Подросток ничего не хочет делать, как поступить родителям
Современные дети вступают в подростковый возраст не в 13 лет. Уже в 10 лет они пытаются отстаивать свои интересы, быть самостоятельными, отделиться от родителей, для того чтобы использовать свободное время по своему усмотрению.
Однако круг их интересов при этом достаточно узкий, и как правило, они проводят большую часть свободного времени за просмотром видео. На попытки родителей скорректировать их поведение становятся грубыми, испытывая таким образом их на терпение. Такое поведение детей часто становится проблемой для родителей.
Несколько советов психологов
Детская апатия, нежелание что-то делать является достаточно распространенной причиной обращения родителей подростков к психологу. Иногда, такое поведение связано с началом развития депрессии, однако это лишь в худшем случае. Бывает так, что ребенок полностью здоров психологически, однако не хочет ничего делать.
Такую ситуацию можно объяснить формированием в подростковом возрасте самосознания, потому что так ребенок еще не определился с тем, кто он есть, и чем бы хотел заниматься в будущем. С этой целью подростки пытаются сначала отказаться от того, что им кажется чужим. Именно поэтому желание родителей направить деятельность ребенка в свободное время, заканчиваются, как правило, ничем.
Попытки подростков самостоятельно определить круг своих интересов, становится причиной отказа взрослым в их попытках решать этот вопрос за них. Адекватное восприятие родителями такого поведения детей, и отказ от давления на них, позволяет детям становиться все более самостоятельными и независимо от них принимать решения относительно своего досуга.
Стоит заметить, что на процесс формирования самосознания может уйти много времени. Но этот этап очень важен для ребенка, потому что учит его делать собственный выбор. Что делать с тем, что ребенок все свободное время проводит с гаджетом?
Личностные изменения подростков проходят параллельно с нейрофизическими изменениями.
Именно поэтому, для подростков характерно ощущение постоянной скуки и недовольства. Однако активная выработка нейромедиатора у подростков происходит во время действия, которая связана с наградой. Именно из-за этого дети большую часть своего времени скучают, и находятся в подавленном состоянии, но при получении награды их радость сильнее, чем у взрослых. В качестве награды можно рассматривать достижения в какой-то игре или одобрения сверстниками.
Несмотря на небольшое количество энергии детей в этом возрасте, их готовность получить награду остается на высоком уровне. Просмотр видео для детей является самым простым способом получить удовольствие.
Как реагировать родителям
Влияние родителей на детей в возрасте 11-12 лет остается достаточно значительным, поэтому они в силе корректировать поведение детей в этот период. Пользуясь этим, родители иногда запрещают гаджеты, или ограничивают время с ними. Чаще всего это не срабатывает, и ребенок пытается противостоять таким запретам. Именно потому, что удовольствие выше чем договоренности, подростки, как правило, их нарушают. Однако, это не означает, что в этой ситуации нельзя никак помочь.
Психолог рекомендуем чаще разговаривать с ребенком, не пытаясь навязывать свое видение, а давая доброжелательные советы, к которым он сможет прислушаться. Таким образом родители могут достичь своей цели, и ребенок начнет меньше времени уделять гаджетам.
Для установления контакта с подростком стоит больше углубляться в круг его интересов, предлагать расширение его возможностей, путем знакомства с чем-то новым и интересным. Таким образом ребенок будет иметь возможность выбрать то занятие, которое ему нравится.
Как себя вести с детьми, которые ничего не хотят
Желание родителей полностью контролировать подростков невозможно реализовать, как бы они этого не хотели, либо не волновались за ребенка. Попытки взрослых контролировать ребенка является проявлением насилия. В ответ на такое поведение подростки проявляют жесткий отпор, а если не хватает сил — саботаж.
Единственным вариантом поведения родителей в этом случае является помощь ребенку в развитии его интересов, для этого можно записать ее на платные кружки и т.д. В возрасте тринадцати-четырнадцати лет стоит поговорить с подростком о том, что чтобы не случилось он всегда может рассчитывать на вашу помощь, что вы за него переживаете и любите его.
Стоит отметить и то, что он становится взрослее, и круг его возможностей расширяется, как и ответственность за них. Формирование чувства ответственности за себя и свою жизнь для подростка очень важно, поэтому родителям этому вопросу необходимо уделить достаточное внимание.
Консультация с психологом в детском медицинском центре Агата.
