План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: История русского народного костюма
Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)
19.03.2018
Подготовила: Джаббарова Р. В.
Группа №11
Тема: «История русского народного костюма»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
Текст к слайдам
1 слайд
Русский народный костюм — хранитель истории.
— Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица — красавица!
2 слайд
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)
— Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
3 слайд
— Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)
— Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)
Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
-А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
— Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)
5 слайд
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
6 слайд
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
— Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме
— Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога — пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти — пять пар плети”. — говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
9 слайд
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
— Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины — кокошник, кичку, сороку.
10 слайд
По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
— Как вы думаете, что значит чинили?
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
— Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль — два неразлучных друга.
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
— Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
-Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
-Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
— По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
— Надену — ободом сведет,
Сниму — змеёю упадет. (пояс)
15 слайд 16 слайд
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
— Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.
17 слайд
Пословица — недаром молвится.
Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.
18 слайд
До новых встреч!
как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)
Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.
Рубаха
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.
Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.
Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.
Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века
Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных
Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.
Сарафаны с душегреями
Воссозданные праздничные сарафаны
Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена
Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Понева
Женский костюм. Понева
Женский костюм. Понева
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Пояс
Женские пояса из шерсти
Пояса со славянскими узорами
Станок для ткачества поясов
На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.
Передник
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века
Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография
Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.
Головной убор
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Красный
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский костюм. Красный цвет
Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.
Красивая одежда что рекомендательное письмоМузей кружеваДом елецкого кружеваПлатки и шали в русском народном костюмеМосковский историко-этнографический театрФольклорно-этнографический театр «Кресень»По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.
Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.
Стиль «капуста»
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.
Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Русский народный костюм»
Комплексное занятие
с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация)
с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Русский народный костюм – хранитель истории
Выполнила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Воробьева Елена Викторовна
Болотное — 2016
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
4. Развитие художественных навыков, творческого воображения.
Обогащение и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий — разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник».
Материал: презентация, иллюстрации с изображением кокошников, аудиозапись фольклорной музыки, шляпка для игры, шаблоны кокошников, тарелочки по количеству детей, бисер разных цветов, клей ПВА.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся в историю русской одежды. Рассаживайтесь поудобнее.
1 слайд
Русский народный костюм — хранитель истории.
2 слайд
А встречает нас девица — красавица!
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.
Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
3 слайд
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
Дети: Рубахи.
Воспитатель: Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
Дети: длинная и короткая – женская и мужская.
Воспитатель: Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
-А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
— Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Надевается спереди.
5 слайд
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
6 слайд
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
— Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.
— Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога — пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома?
Дети: лапти, валенки.
Воспитатель: «В дорогу идти — пять пар плети», — говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
Ответы детей.
9 слайд
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
— Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
Ответы детей.
Воспитатель: Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины — кокошник, кичку, сороку.
Кокошник – один из старинных головных уборов.
В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.
Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.
А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.
Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.
Давайте посмотрим, как украшен кокошник.
Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.
Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и битью золотой
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.
Воспитатель: А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Дети: Девушки.
Воспитатель: Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?
Игра: «Какой головной убор носил сказочный герой».
По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа — называет головной убор, того персонажа которого я назову.
Золушка – чепчик.
Буратино – колпачок.
Доктор Айболит – шапочка.
Незнайка – шляпа.
Старушка Шапокляк – шляпка.
Почтальон Печкин-шапка ушанка.
Дед Мороз – шапка.
Снегурочка – кокошник.
10 слайд
По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное — на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
— Как вы думаете, что значит чинили?
Ответы детей
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье?
Дети: Корыто, кадка.
Воспитатель: Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
— Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье?
Дети: Речка.
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель — два неразлучных друга.
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
— Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка»
(замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
— Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
— Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
— По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
— Надену — ободом сведет,
Сниму — змеёю упадет. (пояс)
15 слайд 16 слайд
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
Давайте сравним рубаху с рубашкой.
Народный сарафан и современный.
17 слайд
Пословица — недаром молвится.
Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.
Ответы детей.
18 слайд
Чтение стихотворения.
