Какой бывает отличник: Какими бывают отличники? – Каким бывает ОТЛИЧНИК — Карта слов и выражений русского языка

Содержание

Какими бывают отличники?

Какими бывают отличники?

Какими бывают отличники?

Класс — это коллектив, и, как в любом коллективе, можно выделить разные типы людей, разные модели поведения. Сегодня я расскажу Вам про отличников. Какие же они бывают?

«Природные» отличники «Природный отличник» — ребенок, от природы наделенный хорошей памятью, сообразительностью, способностью быстро запоминать и быстро мыслить, великолепной фантазией. Это редкость, но и такое бывает. Такой ребенок — счастье и для родителей, и для учителей; все «хватает на лету», всегда готов отвечать и помогать другим, мало времени тратит на выполнение домашнего задание, но выполняет его качественно.

Таков мой ученик Саша. Саша — «природный» отличник, веселый мальчик, который отлично учится благодаря своим способностям, понимает все с полуслова, у него всегда готово домашнее задание, он один из первых запоминает новое правило и всегда стремится к доске делать упражнения. Если же случается неудача, Саша особо не заостряя на ней внимание, идет дальше. Кроме уроков, Саша учится играть на гитаре, участвует в спектаклях и т.п. Очевидно, что быть «отличником» для Саши так же естественно, как дышать.

«Упорные» отличники. Чаще встречается другой тип отличника — «упорные отличники», которые имеют все «пятерки» исключительно благодаря своему упорству, трудолюбию, желанию «не подвести» родителей. Такой ребенок денно и нощно сидит за уроками, в классе иногда получает «четверки», но в результате в четверти у него стоит «пять». Для этого он готов на все: приходить на дополнительные занятия, учить огромное количество материала, просить новые упражнения и т.д. — но «пять» должна стоять в дневнике.

По сути, этот ребенок — хорошист, он вполне мог бы учиться на «четверки», и у него оставалось бы гораздо больше времени на что-либо другое. Но он жаждет быть отличником! Почему? Здесь возможны две причины: или из-за самолюбия, гордости или из-за родителей.

Желание хорошо учиться похвально, но иногда ребенок не выдерживает такой нагрузки: он начинает болеть, нервничать, плакать, — иными словами, состояние «упорного отличника» может нанести вред здоровью ребенка. Мне понятно стремление родителей, их желание, чтобы ребенок был лучше всех — но в погоне за оценками часто забывают о самом ребенке — а хочет ли он быть отличником или он неплохо бы себя чувствовал хорошистом?

В моем классе учатся сразу две «упорные» отличницы: Юля и Аня. Юля — отличница благодаря своему самолюбию, желанию всегда быть первой. Это усидчивый, трудолюбивый ребенок. Когда бывают трудности, и Юля чего-либо не понимает, она задает вопросы до тех пор, пока правило не становиться для нее ясным. Ее никто не заставляет, не подталкивает «быть первой» — это ЕЕ желание.

Аня — отличница «по желанию родителей». На самом деле она — «хорошистка», но родители ругают ее из-за «четверок», про «тройки» даже не говорю. В итоге чаще всего Аню можно видеть с учебником в руках, даже на переменах она учит правила, приходит на дополнительные занятия, и в четверти у нее — «пять». Но Аня практически не гуляет, у нее нет свободного времени. Кроме того, она нервный ребенок, она даже плакачет, если не получает «пять». У Ани нет друзей — у нее просто времени нет на то, чтобы завести друзей. Честно говоря, ее жалко. Родительское требование — «ты должна быть лучшей» — стоит Ане здоровья и успешности в отношениях со сверстниками.

Подводя итоги, хочется сказать:

если ребенок — отличник «от Бога» — великолепно, такого ученика «вести» не нужно, родители могут наблюдать за его успехами и иногда «направлять» его в нужное русло.

если ребенок — «упорный» отличник по собственному желанию, надо лишь следить, чтобы ребенок не переутомился и «не зациклился» на слове «отличник». Такие дети очень тяжело переживают получение любой оценки, кроме «пятерки». Поэтому родителям необходимо помочь ребенку, объяснить, что бывают взлеты и падения; что неудачи бывают у всех — главное, достойно их пережить. Нужно вместе с ребенком проанализировать ситуацию и добиться, чтобы ребенок сделал выводы — в чем он ошибся, и тогда эта ошибка больше не повториться. Неудача — это тоже опыт.

если же ребенок — отличник «по желанию родителей» («мой ребенок должен быть лучше всех!»), то задумайтесь — а так ли нужно Вашему ребенку быть отличником? Не повредят ли ему чрезмерные нагрузки: Может быть, надо дать возможность развиться другим талантам, которые, несомненно, есть у Вашего ребенка?


Поделиться новостью в соцсетях Как организовать правильный распорядок дня для школьника?
« Предыдущая запись Если в классе появился новенький… Следующая запись »

Кто такие отличники и где они обитают

У кого-то проблемы с успеваемостью, а кто-то с первого класса работает на золотую школьную медаль. Взрослые считают, что быть отличником – это правильно. Но для кого правильно? Кому нужна отличная учеба: детям или родителям? Давайте поговорим об отличниках учебы.

Классификация отличников

В начальной школе стать отличником несложно: для этого нужны хорошая подготовка, правильная мотивация и поддержка. Большинство детей учатся легко и им не нужно прилагать усилий. Родители гордятся своими «знайками» и не напрягают школьными заданиями, все силы направив на дополнительное образование. Однако легкость со временем исчезает, а упорство и старание не вырабатываются. Оценки становятся хуже.

