Подросли подросток подгореть: как его пережить и самому подростку, и родителям – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

как его пережить и самому подростку, и родителям

Родители подростков знают: на тинейджеров нельзя давить, с ними не работают методы и способы общения, которые еще вчера идеально подходили. Но есть и неочевидные ошибки, которые из поколения в поколение допускают даже самые любящие и заботливые мамы и папы. Что мы делаем не так? И как — правильно? Об этом и поговорим.

1. Мы игнорируем перемены

Иногда нам, родителям, тяжело смириться с тем, что ребенок растет и меняется, и мы стараемся попросту этого не замечать. В некоторых случаях подростки поддерживают стратегию взрослых. «Ире 16, она наш поздний и единственный ребенок, — делится 54-летний Антон. — Друзей среди ровесников у нее нет. С мамой они ходят в театры, на концерты. Жена рада, говорит: «Зато она под присмотром».

Следует ли родителям беспокоиться о том, что их дети не спешат сепарироваться? «Если излишняя привязанность к маме и папе мешает ребенку выполнять его социальную роль, общаться со сверстниками, стоит уделить этому внимание, — уверен детский психолог Никита Карпов, — например, проконсультироваться у специалиста».

А если сами взрослые не поддерживают стремление тинейджера к отделению, к поиску своего пути? «Иногда подросток соглашается на такие отношения. Тогда все психологические процессы, свойственные подростковому возрасту, попросту откладываются на потом. И даются ему намного тяжелее», — отвечает психолог Руфина Кашапова.

Если же у ребенка есть силы на сопротивление, его переполняет чувство вины. Остаться лояльным семейной системе и затормозить свое развитие — или причинить боль близким, но стать взрослым? Лучше не ставить детей перед подобным выбором.

2. Мы ограждаем подростка от последствий

«Когда мне было столько же, сколько моему сыну сейчас, я готовил себе завтрак, заботился о собаке, — вспоминает 41-летний Михаил, отец 13-летнего Паши. — А он ничего не делает без напоминаний, все теряет, везде опаздывает».

В этом возрасте внешность ребенка быстро приобретает новые черты, говорящие о его зрелости. Родители полагают, что и внутренние изменения в сторону зрелости проходят в том же темпе. Но так ли это?

«Подросток считает себя взрослым, хочет столько же прав, сколько у старших, но при этом не желает брать на себя ответственность. Вот один из основных психологических конфликтов пубертата», — поясняет клинический психолог, гештальт-терапевт Инга Куликова. Как помочь его разрешить?

Ребенок столкнется с неприятностями, но это научит его заботиться о себе

Подростковый период — время повышенной нейропластичности, отмечает психолог Лоуренс Стейнберг в книге «Переходный возраст: не упустите момент». Это значит, что мозг подростка способен меняться под воздействием опыта почти так же сильно, как он менялся в ранние годы жизни, когда ребенок каждый день учился чему-то новому.

Это свойство мозга можно использовать для того, чтобы познакомить подростка с понятием ответственности. Позвольте ему на собственном опыте узнать, какими будут последствия его действий: не поставил будильник — опоздал, забыл учебник — получил плохую отметку. Такую тактику предлагает семейный коуч Эми Маккриди в книге «Мам, я сам: как помочь ребенку вырасти самостоятельным».

Да, ребенок столкнется с неприятностями, но это научит его заботиться о себе и просчитывать результаты своих действий.

Ох уж эти сетки! 

Как родителям общаться с подростком в соцсетях, чтобы сохранить хрупкий баланс в отношениях? Семейный коуч Эми Маккриди предлагает «стать мухой на стене в чате», то есть:

  • постараться поменьше лайкать и комментировать посты ребенка;
  • не отмечать детей на фото без их разрешения;
  • советоваться с ребенком, прежде чем добавлять в друзья его приятелей или учителей;
  • не стыдить подростков в соцсетях и пореже указывать на ошибки в их сообщениях;
  • стараться контактировать лично, а не при помощи интернета.

3. Мы боимся изменений в их телах

Родители подростков порой совсем не готовы к физическим изменениям, сопровождающим пубертатный возраст.

«Когда мне было лет тринадцать, папа постоянно говорил: «От тебя плохо пахнет!» — вспоминает 22-летний Олег. — Мне было очень стыдно и неприятно». Что на самом деле слышит ребенок, когда старшие позволяют себе такие комментарии? «Подросток ощущает напряжение растущего тела, — рассказывает Руфина Кашапова. — Он и так опасается, что с ним что-то не то происходит. И родитель своими смешками подтверждает: «Да, с тобой не все в порядке!» Ребенок думает: «Я сам не справляюсь с ситуацией, а взрослый, который должен быть на моей стороне, ничем не помогает». И это может причинять ему невыносимую боль.

