Курочка ряба о чем: Курочка Ряба — Википедия – О чем сказка про Курочку Рябу на самом деле? — История России

О чем сказка про Курочку Рябу на самом деле? — История России

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба – не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба – не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые – то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала,  хвостиком махнула – и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) – о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида – он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка – существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, – неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего. 

Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу

Народная сказка про курочку Рябу известна всем с раннего детства. Она легко запоминается, дети ее очень любят.

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

сказка про курочку рябу

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.

В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

смысл сказки про курочку рябу

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

сказка про курочку рябу на новый ладСторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

мораль сказки про курочку рябу

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.

Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

народная сказка про курочку рябу

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением.

Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний.

Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

«Курочка Ряба»: скрытые смыслы простой сказки

Я с детства усвоила пушкинское: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но сейчас, став взрослой, поспорила бы с великим поэтом: не ложь сказка, а правда! Причина столь категоричного заявления — мое знакомство со сказкотерапевтами. Есть, оказывается, и такие, — и это серьезное и интереснейшее направление в современной психологии. О Золушке, Дюймовочке, Царевне-Лягушке и иже с ними — разговор впереди, а сегодня поговорим о сказке, которая кажется на первый взгляд чересчур незатейливой — «Курочке Рябе». Наш собеседник — сказкотерапевт Лариса Еналеева.

— Лариса, если уж мы поведем разговор о сказках не просто как о выдуманных историях для малышей, а как о психотерапевтическом методе, давайте разберем тогда, что вообще такое сказка, и как она проявляется в нашей жизни?

— Сказка — это мудрость наших предков, в ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение. Понятно, что все мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти видимые и невидимые процессы: через метафоры, через образы, через события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии — как внешней, социальной жизни, может быть, семейной, так и внутренней.

То есть, сказочные сценарии влияют на нас независимо от нас?

Подсознательно сказка может влиять на нас как красивая или не очень иллюстрация нашего состояния. Сказка может языком метафор показывать процессы, которые с нами происходят, отражать их, как в зеркале: мы можем заглянуть в него и почерпнуть мудрость. Или сказка может стать для нас предупреждением, подсказкой: этой дорогой ходить не стоит, лучше обойти.

Любая сказка, особенно если мы говорим про народную сказку (русскую народную, украинскую народную, греческую народную, любую) — это концентрат житейской мудрости, а мы можем пользоваться им, имея ключи к этим историям. Любая сказка — как слоеный пирог. Мы можем раскрывать его слой за слоем и погружаться в глубины смысла постепенно, потихоньку, открывая одну дверь за другой…

«Курочка Ряба» — это сказка для детей или для взрослых?

Курочка Ряба — это сказка сказок. Она живет испокон веков. Как вы думаете, отчего такая коротенькая, казалось бы, незамысловатая история столько лет передается из поколения в поколение? В этой истории есть очень красивый шифр.

Например, что такое золотое яйцо? Золотое яйцо — это то, что нам дается Богом при рождении, — жизнь. И курочка Ряба — это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека — это его жизнь, и ее нужно беречь.

Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось…

Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо, и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.

И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Это может быть вирус самоедства, например, у женщины — я такая-сякая, это не умею, это у меня не получается и т.д. Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Господь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства — подкормка для мышей. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.

То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки — достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?

Означает, что жизнь-то у тебя все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.

Курочка Ряба в этой сказке — прообраз Творца. Творец милостив к нам. Он дает по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.

matrony_pic_28032017_2

Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Речь может идти и о здоровье — смысловых пластов тут множество. Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здравия — душевного, духовного, физического, и младенец, рожденный в любви, таким здоровьем обладает. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: у меня спина больна, голова, шея: чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здравие (золотое яйцо) умножаем, бережем — через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.

Какая глубокая сказка…

Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины. Господь дает им любовь, золотое яйцо — прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для себя способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…

Использовать…

Да, если мы начинаем эти отношения использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым тоже не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге отношения становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя воином, победителем, царем. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения — это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.

