Почему смех заразителен: Почему смех заразителен?. Статья. Психология. Самопознание.ру – Почему смех заразителен?. Статья. Позитивная психология. Самопознание.ру

Содержание

Смех заразителен. Доказано:) | STENA.ee

Почему смех заразителен? Совокупность увиденного, услышанного и ассоциативного ряда вызывает у человека ответную реакцию и поэтому любая полномасштабно увиденная, услышанная и воспринятая эмоция вызывает у человека ту же реакцию. Это связано с тем, что человеку свойственна эмпатия (сопереживание эмоциям других). Заразительны и сопереживательны — и смех и слезы и страх и гнев…

Этот случай не постановка. Этот всплеск позитива произошел в берлинском метро.

А под катом смотрим аналогичный сюжет, но уже постановочный. Эта короткометражка была представлена на одном из весенних фестивалей в 2007 году. Весь зал смеялся… фильм закончился, а люди продолжали смеяться…

Слово «обезьянничать» может означать всё что угодно – подражание жестам, действиям, привычкам и даже мимике, однако использование его в контексте последней до сих пор не было обоснованным. Благодаря группе германских и британских зоологов мы теперь можем смело применять термин и к тем, кто копирует наши физиономии.

Марина Давила-Росс из Портсмутского университета совместно с Сусанне Менцлер и Эльке Циммерманн из ганноверского Университета ветеринарной медицины изучили поведение орангутангов в нескольких германских зоопарках. Они записали на видео общение молодых приматов со своими сверстниками и более старшими собратьями, после чего сконцентрировались на одном из характерных выражений их лиц – открывании рта без видимой на то причины. Считается, что обезьяны скалят зубы примерно с той же целью, что и люди – открытый рот у них является аналогом человеческой улыбки.

Как показал анализ видеозаписей, увидев такое выражение у напарника, молодые орангутанги очень быстро перенимали настроение второй обезьяны – всего через 0,4 секунды обезьяны очень часто также открывали рот, что не могло быть случайным совпадением даже у чрезвычайно подвижных в плане мимики обезьян. По мнению исследователей, это пример врождённой эмпатической реакции, так как «сообразить», по какому поводу радуется напарник, за такое короткое время орангутанги не могли.

Прежде уже было показано, что зевок для обезьян также заразен, как и для их далёкого потомка – человека, однако заразность других эмоций – в частности, смеха – установлена не была. Кроме того, насчёт зевания у учёных есть разные мнения, высказывались даже предположения, что таким образом обезьяны могли предупреждать друг друга о той или иной опасности, поэтому «заразность» этого сигнала не требует привлекать идеи о развитости эмпатии среди обезьян. В случае же с открытым ртом, считают исследователи, сомнений быть не может.

Таким образом, в том, чтобы «заразительно смеяться» большого достижения людей нет. Этому научились ещё наши предки более 12 миллионов лет назад: именно тогда жил последний известный науки общий предок современных людей и орангутангов.

Источник: http://www.gazeta.ru

И только попробуйте сказать, что вы хотя-бы не улыбнулись;)

Рекомендуется к просмотру: 

10 интересных фактов о смехе

Смеяться настолько естественно, что мы не задумываемся о том, почему мы смеёмся и сколько раз в день мы это делаем. На самом деле смех – это намного интереснее, чем может показаться.

1) Взрослые люди смеются примерно 17 раз в день.

2) Люди – не единственный вид из всех особей, живущих на нашей планете, способный смеяться.

Польза смеха

3) Многими исследованиями снова и снова подтверждается, что смех улучшает самочувствие и здоровье, а также помогает организму противостоять болезням.

Почему смех заразителен

4) Когда мы смеёмся, мы делаем две вещи: ритмично двигаемся и издаём ритмичные звуки. Наш мозг побуждает нас делать и то, и другое одновременно. Так мы подаём четкий сигнал нашему окружению о том, что мы смеёмся, а так как смех заразителен, другие тоже начинают смеяться.

факты о смехе

5) Изучение физиологических процессов, происходящих во время смеха, имеет собственное название: гелотология.

6) От того, как быстро наш мозг распознает несовпадение информации в большинстве шуток, зависит то, засмеёмся мы или нет.

Вместе смешнее

7) Большинство исследователей считают, что смех имеет социальную функцию. В компании людей вероятность засмеяться повышается в 30 раз по сравнению с тем, когда мы одни.

смех в компании

Шутят ли руководители

8)

Некоторые исследования показывают, что люди, занимающие руководящие посты, склонны шутить чаще, чем их подчинённые. Считается, что контроль над смехом в группе является способом проявления власти, поскольку таким образом осуществляется контроль над эмоциональным климатом в коллективе.

Когда смех во спасение

9) Иногда смех может быть спасительным. Если заставить засмеяться нападающего человека, который угрожает каким-то образом другому, то в итоге конфронтации можно избежать.

10) В процессе смеха задействуются 15 лицевых мышц и несколько областей мозга.

Чувство юмора и здоровье: почему мы смеемся и на что это влияет

Что эффективнее, если требуется рассмешить человека: хорошая шутка или неистовый заразительный смех? Учёные косвенно подтверждают, что второй способ будет более действенным. Если у тебя нет чувства юмора, то это не значит, что ты никогда не будешь смеяться, потому что сам смех — понятие более сложное, чем шутки на любом стендап-концерте. Рассказываем, какие есть особенности у нашего хохота.

