Левитана пейзаж: Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана – Список картин Исаака Ильича Левитана — Википедия

Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Изображение 1.jpg

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

Изображение 3.jpg

«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год

Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.

Изображение 2.jpg

«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год

Знакомство с передвижниками

Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.

Изображение 4.jpg

«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год

В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника. В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.

Изображение 5.jpg

«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год

В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.

Изображение 6.jpg

«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год

Изображение 7.jpg

«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год

Путешествия

Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.

Изображение 8.jpg

«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год

Изображение 9.jpg

«Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год

Изображение 10.jpg

«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год

На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».

Изображение 11.jpg

«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год

В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.

Изображение 12.jpg

«Канал в Венеции», 1890 год

Изображение 13.jpg

«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год

Последнее пристанище

После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.

Изображение 14.jpg

«У омута». Исаак Левитан, 1892 год

Изображение 15.jpg

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год

В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.

Картины Левитана: пейзаж

 

пейзажи Левитана Вечерний звон. 1892

Вечерний звон. 1892

Исаак Ильич Левитан (1861—1900) —  выдающийся русский художник, член товарищества передвижнических выставок.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К.

Саврасова и В. Д. Поленова. В 1884 г Левитан стал выступать на выставках московского общества любителей художеств. В 1886 г. выставляет впервые у передвижников «Весну», а с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает участие в выставке «Русских и финляндских художников», устроенной С. Дягилевым.  С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). Левитан работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния.

Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Самые знаменитые

картины Левитана: «Осенний день. Сокольники», «Владимирка», « Берёзовая роща», «Сумерки. Стога», « Свежий ветер. Волга», «Вечерний звон», «У омута», «Над вечным покоем», «Озеро». Творчество Левитана составило целую эпоху в развитии русской пейзажной живописи.

Смотрите также:

Натюрморты Левитана

Портреты Левитана

 

Март. 1895

картины Левитана Март. 1895

Над вечным покоем. 1894

Левитан Над вечным покоем. 1894

Осенний день. Сокольники. 1879

Осенний день. Сокольники. 1879

После дождя. Плёс. 1889

картины Левитана пейзажи

Владимирка. 1892

Владимирка 1892

Вечер. Золотой Плёс2. 1889

картины Левитан Вечер. Золотой Плёс2. 1889

Весна. Большая вода. 1897

Левитан Весна. Большая вода. 1897

Волга. 1889

картины Волга. 1889

Дворик

картины Левитана пейзажи Дворик

Дорожка. 1890-е

картины Левитана Дорожка. 1890-е

Дуб. 1880

картины Левитана пейзажи Дуб. 1880

Избушка на лугу. 1880-е

Избушка на лугу. 1880-е

Июньский день (Лето). 1890-е

Июньский день (Лето). 1890-е

Канал в Венеции. 1890

картины Левитана пейзажи Канал в Венеции. 1890

Корниш. Юг Франции. 1895

картины Левитана пейзажи Корниш. Юг Франции. 1895

Лесистый берег. Сумерки. 1892

Лесистый берег. Сумерки. 1892

Луг на опушке леса. 1898

Луг на опушке леса. 1898

Мостик. Саввинская слобода. 1884

картины Левитана Мостик. Саввинская слобода. 1884

На Волге. 1887-1888

картины Левитана пейзажи На Волге. 1887-1888

Октябрь (Осень). 1891

Октябрь (Осень). 1891

Осень. Охотник. 1880

Осень. Охотник. 1880

Осень. 1896

картины Левитана пейзажи Осень1. 1896

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884

Тихая обитель. 1890

пейзажи Тихая обитель. 1890

Солнечный день. Весна. 1876-1877

Солнечный день. Весна. 1876-1877

Пчельник. 1880-е

картины Левитана пейзажи

Пасмурный день. 1890

картины Левитана пейзажи

Осень. Дорога в деревне. 1877

Осень. Дорога в деревне. 1877

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е

Озеро. Серый день. 1895

картины Левитана пейзажи

На севере. 1896

На севере. 1896

Крымский пейзаж. 1887

картины Левитана пейзажи

Дуб на берегу реки. 1887

Дуб на берегу реки. 1887

Дорога. 1898

картины Левитана пейзажи

Домик с ракитами. Первая половина 1880-х

картины Левитана пейзажи Домик с ракитами. Первая половина 1880-х

Волга. Баржи. 1890-е

картины Левитана пейзажи Волга. Баржи. 1890-е

 

