ответственности, которую он на себя берет. Ответственности не только в том, что они не имеют права развестись, что бы у них там ни происходило, но ответственность духовную. За тот образ жизни, который каждый из них по своим силам пытается осуществлять согласно евангельским заповедям.
– Получается, это Таинство – одновременно и начало чего-то качественно нового, и вершина некоего внутреннего процесса?
– В таком случае венчание – действительно и важное начало, и вершина, некое свидетельство того, что супруги действительно достигли какого-то духовного единства, в своих устремлениях к Богу их траектории перестали быть параллельными и стали стремиться к единству. В таком случае желание получить церковное благословение и освящение брака становится совершенно естественным и законным желанием.
^ Развенчание «развенчания»
– Многие говорят о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?
– «Развенчание» – вещь совершенно мифическая. Никакого чина снятия церковного благословения на брак не существует. Есть свидетельство Церкви, когда она, по своему снисхождению к человеку, не сумевшему вынести взятый на себя подвиг брака, дает ему благословение на второй брак.
– Насколько далеко заходит снисхождение Церкви? Допустимо ли венчаться во втором, в третьем и т. д. браке?
– Действительно, есть чин венчания второбрачных, который является скорее чином покаянным.
– Он самостоятельный, отдельный?
– Да, это самостоятельный чин для тех, кто вступает во второй брак. Но вот чина для троебрачных, конечно, уже не существует. В каких-то крайних случаях, при особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак – но уже без венчания. И тут действительно должны быть какие-то совершенно исключительные случаи и достаточные основания для такого решения! И, конечно же, никакой священник не возьмет на себя подобную ответственность: это целиком и полностью область архиерейской власти. Естественно, нормой подобная ситуация никак быть не может. Здесь мы видим проявление икономии, крайней уступки Церкви, для того, чтобы дать человеку возможность причащаться, продолжать жить церковной жизнью.
– Это, по сути, благословение на брак без венчания?
– По сути дела, это просто благословение на причащение человека, который по своей немощи находится в третьем браке, и просьба к Богу о прощении его грехов.
^ Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера
– Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию – Таинство над такой парой совершить допустимо?
– Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество – когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу. Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.
– Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?
– Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель Филарет Московский неоднократно это допускал.
Это удивительный факт! И еще одно свидетельство того, что брак – явление, далеко выходящее за пределы лишь человеческих отношений. В свое время религиозный философ Василий Васильевич Розанов писал: «Связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»…
Действительно, то, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке. И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака. Церковь, как чадолюбивая Мать, бесконечно ценит и трепетно охраняет то, что происходит в браке, и столь же решительно и бескомпромиссно относится к тому, что происходит вне его.
– Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?
– Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством? Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни – и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу. Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.
В монашестве человек полностью вверяет себя Богу – Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется. И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.
Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда. Более того, пока есть измена, блуд – ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные». А потому, что блуд – это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне. Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима – ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать.
– Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?
– В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов – когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу. Но начинается все – с мысли.
Вообще, мы многое не понимаем из того, что происходит в браке. И как бы ни были пространны исследования в области интимных отношений мужчины и женщины, до конца понять природу этих отношений мы не можем. Мы здесь выходим за пределы науки как таковой и переходим в измерение скорее духовное, нежели физиологическое.
– То есть можно сказать, что брак сам по себе является Таинством?
– Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель Иоанн Златоуст в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской». Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» – чтобы совсем из Церкви не ушли. А святитель Иоанн Златоуст говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти. И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения. Ведь страстные движения когда-то всё равно уйдут – а вот сама любовь только укрепится и очистится. И здесь в качестве залога именно такого развития отношений выступает девство, полная физическая чистота обоих брачующихся.
^ Подготовка: практические моменты
– Существует мнение, что венчание – столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник…
– Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака – там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу – это их дело перед Богом.
Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.
– Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?
– Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей – это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.
– Какова роль родителей при венчании?
– И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся – и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства – лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.
– Как самим супругам следует готовиться к венчанию?
– Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.
Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, – тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.
– Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?
– Надеяться робко – да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество – это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.
Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина – сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина – чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2 Кор.8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство – остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.
Обязательно ли причащаться перед венчанием?
Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания. Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.
Что такое «венчальная Литургия»?
Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.
Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать?
Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.
Сколько стоит участие в Таинстве?
Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека. При этом нужно понимать, что венчание – наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, – которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства.
Журнал «Фома»
Отпускаю тебя с миром: пережить измену и жить, распрямив плечи
Супружеская измена – то, что погружает семью в прижизненный ад. И в этом мрачном месте, которое создали взрослые, первыми страдают невинные – то есть дети. Возможна ли семейная жизнь после измены одного из супругов? Как пережить и жить дальше? Стоит ли реставрировать руины? А если от брака не осталось камня на камне, то как сказать обидчику вместо горьких слов простое исконно русское – «отпускаю тебя с миром?»
На разрыв
На просторах интернета много мнений о супружеской измене, совершенно полярных: от полного и спокойного принятия до полного осуждения с призывами к кровавой вендетте и отмщению до седьмого колена. Голос христианской любви заглушается эмоциями, а взгляд православного христианина представляется чем-то абсурдным.
Вот что говорит по этому поводу архимандрит Андрей (Конанос): «Муж застал жену с другим. Спокойно закрыл дверь и ушел. Сказал про себя: пусть у нее все будет хорошо. Я не могу силой вымогать любовь, как милостыню. Если ты меня не любишь, не люби. Хочешь быть с ним, будь. Это нам кажется безумием! Но такое безумие необходимо, чтобы стать счастливым. В конечном итоге оно не доведет тебя до того безумия, от которого ты попадешь в больницу. Другой тип нашего поведения, с выяснениями отношений, с логичными доводами, рационален, но он приводит к настоящему помешательству».
Жизнь семьи, в которой обнаруживается измена, действительно, похожа на всеобщее сумасшествие и долгое время может держать на грани нервного срыва. Отношения предельно накаляются, и скрыть открытый огонь от домочадцев не представляется возможным. Неслучайно Евангелие считает единственной причиной для расторжения брака прелюбодеяние – супружескую измену.
Бывают, конечно, случаи нравственной ущербности жены и мужа, когда измена представляется обоим полезной для здоровья и укрепления отношений. Но в большинстве случаев (в норме) каждый человек, вставший перед вызовом нового чувства, прекрасно понимает, что он делает, и ощущает греховность и ненормальность происходящего.
Пытаясь понять, что привело к измене, мы становимся на скользкий путь. Вроде бы всё предельно ясно – винов
Измена это грех или нет в православии и какое наказание за нее
Венчанный брак ничем не защищен от соблазнов окружающего мира. И вспыхнувшие чувства к постороннему человеку могут затмить мозг. Но стоит ли поддаваться этому порыву, если вы религиозный человек? Узнайте, считается ли измена грехом или нет, а также какое наказание за него предусмотрено.
Содержание статьи
Считается ли измена грехом
Да, измена — это смертный грех прелюбодеяния.
Кому-то может показаться странным, что в список смертных грехов попала супружеская неверность. В чем же причина?
Апостол Павел говорил, что каждый человек — храм Духа Святого. И мы должны жить так, чтобы быть храмом господня. А измена оскверняет душу, а значит и этот храм.
«Бегайте блуда, блудник грешит против собственного тела. Тела ваши храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,18-19) Апостол Павел.
Помимо этого стоит учитывать, что изменник совершает сразу несколько грехов:
- Ложь.
- Предательство.
- Богохульство.
Не удивительно, что этот поступок так осуждается в религии.
Какое наказание за прелюбодеяние
За каждый проступок есть наказание, и грешник получает его сполна:
- Общественное осуждение. Неверность порицается народом, так что нарушивший верность человек будет чувствовать на себе неодобрительные взгляды. Люди будут обсуждать произошедшее и осудят проступок.
- Отлучение от причащения до тех пор, пока что не понесут покаяния. Причем накладывается и на того, с кем изменил грешник. Ведь согласиться на связь с обручённые человеком — это тоже грех.
- Муки совести. Любой верующий человек, оступившись, будет корить себя за совершенный проступок. Совесть не даст забыть о грехе, мешая спокойно спать, есть, наслаждаться жизнью. Только когда память об этом событии померкнет, только тогда придёт очищение.
- Стыд и раскаяние за измену, когда о ней узнает супруг(а) и все знакомые.
