Беседы о счастье. Любовь. Работа. Творчество
Ирина Балманжи
У нас вышла книга известного психоаналитика Аркадия Панца «Беседы о счастье». В ней он делится своими мыслями и наблюдениями, накопившимися за 35 лет профессиональной деятельности.
Что такое счастье? Как вытащить себя из болота? Как сохранить любовь в семье? Зачем нам делать добро для других? Какую пользу приносит творчество? Почему безнравственность убивает личность? Ответы на эти и другие вопросы, волнующие каждого из нас, — под обложкой.
Из книги вы узнаете много интересного о психоанализе и почерпнете идеи для решения собственных проблем. Она поможет вам разобраться в себе и подтолкнет к позитивным переменам. Вот лишь несколько важных мыслей из этой вдохновляющей новинки.
Жизненные невзгоды — это не повод быть несчастным
Беседы о счастье
Наш жизненный путь вымощен не леденцами, не пряниками и не розовыми лепестками! Каждый день мы жалуемся: «Я мог бы добиться большего, если бы не болела мама; если бы шеф не уехал в отпуск; если бы не произошла эта авария; если бы не подхватил грипп, осложнившийся пневмонией… Если бы удачно провел ту презентацию и не пропустил эту конференцию».
Друзья мои, ваша проблема не в том, что с вами происходят какие-то особенно гадкие вещи, а в том, что вы на них застреваете. Да, неприятности и несчастья — неотъемлемая часть существования. Но они далеко не вся наша жизнь!
Нельзя приобрести бессмертную собаку или кошку, и вам предстоит пережить смерть любимых питомцев. Дети болеют. Стиральные машины ломаются. Айфон падает в унитаз. И вам надо решить, как вы будете воспринимать несчастья и реагировать на них.
Есть люди, которые спокойно проходят мимо мелочей. Ну залили соседей, так на это страховка есть. Путевка в Египет сгорела — там переворот случился, — и черт с ней. Когда с ними происходит нечто драматическое, то плохое не заслоняет и не убивает хорошее. Мама больна. Но рядом есть любящий муж. И солнце над лесом красиво встает. И сын учебный год отлично закончил.
За тучами всегда есть солнце. Напоминайте себе об этом почаще. Источник
Не надо думать, что таким ясным восприятием происходящего обладают люди толстокожие и грубые. Нежный и чувствительный человек тоже может принять осознанное волевое решение: «Да, мне больно и плохо. Но свою жизнь из-за утрат и неприятностей я не прекращу».
А кое-кто в неприятностях застревает. Он считает свое горе уникальным, свои отчаяние, печаль и беспомощность естественными и только разводит руками: «Ну да, я такой чувствительный!» Или: «Я не могу, ведь мне так не везет…»
Если с вами случилось что-то неприятное, не впадайте в истерику или отчаяние и не ссылайтесь на свою особую психику или невезение. Не получается совладать с собой — идите к психотерапевту. Он поможет вам сложить себя в единое целое.
Зачем делать добро?
Есть три очень веские причины. Первая — для повышения собственной самооценки. Ведь никому не хочется быть плохим. Лучший способ почувствовать себя просто замечательным — это бескорыстно сделать для кого-нибудь что-то хорошее.
Вторая — чтобы изменить мир вокруг себя к лучшему. Очень приятно находиться среди довольных жизнью соседей, выходить на чистую лестничную площадку и смотреть на аккуратную клумбу под окном. И если для этого надо организовать субботник, купить на свои деньги моющие средства и рассаду — результат того стоит.
И третья, когда мы делаем добро для других, нам становится гораздо интереснее жить.
Помогая другим, мы исцеляем себя. Источник
Совершать хорошие поступки можно и нужно! Если вы готовы помогать кому-то материально — отлично. Но не все измеряется деньгами. Делать добро — это свести тех, кому есть что дать, с теми, кто в этом нуждается. А еще просто поговорить субботним вечером, за чаем, с другим человеком обо всем, что его волнует, независимо от того, сколько ему лет — семь или семьдесят.
Иногда кому-то нужно всего лишь узнать, что бывает другая точка зрения и другой мир, и понять, что все в его руках. А кому-то достаточно сочувствия и поддержки.
В поисках недостающего элемента
Может ли человек посвятить себя только работе и при этом радоваться жизни? Да. И по очень простой причине. Как известно со времен Фрейда, либидо (огромный запас энергии, которая выражается стремлением к размножению) можно удовлетворить прямым путем, через секс, и непрямым — через сублимацию, то есть через замещение какой-то другой деятельностью.
Попросту говоря, ваш запас внутренней энергии вы можете вложить в любовь, создание семьи и рождение детей. Или в работу и творчество. Мы ощущаем на глубинном уровне, что и то и другое равноценно.
Есть и третий вариант: постараться и выложиться во всем разом.
Люди, которые выбирают только карьеру или, наоборот, целиком отдают себя семье, могут быть вполне довольны жизнью, просто всей полноты счастья они не испытывают. И тут кроется подвох.
Очень часто бывает так, что мужчина, посвятивший себя работе, или женщина, увлеченная только семьей, до какого-то момента счастливы. А потом они переживают острое разочарование. Каждый по своей причине.
