Конвергентный подход: КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУДУЩЕГО | Опубликовать статью РИНЦ – Вы точно человек?

Содержание

Статья на тему: Понятие и определение конвергентного образования

Понятие и определение                        конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии «большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

 • взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

• реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

 • взаимопроникновение наук и технологий.

 Ключевые принципы конвергентного образования:

• междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

• модель познания – конструирование;

• сетевая коммуникация;

• обучение не предметам, а различным видам деятельности;

• надпредметные знания через НБИК-технологии

• ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

• Медицинский класс в московской школе

• Инженерный класс в московской школе

• Кадетский класс в московской школе

• Курчатовский проект – научнотехнологические классы

• World Skills – классы, Junior Skills — классы

• Тематические субботы

• Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

• Предмет «Технология» — новые подходы

• «Школьные знания для реальной жизни»

 • Метапредметные олимпиады

• НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта — обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

 Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

 (S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

• сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

• является инструментом развития критического мышления,

• исследовательских компетенций

• навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.

Конвергенция – что это такое, проявление в психологии, существующие причины

Конвергенция – что это такое, проявление в психологии, существующие причины

Термин «конвергенция» известен в своем большинстве узкому кругу специалистов в разных областях и отраслях, простые обыватели не знают значение данного слова, хотя хорошо знакомы с самим явлением, о котором и поговорим подробно в нашей статье.

Что такое конвергенция?

Рассматривая данный термин, следует дать ему более понятное и доступное определение. Конвергенция – это понятие, противоположное по смыслу дивергенции (поклонники фильма «Голодные игры» хорошо помнят, что героиню Дж. Лоуренс называли «дивергент»). Оно означает некий процесс сближения компромиссов, их схождение, то есть, возникновение сходства, стремления к единству.

Конвергенция в психологии

Это термин широкого спектра, его употребляют и филологи, и биологи, и политики, но мы коснемся данного явления с точки зрения психологии. Конвергенция в психологии – это понятие, входящее в теорию психического развития ребенка, которую предложил немецкий психолог Вильям Штерн. Суть данной теории в попытке примирения фактора наследственности и влиянии окружающей среды на развитие ребенка и его становление, как личности. Можно говорить об этом термине и о как сближении людей, различных во взглядах, культурах, развитии, ценностях и нормах.

Конвергенция в психологии

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.

Дивергенция и конвергенция

Термины конвергентность и дивергентность являются антонимами, то есть, понятиями, противоположными по своему смыслу. Известно, что наш мир соткан из противоречий, поэтому одно понятие подразумевает существование другого. Принцип конвергенции в стремлении к единству, плотному сближению, примирению противоположностей. Дивергенция же – расхождение, отдаление того, что изначально близко по смыслу и другим показателям. Хороший пример дивергентности можно привести из области лингвистики, когда диалекты становятся отдельными языками.

Теория конвергенции психического развития

Эта теория подразумевает, что конвергентность развития – это единение двух важных факторов, влияющих на формирование ребенка, как личности. Как мы уже упоминали, автор теории Штерн утверждал, что конвергенция психического развития заключается в попытке примирить сенсуалистический подход с перформистским. Сам Штерн был сторонником того, что на развитие ребенка влияют в большей степени четкие гештальты, нежели наследственность.

Его теория принята многими психологами современности, ведь сложно усомниться в том, что развитие ребенка зависит от множества внешних факторов. Ребенок саморазвивается и его качества, задатки и таланты раскрываются в зависимости от той среды, в которой он находится длительное время (семья, например). Эта теория пришла на смену убежденности в первостепенной роли генетики, что вывело психологию, как науку, на более высокий уровень значимости.

Теория конвергенции психического развития

Конвергентное мышление

Напрашивается вывод, что конвергентное и дивергентное мышление – это две противоположности. На самом деле, это не совсем верно, это не противоположные, а разные виды мышления. Если кто-то проходил тесты на IQ, то сталкивался первым видом. Конвергентный тип мышления отвечает за решение задач по определенному алгоритму линейным способом, то есть поэтапно.

Вспоминая школьную систему образования, основанную на конвергентных методиках, заметим, что такая система далека от идеальной и не пригодна для развития творческих способностей. Это объясняет парадокс, когда выдающиеся творческие личности (Эйнштейн, Черчилль, Эддисон) очень часто плохо учились в школе. Свойства их ума и мышления не вписывались в систему образования, где все основывалось на конвергенции.

Конвергентное мышление

Другое дело – дивергентное мышление, синонимом которого можно считать творческое. При таком типе решение задач происходит веерообразно и заключается не в строгом следовании правилам, а в поиске причинно-следственных связей, приводящим к новым разнообразным решениям. Дивергентное мышление – неординарное, креативное, нестандартное, подразумевающее анализ и сопоставление фактов, что приводит к новым гипотезам и умозаключениям.

 

Формирование конвергентного и дивергентного мышления

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Различия между расходящимся мышлением и конвергентным мышлением

  1. направление расходящегося и конвергентного мышления

Дивергентное мышление исследует различные внешние направления, которые могут привести к решению, тогда как сходящееся мышление довольно линейно и внутренне сосредоточено на самом сильном решении.

  1. новизна расходящегося и конвергентного мышления

Дивергенция фокусируется на уникальных идеях или оригинальных продуктах, в то время как конвергенция рассматривает использование предыдущих методов.

  1. предел расходящегося и конвергентного мышления

Сходящееся мышление стремится выяснить определенный ответ. С другой стороны, расходящиеся мыслительные взгляды могут рассматриваться как безграничные.

  1. уверенность расходящегося и конвергентного мышления

Сходящееся мышление видит фиксированные стороны; что-то черное или белое. Однако расходящиеся представления мышления менее строги; он рассматривает серые области и менее определенные перспективы решений.

  1. КПД расходящегося и конвергентного мышления

Конвергентное мышление наиболее эффективно в задачах принятия решений, в то время как для выяснения вероятных вариантов требуется разное мышление.

  1. личность расходящегося и конвергентного мышления

Исследования показывают, что люди, которые открыты для нового опыта и экстраверты, часто используют разное мышление. Это означает, что те, кто более комфортно относится к тому, что знакомо, а также к тем, кто интровертирован, обычно практикуют сходящееся мышление.