Когда мы читаем эту сказку детям, о таких глубинных смыслах, естественно, не задумываемся.  Да и дети ее так не воспринимают. Как же теперь читать ее с малышами?

Специально, конечно, ничего не нужно истолковывать. Ведь все сказки, которые мы просто читаем малышам, закладываются в наше подсознание. Другое дело, что вместе с детьми мы можем стать исследователями, можем задать им соответствующие вопросы, поразмышлять над действиями  персонажей. Что такое шифр сказки? Это то, чему учит сказка. Есть еще код сказки. Это ответ на вопрос, о чем сказка?

Глубинный, сокровенный код сказки о курочке Рябе — ценности нашей жизни, добродетели человека и вывод о том, как важно их беречь. И мы можем с детьми поразмышлять, о чем эта сказка, какие важные идеи в ней отражены и каким образом мы можем эти знания передать другу, папе, маме, как полученный в сказке урок проявляется в нашей жизни. Тогда сказочная информация становится жизненной. Достаточно поразмышлять над ней.

Можно ли у детей напрямую спрашивать: как ты думаешь, что такое золотое яичко?

Да, и если он ответит «не знаю», это нормально. «Ну да¸ я тоже не знаю, а давай поразмышляем: мне кажется,  золотое яйцо — это…», — и дальше продолжаете уже вы. А тебе как кажется? А мне кажется, что вот это… А давай посмотрим линию героев? Как герои преодолевают трудности? Кто-то активно, кто-то пассивно. И так постепенно, шаг за шагом разбираете всю сказку. В «Курочке Рябе» дед и бабка как преодолели трудность? Пассивно?

Получается, да. Они заплакали.

С одной стороны, слезы — это пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.

Иногда герои в сказках активно вступают в борьбу. Например, Иван Царевич и Чудо-Юдо на Калиновом мосту из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Там активный бой. Иногда борьба ведется по-женски — помните мамок-нянек в Царевне-Лягушке: «Ложись спать,  утро вечера мудренее»? Царевна мамок-нянек позвала, они ей и хлеба напекли, и ковер выткали.

А кого представляют мамки-няньки?

Это наши невидимые помощники, которые помогают нам разрешать трудности. Сказка учит помнить, что в мире мы не одни, у нас всегда есть помощники, на которых можно положиться. И самое главное — внутренние помощники, наши духовные ресурсы — Богородица, ангелы-хранители, святые… Это та сила, те, извините, «мамки-няньки», которые всегда придут на помощь.

То есть, лягушка-то Царевна, просто помолилась, проще говоря?..

Она призвала все силы мироздания в свою жизнь, чтобы разрешить какую-то задачу. И это женский способ разрешения трудностей — через молитву, через веру в Бога, через внутреннее ощущение. Но чтобы помощь пришла, внутри должна быть чистота и свобода от сумеречных чувств, переживаний и тревог. Активный способ борьбы — это мужской тип преодоления трудностей.

Далее, размышляя над сказками, мы можем подумать о том, какая мотивация была у героя, для чего они нужны были друг другу? Ведь мышка тоже нужна была бабке и деду. Для чего, как вы считаете?

Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?

Конечно, как раз мышка и должна была им показать, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, и это в сказке-предупреждении очень наглядно продемонстрировано. И курочка Ряба была дана, чтобы украсить, обновить жизнь деда и бабки.

Я слышала другое мнение о значении золотого яйца: оно непрактично, не применимо к жизни, с ним ничего не сделать, поэтому оно и разбилось, как не нужное для жизни. Простое яйцо ближе к реальности, из него можно что-то сварить, сделать, приготовить, а на золотое — только лишь любоваться. Что вы думаете о такой трактовке сказки?

