Почему зацвела святая вода: Святая вода | Ответы священников на вопросы о святой воде – Почему дома позеленела святая вода

Содержание

Почему дома позеленела святая вода

Автор: Администратор сайта | 21.07.2018

Анна Гавриловна согласилась ответить на вопрос: Почему дома позеленела святая вода, находящаяся в бутылке? Женщина верует в Господа Бога и посещает Храм.

Здравствуйте, мои родные братья и сестры.

Позвольте мне высказать свою точку зрения, и не подумайте, что я пытаюсь таким образом придать себе православного величия.

Не осудите, коли мои доводы покажутся Вам неубедительными. Я всем желаю добра и спасения.

В каждом доме есть местечко, где лежат иконы, маслице, церковные свечи и Библия. Рядышком стоит наполненная в православном Храме святая вода. В банке или в бутылочке.

Верующие люди ее пьют, когда болеют и устают. Многие исцеляются благодаря присутствию в ней святого духа. Ну и, конечно же, вера в Спасителя и неустанная молитва очищает квартиру и душу.

Святая вода может позеленеть в следующих случаях.

* Она зацвела по причине попадания в бутылку бактерий и микроорганизмов. К сожалению, я бы побоялась пить такую воду. Но и выливать ее рука не поворачивается.

* Когда в доме разлад, дети плачут, а взрослые ругаются, святая вода впитывает в себя людские скорби. Она зеленеет от того, что ее поражают наши греховные помыслы, обманные стремления, похоть и лесть.

* Простите за дерзость, но моя знакомая прихожанка регулярно пьет святую воду. У нее злокачественная опухоль на ранней стадии. Однажды, у нее в доме позеленела святая вода, хранимая в банке. Чуть позже, результаты анализов удивили врачей.

* По соседству с нами живут не только добрые люди. Есть и те, кто увлекается черной магией и оккультизмом, ворожбой и чернокнижием. Они напускают колдовство на квартиру, прибегая к заговорам и ритуалам. Так вот святая вода и в этом случае принимает на себя чужеродный негатив. Она зеленеет и пахнет прелой сыростью. Господи, помилуй, если я согрешила.

* Есть вероятность того, что Вы набрали воду не в стерильную банку, скудно промыли бутылку. В данном случае, все очевидно.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Читайте похожие темы

Поделитесь страницей в социальных сетях

^Наверх^

Святая вода с осадком что делать. Почему появляется осадок в святой воде, и что с ней теперь делать? Как используют прошлогоднюю святую воду

В разделе на вопрос Вода святая позеленела заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Цветы в офисе есть? Или растения?…Может от них. А вы воду открытой держите? Если открытой — возможен любой осадок. Но в любом случае — вылейте её на землю на улице.

Ответ от Невропатолог [эксперт]
ну не знаю….у меня вода год стоит дома.ни ила ни осадка….

Ответ от Посовеститься [гуру]
значит, не такая святая.

Ответ от Olga [гуру]
Она оттягивает на себя все неготивные мысли, которые про тебя думали

Ответ от [email protected]_Prophet [гуру]
Значит нифига не святая вода. А про всякое там оттягивание неготивных эмоции и тд чепуха. Просто святая вода не портится, поскольку в ней ионы серебра. А с этой значит что-то не так. Или водоросли попали и разрослись на солнце.

Ответ от Katika [гуру]
Чтобы вода сохранилась нужно держать ее в стеклянной посуде закрытой и в темноте. Лучше всего серебрянная посуда, но с ней напряг, так что можно бросить в воду что-то из серебра. я так делаю и всё ок.

Ответ от Пользователь удален [гуру]
просто у вам в офисе очень тяжелая обстановка, святая вода взяла на себя черную энергетику….
советую принести свежую святую воду, и обрызгать ей стены, окна, мебель, углы, двери, при этом прочитать три раза «отче наш»
и попейте несколько дней св. воду каждое утро на тощак, и почитайте молитвы.
а ту воду вылейте на землю, где ничего не ростет.. и скажите: «Уходите на ши беды и несчастья, как эта вода уходит в землю, возвращайтесь обратно все порчи и сглазы, как и эта вода возратится к истокам! Аминь!»