Вот почему стоит контролировать свою речь, даже если вы «просто пошутили». Руфина Кашапова поясняет: «Подростку неплохо бы услышать от родителей в этот момент такой посыл: «Мы правда видим, что ты взрослеешь. Несмотря на то что твое тело меняется и ты сам не всегда понимаешь, что происходит, с тобой все в порядке». Хорошо, если родители расскажут детям о том, как они сами пережили сложности пубертата, а также постараются сохранить телесный контакт с подростком. Объятие, поцелуй, ободряющее прикосновение лучше слов говорят: «Я рядом, я принимаю и люблю тебя».

4. Мы ревнуем их к друзьям

Еще недавно наш сын «хотел быть пилотом, как папа», а теперь он восхищается одноклассником, который ведет странный канал на Youtube. Мы знали, что рано или поздно перестанем быть центром его вселенной, но все равно непонятно, что с этим делать. Да и друзья ребенка не вызывают доверия…

«В подростковом возрасте родители «падают на дно» с точки зрения приоритетов, а сверстники возносятся на Олимп. Попробуете запретить им общаться, еще и вход в комнату досками заколотят», — предупреждает Никита Карпов. Как же быть?

Если хотите поделиться с ребенком своим мнением, стоит делать это предельно аккуратно, возможно, в вопросительной форме: «Тебе не кажется странным, что Петя не здоровается с нами, твоими родителями?»

Бывает и так, что взрослые пытаются дружить с ровесниками ребенка. 15-летняя Арина рассказывает: «Когда мои подруги приходят в гости, мама часто сидит с нами. Девочкам приятно, а я чувствую себя неловко». Стоит ли так делать?

«Если вам нравятся друзья ребенка, если вы умеете соблюдать границы и знаете, когда пора выйти из комнаты, — это неплохо, — считает Никита Карпов. — Попробуйте ответить на вопрос: зачем вам это общение? В 90% случаев честный ответ: чтобы контролировать ситуацию. Как только вас раскусят, ждите реакции».

5. Мы игнорируем школьные проблемы

«Мой 14-летний сын скатился на тройки, — жалуется 39-летняя Анна. — Популярные психологи говорят: «Оценки не главное», и я в целом согласна. Волнует другое: раньше Андрею было интересно учиться, а теперь явно нет». Стоит ли волноваться по поводу отсутствия пятерок, или можно списать проблемы в учебе на гормональные бури?

«Снижение успеваемости — симптом, за которым зачастую кроется нечто большее, — подчеркивает Инга Куликова. — Истинной причиной падения интереса к учебе могут быть напряженные отношения в семье. И речь не только о конфликтах с ребенком, но и о том, как у родителей обстоят дела между собой».

Успеваемость падает, если у ребенка возникают проблемы с друзьями, если в школе происходит травля. Подросток может сам не подвергаться буллингу, но тревожная атмосфера в классе повлияет и на его состояние.

«То, что кажется нам ленью, может оказаться симптомом серьезного заболевания — например, депрессии, — предостерегает Инга Куликова. — Чтобы исключить диагноз, необходима комплексная помощь врача-психиатра и психолога».

5. Мы хотим быть стойкими оловянными солдатиками

«Никогда не думала, что буду так сильно злиться на собственную дочь, — расстраивается 35-летняя Инна, мать 13-летней Полины. — Говорят, что надо просто подождать пару лет, и все наладится. А у меня едва хватает сил на то, чтобы пережить очередной день».

Вспомним любимую метафору детских психологов: «наденьте кислородную маску сначала на себя, после — на ребенка». Что это значит? «Если родители не научатся о себе заботиться, у них не будет сил и они не смогут выдерживать сильные эмоциональные реакции подростка», — настаивает Инга Куликова.

Подростку полезно осознать, что родитель не всемогущ. Это научит его давать себе самому право на ошибку

Удачно, если взрослые увлечены своей работой, если у них есть хобби: собственные интересы позволят не вмешиваться в жизнь подростка чрезмерно.

Но так ли необходимо всегда оставаться спокойным, когда в душе любимого ребенка бушует буря и нас периодически накрывает волнами? «Взрослый тоже живой человек, что-то он может выдержать, а что-то нет, — напоминает Инга Куликова. — Подростку полезно осознать, что родитель не всемогущ. Это научит его принимать и сильные, и слабые стороны личности, давать себе самому право на ошибку».

Найти и не сдаваться 

Когда тинейджер начинает хуже учиться, это не всегда говорит о том, что у него серьезные проблемы.

