Макаренко бил детей: Пощёчина Макаренко (как бить детей по науке): papa_karl0 — LiveJournal – Пощёчина Макаренко (как бить детей по науке): malyshi — LiveJournal

Кому позволено «бить морду»?. Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления

Кому позволено «бить морду»?

Такое впечатление, что в педагогике ничего не устоялось. Все оспорено, и не по одному разу. А вопрос «как?» – остается. Например, как воспитывать – с насилием или без него? С наказанием или без него?

Время сослаться на Макаренко. На тот эпизод, когда он, не сдержавшись, ударил Задорова.

Группа педагогов коммуны им. Дзержинского

«Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня – я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках оказалась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей.

– Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убирайтесь из колонии к чертовой матери.

И вышел из спальни».

«Пройдя к сараю, в котором хранились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес – не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. Все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер».

«Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову».

Еще было происшествие – с Волоховым, когда Антон Семенович схватил его за воротник:

– Слушай! Последний раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу!

И – случай с Осадчим.

«И вдруг педагогическая почва с треском и грохотом провалилась

подо мною. Я очутился в пустом пространстве. Тяжелые счеты, лежавшие на моем стуле, вдруг полетели в голову Осадчего. Я промахнулся, и счеты со звоном ударились в стену и скатились на пол. В полном беспамятстве я искал на столе что-нибудь тяжелое, но вдруг схватил в руки стул и кинулся с ним на Осадчего. Он в панике шарахнулся к дверям, но пиджак свалился с его плеч на пол, и Осадчий, запутавшись в нем, упал».

Самое поразительное в этих эпизодах то, что Антон Семенович не уберегал себя – хотя бы инстинктивно – от таких откровенных, «некрасивых» подробностей, нисколько не заботясь о том, как он выглядел в них. А выглядел он – и как человек, и как педагог – психопатом, которого опасно допускать до «пацанов». Мог бы он, однако, что-то «забыть», слегка приукрасить картину схватки, у него было время понять – до «Педагогической поэмы», что такими сценами ставит себя на место педагогической мишени. Но открыв перед всем миром себя – «такого», ничего не поправив и не пригладив, Антон Семенович, наверное, знал, что делает.

Позже одна из воспитательниц, Лидия Петровна, по поводу одного из конфликтов, съехидничает:

– Будем бить морду? И мне можно? Или только вам?

Однако – она же:

– А ведь ребята в восторге от вашего подвига. Это привычка к рабству?

– Нет, они понимают, что я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок.

Эффект искренней «потери сознания»? Эффект аффекта? Наверное. Но и с какой-то долей игры? Знать бы, чего больше? Наверное, в этих эпизодах действовал человек-Макаренко, но при этом присутствовал педагог-Макаренко, и своим присутствием педагог-Макаренко попридерживал человека-Макаренко от впадения в полное безумие.

Не сказать, что искренность – абсолютная ценность, но ценится она высоко. Даже подростки, оторвавшие себя от людей и замкнувшие в себе всякое сочувствие и сострадание, оценили этот взрыв эмоций, этот приступ гнева, это безоглядное отчаяние, такое, казалось бы, несвойственное этому человеку. И они, будто бы впервые, «увидели» Макаренко. И сразу же поняли. И открылись ему. И зауважали. И полюбили его.

Остается только предположить, что другого способа проникнуть в души этих беспризорников у Макаренко и не было. Может быть, только этот «язык» им близок и понятен. Им близко и понятно как раз то состояние человека, когда он в полном бессилии и глубоком отчаянии. Это состояние их и сроднило, как после вспышки молнии. На какой-то миг он, кабинетный начальник, и они, бездомные пацаны, – сошлись в одном озарении…

И что теперь? Вводить эти «взрывы» в педагогическую систему, в метод? Сделать правилом? Узаконить?

Нет, конечно. Такое буйство – непедагогично. Но – эффективно. Результат – сто баллов. И – отставить? Избегать? Не применять?