Вечер на Волге 2. 1888

картины Левитана пейзажи Вечер на Волге2. 1888

Вечер на Волге 1. 1888

картины Левитана пейзажи

Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890

Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890

Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890

 Левитана пейзажи Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890

В парке. 1880

В парке. 1880

В начале марта. 1900

картины Левитана В начале марта. 1900

В лесу осенью. 1894

картины Левитана пейзажи В лесу осенью. 1894

В крымских горах. 1886

 пейзажи В крымских горах1. 1886

Бульвар зимой. 1883

Бульвар зимой. 1883

Близ Бордигеры. На севере Италии2. 1890

 Левитан Близ Бордигеры. На севере Италии2. 1890

Березовая роща. 1885-1889

 Левитан пейзажи Березовая роща. 1885-1889

Аллея. Останкино. 1880-е

картины Левитана Аллея. Останкино. 1880-е

Церковь в Плёсе. 1888

картины Левитана пейзажи

Тишина. 1898

картины Левитана пейзажи Тишина. 1898

У омута. 1892

Левитан У омута. 1892

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Самые знаменитые картины Левитана: фото с названиями

22 июля 1900 года в возрасте 39 лет ушел из жизни русский художник Исаак Ильич Левитан. Талантливый человек и исключительная личность. Уязвимый, чувствительный к критике и склонный болезненно реагировать на нее.

Безмерно уважая людей, он переживал, когда не получал должной реакции в ответ. И как следствие – разочарование в людях, в дружбе и одиночестве. И болезни.

Неслучайно, что за годы жизни не сложилась семья, не родились дети. Весь свой талант, любовь, высокие чувства выплеснулись на холсты, где величественные пейзажи передали настроения художника и его чаянья. Представляем 10 самых знаменитых картин Левитана с фото, описаниями и названиями.

10. Сумерки

Стога. Картина написана в 1899 году. Входит в экспозиции Третьяковской галереи.

Сказочное время суток – сумерки. Их хватает на совсем маленький промежуток времени, после заката и перед рассветом. Земля освещается рассеянным светом Луны. Неравномерно. Тревожно.

Прошлый день уже ушел в историю. Настоящий еще не наступил. Стоят стога. С поля идет мятный запах скошенной травы. Ощущение заслуженного отдыха исходит от недавно сметанных стогов.

Все предельно просто на холсте и понятно. Использование художником светопоглощающих свойств темных тонов и светоотражающие свойства светлых тонов делает изображение Луны управительницей ночного волшебства на холсте.

9. Над вечным покоем

Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

А на переднем плане – заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Есть ли на могилах упоминание о тех, кто захоронен в этих местах – остается лишь догадываться.

Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.

По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

8. Озеро

Русь. Написана в 1890-1900 годы. Последнее монументальное произведение художника. Картина Озеро кропотливо складывалась из множества зарисовок и эскизов. В настоящее время экспонируется в Русском музее.

Зритель как бы движется по спокойной глади озера. И, по мере продвижения, перед его взором открывается другой берег, где расположена деревня, распаханные земли.

Все вокруг живое и дышащее жизнью: и камыш, и облака, которые то сгущаются, то растягиваются в цепочку и уходят за горизонт.

Изображенные места так знакомы русскому человеку, настолько ему родные и близкие, что будят в душе светлые чувства радости за то, что он родился в этом чудном краю.

7. Весна

Большая вода. Картина Весна написана в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.

На картине время года – весна. Произошло уже массовое таяние снегов. Зритель видит разлив реки, когда береговая территория размылась, и под воду начали уходить деревья, деревянные постройки.

Наверно, это первое буйство в природе. Ведь в противном случае человек успел бы спасти жилища. Но ощущения катастрофы нет. Весна идет! Весне дорогу! Уйдет вода из заливных лугов, удобрит почву. И жизнь вспыхнет с новой, неизбежной силой.

