Метод семи шляп: Метод шести шляп: приемы по организации мышления – Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно

Содержание

Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент?

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:


Белая шляпа
. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.


Красная шляпа
. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.


Чёрная шляпа
. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.


Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.


Зелёная шляпа
 отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).


Синяя шляпа 
не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.
В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.


Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Для образности метода предлагаем вам применять Притчу о старом Шляпнике
 

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас­ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду­шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы доро­го стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхити­тельна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало сол­нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода­рит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

—Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

—Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот­ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж­дый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув­ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер­ской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто­рию своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди­вились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы­ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро­тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж­данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп­реждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва­ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует­ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро­сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни­ка стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствитель­ности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Облада­тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча раз­ложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме­нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин­тервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре­красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан­но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп­нейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи­ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за­хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере­ходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…


По материалам сайта 4brain.ru >>>
 

Добавить комментарий
Понравился материал? Поделись с другими!

Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно: основные принципы, примеры

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, недовольство собой и окружающим миром, творческий кризис, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению – Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

Де Боно является автором таких признанных бестселлеров, как «Использование нестандартного мышления», «Рождение новой идеи», «Нестандартное мышление: креативность шаг за шагом».

В 80-х годах выходит книга «Шесть шляп мышления». В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод «6 шляп» – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

метод 6 шляп

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод «6 шляп» позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции. Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность – непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница. Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод «Шесть шляп мышления» позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

шесть шляп мышления

Шляпы, которые думают

  1. Белая шляпа мышления. Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются: это факты и числа. А также нужно подумать о, возможно, недостающей информации, и способах восполнения таких пробелов.
  2. Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в этом режиме, можно поддаться эмоциям. Человек должен быть честным с самим собой, или с другими собеседниками, если речь идет о групповом обсуждении. Все должны делиться своими переживаниями, страхами, радостью при анализе того, или иного решения. Тут не надо бояться негативных эмоций, так как они, наравне с позитивными, играют свою роль в принятии нужного решения.
  3. Следующая шляпа отвечает за оптимистичность. Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой. Надевая ее, необходимо определить положительные аспекты каждого из решений или идей. Даже если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего, важно проработать именно скрытые выгодные ресурсы.
  4. Полной противоположностью желтой шляпе является черная. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать? Будет несложно представить себя пессимистом, ведь в каждом решении всегда присутствует доля негативных явлений. эдвард де боно
  5. Зеленая шляпа означает полет фантазии и креативность. Зеленая шляпа поощряет поиски новых, нестандартных решений. Смелые идеи, совершенствование уже имеющихся наработок, подсматривание методов у оппонентов, мозговой штурм – все это имеет место быть в режиме «зеленой шляпы».
  6. Синяя шляпа – это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, лишь воплощать в жизнь обдуманное решение.

Кому подходит данный метод?

Шесть шляп мышления хорошо зарекомендовали себя при любом виде мыслительной деятельности. В личном плане, метод хорошо помогает в написании резюме или делового письма, решения сложных жизненных ситуаций, планирования важных мероприятий.

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод «6 шляп» давно применяют ведущие международные компании.

Преимущества метода «6 шляп»