Социальные и физиологические механики


Чувство юмора и смех могут быть совершенно не связаны друг с другом. Ведь смех может быть вызван совершенно не юмористическими ситуациями, например, в случае так называемого нервного смеха. Дети также подтверждают эту мысль, ведь они смеются в достаточно раннем возрасте, а чувство юмора развивается у человека заметно позднее. Всё дело в том, что смех — это наследие нашего животного прошлого и социальное явление нашего прогрессивного настоящего.

Давай вспомним, над чем смеются дети в раннем возрасте. Над неожиданно возникшей смешной игрушкой (но почему она для них смешная?), над мамой, внезапно раскрывающей руками своё лицо с внезапным «ку-ку» (но разве это смешно?), или над папой, бегущим за ребёнком по комнате (ситуация комична разве что только со стороны). Всё это сопровождается непринуждённым, искренним и звонким смехом ребёнка. Нас смешат ситуации, обыгрывающие тревогу и состояние страха, — все эти внезапности для ребёнка сродни лёгкому испугу, который, на самом деле, не таит опасности. Это можно сравнить с тем, как мы пугаем своих знакомых, а они после лёгкого вздрагивания, скорее всего, засмеются или будут говорить, как мы их напугали, но с улыбкой на лице. То же самое и с чувством юмора. В чём секрет удачной шутки? В необычном финале, в неожиданности, а это тоже очень близко к испугу. Можно сказать, что смех сам по себе — это реакция на отрицательное действие, обернувшееся положительным исходом.

Взрослый смех — это уже во многом действие социальное. Результат исследования говорит о том, что человек будет на 30% чаще смеяться, если рядом с ним находится кто-то ещё. Отсюда и вырастает понятие «заразительного смеха». У комика математически больше шансов рассмешить большую толпу не потому, что есть вероятность собрать больше людей, понимающих твой юмор, а потому что есть шанс начать цепную реакцию хохота, — я думаю, что тебе знакомо чувство, когда смешно, потому что смеётся кто-то другой, можно сказать, что у этого человека просто забавный смех, но социальный аспект тоже влияет на эти реакции.

К тому же смех рождается не только в голове — от чувства юмора или желания смеяться вместе. Грудная клетка участвует в этом процессе не меньше. Это как в случае с речью: мы можем говорить не только потому, что научились наделять слова смыслом, но и потому, что нам это позволяет наше умение управлять своей грудной клеткой, дыханием, из которого мы и извлекаем слова. Делаем это мы с помощью плавных движений грудной клетки — другие виды млекопитающих на это просто не способны. А во время смеха эти межрёберные мышцы начинают сокращаться очень часто, что можно сравнить с быстрым надавливанием на грудную клетку (порой это может приводить к спазмам, что вызывает беззвучный хохот). По сути, это и есть смех. При сильной радости могут быть задействованы и другие типы мышц: могут расслабляться мышцы конечностей (отчего мы иногда даже руку не можем поднять при приступе хохота) и сокращаются мышцы слёзных желёз (смех до слёз).

Кстати, на фоне особенностей нашего организма существует миф о том, что другие животные смеяться не могут. Да, смысл шутки они могут не оценить, но щекотка действует на обезьян так же, как на нас. Даже крысы, оказывается, боятся щекотки. Учёные проводили исследования на эту тему, выяснив что при щекотании они издают звуки, которые находятся вне нашего слухового диапазона. Эти же звуки крысы издают, когда играют друг с другом.

Зато наш слух способен различать настоящий и ненастоящий смех. Об этом говорит Софи Скотт, занимающаяся изучением смеха и всего, что с ним связано. Вот две записи её радостного хохота, из которых ты без труда выберешь ту, которая является неискренней его имитацией:

Первый определённо фальшивый, или, как его иногда называет исследователь, социальный смех, который используется при налаживании контакта. То, что очевидно для тебя, совершенно непонятно для ребёнка, — в другом исследовании Скотт пришла к выводу, что с возрастом гораздо проще различать варианты смеха. При этом она изучила участки мозга, которые «включаются» при обработке разных звуковых дорожек. При прослушивании искреннего смеха у нас больше задействованы участки, отвечающие за обработку звуков, так как это уникальные, ранее не встречавшиеся нам звуки, а при ненатуральном — те, что отвечают за обработку информации, потому что мы, ощущая неискренность такой реакции, пытаемся определить её причины. При этом ненастоящий смех характерен тем, что в его извлечении больше участвует нос, чем при искреннем хохоте. Так что если кто-то гнусавит при реакции на твою шутку, то он, скорее всего, лицемерит или болен гайморитом.

И смех, и грех, и секс


Смех был не всегда одинаково позитивной реакцией в обществе. Безобидное, казалось бы, выражение «и смех, и грех» раньше относилось к греховности человека. Сейчас мы его используем для описания ситуаций, в которых сама положительная реакция не очень уместна, но несколько веков назад смех считался первой ступенью на пути к греху. Есть другие варианты поговорки, говорящие об этом: «Где смех, там и грех», «Мал смех, да велик грех». Смех относился в религии не к греху земному, но греху нравственному, так сказать, связанному с получением удовольствия. Поэтому нередко церковь приступы смеха называла нашествием бесов в тело человека.

