Вопросы к батюшке | Никольский храм
Уважаемая Валентина! Царскую семью канонизировали не только за то, что их жестоко убили, а, прежде всего, за их добрую христианскую жизнь, за терпеливое перенесение страданий.
Что касается павших в годы Великой Отечественной войны, то, я думаю, что в подавляющем большинстве они были людьми крещеными.
А теперь о взаимоотношении коммунистов и Православной Церкви.
Одними из главных постулатов марксизма-ленинизма являются материализм и атеизм. Предполагается, что весь существующий мир есть случайное стечение нелепых обстоятельств, не имеющий не смысла, ни цели, ни разумной причины, а человек — случайное и бесцельное развитие приматов. Поэтому человек всеми правдами и неправдами должен добиваться удовольствия от жизни, потому что она быстро проходит, а после смерти — вечная пустота. Человек рождает детей, но их ждет такая же участь. Человеку в жизни приходиться много страдать и терпеть, на все это бессмысленно и бесполезно. Человек должен руководствоваться определенными нравственными принципами, но почему — этого никто объяснить не сможет. Если руководствоваться этими принципами, то как ответить на вопрос: что нужно — есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть? И если человек, называющий себя атеистом, совершает подвиг, если он жертвует своей жизнью ради другого, то он это делает вопреки своей атеистической идеологии.
Чье мнение главнее — священника или прихожан? — и другие «больные» вопросы о церковной общине
У кого должна быть власть на приходе? Как относиться к тому, что внутри церковной общины образуются «партии» со своим пониманием благочестия? А к тому, что настоятель не расположен слышать чье-то мнение, кроме своего? Эти и другие острые вопросы о жизни современной церковной общины мы задали протоиерею Федору Бородину, настоятелю московского храма Космы и Дамиана на Маросейке.
Фото Анны ГальперинойОбщина — это роскошь, которую преступно давить
— Отец Федор, сегодня Церковь многим кажется чересчур иерархичной. А как в Евангелии? Вышел Христос на проповедь, позвал одного ученика, другого… Так вокруг Учителя образовалась первая община. А как создаются православные общины сегодня?
— Да, жизнь христиан иерархична, она строится сверху вниз — от Господа Иисуса Христа: это Он нас к себе призывает и объединяет. Но сейчас не XIX век, когда государство, фактически, следило, соблюдаешь ли ты Великий пост, и быть православным было выгодно. Сейчас в храм приходит только тот, кто чувствует личное движение ко Христу. И очень часто первый толчок этому движению дают отношения между людьми, в которых человек нецерковный начинает тянуться к той жизни, которой живет близкий ему церковный человек. Сегодня часто цитируют Тертуллиана — что люди, показывая на первых христиан, говорили: смотрите, как они любят друг друга. Вот эта любовь и создает то, что мы называем общиной.
Именно эта общность людей внушала страх советской власти. Ее уполномоченные не столько боялись яркого проповедника, сколько хорошего духовника, вокруг которого созидалась община. Они чувствовали ее абсолютную инородность коммунистическому обществу, которое пытались строить.
Вот, мы в книге «Деяний святых апостолов» читаем: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (2: 42). То есть, как только возникла Церковь, христиане начали друг с другом общаться как самые близкие люди. Эта общность в самой ее природе. И если ее насильственно не пресекать, как это делала советская власть, община созидается сама. Она, как трава, прорастает даже сквозь асфальт.
— Так в чем причина такой ее «живучести»? Почему для христианина так важно чувствовать себя членом общины?
— Сердце каждого человека ищет единства, ищет любви. Это может быть семья, дружба или какое-то сообщество людей, объединенных одним служением, одной идеей. Но горечь и, не побоюсь этого слова, трагедия человеческой души в том, что любое земное единство разрушается. Допустим, в молодости вы были фанатом «Спартака» или гоняли по улицам на мотоцикле. И вам казалось, что люди, которые разделяют с вами эти увлечения, составляют часть вашей души. И так и было. Но прошло десять-пятнадцать лет, и почти никого из них не осталось в вашей жизни. У вас сегодня какое-то новое единство. Потом разрушится и оно.
Но все мы ищем того единства, которое не разрушится. А оно возможно только вокруг Того, Кто вечен, Кто никогда от тебя не откажется. И это — Христос. Поэтому то единство, которое можно обрести в Церкви — как отблеск будущего единства в Царствии Божием, это максимум того, что мы можем найти на земле.
Потому что только здесь мы встаем на твердую почву. И понимаем, что с людьми, которые встали на нее вместе с нами, мы будем и в вечности.
Община — это причастие к этому единству, которое не откажется от вас, не предаст и которое приносит настоящее утешение.
— А не оставило ли нам наше советское прошлое «наследственной болезни»? Тогда ведь храм юридически принадлежал «двадцатке» — инициативной группе, которая имела тесный контакт с властями и была им полностью подконтрольна. И если появлялся священник, вокруг которого начинали объединяться община, между ней и «двадцаткой» часто возникали серьезные трения.
— Да, такое бывает и сейчас, и это очень больно. Я сам постоянно вижу, как одни прихожане, не понимая других, пытаются выдавить их из прихода под предлогом, что их поведение неблагочестиво, неправильно. У многих в голове до сих пор стереотип советского времени, когда храм был местом, куда человек, никого там не зная, приходил поисповедоваться, причаститься и, ни с кем не общаясь, уходил. Тогда Церковь вынудили, чтобы она перестала быть общиной. Но она сохраняла главное — связь Христа со своими чадами.
Да, без общины можно спастись, но община — это такая роскошь, такая радость, такое чудо, что сейчас, когда никто не давит, мешать ей создаться, бояться ее, мне кажется, это просто духовное преступление.
Вот мы два года назад с молодежным активом прихода плавали на байдарках по реке Суре — это 600 километров от Москвы. И как-то подходит ко мне один юноша и говорит: «Батюшка, у меня полное ощущение, что мы у нас в храме». Да, вокруг ни киотов, ни лампад, ни паникадил, ни иконостаса — только сосны, песок и река. Но люди… Вот в этом-то и ценность общины: этот юноша вдруг понял, люди, которые объединены любовью ко Христу и друг к другу, сохраняют свое единство где угодно.
Что нужно от нас Христу? Чтобы мы возвещали, что Он пришел в мир. Люди должны увидеть наше единство во Христе. А где они могут это увидеть? Только в христианской семье и в общине. Поэтому община — это самое действенное миссионерское средство. Там все люди разные, у них разный возраст, пол, культура, достаток, но эти люди друг друга любят.
— Но можно ли назвать общиной людей, не объединенных общей молитвой в одном храме, а просто тех, кто долгое время окормлялся у одного духовника? Если у них общая духовная школа, общность взглядов на этот мир, но они не собираются каждое воскресенье в одном храме для единой молитвы.
— Я думаю, такое вполне может быть. Потому что центр общины все-таки не священник, а Христос. И община — это колоссальная драгоценность, именно потому что в ней Христос среди нас. Это продолжение евхаристии. Вот и святой праведный Алексий Мечев говорил: «В Царствии Божьем будет и своя Моросейка, и своя Оптина». А апостол Павел — что любовь не закончится никогда. Хотя и знание упразднится, и вера будет уже не нужна, и надежда не будет иметь смысла — все исполнится.
— Для нас пример общины — это, как правило, первые христиане. Как жили приходы многочисленных храмов в той же Византийской империи, мы не знаем. Выходит, кроме опыта первых христиан, нам и опереться не на что через две тысячи лет?