Такая она, педагогика – поди ее пойми. Один раз, так и быть, можно. Ну, два раза. Ну, три. Сколько-то можно. Иногда. И не каждому. Но – без системы.

Можно заключить, что система педагогики состоит из одних исключений. Впрочем, «взрывы» обнаруживают и одну закономерность, правда, очень трудную: всегда быть искренним.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ребенка можно ударить, нельзя унизить! Согласны?

Когда вы пытаетесь ударить, это уже унизителььно для маленького человечка.

если с 3 х раз не понял ударить можно, а вот орать нет, подавляет личность

А это и есть унижение.. . притом больное

ребенок такая же личность как и вы . преже чем, что-то сказать или сделать, представьте себя на его месте.

Не согласна, ударить-уже унизить, причем унижение взаимное, тем самым ты показываешь ребенку свое бессилие, то что ты- взрослый человек не можешь найти правильного выхода из ситуации.

И бить нельзя. Воспитывайте так, чтобы понимал со слов.

Унижать кого бы-то ни было, не только ребенка не стоит…. А бить детей …только озлобит его или замкнется в себе, лучше объяснить ему, поговорить с ним. Ведь от воспитания зависит его дальнейшая жизнь…. Он берет пример со своих родителей, это может сказаться на его оценке окружающего мира…

Ударите ребенка — будьте готовы, к тому, что и он будет бить младших. Прав не тот кто сильнее а тот, кто может аргуметнировать свою позицию. Наказание — это не показатель Вашей власти над ребенком, а помощь малышу в разделении «хорошо» и «плохо». Ударив ребенка родитель причиняет не только физическую боль, а самое главное — моральную. Почему родители очень трепетно относятся к применению силы учителями и воспитателями, а себе это же позволяют без колебаний? Если малыша другой малютка ударит в песочнице, родитель бежит встать на защиту, а потом сам же поднимает руку на ребенка? Посмотрите в зеркало, когда Вы кричите на малыша, когда хотите его ударить — что страшнее: стычка в песочнице с ровестником или кричащая мама, которая вещает откуда-то сверху. Посмотрите на себя глазами ребенка, многое встанет на свои места, что можно и чего нельзя.. .

Он имел ввиду, если вдруг словами не обьяснить так как ребенок маленький и не осознано что он делает, и встанет выбор между оскорбление и физическом воздействии, в этой ситуации лучше ударить чем унизить, он не имел ввиду всегда бить, он имел ввиду если выбора не останется!!!

Нет. Поскольку именно в рукоприкладстве более сильного к слабому — унижение.

Почему детей должно быть много

…Через мои руки прошло таких семейных детей, вероятно, человек 400–500, и это редко были дети из многодетных семей, а в большинстве случаев – единственные дети. Поэтому для меня уже нет сомнения, что единственный ребёнок является более трудным объектом воспитания. Конечно, есть

случаи, когда и единственный ребёнок прекрасно воспитан, но если взять статистику, то такой единственный ребёнок в наших условиях – трудный объект для воспитания. Я и решил коснуться этого вопроса.
Прежде всего семья есть коллектив, то есть такая группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью и общим горем. Я хотел доказать, что советская семья должна быть трудовым коллективом.
Во-вторых, я хотел коснуться нескольких тем, относящихся к структуре этого коллектива.
Что меня в этой структуре заинтересовало? Прежде всего, величина семьи.