«Падение успеваемости — обычное дело для подростков до 15 лет, — уверена Руфина Кашапова. — В это время у них происходит переоценка ценностей, они ищут собственный путь. Крайне сложно одновременно и искать себя, и хорошо учиться.

Возможно, подростку сейчас нужна пауза, чтобы отстраниться от учебной деятельности, взглянуть на происходящее со стороны. Это все на пользу: в результате он сможет сделать осознанный выбор. И в такой момент родители могут помочь ребенку, поддержав его интересы».

Если процесс, на ваш взгляд, затянулся, стоит обратиться за помощью к тьютору — педагогу-наставнику, который поможет подростку определиться с его предпочтениями.

Читайте также

Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя как личность, искать свое место в обществе, выстраивать отношения с окружающими, интересоваться противоположным полом. В организме происходят гормональные изменения – они влияют на восприятие мира. В это время у подростков возрастает тревога, возникают страхи.

Читайте в этой статье, чего боятся подростки, какие страхи в каком возрасте появляются, откуда они берутся и как родителям помочь своему ребенку с ними справиться.

Какие бывают виды подростковых страхов

У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.

Все страхи можно условно разделить на несколько видов:

  • Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
  • Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
  • Школьные – боязнь плохих оценок, одноклассников.
  • Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
  • Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
  • Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
  • Пространственный страх – воды, высоты, тишины.

Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.

13 подростковых страхов

Чего боятся подростки: 13 подростковых страховЧего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография: Depositphotos

Каждому возрасту присущи свои страхи. Поговорим о причинах самых распространенных.

1. Страх «быть не тем»

У подростков с 11 до 16 лет появляется самооценка – чувство уверенности в себе и самоуважения. Они стремятся принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям, но ощущать себя при этом значимой личностью.

Если в семье непонимание и конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности, не уверен в себе и боится выглядеть неполноценным.

Вариант страха «быть не тем» — боязнь опоздать в школу, стать объектом насмешек одноклассников или критики учителей. Этот страх больше выражен у девочек – они раньше осознают социальную ответственность и более критично оценивают свое поведение.

2. Страх плохих оценок

Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.

Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.

3. Страх таинственного

В 11-13 лет подростки верят в таинственные явления, предсказания и суеверия – черных кошек, 13-е число, разные приметы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают страшные истории про зомби, вампиров, привидений, гибельные места.

Интересно, что таинственные явления не только пугают, но и притягивают. Психологи объясняют это жаждой приключений. А еще попыткой совладать со страхом – когда дети объединяются и уже не избегают, а, наоборот, готовы встретиться с ужасным лицом к лицу. Страх таинственного больше выражен у девочек.

4. Страх смерти

Страх смерти может проявляться в разном возрасте. 13-14-летние боятся внезапной смерти своей или родителей, а в 15-16 лет – мучительной смерти. Кроме того, старшие подростки осознают время.

Отношение к смерти зависит от традиций, воспитания, культуры. Но, как правило, здоровые подростки считают смерть чем-то абстрактным и не касающимся их лично. Дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают ужас перед смертью.

5. Страх темноты

Подростки часто боятся темноты. Страх провоцируют разные причины:

  • Компьютерные игры.
  • Фильмы ужасов.
  • Ссоры с родителями и сверстниками.
  • Любовь без взаимности.

Эти факторы вызывают стресс у подростка и как следствие – боязнь темных помещений.

6. Страх не оправдать надежды родителей

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка в числе первых – по успеваемости, в соревнованиях. Хочет, чтобы его чадо было лучшим в классе. Когда эти надежды не оправдываются, детям достаются упреки «Не позорь меня!», «Нам стыдно за тебя», «Ты не можешь быть вторым – только первым!».

Завышенные ожидания формируют у детей страх родительского осуждения. Это приводит к разрушительным последствиям для психики: детские страхи перерастают в комплексы во взрослой жизни.

7. Боязнь быть отвергнутым

Когда подросток начинают активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями.

Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов – тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.

8. Страх ответа у доски

Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка.

Это разновидность страха публичных выступлений. Переживания возникают не на пустом месте, здесь играют роль:

  • Желание добиться признания в глазах одноклассников и родителей.
  • Усилия при подготовке.

В итоге ребенок волнуется, не может собраться с мыслями. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.

9. Боязнь общения со сверстниками

Страх общения – это тревожный сигнал. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ведь активно общаться со сверстниками – естественное поведение подростка. И если ребенок излишне застенчив, на это есть причины:

  • Неудачный опыт.
  • Неуверенность в себе.
  • Низкий материальный достаток в семье.

10. Страх быть объектом насмешек

В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес.

Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самоценность и самооценка падают.

11. Боязнь изоляции

Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты.

Для большинства современных детей это страшный кошмар – быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.

12. Страх перед ЕГЭ

Выпускные экзамены – самый ответственный момент для школьника. Но про ЕГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: и нежелание разочаровать родителей, и боязнь не реализоваться в жизни. И перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.

Масла в огонь подливают многие родители. Вместо того, чтобы настроить ребенка, что ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь очередной экзамен, они рисуют картины страшного будущего: окончишь школу со справкой, никуда не сможешь поступить!

13. Страх не стать успешным

Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Причиной тому – большое количество информации на тему успешного успеха. Интернет пестрит историями, мотивирующими призывами и формирует картину мира подростка.

Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.

Советы родителям, как снизить страх у подростка

Чего боятся подростки: 13 подростковых страховЧего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография: Depositphotos

Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.

Вот несколько советов родителям.

  1. Если ребенок чего-то боится, попросите его нарисовать свой страх. Пусть он проанализирует его и расскажет о своем мнении. Этот метод подходит подросткам в любом возрасте.
  2. Разновидность первого способа – представить в комичном виде объект своего страха. Такой способ снимет остроту проблемы.
  3. Уважайте право подростка на собственное мнение, взгляды, выбор.
  4. Создайте ребенку все условия, чтобы у него были друзья и знакомые.
  5. Почаще хвалите, не оставляйте без внимания ни одно достижение – это поможет сформировать у подростка правильную самооценку и уверенность в своих силах.
  6. Научите ребенка контактировать взглядом – это поможет преодолевать социальные страхи и не бояться общения с людьми.

Подведем итог

Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.

От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.

Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.

Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки: Depositphotos

Чего боятся женщины: 13 женских страхов
Чего боятся мужчины: 13 мужских страхов
Эволюция страхов: Почему люди страдают от фобий
15 способов почувствовать себя счастливее
Как полюбить себя: 10 простых шагов

Как помочь подростку, которого травят в школе

Психология

Как помочь подростку, которого травят в школе

29 августа 2018 4 464 просмотра

Лиана Хазиахметова


Лиана Хазиахметова

Буллинг — так называют травлю, издевательство над другими людьми — распространенное явление в школах. Часто родители не вмешиваются в отношения между подростками, считая буллингом только физическое издевательство. Знаете ли вы, что травля — это гораздо более широкое понятие? Например, изоляция, запугивание в соцсетях — тоже виды буллинга.

Совсем скоро начнется новый учебный год. Чтобы все прошло для подростка позитивно, поговорите с ребенком, что делать, если травле подвергается он или его одноклассники.

В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» перечисляется как минимум 8 форм травли, некоторые из них не так просто распознать.

Лиана Хазиахметова

Кликнете на картинку, чтобы прочитать о видах травли

Подростку бывает непросто признать, что его травят, но признание проблемы — первый шаг к ее решению. Важно, чтобы подросток мог обратиться к друзьям за эмоциональной поддержкой, поговорить с надежным взрослым, который может принять меры.

Если над ребенком издеваются

Вот какие советы можно дать школьнику, который подвергается травле.

  • Он должен стараться не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о происходящем взрослому человеку. Обратиться за поддержкой в психологическую службу, если нет возможности поговорить об этом с родителями или учителем.

Каждая ситуация индивидуальна, поэтому важно, чтобы ребенок обратился за помощью к взрослому. Хорошо, если рядом есть человек, с кем он может быть откровенен.

Даже психологическая травля может нанести непоправимый вред. Если остановить буллинг не получается и он приобрел угрожающие масштабы, стоит рассмотреть вариант с обращением в полицию.

Часто травле подвергаются неуверенные в себе подростки. Как им помочь стать морально сильнее? Вот три книги, которые могут изменить жизнь. С одной стороны, подросток примет себя таким, какой он есть, с другой — найдет в себе силы стать увереннее, смелее.

Лиана Хазиахметова

Подростки, уважающие себя, внутренне спокойны, готовы отвечать за свои действия, способны справляться с жизненными неурядицами и философски переносят отказы, разочарования, неудачи и поражения. Книга научит подростка принимать ответственность за собственную жизнь, осознавать свои чувства и потребности, быть уверенным в том, что он заслуживает счастливой, насыщенной жизни и что он способен выполнить поставленные цели.

Лиана Хазиахметова

Эта книга написана специально для подростков-интровертов. Профессор психологии Сьюзан Кейн, пройдя путь от застенчивой девочки до энергичного спикера, рассказывает о тайной силе интровертов. Она уверена, что наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности — мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Лиана Хазиахметова

Вспомните себя подростком: вас кто-нибудь учил ставить цели, понимать себя и следовать своей мечте? Вряд ли. Скорее всего, вас воспитывали, давали необходимую информацию и пытались направлять. Но самое важное, что может дать подростку взрослый, — это помочь сформировать не знания, а так называемые метанавыки: умение общаться, слышать себя, понимать других, быть упорным, ставить цели и достигать их. Они помогут ребенку найти свой путь и добиться успеха в выбранном им деле.

Эти книги не остановят буллинг. Но они дадут подростку силы отстаивать свое «я», двигаться вперед и добиваться того, чего хочешь на самом деле.

Обложка поста: pixabay.com

5 способов помочь подростку обрести уверенность в себе

В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым.

Улучшить самовосприятие подростков помогут следующие советы.

1. Заниматься спортом

Подросткам важно регулярно заниматься физическими упражнениями, особенно с учетом их склонности сидеть перед экраном. Исследования показывают, что физическая активность сама по себе улучшает самовосприятие детей и подростков. Кроме того, важны условия, в которых проходят занятия спортом. Подростки, которые занимаются под руководством тренера в учебном заведении или спортивном зале, демонстрируют более заметное улучшение самовосприятия, чем те, кто занимается дома.

В этом возрасте большое внимание уделяется собственной привлекательности и спортивной форме — многие подростки недовольны своей внешностью. Регулярные занятия спортом убивают сразу двух зайцев, улучшая как фигуру, так и психологическое состояние. Когда дети выбираются из дома и занимаются физической активностью, они чувствуют себя более сильными, здоровыми и способными. Вот почему так важно поддерживать и развивать спортивные программы в рамках учебного плана и за его пределами.

2. Фокусироваться на самосострадании

Фокус на самооценке заставляет подростков постоянно спрашивать себя: «чего я добился?», «достаточно ли я хорош?», «как я выгляжу на фоне других?». Психолог Кристин Нефф советует прекратить осуждать себя и сконцентрироваться на самосострадании, то есть относится к себе с добротой и принятием.

Исследования устанавливают связь между социальными сетями и депрессией

Она считает самосострадание здоровой альтернативой бесконечной гонке за результатами, от которой зависит самооценка. Кристин провела исследование и выяснила, что подростки с более высоким уровнем самосострадания демонстрируют более высокий уровень благополучия. Они принимают свои недостатки и понимают, что их проблемы и трудности точно такие же, как и у других людей. Такие дети относятся к себе по-доброму и в трудной ситуации поддерживают себя, словно лучшего друга.

3. Не сравнивать себя с другими

Подростки очень остро воспринимают различия между собой и другими детьми. Социальные сети усугубляют эту проблему. Исследования устанавливают связь между социальными сетями и депрессией, тревогой, одиночеством и страхом что-то упустить в среде подростков. Дети расстраиваются, когда их посты не набирают столько же лайков, как публикации друзей, и чувствуют себя в изоляции, когда видят фотографии, на которых одноклассники веселятся без них.

Также социальному сравнению способствует обстановка в школе: публичное выставление оценок, навешивание ярлыков и распределение по классам в зависимости от академической успеваемости. Все это нарушает естественный процесс обучения, мешает детям экспериментировать и совершать ошибки.

Чтобы снизить социальное давление в школе, можно использовать альтернативный подход: не оглашать оценки публично, предоставлять возможность повторной проверки и исправления заданий, не распределять детей по классам в зависимости от способностей, фокусироваться на индивидуальном развитии и прогрессе каждого ребенка, признавать маленькие успехи.

4. Опираться на сильные стороны

Обращайте внимание на таланты и интересы подростка, помогайте ему развивать свои сильные стороны. Возможно, сыну не дается спорт, но он загорается во время работы над школьным научным проектом. Может быть, в вашем классе за последней партой сидит угловатая девятиклассница, которая боится отвечать у доски, но поражает вас своими сочинениями.

Исследователь Сьюзан Хартер изучала самооценку и самовосприятие подростков многие годы. Она утверждает, что чувство собственной ценности зависит от восьми сфер: физические и академические способности, поведенческие навыки, социальное принятие, близкая дружба, романтическая притягательность, удовлетворение от работы и физическая привлекательность.

Разговаривайте с подростками, выясняйте, каковы их личные ценности и приоритеты

Делитесь с ними тестами, которые выявляют такие сильные личные качества, как смелость, честность и лидерские способности. Вовлекайте в те виды деятельности, которые помогут развить эти таланты. Подчеркивайте и поощряйте способности и интересы, так вы поможете им чувствовать себя более уверенными и вдохновленными.

5. Помогать незнакомым людям

Исследование, проведенное в 2017 году с участием 681 подростка в возрасте от 11 до 14 лет, показало: у детей, которые помогают незнакомым людям, улучшается самовосприятие. Недавно мне удалось собственными глазами увидеть подтверждение этой теории.

В прошлую пятницу, я наблюдала, как моя дочь с друзьями реализуют проект «Измени мир». Преподаватель общественных наук дал восьмиклассникам задание: выбрать направление устойчивого развития, исследовать проблему и возможные решения, спланировать программу мероприятий и привести план в действие.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма

В результате, ученики средних классов провели целый день, собирая голоса соседей в поддержку мероприятий для защиты незнакомых им людей, например, местных беженцев и бездомной молодежи. Также дети выступали против тестирования продукции на животных. Я никогда раньше не видела свою дочь и ее друзей такими энергичными, уверенными в себе и вовлеченными в жизнь общества.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма, и наш первый порыв — вмешаться и решить их проблему. Но более эффективный подход — приободрить и помочь развить сильные стороны, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни.

Об авторе

Эми Л. Ива — педагог-психолог в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Читайте также

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя

Елена Исупова
Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением
Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов.
Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья.
Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным.
Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?

Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте?
Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.
Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

9 ‘да’ и 9 ‘нет’ для родителей. Как помочь подростку и воспитать самостоятельность в 2020 году

Содержание:

Американские учителя очень обеспокоены самостоятельностью своих учеников-подростков: порой родители не дают им шагу ступить без контроля и опеки. Нужно ли следить за школьными оценками наших детей и помогать им с домашними заданиями? Подходят ли правила для родителей, написанные американской учительницей, к российским реалиям? Судить вам.

Подросток и домашние задания

Домашние задания — не для родителей: 5 причин

Пожалуйста, что бы ни случилось, никогда не совершайте смертного греха многих родителей: не делайте за детей домашние задания. От вашего решения сделать домашнюю работу за ребенка не выиграет решительно никто, исключений не будет. Судите сами:

  • Вы говорите своим детям, что они не могут нормально сделать работу, на которую они по идее должны быть способны. Иными словами, вы говорите им, что они недостаточно умны.
  • Вы говорите учителям своих детей, что они идиоты и не могут отличить работу девятиклассника от сложного проекта, подготовленного в паре с родителем.
  • Вы говорите школьному коллективу, что совершенно не уважаете то, чем они занимаются. Педагог, который задал детям написать проект, планирует сделать ценные выводы на основе результатов этого задания. Например, он сможет определить, насколько глубоко дети поняли изученную тему и может ли класс приступать к новой. Теперь это задание бесполезно: оно не может служить индикатором знаний учеников.
  • Вы даете своим детям понять, что ради хорошей оценки можно обманывать и лгать.
  • Даже если ваши намерения были чисты и вы просто хотели помочь, это не снимает с вас вины. Ведь вы украли у ребенка его работу, самоуважение и чувство ответственности перед другими. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Оценки подростка — это его дело

Еще одна проблема, с которой часто приходится иметь дело учителям, — болезненный интерес к каждой оценке, которую получают ваши дети. Программы отслеживания школьных оценок, электронные журналы и дневники позволяют родителям контролировать оценки своих детей и их школьные дела — без необходимости обращаться за этой информацией к учителям. Но эти же электронные средства делают возможными ужасные злоупотребления.

Например, родители ставят себе на электронную почту систему оповещения об оценках ребенка. Учителя прекрасно знают, кто из родителей сделал это, поскольку сразу же после выставления оценок в электронный журнал приходит письмо или раздается звонок от очередной мамы: «Я только что видела оценку Бена за сегодняшнюю контрольную по испанскому. Я еще не говорила с ним об этой оценке, но обязательно поговорю, когда доберусь до дома. А пока не могли бы вы мне объяснить, что он сделал неправильно?»

У ребенка еще даже уроки не кончились, а родители уже спешат разобраться, почему он получил ту оценку, какую получил. Причем работа, которую выполнил подросток, была настолько незначительной, что оценка за нее составит, вероятно, не больше одной тридцатой части от итогового балла в конце года.

Попробуйте поставить себя на место своего ребенка. Что бы вы почувствовали, обнаружив, что оказались объектом столь интенсивного родительского интереса? Понравилось бы вам, если бы пришлось объяснять каждую свою ошибку или чувствовать осуждение за каждый свой шаг?

Я бы умерла от ужаса, если бы мои родители в свое время увидели некоторые оценки, что я получила в старших классах школы. Но тогда не было электронных дневников, и, получив двойку за контрольную, я понимала: надо срочно что-то предпринять, пока не подведены итоги и в табель не выставлена общая оценка. Я брала себя в руки и работала как проклятая. В результате оценки, которые видели мои родители, лучше отражали мои способности.