  1. эмоциональныйгосударственный расходящегося и конвергентного мышления

Интересно, что исследование коррелировало расходящееся мышление с положительными эмоциональными состояниями, когда сходящееся мышление ассоциировалось с негативными настроениями. Вы, скорее всего, генерируете различные идеи, когда находитесь в приятном настроении, когда становитесь менее критическими и цените разные точки зрения.

  1. Значение ответов в расходящемся и конвергентном мышлении

В расходящемся мышлении множественные ответы имеют одинаковую ценность. Напротив, конвергентное мышление диктует, что должен быть определенный ответ с наивысшим значением.

  1. запутанность в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует запутанным идеям, в то время как конвергентное мышление поощряет сильные и четкие концепции.

  1. Принятие риска в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентные мыслители больше рискуют своими авантюристскими идеями, так как им часто нравится экспериментировать и идти против потока. С другой стороны, сходящиеся мыслители, как правило, находятся на более безопасной стороне, в основном рассматривая проверенные варианты.

  1. Любопытство в расходящемся и конвергентном мышлении

По сравнению с их конвергентными коллегами, расходящиеся мыслители, как правило, более любопытны, поскольку у них есть ряд вопросов и размышляют о широких и глубоких идеях.

  1. Мозговая активность в расходящемся или конвергентном мышлении

Поскольку расходящееся мышление в основном связано с артистизмом, оно в основном стимулирует правое полушарие мозга. Что касается сходящегося мышления, то оно обычно связано с логикой, которая обычно обрабатывается в левом полушарии.

  1. аргументация в расходящемся и конвергентном мышлении

Дедуктивные рассуждения следуют в конвергентном мышлении, поскольку логический ответ получается путем устранения других менее надежных данных. И наоборот, расходящееся мышление опирается на индуктивное мышление как идеи, вытекающие из основного положения.

  1. Количество против Quality в расходящемся и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует количественному качеству в том смысле, что его главная цель — создать как можно больше идей. В противоположность этому, конвергентное мышление поддерживает качество по количеству, поскольку оно предназначено для определения самой прекрасной идеи.

  1. Время:расходящееся и конвергентное мышление

Поскольку расходящееся мышление приветствует все потенциальные возможности, процесс часто переносится на длительные периоды времени. Противоречиво, конвергентное мышление заканчивается раньше, поскольку оно рассматривает только то, что воспринимается как очень актуальное.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море ? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует ? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает

Не замечали ? Попробуйте обратить на это внимание

Небольшое отступление в сторону:
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример, конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще ?  Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Тренировка в области творчества

Развить в себе дивергентные навыки может каждый, даже если этот человек уже не молод и всю жизнь делал все по шаблонам. Стоит лишь захотеть и заняться этим

Конечно же, дети учатся этому гораздо быстрее, поэтому важно тренировать у них данные навыки. Итак, задачи для дивергентного мышления — это всевозможные творческие «поручения»

Начнем с простого: изложения. Попросите ребенка написать пересказ того или иного текста, причем содержание не важно — пускай основывается на собственных впечатлениях. Так вы сможете оценить, насколько богато он может раскрыть тему, о которой слышал всего пару раз. Какие еще есть конкретные упражнения?

  • Для начала выбираем букву, например «т», и придумываем как можно быстрее десять слов, которые с нее начинаются. Затем выбираем букву «а» и пишем слова, в которых она стоит на третьем месте. Затем можете выбрать еще одну любую букву и подобрать ряд слов, где она будет располагаться в самом конце.
  • Выбираем слово, например «лето», и подбираем к нему десять других слов, которые будут его характеризовать.

Такие задачки можно придумывать на ходу, и они могут быть не гуманитарными или техническими, а просто бытовыми. К примеру, представьте, что в комнате перегорела лампочка. Найдите десять различных путей для решения проблемы со светом.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

Нахождение новых решений.
Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.

Поиск нестандартных решений.
В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.

Размышление над проблемой.
Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам

Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.

Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»

В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.

Решение задач методом мозгового штурма.
Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.

Ведение дневника.
Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.

Спонтанное письмо.
Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышлени
е. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты
. Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов
. Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Вернемся в школу

Еще одно место, в котором развивают конвергентный тип мышления, — школа. Все задачи, будь они математические, физические или даже биологические, заранее предполагают правильный ответ (нередко найти его можно в конце учебника). Что же тогда оценивается? Оценивается то, насколько шаблонно вы приходите к этому ответу и насколько быстро вам дается решение по заданной учителем схеме. Ведь часто бывали случаи, когда преподаватель отказывался ставить пятерку ученику, который решил задачу по иной формуле и ответ вышел верным, но преподаватель этому не обучал. С одной стороны, конвергентное мышление учит нас порядку, правилам, линейности, но, с другой стороны, это теория, которая на практике оказывается совершенно бесполезной.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Как развить склонность к дивергентному мышлению

Хотя менеджерам проектов следует поощрять в команде склонность к дивергентному мышлению, нельзя забывать и о таких важнейших вещах, как сроки и эффективность. Как же сохранить баланс?

Как встроить дивергентное мышление в процесс планирования проектов? Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющимся целям и требованиям, и при этом не сбиться с пути.

1. Выделяйте достаточно времени, чтобы применить оба подхода

И конвергентное, и дивергентное мышление очень важны для творческого решения проблем и планирования проекта, а это значит, что вам нужно выделить время и на то, и на другое.

«Но мы именно так и поступаем! — можете воскликнуть вы. — Мы столько мозговых штурмов провели, что вам и не снилось!»

Но задумайтесь вот о чем: позволялось ли участникам этих мозговых штурмов действовать как дивергенты — выдвигать абсолютно любые идеи и знать, что их рассмотрят и оценят позже? 

Стремление использовать и дивергентное, и конвергентное мышление одновременно совершенно непродуктивен. «Объединять эти два типа мышления — все равно что давить одновременно и на тормоз, и на газ. Так вы никуда не уедете», — заключает Мэннинг.

Хотя оба типа мышления необходимы для достижения успеха, их следует разделять. Для начала расскажите об этих двух типах членам проектной группы

Что значит думать как дивергент? Что такое конвергентное мышление? Почему это так важно, и как научиться использовать оба подхода?

Когда вы проводите мозговой штурм, подчеркните, что на этот раз участники должны прибегнуть к дивергентному мышлению. Какой бы недостижимой или безумной ни казалась та или иная идея, все они будут рассмотрены позже. Напомните участникам команды, что они не должны критиковать чужие предложения.

Тем самым вы дадите людям возможность проявить себя в качестве дивергентов, а потом уже перейдете к планированию. По словам 38% сотрудников, они перестали проявлять инициативу только лишь потому, что руководители сразу отметали их идеи. А это значит, что дивергентное мышление не только улучшает результаты проектов, но и поднимает уровень мотивации.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

2. Внедрите решение для управления совместной работой

Решение для управления работой?! А разве это не еще один инструмент для составления планов и выполнения налаженных рабочих процессов?

Верно. Платформа для управления проектами и совместной работы (такая как Wrike) — это отличная возможность постоянно получать актуальную информацию о планировании и выполнении проекта. Но лучшие из таких платформ дают вам свободу действий, необходимую для поддержки дивергентного мышления.

Упоминания и комментарии в реальном времени упрощают совместное воплощение в жизнь амбициозных идей и позволяют обойтись без многочисленных совещаний и пересылки информации по электронной почте. Гибкая структура папок и настраиваемые поля помогают менеджерам проектов быстро вводить новые шаблоны проектов и настраивать рабочие процессы.

Проще говоря, хорошая платформа для управления проектами и совместной работы не только упрощает выполнение повторяющихся рабочих заданий, но и дает достаточно гибкости для использования дивергентного мышления и адаптации к изменяющимся целям и требованиям.

3. Избавьте себя и других от рутины

У кого найдется время на генерацию нестандартных идей, когда приходится постоянно обновлять статусы, назначать задачи и составлять планы проектов? Менеджеры проектов потому и переходят сразу к конвергентному мышлению, и решают задачи путем наименьшего сопротивления, потому что вынуждены экономить каждую минуту.

Однако есть новые технологии, позволяющие избавить менеджеров проектов и других сотрудников от трудоемкой рутинной работы. Например, автоматизация рабочего процесса избавляет от необходимости вручную назначать задачи исполнителям, создавать шаблоны проектов или рассылать уведомления об обновлении статуса.

Такие решения, как Zapier и Azuqua упрощают установление связи между программными системами и позволяют беспрепятственно передавать информацию между различными платформами — без копирования и вставки! Многие ведущие платформы также предлагают встроенные возможности интеграции.

Сведение к минимуму объемов повторяющейся работы позволяет командам уделять больше времени дивергентному мышлению, которое раньше задвигалось на задний план. Переложите часть рутинных обязанностей на машины, а сами занимайтесь тем, на что способен только человек!

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Приемы, развивающие дивергентный ум

Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.

К таким особенностям следует отнести:

  • умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
  • навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
  • понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
  • умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.

Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы
. Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.

«В чужой обуви».
Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее

Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники

Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.

«Профессиональный фотограф»
. Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.

Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.

Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».

«Организация информации».
Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.

Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:

  • кластеризация,
  • типология,
  • классификация,
  • построение матриц,
  • разработка когнитивных схем,
  • создание различных таблиц.

Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:

  • Рыба Ишикавы,
  • Дерево целей,
  • Дерево задач,
  • Подход «5 П – 5 «Почему»,
  • Матрица БКГ,
  • «Пять сил Портера»,
  • Таблица расчета рисков,
  • Декомпозиция целей

и еще множество других.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Формирование конвергентного и дивергентного мышления                                методическая разработка по теме

Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм. События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему. А вы?

Конвергентный подход в действии

Школа — наука — производство
Конвергенция (от английского convergence — «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.
Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, в которой учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин. Но для организационно-методического обеспечения конвергентного подхода помимо специальной подготовки педагогов и разработки учебно-методических материалов необходима организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Решается эта задача не только путем наращивания школьных резервов, но и при помощи масштабного привлечения внешних ресурсов города. Поэтому отличительной особенностью новой образовательной среды московской системы образования становится глубокая интегративная взаимосвязь школы, науки и производства.
Наиболее показательно эта взаимосвязь прослеживается на примере конвергентно-ориентированных проектов столичного образования. Например, проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект), который реализуется в Москве с 2011 года, объединяет усилия учителей из 36 образовательных организаций столицы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и специалистов национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 65000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса. Учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик, выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня.

Классное погружение
В рамках проекта «Медицинский класс в московской школе», который реализуется в столице с 2015 года, существует несколько образовательных программ, их каждая из школ выбирает самостоятельно. Предпрофильные классы — 8-9‑е, профильные — 10‑11‑е. Основные учебные предметы — биология и химия. В школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажеры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи.
Школьники, обучаясь в медицинских классах, погружаются в научно-исследовательские проекты — инженерные технологии в медицине, биоинфомационные технологии, медицинская робототехника — и получают возможность выполнять исследовательские работы под руководством аспирантов и научных сотрудников медицинских университетов. Фактически такая система обучения и преобразования практических навыков обеспечивает готовность выпускников работать в команде, овладев навыками совместной работы. Проект реализуется в 69 школах и охватывает более 6000 учеников. К проекту подключено более 50 столичных предприятий.
А в проекте «Инженерный класс в московской школе», который также был запущен в 2015 году, сегодня принимают участие 103 общеобразовательные организации, обеспечивающие реализацию программ естественно-научного и технологического профилей инженерной направленности для более 13000 учащихся.
За три прошедших года участниками этого проекта стали такие федеральные вузы, как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московский государственный машиностроительный университет, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Московский государственный строительный университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, Мос­ковский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Мос­ковский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, Московский государственный университет путей сообщения.
Но и это еще не все. В числе участников проекта высокотехнологичные предприятия: ГК «Рос­атом», ОАО «НПП Пульсар», АО «Концерн радиостроения «Вега», НИЦ «Курчатовский институт», Центр фотохимии РАН, технополис «Москва», ООО «Аутодекс Си-Ай-Эс», ООО «Нэшнл Инструменте Рус», ОАО ВПК «НПО машиностроения», ОАО РКК «Энергия», ОАО «Русгидро», ОАО «Российский самолет».
Организации инженерной отрасли участвуют в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработке системы требований к компетенциям выпускников инженерных классов.
— НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году, — рассказывает проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. — В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более чем с 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу. Инженерные классы — это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва — образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете. Важная часть проекта — работа на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии, именно те актуальные инструменты, с которыми они будут работать.
По словам Вадима Петрова, работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия. Школьники также участвуют в «Университетских субботах». А для их педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.
Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве.

Строчки о внеурочке
Еще одним из важнейших ресурсов создания конвергентной среды является дополнительное образование. По данным электронной записи, в Москве открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают около 840 тысяч детей. Крупнейшей городской системой дополнительного образования является система Департамента образования Москвы. Условия для занятий дополнительным образованием созданы в более чем 700 школах и центрах детского творчества.
Расширению возможностей посещения дополнительных занятий в Москве способствует:
— создание в школах профильных медицинских, инженерных и кадетских классов. Их программа обучения включает блоки, выходящие за рамки базовой школьной программы;
— возрождение станций юных техников на базе колледжей и учреждений дополнительного образования. Здесь можно получать дополнительные знания в технической и естественно-научной областях на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне;
— открытие межшкольных и межрайонных предметных кружков, включая математические кружки для победителей и призеров олимпиад;
— создание детских «Кванториумов» в технопарках Москвы;
— создание центров технологической поддержки образования — пунктов коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию на основе сетевого партнерства вузов, школ, колледжей;
— расширение сотрудничества с частными компаниями, предоставляющими услуги дополнительного образования.
Кроме того, чтобы мотивировать детей, подростков и молодежь получать знания, компетенции и навыки более широкого спектра и осознанно выбирать жизненный путь, в Москве действуют крупные городские просветительские проекты:
— «Университетские субботы» — лекции, мастер-классы и экскурсии в ведущих вузах Москвы;
— «Профессиональная среда» — знакомство с учреждениями профессионального образования;
— «Субботы активиста» — мероприятия для тех, кто интересуется вопросами управления и самоуправления в образовании.
— Мы применили в школе конвергентный подход и в первый же год получили результат, — рассказывает заместитель директора по реализации образовательных программ и проектов, учитель технологии школы №1454 «Тимирязевская» Наталья Растегина. — Наши ребята стали призерами чемпионата WorldSkills и JuniorSkills в компетенциях «Сити-фермер» и «Сельскохозяйственные биотехнологии». Что мы сделали? В предмет «Технология», в рабочие программы, мы ввели компетенции JuniorSkills, подкрепили дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (биология, физика, технология), основную образовательную программу. Мы воспользовались ресурсами города и подключили специалистов Тимирязевской академии.

Программа для зама
Активная работа над решением задач развития конвергентного подхода в столичных школах сегодня ведется в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Программа курса направлена на формирование у слушателей нового восприятия содержания образовательного процесса и перестройку взаимодействия всех его участников в ходе реализации запросов социума, и очевидно, что конвергенция — один из важнейших таких запросов.
Действующие и будущие заместители руководителей образовательных организаций погружаются в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения: как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
В рамках курса проводится анализ основных образовательных школьных программ с целью выявления точек конвергенции — позиций, по которым можно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассматриваются вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города. А итоговой оценочной работой каждого слушателя становится «дорожная карта» реализации конвергентного подхода в московской школе.

Курчатовский проект конвергентного образования / Softline corporate blog / Habr

Мы возвращаем эксперимент в школы

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Конвергентное обучение, для реализации которого был создан Курчатовский проект, направлено на формирование именно такой междисциплинарной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

Предпосылки проекта

Одной из проблем современного образования является традиционное преподавание предметов естественнонаучного цикла изолированно друг от друга, в результате чего у учащихся происходит неполное формирование целостной картины мира.

Задача проекта

Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.

Цели проекта

— Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
— Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
— Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
— Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.

О проекте

Участниками проекта стали 37 московских школ, которые объединяет интерес к новым технологиям, активное освоение новых образовательных методик. В рамках проекта эти школы оснащены наиболее современным учебным и лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения уроков, экспериментальных практикумов и полевых работ по 4 предметам: физике, химии, географии и биологии. Также в каждую школу была поставлена компьютерная техника, необходимое ПО, расходные материалы для лабораторного оборудования и даже мебель.

Для полноценного использования поставленного высокотехнологичного оборудования были проведены пусконаладочные работы, прошло обучение учителей, в школы поставлены учебно-методические материалы, осуществляется сервисная поддержка.
Школы-участники не только используют оборудование сами, но и работают как сеть инновационных образовательных учреждений «шаговой доступности». Учителя и ученики других школ используют эти ресурсные центры, чтобы перенимать опыт, проводить выездные занятия.

Концепция проекта сформирована московскими образовательными учреждениями совместно с Курчатовским институтом. Компания Softline в рамках проекта, помимо поставки компьютерного, учебного оборудования и программного обеспечения, провела пуско-наладочные работы, обучение учителей и обеспечивает техническую поддержку. Конкурс, в котором компания Softline выиграла этот контракт, был организован Окружным управлением образования ЗАО г. Москвы по инициативе Департамента образования г. Москвы.

Конвергентное обучение

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие черты развития естественных наук:
— переход к наноразмерам;
— изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
— сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
— междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

Эти положения определяют содержание образовательных ресурсов Курчатовского проекта.

Поставленное оборудование

Фундаментом для всех комплектов лабораторного оборудования является применение современной техники, максимально приближенного к той, что используют взрослые ученые в настоящих лабораториях. Его дополняет вычислительная техника (ведь современное лабораторное оборудование подключается к компьютеру) и новые решения в области эргономики образовательной среды.

Каждый кабинет включает:
— интерактивную доску,
— цифровое лабораторное оборудование, датчики,
— необходимые расходные материалы,
— учебную мебель.

Для полноценного использования оборудования предусмотрены электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.

Лабораторное оборудование

Химия

Кабинет химии оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ.
Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах.
Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии.
Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.

Физика

Кабинет физики оборудован атомным силовым микроскопом, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.
Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.
Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.
Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.

География

Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) — осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.
Аппаратно-программный комплекс Сканекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать космические технологии, помогающими получать самую современную информацию о процессах и явлениях, происходящих на планете.
Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, спутниковыми снимками.

Биология

Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах.
В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.
Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, проводить биохимическую диагностику.

Инновационная мебель

Полностью пересмотрен концепт мебели, заключающийся в отказе от большого количества проводов и невозможности мобильного перемещения в классе.

Применяется современная система верхней подводки коммуникаций, которая упрощает монтаж силовых цепей, подводки воды, газа, системы вентиляции и т.д.

Класс-трансформер можно использовать как лекционный кабинет или как класс для практикумов.

Система визуализации

Современные системы классных досок с короткофокусными проекторами и интегрированными интерактивными досками.
Компьютерная система управления оборудованием класса.

Применение видео-стен в качестве элементов доступной визуализации.

3D-технологии

Возможность проведения виртуальных лабораторных работ в режиме 3D.

Применение технологии «Дополненная реальность».

Многозадачность и кросс-платформенность.

Вывод видеороликов в режиме 3D позволяет повысить эффективность и интерес к учебному процессу.
Интерактивный глобус с набором интерактивных карт с возможностью вывода актуальной информации полученной со спутников в режиме online.

Интегрированная в общий комплекс система 3D-контента позволяет изучать процессы «изнутри».

Дистанционное обучение

Использование современных программных продуктов для создания дистанционного обучения на базе инновационных классов.
Организация online трансляций в интернет с возможностью подключения других учреждений к учебному процессу.

От поставки к полноценному использованию

Пуско-наладка

Чтобы несколько десятков больших и маленьких коробок, которые привезли в каждую из 37 школ, выгрузили на первый этаж и приняли на баланс, превратились в лабораторные классы, пришлось проделать огромный объем пуско-наладочных работ.

По условиям поставки каждая школа должна была подготовить помещения согласно техническим требования, регламентирующим количество и расположение розеток, размещение водопровода и канализации, подготовка вентшахт к подключению вытяжек и т.д. На подготовленную площадку приезжала бригада монтажников, которая монтировала колонны для интерактивных досок, островные столы с вытяжками, собирала мебель, подключала коммуникации.

На следующем этапе были установлены и настроены серверы и ПК, сетевое оборудование., Затем настала очередь сборки лабораторной техники, подключение к компьютерам, установка специального ПО.

На заключительном этапе готовые лабораторные классы были протестированы и переданы школам.

Обучение

Для освоения новой техники для всех учителей было проведено обучение на основе методических рекомендаций по использованию учебного оборудования по всем предметам. Прошло также обучение системных администраторов по использованию программного обеспечения и оборудованию, в том числе специализированного – проекторы, интерактивные столы и т.д.

Поддержка

В рамках проекта осуществляется 3-летня поддержка всего поставленного оборудования. Поскольку гарантия большинства производителей составляет 1 год, дальнейшую поддержку взял на себя поставщик по контракту, компания Softline. При этом гарантия предусматривала замену нерабочего оборудования в срок не более 2 рабочих дней.

В настоящее время заявки принимаются как по телефону, так и через специальный функционал на школьном портале shkola.softline.ru. Заявки обрабатывают специально выделенные инженеры. В перспективе планируется перевод процесса обработки заявок на собственный servicedesk компании Softline, имеющий широкие возможности по отслеживанию заявок, подключению любых необходимых специалистов и руководителей для решения проблем.

В настоящее время объем заявок — порядка 30 в месяц — начиная от банальных проблем с электропитанием и заканчивая полноценным ремонтом техники.

Масштаб Курчатовского проекта большой, и для осуществления гарантийного обслуживания был организован специальный склад подменного оборудования.

Городской методический центр mosmetod.ru

На сайте методического центра можно найти:
— Перечни оборудования Курчатовского проекта;
— Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).
— Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности.

Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.

Результаты

Умение учиться. В современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования. Деятельностное освоение предмета, индивидуальные проекты, которые учащиеся могут выполнять в условиях конвергентных лабораторий, формируют способность к самостоятельному мышлению и познанию.

Междисциплинарное образование. Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящихся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.

Результативное образование. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

Новые требования к исполнению государственного контракта

По сравнению к традиционными, мы применили более высокие требования по следующим параметрам:

Тип требований Характер исполнения
Увеличенный гарантийный срок. 3 года гарантии на все поставляемые товары.
Центр службы технической и информационной поддержки. Call-центр, web-сайт, ежемесячная отчетность, ежеквартальные профилактические выезды специалистов.
Подменный фонд. Замена оборудования в срок не более 2 рабочих дней
Повышение квалификации специалистов работающих с оборудованием. Повышение квалификации специалистов с выдачей сертификата государственного образца.
Дополнительные финансовые гарантии. На весь гарантийный срок.
Полная готовность к работе. Полная пуско-наладка и монтаж на место эксплуатации
Функционально-техническая совместимость. Товар должен быть технически и функционально совместим между собой и в совокупности должен составлять единый аппаратно-лабораторный комплекс конвергентного обучения.

Дивергентное мышление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2018; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2018; проверки требуют 16 правок.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Как писала Мария Захарова: «Впервые понятие «дивергентное мышление» в психологию ввел ученый Д. Гилфорд, описавший дивергенцию как «мышление, идущее в разных направлениях». Также Гилфорд пришел к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам»[1].

Дополняется конвергентным мышлением.

Конвергентное мышление (от лат. convergere – сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест, представленный в книге авторов Дж. В. Гетцельс и Ф. В. Джексон: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Д. Гилфорд совместно со своими коллегами также разработал тесты для выявления дивергентной продуктивности человека. Среди этих тестов был тест на лёгкость словоупотребления и тест на составление изображения, в котором тестируемому предлагалось нарисовать определённый объект с помощью ограниченного набора геометрических фигур.[2]

Характеристика дивергентного мышления[править | править код]

Дивергентное мышление имеет четыре основные характеристики:

  • Беглость – способность быстро формулировать несколько идей и решений;
  • Гибкость – способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;
  • Нестандартность – способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;
  • Проработка – способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.[3]
  • Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении : Роль фактора пола и личностных характеристик : диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Новосибирск, 2003. — 312 c.
  • Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления — М.: Прогресс, 1965.
  • Гетцельс, Дж. В., Джексон, Ф. В. // Creativity and Intelligence — John Wiley & Sons; Fourth Printing edition, 1963.

От «конвергентного образования» к «конвергентному воспитанию»: постановка проблемы ⋆

Готов ли школьник к «Миру Будущего»? Если нет, то в чём наша (учителей, управленцев, ученых) вина? Если да, то в чём наша роль? Попытаемся оставаться честными, отвечая на оба вопроса и не заниматься самовнушением, конструируя мир Будущего, удобный для нас, работников образовательного цеха. Мы хотим видеть ясные тренды, которые предсказуемо меняют мир. Но любой шаг любого тренда способен изменить всё. Тренды взаимодействуют, создают нечто новое. Мир меняется существенно неоднородно. Какие-то его части меняются непредсказуемо быстро, а другие – почти не меняются. Вот почему возникает ощущение «Разрыва», «расползания» реальности.

К.А. Скворчевский
Московский физико-технический институт,
департамент философии, профессор,
ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11»
Департамента образования г. Москвы,
заведующий кафедрой естественнонаучного образования,
доктор технических наук

В этой связи становится всё более очевидной нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Средств организации деятельности, инструментов работы вполне достаточно. Педагогический инструментарий весьма богат методиками, технологиями, образцом педагогического опыта. Дефицит лежит в пространстве целевых установок. На наш взгляд, «конвергентный подход в образовании» – именно о целях, а не о средствах самого образования.

Само понятие «подхода» здесь перестаёт претендовать на роль системы средств, технологий или техник образовательной деятельности. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент, все усилия разработчиков переносятся в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет.

Понятного нам самим «образа будущего» у нас нет. Это первая проблема, не решая которую хотя бы в первом приближении, невозможно осмысленно наращивать технологические средства.

Другой вопрос – ка оценить уровень адекватности наших средств деятельности требованиям «мира будущего»? Как разобраться в том, что у нас уже есть? Есть ли у нас эффективный инструментарий для подобного анализа? «Межпредметность», «междисциплинарность», «интегративность» – хорошо известные понятия, не одно десятилетие на слуху. Можно ли их существенно модернизировать, приспособив к требуемому движению в сторону будущего? Можно сколько угодно разбираться с каждой отдельно взятой технологией или методикой, но суть в том, что, на наш взгляд, только их взаимодействие, переплетение, взаимозависимость способны создать эффект подобия образовательной среды среде реальной жизни – столь же запутанной и непонятной.

Ключевым понятием должна стать категория «готовности» к будущему. Готовности и учителя, и ученика. Только через призму «готовности» мы должны видеть всё имеющееся у нас многообразие методологических средств образования. В большинстве случаев, в условиях укрупненных образовательных комплексов присутствуют в том или ином виде многие из тех элементов, которые необходимы для формирования соответствующей образовательной среды. Но между этими элементами не установлена адекватная система связей, не создана соответствующая топология, которая, в свою очередь, определяется системой целеполагания всей образовательной деятельности. И если целеполагание школы заключается в достижении высоких баллов ЕГЭ и успехах на предметных олимпиадах, то связи в системе элементов конфигурируются соответствующим образом. Но если целью становится готовность выпускника к успешному движению в мире конвергентных технологий, то и образовательная среда школы обязана структурироваться совершенно иначе. Как? Как всегда, это ключевой вопрос. Но на него, скорее всего, нет прямого, «технологического» ответа. И это, в данном случае, вполне соответствует логике решаемой проблемы. Выскажем осторожное предположение, что «прямого», логически выверенного пути к вхождению в мир будущего просто не существует. Как, собственно, нет логики и у самого будущего. Неопределенность, многовариантность будущего требует от своих участников готовности именно к неопределенности и многовариантности. Если угодно, готовности к тому, что все может прекратиться в любой момент. И ничего пугающе-страшного в этом нет. Логики и определенности будущего нет, но есть люди как носители замыслов, целей, идеальных представлений и возможностей коммуникации. Поэтому первый шаг, предлагаемый нами, не содержит в себе особой премудрости: максимально расширить число и разнообразие коммуницирующих субъектов образовательной среды. Сделать их коммуникацию неформальной и внесистемной, что не означает хаотичности и беспредметности. Внутри современного образовательного сообщества, несмотря на его постоянное внешнее расширение, сохраняется слишком много внутренних границ – коммуникативных барьеров. Не всегда полезно разрушать все барьеры, но естественное размывание границ уже идёт, вне зависимости от нашего желания. Информационные потоки цифрового мира всё увереннее ликвидируют главную границу – между имеющими и не имеющими доступ к информации. Универсальность доступа к информации существенно меняет статус учителя. Причём путей возможного изменения два.

Первый. Учитель теряет статус единственного носителя и транслятора знаний и постепенно трансформируется в организатора учебных коммуникаций, главная задача которого сформировать чёткую последовательность самостоятельных действий по освоению содержания изучаемой дисциплины.

Второй путь – стать для учеников «Мастером» с большой буквы, показывающим Собственным примером, что уметь гораздо важнее, чем знать. Трансляция не суммы знаний, а собственной личности в этом случае становится главным приоритетом. Что произойдёт с фигурой учителя, мы до конца не знаем. Скорее всего, реализуется какой-то смешанно-промежуточный вариант. Не исключено, что в некой перспективе снова возникнет запрос на фигуру учителя в самом её традиционно-классическом смысле. Но в любом случае образовательное сообщество перестанет быть замкнутой иерархизированной структурой, в содержательном плане ориентированной на воспроизводство собственных представлений о мире Будущего. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелёгком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это, прежде всего, представители многих профессиональных сообществ – инженеры, учёные, врачи – которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и ни один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.

Итак, установив, что конвергенция наук и технологий формирует ту основу пространства целей, ради которого работает и развивается современное образование, попытаемся достаточно кратко и предварительно охарактеризовать ключевые черты «мира Будущего» именно как мира конвергенции.

По мысли одного из главных идеологов концепции конвергенции М.В. Ковальчука, будущее связано, прежде всего, с преодолением традиционно сложившихся в сознании человека и научной культуре дисциплинарных границ. В реальной природе подобных границ нет, и человечеству также предстоит ликвидировать подобные границы, тем самым приближаясь к воспроизводству в подлинном смысле «природоподобных объектов». Интересно отметить, что на ранних этапах развития европейской науки, так как она была задумана в трудах Аристотеля, исходная междисциплинарность, интегративность знания выступала в качестве обязательного требования. Целостный космос просто не мог быть разделен на отдельные «предметы», изучаемые по отдельности узкими специалистами. Однако научная революция Нового Времени (1543-1687 гг.) коренным образом изменила базовые установки. Галилеевско-ньютоновский идеал естествознания предполагал не только тотальную математизацию и внедрение экспериментальных практик, но и установление дисциплинарных границ между различными областями знания. Интересно, что декларируемое  единство научного метода могло бы стать непреодолимым препятствием на пути междисциплинарной разобщенности, но от науки Нового Времени потребовалось нечто другое, а именно – технологическая полезность Науки, ее практический выход.

Превращение фундаментального знания в мир технологий искусственно сузил границы самого знания, способствовал выделению из мира знания пригодных для практического использования областей предметных сведений. Достаточно быстро стала нарастать предметная дезинтеграция естественнонаучного знания. Не все деятели того времени видели опасность подобного предметного расщепления науки. Например, Огюст Конт – отец позитивизма и социологии – полагал, что чем больше разных наук, тем лучше. Объединение различных предметных областей знания таит в себе опасность подчинения науки некой единой метафизической Идее, Концепции, наподобие гегелевской. Этого допустить нельзя, поэтому дисциплинарное дробление наук необходимо всячески поощрять. Но уже в конце XIX века возникает достаточно мощное движение за междисциплинарное взаимодействие и междисциплинарную интеграцию. И здесь, как и в первом случае, роль «задающего генератора» сыграли технические науки. Реализация крупных межотраслевых проектов в химической, электротехнической и радиотехнической промышленности заставило по-иному взглянуть на границы научных дисциплин. Само понятие фундаментальной глубины и проработанности отдельных вопросов неизбежно отходило на второй план по сравнению с конкретными умениями сконструировать работоспособное техническое устройство или технологию.

С идеологической точки зрения первопроходцем идей междисциплинарного синтеза следует, конечно, признать В.И. Вернадского (1863-1945). Если говорить о развитии именно отечественной традиции междисциплинарности, то очень серьезный следующий шаг, связанный с широким внедрением математических методов моделирования различных по своей природе процессов, был сделан выдающимся советским математиком, академиком Н.Н. Моисеевым. Моисеев не без оснований полагал, что единство принципов организации природы дает возможность единого математического описания и предсказания поведения самых различных природ. Дальнейшее движение в данном направлении стимулировала сама жизнь, которая выдвинула на повестку дня разработку и практическую реализацию небывалых по масштабу и материальной затратности проектов середины ХХ века – ядерного, ракетно-космического, кибернетического, радиолокационного. Коренным образом изменилась система организации труда ученых и инженеров, их возможность претендовать на авторство в конечных результатах работы.

Прежде всего, возникли укрупненные межотраслевые научные коллективы, в которых междисциплинарность стала нормой. С другой стороны, новейшие достижения в области микроэлектроники и молекулярной биологии принесли с собой новые технические возможности, связанные с возможностями управления отдельными атомами или молекулами. Пионером в данном направлении выступил японский специалист в физике конденсированного состояния вещества Нориро Танигути, который первый стал говорить об управлении отдельными атомами и атомными структурами с нанометровой точностью. И вот уже небезызвестный Эрик Дрекслер выдвигает проект создания наномашин, выполняющих полезную работу внутри человеческого организма. Постепенно к началу 2000-х годов складывается концепция НБИК-конвергенции.

В основе такой конвергенции лежит идея некоего фундаментального структурного элемента, которым человек уже умеет неплохо управлять. Что позволяет в целом, применяя одновременно все способы управления, конструировать природоподобные объекты. В твердотельных структурах – это атом, в биологических – ген, в информационных – бит, в когнитивных – нейрон. В целом получается нано-био-инфо-когито-конвергенция (НБИК). Предпринимались также попытки добавить еще и социальные технологии. Но они пока не получили широкого распространения. Проблема включения социальных технологий в структуру НБИК-конвергенции во многом определяется неопределенностью базового структурного элемента гуманитарного знания, управление которым способно трансформировать социальные области знания в режим конкретных технологий. Помимо достаточно футуристических планов преобразования человеческой природы средствами НБИК- технологий уже сейчас реализуются ряд направлений, которые существенно меняют характер развития «человек-машинных» систем. Что происходит в этой сфере?

Во-первых, меняется уровень сложности интерфейсов «человек-машина». Человеческий интеллект все глубже проникает в электронную начинку компьютеров, делая свое общение с компьютером все более эффективным.

Во-вторых, предпринимаются все более смелые попытки внедрения наноустройств и наномашин в тело человека. Эти устройства призваны восполнить недостающие возможности человеческого организма, вылечить ранее не поддающиеся лечению болезни.

И, наконец, человеческий разум перестает бытовать как отдельно взятый, а все глубже включается в глобальные корпоративные информационные сети, позволяющие ему как овладевать новыми информационными возможностями, так и управлять самыми отделенными техническими системами. Вся мощь глобальных корпоративных информационных сетей заключается именно в их всеобщности, в том, что каждый житель Земли может принимать участие в ее создании.

Интересно, что во всех футурологических прогнозах 70-х годов считалось, что на Марс человек высадится быстрее, чем будет создано единое всемирное хранилище информации. Но прогнозы ошиблись и понятно почему. Проектирование полета на Марс в традиционном ключе понималось как деятельность некоей ограниченной проектной группы инженеров и специалистов. В таком темпе, такими ресурсами глобальное хранилище информации создавалось бы очень медленно. Но оказалось, что мировую информационную сеть, в отличие от межпланетного космического корабля, могут создавать все граждане Земли без исключения. Отсюда колоссальная скорость наращивания мощности информационных систем. И здесь же коренятся все опасности превращения человека в информационный придаток глобальной сети, утраты свободы целеполагания. Причем самые большие проблемы стратегического характера возникают у тех, кто берет на себя смелость направлять движение информационного мира, определять перспективы его движения. Стать во главе неопределенности и многовариантности – вот что предстоит руководителю Будущего. И если мы хотим, чтобы их в этом отношении не постигло полное фиаско, то готовить к такого рода миссии нужно уже сегодня.

Какие подсказки есть уже сегодня? Во-первых, становятся все более отчетливыми глобальные трансформации одной из древнейших категорий в культуре человечества – категории труда. Цифровой мир решительно размывает традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала. Все привычные границы в трудовых отношениях попросту исчезают. Растворяется граница между трудом и отдыхом, между местом работы и  территорией отдыха. И, самое главное, исчезают границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден практиковать профессиональные навыки во множестве смежных областей. И это зачастую приводит к еще большей запутанности его действий, утрате перспектив и смыслов движения в логике профессиональной траектории. Попытка перенаправить собственную ответственность узкой группе управляющих не приведет ни к чему хорошему. Узкая группа не будет в состоянии справиться с неопределенностью Будущего, что будет порождать дополнительный хаос и трагическое мировосприятие. Молодежи надо готовиться «брать бразды» управления в свои руки. Это звучит банально, но именно в подобной готовности и заключается основная смысловая нагрузка современной школы.

С другой стороны, логика современной глобализации также требует «своего». Глобализационные процессы завоевали почти все. Произошла почти полная унификация принципов и технологий организации деятельности. Внедрение единых технологий менеджмента, в свою очередь, потребовало столь же жесткого нормирования и унификации правил коммуникативной деятельности. Формируется единое пространство обмена информацией. Но остается еще нечто, до конца не схваченное процессом глобализации. Это – человеческие ценности, критерии оценки ситуации. Ценности становятся точкой опоры всего единого глобализационного процесса. И в этом вопросе пока что решительного продвижения нет. Даже с учетом того, что человечеству удается навязать единые нормы потребления, это еще не дает полной власти над миром ценностей.

Европейское сознание по природе своей слишком дихотомично, бинарно, не терпит раз и навсегда заданной целостности и определенности. В данном контексте именно это обстоятельство не дает европейскому человеку остановиться на чем-то понятном и завершенном. Оно требует истории, движения, развития. И всякий мир Будущего всегда будет восприниматься как неокончательный, незавершенный, «недоделанный». В нашем случае это спасительный момент, поскольку лишает нас необходимости абсолютно четкого прочерчивания контуров грядущего. Европеец ощущает себя комфортно лишь в условиях исторического бытия. И это надо иметь в виду, когда мы заботимся о будущем мире конвергенции наук и технологий. Очень важно, чтобы конвергенция продолжалась, не останавливалась, и каждый мог бы принять в ней участие. На фундаменте данного обстоятельства можно построить конкретные технологии организации готовности школьников к жизни в конвергентном мире.

Современная школа остается верной наукоцентричному идеалу Научной Революции Нового Времени. Предметная организация учебного материала и наращивание узкого профессионализма и поныне являются краеугольными камнями школьной дидактической системы. Даже внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных предметов или метапредметов не решает проблему в принципе. Даже полноценная реализация проектного подхода оказывается недостаточной с точки зрения подготовки школьника к миру конвергенции наук и технологий. Что остается за кадром? Самое главное – умение работать в командах предельно широкого типа, взаимодействовать не только с себе подобными, понятными, профессионально близкими. Такое взаимодействие уже не воспроизводит условия реальной конвергенции. Только там, где школьник сталкивается с непонятным для себя, с инаковым, быть может, даже чуждым опытом содержания может произойти возникновение внутренних предпосылок работы в условиях конвергентного мира. С чего начать? Как построить такое взаимодействие? И нужно ли для этого разрушать традиционную структуру уроков, занятий, классно-урочную систему и т.д.? Вопрос непростой. Соблазн велик и опыт подобного разрушения уже имеется. Правда, в истории везде приходилось вновь возвращаться к традиционной школе. Пока что можно осторожно предположить, что имеет смысл формировать параллельный режим создания особых метапроектных школьных коллективов. Обязательно с участием разных возрастов и направлений деятельности. Своего рода мастерских, в которых каждый, с одной стороны, занимается своим делом, но также легко может изменить вид деятельности, освоить то, что делает его сосед. Руководство мастерской осуществляют взрослые наставники, но их участие минимально и происходи в режиме подсказывания и «подыгрывания». Другой вариант – ставить перед коллективами мастерских задачи, заведомо не решаемые на данном уровне развития детей. При этом оснащать мастерскую оборудованием, экспериментальными установками, хотя бы минимальное освоение которых уже будет являться выходом в «иное измерение» для юных участников проекта.

Начинать можно с определенного профиля деятельности – Инженерного, Медицинского, Материаловедческого. Каждый из этих профилей разворачивается в систему нестандартных задач, связанных с освоением аналитического оборудования (масс-спектрометров, хроматографов, фурье-спектрометров и т.д.). В конечном итоге, сложение различных усилий – есть главная цель.

Творцы конвергентного мира все продумали замечательно, кроме одного: новой системы организации деятельности участников проектов. Оказалось, что носители предметных областей знаний привыкли эффективно работать только на те задачи, которые им лично интересны. Но как обеспечить совместность усилий в процессе конвергенции? Что будет определять деятельность сообщества, формировать его границы? И это в настоящее время – задача из задач. Можно сказать, что творцам конвергенции не хватает не конвергентного образования, а, если можно так выразиться, «конвергентного воспитания», т.е. способности к совместной продуктивной деятельности. Способности преодолеть узкопрофессинальные и узкопредметные интересы, на минуту забыть о собственном рейтинге и индексе цитирования и вместе со своими коллегами направить все усилия на решение общей задачи. Именно формирование принципов и методологии «конвергентного воспитания», на мой взгляд, станет в ближайшем будущем естественным «человеческим» фундаментом как для успешного возведения здания конвергентных наук и технологий, так и для реализации на практике идей «конвергентного образования».