Прямое отношение к греху смех всё же имеет. Во время секса и смеха в организме человека происходят одни и те же реакции. Не только потому, что оба эти действия сопровождаются выбросами эндорфина, но и самой схемой процесса: учащённое дыхание, ускорение кровообращение, сокращение мышц и последующее расслабление. Бесконечный стресс для организма. Более того, исследователи из Торонто подтвердили эту схожесть, определив, что у женщины во время секса и во время смеха задействуются одни и те же участки мозга. Так что, если тебя преследуют неудачи в сексуальной жизни, посмеяться над собой будет полезно по многим причинам.

Сам пошутил — сам излечился

«Смех продлевает жизнь» — это слишком общее заявление, преувеличивающее значение положительных свойств смеха, но они всё же есть. Британский медицинский журнал опубликовал масштабное исследование специалистов из Бирмингема и Оксфорда, которые изучали влияние смеха на пациентов. Они выяснили, что смех снижает болевой порог и жёсткость артериальных стенок, что уменьшает вероятность инфаркта (учёные подшучивают сами над собой, говоря, что в свете этой информации чтение рождественского выпуска Британского медицинского журнала добавит читателям несколько лет жизни). Смех положительно влияет и на пациентов с хронической обструктивной болезнью лёгких, улучшая функции дыхательных органов, а продолжительный смех помогал сжечь 2000 калорий и даже снизить уровень сахара у пациентов с диабетом. 36% женщин, которых после ЭКО развлекал клоун, забеременели. У другой контрольной группы при сравнении успешные случаи составили всего 20% успеха. Больничная клоунада, кстати, достаточно распространённое явление не только в детских больницах.

Но смех не для всех одинаково полезен. В ходе этого же исследования выяснилось, что одна пациентка с синдромом учащённого сердцебиения умерла после интенсивного хохота. А также смех может вызывать приступы астмы, развитие грыжи и недержание мочи. Но своё исследование учёные всё-таки заканчивают шуткой и говорят, что им ещё предстоит исследовать, «могут ли плохие шутки ухудшить самочувствие, вызовет ли сухой юмор обезвоживание организма и приводят ли безвкусные подколы к искажению чувства вкуса».

Почему женский смех более заразительный, чем мужской — Тестостерон

Смеяться мы начинаем намного раньше, чем думать и говорить, но много ли мы знаем о смехе? Ученые всерьез считают, что именно смех может помочь ответить на множество вопросов о человеке и его месте в мире.

Почему мы смеемся?

Версий, почему человек смеётся существует множество и все они имеют право на существование. Философ Джон Морелл считает, что первой функцией смеха является защитная, связанная со страхом смерти (смеются, потому что страшно). Антрополог Махадев Апте отмечает в качестве главной социальную, объединяющую функцию смеха. Эту версию подтверждают и многочисленные исследования, показавшие, что в общественных местах человек смеётся в тридцать раз чаще, чем находясь в одиночестве.

Смех часто помогает установить более доверительные отношения в коллективе и даже продвинуться по карьерной лестнице.  Джон Морелл отмечает, что люди, занимающие доминирующее положение в обществе (боссы, начальники, директора) шутят чаще, чем подчиненные. Подчиненным же в данном случае остается искренне смеяться над остроумием боссов, чтобы выразить эмпатию и заслужить доверие.

Следует различать смех как таковой и юмор, поскольку смех изначально не может являться рациональным феноменом — младенцы способны смеяться в 200 раз чаще, чем взрослые, хотя очевидно, что шуток они понимать на рациональном  уровне ещё не способны.

Ничто человеческое им не чуждо

До последнего времени считалось, что смех — исключительно человеческая способность, однако последние исследования доказывают, что это не так. Способностью к смеху обладают не только приматы, наиболее близкие к человеку по эволюционному развитию, но даже крысы. Материал, опубликованный в журнале New Scientist рассказывает об исследованиях ученых чикагского Северо-Западного университета, чья научная деятельность заключается в том, что они подвергают щекотке лабораторных крыс.  Исследования уже дали сенсационные результаты. Оказалось, что во время щекотки крысы издают определенные звуки на чистоте 50 килогерц, которые человек не в состоянии различить. Такие же звуки грызуны издают и тогда, когда играют друг с другом. Американские ученые всерьез считают, что эти звуки являются вариацией смеха.

И смех и грех

Отношение религизных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в «Исповеди» упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого приводит в своей работе «Бахтин и русское отношение к смеху» Сергей Аверинцев: «Где смех, там и грех» (варианты: «Мал смех, да велик грех»; «Навели на грех, да и покинули на смех»; «И смех, и грех»; «И смех наводит на грех»). Очень характерно пушкинское:
… А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.»

Смех как неуправляемая энергия также обладает «вирусным эффектом», что делает его ещё более опасным. Из века в век католическая церковь пыталась приручить смех, боролась с карнавализацией и другими проявлениями «низовой» дионисийской культуры.