Продуктивная деятельность.
На столах лежат приготовленные заранее шаблоны кокошников, клей ПВА и разноцветный бисер, насыпанный в тарелочки.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в нашу мастерскую! Ребята, у вас на столах лежат шаблоны кокошников. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник бисером.
Во время выполнения аппликации, воспитатель внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь. На протяжении всей работы тихо звучит музыка.
Оформляется выставка.
Воспитатель: Ребята, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу.
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «История русского костюма»
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
познавательной деятельности
в старшей группе
Тема:
«История русского костюма»
Воспитатель: Закирова И.В.
Конспект занятия в старшей группе.
ТЕМА: «История русского костюма».
Приоритетная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, игра, социализация, художественное творчество.
Программное содержание: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской литературе.
Оборудование и материал к занятию: Магнитофон, записи на диске: русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Ой вы сени, мои сени». Мультимедиа проектор. Подборка слайдов: люди в русской национальной одежде, сарафан, рубаха, порты (штаны), душегрея, телогрея, кафтан, шубы, вышивка (орнамент). Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Трафареты русских костюмов, цветные карандаши.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.
Содержание НОД:
Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
— Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
— Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Д: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». (Показ слайда: люди в русской национальной одежде)
В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Д: Как вас звать сударыня и сударь?
Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца — Иванушка.
В: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Д: Красивые, ласковые, нежные, добрые.
В: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.
В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стулючики). Давным- давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. (Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).
В: Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази». (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам)
В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Показ слайда: сорочка и сарафан).
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Показ слайда: душегрея).
— Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
— Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Показ слайда: телогрея).
— А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
В: Итак, женская одежда – это… (Продолжите фразу).
Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.
В: Во что же одет Иванушка?
Д: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
В: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Показ слайда: кафтан)
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
— А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
— Мужской головной убор того времени — колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Показ слайда: шапки «колпаки»).
В: В холодную зимнюю носили шубы. (Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
— В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?
Д: «Лиса и волк»
В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?
Д: Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.
В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.
(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку « Ой вы сени мои сени»)
В: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
В: Например: (Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)
-Знак солнца. Что оно дарит людям?
Д: Тепло, добро.
В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?
Д: Да есть.
В: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит рккская народная песня «Во поле берёза стояла»
После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.
В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
— Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
— Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
— Как они назывались? (Портные).
— Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по — разному, в зависимости от того, что они шили.
— Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
— Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
— Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
— И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с …, порадовал меня сегодня …
Проект «Из истории народного костюма» для детей старшего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Ручеёк»
ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Из истории народного костюма»
Подготовила: воспитатель
Масленникова О.В.
2016г
Актуальность темы.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Цель: приобщение детей старшего возраста (5-7 лет) к национальной культуре, ее традициям и особенностям посредством познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей и родителей к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству.
2. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
3. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
4. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство, уважение к традициям и обычаям своего народа.
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию коллективного проекта, а именно к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма
Предполагаемые результаты:
— расширены представления детей о русском народном костюме;
— сформирован интерес к русской народной культуре;
— у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.
Содержание НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся по страницам истории русской народной одежды.
1 слайд
Русский народный костюм — хранитель истории. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
2 слайд
А встречает нас девица — красавица!
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша!
— А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)
— Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
3 слайд
— Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)
— Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)
Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки. Они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
-А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
— Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)
5 слайд
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
6 слайд
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
— Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме
— Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носили все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога — пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти — пять пар плети”. — говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
9 слайд
— Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу!
О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
— Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины — кокошник, кичку, сороку.
10 слайд
По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
— Как вы думаете, что значит чинили?
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
— Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль — два неразлучных друга.
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход: то назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
ФИЗМИНУТКА: — Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
-Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
-Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
— По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
— Надену — ободом сведет,
Сниму — змеёю упадет. (пояс)
15 слайд и 16 слайд
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
— Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.
Рисование на листах бумаги с заготовкой (сарафана и рубахи)
А сейчас мы с вами создадим и украсим каждый свою мальчики -нарядную рубаху, а девочки красивый сарафан!