Мужчина добился многого и растерялся: зачем я? для кого все это? Женщина вырастила детей и огорчилась: кто я? что дальше?
Люди выходят из этого кризиса по-разному. Мужчина до сорока двух лет профессионально занимался фотографией, открыл свою студию, был вполне счастлив. И вдруг его, как гранатой, шарахнула потребность остепениться и завести семью. Сейчас он по-прежнему работает по двенадцать часов в день. Но у него есть выходные, которые он проводит с молодой женой и детьми, и его картина мира стала завершенной, радости в ней прибавилось.
Не сдавайтесь! Даже если вас постигло разочарование, вы способны выкарабкаться из кризиса. Источник
Кому-то, как и этому мужчине, удается обрести счастье в браке, а у кого-то ничего толкового в паре не получается: они скандалят и разводятся. Но и первые, и вторые приобретают опыт любви, семейных отношений. Проживают недостающее.
Те, чей опыт семейственности не удался, охотно возвращаются к привычному «счастью в труде» и уже не мучаются сомнениями. Остальные дополняют свою личную вселенную новыми эмоциями и чувствуют, что нашли недостающий элемент.
Женщина в сорок или пятьдесят лет выходит за пределы семьи, принимается за учебу, устраивается на работу, расширяет круг знакомств, пишет маслом, фотографирует, занимается йогой, ходит в музеи.
Одна дама возвращается к старой работе — и берется за бухгалтерский учет. Другая самоутверждается моделированием и шитьем в кругу знакомых и друзей. А третья все попробует, во всем разочаруется, стряхнет «пыль дорог» с ног своих и устроится на коврике перед камином с чувством того, что дома, как и предполагалось, лучше. Опыт получен. Можно жить дальше.
В проигрыше остается лишь тот, кто не пробует ничего нового, а подавляет томление души повторением старого, только в усиленном варианте. Например, мужчина задумался о семье, но еще больше работает, или домохозяйка в возрасте «за сорок» рожает еще одного ребенка — только потому, что хочется чего-то этакого.
Творчество как источник счастья
Творчество — это создание того, чего до нас в мире не было. Если вы собираете модель парусника или вяжете по журналу свитер — это процесс достижения цели, которая предопределена.
Если же вам удается придумать новую модель парусника или свитера, то вас можно поздравить: вы вступили на творческую территорию.Ощущение создания чего-то нового очень отличается от радости за хорошо выполненную работу. Творчество — нечто иное, большее, переживание его неповторимо, его ни с чем не спутаешь.
Творчество — одна из самых больших радостей жизни. Источник
Радость ремесленника — это удовлетворение от хорошо проделанной работы. Радость творца — это когда ты чувствуешь в себе частицу Бога. Разница тонкая, но вполне уловимая.
В процессе творчества мы осознаем свою уникальность, создаем нечто оригинальное. И это делает нас счастливыми.
Имейте в виду: творчество далеко не всегда искусство. Когда Эйнштейн создавал свою теорию относительности, это творчество. Когда кондитер изобретает новый десерт, это тоже творчество.
Здесь важно не надеяться на талант, а постоянно учиться и совершенствоваться. Умение — основа успеха в любом творчестве. Без него никуда. Даже новый фотоаппарат приходится долго осваивать. Хочется написать картину — необходимы уроки живописи. Решили стать модельером? Хоть на машинке строчить наловчитесь.
Пора вытащить себя из болота!
Многие люди в состоянии справиться со своими проблемами и страхами самостоятельно. И для них иногда достаточно небольшого толчка извне, чтобы картина мира прояснилась.
Какого масштаба ни достигали бы ваши тараканы в голове — вам надо взяться за дело. Не рассчитывать на магию и волшебство, а самому спасать себя из пучины бедствий. Почитайте умные книги, поговорите с людьми, соберите коллекцию толковых советов и измените свою жизнь. Не помогло — идите к врачу, к психологу, к профессионалу! Только не ждите и не сидите в унынии. Действуйте! И помните: счастье возможно, страдание необязательно, а неприятности преходящи.
По материалам книги «Беседы о счастье»
Обложка поста отсюда
Беседа «Что такое счастье»
Беседа « Что такое счастье»
Цели:
формирование убеждения о важности «счастья» в жизни человека;
познакомить учащихся с понятием «счастье»;
помочь осмыслить каждому воспитаннику в течении беседы понятие «счастье» применительно к самому себе.
Ход беседы
Воспитатель: Что такое счастье? Таким вопросом, пожалуй, задавался не один философ. Послушайте мнения выдающихся людей о счастье.
(Пифагор)
«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя».
(Л. Н. Толстой)
«Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».
(И.С. Тургенев
— Что же такое счастье? Давайте обратимся к толковому словарю и найдём там значение этого слова.
«Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
(С. И. Ожегов. Словарь русского языка.)
— Понятие счастья у каждого свое. Как я понимаю, что такое счастье?
Счастье – это:
это дружная семья;
это любящие родители;
это живые и здоровые родные и близкие для меня люди;
это когда тебя любят, уважают, понимают;
это благополучие в семье;
это исполнение мечты;
это достаток в деньгах;
это хорошая работа.