— Дело в том, что в Византии жажда общины при воцерковлении империи вылилась в создание монастырей. Это не только желание более строгого и радикального исполнения заповедей Христовых. Это желание жить с братией вкупе, как говорит пророк Давид. И монастырское братство — это прекрасный пример общины. Вспомните, молодому монаху запрещали жить отшельником, ему говорили: сначала ты должен научиться жить с братией.
— Но монашество не для всех. А община? Для всех?
— Хорошо бы, чтобы было так. Но не получается. Почему во многих храмах община не созидается? Ведь нельзя назвать общиной коллектив работников храма: даже если он дружен, это еще не община. Любовь там не распространяется на всех, кто заполняет церковь.
Настоятель должен принуждать… к взаимоуважению!
— Кто должен быть в центре общины? Обязательно ли это священник?
— Чаще всего да, но если в общине есть человек, вокруг которого она объединяется, это прекрасно. И честь и слава тому священнику, который понимает, что сам он не может быть таким центром в силу каких-то своих особенностей и позволяет дополнять свои недостатки другому. А вот когда священник считает, что он все понимает и делает лучше всех — это беда, общины не будет.
Это может быть очень хороший священник, прекрасный духовник, очень мудрый человек. Но община — это связь не через священника, не через «единый центр». Это связь людей друг с другом. И мне кажется, возникновению братских отношений между ними чаще всего мешает именно нежелание священника смиряться и просто дружить. А умение дружить, как известно, начинается с умения слушать другого. И признавать, что и его мнение может быть правильным. А у нас у священника на приходе часто возникает иллюзия, что есть два мнения: его и неправильное. И общины в таком приходе не будет.
— А может в одном храме, где много штатных священников, быть несколько общин: у отца Павла своя, у отца Алексея своя, у отца Игоря третья?
— Это неизбежно. Вообще, психологи считают, что нормальный диалог, когда собеседники слышат друг друга, возможен только у такого количества людей, которое может усесться за один стол. Это где-то 10—15 человек. Вот и община не случайно начиналась с общей трапезы, переходящей в евхаристию. А когда в храме 200 или 500 человек, настоятель должен являть великое мастерство и мудрость, позволяя каждому из служащих на этом приходе священников группировать вокруг себя тех людей, которым он близок. Одни читают авву Дорофея и «Лествицу», другие — протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Сурожского Антония, и надо не дать этим людям войти в конфронтацию друг с другом.
Мастерство настоятеля в том, чтобы обозначить эти полюсы. А если он говорит: нужно читать только эту газету, смотреть только эти передачи, придерживаться только таких политических взглядов, общины не будет. Все рассеются и разойдутся.
Ведь что больше всего мешает любви? Гордыня человеческая. Когда я уверен, что я всегда прав и духовная жизнь может быть только такой, какой ее представляю я. Но на самом деле священник с годами понимает, что любой человек находится в постоянном развитии и в разные периоды его жизни он разный. Священники это знают по себе. Человек растет, у него меняются интересы, увеличивается глубина запросов, поиска Бога.
— А может ли община существовать без священника, без учителя?
— Она может продолжить существовать после его смерти. Так, после смерти отца Алексея и отца Сергея Мечевых их община существовала в течении многих десятилетий. И костяк этой общины дожил до возрождения храма святителя Николая в Кленниках, где она зарождалась.
— Так как же объединить прихожан одного храма?
— Конечно, есть люди, совершенно по-разному культурно ориентированные. Их трудно даже усадить за один стол, вовлечь в общий разговор. И надо создавать в приходе какие-то, как это сейчас говорят, «хабы» — такие «транспортные узлы», где эти люди будут группироваться. Вот, допустим, евангельский кружок: туда вполне можно собрать таких разных людей, чтобы они там могли услышать друг друга, сдружиться и остаться в приходе.
Мы должны объединять людей понимая их язык, культуру, запросы. Причем, это касается и священников. Мне вот удается разговаривать с молодежью, а с пожилыми сложно. А есть священники, которые прекрасно общаются с пожилыми людьми. И это нормально. Настоятель же должен, как сказать, принудить всех уважительно относиться друг к другу и не пренебрегать друг другом.
Отец Федор вместе с участниками байдарочного похода прихода храма Космы и Дамиана на Маросейке, 2018. Фото из Фейсбука о. ФедораРуководство общины должно уметь «играть в песочнице»
— Но создается ощущение, что прихожане мало что решают в жизни общины. Спускается какая-то «инициатива сверху», а их дело ее принимать и исполнять. Либо не принимать. И трудно представить себе внутри прихода активную «инициативу снизу».
— Ну, просто настоятель должен научиться задавать вопросы и слышать ответы. Очень полезно собирать расширенное заседание приходского собрания: чтобы буквально все, кто считают себя активными прихожанами, могли в какое-то воскресенье остаться после службы и обсудить все вопросы — и те, которые есть у них, и те, что задаст им священник.
Ведь и настоятель может придумать какой-то свой проект, а он окажется не востребован, не интересен. А что-то, о чем он даже не предполагал, может очень понравиться людям. И опять: это надо уметь слышать. Надо уметь принимать другого и относиться к нему с уважением.
То есть, руководство общины должно уметь «играть в песочнице», как в детстве, в какую-то командную игру. У нас же часто приходит очень образованный, начитанный, прекрасный проповедник, и община, которая была до него, рассыпается. Потому что он всех «строит», учит и водит за собой гуськом, а услышать, что они сами хотели бы и как строилась община до него, при прежнем настоятеле, — он даже не ставит перед собой такой задачи.
— И что в таком случае делать прихожанам? Уходить в другой храм?
— Община — в идеале — это семья. Вот я — отец, и моя цель — дать моему ребенку опыт жизни в пространстве, согретом любовью. Как отблеск Царствия Божиего. Да, члены общины меняются, настоятели умирают, да и сами общины распадаются, а прихожане расходятся по другим храмам. Но если у человека хоть раз в жизни в течении 5—10 лет был такой опыт, если он знает, как это бывает, когда собравшиеся вокруг Чаши люди становятся действительно братьями и сестрами, этого достаточно. Жаль только, что многие этого опыта лишены, потому что там, где они живут, один храм и такой общины, о которой мы говорим, нет. Ведь есть священники, которые принципиально не хотят ее строить — боятся не справиться.
— Вы считаете, что они не правы?
— Знаете, в Церкви все-таки действует Святой Дух. И надо дать Ему эту возможность. А когда мы «назначаем» какого-то человека на роль того, кто один все знает и принимает решения, с него, конечно, легко спросить священноначалию, но тогда мы не даем действовать Святому Духу. Поэтому, когда на приходе появляется человек, который всех зажал и никого не слушает, это в какой-то степени преступление против церковности, против соборности.
Отец Федор в одном из летних лагерей прихода. Фото Веры Шмыковой«Чем я могу помочь?» — вопрос, который открывает двери в общину
— Но что мне делать, если я живу в маленьком городе или поселке, где один храм и один священник? Даже если там есть община, вдруг я почему-то в нее не вписываюсь?
— Да, это беда, и, к сожалению, Вам придется с ней смириться. Конечно, сегодня средства коммуникации позволяют людям поддерживать отношения даже на расстоянии. Но община — это роскошь, это драгоценность. Можно войти в Царство Божие и без нее, но ведь хочется уже здесь попробовать, что это такое. И в общине это возможно.
Понимаете, после долгих лет воцерковления, после наведения некоторого порядка в своем духовном мире человек зачастую сталкивается с некой исчерпанностью этой жизни. Ему чего-то не хватает. И надо двигаться дальше. А община — это люди, объединенные верой, которая, по слову апостола Павла, действует любовью.
