Психолог профессия википедия: Психолог — Википедия – Практический психолог — Википедия

Содержание

Практический психолог — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 февраля 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 февраля 2020; проверки требует 1 правка.

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Помимо этого, у психолога есть набор определенных методик, по результатам которых он также может сделать заключение о состоянии пациента. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Лицо, жесты, результаты тестов помогут понять переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности

[1].

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

  • Психопрофилактическая работа
    Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
    • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
    • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
    • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
    • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
    • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
  • Психодиагностическая работа (См. также: Психодиагностика)
  • Развивающая и психокоррекционная работа (См. также: Психологическая коррекция)
    Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
    • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
    • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
    • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
  • Консультативная работа (психологическое консультирование)
    Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
    • консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
    • консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
    • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
  • Психологическое просвещение
Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.[2]
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
  • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
  • выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
  • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
  • Психологическая реабилитация
    Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям»

[3].

Журналы, ориентированные на практического психолога:

  1. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
  2. ↑ Детская практическая психология : учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
  3. ↑ Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
  • Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
  • Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в образовании»
  • Нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие труд психолога.
  • Кодекс психолога.

Аналогичные документы в СНГ:

  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
  • Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например: Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 1. — С. 101—110.
  • Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.

Спортивный психолог — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спортивный психолог (психолог в спорте) — специалист, изучающий закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом.

[1]

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Виды оценивания состояния спортсмена[править | править код]

Субъективные методы[править | править код]

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы[править | править код]
  • Опросники
  • Айтрекинг. Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.
    [2]
  • Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».[3]
  • БОС-технологии. Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.[4]

Выделяют[5] следующие направления деятельности спортивного психолога:

  • Экспериментально-исследовательское направление
  • Прикладные направления:
    • Образовательное направление (обучение тренеров, спортсменов, других членов коллектива психологическим техникам, методикам, методам саморегуляции)
    • Консультативное направление (помощь в решении личностных проблем спортсменов/тренеров и других членов коллектива)

Позиции деятельности психолога в спорте[править | править код]

  1. «внешняя» (приглашенный специалист): возможность нейтрального подхода к решению многих задач, но одновременно — возникновение проблем при недостаточном знании реальных организационных ситуаций, невозможности за короткое время определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.
  2. «внутренняя»: хорошее знание организационной и кадровой ситуации, возможность профилактики конфликтов; при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса обычного члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу.

Сферы деятельности специалиста — спортивного психолога[править | править код]

  • физкультурно-спортивные
  • педагогические
  • научно-исследовательские
  • медицинские организации
  • психологические службы
  1. медико-социальные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные центры
  2. физкультурно-спортивные клубы и общества
  3. научно-исследовательские институты
  4. высшие и средние учебные заведения

Область профессиональной деятельности спортивного психолога[править | править код]

  • физическая культура и спорт
  • детско-юношеский спорт
  • массовый спорт
  • спорт высших достижений
  • профессиональный спорт
  • армейский спорт
  • реабилитация и оздоровление средствами физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями

Структура психологического сопровождения деятельности спортсмена, тренера и др. субъектов спортивной деятельности[править | править код]

Психологическое сопровождение в спорте означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.[6]

Формы организации психологического сопровождения:

  • постоянное сопровождение
  • этапное сопровождение
  • ситуационное сопровождение

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают:[7]

  • процессуальность
  • пролонгированность
  • недирективность
  • погруженность в реальную повседневную жизнь человека

Задачи психологического сопровождения спорта:[8]