Контрастное сочетание разных оттенков голубого передает ощущение безбрежности, дивной глубины неба. Сквозь прозрачность воздуха льются солнечные потоки, согревающие землю.

Такое впечатление, что художник, заполняя каждую часть натюрморта, сам любуется созданными моментами и дарит зрителю радость сопричастности к празднику жизни, кусочек которого запечатлен в его творении.

6. Золотая осень

Настоящий пейзаж Золотая осень написан в 1889 году. Является художественной ценностью Русского музея.

На картине зритель видит местечко Плес. Приволжье. Красивейшие места, запечатленные мастером в пору осени. Возможно, были уже первые утренники, которые экстренно заставили деревья переодеться в золоченые одежды.

Поля еще не убраны, люди не торопятся убирать урожай в надежде, что в последние дни успеют пополнить закрома. Но зима близко. Багряно–желтая листва предупреждает, что один сильный порыв ветра, и на смену буйству красок осени лягут снежные покрывала зимы. Как и в жизни.

Цикличность периодов необходима для того, чтобы заставить человека переосмыслить прожитое и сделать выводы на будущее.

5. После дождя

Плес. Зритель смог увидеть картину После дождя уже в 1889 году.

На холсте – Волга. Широкая, щедрая. На заднем плане городок, достаточно состоятельный. В нем высятся купола храма, двухэтажные высотки. Ближе к реке рядком Сложены бревна для сплава.

Ощущение прерванной бойкой работы на небольшой пристани. Плохо в сильный дождь было тем, кто находился на идущем по реке пароходе. Дождь хоть и прошел, но погода еще стоит моросящая. Капельки воды звенят в воздухе. Хотя свет уж и прорывается через плотно сомкнутые облака.

4. Вечерний звон

Картина Вечерний звон написана в 1892 году. В настоящее время является собственностью Третьяковской галереи.

На холсте изображены два берега. Берег ближний – сумрачный, темный. Через гладь реки другой берег – яркий везде, куда зритель кинет взгляд. Как будто маленький кусочек земли освящен светом, исходящим от храма, сочной зелени, нежных розово-фиолетовых облаков.

По центру реки движется лодка, наполненная людьми. Как только небольшое суденышко подойдет к берегу – они ступят на широкую дорогу, ведущую к храму.

Не прост этот путь. От узкой дорожки сугубо материальных ценностей смельчаки пустились в путь по реке к свету духовного перерождения.

Полное ощущение, что зритель слышит, как льется нежный колокольный перезвон со звонниц храмов.

3. Март

Картина Март написана в 1895 году. Хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

По сохранившимся воспоминаниям современников художника, зритель знает, что Исаак Левитан не любил зиму. Его больше вдохновляли переходы времен года. Бунтарство в природе, когда один сезон сменяется уходящим, который, в свою очередь, не хочет расставаться со своими правами, описан очень убедительно в этой картине.

Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. А под ним уже начинают пробуждаться невидимые пока ручейки.

Чуть-чуть стала видна дорожка к дому помещика. Здесь же стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы. Весенний день короток, но птичье семейство уже заселило скворечник, а это значит, день будет разбужен утренней трелью.

2. Тихая обитель

Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.

Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.

Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.

1. Березовая роща

Известная картина Березовая роща написана в 1889 году. Если картина «Март» была завершена в несколько приемов, для завершения данной работы потребовалось четыре года.

Перед зрителем «хоровод» березок. Белоствольных красавиц. Стройных, с тонкими длинными ветвями, раскидистой кроной.

Одетые в клейкую листву зеленого насыщенного и выразительного цвета. Окруженные нежным ветерком оттенков зеленого от светлого до очень темного. Игра света и тени.

Солнечные зайчики, игриво блестящие в листве, создают яркое, жизнерадостное настроение картины. Выбранные художником комбинации цветов дают ощущение тепла и света.

Левитан Исаак Ильич — биография художника, личная жизнь, картины

Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

«Пейзажи настроения» молодого живописца

Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.

