Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.
Метод шести шляп
Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.
Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.
Как использовать инструмент
Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.
Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:
Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.
Примеры использования метода шести шляп
Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.
Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.
В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.
Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP
-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.
Отзывы и комментарии
Дополните статью – поделитесь собственным опытом или знаниями и впечатлениями от книги.
Шесть шляп мышления — Википедия
Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести Шляп обеспечили средства планирования подробного, последовательного и в результате более эффективного группового мыслительного процесса.
В качестве предпосылки к возникновению метода Шести Шляп послужила идея о том, что процесс человеческого мышления существенно осложняется необходимостью преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей. Сознание в каждую минуту наполнено разнообразными сомнениями, переживаниями, логическими построениями, творческими замыслами, планами на будущее и воспоминаниями о прошедшем, которые нередко препятствуют продуктивному течению мысли, направленной на решение той или иной задачи. Результативность техники мышления, разработанной де Боно, обеспечивается разделением и разведением режимов мышления на шесть направлений и выбором нужного подхода в конкретной ситуации. В каждом из режимов идентифицируются те или иные аспекты рассматриваемого вопроса (напр., интуитивное чувство, пессимистическое суждение, нейтральные факты и др.) и переводит его в сознательную мысль. Сознательный выбор одного из основных типов мышления в каждый момент времени позволяет человеку сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть проблему с определенного ракурса.
Каждый из шести режимов мышления метафорически соотнесен автором с одной из шести цветных шляп. Такое разделение упорядочивает и сосредотачивает мышление, оптимизируя процесс решения той или иной задачи.[2]
В качестве примера может выступить чувствительность к «несовпадению» стимулов как основа критического мышления, которое лежит в корне отрицательного суждения и применяется для оценки того или иного факта или явления.
Во время применения метода каждая из шляп используется в течение ограниченного времени, поскольку ни один из режимов не является в полной мере естественным и постоянным модусом мышления.
Описав каждое из шести режимов мышления, де Боно метафорически соотнес их с цветными шляпами. Эти шесть направлений включают:
1. Управление — Синяя шляпа: в этой шляпе участники обсуждают сам мыслительный процесс. Как правило, фасилитатор находится в Синей шляпе в течение всего обсуждения, а другие участники надевают её время от времени, чтобы скоординировать совместную работу. Эта шляпа используется в начале и конце мыслительной сессии для постановки целей, определения стратегии обсуждения, оценки положения группы и состояния проблемы. Фасилитатор, постоянно находящийся в Синей шляпе, помогает группе оставаться сфокусированной на задаче и улучшить шансы на достижение своих целей. В функции шляпы входит также организация мышления: что уже сделано к данному моменту? Что можно сделать дальше? Что является предметом? Какова цель?
Примеры:
- Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения — все согласны?
- Предлагаю остановиться сейчас: вы переходите к дискуссии. Давайте примерим Чёрную шляпу и сначала определим все слабые места.
- Я думаю, что нам необходимо пересмотреть наши задачи, я не уверен, что они верны в свете уже проделанной нами работы.
2. Информация и факты — Белая шляпа: какая информация доступна? Каковы факты? Надевая Белую шляпу, участники определяют известные факты и идентифицируют информацию, которой не хватает. Во многих сессиях это происходит сразу после начальной Синей шляпы и представляет собой этап, на котором собираются детали о предмете обсуждения и относящихся к нему вопросах.
Примеры:
- Нашим данным о продажах два года.
- Законодательство в сфере энергоэффективности скорее всего повлияет на наши возможности вести бизнес в следующие пять лет.
- В Европе растет число людей пожилого возраста.
3. Эмоции и Чувства — Красная шляпа: высказывания участников, основанные на интуитивных реакциях или эмоциональных переживаниях. Во многих случаях это путь взращивания идей, предполагающий включение всех участников в процесс идентификации двух-трех лучших вариантов из списка сформулированных в другой шляпе мыслей. Данный этап организуется для того, чтобы сократить перечень большого числа вариантов до нескольких. Красная шляпа надевается на менее продолжительный период, чем другие, поскольку она предполагает сосредоточение на эмоциональном восприятии участников, что может быть существенно для обсуждения. Помимо этого, Красная шляпа применяется для эстетической оценки дизайна конкретного объекта или конструкции.