Есть и такой вариант. Но тогда получается, что все, что нам дает Господь, мы должны отдать на откуп силам разрушения и довольствоваться только простой жизнью? Двоякое толкование выходит. Получается, что вы не должны в себе умножать дар благодати, а довольствоваться малым и простым, потакая силам зла — «мышке». Тогда почему эта сказка живет столько веков?

Многое, видимо, зависит от того, с какой интонацией мы читаем эту сказку…

Да, очень важно читать эту сказку с верной интонацией. Вкладывая в слова чувства, которые важно дать пережить ребенку.

Любая народная сказка — это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар. Золотое яйцо — это Божий дар, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе дано делать: когда ты должен отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. Дар невозможно не реализовать. Любыми путями человек все равно найдет, как это сделать. Если у него работа, к примеру, связана с бумагами, но есть дар теплого сердца, такой человек не сможет не помогать. Он найдет места, найдет сферы, где себя применить. И у каждой из нас есть этот дар, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант — чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то — дар музицирования, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный — это особый дар. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать саму женщину, делать ее менее счастливой.

И еще я бы хотела затронуть тему дара материнства. Ребенок — это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем — яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка, конечно, надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать — что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение в нашем роду, для чего он дан нам?

Ребенок — то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе. Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, наш малыш будет сиять от счастья.

Беседовала Маргарита Якунина

Мифология сказки «Курочка Ряба» (С. Агранович)

В своих лекциях о фольклоре, прочитанных в Самарском университете предположительно в начале 2000-х (видеозаписи

), С. Агранович в числе прочего анализирует мифологический пласт сказки «Курочка Ряба». Ввиду специфики построения материала (Софья Залмановна может повторяться, уходить далеко в сторону, что-то поясняя, и возвращаться к прерванной мысли уже на следующей лекции), чтобы представить этот анализ в виде более или менее цельного текста, приходится монтировать его из фрагментов нескольких лекций.

Семантика всех знаков в сказке уходит корнями в первобытный миф и ритуал. Золото – знак смерти. Яйцо – символ возникновения жизни, образ появления живого из неживого. Золотое яйцо – это не просто смерть, а не-жизнь, анти-жизнь, зло, которое нужно уничтожить. Мир начинает рушиться, когда золотое яйцо не получается разбить (данный мотив выражается через события, происходящие в семье попа; эта часть отсутствует в наиболее известном варианте сказки). Дед и баба символизируют собой человечество. Мышь – медиатор между миром мёртвых и миром живых. Разбитие золотого яйца и обещание нового, простого означает жизнь, спасение. Это сказка о жизни и смерти, о спасении и гибели.

Я сейчас расскажу вам сказку о курочке Рябе, хорошая сказочка. Кстати, мы ее целиком не знаем. Кстати, вы вообще сказки плохо знаете. Дело в том, что в большинстве случаев вы сказки читали в детстве и в адаптированном детском издании, где выброшено все, что редактор считал неприличным и непонятным. Вот что в человеке самое неприличное? Все, что связано с полом. Что в человеке самое непонятное? То, что изучаете вы (показывает на голову). Представьте себе адаптированного человека. Без половых признаков и без мозгов. Это человек будет? Отнюдь. Точно так же и сказки, да и вообще все фольклорные тексты.

Итак, мы обращаемся к «Курочке Рябе». Вот сказка. О чем сказка? Мы как-то никогда не задумывались. Нам было года три, когда она перестала представлять для нас интерес. Вы ее когда вспомните? Вот ребенок появился, у кого-то уже есть, — он знает. Вот ребенку где-то два года исполнилось – появляется курочка Ряба. В смысл не вдумываешься, отрабатываешь с ним язык. Причём дети очень драматически воспринимают сюжет. Там два момента переломных есть: бил-бил, не разбил – ребенок очень переживает; когда дед плачет, бабка плачет – наиболее впечатлительные дети даже могут плакать. Дед рад, баба рада – они ликуют.