Название: Подросток ничего не хочет делать
Почему подросток «ничего не хочет». 4 причины
Иногда кажется, что ребенку не интересно вообще ничего: он не хочет учиться, не хочет ходить на занятия, зарабатывать деньги ему тоже не интересно. При этом на уборку квартиры или помощь по дому тоже можно не рассчитывать. Он часами сидит в комнате и переписывается со своими друзьями в чате. Родителей это, понятное дело, доводит до бешенства, и они начинают лишать карманных денег или ставят ультиматумы. Но и это не помогает. Подросток пожимает плечами и снова запирается в комнате. Почему так происходит?
Подросток перестал учиться, ему лень ходить в школу и на кружки. Когда его спрашиваешь про будущее, он не знает, чем хочет заниматься и сильно по этому поводу не переживает. Зато с удовольствием часами проводит время за компьютером или в телефоне. Или тусуется с ребятами «на районе». Но такие желания родителей совершенно не устраивают.
Обычно это бывает, если семейная система поддерживает слияние. Процесс сепарации и обнаружения границ пугает, вследствие чего контакт затруднен. Тогда можно услышать от родителя 13-16-летнего подростка «мы совсем не хотим учиться», «нас ничего не интересует». А энергия действий, интерес — размещены не в подростке, а в его родителе. Как в том анекдоте: «мама, я замерз или проголодался?»
Это может быть вызвано целым рядом факторов: сложности с принятием себя и своего тела, отношение к себе, как к неуспешному и никчемному, затрудненный контакт со сверстниками и др. Но выглядеть это может, будто подростку просто ничего не интересно, и он отвергает все замечательные идеи родителей. Тогда можно начать раздражаться и даже злиться, думая что это нам «на зло», или обвинять, что ничего не хочет делать. Но это обычно только усугубляет ситуацию.
В его жизни есть все. Модная одежда, новые компьютерные игры и т. д. Вообще не нужно даже начинать обнаруживать свое желание, оно будет мгновенно исполнено. Любящими и заботливыми родителями, обожающими внука бабушками и дедушками. Происходит так называемое «психологическое обжорство», а потребности смешиваются и перестают различаться. Тогда вместо интереса и любопытства появляется скука.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Ребенок ничего не хочет. Что делать?
Современные подростки удивляют своих родителей равнодушным отношением к миру: им совершенно ничего не интересно, кроме планшета и телефона. Родители предлагают разные варианты отдыха, модные кружки, путешествия, но натыкаются на стену безразличия. Кажется, что детям нужно только одно — сидеть в интернете. Как поступить? Как заинтересовать?
Что делает ваш ребенок, когда ничего не хочет?
Наши дети не похожи на нас, поэтому мы обеспокоены. Но стоит ли волноваться?
* Если ребёнок сидит без движения, потерял аппетит, смотрит в одну точку, лежит с закрытыми глазами, отказывается от общения или ограничивается дежурными фразами – стоит бить тревогу. Особенно срочно нужно обратить внимание на подобное состояние, если оно не свойственно вашему ребенку, и совсем недавно ваш подросток был активным и общительным. Перечисленные признаки свидетельствуют о подростковой депрессии, которую нужно лечить.
* Если ваш ребенок проводит время за гаджетами, изредка «угукая» в ответ на ваши вопросы, сделал из комнаты столовую и полностью погрузился в Интернет, то, значит, там его что-то заинтересовало гораздо больше, чем окружающая действительность. Важно понять, что его привлекает и насколько это опасно для несформированной психики. Помните, что подростки воспринимают мир совершенно по-другому.
Почему современные дети другие
Подростковый период называют временем «бурь и страстей» не зря: в течение нескольких лет происходит гормональная, физическая и психическая перестройка организма.
1. Формируется самосознание. Долгое время было хорошо и правильно то, что предлагали родители, но сейчас ребенок пытается понять сам: какой он, чего хочет, что ему нужно. Понять свои желания можно только при условии отказа от предложений других. Именно поэтому ребенку неинтересны предложения родителей, даже если они действительно стоящие.
2. Подросток переживает нейрофизиологические изменения. Центр удовольствия явно смещается. Ему становится интересно что-то новое или, напротив, комфортно оставаться в привычном состоянии. Гаджеты и связанные с ними действия часто вызывают то самое удовольствие. Проблема в том, что погружение в иллюзорный мир может быть очень глубоким, так как клетки произвольности и контроля еще не полностью созрели. Существует опасность формирования зависимостей.
3. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Однако форма общения видоизменилась. Социальные сети, онлайн-игры, обмен фотографиями и видео, мессенджеры. Наши дети постоянно с кем-то на связи, а число неотвеченных сообщений может зашкалить, если телефон или планшет останутся без внимания в течение некоторого времени.
4. Подросток стремится к идеалу. Это связано с формированием самосознания, однако на пути самосовершенствования встает проблема заниженной самооценки. Наши дети в собственном восприятии недостаточно хороши. Это может подтверждать реальный мир. А Интернет позволяет им быть такими, какие они хотят быть: достаточно сменить аватарку, придумать новое имя, выдать желаемое за действительное и найти новых виртуальных друзей. Здесь можно найти единомышленников, не стесняться в выражениях, пожаловаться или рассказать что-то сокровенное. Хорошие девочки вдруг становятся плохими, а скромные мальчики – развязными героями. Это их тайный идеальный мир, возможность самовыражения, изучения себя нового.
5. Подросток меняется внешне. Он пока не понял, хорошо это или плохо, но ему неуютно в обычной одежде и обуви, с прыщами на лице и сальными волосами. Подсознательно ему хочется спрятаться в привычном для него мире – собственной комнате и виртуальном окружении.
6. Происходит переоценка мира. Подросток вдруг начинает оценивать мир с других позиций. Он задает себе ряд вопросов: зачем учиться отлично; что даст высшее образование; чего добились в жизни собственные родители? Люди оцениваются с позиции успешности, а не стараний, и лозунг «главное — участие», вообще не актуален. Отныне он будет заниматься только тем, что ему действительно нужно, и уважать тех, кто добился успеха в жизни. В этом есть проявление юношеского максимализма. И здесь важно понять, что именно он считает нужным и успешным, что для него черное, а что белое.
Как вернуть подростку вкус к реальной жизни
Собственно говоря, самого подростка устраивает его жизнь. В данный момент он хочет только одного: чтобы ему не мешали и не читали нотаций. Поэтому любые попытки взрослых рассказать о том, что это неправильно, не увенчаются успехом. Тем более бесполезно пытаться контролировать время использования гаджетов. Все это, за редким исключением, вызывает агрессию и обречено на провал.
Тем не менее, не нужно опускать руки, но и переходить на активные действия тоже не стоит. Помните, что вы имеете дело с подростком – почти существом с другой планеты, чей гормональный фон находится на грани взрыва, а ваши доводы не имеют для него смысла.
Вам потребуется терпение, мудрость и любовь.
Шаг 1: постарайтесь понять. Первым делом нужно понять, чем занят подросток, когда «ничего не делает». (Важно исключить возможность депрессии). Нам нужно определить, что именно привлекает подростка: игры, общение, возможность самовыражения (пишет стихи, музыку).
Не шпионьте за ним, а войдите в его мир официально – через соцсети и список контактов. Посмотрите, что его интересует, что он «лайкает», комментирует, какие группы посещает. Все это создаст определенную картину его внутреннего мира.
Шаг 2: разговаривайте с ним. Не читайте лекций о трате времени и неправильности жизни — это усугубит ситуацию и не принесет пользы. Найдите интересные для него темы, задавайте вопросы, слушайте каждое слово. Станьте для него интересным собеседником.
Шаг 3: перенаправляйте часть его времени. Важно уважать подростка и разговаривать в ключе его жизни. Не кричите: «вынеси немедленно мусор» или «уберись в комнате», а измените тактику: «когда освободишься, найди время для уборки в комнате (прогулке с собакой, помощи бабушке и др)». Не запрещайте ему «ничего не делать», а заберите часть времени на нужные дела.
Шаг 4: найдите направление для его развития. Здесь также нужно обойтись без нотаций. Важно найти мотивацию для его обучения и развития. Например, предложите заняться своим внешним видом вместе с опытными тренерами из хорошего спортивного клуба. Можно найти мотив для занятий иностранным языком, информатикой, актерским искусством, вождением автомобиля.
Шаг 5: поддерживайте. Подросток постоянно нуждается в поддержке: одобрении, похвале, участии. Интересуйтесь его делами: обратите внимание на внешние изменения, предложите сменить гардероб, подвозите на занятия. Помните, что любое новое дело требует времени для привыкания.
В общении с подростком важен диалог. Не объявляйте войну гаджетам, а вступите в переговоры. Искусство дипломатии – довольно сложное, вам потребуется масса терпения. Но вы же любите своего ребенка? Значит, все получится.
Подросток ничего не хочет и ничем не увлекается, что делать?
Подростковый возраст традиционно считается одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, а нередко, и всей семьи. Родители в ужасе ожидают, что сын или дочь начнет бушевать, свяжется с плохой компанией, будет хуже учиться, но нередко их ожидает прямо противоположная ситуация: подросток ничего не хочет и ничем не увлекается. Насколько нормальна такая ситуация и что делать родителям?
Возрастные изменения
В период с 11 до 16 лет происходит масса изменений в жизни ребенка, меняется и его внешний вид, и мировоззрение. Если в младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учебная, то теперь — интимно-личностное общение со сверстниками. Это можно заметить и по мотивации: младшие школьники ходят в школу, потому что им интересно, а подростки – потому что там есть друзья. Меняются и интересы, и мотивы деятельности, и поведение подростка в целом.
Иногда эти изменения бывают бурными и резкими: подросток крушит все на своем пути, вступает в конфликт с окружением, хлопает дверьми, красит волосы в синий цвет и даже начинает курить. Такие проявления пугают родителей, но они чаще всего ожидаемы: именно такой образ подростка сложился в нашем обществе. Более того, с такими поведенческими реакциями родителям становится понятней, что же происходит с их ребенком: сейчас он злится (хлопнул дверью и разбил кружку), сейчас она грустит (рыдает в своей комнате из-за неразделенной любви), а вот сейчас он радуется (включил на полную громкость новый альбом любимого исполнителя).
Не достучишься
Большую растерянность вызывает обратная реакция: подросток запирается в комнате, натягивает капюшон, вставляет в уши наушники и полностью закрывается от окружающего мира – не достучишься. Это – одно из проявлений кризиса подросткового возраста, и оно совершенно нормально. Во время кризиса мир внутри подростка рушится, и ему нужны время и силы, чтобы научиться жить в новой реальности.
Чаще всего в таких ситуациях родители пытаются увлечь тинейджера какой-либо деятельностью: предлагают кружки и секции, «выгоняют» на улицу погулять, записывают на курсы подготовки к ЕГЭ и усиленно пытаются заинтересовать профориентацией. Разумеется, реакция подростка на такое бурное планирование его жизни чаще всего бывает негативной, а родители могут лишь всплеснуть руками: «И это он тоже не хочет! Ничего не хочет!»
Подростковые желания
На самом деле, желаний у подростка, чаще всего, бывает масса. Просто они не вписываются в представления родителей о «правильных» желаниях: ведь нужно хотеть получить пятерку, поступить в хороший вуз, выучиться профессии. Желания подростка иррациональны и чувственны, ведь именно эти грани он впервые для себя открывает и учится жить с ними. Вот пример записи личного дневника 15-летней девочки (публикуется с разрешения автора):
Хочу встретиться с ним.
Хочу, чтобы мы с ним проболтали несколько часов, не замечая никого и ничего.
Хочу все обратно.
Хочу перестать безумно скучать по нему и плакать, когда пишу о нем.
Хочу, чтобы родители начали меня понимать и поддерживать меня.
Хочу посвятить свою жизнь танцам.
Хочу перестать курить.
Хочу иногда быть более женственной.
Хочу регулировать перепады в моем настроении.
Хочу не причинять боль близким.
Хочу, чтоб меня не предавали.
Хочу любить и быть любимой.
Хочу быть счастливой.
Хочу, чтобы моя семья была здоровой и счастливой.
Хочу выздороветь.
Как вы видите, желаний у подростков предостаточно. Они не связаны с долгосрочными целями – это является еще одной возрастной особенностью. Хоть у подростков и существует ориентация на будущее, но они слишком сильно заняты ситуацией «здесь и сейчас» — получить желаемое нужно сию минуту, а если такой возможности нет, то «зачем тогда вообще оно нужно!». Все желания, перечисленные девочкой, являются самыми обычными желаниями среднестатистического подростка – желание любить и быть любимой, наладить отношения в семье, быть красивой и привлекательной. Это то, что заботит каждого тинейджера, и все его желания будут связаны именно с этим. Самое важное – не умалять значимости таких желаний, не высмеивать их и не обесценивать. Часто подростки слышат от родителей: «вот еще, мало ли, чего ты хочешь!», а такое суждение может стать настоящей психологической травмой для неокрепшей психики. Малыш 3-х лет хочет играть, а подросток хочет чувствовать – это возрастные особенности, которые не нужно пытаться изменить, их нужно интегрировать в повседневную жизнь.
Родители чаще всего озабочены совершенно другим: им кажется, что сейчас самое важное – это вопрос профориентации. Кем подросток станет, куда поступит, как сдаст экзамены – вот то, что заботит родителей ребят 15-16 лет. Конечно, этот вопрос очень важный, но, поверьте, ни один подросток не займется его решением до того, как решит свои внутренние проблемы и конфликты. Только обретя мир с самим собой, он сможет задуматься о своем будущем, о профессии и обучении. Если обратить внимание на желания девочки, перечисленные выше, то можно увидеть и профессиональное желание: связать свою жизнь с танцами. Часто родители не относятся серьезно к творческим стремлениям детей, вызывая тем самым конфликт: «ты будешь ходить на танцы, но не будешь связывать с ними свою жизнь».
Часто родительское «он ничем не увлекается» означает, что подросток не интересуется ничем из того, что, по мнению родителей, ему необходимо, но при этом с удовольствием играет в компьютерные игры, рисует и сочиняет стихи, а также регулярно ходит на прогулки со своими друзьями. Все это – абсолютная норма, с которой не надо ничего делать. Максимум – можно подтолкнуть подростка из своего хобби сделать профессию, например, из игрока превратиться в разработчика компьютерных игр.
Тем не менее, бывают ситуации, когда подростки не осознают свои желания. И если вам кажется это странным, то проведите эксперимент: попробуйте сами написать 20 своих желаний и попросите других взрослых людей сделать то же самое. Вы будете удивлены: многие взрослые не осознают свои желания! Что уж тут говорить о подростках, которых и так разрывает на части от внутренних конфликтов и противоречий? В этом случае необходимо помочь подростку в осознании своих желаний. Предложите ему также написать список желаний, чаще предлагайте сделать выбор, например: «ты хочешь черный чай или зеленый? С сахаром или без?» Начиная с таких простых «хотелок», подростку будет проще перейти к более сложным. Если ситуация сложная, то без помощи психолога здесь не обойтись, ведь часто природа неумения осознавать свои желания заложена в семье или в детской травме, которую необходимо проработать.
Не бойтесь своих желаний и учите этому своих детей! Уметь желать – такое же важное умение, как и многие другие, и подростки нередко страдают именно от переизбытка таких желаний. Старайтесь понять своего ребенка, принять его желания, которые могут идти вразрез с вашими представлениями о его жизни, и помочь ему в их реализации.
Автор: Екатерина Головина
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/podrostok-nichego-ne-khoch…
Почему подростки ничего не хотят делать
Ведь недаром говорят, что дети – это счастье. Но когда ребёнок кардинально меняется в подростковом возрасте, совсем не до радости. Родители в первую очередь беспокоятся за учёбу своего чада. Ведь полученные или не полученные знания сильно повлияет на взрослую жизнь. Но подростки зачастую не желают, не только учиться, но и не хотят вообще ничего делать. Они полностью погружены в компьютеры, телефоны и прочие современные гаджеты. Как же родителям поступать в такой ситуации?
Мотивирование ребенка
Есть такая закономерность: если родители требуют больше, то дети делают меньше. Причиной этому является обоюдное сопротивление. Разрешить данную ситуацию можно только устранив причину нежелания ребёнка что-либо делать. Но не стоит давить при этом на него. Родители даже не подразумевают, что сами совершают ошибку. Изначально что-то хотят именно они, а не ребёнок. Стоит более внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, не душить ребёнка чрезмерной опекой.
Пока чадо ещё маленького возраста необходимо научить его слушать самого себя, свои желания, только именно свои, а не навязанные обществом и современной «культурой». Прививать ему желание быть самостоятельным, развивать любознательность. Это очень пригодится, когда ребёнок вырастет. Если этого не делать, то уже в 13-15 летнем возрасте любимый сын или дочь «задаст жару» не только родителям, но и всем окружающим. Даже страшно представить, что уже практически взрослый человек не будет иметь представление об элементарных вещах: как помыть посуду, переодеть грязную одежду, убраться в своей комнате. К этому добавится нежелание учиться, ходить в институт, узнавать что-то новое.
Все эти навыки нужно заложить с самого детства. Ребёнку всё следует показывать на своём примере, и собственно, быть этим примером. Но если ему постоянно всё запрещать или делать всю работу за него, то откуда же возьмутся элементарные навыки, ответственность и желание что-то делать?
Почему подросток не хочет ничего делать
Если родителям покажутся желания маленького ребёнка глупыми или несвоевременными, то не стоит сразу всё ему запрещать. Потому-что впоследствии ему больше не захочется пробовать что-то новое или он просто посчитает, что ему слишком сложно сопротивляться с мамой и папой.
Решая за ребёнка все проблемы, можно только навредить ему. Необходимо давать некоторую свободу. Стоит сначала спросить, что он на самом деле хочет или думает в конкретной ситуации. Следует запомнить, что маленький ребёнок – это уже личность, с ним нужно считаться. Надо спокойно реагировать на мелкие ошибки детей. Тем самым они получат свой первый жизненный опыт.
Тех детей, которых жёстко контролировали с самого маленького возраста, будет трудно переделать в юности. Так как подросток уже в 13-15 летнем возрасте просто не привык отвечать за себя, свои действия. Обычно избыточное знание родителей того, как будет лучше, может искалечить всю жизнь любимого ребёнка.
Родителям не стоит совершать подобную ошибку.
Если подросток ведёт себя глупо (если это действительно так) лучшим решением будет показать ему в чём глупость его поступков на собственном примере.
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!Трудный подросток: вот что делать родителям ребенка, который ничего не хочет | Приколись — Смешные приколы
Кто такой современный подросток? Конечно, стричь всех под одну гребенку — это неправильно, но некий собирательный образ всё же вырисовывается. Часто это достаточно умный и мозговитый ребенок, который совсем ничего не хочет в жизни. Он может хорошо учиться и даже неплохо танцует/поет/рисует (нужное подчеркнуть), но его это не интересует.
© DepositPhotos
Он не хочет работать, строить карьеру, заводить семью. Его мечта — какой-то уголок, да немножко денег на еду, и чтобы не трогал никто. И это вроде не так плохо, как если бы он принимал наркотики, но всё равно как-то страшно. Узнал своего ребенка? Тогда давай разбираться, в чём дело и как с этим быть.
Проблемные подростки
Таких детей не назовешь в полной мере проблемными, ведь они не устраивают бунты против родителей, не уходят из дома, но есть куда более серьезная проблема — абсолютное отсутствие желаний и мотивации. Моя подруга работает психологом, занимается подростками, так вот она говорит, что таких клиентов у нее по три в неделю.
Она рассказала случай, на котором мы и разберем эту проблему. К ней пришла мама 15-летнего мальчика, который, по ее словам, ничем не интересуется и делать ничего не хочет. Оказывается, мальчик, назовем его Юра, не хочет ничего делать из списка обычных дел для подростка. То есть учиться, работать, ходить на курсы, встречаться с девушками и помогать по хозяйству.
© DepositPhotos
Ребенок, по словам мамы, даже в отпуск ехать не хочет. Мама в печали, вырастила мужика, а толку никакого. И знаешь, ведь тут уже есть проблема, но об этом позже. Мама так старалась, чтобы у сына было всё только самое лучшее: кружки, секции, репетиторы, летние лагеря. В итоге же она получила сына, который сначала спит до обеда, а потом до ночи играет на компьютере.
Голова у парня золотая, как говорят учителя, но учится он плохо. В школу ходит, когда хочет, все слова пропускает мимо ушей. Дома тоже не делает ничего, даже на кухню не выходит, чтобы поесть. Бабушка приносит еду ему в спальню. Понятное дело, что мама в отчаянье.
Картина следующая, мама как проклятая вкалывает на работе, чтобы обеспечить сына всем необходимым, отца чаще всего нет или он не слишком участлив. Ребенка отправляют на всевозможные секции, занимают его более чем полностью. Где-то лет с трех он уже чем-то занимался, что-то учил: английский, плаванье, подготовка к школе.
© DepositPhotos
Понятное дело, сейчас добавилось еще с десяток задач вроде конного спорта, репетиторов и прочего. Мальчик домашний, во дворе не гуляет, да и друзей у него близких нет. К телевизору безразличен. По словам мальчика, даже в компьютерные игры он играет не так уж часто, как жалуется мама.
Ну что же, пора перейти к тому, в чём же проблема, что пошло не так. Когда у ребенка есть только мама, активная, сильная, энергичная мама, которая занимается карьерой и обеспечением семьи, нет отца или он не так заботлив, как того требовалось бы, то семейная парадигма искажается. Мама занимает роль мужчины, а вот роль мамы замещает бабушка или няня.
Вот только бабушка не может стать полноценной мамой, нет у нее таких рычагов власти. Мама пытается дать сыну всё, а он несчастлив и ничего не хочет. Вот только тут и напрашивается вопрос: а когда и зачем ему что-то хотеть? Ведь мама за него уже всё захотела, решила, спланировала и сделала.
© DepositPhotos
У этих детей есть всё: телефоны, вещи, занятия на каждый день, отдых на море. Вот только у них нет возможности, так сказать, поплевать в потолок. Вот просто поскучать. А ведь скука и заставляет придумать себе занятие и захотеть чего-нибудь. И ведь родителей не упрекнешь, они действительно делают для них всё…
Вот только это всё иногда доходит до абсурда. Мамы пытаются оградить детей от всего по их мнению опасного, но часто перегибают палку. А знаешь, в чём парадокс? Такие дети чаще всего вырастают у тех родителей, которые чуть ли не с пеленок делали всё сами. Это многим знакомо, родители работали, а ребенок становился самостоятельным по мере своих потребностей.
С первого класса сами ходили в школу, сами себе еду разогревали, если нет никого дома, а еще сами делали уроки и отвечали за себя. Эти самостоятельные дети выросли и сами стали родителями, обрушив на головы своих детей свое представление о мире. Сколько они сетуют, мол, а я в твои годы…
© DepositPhotos
Они требуют от детей слишком многого, потому что и дают им слишком много. Вот например, мама Юры, на вопрос о том, какого именно поведения она ждет от сына, ответила: «Хочу, чтобы он делал всё сам, слушался меня, проявлял инициативу, был заботливым, не эгоистом, но и настойчивым, пробивным мальчиком».
Ты представляешь себе такого человека? Вот и я нет. Мама и сама понимает, что хочет невозможного. Тут ведь одно из двух, всегда. Или музыка, или танцы, или послушный и заботливый отличник, или энергичный и пробивной, но троечник. Не бывает всё и сразу. И не нужно пытаться загрузить ребенка всем подряд, лишь бы он был всесторонне развитым.
© DepositPhotos
Так ребенок пропускает очень важный этап развития: общение со сверстниками. Ему просто некогда пойти с ребятами куда-то, во дворе посидеть хотя бы. Они так вступают в социальную игру, так они ищут свой путь, открывают свои желания. Нужно давать детям чуть больше свободы, а не контролировать каждый шаг.
Ведь есть мамочки, которые не пускают гулять с друзьями, не разрешают ходить в гости. Моя подруга, которая психолог, рассказывала, что иногда дети жалуются, что даже ни разу в кино с друзьями не были, только с родными. И этим детям не 6 лет, а 16. А еще многие жалуются на то, что мамы проверяют карманы, портфели, телефон.
© DepositPhotos
Нужно соблюдать границы. Если у первоклассника еще можно проверить карманы, чтобы не постирать штаны вместе с жвачкой, то с подростком всё не так. Многим это покажется диким, но в комнату к ребенку, которому уже лет 14, нужно входить со стуком, спрашивая разрешения, чтобы войти. Это банальное уважение и соблюдения его прав на личную жизнь.
А еще ситуацию не улучшает критика со стороны матери. Постоянные напоминания, вроде «пойди помойся, надень шапку, вымой руки» говорят ребенку о том, что он еще маленький, что за него еще могут всё решить. Даже такие мелочи. Как бы это ни звучало, задумайся, родители сами убивают в своих детях любые желания и стремления.
Своей сверхопекой родители блокируют творческую энергию ребенка. Ведь ему запрещено то, чего он действительно хочет, он не может решать сам. Вот он больше и не хочет ничего, ведь всё равно запретят, раскритикуют. Мы хотим обеспечить нашим детям безопасность и абсолютный комфорт, а в итоге лишаем их жизни.
© DepositPhotos
Да, мир не идеален и жесток, но сами родители в нём же как-то живут. И детей от него оградить не получится. Нужно позволять детям жить, совершать ошибки, сталкиваться со злом, ведь иначе научиться нельзя. Только так из них вырастут настоящие сильные личности, которые будут к чему-то стремиться, чего-то хотеть.
Так что же делать? Как всё исправить? Вспомни, о чём ребенок тебя просил, а потом перестал. Поверь, даже простая, абсолютно бесполезная на твой взгляд, прогулка с друзьями необходима ребенку для нормального психологического здоровья. Нужно позволять ребенку немного безделья, пусть смотрит телевизор, играет в игры, ведь так он познает себя.
© DepositPhotos
Конечно, нужно вводить какие-то правила, рамки, но не ограничивать же ребенка полностью. Ты стараешься как лучше, это понятно, но тебе придется принять тот факт, что ребенку нужно иногда просто бездельничать. Не может же он постоянно учиться, заниматься, ходить на кружки и к репетиторам. Всё должно быть в балансе.
Все родители хотят как лучше, но иногда перегибают палку, а потом пожинают плоды. Недавно мы писали о том, как вырастить самостоятельного ребенка, который станет сильной личностью.
А еще мы рассказывали тебе о стадиях развития мальчиков и о том, что в этот период нужно им больше всего. Это очень полезная шпаргалка для каждого родителя!
Статья на тему: Подросток ничего не хочет- так ли это?
Подросток ничего не хочет – так ли это?
Довольно часто можно услышать беспокойство родителей, имеющих детей подросткового
возраста, по поводу того, что дети эти ничем не интересуются, ни к чему в жизни не
стремятся и ничего не хотят в принципе. Причем сами родители часто недоумевают,
откуда возникло такое отношение к жизни, ведь они (на их же взгляд) всегда пытались
привить несколько иные принципы и приоритеты.
Самое первое, что следует признать, как данность – в большинстве случаев то, как
воспринимают своего ребенка-подростка родители и то, каковым он на самом деле
является – это две не просто большие, а просто огромные разницы! Почему так? Чаще
всего ответ лежит на поверхности: родители когда-то слишком резко высказались по поводу
какого-либо занятия или увлечения, не задумываясь о том, как на это отреагирует
ребенок. Причем сын или дочь и сами, вполне могли забыть о том, что когда-то было
сказано, но приходит момент, когда именно это занятие становится интересным
подростку, и именно из-за боязни того, что родители этого не одобрят, ребенок
замыкается и никому ничего не рассказывает.
Вторая причина, по которой родители могут не подозревать об интересах собственного
чада, — это их слишком завышенные требования по отношению к детям. К примеру,
родители-врачи с младенчества внушают сыну мысль, что он обязан продолжить их
династию, а тот вдруг заинтересовался живописью. И как сказать об это родителям, чтобы
не вызвать у них разочарования к себе?
Список причин можно продолжать бесконечно. Это может быть и безразличие родителей
к детям, и отсутствие доверительных отношений, и тотальная занятость взрослых, при
которой у них попросту не находится времени для собственного ребенка… Неважно, что
именно. Важно другое: в подавляющем большинстве случаев родителям следует
употреблять не фразу: «Мой ребенок ничего не хочет», а «Я не знаю, чего хочет мой
ребенок»… К сожалению, это правило работает практически всегда, за редким
исключением, когда подросток действительно ничем в жизни не интересуется.
Очень важно, осознав справедливость вышесказанного, попытаться наладить контакт
прямо сейчас. Возможно, вы удивитесь, не исключено даже, что вам резко не понравится
то, чем увлекается ваш ребенок, однако ему как раз об этом знать совсем необязательно!
Помните, удержать доверие так же трудно, как и его получить, поэтому, увидев, что
подросток вам доверяет, попытайтесь его понять. Ну а если ваши сын или дочь стали как
раз тем исключением, которые действительно ничего не хотят – скорее всего,
самостоятельно вам справиться не удастся и понадобится квалифицированная помощь
психолога. Поверьте, причина такого «нехотения» может быть очень серьезной, и
начинать ее устранять лучше непосредственно после выявления. Разумеется, вы можете
попытаться наладить контакт самостоятельно, однако ни в коем случае не затягивайте:
если вам становится сложно, если появляется желание накричать на ребенка или наказать
его – значит, пора просить помощи у профессионала.