Примеры:
- Меня не привлекает эта роль в компании.
- Я бы хотел сделать это, но я не до конца уверен.
- Я разочарован в том, что мы позволили ситуации зайти так далеко!
4. Критическое суждение — Чёрная шляпа: участниками выявляются возможные препятствия, риски, опасности. Предполагается критическое мышление, направленное на поиск проблем и несовпадений. Такой режим мышления, как правило, привычен и естественен для людей, поэтому участники могут использовать его в те моменты, когда он не требуется и тем самым останавливать поток мысли других участников. Предотвращение несвоевременного использования Чёрной шляпы — важный шаг на пути к эффективному групповому мышлению. Ещё одна дополнительная трудность состоит в том, что некоторые участники начинают сразу искать решение выявляемым проблемам, то есть думать в режиме Зеленой шляпы вместо Чёрной до того, как произойдет плановая смена.
Примеры:
- А что если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?
- Существует риск того, что новое законодательство сделает этот рынок непривлекательным.
- К этому подходу будет слишком много политической оппозиции.
5. Оптимистичность — Жёлтая шляпа: участники выявляют преимущества, связанные с рассматриваемым вопросом. Этот режим мышления противоположен Чёрной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо. Результатом могут быть утверждения о преимуществах, которые могут быть созданы, позитивные ожидания, определение поддержки и т. п.
Примеры:
- Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду.
- Такой подход позволит сделать наши операции более эффективными.
- Мы могли бы использовать существующие каналы сбыта для этого продукта.
6. Креативность — Зеленая шляпа: поиск необычных, творческих идей и провокационных решений, исследование, полет мысли. Часто эффективна после Чёрной шляпы для поиска путей преодоления трудностей. Использование Зеленой шляпы может принимать различные формы, поскольку предполагает задействование всего творческого потенциала.
Примеры:
- Можем ли мы достичь этого результата, используя технологию Х вместо Y?
- Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?
- А что, если бы мы предлагали это бесплатно?
Цветные шляпы служат метафорической репрезентацией для каждого направления мышления. Переключение с одного мыслительного режима на другой сопровождается буквальным или условным надеванием шляпы определенного цвета, что способствует более полной сегрегации направлений мышления. Шесть шляп соответствуют возможным проблемам и решениям, с которыми может столкнуться мыслитель в процессе решения задачи.
На основании выделения шести режимов мышления возможно создание различных программ. Они представляют собой варианты последовательности шляп, которые полностью охватывают и структурируют мыслительный процесс решения отдельной задачи. Ряд таких последовательностей включен в материалы, предоставляющиеся для поддержки франчайзингового обучения по методу Шести шляп; тем не менее, нередко их необходимо адаптировать в соответствии с конкретной индивидуальной целью. Кроме того, программы часто «внезапные» (или «непредсказуемые»), то есть группа может спланировать очередность первых нескольких шляп, а фасилитатор в ходе работы определяет каким путём следовать дальше.
Последовательности всегда начинаются и заканчиваются Синей шляпой; группа договаривается, как будет происходить мыслительный процесс, затем как будут оцениваться его результаты, и что они должны будут делать на следующем этапе. Последовательности (то есть Шляпы) могут использоваться как при индивидуальной мыслительной работе, так и при групповой.[3]
Примеры программ
Разработка первоначальных идей — Синяя, Белая, Зеленая, Синяя.
Выбор из альтернатив — Синяя, Белая, (Зеленая), Жёлтая, Чёрная, Красная, Синяя.
Определение решения — Синяя, Белая, Чёрная, Зеленая, Синяя.
Быстрая обратная связь — Синяя, Чёрная, Зеленая, Синяя.
Стратегическое планирование — Синяя, Жёлтая, Чёрная, Белая, Синяя, Зеленая, Синяя.
Усовершенствование процесса — Синяя, Белая, Белая (мнения других участников), Жёлтая, Чёрная, Зеленая, Красная, Синяя.
Решение проблем — Синяя, Белая, Зеленая, Красная, Жёлтая, Чёрная, Зеленая, Синяя.
Обзор результатов — Синяя, Красная, Белая, Жёлтая, Чёрная, Зеленая, Красная, Синяя.
Исследователи австралийской марки Speedo успешно применяли метод шести шляп для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые снижали скорость пловцов. «Они испробовали метод мозгового штурма „Шесть шляп мышления“: зеленую шляпу для поиска творческих способов решения задачи, чёрную — для оценки целесообразности найденных идей».[4]
В 2005 году метод нашёл применение в секторе инноваций в Великобритании, где предлагался в практике компаний, работающих фасилитационными инструментами.
В целом, метод «Шести шляп мышления» может быть применен в любой области, связанной с интеллектуальным трудом. По мнению авторов книги «Теория и практика командообразования», данный подход может быть интересен руководителям высшего и среднего звена, маркетологам и сотрудникам креативных агентств, занимающимся созданием рекламы, разработкой и продвижением брендов.[5]
Методика «Шести шляп». Привила ролевой игры.
Методика «Шести шляп». Привила ролевой игры.
Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.
Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.
Как использовать инструмент
Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.
Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:
Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
• какая информация имеется;
• какая информация необходима;
• как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:
• отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
• оценить уместность и точность информации;
• отделить факты от предположений;
• определить действия, необходимые для устранения пробелов;
• узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
• что я сейчас чувствую;
• что мне подсказывает моя интуиция;
• что говорит мне мой «внутренний голос».
Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
• каковы возможные проблемы;
• каковы вероятные сложности;
• на что нужно обратить внимание;
• в чем опасность.
Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:
• помогает в принятии правильного решения;
• указывает на сложности;
• исследует слабые моменты;
• может совпадать с белой шляпой;
• исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.
Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
• каковы преимущества;
• каковы положительные стороны;
• в чем ценность;
• привлекательна ли концепция данного предложения;
• можно ли это воплотить в жизнь.
Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
• какие творческие идеи имеются;
• каковы возможные альтернативы;
• как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)
Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).
Вопросы «под Синей шляпой»:
• с чего начать;
• что на повестке дня;
• каковы цели;
• какие шляпы использовать;
• как подвести итог;
• что делать дальше.
Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:
• фокусирует и перенаправляет внимание;
• фиксирует требования к мыслительному процессу;
• запрашивает резюме;
• принимает или запрашивает решения.
Правила использования метода шести шляп
Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».
Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:
Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.
Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.
В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.
Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.
Метод «Шесть шляп мышления» — Genvive
Метод «Шесть шляп мышления» как техника активизации творческого мышления
1. Автор
Эдвард де Боно (Edward de Bono, род. 19 мая 1933, Мальта), британский психолог и писатель, врач и изобретатель, эксперт и консультант в области творческого мышления и инноваций. Пионер в сфере развития творческих способностей и применения методов активизации творчества.
2. История
Метод был предложен и описан в книге «Шесть шляп мышления» — Six Thinking Hats (1985). Данный метод представляет собой технику организации мышления, а также эффективный и простой метод активизации творчества и решения практических проблем, способ решения творческих задач и споров.
3. Основные функции
1. Универсальная методика генерации творческих идей, поиска решений сложных проблем, создания инноваций и новых продуктов.
2. Метод применяется для структурирования и сбора информации, гене¬рации и оценки идей и позволяет повысить эффективность любой мысленной работы.
3. Метод может быть применен в любых сферах практической деятельности, для разрешения конфликтов, споров, в процессе планирования, анализа, оценки и принятия решений.
4. Сущность метода
Метод представляет собой упорядочивание творческого процесса с помощью рассмотрения любой проблемы с разных ракурсов. Каждая новая точка зрения и соответствующий режим мышления запускается путем мысленного надевания одной из шести цветных шляп.
Так, белая шляпа связана с поиском необходимой информации, красная с активизацией интуиции и эмоций, черная с критическим взглядом на проблему, желтая шляпа с позитивными сторонами проблемы, зеленая с генерацией творческих идей, синяя с управлением мышлением.
По очереди примеряя шляпы, участник или участники пытаются взглянуть на проблему с разных точек зрения и направить мыслительный процесс по определенному руслу.
Смена шляп представляет собой эффективный способ обретение нового взгляда на проблему и переключения режима творческой активности.
Основная задача метода —упорядочивание мыслительного процесса, преодоление инерции мышления, рассмотрение ее с различных точек зрения, расширение видения проблемы, обретение целостного взгляда на нее.
5. Методологические и теоретические основания
В основе метода лежит идея о конструктивной сущности параллельного мышления, в котором разные позиции не сталкиваются, а сосуществуют независимо друг с другом. При этом решение любой проблемы основывается не на борьбе доводов и идей, а на их единстве.
Целостное, полное видение ситуации и проблемы наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп.
Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает гибкость и распределение внимания.
Метод «Шесть шляп» — может рассматриваться как интеллектуальная творческая игра, создающая пространство для позитивного или творческого мышления.
Метод «Шесть шляп мышления» позволяет разделить мыслительный процесс на шесть отдельных режимов или этапов, с помощью смены шляп, отличающихся цветом.
Характеристика шести шляп мышления
Информация, факты, цифры Белый лист бумаги | Белая шляпа имеет дело с фактами, данными и информацией. Участник, который одевает эту шляпу, задаётся вопросами на тему того, что ему уже известно, какие данные ему нужны ещё и как их собрать. Он задает себе вопросы: Какой информацией мы располагаем? Какая информация отсутствует? Какую информацию мы хотели бы получить? Как мы собираемся это сделать? Белая шляпа активизирует метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений. Объективный взгляд на факты и информацию |
Эмоции, предчувствия, интуиция Красный цвет, огонь, тепло. | Красная шляпа относится к чувствам, интуиции, прозрениям, эмоциям. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства и обращаем внимание на свои интуитивные догадки и ощущения. В этом случае мы отвечаем на вопрос: Что подсказывает мой внутренний голос? Красная шляпа дает свободу выражения чувств и интуитивных догадок безо всяких ограничений, объяснений и обоснований. |
Недостатки, проблемы, возможные риски Суровый судья в черной мантии | Черная шляпа рассчитана на предоставление критических оценок и опасений. Её функцией является защита от необдуманных поступков, предостережение, от совершения ошибок, и указание на возможные риски. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Внимание направляется на слабые места, пробелы, недостатки объекта, проблемы и способа ее решения. Возможно, она самая полезная изо всех шляп, и к ней прибегают чаще всего. |
Выгоды и преимущества Солнечный свет | Желтая шляпа подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Она концентрируется на логически обоснованных преимуществах, достоинствах, сильных сторонах, применимости, перспективах и выгодах предлагаемой цели, идеи или решения. Мышление под знаком желтой шляпы часто требует определенных усилий, так преимущества и выгоды идеи не всегда очевидны с первого взгляда. Любая творческая идея заслуживает внимания этой шляпы. |
Новые идеи и творческое мышление Пышная молодая растительность | Зеленая шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Здесь внимание обращается не на оценки предложенных ранее решений, а только на их дальнейшее развитие любыми доступными способами. Участник начинает генерировать новые идеи, модифицировать существующие, искать дополнительные альтернативы, исследовать возможности, выдвигать новые гипотезы. Участник, надевший эту шляпу, отвечает на вопросы: Есть ли дополнительные варианты? Нельзя ли сделать это иначе? Нет ли другого объяснения? Зеленая шляпа требует творческого усилия и в полной мере задействует креативность и творческое мышление Зеленая шляпа предоставляет время и пространство для творческого мышления. |
Управление мышлением Небо и взгляд с высоты на окрестности | Синяя шляпа предназначена для организации и управления процессом мышления и связана с программой поиска решения проблемы. Она облегчает его и делает более продуктивным. Синяя шляпа просит обобщить, сделать выводы и принять решение. Она анализирует и стимулирует обсуждение процесса поиска решения. Синюю шляпу обычно надевает организатор и руководитель встречи, – тот, кто ставит цели в начале, подводит итог работы в конце и намечает новые цели. Он управляет всем процессом – предоставляет слово каждому и следит за соблюдением тематики. В то же время и остальные участники также могут одевать ее и высказывать свои суждения по протеканию процесса решения проблемы. Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она работает не с содержанием, а с самим процессом. Синяя шляпа — это мышление о мышлении. |
6. Правила
1. Принцип методики состоит в том, что человек рассматривает идею только с одной из шести сторон.
2. Каждый участник в процессе сессии должен использовать все шляпы поочередно.
3. Шляпы используются избирательно. В нужный момент необходимо надеть единственную необходимую шляпу, что позволяет активизировать оптимальный режим мышления.
3. До и после того как участник одевает шляпу, он ведет обсуждение в обычном режиме.
4. Черную шляпу и критический взгляд на проблему необходимо использовать дозировано.
5. Красная шляпа, также используется в определенные моменты для разрядки и поиска интуитивных решений.
6. Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы.
7. Ведущий должен и не позволять примерять до положенного времени чужие роли.
8. Ведущий держит под контролем всю работу, напоминает участникам об их ролях и не позволяет им быть в нескольких шляпах одновременно.
9. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.
7. Процедура
1. Формируется команда из шести участников (количество может быть меньше и больше, кроме этого, метод может реализовываться индивидуально).
2. Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и формулирует решаемую проблему.
3. Участники, под управлением ведущего, поочередно примеряют на себя шляпы различного цвета, рассматривая проблему с различных позиций.
4. Можно работать со специально изготовленными шляпами, возможно надевать их виртуально.
5. Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма и фиксируются на доске.
6. В заключении группового параллельного мышления ведущий должен подвести итоги и предоставить участникам результаты.
Порядок использования шляп мышления
Порядок, в котором надеваются шляпы определяется ведущим в соответствии с характером проблемы, а также внутренними и внешними условиями. Порядок надевания шляп может быть произволен, а может быть построен по определенному алгоритму.
В процессе сессии участники примеряют все шесть шляп, используя разную последовательность, что позволяет определить самую оптимальную последовательность решения проблемы.
Возможный порядок
1. Белая шляпа. Обсуждение темы начинается с белой шляпы, применение которой позволяет собрать всю имеющуюся информацию, цифры, данные, касающиеся проблемы.
2. Черная шляпа. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе и даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки требуется отыскать.
3. Желтая шляпа. После этого требуется найти все положительные особенности.
4. Зеленая шляпа. Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу.
Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.
5. Красная шляпа. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки. Однако это должно происходить нечасто и ненадолго.
6. Синяя шляпа. Применяется вначале, в процессе и в конце сессии ведущим и, при необходимости, самими участниками.
7. Полученные новые идеи возможно подвергнуть дополнительному анализу с помощью черной и желтой шляп.
Варианты
Ролевая игра
Каждый из участников одевает определенную шляпу и играет свою собственную роль в процессе. В такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы они отличались от когнитивную позиции и индивидуальности участников.
К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – консерватор. Это позволяет участникам изменить свой подход к проблеме и максимально раскрыть свой потенциал.
Метод «Шесть шляп мышления» может применяться как группой людей, так индивидуально
Коллективное использование метода
Использование метода «Шесть шляп мышления» в группе требует наличия ведущего, который надев синюю шляпу, управляет процессом нахождения решения, определяет порядок использования шляп, ведёт записи и резюмирует полученные результаты. Ведущий или участник в синей шляпе организует и согласовывает работу всех остальных участников, задает правила и разрешает конфликты, следит за направлением движения мысли.
Индивидуальное использование метода
Метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции. При использовании методики в одиночку, человек поочередно меняет роли, последовательно надевая каждую из шляп.
8. Основные этапы
Каждый этап символизирует шля¬пу разного цвета. Разноцветные шляпы призваны визуально акцентировать конкретную функцию, на которой в данный момент сконцентрированы мысли группы или отдельного че¬ловека.
Ведущий описывает ситуацию, проект и формулирует проблему и призывает участников поочередно надевать различные шляпы.
1. Этап Белой шляпы — это сбор первичной информации. Участники сосредотачиваются на имеющихся в распоряжении данных и пытаются понять какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Факты, данные, детали не обсуждаются, но накапливаются и записываются. В течение некоторого времени каждый участник оценивает доступную информацию, думает о том, что нужно узнать и как это можно сделать. После того как информация собрана, ее необходимо упорядочить и сгруппируйте факты по какому-нибудь признаку. Лозунг этапа: «Объективность, объективность и еще раз объективность!».
2. Этап Красной шляпы отдан настроениям и эмоциям. Смысл работы на этом этапе заключается в том, чтобы учесть все связанные с задачей эмоции и интуитивные пред¬чувствия и выразить их так, как они есть. Необходимо вспомнить, какие эмоции вы и окружающие люди пережива¬ли в связи с данной ситуацией или проблемой. На этом этапе участники искренне выражают свои эмоции. Для этого каждому нужно быть правдивым и спонтанным и не скрывать своих настоящих чувств и переживаний. Необходимо просто выразить свои чувства по отношению к проблеме, подобрать макси¬мально точные слова для выражения своих чувств, но ни в коем случае не объясняйте их.
3. Этап Желтой шляпы характеризуется позитивным взглядом на задачу и од-новременно поиском конкретных выгод и преимуществ. Надев эту шляпу, необходимо думать о том, что было хорошего, положительного в этом событии, что привело либо может привести к каким-то пози¬тивным изменениям в будущем.
4. Этап Черной шляпы предназначен для критического анализа и тщательной оценки риска и возможных неудачах. Необходимо раскрыть то, что было или есть неудачного, негативного, «провального» в вашей ситуации? Способ мышления, окрашен¬ный в черный цвет, может помочь в критике че¬ресчур радужных перспектив.
5. Этап Зеленой шляпы мышления. На этом этапе участники воздержи¬ваются от критических суждений и их усилия направляются на поиск альтернатив и генерацию новых творческих идей
Здесь необходимо от¬ветить на следующие вопросы: что нового, необыч¬ного можно предложить? Какие неординарные выводы можно сделать? Что можно переделать, добавить, усовершенствовать?
6. Этап Синей шляпы — это этап управления, анализа и систематизации мыслительного процесса, стимуляции обсуждения процесса поиска решения. Синяя шляпа — это шляпа организатора и ведущего встречи, хотя ее могут примерять все участники процесса. Надев синюю шляпу, необ¬ходимо в начале определить цели, организовывать процесс решения проблемы, принятие участниками ролей. В конце сессии необходимо сделать общие выводы, подвести итоги процесса решения проблемы, и определить основные направления дальнейшего развития ситуации, возможные пути решения проблемы.
9. Преимущества
1. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
2. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности.
3. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
4. Данный метод представляет собой ролевую игру, при которой легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений.
5. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.
6. Метод позволяет работать с каждым этапом творческого процесса по очереди, сконцентрировать внимание на одном вопросе и избегать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;
7. Метод активизирует творческие способности, он способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной и является увлекательным способом управления собственным мышлением;
8. Организация процесса позволяет сделать мышление более сконцентрированным, разумным и плодотворным.
9. В процессе реализации данного метода полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, что приводит к рождению новых неординарных и инновационных идей.
10. Ограничения
1. Метод шести шляп, является сложной технологией и требует предварительного освоения и подготовки.
2. Данный метод легче выполняется индивидуально, чем в группе.
3. Существует необходимость убеждения в серьезности и эффективности данного метода, не только руководства, но и самих участников.
4. Шляпы возможно надевать виртуально, с предварительным ознакомлением участников со значением каждой из них.
5. Эффективность и успешность метода зависит от подготовленности, профессионализма и коммуникативных способностей ведущего.
Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>
(Visited 563 times, 1 visits today)
Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления» — краткое содержание
Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе мышления, которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.
Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.
Об Эдварде де Боно
Эдвард де Боно – известный специалист по психологии и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.
Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия. Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов латерального мышления.
Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»
Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.
Введение
Метод «Шесть шляп мышления» призван помочь повысить эффективность любой мысленной работы. В его основе лежит идея о параллельном мышлении. В традиционном мышлении человек основывается на столкновении мнений, дискуссиях и полемике. Но такой подход не всегда позволяет найти лучшее решение. Параллельное мышление, в свою очередь, является конструктивным, в котором разные позиции сосуществуют друг с другом, а не сталкиваются.
Метод «Шесть шляп мышления» позволяет преодолевать трудности за счёт разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом. Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».
Белая шляпа
Первая шляпа применяется для направления мышления на информацию, когда человека интересуют только цифры и факты. Здесь он задаётся вопросами на тему того, что ему уже известно, какие данные ему нужны ещё и как их собрать.
Красная шляпа
Вторая шляпа позволяет человеку высказать эмоции, интуитивные догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать.
Чёрная шляпа
Третья шляпа рассчитана на предоставление критических оценок и опасений. Её функцией является защита от необдуманных поступков и указание на возможные риски.
Жёлтая шляпа
Когда человек надевает четвёртую шляпу, он задумывается о преимуществах принимаемого решения, а также о перспективах и выгодах конкретных целей. Эта шляпа подразумевает переключение внимания к поиску достоинств предлагаемой идеи.
Зелёная шляпа
Под пятой шляпой человек начинает генерировать новые идеи, модифицировать существующие, искать альтернативы и исследовать возможности. Другими словами, здесь полностью задействуется креативность и творческое мышление
Синяя шляпа
Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.
Четыре типа использования шляп
Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь написать письмо, спланировать дела, произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.
При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности метода мозгового штурма. Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.
Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.
Четыре типа применения шести шляп:
- Надеть шляпу
- Снять шляпу
- Сменить шляпу
- Обозначить мышление
Правила метода
В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.
Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».
Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.
Можно, к примеру, попробовать сделать так:
Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).
Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.
Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.
В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.
Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, играя свою собственную роль в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.
Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.
В заключение
Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.
Коучинг «Шесть шляп мышления» технология критического мышления.
Четыре Типа Использования Шляп
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
“Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”
“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.
“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей – теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.
3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.
“Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.
“Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.
“Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.
“У меня возникла идея под зеленой шляпой – нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”
Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и “игровой” аспект метода – его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.
Отдельная Шляпа и Использование в Последовательности
Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления – его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Особая Синяя Шляпа
Синяя шляпа отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая шляпа должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю шляпу. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю шляпу, я считаю, что нам нужно подумать в черной шляпе”. Однако иногда упоминание о синей шляпе часто может быть полезным. Тремя такими моментами являются начало обсуждения (что описать план мышления), его середина (чтобы заново сформулировать цели мышления), и его конец (чтобы просуммировать результаты мышления).
“Давайте, используем синюю шляпу, чтобы решить, о чем мы хотим подумать, и какие шляпы нам понадобятся”.
“Это интересно, но я считаю, что мы уходим о цели. Я надену свою синюю шляпу, чтобы вкратце снова сформулировать цель”.
“Здесь я хотела бы надеть свою синюю шляпу и спросить, можем ли мы прийти к выводу”.
Использование синей шляпы не обязано ограничиваться разговорами о других шляпах. Могут предлагаться любые шаги мышления.
Шесть Шляп для Более Полного Мышления
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает. Например, сравним две реакции на следующее задание.
Директор школы предлагает нам рассмотреть сокращение ответственной за игровую площадку и ассистента в библиотеке как способ свести баланс в следующем году. Что вы думаете?
Реакция без внешней помощи:
“Это ужасная идея”.
“Кажется, у нас нет выбора”.
“Известно, кто пострадает – учителя”.
Реакция, полученная при помощи Шести Шляп:
Красная шляпа (чувства):
“Это ужасная идея”.
“Я ненавижу, когда урезают бюджет”.
“Но мне нравится возможность выразить свое мнение”.
Белая Шляпа (факты):
“Сократить бюджет требуется на сорок тысяч долларов”.
“Ответственная за игровую площадку получает пятнадцать тысяч, а ассистент в библиотеке – семнадцать тысяч”.
“В любом случае где-то придется найти еще восемь тысяч долларов”.
“В некоторых школах на этих местах используют добровольцев, готовых работать бесплатно”.
Желтая Шляпа (хорошие стороны):
“Мне кажется, что ответственная за игровую площадку и так собирается уволиться. Она переезжает”.
“Если мы заполним эти места, набрав добровольцев из числа родителей, мы приблизимся к нашей цели увеличить их участие в жизни школы”.
“Если распределить обязанности среди нескольких добровольцев, никто не будет перегружен”.
“Если у нас наберется много добровольцев, их можно будет использовать и по-другому, сэкономив дополнительные деньги”.
(Обсуждение можно продолжить при помощи черной и зеленой шляп.)
Развитие темы во втором примере показывает, что метод шести шляп может расширять восприятие. Шляпы позволяют за что-то зацепиться, сохранить характер реакций открытым. Со шляпами мы можем лучше управлять собой, избегая бесцельного дрейфа.
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Книга за 5 минут |
Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.
Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:
- работать с информацией;
- находить выгоды и возможности;
- использовать интуицию;
- критически анализировать проблемы;
- генерировать творческие идеи;
- организовывать свое мышление.
Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников.
Метод шести шляп
Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.
Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
Метод «Шесть шляп мышления» — это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.
Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления — реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.»
Как использовать инструмент
Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.
Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:
Белая шляпа
Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
- какая информация имеется;
- какая информация необходима;
- как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:
- отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
- оценить уместность и точность информации;
- отделить факты от предположений;
- определить действия, необходимые для устранения пробелов;
- узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа
Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
- что я сейчас чувствую;
- что мне подсказывает моя интуиция;
- что говорит мне мой «внутренний голос».
Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.
Ключевые моменты использования красной шляпы:
- ограничиться 30 секундами;
- разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
- не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
- использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
- применять после принятия решения.
Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме. С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности.
Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная. Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание. Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.
Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).
Чёрная шляпа
Мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
- каковы возможные проблемы;
- каковы вероятные сложности;
- на что нужно обратить внимание;
- в чем опасность.
Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:
- помогает в принятии правильного решения;
- указывает на сложности;
- исследует слабые моменты;
- может совпадать с белой шляпой;
- исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.
Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
- каковы преимущества;
- каковы положительные стороны;
- в чем ценность;
- привлекательна ли концепция данного предложения;
- можно ли это воплотить в жизнь.
Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение. Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.п.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
- какие творческие идеи имеются;
- каковы возможные альтернативы;
- как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).
Вопросы «под Синей шляпой»:
- с чего начать;
- что на повестке дня;
- каковы цели;
- какие шляпы использовать;
- как подвести итог;
- что делать дальше.
Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:
- фокусирует и перенаправляет внимание;
- фиксирует требования к мыслительному процессу;
- запрашивает резюме;
- принимает или запрашивает решения.
Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.
Примеры использования метода шести шляп
Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.
Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.
В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.
Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.
Так выглядит алгоритм работы с данной техникой.
Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.
Применение метода в бизнес-планировании
Каким образом можно применить данный метод при разработке проекта или бизнес-плана? Например, при разработке стратегии, подготовке бизнес-модели, анализе критических факторов успеха.
Как следует из названия, использовать метод 6 шляп могут от 1 до 6 человек. В первом случае – поочередно “надевая” все шляпы на себя, при большем количестве – уменьшая число шляп. Однако полезно также “меняться шляпами” при обсуждении. Например – человек, отвечающий в “желтой шляпе” за описание позитивных сторон проекта (силы и возморжности) затем “надевает” черную и обдумывает негативные стороны (слабости и угрозы). В идеальном варианте участников должно быть шестеро и они периодически “меняют шляпы”.
Автор: Ольга Андреева
Источник: По материалам: https://trizway.com, https://4brain.ru