Отличники бывают нескольких типов:


  • 1. Отличник от природы – ребенок с хорошо развитыми познавательными процессами. Он легко усваивает материал, быстро все запоминает, имеет пытливый ум, докапывается до сути и поэтому выполняет все быстро. При этом у такого ребенка хорошие речевые способности, а воображение постоянно заставляет творчески подходить к большинству заданий. Если возникают проблемы в учебе, то природный отличник способен их решить самостоятельно: надо чуть-чуть покорпеть.
  • 2. Старательный отличник – ребенок, который зарабатывает высший балл путем кропотливого труда. Школьник очень старается, он часами сидит за уроками, но выполняет только требуемый уровень. Старательный отличник справляется только со школьной нагрузкой, о заданиях повышенной трудности речь не идет. Он очень устает, а иногда и переутомляется. У него нет увлечений, друзей и свободного времени. Одноклассники таких детей не любят, называя «зубрилами» и «ботаниками». Им с ними неинтересно. Ребенок часто ощущает себя изгоем или находит себе в друзья такого же, как он сам. Старание похвально, но может привести к нервным перегрузкам.
  • 3. Отличник поневоле. Этот тип вернее назвать «по желанию родителей». Родители одержимы идеей того, что их ребенок должен быть отличником. На это бросаются все силы: репетиторы, выполнение заданий вместо ребенка, жесткий контроль над успеваемостью. Отличник поневоле боится не самих плохих оценок, а реакции родителей. Школа вызывает тревожность. В погоне за высокими оценками родители забывают про личность и здоровье ребенка.

Легко ли отличнику в школе?

Ребенок-отличник обязан соответствовать своему статусу. У него просто нет выбора. И если первому типу сделать это легко, то второму и третьему очень непросто. Да и, откровенно говоря, природный отличник не всегда заботится о статусе, он прочно к нему прирастает. Даже если пятерок нет, все равно все знают, что он очень умный.
Старательный отличник и отличник поневоле имеют все шансы заработать «синдром отличника», который будет сопровождать их всю жизнь.

Пятерка – это всего лишь оценка. Для среднего ученика – это радость, а для отличника – норма. Отличников часто не хвалят за пятерки, их ругают за оценки пониже. Вот тут кроется

причина синдрома отличника. Ребенок нуждается в поощрении. А отличник, как правило, считает, что чтобы получить похвалу, нужно что-то делать сверх обычного выполнения заданий. Ведь просто выполнить задание может любой троечник.

Кстати, сверстники, как правило, не любят старательных отличников, потому что те не помогают другим в учебе: не дают списывать и не подсказывают. Это понятно: во-первых, трудно просто отдать то, на что ты потратил массу сил и времени, а во-вторых, если все справились с заданиями, то ребенок никак не выделится на общем фоне.

Ребенку-отличнику совсем непростительно сделать ошибку:

  • сверстники будут радоваться;
  • педагоги будут сильно возмущаться;
  • родители накажут.

Педагоги и сверстники ждут от отличника чего-то особенного: нужно выиграть олимпиаду, конкурс, написать лучшее сочинение. Но это не всегда получается. Трудно прыгать выше собственной головы. Возможности ограничены.
Нервное напряжение ребенка постоянно растет. Это связано еще и с тем, что школьные успехи отражаются на отношениях в семье. Родители так сильно хотят видеть ребенка отличником, так много в это вкладывают, что перестают видеть другие цели и направления развития. Странно, но родители даже не задумываются, что удовлетворяют свои амбиции, а не потребности ребенка.
Нужно ли требовать от ребенка отличной учебы?

Если ваш ребенок не природный отличник, то нужно задуматься, прежде всего, о психологическом состоянии своего ребенка. А, значит, нужно рассмотреть требования к ребенку, чтобы они стали адекватными. Посмотрите правде в глаза: вы точно знаете истинные способности своего ребенка, а, значит, должны выстраивать адекватные требования.

Чтобы отличная учеба не переросла в психические проблемы, помогите своему отличнику:

  • 1. Поощряйте старания и успехи. Хвалите за высокие отметки.
  • 2. Не ругайте ребенка за ошибки, учите исправлять их.
  • 3. Ставьте ребенку посильные задачи, не унижайте его завышенными требованиями.
  • 4. Не позволяйте школьным отметкам влиять на отношение к ребенку.
  • 5. Оценивайте людей не по школьной успеваемости, а по личностным качествам.
  • 6. Берегите здоровье детей, не перетруждайте их.
  • 7. Помните, что кроме школы есть огромный интересный мир.

Дорогие родители! Это здорово, если ваши дети отлично учатся. Но посмотрите, не достигается ли это ценой детского здоровья? Есть вещи, которые не подчиняются пятибалльной оценке. Ваш ребенок – бесценный.

Другие статьи блога "Школа" на УфаМаме:

Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
9 простых советов для формирования красивого почерка.
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»
Каким должен быть первый учитель? Мнение современной мамы.

Синдром отличника — Википедия

Синдро́м отли́чника (синдром перфекциониста) — в психологии, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

[1] Так же перфекционизм это стремление убрать все «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным».

Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Обычно синдром начинает формироваться в детском возрасте, а потом переходит и во взрослую жизнь. Человеку c синдромом отличника во взрослой жизни чрезвычайно сложно избавиться от своих проблем и внутренних установок.

Для человека «синдромом отличника» самое главное добиться высшей оценки, восхищения, похвалы за свою работу. Признание — вот что для него важно. Перфекционист настроен на качественное выполнение задания, а отличник думает только о будущих лаврах за результаты работы. Человеку с синдромом отличника важно стать победителем. Он рассматривает свою работу как участие в соревнованиях.

Изначально термин появился в философии, обозначая учения и идеи о существовании себя. Философы — перфекционисты: Г.Лейбниц, А.Шефтсбери, Ж.Кондорса, Э.Ренан, Х. Вольф, И. Кант. В психологии первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма были предприняты в начале 30-х годов 20века К.Хорни и А. Адлером, а серьёзно изучать эту тему на западе стали только в 80-годы прошлого столетия. Ещё в середине прошлого века К.Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «идеализированного образа»

[2]. Для описания явления нужно выделить следующие положения (характеристики) перфекционизма:

  • Стремление к идеалу
  • Повышенные требования к окружающим
  • Необходимость соответствовать высшим стандартам и ожиданиям других людей
  • Убежденность, что в современном мире все должно быть правильно устроено

Человеку с синдромом отличника свойственно выполнения любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотьемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях.

Особенности проявления, проблемы, последствия[править | править код]

«Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативное тревожность, обязательная внешняя оценка.

По мнению Д. Хамаика[3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособности и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им.[4]

У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем.

А сам «отличник» в это время находится в тяжелом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. «Синдром отличника» постепенно формируют из человека очень хорошего исполнителя. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя. Этот синдром не дает человеку творческого развития, не позволяет приобрести организаторские навыки управления персоналом и распределение между ними обязанности, проявлять инициативу. Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки.

Люди без «синдром отличника» не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи.

Таким образом, важнейшие различия людей с "синдром отличника" и без него это организация работы в команде и творческая составляющая.

В последние 20 лет перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья[5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. Хорни. В настоящее время большинство известных учёных психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики, снижает интеллектуальные и творческие способности.

Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:

  • Я — адресованный перфекционизм
  • Перфекционизм, адресованный другим людям
  • Перфекционизм адресованный к миру в целом[6]
  • Социально предписываемый перфекционизм «отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других»

В совместной статье[7] Хьюитт и Флитт, посвященной перфекционизму указывает две точки «перфекционизм мало изучался с точки зрения социальной. Мы полагаем, что перфекционизм имеет также интерперсональные аспекты, которые порождают существенные трудности адаптации».

Исследованиям британских и канадских учёных о структуре при фикция низм, а также их диагностики были подвергнуты острой критики. Учёные аналитики Шафран и Мансел Выдвинули следующие контраргументы :

  • Оба инструмента основаны на самом чате, не включает методов, основанных на интервьюирование и эксперименте
  • Некоторые под шкалы не измеряют актуальное состояние индивида
  • Спорным является вопрос о соответствии многомерных моделей классического понимания перфекционизма.

Свою статью Шафран и Мансел завершают категорическим заявлением: "Очень нежелательно, чтобы конструкт перфекционизма определялся инструментами, его измеряющими. Следует чётко определить понятие перфекционизм и на этой основе разработать измеряющие инструменты.[8]

Следовательно, вопрос о психологической структуре перфекционизма до настоящего времени является предметом острой дискуссии.

  1. ↑ Perfectionism (англ). Merriam -Webster- "a disposition to regard anything short of perfection as unacceptable.
  2. ↑ Хорни К. «Неврозы и личностей рост».
  3. ↑ Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/Psychology 1978 V15 p27-33
  4. ↑ Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г, № 4,с18-48
  5. ↑ Хорни К. « Неврозы и личностный рост», М.Прогресса, 1997
  6. ↑ Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism/ Cognitive Therapy and Research. 1990 V.14 p.423-424, p. 449—468
  7. ↑ Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Selt and Social context: conceptualization, assessment and association with psychopathology/J-1 of Personality and Social Psychology, 1991.V.60.№ 3
  8. ↑ Shafran R., Mansell W., Perfectionism and Psychopathology: a review of research and treatment.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Перфекционизм_(психология)
  • http://www.dorogoe-voronezh.ru/life-management/otnosheniya/trudno-byt-bogom
  • http://www.naritsyn.ru/over-achiever_complex.htm
  • https://www.koob.ru/adler/science_to_life
  • https://www.koob.ru/horney_karen/nevroz_i_lichnostniy_rost
  • https://predanie.ru/book/69721-filosofiya-svobody/
  • http://psyjournals.ru/mpj/2001/n4/Garanian.shtml
  • Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания — м. издательство «Академический проект», 2015.
  • Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г

8 причин, почему отличник в школе — не отличник в жизни

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником — прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

Мы в AdMe.ru составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки — это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники — это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз — и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себ

Отличник - это... Что такое Отличник?

Отличница.

Отли́чник — звание, присваиваемое неофициально или официально уполномоченным учреждением (образования, спорта и т.д.). Неофициально отличником считается учащийся с отличной успеваемостью, успешный обучаемый (школьник, студент). Официальные звания подтверждаются соответствующими документами, наградами.

Этимология

Характерным достоинством понятия «отличник» является независимость от балльности системы (шкалы) оценки знаний (5-ти, 6-ти, 10-ти или 12-балльная шкала). Отличник (от оценки «Отлично») - это всегда человек с наивысшыми оценками (отметками) шкалы оценок знаний.

Неофициальные отличники

Школа

В школе отличник стабильно показывает высокие результаты, он легче других усваивает преподаваемый материал. Отличник является противоположностью двоечника, неуспевающего ученика.

Отличника могут выделить по отдельному предмету (например, отличник по математике), либо отлично успевающего по основным предметам. Отличника по всем дисциплинам называют «круглым отличником».