Святая вода – это вода, на которую снизошла Божья благодать. Освящённая вода имеет очищающую и животворящую силу. Она является Святыней, доступной каждому православному, и сопровождает нас всю жизнь.

Так называют Святую воду в православии

Агиасма (Αγίασμα греч. — святыня). В православии так называют Святую воду, освящённую в храме во время специального обряда.

В Православных храмах Святую воду используют во время всех без исключения богослужений. Во время крестного хода и молебна ею окропляют христиан. Во время таинства Крещения Святая вода возрождает вновь крещённых в новую жизнь.

Священники кропят Святой водой останки и гроб новопреставленных во время отпевания и погребения.

Также ею окропляют храмы на всех этапах строительства, от закладки фундамента, до возведения куполов. На Руси с давних пор существует традиция окроплять Святой водой новые колодцы.

Даже космический корабль перед отправлением в космос, православный священник окропляет Святой водой.

Известны такие случаи, когда опасные участки дороги, на которых происходит много аварий, кропят Агиасмой.

Святая вода обладает чудесными свойствами.

Она освобождает от греховных влечений, от дурных мыслей, от всякого зла и скверны.

В повседневной жизни Святую воду можно использовать повсеместно.

Ежедневно, после пробуждения, нужно умыться, привести себя в порядок, помолиться Господу. Затем натощак выпить глоточек Святой воды. А потом уже можно и завтракать.

Святитель Лука Крымский говорил:

«Пейте Святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Чаще окропляйте Святой водой своё жилище, ведь православному христианину значительно легче жить при свете Божьей Благодати.

Чудодейственная вода приносит в наши души Божий свет. Она — Святыня и требует особого, бережного отношения, поэтому в православной традиции не принято использовать освящённую воду в бытовых целях.


Святая вода не портится, потому что она наполнена Божьей Благодатью

Каждый из нас задавался вопросом: почему Святая вода не портится, какие силы воздействуют на неё, почему она сохраняет свежесть и вкус на протяжении долгого времени.

Святая вода – это олицетворение Божьей благодати.

Она врачует душевные и телесные болезни. Это Святыня, которая хранится в каждой православной семье

Обычная Святая вода освящается во время Богослужения, которое называется Молебен. Священник читает над водой специальную молитву и опускает в неё серебряный крест. Молитва, которая читается при освящении воды:

«Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Крещенскую воду освящают в праздник Крещения (Богоявления) с 18 на 19 января в ходе торжественного церковного обряда. Освящение крещенской воды проводят даже на реках, прудах.

По-церковному крещенскую воду именуют Великая агиазма – вода великого освящения. Такая вода сильнее наполняется Божьей Благодатью, чем при обычном освящении.

Крещенская вода – великая Святыня, её набирают один раз в год и используют в особых случаях:

для освящения храмов;

во время массовых эпидемий;

при болезнях.


Как хранить святую воду

Святая вода всегда есть в храмах. Приходите и набирайте, сколько Вашей душе угодно. Хранить Святыню следует с трепетом и благоговением, в чистом сосуде, в тёмном месте. Желательно, чтобы она стояла рядом с иконами.

Если относиться к Святой воде с почтением, она долгое время сохранит чудодейственные свойства.

Когда Святой воды останется недостаточно, можете смело добавить в неё обычную воду. Таким образом, вся вода в ёмкости получит частичку святости и станет Святой. Делать это нужно с искренней молитвой.


Как используют прошлогоднюю святую воду

В освящённой воде присутствует Дух Святой. А для него не существует времён. Нет ни прошлого года, ни нынешнего. Святая вода не может быть свежей или прошлогодней, она просто Святая.

Поэтому, не думайте, что делать со Святой водой прошлого года. Спокойно продолжайте использовать её, хоть она и набрана в прошлом году.