левитан пейзажи

Исаак Левитан. Озеро. 1899-1900. Государственный Русский музей

левитан пейзажи

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея

левитан пейзажи

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея

Однако и в Москве отцу не удалось найти постоянного места: он так и перебивался частными уроками. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».

В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.

На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».

левитан

Исаак Левитан. 1884. Фотография: isaak-levitan.ru

левитан

Исаак Левитан. 1883. Фотография: isaak-levitan.ru

левитан

Исаак Левитан. 1897. Фотография: isaak-levitan.ru

Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых — «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана.

В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.

«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море — и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».

Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

«Тихая обитель» в предзакатном свете

кувш

Алескей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888-1889. Государственный Литературный музей

кувш

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс

кувш

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира им. Бродского

В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми — полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин, скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская. Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.

В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».

В конце 1889 — начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, — а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».

Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

40 недописанных картин

левитан 2

Василий Поленов. Голова Исаака Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины «Мечты». 1894. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. Поленова, Тульская область

левитан 2

Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893. Государственная Третьяковская галерея

левитан 2

Исаак Левитан. Автопортрет. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.

В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».

В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кирбаты и, прожив совсем недолгую жизнь, умер на сороковом году с наступлением 20-го века. Иногда кажется, что история или некая иная могущественная рука вырвала из жизни тех, кто не смог бы перенести испытаний грядущими русскими революциями, оставив их творчество, далёкое от политики и от мира дольнего чистым и незапятнанным. И Левитан один из таких людей. Несмотря на формальную принадлежность к течению передвижников, его картины начисто лишены почти обязательного обличения язв современного передвижникам общества; мрачных и прекрасных в своей безжалостности к зрителю сюжетов.

На его полотнах не найти ни нищих в рванье, ни изнеженных служителей культа, вкупе с купцами и дворянами, сермяжного быта и прочих посконных «прелестей», которыми были сильны передвижники и в которых были абсолютно правдивы. Нет, на картинах Левитана можно повстречать отголоски того самого быта: рыбацкие лодки на берегу, избы, церкви… Но лодки выглядят не укором тяжёлому промыслу и нищете, избы, пусть и порядком скособоченные, купаются в закатных лучах, точно краюхи ржаного хлеба в пряничной глазури, а церкви… церкви, написанные внуком раввина, выглядят кротко и целомудренно, сочетая в себе спокойствие прибрежного валуна и нежные краски закатно-рассветного неба. Они – часть пейзажа, его логичное и неотъемлемое продолжение, созвучие, рифма мира человеческого к миру вообще.

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 18
Лесное озеро (1890-е)

Левитан умело чередовал различные техники. К слову, он рисовал весьма талантливые натюрморты («Лесные фиалки и незабудки») и портреты («Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой»), но они очевидно мало привлекали художника и чести быть нарисованным Левитаном удостаивались немногие – близкий друг Чехов, возлюбленная Кувшинникова, редкие запавшие в душу знакомцы вроде А.А. Грошевой, сам Левитан, зафиксировавший себя в нескольких автопортретах и… те, кто мог за них заплатить. Лишь на пороге голода Левитан принимал постылые сердцу «портретные» предложения.

Соученик художника Константин Коровин приводит в своих воспоминаниях такой диалог:

«– Нет, постой, – говорю я, – Давай лучше анатомию…
– Ну зачем это? Я никогда не буду писать человека. Анатомия! Я не хочу знать, какие у меня кости, какой хрусталик в глазу. Ой, это невозможно…
– Нет, обязан знать, – говорю я с умыслом. – Ты сегодня хотел писать вечером «Галки летят… «
– Ну и что же?..
– Значит – должен знать анатомию галки…
Левитан пристально посмотрел на меня и сказал, горячась:
– Но нет же анатомии весны…».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 5
В крымских горах (1886)

Впрочем, если даже говорить только о пейзажах, трудно обойти вниманием удивительную разнообразность техник и материалов, которыми работал мастер: акварели, уголь, пастель, масло… На полотнах встречается строго реалистическая манера, близкая к Шишкину («Лесистый берег. Сумерки»), («У омута») и куиндживская игра со светом («Последние лучи солнца. Осиновый лес»), («Вечерние тени»), романтический лёгкий пафос Лагорио («Крымский пейзаж») и околоимпрессионистские эксперименты («Туман над водой»), («Осенний пейзаж с церковью»). Это ненавязчивое разнообразие не даёт зрителю заскучать, словно тот смотрит выставку не одного, а десяти мастеров и, конечно же, говорит об огромной одарённости, жажде творческого поиска.

