Идеальный ученик: каким его видят в школе и существует ли он на самом деле
Из поколения в поколение мы слышим героический эпос про Идеального ученика и его блистательные подвиги. Родители ставят его в пример детям, учителя стремятся превратить в него каждого ребёнка, а ученики считают себя недостаточно гениальными по сравнению с ним. Существует ли он на самом деле? В этом разбирается руководитель образовательного проекта @vne.korobki, лингвист Карина Талипова.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Идеальный ученик никогда не получает замечаний и тихо сидит на уроках
Вы проводите в школе по семь часов ежедневно. На переменах запрещено бегать по коридорам, шуметь и играть в активные игры. На уроках вас редко занимают созидательной работой, почти всегда вы — пассивные слушатели. Вам уже не годик и пока ещё не девяносто. Двигаться, шутить, общаться и радоваться, несмотря на правила, — это более чем нормально. Чтобы не отвлекать учителя и не создавать себе лишних проблем, найдите способ запускать энергию в мирное русло: много общайтесь на переменах, пишите рассказы или рисуйте, принимайте участие в школьных мероприятиях, выходите во двор подышать и размяться, не пропускайте физкультуру, запишитесь на новые творческие курсы и занимайтесь спортом.
2. Идеальный ученик всегда сосредоточен, готов ответить на любой вопрос учителя
Да, успешные ученики способны ответить на большинство вопросов, но они не ходячие энциклопедии. Просто они знают важный секрет обучения — высокая концентрация. Мозг способен легко запоминать информацию, если ничто его не отвлекает. Однако в этом режиме он не может находиться все семь часов учебного дня. По этой причине школьные гении на одних уроках «включены» и активны, а на других переключаются в режим гибернации — рассеянного внимания.
Так, чтобы быстро подготовить домашнее задание, вам нужно сначала дать мозгу отдохнуть: убраться в комнате, порисовать, погулять в тишине или сделать несколько физических упражнений; затем убрать из комнаты все, что отвлекает, поставить таймер на 45 мин и начать работу. Если вы не уложились в 45 мин, сделайте паузу для активных действий на 15 минут. Передохните и вновь сфокусируйтесь. Зубрить по два часа, отвлекаясь на соцсети — бесполезная трата сил и времени.
3. Идеальный ученик никогда не получает плохих оценок
Это самый вредный миф на свете! Чтобы учиться эффективно, да и просто жить, нужно научиться ошибаться: принимать и исправлять ошибки без чувства вины.
В спорте учат правильно падать — сгруппировавшись, а в образовании важно спокойно принимать плохие оценки: не бояться, но и не игнорировать их
Вы учитесь, а значит, обязательно будете делать ошибки. Всем, кто боится плохих оценок, стоит запомнить волшебную фразу: «Зато теперь я точно знаю, в чём могу стать лучше».
4. Идеальный ученик — отличник и одинаково хорошо понимает все предметы
Многие знают лазейки к высоким оценкам и выбиваются в отличники примерным поведением или списыванием. Наша задача — учиться интересно и честно. Цель эффективного обучения — не отличные оценки. Его цель — развить ваши таланты и способности. Если вам не нравится решать примеры, а нравится писать сочинения, развивайтесь в этом! Попробуйте написать свою первую книгу (да, не бойтесь!) или короткий рассказ, имитируя стиль любимого писателя.
А что если вы с детства любили изобретать? Запишитесь на курсы робототехники, научитесь создавать сайты (сейчас много бесплатных онлайн-курсов на Khan Academy, Coursera и Edx). Почитайте об Илоне Маске, Ричарде Брэнсоне, Стиве Джобсе. Эти люди меняют мир своими талантами. Никто не винит Эйнштейна за то, что тот не сделал открытий в лингвистике или психологии. Все превозносят его за грандиозные открытия в физике.
5. Идеальный ученик с радостью просыпается и спешит в школу за знаниями
Возможно, вы замечали такое за компьютером: иногда он совершенно отказывается работать, как будто устал или не в настроении. А ведь это всего лишь железка, что и говорить о людях?
