Прически в стиле наташи ростовой для бала: Все Наташи Ростовы за 100 лет – Мастер-класс по вечерним прическам и макияжу

Мастер-класс по вечерним прическам и макияжу

Все для праздника

  • Свадебные салоны
  • Праздничные агентства
  • Подарки
  • Подарочные сертификаты
  • ЗАГСы
  • Прокат авто
  • Фотографы
  • Видеосъемка
  • Стилисты-визажисты, парикмахеры
  • Карнавальные костюмы
  • Фейерверки
  • Фотоцентры
  • Прокат оборудования
  • Кейтеринг
  • Банкетные залы
  • Торты на заказ
  • Украшение зала
  • Кондитерские
  • Доставка цветов
  • Ведущие, тамада
  • Ди-джеи
  • Шоу-программа
  • Свадебные платья напрокат
  • Свадебные платья на продажу
  • Свадебные аксессуары
  • Вечерние платья

Мода и стиль: Костюмы к фильму «Война и мир» 2016 года: важна ли историческая точность?

 

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

На экраны вышла новая киноверсия великого романа Льва Толстого. На этот раз за перенесение книги в мир ТВ взялся BBC. И пусть критики говорят о потере философской глубины романа, о «нерусскости» актеров или же, напротив, о триумфальном успехе BBC и фильме, который полюбили зрители, мы не будем вдаваться в эти аспекты. А поговорим о другом и, в какой-то мере, не менее философском моменте — о костюмах к фильму «Война и мир» версии 2016 года.

 

Художником по костюмом выступил Эдвард Гиббон, и уже с первых кадров, когда мы видим Анну Павловну Шерер в исполнении Джиллиан Андерсон в платье на одно плечо, становится понятным, что исторической точности костюмов от фильма ждать не стоит.

 

Многие художники по костюмам сегодня отказываются от аутентичности одежды в пользу визуальных эффектов, вспомнить хотя бы недавнюю экранизацию «Анны Карениной» с Кирой Найтли в главной роли. Костюмы там совсем не соответствуют исторической реальности, что впрочем не помешало Жаклин Дюрран получить Оскара за эту работу.

 

Вообще историческая точность при создании костюмов в кино встречается не так уж часто. Нельзя просто взять платья из музея и одеть в них всех героев. У кино есть свои требования к костюмам, и порой на экране все видится совсем не таким, как есть в реальности. Да и современный зритель становится все более требовательным к красоте картинки в кино. Представьте только, что многие цвета, которые мы привыкли видеть в одежде сегодня, не использовались в 18 или 19 веке, потому что химических красителей для этих оттенков еще не было изобретено (ярко-бирюзовый, например, или розовато-лиловый). А кто хочет смотреть на пусть и точную, но унылую картинку с серыми и коричневыми нарядами, особенно после просмотра «Игры престолов»? Поэтому художники по костюмам отодвигают реальность прошлого в сторону и создают совершенно новый мир, похожий на прошлое, но понятный современникам. И способный понравиться современникам. 

 

Эдвард Гиббон в экранизации «Войны и мира» 2016 года обошелся с модой эпохи совсем уж вольно. Ннапример, ни одна из героинь не носит корсет, что невозможно себе представить в 1800-х годах. Отсутствие корсетов соседствует с современными цветами и тканями костюмов. Отчасти это объясняется еще и тем, что сценаристы уложили огромный роман всего в 6 серий, а художникам по костюмам нужно было сделать так, чтобы каждый персонаж выделялся среди многих других.

 

Но что носили в начале XIX века в России? Итак, 1800-ые годы. Франция становится безусловным лидером в Европе и начинает диктовать свои правила, и, конечно, моду. В Российской империи все французское пользуется огромной популярностью: в высшем свете все говорят по-французски и одеваются по французской моде. А французская мода того времени — ни что иное как хорошо известный стиль «ампир», опирающийся на античные идеалы красоты. 

 

 

В моду входят платья с завышенной линий талии, с глубоким декольте, сильно открывающим грудь, и рукавами фонариками. Шили такие платья из тонкого полупрозрачного английского хлопка и украшали вышивкой в тон ткани по подолу или лифу. Предпочтение отдавали белому цвету или светлым оттенкам. И хотя под платье носили чехол, все же такой фасон и ткань позволяли увидеть силуэт женского тела под одеждой. Именно такие платья были на Натше Ростовой и Соне на первом балу: «…На них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны а lа grecqe» (Л.Н. Толстой. Война и мир).