Если вы опасаетесь употреблять водичку из-за того, что она у Вас давно стоит, и не можете решить, куда деть старую Святую воду, есть уйма способов применить её:

  • умывайтесь Святой водой при недомоганиях, плохом самочувствии;
  • умывайте детей, когда они капризничают или болеют;
  • поливайте комнатные растения;
  • окропляйте крестообразно свой дом и рабочее помещение, с использованием молитвы.

При окроплении жилища, машины или любых других помещений и предметов читайте специальную для этого случая молитву:

«Господи Боже мой! Да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному Милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Портится Святая вода при неправильном хранении или употреблении

Случается, что во время хранения зацвела Святая вода. Она может помутнеть, позеленеть. В ней может появиться осадок и неприятный запах. Мнительные люди связывают это с мистическими предзнаменованиями, и ломают голову, почему протухла Святая вода, почему испортилась, не повлечёт ли это беду. Но не нужно принимать такое событие близко к сердцу.

Мы живём в мире, который подчиняется законам природы. И не стоит озадачиваться, почему святая вода позеленела, и в ней вдруг образовался осадок. Портится Святыня по объективным причинам, при неправильном хранении или употреблении. Возможно, воду набрали не в очень чистую тару, либо она долго стояла на солнце. Под воздействием тепла и солнечного света размножаются микроскопические зелёные водоросли.

Возможно, что люди впопыхах сделали глоток из горлышка бутылки, в ёмкость попали и раз

Какого черта святая вода не цветет?

Я плохой верующий. В Бога я верую, только когда дела идут совсем худо. И тогда иду в храм. И Бог мне помогает. Но совсем не так, как я просил. Но, удивительное дело, через некоторое время оказывается, что Бог все сделал правильно. Возможно, это свойство человеческой психики — проблемы решаются тобой лично, а ты все приписываешь высшему существу. В конце концов, не может ведь быть хреново постоянно.

Для меня по-прежнему остается загадкой — почему не цветет святая вода. Я не могу это понять и ничем объяснить, кроме как церковной мистикой.

В «Веснике атеиста» за 1959 год содержится такое объяснение:

«Прежде всего нужно помнить, что чистая вода – это плохопортящийся продукт. Вода портится, «протухает» вследствие того, что в ней под действием гнилостных бактерий начинают разлагаться зачастую невидимые невооруженным глазом частички органических веществ. И, конечно, если вода взята из чистого источника в то время, когда стоят сильные морозы, если она стоит в чистой и плотно закупоренной стеклянной посуде, а следовательно, если в ней просто-напросто нечему гнить, то скорее будет удивительным, если она вдруг «протухнет». Но оставьте эту воду незакупоренной. В неё из воздуха попадает масса органических частичек, растительных спор, они разовьются там, и вскоре вода «протухнет». Далее, «святую воду» в церкви хранят в серебряной посуде (или опускают в неё серебряный крест). И это не случайно. Известно, что даже ненадолго опущенное в воду серебро убивает находящиеся в ней гнилостные бактерии и водоросли или создаёт такую среду, в которой они не могут развиваться. Обусловливается это действием ионов серебра (положительно заряженных частичек, которые отрываются от поверхности серебряного предмета)».

Но, друзья мои, никакого серебра в церкви в святую воду не опускают. Она льется там прямо из крана в Елоховской церкви, где я ее неоднократно набирал, и ее никто там не хранит в серебряной посуде, как предполагают воинствующие атеисты. И потом, я эту воду из Елоховской оставлял в обычной трехлитровой банке на окне (открытой!) на несколько месяцев — она не зацветала.

При этом привозил воду с обычного родника, ставил также — цвела. Из-под крана — цвела. Из бутылок «Святой источник» — цвела.

Для меня это необъяснимое явление.

Но! Однажды я набрал воду в сельском храме по дороге с дачи, и она зацвела через две недели. Такие дела.

Какая-то непонятная история с этой святой водой.