Позвольте своим детям самим делать свою работу. Позвольте им спотыкаться и падать, позвольте самим искать способ исправлять ошибки. Если вы лишите их такой возможности или сделаете несчастными, контролируя каждый шаг, то причините им огромный вред.

Подросток и школа: когда надо вмешаться родителям

Учтите, бывают моменты, когда вам необходимо вмешаться в работу вашего ребенка, даже если он этого не хочет. Если его оценки неуклонно снижаются, это указывает на то, что ребенок работает далеко не в полную силу. Вам следует поговорить с ним и выслушать, что он скажет по этому поводу. Поделитесь результатами вашей беседы с учителями и выслушайте их мнение — это будет взгляд на проблему с другой стороны.

Если оценки ухудшились из-за каких-то внешних (скажем, социальных) отвлекающих причин или из-за простой лени, непременно устройте дома необходимые ограничения для ребенка. «Привилегии» могут быть восстановлены только после улучшения оценок. Если у ребенка возникли сложности в усвоении материала, договоритесь о встрече с учителем и вместе составьте план исправления ситуации.

Но не забывайте: самую активную роль во всех этих процессах должен играть ваш ребенок. Не создавайте ситуацию, в которой все вокруг будут вынуждены прикладывать больше усилий, чем он сам. Важно, чтобы вы обратили внимание на изменение его успеваемости, инициировали план действий и способствовали его выполнению. Недопустимо, чтобы вы делали все сами.

Как помочь подростку и воспитать самостоятельность

Как помочь подростку в школе: 9 советов

Давайте рассмотрим некоторые способы, с помощью которых родители могут поддержать ребенка. Эти приемы помогут вам постепенно передать ответственность в руки взрослеющих детей и не отказаться при этом от вовлеченности в их учебные дела.

  • Проявляйте живой интерес к жизни ребенка. Выслушивайте его, задавайте вопросы, не забывайте, о чем вы разговаривали в прошлый раз. Дети прекрасно различают непринужденный интерес и «противные приставания». Стремитесь к первому.
  • Ходите на школьные мероприятия, игры, театральные постановки — на все, в чем участвуют ваши дети и где они хотели бы видеть вас в качестве зрителей. Если ваше присутствие нервирует их и мешает играть, а они способны признаться в этом, то не ходите. И не заставляйте их чувствовать вину за то, что они были с вами честны.
  • Отправляйте детей в лагеря, предназначенные для тренировок, расширенной учебы или знакомства с избранной профессией. Вместо того чтобы контролировать все занятия детей в школе, предоставьте им возможность дополнительного роста вне школы.
  • Обеспечивайте детей необходимыми ресурсами (или помогайте в доступе к ним): канцтоварами, компьютером, книгами и т.д.
  • Показывайте собственный пример дисциплинированности и рабочих привычек. Если дети каждый день видят, как должна выглядеть правильно организованная работа, они наверняка переймут у вас полезные варианты поведения.
  • Подчеркивайте важность образования. Покажите детям, что учиться можно всю жизнь: запишитесь на какие-нибудь курсы, мастер-классы, расширяйте свои горизонты. Помните, что дети намного глубже воспринимают ваши действия, нежели слова.
  • Предлагайте им помощь в проверке работ или в подготовке к контрольным. Предложив помощь, выслушайте ответ и поступите так, как скажет ребенок.
  • Позволяйте им устраивать заседания кружков в вашем доме. Вы обеспечиваете детям закуски и напитки, а с них требуются книги и мозги.
  • Пользуйтесь дома системой поощрительных стимулов и отрицательных последствий. В ваших силах усилить и дополнительно простимулировать то, что происходит в школе. Отмечайте в кругу семьи детские успехи и придумывайте адекватные наказания за неудачные решения. По мере надобности ограничивайте ребенку время просмотра телевизора и часы, проводимые в Интернете.

9 ошибок родителей подростков

Нездоровая и излишняя вовлеченность родителей в жизнь детей — это:

  • Когда вы просите учителей выкладывать задания в Интернет или присылать их вам по почте, чтобы вы могли следить за их выполнением и напоминать своему ребенку о сроках. Приятно, конечно, всегда все знать, и, если учителя сами выкладывают задания в сеть, тем лучше для вас. Но дети должны проявлять ответственность и записывать задания, не рассчитывая на ваши напоминания. Если же у вас есть информация о заданиях, то пользуйтесь ею для принятия своих решений (например, не позволяйте ребенку гулять весь вечер, если завтра у него контрольная), но не снимайте ответственности с детей.
  • Когда вы выполняете за детей их домашние задания, работы или проекты.
  • Когда вы рассказываете другим взрослым, как им делать свою работу. Про себя вы можете сколько угодно считать, что могли бы учить детей лучше учителя или тренировать их лучше тренера. Но говорить об этом профессионалам в лицо излишне.
  • Когда вы ежедневно напоминаете детям о том, где и когда они сегодня должны быть — включая тренировки, занятия кружков и работу. Они никогда не научатся соблюдать расписание или составлять список дел на неделю, если вы будете играть в их жизни роль ежедневника.
  • Когда вы звоните учителям с просьбами пояснить то или иное задание. Если ваши дети не слушали на уроке, они сами должны подойти к преподавателю за разъяснениями или предложить другой способ добыть нужную информацию. Сделав это за них, вы поощряете разгильдяйство.
  • Когда вы просите учителей о продлении сроков сдачи заданий, о прощении каких-то недоделок в работе, поблажках и исключениях для ваших детей. Они сами должны отвечать за последствия своей лени или невнимательности. Если вы прикроете их сейчас, им придется платить за свои слабости позже, но по гораздо более высокой цене.
  • Когда вы проводите обязательную проверку всех домашних работ ребенка перед сдачей.
  • Когда вы проверяете тетради и записные книжки ребенка. Дайте ему пространство для маневра, позвольте самостоятельно искать собственные методы работы. Возможно, его система записи покажется вам полной невнятицей, но сам он, скорее всего, прекрасно в ней ориентируется.
  • Когда вы обращаете внимание на оценки, а не на знания.

Как помочь тинейджеру пережить непростой возраст? Пять шагов навстречу подростку | Психология

Еще совсем недавно вы читали своему малышу «Курочку Рябу», а сегодня этот юнец демонстративно захлопывает перед вами дверь, не желая разговаривать. Через подобные ситуации проходит большинство родителей подростков. Как понять и принять изменения, происходящие с ребенком? Возможно ли стать союзниками в борьбе с гормональной бурей?

Выход есть — не паникуйте! До него всего лишь пять шагов.

1. Замените ультиматум на компромисс

Старайтесь обсуждать спорные моменты и договариваться, а не ставить условия. Тот факт, что вы главнее и умнее, не должен лишать ваше чадо права на слово и собственное мнение. Попробуйте за чашкой чая выбрать компромиссное время возвращения домой, новый цвет волос или стиль празднования дня рождения.

‘ + ‘ ‘ + ‘

2. Свои мечты воплощайте сами

Не стоит пытаться реализовывать посредством ребенка собственные амбиции. Он не обязан продолжать славную профессиональную династию или тешить вас достижениями в сфере, которая оказалась вам не по зубам. В противном случае существует риск получить серию неадекватных поступков в знак протеста. Будь вы хоть трижды профессор математики, это не должно помешать сыну или дочери самозабвенно мечтать о карьере художника или танцора. Как помочь тинейджеру пережить непростой возраст? Пять шагов навстречу подросткуФото: Depositphotos

3. Не осуждайте его выбор и решения

Этот шаг неразрывно связан с предыдущим. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, каким бы самоуверенным он не выглядел. Ему необходимо знать, что даже если родители с ним не согласны, они не считают его дураком и позором семьи. Важно это и для поддержки его самооценки в столь непростой период. По этой причине стоит отказаться от излюбленной забавы старшего поколения — без конца ставить в пример «покладистых и талантливых» детей ваших друзей и знакомых.

4. Ищите точки соприкосновения

Искренне интересуйтесь увлечениями ребенка. Позвольте ему вдохновить вас на осваивание чего-то нового. Даже если на первый взгляд это покажется пустой тратой времени. Лучше провести часы за игрой в приставку, чем выясняя отношения и оскорбляя друг друга. Не бойтесь оказаться в роли ученика. Вы не уроните свой авторитет в глазах отпрыска, если признаете некоторую неосведомленность в сфере его интересов. А вот душевная привязанность между вами значительно усилится. Как помочь тинейджеру пережить непростой возраст? Пять шагов навстречу подросткуФото: Depositphotos

5. Будьте дружелюбны и приветливы с его друзьями

Бессмысленно отрицать тот факт, что вы больше не являетесь центром Вселенной и единственным авторитетом. Это совершенно естественно: чем старше становится ребенок, тем шире становится и круг важных для него людей. Пусть его друзья будут вхожи в ваш дом. И не относитесь к ним с презрением, не рассматривайте с высоты своего возраста. Лучше угостите ребят чаем и предложите провести выходные у вас на даче с шашлыками и коллективным просмотром какого-нибудь оскароносного фильма.

Переходный возраст пугает и смущает не только родителей, но и самого подростка. В отличие от вас, он проходит это всё впервые, не имея никакого багажа знаний. Просто вспоминайте, как непросто давался подростковый период вам самим, и держите в голове мысль: «Это обязательно закончится!»