Награды

В бывшем СССР и сейчас во многих странах СНГ по окончании среднего учебного заведения отличник мог быть награждён золотой или серебряной медалью (стать медалистом). Золотую медаль присваивают круглому отличнику, серебряную — отличнику с единственной не отличной, но хорошей оценкой. Как правило, медали изготавливаются из медного сплава с тонким покрытием драгоценным металлом.

  • Грамоты и благодарности

ВУЗ

  • Абитуриенты-отличники (выпускники школ) пользовались определёнными льготами при поступлении в ВУЗы. Например, их иногда зачисляли без вступительных экзаменов после собеседования. С введением Единых Государственных Экзаменов эта льгота утратила свою актуальность.
  • Студенты-отличники получают повышенную стипендию и могут претендовать на получение особых (именных) стипендий. Во время СССР именными стипендиями были Сталинская стипендия, после смерти И.Сталина — Ленинская стипендия. Во многих учебных заведениях и поныне присваиваются именные стипендии в честь выдающихся людей.
  • Красный диплом

Выпускников-отличников ВУЗов и техникумов могут отметить выдачей диплома с отличием, так называемого красного диплома. Такой диплом представляет собой бланк с обложкой красного цвета. При обучении по пятибальной системе для получения красного диплома необходимо было иметь средний балл не ниже, чем 4,75 и отсутствие посредственных оценок (троек).

Официальные звания

Отличники производства и службы

Отличников по результатам труда отмечают и на производстве, отличник становится почётным званием. Особенно широко это было распространено в эпоху СССР. Звание отличник могло быть присвоено как отдельному человеку, так и целому коллективу или предприятию.

Примеры почётных званий:

  • Отличник народного просвещения;
  • Отличник здравоохранения;
  • Отличник коммунистического труда;
  • Отличник социалистического соревнования;
  • Отличник боевой и политической подготовки;
  • Отличная бригада;
  • Отличный экипаж

и так далее.

Как правило, в связи с присвоением этого звания вручался вымпел либо нагрудный знак, документ или грамота.

Нагрудные значки отличников:

Отличник соцсоревнования УССР.

Отношение к отличникам

Во времена СССР отличники были средством воспитания и политическим примером, поэтому отношение к ним было неоднозначное.

В среде учащихся отличники получают пренебрежительные прозвища «ботаник», «ботан» и другие.

Про них сочиняли анекдоты, например:

Круглыми бывают только отличники и идиоты.

Лучше иметь синий диплом и красное лицо, а не наоборот.

В КВН, сатирических, юмористических передачах обычно изображаются карикатурно (в толстых больших очках, постоянно что-нибудь зубрящими, выглядящими и говорящими как маленькие профессора).

В то же время официально отличники всегда получают поддержку и некоторые льготы.

В настоящее время отличников воспринимают позитивно. Исключением являются те случаи, когда загруженность учёбой мешает гармоничному развитию в других направлениях (отчуждённость в коллективе, худшее физическое развитие, отсутствие времени на игры со сверстниками). (см. также Аутизм)

Как правило, в современном понимании отличник — это личность, ориентированная на дальнейший успех и карьерный рост.

В мультипликации классическим образом отличника является герой сериала Джимми Нейтрон.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

7 причин, почему быть троечником гораздо лучше, чем отличником

В фейсбуке знакомый оставляет шутку про culture beat, которую я абсолютно не понимаю. Шутка из категории тех, которые должны быть понятны тем, кто в теме. Друг вешает ссылку Mr. Vain с комментарием: «Ну как же, школьные дискотеки! Ты что, не помнишь?». Где-то глубоко в груди кольнуло. Нет, я не помню.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Я не ходила на школьные дискотеки. Мне на них не с кем было общаться. В школе я была ботаном. И если бы я могла всё отмотать назад, я бы выбрала жизнь троечника. На самом деле причин несколько, и они все понятны.

1. Одиночество на переменах и в столовой

Если ты отличник, то ты в меньшинстве. Вас в классе максимум пять-шесть человек и между вами высокая конкуренция. Вы друг друга недолюбливаете, так что с отличниками ты не общаешься. А ещё ты не общаешься ни с кем другим, потому что им с тобой не интересно. Они бывают к тебе милыми, но лишь потому, что тебя можно использовать. Ты нужен, когда можно списать, подсказать, узнать домашнее задание, а то и сделать за них вариант контрольной. Прозвенел звонок и все те, кто наклонялся к тебе с соседних парт, разбежались с друзьями.

Я оставалась в классе почти одна. За соседними партами сидели ещё пять-шесть отличников или детей с задержкой развития, с которыми тоже никто не общался. На перемене я усиленно делала вид, что заканчиваю что-то писать в тетради или перекладываю вещи в рюкзаке. Я просто не знала, куда себя деть на переменах.

Если для всех перемена — это счастье, то для отличника перемена — самые сложные 5-10 минут школьного дня

Если на переменах ещё можно остаться в классе, то в столовых отличники просто не знают, с кем сесть во время обеда. Конечно, есть какой-то свой круг друзей, но даже с ними ты всё равно чувствуешь себя аутсайдером. В обществе, в котором принадлежность к группе значит очень много, быть аутсайдером — сильное психологическое давление.

2. Отличникам приходится подлизываться к учителям

Если ты отличник, тебе важна каждая оценка. Ты стараешься нравиться учителям, потому что знаешь, что в какой-то момент можешь что-то забыть, и тогда выезжать нужно будет на отношении. Если ты им нравишься, они сделают тебе скидку. Ты пытаешься вызвать к себе ответную симпатию: например, спрашиваешь про их здоровье — в общем, подхалимничаешь. И ненавидишь себя за это.