Я являюсь сторонником большой семьи. Изображая семью Веткиных, исключительно сложную, я ничего не выдумывал, все это взято из тех многочисленных примеров, которые я наблюдал. Семья Веткиных – это действительные события семейной жизни одного из моих друзей, правда, фамилия изменена, так как он не дал разрешения писать о его семье.
Большая семья, часто даже бедная, переживающая и нужду и большую борьбу и всякие лишения и неприятности, все-таки очень хорошая вещь, в особенности если отец и мать нормальные, здоровые и трудящиеся люди, если никто не пьянствует, никто никому не изменяет, нет всяких таких любовных происшествий, если все идёт здорово, то большая семья – это очень замечательное явление, и сколько я таких семейств не видел, люди из них выходят хорошие. В такой большой семье, где 12-13-14 ребят, стоит шум, хаос, ребята шалят, безобразничают, неприятности, огорчения, а все-таки к 17-ти – 18-ти годам дети вырастают хорошие.
Вот я и описал такую большую семью вовсе не с той целью – вот как Веткин воспитал, учитесь у него, а только для того, чтобы кое-кому, может быть, аппетиту придать иметь большую семью. Это была моя цель – возбудить аппетит к большой семье, а показывать, как нужно эту большую семью воспитывать, я буду в других томах, а не в этом.
Точно так же я изобразил семью с единственный ребёнок, не для того, чтобы показать, как неправильно его воспитывают, а для того, чтобы вызвать у читателя отвращение к единственному ребёнку, чтобы читатель побоялся иметь одного ребёнка. У нас это очень распространено. Как говорят: заимеем одного ребёнка и стоп. Говорят – будет лучше одет, обут, лучше будет питаться. А это нехорошо. Ему скучно, у него нет настоящего общества. Я показал, что происходит от этого. Это тоже вопрос структуры семьи…

Я в сетях:


Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко. Часть первая.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, КГБ, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, Новый Год, Новый год, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, Хрущёв, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто-история история Украины, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артефакты, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, военнная история, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, война на Кавказе, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо,

Антон Макаренко полжизни любил попадью с разрешения ее мужа

Первое образование — железнодорожник

Педагогикой Антон Семенович (уроженец Харьковской губернии) увлекся лишь в 26 лет, поступив в Полтавский учительский институт. До этого учился на железнодорожника, куда пошел после того, как его не взяли в армию из-за плохого зрения. В вузе произвел фурор дипломной работой «Кризис современной педагогики». Однако по-настоящему раскрыть педагогический талант Макаренко смог лишь на должности заведующего Куряжской колонией под Харьковом. В то время город стал первой столицей Советской Украины, и там срочно нужно было обуздать беспризорщину. Ради этого педагог переехал в Харьков из Полтавы, где успел организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей имени Горького. Костяк новой коммуны составили его полтавские воспитанники, а все события, пережитые в Куряже, позже легли в основу знаменитой «Педагогической поэмы».

Главным критиком была Крупская

Карьера Макаренко складывалась не безоблачно: с властями у него периодически возникали трения, причем главными критиками были Крупская и Луначарский. Нестандартные педагогические методы Антона Семеновича называли антисоветскими, звучали даже обвинения в рукоприкладстве.

— Искру нелюбви к Макаренко «высекла», сама того не подозревая, журналистка, приехавшая в колонию делать репортаж. Она написала положительную статью, но указала, что мальчики жаловались на рукоприкладство, — рассказывал в интервью «КП» несколько лет назад профессор Харьковского национального педагогического университета, макаренковед Михаил Гетманец. — Поднялась шумиха, но сам Макаренко отреагировал спокойно, заявив: «Рассказы воспитанников о наказании — это детский фольклор». Да и сама Крупская, хоть и возмущалась, но в колонию не приезжала и ничего не проверяла.

А. С. Макаренко. Фото из альбома коммуны им. Ф. Э. Дзержинского 1932 года.

А. С. Макаренко. Фото из альбома коммуны им. Ф. Э. Дзержинского 1932 года.

От увольнения спас Горький

В какой-то момент опального новатора так невзлюбили за его методы, что решили снять с должности начальника колонии. Тень на педагога бросал и брат-деникинец, хотя Макаренко писал честно во всех анкетах, что его родственник — поручик Белой армии — находится в эмиграции и связь с ним давно потеряна.

А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г.

А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г.