Вот текст абсолютно бессмысленный, если его анализировать с точки зрения того анализа, который вы учили в школе. <…> Что мы видим перед собой? Дед и баба, то есть не парень и девка, не мальчик и девочка, не мужик и баба, а именно старики. Пара. Разнополые, не два старика и не две старухи. Пара – как бы человечество в исчерпанном виде. Собственно, что происходит? Да ерунда происходит. Вот появляется золотое яйцо. Ну вот у любого из вас – какой широкий разброс мыслей: от задумки – не отнимет ли государство — до мысли, что бы себе такое заказать у ювелира. Или впрок спрятать, или в музей сдать, прославиться. Или научную теорию какую-то из этой курицы выжать вместе с яйцами. Вы понимаете, что угодно, но только не бить его. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Ну кажется – за что боролись, на то и напоролись. К чему стремились – то и получили. Радуйтесь! Ведь мышка не украла ваше яйцо. Горе по этому поводу. Плачет дед, плачет баба. И вот появляется курочка Ряба и предлагает им яичко простое, не золотое. По этому поводу – бурная радость.

Кстати, я эту сказку вам пересказала в сокращенном виде. Это сказка так, как её печатали. Её долго очень не печатали в полном виде. При царизме её не печатали в полном виде. Потом тоже не стали. Видимо, потому, что считали это непонятным.

Дальнейший текст изображает какое-то безумие. В тот момент, когда дед и баба стали оплакивать разбитое мышкой яичко, появляется такой текст: птицы все взбесились в этот момент, синица вообще кончила жизнь самоубийством, забор упал, мир стал разваливаться, мост перевернулся. Далее появляется человеческая семья. Это семья священника – две дочери, жена и сам священник. Ведут себя они как безумные. Вот дочери, они несут воду в вёдрах на коромыслах, домой. Узнав, что мышка разбила яйцо, что дед и баба плачут, тут же воду наземь вылили, вёдра разбили и коромысла поломали. В таком виде они явились домой и сообщили это матери. Попадья, узнав это (она разводила, видимо, для блинов жидкое тесто), она корчагу с тестом опрокинула, разбила и начала тесто втирать в пол. Узнав это, её муж-священник сделал ряд очень умных действий. Он отрезал себе косу, то есть расстригся, перестал быть священником, порвал церковные книги и поджёг церковь. Ну а потом появляется курочка Ряба и говорит деду с бабкой, что снесет им простое яичко. Все радуются. Этот жуткий хаос в природе и безумие в доме у священника выбрасывают обычно из сказки.

Про что сказка? Глупость – чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало. Мы имеем перед собой двух идиотов, полных маразматиков, которые ведут себя абсолютно неадекватно, которые реагируют на явления окружающей их действительности неправильно. Они получают золотое яйцо и пытаются его уничтожить. А когда оно уничтожено – они впадают в ужас. Потом начинается какой-то бред. С этим бредом еще чище – с чего это вся природа начала распадаться и семью священника охватило безумие? И с чего это вдруг, вытворяя такое с золотым яйцом, получив обыкновенное яйцо, они обрадовались? Вывод: это какая-то глупость, путаница, это вообще бессмысленное и смысла никакого иметь не может. Вот знаете, Вильям Шекспир когда-то сказал хорошо: «В любом безумии есть свой метод». Я это всегда и нашим студентам-филологам говорю. <…>

Тексты, фольклорные тексты, они иногда оказываются таким бредом. Давайте попытаемся выяснить – глупость и бред это или нет. Возвращаемся к «Курочке Рябе». Давайте её будем анализировать не так, как обычно анализируют сказку в школе, ища там нравственные какие-то критерии. <…> Мы попытаемся проанализировать её с точки зрения другого языка. Вот смотрите: что мы там имеем? Про старика и старуху мы говорили. Их мы пока отложим в сторону. Что мы имеем? Два яйца, одно из которых золотое, а второе простое. Мышку мы имеем. Ну вот, в основном, все. Давайте, разберемся со всем этим.