Учёба отнимает огромное количество сил. Если по утрам последнее, о чём вы мечтаете, — отправиться в школу, то, скорее всего, вы просто не зарядили батарейки. У нашего тела и мозга свои потребности: его нужно очищать от лишних программ, правильно заряжать и не перегружать.
Проверьте свой ответ в блокноте на вопрос N°4 (смотри задание в предыдущей статье). Те занятия, после которых вы чувствуете себя полным сил и вдохновения, — ваши источники питания. Каждый день заряжайте себя приятными делами и правильно отдыхай.
6. Идеальный ученик с упоением готовит домашнее задание и после обеда тотчас садится за уроки
Если вам лень садиться за уроки сразу — это нормально. Вы учились целых семь часов подряд. Даже если все эти долгие часы вы ели пирожные или играли на Xbox, вы всё равно решили бы сделать перерыв.
Мозгу интересно решать сложные творческие задачи, а домашка — это рутинная, механическая работа. Именно поэтому мозг готов тянуть до позднего вечера. Поэтому советую запустить часовую «перезагрузку» после школы и как следует зарядиться любимыми делами. Так вы быстро справитесь с заданиями, сэкономите время и сохраните родителям нервы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 суперспособностей Человека-старшеклассника
10 учебных лайфхаков от Гермионы Грейнджер
5 необычных правил, которые помогут всё успевать
Проектная работа «Идеальный ученик в глазах учителя и ученика»
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
Малышевская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Идеальный ученик в глазах учителя и ученика»
Автор: Константинов Валерий
Учащийся 6 класса
Руководитель: педагог – психолог
Курбанова Наталья Хабировна
С. Малышевка, 2018 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы «Идеальный ученик в глазах ученика и учителя»……………………………………………….
4
Школа наш дом……………………………………………………..
4
Учитель красивая профессия………………………………………
6
Ученик – субъект образовательного процесса……………………
7
Глава 2. Практическое изучение проблемы «Идеальный ученик в глазах ученика и учителя»……………………………………………….
9
2.1. База исследования……………………………………………………
9
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………
10
2.3. Портрет идеального ученика………………………………………..
11
Выводы……………………………………………………………………
12
Заключение………………………………………………………………..
13
Список литературы………………………………………………………
14
Приложение
Введение
Эта исследовательская работа основана на изучении вопросов о взаимоотношении учителя и ученика. Проведена большая работа по поиску и сбору материалов по теме:
чтение литературы;
подбор материалов в сети «Интернет»;
беседы с учителями;
Беседы с учениками;
проведение опросов.
Наша гипотеза: Мы предполагаем, что при составлении портрета идеального ученика, сможем снизить непонимания между учениками и учителями.
Цель: сравнить представления об идеальном ученике между учителями и учениками МКОУ Малышевской СОШ.
Задачи:
Проанализировать литературу и ресурсы интернета;
Выяснить представления учителей об идеальном ученике;
Выяснить представления учеников 1 – 11 классов об идеальном ученике;
Провести анализ полученных результатов и сделать выводы;
Составить портрет идеального ученика.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы «Идеальный ученик в глазах ученика и учителя».
Школа наш дом.
Школа – удивительный мир! Мир детства и юности, мир знаний и новых открытий, мир искусства и точных наук.
Школа – это большой дом, где рядом существует радость и слезы, встречи и расставания. Все самое главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Как заботливая и добрая мать, она отдаст все самое ценное, что у нее есть, не требуя ничего взамен.
Школа начало самостоятельной жизни людей и при этом что – то большее, чем просто храм науки, в котором учителя дают основу знаний ученикам.
Школа – это второй дом, где мы учимся познавать окружающий мир и быть самостоятельными. Это место, где мы можем проявить себя, стать тем, кем мечтаем, раскрыть свои таланты и, как результат, достичь огромных высот в будущем. Ведь именно в школе ребенок развивается как личность и индивидуальность под действием непосредственного участия в обучении с другими людьми.
Что такое школа? Прежде всего, это место, где человек получает знания. Известно, что пять-шесть тысяч лет назад в Китае уже существовали школы. Сам термин «школа» переводится с греческого как «досуг, проведение свободного времени». Есть теория, согласно которой первые школы организовывались как место, где могли общаться люди, неспособные к активной трудовой деятельности. А именно, старики и дети. В процессе общения пожилые люди передавали детям свои знания, со временем такой способ передачи знаний стал основным. И как бы ни менялись названия образовательных учреждений, будь то техникумы, институты или университеты, по своей сути они оставались и остаются все теми же школами – местом, где люди получают знания.
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. (Д. И. Менделеев)
В который раз вхожу я в эти двери,
Чтобы однажды вдруг в себя поверив,
Я эту веру в сердце сохранил.
Родная школа, ты мне ежедневно
Всё новые познания даёшь.
Порой строга бываешь, даже гневна,
Но всё ж к успеху ты меня ведёшь.
И мне всегда и радостно, и страшно
Входить в твою распахнутую дверь
С несделанным заданием домашним.
Но я исправлюсь, школа, ты поверь!
И приложу я все свои старанья,
Чтобы добиться в знаниях побед,
Чтоб оправдать надежды, ожиданья
Даю тебе я, школа, свой обет.
Учитель – красивая профессия.
Учитель…Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает учитель в каждого своего маленького ученика, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком! Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, так и учитель в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Профессия учитель во все времена была и остается наиболее почетной, но в то же время наиболее трудной. Умение передавать свой опыт молодым людям, только вступивших в самостоятельную жизнь – это талант. Учитель непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Кто же такой учитель? В толковом словаре В.И. Даля оно расшифровывается как лицо, которое обучает чему-нибудь., преподаватель , а в словаре Д.Н. Ушакова «Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь.» Можно дать множество определений этому понятию, но мне кажется, что учитель – это, в первую очередь, именно наставник, то есть человек, который не просто передает нам знания своего предмета, а учит жить, жить в этом многоликом сегодняшнем мире.
Учитель – это одна из древнейших профессий, которая всегда была нужна для образования общества. Я вкладываю в понятие «учитель» не только человека, который дает знания, а человека, который является для нас наставником по жизни. Таких учителей в нашей школе не мало.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. (Л. Толстой)
Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим.
Учитель! Как дорого это слово!
Сколько в нём ласки и доброты,
Вы часто бывали наставником строгим,
В вашей работе встречалось всякое:
Были невзгоды и радость побед,
Но самое главное, что в душах ребячьих,
Оставляете вы каждый свой след!
Ученик – субъект образовательного процесса
Ученик – лицо, изучающее или изучившее какой – нибудь предмет, какую – нибудь отрасль науки или техники, какое нибудь дело под руководством кого – нибудь.
Ученик – это то лицо, которое учит что – либо, получая при этом определенные знания.
Успешный ученик – это способность использовать полученные знания в жизни.
Успешный ученик:
Позитивные отношения с одноклассниками
Чувство благополучия, защищенности в семье и школе
Интересные факты об учениках:
Американские ученики, которые в первый раз попали в школу, отдают клятву верности своей стране.
В 19-ом веке у школьников не было каникул. Детям давали отгул только для сбора урожая.
Стандартным количеством учеников в школах Японии считается от 30 до 40 человек.
Школьник в Америке тратит приблизительно 12000 часов на учебу.
Раз в году школьникам дается право почувствовать себя в роли преподавателя. Это день самоуправления, который практикуется в каждой школе мира.
В школы Финляндии дети поступают только с 7 лет.
В Индии дети посещают школу с 4 лет.
Каждый ученик школы в Японии имеет свой номер.
В школах Индии обучают 3 языкам: хинди, английскому и языку собственного штата.
За партой в школе Америки сидит только 1 ученик.
Вставали рано, спозаранку,
Портфель в руках и всё бегом,
Учебник, смех, радость, тетрадку,
Несли мы в школу, в родной дом,
Дружили, ссорились, мирились,
Кто-то влюбляться успевал,
А ещё в школе мы учились,
Глава 2. Практическое изучение проблемы «Идеальный ученик в глазах ученика и учителя»
2.1. База исследования
Наше исследование проходило на базе МКОУ Малышевской СОШ, в нем принимали участие учителя, в количестве 20 человек, и школьники 1 – 11 классов, в количестве 113 человек.
В качестве основного метода исследования проблемы идеального ученика в глазах ученика и учителя было выбрано опрос. Главным вопрос являлся: « Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный ученик нашей школы?»
2.2. Анализ полученных результатов
После проведения исследования, получились такие результаты:
Как показано на рис.1. (см. приложение 1) главное для учителей в ученике – это ответственность. Но в слово ответственность входят такие характеристика как честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Следовательно, для учителей и данные понятия очень важны. Так же большое внимание обращается на выполнение домашнего задания и порядочность. Ум, чувство юмора и мобилизация – это не основные критерии для «идеального» ученика по мнению учителей.
Из рис.2. (см. приложение 2) видно, что для учеников 5 – 11 классов главным качеством является ответственность, так же как и у учителей. Второе место заняли порядочность и выполнение домашнего задания. Так же, как и в первом случаи, по мнению учеников среднего и старшего звена, чувство юмора, ум и мобильность для «идеального» ученика практически ничего не значат.
На рис.3. (смотри приложение 3) можно увидеть, что, по мнению начальной школы, главной характеристикой «идеального» ученика является опрятность и выполнение домашнего задания. Но, а сила в данном образе ученика играет совсем малую роль.
2.3. Модель идеального ученика
Выводы:
После проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы: мнение учителей и учеников по характеристикам «идеального» ученика практически одинаковы. Следовательно, для того чтобы хорошо учится, иметь хорошие отношения как с учениками, так и с учителями, нужно не так уж и много: быть ответственным и выполнять домашние задания. Мы надеемся, что после проведенной нами работы, многие задумаются, а сложно ли действительно быть идеальным учеником? На самом деле все очень просто, нужно только желание.
Заключение
Школа – это большой дом, где рядом существует радость и слезы, встречи и расставания. Все самое главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Как заботливая и добрая мать, она отдаст все самое ценное, что у нее есть, не требуя ничего взамен.
Учитель – это одна из древнейших профессий, которая всегда была нужна для образования общества. Я вкладываю в понятие «учитель» не только человека, который дает знания, а человека, который является для нас наставником по жизни. Таких учителей в нашей школе не мало.
Успешный ученик:
Позитивные отношения с одноклассниками
Чувство благополучия, защищенности в семье и школе
После теоретического и практического изучения поставленной нами проблемы для того чтобы хорошо учится, иметь хорошие отношения как с учениками, так и с учителями, нужно не так уж и много: быть ответственным и выполнять домашние задания. Мы надеемся, что после проведенной нами работы, многие задумаются, а сложно ли действительно быть идеальным учеником? На самом деле все очень просто, нужно только желание. Таким образом, мы думаем в дальнейшем, от составленного нами портрета идеального ученика, снизиться непонимание между учениками и учителями.
Список литературы:
В.И. Даль Толковый словарь. «Русский язык — Медиа» 2006 г.
Д.Н. Ушаков Толковый словарь. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
Р.С. Немов Психология. Книга 1. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.
Ресурсы интернета
Приложение 1
Рис.1. Ответы учителей
Приложение 2
Рис.2. Ответы учеников среднего и старшего звена
Портрет идеального учителя
Не так давно россияне отмечали День знаний, а совсем скоро школьники и студенты будут поздравлять своих педагогов с Днем учителя. ИОМ Анкетолог решил провети опрос* и выяснить, какого учителя россияне назвали идеальным.
Учитель или учительница?
Как выяснилось в ходе исследования, большинству респондентов (56%) пол учителя не важен. В то же время 29% опрошенных предпочитают видеть учителя-женщину, а 15% — мужчину.
Идеальный учитель, на Ваш взгляд?
Возраст для респондентов оказался более важным критерием при выборе учителя, чем половая принадлежность. Так, 38% респондентов считают, что идеальный возраст для учителя находится в промежутке от 31 года до 40 лет. Вероятно, такие предпочтения связаны с устоявшимся представлением о том, что в среднем возрасте человек уже успел сформироваться как личность, смог приобрести нужный профессиональный опыт и теперь может транслировать знания другим.
При этом 31% опрошенных не считает возраст важным критерием, а в качестве идеального учителя видят молодых специалистов 23-30 лет лишь 5% опрошенных.
