Нина Шацкая, Леонид Филатов и Валерий Золотухин, исптория любовного треуголника
«Казни меня, избей, но реши наконец, как со мной быть. Ты видишь, я не волен в своих мыслях. Ты — это все. ВСЕ! Другого не может быть», — писал Нине Шацкой Леонид Филатов.
Филатов был жена, Нина замужем,. У них с Золотухиным рос сын Денис. И первые три года казалось — была любовь. Однажды они разъехались в разные города на съемки, Нина сидела в номере, скучала по мужу. Подняла глаза — Зототухин стоит; не выдержал, приехал. Как в кино, лучше не бывает.
История измен
А потом вдруг стал пропадать с видного места дневник Золотухина, записи в который он делал каждый день. Нина нашла его за рядом книг в шкафу, прочла, узнала про первую измену. Тогда они долго разговаривали, пытались справиться с ситуацией, сохранить семью, вернуть любовь.
Но за первой изменой была вторая, потом третья… Нина боролась за мужа, ненавидела чужих женщин, которые пытаются разорить ее гнездо, так ей казалось. А любви уже не было. Однажды она вдруг заметила внимательный, умный взгляд, которым ее всегда провожал Леонид Филатов. Потом он зазвал ее в кафе, где читал свои стихи. Она видела, что нравится ему, но это было все.
А потом ей приснился тревожный сон, и она проснулась со странным чувством, что нужно срочно бежать в театр.
А зачем? Репетиции в тот день не было… Но тревога все нарастала, и она побежала. Зашла в зрительный зал, замерла на входе, смотрела, как репетируют другие. И вдруг кто-то бережно поцеловал ее сзади в шею. У Филатова тоже был выходной, но и его непреодолимо потянуло в театр…
Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Нина Шацкая (в центре) и Владимир Высоцкий
Любовный многоугольник
Все перепуталось. Нина начала встречаться с Филатовым, стараясь, чтобы муж ни о чем не догадался. Золотухин не особо интересовался, с кем там она встречается, иногда приходил домой со скорбным лицом: видно, поругался с любовницей. Можно было порвать все это, уйти к тому, кого любишь, но все было непросто. Болел сын, и Шацкая с Золотухиным думали только о том, как его вылечить. Болела мама Нины, и актриса просто не вынесла бы новых потрясений в своей жизни… А еще и Нина, и Золотухин, и Филатов, и жена Филатова Лидия Савченко работали в одном театре, в знаменитом Театре на Таганке.
Вся эта история продолжалась десять лет.
Иногда Нине казалось, что общая жизнь и сын, то, что связывает ее с Валерием, важнее ее любви к Леониду.
Она помнила, каким смешным и трогательным Золотухин был на вступительных экзаменах, одетый по последней моде своей алтайской деревни: бритый наголо, в шароварах, в шляпе, как у Хрущева…
Любовь и нелюбовь
И так они жили, все сильнее запутываясь в своем любовном многоугольнике, с ревностью, страстью, опасениями… Филатов безумно ревновал Нину, как-то расквасил нос подвыпившему коллеге, который стал говорить ей комплименты. Нина ревновала Филатова к поклонницам — после фильма «Экипаж» Леонида стали называть секс-символом СССР. А дома ее ждал муж, его — жена.
Первой не выдержала Нина, она ушла от Золтухина и несколько лет жила вдвоем с сыном. Филатов все не был готов уйти от жены, не мог так ее обидеть. И только когда у его жены появился другой мужчина, женился на любимой женщине. И все сразу стало хорошо.
Нина Шацкая с сыном, режиссер Евгений Цымбал, актеры Леонид Филатов, Александр Адабашьян
У Филатова сразу же сложились теплые, доверительные отношения с сыном Нины.
Иногда он напоминал Денису: «Позвони отцу».
Актеры продолжали работать в одном театре, и что всех поражало — у них были прекрасные отношения. Все со всеми дружили, никто никого не ненавидел. А рассорились, когда раскололся Театр на Таганке, Филатов и Нина ушли с Николаем Губенко в «Содружество актером Таганки», а Золотухин остался.
Читайте также: Любовь и опера: пять жен Сергея Лемешева.
Эта история была болезненной для всех ее участников. Рвали по живому, и для Филатова потеря оказалась слишком большой. Он тяжело заболел, и Нина ухаживала за ним десять лет, до самого его последнего дня.
Зачем судьба послала ей этих двух мужчин, таких разных, таких в чем-то странно похожих?
Она потом поняла, зачем. Золотухин был ей дан, чтобы понять, какая она, нелюбовь, когда вроде бы и нормально все, а на душе как будто свет погасили. Филатов — чтобы узнать, для чего мужчина и женщина приходят на эту Землю. Для счастливой встречи, которая наполняет жизнь смыслом.
Читайте также: Светлана Тома и Лотяну: любовь уходит в небо. Месть бывшего: почему Иван Пырьев перекрыл все пути в кино Марине Ладниной?
Он влюбил в себя всех женщин страны
Три года, как нет Леонида Филатова. Он собирался написать книгу «Нина» — о любимой жене, актрисе Нине Шацкой. Теперь Шацкая заканчивает книгу «Леня» — о нем, о себе, об их любви.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивную публикацию — первые страницы книги, предоставленные автором.
Нина ШАЦКАЯ
— Нюська, ты меня любишь? — в который раз за день спрашивает Леня, лежа в кровати и смотря что-то по телевизору.
— Да.
— А как?
— Очень!
— А за что? — дурашливо-озорно настаивает он.
В тон ему сыплю горохом:
— Ты — наше национальное достояние, гордость нации, за то, что не лебезишь ни перед какой властью, свою жизнь и поступки соразмеряешь с понятиями долга, чести, совести, достоинства (добираю воздух), ты в жизни ни разу не запятнал себя…
— Ну хватит, Нюська, не умничай, тебе это не идет.
Эту фразу он приклеивал по случаю любому из наших друзей.
А я, говоря все это, понимала, что это — неполные слагаемые его незаурядной личности, что Леня — по-настоящему уникальное явление в нашей культуре.
Чистое золото
«Леня был сделан из чистого золота, я таких людей больше в своей жизни не встречал», — сказал о нем на похоронах режиссер Сергей Соловьев, работавший с ним на кинофильме «Избранные».
Он действительно прожил достойную и опрятную жизнь, никогда не изменив своим нравственным идеалам, всегда оставался самим собой — чистым, светлым, цельным человеком.
Смешной эпизод. После очередного концерта в Израиле, после оглушительных оваций, к авансцене вышла, прихрамывая, довольно пожилая женщина с палочкой.
— Ша! — крикнула она, подняв палку, и волево заставила зал замолчать и потом, забавно-комично грассируя по-одесски, произнесла фразу, которая опять же была встречена ошеломляющими аплодисментами, овацией:
— Пока есть в Госсии такие люди, как Филатов, — Госсия жива! Уга! Уга!
Публика еще очень долго не могла угомониться, выражая с ней свою солидарность. И, как обычно, выстраивалась очередь за автографом. Получив его, люди говорили Лене много хороших слов, выражая ему свою любовь. И было много слез, ностальгии по России, люди не желали расходиться, толпясь и кучкуясь возле него! Одна из женщин, получив автограф, сказала с горечью: «Ленечка! Как жаль, что вы не наш!» А я думала: «Замечательные люди, умеющие чтить и гордиться своими героями, не дающие забывать о них, будь то на радио, на телевидении или на встречах со зрителями». Почему же у нас — на Руси — не так? — неохваченная тема для диссертации. Просто мне стало обидно, что в первый же год после ухода Лени из жизни никому не пришло в голову вспомнить о нем — ни в день его рождения, 24 декабря, ни 26 октября, когда он навсегда ушел от нас. Могли б, наверное, напомнить друзья. В одной из передач Познер перечислял ушедших из жизни замечательных актеров — фамилию Филатова я не услышала. А не прошло и года.
На дворе март 2006 года. Включаю «Эхо Москвы» и сразу слышу вопрос: «А вот вы можете назвать из вашего окружения людей, которые были бы эталоном чести и порядочности (или благородства)?» До чего знакомый голос отвечающего. Ну конечно, голос Вениамина Смехова, в прошлом — артиста Театра на Таганке, работавшего с Леней долгие годы и хорошо его знавшего. Думаю, обязательно должен назвать фамилию: Филатов. Слышу: Галич, Визбор, Лиля Брик, еще кто-то… Когда назвал Володю Высоцкого, сама с собой поспорила, назовет Леню или нет? Нет. Не назвал Венечка. Может быть, уже забыл такого, ведь прошло почти три года, как Лени с нами нет.
Спасибо Володе Качану, который на встречах со зрителями говорит слова о своем товарище. «Володя, пожалуй, единственный мой друг» — так Леня думал и написал эти слова в предисловии к Володиной повести «Роковая Маруся». И за то, что ты всегда был рядом, — тогда и сейчас, — спасибо. И, конечно, я благодарна судьбе, пославшей нам в критическое для Лениной жизни время двух людей — Леонида Ярмольника и Яна Геннадиевича Мойсюка, сделавшего операцию, — без них никакие мои усилия не продлили бы Лене жизнь на целых шесть лет.
Деньги
А то, что не вспомнили, — это уже, думаю, издержки Лениной скромности. Он не любил и не ходил на праздные тусовки, хотя, озабоченный очередной работой, не мог не понимать, что именно там налаживаются деловые связи, именно там он мог бы найти поддержку своим театральным и кинопроектам. Господи, сколько сил и здоровья было потрачено на поиски денег к его незавершенному фильму «Свобода или смерть». Первый спонсор (спонсорша) никак не могла понять, почему именно такие деньги (называлась сумма) нужны для картины, для съемок. Объяснения Лени — зарплата артистам, пленка, костюмы, хорошим артистам — высокие гонорары — не давали никаких результатов. А бесконечные выяснения отношений, доводившие его до дичайшей гипертонии, приближали болезнь. А Лене она вообще решила не платить денег ни как режиссеру-постановщику, ни как исполнителю главной роли в фильме, пообещав после премьеры подарить автомобиль «Москвич», уже стоявший у нее в гараже. Такие вот дела! А на что жить? Как работать? Дикость! В результате Леня рвет контракт, и опять — поиск денег. Съемки приостанавливаются, а артисты ждать не могут — у всех какие-то дела, помимо съемок. Наконец его знакомят с неким дяденькой, который обещает доспонсировать фильм. Обнадеженный, Леня приезжает к нему в офис, и вместо обещанных денег ему приходится в течение долгого времени слушать песенки Жана Татляна, которого этот продюсер обожал. Я при этом не присутствовала, но так живо представила Ленино недомогание и раздражение, которое он старательно прятал: нужно срочно продолжить съемки — время уходит, артистов потом не соберешь. Жан поет, гипертония растет. Наконец Татлян спел-таки свои песни, и Леня слышит: денег пока нет — отданы на другую картину, — приходите в следующий раз. В следующий раз их также не было. Измученный вконец пустыми обещаниями, находясь в постоянном стрессовом состоянии, Леня серьезно заболевает. Мои слова утешения не спасают положения. Видя его несчастным, хотелось завыть, безадресно заорать во все горло: «Суки! Суки вы бездушные!..»
А артисты ждали. О них-то Леня думал в первую очередь. Он их любил, для них старался из спонсоров выбить как можно больше денег, отказываясь от денег для себя, как это было на его первой картине «Сукины дети», кстати, отснятой за 24 дня, с огромной массовкой. Вообще к деньгам у него было странное для нашего времени отношение, т.е. никакого отношения. Он мог, как говорится, ближнему отдать последнее, и это при том, что у нас никогда их не было в избытке. «Нюська, да зачем они? Хватает на хлеб — зачем больше? С голоду не умрем», — говорил он. Я согласно кивала головой, правда, не совсем уверенная в его правоте. А однажды я все-таки ему ввернула: «Вот если бы у тебя были деньги, ты бы смог отснять свою картину». Леня промолчал. А чего тут скажешь? Деньги — презирал. «В России никогда деньги не были главными, хотя они ей не противопоказаны, и были люди, которые умели их делать и считать, но было что-то поверх денег. Поэтому и в русской литературе нет почти страстей из-за денег, а где они есть, там обязательно появится Настасья Филипповна, которая возьмет да и швырнет их в огонь», — не раз повторял Леня.
Как-то раз, когда он был еще здоров, ему позвонил концертный администратор, сказав, что в Сибири очень его ждут всего на один концерт и обещают заплатить баснословную сумму, на которую «можно было бы купить даже хорошую машину». И — Леня отказывается. Администраторы поражались: артисты жаждут приглашений, звонят, просят их, а он без конца отказывается! И в ресторанах он мог расплатиться за весь большой стол, не дожидаясь, пока мужчины наконец-то найдут кошельки.
Ой! Не могу не рассказать один смешной случай, правда, смешным он кажется мне сейчас, а тогда было не до смеха. Однажды, после длительного перерыва, к нам в гости приехал один товарищ, к которому Леня замечательно относился. Обнялись, расцеловались. Не давая нам опомниться, бегло рассказав, где он был и где заработал «кучу денег» (хвастливо показал эту «кучу» — такое я видела только в кино), он приглашает нас в ресторан: «Айда в ресторан! Гуляем, ребята, — я приглашаю!» А чего не пойти, когда тебя приглашает твой хороший приятель, да еще с «кучей», да еще столько надо рассказать друг другу — давно не виделись, а историй всяких накопилось множество. Наскоро приведя себя в порядок, поехали в кафешку, что недалеко от Театра на Таганке, где мы с Леней тогда работали. Пришли, сели за отдельный столик. Настроение — праздник! Хозяин и девочки-официантки здороваются: нас тут знают и узнают нашего гостя, стесняясь, тоже здороваются и дают в красивой корочке меню. Наш гость, быстро изучив его, начинает заказывать для себя и для нас. Имея в виду его приглашение и его кошель, я все-таки напоминаю, что здесь дорогие цены, и не нужно заказывать красную, тем более черную икру, и ни к чему — семга с осетриной. Друг гулял! И назаказывал такое изобилие всего, что, казалось, оставит здесь все свои заработанные деньги. Нам накрыли красивый стол. Какие краски! От разноцветной зелени, от фруктов — красное, зеленое, желтое, черное — восторг! Пили и ели красиво и много. И много говорили, перебивая друг друга. Вино горячило и веселило. Только часа через три или, может быть, четыре стали, отяжелевшие и уставшие от праздника жизни, собираться домой. Наш гость встал, а мы остались сидеть за столом, ожидая, пока он расплатится. Но то ли он дорогу перепутал, то ли еще что, но пошел он по дороге к раздевалке. Недоумения — несколько секунд, и Леня быстро идет к стойке и записывает в долговую книгу сумму долга на свою фамилию. Потом еще долго мой любимый отрабатывал эти деньги. Смешно? Но зато — ах, как хорошо нам было тем вечером!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Леонид ФИЛАТОВ и Нина ШАЦКАЯ играли на сцене Театра на Таганке.
Леонид Филатов — автор знаменитой сказки «Про Федота-стрельца…», стихотворных пьес «Еще раз о голом короле», «Золушка до и после», «Эликсир любви», «Дилижанс», популярных песен «Оранжевый кот», «О не лети так, жизнь!..» и др., телеведущий программы «Чтобы помнили…»
Последние годы он тяжело болел. Она целиком посвятила себя ему.
5 лучших фильмов Леонида Филатова:
«Экипаж»«Успех»«Забытая мелодия для флейты»«Город Зеро»«Сукины дети»
Из переписки Шацкой и Филатова
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Леня плакал от несправедливости
…Я много думала, как бы одним словом определить человеческую суть Лени, то основное, что, как мощным магнитом, притягивало к нему людей. И мне кажется, я нашла это слово — «пронзительность». Пронзительность во всем. К чему бы он ни прикасался, в любой работе он достигал высшей планки.
Его стихи, пьесы, пародии, переводы — образец прекрасного русского слова. Автор остроумных пародий, он на конкурсе эстрады получает первую премию. Правда, за ночь, под давлением цехового начальства, жюри перерешает — и отдает первую премию, по-моему, Любе Полищук, а вторую делит между Филатовым и Винокуром…
Даже его первый фильм «Сукины дети» на ХVII Международном кинофестивале ровно половину срока держал первую строчку, а в конце фильму присудили приз зрительских симпатий. И примечательно то, я повторяюсь, что фильм, с его многочисленными массовыми сценами, был отснят за 24 дня. А какая дивная атмосфера была на площадке! Актеры не убегали, как это обычно бывает, после съемок по своим делам, а многие приходили даже тогда, когда съемок не было в этот день. Курили, как оголтелые, но подаренная в первые дни одной из актрис роза в последний день была так же хороша и свежа, как будто ее только что срезали. На площадке царила Любовь. И «виной» всему этому была, конечно же, притягательная Ленина сила, его любили, все находились под обаянием его страстной, эмоциональной натуры, которая оставалась неизменной даже тогда, когда он стал по-настоящему «звездой», влюбив в себя, казалось, все женское население страны. Популярность — медные трубы — его нисколько не изменила, и всегда и везде он оставался Мужчиной, которых — увы! — на сегодняшний день большой недород, дефицит. Он был любим женщинами и признан ими как уникальная мужская личность. Из всего мужского состава Театра на Таганке я видела только двух мужчин, мужчин с большой буквы, — Филатова и Высоцкого. Это я так, кстати. Леню любили не только женщины, его любили и к нему тянулись мужчины. Он, как мудрейший восточный старец, все понимал про нашу горестно-нелегкую жизнь, концентрируя свое внимание на негативных ее явлениях, и на любой вопрос мог дать точный ответ. Любое проявление несправедливости вызывало у него болезненную реакцию, он страдал, и я много раз видела, как у него наворачивались слезы, когда он сопереживал чужому горю, чужой беде и приходил в отчаяние от понимания, что изменить ничего невозможно. В такие моменты он мог быть едким, злым, но очень точным, пронзительно точным в характеристике того или иного явления, мог припечатать и дать такую убийственно-точную оценку, мягко скажем, несимпатичному ему человеку, что становилось страшно. Он притягивал к себе людей, ему доверяли, он был как бы камертоном, по которому проверялась нравственная оценка тех или иных действий и поступков. Он любил людей, болел за них, и они отвечали ему взаимностью: на похороны пришло огромное количество пожелавших с ним проститься! Хоронили с воинскими почестями.
«Такого количества людей мы не видели давно — пожалуй, только когда хоронили Шукшина, но и тогда народу было меньше», — говорили кладбищенские люди. Случай с Высоцким, конечно же, был особым случаем. Единственным человеком, не пожелавшим прийти на похороны и не пустившим артистов, назначив им репетицию, был Ю. Любимов. Бог ему судья! Кто-то все-таки пришел, наплевав на его негласный запрет…
оставить почку мужу или нет?»
Филатов был многогранен: один из ведущих актеров театра на Таганке, снимался в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро». А стихи? Писал как дышал… Его перу принадлежит удивительно легкая, озорная сказка «Про Федота-стрельца, молодого удальца», пьесы «Часы с кукушкой и «Любовь к трем апельсинам».
— Мне очень повезло с Леней, сама не знаю, за что Бог послал такой подарок, — говорит жена Филатова Нина Шацкая. После смерти знаменитого мужа Нина Сергеевна даже и не пыталась устроить личную жизнь. «О чем вы говорите — таких мужчин, как Леня, больше нет! Все проигрывают на его фоне». Накануне круглой даты мы вспомнили замечательного актера вместе с ней и его друзьями.
О СЧАСТЬЕ
Познакомились Шацкая и Филатов, когда оба пришли в театр на Таганке. Нина Сергеевна только-только вышла из декретного отпуска, родив сына Дениса. В браке с Валерием Золотухиным все сразу пошло не так — его частые загулы, по словам Шацкой, поставили крест на их семейной жизни.
— Я отпустила его в «свободное плавание», а сама наслаждалась радостями материнства. Шли репетиции, и в перерыве меня отчего-то повлекло в гримерку. Вдруг вижу — по коридору бежит кто-то из новых артистов. Его глаза лишь на мгновение остановились на мне — но как! Цепко, как бритвой резанул. Потом сразу спросила у девочек-коллег: «Кто это?» — «Новенький, Леня Филатов из «Щуки».
Вторая встреча — на читке пьесы. Погруженная в свои заботы, откровенно скучаю. Не различаю лиц, но гипнотизируют чьи-то кисти рук с тонкими длинными пальцами. Это были руки того самого Лени Филатова из «Щуки». Наше первое свидание произошло в кафе недалеко от театра — Леня читал мне стихи, а на прощание мы как школьники украдкой поцеловались. Потом год не возвращались к нашему любовному порыву — но не смогли удержаться и кинулись в чувства с головой. И шли к нашему счастью — а поженились мы лишь в 1982 году — долгих 12 лет. За это время было все: и «ссоры навсегда», и бурные примирения, и раздирающий нас обоих вопрос: «Ну почему мы не можем быть вместе?»
Самый очевидный ответ — наши браки. На момент встречи я была замужем, а Леня состоял в гражданском союзе. А потом женился — ему давали квартиру и нужно было срочно оформлять отношения. Точнее, об этом позаботился не он, а его гражданская супруга, быстро отправив документы в загс. Я обиделась смертельно — мне казалось, что я тоже имею право на счастье. На счастье с ним. А он умолял меня простить: «У тебя есть муж. А как я могу объясняться в любви замужней женщине и чего-то от нее требовать?»
Я пыталась с ним много раз «завязать», но не могла. Он тоже страдал и страшился меня потерять. Но зато когда мы наконец-то стали жить вместе, какое это было чудо! Не могли наглядеться друг на друга…
Но в первые годы притирались так, что искры летели… Однажды, доведенная до истерики, я выкрикнула Лене в лицо, что его не люблю, за что сразу получила от него пощечину. Не робкого десятка ее я вернула ему назад с воплями: «Ненавижу!». И опять звонкая филатовская пощечина… А через секунду его обезумевшее, с рыданиями: «Родненькая, прости, прости, скажи, что ты меня любишь, я же умираю от тебя!».
Леонид Филатов в кругу семьи — с женой Ниной, внучкой Олей и кисой Анфиской
О БОЛЕЗНИ
Леня не берег себя — любая несправедливость вызывала у него болезненную реакцию. К тому же много работал — снимался в четырех-пяти картинах в год. А сколько сил, душевных и физических, вызвал у него распад театра! За Леней из Таганки ушли многие актеры, и отчасти благодаря ему было выиграно 26 судебных дел по разделу театра. И все это пропускал через свое сердце и слезы. Он пришел уже ко мне не совсем здоровым — с язвой двенадцатиперстной кишки. Я Ленечку выходила, язва затянулась. Но все равно в нашей жизни стали быстро появляться больницы — в 1995 году Леня просто стал мучиться от злокачественного давления — 280 на 180. Врачи установили, что его вызывают почки, но после их проверки выдали легкомысленное заключение: «Почки сморщены, но это всего лишь возрастное». А Леня таял на глазах. И лишь в НИИ трасплантологии был поставлен точные диагноз — почечная недостаточность… Спасти почки не удалось. Муж долгое время жил без почек, через день ложась на диализ. Операцию по пересадке почки сделали в 1997 году — и все обошлось.
Памятник Леониду Филатову
В октябре 2003 года было подхвачено воспаление легких. Перематываю время назад, как кинопленку, и задаю себе вопрос: «Где я упустила?» Легкое недомогание Леня почувствовал после концерта «На троих», где он выступал с Володей Качаном и Мишей Задорновым». Конечно, я соблюдала все меры предосторожности — пред концертом проверяла, не дует ли на сцене, надевала на Леню теплый свитер. Он не мог жить без зрительской любви, она его подпитывала. После выступлений Леня светился и шутил: «Нюська, папа денежек заработал». А тут дома его зазнобило, хотя было нестерпимо душно. На следующий день — температура. Я в ужасе звоню в НИИ траспланталогии, а мне говорят — мест нет. Отправляю Леню в ЦКБ. Все те время, что там пробыл Леня, я кожей чувствовала безразличие медперсонала. «Боже, как же так!» — вопило мое сознание, — за стенами больницы есть люди, переживающие за мужа (мне рассказывали, что в последние дни перед Лениной смертью в церквушках на Таганке, возле театра, все молились за его здоровье — свечки негде было поставить), а здесь едва скрываемое равнодушие. Как в страшном сне, помню консилиум врачей, которые вполне буднично голосовали: давать ему лекарство или нет? Перевысил всего лишь один голос — лекарство решили не давать. И в этот день Леня был приговорен к смерти. Почка стала отторгаться. Умер муж от отека всего организма и мозга.
Писатель-сатирик Михаил ЗАДОРНОВ:
«Легче представить хрюкающего соловья, чем Леню-чиновника»
— Нас было четверо — я, Боря Галкин, Володька Качан и Леня… Новыми друзьями я обзавелся еще в юности, когда Галкин и Филатов только-только окончили Щукинское. Я понимаю, что большинство узнали Леонида Филатова как поэта после того, как он написал сказку о стрельце. Я же полюбил его стихи со студенческих лет. В его рифмах не было банальных глупостей: кровь — любовь, ты — цветы, да — звезда, туда — сюда, тогда — когда, зад — назад, ботинки — полуботинки… Леня писал, подражая Пушкину, в том смысле, что сидел на стуле так же, как великий поэт, поджав под себя левую ногу. Он не вымучивал из себя стихи, они случались у него сами. Причем так легко, что я начинал верить, будто именно в этой поджатой ноге кроется секрет поэтического мастерства.
Филатов с Качаном и Галкиным снимали две комнаты в коммунальной квартире. И водились в ней мыши, тараканы и клопы. Клопы жили под обоями. По ночам ползали под ними и тревожно шуршали. А когда мои друзья решили старый матрас сменить на свежую тахту, а чтобы клопы не заселили ее, поставили ножками в консервные банки с водой, клопы — такого от них никто не ожидал — сообразили выползать ночью из-под обоев, забираться на потолок и оттуда пикировать на спящего. Единственно, кого они, всем на удивление, не мучили таким пикированием, это Филатова. Как бы брезговали. Сам Леня объяснил почему: слишком он худой и костлявый! Упав на него с потолка, любой клоп мог получить сотрясение мозга.
Никто никогда не видел Леню на презентации гламурных журналов типа «Беверли-хиллз» или на открытии бутика «Последние носки от Кавалли». Легче представить себе хрюкающего соловья, чем Леню на посту председателя какого-нибудь акционерного общества. Все модные нынче слова — лизинги, брендинги и шопинги — были для него лишь поводом для пародии. Истинным авторитетом для Лени всегда был только талант, даже если носил в дождливую погоду галоши, надетые на кроссовки.
Актер ВЛАДИМИР КАЧАН:
«На лечение собирались всем миром — как милостыню просили»
— Я знал, что Леня тяжело болеет, но незадолго до своего ухода он меня по-настоящему испугал. Приезжаю к нему на дачу, а он говорит: «Знаешь, Володь, что-то писать больше не хочется». А существует поверье: когда поэт исчерпывает себя, Господь Бог забирает его к себе…
В поразительной стране ми живем: поэт, народный артист, лауреат премии «ТЭФИ» жил в последние годы без денег. По состоянию здоровья он не мог прилично зарабатывать, и лишь два человека ему предлагали свою помощь — Леонид Ярмольник и Михаил Задорнов. Еще единовременной выплатой однажды помог Иосиф Кобзон. Но Леня не роптал — он вообще к материальному никогда не питал слабости. Где-нибудь на Западе человек, только написавший одного «Федота-стрельца, удалого молодца» обеспечил бы себя этой гениальной сказкой на всю оставшуюся жизнь, а у нас в Доме кино на вечере, посвященного Филатову, девочки обходили столы с урнами и люди бросали туда, как милостыню, деньги на лечение Лени…
5 Лучших фильмов актера:
«Иванов, Петров, Сидоров»
«Повести Белкина. Выстрел»
«Забытая мелодия для флейты»
«Экипаж»
«Сукины дети»
Судьба Леонида Филатова | Журнал Домашний очаг
Родился Леонид Филатов сразу после войны, а его родители познакомились в самый разгар страшного кровопролитного времени.
Мама будущего артиста работала на заводе, на котором однажды решено было поддержать бойцов красной армии, написав им теплые письма на фронт. Девушка выбрала однофамильца и решила посмотреть, что из этого выйдет. Завязалась переписка.
Когда война закончилась, Алексей Филатов пожаловал в гости к девушке, с которой переписывался. Так эпистолярный роман обернулся настоящим. Скоро пара сыграла свадьбу.
Папа Филатова так и остался военным связистом и был вынужден постоянно переезжать вместе с семьей. Получилось, что его сын Леонид родился в Казани и поездил с родителями по разным городам до своего семилетия.
А потом мама не выдержала постоянных переездов и перемены условий жизни и климата. Она подала на развод, осев с сыном в Ашхабаде, где будущий актер провел детские годы, пошел в школу и впервые взялся за перо.
Еще подростком Филатов писал стихи и прозу, а в пятнадцать лет впервые послал свою басню в настоящую газету, редактор которой принял и опубликовал произведение юного писателя, начислив ему первый в жизни гонорар.
Мальчишка был уважаем в своей школе. Все ребята и учителя знали, что Леня будет режиссером. Признание в родном городе придало юноше уверенности. К выпускному он всерьез считал, что во ВГИКе его ждут с распростертыми объятьями.
Москва
к/ф «Город первой любви» (киноальманах) (1970)
Филатов всегда был строгим и немного самоуверенным. Приехав после школы покорять столицу, он пошел напрямик в желанный вуз, и уже видел себя начинающим режиссером, когда приемная комиссия отказала ему в поступлении.
Тогда Леонид решил взять для начала планку пониже и отправился в другой вуз, на этот раз поступать на актерский, а не на режиссерский факультет. В Щукинском училище к талантливому парню отнеслись лояльней. Туда он прошел с первого раза.
Там же он впервые влюбился — в темноокую девчонку с младшего курса, Наташу Варлей. Филатов ухаживал за юной красавицей, не спускал с нее глаз, добивался всеми известными ему способами и страшно переживал, когда узнал, что той сделал предложение Николай Бурляев, еще один студент «Щуки».
Пришел отговаривать поникший, расстроенный, но ничего не мог поделать: Варлей любила своего Колю, а Филатова всегда воспринимала, как близкого, хорошего друга, на которого можно положиться. Но — не более того.
Таганка
к/ф «Во весь голос» (1973)
Сразу после окончания училища Филатова позвали в театр на Таганке. Он пришел туда в составе очень талантливой молодой команды, но и из своих однокурсников быстро смог выделиться незаурядным дарованием.
Главный режиссер театра на Таганке Юрий Любимов ценил Филатова, но Леонид Алексеевич все же мог сыграть на родных подмостках гораздо больше ролей.
Вместе с воплощением актерского таланта на свет просились и его писательские способности. В театре на Таганке была возможность и для этого: несколько актеров, в том числе Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Алла Демидова создали так называемое «таганское соавторство», к которому примкнул и Филатов.
Чувствуя гораздо больший актерский потенциал, чем от него требовали подмостки, в начале 70-х Леонид Алексеевич начинает сниматься в кино, и там тоже завоевывает признание и любовь зрителя.
Но во многих интервью его близкие подчеркивают: своим вторым домом актер всегда считал театр на Таганке, с которым была связана не только его профессиональная жизнь, но и романтическая судьба.
Любовь
к/ф «Экипаж» (1979)
Первой женой Филатова стала актриса театра на Таганке Лидия Савченко. Она была старше Леонида на пять лет и на момент их знакомства уже состоялась, как верная жена, любящая свою семью.
Филатов с первого взгляда влюбился в талантливую красавицу. С самого начала знакомства прохода ей не давал — встречал с репетиций, пытался провожать, зажимал в коридорах. Женщина сердилась, игнорировала его, старалась не разговаривать, не здороваться…
В своих интервью она будет рассказывать: Филатов не только не отступал, он придумывал все новые и новые способы ухаживания, подбирал слова, расписывал, как они будут жить вместе и умрут в один день. Он смотрел на возлюбленную таким взглядом, как будто хотел сказать: «Ты от меня никуда не денешься!»
Однажды он в очередной раз позвал ее в кафе. Она впервые согласилась и решительно пошла обедать с молодым актером только для того, чтобы поставить в этом безобразии окончательную точку. Но именно там поняла: с очаровательным Филатовым так хорошо, что домой ноги не идут.
У них завязался запретный роман, который Лидия пыталась скрыть от мужа. Но поздние возвращение были заметны, а она приходила уже совсем ночью — долго бродила перед домом в надежде, что муж ляжет спать и ему снова не придется ничего объяснять.
Не выдержав, Лида наконец-то попросила мужа пожить отдельно и съехала. А через некоторое время узнала о связи Филатова с Ниной Шацкой, супругой Валерия Золотухина.
Поворот
к/ф «Грачи» (1982)
Поняв, что Лида обо всем догадалась и изо всех сил старается забывать Леонида, он тут же развернул операцию по ее возвращению. Рассказал девушке, что совершенно не влюблен в Нину, что она для него «не родная душа» и что все еще планирует умереть в один день с Лидой.
После бесконечной череды агрессивных ухаживаний со стороны Филатова Савченко сдалась. Женились они буднично. На ней не было платья — надела брюки. Он пришел в ЗАГС в джинсах.
Теперь, рассказывая о своей свадьбе, актриса замечает: Филатов не выглядел особенно счастливым, а все годы их брака как будто не отдавал своей первой супруге любовь, но бесконечно уважал ее. Мнение Лиды было для актера бесконечно авторитетным и обижать жену он не собирался, если бы не случай.
Шацкая
к/ф «Вам и не снилось…» (1980)
Филатов так и не остыл к замужней Шацкой. Они держали свой роман в тайне целых 12 лет. Огромные пачки писем любовников вторая супруга Леонида Алексеевича хранит до сих пор.
Филатов в одном из интервью рассказывал о том, как влюбился в Шацкую: тогда уже был женат на Лиде и понимал, что Нина замужем. Он считал ее роскошной женщиной и состоявшейся актрисой, а себя называл «провинциальным щенком», который не стоил Шацкой. Бегал в театр, когда она там появлялась, наврав жене, знавшей его расписание, и все никак не мог примириться с мыслью о том, что у каждого из них своя, другая семья.
Параллельно с этим Шацкая объясняет: ее замужество за Золотухиным не было счастливым. Он не скрывал своей любвеобильности и, более того, все фиксировал в дневнике, который оставлял на видном месте, будто хвастаясь любовными заслугами.
32 года
к/ф «Любовь Яровая» (1977)
Последней каплей было рождение совместного с Золотухиным ребенка. Вся забота, все воспитание младенца легли на плечи Нины и ее мамы, а Валерий Сергеевич занимался творчеством и своими любовными похождениями.
Все открылось в одночасье: Лиде Савченко позвонила «доброжелательница» и попросила отпустить Филатова, ведь они с Ниной Шацкой так любят друг друга! Так начался разлад в семье Леонида Алексеевича, а позднее, так же тяжело, распался и брак Шацкой. Они поженились и прожили вместе около 32 лет.
Она и сейчас не может не плакать, вспоминая своего любимого Ленечку. А все актеры из ближайшего круга влюбленных подтверждают: именно Шацкая была главной любовью, музой, главным смыслом жизнь для Леонида Филатова. Именно с ее именем на устах он уходил из этой жизни.
Петля (1983)
Женщины шутят всерьез (1981)
Иванцов, Петров, Сидоров (1978)
оставить почку мужу или нет?»
Филатов был многогранен: один из ведущих актеров театра на Таганке, снимался в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро». А стихи? Писал как дышал… Его перу принадлежит удивительно легкая, озорная сказка «Про Федота-стрельца, молодого удальца», пьесы «Часы с кукушкой и «Любовь к трем апельсинам».
— Мне очень повезло с Леней, сама не знаю, за что Бог послал такой подарок, — говорит жена Филатова Нина Шацкая. После смерти знаменитого мужа Нина Сергеевна даже и не пыталась устроить личную жизнь. «О чем вы говорите — таких мужчин, как Леня, больше нет! Все проигрывают на его фоне». Накануне круглой даты мы вспомнили замечательного актера вместе с ней и его друзьями.
О СЧАСТЬЕ
Познакомились Шацкая и Филатов, когда оба пришли в театр на Таганке. Нина Сергеевна только-только вышла из декретного отпуска, родив сына Дениса. В браке с Валерием Золотухиным все сразу пошло не так — его частые загулы, по словам Шацкой, поставили крест на их семейной жизни.
— Я отпустила его в «свободное плавание», а сама наслаждалась радостями материнства. Шли репетиции, и в перерыве меня отчего-то повлекло в гримерку. Вдруг вижу — по коридору бежит кто-то из новых артистов. Его глаза лишь на мгновение остановились на мне — но как! Цепко, как бритвой резанул. Потом сразу спросила у девочек-коллег: «Кто это?» — «Новенький, Леня Филатов из «Щуки».
Вторая встреча — на читке пьесы. Погруженная в свои заботы, откровенно скучаю. Не различаю лиц, но гипнотизируют чьи-то кисти рук с тонкими длинными пальцами. Это были руки того самого Лени Филатова из «Щуки». Наше первое свидание произошло в кафе недалеко от театра — Леня читал мне стихи, а на прощание мы как школьники украдкой поцеловались. Потом год не возвращались к нашему любовному порыву — но не смогли удержаться и кинулись в чувства с головой. И шли к нашему счастью — а поженились мы лишь в 1982 году — долгих 12 лет. За это время было все: и «ссоры навсегда», и бурные примирения, и раздирающий нас обоих вопрос: «Ну почему мы не можем быть вместе?»
Самый очевидный ответ — наши браки. На момент встречи я была замужем, а Леня состоял в гражданском союзе. А потом женился — ему давали квартиру и нужно было срочно оформлять отношения. Точнее, об этом позаботился не он, а его гражданская супруга, быстро отправив документы в загс. Я обиделась смертельно — мне казалось, что я тоже имею право на счастье. На счастье с ним. А он умолял меня простить: «У тебя есть муж. А как я могу объясняться в любви замужней женщине и чего-то от нее требовать?»
Я пыталась с ним много раз «завязать», но не могла. Он тоже страдал и страшился меня потерять. Но зато когда мы наконец-то стали жить вместе, какое это было чудо! Не могли наглядеться друг на друга…
Но в первые годы притирались так, что искры летели… Однажды, доведенная до истерики, я выкрикнула Лене в лицо, что его не люблю, за что сразу получила от него пощечину. Не робкого десятка ее я вернула ему назад с воплями: «Ненавижу!». И опять звонкая филатовская пощечина… А через секунду его обезумевшее, с рыданиями: «Родненькая, прости, прости, скажи, что ты меня любишь, я же умираю от тебя!».
Леонид Филатов в кругу семьи — с женой Ниной, внучкой Олей и кисой Анфиской
О БОЛЕЗНИ
Леня не берег себя — любая несправедливость вызывала у него болезненную реакцию. К тому же много работал — снимался в четырех-пяти картинах в год. А сколько сил, душевных и физических, вызвал у него распад театра! За Леней из Таганки ушли многие актеры, и отчасти благодаря ему было выиграно 26 судебных дел по разделу театра. И все это пропускал через свое сердце и слезы. Он пришел уже ко мне не совсем здоровым — с язвой двенадцатиперстной кишки. Я Ленечку выходила, язва затянулась. Но все равно в нашей жизни стали быстро появляться больницы — в 1995 году Леня просто стал мучиться от злокачественного давления — 280 на 180. Врачи установили, что его вызывают почки, но после их проверки выдали легкомысленное заключение: «Почки сморщены, но это всего лишь возрастное». А Леня таял на глазах. И лишь в НИИ трасплантологии был поставлен точные диагноз — почечная недостаточность… Спасти почки не удалось. Муж долгое время жил без почек, через день ложась на диализ. Операцию по пересадке почки сделали в 1997 году — и все обошлось.
Памятник Леониду Филатову
В октябре 2003 года было подхвачено воспаление легких. Перематываю время назад, как кинопленку, и задаю себе вопрос: «Где я упустила?» Легкое недомогание Леня почувствовал после концерта «На троих», где он выступал с Володей Качаном и Мишей Задорновым». Конечно, я соблюдала все меры предосторожности — пред концертом проверяла, не дует ли на сцене, надевала на Леню теплый свитер. Он не мог жить без зрительской любви, она его подпитывала. После выступлений Леня светился и шутил: «Нюська, папа денежек заработал». А тут дома его зазнобило, хотя было нестерпимо душно. На следующий день — температура. Я в ужасе звоню в НИИ траспланталогии, а мне говорят — мест нет. Отправляю Леню в ЦКБ. Все те время, что там пробыл Леня, я кожей чувствовала безразличие медперсонала. «Боже, как же так!» — вопило мое сознание, — за стенами больницы есть люди, переживающие за мужа (мне рассказывали, что в последние дни перед Лениной смертью в церквушках на Таганке, возле театра, все молились за его здоровье — свечки негде было поставить), а здесь едва скрываемое равнодушие. Как в страшном сне, помню консилиум врачей, которые вполне буднично голосовали: давать ему лекарство или нет? Перевысил всего лишь один голос — лекарство решили не давать. И в этот день Леня был приговорен к смерти. Почка стала отторгаться. Умер муж от отека всего организма и мозга.
Писатель-сатирик Михаил ЗАДОРНОВ:
«Легче представить хрюкающего соловья, чем Леню-чиновника»
— Нас было четверо — я, Боря Галкин, Володька Качан и Леня… Новыми друзьями я обзавелся еще в юности, когда Галкин и Филатов только-только окончили Щукинское. Я понимаю, что большинство узнали Леонида Филатова как поэта после того, как он написал сказку о стрельце. Я же полюбил его стихи со студенческих лет. В его рифмах не было банальных глупостей: кровь — любовь, ты — цветы, да — звезда, туда — сюда, тогда — когда, зад — назад, ботинки — полуботинки… Леня писал, подражая Пушкину, в том смысле, что сидел на стуле так же, как великий поэт, поджав под себя левую ногу. Он не вымучивал из себя стихи, они случались у него сами. Причем так легко, что я начинал верить, будто именно в этой поджатой ноге кроется секрет поэтического мастерства.
Филатов с Качаном и Галкиным снимали две комнаты в коммунальной квартире. И водились в ней мыши, тараканы и клопы. Клопы жили под обоями. По ночам ползали под ними и тревожно шуршали. А когда мои друзья решили старый матрас сменить на свежую тахту, а чтобы клопы не заселили ее, поставили ножками в консервные банки с водой, клопы — такого от них никто не ожидал — сообразили выползать ночью из-под обоев, забираться на потолок и оттуда пикировать на спящего. Единственно, кого они, всем на удивление, не мучили таким пикированием, это Филатова. Как бы брезговали. Сам Леня объяснил почему: слишком он худой и костлявый! Упав на него с потолка, любой клоп мог получить сотрясение мозга.
Никто никогда не видел Леню на презентации гламурных журналов типа «Беверли-хиллз» или на открытии бутика «Последние носки от Кавалли». Легче представить себе хрюкающего соловья, чем Леню на посту председателя какого-нибудь акционерного общества. Все модные нынче слова — лизинги, брендинги и шопинги — были для него лишь поводом для пародии. Истинным авторитетом для Лени всегда был только талант, даже если носил в дождливую погоду галоши, надетые на кроссовки.
Актер ВЛАДИМИР КАЧАН:
«На лечение собирались всем миром — как милостыню просили»
— Я знал, что Леня тяжело болеет, но незадолго до своего ухода он меня по-настоящему испугал. Приезжаю к нему на дачу, а он говорит: «Знаешь, Володь, что-то писать больше не хочется». А существует поверье: когда поэт исчерпывает себя, Господь Бог забирает его к себе…
В поразительной стране ми живем: поэт, народный артист, лауреат премии «ТЭФИ» жил в последние годы без денег. По состоянию здоровья он не мог прилично зарабатывать, и лишь два человека ему предлагали свою помощь — Леонид Ярмольник и Михаил Задорнов. Еще единовременной выплатой однажды помог Иосиф Кобзон. Но Леня не роптал — он вообще к материальному никогда не питал слабости. Где-нибудь на Западе человек, только написавший одного «Федота-стрельца, удалого молодца» обеспечил бы себя этой гениальной сказкой на всю оставшуюся жизнь, а у нас в Доме кино на вечере, посвященного Филатову, девочки обходили столы с урнами и люди бросали туда, как милостыню, деньги на лечение Лени…
5 Лучших фильмов актера:
«Иванов, Петров, Сидоров»
«Повести Белкина. Выстрел»
«Забытая мелодия для флейты»
«Экипаж»
«Сукины дети»
как сейчас живет его вдова Нина Шацкая
Известный артист, актер «Театра на Таганке», режиссер, сценарист, поэт, телеведущий — Леонид Филатов был безгранично творческим и очень одаренным человеком. Его не стало в 2003 году. Вдова артиста, Нина Шацкая, с которой он вместе работал на Таганке, здравствует по сию пору. Как складывается ее судьба после кончины мужа?
Общие сведения
Нина Сергеевна родилась весной 1940 года, в следующем году она отметит 80-летний юбилей. Была творчески одаренной с детства, хотела стать певицей, а получилось – актрисой. Долгое время играла в «Театре на Таганке», затем – в «Содружестве актеров Таганки», снималась в кино.
Личная жизнь
Нина Сергеевна была замужем дважды. Леонид Филатов стал ее вторым мужем, а первым был однокурсник и еще один коллега по «Таганке» Валерий Золотухин. С Филатовым Нина Сергеевна прожила почти двадцать лет. Они нежно любили друг друга, Леонид Алексеевич как родного принял сына Нины от Золотухина, Дениса (кстати, он стал священником и сам проводил обряд венчания своей мамы с Леонидом).
Эти отношения закончились лишь с уходом Филатова из жизни, но до сих пор, по прошествии уже шестнадцати лет, Нина Сергеевна постоянно вспоминает о супруге, о том, как они вместе работали, отдыхали, жили и были счастливы.
Фильмы
Нина Сергеевна очень много снималась в кино в 60-80-е годы, однако с девяностых в ее кинокарьере наступил перерыв. Неизвестно точно, с чем это было связано – может быть, актриса хотела отдохнуть, а может, такое решение она приняла, чтобы всегда быть рядом с мужем и ухаживать за ним – Леонид Алексеевич уже тогда тяжело болел.
Как бы то ни было, на большой экран Нина Сергеевна вернулась уже лишь после смерти супруга, а служить в театре — в «Школе современной пьесы» — начала с 2003-го. В 2007 году она снялась в фильме-спектакле «Чайка», а с 2013 года регулярно появляется в телесериалах – когда в эпизодических («Карпов», «Ну и Новый год» и др.), а когда и в главных ролях («Призрак в кривом зеркале»). Свое возвращение в кино и на театральную сцену Шацкая объясняет просто и честно: хочет подзаработать, чтобы помогать внукам – их у Нины Сергеевны аж шестеро.
Сама актриса замечает, что карьеристкой не является и честолюбия не имеет. Раньше она, случалось, отказывалась от ролей, избирательно подходила к вопросу о том, где и как сниматься. Теперь соглашается даже на маленькие предложения – деньги лишними не бывают, а внучатам помочь очень хочется. Все они, кстати, дети сына Дениса – в браке с Леонидом Алексеевичем, увы, детей у них не родилось.
Сейчас именно внуки являются единственной отрадой пожилой актрисы, а потому совершенно неудивительно, что как любящая бабушка она помогает им всеми силами. Пожелаем Нине Сергеевне здоровья, долголетия и творческих успехов!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание