Подростковый период в жизни ребенка, как правило, серьезное испытание для семьи. Дети начинают хуже учиться, забывают о гигиене, устраивают в комнате беспорядок, многие врут, а иногда и воруют. Родители не выдерживают. Мамы бьются в истерике, а папы пытаются достичь подчинения любой ценой!
Приводят подростков на прием к психологу: просят, чтобы им вернули прежнего, послушного ребенка. И хотят получить инструкцию «Что сделать, чтобы ребенок снова стал нормальным?».
Конечно, каждый случай индивидуален, но вот что нужно знать о подростковом возрасте.
1. Этот период закончится, он не навсегда!
Многие взрослые, вспоминая свой подростковый возраст, искренне сочувствуют своим родителям, не понимая, как те выдержали их закидоны.
2. Подростки не ощущают истинной значимости слов. Они могут выкрикивать вам оскорбления, давать невыполнимые обещания, обманывать и искренне удивляться, почему это вас возмущает. Конечно, это не значит, что вы должны прощать грубость и хамство. Но точно не стоит принимать сказанное слишком близко к сердцу.
3. Не опекайте подростка как маленького, относитесь к нему как ко взрослому. Дайте больше самостоятельности и определите его зоны ответственности. У подростка, помимо уроков, должны быть обязанности. Четко формулируйте поручения и фронт работ, дети не способны угадать сами, чем вам помочь. Приучите чадо самостоятельно ходить в поликлинику, оплачивать свой телефон, покупать продукты, готовить. При этом не надо устраивать скандалы с перечислением того, что он не выполнил, особенно если вы эти пункты не оговаривали. И обязательно хвалите, даже за малое, поощряйте инициативу.
4. Позвольте подросткам совершать ошибки. Не надо повторять, что «вы, мол, говорили, а он вас не послушал». Это только вызовет раздражение и желание сделать назло.
5. Ребенок не должен быть таким, каким вы были в его возрасте, или таким, каким вы хотите его видеть.
6. Предоставьте подростку возможность спорить с вами, высказывать свое мнение. Пусть отрабатывает навык ведения дискуссии и учится отстаивать свои границы. Если аргументы убедительны — уступайте. Часто родители без объяснения причины запрещают, не пускают, отбирают, сопровождая свои действия комментариями: «Я даже не хочу это слушать, я так решил и все». Поставьте себя на место детей: что бы вы почувствовали в подобной ситуации?
7. Помните, что в этот период вы не являетесь для подростка авторитетом. Сейчас у вашего ребенка в авторитете успешные сверстники, блогеры и прочие яркие представители молодежной субкультуры. Обесценивание пройдет, но, увы, не у всех и не до конца.
8. Не задавайте вопрос: о чем ты думал, когда это делал? Это бессмысленно, так как подросток часто сам не знает ответа. У него другие приоритеты и мозг работает иначе, но точно работает. В этом возрасте главная задача — самоопределение. Детей волнуют серьезные жизненные проблемы: я не красивая, я не самый крутой, почему у меня нет парня и тому подобное. И претензии родителей по поводу учебы и уборки стоят в этом списке на последнем месте…
9. Воспитывайте финансовую грамотность и обсуждайте материальные вопросы. Подростки должны понимать, откуда берутся деньги и как они вам достаются. Приучайте детей к планированию своих расходов: начните выдавать карманные деньги единовременно на неделю или на месяц, пусть ребенок учится самостоятельно распределять бюджет.
10. Если подросток говорит вам неправду, это может быть сигналом вашей авторитарности и чрезмерного контроля. Ребенок таким образом устанавливает защиту от вашего вмешательства на его территорию. Поэтому не стоит впадать в истерику, лучше проанализируйте ваше отношение.
11. Давайте ребенку почувствовать, что вы на его стороне. Он всегда должен ощущать вашу поддержку и любовь, даже если вы с ним в ссоре.
12. Отстаивайте свои границы. Вы не обязаны по первому требованию бежать к ребенку, у вас могут быть свои дела. А если вы что-либо запретили или озвучили правила, не стоит их нарушать и закрывать глаза, если это делает ребенок. Подростки постоянно проверяют вас на прочность и выдержку. Они лучше вас знают, где вы можете дать слабину. Поэтому, если вы не уверены, что сможете сдержать свои запреты, лучше не пугайте, это даст обратный эффект.
НАПОСЛЕДОК
Помните, подростку во много раз тяжелее, чем вам. Он учится быть взрослым, привыкает к изменениям в своем теле и внешности. Преодолевает гормональные скачки и трудности первых отношений. Ему надо понять, кто он и кем станет. В общем, ему не позавидуешь. Минимизируйте бесконечные упреки и недовольство ребенком. Постарайтесь оказать максимальную поддержку и принятие, сейчас он в этом нуждается как никогда.
И самое главное: займитесь в первую очередь собой, мужем (женой) или еще чем-нибудь интересным и отстаньте от ребенка!
Теперь теорию — в практику. Терпения вам, терпения и еще раз терпения. И любви!
Почему подросток не слушается родителей?
В детстве было всегда проще с детьми, но как только им исполнилось 13-15 лет, все стало иначе. Воспитание детей всегда являлось тяжелым бременем для родителей. В переходном возрасте, дети хотят чувствовать себя независимыми, поэтому на замечания или советы родителей, они не обращают внимания. Иногда могут даже хлопнуть дверью или закрыться в комнате, чтобы к ним не приставали.
Причины
Важно знать, что в подростковом возрасте, подростки не могут трезво воспринимать критику в свой адрес. Это может ранить их или задеть чувства. В таком возрасте дети все воспринимают близко к сердцу. Главную роль также играет и реакция родителей на мысли своего подростка. Если ребенок делится с родителями своими переживаниями, заботами и мыслями, но они вместо поддержки ругают ребенка или критикуют, это негативно повлияет на отношения в семье.
Еще причиной может быть и то, что подросток не имеет родного отца, а имеет отчима, который несимпатичен ему. Тогда ребенок не будет слушать и уважать то, что говорит ему неродной родитель. Непослушание ведет к разногласиям в семье. Подросток может быть несогласен с теми правилами, которые для него установили родители. Если родители категоричны в этом вопросе и воспитывают ребенка как в армии, то это еще больше подтолкнет ребенка не слушаться и нарушать законы.
Часто в таком возрасте, большинство детей подвержены агрессии. Это может пугать родителей, и они могут принимать строгие меры. Но и такой способ воспитания не поможет привить к ребенку послушание.
Не стоит забывать и о том, что у подростка формируется свое мнение и взгляд на жизнь, и они хотят самостоятельно все делать. Они могут считать, что советы родителей им уже не нужны. А родители это воспринимают и понимают, как признак непослушания, а не просто желание стать самостоятельным.
Как сделать так, чтобы подросток прислушивался к родителям?
Нужно быть хорошим слушателем своему ребенку. Когда подросток хочет что-то сказать, даже пусть это маловажное, нужно все равно его выслушать. Дети ценят, когда их просто могут выслушать, особенно родители. Не нужно отгонять ребенка из-за того, что нет времени выслушать или усталость. Лучше наоборот выделить это время, ведь так ребенок будет чувствовать себя нужным.
Проявлять понимание. Когда родители проявляют понимание к подростку и его периоду, им будет легче устанавливать правила. Всегда нужно ставить себя на место своего ребенка и постараться понять, какие чувства он переживает и что его возрасту свойственно.
Быть медленным на гнев. Если подросток сообщает какую-то неприятную новость или возможно даже возникшую серьезную проблему, не стоит его ругать и выходить из себя. Такая реакция может оттолкнуть, и потом ребенок не сможет доверять или рассказывать. Нужно спокойно все обсудить. Тогда подростку будет легче обратиться за помощью к своим родителям, и он не будет бояться, что-то сказать или доверить. Он будет знать, что родители всегда готовы прийти на помощь.
Быть лучшим другом своему ребенку. Для этого нужно вести себя так, чтобы ребенок чувствовал, что родители на его уровне. Нужно общаться часто и приятно проводить время, дарить подарки своему ребенку, быть другом, которому можно доверить все тайны, все секреты, который всегда поймет. Тогда подросток не будет закрываться от родителей или искать себе друзей с улицы, ведь с ним всегда его лучшие друзья – родители.
Проявлять заботу
Проявлять ласку. Когда ребенок делится своими откровенными переживаниями, нужно просто пожалеть или обнять. Подросткам в переходном возрасте хочется признания, чтобы их пожалели и прижали к себе. Поэтому ласка от родителей, поможет чувствовать себя ребенку нужным. Подросток в таком случае не будет думать, что родители грубые, он будет знать, что они всегда могут пожалеть его.
Проявлять любовь. Родителям важно все делать и говорить с любовью. Любящие родители никогда не будут делать того, что повредит ребенку или сделает его несчастным.
Проявлять терпение. Когда ребенок чем-то раздражает или делает неправильно что-то, нужно проявлять к нему терпение. Если часто выходить из себя и срываться на подростка, его это будет угнетать.
Нужно следить за своей речью. Речь родителей должна быть пропитана любовью, а не нравоучениями постоянными. Если ребенка обзывать, указывать на его недостатки, можно вогнать его в депрессию, и он вообще замкнется. Хуже того, он может начать вести двойную жизнь и заниматься плохими делами, о которых родители не будут знать вообще. Любящая, ласковая речь расположит ребенка к себе.
Заверение в любви. Родители обязаны заверять своего ребенка в любви. Когда подростку говорят, что его любят и он им дорог, он будет чувствовать себя самым счастливым. К тому же он не будет искать этой любви на стороне у других людей. Дети, которые растут в любящей семье, всегда растут здоровыми, психически уравновешенными и любящими к окружающим.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.
Подросток не слушается: что делать родителям
- Лень.
Как ни странно, но у меня первую роль в непослушании играет лень. Ведь когда лень, а тебя заставляют, пропадает любое желание, и хочется только огрызнуться на родителей, чтобы от тебя отстали. Вот и агрессивное поведение… Решение — договориться после отказа о сроке выполнения просьбы. Уважайте личное время вашего ребёнка – спрашивайте, когда он готов выполнять ваши просьбы, договоритесь, возможно, о том, что в определенные часы он работу выполнять не будет, это его законное время отдыха, когда его никто не трогает. .
- Упрямство.
Упрямство — лишь следствие, а причина – ссора, желание поступать наперекор родителям. В таком случае, надо мирно поговорить без обид и постараться понять друг друга, поставив себя на место собеседника.
- Утомленность.
В этом случае можно спокойно дождаться, пока подросток отдохнёт. Или — более кардинально — понять истоки утомления. Это может быть чрезмерная загруженность, накопившаяся усталость или потребность в более продолжительном отдыхе. В случае загруженности — убрать несколько регулярных дел или кружков для облегчения рабочей недели. Если усталость накопилась — просто дать отдохнуть. Если необходимо, больше отдыхать — немного разгрузить расписание.
Краткие советы подросткам – как перестать ссориться с родителями?
Дайте вашему ребёнку прочитать эту статью, возможно, он увидит в ней причины ваших ссор, или чтение натолкнет вас на откровенный разговор, и вы узнаете больше друг о друге. В любом случае, эти советы пригодятся каждому ребёнку — я это знаю точно!
- Чаще говорить о своих чувствах, а также об усталости или лени, если они есть
Составить расписание обязанностей для дома для детей и родителей, чтобы исключить неравномерное распределение обязательств.
Знаете, для нас, подростков, очень важно, чтобы обязанности были распределены «честно». Это может и не очень верно с точки зрения взрослых, но нам очень хочется быть полноценными и полноправными членами семьи.
- Быстрее мириться с родителями — они вас любят, и стараются для вас и ради вас!
Просто ставьте себя на место другого, хотя бы и гипотетически — уже победа и шаг к пониманию! Если представить себя своей мамой, на собственное поведение можно взглянуть иначе.
- Иногда преодолевать себя.
Когда взрослые просят вас о чём-то, им действительно нужна ваша помощь. Вставать с дивана и выкидывать мусор, даже если лень, лучшее средство от лишних конфликтов дома. Проверено:))
В России до сих пор воспринимают психолога, как стоматолога, к которому идут только тогда, когда зуб заболит и уже пора ставить огромную пломбу или вовсе его удалять. Но ведь ребёнок не зуб. Его просто так из своей жизни не вырвешь. Ни за какие богатства мира не удалишь его из своей судьбы. Хотя вместе порой жить просто невозможно!
Родители в голос говорят одно и то же:
«Мой подросток невыносим! Ребёнка словно подменили! Что с ним стало? Скажите, пожалуйста, что мне делать? Я больше так не могу!»
Помните известную мудрость Козьмы Пруткова «Зри в корень»? Так давайте последуем его примеру. Заглянем в физиологию вашего ребёнка подросткового возраста и посмотрим на те природные изменения, которые неизбежно происходят на данном этапе развития каждого детского организма, независимо от того, что происходит вокруг. Фото: globenwein, pixabay.com
Соберите сейчас, уважаемые родители, всё ваше внимание для прочтения следующего абзаца. Тогда вы сможете встать на место вашего ребёнка, а соответственно, и лучше понять своего «несносного» подростка. Изменения тела я опущу — его вы и так наблюдаете во всём великолепии.
Итак, на физиологическом уровне вырисовывается следующая картина: процесс полового созревания протекает, главным образом, под контролем центральной нервной системы, в которую входит и головной мозг (в состав которого входят кора и подкорка). К 9−10 годам в головном мозге ребёнка устанавливается отношение кора-подкорка. Кора выполняет ведущую роль в регуляции всего поведения ребёнка. Наблюдается высокая мыслительная продуктивность, уравновешенность эмоциональных проявлений, баланс между системой активации и торможения.
А теперь, внимание! В подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности. Что приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму)… Узнаёте своего ребёнка? Фото: Depositphotos
Первое, что вы должны принять, для налаживания отношений с изменившимся ребёнком, это неизбежность его изменений. То, что он не виноват во всех этих «странных» поступках, раздражимости, неусидчивости и эмоциональных выпадах. Ваш подросток не в силах полностью владеть собой, если, конечно, до этого он не занимался каким-нибудь видом спорта года два или, ещё лучше, каким-либо видом восточных единоборств, или не посещал лидерские тренинги для подростков. Это не только он такой «противный» и капризный, это ещё и природа! «Противность» и капризность — следствие возрастных изменений организма.
На социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей (т.е. то, что ему сейчас крайне необходимо) — это чувство взрослости. Если вы будете опекать его, контролировать каждый шаг, а не объясните спокойно о своём волнении, если он не позвонит вам и не скажет, где он и с кем, ваш ребёнок отвернётся от вас и подружится с теми, кто его выслушает, какими бы плохими они ни были. И общение с подростком необходимо вести спокойно, ровно и уверенно.
Вам нравится, когда на вас кричат или вам приказывают? Или командуют? Нет? Потому что вы уже взрослые? Так помогите своему ребёнку тоже стать взрослым! И если вы искренне хотите помочь ему пройти этот сложный подростковый период без поражений, с хорошими результатами, то у вас только один выход — понять его и стать его другом.
Кого вы сами слушаете больше — тех, кто вас не понимает и диктует свои, пусть даже «взрослые», правила, или тех, кто вас принимает такими, какие вы есть, и спокойно, искренне, с пониманием, ненавязчиво предлагает свою помощь? А может, вы хотите попробовать пойти против природы и ничего не замечать? Вы взрослый человек — смотрите сами, но психологи вам этого не советуют…
Если подросток не слушается — ваш крик и претензии вряд ли помогут сделать его послушным. Во время переходного возраста вам необходимо научиться спокойно договариваться с подростком. После этого вы станете поистине талантливым дипломатом, который сможет договориться с кем угодно о чём угодно. Уж поверьте мне на слово. Фото: kalhh, pixabay.com
Ну, и на десерт — правила «заключения» договоров с подростком:
1. Договариваться нужно «на берегу» — до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т. д. Если вы не успеете договориться вовремя — поезд ушёл. Согласитесь, абсурдно требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались.
2. Сразу нужно определить, что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего для этого выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните: ограничивая ребёнка, вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.
3. В случае несоблюдения договора вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете их вслух («спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон). После этого вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции — вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).
Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка как равного вам в правах взрослого человека. Фото: Depositphotos
С первого раза может не всё пойти гладко и что-то может совсем не получиться, но, как известно — практика, практика и ещё раз практика!
Не исключены сейчас ваши возмущения: «это легко со стороны сказать, а вы попробуйте с моим», «мой ребёнок не такой — с ним невозможно договориться», «он ещё ничего не понимает, мне лучше знать, что ему надо»… Я работала с подростками около 6 лет, из них 2 года — с подростками из комиссии по делам несовершеннолетних, и убедилась на собственном опыте: эта методика — единственная реально работающая. Если, конечно, вы хотите помочь своему ребёнку стать взрослым и самостоятельным, а не оставаться вечным «маминым хвостиком». Уверена, что вы примете мудрое решение. Фото: ParentRap, pixabay.com
Вашему ребёнку нужна помощь. Он очень хочет не только чувствовать себя взрослым, но и научиться быть взрослым, говорить уверенно, самостоятельно заниматься решением проблем и стать лидером среди сверстников. Помогите ему.
Занимаясь воспитанием подростка развивайте в нём эти навыки, иначе он пойдёт вслед за теми, кто научит его не только лидерским качествам, но и плохим привычкам, что способствует возникновению психологических проблем. Я говорю не только о курении и распитии алкоголя, а ещё о прогуливании уроков, бессмысленных посиделках в подвалах.
Кроме уборки по дому и хождения по магазинам, займите его нужными и полезными для его возрастного развития занятиями: спортом, личностными тренингами, кружками по интересам.
По привычке хочется сказать: «Терпения вам, дорогие родители!» Но разумнее всё-таки будет: «Уважения вам и взаимопонимания в общении с вашим любимым, пусть временами и трудным, подростком».
Как заставить подростка соблюдать ваши правила
Смысл любого наказания в его эффективности. Важно, чтобы человек не только понял, что какие-то его действия недопустимы, но и не поступал так в дальнейшем. Добиться от подростка соблюдать ваш свод правил — довольно сложно. Ещё сложней порой принять решение о его наказании. Как именно нужно наказывать своих подросших детей и как добиться от них послушания — в материале психолога Татьяны Никитиной.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Нужно ли наказывать
Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.
Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?
Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?
Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.
Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.
Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование. Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим. Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.
Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).
Как наказывать
Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее. Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.
Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.
Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения. Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.
Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.
Как составить внутрисемейную систему правил
Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.
1. Список
Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.
2. Уточнение
Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:
Неправильно: «Не гулять поздно».
Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.
Неправильно: «Всегда быть на связи».
Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».
Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.
Неправильно: «Не прогуливать школу».
Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».
Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.
3. Обсуждение
Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.
Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.
Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.
4. Санкции
Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».
Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
5. Согласие
Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.
6. Правила для родителей
Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.
Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).
Почему правила — это не навсегда
Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.
И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.
Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.
Страхи родителей за то, что подросток попадёт в дурную компанию, иногда бывают оправданными, но когда родитель ставит жёсткие условия, он добивается только того, что ему начинают врать. Инна Прибора призывает родителей не к установлению анархии, а к лёгкой оттепели в отношениях с детьми-подростками. Консультацией ей помогает психолог и педагог Ирина Беляева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В отношениях между родителями и подростком неизбежно случаются критические периоды. Например, предкам не нравится, что ребёнок пишет пронзительные песни, посвящённые клатчу Селены Гомес, вместо того чтобы готовиться к поступлению на инженерный факультет. Или сын застал родителей за непристойным: они что-то искали в его ящике стола. Или дочь отказывается в мороз от папиной лыжной шапочки «Олимпийские резервы». Баталии ведутся из-за одежды, музыки, друзей, хобби или уборки в чьей-то авгиевой конюшне. Это, конечно, несущественные пустяки, которые служат только поводом для ссоры. Причины разногласий, как правило, залегают глубже.
Мы часто согласны на некие абстрактные права подростков: реализацию, ошибки, пробы, возможность выбора… Но когда дело доходит до выбора пальто и роковой проблемы: надевать ли парню шапочку — там ветер! — родители становятся невыносимыми существами с диктаторскими замашками. Вот набор священных и неотчуждаемых прав, необходимых каждому подростку.
1. Быть хозяином в своей комнате
Фото: iStockphoto / shironosovДопустим, вы рискнули войти в обитель зла и наступили ногой в яичницу, которая куда-то исчезла на прошлой неделе. Это замечательный повод поговорить о том, кто в комнате хозяин. Если вам дерзят, обсуждайте, кто должен устанавливать в ней правила, почему и где эти правила заканчиваются. Скажем, за квартиру-то отвечаете вы, и когда различные насекомые облюбуют себе детскую, высоки шансы, что они заглянут и на кухню. Обоснуйте, почему вы не приветствуете костры и пирамиды из коробок со старой пиццей. Вот, пожалуй, и вся родительская компетенция. Родитель не должен рыться в чужих вещах и входить без спроса в комнату с табличкой: «Ненавижу бледнолицых».
2. Право на своё мнение и право быть услышанным
Фото: iStockphoto / KikovicПодростку жизненно необходимо доказательство, что его мысли и желания чего-то стоят. В этом возрасте дети часто ощущают томительное одиночество и тоску. Слушайте ребёнка и не говорите, что рисовать граффити в виде серы из ушей — это ерунда какая-то. Вдруг для него это важно. «Папа, я заметил, что у друзей, в отличие от меня, на телефонах цветной дисплей и есть кириллица!» — волнуется ребёнок. Не кричите, что он пока на это не заработал. Будьте честны: «Да, тебе хочется новый смартфон, мне очень жаль, но пока что я не могу его купить». Если у вас есть домашние правила, чёткие принципы, какие-то личные ограничения, объясняйте и доказывайте, уважая реакцию оппонента. Аргументация в виде ударов кулаком по столу ранит ребёнка и унижает. Поговорите с ним искренне о его мотивации, попробуйте договориться, избегая обращения «Щенок».
3. Право хранить секреты
Фото: iStockphoto / vadimguzhvaСекрет — это то, что ребёнок не горит желанием вам показывать. Родительские попытки выведать, с кем это она переписывается в соцсетях и не курит ли он, подрывают доверие, на котором вообще-то отношения и стоят. Чем больше уважения вы проявите, отправляя в стирку одежду подростка («Проверь, пожалуйста, не осталось ли чего в карманах»), тем скорее он захочет сам делиться сокровенным. «Мам, смотри, мне на день всех влюблённых записка пришла: «Привет, очкарик!».
4. Самому выбирать друзей
Фото: iStockphoto / KikovicУ ребёнка подозрительные друзья: один сливается с обоями, потому что весь в наколках, другая использует в речи одно слово «Йоу». Ужас! Грамотные психологи скажут, что, если мы хотим выбирать друзей ребёнку в подростковом возрасте, мы опоздали лет эдак на десять. А если мы начинаем сражаться с неподходящими друзьями теперь, то всегда проигрываем. Когда родитель ставит жёсткие условия по поводу неподходящей компании, он добивается лишь того, что ему будут врать.
Что делать, если вам не нравится компания ребёнка
Если вам не нравится детский круг общения, стратегия может быть только одна: разобраться, почему подросток с ними общается, что он находит среди этих ребят. Объяснить ребёнку свою позицию, рассказать о своём беспокойстве, выслушать и признать право ребёнка на альтернативную позицию.
5. Пробовать себя в разных сферах
Фото: iStockphoto / michelangeloopМожно понять опасения семьи, когда человек, который учится в физико-математической школе и играет на скрипке, вдруг говорит, что армрестлинг — дело его жизни. Подростки мучительно ищут себя настоящего, и просто глупо лишать их этого опыта. Пусть попробует кружок предсказателей апокалипсиса, секцию езды на одноколёсном велосипеде, школу кошачьих парикмахеров. В конце концов подростковые глупости сами как-то отваливаются и большинство людей впоследствии вспоминает их с улыбкой. Кроме, конечно, рестлеров-парикмахеров на одноколёсном велосипеде.
6. Слушать невыносимую музыку и носить… что за… салатовые шорты с рукавами
Фото: iStockphoto / Tuned_InОдежда, язык, музыка и вот эти фенечки с голыми женщинами и черепами — это ещё один способ поиска себя, а также способ отождествления себя с группой. Канадский психолог-девелопменталист Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей» объяснил, что так работает привязанность. Один из её уровней — привязанность через подражание, когда ты хочешь быть похожим на людей, которые важны для тебя. Всё, что тут можно сделать, — это просто быть рядом с ребёнком, хоть и в общественных местах вам всё время хочется сделать вид, что вы не вместе.
7. Выбирать вуз
Фото: iStockphoto / seb_raОбидно узнать о том, что выпускник передумал поступать на нефтедобывающий факультет в тот день, когда вы уже дали приёмной комиссии взятку. Но выбор вуза и будущей профессии — это личный выбор, хорошо бы его сделать не по направлению родительского указующего перста.
Почему родители отказываются признавать, что их ребёнок уже вырос
К тому возрасту, когда человек соберётся в университет, между вами уже должны были сформироваться любовь, понимание, принятие и доверие. Если родитель доверяет подростку, не осуждает его, есть все шансы, что к этому родителю в трудную минуту придут за советом и помощью, и можно будет что-то исправить. Например, помочь перевестись мальчику из малярного техникума в танцевально-геологический.
8. Право выбирать, надеть ли шапку
Фото: iStockphoto / una0761Сколько бы вы ни ложились грудью в прихожей и ни скандалили, всегда стоит иметь в виду, что в лифте подросток сумеет развязать завязочки под подбородком и пойти в мир без головного убора.
На чём можно настаивать
- На правилах поведения в семье. Ваш дом — общественная территория. Здесь можно и нужно устанавливать правила уборки за собой, правила поведения. Например, на кухне у вас не принято курить, хвалить приготовленную еду матом и плясать ботинками на столе. Зато все должны подвязываться салфетками и убирать локти со стола.
- На правилах прихода в дом и ухода из дома. Папа не должен стесняться спрашивать, во сколько закончится вечеринка с покемонами. Объясните младшим, что здесь на вас лежит конституционная ответственность за сохранность ребёнка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Делать уроки с детьми — прижизненное воздаяние за грехи
10 правил, которые помогут стать авторитетом для подростка
Что делать, если ваш ребёнок влюбился
психологов — что делают психологи?
Психологи изучают психические процессы и поведение человека, наблюдая, интерпретируя и записывая, как люди и другие животные связаны друг с другом и окружающей средой. Для этого психологи часто ищут шаблоны, которые помогут им понять и предсказать поведение, используя научные методы, принципы или процедуры для проверки своих идей. Благодаря таким исследованиям психологи узнали много нового, что может помочь улучшить взаимопонимание между людьми, группами, организациями, институтами, нациями и культурами.
Как и другие социологи, психологи формулируют теории или гипотезы, которые являются возможными объяснениями того, что они наблюдают. Но в отличие от других дисциплин социальных наук, психологи часто концентрируются на индивидуальном поведении и, в частности, на убеждениях и чувствах, которые влияют на действия людей.
Методы исследования варьируются в зависимости от темы, которую они изучают, но в целом основными используемыми методами являются наблюдение, оценка и эксперименты. Психологи иногда собирают информацию и оценивают поведение с помощью контролируемых лабораторных экспериментов, гипноза, биологической обратной связи, психоанализа или психотерапии или с помощью тестов на личность, работоспособность, способности или интеллект.Другие методы включают в себя интервью, вопросники, клинические исследования, опросы и наблюдение за выявлением причинно-следственных связей между событиями и широкими моделями поведения.
Исследования в области психологии направлены на то, чтобы понять и объяснить мысли, эмоции, чувства или поведение. Результаты исследований психологов значительно расширили наше понимание того, почему люди и животные ведут себя так, как они. Например, психологи обнаружили, как развивается личность и как способствовать здоровому развитию.Они получили знания о том, как диагностировать и лечить алкоголизм и токсикоманию, как помочь людям изменить вредные привычки и поведение и как помочь студентам учиться. Они понимают условия, которые могут сделать работников более продуктивными. Выводы, предоставленные психологами, могут помочь людям лучше функционировать как отдельные лица, друзья, члены семьи и работники.
Психологи могут выполнять различные обязанности в огромном количестве отраслей. Например, лица, работающие в сфере здравоохранения, могут оказывать психиатрическую помощь в больницах, клиниках, школах или частных учреждениях.Психологи, работающие в прикладных условиях, таких как бизнес, промышленность, правительство или некоммерческие организации, могут проводить обучение, проводить исследования, проектировать организационные системы и выступать в качестве защитников психологии.
Психологи применяют свои знания в самых разных сферах деятельности, включая здравоохранение и социальные службы, управление, образование, юриспруденцию и спорт. Они обычно специализируются в одной из многих областей.
Клинические психологи, которые составляют крупнейшую специальность, занимающуюся оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств.Хотя некоторые клинические психологи специализируются на лечении тяжелых психологических расстройств, таких как шизофрения и депрессия, многие другие могут помочь людям справиться с личными проблемами, такими как развод или смерть близкого человека. Часто клинические психологи дают возможность говорить и думать о вещах, которые сбивают с толку или беспокоят, предлагая различные способы интерпретации и понимания проблем и ситуаций. Их обучают использовать различные подходы, направленные на оказание помощи отдельным лицам, и используемые стратегии обычно определяются специализацией, в которой они работают.
Клинические психологи часто опрашивают пациентов и проводят диагностические тесты в своих личных кабинетах. Они могут предоставлять индивидуальную, семейную или групповую психотерапию и могут разрабатывать и реализовывать программы модификации поведения. Некоторые клинические психологи работают в больницах, где они сотрудничают с врачами и другими специалистами для разработки и реализации программ лечения и вмешательства, которые пациенты могут понять и соблюдать. Другие клинические психологи работают в университетах и медицинских школах, где готовят аспирантов к оказанию услуг в области психического здоровья и поведенческой медицины.Несколько человек работают в условиях физической реабилитации, лечат пациентов с повреждениями спинного мозга, хронической болью или болезнью, инсультом, артритом или неврологическими заболеваниями. Другие могут работать в общественных психиатрических центрах, службах кризисного консультирования или центрах реабилитации наркоманов, предлагая оценку, лечение, реабилитацию и консультации.
Области специализации в рамках клинической психологии включают психологию здоровья, нейропсихологию, геропсихологию и детскую психологию. Медицинские психологи изучают, как биологические, психологические и социальные факторы влияют на здоровье и болезни.Они содействуют здоровому образу жизни и профилактике заболеваний посредством консультирования и сосредоточены на том, как пациенты приспосабливаются к болезням и методам лечения и оценивают качество своей жизни. Нейропсихологи изучают связь между мозгом и поведением. Они часто работают в программах по инсульту и травмам головы. Геропсихологи занимаются особыми проблемами, с которыми сталкиваются пожилые люди. Работа может включать в себя оказание помощи пожилым людям в преодолении стрессов, которые распространены в пожилом возрасте, таких как потеря близких, переезд, состояние здоровья и повышенные потребности в уходе.Клинические психологи могут в дальнейшем специализироваться в этих областях, сосредоточив свою работу на ряде нишевых областей, включая психическое здоровье, неспособность к обучению, эмоциональные нарушения или токсикоманию. Появление и рост этих и других специальностей отражает растущее участие психологов в прямых услугах для особых групп пациентов.
Часто клинические психологи консультируются с другим медицинским персоналом относительно лучшего лечения для пациентов, особенно лечения, которое включает лекарства.Клиническим психологам обычно не разрешают назначать лекарства для лечения пациентов; Только психиатры и другие врачи могут назначать большинство лекарств. Однако два штата Луизиана и Нью-Мексико в настоящее время позволяют соответствующим образом подготовленным клиническим психологам назначать лекарства с некоторыми ограничениями.
Консультирующие психологи советуют людям, как решать проблемы повседневной жизни, в том числе проблемы дома, на работе или в обществе, чтобы улучшить качество своей жизни.Они способствуют благополучию, способствуя хорошему психическому здоровью и предотвращая психические, физические и социальные расстройства. Они работают в таких условиях, как университетские или кризисные центры, больницы, реабилитационные центры и индивидуальные или групповые практики.
Школьные психологи работают со школьниками в раннем детстве, а также в начальных и средних школах. Они сотрудничают с учителями, родителями и школьным персоналом, чтобы создать безопасную, здоровую и благоприятную среду обучения для всех учащихся.Школьные психологи решают проблемы, связанные с обучением и поведением учащихся, предлагают усовершенствовать стратегии управления классами или методы воспитания детей, а также оценивают учащихся с ограниченными возможностями, одаренных и талантливых учащихся, чтобы помочь определить наилучший способ их обучения.
Они совершенствуют стратегии преподавания, обучения и социализации на основе своего понимания психологии среды обучения. Они также могут оценить эффективность академических программ, профилактических программ, процедур управления поведением и других услуг, предоставляемых в школе.
Производственно-организационные психологи применяют психологические принципы и методы исследования на рабочем месте в интересах улучшения качества трудовой жизни. Они также участвуют в исследовании проблем управления и маркетинга. Они проверяют, обучают и консультируют кандидатов на работу, а также проводят организационное развитие и анализ. Промышленный психолог может работать с руководством, чтобы реорганизовать условия работы, чтобы повысить производительность. Промышленные психологи часто выступают в качестве консультантов, привлеченных руководством для решения конкретной проблемы.
Психологи развития изучают физиологическое, когнитивное и социальное развитие, которое происходит на протяжении всей жизни. Некоторые специализируются на поведении в младенчестве, детстве и подростковом возрасте или на изменениях, которые происходят в зрелом или пожилом возрасте. Психологи развития также могут изучать нарушения развития и их последствия. Все чаще исследования разрабатывают способы помочь пожилым людям оставаться независимыми как можно дольше.
Социальные психологи изучают взаимодействие людей с другими людьми и с социальной средой.Они работают в сфере организационных консультаций, маркетинговых исследований, проектирования систем или в других областях прикладной психологии. Многие социальные психологи специализируются в нишевой области, такой как групповое поведение, лидерство, отношение и восприятие.
Экспериментальные или исследовательские психологи работают в университетских и частных исследовательских центрах, а также в коммерческих, некоммерческих и государственных организациях. Они изучают поведение людей и животных, таких как крысы, обезьяны и голуби. Важные области исследований в экспериментальных исследованиях включают мотивацию, мышление, внимание, обучение и память, сенсорные и перцептивные процессы, последствия злоупотребления психоактивными веществами, а также генетические и неврологические факторы, влияющие на поведение.
Судебные психологи используют психологические принципы в системе юриспруденции и уголовного правосудия, чтобы помочь судьям, адвокатам и другим юристам понять психологические выводы конкретного дела. Они обычно назначаются в качестве свидетелей-экспертов и обычно специализируются в одной из трех областей: семейный суд, гражданский суд и уголовный суд. Судебные психологи, работающие в суде по семейным делам, также могут предлагать психотерапевтические услуги, проводить оценку опеки над детьми или расследовать сообщения о жестоком обращении с детьми.Те, кто работает в гражданских судах, могут оценивать компетентность, высказывать второе мнение и предоставлять психотерапию жертвам преступлений. Судебные психологи уголовного суда часто проводят оценку умственной компетентности, работают с детьми-свидетелями и проводят оценку несовершеннолетних или взрослых преступников.