&***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ***&



О Крещенской-Богоявленской воде | СЕМЬЯ и ВЕРА

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Два раза в год можно видеть яркие картины, разворачивающиеся вокруг храмов, часовен и соборов — большие людские очереди!

На Крещение Господне, когда православный народ идет за Крещенской водой, и перед Пасхой, когда все идут освящать куличи и яйца.

Наступает праздник Крещения Господня, а значит речь пойдет о Крещенской воде.

Наверное, самым распространенным из заблуждений, связанных со святой водой, является мнение, что вода, освященная в крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Крещения, — различны: говорят, что вода, которую освящают в сочельник, т.е. 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. При этом стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. На самом же деле, и в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения — в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Вода, освященная в сочельник и праздник Крещения — одна и та же и называется богоявленской или крещенской.

С атеистических времен у некоторых людей осталось предубеждение, что святая вода только потому сохраняется долгое вре- мя, что при ее освящении применяется серебро. Иногда на Крещение. приходится наблюдать, как.люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест. Но при освящении воды никакое серебро не используется — вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают.в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.

Некоторых смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга. Это никого не должно смущать: при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «капля святой воды море освящает». По этой же причине необязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом’в святую воду добавить простой — и так поступать по мере расходования святой воды в течение года.

Если вы пришли за святой водой и трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен. В некоторых храмах святая вода, кроме 19 января, разливается в течение последующих нескольких дней.

Приходить за святой водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается. Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от пивных осадков и остатков ав оматизированных напитков. Этикетки на пластиковых бутылках необходимо смыть. Дома святую воду из пластиковых бутылок переливают в стеклянную посуду и накрывают неплотной крышкой. Чтобы святую воду ни с чем не перепутать, посуду подписывают или наклеивают специальные наклейки. Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить ее рядом со спиртными напитками.

Иногда люди берут воду, а сами толком не знают, что с ней делать. В день Крещения, когда святую воду приносят домой, ею принято окроплять помещения, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил жилище верующих людей. Стены в каждой комнате и все подсобные помещения окропляются святой водой с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», а кто знает, тот поет тропарь (краткую молитву) праздника Крещения.

Никогда нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. К сожалению, отношение к святой воде иногда бывает просто кощунственным.

Так некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом солить в.ней огурцы: они считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше.

Если святая вода по каким-либо причинам зацвела — такое иногда случается (зацвести она может, например, потому, что для нее использовалась недостаточно чистая емкость), — то зацветшую воду нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду (реку, ручей). Также нужно обращаться с водой, которой споласкивается емкость из под прошлогодней святой воды. Есть еще один способ — вода наливается в небольшие емкости, ставится на батарею отопления и постепенно испаряется.

Желаем всем быть крайне осторожными при использовании этой великой православной святыни, которая исцеляет душу и тело!

Правила Крещенского купания

На Крещенскую рубрику >>

Похожий материал:

Почему святая вода не портится

Почему святая вода не портитсяВ русской версии православия есть такая традиция – на праздник Крещения, который отмечается 19 января, набирать святую воду. По утверждениям верующих, эта вода обладает чудодейственными свойствами и одно из них выражается в том, что она не портится. И правда, если в любой другой день наполнить какую-нибудь посуду водой, то через определенный промежуток времени она начнет цвести, изменится ее цвет и вкус. А вот со святой водой такого не происходит.

Существует множество мнений и версий относительно того, почему святая вода не портится даже по истечении довольно длительного времени. Некоторые из них строятся на научных объяснениях этого феномена, но они, чаще всего, оказываются несостоятельными. Большинство же вариантов лежит в области религиозной мистики.

Научное объяснение

Естественно, феномен воды, характеристики которой на протяжении долгого времени остаются неизменными, не мог не заинтересовать ученых. На эту тему проводилось множество исследований, которые, впрочем, так и не дали точного исчерпывающего ответа на поставленный вопрос. Самая распространенная версия сводится к тому, что необычные свойства такой воды являются последствием ее обработки серебром.