— Я хочу услышать ваше мнение о счастье. Что значит счастье для вас? ( высказывания ребят)
У русского народа есть оберег — птица счастья. Изготавливается он из дерева. Такой оберег вешали под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все плохое, с чем человек может прийти в дом и пропускает в дом только хорошее. Птица счастья родилась около 300 лет назад на Севере России. В одной деревушке зимой тяжело заболел мальчик, народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что он безнадежен. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь потом. Рядом плакала мать, а отец, тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».
«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», — грустно ответил отец, и вдруг решил смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. От струй теплого воздуха птицы закружились, дом, будто ожил. Мальчик очнулся, увидел птиц и заулыбался. Он, впервые за много дней, попросил кушать. Потом, словно по волшебству, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то соседи очень удивились и стали расспрашивать родителей, чем они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, соседи стали просить хозяина вырезать им такие же.
Воспитатель: Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он улыбается, он «светится», у него всё, за что он берётся, получается. Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.
Какими качествами обладает и может поделиться счастливый человек
— Давайте с вами рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1 «Счастье, сидящее в яме» Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый. Другой брат попросил вкусную еду. Тут же получил и убежал вместе с едой вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой. — Что тебе нужно? – спросило Счастье. — А тебе что нужно? – спросил брат — Вытащи меня отсюда, — попросило Счастье. Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.
А Счастье за ним побежало… В чем счастье? — доброте, понимании
Ситуация 2 «Мама — счастье для меня» « Мое счастье …в семье. Семья первый наш учитель в этом мире. Родные, близкие дарят радость и поддержку. Но самым главным человеком в своей жизни я считаю свою любимую маму. Она самая лучшая, близкая, родная для меня. Порой мы ссоримся, ругаемся, не понимаем друг друга, но это все проходит со временем. А с возрастом ты начинаешь ценить ее ласку, нежность, любовь и заботу. В подростковом возрасте я считала, что мама меня контролирует, думала, что она не любит меня, что заботится только о себе. Но как же я ошибалась. И мое мнение поменялось из-за одного очень значительного случая. После которого я вкусила свой запах счастья! В чем счастье? – в семье и маме
Ситуация 3 «Из письма Яны»
Моя самая большая мечта — одержать победу над своей болезнью и забыть о ней навсегда. Я ненавижу свою болезнь и ни на минуту не прекращаю борьбы с ней. Я умею искренне радоваться простым вещам и не зацикливаться на мелочах. Я давно перестала бояться боли. Куда важнее моих физических страданий душевные страдания дорогих мне людей, когда они видят меня на больничной койке с капельницей в руке и кислородной маской на лице. Поэтому я буду делать все, что в моих силах, чтобы видеть их сияющие улыбки. Быть здоровым.
Для Яны счастье – это здоровье.
Жизнь дана на добрые дела.
Французский философ Ж.Ж. Руссо полагал, что для счастья необходимо иметь много денег и вкусную еду. А вы согласны с мнением философа? Все ли богатые люди ощущают себя счастливыми? Послушайте сказку.
«Сказочка о счастье».
На свете жил один король. Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: — Нельзя так жить! — И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить злой удел Не в королевской власти. И вот король в карету сел — И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка кто там на пути? Девчонка в драном платьице: -О, всемогущий мой король. Подать хоть грошик мне изволь. Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! -Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть, в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат. Израненный, оборванный. — О, мой король, — вскричал солдат, -Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услуженье Я за тебя стоял горой, Я право, бился как герой, Я выиграл сраженье. -А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути Ведь я за счастьем еду! -Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха: — Прости, любезный, мой король, Старуху одинокую. Мой дом вон видишь, за горой,
С утра ушла далёко я Ношу из леса я дрова Тяжёлая работа, Гляжу вокруг, едва жива; А вдруг поможет кто-то… -А ну, старуха пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути Ведь, я за счастьем еду! -Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем, Король торопит; — В путь пора, Ещё немного — и ура! Своё настигну — счастье! И все бы кончилось бедой, Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: — Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастья для себя, Ты странствуешь по свету. Но только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня; Обратно разверни коня. Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми. Всё это сделай. Но сперва Старушке ты поможешь; До дома довезешь дрова Распилишь и уложишь… -Тут вышла полная луна И осветила путь она Не легкий путь, обратный путь. Путь к счастью. Не куда-нибудь. Король поныне во дворце. Всем людям помогает И счастье не его лице: Как ясный день, сияет.
Воспитатель: Как бы вы озаглавили эту историю? Король был богат, но почему вначале истории он не был счастлив? Почему король не хотел помочь девочке, солдату, старушке? Как вёл себя король в начале истории? Как вы думаете, почему король изменился? Приходилось ли вам изменять что-либо в себе после того, как кто-то указал вам на ваш недостаток?
Чему учит нас эта сказка?
ВЫВОД: Каждый человек может совершать ошибки, но очень важно, чтобы мы вовремя могли их исправить и в будущем старались их больше не совершать. Жизнь дана на добрые дела.