Увольнение Макаренко ненадолго отсрочил приезд Максима Горького в Куряжскую колонию. Педагога и писателя связывала давняя дружба, вот и решили не обострять. Макаренко же и тут нарвался. Из Харькова приехала толпа репортеров, комсомольских активистов, все стремились подойти к Горькому, заговорить, сфотографировать. Антон Семенович же попросту не подпускал никого к пожилому другу. Еще и приставил к нему охрану из своих «хлопцев», те кого-то потолкали… В итоге в одной из харьковских газет появилась злобная карикатура, подписанная «Чемпион хулиганства». На ней Макаренко изобразили с огромными кулачищами, а от него разбегаются в разные стороны люди. Картинка была снабжена ехидной заметкой о том, что педагога воспитали в свинарнике.

Вырастил приемных детей

О личной жизни педагога-новатора в советское время мало что сообщалось. Считалось, что всего себя Макаренко посвящал только трудным подросткам. Однако монахом он не был. Первая любовь настигла Антона Семеновича в 20 лет.

— Его очаровала молодая жена священника. Поп, очевидно, не возражал, так что отношения с попадьей у Макаренко были почти легальные, — продолжает макаренковед. — Потом эта женщина, звали ее Елизавета Григорович, вместе с Макаренко работала педагогом в колонии имени Горького. Может, их отношения и там продолжались.

По другой версии, с юным Макаренко часто проводил душеспасительные беседы тот самый поп, муж Елизаветы. Парня так затравили сверстники за замкнутый нрав и неказистую внешность, что он даже хотел покончить с собой. Иногда поп присылал к бедолаге попадью, тогда-то все и завертелось между ними. А однажды Елизавета попросту ушла от мужа к Макаренко, который был моложе нее на несколько лет. Был большой скандал, Антона даже выгнал из дому отец.

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

Бывший супруг Елизаветы после революции уехал за границу. Однако Макаренко, дабы не навлекать на себя гнев cоветской власти, так и не решился жениться на бывшей попадье, которую любил почти полжизни. Зато увековечил ее в своей книге — Григорович стала прототипом воспитательницы колонии Екатерины Григорьевны.

Женился Макаренко, когда ему было за 40. На 44-летней инспекторе Наркомпросвещения Галине Салько. Ее сына Льва, а заодно и свою племянницу Олимпиаду (дочку брата-белогвардейца) воспитал как родных детей.

А. С. Макаренко. 1932 г.

А. С. Макаренко. 1932 г.

Три дня не дожил до вступления в партию

Когда столицей Советской Украины стал Киев, НКВД, курировавший систему колоний, отправил Макаренко туда. Причем на бюрократическую работу. Педагог страдал без любимого дела и спасался писательством. Позже, переехав в Москву, пытался вернуться к практической педагогике, но затянула литературная работа.

Любопытно, что за 20 лет жизни при cоветской власти Макаренко так и не вступил в партию. На 4 апреля ему было назначено собеседование как раз по этому вопросу, но — не дожил до ответственной даты три дня. 1 апреля он умер в электричке от инфаркта. Был в Доме отдыха писателей в Подмосковье, утром торопился на поезд, вбежал в людный вагон и, схватившись за сердце, упал. Его последними словами были: «Я — писатель Макаренко…».

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

ДОСЛОВНО

Мудрые цитаты

— Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

— Наши дети — это наша старость.

— Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

— Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

— Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

— Ничто так человека не учит, как опыт.

— Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Чтение в спальне колонистов. Слева стоит А. С. Макаренко. 1921 г.

Чтение в спальне колонистов. Слева стоит А. С. Макаренко. 1921 г.

— Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

— Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

— Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

— Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макаренко превращал воришек в менеджеров

В основе воспитательной методики Макаренко сугубо буржуазный принцип: честно отработал — честно получил (подробности)

Истории Семейная тайна Антона Макаренко. Какую загадку оставил после себя великий педагог?

kulturologia.ru Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко

В 1926 году под Харьков свезли малолетних преступников и беспризорников. От повышенной концентрации опасного социального элемента можно было ожидать чего угодно, но только не примерного поведения. Однако на практике все оказалось иначе. Вчерашние кандидаты в уголовники вдруг стали вести себя по-советски безупречно. Не вдруг, конечно, а постепенно. Но все же. Они построили два завода и начали производить сначала электромеханические инструменты, а затем фотоаппараты ФЭД. Хай-тек того времени.

Парадокс, головоломка, которую всему миру загадал выдающийся отечественный педагог — Антон Семенович Макаренко. Человек, которого в 1988 году ЮНЕСКО признает одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Еще раньше методы воспитания, разработанные Макаренко, возьмут на вооружение в Германии и Японии, а принципы его работы с коллективом получат широкое признание на Западе.

ku Антон и Виталий Макаренко

Антон и Виталий Макаренко

Впрочем, это была не единственная загадка, которую оставил после себя знаменитый учитель. На протяжении многих лет его семья хранила тайну, о которой долгое время не знали даже известные внуки Макаренко — режиссер, преподаватель ВГИКа Антон Васильев и актриса Екатерина Васильева. Оказалось, что родной брат Макаренко был белогвардейским офицером, который воевал в армии Деникина и на исходе Гражданской войны был вынужден эмигрировать за рубеж. Ни одно из советских биографических изданий об этом факте не упоминало. Как не упоминали они и о том, что образцовый советский патриот Макаренко и белоэмигрант Виталий Макаренко сохранили теплые отношения и состояли в переписке. Бывший деникинский офицер писал с берегов Ниццы.

Виталий был младше Антона на 8 лет. Он окончил Чугуевское военное училище и стал офицером царской армии. В Первую мировую войну он был сначала прапорщиком, а затем подпоручиком и поручиком. Принимал участие в Брусиловском прорыве. За время, проведенное на войне, Виталий был контужен и получил несколько ранений. Последний раз — в бою под Луцком, на реке Стоход. Солдаты вынесли его с поля боя, а за проявленную храбрость офицера наградили орденом Святого Владимира IV степени.

kulturologia.ru Антон и Виталий Макаренко

Антон и Виталий Макаренко

Демобилизовавшись, Виталий вместе с братом работал в школе — преподавал физкультуру и военное дело. Кстати, именно тогда он, сам того не зная, стал соавтором будущей педагогической системы Макаренко. А именно младший брат посоветовал будущему классику мировой педагогики ввести в его методику воспитания элементы игры и военизации.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, пути братьев разошлись, однако политическим и идеологическим распрям было не суждено разорвать родственную и дружескую связь Антона и Виталия. В конце июня к городу Кременчугу Полтавской губернии, где на тот момент жили и работали братья, подошла Добровольческая армия под командованием генерала Деникина. Виталий, как бывший офицер царской армии, решил вступить в ряды белогвардейцев. Из-за четырех ранений, полученных на полях сражений Первой мировой, воевать ему не дали — зачислили в состав контрразведки. Такое положение дел не устроило мужественного военного, и вскоре — в ноябре 1919 года — он самовольно оставил службу и поступил пулеметным офицером на бронепоезд «Генерал Марков». И снова оказался на поле боя. Воевал как против петлюровцев, так и против войск Красной армии.

kulturologia.ru Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко

Но долго воевать ему не пришлось. Белые вели отступление. В декабре 1919 года Виталий оказался в Крыму, а в ноябре 1920 года в составе Армии Врангеля покинул Россию. Первым пристанищем за рубежом стал на тот момент греческий город Галлиполи. Как известно, белогвардейцы разбили там лагерь и сохраняли боеспособность еще почти три года после эвакуации из Крыма. Когда надежды на победу белых окончательно исчезли, Виталий уехал сначала в Болгарию, а затем во Францию. Там он работал чернорабочим на металлургическом заводе и в судоремонтной мастерской, а позже стал фотографом и открыл собственное фотоателье.