При этом все вышеприведённые сравнения в большой степени условны, ведь прославила Левитана, конечно же, не эта схожесть или, тем более, подражательство. Не умение подражать условному Шишкину и Куинджи сделало Левитана знаменитым, а умение не подражать никому, ведь все эти картины при схожести сюжетов или приёмов внешних, отличаются глубиной передачи настроения автора. Не блестящее техническое совершенство, способность ухватить мелочи или сложную игру света, но тонкость вчувствования и способность ретранслировать эмоции посредством полотен делает Левитана выдающимся живописцем. К слову, искусствоведы позиционируют художника именно как мастера «пейзажа настроения», что в высшей степени справедливо. По собственным словам, Левитан рисовал не просто пейзаж, но то чувство, которое этот пейзаж вызывает.

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 32
Тихая обитель (1890)

Большую часть сохранившихся картин Левитана можно разделить на два настроения: меланхоличную спокойную задумчивость и тихую, обнадёживающую радость. К первым подходят вечерние и ночные пейзажи, ко вторым – утренние и дневные. Для художника совершенно нехарактерно деление на сезоны; например, его осенняя живопись может быть задумчивой, как на полотнах «Осень», «Туман. Осень» и заразительно жизнерадостной, как в случае с картинами «Золотая осень» и «Большая дорога. Осенний солнечный день». Влюбчивый по натуре не только в женщин Левитан искренне любил окружающий его бессловесный неторопливый мир природы, отдаваясь творчеству без остатка.

От казённого неторопливого государственного антисемитизма, подогреваемого регулярными для того времени политическими эксцессами, художника защитили друзья, учителя и сам Павел Михайлович Третьяков, который, покупая картины молодого художника, гарантировал тому некоторую финансовую независимость. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что Левитан был одним из любимейших учеников признанного, на тот момент, мастера Алексея Саврасова. Именно Саврасов аккуратно и легко направлял Левитана в начале творческого пути. А крепкое товарищество однодумцев или, если точнее – одночуствовцев от живописи подкрепляло прижившиеся ростки. Художник Коровин вспоминал очень характерный эпизод с участием Левитана: «Исаак, – сказал я, – смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся. И оба мы, еще мальчишки, стали на колени. – «Шиповник!» – сказал Левитан, смеясь. «Радостью славишь ты солнце – сказал я, – продолжай, Исаак… и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 2
Близ Бордигеры. На севере Италии (1890)

Уже состоявшимся, художнику довелось побывать во Франции, Италии, Австрии, Финляндии, где написал несколько полотен. Так же восторженно принял Левитан и Крым, куда приехал, вероятно, по приглашению Чехова. Написав несколько десятков ярких, безусловно, талантливых пейзажей, объездив несколько городов и отнаслаждавшись видами, художник писал впоследствии другу-писателю: «Передайте Шехтелю…, пусть не беспокоится, – я север люблю теперь больше, чем когда-либо, я только теперь понял его…». Левитан навсегда останется верен своему «подмосковью» и, особенно, городку Плёс, где родились главные сюжеты художника. Остановившись там на ночёвку, Левитан остался в Плёсе на три художественных сезона и на всю жизнь, неразрывно связав собственное имя и имя поволжского городка.

Ездивший в Европу, чтобы «сверить часы» с ведущими художниками, он, тем не менее писал из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». И картины Левитана (последняя несла говорящее название «Озеро. Русь») вправду стали отображением русской природы, вдохновляя на стихи поэта Рубцова и на прозу гениального Чехова. Константин Паустовский, знаменитый своими пейзажами в прозе, восторженно писал о спектре «эмоций» на полотнах художника.