Менее всего для роли учителя подходят люди старше 51 года. Предполагаем, это связано с убеждением, что молодые специалисты склонны чаще использовать современные методики образования и следовать тенденциям времени, в то время как более опытные специалисты применяют консервативные и порой устаревшие методики.
Идеальный возраст для учителя, по Вашему мнению?
Хороший человек и квалифицированный специалист
Респондентам предлагалось оценить, насколько важны те или иные личные качества для идеального учителя. На основе средних оценок для каждой характеристики (далее данный подсчет применим ко всем рейтингам) мы составили список личных качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, по мнению наших респондентов.
«ТОП-5» наиболее важных качеств для учителя:
1. Ответственность (4,78)
2. Справедливость (4,76)
3. Терпеливость (4,73)
4. Уравновешенность (4,72)
5. Честность (4,68)
Наименее важным оказалось чувство юмора (4,02). Поскольку профессия учителя считается одной из самых важных, такое распределение оценок вполне объяснимо: грамотно организовать учебный процесс и заинтересовать учеников скорее поможет терпеливость и ответственность, чем чувство юмора.
Рейтинг важности профессиональных навыков:
1. Умение доступно донести информацию (4,8)
2. Глубокое понимание своего предмета (4,78)
3. Способность организовать учебный процесс (4,66)
4. Умение привить интерес к учебному процессу (4,63)
5. Понимание особенностей детской психики (4,52)
Такое распределение опять-таки можно объяснить спецификой работы учителя. Вряд ли возможно передать учащимся свои знания, если знания самого предмета изучения недостаточно глубоки. А поскольку педагог работает с детьми, ему важно понимать ребенка и знать, как заинтересовать его.
В «черный список» качеств, которые совсем нежелательно иметь идеальному учителю, попали следующие характеристики:
1. Несправедливость, предвзятое отношение (4,57)
2. Некомпетентность (4,53)
3. Отсутствие интереса к предмету; неуравновешенность (4,49)
4. Неуважение к учащимся (4,47)
Наименее нежелательным качеством оказалась излишняя строгость, авторитарность (3,6). Вероятно, большинство респондентов считает, что «строгая учительница» отнюдь не помеха для успешного обучения. Главное, чтобы педагог был заинтересован в учениках и в своем предмете.
Учитель — это…
Как известно, профессия учителя полифункциональна. Наши респонденты оценили, насколько важны основные функции работы учителя. Результаты получились следующие.
Наиболее важными функциями опрошенные считают передачу знаний, а также формирование и стимулирование интереса к обучению (средняя оценка 4,66). Выявление и развитие способностей, склонностей ученика также занимает не последнее место в рейтинге основных функций (4,45). А вот воспитание и трансляция ценностей получили среднюю оценку важности 4,25. Полагаем, такое распределение связано с тем, что хоть школа и способствует социализации ребенка, но все-таки функция воспитания и помощи в усвоении базовых ценностей и норм в первую очередь отводится родителям и семье.
Ребенок проводит в школе практически столько же времени, сколько и дома. При этом он вынужден контактировать не только с остальными учениками, но и учителями. Поэтому учителю и ученику важно поддерживать тот формат отношений, в котором комфортно будут себя чувствовать обе стороны.
Как показывают результаты исследования, идеальный формат отношений между учеником и учителем, по мнению большинства респондентов, равноправное сотрудничество (56%). За поддержку товарищеских отношений между учеником и учителем выступает 22% опрошенных, за формат «ребенок-родитель» — 11%. Самым нежелательным оказался вариант «подчиненный-начальник». Вероятно, это связано с тем, что в случае открытого подчинения одной стороны другой, подчиненная сторона (в данном случае ученик) будет чувствовать себя некомфортно и эффективность усвоения знаний снизится, как и мотивация к обучению. В случае же равноправных уважительных отношений эффективность обучения вероятно возрастет.
Идеальный формат отношений между учеником и учителем:
По мнению наших респондентов наиболее важными факторами, формирующими образ учителя, являются:
1. Профессиональные качества (4,75)
2. Личные качества (4,31)
3. Наличие высшего профессионального образования (3,94)
4. Участие учителя в программах повышения квалификации, тренингах (3,77)
5. Использование современных техологий при проведении уроков (3,71)
Если говорить в целом, то респондентам важно видеть в лице учителя современного высококвалифицированного педагога с положительными личными качествами.