Связи с братом Виталий не терял. Братья вели активную переписку. Но в 1928 году они такой возможности лишились. О смерти старшего брата в 1939 году Виталий узнает из парижской газеты.

kulturologia.ru Антон Васильев, внук Виталия Макаренко, режиссёр, преподаватель ВГИКа

Антон Васильев, внук Виталия Макаренко, режиссёр, преподаватель ВГИКа

Антона и Виталия связывало многое. В том числе жена и дочь Виталия, которые остались на попечении Антона. Несмотря на то, что Макаренко был женат дважды, собственных детей у него не было. Он воспитывал дочь брата Олимпиаду и приемного сына Льва. В будущем Олимпиада выйдет замуж за советского поэта Сергея Васильева, известного, в частности, тем, что он сочинил сатирическую поэму «Без кого на Руси жить хорошо». Опубликована она не была, зато была не раз прочитана в московском Союзе писателей под громкий хохот подвыпивших слушателей.

В браке Олимпиады и Сергея родились Антон Васильев и Екатерина Васильева, хорошо известные российскому телезрителю. До девяти лет Антон был уверен, что знаменитый педагог Макаренко — его родной дед, в честь которого он получил свое имя. Только в 1962 году родственники получили известие о том, что Виталий Макаренко жив, а дети Васильевых узнали, что Антон Семенович приходится им не родным, а двоюродным дедом. Антону Васильеву удалось посетить Францию только в 1988 году, через пять лет после смерти Виталия Макаренко. Невероятно, но дочь Олимпиада, никогда не видевшая отца, умерла с ним в один день — 22 июля 1983 года. Находясь за тысячи километров от него.

kulturologia.ru Екатерина Васильева, внучка Виталия Макаренко, актриса

Екатерина Васильева, внучка Виталия Макаренко, актриса

Незадолго до смерти Виталий Макаренко написал книгу воспоминаний о старшем брате — «Мой брат Антон Семенович». На написании мемуаров настояли немецкие и французские педагоги и приверженцы системы Макаренко. Один из них — Гётц Хиллиг, основатель лаборатории по исследованию наследия Антона Семеновича в Марбургском университете и Международной макаренковской ассоциации. Живет и работает до сих пор.

Что касается смерти Антона Семеновича, то, возможно, она стала следствием одного драматического эпизода в жизни знаменитого педагога. Дела на предприятиях, построенных бывшими беспризорниками под руководством Макаренко, шли хорошо. Даже слишком хорошо. Вчерашние хулиганы-подростки не только полностью обеспечивали себя, но и могли содержать выпускников воспитательной и производственной коммуны, если те поступали в университет. Заработок выходил чуть ли не в три раза больше, чем у взрослых рабочих.

ku Антон Семёнович Макаренко со своими воспитанниками

Антон Семёнович Макаренко со своими воспитанниками

Все это не могло не заинтересовать НКВД. Однажды на пороге кабинета Макаренко появилось двое интеллигентных молодых людей. Они вежливо объявили, что предприятие переходит в собственность ведомства, а все коммунары становятся наемными рабочими со стандартной зарплатой. Так на успешном педагогическом эксперименте был поставлен крест, а выдающийся педагог лишился любимого дела.

Через два года Макаренко переехал в Москву и вступил в союз писателей. К тому времени — шел 1935 год — уже была написана «Педагогическая поэма» — произведение, в котором Макаренко рассказывает о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Конечно, Антон Семенович не сидел сложа руки. Он читал лекции, вел передачу на радио и работал над сценарием фильма. Но все-таки без главного дела жизни ему было трудно. 1 апреля 1939 года он умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно под Москвой. На похороны Макаренко пришло много его учеников. В прошлом — малолетних преступников, во взрослой жизни ставших инженерами, врачами и педагогами. Благодаря своему учителю.