В общине каждому есть чем заняться. Кому-то обед приготовить, квартиру убрать, кому-то детей раз в неделю в бассейн отвезти. Один может провести какую-то лекцию. Другой — организовать летний лагерь или поход. Третий — поговорить о Евангелии. Просто нужно создавать на приходах центры, куда стекаются предложения и просьбы, и соединять людей друг с другом. И каждый должен что-то делать. Потому что пока ты только получаешь, ты — еще не член общины, ты — пользователь. Ты не ощутил в полной мере правоту слов Христа: «Блаженней отдавать, чем принимать».
А частью общины ты становишься, когда засучишь рукава и будешь трудиться.
Когда человек пришел в церковь, ему понравилось, как люди там друг с другом общаются, и он подходит к старосте или настоятелю и говорит: «Чем я могу помочь?», вот тогда он начинает врастать внутрь общины. То есть нельзя просто приходить пировать каждое воскресенье. Нужно еще и трудиться.
— То есть, только молиться и трудиться? И этого достаточно?
— Нет, еще нужно обязательно изучать Священное Писание, святых отцов, историю Церкви — узнавая учение, возрастая в нем, люди очень сильно объединяются. Мы сейчас каждое воскресенье изучаем с прихожанами книгу «Деяний святых Апостолов». И это так здорово! Это такой разговор вообще о Церкви! Приходят десятки людей, им это интересно, им это важно. И это их объединяет.
Ну, и, конечно, воскресная школа. Это очень сильная точка сбора общины. Все, у кого есть дети, там друг с другом знакомятся, кто-то готовит, кто-то убирает посуду, кто-то дежурит в классе. Потом все вместе едут на экскурсию. Или в летний лагерь. Мы 15 лет по месяцу жили в палатках при каком-нибудь монастыре. Там между поколениями устанавливались действительно дружеские связи. И, я надеюсь, если Бог благословит, когда я стану старым и немощным, эти люди останутся костяком общины в храме, где я служил.
После литургии говорить о деньгах как-то неловко
— Вот мы сравниваем общину с семьей. А каждая семья старается как-то обустроить свой дом, сделать его уютным. Но многие прихожане даже не представляют себе нужды своего храма. И, видя ценники на свечки или требы, возмущаются. Так что должно случится, чтобы человеку захотелось прийти и хотя бы просто помыть там пол, как дома?
— Должна случится любовь. Чтобы человек почувствовал, что его здесь любят, что здесь он действительно среди братьев и сестер. Вот тогда он захочет прийти в храм, как в свой дом, и с радостью что-то в нем сделать. Не за деньги, а потому, что это — его.
Есть у апостола Павла такие чудные слова: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в на, но в сердцах ваших тесно». Вот и сердце священника и работников храма должно быть такое широкое, чтобы человек чувствовал, что ему там не тесно.
А сейчас часто бывает: собрались в храме, попировали с Господом на Его трапезе, причастились, остались на лекцию, пока дети в воскресной школе и… разошлись. А священник сидит и думает, где завтра денег взять, потому что течет крыша, и за отопление нужно платить, и за хор. И поделиться этими заботами ему не с кем, потому что прихожане за это не отвечают.
— Но часто священник сам не хочет говорить с прихожанами о деньгах. Не на уровне: «Дорогие братья и сестры, нам нужно это, это и это», а серьезно обсуждать с ними финансирование прихода.
— Да, иногда просто неудобно, неловко. Понимаете, священник во время богослужения чувствует себя возвещающим о Царствии Божьем, и говорить о деньгах очень не хочется.
Хотя я вот помню одно из первых своих крещений. Крестный отец, который был старше меня, просто умирал от смеха, читая «Символ веры» — ему казалось, что это писали какие-то персонажи из мультиков. Я сказал: «Знаете, Вы не можете быть крестным. Встаньте в сторонке, пожалуйста». А он мне: «А я заплатил».
И тогда я понял: поскольку я в этом храме не настоятель и не могу распорядиться убрать ценники, я не могу от сердца к сердцу искренне сказать человеку то, что хочу. А если нет ценника — могу. И когда мы открыли наш храм, в нем с первого же дня не было никаких ценников. И с кружками для пожертвований у нас во время литургии не ходят. И это позволяет мне управлять ситуацией, и разговаривать с прихожанами так, как я считаю нужным.
Правда, можно было бы посмотреть на ситуацию и так: ведь это не у тебя долги, а у общины. Ведь это общине Господь дал этот храм, у которого крыша протекла. Да только как спрашивать с общины сейчас? Пока прихожане не имеют в храме никаких полномочий, почему они должны нести за него ответственность? И эту проблему рано или поздно придется решать, возможно, как-то работать с уставом.
При этом, конечно, тоже много нелегких вопросов возникнет. Как, например, сохранить меру? А то мне один батюшка рассказывал: когда его назначили настоятелем храма в Соединенных Штатах, он первый раз пришел на службу, видит — в церкви грязно, на следующий день купил метлу. А староста ему говорит: «Мы тебе за это деньги не отдадим, потому что, ты не имеешь права тратить ни цента, не согласовав с нами». Но когда все решения принимает приходское собрание или совет, священнику начинают диктовать, какие службы как служить, как читать, как проповедовать, о чем говорить, о чем не говорить. Совсем как это было в Советском Союзе. А канонически священнослужитель должен управлять общиной, как архиерей епархией.
Но если в общине есть любовь, все эти вопросы решаются как в семье, без скандалов. Община — это когда люди от чистого сердца трудятся в храме, собравшись вокруг священника, которого любят. Когда все равны во Христе и каждый другому служит своими дарами. Мы все друг другу нужны: вместе мы — тело Христово.
Беседовала Марина Борисова
Слушайте расширенную аудио-версию беседы о церковной общине с протоиереем Федором Бородиным в программе «Светлый вечер» на радио «Вера»
Ответы священников на вопросы — Бишкекская и Кыргызстанская епархия
28 января 2020 г. 19:54
Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Заинтересовалась на старости лет Священным писанием, читаю Библию, молитвы, псалтырь. Хожу на исповедь и причастие. Естественно, что многое непонятно. Стала искать в интернете материалы о христианстве. И столкнулась с проблемой: те светила православия, которые дают очень понятные, интересные, подробные, логичные объяснения по различным религиозным вопросам, практически все сейчас в опале у РПЦ: Кураев, Осипов, Головин, Ткачёв. А Моленко вообще сектантом оказался… Вот что это значит? Что долгие размышления вводят умнейших, высокообразованных людей в заблуждение? Что же тогда простым делать? Мне очень понравились лекции вышеперечисленных «товарищей». У меня пытливый ум, мне хочется узнать подробности мироздания, историю христианства, становления Православия, тем самым укрепить свою веру. Научиться отвечать мусульманам на разные каверзные вопросы. Кого теперь слушать, если в церкви раздрай идёт? Создаётся впечатление, что сами священники православные конкурируют друг с другом и согласия у них никакого нет: ни в вопросах веры, ни между собой по-человечески. Вот в этом мы очень проигрываем мусульманству: у них очень ладненько всё, дружно. И у меня уже закралось сомнение, что при таком раскладе внутри церкви вполне могли библию переписать, и добавить отсебятину. Так кого можно и нужно слушать? Вообще, читаю, слушаю и диву даюсь: никто ничего доподлинно не знает. Всюду какие-то предположения, измышления. В самом Писании ничего непонятно, пояснения у всех разные. Как можно построить на таких данных достоверную историю и теорию? Просто надо читать молитвы, давать милостыню и не задавать вопросов. Может, потому что ответов-то и нет по большому счёту? Ну, вот простите Бога ради! Если уж Осипов и Кураев заблудилиь, то что простым смертным делать?
Отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
В одном вопросе Вы задали несколько вопросов. Постараюсь отвечать по порядку.
Первое. Православная Церковь отличается от прочих христианских направлений тем, что своё понимание Писания и истин веры (догматического и нравственного учения) она строит на авторитете святых Отцов, которые являются выразителями апостольского Предания. Поэтому, Отцы для каждого православного христианина — бесспорный авторитет. Вот у кого, дорогая Светлана, и нужно искать правильное понимание Библии, и другие ответы вероучительного и нравственного характера. Конечно, читать Отцов не так просто: они жили в других исторических и культурных условиях. Их язык и изложение весьма отличен от современного. Однако, без них никак не обойтись. Начните с чтения толкований на Четвероевангелие блаж. Феофилакта Болгарского https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/ Его толкования наиболее просты в понимании, и кратки.
Второе. По поводу А.И. Осипова, А. Кураева, Головина, Ткачева, Моленко. Здесь нужно разбираться с каждым именем индивидуально. Например, Алексей Ильич является действующим преподавателем МДА, наиболее известным и авторитетным современным богословом и миссионером Русской Православной Церкви. Он никак не находится ни в какой опале. Лично я (и не только) считаю его высказывания вполне соответствующими Православию. Его книги получили гриф: «Одобрено Издательским Советом РПЦ», а значит, прошли цензуру на соответствие святоотеческому учению. Протодиакон Андрей Кураев, к сожалению, во многом сам виноват, что находится сейчас в таком «задвинутом» положении. Начав бороться с реальными грехами внутри РПЦ, он, к великому сожалению, перешел к борьбе с самой Церковью, что для православного верующего совершенно не допустимо. Стоит вспомнить его громкие высказывания по поводу одобрения Критского собора, раскола в Украине, и пр. Хотя книги и лекции о. Андрея являются вполне доброкачественными. Вы можете их читать и слушать. О Андрей Ткачев – действующий клирик РПЦ. Не запрещен, не подвергается «гонениям». Очень популярный проповедник. Его выступления Вы так – же можете слушать. Что касается бывшего священника Владимира Головина из г. Болгар, за деструктивную деятельность сектантского характера, он был законно лишен священного сана. Если хотите, можете познакомиться с материалами о его деятельности на сайте свт. Иринея Лионского https://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/ Естественно, после всего происшедшего, слушать его выступления, и читать книги (с которых, кстати, был снят гриф Издательского Совета), нельзя. Олег Моленко, является бывшим священником Русской Православной Зарубежной Церкви. Лишен священства потому, что основал собственную секту, именуемую им «Вселенской Церковью Иоанна Богослова». В качестве архиерея этой «Церкви» он поминает самого апостола Иоанна, который «воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей, он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях» https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/4621/22699/raskolnik-oleg-molenko-i-ego-knigi Судите сами, можно – ли после таких высказываний доверять содержимому его публикаций?
Третье. Что касается вопроса о раздрае среди богословов Церкви, здесь исполняется пророчество апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Так что, не удивляйтесь этому процессу. Опять – же, чтобы не ошибиться в выборе наставника, нужно прежде всего, ориентироваться на творения людей, имеющих в Церкви бесспорный авторитет: на святых Отцов. И уже по их книгам судить о доброкачественности учений современных богословов.
Четвёртое. Вы ставите под сомнение не поврежденность Библии, предполагая: не «отредактировали» ли её? Отвечаю: это – не возможно технически. До нас дошло более пяти тысяч древних манускриптов книг Нового Завета. Это говорит о том, что оригиналы Евангелий и апостольских Посланий в древней Церкви были многократно скопированы, и распространялись на больших территориях. И для того, чтобы их «отредактировать» злоумышленникам понадобилось – бы все эти списки отыскать, изъять, уничтожить, и заменить новыми. Вы считаете, что такая деятельность могла – бы пройти для древних христиан не замеченной? Но в истории Церкви нет даже намёков на то, чтобы верующие когда – то, где – то, возмущались подобной «редакцией». Так что, по поводу чистоты библейского текста можете не сомневаться.
Что касается вопроса о том, что, якобы, у мусульман, по сравнению с православными «трава – зеленее»: нет никаких разделений, у них всё «гладенько», Вы сильно ошибаетесь. Там тоже есть разделения, противостояния между разными течениями, и отдельными богословами. В Исламе нет твёрдой догматики, нет никаких аналогов христианским Вселенским Соборам для выражения четкого и общеобязательного учения. Поэтому, многое зависит от каждого конкретного проповедника. Мусульмане, как и прочие люди, тоже подвержены последствиям падения Адама. А значит, и грехи здесь ничем не отличаются от грехов в прочих религиях. Разница между Православием и Исламом лишь в том, что у нас есть средства борьбы с грехом (правда, не все христиане хотят ими пользоваться), а там – нет.
Поэтому, дорогая Светлана, по мере сил, двигайтесь вперед в познании Господа Нашего Иисуса Христа, и учения Его Церкви, научаясь отсеивать ложные учения от верных. Ориентир – есть. Бог Вам в помощь.
Ссылка на вопрос
1115 вопросов священнику, Раздел 4
Как избавиться от недуга пьянства?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Приверженность к пьянству действительно является недугом. Причем важно знать, что болезнью этой страдает одновременно душа и тело. Духовный недуг (зависимость от демонов) доминирует над физическим. Именно поэтому чисто медицинские средства оказываются недостаточными. В Предмсертном дневнике св. праведного Иоанна Кронштадтского (28 октября 1908 г.) есть краткое молитвенное воздыхание: «Помяни создание Твое, Алексия (Полднева), – пьяницу, и избавь его от когтей врагов бесплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь» (М.-СПб., 2003, с. 84). Несколькими годами ранее св. Иоанн писал: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, – у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,2002, с. 191). Слова «молитвой и постом» взяты из святого Евангелия (Мф. 17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, наслаждениям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому (она легко может развиться в страсть) бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что надежды нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет просить у Бога помощи, Господь ее подаст: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
Дорогой Александр! Чтобы пришла к вам помощь от Бога для преодоления недуга, необходима вера, что Господь Вам поможет. Нужно покаяться во всех своих грехах и впредь делать это регулярно в две – три недели раз. Так же часто причащаться. Приступая ко святой Чаше с верой и благоговением пред величайшей святыней, Вы будете получать врачевание души и тела. Нужно иметь мирный дух. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Как можно чаще (хотя бы кратко, но горячо) обращайтесь с молитвой к Царице Небесной.
Молитвенное обращение за помощью к Богу и к Пресвятой Богородице должно обязательно соединяться с решимостью оставить навсегда эту пагубную страсть. Всю свою волю надо направить на то, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Надо строжайше себе запретить до конца жизни даже самое малое количество алкоголя. В противном случае коварный враг легко воспользуется этим и ввергнет Вас в еще худшее состояние, чем прежде. Вообще надо иметь очень сильный страх: боязнь погибнуть как телесно, так и духовно. Тогда и проявиться воля. Надо постоянно возгревать в себе любовь к жизни. Увидеть ее высокий смысл и назначение.
Нужно постараться найти себе какое-нибудь интересное и увлекательное занятие. Ни в коем случае не будь праздным.
Многое зависит от того тепла, которым будут согревать Вас близкие. Однако решающим является ваше желание и твердая воля.
Где грань между человекоугодием и любовью к ближнему?
иеромонах Иов (Гумеров)
Любящий всегда предполагает благо ближнего, а человекоугодник думает о своем благе. Исполняющий евангельские заповеди, даже снисходя к немощам другого, поступает по любви, потому что хочет избавить его от состояния уныния и печали о своем несовершенстве. Чаще всего человекоугодие порождается двумя причинами: малодушием (страх перед влиятельным человеком) или корыстью.
Человекоугодие является грехом против первой заповеди, ибо мешает проявить ревность об угождении Богу. «Если бы я и поныне угождал людям, – говорит апостол, – то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).
Бывают сложные жизненные обстоятельства, когда грань между любовью к ближнему и человекоугодием трудноразличима. В таких случаях нужна усиленная молитва, чтобы Господь Бог дал дар рассуждения принять правильное решение.
В чем смысл брачного воздержания во время поста?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
О необходимости супружеского воздержания во время поста говорит нам Слово Божие: « Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим »(1Кор.7:4–5). Нельзя оправдывать супружеское невоздержание во время поста желанием зачать детей. Церковь благословляет делать это в иные дни. Все, что делается в нарушение св. церковных уставов, не может принести пользу.
Период поста – время духовного подвига. Церковь призывает нас к покаянию, усиленной молитве, воздержанию, хранению чувств, борьбе со страстями.
Еще с детства у меня появились необычайные способности, я могу лечить руками, предугадываю события и т. д., то мне делать?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Пока душа соединена с телом, человек живет по тем естественным законам, которые Бог положил. Он может иметь гениальный ум, тончайшие эстетические чувства, богатырские силы. Все это изумляет, но не настораживает, так как не выходит за границы естества. Лишь на ступени святости угодники Божии, великими духовными трудами очистившись и освятившись, обретают особые дарования: прозрение и чудотворение. Совершают это благодатью Святого Духа, сосудом Которого они становятся. Все сверхестественные дарования у человека обычного, не стяжавшего святость, черпаются из темного демонического источника. Происходит это тогда, когда у человека появляется зависимость от падших духов. Поэтому надо решительно запретить себе использовать упомянутые Вами «способности», чтобы не повредить другим и себе. Случайно такая зависимость возникнуть не может. Господь Бог хранит людей от бесовского приражения. Мы защищены от демонической напасти, когда живем в Церкви полнокровной духовной жизнью, участвуем в ее благодатном молитвенном опыте. Если же недуг, о котором Вы пишете, появился раньше, все равно выход из этого болезненного состояния один – прибегнуть к Господу через Его Церковь. Нужно регулярно с верою приступать к таинствам (исповеди, причастию, а Великим постом – к соборованию), соблюдать посты и другие церковные уставы, во время утренних и вечерних молитв и в течение дня с сердечно теплотой просить помощи у Бога как нашего Небесного Родителя и Матери Божией. Недуг, описанный в Вашем письме, врачуется не сразу и нелегко, но надо верить во всесилие и милосердие Бога.
Как установить меру поста при телесной немощи?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Дорогая, Анна! Прежде всего, похвально Ваше желание исполнить святые уставы Церкви. Господь всякую искреннюю жертву примет. Хочется посоветовать Вам, чтобы телесный пост и молитвенное правило Вы совершали по силам. Правда, не всегда легко установить эту меру. Определенным свидетельством того, что мы строим жизнь нашу правильно, является внутреннее удовлетворение, радостное настроение, мир душевный.
При той телесной немощи, о которой Вы пишете, можно вкушать любую постную пищу, не отказываясь от растительного масла. Количество пищи также определите разумно. Когда сил мало, страдают наши дела, которые мы обязаны выполнять. В этом долг христианина. Самое главное – духовный пост: благодарное чувство к Богу за все, ровное доброжелательное отношение к людям, чистота помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Молитвенное правило также продумайте, чтобы оставалось время для отдыха. Иначе потом проявится накопившаяся усталость. Средоточием нашей жизни должно быть исполнение евангельских заповедей.
Как относиться к друзьям с нетрадиционной ориентацией?
иеромонах Симеон (Томачинский)
Относиться, как к больным людям, – с состраданием. Правда, к сожалению, практически все они болеют по своей воле, сознательно избирая подобный путь. Так что существует определенная опасность заразиться тем духом распущенности, который излучают последователи Содома и Гоморры. Наверное, стоило бы сохранять разумную дистанцию от таких людей. Если же человек искренно кается и хочет преодолеть свой порок, то в этом случае поддержка близкого человека могла бы сыграть важную роль.
Так кому же я должен отдавать кесарево если кесаря нет?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
В словах Спасителя не заключена оценка властей. Смысл ответа, данного Иисусом Христом фарисеям и иродианам, вполне ясен: подчинение земному правителю не препятствует служению истинному Богу.
Священное Писание учит исполнять законы той страны, в которой человек живет, и подчиняться правителям, независимо от их достоинств или недостатков (1Пет.2:13–14; Рим.13:1–7) и даже молиться за «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2). Обратим внимание, что царем в Риме тогда был Нерон (37–68) – первый гонитель христиан. Исключение возникают лишь тогда, когда власти препятствуют служить Богу. Когда члены синедриона запретили учить о имени Иисуса, святые апостолы Петр и Иоанн «сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).
Меня вернули на эту землю после клинической смерти и реанимации. Как мне узнать зачем? Как мне исполнить волю Спасителя?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Св. Апостол Павел призывает христиан за все благодарить Бога: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:18). Без воли Божией даже волос не может пасть с головы человека (Лк. 21:18). Господь дал Вам время на покаяние. Чтобы исполнить волю Божию надо всем сердцем принять святое Евангелие и стараться исполнить данные в нем заповеди. Живите в благодатном молитвенном опыте Церкви, и она приведет Вас к спасению.
Надо ли каяться в том, что я совершила еще до крещения? Разве крещение сняло с меня грех аборта?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
В таинстве крещения человек очищается от всех грехов, независимо от возраста. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:3–8). Эта истина закреплена в Символе веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Итак, отпущение грехов дается через крещение всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предочищения» (Творения, М.,2002, с. 294).
Если грехи (в том числе смертные) были совершены после крещения, прощение человек получает при искреннем покаянии. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Всегда ли прощаются грехи, если мы в них каемся по должном исправлении? – Всегда, в то самое время, когда грешник возопит к Господу с сердечным сокрушением, он и бывает услышан Им, как мытарь, Закхей, Манассия, Давид, блудница и проч.» (Келейный летописец, М.,2000, с. 595).
Нужно отличать прощение грехов и чувство вины перед Богом, которое может остаться на всю жизнь. Однако по милости Божией это чувств постепенно перестает быть болезненным. Оно может стать постоянным источником благодарения Господа за Его любовь и долготерпение.
Не надо также унывать об участи убиенного младенца. Должно все предоставить безграничному милосердию Господа.
Можно ли просить Бога о скорой смерти, если совсем тяжело и выхода нет?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Человек не должен просить смерти. Сроки жизни определяет один Бог, Который желает всем спасения и точно знает, когда для человека должна закончиться земная жизнь. Священное Писание наставляет нас по-христиански с терпением переносить жизненные невзгоды и болезни. В этом и есть совершенство веры. По учение святых отцов в огне болезней и скорбей, если они переносятся благодушно, сгорает греховная нечистота, подобно тому, как золото очищается в тигле. Св. апостол Иаков призывает укреплять себя примерами праведников: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:10–11).
Как относиться к человеку, который занимается колдовстовом?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Существование колдунов христианство никогда не отрицало. В Священном Писании сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18:10–13). Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывает нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научает нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк.8:30–33). Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь – вид духовной болезни. Защита от них одна – жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).
Объясните смысл стиха 1 Кор. 6:11–18
иеромонах Иов (Гумеров)
Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:13–18).
Человек, принявший веру Христову, отрекается служению сатане, умирает для прежней порочной жизни. Так как Церковь есть Тело Христово, то христианин таинственно соединяется с Христом не только душою, но и телом: тела ваши суть члены Христовы. Поэтому дерзость и безумие – осквернять члены блудом, делать их членами блудницы. Другие грехи тоже совершаются посредством тела, но грех – вне тела, а в блуде сам грех в теле. Он неизбежно разрушает тело.
Как понимать слова, что жена спасется деторождением?
иеромонах Иов (Гумеров)
Св. апостол Павел, призывая жен учиться безмолвию, говорит: жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1Тим.2:14–15). Так как чадорождение есть явление естественное, не имеющее само по себе спасительного значения, то святые отцы здесь понимают, прежде всего, воспитание рожденных ими детей в христианской вере и благочестии. «Деторождение, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – есть дело природы. Но жене даровано не только это, зависящее от природы, но и то, что относится к воспитанию детей. В том великая будет состоять для них награда, если они воспитают ратоборцев Христу; так что они могут заслужить спасение не только сами через себя, но и через других – детей своих». Для этого жена должна хранить себя в чистоте, вере и любви христианской.
Женщины, живущие в блуде и делающие аборты, опасно уклоняются от пути спасения. И чем больше они совершают смертных грехов, тем трудней им восстать от падения. Однако пока путь земной не закончился, всегда остается спасительная надежда.
Почему на неделе о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни?
иеромонах Иов (Гумеров)
Притча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (
Священник всегда прав? И как смириться с несправедливостью в храме?
Что делать, если священник неправ, а вы, простой прихожанин, правы и точно это знаете? Как строить свои отношения с духовным отцом, если вы с ним не согласны? Такие вопросы возникают перед прихожанами не так уж редко и каждый раз ставят их в мучительное положение — то ли доказывать свою правоту перед священником, то ли оставить все как есть, промолчать, смириться и попытаться по-другому взглянуть на ситуацию. Именно в такой ситуации оказалась автор письма в редакцию журнала «Фома».Письмо в редакцию
Здравствуйте!
Священник отказался причастить годовалого младенца, который за 2 часа до причастия пил молоко. Крестная и мать — воцерковлены. Согласно церковному документу «Об участии верных в Евхаристии» от 2015 года, евхаристический пост не обязателен для младенцев до 3-х лет. К большому сожалению, обсудить этот вопрос со священником не представляется возможным. Настаивать на причастии, мне кажется, грешно и вообще недопустимо. Спорить со священником или обсуждать это со священноначалием (жаловаться) — неприемлемо. Кроме того, любые конфликтные ситуации со священнослужителями всегда оборачиваются против мирян.
В большинстве случаев обвинят в недостатке смирения (впрочем, смирения мало у всех людей, это правда), и только незначительная часть священников готова пойти на диалог, и уж совсем немногие из батюшек способны сказать, что они ошиблись, например. Короче, априори священнослужитель всегда прав, а если неправ, смотри выше. Как правильно к этому отнестись? Как вообще мыслить правильно, если со священником не согласен по каким-либо вопросам? Младенца-то причастить можно и в другом храме.
Наталья Черненко
Мы обратились к настоятелю храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при университете МГИМО протоиерею Игорю Фомину с просьбой ответить на эти вопросы.
Кто виноват?
— Может ли быть, что священник неправ?
Протоиерей Игорь Фомин
— Да, это бывает. Не думаю, что это бывает очень часто, но бывает.
Как быть в случае, который вы описали? Я думаю, здесь есть о чем задуматься и родителям ребенка, и отказавшему им священнику.
В церкви мы часто можем увидеть плачущих младенцев, которых несут на причастие. Как же так: причастие — благодать, а младенец плачет? Он сопротивляется благодати? Конечно, вполне возможно, что ребенок плачет просто потому, что он замерз, проголодался или хочет спать. Но может быть и нет, и подобная ситуация содержит какой-то знак родителям? Ребенок неотделим от семьи. Невозможно считать, что он живет своей жизнью, ест, пьет, причащается сам по себе. Да, может быть, священник в чем-то не разобрался. Но причина этого может быть невидимая, не осознанная священником (он ведь орудие в руках Божиих) и родителями не понятая.
Начинаешь говорить с родителями, для чего они хотят причастить младенца, отвечают: чтобы ребенок был здоровеньким, чтобы на нем было Божье благословение. Но сами они не причащаются, им самим Причастие не нужно! Мы крестим детей по вере родителей, не по желанию — это разные вещи. Родитель должен быть верующий и только по вере можно крестить ребенка.
Когда Господь обращается к людям, Он ведь не всегда говорит на понятном языке. Вспомните, как в пятой главе книги пророка Даниила рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин». Никто из пирующих не мог их понять, истолковал их только пророк Даниил: они предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит. Почему Господь напрямую, на понятном языке не обращается к пирующим? Понимаете, мы не можем взять и сказать: Господи, Ты вот нам отказал в причастии, но Ты скажи напрямую, простыми словами, что Ты хочешь, чтобы мы все это поняли. Нет, человек должен сам дойти до смысла. В духовной жизни не все так просто. Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие получает его (Мф 11:12). Это относится лично к человеку, а не к его ребенку, его ближнему. Духовная жизнь — не инструкция по переходу с одной стороны улицы на другую. Духовная жизнь — это жизнь, в которую мы можем прийти, только усвоив какие-то уроки, что-то пережив, отказавшись от себя, изменив себя по Евангелию. А все Евангелие говорит о смирении Богочеловека.
— Это то, что можно сказать родителям. Но разве священнику вы ничего не хотите сказать?
— Хочу. Я не знаю, что происходило в той ситуации, возможно, чего-то люди просто не поняли или не восприняли, что-то такое священник увидел, что заставило его так сказать. Но я, как священник, ставлю себя на его место и вижу, что я, скорее всего, неправ, потому что объяснение было дано очень неубедительное.
Даже Серафим Саровский говорил: «Когда я говорю от себя, я часто бываю неправ. Когда я говорю от Бога, по Священному писанию, тогда надо ко мне прислушиваться».
И мне стыдно за своего собрата, который не причастил ребенка. Лично мне, как священнику, действительно стыдно.
Возможно, этот священник в чем-то не разобрался, может, он сам никогда не ходил с детьми в храм. Священнику тоже важно время от времени ходить в церковь как простому прихожанину вместе с женой, со своими детьми. Потому что, когда ты стоишь в храме, смотришь, как твой собрат служит, ты понимаешь, как делать не надо или, наоборот, как надо делать. И на этом учишься и исправляешь ошибки.
Ошибки все совершают. Все мы бываем неправы. И я, конечно, неправ бываю. И я бы был благодарен людям, если бы они подошли ко мне со своим вопросом и сказали: батюшка, объясните, почему так? Но там ведь люди не спрашивали, они возмутились?
— Люди не возмутились. Это их ранило и поставило в неловкое положение. Ведь между священником и мирянином должны сложиться очень доверительные отношения. Духовный отец — это тот, кому ты вручаешь душу.
— Один известный пастырь предложил как-то такую метафору: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав пищи. Но от него зависит, придет человек сюда еще раз или нет (от повара это зависит само собой!).
Вопрос здесь, в общем-то, сложный. Не складываются взаимоотношения со священником?
Но священник тоже не может быть этаким бюро добрых услуг. Мы приходим в храм изменяться, а не менять других. Дело священника — утешать страждущих, поддерживать, но ни в коем случае им не потакать.
Если не складываются взаимоотношения — поменяйте приход. Найдите того, кто будет для вас наставником. В храм вы всегда можете прийти и помолиться. А духовное окормление вы будете получать в другом месте. Все люди разные, и все священники разные, так Богом устроено. Постарайтесь найти того, кто будет вас понимать и, главное, кого вы будете слышать и слушать.
Фото Сергея Воронина
Жаловаться или нет?
— Какова мера ответственности духовного отца за свое духовное чадо? Некоторые священники считают, что надо давать советы тем, кто о них просит, другие так не считают. А Вы как думаете?
— У каждого свое предназначение от Бога. Один священник не дает никаких советов, другой, наоборот, очень четко рассказывает, как жить, какого цвета обои выбрать и так далее. Кто-то найдет себе сурового старца, который будет его в хвост и в гриву гонять. А другой найдет себе мягкого, который будет его только утешать: какой ты молодец, как ты правильно поступил. И тот и другой мирянин при этом может вдохновиться и совершить великие духовные подвиги. Господь приведет каждого именно туда, куда ему нужно и полезно.
Когда пришла в нашу страну перестройка, духовенства было мало и не очень оно было готово принять такое количество страждущих, интересующихся людей. Недаром же Моисей 40 лет по пустыне выводил народ из страны Египетской, чтобы ничего из прежней жизни не вошло в Землю обетованную. И вот во время перестройки все то, что должно быть тайным и сокровенным, келейным, стали возводить в ранг праведности: пост, молитва, исповедь, причастие. А ведь это только средства достижения чего-то. А вот чего — нередко мы просто не понимаем.
Посмотрите, у нас все книжки про монастырь, про то, как нести послушание по его правилам. Мы идем к священнику, чтобы он решил наш вопрос как духовник монастыря: тебе надо машину вот такую, детей столько-то, за грибами тогда-то, ну и так далее. И это кажется замечательным. В самом деле, очень удобно: батюшка, а что мне делать с мужем, а что мне делать с женой, а как вести себя с детьми? Насущные вопросы? Насущные. Будут задавать до скончания века. Нам очень нравится такая игра в духовность: выполняй строго заданные правила и можешь считать себя образцом благочестия. Но это игра — к духовности она имеет мало отношения. Поэтому давать советы, не давать советы — это очень большой вопрос.
У нас есть Евангелие, та книга, которая нас приводит к обóжению, сорадованию — тому состоянию, для которого человек и творился Богом. Первый признак того, что человек правильно идет, — это радость. Не веселость, а радость. Это разные вещи. При этом священник является третейским судьей между тобой и Евангелием. Независимо от его личных особенностей, мы сверяем направление хода своей жизни, вынося свои поступки, мысли, намерения на суд исповеди перед духовником. Так неужели вся духовная жизнь сводится к тому, сложились у меня отношения с батюшкой или не сложились? Похвалил он или нет?
— И все-таки что делать человеку, который уверен, что священник поступил не так, как надо?
— Если Вы не согласны со священником, то можно поступить следующим образом. В каждой епархии, благочинии есть духовник, у которого все священники регулярно исповедуются несколько раз в год. Вот именно такие вопросы и можно решить с ним. Кстати, даже не называя имени «обидевшего священника».
— А что ответит духовник? Даст четкие правила «как правильно причащаться»?
— Духовник разъяснит, надеюсь, все. Но, конечно, четких правил нет. Всегда есть икономия, отступление от правил, которые дают разные послабления.
Допустим, Великий пост, Страстная Пятница, строгий пост. От этого поста освобождаются беременные и старики: по уставу после захода солнца они могут выпить немножко воды и вкусить немножко хлеба. Кто-нибудь так постится сейчас? Я не имею в виду беременных и стариков, вообще кто-то так постится?
Да, духовник ответит, как надо причащать. Что в соответствии с такими-то правилами человек до 7 лет считается младенцем, поэтому он может причащаться не натощак. Он даже может, наверное, дать письменное разъяснение. Эту бумагу всегда можно показать священнику и потребовать исполнения. Только как ты будешь приходить на причастие потом? Ведь причастие не самоцель. Мы причащаемся не ради причастия…
— То есть Церковь не рынок. Ты не можешь хлопнуть по столу документом.
— Хлопнуть-то можешь. Только что дальше будет? Дело в том, что есть другая форма отношений в Церкви. Когда человек (напомню, кстати, что и священник тоже человек), начинает смиряться, у него в жизни вдруг начинают происходить чудеса. Смирение — это не рабская покорность, а радостное, благодарное принятие того, что тебе ниспосылается. Я бы именно на это обратил внимание человека, который написал письмо.
Фото Виктора Велина
Эта дверь открывается на себя
— Автор письма очень горько говорит именно о том, что некоторые священники как бы присвоили себе монополию на истину в последней инстанции и оперируют понятием смирения всегда в своих интересах. Паства у них всегда виновата в недостатке смирения.
— Нет, это не так. Священникам дано право пасти вверенную им паству, направлять, вразумлять, утешать. Мы приходим в Церковь и должны изменить себя, а это не всегда бывает приятно, безболезненно.
Вы вполне можете доказать свою правоту. И это бывает часто. Но что дальше-то с этой правотой делать?
Можно с этим поэкспериментировать. Мы же знаем, что снимают священников. Это происходит и в Москве, и в самых разных епархиях…
— То есть все равно ответ Церкви: смиряйтесь?
— Ответ Церкви: спасайся! Мой ответ: смиряйся. Я просто искренне хочу духовно помочь тому человеку. Я призываю не просто к смирению, а смирению как радости, благодарности и осмыслению собственной жизни.
Давайте просто разберемся. Человек возьмет и докажет свою правоту. Я вам гарантирую, что в данном случае он сделает это элементарно. Можно открыть правило Святых апостолов, показать священнику, и все. Вывесить в Интернете, на приходской доске, чтобы уж никто не сомневался. В епархию написать, чтобы последовали административные выводы. Этот человек докажет, что прав он, а не священник. Что дальше? Что изменится в его отношениях со священником, которые, как я понимаю, у него не складываются?
Я сейчас не заступаюсь за того священника, ни в коем случае. Я просто думаю, почему эта ситуация вообще сложилась, из-за чего она произошла.
Самый страшный грех нашего времени, я считаю, — это не гордость, не пьянство, не блуд, не убийство. Это способность к оправданию себя абсолютно во всем. Потому что я достоин всего мира, я от мира должен взять по максимуму, потому что мир крутится вокруг меня.
— Так что же делать этому человеку? Доказывать свою правоту или смиряться?
— Пусть этот человек прав. Но пусть он подумает, зачем ему эта правда.
Сколько людей на свете, столько правд. Вот самая обычная ситуация: приходят муж с женой в храм, ругаются. Слушаешь мужа: прав. Слушаешь жену: права! Правы ли они оба? Наверное, нет. Но что делать? Где истина? А истина может быть только во Христе — в том смиренном Христе, Который проливает кровь, Который дает Себя распять, не призывает легион ангелов, чтобы всех низвести и покорить, вылечивает ухо, которое отрезают рабу Малху в Гефсиманском саду. Тому самому рабу, который пришел Его взять! Господь не противоречит этой мирской неправде. Он выходит, предает Себя на распятие, чтобы чада Его имели надежду на спасение.
Давайте подумаем, может, Господь такими препятствиями дает вам возможность войти в Царствие Небесное? Может, это знак к тому, чтобы задуматься: почему меня останавливают, а других нет? В церковной истории много таких примеров.
Вот Мария Египетская. Она блудница, плыла с паломниками на корабле и блудила с ними. И вот все эти паломники так называемые заходят в храм, а ее Господь не пускает. Почему? Разве среди всей остальной толпы все были безгрешные? Она же с ними и блудила! Что она делает? Бежит в Небесную канцелярию жаловаться: где правда, что это такое, почему так несправедливо? Нет! Она выбирает покаяние и жизнь в пустыне до конца дней. Здесь человек должен задуматься: что дальше?
— То есть нужно научиться переводу с языка формального служения на язык глубинного понимания?
— Да. Это язык обóжения. Мы же созданы для того, чтобы обóжиться, прийти в состояние божественное. Когда человек насаждается в Раю, ему даются заповеди: возделывать Рай, трудиться. И именно этим трудом он может войти в радость Господа, стать как боги. Лукавый приходит и говорит: ничего не надо, никаких диет соблюдать не надо, сейчас я тебе таблетку такую дам, съешь, сразу похудеешь, выучишь английский, и трудиться не надо, вообще ничего делать не надо. На вот, только съешь яблоко — и будешь как боги, и все сразу познаешь. Но это ложь! Посмотрите на историю человечества: исходящее от диавола — ложь! Людям предлагается от Бога путь смирения и труда. Но они отвергают этот путь. Они хотят доказать, что священник неправ. Ну, смирится перед тобой священник, извинится, что дальше? У вас наладятся взаимоотношения? Вряд ли. Будет изгнание из рая.
— То есть ваш совет такой: выбирая между доказательством своей правоты и смирением, — выбирай смирение.
— Надо выбирать между любовью к себе, любовью к собственному торжеству и общинной семейной жизнью. Мне в семье больше нравится. А в семье дверь между людьми открывается только на себя. Надо себя всегда ужать в чем-то. Попробуйте, докажите зеркалу, что оно неправо. Докажите! А вот смиренному человеку вы докажете, что он неправ. Только потом раскаетесь триста раз. Я думаю так.
— Вы хотите сказать, что победа в этом споре всегда будет пирровой победой?
— Да! Абсолютно правильно. Победить вы победите. Вы сожжете Москву, как Наполеон, но отступление-то будет очень тяжелым. Надо уметь сдавать Москву, чтобы выигрывать сражение.
|Читайте также:
Чье мнение главнее — священника или прихожан? — и другие «больные» вопросы о церковной общине
На заставке фрагмент фото Ирины Марьенко
Вопросы и ответы | Священник Сергий Свешников
Новый проект! Самые интересные вопросы форума «Батюшка Онлайн» будут публиковаться здесь.
Вопрос: Читала ,что названные на исповеди грехи не будут записанны у дьявола и их не вспомнят на частном суде.также св.отцы и некоторые батюшки в т.ч.на этом форуме советуют очень тщательно и конкретно исповедоваться.другие батюшки и Вы в том числе говорите исповедовать только корни грехов.вопрос в том что если я буду назывть корни грехов,то какие то конкретные поступки,мысли,чувства которые я обобщила припомнятся мне за гробом?
Ответ: Покаяние—это таинство соработничества Бога и человека в деле изменения человека; это творческий процесс. В покаянии человек осознаёт свою греховность, осознаёт свою немощность в борьбе с этой греховностью, имеет желание изменить себя, но, зная, что сам он не в силах, обращается к Богу за помощью. На практике, если я каюсь в грехе пьянства, например, то у меня должно быть твёрдое желание бросить пить, я делаю всё, что в моих силах, чтобы бросить пить, и молю Бога о помощи в том, чтобы бросить пить. Пример такого покаяния—Мария Египетская. Она ушла в пустыню, бросила пить, 17 лет боролась в пустыне с мыслями о вине и пьянке, принесла плод покаяния и с Божией помощью достигла не только освобождения от греховных страстей, но и высоты святости. А, вот, исповеди у неё не было. Она только за год-с-небольшим до смерти рассказала Зосиме о своей жизни—и то не во всех подробностях, не в храме, не под епитрахилью и без специальных ритуалов.
Исповедь—это церковный ритуал засвидетельствования личного покаяния. Но этот ритуал может быть пустым. Если я думаю, что для прощения достаточно просто назвать грех, перечислить что-то на листочке—и всё, магически всё прощено, то никакого таинства в этом ритуале не будет (и никакого прощения тоже). Человек может оттараторить список своих грехов абсолютно без покаяния, и это будет совершенно бесполезно. Это будет даже вредно, если человек будет ложно думать, что все его грехи магически прощены просто потому, что он что-то оттараторил.
Практика «подробной исповеди» относится не к покаянию, а к монашеской практике откровения помыслов и духовничества. Послушник приходит ежедневно к старцу, открывает ему свои помыслы во всех подробностях, рассказывает во всех деталях о прошедшем дне, а опытный старец даёт мудрые советы по исправлению жизни и борьбе с грехами. Духовник, как врач, анализирует симптомы, выявляет болезни, назначает правильный курс лечения и следит за прогрессом. На это общение у старца и послушника уходит огромное количество времени. На приходах такое просто невозможно. Во-первых, не всякий священник может быть духовником. Новорукоположенный мальчишка в 25 лет ничего толкового Вам не сможет сказать. Он со своими грехами ещё не справился и не знает как лечить Ваши. Во-вторых, если Вы начнёте ежедневно проводить по два часа со священником, то у священника не останется времени ни на других прихожан, ни на свою семью. Да и Ваш муж, скорее всего, заподозрит неладное. Наконец, если просто представить, что каждый исповедник поговорит со священником не 2 часа, а только 10 минут, и не каждый день, а лишь в субботу вечером, то на 20 исповедников нужно будет 200 минут или 3,5 часа. Если это делать во время службы, то когда-же священнику служить? Если это делать после всенощной, то в котором-же часу Вы попадёте домой? (А, ведь, утром—опять в храм на Литургию!) Конечно, если у священника есть время подробно Вас выслушать и что-нибудь посоветовать, то этой возможностью нужно воспользоваться, держа в уме то, о чём я написал выше.
Мне кажется, что те священники, которые требуют детального отчёта от прихожанок, либо имеют нездоровый интерес к личной жизни прихожанок (поверьте, к мужчинам на исповеди они так не пристают), либо у них нездоровое мнение о своих духовнических дарах, либо они просто не понимают сути того, чем они занимаются, и стараются копировать то, о чём они прочитали в каком-нибудь патерике. Однако, я могу быть совершенно неправ. Я Вам объяснил свою позицию. Вы можете попросить других священников обяснить их позицию и решите для себя, что наиболее приемлемо и полезно для Вашей духовной жизни.
Вопрос: Ведь почему то ж отцы советуют тщательно все называть ,не по шаблону и чтоб аж стыдно было,перегорело.как считаете,для чего они советуют это?
Ответ: Это делается ради того, чтобы помочь человеку бороться со своими грехами. Если ему стыдно, то в следующий раз чувство стыда поможет ему остановиться и не повторять греха. Так что, верно, некоторые грехи на исповеди необходимо конкретно называть—особенно, если стыдно. Но нельзя описывать их во всех подробностях! Во-первых, пожалейте священника! Он же тоже человек. Понятно, что по роду деятельности он—помойная канава, и каджый сливает в него всю свою грязь. Но расковыривать эту грязь, всё-же, не стоит. Я думаю, Вы меня понимаете. Во-вторых, если Вы пытаетесь бороться с какой-нибудь страстью, то подробные воспоминания всех деталей, ощущений, переживаний, действий и т.д., связанных с этой страстью, только ещё больше взбудоражат Вашу и-без-того-больную душу. Всё нужно делать с рассуждением.