Учительница первая моя
Зачастую первый учитель ассоциируется с «проводником» из детства во взрослую жизнь, поэтому роли первого учителя придается особое значение. Мы выяснили, как наши респонденты воспринимают своего первого учителя и могут ли назвать его идеальным.
Большинство респондентов считает, что роль первого учителя в жизни человека скорее важна, чем наоборот (40%), а его абсолютную важность признают 45% опрошенных. А вот сторонников того, что первый учитель играет абсолютно неважную роль гораздо меньше, лишь 4%.
Как Вы считаете, насколько важна роль первого учителя в жизни человека?
Респонденты так объясняют свой выбор:
«Формирует у ребенка мироввозрение, отношение к учебе»,
«Первый учитель-это фундамент, который формирует личность»,
«Первый учитель запоминается на всю жизнь»,
«Первый учитель во многом определяет отношение к учебному процессу и школе, он закладывает первые социальные ценности и учит базовым знаниям».
Респондентам предлагалось вспомнить своего первого учителя и рассказать, каким они его запомнили. В большинстве ответов респонденты положительно отзываются о своем первом учителе, нередко благодарят его и упоминают его роль в своей жизни:
«Милая женщина лет 40, относящаяся к нам с пониманием. Могла все рассказать и объяснить»,
«Добрая, внимательная, интересная, не «отбила» сразу желание ходить в школу, уделяла много времени не только учебному процессу, но и воспитательному, внеклассным занятиям, смогла сплотить класс и дать все необходимые знания»,
«Мама на час». Если отталкиваться от существования таких понятий, как «муж на час», не тяготея к точным временным рамкам. Всё время в начальной школе мы проводили с ней одной и она выполняла функцию учителя и воспитателя. Добрая и любящая детей и свою работу женщина».
Конечно, далеко не всем посчастливилось начать школьную жизнь со знакомства с хорошим педагогом. Некоторые не помнят или же плохо помнят первого учителя, а кому-то и вовсе не повезло:
«Самолюб. Выбор любимчиков по достатку родителей, остальных игнорировала. Учеба в первом классе была неприятной процедурой. Слава богу ушла на пенсию и все нормализовалось…»,
«Требовательный, строгий, не обладающий особой любовью к детям. Интерес к книгам и знаниям мне привила мама, а вот с учителем интерес заниматься пропал»,
«Моя первая учительница была крайне отрицательным персонажем в моей жизни. Излишне требовательная и неуравновешенная, могла распустить руки. У нее были любимчики, которых она боготворила и везде ставила их в пример, а остальных просто не замечала. Если у тебя были проблемы в обучении, то ждать от нее помощи было бесполезно. Слава богу проучила она нас не долго».
Возможно, преобладание положительных оценок связано с тем, что человеческая память со временем нейтрализует негативные воспоминания, оставляя лишь положительные. А может и с тем, что большинству наших респондентов действительно повезло с первым учителем.
Можно заметить, что респонденты, высказываясь положительно о своих первых учителях выделяют такие качества как «справедливость», «умение объяснять» , которые, как было выявлено ранее, составляют образ идеального учителя. В то время как «несправедливость», «предвзятость» — те черты, которые противоречат этому образу.
Можно ли вы назвать своего первого учителя идеальным? Интересно отметить, что мнения респондентов разделились практически поровну: 49% в пользу «Да» против 51% «Нет».
Можете ли Вы назвать своего первого учителя идеальным?
Учитель «как с картинки»
Самым привлекательным образом учителя для наших респондентов оказался образ улыбающейся молодой женщины в классической одежде (45% ответов). Вероятно, для респондентов данное изображение ассоциируется с положительными личными качествами, которые были отмечены ранее.
Вторым в рейтинге оказался образ учителя химии Уолтера Уайта из популярного сериала «Во все тяжкие» (24%). Возможно, здесь респонденты оценивали не столько образ учителя, сколько образ персонажа в целом, который, как известно, не ограничивался образом преподавателя.
Третье место занимает образ «классической» советской учительницы. Предположим, что у респондентов, которые были школьниками еще в СССР, остались положительные воспоминания об учителях и школе в целом, поэтому именно этот образ вызывает у них наибольшую симпатию.
*Опрос проводился среди 354 респондентов, из которых 27% — мужчины, 73% — женщины.
«Анкетолог» поздравляет всех учителей с приближающимся профессиональным праздником!
А также от лица редакции поздравляем лично наших первых учителей — Татьяну Владимировну Королёву, Нину Валентиновну Августинович, Ольгу Владимировну Бочкареву и Ольгу Михайловну Мукасееву. Терпения и здоровья, любимые учителя!
Советы вокалистам от преподавателя вокала Юлии Петерс
ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА-ВОКАЛИСТА
Хотите, чтобы ваши занятия вокалом были успешнее и результативнее? Чтобы прогресс шел быстрее, а голос лучше «слушался»?
А знаете ли вы, что это во многом зависит именно от вас? Да-да, именно от того, насколько серьезно и посвящено вы работаете на своих уроках с педагогом, зависит и ваш результат, и прогресс.
Речь не пойдет о секретных методах обучения, которые так яро гуляют на просторах интернета, и которые, соглашусь, многие хотели бы найти, будь они на самом деле! Но их нет, и не будет! Все это обман и шарлатанство ( но об этом в другой раз). Человек – биологическое существо, мы функционируем по определенным законам, и освоение любой координации требует времени, в том числе и развитие голоса!
Мне очень хочется донести до всех начинающих и продолжающих вокалистов, родителей, чьи дети учатся пению, до взрослых учеников, которые занимаются вокалом как хобби, что есть ряд моментов, без которых невозможен ни рост, ни прогресс. Поэтому я запускаю рубрику, и ряд статей будет посвящен именно теме того, какой же должен быть, в идеале, ученик, занимающийся вокалом. Вы узнаете, какими качествами должен обладать вокалист, чтобы дорасти до настоящего профессионала.
Также хочу подчеркнуть, что эти советы могут быть полезны людям далеким от музыки и пения. Например, освоение вокала можно сравнить с освоением иностранного языка, примерно одинаково мозг работает, а области совсем далекие друг от друга…
Прежде, чем я перейду к практическим советам и рекомендациям, мне бы хотелось услышать, в комментариях, насколько эта тема для вас интересна? Хотите продолжения?
С уважением, Юлия Петерс
Портрет ученика начальной школы в соответствии с ФГОС
Описание слайда:Метапредметные результаты по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ («Школа 2100») 2 класс Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Класс Личностные Метапредметныерезультаты Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Эссе «Портрет современного ученика»
Эссе
«Портрет современного ученика» и современный урок: поиск точек пересечения
Портрет современного ученика – это портрет ученика, живущего в современном мире, обучающегося в современной школе. Но портрет не один — они разные. Есть совпадающие с социальным заказом (их количество весьма ограничено) и ученики, образ которых является результатом некомпетентности и недобросовестности учителя.
Современный ученик – это ученик 21 века, когда человечество оказалось перед глобальными проблемами, для решения которых требуются высококвалифицированные, активные люди, обладающие глубокими – духовно нравственными качествами, способные ориентироваться в стремительно меняющемся мире, умеющие решать реальные жизненные вопросы. Сформировать такого ученика призваны мы – учителя. И это не просто слова, это действительно вопрос сохранения мира, спокойствия и процветания на всей планете Земля.
Недавно прочитала такие слова: «Сколько стрессовых ситуаций, возникающих между разуверившимся учеником и отчаявшимся учителем, стало причиной выхода в жизнь озлобленных недоучек, скольким детям неудачная встреча с учителем, прикрывающим свою некомпетентность диктаторскими методами, стоила стойкого отвращения к учебе». Да, я согласна с этим утверждением, ответственен за портрет ученика именно учитель. И «лепится» этот портрет в стенах школы, каким он будет, зависит от правильной организации учебного процесса.
Современный урок – это урок субъектно-субъектных отношений, демократического стиля общения, сочетания высоких требований с безусловным уважением к личности ребенка. На таком уроке точками пересечения является необходимость соотношения заказа социума о формировании личности, способного к созданию общественно значимых продуктов деятельности с важностью учета индивидуальности ребенка, его внутреннего мира, уважения к его мнению. То есть, я считаю, что точками пересечения в данном случае является необходимость согласования интересов ребенка с требованиями общества. И задача учителя заключается в том, чтобы построить свою деятельность исходя из вышеизложенного. Таким образом, точки пересечения современного ученика и современного урока проходят через учителя, его профессиональные и личностные качества.
Семинар для учителей тема «Портрет идеального …»
План проведения семинара «Деление на группы при использовании метода проекта»
тема: «Портрет идеального ….»
учитель: Юсупова Зульфира Усеновна
«Деление на группы при использовании метода проекта»тема: «Портрет идеального ….»
Общие цели
Направить участников на самостоятельное исследование, при котором они сами определяют объект деятельности, форму представления полученной информации, развитию знания и умения в области ИТ, использование ресурсов ИТ, методов и способов критического мышления, чтобы полученные знания помогли улучшить педагогическую практику и максимизировать эффективность процесса обучения учеников, изменить подход к более квалифицированной работе учителя.
Ожидаемые результаты
Участники семинара получат представление о 7 модулях, применят на практике: групповую работу, лидерство в группе, методы и способы критического мышления, оценивание.
Источники
Руководство для учителя, ІІІ (базовый) уровень, ІІІ издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
Материалы и оборудование
Интерактивная доска, проектор, презентация, постеры, маркеры.
1. Приветствие.Разминка « Улыбнитесь»
— Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе
Деление на группы по геометрическим фигурам (квадрат, круг, треугольник)
Квадрат
Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы.
« Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.
Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.
Треугольник
Люди – « Треугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.
Круг
Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у, их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.
Участвуют в разминке
Деление на три группы
Поднимается настроение, улыбаются, смеются
Деление происходит непроизвольно
2
10 мин
Демонстрация презентации о содержании программы 7 модулей
При показе очередного модуля презентация сопровождается вопросами к аудитории
Слушают, воспринимают информацию, обсуждают некоторые этапы, отвечают на вопросы
Учителя сравнивают полученную информацию со своим опытом работы, получают более новую информацию по модулям
3
20 мин
Работа в группах
Составляют кластер :
1. Группа « Портрет идеального ученика» — составляет коллаж внешний портрет идеального человека.
2. Группа «Портрет идеального учителя» — составляет внутренний портрет идеального человека
3. Группа «Портрет идеальной школы» —
Работа в группах, составляют кластеры, синквейны лидеры каждой группы защищают проект, который в конце обсуждается
Работа в группе укрепляет работу группы, выявляет лидера, дает возможность самостоятельно решить проблему, при выполнении задания происходит взаимообучение, способствует улучшению психологического климата, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
4
10
Предлагаю оценить проекты по методу «карусель» по критериям:
Эстетический вид проекта (1 балл)
Раскрытие темы (1 балл)
Защита проекта (1 балл)
Ответы на вопросы (1 балл)
Группы меняются проектами, передавая по кругу и оценивают работу своих коллег
Учителя применяя на практике модуль «оценивание» учатся ставить критерии и оценивать друг друга по критериям
5
10 мин
Итоговая беседа
О каких изменениях Вы узнали в результате обучения? Какое это имело для Вас значение?
Каков был результат обучения лично для Вас?
Рефлексия «6 шляп де Боно»
Красная шляпа — эмоции, чувства, интуиции
Желтая шляпа — преимущества, плюсы
Черная шляпа — недостатки, опасения, минусы
Зеленая шляпа — творчества, идеи, предложения
Белая шляпа — информация, факты, вопросы
Синия шляпа — организация мышления
Подводят итоги, обобщают услышанное, делятся впечатлениями от семинара, отвечают на вопросы рефлексии и одевают шляпы и высказывают свое мнение
В результате рефлексии я пришла к выводу что большинству учителей понравилось методы критического мышления, групповая работа, критериальное оценивание, предложили побольше проводить такие семинары
фото №1 Обсуждение в группе
фото № 2 Составление кластера
фото№3 Готовность команд
фото №4 «Защита проектов»
фото №5 «Защита проектов»
Фото №6 Рефлексия «6 шляп де Боно»