  1. Мыслительная деятельность для большинства людей представляется весьма скучным занятием. Но данная система способна завлечь и сделать этот процесс своеобразным экспериментом, по завершении которого проблемы, как и не бывало.
  2. Метод позволяет проработать задачу со всех сторон, уделяя внимание таким важным сторонам, как эмоции, анализ положительных и негативных аспектов, генерация новых идей.
  3. Система «6 шляп» позволяет отбросить все ложные утверждения, которые раньше воспринимались всерьез.
  4. Можно сгладить спор с оппонентом, показав с помощью метода, неправильность его утверждений. А также человек получит шанс высказаться и поделиться своими соображениями. Метод шляп значительно упрощает поиск верных решений.
  5. Система позволяет замкнутым и стеснительным людям проявить себя в общем обсуждении. Им не стоит стесняться своих мыслей, даже когда они не совпадают со мнением окружающих. Получается, что они говорят под влиянием одной из шляп, а не от себя.
  6. Благодаря структурированию всего процесса, исключающим пустую болтовню, мышление становится целевым, логичным и сконцентрированным.
  7. Из-за того, что противоположные точки зрения не конфликтуют, а существуют одновременно, рождаются новые уникальные и интересные идеи.
  8. Используя метод, человек учится концентрировать свое внимание, а также переключать его с одного вида информации на другой.
  9. По мнению Эдварда де Боно, его метод способен влиять на баланс нейромедиаторов в головном мозге.
  10. Главной сложностью в освоении метода «6 шляп» является сама технология системы. Чтобы ее освоить потребуется какое-то время. К тому же гораздо быстрее научиться понять систему, работая в одиночку, нежели в группе.
  11. Мало кто из руководителей отечественных мероприятий, готовы внедрять подобные новшества, а тем более объяснить коллективу все принципы новшеств.
  12. Чтобы вдохновить коллектив на освоение метода шести шляп, потребуется значительное красноречие, и терпение. Многие люди могут не согласиться участвовать в проекте такого рода, считая его детским, или бесполезной тратой времени.

Минусы метода Эдварда де Боно

  • Главным минусом, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп. Т. е. для того, чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять, необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать намного сложнее.
  • Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества — задача не простая. Большинство отечественных предприятий не готовы внедрять новшества в работу компании, требующие личной вовлеченности.
  • Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя никакие шляпы на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т. е. синей шляпы).

Как это работает

Книга «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

креативность зеленая шляпа

Ведущий записывает на бумаге «показания» каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод «6 шляп мышления».

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: «Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?»
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать интеллектуальную карту. Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

критическое суждение это

По сути, интеллект-карта – наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт – навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект – карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

красная шляпа

Метод «6 шляп мышления» в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

белая шляпа

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп – один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Проведение ретроспективы по методу шести шляп / Habr

В следующие несколько абзацев хочу поделиться не так давно случившимся у меня опытом проведения ретроспективы по методу шести шляп. Метод шести шляп (англ. Six Thinking Hats) — метод организации мышления, помогает взглянуть на проблему с разных сторон, а также одна из разновидностей мозгового штурма при работе в команде.

Интересно будет тем, кто ищет новые способы проведения ретроспектив, кто интересуется командной работой, подходами к принятию решений и генерации идей.

Цель текста — рассказать, что такой метод есть, на основе простого примера показать, как его можно использовать для организации ретроспективы; вызвать интерес у читателя для дальнейшего самостоятельного изучения этого метода.

Вместо вступления

Идея использования метода шести шляп для проведения ретроспективы возникла, когда я искала интересные варианты проведения ретроспективы для студентов-разработчиков: перед ребятами стояла задача сделать студенческий портал, спринт = 1 неделя, в конце недели — ретроспектива на одну пару (пара — 1.5 часа). Очень хотелось организовать пару в таком формате, чтобы заинтересовать даже тех, кто не принимает активного участия в непосредственной разработке, и тех, у кого сам процесс разработки портала не вызвал какого-то воодушевления. Ещё одно из немаловажных условий — поделиться знанием, которое в дальнейшем ребята могли бы использовать в том числе в своей повседневной жизни (как оказалось, никто из присутствующих до пары об этом методе не слышал).
Что такое метод шести шляп

О методе шести шляп достаточно много написано в самых различных источниках и применительно к решению самых разнообразных задач. Ниже я лишь вкратце расскажу, что это такое.

Метод шести шляп — это метод организации мышления, один и популярных способов проведения мозгового штурма.

Не секрет, что человеческое мышление очень хаотично: тут и эмоции вперемешку со здравым смыслом, и интуиция, и факты. А что, если в следующий раз, когда нужно будет принять решение или сгенерировать идею, последовательно применять: факты; чувства; критическое мышление; позитивный взгляд на проблему; творческое мышление? Если говорить в контексте метода — примерить каждую из шести шляп: белую (информация и факты), красную (эмоции и чувства), чёрную (критическое суждение), жёлтую (оптимистичность), зелёную (креативность). Ещё есть синяя шляпа — в ней осуществляется обсуждение организации процесса последовательной «примерки» шляп (более подробно можно прочитать, например, в статье на Википедии — там отлично расписана каждая из шести шляп и приведены примеры).

Круто, а как это поможет при проведении ретроспективы?

В самом незамысловатом понимании Ретроспектива — встреча с командой проекта по завершению спринта с целью обсуждения этого самого спринта, его результатов: классические «Что было хорошо?», «Какие были проблемы», «Какие идеи по улучшению?», «Что запланировали на следующий спринт?». Т.е. нужно озвучить и осознать командой проблемы, с которыми команда столкнулась во время спринта, отметить позитивные моменты, придумать, как эффективно жить дальше, при этом очень важно, чтобы ни один член команды в стороне от обсуждения не остался.

И круто взглянуть и на прошедший спринт с разных позиций и по возможности не упустить ничего важного. Не слукавлю, если скажу, что ретроспектива — это ещё и возможность сплотить команду. И метод шести шляп может стать эффективным инструментом во всём этом.

Например, расскажу, как это происходило у нас. В первую очередь очень важно было, чтобы ребята не забывали, какова цель нашей встречи. Для этого, например, можно перед глазами поместить план ретроспективы:

Всё это — основные цели проведения ретроспективы (взято отсюда).

Ну а метод шести шляп — это то, что поможет этой цели достигнуть, и тут самое время объяснить команде, что это такое — этот метод, и зачем оно нам нужно. Здесь, я думаю, достаточно ограничиться сжатым объяснением на минуты 4 с краткими простыми примерами (понятнее, чем при непосредственном погружении в ретроспективу по методу шести шляп, всё равно на этом этапе сделать не получится). Чтобы информация не потерялась в головах и дальше не тратилось время на вопросы, можно повесить перед глазами простую шпаргалку, например:

После того, как у команды есть общее представление о методе, самое время погрузиться в него, и начать с синей шляпы.

Синяя шляпа = управление

Как я уже отметила выше, синяя шляпа — организация и обсуждение процесса, в нашем случае ретроспективы. В контексте аджаила синяя шляпа — шляпа скрам-мастера на время всей ретроспективы (именно он организует процесс обсуждения и следит за его последовательностью и эффективностью).

На этом шаге нужно рассказать, как сегодня будет проходить ретроспектива по методу, например: команда поочерёдно примерит каждую из шляп, это поможет взглянуть под разным углом на основные вопросы ретроспективы (те, что на картинке выше). При этом очень важно ограничить по времени пребывание в каждой из шляп (на сколько — зависит от того, какая продолжительность ретроспективы запланирована изначально) — так команда успеет обсудить важное и не успеет погрузиться в ненужные дебри. Ну не забыть оставить время на подведение итогов.
Важно, чтобы вся полученная на ретроспективе информация была зафиксирована, а при использовании метода шести шляп, ещё и структурирована. С этой целью я вывела на маркерную достку слайд:

— предполагается, что все озвученные мысли будут записываться под каждой из шляп (в зависимости от того, в какой шляпе мысль была сгенерирована).

Белая шляпа = информция и факты

Здесь каждый озвучивает факты о текущем спринте, например:

  • Мы не успели сделать такую-то и такую-то задачи,
  • Показ прошёл хорошо, заказчик остался доволен,
  • Коля (Петя, Каюм) был перекинут на фронтэнд, т.к. ребята не успевали.

Факты должны быть объективные, могут быть как положительные, так и негативные — важно отделять их друг от друга.

Красная шляпа = эмоции и чувства

В этой шляпе участники команды озвучивают свои чувства от прошедшего спринта, демонстрируют эмоции (важно при этом, чтобы не было переходов на личности). Как и факты, эмоции и чувства могут быть как позитивные, как и негативные, но главное, чётко сформулированные.

Критическое суждение

Тут можно бросить взор на уже зафиксированные факты и критиковать их (объективно критиковать). Например,

  • Если бы при планировании задач были учтены навыки исполнителей, то мы бы не потратили время на попытки обучить Петю работе с системой сборки,
  • Если бы качество юзкейсов было выше, то не было бы потрачено столько времени на попытки разобраться (при этом должно быть обозначено, что такое «качество юзкейсов выше»!),

и т.д.

Жёлтая шляпа = оптимистичность

В этой шляпе мы выделяем позитивные моменты: что было хорошего в спринте («По итогу спринта команда отлично сработалась», «Петя, оказывается, крутой фронтенщик! Очень помог нам с такой-то задачей», «Показ прошёл здорово, мы молодцы»), что будет хорошего («С таким фронтенщиком как Петя…» — ну вы поняли).

Зелёная шляпа = креативность

К этому этапу у команды уже зафиксированы факты о работе во время спринта, выделены минусы и плюсы. Самое время взглянуть на всё это ещё раз: как избежать озвученных минусов в следующем спринте? Как не растерять и использовать плюсы в следующем спринте? Здесь мы генерируем и фиксируем идеи того, как улучшить работу команды на следующий спринт.

Подведение итогов

По результатам проведения ретроспективы у команды должен быть план улучшений на следующий спринт — он формируется из того, что было нагенерировано в зелёной шляпе. О том, как должен выглядеть план улучшений по результатам ретроспективы, писать не буду — в рамках этой статьи такой задачи не стоит.

Вместо заключения

Выше — небольшое описание того, как можно провести ретроспективу по методу шести шляп. Надеюсь, что статья помогла открыть что-то новое для себя и/или структурировать существующее восприятие. Не было целью рассказать, что такое ретроспектива, и даже цели написать инструкцию, как проводить ретроспективу по методу шести шляп не стояло, просто хотелось рассказать, что бывает ещё вот так — знайте это и используйте это знание. Крутых и занимательных ретроспектив вам 🙂

P.S. То, как это выглядело у нас:

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Дата публикации . Опубликовано в Успех


Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод  де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.


— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

 

  1. При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью — «Правила составления ментальных карт«).

  2. Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

  3. Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

  4. Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

  5. Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

  6. В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Источник

«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

В группах старшего дошкольного возраста перед педагогами стоит сложная задача формирования у детей системного видения мира и развития творческого мышления. Одна из методик, которую используют воспитатели – «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно (1933 г.р.) – один из психологов системы творческого подхода к мыслительному процессу, автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Он написал множество научных трудов о принципах и технологии эффективного умственного труда, в том числе «Дети решают проблемы». Его методики используют во всем мире для организации рационального подхода к производственным процессам, выработки эффективных решений, проведения корпоративных тренингов, а также в педагогике. Большую известность ему принес метод «Шесть шляп мышления».

История возникновения этого метода, по легенде, началась еще в детстве британского психолога, когда он не мог отстаивать свои убеждения среди эмоциональных и сильных сверстников. В обществе, обычно, прав сильнейший, или кто смог убедить других в своей правоте. Человеческое мышление подвержено социальному влиянию, навязанным стереотипам, обусловлено культурной средой, образованием, религией. Эмоции и настроение также влияют на умственную деятельность. Де Боно, используя метафору с шляпами, разработал технологию оригинального подхода к решению проблем, активации и структурированию мозговой деятельности.

Суть метода и технологии использования

В основе методики, разработанной де Боно, лежит психологическая ролевая игра, призывающая рассмотреть проблему с разных позиций. Это своеобразный вызов мозгу, переход к неестественной для него форме обдумывания ситуации. Если в стандартном мыслительном процессе включены эмоции, неуверенность, оценка собеседников, непродуктивные дискуссии, споры, метание от идеи к идее, то применение метода «шести шляп» заставляет упорядочить умственную деятельность как коллектива, так и отдельного человека.

Де Боно предложил разделить процесс поиска решения любой умственной задачи на 6 режимов, отделив логику от эмоций. В итоге этого процесса будет обнаружено оптимальное креативное решение. Образно мыслитель надевает на себя одну из шести шляп и думает в соответствии с заданной позицией.

Белая шляпа – вводные факты, цифры, информация Синяя шляпа– управление процессом, координация деятельности, фокусировка на задаче Красная шляпа– чувства, интуиция, эмоции Желтая шляпа-оптимистичность, преимущества, аргументы, поддержка Черная шляпа– критика, риски, опасения Зеленая – альтернативные пути, творческий подход, креативные идеи.

Каждая шляпа надевается на определенный срок, обычно несколько минут. Смена шляпы означает смену позиции обдумывания. Последовательность надевания образного головного убора решается исходя из поставленной задачи. В групповом действии все участники одновременно надевают следующую шляпу и выдвигают мысли. Организатор остается в синей шляпе.

Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения.  

Метод «Шесть шляп мышления» применим в любой общественной организации: от детского сада до корпоративных совещаний

Применение метода «6 шляп мышления» в ДОУ

В детских садах всего мира метод «Шесть шляп мышления» применяется уже много лет. Чаще всего он используется при проведении педсоветов и в группах старшего дошкольного возраста.

Использование метода при проведении педагогического собрания позволяет быстро и эффективно обсудить актуальные проблемы ДОУ и выработать решение. Заведующая или методист ДОУ знакомит воспитателей с планом собрания. Управление процессом предполагает, что синяя шляпа находится у заведующей. На педсовет могут быть вынесены наболевшие проблемы детского учреждения, например «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсе «Воспитатель года», что делать?» или «Спектакль родителей для детей, нужен ли?». Участники педсовета образно надевают головные уборы в нужной последовательности и высказывают свои мысли, коллективно вырабатывают оптимальное решение. Анализ итогов педсовета (рефлексия) позволяет судить о продуктивности применения «Шести шляп мышления».

Применение метода де Боно в старших и подготовительных группах помогает научить детей думать и самостоятельно вырабатывать идеи. При самостоятельном поиске ответов на вопросы дети ответственно относятся к принятому решению, осознают себя личностью.

Сфера применения метода в ДОУ:

  • Логопедические занятия
  • Музыкальные занятия
  • Рисование
  • Лепка
  • Тематические кружки и др.

Занятия воспитателя и детей по методу «Шесть шляп мышления» проходят в партнерской форме в атмосфере непринуждения, в дружеской обстановке. Шесть красочных шляп и увлекательная ролевая игра понравятся детям.

Где воспитателю взять шляпы?

  • Смастерить вместе с детьми из картона или ватмана
  • попросить изготовить родителей 
  • объявить среди родителей конкурс на лучшую белую шляпу, а потом в группе раскрасить их с детьми
  • изготовить пилотки из цветной бумаги
  • использовать разноцветные панамы или бейсболки.

В группах можно оформить наглядный «Центр умных шляп», уголок «Умники и умницы», где разместить сами головные уборы, наглядные пособия, таблицы. «Как оформить уголок шляп» – этот вопрос можно поставить на первой тематической игре с детьми. Пусть они сами думают и предлагают идеи.

Постепенное введение детей в курс игры значительно облегчит им привыкание к позициям мышления. Для этого следует начать понемногу знакомить их с умными шляпами. Например:

 — «Ребята, эта наша синяя шляпа всегда такая деловая! Она помогает думать как директор! Как босс – молокосос. Вы видели этот мультфильм? Давайте попробуем надеть ее и разговаривать по – деловому. Итак, что мы сегодня планировали?»

 — «Дети, если надеть эту красную шляпу, то можно что – то почувствовать. Попробуйте продолжить «Ах! Мне кажется, я чувствую, что наша идея…».  

В течение первых практик применения ролевой игры в группе рекомендуется вводить не сразу все шляпы, а по две – три. Детям будет проще запомнить, какой цвет для какой роли предназначен. Хорошо, если воспитатель будет фломастером или маркером этого же цвета рисовать ассоциативные картинки, надписи на белой доске, ватмане.

Примеры занятий с детьми по методике де Боно «6 шляп мышления»

Игра «Архитекторы»

В рамках занятия по рисованию детям предлагается ролевая игра, в которой они все будут строителями и архитекторами. Перед началом занятия дети рассаживаются за столики, на которых лежат листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, линейки.

Воспитатель демонстрирует белую шляпу и говорит, что она волшебная, она много знает. Например, что самое высокое здание в мире имеет 163 этажа. «А теперь наденьте все умные белые шляпы – всезнайки (возьмите белые карточки, листочки, любые белые предметы, представьте себя в белых шляпах…) и скажите, сколько этажей в вашем доме? Видели вы многоэтажные дома? Сколько в них этажей?

Воспитатель демонстрирует синюю шляпу, предлагает всем взять в руки синие предметы, надеть синие шляпы и представить себя директором архитектурной (строительной) компании: «Дети, вы знаете кто такой архитектор? Это человек, который придумывает, как построить здание, руководит строителями. Представьте, что вы — директор компании архитекторов, строителей, и вам надо придумать, как построить в нашем городе самое высокое здание. Какое задание вы бы дали своим подчиненным строителям? Может быть сначала его нарисовать? Привезти строительные материалы?». Воспитатель надевает синюю шляпу и остается в ней, управляя процессом игры.

В этот момент можно предложить детям подумать над рисунком большого здания, как бы они его нарисовали. Можно начать рисовать проект.

Далее детям предлагается надеть красную шляпу и представить красивое большое здание в родном городе, построенное по их рисунку, проекту. Какие чувства вызывает это здание? Восхищение? Восторг? Гордость? Опасение? Здание красивое?

В желтой шляпе дети ищут преимущества небоскреба в родном городе, в черной высказывают опасения, в зеленой предлагают необычные решения, фантазируют и т.д.

Завершается занятие по рисованию совместной рефлексией, обсуждением рисунков – проектов, педагог спрашивает, помогли ли думать шляпы.

Шуточная игра «Получится – не получится»

Цель методической игры – научить детей оценивать перспективы действия, предлагаемого воспитателем или ведущим. Игра способствует привыканию к желтому и черному цветам в соответствии с методом «6 шляп мышления». Желтый цвет – выражение оптимизма и позитивного ожидания – «получится». Черный цвет – высказывание критики и опасения – «не получится».

Педагог заранее готовит шуточные вопросы. Детям раздаются карточки либо другие предметы желтого и черного цветов. Воспитатель (в синей шляпе) задает вопрос, дети должны подумать и поднять одну из карточек.

Примеры вопросов:

— Получится ли у кошки выпить ведро воды?

— Получится ли у мышки съесть булку хлеба?

— Получится ли у Кати съесть двадцать яблок?

 — Получится ли у Деда Мороза приехать в жаркую Африку?

— Получится ли у крокодила проглотить солнце?

— Получится ли у Пети поговорить с воробьем?

Часть вопросов может предполагать пограничные ответы, заставлять усомниться. Воспитатель поясняет детям, что главное – не быстрый ответ, а обдуманный. Поднимая одну из карточек, желтую или черную, дети должны успеть оценить ситуацию и образно ответить на вопрос. Педагог может спросить мнение ребят: почему они так думают. Также может предложить активному ребенку быть ведущим и передать ему синюю шляпу организатора.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Метод мышления 6 шляп

Говоря о методе шести шляп в целом, то хочется заметить, что прием этот считается одним из самых качественных. Он в первую очередь направлен на то, чтобы можно было оригинально и изысканно организовать мышление.

Благодаря этому уникальному методу, можно без особых проблем развивать гибкость ума, можно с легкостью преодолеть творческий кризис и т.д. Так что этот вариант является наиболее подходящим для многих людей в целом.

Особенно идеально и грамотно он подойдет для оценки инновационных идей, здесь, как известно важно учитывать то или иное мнение, рассматривая тем самым ситуацию под различными плоскостями.

Основа этого метода заключается в концепции параллельного мышления. Ведь, как известно, какое либо решение часто рождается при столкновении мнений, дискуссиях и т.д. И согласно статистике, часто в этом случае, предпочтение принято отдавать далеко не лучшему, а тому варианту, который в полемике продвигался успешно.

Вы должны осознавать тот факт, что в процессе параллельного мышления, различные подходы, идеи, все это существуют, но они не противопоставляются, тем самым не сталкиваются «лбами», как это многие думают.

И именно шесть шляп мышления, всегда помогут справиться с теми или иными сложностями, которые так часто возникают в этом процессе.

Прежде всего, это касается эмоций. И вместо того, чтобы приложить немного усилий для того, чтобы решить тот или иной вопрос, часто каждый из нас, начинает отдавать предпочтение эмоциональной реакции, а она тем самым и распределяет наши дальнейшие действия.

Путаница, возникает тогда, когда мы желаем удерживать в голове много информации. И о чем бы мы, не думали, обычно это приводит только к путанице.

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

И только этот уникальный метод всегда поможет вам избавиться от проблем такого типа, ведь можно без особого труда разделить процесс мышления на шесть режимов, каждый из режимов будет представлен в виде метафорической шляпы, которая в свою очередь будет обладать определенным цветом.

Говоря о белой шляпе мышления, хочется сказать, что этот режим, ассоциируется с фокусировкой внимания на всей информации, которой на данный момент человек обладает. Здесь важно подумать о недостающей информации, после чего подумать тщательным образом, о том, где ее можно найти.

Красная шляпа ассоциируется в первую очередь со шляпой эмоций, интуиции, чувств. Конечно же, важно понимать о том, что каждый из нас делится какими-то эмоциями, они в свою очередь возникают тогда, когда мы начинаем думать о том, или ином предложении, или же, вопросе.

Здесь необходимо быть всегда честными, и вести себя, так каким вы всегда и являетесь. Причем честным нужно быть и с самим собой, и со всеми окружающими.

Желтая шляпа в свою очередь ассоциируется у всех с позитивом. И если та или иная идея не ведет ни к чему хорошему, вы должны попробовать разобраться в ней.

Как известно, черная шляпа является полной противоположностью желтой. Такая шляпа ассоциируется с тем, что здесь на ум должны поступать только критические оценки конкретной ситуации.

Всегда нужно помнить о том, что вы должны не забывать проявлять осторожность, всегда обращайте внимание на различные риски, угрозы, недостатки и т.д. Всегда знайте, что возможно в том, или ином процессе, или ситуации, можно будет встретить «подводные камни».

Зеленая шляпа ассоциируется с творчеством и креативностью. Не бойтесь рассматривать различные варианты, генерировать новые идеи, словом, вам всегда нужно искать любую альтернативу, чтобы можно было разобраться в себе.

Синяя шляпа в свою очередь предназначена в первую очередь для того, чтобы можно было управлять процессом реализации идеи, работать над решением той или иной задачи.

Как вы сами уже смогли догадаться, использовать шесть шляп мышления можно во время любой умственной работе. Это касается любой области и различных уровней. Например, если говорить о личном плане, то здесь можно, например, написать деловое письма, планировать свои дела, выход из сложной ситуации и т.д.

Ни для кого не секрет, что многие люди негативно относятся к мыслительной деятельности, и это неудивительно. Отдавая предпочтение методу шести шляп, можно будет быстро сделать умственную деятельность привлекательной и достаточно яркой.

Также именно этот метод ассоциируется с яркостью и привлекательностью. Данная методика применяется сегодня не только на советах директоров, но также и в детских садах. Вот почему к данному процессу принято подходить грамотно и ответственно.

Одно из основных преимуществ этого метода в том, что можно с собеседником прийти к согласию, вы можете попросить участника беседы быть немного уступчивым, отвлекаясь тем самым от личных предпочтений.

Теперь разговор будет продуманным, так что можно смело исключать пустые разговоры, а мышление при этом становится интересным и достаточно разумным, что также является приятным моментом.

Также нельзя не рассказать еще об одном преимуществе данного метода. Это преимущество заключается в том, что при помощи данного метода, каждый человек может управлять своим вниманием.

И это неудивительно, ведь если ум человека не способен реагировать на происходящие события, то можно будет смело рассматривать вопрос с шести сторон, при этом тщательным образом, развивая внимание.

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Основным недостатком такого метода принято считать – технологию шести шляп. И действительно понять эту технологию порой является достаточно тяжело всем тем, кто желает этого сделать.

  • Говоря о правилах метода шести шляп, которые предназначены для мышления, хочется отметить, что в самом начале ведущий должен познакомить коллектив с концепцией шести шляп мышления.
  • После этого грамотно ознакомить всех с той или иной проблемой и задачей. И сессия будет начата с того, что все те участники, которые будут принимать в ней участие, должна «надеть шляпу», которая в свою очередь будет обладать одним и тем же, цветом.
  • После этого они должны смотреть на одну и ту же, ситуацию одинаково, просто по-разному решать ее. Каждый участник должен предложить свой вариант решения того или иного вопроса. Конечно же, порядок примерки шляп не имеет значение, но лучше всего начинать обсуждение с белой шляпы.
  • Надевая такую шляпу, вам нужно будет собрать все факты, цифры, данные по тому или иному вопросу. После этого все имеющиеся данные нужно будет обсудить в негативном ключе.
  • Естественно в этот момент нужно будет воспользоваться черной шляпой. И как только вопрос будет решен, вам удастся найти те или иные моменты в сотрудничестве, то можете смело надевать желтую шляпу.
  • Как известно, и как мы ранее уже сказали, именно такая шляпа ассоциируется с позитивом. И как только вы вопросы будут решены по тому или иному вопросу, вам нужно воспользоваться зеленой шляпой, которая, как известно, ассоциируется с креативностью.
  • Теперь вам нужно найти еще что-то и не смотреть на, те предложения, которые и так уже прозвучали. Вам необходимо найти иное решение, для этого нужно усилить тщательным образом, положительные моменты, сглаживая тем самым тщательным образом, отрицательные моменты.
  • И теперь каждый участник данной сессии, должен будет предложить альтернативный путь решения какого-либо вопроса. И как только появятся определенные решения, то их необходимо будет анализировать, как в желтой, так и в черной шляпе.
  • Также постоянно нужно давать возможность всем участникам такой сессии, выпустить в красной шляпе. Одевают ее достаточно редко, и на небольшой промежуток времени. Пробуя одевать те или иные шляпы, вам необходимо понимать, что по завершению сессии, вы сможете надеть все шляпы.
  • Как только данная сессия завершится, то модератор будет подводить итоги о проделанной работе. Важно всегда помнить и о том, что модератор должен следить, чтобы участники во время размышления не надевали сразу несколько шляп.
  • Этот момент является запрещенным, так что он должен быть обязательно учтен. Также следует знать, что сегодня такой метод можно использовать и совсем по-другому. Заключается этот метод в том, что каждый участник начинает надевать шляпу, обладающая определенным цветом.
  • После этого он начинает играть свою роль. И распределять шляпы во время этого процесса необходимо так, чтобы они не могли соответствовать типажу человека. К примеру, всегда черную шляпу может надеть оптимист, тот человек, который всегда всех критикует
  • А вот красную шляпу нужно надеть всем участникам команды, которые не желают проявлять свои эмоции, и всегда ведут себя сдержанно и спокойно. А вот тот участник команды, которые будет относиться к креативщику, не нужно давать возможность примерять зеленую шляпу.

Таким образом, каждый из участников сможет раскрыть свой потенциал. Как вы сами смогли заметить, этот метод является достаточно качественным и известным, так что если вы станете использовать его, то вы сможете решить тот или иной вопрос быстро и качественно.

Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Позволяет развить гибкость ума, креативность, помогает преодолеть творческий кризис и принять решение, соотнести его с целями и задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления как более конструктивного — разные подходы, мнения и идеи не сталкиваются лбами.

Метод 6 шляп помогает справиться с:

— Эмоциями

— Растерянностью и неуверенностью

— Переизбытком информации

2b2a06c8f1c429234a59a83c7a2632dd.jpeg

Процесс мышления представлен в виде шести метафорических шляп, каждую из которых нужно «примерять / надевать» поочередно:

1. Белая шляпа – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Подробнее о методе читайте в книге Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»