  1. Психодиагностика личности спортсмена, включая выявление следующих компонентов: темперамента; характера; свойств нервных процессов; доминирующих и актуальных психических состояний, проявляемых в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; спортивной мотивации, ценностных ориентаций, специальных знаний(техники и тактики) и умений(двигательных, психорегуляции). На основании полученных результатов строится систематическая индивидуальная работа со спортсменами.
  2. Формирование спортивно-психологической компетентности спортсмена, включающее усвоение специальных знаний и умений с целью самостоятельного использования их в тренировочной и соревновательной деятельности.
  3. Обеспечение реализации ресурсов спортсмена (физического, технико-тактического, функционального и психологического)
  4. Формирование позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной противостоять сбивающим предсоревновательным и соревновательным факторам, и успешно решать поставленные задачи.
  5. Пробуждение самостоятельности и интеллектуальной активности спортсмена в планировании и выполнении тренировочных заданий и решении соревновательных ситуаций
  1. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: Советский спорт, 2007
  3. Психология спорта: Психология спорта: Монография / Под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого. М.: МГУ, 2011
  4. Психология спорта: Хрестоматия/ Сост.-ред. А. Е. Тарас/ — М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007
  5. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост.и общ.ред. И. П. Волкова. — М.: Советский спорт, 2005
  6. Киселёв Ю. Я. «Победи» Размышления и советы спортивного психолога.-М.:ФиС, 2002
  7. Психология спорта. Монография/ под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого, 2011
  8. Алексеев А. В. Преодолей себя! — Р-н-Д., 2006
  9. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С, Гоулд Д. — Киев: Олимпийская литература, 2001
  10. Федак, Г. Б. Исследование состояния одиночества спортсменов-танцоров с позиций гендерной психологии / Федак Г. Б., Никитина Е. Д. // Всероссийский форум «Молодые ученые — 2009» : материалы. — М., 2009. — Т. 1. — С. 124—126.
  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. — Академия, 2009.
  2. Горовая А.Е., Коробейникова Е.Ю. Использование технологии айтрекинга в психологии спорта // «Психологическая наука и образование» : Электронный журнал. — 2013. — № 1. — С. 1—9. — ISSN 2074-5885.
  3. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. — МГУ, 2011. — С. 377—392. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2.
  4. Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии // XX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, Москва, 4-8 июня 2007, Тезисы докладов. — Издательский дом «Русский врач» Москва, 2007. — С. 211.
  5. Веракса А.Н. Профессия «Спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1. — С. 134—138.
  6. Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического споровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10. — С. 89—90.
  7. Осухова. Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. — Психологический журнал, 2001. — № 31. — С. 2—17.
  8. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. — Омский научный вестник, 2013. — Вып. № 3(119. — С. 170—172.
  9. ↑ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я» (неопр.). www.psychologist.ru. Дата обращения 23 марта 2016.

Клиническая психология — Википедия

Клини́ческая психоло́гия (медици́нская психоло́гия[1][2]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[3].

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина[4].

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе[5].

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов[6]. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон[5].

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение[7]. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях[8].

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic[9]. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах[10].

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология и клиническая психопатология[править | править код]

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам[11].

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология[править | править код]

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика[править | править код]

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены[12].

Психологическая коррекция и психотерапия[править | править код]

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья[13], психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально — образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Проблема психической нормы и патологии[править | править код]

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ-10) и Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5).

  1. ↑ Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — С. 9, 268, 269. — 864 с. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 9785459008081.
  2. ↑ Медицинская психология / Тхостов А. Ш. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 505. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  3. ↑ Карвасарский, 2011, с. 18.
  4. ↑ Карвасарский, 2011, с. 9.
  5. 1 2 Benjamin L. T. The Birth of the New Applied Psychology in America // A Brief History of Modern Psychology. — Third Edition. — Wiley, 2019. — P. 86—103. — ISBN 978-1-119-49324-2.
  6. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Theodule Ribot // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 25—26. — ISBN 978-0-932871-0.
  7. ↑ Compass, B. & Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4. (англ.)
  8. ↑ American Psychological Association, Division 12, «About Clinical Psychology». (англ.)
  9. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Lightner Witmer // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 26—27. — ISBN 978-0-932871-0.
  10. ↑ Карвасарский, 2011, с. 250, 268.
  11. ↑ Карвасарский, 2011, с. 378.
  12. ↑ «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр
  13. ↑ Вопросам психогигиены (а также методикам самопознания) посвящена книга чешского психолога доктора наук (PhDr.) Томаса Новака (написана в соавторстве с В. Каппони) «Сам себе психолог», СПб., 2001 — Каппони Вера, Новак Томас. Сам себе психолог.

Психолог по потреблению — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психолог по потреблению (Consumer Psychologist) — специалист, занимающийся анализом человеческого поведения и мотиваций (эмоционально-психологических причин) в потреблении конкретного продукта или услуги. Работа психолога по потреблению дает маркетологам и рекламистам профессиональные психологические знания, чтобы обеспечить «продающий» эффект в рекламных и других маркетинговых коммуникациях и создать в потребителе психологический стимул к покупке.

Результатом работы психолога по потреблению является:

  • выявление глубинных эмоционально-психологических факторов (стимулов), присутствующих в человеке и способствующих потреблению конкретного товара или услуги. В то же время человек неосознанно ищет такие факторы в товаре/услуге для получения максимального удовлетворения от покупки;
  • рекомендации по внедрению таких стимулов в маркетинговые инструменты (маркетинг-микс) организации;
  • тестирование разработанных на основе таких стимулов маркетинговых инструментов на эффективность воздействия на потребителя.

В отличие от маркетинговых исследований, которые предоставляют набор статистических данных или субъективные мнения респондентов, психолог по потреблению проводит диагностическую работу с потребителем. Это позволяет узнать потребителя таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким хочет казаться, и прогнозировать будущее поведение потребителя. Результатом работы психолога по потреблению является построение эмоционально-психологических схем воздействия на потребителя, готовых для использования в маркетинговых инструментах. Это достигается применением эмпирических методов поиска решений. Объективность обеспечивается применением методов используемых в психологии, психиатрии и психоанализе, которые позволяют снять защитные механизмы респондентов.

Редкая профессия. В РФ специалистов практически нет. Требует многоступенчатого образования, обширной практики, масштабного кругозора. Сотрудничество с таким специалистом обеспечивает компании рост продаж, удовлетворение потребителей, существенное сокращение издержек (на неработающие маркетинговые инструменты).

Психологическая помощь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Помощь.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

  • Психопрофилактика (предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия;

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи[править | править код]

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь — эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)[править | править код]

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.[1]

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной),[1] традиционно выделяют следующие:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
  3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
  4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.[2][прояснить]
  1. 1 2 Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
  2. Dahlberg, Charles Clay. Sexual contact between patient and therapist // Symposium on love / ed. by Mary Ellen Curtin. — New York : Behavioral Publications, 1973. — 244 с. — ISBN 0-87705-116-X. — ISBN 978-0-87705-116-9.
  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология : учебник для высшей школы. — Москва : Академический проект, 2005.
  • Фролова Ю. Г. Медицинская психология.

Инженерная психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2016; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2016; проверки требуют 15 правок.

Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.

Научно-практические основы инженерной психологии были заложены в первой половине XX столетия в психологии труда и психотехнике. Но к концу 40-х и особенно в начале 50-х годов научно-технический прогресс, интенсифицированный  последствиями второй мировой войны, привел к такому уровню сложности и автоматизации технических средств труда, что человек как субъект труда оказался в чрезвычайно сложных условиях функционирования. Практически это привело к авариям и катастрофам, а в науке – к возникновению проблемы «человек и техника» и созданию инженерной психологии[1].

За полувековой период исследований и разработок в отечественной инженерной психологии были созданы методология, теория и методы, достигнуты значительные практические результаты[2].

Основные направления инженерной психологии[3][править | править код]

  • Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
  • Инженерно-психологическое проектирование
  • Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
  • Анализ психологической структуры деятельности операторов.
  • Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
  • Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
  • Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
  • Анализ процессов переработки информации человеком, её хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
  • Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
  • Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.
  • Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
  • Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-технических и человеко-информационных) систем.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому, а далее — к системному.

Научно – технический прогресс привел  к распространению условий, повлекших за собой создание инженерной психологи, на все виды человеческой деятельности, требующей профессионализма. К таким условиям относятся:

  • резкое увеличение темпов социальной жизни, значительный рост информационных потоков и связанной с этим неопределенностью
  • рост гражданских и военных энергетических мощностей, управляемых профессионалом: слишком дорогой стала цена ошибок исполнителей и некомпетентных руководителей:
  • значимо возросло количество и разнообразие экстремальных ситуаций, увеличилась нервно–психическая напряженность субъектов труда
  • технические устройства, средства обработки и отображения информации — стали повсеместно опосредствовать деятельность людей, даже в традиционно гуманитарных сферах занятий.

Таким образом, в настоящее время в любой работе субъект труда, профессионал, — оказывается подобен человеку-оператору в человеко-технических системах, изучаемых в инженерной психологии. В связи с этим в новой технической и информационной реальности возникла необходимость (и возможность) распространения инженерно–психологического подхода и методов, наработанных в инженерной психологии, на любые виды сложной профессиональной деятельности[4].

В результате произошедших изменений в технической и информационной реальности, в новых условиях актуальным стал инженерно-психологический подход к изучению профессиональной деятельности и профессионализма.

Основные аспекты инженерно-психологического подхода[править | править код]

Основные аспекты инженерно–психологического подхода сводятся следующему[5]:

В методологии — это системный принцип в сочетании с антропоцентрической, естественно-научной и технико-технологической парадигмами.

В теории – это совокупность следующих концепции:

  • концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, в том числе оператора
  • концепция информационной и концептуальной (психической) моделей профессиональной деятельности
  • концепция требований к человеку – профессионалу
  • концепция обеспечения надежности человека
  • трансформационная теория обучения
  • концепция экстремальных условий и реабилитации профессионалов после перегрузок
  • концепция проектирования  деятельности

а также ряд других концепций

В методическом инструментарии – методы профессиографии (базирующиеся на системном использовании профессиограмм), профориентации, профотбора, тренажерной и тренинговой подготовки, анализа кривых обучаемости, алгоритмизации, проектирования и эргономической оценки деятельности, анализа и оптимизации психических состояний специалиста, являющихся следствием его профессиональной деятельности.

См. также

  • Основы инженерной психологии. Учебник для техн. ВУЗов / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986.
  • Пископпель А. А., Вучетич Г. Г., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. Инженерная психология (дисциплинарная организация и концептуальный строй). — М, 1994.
  • Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, 2005.
  • Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика. — М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  • Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. — М.: МИР, 1968
  1. Ломов Б. Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. — Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1963. — 256 с.
  2. Бодров В. А. Отечественной инженерной психологии – 40 лет // Психологический журнал. — 1999. — № 2. — С. 5 – 20.
  3. ↑ Основы инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова. — Учебник для студентов ВУЗов. — Екатеринбург: Академический Проект, 2002.
  4. Дружилов С.А. Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающимся операторскими // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. — 2011. — № 1. — С. 170-180.
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: инженерно-психологический подход // Ярославский психологический вестник. — 2004. — № 12. — С. 25-32.

Портал:Психология — Википедия

ПОРТАЛ:ПСИХОЛОГИЯ


Греческая буква «пси» — символ психологии

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера.

Psi2.svg

Ключевые статьи


  • Психологи: Адлер, Альфред — Айзенк, Ганс Юрген — Берн, Эрик Леннард — Вертгеймер, Макс — Вундт, Вильгельм — Выготский, Лев Семёнович — Джемс, Уильям — Кёлер, Вольфганг — Келли, Джордж Александр — Коффка, Курт — Кэттелл, Рэймонд Бернард — Левин, Курт — Леонтьев, Алексей Николаевич — Лурия, Александр Романович — Маслоу, Абрахам Харольд — Милгрэм, Стэнли — Миллер, Джордж Армитаж — Олпорт, Гордон — Павлов, Иван Петрович — Роджерс, Карл Рэнсом — Скиннер, Беррес Фредерик — Уотсон, Джон Бродес — Фестингер, Леон — Хебб, Дональд — Эриксон, Эрик Хомбургер — Юнг, Карл Густав
  • Направления психологии: Аналитическая психология — Гештальтпсихология — Гуманистическая психология — Культурно-историческая психология — Функционализм (психология) — Характерология
  • Разделы психологии: Общая психология — Когнитивная психология — Дифференциальная психология — Инженерная психология — Клиническая психология — Патопсихология —Педагогическая психология — Психология личности — Психология развития — Психология управления — Психология труда — Психофизиология — Социальная психология — Специальная психология — Сравнительная психология — Юридическая психология — Межличностная психология
  • Психоанализ: Бессознательное — Либидо — Психоанализ — Я (Эго)
  • Другое (психология): Бихевиоризм — История психологии — Личность — Мышление (психология) — Нейропсихология — Общая психология — Подсознание — Потребность — Психика — Психогенетика — Психодиагностика — Психолингвистика — Психологическое моделирование — Психология — Психосоматика — Гендер
  • Психиатры: Балинский, Иван Михайлович — Конолли, Джон — Корсаков, Сергей Сергеевич — Корягин, Анатолий Иванович — Крепелин, Эмиль — Франкл, Виктор
  • Психические заболевания: Биполярное аффективное расстройство — Большое депрессивное расстройство — Депрессивный синдром —Депрессия — Психоз — Шизофрения
  • Психофармакология: Антипсихотические препараты — Атипичные антипсихотики — Нормотимики — Препараты лития
  • Психотерапия: Психотерапия — Рационально-эмоционально-поведенческая терапия — Экзистенциальная психотерапия
  • Другое (психиатрия): Психиатрия — Психическое расстройство — Психопатология — Детская и подростковая психиатрия[en] — Геронтологическая психиатрия — Всемирная психиатрическая ассоциация — Независимая психиатрическая ассоциация — Павловская сессия — Психиатрическая помощь — Психиатрическая реформа в Италии — Судебная психиатрия — Пенитенциарная психиатрия —Социальная психиатрия — Биологическая психиатрия — Сексопатология — Суицидология — Ортопсихиатрия — Транскультуральная психиатрия

Избранная статья


Зигмунд Фрейд на обложке журнала Life (Макс Хальберштадт, 1922)

Зи́гмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, МФА (нем.) [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt]; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Читать далее…

Избранная личность


Карл Густав Юнг в 1909 году

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.

Читать далее…

Избранная цитата


Василий Осипович Ключевский
«Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие. Один похож на человека, который видит во сне самого себя, другой на человека, который подслушивает шум в чужих ушах.Василий Осипович Ключевский»

Статья месяца


Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример дружбы

Дру́жба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека. Дружба выработана в процессе многовекового социального общения людей. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дружба изучается в социологии, социальной психологии, антропологии и философии. Были предложены различные академические теории дружбы, в частности теория социального обмена, теория справедливости, диалектика отношений и теория привязанности.

Читать далее…

Знаете ли вы?


  • Всё своё правление 48 бургомистров Лоххаузена находились под наблюдением.
  • Наличие смысла в жизни увеличивает её продолжительность.
  • Нога в двери может провоцировать альтруизм.
  • Одна из особенностей психологии человека зачастую подталкивает его к принятию неудачных решений.
  • Определить отношение к жизни поможет стакан (на илл.). Glass-of-water.jpg
  • Болезненное стремление к чистоте названо по имени нечистой на руку шекспировской героини.
  • Психолог-автодидакт предложила не выискивать монстров, а рисовать их.
  • Чрезмерная привязанность к животным может оказаться признаком психического расстройства.
  • 70 % людей время от времени считают себя самозванцами.
  • Тому, кого любят, — нарисуют улыбку (на илл.).Kinderzeichnung3.11.png
  • Согласно американскому психологу, стилей любви может быть целых семь, но совершенная среди них — одна.
  • Вы врёте лучше, чем вам кажется.
  • Две головы — не всегда лучше, чем одна.
  • Разные народы используют разное количество жестов: средний мексиканец в час использует 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, в то время как финн — только один.
  • Бред отрицательного двойника — редкое психическое заболевание, при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и т.п.) или его самого заменил его двойник.

Книга месяца


Обложка книги на немецком языке

«Психопатология обыденной жизни» (1901—1904) — вторая после «Толкования сновидений» (1899) крупная работа Зигмунда Фрейда, обосновывающая топологическую модель психики (сознание / предсознательное / бессознательное) на примерах проявления бессознательного в повседневной жизни людей.

Фрейд показал, что т. н. парапраксис — различного рода оговорки, промашки, оплошности, нарушения речи, забывания, замещения одного слова другим — неслучайны и происходят вследствие подавления мысли, которую хотят спрятать в бессознательном (вытеснение).

Автор намеренно не обращается к случаям из жизни своих пациентов, а ограничивается лишь воспоминаниями из собственной жизни, а также жизни своих друзей, которых, впрочем, оказывается более чем достаточно. Заметки и эссе на эту тему занимают I, II, III и V главы книги. Под одной обложкой они были изданы в 1904 году, вызвав широкий резонанс и став одной из наиболее популярных у широкой публики работ автора.

Со времени выхода книги появилось множество публикаций по дальнейшему анализу её материала.

Статья нуждается в улучшении

Родственные порталы