За три года до смерти Левитан напишет: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник…».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert
Автопортрет (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 2
Пейзаж с папоротником (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 3
Венеция. Рива дельи Скьявони (1890)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 4
Весна. Большая вода (1897)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 5
Зимой в лесу (1885)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 6
Лесные фиалки и незабудки (1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 7
На севере (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 8
Осенний пейзаж с церковью (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 9
Осень. Охотник (1880)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 10
В лесу осенью (1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 11
Портрет писателя Антона Павловича Чехова (1885-1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 12
Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 13
Последние лучи солнца. Осиновый лес (1897)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 14
Тростники и кувшинки (1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи
Березовая роща (1885-1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 3
Большая дорога. Осенний солнечный день (1897)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 4
Бульвар зимой (1883)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 6
В начале марта (1900)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 7
Весна в Италии (1890)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 8
Вечерние тени (1891-1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 9
Вечерний звон (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 10
Вид на море (1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 11
Владимирка (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 12
Дуб (1880)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 13
Золотая осень (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 14
Золотая осень. Слободка (1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 15
Избы (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 16
Крымский пейзаж (1887)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 17
Лесистый берег. Сумерки (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 19
Лунный пейзаж (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 20
Март (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 21
Над вечным покоем (1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 22
Ненюфары (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 23
Облака (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 24
Озеро. Русь (1899-1900)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 25
Осень (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 26
Разлив (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 27
Ранняя весна (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 28
Саввинская слобода под Звенигородом (1884)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 29
Свежий ветер. Волга (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 30
Снопы

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 31
Сумерки. Стога (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 33
Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. (Около 1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 34
Туман над водой (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 35
Туман. Осень (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 36
Тяга (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 37
У берега моря. Крым (1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 38
У омута (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 39
Финляндия (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 40
Цветущие яблони (1896).

Смотрите также:

Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900)

Левитан И. И.

Крупнейший представитель русской лирической пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. В картинах Левитана элегические настроения, печальные раздумья о смысле жизни. Есть у него и картины, полные трагической скорби и безнадежности, и картины, полные бодрости и жизнеутверждения; есть картины, полные тоскливости и картины, полные звонкой радости!

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Жили в бедности. К тому же родители рано умерли, и маленький Исаак остался на попечении сестры, которая сама жила за счет поденной работы и лишь изредка подкармливала брата, да штопала старую одежду. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Учителями его были Саврасов и Поленов. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саврасов сразу выделил Левитана, но в Училище не любили самого Саврасова за его несдержанный характер, поэтому эту нелюбовь перенесли на мальчика. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

В 1886 году Левитан впервые приехал в Крым и настроение его изменилось. Здесь он впервые понял, что такое чистые краски. Он ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. А солнце и черный цвет несовместимы. Так начался новый период в жизни и творчестве талантливого еврейского художника.

Творчество Левитана — это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование», -писал М.В.Нестеров.

Березовая роща (1885-1889)


Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Март (1895)

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

Над вечным покоем (1894)

Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Трагическое, полное беспредельной тоски и скорби полотно. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа вызывает ощущение тревоги и напряжения.

Сиротливо прилепилась на крутом берегу холодного озера маленькая, почти сгнившая, деревянная церквушка, за которой едва заметны кресты старого кладбища. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя здесь человек. Ощущение одиночества, ничтожности человека перед бесконечно великой и вечной природой дает картине подлинно трагическое звучание. Здесь глубокие философские размышления Левитана о смысле жизни и смерти, бытия человека в природе — и все это принимает унылую и безнадежную окраску. Неслучайно во время написания картины Левитан любил слушать траурный марш Бетховена.

Тихая обитель (1890)


Картины «Вечерний звон» и близкая ей картина «Тихая обитель» отражают попытки художника найти себя в гармоническом алиянии с природой. Мягкие розовато-золотистые лучи заходящего солнца, разлитые вокруг, вносят в природу мир и успокоение. Широкая река в своем неторопливом течении плавной дугой охватывает остров. За ней в отдалении торжественно высятся белкаменные церкви монастыря. Все в картине дышит умиротворенностью и тишиной, проникнуто ощущением благостности, красоты и гармонии бытия.