Ученные, которые изучают наше настроение, наш внутренний мир, называются психологами. Они указывают на 5 способов, как можно стать счастливым. Давайте их обсудим. 1. Любите своих близких.
Расскажите, в чем проявляется ваша любовь? Помогайте маме, папе, бабушкам, дедушкам, своим братьям и сестрам, не огорчайте их. Делайте так, чтобы вашим близким рядом с вами было комфортно, т.е. приятно и хорошо.
2.Помогайте другим людям.
Подумайте, чем вы можете помочь окружающим? Вокруг нас много других людей. Старайтесь не стоять в стороне когда им нужна ваша помощь, не будьте равнодушными, помогайте всем кто просит о помощи. 3.Живите в мире.
Всегда ли, получается жить в мире, не ссорится? Конечно, иногда у нас не получается избежать ссор, но старайтесь общаться друг с другом и окружающими так, как вы хотите, чтобы общались с вами. Ведь все зависит от вас. 4.Будьте здоровы.
Расскажите, как можно сохранить здоровье? В здоровом теле — здоровый дух. Следите за своим здоровьем. 5.Не впадайте в отчаяние, когда чувствуете себя несчастным.
Как выходить из трудных ситуаций? Конечно, в мире вы не одни с вами ваши близкие и родные люди, ищите поддержку у них, они вам помогут и подскажут правильный выход из затруднительной ситуации. Помните, безвыходных ситуаций не бывает. Словом, старайтесь быть счастливыми.
А нашу сегодняшнюю беседу я хочу закончить словами:
«Хочешь быть счастливым — будь им».
Разговор о счастье | Astrostar.ru
Поговорим о счастье. Какое оно на самом деле? И где его искать? Как поймать за хвост эту неуловимую Синюю Птицу? На любой праздник вам желают счастья. Любая рекламная продукция предлагает вам множество способов обрести счастье. и сами вы, вероятно, стремитесь к запомнившемуся вам однажды переживанию благополучия и комфорта, которое можете обозначить для себя как счастье. Поскольку такое переживание однажды вам было доступно, то желая его повторить, вы начинаете искать пути его получения вновь. Так возникает начало цикла-контакта с окружающим вас миром.
Вначале вы чувствуете, что на фоне полного удовлетворения, на некоей нулевой точке, когда вы как бы спите и все у вас в порядке, и поэтому не требуется никакой активности, вдруг возникает смутное беспокойство. Это сигнал о том, что ваш организм в широком смысле (и тело, и душа, и мысли) испытывает либо недостаток в чем-то, либо переизбыток чего-то. По мере роста недостатка-избытка четче проявляется и возрастает недовольство, беспокойное ощущение, что что-то не так. И вдруг вам полностью удается осознать, чего же именно вы хотите.
Внимание, именно с момента появления у вас какой-либо потребностивы теряете ощущение счастья. В этом же моменте появления новой потребности вы продолжаете развивать жизнь в себе и вокруг вас. Помните шутки про рай, что там так хорошо, так блаженно, что смертельно скучно. Классики разных эпох неоднократно в своих произведениях описывали состояние счастья и покоя как нересурсное для творческой активности, как губительное для любых дел, как тормозящее и деградирующее начало. Ну, а любовь, как известно, заканчивалась во всех фильмах счастливым happy end-ом — воссоединением или браком. А дальше что? — Да так, ничего интересного…
Поэтому вопрос — существует ли счастливая жизнь? — всегда будет актуальным, риторическим, вечным и неразрешимым. Но к счастью по-прежнему стремятся все. И его действительно можно ощутить в момент достижения своей цели, пока этот момент еще не застыл и не умер в статике, и пока новая потребность не спугнула безмятежность новым приступом тревоги и неудовлетворенного голода. Итак, если представить цикл контакта с миром в виде круга, то точка возникновения потребности и точка окончания удовлетворения потребности при своем столкновении на короткое время и являются местом счастья.
Как же происходит нормальный цикл контакта? Осознавание потребности, того, без чего мы не можем быть счастливы теперь, является пре-контактом. Далее происходит ориентировка во внешней среде: поиск объектов и способов удовлетворения этой потребности, того, что может восстановить у вас ощущение счастья и каким именно образом вы можете это добыть. Это стадия контактирования. Затем вы переходите непосредственно к действию (приобретение чего-либо или избавление от чего-либо) — это и есть финальный контакт с реальностью. В этот момент люди обычно жалуются, что цель, к которой они шли так долго, не принесла того счастья, к которому они стремились, что нет удовлетворения от получения результата и т.д. Это правда. На этой стадии нет счастья, потому что его необходимо еще суметь ощутить. Удовлетворение и всякое приятное ощущение наступает в последующей стадии — пост-контакта. Здесь и блаженная усталость, и чувство выполненного долга, и понимание содеянного, и гордость, и ценность, и вкус — все то, ради чего…
К сожалению, люди склонны зачастую лишать себя не только самого счастья, но даже путей его достижения. Так происходит нарушение нормального цикла контакта с миром по поводу удовлетворения своих потребностей. И на смену естественному ходу вещей приходят замены, суррогаты, всякие псевдо! В результате человек не получает того, чего желает, но ему кажется, что он все для этого делает. Ибо энергии он тратит много и что-то все-таки делает (что-то берет, что-то запихивает в себя, что-то отдает).
И тут «на помощь» современному человеку приходит, например, реклама. Целый мир рекламы оказывает ему поистине «медвежью услугу». Сама по себе реклама призвана лишь сориентировать человека в способах и средствах удовлетворения его потребностей. Однако благодаря своей чрезмерности, навязчивости, агрессивной повсеместности часто и практически неминуемо реклама осуществляет настоящую экспансию в отношении потребностей человека. В результате людям кажется, что они хотят того, что предлагается рекламой (это не только продукты и товары, это также социально одобряемые формы отдыха, развлечения, виды образования, способы общения и даже стандарты любви и секса). Но это есть лишь псевдопотребность. И тогда все движется по заведомо ложному пути. А затраченные силы не получают компенсации, удовлетворения.
Еще одной ловушкой рекламы является создание скоропостижного удовлетворения, так называемого легкого «кайфа». По сути, это настоящий механизм формирования зависимости. И он ничем технически не отличается от «тяги» наркозависимых, от запоя алкоголиков. Выглядит такой псевдоконтакт примерно так: неудовлетворенность и смутное желание чего-то подменяется «искусственными блюдами» рекламы, как неким готовым «знанием, как с этим справиться». И остается только употребить. Как видите, нет ни поиска, ни осознавания самой потребности, ни выбора средств и объектов. Ведь на все это уходит много времени. А жизнь стремительно ускоряется. И чтобы везде успеть, добиться быстрее результатов, заработать больше денег и т.д. … приходится жертвовать своим счастьем. Приходится удовлетворяться счастьем не своим. И это становится в результате собственным не-счастьем!
Печальные последствия такой гонки и таких подмен заключаются не только в ощущении хронической неудовлетворенности и отсутствия чувства счастья. Настоящей бедой является круговорот такого образа жизни. Точно так же, как движется по кругу нормальный цикл контакта, где все равно лишь «на миг» удается быть счастливым, точно так же по кругу тянется зависимость псевдоконтакта. И этот замкнутый круг обеспечивается настоящей темнотой неосознанности. Человеку не только трудно выйти из зависимости, он зачастую даже не успевает этого захотеть, потому что просто «не ведает, что творит». Сигналом же о том, что в жизни с тобой происходит что-то не так, обычно являются уже явные признаки отчаяния и безнадежности, как плоды длительной и привычной депрессии и фрустрации. И единственным способом выбраться из темной ночи зависимости являются периодические паузы, остановки, замедления как признаки осознавания. Остается найти себя между ночью и рассветом, между процессом и результатом, между стремлением и миросозерцанием.
Счастье не постоянно, но возможно, если у вас на него найдется время!
Беседа. » Что такое счастье»
Беседа в 3 классе. Дата:18.04
Тема: Что такое счастье.
Цели: • Расширить представление детей о счастье, показать его многомерность;
• Развивать образную речь и мышление учащихся.
Оборудование презентация, запись песени, видеоролик., листы для выполнения заданиий и рисования.
Ход занятия
I Оргмомент. Доброе утро! Я очень рада вас видеть на нашем занятии.
Давайте вспомним тему нашего предыдущего занятия. О чем мы говорили? ( о добре)
Скажите ,пожалуйста, какого человека мы можем назвать добрым ?(ответы детей)
А внешний вид это показатель доброты? (ответы детей)
А скажите всегда легко быть добрым? (ответы детей)
А сейчас прежде чем мы начнём нашу беседу я бы хотела чтобы вы просмотрели видеоролик который подскажет какой будет тема нашего занятия сегодня
Просмотр видеоролика « Беседа о счастье без слов»
Вы догодались о чем пойдёт речь на занятии.
На доске: Тема: Что такое счастье?
Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его — и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно.
М.Горький.
Величайшее в мире-счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
Г.Гегель.
‘Пословица
Каждый сам кузнец своего счастя
Пословица.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Сегодня нам предстоит составить понятие о счастье.
II 1) — Как вы думаете, что люди желают больше всего?
— Кто из вас хочет быть несчастным?
— Как вы думаете, что такое счастье?
2) — Продолжите (запишите) фразу: Счастье-это…
— У нас на доске записаны высказывания известных людей Как вы понимаете высказывание Г. Гегеля(на доске)? Согласны ли вы с ним?
3) — Какого цвета счастье?
— Были ли вы когда-нибудь счастливы? Расскажите.
— Какие ощущения вы испытываете от счастья?
— Нарисуйте лицо счастливого человека (на доске).
4) — Что вам надо для вашего счастья?
— Запишите 5 желаний, исполнение которых принесет вам счастье.
— Посмотрите мой список. Выберите из него 5 желаний, запишите их номер.
На доске: 1. Хорошая семья 7. Уверенность в себе
2. Большой дом 8. Уважение и любовь людей
3. Здоровье 9. Друзья
4. Хорошее образование 10. Доброта и отзывчивость
. Упорство 11 Красивая внешность
6. Деньги 12. Ум
— Совпало ли что-то с вашим набором желаний? Что вы написали помимо перечисленного?