 

С началом отечественной войны 1812 года патриотический настрой общества отменит моду на Францию и стиль ампир сойдет с модного пьедестала, давая место платьям в стиле русских сарафанов. Но события нового фильма разворачиваются преимущественно до войны, поэтому историческую справку по костюмам здесь завершаем и предлагаем посмотреть так ли выглядят герои на экране, как можно было ожидать, зная историческую моду. 

 

Элен Курагина

Статная красавица Элен, обладающая «мраморной» или «античной» красотой в романе Льва Толстого превращается на экране в типичную роковую женщину по современным представлениям. Статность сменяется модной сегодня худобой, а плавность и спокойная грация — живостью. В ее гардеробе мы ожидаем увидеть модные платья в стиле ампир, сильно открытую грудь, роскошные украшения (кстати, украшения к фильму были созданы российским ювелирным домом, подробнее об этом можно прочитать здесь).

 

А в кадре?

Вот Элен еще до замужества. На ней белое платье, которое опережает историческую моду примерно на век. В 1920 году она выглядела бы уместно, но в 1800-х?

 

А вот прогулка с Пьером. Тут шляпа — прямое попадание в тренды, ведь милитаризм в женской моде как раз на волне.

 

Дальше платья Элен все больше напоминают ночные рубашки раскрывают тему бельевого стиля и порочного характера самой новоиспеченной графини Безуховой.

 

Это платье опять же могло бы появится в 1930-х годах (или в наши дни), но в 1805 ему нет места.

 

Вот прекрасное платье из набивного бархата, который будет изобретен лишь в в конце 19 века. 

 

Итак, с историческим костюмом у Элен не сложилось, но есть надежда, что мы запомним ее красивой соблазнительницей, умеющей получать то, что она хочет.

 

Наташа Ростова

Живую и обаятельную Наташу играет Лили Джеймс, запомнившаяся многим по недавней роли Золушки. В романе Наташа впервые появляется, когда ей лишь 13 лет, но на экране героиня, конечно, стала старше. Что мы ожидаем от ее стиля, учитывая историческую моду: простые платья в стиле ампир, которые она носит дома, с длинным рукавом и красивое белое бальное платье.

 

На экране попадание в исторически тренды моды случается раз через раз. Вот несколько домашних платьев. Они довольно похожи по фасону на аутентичные, не считая того, что под ними нет обязательного для того времени корсета, да и похоже, вообще нет никакого белья. Принты милые, но ярко-бирюзовой краски тогда еще не было. Зато длинные рукава для дневных домашних платьев это верно.

 

Но историческую картину здорово портит прическа Наташи. Сам Эдвард Гиббон говорит, что в образе Наташи удалось использовать многие современные модные тенденции и, похоже, стиль бохо вдохновил стилистов на такую прическу. Тем не менее в России начала 19 века распущенные, слегка подвитые волосы не носили: для дома обычной прической была коса, просто заплетенная или уложенная вокруг головы. Такую простую и универсальную прическу, кстати, носила и красавица Элен, если следовать тексту Толстого. Причем прическа у Наташи меняется, видимо, чтобы показать ее возраст: в начале фильма мы видим ее с челкой, потом челка уже убрана, но волосы все равно чаще уложены в современную прическу на основе локонов.

 

Первый бал Наташи. Платье, действительно, белое и даже похожее по фасону на то, что носили в начале 19 века. Перчатки, которые полагались к вечернему образу, на Наташе тоже есть. С некоторыми вольностями, конечно, но в общем и целом образ сложился. 

 

Наташа часто носит платки и шали, что могло бы быть отсылкой к ее любви к русским традициям, но стоит отметить, что палантины и различные шали были тогда очень в моде и могли дополнять даже вечерний образ.

 

Марья Болконская

Княжна Марья кардинально отличается от двух предыдущих персонажей хотя бы тем, что живет в деревне и в свет не выезжает, а значит, и столичная мода ей чужда. Она одевается довольно просто — русский сарафан поверх простой рубашки. Крупный крест — знак глубокой религиозности княжны. Здесь образ экранный неплохо совпал с книжным, и одежда вписалась в исторический контекст. Кстати, вокруг головы Марьи — коса, что тоже соответствует историческим реалиям.