Владимирка (1892)

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец ( деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…» Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!»

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль…

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным… Левитан увидел настоящую Владимирку — дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

…Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги — покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой — огромное хмурое небо… И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов….

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Осенний день. Сокольники (1879)

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал «Осенний день в Сокольниках». Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце…

По дорожке Сокольничьего парка , по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном — та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Озеро (1900)

Последняя, неоконченная картина Левитана. Огромное полотно, которое Левитан хотел назвать — «Озеро. Русь», но не решился. Назвал просто — «Озеро».

Холмистая, широко раскинувшаяся равнина средней полосы России. Большое, великолепное озеро в ясный, солнечный день. Высокое лазурное небо, по небу плывут облака. Узкая полоска берега, на берегу деревушки с белыми церквами. И небо, и облака, и деревушки отражаются в озере, как бы плывут в светлой прозрачной воде. Дует легкий ветер, рябит воду, колышет прибрежный тростник…

Это подлинно эпическая картина, даже и неоконченная, она производит удивительно свежее, сильное и радостное впечатление.

Левитан умер в 1900 году, в расцвете творческих сил и таланта, так и не успев закончить этого монументального полотна.

После дождя (1889)


Только что над маленьким волжским городком прошел дождь. В воздухе еще чувствуется влажность. Расходятся тучи, начинает пробиваться солнце, и под первыми, несмелыми его лучами полескивают крыши домов, чуть поникли омытые дождем прибрежные кусты, темнеют у берега баржи, рыбацкие лодки. Где-то очень далеко плывет пароход. Над рекой, над городом серебристо-серое небо с разорванными облаками. И невольно думается: какя даль! Как чудесно удалось Левитану преодолеть широту волжских просторов, как живописно, свободно написана картина!

Сумерки. Стога (1899)


Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны… Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость — результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

Свежий ветер. Волга (1895)


Волга. Ветреный день. Солнце. Плывут по реке нарядные расписные баржи с товарами; навстречу им белый, сверкающий на солнце пассажирский пароход. Низко над водой летают чайки, высоко в небе ветер несет легкие, лохматые облака. Волга живет, волнуется, дышит… Сколько в этой картине бодрости, жизнерадостности! Как много света, воздуха, как празднично сияют краски! Кажется, природа улыбалась художнику!..

У омута (1892)

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф «Берново», с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: «А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его «гиблым местом» и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его «Русалке». И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

…Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки… Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Вечер. Золотой плес (1889)


Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом — как страж этой тишины — рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

Вечер на Волге (1887-1888)


Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки. Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Вечерний звон (1890)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

(И.Козлов)

Весна. Большая вода (1897)


На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Золотая осень (1895)

Осень — любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

…очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые лес


Золотая галерея русской живописи.Русский художник Исаак Ильич Левитан(1860-1900).: kolybanov — LiveJournal

Автор — marylai. Это цитата этого сообщения
Золотая галерея русской живописи.Русский художник Исаак Ильич Левитан(1860-1900).marylai

Левитан уже давно воплощает собой саму идею русской лирической пейзажной живописи. В большинстве своем, когда пишут о нем и его шедеврах, чаще всего великого художника называют, не иначе, как «певцом русской природы». Ученик гениального русского мастера Саврасова, он стал известен, благодаря своим неподражаемым работам и манере написания картин, которую и до сих пор ценят во всем мире, ибо в этих полотнах проявляется вся искренность и чуткость русской природы.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Так, его произведение «Осенний день. Сокольники», было в 1880 году приобретено Третьяковым , что явилось признанием художественного таланта Левитана.
Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине.
Результатом становятся такие его работы, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб». В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день». В 1898 году Исаак Левитан удостаиватся звания академика пейзажной живописи.
Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.


Берёзовая роща

Весной в лесу
«>


Саввинская Слобода под Звенигородом,1884

Тихая обитель,1890

Вечерний звон,1892 год

Март,1895 год

Лето

На озере

Золотой плёс

Над Вечным Покоем,1894 г.