5) Всегда ли осуществленное желание приносит человеку счастье?
— Как вы думаете, есть ли что-то, что является счастьем для любого человека? Что?
6) -Счастлив ли человек, имеющий все, о чем только можно мечтать, но у которого нет любви и доброты в сердце? Докажите. Приведите пример из художественных произведений (Андерсен «Снежная королева»).
Послушайте притчу
«Притча о радости» кн. 4 с. 24 (А. Лопатина, М. Скребцова)
Во дворе играли дети. Вдруг одна девочка сказала: — А у меня сегодня радость — мне мама купила новое платье! Оно такое красивое, белое с розовыми розочками просто необыкновенное, — сказала Анечка и мечтательно закрыла глаза.
Вова подумал немного и тоже сказал: — А у меня зато есть новая рубашка! Вот какая! — и он широко расставил руки, чтобы каждый смог по достоинству оценить его новую рубашку. — А мне купили карандаши, — быстро сказала Леночка. — Целую коробку! Яркие и красивые! — Да что карандаши! — включился в разговор Костя. — Вот у меня есть удочка. Настоящая! Мы с папой поедем на рыбалку и я много-много рыбы поймаю! А карандаши изрисуешь и всё.
Дети начали перечислять все свои подарки и радости.
Мне купили велосипед! А мне конструктор! А у меня есть дома кошка! — слышались детские голоса. И только один мальчик сидел тихонько и улыбался. — Алёшенька, а почему ты молчишь? — поинтересовалась у него Анечка. — У тебя разве нет никакой радости? — Есть! — скромно ответил мальчик. — Я в лесу цветы видел! — Какие цветы? — недоуменно спросил Костя. — Беленькие! Мы с папой гуляли в лесу, а потом стемнело и на полянке были беленькие цветы. Такие красивые! Они словно светились! — То же мне радость! — сказал Костя и засмеялся. — И вправду! Кто цветов не видел!? — засмеялась Леночка. — А ещё я крыши блестящие видел! — сказал Леша. — Зимой на них снег лежал и солнце ярко светило. Все крыши в городе были такие блестящие. Правда-правда! Я сам с балкона видел. — И вовсе это не радость! — смеясь закричал Вова. — Мы все снег видели. Он каждую зиму выпадает! — Алёша, может, у тебя ещё какая-нибудь радость есть? — пыталась поддержать его Аня. — Есть! Я рыбок золотых видел! — скромно сказал мальчик. — Каких рыбок? — заинтересовался Костя. — Где? — В луже. Сначала дождь прошёл, а потом солнце выглянуло. Вода в луже светилась и в ней рыбки золотые плавали! — Врёшь ты всё! — сказал Костя. — Нет у тебя никакой радости! Вот ты и выдумываешь!
И все ребята стали смеяться. И только Анечка тихо сказала: — Подождите, ребята! — заступилась она. — А может, у него этих маленьких радостей больше чем у нас, ведь он их везде найдёт.
Какие мысли у вас возникли после того как вы прослушали притчу.
А скажите радость и счастье это близкие понятие? Возможно ли счастье без радости?
9) — Наверное, счастье состоит из мельчайших частичек, которые мы не всегда замечаем, и лишь, когда теряем эту частичку, то чувствуем, как нам становится плохо.
— Можно потерять вещь, деньги, любовь и уважение окружающих. Что хуже? Почему?
— Мы много говорили о счастье. В чем-то мнения совпадали, в чем-то расходились. Понятие счастье каждый определяет по своему. У каждого оно своё.
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека –
В зависимости от человека.
Э. Асадов.
На последок я вам прочитаю ещё одну притчу
Притча о счастье.
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек.
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста».
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» — ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда
Понравилась притча. Какой вывод мы можем сделать прослушав её? Можно ли купить, выторговать счастье, поменять на что то. Счастье не может быть материальным. Это состояние души.Нет точного определения понятия счастья. Каждый понимает его по своему. Но одно можно сказать точно ваше счастье зависит только от вас самих.Я желаю вам быть всегда счастливыми весёлыми, жизнерадостными.
10) Итог урока. Рефлексия. Сегодня я понял, что..
Я задумался о том
11) Коллективная работа: рисунок «Планета счастья».Под песню « Я желаю счастья вам»
Дом. Задание: мини- сочинение на тему: «Что такое счастье?»
Занятие по психологии «Разговор о счастье»
Форма взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса
«Действие в СоДействии»
Нестандартное занятие
Подготовил: педагог-психолог
Аксёнова Анастасия Александровна
Цель классного часа:
Формирование ценностного отношения обучащихся к жизни
Задачи:
— раскрыть значение и многогранности понятия «счастье»;
— развить потребность обрести смысл жизни;
— воспитать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Оборудование: мультимедиа, поздравительные открытки, лепестки Цветика-семицветика, фломастеры
Основные термины и понятия: смысл жизни, счастье, притча.
Участники: обучающиеся 6 класса (16 человек)
Ход классного часа:
Организация детей. 1 мин | Звучит музыка, ребята проходят в класс «Добрый день, ребята, вход на наш классный час, только по волшебным улыбкам» | ||||||||||||
2. Ролевая игра «День рождение!» 5 мин | «Ребята, посмотрите на ваших улыбках есть буквы. Сейчас, мы определим ваши роли в следующем задании. Если из своих букв вы можете составить слово «гость», вы становитесь гостем, а если слово «именинник», то становитесь именинником». Ребята определяют свои роли. «Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами оказались на настоящем дне рождении и именинник у нас… В течение одной минуты придумайте пожелание из самых важных слов для нашего новорожденного и запишите их на открытках». Ребята поздравляют именинника. «Я очень внимательно слушала ваши пожелания и именинник думаю тоже. Скажи пожалуйста, что тебе желали наиболее часто. Верно, счастья. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о счастье» | ||||||||||||
3. Обсуждение «Что такое счастье!». Словарная работа 2 мин | Совсем недавно, 20 марта отмечался Международный День счастья. «Ребята, что же такое «счастье»? Ответы детей. Что такое счастье? Ответ на этот вопрос люди ищут тысячелетиями. До сих пор нет общепринятого определения счастья. Для определения смысла и значения слова «счастье» я начала работать с различными словарями. Толковый словарь. Счастье – это чувство и состояние высшего удовлетворения. Энциклопедический словарь. Счастье — это состояние человека, внутренне удовлетворённого своим бытиём, жизнью. | ||||||||||||
4. Притча «Счастье – какое оно?» 3 мин | «Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть поучительную притчу «Счастье – какое оно?». Для каждого счастье оно своё и каждый старается стать счастливым, найти своё счастье. Кто-то радуется просто тому, что он живёт на этом свете, кто-то радуется материальным ценностям, кто-то счастлив от того, что в его жизни есть общение, дружба, любовь. Кто-то счастлив от того, что проявляет своё творчество, а кому-то счастье приносит то, что он может принести счастье другому человеку» | ||||||||||||
5. Работа в группах «Цветик-семицветик» 5 мин | «Представьте, что у вас есть коробка счастья. Она может быть размером с коробку из-под обуви, коробочку из-под кольца, а может быть такой большой, как упаковка от холодильника. В этой коробке храниться только то, что делает человека счастливым. Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы по 4 человека. Каждая группа получает лепестки цветика-семицветика. Задача каждой группы записать, зарисовать на лепестках то, что делает человека счастливыми. Ваши ответы могут быть не только удобными для всех, важно высказать своё мнение». Каждая группа защищает свои Цветик-семицветик. | ||||||||||||
6. Видеофрагмент «Цветик-семицветик» 3 мин | «Спасибо, за защиту ваших Цветиков-семицветиков». Я предлагаю нам с вами просмотреть видеофрагмент известной сказки «Цветик-семицветик» Обсуждение. «Скажите, пожалуйста, выглядит ли Женя в этом фрагменте счастливой? Как вы думаете почему?» | ||||||||||||
7. Работа в группах «Счастливый и несчастный человек» 4 мин | «Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Первая группа представит нам портрет счастливого человека, а вторая группа – несчастного. Давайте сравним этих двух людей» Сравнительная таблица «Отличие счастливого человека от несчастного»
| ||||||||||||
8. Рецепты счастья 4 мин | «Ребята, давайте вспомним, что у нас с вами есть коробка счастья. Давайте, мы с вами наполним её рецептами счастья. Каждый из нас напишет самый простой и действенный рецепт как стать немного счастливей» Чтение рецептов Вывод: Счастье не должно быть отсроченным, его сигналы – в настоящем времени. Успех – привычка. Счастливы те, кто считает свои успехи закономерностью, а неудачи – случайностью. С терпением и настойчивостью всё получится, тогда успех будет неизбежен, а неудачи – лишь временные и преодолимые затруднения и счастье человека зависит только от его личных усилий.
| ||||||||||||
9. Итог 1 мин | «На память о нашем классном часе, я хочу подарить каждому из вас талисман на счастье – подкову» |
|
Разговор о счастье — Психология Дома Солнца
и сами вы, вероятно, стремитесь к запомнившемуся вам однажды переживанию благополучия и комфорта, которое можете обозначить для себя как счастье. Поскольку такое переживание однажды вам было доступно, то желая его повторить, вы начинаете искать пути его получения вновь. Так возникает начало цикла-контакта с окружающим вас миром.Вначале вы чувствуете, что на фоне полного удовлетворения, на некоей нулевой точке, когда вы как бы спите и все у вас в порядке, и поэтому не требуется никакой активности, вдруг возникает смутное беспокойство. Это сигнал о том, что ваш организм в широком смысле (и тело, и душа, и мысли) испытывает либо недостаток в чем-то, либо переизбыток чего-то. По мере роста недостатка-избытка четче проявляется и возрастает недовольство, беспокойное ощущение, что что-то не так. И вдруг вам полностью удается осознать, чего же именно вы хотите.
Внимание, именно с момента появления у вас какой-либо потребности вы теряете ощущение счастья. В этом же моменте появления новой потребности вы продолжаете развивать жизнь в себе и вокруг вас. Помните шутки про рай, что там так хорошо, так блаженно, что смертельно скучно. Классики разных эпох неоднократно в своих произведениях описывали состояние счастья и покоя как нересурсное для творческой активности, как губительное для любых дел, как тормозящее и деградирующее начало. Ну, а любовь, как известно, заканчивалась во всех фильмах счастливым happy end-ом — воссоединением или браком. А дальше что? — Да так, ничего интересного…
Поэтому вопрос — существует ли счастливая жизнь? — всегда будет актуальным, риторическим, вечным и неразрешимым. Но к счастью по-прежнему стремятся все. И его действительно можно ощутить в момент достижения своей цели, пока этот момент еще не застыл и не умер в статике, и пока новая потребность не спугнула безмятежность новым приступом тревоги и неудовлетворенного голода. Итак, если представить цикл контакта с миром в виде круга, то точка возникновения потребности и точка окончания удовлетворения потребности при своем столкновении на короткое время и являются местом счастья.
Как же происходит нормальный цикл контакта? Осознавание потребности, того, без чего мы не можем быть счастливы теперь, является пре-контактом. Далее происходит ориентировка во внешней среде: поиск объектов и способов удовлетворения этой потребности, того, что может восстановить у вас ощущение счастья и каким именно образом вы можете это добыть. Это стадия контактирования. Затем вы переходите непосредственно к действию (приобретение чего-либо или избавление от чего-либо) — это и есть финальный контакт с реальностью. В этот момент люди обычно жалуются, что цель, к которой они шли так долго, не принесла того счастья, к которому они стремились, что нет удовлетворения от получения результата и т.д. Это правда. На этой стадии нет счастья, потому что его необходимо еще суметь ощутить. Удовлетворение и всякое приятное ощущение наступает в последующей стадии — пост-контакта. Здесь и блаженная усталость, и чувство выполненного долга, и понимание содеянного, и гордость, и ценность, и вкус — все то, ради чего…
К сожалению, люди склонны зачастую лишать себя не только самого счастья, но даже путей его достижения. Так происходит нарушение нормального цикла контакта с миром по поводу удовлетворения своих потребностей. И на смену естественному ходу вещей приходят замены, суррогаты, всякие псевдо! В результате человек не получает того, чего желает, но ему кажется, что он все для этого делает. Ибо энергии он тратит много и что-то все-таки делает (что-то берет, что-то запихивает в себя, что-то отдает).
И тут «на помощь» современному человеку приходит, например, реклама. Целый мир рекламы оказывает ему поистине «медвежью услугу». Сама по себе реклама призвана лишь сориентировать человека в способах и средствах удовлетворения его потребностей. Однако благодаря своей чрезмерности, навязчивости, агрессивной повсеместности часто и практически неминуемо реклама осуществляет настоящую экспансию в отношении потребностей человека. В результате людям кажется, что они хотят того, что предлагается рекламой (это не только продукты и товары, это также социально одобряемые формы отдыха, развлечения, виды образования, способы общения и даже стандарты любви и секса). Но это есть лишь псевдопотребность. И тогда все движется по заведомо ложному пути. А затраченные силы не получают компенсации, удовлетворения.
Еще одной ловушкой рекламы является создание скоропостижного удовлетворения, так называемого легкого «кайфа». По сути, это настоящий механизм формирования зависимости. И он ничем технически не отличается от «тяги» наркозависимых, от запоя алкоголиков. Выглядит такой псевдоконтакт примерно так: неудовлетворенность и смутное желание чего-то подменяется «искусственными блюдами» рекламы, как неким готовым «знанием, как с этим справиться». И остается только употребить. Как видите, нет ни поиска, ни осознавания самой потребности, ни выбора средств и объектов. Ведь на все это уходит много времени. А жизнь стремительно ускоряется. И чтобы везде успеть, добиться быстрее результатов, заработать больше денег и т.д. … приходится жертвовать своим счастьем. Приходится удовлетворяться счастьем не своим. И это становится в результате собственным не-счастьем!
Печальные последствия такой гонки и таких подмен заключаются не только в ощущении хронической неудовлетворенности и отсутствия чувства счастья. Настоящей бедой является круговорот такого образа жизни. Точно так же, как движется по кругу нормальный цикл контакта, где все равно лишь «на миг» удается быть счастливым, точно так же по кругу тянется зависимость псевдоконтакта. И этот замкнутый круг обеспечивается настоящей темнотой неосознанности. Человеку не только трудно выйти из зависимости, он зачастую даже не успевает этого захотеть, потому что просто «не ведает, что творит». Сигналом же о том, что в жизни с тобой происходит что-то не так, обычно являются уже явные признаки отчаяния и безнадежности, как плоды длительной и привычной депрессии и фрустрации. И единственным способом выбраться из темной ночи зависимости являются периодические паузы, остановки, замедления как признаки осознавания. Остается найти себя между ночью и рассветом, между процессом и результатом, между стремлением и миросозерцанием.
Счастье не постоянно, но возможно, если у вас на него найдется время.