Действительно, ритуал освещения воды подразумевает погружение в специальный сосуд серебряного креста. При этом давно известно, что серебро относится к слабо ядовитым веществам и обладает способностью убивать большинство известных болезнетворных бактерий. Кроме того при контакте с водой или другими жидкостями серебро растворяется, в результате чего его ионы вступают в реакцию с микроорганизмами. Антибактериальная обработка серебром на сегодняшний день широко применяется в современной промышленности и других областях. В состав многих консервантов, которые используются для длительного хранения воды, входит серебро или его производные.

Эта версия частично подтверждается тем, что при исследовании многих открытых природных источников, которые среди верующих считаются святыми, в воде было обнаружено высокое содержание серебра. Другими словами, можно говорить о естественной обработке содержимого таких водоемов, чем и объясняются необычные свойства святой воды.

Критика научной версии

Однако слабых мест у такого объяснения, почему святая вода не портится, гораздо больше:

  • Во-первых, кратковременное погружение серебряных изделий в большой объем воды не может обеспечить насыщение жидкости достаточным количеством ионов серебра, которого необходимо для эффективного уничтожения всех болезнетворных бактерий и микроорганизмов, в дальнейшем способствующих возникновению цветения и активизации прочих процессов. Минимальное значение концентрации ионов серебра, способных обеззаразить жидкость, составляет 0,06-0,2 мг/л. Этот показатель достигается после того, как серебряное изделие пролежит на дне сосуда с водой не менее двух часов.
  • Во-вторых, вода из специальных емкостей, установленных в церквях и монастырях, достается далеко не каждому. Большая часть населения пользуется другими источниками, например, воду набирают из-под самого обычного водопроводного крана, расположенного на территории церковного комплекса. Известны также случаи, когда воду черпают прямо из рек или озер и она обладает теми же свойствами, что и жидкость, освещенная по всем правилам и законам.

Необъяснимые факты

Как мы уже говорили, попытки объяснить, почему святая вода не портится с течением времени, привели к интересным открытиям. Например, в результате целого ряда исследований ученые обнаружили, что электромагнитные показатели святой воды заметно отличаются от тех же характеристик воды обычной. Также существенные отличия были выявлены при изучении структуры молекул такой воды. Проявление этого обстоятельства можно заметить даже невооруженным взглядом – при замораживании святой воды кристаллики льда приобретают совершенную форму, тогда как в случае с обычной водой для них характерны расплывчатые очертания и неровные ломаные контуры.

Все это замечательно, но как подобные факты сказываются на способности святой воды долгое время сохранять первоначальные свойства? На этот вопрос наука пока ответить не может. Возможно, в данном случае мы, и правда, имеем дело с высшими силами, которые не подчиняются известным нам законам. А может, наша наука пока не научилась проникать в некоторые тайны многообразной природы.

Итак, почему же святая вода не портится? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет, несмотря на то, что современная наука шагнула далеко вперед и научилась объяснять довольно сложные явления. Самая распространенная и научно обоснованная версия сводится к тому, что такая вода в процессе традиционного обряда проходит обработку серебром, в результате чего уничтожаются болезнетворные бактерии и микроорганизмы, которые со временем и приводят к порче воды.

Те же, кто стремится оправдать необычные свойства святой воды божественным вмешательством, в противовес научным данным говорят о том, что вода, в этот день набранная из обычного крана или отрытого водоисточника, ничем не отличается от воды, которая была освещена в храме с использованием серебряных предметов. Это напрочь убивает доводы ученых. К тому же, обработка серебром не объясняет других необычных свойств святой воды, например, способности исцелять болезни и т.д. Впрочем, скептики утверждают, что рассказы о многочисленных выздоровлениях и прочих чудесах всего лишь выдумка религиозных фанатиков и вода, набранная из неосвещенных источников, со временем так же приходит в негодность. Кто тут прав и какой точке зрения отдать предпочтение – пишите в комментариях!

