Самая здоровая семья: Конкурс «Здоровая семья» — Журналы для дошкольных образовательных учреждений – Здоровый образ жизни – здоровая семья

Здоровый образ жизни – здоровая семья

«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья,
иначе его некуда будет вести!»
В.А. Сухомлинский

Семья — главный показатель здорового образа жизни.   

Человек – совершенство природы, а здоровье – великая ценность каждого человека. «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил мудрый Сократ.

Здоровье, по определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов: на 20% от экологических факторов, на 20% от наследственности, только на 10% здоровье зависит от медицины и на 50 % определяется образом жизни.

Каждому человеку хочется быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это естественные и абсолютно понятные желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью.

Здоровье человека закладывается еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. Поэтому важное значение имеет индивидуальное здоровье супругов и его влияние на здоровье ребенка. Для создания благополучной и здоровой семьи молодые люди должны быть физически, психически и социально здоровыми, способными обеспечить в полном объеме все функции семьи, основной из которых является репродуктивная функция — рождение и воспитание детей.

Здоровая семья – здоровая нация, а здоровая нация — признак сильного государства.

Здоровая семья — семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат и духовная культура, основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения — настоящее бедствие. Профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний наиболее эффективна путем формирования навыков культуры здоровья в семье.

Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущие поколения станут более здоровыми, интеллектуально, духовно и физически развитыми.

Ребенок видит пример взрослых и старается полностью им подражать, вырабатывая с годами семейные привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители приучали их к ведению здорового образа жизни личным примером.

    Здоровый образ жизни — это радость для старшего и младшего поколения и служит укреплению семьи. Успешность формирования здорового образа жизни в семье включает в себя три составляющих.

Первая составляющая — это создание благоприятного психологического климата в семье, что проявляется доброжелательностью в общении, готовностью понять и простить друг друга, стремлением прийти на помощь в любой ситуации и сделать что-то приятное для близкого человека. Правильный подход к формированию здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым, но и научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того, ведение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Второй составляющей является тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. В выходные дни всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн, тренажерный зал или отправиться на природу. Даже трудовая деятельность при совместном семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Общение помогает разным поколениям лучше понять друг друга и по первым признакам определить неблагополучные ситуации, чтобы вовремя их предотвратить.

Третья составляющая успешности формирования традиционного семейного здорового образа жизни — повышенное внимание к состоянию здоровья каждого члена своей семьи и желание заботиться об их здоровье. Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье.

Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни всех последующих поколений.

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и выносливым, но мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие не стесняются курить и употреблять алкоголь в присутствие детей, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.

Многие взрослые просто не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни, порой забывая, что именно собственный пример играет при этом ведущую роль.

Готовность у ребенка к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется с ранних лет и прежде всего внутри семьи, в которой он родился и воспитывается. То, что прививают ребёнку в семье с самого рождения определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и за формирование у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о своем здоровье и здоровье членов своей семьи. Поэтому родители должны сами воспринять философию здорового образа жизни и вступить на путь здоровья. Так, если вся семья откажется от вредных привычек, будет физически активна, научится соблюдать принципы правильного питания, то и у ребенка сформируется потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

В народе говорят: «Здоровому – все здорово!». Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье его семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за сохранение и укрепление собственного здоровья.  И то, чему родители научат своих детей, они, в свою очередь, понесут в свои семьи. В этом ничто не может заменить авторитет семьи.

Берегите свое здоровье и здоровье своих близких! Ведите здоровый образ жизни!

 

Отдел организационно — методического обеспечения профилактической работы
ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола»
врач-терапевт Крушинова Инна Михайловна

Как выглядит здоровая семья, а как — проблемная

Многие молодые люди вступают в брак, имея опыт жизни либо в неполных семьях, которые часто состоят из вечно занятой на работе мамы и бабушки, или в семьях, основанных на «принципах соседства», лишенных примера теплых, выстроенных отношений между супругами. Как в таком случае строить собственную семью, что считать нормой, а что нет, на что ориентироваться и к чему стремиться, а от каких привычных установок, впитанных в родительском доме, пора отказаться как от разрушительных? На этот вопрос отвечает новая книга психолога Валентины Москаленко «Когда любви “слишком много”. Что мешает моему счастью», выпущенная в этом году издательством «Никея». Публикуем отрывок из второго издания книги.

Валентина Дмитриевна Москаленко начинала как врач-психиатр, провела ряд исследований в области генетики психических заболеваний, а затем стала психиатром-наркологом и уважаемым христианским психотерапевтом. Методики многих выдающихся западных христианских психологов были не просто восприняты ею из уст в уста, но переработаны и адаптированы к нашей традиции.