17 слайд
-Какой необычно красивой, согретой любовью и добротой была русская народная одежда. Но вернуть ее в нашу жизнь, наверное, не получиться. Как же наши женщины будут ездить в машинах, автобусах — им будет очень неудобно…
В современных магазинах много удобной одежды, поэтому одевайте, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки. И что без прошлого, нет настоящего
18 слайд
-До новых встреч!
Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Цели: Образовательные: Продолжить воспитывать интерес к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Коррекционные: Расширить и активизировать словарь по теме занятия: Набойная ткань, кафтан, колпак, душегрейка, телогрейка, украшение гривна, оберег, портной, порты, кокошник; совершенствование грамматического стоя речи: образование однокоренных слов.; закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями; развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к русской культуре; формировать художенственный вкус и творческое вообразие | Сегодня мы заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину. Тема нашего путешествия: «История русского костюма». — Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набивной.(приложение 1) — Подумайте, с чем связано такое название? — Попробуйте догадаться, как это делали? На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. 3. Давайте рассмотрим как одевались мужчины и женщины. Мужской костюм. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (приложение 2) Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. — А что носили мужчины на голове? — Мужской головной убор того времени — колпак, Кто знает что такое колпак? это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю носили шубы. (Приложение 3) Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы. — В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? 4. Женский костюм. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Приложение 4) Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. — Как образовалось это слово? Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было… — А какие головные уборы носили девушки? Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать. — Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. (приложение 5) Вывод: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу Сказка Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан — господин, а на другом краю той же деревни — Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. Рубаха: Попьёшь чайку — забудешь тоску. Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели. Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая? Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю. Сарафан: Как же ты нечисть — то всякую не пускаешь? Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском. Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. 5. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» — увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги) (приложение 6) Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Задание: «Составь оберег» — Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? — Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. Недаром в народе говорится: Не то дорого, что шито золотом, А то дорого, что доброго мастера. Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. — Ребята, а вы знаете каждый знак, обозначал свой символ: волнистые линии означали — символ воды красные круги — символ солнца крест — это тоже символ солнца ромб — символ земли, плодородия цветы – символ богатства — Даже цвета имели своё значение: Красный – благополучие Жёлтый – тепло и ласка Синий – радость Чёрный – богатство — Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. — Как они назывались? (приложение 7) Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. Игра с мячом «Я знаю» 6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по — разному, в зависимости от того, что они шили. Вот мы и узнали во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней? Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? В будущем нам предстоит стать портными и мы с вами отправимся в мастерскую и изготовим свой костюм. Словарь: Набойная ткань – окрашенная ткань методом (набиввки), переносом цветного рисунка с деревянных досок-клише. На доске (обычно кленовой, грушевой или ореховой) вырезался рисунок, изображавший геометрические узоры, стилизованные цветы, животных (чаще всего рыб). Затем поверхность покрывали краской, сверху накладывали смоченный холст, который затем прокатывали вальком. Для каждого цвета делали свою доску. Наиболее часто встречалось сочетание черного и красно-оранжевого. Подобный метод крашения сохранился до сих пор. Кафтан- Старинная мужская долгополая верхняя одежда Колпак- высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. Душегрейка- Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии. Телогрейка- Женская теплая кофта, обычно без рукавов, то же, что душегрейка Украшение- Предмет, украшающий собой кого или что. Гривна- металлический обруч, шейное украшение. Оберег- символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, Портной- Мастер, специалист по шитью одежды. Порты – мужские штаны Кокошник-Женский головной убор в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом. | Очень давно Дети рассматривают картинки Оно связано со способом нанесения узора Предположения детей Кепки, шляпы, шапки Предположения детей Волк и лиса Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба Душу греет Платки, кокошники Вывод:Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка Чтение сказки по ролям Дети на листе рисуют свой оберег с помощью цветных карандашей Подол, края рукава, ворот. Ребята встают и осматривают работы. Портные Подвижная игра с мячом Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея — топик, телогрея – жилет Чтобы сделать костюм |