 

А вот момент, когда к Марье приезжает свататься Анатоль Курагин. Лиззи и мадемуазель Бурьен решают одеть Марью помоднее. Ее милое платье с цветочным принтом довольно похоже на, что могла носить тогда девушка, и, кстати, ее прическа соответствует модным веяниям того времени, как раз такие кудри можно видеть на многих портретах начала 19 века.

 

Портрет Натальи Апраксиной Б. Ш. Митуар

 

Мужские персонажи в кино

С мужской модой все несколько проще как минимум в плане цветовых решений и фасонов. Одежда не повторяет исторический костюм в точности, но в целом соответствует времени.

 

Есть и особенно красивые моменты, например, одежда Андрея Болконского на балу или Пьера во время венчания.

 

Военная форма тоже выглядит красиво и, может быть, даже слишком красиво и идеально для боевых действий, но на то оно и кино. Кстати, о цвете формы: павлоградские гусары (к которым принадлежит Николай Ростов) действительно носили форму зеленого цвета, в то время как другие полки могли носить форму других цветов: синего, голубого, красного. Форма не была единого цвета для всей армии.

 

Есть и другие интересные детали в мужских костюмах: например Болконский старший надевает парик для каки-то значимых событий (сватовство к его дочери). Парики тогда уже выходили из моды, но Болконский — человек старой закалки, так что парик лишь подчеркивает это. Илья Ростов носит странную шапочку, что, очевидно, должно говорить о его любви к русскому стилю, но что-то я не уверена насчет такого фасона.

 

И, конечно, много меха! Мы ведь в России)

 

При желании о костюмах можно говорит еще очень и очень долго, рассматривая многочисленные детали. Но я свой обзор на этом завершаю. Буду рада всем мнениям, а также уточнениям и дополнениям в комментариях, если я в чем-то ошиблась. Как вы считаете, важна историческая точность костюмов? И, конечно, поделитесь своим мнением о фильме)

Платье Наташи Ростовой… А должно-то быть розовым!

Платье Наташи Ростовой, которое она надевала на столичный бал…

Почему все экранизаторы делают его белым, когда у Льва Толстого русским языком написано: «белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже»?.

Наташа ехала не на «первый свой бал», а на «первый большой бал в своей жизни». И поэтому вовсе не обязана была одеваться, как дебютантка — в белое. Да в России, кажется, и не соблюдалась эта западная традиция — ехать на первый бал в белом. А тут — даже не первый бал, а «первый большой». И в 1810 году белый цвет уже не был так популярен, как в самом начале 19 века, он уже всем приелся.

По сути, бальное платье Наташи Ростовой и бальное платье Кити из «Анны Карениной» — это один и тот же наряд, только сшитый с учетом модного силуэта разных временных периодов. У Кити — тюлевое платье на розовом чехле, у Наташи — дымковое на розовом чехле.

Розовое, чёрт побери! Розовое, окутанное сверху белой прозрачной тканью.

Надо полагать, Лев Толстой не от балды нарядил своих самых любимых героинь в розовое. Но создатели фильмов считают себя умней классика.

Не говоря уж о том, что ехать на большой бал в заурядном беленьком платьице — это верный шанс остаться незамеченной и простоять бал у стены:)))

Под катом — подходящие варианты платья Наташи Ростовой.

Хотя фильм Бондарчука, безусловно, хорош, и лучше Людмилы Савельевой современные актисы не смогут сыграть Наташу. О других экранизациях говорить нечего — они обсуждения не стоят.


Вот, примерно таким должно быть платье Наташи Ростовой на столичном балу:


Бальное платье, 1805-1810 годы


А.В.Николаев. Первый бал Наташи Ростовой


«Гордость и предубеждение», фильм ВВС. У девицы с перьями в причёске — розовое платье, окутанное сверху белой прозрачной тканью.

Это платье тоже подошло бы Наташе, если заменить красную ткань на розовую и окрыть декольте.

Платье императрицы Жозефины, муслин на красном чехле, 1810-1812 годы

в стиле «Оскара» и бала Наташи Ростовой

У выпускников нервы на пределе, ведь в разгаре экзамены. Но все ближе выпускной — грандиозный праздник. Как вчерашние школьники собираются его отметить?

Корсеты и кринолины — в прошлом

Мы обратились к мастерам, создающим наряды для одиннадцатиклассниц.