Рабочая среда
Условия работы психологов варьируются в зависимости от области деятельности и места работы. Например, в частной практике клинические, школьные и консультативные психологи часто имеют свои офисы и назначают свои часы.Тем не менее, они обычно предлагают вечерние и выходные дни для размещения своих клиентов. Работающие в больницах, домах престарелых и других медицинских учреждениях могут работать посменно, включая вечера и выходные, а те, кто работает в школах и клиниках, обычно работают в дневное время. Большинство психологов в правительстве и промышленности имеют структурированные графики.
Психологи, работающие в качестве преподавателей в колледжах и университетах, делят свое время между преподаванием и исследованиями, а также могут иметь административные обязанности; у многих есть практика консалтинга.
Все большее число психологов работают в команде, консультируясь с другими психологами и медицинскими работниками. Многие испытывают давление из-за сроков, сжатых сроков и сверхурочных.
Требуется образование и обучение
Докторская степень обычно требуется для самостоятельной практики в качестве психолога. Психологи с докторской степенью или доктор психологии (Psy.D.) имеет право на широкий спектр преподавательских, исследовательских, клинических и консультационных должностей в университетах, службах здравоохранения, начальных и средних школах, частной промышленности и правительстве.Психологи с докторской степенью часто работают на клинических должностях или в частной практике, но они также иногда преподают, проводят исследования или выполняют административные обязанности.
Докторантура, как правило, требует около 5 лет обучения в аспирантуре на полную ставку, что завершается диссертацией, основанной на оригинальных исследованиях. Курсы по количественным экспериментальным методам и дизайну исследований, которые включают использование компьютерного анализа, являются неотъемлемой частью аспирантуры и необходимы для завершения диссертации.Psy.D. Степень может быть основана на практической работе и экзаменах, а не диссертации. В клинической, консультативной и школьной психологии требования для получения докторской степени обычно включают дополнительный год стажировки в докторантуре.
В большинстве штатов для работы в качестве школьного психолога требуется специальная степень или ее эквивалент, хотя в некоторых штатах школьные психологи имеют дипломы магистра. Для получения степени специалиста (Ed.S.) по школьной психологии требуется минимум 2 года очного обучения в аспирантуре (не менее 60 часов семестра) и 1-годичная интернатура в течение третьего года.Поскольку их профессиональная практика затрагивает образовательные и психологические аспекты развития учащихся, подготовка школьных психологов включает курсовые работы в области образования и психологии.
Люди со степенью магистра в области психологии могут работать в качестве промышленно-организационных психологов. Они также могут работать в качестве психологических помощников, проводящих исследования под непосредственным руководством докторов психологов. Степень магистра в области психологии требует как минимум 2 года очной аспирантуры.Требования обычно включают в себя практический опыт в прикладных условиях и магистерскую диссертацию на основе оригинального исследовательского проекта.
Конкурс на поступление в аспирантуру. Некоторые университеты требуют от абитуриентов иметь степень бакалавра в области психологии. Другие предпочитают только курсовую работу по базовой психологии с дополнительными курсами по биологическим, физическим и социальным наукам, а также по статистике и математике.
Степень бакалавра в области психологии позволяет человеку помогать психологам и другим специалистам в общественных психиатрических центрах, отделениях профессиональной реабилитации и коррекционных программах.Обладатели степени бакалавра могут также работать в качестве административных помощников для психологов. Многие, однако, находят работу в других областях, таких как продажи, обслуживание или управление бизнесом.
В федеральном правительстве кандидаты должны иметь степень бакалавра с минимумом 24 семестровых часов по психологии или комбинацию образования и опыта, чтобы претендовать на должности начального уровня. Тем не менее, конкуренция за эти рабочие места очень важна, потому что это один из немногих способов, которым можно работать психологом без ученой степени.
Американская психологическая ассоциация (APA) в настоящее время аккредитует программы докторантуры по клинической, консультативной и школьной психологии, а также учреждения, которые предоставляют стажировки для докторантов по школьной, клинической и консультативной психологии. Национальная ассоциация школьных психологов при содействии Национального совета по аккредитации педагогического образования помогает утверждать программы повышения квалификации по школьной психологии.
Клинические психологи в Луизиане и Нью-Мексико, которые выписывают лекарства, обязаны пройти аспирантуру в области клинической психофармакологии и сдать национальный экзамен, утвержденный Государственной комиссией экспертов-психологов.
Необходимые сертификаты (лицензирование)
Психологи, занимающиеся индивидуальной или групповой практикой, или те, кто предлагает любые виды ухода за пациентами, включая клинических, консультативных и школьных психологов, должны соответствовать требованиям сертификации или лицензирования во всех штатах и в округе Колумбия. Законы о лицензировании варьируются в зависимости от штата и типа должности и требуют, чтобы лицензированные или сертифицированные психологи ограничивали свою практику областями, в которых они развили профессиональную компетентность посредством обучения и опыта.Клиническим и консультативным психологам обычно требуется докторская степень по психологии, санкционированная стажировка и профессиональный опыт от 1 до 2 лет. Кроме того, все штаты требуют, чтобы заявители сдали экзамен. Большинство государственных комиссий по лицензированию применяют стандартизированный тест, и многие дополняют его дополнительными устными вопросами или вопросами для сочинения. Некоторые государства требуют непрерывного образования для продления лицензии.
Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) присуждает Национальному аттестату школьного психолога (NCSP), который признает профессиональную компетентность в школьной психологии на национальном, а не государственном уровне.В настоящее время 31 государство признает НМТП и разрешает лицам, имеющим сертификацию, передавать полномочия из одного государства в другое без сдачи нового сертификационного экзамена. В государствах, которые признают НМТП, требования к сертификации или лицензированию, а также требования к НМТП часто одинаковы или схожи. Требования к НМТП включают завершение 60 семестровых часов по психологии в школе; 1200-часовая стажировка, 600 часов из которых должны быть закончены в школьной обстановке; и проходной балл на экзамене по психологии в Национальной школе.
Требуются другие навыки (Прочие квалификации)
Начинающие психологи, заинтересованные в непосредственном уходе за пациентом, должны быть эмоционально устойчивыми, зрелыми и способными эффективно общаться с людьми. Чувствительность, сострадание, хорошие коммуникативные навыки, способность руководить и вдохновлять других — это особенно важные качества для людей, желающих заниматься клинической работой и консультированием. Исследовательские психологи должны быть способны к детальной работе как самостоятельно, так и в составе команды.Терпение и настойчивость являются жизненно важными качествами, потому что достижение результатов в психологическом лечении пациентов или в исследованиях может занять много времени.
Психологи — Что они делают — Страница 2
академических программ интересов
Взрослые развиваются и стареютЭта специализация будет сосредоточена на развитии человека от ранних взрослых лет до заключительных этапов жизни.Относительно больший акцент, однако, будет сделан на период от среднего возраста до старости. Темы для обсуждения включают: теории развития продолжительности жизни; методы исследования продолжительности жизни; теории …Больше
Biopsychology
Биопсихология — это применение принципов биологии к изучению психических процессов и поведения. Например, психобиолог может сравнить импринтинговое поведение гусят с ранним поведением привязанности у младенцев и построить теорию вокруг этих двух явлений.биологическая …Больше
Развитие ребенка
Развитие ребенка — это изучение или исследование механизмов, которые действуют во время биологического и психологического процесса роста ребенка до подросткового возраста, от зависимости до возрастающей автономии.
Педиатрия — это раздел медицины, касающийся ухода за детьми. Возрастное развитие …Больше
Клиническая психология
Клиническая психология включает в себя научное изучение и применение психологии с целью понимания, предотвращения и облегчения психологических расстройств или дисфункции и содействия субъективному благополучию и личностному развитию.Центральное место в его практике занимают психологические оценки …Больше
Когнитивная психология
Когнитивная психология — это школа психологии, которая изучает внутренние психические процессы, такие как решение проблем, память и язык. Он основывался на гештальт-психологии Макса Вертхаймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, а также на работах Жана Пиаже, который представил теорию …Больше
Когнитивная наука
Когнитивная наука проще всего определяется как научное исследование разума или интеллекта.Это междисциплинарное исследование, охватывающее соответствующие области, включая психологию, философию, нейробиологию, лингвистику, антропологию, информатику, биологию и физику.
Когнитивная наука …Больше
Психология развития
Психология развития, также известная как Человеческое развитие, является научным исследованием прогрессивных психологических изменений, которые происходят в людях с возрастом.Изначально сфера деятельности была связана с младенцами и детьми, и теперь она включает подростковый возраст, а в последнее время — старение и всю жизнь. …Больше
Образовательная психология
Педагогическая психология — это изучение того, как люди учатся в образовательных учреждениях, эффективности образовательных вмешательств, психологии обучения и социальной психологии школ как организаций. Хотя термины «педагогическая психология» и «школьная психология» часто используются взаимозаменяемо, ,..Больше
Экспериментальная психология
Экспериментальная психология приближается к психологии как одной из естественных наук и поэтому предполагает, что она восприимчива к экспериментальному методу. Многие экспериментальные психологи пошли дальше и предположили, что все методы исследования, кроме экспериментов, являются подозрительными. В частности, …Больше
Судебная психология
Судебная психология — это пересечение психологии и системы уголовного правосудия.Это подразделение прикладной психологии, занимающееся сбором, экспертизой и представлением психологических доказательств в судебных целях.
Практика судебной психологии предполагает понимание …Больше
Физиологическая Психология
Физиологическая психология — это подразделение биологической психологии, которое изучает нейронные механизмы восприятия и поведения посредством прямых манипуляций с мозгом нечеловеческих животных в контролируемых экспериментах.Одним из примеров исследования физиологической психологии является изучение роли …Больше
Психология
Психология является академической и прикладной дисциплиной, включающей научное изучение психических процессов и поведения. Психологи изучают такие явления, как восприятие, познание, эмоции, личность, поведение и межличностные отношения. Психология также относится к применению таких знаний ,..Больше
Социальная психология
Социальная психология — это изучение того, как социальные условия влияют на человека. Ученые в этой области обычно являются либо психологами, либо социологами, хотя все социальные психологи используют в качестве своих единиц анализа как отдельного человека, так и группу. Несмотря на их сходство, дисциплины также …Больше
,
Что я могу сделать со степенью психологии?
Степень психологии — это отличная отправная точка для карьеры как в науке, так и в искусстве, так как она дает вам ряд навыков и открывает новые возможности для работодателей.
Варианты работы
Работа, непосредственно связанная с вашей степенью включают в себя:
Работы, в которых ваша степень была бы полезна, включают:
Помните, что многие работодатели принимают заявления от выпускников по любому предмету, поэтому не ограничивайте свое мышление работами, перечисленными здесь.
Потратьте несколько минут, чтобы ответить на викторину Job Match и выясните, какая карьера вам подойдет
Попробуйте найти работу
Опыт работы
Обучение в аспирантуре и учеба являются обязательным требованием стать дипломированным психологом. Из-за требований к поступлению на курсы многие выпускники психологии проводят год или более, приобретая опыт работы, прежде чем приступить к аспирантуре.
Хорошая идея — как можно скорее наработать свой опыт работы. Обычно вам сначала нужно работать на добровольной основе, чтобы получить достаточный опыт, чтобы подать заявку на оплачиваемую работу.
Тип необходимого опыта зависит от области психологии, которая вас интересует. Работайте помощником психолога или в таких областях, как уход, социальная работа, работа в области психического здоровья, услуги для людей с ограниченными возможностями, наставничество для молодых правонарушителей и работа в тюрьмы, пробации или социальных услуг имеет жизненно важное значение.
Опыт работы в качестве научного сотрудника также имеет значение.
Для педагогической психологии требуется опыт работы с детьми в образовательных, детских учреждениях или в сообществе.Хотя это и не обязательно, опыт работы в качестве учителя полезен.
Опыт в области персонала или человеческих ресурсов и бизнеса и управления необходим для тех, кто заинтересован в профессиональной психологии.
Многие выпускники психологии выбирают другие профессии. Опять же, работа или добровольный опыт в выбранной вами области важны. Это может включать в себя неполный рабочий день во время обучения, летние трудовые стажи и стажировки, а также добровольную работу и слежку за работой.
Ищите места размещения и узнавайте больше об опыте работы и стажировках.
Типичные работодатели
Хотя некоторые выпускники психологов становятся профессиональными психологами, многие продолжают работать в смежных областях.
Степень в области психологии обеспечивает полезную основу для целого ряда профессий и работодателей.
Основные работодатели выпускников психологии включают в себя:
- коммерческие и промышленные компании
- финансовые организации
- отделы кадров
- местное и национальное правительство
- маркетинговые компании
- СМИ
- полицейские силы NHS
- , национальные Служба пробации и тюрьмы
- школы, колледжи шестого класса и колледжи дополнительного образования
- социальные службы.
Найдите информацию о работодателях в сфере здравоохранения, обучения и образования, маркетинга, рекламы и PR, а также в других сферах занятости.
Навыки для вашего резюме
Переносимые навыки включают в себя:
- письменное и устное общение, включая написание отчетов и представление
- информационных технологий
- обработка данных и статистики
- аналитические исследования
- решение проблем
- способность работать в командах.
Научные аспекты вашего курса психологии, включая применение аргументированного подхода, решение проблем и манипулирование данными, предоставляют полезные инструменты для карьеры в области здравоохранения, правоохранительных органов, финансов, информационных технологий и исследований.
Ваши знания о человеческом поведении и мотивации, способность критически анализировать проблему, формулировать взвешенный ответ, создавать аргументы и генерировать новые идеи хорошо подходят для карьеры в творческих отраслях, юридическом секторе, государственном управлении и образовании.
Дальнейшее обучение
Аспирантура и обучение необходимы, если вы хотите стать дипломированным психологом и зарегистрироваться в качестве практикующего психолога в Совете специалистов по здравоохранению и уходу (HCPC).
Аспирантура доступна в таких областях, как клиническая, консультативная, образовательная, профессиональная, спортивная и физическая нагрузка или судебная психология.
Некоторые выпускники квалифицируются как учителя как путь к педагогической психологии. Преподавательская квалификация не является обязательным требованием для этой профессии, но она все же дает полезный соответствующий опыт.
Выпускники факультета психологии, которые не хотят быть психологами, могут выбрать последипломную квалификацию в выбранной ими области карьеры, например, в рекламе, маркетинге, преподавании или работе с персоналом.
Некоторые выпускники продолжают исследования в магистратуре и докторантуре, чтобы следовать академической карьере, которая сочетает в себе исследования и преподавание.
Для получения дополнительной информации о дальнейшем обучении и поиске курса, который вас интересует, см. Степень магистра и поиск курсов для аспирантов.
Что делают выпускники психологии?
Более половины выпускников факультетов психологии работают в Великобритании через шесть месяцев после выпуска, в то время как почти треть занимается дальнейшим обучением или совмещает дальнейшее обучение с работой.
Направление | Процент |
---|---|
Занято | 56,7 |
Дальнейшее обучение | 22,7 |
5.2 |
Тип работы | Процент |
---|---|
Розничная торговля, общественное питание и работа в барах | 15.9 |
Правовое, социальное и социальное обеспечение | 15,3 |
Уход за детьми, здравоохранение и образование | 14,8 |
Деловые, кадровые и финансовые | 9,5 |
Прочее | Другие 901 9 9 9 9 9 918 901 918 901 9 9 9 918 901 Типы работы, введенные в Великобритании Подробную информацию о том, чем занимаются выпускники по психологии через шесть месяцев после выпуска, см. В разделе «Что делают выпускники»? Данные о направлениях выпускников из Агентства статистики высшего образования. ПодробнееНаписано редакторами AGCAS март 2019 г. © Copyright AGCAS & Graduate Prospects Ltd · Отказ от ответственности Вам также может понравиться…добровольно GapOne Project Opp Year Год Opp Гиперсса: 900 000Специалист по развертываниюПросмотреть работу.Чем занимается детский психолог? | РаботаБарбара Бин-Меллингер Детские психологи работают исключительно с детьми и подростками, чтобы диагностировать и помогать решать проблемы, вызывающие эмоциональные или поведенческие проблемы. Их образование такое же, как у общих психологов, с дополнительным акцентом на развитие ребенка и поведение. Детские психологи могут выбрать работу в различных условиях, а иногда могут совмещать работу в нескольких средах. Частные психологиБольшинство детских психологов работают с отдельными детьми, чтобы диагностировать состояния и предоставлять консультации и терапию. Они могут оценивать детей по различным нарушениям, включая нарушения обучаемости, синдром дефицита внимания, гиперактивность, тревожность и депрессию. Они также оценивают детей на предмет задержек развития, признаков расстройства аутистического спектра и других проблем, влияющих на развитие. Кроме того, психологи могут помочь детям преодолеть жестокое обращение, травмы, такие как смерть близкого человека, и другие личные переживания, которые влияют на их психическое и эмоциональное здоровье.Обычно они видят детей в личном кабинете. В зависимости от диагноза они могут направлять детей к другим специалистам, к психиатру для лечения или предлагать лечение путем регулярных посещений. Школьные психологиШколы и школьные системы нанимают психологов, чтобы помочь детям с эмоциональными или социальными трудностями, которые влияют на их поведение или успеваемость в школе. Посредством индивидуального консультирования в школьной обстановке они помогают выявить причину проблем ребенка — например, семейные проблемы, проблемы адаптации, прошлый опыт или чувство собственного достоинства — и работают для их решения.Психологи могут использовать беседу, игру, художественную или музыкальную терапию, чтобы общаться с ребенком и дать ему возможность выразить свои чувства. Судебные психологиСудебные системы могут нанимать психологов, чтобы помочь детям адаптироваться в судебных процессах, таких как развод или опека над детьми. Иногда они работают с социальными работниками, занимающимися делами, связанными с детьми, чтобы пролить свет на причины поведения или помочь им справиться с отсутствующими родителями или травмой. Клинические психологиВ больницах и других клинических учреждениях работают психологи для обследования и оценки пациентов.Они могут быть вызваны для консультации в чрезвычайной ситуации с пациентом, проведения сеансов групповой терапии и индивидуальной работы с пациентами. Хотя они не являются врачами и не могут назначать лекарства, они часто помогают пациентам приспособиться к лекарствам, назначенным психиатрами. Психологи-исследователиНекоторые психологи предпочитают работать в исследованиях, а не напрямую с пациентами. Как правило, они выбирают область первостепенного интереса и исследуют развитие ребенка, неспособность к обучению или действия детей, чтобы определить, почему они ведут себя определенным образом в определенное время.Для психолога также возможно совмещать исследовательскую карьеру с консультированием. Недостатки психолога | РаботаРабота психолога кажется идеальной с точки зрения потенциального заработка и наличия работы. По данным Бюро статистики труда США, средняя зарплата психологов в мае 2010 года составляла 68 640 долл. США, при том, что 10-процентные работники зарабатывали более 111 810 долл. США. Прогнозируемый темп роста профессии до 2020 года выше среднего. Быть психологом также имеет потенциальные недостатки, однако. экстенсивное образование и обучениеБольшинство психологов проводят много лет в высшем образовании.Начинающий психолог должен получить степень бакалавра, которая обычно занимает четыре года, и докторскую степень, которая обычно занимает пять-семь лет. Некоторые психологи должны пройти стажировку в дополнение к дипломной работе. Психологи в частной практике должны быть лицензированы; лицензирование требует до двух лет опыта работы и сдачи экзамена на лицензирование. В большинстве штатов для получения лицензии психологу необходимо продолжить обучение или подготовку. Вечерние и выходные дниВ то время как школьные и промышленные психологи работают в течение дня, психологи, работающие в медицинских учреждениях, могут оказывать помощь пациентам по вечерам и выходным.Даже клиническим психологам с их собственной практикой, возможно, придется работать вечером и в выходные дни, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. Возможность насилия со стороны пациентаПо данным Американской психологической ассоциации, национальное исследование показало, что 1/3 практикующих психологов обеспокоены возможным насилием со стороны пациента, а от 15 до 25 процентов подвергаются риску нападения со стороны пациента в какой-то момент в их карьера. Хотя большинство нападений на психологов со стороны пациентов не приводит к серьезным физическим травмам, эмоциональная травма может быть серьезной. ИзоляцияМногие психологи практикуют изолированно, что может стать серьезным стрессом на работе, согласно практике организации Американской психологической ассоциации. Клинические психологи в частной практике не единственные психологи, которые изолированы. Одинокий психолог в офисе с сотрудниками из других областей знаний не имеет возможности обсудить работу с коллегами, особенно когда требования конфиденциальности не позволяют им обсуждать некоторые аспекты своей работы. Эмоциональное напряжениеКлинические психологи в частной практике регулярно выслушивают интенсивные эмоциональные проблемы. Вместо чрезмерной идентификации с клиентами, они должны постоянно подавлять свои эмоции, чтобы помочь решить проблемы своих клиентов. Эмоциональное напряжение заставляет психологов быть уязвимыми к истощению, стрессу и даже нарушениям, состоянию, которое ставит под угрозу их способность эффективно выполнять работу, предупреждает APAPO. |