Костюмы русского народа: Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды – Русская национальная одежда, ее традиции и особенности

история, виды, детали и их значения

Автор Оксана Никитина На чтение 11 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано

Многие люди, если их спросить о национальной русской одежде, сразу назовут расшитые сарафаны с рубашками, армяки и кафтаны, подпоясанные кушаками. Образ сложился довольно устойчивый, его часто можно увидеть на стилизованных гуляниях, во время проведения народных праздников, в спектаклях, фильмах, мультиках. Мы подробно расскажем о традиционной русской народной одежде и ее особенностях.

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

Народные костюмы России. Костюмы русского народа

Национальная одежда — это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

народный костюм россии рисунокдаже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта

деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название «косоворотка». Но во многих южных губерниях вырез был

прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой «гашником». Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время — картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Русский национальный костюм. Традиционная русская одежда женщин

Традиционная русская женская одежда

Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом. Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.

По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии. И до XVIII века его носили представители всех слоев населения — от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами. Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения. Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.

Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш). Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй — в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей — льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.

В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда. Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.

Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку). Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста). На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.

Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики. Некоторые варианты орнаментов имели древнесл

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 1

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 2

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 3

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 4

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 5

Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 6

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 7

Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 8

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 9

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 10

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 11

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 12

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 13

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 14

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 15

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 16

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 17

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 18

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 19

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 20

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 21

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 22

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 23

Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 24

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 25

Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 26

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 27

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 28

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 29

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 30

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 31

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 32

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 33

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 34

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 35

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 36

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 37

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 38

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 39

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 40

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 41

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 42

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 43

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 44

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 45

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

Очарование русского народного костюма | Журнал Ярмарки Мастеров

Раньше одежду шили из льна, хлопка и шерсти. Она имела простой покрой. Только богатые люди могли ее украсить различными декоративными элементами: жемчугом, шелковой вышивкой, золотой или серебряной нитью. Национальные костюмы отличались яркими цветами.

Детская одежда очень похожа на взрослую и включает в себя: рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, передники, юбки и головные уборы.

Сейчас такую одежду одевают только по праздникам и концертные выступления.

Мы подобрали для вас коллекцию очаровательных детских русских народных нарядов. Мы хотим, чтобы такие наряды не забывались и дети помнили свою историю.

Очарование русского народного костюма, фото № 1

Очарование русского народного костюма, фото № 2

Очарование русского народного костюма, фото № 3

Очарование русского народного костюма, фото № 4

Очарование русского народного костюма, фото № 5

Очарование русского народного костюма, фото № 6

Очарование русского народного костюма, фото № 7

Очарование русского народного костюма, фото № 8

Очарование русского народного костюма, фото № 9

Очарование русского народного костюма, фото № 10

Очарование русского народного костюма, фото № 11

Очарование русского народного костюма, фото № 12

Русский костюм. Московская губерния | Журнал Ярмарки Мастеров

Гардероб наших предков был удивительно органичен.Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. Одежда шилась не просто праздичная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу,образу жизни,благосостоянию и семейному положению человека.

Женский костюм Московской губернии

С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. С наступлением зрелости, а также после вступления в брак,в гардеробе молодух появлялась понева- самая древняя деталь женского гардероба, которая крепилась на талии с помощью шнура. Позднее поневы заменили юбки и сарафаны. Сарафаны горожанки носили уже в XVI веке. есть мнение, название сарафану дала мужская одежда. В переводе сарафан означает «одетый полностью».

Когда в южном Серпуховском уезде ещё круглый год носили разноцветные шерстяные поневы, то в Бронницах, что на юго-востоке губернии, уже повсеместно вошли в моду сарафаны, а крашеные поневы можно было встретить лишь летом. В прочих уездах- от Клина до Звенигорода- в будние дни крестьянки ходили в синих сарафанах, а на праздник надевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды кумачовых расцветок.

В Московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. Один назыавлся саян или кумашник. Он имел косоклинную форсу, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории кездов Московской губернии называли круглым, а за её пределами -московский. «московец».

Сверху сарафана надевали душегреи. Особенно популярны они были в Калязинском уезде.Ближе к Первопрестольной предпочитали телогрейки и шубейки независимо от сезона.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 1

Реставрация.Современное фото.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 2Русский костюм. Московская губерния, фото № 3

Русский костюм. Московская губерния, фото № 4Русский костюм. Московская губерния, фото № 5

Русский костюм. Московская губерния, фото № 6Русский костюм. Московская губерния, фото № 7

Московская губерния, Верея Женский костюм Московской губернии

В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.

Повседневный женский костюм Московской губернии в зимнее время включал в себя полушубок, шапку, сарафан, рубаху,передник и обувь.Разнообразная цветовая гамма,сочетание синего и красного цветов, небольшие вкрапления золотисто-желтого, золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничный вид даже в хмурые зимние будни. Женщины из богатых семей поверх телогреи надевали ещё шубу из овчины, покрытую тканью. Поскольку обшивать шубу было очень дорого, то бедные крестьнки носили шубы непокрытые.В Московском уезде, где уровень жизни всегда был выше ,крытые шубы не являлись признаком благосостояния, и в них ходили практически все, лишь по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха, покрытые дорогой китайкой.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 8

Девичий костюм крестьянки Московской губернии, середина XIX века

Костюм состоит из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 9

Костюм крестьянки Верейского уезда Московской области
Середина XIX века.
Музей народного искусства.

Костюм состоит из домотканых рубахи, поневы и передника. Рубаха и передник, сшитые из холста, богато украшены гладкими и узорными полосами. Полосы, образующие сложный ритмический рисунок, расположены настолько близко друг к другу, чго сливаются в горячую золотисто-красную гамму. По технике и характеру исполнения узорные полосы различны, здесь и бранное ткачество в сочетании c вышивкой, выполненной различными швами, и серебристая тесьма и блёстки. В целом, декоративное украшение одежды верейской крестьянки носит ковровый характер.

Головные уборы

Вид головного убора обязательно соответствовал семейному положению женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели две косы,укладывая их венцом на затылке. На уложенные волосы сверху надевалась невысокая однорогая кичка.

После того, как женщина рожала первого ребенка, она снимала однорогую кичку, как бы доказав свою способность к деторождению, и с этих пор имела право носить кичку с высоким ргом или коруну.

В Московской губернии различались несколько видов головных уборов, в зависимости от уезда,в котором жила женщина.Наиболее простыми в исполнении они были в Звенигородском уезде- выбор тамошних модниц ограничивался кокошником и сорокой.

Самое большое разнообразие головных уборов наблюдалось в Коломенском уезде:сороки, кокошники, чепцы. Женщины из состоятельных семейств вышивали головные уборы богато- золотыми и шелковыми нитями.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 10Русский костюм. Московская губерния, фото № 11

Русский костюм. Московская губерния, фото № 12

Мужской костюм

Мужская одежда сильно уступала по цветовой гамме женским нарядам,которые шились в большинстве случаев ,чтобы подчеркнуть красоту хозяйки, тогда как мужской костюм предназначался в основном для работы. Он являлся той статьей расходов. на которой предпочитали экономить.Главным критерием тут было удобство. Отсюда и свободный крой, и соответствующие ткани и цвета.

Летом мужик надевал черный сермяжный кафтан и балахон, который ещё называли пониткой. В богатом Московском уезде кафтаны шили из тонкого сукна, привезенного из дальних стран.

Мужчины также не ходили по улице с непокрытой головой. Летом носили шляпы круглой формы с лентой, которая обвязывалась вокруг высокой тульи.А зимой предпочитали теплые шапки из овчины.

С наступлением холодо доставали овчинную шубу, сверху которой надевали кафтан белого или черного сукна.Делалось это с целью продлить срок службы шубы. Шубы подпоясывались кушаками, тканными из шерсти или шелка. Кушак, как правило, был полосатой расцветки шириной до 50 см.

Русский костюм. Московская губерния, фото № 13

Обувь

Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь. Самыми незамысловатыми обутками вплоть до первой половины XX века были лапти.Они считались повседневной, а для многих крестьян и праздничной обувью. Опять-таки в Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты и бахилы. В Серпуховском и Рузском уезде крестьяне носили лапти с шерстяными носками

Русский костюм. Московская губерния, фото № 14Русский костюм. Московская губерния, фото № 15

Русский народный костюм: шейные украшения.

Русский народный костюм: шейные украшения.

Бусы носили женщины разных сословий, и это было одно из самых популярных шейных украшений. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Древнеславянское название ожерелья «монисто» произошло от индоевропейского слова «mono» (шея). Включенные в ожерелье оленьи зубы, собачьи клыки, зерно-каплевидные предметы указывали на защитную функцию. На Руси пронизи, монеты, бляшки на нитке или шнурке; бусы из бисера, кораллов. В южных областях переделано в «намисто».
В XIX веке были распространены «гайтаны» — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Украшения называли по-разному — борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, раз метка, гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане — шнурке носили нательный крест, гайтан — плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Позже появился и «заборочник» («заброшник», «заборосник» «наборник») в виде подковообразного воротничка, который плотно закрывал шею и завязывался сзади на тесемки-завязки. Шили их из льняного полотна, выкладывали белью и сплошь расшива-ли жемчугом или бисером. Такой «заборочник» казался неброским, но только на первый взгляд. Мелкий жемчуг, нашитый в россыпь по белой рельефной поверхности настила, сиял на шее у девушки, как белый снег в морозную лунную ночь, или как утренняя роса в чистом поле, посверкивающая на ясном солнышке.
Жемчужные «ожерелки» — красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с особым матовым блеском, которые допускалось носить только девушкам или «молодухам». Жемчуг нанизывали на крепкую шелковую нитку и собирали в ожерельица — несколько десятков жемчужных нитей закрепляли за концы с кусочками льняного полотна, к которым пришивали завязки.
В женских и девичьих нарядах употреблялись накладные воротники. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состоит из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляет собою волнистый стебель с цветами-розетками и овальными листьями. В ней можно найти много общего с шитьем на твердых девичьих венцах, где также сочетались белый бисер, цветные пронизи, перламутровые зерна и металлические блестки.

На фотографиях ниже представленны несколько картин мордовского художника Ф. В. Сычкова, поэтому дорогие читатели, имейте ввиду, что костюмы изображены мордовского народа. Шейные украшения в данном случае носят показательный характер.

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 1

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 2

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 3

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 4

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 5

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 6

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 7

Русский народный костюм: шейные украшения., фото № 8