- Потеря связи с Богом. Ведь совершение такого тяжкого греха возводят метафизическую стену, которая с трудом пропускает молитвы и прощения. Если не пытаться замолить этот тяжкий грех, можно полностью отпасть от Церкви и Бога навсегда.
- Развод. Если преданный супруг захочет расторгнуть брак, священники не будут препятствовать. Ведь после такой ситуации сохранить брак слишком сложно, да и прежнего доверия и веры уже не будет.
- Закрытие Небесной обители — прелюбодею здесь не место. Пока что грешник не искупит свой грех, его ждёт «вторая смерть в адском озере, преисполненным огня и серы».
За каждое преступление есть наказание.
Святой Василий не разделял измену на мужскую и женскую. Прелюбодеяние любого человека — смертный грех, который требует полного покаяния. Хотя общество не разделяло его мнения — женщина не считалась полноправным членом общества.
В Старом Завете
В Ветхом Завете были более строгие взгляды на этот проступок:
- Сам факт неверности разрывал священные узы брака и он считался расторгнутым с момента измены. При этом мнение супруги или супруга неверного не учитывалось.
- По правилу святителя Василия Великого человек, совершивший прелюбодеяние, не имеет право вступать в брак повторно. Он не смог оценить и сохранить то, что было вверено ему Богом, и поэтому лишается этого навсегда.
- Изменник и тот, с кем была совершена измена, отлучались от причастия на 15 лет.
Но в Новом Завете наказание смягчили, ведь главное — милосердие и прощение
Как искупить грех прелюбодеяния
Один раз оступившись, не стоит ставить на себе крест. Жизнь не заканчивается на этом и есть шанс исправить ситуацию.
Для искупления нужно:
- Исповедаться.
- Искренне раскаяться в своем проступке.
- Помолиться.
- Причаститься.
- Соблюдать все заповеди.
Только после этого можно рассчитывать на прощение. Но это возможно только при истинном раскаянии, иначе нет никакого смысла.
Можно ли простить прелюбодея
По религиозным постулатам считается, что если супруг прощает изменника, то он и сам становится грешником. Но если перед этим последовало горькое и искреннее раскаяние, а прелюбодей намерен искупить свой грех, то нужно простить его и отпустить обиды.
Ведь в религии важную роль играет прощение и милосердие. И если Бог готов простить нам наши грехи, если мы раскаемся, то какое право имеем мы отказывать в этой милости?
Ненависть и обида в сердце разрушают душу. Проявляя милосердие и прощая своих обидчиков вы обретёте гармонию и покой в душе. Так что в первую очередь стоит простить раскаявшегося грешника ради себя.
Совет священника: что делать, если есть соблазн
Мария, 35 лет:
«Здравствуйте. Мы с мужем вместе 15 лет, из них 10 в венчаном браке. Он замечательный человек, отец и муж. Но я уже несколько месяцев думаю о другом мужчине — коллеге с работы. Знаю, что это взаимно, и поэтому боюсь рано или поздно не удержаться. Как выбросить эти мысли из головы и сохранить верность мужу?»
Отсекайте лишнее, и только тогда вы вырастите прекрасный сад.
Венчаясь с супругом, Вы дали клятву верности ему перед лицом Бога и Церкви. Поэтому ваш супружеский союз был освящён Благодатью.
Когда на культурном растении вырастает дикая ветвь, садовник отсекает ее, чтобы растение не стало бесплодным. Он делает это, чтобы вырастить прекрасный сад. Вам нужно поступать так же — отсекать лишнее.
Семейная жизнь — это постоянный труд по улучшению себя, подавлению собственных слабостей и страстей. В том числе эгоизм, себялюбие и влечение к другим мужчинам. Если не бороться с этими слабостями, вы никогда не вырастите свой сад.
Соблазны приходят в свободную голову, поэтому вам нужно чем-то занять свои мысли. Уделяйте больше времени молитвам, ходите в церковь, думайте о семье и что вы можете для них сделать.
Мысли и руки должны быть всегда чем-то заняты, чтобы не было времени на греховные помыслы.
Измена — это смертный грех. Но если вы искренне раскаиваетесь, можно замолить его и смыть с себя этот проступок. Хотя лучше его и вовсе не совершать.