Золотая осень

Свежий ветер. Волга ,1895

Осенний пейзаж,1880

Весна в Италии,

Весна.Большая вода.

У омута

Осиновый лес

Лес зимой

Дуб

Берег Средиземного моря

Папоротник в лесу

Осень.Октябрь

На севере Италии

Избы.После захода солца

Сумерки. Замок

На Волге после дождя

Хмурый день

Долина реки

После дождя. Плёс, 1889

Владимирка, 1892

Озеро. Русь, 1899—1900

Сумерки

Солнечный день

Осень

Вечер на Волге,1887-1888

Осенний день в Сокольниках,1879 год

Снопы

Буря.Дождь

Сумерки.Луна

Бурный день

Вечер на Волге

В лесу осенью

Дорожка

Осиновая рощица

Ай-Петри,1886

Аллея. Начало 1880-х

Баржи. Волга. 1889

Большая дорога. Осенний солнечный день. 1897

В березовой роще. 1880-е

В крымских горах,1886

В парке. 1880

В парке,1895

Весна в Италии

Весна.Последний снег

Ветхий дворик.Плёс

Вечерние тени

Вид на Нижний Новгород. Начало 1890-х

Волга с высокого берега. 1887

Деревенька. 1880-е

Дорога

Заросший пруд,1887

Зимой в лесу. 1885

Избушка на лугу. 1880-е

К вечеру. Река Истра. 1885

Крым. В горах. 1886

Крымский пейзаж. 1887

Лес. Солнечный день.. 1883-1884

Лес

Лесистый берег. Сумерки. 1892

Лесная река. Осень на реке Истра. 1885-1886

Лесная речка. 1886-1887

Лесное озеро. 1890-е

Лесные дали. 1880-1890-е

Мостик. Саввинская слобода. 1884

На озере Комо. Набережная. 1894

Осень, 1896

Пейзаж с пароходом. Конец 1880-х

Пейзаж. 1892

На севере. 1896

Лунный пейзаж. 1890-е

Лунная ночь. Большая дорога. 1897-1898

Луг на опушке леса. 1898

Деревня на берегу реки

Осень.Усадьба

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е

Осень. 1889

Осень. 1890-е

Осень. Долина реки. 1896

Осень,1896

Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897

Пасека. 1880-е

Пасмурный день. 1890

Пейзаж

Пейзаж

Ранняя весна. 1890-е

Ранняя весна. 1899

Речка. 1888

Серый день. Лес над рекой. 1888

Солнечный день. 1898

Солнечный день. У избы. 1898

Три сосны. 1886

Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. Около 1895

Автопортрет

Еврейка в восточном покрывале. 1884

Любимцы. 1882

Портрет Н.П. Панафидина. 1891

Портрет Антона Павловича Чехова. 1885-1886

Портрет С.П.Кувшинниковой. 1894

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888

Яблони цветут

Цветущие яблони

Сирень

Черёмуха

Сирень.На даче

Васильки,1894

Белая сирень

Лилии

Лесные фиалки и незабудки

Одуванчики

Колеус. 1894



Серия сообщений «Русские художники»:

Часть 1 — Русский живописец Карл Павлович Брюллов(1799–1852).
Часть 2 — Русский живописец-портретист Макаров Иван Кузьмич (1822-1897).

Часть 6 — Золотая галерея русской живописи.Русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин(1832—1898).
Часть 7 — Золотая галерея русской живописи.Михаил Врубель(1856-1910) — живописец божьей милости…
Часть 8 — Золотая галерея русской живописи.Русский художник Исаак Ильич Левитан(1860-1900).
Часть 9 — Певец родной природы…Русский живописец Аркадий Александрович Рылов (1870-1939).
Часть 10 — «Поэт русской осени и русских туманов»…Ефим Ефимович Волков(1844-1920).Галерея живописи.

Часть 19 — Понравилось!Галерея русской живописи.
Часть 20 — Понравилось! Галерея русской живописи.
Часть 21 — Целый мир из серебра…Зимний пейзаж в живописи русских художников.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru