Одежды народов россии: Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru – ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ «Национальные костюмы народов России»

Содержание

Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями.

Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский национальный костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.

Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский национальный костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский национальный костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский национальный костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.

Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.

Костюмы других народов России:

Адыгейцы

Буряты

Калмыки

Марийцы

Мордовцы

Цыгане

Чеченцы

Чуваши

Чукчи

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 1

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 2

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 3

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 4

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 5

Каптур(двуух)

: конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 6

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 7

Кокошник

: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 8

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 9

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 10

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 11

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 12

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 13

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 14

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 15

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 16

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 17

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 18

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 19

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 20

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 21

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 22

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 23

Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 24

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 25

Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 26

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 27

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 28

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 29

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 30

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 31

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 32

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 33

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 34

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 35

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 36

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 37

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 38

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 39

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 40

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 41

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 42

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 43

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 44

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 45

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

Народные костюмы России. Костюмы русского народа

Национальная одежда — это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

народный костюм россии рисунокдаже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта

деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название «косоворотка». Но во многих южных губерниях вырез был

прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой «гашником». Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время — картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Национальные костюмы народов России

Национальные костюмы народов России

Россия — огромная страна. Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Национальные костюмы народов России различные.

Кавказ. Россия.

Россия

Люди на Руси

Зимний женский костюм

Крестьянская невеста, 1800-е годы, Мордовская республика, Россия 1800-е годы.

Псковские женщины

Русские женщины. Воронеж, Россия

Женщина из Башкирии

Женщина из Казани, Восточная Россия

Женщина из Калуги, Россия

Женщина с Камчатки

Казанский татарин, Восточная Россия

Камчатка

Крестьянин

Купчиха из Калуги, Россия

Молодая русская женщина

Монгольская шаманка в Иркутской области, Россия

Русская женщина

Русская женщина, Россия, недалеко от Финляндии

Русская женщина

Русская женщина

Русский мужчина

Национальный костюм, Кавказ

Русский мужчина

Татарская женщина, Казань, Восточная Россия

Татарская женщина, Южная Россия

Торговец Калуги, Калужская область, Россия

Турецкая женщина из Томска

Человек с Кавказа, Россия

Национальная одежда России

У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.

Женская российская национальная одежда

Национальная российская одежда, как правило, имело два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером.

Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям на повседневный, свадебный и праздничный.

Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам.

Российская национальная одежда для женщин включает в себя:

  • рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк;
  • сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим.
  • душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча;
  • поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук), которую носили только замужние женщины;
  • гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу;
  • головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник;
  • молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник,полностью вышитый жемчугом и бисером).

В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов.

 

Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов :: SYL.ru

У каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, история своего развития и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды.

Национальные костюмы, традиции

Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение.

Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.

Национальные костюмыКаждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.

На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации.

Национальные костюмы (фото) России

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.

Национальные костюмы, фотоНа Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные.

По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Русская народная одежда: история появления

Учёные определили, что русский национальный костюм начал формироваться еще в XII веке. Причем носили его и бояре, и крестьяне, и даже цари до XVIII столетия. Принудительная смена одежды на европейский манер произошла по указу Петра I, считавшего, что для России является очень важным и торговое, и культурное общение с Европой, а стиль одежды не соответствует этому. Да и для проведения каких-либо работ она была не очень удобна. Только крестьянам было разрешено носить национальные костюмы.

Видимо, это был политический шаг, а возможно, и просто дело вкуса Петра I. С тех самых пор русский колорит сохранился в основном у крестьян. Причем в те времена указом царя было даже запрещено производить и продавать русские народные наряды, и за нарушение закона были введены штрафы, и даже предусмотрено лишение имущества.

Виды русского национального костюма, особенности

Есть четкое разделение в русском традиционном наряде на повседневный и праздничный виды одежды.

Основное отличие русского национального костюма — это многослойность, удивительное богатство отделки и довольно простой, почти прямой или слегка расклешенный крой силуэта. Цвета одежды в основном были яркие, веселые.

Русский национальный костюмПри всём многообразии народной одежды на Руси основную массу женского костюма представляли сарафанные комплекты северно-русский и южнорусский (он более древний). А рубаха везде и всегда была незаменимой основой женских нарядов. Обычно они шились из льняного полотна или хлопка, ну а более дорогие — из шёлковой ткани.

Практически все русские национальные костюмы дополнялись красивыми украшениями на воротниках и рукавах рубах и платьев: вышивкой, пуговицами, тесьмой, блёстками, узорами и аппликациями. Часто неповторимый орнамент украшал и нагрудную часть рубахи. Причем все эти дополнения в различных губерниях и областях отличались и были индивидуальными, особенными.

В любой стране и у каждого народа важной частью образа нации, государства и культуры является своя традиционная национальная одежда.

Народный костюм — это своего рода один из способов заявления о себе в государственных и даже в мировых масштабах.

План-конспект по краеведению на тему: Национальная одежда народов России

Министерство труда и социального развития

Казенное учреждение Омской области

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Занятие

» Национальная одежда народов России»

                                                                                            Составила воспитатель 5 группы:  

                                                                                                Пивень Т.В.

г. Омск

 2015г.

Цель: расширение кругозора, словарного запаса; стабилизация межэтнических отношений.

Оборудование: слайды, аудиозапись русских народных песен «Порушка-Поранья», «Ой, при лужку». Элементы народных костюмов. Магнитная доска. Кроссворд.  

Ход занятия.

У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.

Существует даже мода на национальный костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся национального костюма, передавались из поколения в поколение.

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть презентацию, будьте очень внимательны, по окончании я задам вам несколько вопросов по теме.

С помощью компьютера демонстрируются слайды, сопровождаемые комментариями.

Женская российская национальная одежда.

Национальная российская одежда, как правило, имела два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером.

Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям на повседневный, свадебный и праздничный.

Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам.

Российская национальная одежда для женщин включает в себя:

  • рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк;
  • сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим.
  • душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча;
  • поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук), которую носили только замужние женщины;
  • гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу;
  • головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник;
  • молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник, полностью вышитый жемчугом и бисером).

В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов.

      По среднему течению великой русской реки Волги и ее притокам, среди основной массы русского населения издавна живут финноязычные народы – удмурты, коми, мордва, марийцы, а также народы, относящиеся к тюркской языковой группе – чуваши, татары, башкиры. Для изготовления одежды эти народности употребляли домотканину из конопли, льна, шерсти. Богатые шили одежду только из покупной, фабричной ткани: шелка, бархата, сукна (преимущественно у татар и башкир), меха.

Комплекс женской одежды сибирских татар состоял из платьев различного покроя, поверх которых надевали безрукавки — камзолы, украшенные нашитыми монетами, бляхами ювелирной работы, тесьмой — позументом в различном сочетании. Камзолы выполнялись из шелка и бархата на подкладе из набивных тканей. В качестве тёплой женской одежды использовались бешметы, также украшенные монетами и различными бляхами. Нашивные украшения на верхней одежде располагались, в основном, по бортам и проймам, но могли располагаться и в области пояса на спине. Зимой сибирские татарки носили крытые меховые шубы. В качестве головных уборов сибирские татарки использовали круглые шапочки типа тюбетеек, заимствованные у поволжских татарок калваки, а также каркасный головной убор в виде налобной повязки сарауц. Все эти головные уборы выполнялись из шёлка и бархата в сочетании с вышивкой золотыми нитями, бисером и бусами. фрагменты таких головных уборов можно было приобрести готовыми и использовать для изготовления их в домашних условиях.

Обувь сибирских татар делилась на кожаную и валяную. К кожаной обуви относятся мягкие сапоги домашнего изготовления «чарык», а также кожаные сапоги, украшенные кожаной мозаикой, которые в большом количестве привозились из Поволжья или изготавливались в Сибири татарскими сапожниками поволжско — приуральского происхождения.

      Традиционная одежда народов Сибири и Дальнего Востока, как и других народов, была тесно связана с природой и хозяйственным укладом. Условия жизни диктуют, в частности, выбор материала для шитья одежды. В Сибири это шкуры. Оленеводы использовали оленьи шкуры, а охотники – шкуры, промышляемых ими животных и птиц. Для большинства сибирских народов верхняя одежда была одновременно и нательной, различие же между зимней и весеннее-осенней состояло в качестве используемых шкур: летней служила  выношенная, лишенная ворса зимняя одежда. Одежда народов Сибири условно была разделена на две большие группы: глухого покроя, надевавшаяся через голову, и распашная, имевшая спереди разрез. Детская одежда обычно повторяла покрой взрослой.

Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта, природы, сформировалась мужская одежда  так называемого общекавказского типа. Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаравары) одежда. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань и шерсть. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. 

      Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. В горных районах необходимым элементом верхней мужской одежды были шубы. Широко использовали кавказцы бурку. Ее носили в накидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Излюбленным головным убором мужчин на Кавказе были меховые шапки различной формы. Обувь на Кавказе отличалась большим разнообразием и по материалу, и по фасону. Мужская и женская обувь имела много общего, отличаясь лишь в деталях и отделке. Основными компонентами женских комплексах одежды (с незначительными отклонениями) явились рубаха, штаны, юбка, верхняя одежда (платье или кафтанчик) а также головные уборы и обувь.

Воспитатель: Я заметила, что вы немного устали. Предлагаю встать и немного размяться.

Под русскую народную музыку дети водят хоровод, поют, перестраиваются, начинают играть в  игру «Ручеёк».

Появляется девочка в ночной рубашке, босая, с распущенными волосами.

Воспитатель: Девочки, перед вами девушка, которую нужно одеть. По очереди вы называете предмет русской народной  одежды и помогаете его одеть.

Воспитатель:

Вот мы немного отдохнули, самое время узнать, всё ли вы запомнили?  

Викторина.

  1. Как называется рубашка, одетая на голое тело? (Исподняя)
  2. Чем украшают одежду?(Вышивка, золотые нити, монеты, пряжки, бисер).
  3. В чем различия глухой и распашной одежды?
  4. Почему замужняя женщина покрывала голову?
  5. Чем украшали голову девушки?(Повязки, обручи, ленты).
  6. Кто носит меховую одежду?(Якуты, тунгусы, ханты, манси).
  7. Что надевают на голову татары?(Тюбетейка)
  8. Верхняя меховая одежда на Кавказе?(Бурка).
  9. Что такое сарауц?(Налобная повязка у татарских женщин).

Кроссворд.

По горизонтали:

1Мужской головной убор татар.  (Тюбетейка).   3.Чем украшали голову русские девушки? (Обруч).    4. Головной убор русской замужней женщины. (Кика)   5. Материал, из которого делали одежду? (Лён).   9. Одежда русской замужней женщины в виде удлиненного передника. (Понёва).

По вертикали:

2 Украшение на шею, в виде монет. (Монисто).   3. Из шкуры какого животного делают одежду северные народы? (Олень).  6. Праздничный русский народный головной убор. (Кокошник).  7. Русская народная одежда. (Сарафан).  8. Обувь из меха у северных народов. (Унты).   10.  Мужская кавказская одежда. (Черкеска).

Подведение итогов.

     Национальная одежда — это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь. Сегодня вы узнали что-то новое, я надеюсь интересное для вас. Не забывайте о своем прошлом, храните память о нем.