Какие падежи в русском языке: Падеж — Википедия – Падежи существительных русского языка. Таблица падежей и вопросы к ним

Падежи имён существительных. Предлоги падежей

Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам.

В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:

ПадежиВопросыВспомогательные слова
Именительныйкто? что?
Родительныйкого? чего?нет
Дательныйкому? чему?дать
Винительныйкого? что?вижу
Творительныйкем? чем?горжусь
Предложныйо ком? о чём?думаю

Пример:

Именительный падеж  –  (что?) стул
Родительный падеж  –  нет (чего?) стула
Дательный падеж  –  
дать (чему?) стулу
Винительный падеж  –  вижу (что?) стул
Творительный падеж  –  горжусь (чем?) стулом
Предложный падеж  –  думаю (о чём?) о стуле

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.

Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

Предлоги падежей в русском языке

Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:

говорил о доме, живёт в доме

Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:

нет леса, остановился у леса – родительный падеж

подарить маме, идти к маме – дательный падеж

Именительный падеж употребляется всегда без предлогов.

Таблица падежей с вопросами и предлогами
ПадежВопросыПредлоги
ИменительныйКто? Что?нет
РодительныйКого? Чего?от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме
ДательныйКому? Чему?по, к
ВинительныйКого? Что?на, за, через, про, в, под
ТворительныйКем? Чем?за, под, над, перед, с, между
ПредложныйО ком?
О чём?
о (об), на, в (во), при, обо

Предлоги родительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:

у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.

Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета: нет (чего?) чая, нет (кого?) слона.

Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:

(где?) у озера, (откуда?) из шкафа.

Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:

праздник (кого?) сестры, дверь (чего?) шкафа.

Предлоги дательного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже

к, по.

Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:

рассказал (кому?) другу, вернул (кому?) маме.

Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:

едет (куда? или к чему?) к морю.

Предлоги винительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:

в, на, за, под, через.

Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:

пошли (куда? во что?) в класс

пришли (куда? на что?) на кухню

Предлоги творительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:

за, на, под, перед, с.

Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечает на вопрос где? Например:

летит (где?) над океаном

висит (где?) под деревом

Предлоги предложного падежа

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:

о, об, в, во, на, при.

Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:

сказал (о ком?) о маме.

рассказал (о чём?) о мечте.

Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос

где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда?, то оно стоит в винительном падеже:

гуляет (где?) в парке – предложный падеж

идёт (куда?) в парк – винительный падеж

Предложный падеж — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 апреля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 апреля 2018; проверки требует 1 правка.

Предло́жный паде́ж — падеж в русском и ряде других славянских языков, отвечает на вопросы: «О ком? О чём? В ком? В чём? На ком? На чём? При ком? При чём?». По происхождению русский предложный падеж восходит к индоевропейскому местному падежу (локативу) и сохраняет его значение с предлогами «в», «на», «при». В древнерусском языке этот падеж мог употребляться без предлога:

Киевѣ «в Киеве», что демонстрирует его исконное значение как местного падежа; предлог об первоначально значил «вокруг».

«Предлог о или об предложному падежу свойственен[1]»

Выделяемый иногда внутри предложного особый местный падеж в лесу́ — о ле́се, в снегу́ — о сне́ге, в раю́ — о ра́е происходит от локатива исчезнувшего в русском языке IV склонения (основа на < *-ŭ).

  • Моряк (И.п., ед.ч.) — о моряке (П.п., ед.ч.)
  • Моряки (И.п., мн.ч.) — о моряках (П.п., мн.ч.)
  • Сизый (И.п., ед.ч.) — о сизом (П.п., ед.ч.)
  • Питающий (И.п., ед.ч.) — о питающем (П.п., ед.ч.)
Русское
название
падежа
Вопросы
(ключевые слова)
ПредлогиОкончания
Единственное числоМножественное число
1 скл.2 скл.3 скл.
именительныйкто? что?
(есть…)
— —-а, -я—, -о, -е-ы, -и, -а, -я
родительныйкого? чего?
(нет…)
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг-ы, -и-а, -я—, -ов, -ев, -ей
дательныйкому? чему?
(дам…)
к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
винительныйкого? что?
(вижу…)
в, за, на, про, через-у, -ю—, -о, -е—, -ы, -и, -а, -я, -ей
творительныйкем? чем?
(горжусь…)
за, над, под, перед, с-ой (-ою),
-ей (-ею)
-ом,
-ем
-ами, -ями
предложныйо ком? о чём?
(думаю…)
в, на, о, об, обо, при, по-е, -и-е, -и-ах, -ях

Окончания по падежам

Склоне́ние – это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

ПадежВопросыВозможные предлогиОкончание
Ед. число Множ. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени́тельный(есть) кто? что?-а, -я–, -о, -е-ы, и, -а, -я
Роди́тельный(нет) кого́? чего́?без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г-ы, -и-а, -я–, -ов, ев, -ей
Да́тельный(даю́) кому́? чему́?к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный(виню́, ви́жу) кого́? что?в, за, на, про, че́рез-у, -ю-о, -е–, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный(творю́, горжу́сь) кем? чем?за, над, под, пе́ред, с-ой (-ою), ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный(ду́маю) о ком? о чём?в, на, о, об, о́бо, при-е, -и-е, -и-ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ниеВторо́е склоне́ниеТре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -явсе остальные слова мужского и среднего родавсе остальные слова женского рода
в ед. числе-а, -яв муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е
во множ. числе-ы, -и-а, -я, -ы, -и
примеры словма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дяроя́ль нож окно́ мо́реночь дочь пасте́ль

I склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный-а, -я-ы, и
Роди́тельный-ы, -и–, -ей
Да́тельный-е, -и-ам, -ям
Вини́тельный-у, -ю–, -ы, -и, -ей
Твори́тельный-ой (-ою), ей (-ею)-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?па́папа́пычто?ра́нара́ны
Р.кого?па́пыпапчего?ра́ныран
Д.кому?папепа́памчему?ра́нера́нам
В.кого?па́пупапчто?ра́нура́ны
Т.кем?па́пойпа́памичем?ра́намира́ны
П.о ком?о па́пео па́пахо чём?о ра́нео ра́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?дя́дядя́дичто?ви́шняви́шни
Р.кого?дя́дидя́дейчего?ви́шниви́шен
Д.кому?дя́дедя́дямчему?ви́шневи́шням
В.кого?дя́дюдя́дейчто?ви́шнюви́шни
Т.кем?дя́дейдя́дямичем?ви́шнейви́шнями
П.о ком?о дя́део дя́дяхо чём?о ви́шнео ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. числомнож. число
И.кто?Мари́ячто?ли́ния
Д.кому?Мари́ичему?ли́нии
П.о ком?о Мари́ио чём?о ли́нии
 
И.кто?Фра́нциячто?исто́рия
Д.кому?Фра́нциичему?исто́рии
П.о ком?о Фра́нциио чём?об исто́рии

II склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Муж. родСр. род
Имени́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Роди́тельный-а, -я–, -ов, -ев, -ей
Да́тельный-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Твори́тельный-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?конько́ничто?дива́ндива́ны
Р.кого?коня́коне́йчего?дива́надива́нов
Д.кому?коню́коня́мчему?дива́нудива́нам
В.кого?коня́коне́йчто?дива́ндива́ны
Т.кем?конёмконя́мичем?дива́номдива́нами
П.о ком?о коне́о коня́хо чём?о дива́нео дива́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Р.кого?о́блакаоблако́вчего?мо́ряморе́й
Д.кому?о́блакуоблака́мчему?мо́рюморя́м
В.кого?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Т.кем?о́блакомоблака́мичем?мо́ремморя́ми
П.о ком?об обла́кеоб облака́хо чём?о мо́рео моря́х
ед. числомнож. число
И.что?музе́ймузе́и
Р.чего?музе́ямузе́ев
Д.чему?музе́юмузе́ям
В.что?музе́ямузе́и
Т.чем?музе́еммузе́ем
П.о чём?о музе́ео музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. числоед. числоед. число
И.кто?Васи́лийчто?жре́бийИ.что?дове́рие
П.о ком?о Васи́лиио чём?о жре́бииП.о чём?о дове́рии

III склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный
Роди́тельный-ей
Да́тельный-ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный-ами, ями
Предло́жный-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?мышьмы́шичто?тканьтка́ни
Р.кого?мы́шимыше́йчего?тка́нитка́ней
Д.кому?мы́шимыша́мчему?тка́нитка́ням
В.кого?мышьмыше́йчто?тканьтка́ни
Т.кем?мы́шьюмыша́мичем?тка́ньютка́нями
П.о ком?о мы́шио мыша́хо чём?о тка́нио тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл.III скл.II скл.II скл.
И.кто?дочьчто?ночьИ.кто?грач_И.что?нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. числомнож.числоед. числомнож.число
И.что?да́чада́чиИ.что?ро́щаро́щи
Р.чего?да́чидач_Р.чего?ро́щирощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

На какие вопросы отвечают падежи в русском языке

Термином «падеж» в русском языке обозначается одна из грамматических категорий изменяемых слов. В классической грамматике выделяют 6 падежей:

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложный.

Изменяясь по падежам, слова образуют словосочетания, формируют законченное предложение. Определить падежную форму слова можно по вопросу и вспомогательному слову.

Имена существительные и некоторые разряды местоимений в форме именительного падежа отвечают на вопросы кто? что? Полные имена прилагательные, притяжательные местоимения и причастия в этой форме отвечают на вопросы какой? (какая?) чей? (чья?)

Данную падежную форму называют начальной формой любой изменяемой части речи. Именительный падеж обозначает независимую позицию слова в синтаксической конструкции. Это прямой падеж, который противопоставлен остальным пяти косвенным падежам. Примеры: Снег (что?) выпал. Папа (кто?) читает газету. Люди (кто?) прогуливались по парку. Я (кто?) закончил обедать. На столе лежала тонкая (какая?) тетрадь.

Имена существительные и местоимения в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и служат для выражения субъектных и объектных отношений и значения определения. Словоформы в родительном падеже сочетаются с предлогами из, до, без, около, от, возле. Для определения формы родительного падежа употребляется вспомогательное слово нет (нет кого? нет чего?). Примеры: (у кого?) у брата, (без кого?) без друга, (около чего?) около здания, (из чего?) из бутылки.

Для имён прилагательных, причастий и притяжательных местоимений применяют вопросы какого? какой? каких? чьего? чьей? чьих? Например: возле (какого?) высокого дерева, у (чьего?) моего друга, аромат (каких?) цветущих роз.

Дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему? какому? чьему? Он употребляется как с именными частями речи, так и с глаголами, сочетается с предлогами К и ПО. Используется для выражения следующих значений:

  • субъектного: ученику (кому?) всё понятно, городу (чему?) сто лет;
  • объектного: написать (кому?) подруге, верить (чему?) письму;
  • объектно-обстоятельственного: гулять (по чему?) по лесу, подойти (к чему?) к школе;
  • определительного: памятник (кому?) Чехову, цена (чему?) слову.

Функция винительного падежа – выражение  субъектного, объектного и обстоятельственного значения. Его вопросы — кого? что?, он употребляется с предлогами про, на, в, через, на. Примеры: ждать (кого?) учителя, приготовить (что?) ужин, смотреть (на кого?) на сестру, надеяться (на что?) на удачу.

При склонении имён прилагательных следует учитывать одну морфологическую особенность: у прилагательных мужского рода, которые относятся к неодушевлённым существительным, формы именительного и винительного падежей совпадают. Примеры: Интересный роман (Им.п.) захватил моё воображение. Я читаю интересный роман (Вин. п.).

Вопросы к именам прилагательным в винительном падеже единственного числа мужского рода или множественного числа зависят от одушевленности существительного, к которому они относятся.

Пример: вижу (какого?) красивого тигра, но вижу (какой?) красивый стул.

Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем? каким? какой? какими? чьим? чьей? чьими?  и используется для выражения субъектного, объектного, определительного и обстоятельственного значения. Сочетается с предлогами перед, с, за, между, под, над.  Примеры: куплен (кем?) мамой, горжусь (какими?) послушными сыновьями, любуются (каким?) весенним пейзажем, думаю (над чем?) над примером, говорю (с кем?) с ним.

Предложный падеж – это последний из косвенных падежей, который отвечает на вопросы о ком? о чём? о каком? о какой? о каких? о чьём? о чьих? и выражает определительное, объектное или обстоятельственное значение. Он сочетается с предлогами о, об, при, на, в. Примеры: лететь (в чём?) в самолёте, думать (о ком?) о сестре, сидеть на (каком?) мягком стуле.

Для удобства предлагаем вашему вниманию сводную таблицу вопросов, на которые отвечают падежи в русском языке:

ПадежСуществительные, местоименияПрилагательные (по родам: мужской, женский, средний, множественное число
ИменительныйКто? Что?Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чье? Какие? Чьи?
РодительныйКого? Чего?Какого? Чьего? Какой? Чьей? Каких? Чьих?
ДательныйКому? Чему?Какому? Чьему? Какой? Чей?
ВинительныйКого? Что?Какого? Какой? Чьего? Чей? Какую? Чью? Какое? Чье? Каких? Какие? Чьих? Чьи?
ТворительныйКем? Чем?Каким? Какой? Какими? Чьим? Чьей? Чьими?
ПредложныйО ком? О чем?О каком? О чьем? О какой? О чьей? О каких? О чьих?

Русские падежи — это… Что такое Русские падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.

Падежная система русского языка

В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Склонение выражается окончанием.

Основные падежи

Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей:

Дополнительные падежи

Есть мнение, что в русском языке можно выделить несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе. Это:

  • Звательный (вокатив, он существует и в других славянских языках) — его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Также старый звательный падеж (в отличие от нового, приведённого в качестве примера) сохранился в словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п. Однако, как минимум некоторые лингвисты[кто?] трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
  • Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) — в этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
  • Местный (локатив, или второй предложный) — падеж, в котором ставится существительное, означающее место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).
  • Исходный (аблатив) — падеж, в котором ставится существительное, означающее место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением).[1]

Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский[2], А. А. Зализняк[3]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Пример винительного, предложного и звательного падежей показывает, что для определения падежа существительного недостаточно характеризующего вопроса. Для винительного нет ни одного уникального вопроса, для предложного нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного вопросов нет вообще.

Мнемоника

Мнемоника для падежей русского языка:

«Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку».
«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».

Падежные категории в других языках

Ниже приведён список падежей, выделяемых в различных языках (вопросы приведены для подходящих по смыслу русских эквивалентов). Некоторые падежи в некоторых языках могут частично или полностью пересекаться между собой по функциональности и/или морфологическим признакам.

Латинское названиеРусский эквивалент, или пояснениеХарактеризующие вопросыФункцияПримеры языков, в которых употребляется
НоминативИменительный падежКто? Что?ПодлежащееПрактически все агглютинирующие и флективные языки
ГенитивРодительный падежКого? Чего?Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицаниеарабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, турецкий, японский
ПосессивПритяжательный падежЧей?Только принадлежностьМожно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках
ДативДательный падежКому? Чему?Объект передачи, адресат речи, экспериенцерИз ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык
ЛокативМестный падежВ чём?МестонахождениеФинно-угорские, балтийские языки, турецкий, узбекский, этрусский, украинский
АллативНаправительный падежКуда? Во что?Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действиефинно-угорские языки
АккузативВинительныйКого? Что?Объект действияПочти все агглютинирующие языки, большинство флективных
АблативИсходныйОткуда? С чего? От чего?Исходная точка действияфинно-угорские языки, древние индоевропейские языки
ЭллативТочного аналога нетИз(нутри) чего?Исходная (внутр.) точка действияфинно-угорские языки
ИллативТочного аналога нетКуда? Во что?Конечный (внутр.) пункт действияфинно-угорские языки

Квазипадежи

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Хитрые падежи русского языка

Недавно наткнулся на упоминание того факта, что в русском языке существует больше падежей, чем те шесть, которые мы проходили в школе. Стал копать дальше и, в общем, насчитал их целых тринадцать. Это позволило мне глубже прочувствовать суть понятий падеж и склонение, и ещё сильнее полюбить русский язык.

Про шесть официальных падежей мы более-менее «всё знаем», поэтому сразу напишу про то, что мне удалось накопать про другие семь: количественно-отделительный, лишительный, ждательный, местный, звательный, превратительный и счётный. Комментировать всё буду без ссылок на источники, потому, что я их уже совершенно не помню; всю эту информацию можно по крупицам собрать, подсовывая Яндексу названия падежей и обращая внимание на то, чтобы в находимых местах речь шла о русском языке. Во всех рассуждениях буду использовать собственное чувство языка, поэтому абсолютной правильности обещать не могу, но надеюсь, что кому-то всё это будет интересно. Буду очень рад компетентным комментариям или просто мнениям сочувствующих.

Количественно-отделительный падеж является разновидностью родительного, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Иногда его можно легко заменить родительным, но иногда это будет звучать коряво. Например, вам предложить чашку (кого? чего?) чая или (кого? чего?) чаю? Обратите внимание, что из классических шести падежей форма «чаю» подпадает под дательный падеж (кому? чему?), но здесь она отвечает на вопрос родительного (кого? чего?). Некоторые скажут, что форма «чаю» звучит как-то архаично, по-деревенски. Не уверен, что это правда; я бы скорее сказал «чаю», чем «чая», либо вообще бы переформулировал предложение так, чтобы использовать винительный падеж («Чай будете?»). Вот другой пример: «задать жару». По-деревенски? Пожалуй, нет. А вариант «задать жара» режет слух. Ещё примеры: «налить соку», «прибавить ходу».

Лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола во фразах вроде «не знать правды» (но «знать правду»), «не иметь права» (но «иметь право»). Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому, что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не машины), «не пить водку» (а не водки). Этот падеж возникает только в том случае, если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж — это такой падеж, формы которого могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам заметно удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например «ни шагу назад» (подразумевает «не делать») звучит намного более по-русски, чем «ни шага назад».

Ждательный падеж — явление довольно сложное. Ждать (бояться, остерегаться, стесняться) мы можем кого-то или чего-то, то есть, вроде бы, должны использовать родительный падеж с этими глаголами. Однако иногда этот родительный падеж вдруг принимает форму винительного. Например, мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого? что?) маму. А наоборот — «ждать письмо» или «ждать мамы» — как-то не по-русски (особенно, второе). Конечно, если эти формы считать допустимыми, то никакого ждательного падежа нет, просто с глаголом ждать (и его собратьями) можно использовать и родительный, и винительный падежи. Однако если эти формы допустимыми не признавать (к чему я, лично, склоняюсь), то возникает ждательный падеж, который для некоторых слов совпадает с родительным, а для некоторых — с винительным. В этом случае нам нужен критерий того, как склонять данное слово.

Попытаемся понять разницу между выражениями «ждать письма» и «ждать маму». Когда мы ждём письма, мы не ожидаем от письма никакой активности. Мы ждём не само письмо, а именно письма, доставки письма, пришествия письма, то есть какого-то явления, связанного с его появлением в нашем почтовом ящике. Письмо здесь играет пассивную роль. Но когда мы ждём маму, мы ждём не «доставки мамы таксистом до места нашей встречи», а именно саму маму, рассчитывая, что она поспешит прийти вовремя (при этом вполне возможно, что она воспользуется такси). То есть получается, что если объект, выраженный существительным, может влиять на собственное появление, то мы его ждём в форме винительного падежа (он будет «виноват», если опоздает), а если объект сам по себе ничего сделать не может, то мы его ждём уже в форме родительного. Возможно, это связанно с концепцией одушевлённости? Вполне может быть, так случается; например, в винительном падеже тоже есть схожий эффект — для неодушевлённых предметов во втором склонении он совпадает с именительным («сесть на стул»).

Местный падеж — самый понятный из всех особых падежей. Он есть, он используется каждым из нас, его формы очевидны, заменить другими словами их нельзя, и поэтому очень странно, что он не входит в школьный список. У предложного падежа можно выделить две функции (их больше, но мы это проигнорируем): указание на объект речи и указание на место или время действия. Например, можно говорить о (ком? чём?) площади, и можно стоять на (ком? чём?) площади, думать о (ком? чём?) комнате и находиться в (ком? чём?) комнате. Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным». У площади и комнаты эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, рая, года — зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу.

Самое забавное, что здесь падежом управляет не предлог, а именно смысл. То есть если мы придумаем конструкцию с предлогом «в», когда нахождение в соответствующем месте не будет иметься в виду, нам обязательно захочется воспользоваться изъяснительным, а не местным падежом. Например, «я знаю толк в лесе». Если сказать «я знаю толк в лесу», то сразу кажется, что ты знаешь толк только, когда находишься в лесу, и, к тому же, забыл сказать, в чём же именно ты знаешь толк.

Звательный падеж используется при обращении к объекту, выраженному существительным. В разных источниках приводятся две группы примеров. Одна группа включает краткие формы имён, используемые только при обращении (Вась, Коль, Петь, Лен, Оль) и ещё некоторые слова (мам, пап). Другая группа включает устаревшие (жено) или религиозные (боже, господи) формы обращений. Мне не нравится идея считать это падежом, поскольку мне не кажется, что полученное в результате слово вообще является именем существительным. Поэтому же, кстати, притяжательный падеж в русском языке не является падежом, так как слова «Васин» или «мамин» являются не существительными, а прилагательными. Но что за часть речи тогда «Оль»? Я где-то встречал мнение, что это междометие, и, пожалуй, я соглашусь с этим. Действительно, «Оль» отличается от «эй» лишь тем, что оно образовано от имени «Оля», но по сути является всего лишь возгласом, направленным на привлечение внимания.

Превратительный падеж (он же включительный) используется во фразах вроде «пошёл в космонавты» или «баллотировался в президенты». В школе нам говорили, что все падежи кроме именительного — косвенные, однако это упрощение; суть косвенности не совсем в этом. Слово ставится в один из косвенных падежей, когда оно не является подлежащим. В английском языке косвенный падеж только один, поэтому его иногда так и называют — «косвенный». Его формы отличаются от прямых только у нескольких слов (I/me, we/us, they/them и т. д.).

Если, анализируя фразу «он пошёл в космонавты», мы будет считать, что «космонавты» — это множественное число, то нам надо поставить это слово в винительный падеж, и получится, что «он пошёл в (кого? что?) космонавтов». Но так не говорят, говорят «он пошёл в космонавты». Однако это не именительный падеж по трём причинам: 1) перед «космонавтами» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа; 2) слово «космонавты» не является подлежащим, поэтому этот падеж должен быть косвенным; 3) слово «космонавты» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?) — не скажешь же «в кто он пошёл?», только «в кого он пошёл?». Следовательно, имеем превратительный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.

Счётный падеж возникает при использовании некоторых существительных с числительными. Например, мы говорим «в течение (кого? чего?) чáса», но «три (кого? чего?) часá, то есть используем не родительный, а особый, счётный падеж. В качестве другого примера называется существительное „шаг“ — якобы, „два шагá“. Но я бы, кажется, сказал „два шáга“, поэтому непонятно, насколько это корректный пример. Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, „нет (кого? чего?) мастерской“, но „две (каких?) мастерских“. Обратим внимание, что использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула мы говорим „два стула“, а не „два стульев“; множественное число мы используем лишь начиная с пяти.

Итого. Из всех этих хитрых падежей только местный и превратительный представляются мне полноценными. Ждательный тоже имеет некоторый смысл, поскольку ждать у моря „погоду“ мне не нравится. Количественно-отделительный и лишительный слишком скользкие и часто могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто вариантами, предпочтительными в тех или иных случаях. Звательный я не готов считать падежом вообще, поскольку, как я уже сказал, мне не кажется, что „дядь“ — это существительное. Ну, а счётный, — чёрт его знает. Эффект с существительными, образованными от прилагательных, можно считать просто глюком языка, а пример с часом, вроде бы, только один.

Забытые и современные падежи русского языка.

Забытые и современные падежи русского языка.

Цыганков Е.А. 1

1МБОУ СОШ 5 г.Одинцово

Константинова М.В. 1

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение сош 5 г.Одинцово

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

1. Введение.

Не так давно в школе мы начали изучать падежи русского языка, склонение имён существительных. И как раз, в тоже время по телевизору я увидел интересную передачу. В ней рассказывалось, что падежей в нашем языке не шесть, а гораздо больше. Мне захотелось узнать более подробно о падежах в русском языке. Для этого пришлось проделать большую работу — прочитать несколько книг, учебной литературы, найти в интернете много разных статей и докладов. Проводя, исследовательскую работу я узнал много нового и полезного.

Актуальность — падежи – неотъемлемая грамматическая форма частей речи русского языка.

Гипотеза — чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи.

Цель – найти и изучить информацию о «забытых» и «современных» падежах в русском языке.

Задачи – определить значение слова «падеж»;

— узнать, для чего нужны падежи;

— узнать сколько падежей в русском языке;

— научиться правильно определять падеж имени существительного;

— как быстро запомнить названия падежей.

Объект исследования – падежи русского языка.

Предмет исследования – роль падежей в русском языке.

Методы исследования- изучение и анализ различных источников: научной литературы, энциклопедий, журналов, интернет – сайтов.

Результаты моей исследовательской работы имеют важное значение. Изучение падежей имени существительного — одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ. В ходе своей работы я расширил свои знания о падежной системе русского языка, узнал как безошибочно можно определить падеж имени существительного в предложении. Изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Результаты работы имеют практическое применение — полученные знания помогут в изучении русского языка в будущем.

2. Основная часть.

2.1 Происхождение и значение слова «падеж».

Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать». Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Учёные Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением имени существительного с получением разных окончаний. Таким образом, «падеж» обозначает изменение окончания слова.Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании.

2.2 Для чего нужен падеж?

В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы предложения были связанные и легки для восприятия самостоятельные части речи принимают необходимую форму. К примеру: «Мы, радость, принять, его, коллектив» или «Мы с радостью приняли его в коллектив». В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Изменение частей речи по падежам получило название — склонение. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения.

2.3 Падежи русского языка, изучаемые в школе.

Современная школьная грамматическая программа выделяет шесть падежей.

Именительный падеж — является единственным прямым падежом в русском языке. Отвечает на вопросы — кто? что? Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

Труд (И.п.) кормит, а лень (И.п) портит.

Родительный падеж — обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу. Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имён.

Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды.

если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

принадлежность кому или чему- либо: дом матери, платье куклы.

отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева, страница журнала.

оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают: белее снега, быстрее поезда.

Родительному падежу соответствуют предлоги: без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до. Слова в родительном падеже отвечают на вопросы — кого? чего?

Без (чего?) труда (Р.п.) не выловишь и рыбку из (чего?) пруда(Р.п.)

Дательный падеж — используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету. Этому падежу соответствуют предлоги: к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно. Вопросы падежа — кому? чему?

По(чему?) труду(Д.п.) о человеке судят.

Винительный падеж — существительные чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие: ловить рыбу, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние: целое лето, каждая минута, на всю страну.

Предлоги винительного падежа: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

Винительному падежу соответствуют вопросы — кого? что?

Человек воспевает (что?) труд (В.п.).

Творительный падеж — существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет. Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с. Он отвечает на вопросы кем? чем?

Человек (чем?) трудом (Т.П.) красен.

Предложный падеж — употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом, отсюда и название самого падежа. Отвечает на вопросы — о ком? о чём?

Есть много пословиц о (о чём?) труде (П.п.).

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:

о, об, обо — обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе, рассказ о доме;

в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в сумке, во всей комнате;

на – указывает на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;

при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при директоре;

2.4 Как различить Именительный, Родительный и Винительный падежи?

Винительный падеж позаимствовал вопросы у именительного падежа – что? и у родительного падежа – кого? Из-за схожести вопросов, достаточно часто школьники не могут грамотно определить падеж. Чтобы сделать это без ошибки в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Имена существительные в именительном падеже в предложении всегда выступают в роли главного члена предложения – подлежащего.

Поэтому, если существительное в предложении отвечает на вопрос что? и выражено подлежащим, то сомнений быть не может, оно в именительном падеже. Например: (что?) Машина(И.п.) подъехала к дому. Девочка собирает (что?) малину (В.п.).

Очень часто путают родительный и винительный падежи, так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: «кого?» Как различить эти падежи? Для этого вместо слова, которое отвечает на вопрос кого? нужно поставить любое существительное женского рода. Например: кошка. Если у этого слова появится окончание -у, значит ,оно стоит в винительном падеже. А, если окончание –и, то это родительный падеж. Например: У моей (кого?) мамы много домашних дел. Вместо слова мамы подставим слово кошка. Получится: У моей кошки много домашних дел. У проверяемого слова получилось окончание –и, значит это родительный падеж.[4]

Запомнить падежи и их порядок наша учительница предложила нам с помощью забавного двустишия:

Иван – Именительный,

Рубил – Родительный,

Дрова — Дательный,

Варвара – Винительный,

Топила – Творительный,

Печь – Предложный.

2.5 Забытые падежи в русском языке.

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений и реформ. В русском языке когда-то было гораздо больше падежей, которые делали его, наверное, не только логичнее, но и гораздо ярче и самобытнее. К подобным падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный, ждательный, лишительный, исходный, счётный падежи.

Звательный падеж

Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. В близкородственных, белорусском и украинском языках он выделяется как седьмой падеж до сих пор. В современном русском языке остались некоторые слова в звательном падеже. Например, в сказке Пушкина золотая рыбка выныривает из морских глубин, обращаясь к старику в звательном падеже: «Чего тебе надобно, старче?» Слова в форме звательного падежа можно встретить в старой литературе, церковной, к примеру, такие слова как «отче», «Боже», «Господи», которые в современном русском языке являются архаизмами1.

Но звательный падеж жив и очень популярен. Сегодня формы звательного падежа используются при обращении к человеку. Именительный падеж: Аня — звательный: Ань. Ань, домой пойдешь?

Местный падеж(второй предложный)

Его называют одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя. Местный падеж существовал в древнерусском и старославянском языках (указывал на место действия и первоначально употреблялся без падежа). В XVII веке было принято название «сказательный», который затем был переименован М.В.Ломоносовым в «предложный», в будущем употребление этого падежа только с предлогами[2]. Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). Например, можно говорить о (чём?) площади и можно стоять на (чём?) площади, думать о (чём?) комнате и находиться в (чём?) комнате.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

1Архаизмы — устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. 9

Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным». У площади и комнаты эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, года — зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем о годе, но день рождения только

раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают, местный падеж не выделяется, как самостоятельный.

Разделительный падеж (Количественно-отделительный)

Является разновидностью родительного падежа, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Применяется разделительный падеж для обозначения какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность. Этот падеж не применяется к одушевленным предметам. Выпить кофейку это разделительный падеж — выпить кофе — родительный падеж. Съесть мёду (разделительный падеж) — съесть ложку мёда (родительный падеж)

Лишительный падеж

Лишительный падеж используется там, где есть место отрицанию. Например: «Он имеет полное право» или «Они знают правду», а при отрицании эти же существительные будут стоять уже в другой форме: «Он не имеет права» или «Они не знают всей правды». Лишительный падеж имеет формы родительного или винительного падежей. Иногда они могут быть и взаимозаменяемыми. Но некоторые слова предпочтительнее использовать лишь в одном варианте: «ни шагу назад», а не «ни шага назад». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж больше не выделяется.

Ждательный падеж

Еще один падеж, который вмещает в себе формы родительного и винительного падежей. Ждать (кого? чего?) или ждать (кого? что?). Ожидать можно «письмо» или «письма», «погоду» или «погоды». Смысл не меняется и ожидание не отменяется. Но если мы возьмём для примера такие существительные, как «сестра», «мама», то получится следующее. Мы должны были бы применить форму родительного падежа, но правильнее будет использовать винительный: «ждать сестру» и «ждать маму«. В таких случаях лингвисты говорят о ждательном падеже.

Превратительный падеж (другое название — Включительный)

Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: пойти в лётчики, подался в музыканты, взять в мужья/ жены.

В словосочетании — Вася решил пойти в лётчики, существительное лётчики стоит во множественном числе, и по логике его надо использовать в винительном падеже. Тогда выражение звучало бы так: пойти в (кого? что?) лётчиков, но это режет слух. Но и именительным падежом данное существительное не является. На это есть несколько причин:

перед существительным употреблен предлог, что не свойственно именительному падежу;

существительное не выступает в роли подлежащего, значит, здесь речь идет о косвенном падеже;

существительное в словосочетании не отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

Из этого следует, что перед нами не что иное, как превратительный падеж. Его форма совпадает с формой множественного числа именительного падежа, но при этом отвечает на вопросы винительного.

Счётный падеж

Счетный падеж появляется тогда, когда используют имена существительные с именами числительными. Например: дверь (чего?) шкафа — два (чего?) шкафа, аромат (чего?) яблок — пять (чего? ) яблок. Во втором случае существительные «шкафа» и «яблок» имеют счётный падеж, а не родительный. Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, нет (кого? чего?) мастерской, но две (каких?) мастерских.

Отложительный падеж

Этот падеж ещё называют исходным. Форма этого падежа схожа с формой родительного падежа, употребленного с такими предлогами, как «с», «от», «из», а иногда с творительным падежом. Отложительный падеж указывает на траекторию движения, а точнее, на ее исходную точку. От кого?, откуда?, от чего? — именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: из лесу, из дому.Существительное становится безударным: Я из лесу вышел;

Был сильный мороз2…..

Как мне кажется, из всех этих «забытых» падежей только местный и превратительный имеют шанс на самостоятельное существование. Хотя, ждательный тоже имеет некоторый смысл, поскольку ждать у моря «погоду» не совсем грамотно звучит. Количественно-отделительный и лишительный смело могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто его вариантами.

_______________

2 «Я из лесу вышел; был сильный мороз…» — отрывок изпоэмы «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова.

3.Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась — чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может. Устно человек, как правило, употребляет падежи, не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно. Но при письме многие делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если человек хочет быть грамотным, образованным и всесторонне развитым, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным.

4.Библиографический список

1. Аркадьев П.М. Падежи в языках мира. ПостНаука ,2015г.

2.Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М.: «Высшая школа», 1967г.

3.Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б.Учебник для начальной школы «Планета знаний» 3класс АСТ Астрель, 2014г.

4.Шалаева Г.П.,Терентьева И.Г.,Курбатова Н.В. Большая энциклопедия начальной школы. «ОЛМА – ПРЕСС Образование»,2006г.

5. https://studopedia.ru/15_129226_istoriya-vozniknoveniya-padezhey-v-russkom-yazike.html

Просмотров работы: 2500