— Многие просят платья в стиле Наташи Ростовой, — говорят в одном из ателье.

Имеются в виду платья в стиле ампир, похожие на то, в котором танцевала юная графиня на своем первом балу. Для наглядности можно поискать фото Людмилы Савельевой в образе героини «Войны и мира». Наряд в стиле ампир отличает

завышенная талия с юбкой, начинающейся под грудью, А-силуэт, отсутствие корсета и кринолина и легкие полупрозрачные ткани. Что ж, сходство с самым известным персонажем романа Толстого, по нашему мнению, — лучший комплимент для юной девушки, собирающейся на этот замечательный праздник — свой первый бал.

Юбки-пачки, прозрачные ткани, кружевной лиф

Если проанализировать ответы швейных мастерских, то можно заметить много общего. Выходит, что на пике популярности юбки-пачки из материалов, похожих по свойствам на органзу, достаточно открытый верх платья и пастельные оттенки. Правда, и насыщенные цвета, если они подходят барышне по цветотипу, не теряют актуальности. Не забыли нынешние одиннадцатиклассницы и про черный — вечную классику.

— Очень популярны кружевной и сетчатый верх с «эффектом голого тела». Также на предпочтениях сказывается современный тренд на прозрачные длинные юбки поверх непрозрачного подклада. Если говорить о цветах, то лидируют все оттенки серого и голубого, — отметили тенденцию в фирме по пошиву платьев.

Дизайнер Зина Фандеева комментирует:

— Самые популярные у моих клиенток цвета, как ни странно, черный и марсала. И, конечно, пастельные оттенки: серо-голубой, розовый кварц, пудра, тиффани, ментол. Верх чаще кружевной, а юбка — шифон или фатин. Получаются легкие и нежные образы. Многие просят добавить пайеток или кристаллов.

Еще в одной мастерской вкусы выпускниц описали так:

— Сейчас используем много легких прозрачных тканей, таких как шифон, фатин, сеточка. Высок спрос на длинные юбки-пачки. Цвета наших изделий — от пастельных до насыщенных, драматичных. Как ни странно, есть спрос на черные платья. Поскольку ручная работа никогда не выходит из моды, то многие просят выполнить качественную вышивку пайетками, бусинами, бисером, чтобы добавить немного деликатного блеска.

Брючный костюм — теперь можно

— Девушки в основном заказывают по два платья. Первое — для торжественного вручения аттестата, второе — коктейльное, темное, чтобы танцевать. Кроме того, сейчас выполняем несколько заказов на брючные костюмы. Еще поступил необычный заказ — женский фрак яркого цвета. Большинство выбирает платья с юбками-пачками, съемными прозрачными юбками поверх платья, — продолжают посвящать нас в подробности сотрудницы ателье.

Дизайнер Светлана Дубинина делится наблюдениями:

— Заметила, что новое направление в вечерней моде — это брючные костюмы и смокинги.

Макияж — естественный, прическа — простая

Что нас очень радует в предпочтениях школьниц, так это уходящие в прошлое «вавилонские башни» на головах и боевой раскрас на лице. Как, впрочем, и пышные «принцессины» платья.

— Сейчас волосы собирают в объемные пучки, внешне небрежные, — рассказывает визажист и парикмахер Ирина Письменская. — Прическа должна выглядеть так, будто ее соорудили за пять минут. Еще актуальны всевозможные косы. Макияж естественный, он в моде уже несколько лет. Это значит — идеальная кожа, ровный тон. На глазах — коричневые или золотые оттенки, имитирующие натуральную тень. Брови проработанные, но широкие, максимально натуральные. Такое большое значение в макияже им стали придавать в течение последних лет десяти. Лучше, если уж на то пошло, даже не накрасить губы или ресницы, потому что брови «делают» лицо.

В одной из студий красоты добавляют:

— В тренде на прически воздушность, легкость, никаких залитых лаком локонов. В макияже классика: акцент на глаза и ресницы, обязательно свежая сияющая кожа. Оттенки популярны натуральные: коричневый, бежевый, розовый.

Карета для Золушки

Как оказалось, запрашиваемой услугой для выпускного вечера остаются лимузины. Правда, воронежские компании, сдающие в аренду дорогие авто с водителем, не спешили в этом признаваться, ведь речь идет о перевозке несовершеннолетних. В ГИБДД заверили, что если с детьми будет кто-то из взрослых и сама инициатива арендовать лимузин будет исходить от родителей школьников, то перевозчикам опасаться нечего:

— Если договор заключается между перевозчиком и родителями, то никаких особых разрешений не требуется. А если инициатива исходит от школы, тогда администрация должна уведомить городское управление ГИБДД о заключении договора, чтобы сотрудники осмотрели транспортное средство и оценили его безопасность. Уведомление подается не позднее чем за десять дней. Кроме того, следует помнить, что ночью организованные перевозки детей запрещены.

А как же романтика на воде? Оказалось, что в день, а вернее, ночь выпускного желающих прокатиться на теплоходе пока не нашлось. Об этом нам сообщили в компании, предоставляющей такие услуги. Отчасти потому, что возможность устроить банкет на борту не предусмотрена.

Также мы задались вопросом, насколько востребованы конные прогулки. И связались с ипподромом. Оказалось, что ребята всем классом приезжают сюда по случаю окончания школы, чтобы посидеть в местном ресторане, пообщаться с лошадками и покататься верхом. Но вот непосредственно на выпускной тройку или карету себе никто не заказывал.

Современные принцессы каретам предпочитают лимузины. Фото: из архива «КП»

Современные принцессы каретам предпочитают лимузины.Фото: из архива «КП»

На красной дорожке

Праздничные агентства рассказали, какие услуги у них заказывали в этом году на выпускные вечера. Самые запрашиваемые и традиционные пункты программы — хороший ведущий, сценарий, лимузин, фейерверк и оформление шариками. Но есть и кое-что еще.

— У нас в этом году заказывали артистов оригинального жанра, — рассказали в одном из агентств. — Например, светодиодное шоу. Оно чем-то напоминает файер-шоу, но вместо зажженных факелов там используются диоды. Выглядит эффектно, но безо-пасно. Еще популярен запуск множества гелиевых шаров в небо. Покупали и большие надувные фигуры для запуска. Колокольчики — как символ прощания со школой. Или надувной корабль (как тут не вспомнить про питерский фестиваль «Алые паруса». — Ред.). Был еще заказ на двухметрового медведя (похоже дань Олимпиаде 1980 года. — Ред.).

В другой фирме делятся своим опытом:

— У нас часто заказывают баннеры, чтобы на их фоне фотографироваться. Вот, например, для одной школы готовим фотозону в стиле «Оскара». У них и весь выпускной будет в стиле этой премии. Кажется, они и статуэтки будут вручать.

В камуфляже и с ружьем

— У нас популярна игра в пейнтбол, — рассказали в известном агентстве по организации праздников.

Уточняем:

— Как? На каблуках, с прической?!

— Да нет же. Просто есть классы, которые продолжают отмечать выпускной после ресторана, на второй день, в менее формальной обстановке, — поясняют на том конце провода.

Звоним по другому номеру:

— В этом году у нас есть два заказа на бумажное шоу. Чем-то напоминает пенную вечеринку, только вместо пены — резаная бумага, которая сыплется на танцующих сверху, словно снег. Приняли только два заказа, потому что за одну ночь нужно успеть добраться до места, провести шоу и все за собой убрать.

Прощай, школа: пир горой!

Поинтересовались мы и в воронежских кафе, меню из каких пунктов заказывают для вчерашних школьников. Может, теперь выбор стали делать в пользу шведского стола с легкими закусками, чтобы можно было бегать к столу в перерывах между танцами? Похоже, что в отношении еды воронежские выпускники оказались консерваторами и решили обойтись стандартным набором блюд. И гулять предпочитают «на полную катушку», не ограничиваясь канапешками и нарезками. Впрочем, составлением меню обычно занимаются родители, а это многое проясняет.

— Наше меню на ночь выпускного состоит из холодных и теплых закусок, салатов и горячего. Дети гуляют всю ночь напролет, поэтому логично, что родители стремятся накормить их получше, — рассказали в популярном ресторане.

В другом заведении подтвердили:

— На выпускной у нас меню самое привычное: горячее блюдо, салат и закуски.

Делаем контрольный третий звонок:

— У нас не заказывали никакой экзотики. Все обыкновенно: нарезки, горячее, салатик.

Как стать Наташей Ростовой — Мой-портал.ру

Каждая девушка, еще в школьные годы, познакомившись с романом Льва Толстого «Война и Мир», мечтала оказаться на балу в роли Наташи Ростовой. Мне повезло втройне: зовут меня Наталья, совсем как Ростову, моего партнера – Андрей, почти Болконский, и  для меня, так же как и для юной графини, это будет первый бал. Так что начинаем осуществлять маленькую школьную мечту. Но для того, что бы соблюсти все формальности, разберемся, как же все было у Льва Николаевича.

Вновь перечитывая XIV главу, я поняла, что важен не только сам бал, но и процесс подготовки к нему. И нас, совершенно не зря,  готовят к этому событию в течении двух месяцев: рассказывают о том, как мы должны выглядеть и как себя вести.

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque*.»

* -прическа à la grecque

Мы уже знаем, что все дебютантки будут в белоснежных платьях, на нас будут белые атласные перчатки, а в руках – очаровательные букеты. В волосах будут диадемы, как у настоящих принцесс, так что прическа «à la grecque» нам вряд ли подойдет, но, думаю, никто сильно не расстроится .

Вот что-  что, а   лихорадочная  деятельность с самого утра, у меня точно сомнений не оставляет: в десять часов нас ждет генеральная репетиция, затем нужно будет посетить мастера по прическам и визажиста, и самое главное, настроится на прекрасный вечер.

«Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре.

Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья с булавками в губах и зубах бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке все дымковое платье.»

«Наташа, хлопотавшая за всех…» — это наверняка про меня! Так как в свободное время я еще и визажист, согласилась помочь одной из дебютанток подготовиться к балу, обещала маме сделать «глазки, как у 18-и летней», ну и про себя нужно не забыть. Так что подготовку Наташи Ростовой к первому балу я пропущу через себя в полной мере.

«В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней.»

Мне кажется, именно эти чувства должна испытать каждая дебютантка, ведь после двух месяцев тренировок, суматошного предельного дня, хочется совершенно другими глазами смотреть на все происходящее. И пусть сердце стучит невероятно быстро, пусть путаются мысли, пусть будет немного страшно, мне кажется, именно это предвосхитит появление торжественного и возвышенного настроения. 

Бал Наташи Ростовой в карикатурах «Le Bon Genre»: eregwen — LiveJournal

Правда, некоторые из них более ранние, а некоторые более поздние, но ведь это же не серьёзно, в конце-то концов. 🙂 Итак…

***

Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре.

Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.

— Позвольте, барышня, позвольте, — говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
— Воля твоя! — с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, — воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
— Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, — сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
— Ну длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, — сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную.

Перонская похвалила туалеты Ростовых. Ростовы похвалили ее вкус и туалет.

— Это брат Безуховой — Анатоль Курагин, — сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда-то. — Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. И ваш-то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. — Как же, это сам французский посланник, — отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. — Посмотрите, как царь какой-нибудь. А все-таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества.

— А этот-то, толстый, в очках, фармазон-всемирный, — сказала Перонская, указывая на Безухова. — С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

— Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? — сказала Наташа, указывая на князя Андрея. — Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
— А, вы его знаете? — сказала Перонская. — Терпеть не могу. Il fait à présent la pluie et le beau temps. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, — сказала она, указывая на него. — Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская — у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!»

Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей.

Мода и литература. «Война и мир»

Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях,
с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

Можно не быть поклонником творчества Льва Николаевича Толстого, можно не любить «Войну и мир», но остаться равнодушным к описанию первого бала Наташи вряд ли получится! Радость предвкушения и сладость свершившегося читатель переживает вместе с героиней, даже если сам на балу никогда не бывал.

Однако прежде чем попасть вместе с Ростовыми в бальный зал, нужно как следует подготовиться. Герои (главным образом героини) одеваются, пудрятся, прихорашиваются, словом, готовятся предстать во всем блеске. Итак, в чем же Наташа с матерью и Соня будут на балу?

Tolstoy_07

«На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже».

Начнем с главного – с силуэта. В конце XVIII века уходят в прошлое сложные объемные наряды, плотные ткани, жесткие корсеты и поддерживающие широкие юбки-фижмы. Их сменяют легкие платья с завышенной линией талии, которая будет слегка колебаться, но в целом почти на два десятка лет останется очень высоко, под грудью. От коротенького корсажа будут ниспадать длинные, но при этом не пышные юбки. Узкий силуэт, светлые тонкие ткани, много белого, обнаженные руки – все это будет напоминать об античности. Правда, постепенно дамы начнут возвращаться к более тяжелым тканям и сложному крою, все дальше отходя от неоклассицизма, но во времена действия романа наряды все еще относительно просты и легки. Так что бальные платья графини и ее подопечных именно таковы – глубокие декольте, коротенькие рукава, сильно завышенная талия.

Заметим, именно в ту эпоху платья в дамском гардеробе начинают делиться уже нена просто, к примеру, повседневные и нарядные – нет, возникает куда более сложная классификация. Утренние домашние платья, платья для прогулок, платья дли визитов, вечерние и бальные… Именно последние бывали декольтированными и с короткими рукавами, остальные же в этом отношении «вели себя»куда более скромно, закрывая руки, плечи и грудь. В ход шли и рубашечки, которые надевали под платья, и специальные вставки, прикрывавшие вырез, и газовые и кружевные косынки, воротники и прочее, или же сами платья шили с длинными рукавами и без декольте.

Словом, неудивительно, что в своем первом «взрослом» бальном платье Наташа чувствует себя неуютно: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо». Заметим, что если только хозяйка платья не была дамой полусвета и не хотела эпатировать публику, платье «оголяло» не так уж много, но ощущение в первый раз открытых всем взорам рук, шеи и части груди должно было быть очень острым, особенно для юной девочки.

Tolstoy_01

А белье? В ту пору дамы на короткое время освободились от корсетов. Вернее будет сказать, от корсетов жестких, туго стягивавших тело. Кое-кто обходился и без корсетов вовсе, кое-кто носил совсем короткие (как лифы платьев) корсетики, которые поддерживали грудь и, по сути, играли роль современных бюстгальтеров, а кое-кто носил корсеты, наоборот, длинные, до середины бедер, но не жесткие, как прежние, а относительно мягкие, проложенные, к примеру, плотным шнуром – в конце концов, не все обладали тоненькими стройными фигурами, какие тогда были в моде, и в таком корсете дама чувствовала себя более «собранной» и подтянутой. Можно предположить, что Соня и Наташа, юные худенькие девочки, обошлись без корсетов и на них под платьем были только тоненькие сорочки, а вот графиня Ростова, возможно, надела и корсет.

Сорочки! Вне зависимости от того, в корсете была дама или без него, первым делом надевали сорочку. Ниже колен, с глубоким вырезом и короткими рукавами – такие рубашечки были весьма простого кроя и в ту эпоху не особо отделывались кружевами и бантиками, как позднее. Ведь их нужно было как следует отстирывать и отбеливать, и обращались прачки с ними весьма безжалостно.

Поверх сорочки дамы иногда надевали нижнюю юбку, вернее, не столько юбку, сколько нижнее платье: там могли быть и бретельки, которые удерживали ее на плечах, и даже лиф. Несмотря на то, что ее надевали под платье, она играла роль не столько белья, сколько дополнительного слоя одежды – если дама приподнимала платье, то показать сорочку было бы крайне неприлично, а вот нижнюю юбку – вполне. Нередко, правда, этой деталью туалета пренебрегали, и моралисты строго корили женщин, чьи легкие одежды уж слишком подчеркивали то, что под ними. «Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери». Возможно, на Наташе надета как раз такая юбка.

Tolstoy_05

Сорочка, возможно, корсет… А панталоны? Они не упомянуты. И не потому что это слишком деликатная деталь дамского гардероба и Толстой щадил стыдливость своих читательниц – просто их не было. Да-да, в ту эпоху панталоны только начинали носить, и не все, и далеко не всегда – лишь полвека спустя, когда в моду войдут огромные юбки на кринолинах, панталоны станут обязательной частью дамского гардероба.

А в ту пору носили их редко, и в Англии, к примеру, чаще, чем во Франции. Выглядели они довольно нелепо с современной точки зрения – две отдельные штанины, соединявшиеся поясом. Сохранилась забавная история – правда, забавной она может показаться нам, а вот ее записавшая дама-мемуаристка в 1820 году, можно сказать, серьезно пострадала: «Это самая уродливая вещь, которая мне встречалась! Никогда больше их не надену. Пришлось волочить подол платья по грязи из опасения, что кто-нибудь может их увидеть. И моя лучшая пара из канифаса, отделанная швейцарским кружевом, теперь бесполезна – я потеряла одну штанину, и сочла, что будет неприлично наклониться и поднять ее, и я так и ушла, оставив ее валяться на улице. А ведь кружево стоило шесть шиллингов за ярд!»

Tolstoy_04

Но вернемся к Ростовым. «Обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками». Чулки вплоть до XX века, даже самые тонкие, были непрозрачными. Цвета могли быть самыми разными, в зависимости от наряда, и вышивка могла быть в тон, а могла быть и контрастной (например, желтые чулки с голубыми узорами). Но к бальным платьям обычно надевали чулки белые, и нередко, как в данном случае, – ажурные. А упомянутые башмаки больше всего напоминали современные балетки. Или даже пуанты балерин! Узкие, без каблука, плотно обхватывавшие стопу и с лентами, которые удерживали туфельку на ноге.

И, наконец, самое главное. Платье! «Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, выказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала». Судя по сохранившимся описаниям в художественной литературе, мемуарах и модных журналах, дымка, по всей видимости, была разновидностью газа, тончайшей прозрачной или полупрозрачной тканью. Так что, разумеется, платье из дымки непременно должно было быть на чехле. У Наташи и Сони именно такие платья – белая дымка поверх розового шелка. В одном романе Лескова, помнится, описан маскарадный костюм: «Люба была одета Зарею: на ней был легкий эфирный хитон из расцвеченной красками в тень дымки».

Tolstoy_03

Бальные платья обычно шили из легких тканей – ведь в них предстояло танцевать, то есть много и активно двигаться. Однако на графине платье из бархата, достаточно плотной и тяжелой ткани. Что ж, она, в силу своего возраста и положения – мать семейства – отправляется на бал вовсе не для того, чтобы танцевать самой, а чтобы вывезти в свет дочь и воспитанницу. Это им, юным девицам на выданье, нужно танцевать и привлекать к себе внимание, а графиня в кругу таких же, как она, матрон посвятит время не танцам, а наблюдениям и разговорам.

Впрочем, все это не означает, что из бархата бальных платьев не шили вовсе – шили, но реже, и в основном для зимних балов. А «наш» бал, заметим, был в декабре. В бархате там появилась, например, Элен Безухова: «Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы».

Заметим, бархатное платье графини – «масака». Это слово обозначало цвет – темно-красный с синеватым отливом, иссиня-малиновый. К слову, этот цвет упоминается и в другом эпизоде романа: «Нет, право, ma bonne amie, это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!»

Графиня – зрелая дама, а вот юным Наташе и Соне пристали цвета светлые. В самом начале XIX века самым модным цветом был белый, и лучшее платье – из тончайшего белого муслина. Без него было просто не обойтись! Но с годами женщин вновь потянуло к более насыщенным цветам, и в описываемый в романе период как раз начала возвращаться мода на них. Однако юные девицы по-прежнему носили светлые оттенки.

Tolstoy_06

Своя роль была и у длины платья. «Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко-поднятой руке все дымковое платье». Бальные платья обычно делали короче вечерних и повседневных, ведь в них предстояло танцевать, так что чересчур длинное платье для бала не годилось. Вот героини и волновались:

«Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.– Ну длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу».Ну и, наконец, голова: «Волоса должны были быть причесаны à la grecque», по-гречески, что было очень модно в начале XIX века, когда увлечение античностью было буквально повальным.

Прическу можно было украсить нитями жемчуга, диадемой, красивым резным гребнем… А еще надеть тюрбан, берет или ток. «Ток», «тока» – шапочка без полей, которая могла быть как повседневной, так и нарядной – вечерней или бальной. Такие головные уборы варьировались в зависимости от моды, но принцип (отсутствие полей) оставался неизменным. Токи возникли еще в XVI веке, и носили их поначалу мужчины, а затем и женщины их позаимствовали, и носили, надо сказать, с еще большим шиком:«Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?– Только току приколоть.– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!<…>Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку». А пытаясь сдвинуть матери току «больше набок», Наташа, рванувшись к ней, и повредит платье, так что придется зашивать. Красота требует жертв.

Tolstoy_02

Но все готово. Можно ехать – хотя поначалу нужно забрать Марью Игнатьевну, наставницу Ростовых в мире высшего света: «Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но так же было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, так же старательно промыто за ушами, и даже так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали».

А вы поедете на бал?