Обязательно прочитайте:

Святая вода — Википедия

Источник в монастыре святой Феодоры (Салоники)

Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения[1]. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой[2]. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век)[3]. О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков[4]. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века[5].

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три»[6].

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма[6].

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры»[7]. Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении»[8].

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям[6]. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником[9].

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

В православной церкви[править | править код]

В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения[10]:

  • Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста[11]. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке[12]; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе[13]).
  • Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения[14]. При этом освящении (в отличие от предыдущего) епископ или священник, благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её.
  • Малое освящение — совершается по требнику[15] на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы, в день Преполовения и в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня), а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников, при малом освящении храма, на молебнах во время бездождия, в продолжительных крестных ходах, при посещении святых источников. В отличие от Крещенской (Богоявленской), молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак.
  • При освящении храма — над тёплой водой, вином красным и розовой водой архиерей читает следующую молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воды сия́ [и вино] ко освящению и совершению жертвенника твоего сего [жертвенников твоих сих]: яко благословен еси во веки веков. Аминь[16].

А при возливании их на трапе́зу и окроплении ими антиминсов:

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че снега убелю́ся.

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воду сию́, ко освящению всех людей твоих: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах (озёрах, реках, прудах). В России, в специально прорубленных во льду про́рубях, которые называют «иорда́нь»[17], в воспоминание крещения Иисуса Христа в Иордане[18].

В католической церкви[править | править код]

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого обычно происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан, как символ воспоминания крещения верных. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.
Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I[19]) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии. В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «То́чию агиа́сму да пие́т»[20].

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома возле икон и употребляется в случае нужды: её выпивают (иногда вместе с приятием просфоры) натощак, ею окропляют жилище и предметы с чтением специальной молитвы:

Го́споди Бо́же мой! Да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному Милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь[21].

В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды по учению Церкви[править | править код]

По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа[9]. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств[9].

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных[9]. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час[22]. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени[11]. При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста[23]. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление)[24].

В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества, на Васильев день (Новый год), Громницы (Сретение), в Чистый четверг или пятницу (см. Страстная неделя в славянской традиции), в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода, болг. василева вода, рус. сретенская, в.-слав. четверговая вода и т. п.). Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, серб. неначета, циjела, болг. неначната, рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода, серб. нема вода, болг. мълчашна вода, морав. mlčava voda). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.[25]

Рациональное объяснение свойств святой воды[править | править код]

В статье Боровкова И. И. «Как сделать „святую воду“ и три чуда с её помощью» (журнал «Химия и жизнь», 1970, № 3) такие случаи рассматривались либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие лёгким бактерицидным действием[26].

В. А. Мезенцев в книге «100 ответов верующим» рассматривает известные мнения, касающиеся того, что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами, и приводятся случаи долговременного хранения воды без освящения в храме: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!»[27]. Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освящённая“ и „неосвящённая“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освящённой воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами), убивают микроорганизмы в воде[27]. Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).

Современная наука пристально изучает воду и её действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований, отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана). На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником. Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры.

Архипов М. В., Сергеев А. Г. Вода индикаторная // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2016. — № 17.

Обнаружение инфекционных возбудителей в воде[править | править код]

Австрия

Исследователи из Медицинского университета Вены под руководством микробиолога Александра Киршнера (Аlexander Kirschner) провели микробиологический и химический анализы проб воды, взятой из 21 святого источника и 18 купелей Австрии. Оказалось, что состав воды лишь 14 % святых источников соответствовал национальным стандартам качества. В остальных 86 % проб была обнаружена кишечная палочка, энтерококки и кампилобактер, то есть бактерии, обычно содержащиеся в фекалиях. Причем концентрация этих бактерий в святой воде оказалось огромной — до 62 млн болезнетворных бактерий на 1 мл воды[28][29][30].