В православии отношение к смеху более сдержанное, хотя борьба со скоморошеством на Руси также не отличалась лояльностью к «смеховодам». Православие различает смех светлый и темный, и если первый — сдержанный и радостный — от Бога, от чистого сердца, то второй — едкий и язвительный — суть проявление темного, бесовского начала. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал:   «Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него — помощью невидимых хранителей его — чисто и ясно».

Смешная искренность

Наука подходит к изучению смеха со всей серьезностью. Занятное исследование провел психолог Университета штата Джорджия Майкл Оурен. Целевой группе из 28 человек были показано полсотни роликов разного уровня комичности. После просмотра респондентов попросили объяснить свою реакцию на увиденное. Результаты оказались ожидаемыми: люди искренне смеялись над одними и теми же роликами, скучные же видеофрагменты вызывали у испытуемых сдержанный и неискренний смех. Это же исследование позволило выявить механику искреннего смеха. Оказалось, что человек не может искренне смеяться с закрытым ртом. Просмотр наименее комичных роликов сопровождался смехом с закрытым ртом и сжатыми губами. Вывод: если хотите продемонстрировать искренность — смейтесь с открытым ртом, но не перебарщивайте — излишне открытый рот может говорить о невоспитанности.

Женский смех

Особого внимания заслуживают исследования американских ученых, которые доказали, что наиболее заразительным является женский смех. Джоанна Бачоровски из Университета Корнелла  и уже знакомый нам  Майкл Оурен провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что женский смех не только является самым заразительным, но и может расцениваться как средство социальной адаптации. Бачаровски и Оурен характеризуют женский мелодичный смех как естественное средство в борьбе за выживание, он издревле используется женщинами в ситуациях, связанных с опасностью и потенциальной угрозой. Майл Оурен так прокомментировал результаты своего исследования: «Это не есть признак слабости женщины; это следует понимать как мощное оружие, сильно действующее на чувства мужчины». Интересно также, что женщины, которые смеются «некрасиво» вызывают большую антипатию, чем не умеющие «красиво» смеяться мужчины. Женский смех, вызывающий наибольшую эмпатию в обществе, характеризуется исследователями как смех, при котором голосовые связки производят звуки «ха-ха».

Медицина смеха

Все мы знаем, что смех продлевает жизнь, но не все знают, что существует даже отдельная отрасль медицины, называемая гелотологией. Во время смеха в организме человека снижается уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а количество гормона удовольствия — эндорфина — увеличивается. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира. Особенно «смешными» больницами являются больницы в Израиле, где уже несколько лет практикуется лечебная клоунада. Волонтеры, желающие лечить смехом, проходят специальное обучение и успешно работают во всех стационарных больницах Израиля. Также необходимо сказать о так называемой Каула-йоге или йоге смеха. В её основе лежит методика коллективного смеха и дыхательных упражнений. Её разработал в 1995 году индийский врач Мадан Катарья. Каула-йога, которая позволяет людям смеяться на протяжении двадцати минут «без причины», делает людей более стрессоустойчивыми, миролюбивыми и в целом здоровыми. Во время смеха человек потребляет больше кислорода, у него нормализуется артериальное давление. В общем и целом — смейтесь на здоровье!

Смех и sex

Биохимия секса и смеха практически идентичны. Во время обоих процессов выделяются эндорфины, стимулируется множество групп мышц, а сам смех может восприниматься в качестве «безопасного оргазма». На факультете психологии и психотерапии Университета Торонто в Канаде проводились исследования, доказавшие, что у женщин во время секса и смеха возбуждаются одни и те же участки мозга. Совпадают при двух процессах также и фазы, через которые проходит человек во время секса и человек во время любовной игры, от учащенного дыхания и усиления кровообращения до последующего этапа спада и расслабления.

Смех без причины — признак…? Почему мы смеемся некстати? | Мир | ИноСМИ

Нередко мы замечаем, что рассмеялись в самый, казалось бы, неподходящий для этого момент. Как выяснили психологи, такой неловкий смех, возможно, является одним из наиболее базовых и важных проявлений человеческого поведения.

Мой разговор с Софи Скотт уже подходил к концу, когда она развернулась к своему компьютеру и показала мне видеоролик о полуголом мужчине, прыгающем «бомбой» в замерзший бассейн. Поиграв мышцами и покрасовавшись перед камерой, он решается на прыжок — но ударяется об лед и летит кубарем по его гладкой поверхности. Лед-то выдержал, а вот друзья нашего героя чуть не лопнули от смеха.
«Они начали смеяться, как только увидели, что обошлось без крови и сломанных конечностей, — говорит Скотт. — Они буквально катались по полу в истерике и ничего не могли с этим поделать». (Если вы хотите посмотреть видео, о котором идет речь, его можно найти здесь. Только учтите: присутствует ненормативная лексика.)

Почему нам так неудержимо хочется смеяться, даже если человеку больно? И почему это так заразительно? Софи Скотт, нейробиолог в Университетском колледже Лондона, последние несколько лет пытается найти ответы на эти вопросы. Она объясняет мне, почему смех — одна из важнейших реакций человека и почему ее так часто неверно интерпретируют.

В рамках одного из экспериментов Скотт сканировался мозг профессионального пародиста Данкана Уизби, чтобы понять, как ему удается перенять едва заметные особенности речи других людей. К своему удивлению, Софи Скотт обнаружила, что активность мозга, по всей видимости, задействовала зоны, обычно ассоциирующиеся с телесными движениями и визуализацией — Уизби буквально проникал под кожу своего героя. В целом же исследование работы пародистов помогло ей определить, какие зоны мозга отвечают, например, заакценты и артикуляцию– важные аспекты нашей речевой индивидуальности.

Но лишь после исследования в Намибии Софи Скотт осознала, что смех — одно из важнейших проявлений нашего голоса. Предыдущие исследования показали, что представители самых разных культур могут распознавать шесть универсальных эмоций — страх, гнев, удивление, отвращение, грусть, радость — на основании выражения лица. Однако Скотт хотела выяснить, можем ли мы выразить менее очевидную информацию с помощью голоса. Она попросила коренных жителей Намибии и англичан послушать записи друг друга и определить, какие эмоции были представлены. Среди них — не только шесть общепринятых универсалий, но и облегчение, торжество и удовлетворение.

Представители обеих групп легче всего опознавали смех. «Буквально сразу стало понятно, что он отличается от других положительных эмоций», — говорит нейробиолог.

Чем дольше продолжалось исследование, тем интереснее были его результаты. Так, Скотт вскоре выяснила, что юмор — не главная причина нашего смеха. «Люди искренне уверены, что чаще всего они смеются в ответ на шутки других, однако во время разговора больше всего смеется тот, кто в этот момент говорит», — утверждает она.

Софи Скотт определяет смех как социальную эмоцию, которая сплачивает нас и помогает нам сблизиться, вне зависимости от того, смешно нам на самом деле или нет. «Когда вы смеетесь вместе с другими людьми, вы демонстрируете им, что они вам нравятся, что вы с ними согласны или что вы принадлежите к одной и той же группе, — говорит она. — Смех является индикатором близости отношений».

Смешинка в рот попала

Отсюда, видимо, и ситуации, когда двое в паре способны вызвать друг у друга взрыв хохота, а окружающие не понимают, над чем они смеются. «Иногда говорят: у него отличное чувство юмора, благодаря которому я считаю его крайне привлекательным. На самом деле имеется в виду: он меня привлекает и когда мы рядом, я демонстрирую ему это с помощью смеха», — поясняет Скотт.

Веселье, похоже, является важнейшим способом поддерживать отношения. По словам Софи Скотт, исследования показали, что смех в паре позволяет ее участникам быстрее снимать напряжение после тяжелых событий, а в целом совместная жизнь такой пары обычно продолжается дольше.

Согласно другим недавним исследованиям, люди, смеющиеся вместе над забавными видео, чаще делятся друг с другом личной информацией, углубляя таким образом взаимопонимание.

Даже бурное веселье, вызванное неудачным падением в замерзший бассейн, могло послужить объединяющим фактором для друзей многострадального ныряльщика. «Любопытно, что его приятели начинают смеяться буквально в тот же момент — думаю, таким образом они помогают ему почувствовать себя лучше», — считает Скотт.

К аналогичным выводам пришел Робин Данбар из Оксфордского университета: согласно полученным им данным, смех коррелирует с повышением болевого порога. Возможно, дело в повышенной выработке эндорфинов — эти химические соединения также укрепляют социальные связи.

Сейчас Софи Скотт пытается выяснить разницу между деланным смехом, который мы используем для придания живости разговору, и неудержимым хохотом, способным испортить телевизионный или радиоэфир.

В частности, она обнаружила, что «носовой» смех менее искренний, а «надрываем живот со смеха» мы без всякого участия носа.

Функциональная магнито-резонансная томография помогла Скотт понять, каким образом мозг реагирует на вышеописанные разновидности смеха. Похоже, оба они стимулируют зеркальные нейроны — эти области головного мозга отвечают за подражание действиям другого человека. К примеру, они задействуются, когда человек видит, как другой пинает мяч — или делает это сам. Возможно, именно эта нейронная мимикрия делает смех таким заразительным.

«Вероятность того, что человек засмеется, в присутствии другого человека повышается в 30 раз, — говорит исследователь. Важное различие заключается в том, что менее спонтанный «социальный смех» вызывает большую активность в областях, связанных с «ментализацией» (пониманием того, что чувствует другой человек) и попытками разобраться в мотивах окружающих — вероятно, мы таким образом размышляем о причинах неискреннего смеха.

Вам может показаться, что разницу между непроизвольным и деланным смехом понять несложно, однако Скотт считает, что этот навык развивается у человека постепенно: лучше всего мы начинаем распознавать природу чужого смеха ближе к 40 годам.

Недавно Софи Скотт организовала эксперимент в лондонском Музее науки, в рамках которого ее коллеги просят посетителей разного возраста посмотреть несколько видеозаписей со смеющимися и плачущими людьми и оценить искренность героев. Как отмечает нейробиолог, плач является основным способом коммуникации для младенца, а важность смеха растет по мере взросления ребенка.

Хотя нам может не нравиться притворный смех некоторых людей, Скотт считает, что этот факт говорит больше о нас самих и о том, как мы реагируем на их социальные сигналы, чем о том, насколько неприятными являются эти люди в действительности.

Исследователь рассказывает мне о знакомой, которая вечно раздражала ее настойчивым свистящим смехом: «Мне всегда казалось, что она смеется совершенно не к месту. Когда я проанализировала происходящее, то поняла: все дело в том, что я не реагирую на ее смех. Сам же смех был абсолютно уместен». Если бы она не испытывала изначальной неприязни к той женщине, считает Скотт, она бы смеялась от души и даже не обратила бы внимание на ее интонации.

Любопытство Софи Скотт заставило ее не только исследовать на прочность отношения между людьми, но и отправиться в комедийные клубы. «Когда эстрадный юморист общается со сцены с публикой, все равно происходит взаимодействие», — говорит она. Имеет место своеобразный диалог между комиком и зрителями. «Мне интересно, как публика начинает смеяться и как смех постепенно замирает, существует ли синхронизация с окружающими людьми или это не имеет значения — ведь взаимодействие происходит напрямую между вами и человеком на сцене», — рассказывает исследователь.

Как ни странно, отмечает Скотт, комическим актерам зачастую проще работать с большими залами. Возможно, дело в том, что заразительный смех распространяется волнами по большой аудитории. Скотт приводит в пример запись того, как юморист Шон Лок доводит зрителей до смеховой истерики, просто повторяя периодически слово «cummerbund» (в переводе — «кушак»).

Нейробиолог попыталась установить, каким образом начинается волна смеха в аудитории, прикрепив сенсоры к ее участникам. Результативность этого метода оказалась низкой: зрители чувствовали себя скованными. Однако она надеется продолжить исследование при помощи знаменитых комедийных актеров, таких как Роб Делани — возможно, им удастся справиться с напряженностью публики.

Иногда Софи Скотт сама выступает на лондонских комедийных вечерах. Я спрашиваю, способствовали ли результаты ее исследований формированию ее сценического образа? Скотт не считает, что наука помогла ей в развитии комического дара. Впрочем, на следующий день я отправился посмотреть на ее благотворительное выступление и выяснил, что это действительно очень смешно.

Более чопорные коллеги Скотт, похоже, не одобряют ее «легкомысленного» подхода. Но исследователь осознает, насколько мощным инструментом самовыражения может быть смех и насколько эффективно с его помощью можно заставить людей себя слушать. «Смех кажется поверхностным, эфемерным, бессмысленным, — поясняет она. — Но он никогда не бывает нейтральным и обязательно что-нибудь да значит».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кто смеется самым заразительным смехом — Рамблер/субботний

Смеяться мы начинаем намного раньше, чем думать и говорить, но много ли мы знаем о смехе? Ученые всерьез считают, что именно смех может помочь ответить на множество вопросов о человеке и его месте в мире.

Почему мы смеемся?

Версий, почему человек смеётся существует множество и все они имеют право на существование. Философ Джон Морелл считает, что первой функцией смеха является защитная, связанная со страхом смерти (смеются, потому что страшно). Антрополог Махадев Апте отмечает в качестве главной социальную, объединяющую функцию смеха. Эту версию подтверждают и многочисленные исследования, показавшие, что в общественных местах человек смеётся в тридцать раз чаще, чем находясь в одиночестве.

Смех часто помогает установить более доверительные отношения в коллективе и даже продвинуться по карьерной лестнице. Джон Морелл отмечает, что люди, занимающие доминирующее положение в обществе (боссы, начальники, директора) шутят чаще, чем подчиненные. Подчиненным же в данном случае остается искренне смеяться над остроумием боссов, чтобы выразить эмпатию и заслужить доверие.

Следует различать смех как таковой и юмор, поскольку смех изначально не может являться рациональным феноменом — младенцы способны смеяться в 200 раз чаще, чем взрослые, хотя очевидно, что шуток они понимать на рациональном уровне ещё не способны.

Ничто человеческое им не чуждо

До последнего времени считалось, что смех — исключительно человеческая способность, однако последние исследования доказывают, что это не так. Способностью к смеху обладают не только приматы, наиболее близкие к человеку по эволюционному развитию, но даже крысы. Материал, опубликованный в журнале New Scientist рассказывает об исследованиях ученых чикагского Северо-Западного университета, чья научная деятельность заключается в том, что они подвергают щекотке лабораторных крыс. Исследования уже дали сенсационные результаты. Оказалось, что во время щекотки крысы издают определенные звуки на чистоте 50 килогерц, которые человек не в состоянии различить. Такие же звуки грызуны издают и тогда, когда играют друг с другом. Американские ученые всерьез считают, что эти звуки являются вариацией смеха.

Неуправляемая энергия

Отношение религиозных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в «Исповеди» упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого приводит в своей работе «Бахтин и русское отношение к смеху» Сергей Аверинцев: «Где смех, там и грех» (варианты: «Мал смех, да велик грех»; «Навели на грех, да и покинули на смех»; «И смех, и грех»; «И смех наводит на грех»). Очень характерно пушкинское: … А девица Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. Смех как неуправляемая энергия также обладает «вирусным эффектом», что делает его ещё более опасным. Из века в век католическая церковь пыталась приручить смех, боролась с карнавализацией и другими проявлениями «низовой» дионисийской культуры.

В православии отношение к смеху более сдержанное, хотя борьба со скоморошеством на Руси также не отличалась лояльностью к «смеховодам». Православие различает смех светлый и темный, и если первый — сдержанный и радостный — от Бога, от чистого сердца, то второй — едкий и язвительный — суть проявление темного, бесовского начала. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него — помощью невидимых хранителей его — чисто и ясно».

Смешная искренность

Наука подходит к изучению смеха со всей серьезностью. Занятное исследование провел психолог Университета штата Джорджия Майкл Оурен. Целевой группе из 28 человек были показано полсотни роликов разного уровня комичности. После просмотра респондентов попросили объяснить свою реакцию на увиденное. Результаты оказались ожидаемыми: люди искренне смеялись над одними и теми же роликами, скучные же видеофрагменты вызывали у испытуемых сдержанный и неискренний смех. Это же исследование позволило выявить механику искреннего смеха. Оказалось, что человек не может искренне смеяться с закрытым ртом. Просмотр наименее комичных роликов сопровождался смехом с закрытым ртом и сжатыми губами. Вывод: если хотите продемонстрировать искренность — смейтесь с открытым ртом, но не перебарщивайте — излишне открытый рот может говорить о невоспитанности.

Женский смех

Особого внимания заслуживают исследования американских ученых, которые доказали, что наиболее заразительным является женский смех. Джоанна Бачоровски из Университета Корнелла и уже знакомый нам Майкл Оурен провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что женский смех не только является самым заразительным, но и может расцениваться как средство социальной адаптации. Бачаровски и Оурен характеризуют женский мелодичный смех как естественное средство в борьбе за выживание, он издревле используется женщинами в ситуациях, связанных с опасностью и потенциальной угрозой. Майл Оурен так прокомментировал результаты своего исследования: «Это не есть признак слабости женщины; это следует понимать как мощное оружие, сильно действующее на чувства мужчины». Интересно также, что женщины, которые смеются «некрасиво» вызывают большую антипатию, чем не умеющие «красиво» смеяться мужчины. Женский смех, вызывающий наибольшую эмпатию в обществе, характеризуется исследователями как смех, при котором голосовые связки производят звуки «ха-ха».

Медицина смеха

Все мы знаем, что смех продлевает жизнь, но не все знают, что существует даже отдельная отрасль медицины, называемая гелотологией. Во время смеха в организме человека снижается уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а количество гормона удовольствия — эндорфина — увеличивается. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира. Особенно «смешными» больницами являются больницы в Израиле, где уже несколько лет практикуется лечебная клоунада. Волонтеры, желающие лечить смехом, проходят специальное обучение и успешно работают во всех стационарных больницах Израиля. Также необходимо сказать о так называемой Каула-йоге или йоге смеха. В её основе лежит методика коллективного смеха и дыхательных упражнений. Её разработал в 1995 году индийский врач Мадан Катарья. Каула-йога, которая позволяет людям смеяться на протяжении двадцати минут «без причины», делает людей более стрессоустойчивыми, миролюбивыми и в целом здоровыми. Во время смеха человек потребляет больше кислорода, у него нормализуется артериальное давление. В общем и целом — смейтесь на здоровье!

Смех и любовь

Биохимия любовных отношений и смеха практически идентичны. Во время обоих процессов выделяются эндорфины, стимулируется множество групп мышц, а сам смех может восприниматься в качестве «безопасного оргазма». На факультете психологии и психотерапии Университета Торонто в Канаде проводились исследования, доказавшие, что у женщин во время секса и смеха возбуждаются одни и те же участки мозга. Совпадают при двух процессах также и фазы, через которые проходит человек во время секса и человек во время любовной игры, от учащенного дыхания и усиления кровообращения до последующего этапа спада и расслабления.

Почему женский смех является более заразительным, чем мужской — Тестостерон

Смеяться мы начинаем намного раньше, чем думать и говорить, но много ли мы знаем о смехе? Ученые всерьез считают, что именно смех может помочь ответить на множество вопросов о человеке и его месте в мире.

Почему мы смеемся?

Версий, почему человек смеётся существует множество и все они имеют право на существование. Философ Джон Морелл считает, что первой функцией смеха является защитная, связанная со страхом смерти (смеются, потому что страшно). Антрополог Махадев Апте отмечает в качестве главной социальную, объединяющую функцию смеха. Эту версию подтверждают и многочисленные исследования, показавшие, что в общественных местах человек смеётся в тридцать раз чаще, чем находясь в одиночестве.

Смех часто помогает установить более доверительные отношения в коллективе и даже продвинуться по карьерной лестнице.  Джон Морелл отмечает, что люди, занимающие доминирующее положение в обществе (боссы, начальники, директора) шутят чаще, чем подчиненные. Подчиненным же в данном случае остается искренне смеяться над остроумием боссов, чтобы выразить эмпатию и заслужить доверие.

Следует различать смех как таковой и юмор, поскольку смех изначально не может являться рациональным феноменом — младенцы способны смеяться в 200 раз чаще, чем взрослые, хотя очевидно, что шуток они понимать на рациональном  уровне ещё не способны.

Ничто человеческое им не чуждо

До последнего времени считалось, что смех — исключительно человеческая способность, однако последние исследования доказывают, что это не так. Способностью к смеху обладают не только приматы, наиболее близкие к человеку по эволюционному развитию, но даже крысы. Материал, опубликованный в журнале New Scientist рассказывает об исследованиях ученых чикагского Северо-Западного университета, чья научная деятельность заключается в том, что они подвергают щекотке лабораторных крыс.  Исследования уже дали сенсационные результаты. Оказалось, что во время щекотки крысы издают определенные звуки на чистоте 50 килогерц, которые человек не в состоянии различить. Такие же звуки грызуны издают и тогда, когда играют друг с другом. Американские ученые всерьез считают, что эти звуки являются вариацией смеха.

И смех и грех

Отношение религизных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в «Исповеди» упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого приводит в своей работе «Бахтин и русское отношение к смеху» Сергей Аверинцев: «Где смех, там и грех» (варианты: «Мал смех, да велик грех»; «Навели на грех, да и покинули на смех»; «И смех, и грех»; «И смех наводит на грех»). Очень характерно пушкинское:
… А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.»

Смех как неуправляемая энергия также обладает «вирусным эффектом», что делает его ещё более опасным. Из века в век католическая церковь пыталась приручить смех, боролась с карнавализацией и другими проявлениями «низовой» дионисийской культуры.

В православии отношение к смеху более сдержанное, хотя борьба со скоморошеством на Руси также не отличалась лояльностью к «смеховодам». Православие различает смех светлый и темный, и если первый — сдержанный и радостный — от Бога, от чистого сердца, то второй — едкий и язвительный — суть проявление темного, бесовского начала. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал:   «Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него — помощью невидимых хранителей его — чисто и ясно».

Смешная искренность

Наука подходит к изучению смеха со всей серьезностью. Занятное исследование провел психолог Университета штата Джорджия Майкл Оурен. Целевой группе из 28 человек были показано полсотни роликов разного уровня комичности. После просмотра респондентов попросили объяснить свою реакцию на увиденное. Результаты оказались ожидаемыми: люди искренне смеялись над одними и теми же роликами, скучные же видеофрагменты вызывали у испытуемых сдержанный и неискренний смех. Это же исследование позволило выявить механику искреннего смеха. Оказалось, что человек не может искренне смеяться с закрытым ртом. Просмотр наименее комичных роликов сопровождался смехом с закрытым ртом и сжатыми губами. Вывод: если хотите продемонстрировать искренность — смейтесь с открытым ртом, но не перебарщивайте — излишне открытый рот может говорить о невоспитанности.

Женский смех

Особого внимания заслуживают исследования американских ученых, которые доказали, что наиболее заразительным является женский смех. Джоанна Бачоровски из Университета Корнелла  и уже знакомый нам  Майкл Оурен провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что женский смех не только является самым заразительным, но и может расцениваться как средство социальной адаптации. Бачаровски и Оурен характеризуют женский мелодичный смех как естественное средство в борьбе за выживание, он издревле используется женщинами в ситуациях, связанных с опасностью и потенциальной угрозой. Майл Оурен так прокомментировал результаты своего исследования: «Это не есть признак слабости женщины; это следует понимать как мощное оружие, сильно действующее на чувства мужчины». Интересно также, что женщины, которые смеются «некрасиво» вызывают большую антипатию, чем не умеющие «красиво» смеяться мужчины. Женский смех, вызывающий наибольшую эмпатию в обществе, характеризуется исследователями как смех, при котором голосовые связки производят звуки «ха-ха».

Медицина смеха

Все мы знаем, что смех продлевает жизнь, но не все знают, что существует даже отдельная отрасль медицины, называемая гелотологией. Во время смеха в организме человека снижается уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а количество гормона удовольствия — эндорфина — увеличивается. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира. Особенно «смешными» больницами являются больницы в Израиле, где уже несколько лет практикуется лечебная клоунада. Волонтеры, желающие лечить смехом, проходят специальное обучение и успешно работают во всех стационарных больницах Израиля. Также необходимо сказать о так называемой Каула-йоге или йоге смеха. В её основе лежит методика коллективного смеха и дыхательных упражнений. Её разработал в 1995 году индийский врач Мадан Катарья. Каула-йога, которая позволяет людям смеяться на протяжении двадцати минут «без причины», делает людей более стрессоустойчивыми, миролюбивыми и в целом здоровыми. Во время смеха человек потребляет больше кислорода, у него нормализуется артериальное давление. В общем и целом — смейтесь на здоровье!

Смех и sex

Биохимия секса и смеха практически идентичны. Во время обоих процессов выделяются эндорфины, стимулируется множество групп мышц, а сам смех может восприниматься в качестве «безопасного оргазма». На факультете психологии и психотерапии Университета Торонто в Канаде проводились исследования, доказавшие, что у женщин во время секса и смеха возбуждаются одни и те же участки мозга. Совпадают при двух процессах также и фазы, через которые проходит человек во время секса и человек во время любовной игры, от учащенного дыхания и усиления кровообращения до последующего этапа спада и расслабления.