Ну, курица – она, как говорится, бог из машины. Она эти яйца производит. Давайте, посмотрим – что такое яйцо. Вы знаете, людей всегда, в любую эпоху мучили одни и те же проблемы. Их мучили одни и те же экзистенциальные, одни и те же онтологические проблемы, их мучили бытовые и теоретические проблемы, и практические проблемы. Разные, но всегда одни и те же. И они всегда находили для них ответ. Вот человек удивительное существо. Он до сих пор полностью объяснить мир не может. Полностью объяснить мир, до конца, люди никогда не смогут. Но человек так устроен, что он не может просто жить в необъясненном мире. Он должен мир, в котором он живет, объяснить. А так как информации бесконечно мало, даже сейчас бесконечно мало, об этом мире. А в самом начале антропосоциогенеза, то есть жития общества и человека, этой информации вообще был смешной мизер. Вот при той информации еще надо весь мир разъяснить. И объяснить всё, объяснить исчерпывающе. Объяснить основные категории. Объяснить пространство и время, жизнь и смерть, добро и зло, объяснить соотношение человека и общества, общества и природы. Ну вообще – задача! Мы-то это с трудом делаем, и мы это часто делаем по-бытовому, полуинстинктивно. Ну, например, поймай сейчас кого-нибудь и спроси: как ты время понимаешь? Поступательное оно или круговое? Или – вот ты прочитал роман какой-нибудь, какое там время? Ну, прочитал. Эпоху назовут. А как там время? (пожимает плечами) Но человек не может жить в необъясненном мире. Кстати, доказано. Но вот для того, чтобы объяснить мир, на древнейшем этапе, появляется миф, мифологическое сознание. Там за счёт фантазии, за счет домысливания, додумывания создаётся общая картина мира. И это не бред какой-то, это не сказки, это не пустомельство, не досадные смешные ошибки. Это необходимо. Если у человека, например, родового сознания (у первобытного человека) отнять миф – он перестанет быть человеком. Общество рассыплется. Миф сдерживает общество. Миф сдерживает сознание, не дает ему распасться. <…>

Так вот. Как представляли люди появление человечества, появление жизни? Понимаете, они могли только видеть наглядно то, что происходит. Они могли видеть, как появляется жизнь, когда рожают. Но это было неинтересно. Когда рожает животное или даже женщина – ну и что? Она же живая. Ну и подумаешь, из живого выходит живое. Причем, логика у них была точно как наша. Живое появляется из неживого. Вы заметили, да? Что вам говорили биологи? Ну конечно, они вам говорили сложнее. Я говорю на первобытном интеллектуальном уровне. Но сущность такая: живое появилось из неживого. Как бы это посмотреть? Они очень просто это посмотрели. Вот яйцо. Яйцо не мыслится как живое, хотя его кто-то снёс. Вот у них как-то разрыв происходил между курицей, страусом или крокодилом, которые несли яйцо, и процессом…

Они [первобытные люди] забывали, что яйцо вышло из живого. Кстати, многие представления первобытного человека нам кажутся странными, непонятными, В частности, они абсолютно не связывали секс с рождением человека. Абсолютно. То есть, на каком-то этапе, довольно раннем этапе, секс они воспринимали не как действие, связанное с зарождением новой жизни, а как форму общения, более примитивную, чем разговор, где-то на уровне объятий, рукопожатий, знаковых систем и т. д. Это невербальное общение. <…>

Они не воспринимали яйцо, что оно кем-то снесено. Оно как бы минерал. И вот из этого неживого выходит живое. Первобытный человек воочию видел, как из яйца, неживого, выходит живое. И яйцо стало образом, символом возникновения жизни. В мифологии очень многих народов [всё] начинается с чего? С великого яйца, которое раскалывается и из которого появляется первосущество. <…>

Таким образом, что такое живое яйцо? Кстати, в быту вы неоднократно встречались с яйцом, которое не было пищей, которое несло в себе исключительно знаковый, кодовый смысл. Например, яйца на Пасху. Кстати, классическая окраска пасхального яйца – буровато-коричневато-красная, та, которая получается в результате крашения луковой шелухой. Потому что настоящие, древние крашеные яйца были крашены кровью животной или даже человеческой жертвы. Между прочим, яйца к пасхе красили и древние евреи. Вы помните Елизавету, которая приносила Марии крашеные яички.

То есть, яйцо символизировало жизнь, кровь символизировала жизнь. Между прочим, до XVII века крашеные яйца клали в гробы мертвецам. Сейчас их кладут на могилы. Зачем? Чтобы ожили. Кстати, этруски вывозили из Африки страусиные яйца, расписывали их, никто их, конечно, не ел, такие дорогущие, тем более что они протухали по дороге, — только для того, чтобы класть в могилы. Яйцо – знак жизни, один из способов оживить мёртвого – положить яйцо в могилу.

Теперь мы поняли, почему так радуются дедушка и бабушка простому яйцу, не золотому. Что же они испугались золотого яйца?

Золото очень давно, почти с самого начала возникновения человечества и человеческого общества, было знаком смерти. Многие из нас могут подумать, что это из-за того, что золото во все времена имело огромную ценность и за него резали головы. Самое удивительное, что это не так. Задолго до того, как золото стало деньгами, символом и эквивалентом богатства, оно уже было знаком смерти. Логика была простая, первобытная. Суть её сводилась к следующему. Вы помните, что герои сказок обычно добывают какие-то предметы из Тридевятого царства. Тридевятое царство – это обычно царство смерти. Там – жёны. Кстати, Аид в царство смерти приводил жену. Кощей, или Вырин, он тоже владелец царства мёртвых. Они все отвечали за смерть и за золото одновременно. Что приносит герой из этого царства? Конь златогривый, свинка золотая щетинка, рыбка з

Сказка о Курочке Рябе. В чем смысл сказки? — РУССКОЕ СЛОВО

 Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В предыдущей статье о сказках я писала о том, что рассказывание сказок – это старинный русский обычай.

Каждый из нас помнит свое детство, когда взрослые рассказывали сказки, а мы просили еще и еще новых сказок. Сказка погружает нас в фантастический мир, полный загадок и тайн. Все секретное, неведомое, непознанное всегда притягивает…

Но вот, что интересно. Знаете ли вы, что те сказки, которые мы любили слушать в детстве, и которые сейчас рассказываем своим детям, — это

АДАПТИРОВАННЫЕ сказки?!

На самом деле в русских народных неадаптированных сказках скрыты древние представления народа о жизни. Все неадаптированные сказки очень страшные. Прочитав такую сказку, неподготовленный человек в лучшем случае испытает шок, а в худшем  — погрузится в глубокую депрессию.

Читая неадаптированную сказку нужно понимать, что создана она несколько тысяч лет тому назад. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление об обрядах и ритуалах древних славян.

Например, наши предки представляли себе жизнь бесконечной.

Издавна символом бесконечности жизни являлось яйцо. Яйцо — прообраз всей жизни на земле! Кстати, вспомнился вопрос, который всегда ставит меня в тупик: что было раньше — курица или яйцо?.. Тем не менее, в яйце всегда уже есть новая жизнь!

Всем известна «незатейливая» сказка о Курочке Рябе:

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!

Признаюсь, я никогда не понимала смысл этой сказки! С чего это вдруг дед да баба начинают плакать, убиваться по разбитому яичку?! Они же сами хотели его разбить! И кстати, зачем они его хотели разбить?!

Смысл этой истории станет понятен, если прочитать неадаптированный текст сказки. Вот он:

Жили дед да баба. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка.

Снесла она яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказала:

Какое на меня горе, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!

Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?!» А она отвечает:

Какое на меня горюшко, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!

Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять.

Вот какое яичко-то дорогое!..

  Есть еще и другая, еще более жуткая, версия этой истории, где внучка, узнав про то, что яичко разбилось, взяла и… повесилась! Ужас!

Курочка ряба Интернет-магазин Лабиринт.

А смысл сказки в том, что разбитое яйцо, пусть и золотое, оказалось пустым!

Яйцо должно было быть полным! А оно пустое!

Вот курочка и успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е. жизнеспособное, из которого обязательно возродится жизнь. И ни к чему было плакать, убиваться, даже умирать и вешаться!

Сказка учит: не надо делать «из мухи слона» и заводить скандал на пустом месте! Вот, оказывается, в чем смысл сказки о курочке Рябе!!!

А как вы думаете, нужно ли рассказывать неадаптированный вариант этой сказки детям? 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

✓ Сказка Курочка ряба (глубинный смысл)

Курочка ряба (смысл сказки)

 

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

 

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.

Простое яичко — это простая информация. Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

 

Курочка Ряба / Православие.Ru

    

Когда разговор заходит о том, почему Бог так неравномерно распределяет Свои дары среди людей, мне всегда приходит на ум знакомая всем с младенчества «Курочка Ряба». Хотя… Знакомая-то она знакомая. Но ведь загадочная и непонятная история, ежели подумать. Почему дед с бабой сначала так упорно пытались разбить золотое яичко, а после – горько заплакали, когда оно упало и разбилось? Почему Курочка в утешение им обещает снести не золотое яйцо, а – простое? Отчего прозаический кальций оказался для деда с бабой предпочтительней благородного металла?

Существует множество объяснений этой старинной сказки. Рискну предложить здесь собственное.

Дед и баба хотели удовлетворить самую минимальную свою потребность — позавтракать. Но в этот раз им попалось какое-то странное небьющееся обычными способами яйцо, из которого никак не удавалось приготовить омлет. А тут еще мышка как назло это неправильное яйцо разбила об пол. Цены золоту они не знали, и потому стали плакать о безвозвратно пропавшей яичнице. Вот Курочка и пообещала им в утешение то, что они так хотели получить — обычное яйцо, без всяких благородных аномалий.

У деда с бабой был шанс выйти на совершенно иной уровень жизни, но они не сумели им воспользоваться в силу устоявшихся стереотипов. Курица, способная нести золотые яйца, оказалась им не нужна.

И в вопросе о «неравномерности» благ, подаваемых Богом различным людям, мне видится примерно такое же объяснение. Бог любит каждого из нас. И любому человеку готов немедленно дать все мыслимые и даже немыслимые нами дары и радости, включая те, о которых апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9-10). Но… многие ли способны увидеть для себя радость в том, чего они никогда не слышали и не видели? Не окажутся ли эти щедрые Божьи дары таким вот золотым яичком из сказки для тех, кто жаждет совсем других радостей и утешений?

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1Кор.15:28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».

И ведь не просто символом материального благополучия выступает в сказке золотое яичко. Есть у золота и другие, куда более благородные смыслы. Например, в иконном письме штрихи из золота символизируют присутствие Божественного света, сияние иного, горнего мира, прорывающееся в нашу жизнь свыше. Вот и в сказке золотое яичко можно рассматривать как некий дар, что называется – не от мира сего. Тот самый, которого глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце не приходило желание его получить.

Там, где стремления человека сосредоточены лишь в еде, питье и плотских наслаждениях, это небесное золото становится ненужным мусором, сброшенным на пол неосторожной мышкой. Бог, конечно же, до конца дней будет посылать такому человеку «яичко не золотое, а простое». То есть те самые – еду, питье и возможность наслаждаться. Но ведь дни эти рано или поздно закончатся. И тогда единственным достоянием каждого из нас окажется небесное золото Божественного присутствия, сияние Его бесконечного милосердия и любви. А уж обрадуемся ли мы этому золоту, или горько заплачем как Дед и Баба из сказки, сейчас можно лишь предполагать. И нужно готовить себя к этой самой главной встрече. Пока еще есть время.