Исследование, опубликованное в австрийском журнале «Вода и здоровье», показало, что все образцы святой воды, взятые в купелях церквей и больничных часовнях Австрии, содержали бактерии — причём чем больше прихожан посещало церковь, тем больше болезнетворных бактерий было найдено в образцах святой воды (в неё католики обмакивают пальцы[31]). Употребление такой воды может привести к диарее, болям в брюшной полости, повышению температуры тела и судорогам[28][29][30].

Россия

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота, загрязненного стоками и, предположительно, омывающего могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов[32][33].

  1. ↑ Святая вода
  2. ↑ (Казбекова Е. В. Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505-506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.)
  3. ↑ The apocryphal acts of Paul, Peter, John, Andrew and Thomas by Bernard Pick, Chicago: Open court pub., 1909, p. 87
  4. ↑ (Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.)
  5. ↑ «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, то есть день праздника Богоявления[1].— свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят её — и в самом Египте, и в других странах» // http://www.pravoslavie.ru/76587.html Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  6. 1 2 3 Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  7. ↑ Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208—209.
  8. ↑ Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
  9. 1 2 3 4 Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  10. ↑ Освящение воды
  11. 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены во́ды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  12. Чистяков Г. П. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
  13. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви.
  14. ↑ http://azbyka.ru/bogosluzhenie/arh/trebnik-ucs.pdf
  15. ↑ Азбука веры. Требник. Послѣ́дованїе ма́лагѡ ѡ҆сщ҃е́нїѧ воды̀.
  16. ↑ Гл. 28 — Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  17. ↑ Иордань.
  18. ↑ Толковый словарь Ушакова.
  19. ↑ Александр I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505—506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  20. ↑ О святой воде.
  21. ↑ Молитва на принятие просфоры и святой воды. Молитвослов.
  22. ↑ Азбука веры: вода святая
  23. ↑ Газета «Вечный Зов» № 12 (206) 2015, 1-2 (207—208) 2016 (Можно ли освящать воду деревянным крестом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского мужского монастыря г. Москвы).
  24. Максим Козлов Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир, 19.01.2006 г. (копия)
  25. ↑ Виноградова, 1995, с. 387.
  26. Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь. — 1970. — № 3
  27. 1 2 Мезенцев В. А. Вопрос. «Святая» вода и «освящённые» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? // «100 ответов верующим». — Политиздат, 1974. — 702 с.
  28. 1 2 Святая вода оказалась опасной для здоровья. Дата обращения 7 мая 2017.
  29. 1 2 Holy Water May be Harmful to Your Health (неопр.). ABC News (14 сентября 2013). Дата обращения 7 мая 2017.
  30. 1 2 Alexander K. T. Kirschner, Michael Atteneder, Angelika Schmidhuber, Sonja Knetsch, Andreas H. Farnleitner. Holy springs and holy water: underestimated sources of illness? // Journal of Water and Health. — 2012-09-01. — Vol. 10. — P. 349—357. — ISSN 1477-8920. — doi:10.2166/wh.2012.005.
  31. Fr. John Bartunek. Why Have Holy Water Fonts and Bless Ourselves with the Water?
  32. ↑ Жители Иркутска отравились крещенской водой из болота (неопр.). Вести.ру (22 января 2010 г.). Дата обращения 21 сентября 2017.
  33. ↑ Более 100 отравившихся святой водой в Иркутске выписаны из больницы // Ria.ru

Капля святой воды море освящает

Церковь советует: чтобы не быть последними в Царстве Небесном,
не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой

 В понедельник, 19 января, Русская православная церковь отмечает Святое Богоявление, Крещение Господне. Каждый год в этот день к православным храмам тянутся тысячи людей с емкостями для воды. Но, к сожалению, многие из них имеют слабое представление о том, как правильно употреблять воду, как ее хранить и чего нельзя с ней делать категорически.

О правилах пользования крещенской водой корреспонденту «Вечернего Новосибирска» Валерию Мельникову рассказал настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.

— Отец Александр, почему праздник Крещения называется еще Богоявлением и в чем разница между водой крещенской и богоявленской?