3. Контрольные для отличника — это чистилище

Когда вся твоя жизнь завязана на оценках, контрольные становятся дамокловым мечом. Ты должен ещё раз доказать семье, что ты хороший человек, или придётся выслушать кучу всего в свой адрес. «Не важно, что у всех четвёрки. У тебя должно быть пять». «Я тебе говорил, что надо учиться, а не телевизор смотреть». «Больше никуда не пойдёшь, будешь вечерами сидеть и учиться», «Мне всё равно, что там все. Моя дочь — не все».

4. Обо всех модных трендах ты почему-то узнаёшь последний. Если вообще узнаёшь

Если все ходят в свитшотах, то ты скорее ходишь в пиджаке или блузке. Если все в кедах, то ты в какой-то непонятной обуви, которую вы купили вместе с родителями. Ты просто не знаешь подростковые тренды. Ты пропустил их вместе со школьными дискотеками, пока учился. Но даже если ты посмотришь по сторонам и увидишь, что все ходят в свитшотах и джинсах, у тебя не хватит храбрости прийти в них на следующий день в школу. Будет страшно обратить на себя внимание и услышать «Ой, смотри, кто это нарядился».

5. Отличник — разведчик из лагеря учителей. Его опасно звать с собой

Все самые интересные вещи происходят не на уроках. В подвалах, под лестницами, за школой — именно там расцветает школьная жизнь. Там делятся секретами, создают коалиции, играют в бутылочку, начинают встречаться и планируют революции. Тебе туда прийти не с кем. Если кто-то из одноклассников проявит храбрость и позовёт тебя с собой, то, скорее всего, разговоры при тебе прекратятся. При отличниках нельзя много болтать. Мало ли.

Я поняла, что не умею делать то, что умеют большинство, — я не умею общаться и элементарно поддержать разговор со сверстниками. Я слушала другую музыку, по-другому одевалась и читала книги вместо дворовых посиделок. А в компании одноклассников выглядела лазутчиком из лагеря учителей, который в какой-то момент может всех сдать.

6. На школьных дискотеках примерно так же, как на переменах и в столовой

Пока все дети радуются и ждут школьную дискотеку, ты стрессуешь. В ночь перед школьной дискотекой лежишь в кровати и представляешь какое-то магическое действие. Завтра вечером ты зайдёшь под фанфары. Неожиданно окажется, что Петров и Иванов в тебя влюблены, но стеснялись об этом сказать. Катя и Таня, которые уже давно, в отличие от тебя, красят губы и уж точно целовались с мальчиками в подъезде, резко хотят стать твоими подругами.

На первую в своей жизни дискотеку ты всё-таки придёшь, преодолев стеснения по поводу внешнего вида. Но будешь сидеть в углу, возможно, с такими же отличниками, как ты. Единственное, что вам остаётся делать, — притворяться, что все вокруг идиоты. А вы пришли только ради того, чтобы над всеми посмеяться.

7. Отличников не принято звать на дни рождения и тусовки

Одна из самых болезненных частей школьной жизни — домашние тусовки и дни рождения. Отличников не зовут. На тусовках происходит всё самое интересное: кто-то с кем-то начинает встречаться, а ты не в курсе. На следующий день по классу проносится шёпот, люди обсуждают, что было вчера. А ты опять обводишь в тетради заглавные буквы первых строчек домашнего задания. После школы все разбегаются по подъездам и по квартирам, а ты идёшь домой. Смотришь на спины одноклассников, их жизнь только в этот момент начинается, а ты перебираешь в голове, сколько уроков тебе сегодня нужно сделать.


В 10 классе после очередного такого дня в школе я решила, что нужно что-то менять. Троечники казались гораздо счастливее меня, да и учителя почему-то любят их не меньше (а может, и больше) отличников. Мне тоже хотелось сбежать с урока, но я так ни разу это не сделала за все 11 лет. Нас всех пугали перспективой продавать пирожки. Но я чувствовала, что Петров и Иванов, которые сидели на последней парте, точно не будут продавать пирожки.

В институт я поступила с чётким пониманием, что оценки вообще не важны. Золотая медаль, которая досталась таким сложным путём, валялась в ящике комода. «Ну что? На красный диплом?» — спросила меня мама. Я улыбнулась и подумала, что никакого красного диплома у меня точно не будет. Я больше не хочу быть лучшей, а просто хочу жить.

Удивительно, но как только я расслабилась и перестала ставить себе высокие цели, пропала неприятная тревога. Я продолжила учиться хорошо: четвёрки, пятёрки, изредка тройки, ни одной пересдачи за все пять лет учёбы. Да, я не получила красный диплом, но окончила институт без троек. И самое главное, я научилась общаться, понимать чувства других и доносить свою мысль. И при этом не чувствовать себя неудачницей.

Иллюстрации: iStocphoto (TopVectors)

Психологическая статья Комплекс отличника

Комплекс отличника.

Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и отличники, причем чаще всего в одном лице».

Проблемы современной школы видятся по-разному родителям, учителям, санэпидстанции, чиновникам от образования, ученикам… Я, например, вижу вот что.

Девочка отвечает у доски, решает задачу. У нее дрожат руки, мел в пальцах крошится, она то краснеет, то белеет, лоб вспотел, лицо стало жалким. Голос ее прерывается и неестественно дребезжит. Она боится ошибиться. Задачку решила правильно.

Узнав свою оценку, облегченно вздыхает…

Мальчик сидит развалившись, он весь увешан крестами, черепами, цепями и еще невесть чем. Его перевели на домашнее обучение, и это оказалось для него спасением. Формул он не помнит, желания учиться не проявляет, учителю стоит больших трудов обнаружить у него хоть какие-то познания в физике.

Он не боится ошибиться, но, узнав свою оценку, тоже облегченно вздыхает…
  Она окончила школу с медалью и поступила в престижный вуз.

Он после 9-го класса пошел работать слесарем.

Большой вопрос, кто из них будет лучше разбираться в физике во «взрослой» жизни. Но у этих учеников есть нечто общее: они учились не ради знаний, а ради оценок.

Изучаемое не волновало ни ее, ни его. Если ребенка интересует то, что он изучает, если он любознателен и увлечен учебой, то ему оценка, по большому счету, не так уж и важна. Она лишь указатель: правильно ли идет процесс познания? Знания для него имеют ценность сами по себе, ему не нужны никакие дополнительные стимулы для учебы. Счастливы те родители и учителя, чьи дети учатся таким образом. К сожалению, таких учеников меньше, чем хотелось бы. Большинство же ищет себе стимул для учебы.
     Стимулы могут быть самыми разными. Некоторые учатся потому, что без документа об образовании им не занять то место в жизни, которое они (или их родители) себе наметили. Другие ходят в школу, т.к. им приказали родители, чтобы не огорчать их, добрые дети послушно учатся. Некоторым нравится получать хорошие оценки, они их коллекционируют, и очень огорчаются, когда в дневнике с одними пятерками на неделе вдруг появляется тройка…

Следует признать тот факт, что учеников, старающихся ради оценки, т.е. ради сиюминутного признания их успеха, гораздо больше, чем тех, кому интересны знания сами по себе.

Это, может быть, спорно, но, на мой взгляд, оценка как цель учебы – ложный стимул. Человека не волнует, что огромный, разнообразный в своих проявлениях мир можно познать. Его не удивляет, что все тела падают вниз, что из одного вещества можно получить другое, что можно разговаривать с другом, находящимся за сто километров, не радуют красота и лаконичность математической формулы. Его не поражают глубина чувств Наташи Ростовой и цельность натуры Татьяны Лариной. Его волнует только оценка, т.е. цифра, которую учитель напишет в журнале напротив его фамилии. Из такого ученика, скорее всего, вырастет ограниченный человек, почти ничего не знающий и почти ничем не интересующийся, кроме того, чем он занимается профессионально.
     Такое отношение к оценке имеет несколько причин. Во-первых, – «экономическая». Оценка является в глазах учеников своеобразной валютой, в которой они получают свою «сдельную зарплату» за учебу. Ставится с ног на голову тот факт, что образование у нас бесплатное, и это ученики должны были бы платить за то, что их учат. Но отрицать то, что учеба – тяжелый труд, нельзя, подобная точка зрения возникнет обязательно, если специальными воспитательными мерами родители не будут с ней бороться. А родители – сами бывшие ученики и рассуждают точно так же. Вторая причина – «лаконичная». Учителя вместе с родителями также способствуют тому, что оценка оказывается важнее того, за что она поставлена. Родитель заглянул в школу на 5 минут (он торопится, ему на работу надо): «Как там мой?» Учитель (он тоже торопится, перемена кончается, а ему лабораторную подготовить надо): «На тройку» – «А на четверку к концу четверти не вытянет?» – «Вытянет, если постарается». Вот и поговорили. Хорошо еще хоть так, иные родители не заходят в школу годами. А надо бы выбрать время, спокойно сесть, посмотреть работы ученика, проанализировать их, понять, в чем именно у него пробелы, какие формулы он не выучил, какие темы не усвоил, какие книги дополнительно стоит почитать, чтобы заинтересовать его. Это бывает, к сожалению, гораздо реже. Проще узнать оценку, чем вникать в сложности изучаемой ребенком темы. Еще одна проблема школьной отметки – психолого-социальная. Дети сильно переживают из-за плохих отметок, т.к. их получение чревато неприятностями. В современной школе существует трехбалльная система оценок: «5», «4» и «3». Так как двойки и единицы не ставятся в выпускных документах, то следует признать, что «2» – не оценка, а некое пугало, которым учитель наказывает нерадивого ученика. Либо учись хорошо, либо поставлю «2» – и на второй год. Вывод: получаем ребенка с комплексом «отличника»…

Видеть свое чадо в рядах отличников - заветная мечта многих родителей. Поднимая тосты на днях рождениях своих любимых чад, желают одно и то же. Здоровья, конечно, послушания и отличной учебы. Если с первым все вроде бы понятно, то со всем остальным возникает много сложностей. Так ли безоблачна жизнь отличников и их родителей? Анна Ф. бывшая медалистка. Она окончила престижный университет с красным дипломам. Преподаватели и родственники прочили ей головокружительную карьеру и самое радужное будущее. Но ничего подобного не произошло. Работать по специальности она не смогла. Личная жизнь не задалась. Мало кто подходил на роль спутника жизни такой «блестящей» особы. Слишком высока была планка отбора кандидатов. Помогла привычка учиться. Женщина овладела иностранным языком, но применить на практике его знание так и не удалось. Она занимается репетиторством, получает кое-какие деньги, и чувствует исключительно пустоту впереди и вокруг. К сожалению, случай Анны далеко не типичен. Ребенок, который не привлекает внимания взрослых плохими оценками и дурной компанией, производит впечатление вполне благополучного.
Так кто же они, отличники? Надо ли радоваться тому, что ваш ребенок «круглый» отличник?
Не редко «отличник» - это сигнал тревоги, который остается не замеченным за внешним благополучием. Родителей таких детей может подстерегать целый ряд серьезных проблем.
1. «Бегство в пятерки». Представители этого рода отличников часто получают кличку «ботаник». Ребенок не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками. У него оказывается не сформированным механизм социальной адаптации. Отличные оценки для него - это защита. Оценками он отстраняется от своих сверстников. Ребенок создает для себя рабочую легенду. «Я умен. - говорит он сам себе, - Они - дураки. Мне все завидуют. Поэтому я в одиночестве». Проблема усугубляется тем, что родители такого ребенка сами верят в это объяснение, более того, они же его и внушают ему. У такого человека формируется негативное отношение ко всему внешнему миру. И этот негатив может проявляться в двух видах. В одном случае ребенок, создает себе собственный мир из абстрактных знаний. Для него получение знаний становится самоцелью, причем применять их где-либо он не собирается. Он использует их для строительства стены, отгораживающей его от окружающих.

В другом случае роль этой самой стены исполняют сами оценки.

2. «Оценочный невроз» В этом случае человек попадает в зависимость от получаемых им оценок. И не только школьных. Ощущение временного комфорта наступает, только когда он оценивается окружающими положительно. Ему необходимо постоянное подтверждение собственной состоятельности и полноценности извне. Причиной этого «невроза» могут быть как заниженная самооценка, комплекс неполноценности, так и метод воспитания в родительской семье. Чаще всего это так называемый метод «кнута и пряника». Когда положительные эмоции связаны исключительно с положительными оценками поступков ребенка, и неприятие его как личности.
3.«Витрина». Этот вариант «отличника» близок к «оценочному неврозу». Разница в том, что ребенок к этому варианту приходит самостоятельно. Для него это легкий способ утвердится среди окружающих. У них нет конфликта со сверстниками - они дают списывать контрольные. Они на хорошем счету у учителей. Активно участвуют в общественной жизни школы. И все у них, кажется, в полном порядке. Хотя это далеко не так. Они слишком привязаны к внешним ситуативным обстоятельствам. Их внутренний потенциал не высок. Если такой человек оказывается в ситуации, где он не может проявить себя как «отличник», он переживает сильнейший стресс. Понятно, что он стремится избежать такого потрясения, а вместе с ним и стрессовой ситуации. А стрессом для него будет любая смена привычного образа жизни, действий, занятий, окружения. Такой человек «застревает» в привычном, плохо адаптируется в новом, избегает любого развития и изменения

4. «Семейный отличник». Он постоянно несет "крест" своей выдающийся семьи. Его окружают знаменитые дедушка и бабушка, гениальные мама и папа, подающие огромные надежды братья и сестры. В школе, университете, где он учится, все помнят заслуги его блестящей родни. В расчет не принимаются ни личность, ни интересы, ни индивидуальность. Он всегда «вторичен» по отношению к членам своей семьи. Его задача не достичь чего-то, а не «посрамить». Все это выливается либо в апатию, либо в бунт против «семейных ценностей».

Кстати, именно эта категория «отличников» чаще всего становится завсегдатаями наркологических клиник.
5.«Временный отличник». В эту категорию попадаю детки-умнички. У них все просто замечательно: любящие, заботливые родители, полно друзей, учеба дается им легко, учителя их просто обожают, они душа компании. Все радостно и безоблачно. Но человек быстро привыкает к хорошему. И скоро им начинает казаться, что так и должно быть. Что они избранные и баловни судьбы. И, когда приходит время перейти на новую ступеньку жизни они просто оказываются не в состоянии сделать следующий шаг. Им так хорошо и комфортно было до этого, что нет необходимости что-то менять.
С точки зрения психологии эта проблема выглядит примерно так: «Понятие отличник в психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу. Отличники - непохожие на других - люди, чьё поведение и способ мышления отличается от остальных. Отличник часто начинает вести себя настороженно по отношению к одноклассникам, не доверяя им, что ещё более углубляет трещину во взаимоотношениях, если она уже существует. Таким образом, антагонизм между классом и отличником, как правило, бывает обусловлен стереотипами, лежащими в основе предрассудков, которые являются побочным продуктом нашего мышления - способом упрощения окружающего мира. Такие дети становятся отличниками потому, "что так хочет мама" (или какой-то иной значимый взрослый с психологической  функцией Родителя). Эти родители (чаще, конечно, матери, ибо "принято, чтобы ребенком занималась женщина") придерживаются следующей "логики": "Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, а если мне больше выделиться нечем, я выделюсь как мать, что для женщины с ребенком самое приемлемое.

А выделиться как мать лучше всего я могу, если мой ребенок станет отличником". 
Мама думает о том, что ее (именно ее, а не ее ребенка) будут хвалить на всех собраниях и проводить в пример всем остальным родителям - как-то забывая о том, что учится-то ребенок, а не мама! Но у нас как-то принято, что оценки ребенка - это, мол, заслуга прежде всего родителей (хотя так далеко не всегда), и если ребенок учится плохо - родители "плохие", а если хорошо и тем более отлично - значит, родители "молодцы", и в первую очередь, конечно, мама. Поэтому с раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: "Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться". И в результате любая "не отличная" оценка (пусть даже хорошая, не говоря уже о более низкой) для такого ребенка - сильнейший стресс.

Таким образом, говорить именно о "комплексе отличника", или о "синдроме отличника", можно в том случае, когда стремление к отличным оценкам как-то человеку в жизни мешает. Строго говоря, человек с "комплексом отличника" живет не для себя, а для своего оценщика, который вроде как должен (или хотя бы обещает) поставить ему вожделенную "пятерку".

Если уж говорить об учебе - то подчас такие отличники, которые как раз относятся к "маминым радостям", адаптируются в школе именно посредством отличной учебы: при всей их "сомнительности" им нет нужды придумывать еще какие-то заранее заготовленные модусы поведения, им пока все ясно: получай везде пятерки - и угодишь родителям и учителям. Здесь непременно должен добавить, что у таких личностей должна быть еще непременно и истероидность: в этом случае они становятся зависимыми именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений. Можно вообще сказать, что без выраженной истеричности комплекса отличника у психастеника не будет.  Так вот, когда такой отличник, для которого его пятерки - это заранее заготовленный модус жизни ("как делать так, чтобы меня не ругали"), выходит из стен учебного заведения с тем же дипломом - больше ему оценки ставить, по сути, некому. Точнее, не так: фактически больше у него нет БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроенных оценщиков, которые сами заинтересованы поставить ему оценку "отлично". 

Если говорить в общем, то основная проблема комплекса отличника - люди с таким комплексом "НЕ УМЕЮТ ПАДАТЬ".  Как-то на горнолыжном курорте инструктор собрал группу новичков на первое занятие и сказал: "Сегодня мы с вами будем учиться… падать". А на их разочарованные возгласы ответил, что тот, кто не умет падать, не может выйти на трассу. Ибо как только он упадет (а упадет закономерно, потому что нет опыта) - его падение может стать последним. А если падать научиться заранее, то когда упадешь - тогда же и встанешь без лишних повреждений, отряхнешься и поедешь далее. Вот примерно с такой проблемой "неумения падать в плане оценок" сталкиваются "комплексующие отличники": они ни в какой области жизни не умеют получать двоек, троек, четверок.

Любая оценка "не пятерка" расценивается как провал, поражение. При этом, чем выше истероидность у такой личности, тем более бурной и выраженной должна быть эта "отличная оценка": тихая похвала может быть и не замечена. 

То есть человек с данным комплексом часто бывает уверен, что "получает от судьбы одни подзатыльники". А "подзатыльник" для него - любая "не пятерка". Конечно, обычные школьные пятерки далеко не всегда признак комплекса отличника - о чем говорится в самом начале данного материала. Ведь если эти пятерки добываются в рамках какой-то собственной логики и ради какой-то личной реальной пользы - одно дело. Если они получаются походя - тоже нет проблем. Но если пятерки становятся самоцелью, и все, что не пятерка, то трагедия - тогда сложнее. Ведь еще проблема "закомплексованного отличника" и в учебе и в жизни - у него подчас в областях, пораженных этим комплексом, не работает логика, просто не подключается: его зависимость от отличных оценок эмоциональна, сиречь опять находится в области бессознательного.

Да, он может вызубрить несколько правил логики "для жизни", если этого в частности потребует какой-то внешний оценщик, но осознанно ПРИМЕНЯТЬ их для себя, скорее всего, не сможет. И даже если сможет, они не будут никогда определяющими: первой и основной системой бытия будет зависимость от оценок.
Однако, комплекс отличника - это вовсе не пожизненный приговор, как, к сожалению, нередко думают многие. И даже если он сформировался в результате каких-то воздействий родителей, решавших таким образом и свои какие-то проблемы и задачи - тоже не фатально. Да, детские переживания и впечатления имеют большое значение в формировании модуса жизни, но никак не определяющее. И родительские ошибки в воспитании, уж коли вы считаете. что они имели место - тоже не повод вечно зацикливаться на "последствиях этих ошибок".

Как избавиться от комплекса отличника?

1. Наши возможности не могут быть всегда и во всём одинаковы. И это абсолютно нормально и не имеет оснований для возникновения тревоги. Мы можем иметь склонности к чему-то больше или меньше. Мы можем иметь разные уровни знаний в разных сферах. Мы, в конце концов, можем быть больны или расстроены. Делая что-то выше своих сил, человек истощается, что ставит под сомнение достижение следующих успехов. Но делая что-то меньшее, чем ваши возможности вы также рискуете остаться неудовлетворенным. Существует рекомендация замены установки «я должен сделать это» на более щадящее – «я могу сделать это».

2. Несчастливые, неудачные моменты как неотъемлемая часть нашей жизни могут стать для нас весьма полезными. Используйте эти периоды для анализа ситуаций, поступков, а также для переоценки некоторых индивидуальных жизненных необходимостей. Не стоит их бояться, а важно пройти их с пользой для себя.

3. Среди рекомендаций также встречается метод жестких вопросов к своей тревоге о «не идеальности». При возникновении данного страха задайте себе вопрос, например, «насколько лучший результат равнозначен вашим затратам», «насколько он изменит вашу жизнь к чему-то лучшему», «способна ли вообще ваша идеальность заставить кого-то полюбить вас», «что будет, если вы не сделаете это идеально» и т.д.

4. Безупречность подразумевает постоянный контроль над собой и над окружающим миром. Психологи рекомендуют задуматься, насколько это реально возможно, насколько этот контроль нужен окружающим.

5. Постарайтесь пересмотреть в себе реальную потребность в оценке окружающих, а также нетерпимость к недостаткам. Примите хотя бы часть своих недостатков как милые особенности вашей личности.

6. Восстановите внутри себя верное отношение к оцениванию своих действий, а не своей личности в целом.

7. Пусть стремление избавиться от комплекса «отличницы» станет вашим последним заданием «экзамена» по безупречности.