— В основу праздника Крещения Господня положено евангельское повествование о том, как Спаситель крестился в водах Иордана. Во время крещения на Христа снизошел Дух Святой в виде голубя, а с Небес был слышан голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». То есть при крещении людям явились три лица Пресвятой Троицы: Бога — Отца (голосом с неба), Бога — Духа Святого (в виде голубя) и Бога — Сына, Иисуса Христа. Поэтому данный праздник называется также Богоявлением. Поскольку водосвятные молебны совершаются дважды: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения, сложилось поверье, что вода, освященная в эти дни, разная. Это не соответствует действительности, так как чин Великого освящения воды в эти дни один и тот же. А вода, освященная в сочельник и праздник Крещения, одна и та же и называется богоявленской или крещенской.

— Правда, что при освящении воды применяется серебро?

Фото из архива «ВН»
 — Очень часто приходится наблюдать, как люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест, но при освящении воды никакое серебро не используется — вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.

— Некоторых людей смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга.

— Это никого не должно смущать — при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «Капля святой воды море освящает». По этой же причине не обязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом в святую воду добавить простой. Приходить же за водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается. Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от пивных осадков и остатков ароматизированных напитков. Этикетки на пластиковых бутылках необходимо смыть. Дома обычно святую воду из пластиковых бутылок переливают в стеклянную посуду и накрывают неплотной крышкой. Чтобы святую воду ни с чем не перепутать, посуду подписывают или наклеивают специальные наклейки. Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить ее рядом со спиртными напитками. Чтобы крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере ее расходования в емкость добавляется обычная вода. Некоторые предпочитают отливать святую воду из емкости малыми дозами и добавлять в посуду с обычной водой.

— Часто люди берут воду, а сами толком и не знают, что с ней делать.

Такую картину в праздник Богоявления можно увидеть в каждом православном храме
 — В день Крещения, когда святую воду приносят домой, ею принято окроплять помещение, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил жилище верующих людей. Стены в каждой комнате и все подсобные помещения окропляются святой водой с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь», а кто знает, тот поет тропарь (краткую молитву) празднику Крещения. В течение года святую воду пьют обычно утром, прочитав специальную молитву «На принятие просфоры и святой воды». Если просфоры у вас нет, то в молитве слово «просфора» опускается.

Пьют крещенскую воду строго натощак. Из этого правила существует два исключения: не натощак можно пить воду в день праздника, когда вода берется в церкви, и в случае тяжелой болезни. Некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом в ней солить огурцы, так как считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше. Как говорится, по вере вашей и будет вам: солить огурцы в воде, освященной в церкви, грешно.

— А можно купать в святой воде больных детей?

— Этого делать категорически нельзя, так как святая вода будет смешиваться с грязью, а после купания сольется в канализацию. Если ребенок болен, то нужно давать ему пить святую воду, а также можно смачивать ею лицо.

— Что делать, если святая вода по каким-либо причинам зацвела?

— Такое иногда случается и чаще всего не из-за неправильного хранения, а по духовным причинам, и такая ситуация — повод для того, чтобы пойти на исповедь. А зацветшую воду нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду (реку, ручей). Так же нужно обращаться с водой, которой споласкивается емкость из-под прошлогодней святой воды. Есть еще один способ — вода наливается в небольшие емкости, ставится на батарею отопления и постепенно испаряется.

— Отец Александр, традиция запастись святой водой на праздник Крещения сохранялась даже во времена воинствующего атеизма, но само зрелище, когда люди буквально насмерть бьются у емкостей с водой, вызывает огорчение.

— Действительно, грустно наблюдать такие сцены. Если уж вы пришли за святой водой, то нужно, чтобы вы были ей достойны. Если трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен. Например, в нашем соборе святая вода помимо 19 января будет разливаться еще 20 и 21 числа. Главное же нужно помнить, что от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой, ибо, как сказал Спаситель: те, кто здесь будут первыми, возможно, в Царстве Небесном окажутся последними.