Когда я говорю «здоровая семья», я имею в виду, разумеется, не столько физическое здоровье, сколько нормальные взаимоотношения между ее членами, хотя одно с другим связано. Психологи называют такую семью функциональной.

Члены такой семьи:

  • открыто общаются между собой и слушают друг друга;
  • поддерживают друг друга;
  • учат уважать других;
  • доверяют людям;
  • ценят чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;
  • понимают, что такое разделенная ответственность;
  • учат детей различать хорошее и плохое;
  • дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;
  • уважают потребность каждого в уединении; ценят заботу друг о друге;
  • любят вместе проводить свободное время;
  • умеют распознать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью;
  • встречаются все вместе за столом, чтобы пообщаться.

В функциональной семье ребенка ценят просто потому, что он родился. Ни один член семьи, ни один человек за ее пределами не считается более ценным, чем ребенок. В то же время родные ценят его не больше, чем любого другого человека. Все члены семьи равноценны.

Дети впитывают уважение своих родителей к себе. Малыш знает: «Я родился ценным существом. Этого мне достаточно. Как хорошо быть самим собой». На этой уверенности позже будут построены самоуважение, собственная самооценка. Как родители ценят детей, так они и будут к себе относиться в будущем.

С первого взгляда кажется, что понятие «ценность личности» слишком абстрактное. Но посмотрим, как оно может проявляться в самых простых, ежедневных событиях. Недавно в парке, около стадиона, меня окликнула знакомая барышня лет семнадцати. Поздоровались, я спросила, продолжает ли она заниматься спортом. Она ответила не задумываясь: «Я достаточно высоко ценю себя, чтобы бросить спорт». Это было сказано с некоторым юношеским апломбом, но понятно, что в многодетной семье, где выросла эта девушка, ценность личности каждого ее члена не подлежит сомнению.

Такое отношение формируется с детства. Вот наступает время, когда ребенку пора ложиться спать. Одна мама спокойно скажет: «Дочка, уже половина девятого. Тебе пора спать». «Я не хочу спать», — упрямится девочка. «Я понимаю, что ты не хочешь идти в постель. Но это нужно сделать, тебе только восемь лет, а детям надо много спать. Завтра у тебя будет непростой день». А другая мама скомандует: «Марш в постель! Меня не интересует, хочешь ты или не хочешь!» Мы видим, что первая мама проявила уважение к ребенку: она показала, что слышит дочку, понимает, чего та хочет и не хочет, как малышка себя чувствует; она объяснила причины своей настойчивости, правила для детей и т. д. Такое поведение мамы в конце концов воспринимается ребенком как забота о нем. Если эту девочку будут последовательно воспитывать в том же духе, то, став взрослой и выйдя замуж, она вспомнит, что при любых разногласиях можно обсудить варианты с супругом, поделиться властью и достичь какого-то компромисса.

Реакция второй мамы продемонстрировала, что желание или нежелание ребенка не имеет для нее значения. Малыш усваивает, что говорить с мамой честно о своих желаниях не стоит. Если же настаивать на своем, мама еще и добавит: «Ах так? Не хочешь идти спать? Тогда я лишаю тебя вечерних прогулок во дворе на всю неделю». Эти катастрофические для ребенка последствия совершенно несоразмерны его «преступлению». И он заучивает следующий урок, очень прочный, как и все уроки, полученные в раннем возрасте: только поведение определяет мою ценность в глазах родителей, а сам-то я ничего не стою.

В здоровой семье дети всегда защищены. Защищенность и безопасность — краеугольные камни выживания. Обязанность родителей — обеспечить детям безопасность, а в случае угрозы защитить их. Речь не идет о сверхопеке. Дети должны быть защищены от грубого поведения того, кто может нанести оскорбление телу или душе. Тогда у них появляется представление о внутренних границах, не позволяющее и им, в свою очередь, кого-либо обидеть. Если ребенок имеет право на защищенность его внутреннего мира, значит, каждый человек имеет это право. У него формируется понятие о чувствительности, ранимости других людей.

Если у ребенка нет понятия о границах своего суверенитета, он становится очень уязвимым, его легко ранить, он может пойти навстречу опасности, не замечая ее, он крайне доверчив. Во взрослой жизни это качество его подведет. Для сравнения представьте себе, что у автомобиля выключены предупредительные огни. Одна встреча с обидчиком, другая, а дальше — полная утрата доверия, и вот уже для защиты от людей выстроена стена, за которую спрятался ранимый человек.

Легче всего показать этот механизм на примере нарушения физических границ. Допустим, ребенок не знает о том, что чей-то двор имеет границы и что частную собственность нужно уважать. Тогда он, сокращая путь домой, может пройти через двор соседа, повреждая грядки и клумбы с цветами. Естественно, что хозяин двора возмутится, возможно, накричит на ребенка, оскорбит его. Как в этом случае должна поступить мама? Взяв малыша за руку, стоит пойти к соседу, извиниться за вторжение в его двор, обещать научить ребенка соблюдать границы. В то же время мама может показать, что не одобряет грубых слов соседа. Таким образом она ограждает ребенка от повторения подобных действий, дает понять, что другие люди очень чувствительны. Усвоив урок о ранимости других, ребенок начинает соблюдать их границы и учится осознавать свои собственные.

В здоровой семье удовлетворяются психологические потребности каждого ее члена. Естественно, что потребности в еде, медицинской помощи, образовании и т. п. тоже уважаются. Каждый чувствует свою принадлежность к семье и буквально «кожей ощущает», что он дорог.

Если у кого-то возникает необходимость почувствовать свою независимость, ему предоставляется такая возможность, он может делать свои собственные ошибки и его не стыдят за это. Такая родительская стратегия наверняка поможет детям, когда они входят в подростковый возраст.

Каждый член здоровой семьи имеет возможность расти духовно. В то же время он может развлекаться, играть даже в «глупые» игры, дурачиться.

Все чувства в такой семье могут быть высказаны или выражены как словами, так и без них, естественно, в приемлемой, цивилизованной форме. Допускается выражение всех чувств, включая гнев, досаду, ненависть — за них не упрекают, не устраивают бойкотов, а стараются разобраться.

Восьмилетняя Маша не очень заботилась о форме выражения своих чувств — был момент, когда она заплакала, закричала, упала посреди комнаты и стала биться ногами об пол, как трехлетний ребенок. Одна мама рассказала мне о том, как нашла верное средство воздействия на своих детей в подобных ситуациях: «Пока я кричала на дочку: „Прекрати! Ты ведешь себя как глупая маленькая девочка. И тебе не стыдно?“ — ничего не помогало. Но однажды я подошла к ней и взволнованно спросила: „Скажи мне, что с тобой происходит, что заставило тебя упасть на пол и так сильно биться, что вынуждает тебя так плакать и поднимать крик?“ У дочери сразу высохли слезы, она поднялась, обняла меня и начала сбивчиво рассказывать, что девочки назвали ее ябедой и как это было несправедливо».

Что же случилось? Почему изменилось поведение девочки? Весь секрет в том, что мать приняла как должное ее «ужасное» поведение с проявлениями гнева, отчаяния и т. п. Для девочки этого возраста ничего из ряда вон выходящего в таком поведении не было. Признать право ребенка на проявление своих чувств и помочь ему найти приемлемые формы их выражения — вот и все, что нужно.

Если в семье есть повторяющиеся проблемы, они разрешаются усилиями всех ее членов. Если имеется предрасположенность к таким болезням, как алкоголизм, депрессия, родные не замалчивают эти проблемы, а свободно обсуждают их, обращаются за помощью к специалистам, если это нужно.

Детей любят и не тяготятся ими. Родители выслушивают их, а не читают нотации. В то же время родители заботятся о себе, уделяют внимание своим взаимоотношениям, что дает детям хорошую модель для построения их отношений с людьми.

В здоровой семье уважают границы личности каждого ее члена. Каждый отвечает за свои действия, и другие не считают, что должны брать на себя всю ответственность за поступки родных. В то же время семья чувствует себя сплоченной. Это выражается в том, что в ответственные моменты жизни, как радостные, так и печальные, члены семьи собираются вместе.

Вы можете себе представить, чтобы на свадьбе не присутствовал один из родителей жениха или невесты, если они живы? Я не могу представить. А если такое случается, мой опыт работы с семьями говорит о том, что это дурное предзнаменование. Плохо, если кто-то из родителей не захотел прийти на свадьбу собственного ребенка. Не лучше и ситуация, когда родителя на нее не пригласили. А почему на похороны собираются все родственники? Сплоченность семьи помогает перенести горе. К важным событиям можно отнести, например, и спортивное соревнование, в котором участвует ребенок, или другое важное общественное событие. Как мальчишке пережить тот факт, что на футбольном матче, где он вратарь, отцы других ребят присутствовали, а его собственный не пришел?

В здоровой семье родные разговаривают непосредственно друг с другом, прямым и открытым образом — не сплетничают, не шепчутся за спиной, не используют других людей для передачи информации.

Члены семьи разделяют чувства друг друга, но не подавляют один другого, смело смотрят правде в глаза. В то же время они умеют посмотреть на проблему как бы со стороны, отстраненно.

Советы здесь дают только в том случае, когда кто-то об этом просит, когда такой разговор уместен. Детей поощряют бороться с трудностями собственными силами, чтобы они не нуждались в родителях каждую минуту, а прокладывали в жизни свои собственные пути. Им разрешают выбирать, что делать, что носить и т. д.

Оглянитесь вокруг, вспомните — много ли вы знаете таких семей? Вряд ли вы ответите утвердительно. Но я точно знаю, что они есть.

Возможно, вы думаете, что написать эту главу проще простого: подставить частицу «не» ко всем определениям предыдущей — из здоровой семьи получится нездоровая. Однако все гораздо сложнее.

Помните, с какой фразы Лев Толстой начинает роман «Анна Каренина»? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Нездоровую семью психологи называют дисфункциональной. Дети, выросшие в таких условиях, воспроизводят модель родительских взаимоотношений в своих собственных семьях. К дисфункциональным относятся те семьи, в которых не принято обсуждать имеющиеся проблемы; не принято открыто проявлять чувства; в них преобладают непрямые коммуникации (допустим, мать просит сына передать отцу нечто важное).

В таких семьях часто можно услышать:

  • будь сильным, хорошим, правильным, совершенным;
  • живи так, чтобы мы гордились тобой;
  • не будь эгоистом;
  • делай так, как я тебе говорю, а не так, как я делаю;
  • нечего тратить время на игры и забавы;
  • не раскачивай лодку, сохраняй имеющееся положение вещей;
  • не выноси сор из избы.

Главные правила нездоровой семьи содержат три «не»: не говори, не чувствуй, не доверяй. В таких семьях подавляются естественные движения души, запрещается искреннее выражение чувств. Это семьи, основанные на подавлении одних членов семьи другими. В роли угнетателей часто выступают родители, а дети становятся угнетаемыми.

В одной семье девочку восьми лет поставили на колени за то, что она рассердилась на мать. На всю жизнь ей был преподан урок о том, что она не должна испытывать чувство гнева. Заодно девочка научилась перекрывать и другие чувства, которые принято называть положительными. Отказ чувствовать для нее — способ избегать душевной боли.

Родители в дисфункциональных семьях часто находятся в натянутых отношениях друг с другом. Они или дерутся, или ссорятся, а потом молчат неделями. Война — перемирие — снова война — короткий мирный договор — подготовка к новым набегам.

Зато правила в нездоровых семьях незыблемые, закосневшие. От каждого требуют ни больше ни меньше, как быть совершенством, забывая, что таких людей просто не существует в природе. Начинаются эти требования вроде бы с незначительных замечаний: «Не реви. Хорошие девочки (мальчики) не плачут». И вот уже этот укол достиг детской души — ребенку дали понять, что он не относится к „хорошим“». Вся его дальнейшая жизнь может быть потрачена на то, чтобы опровергнуть это заявление родителя.

Такие родители считают, что собственных потребностей у ребенка быть не должно. Нередко в проблемных семьях один из родителей злоупотребляет алкоголем, а где алкоголь, там и насилие. Причем насилие может быть как физическим (побои), так и словесным (оскорбления).

В семьях алкоголиков дети иногда берут на себя роль «героя семьи». Вот вам живой пример. Беседую с десятилетним сыном женщины, больной алкоголизмом. Умный мальчик, положительный во всех отношениях (не надо думать, что у женщин с этой болезнью рождаются только умственно отсталые дети, это неправда). Этот мальчик сам ведет хозяйство, ухаживает за младшей сестренкой, хорошо учится. Спрашиваю: «Что ты делаешь, когда у мамы обостряется ее болезнь?» «Ну, я тогда за старшего в доме. Я на нее покрикиваю, да только не помогает».

Перед лицом трудностей дети быстро взрослеют и развивают в себе чувство ответственности. Поведение мальчика можно назвать образцовым. Он поменялся с мамой ролями: стал для нее родителем, а мама — опекаемым ребенком. Что же плохого в том, что он стал хозяином и «героем семьи», и все положительные черты выпукло обозначились в его характере? Плохо, что этот результат все же был реакцией на беду в семье, что он вынужден был стать героем семьи, больше ведь некому. Но мальчики должны быть мальчиками, всему свое время. У нашего героя нет детства: он сразу начал жить как взрослый. Не наигравшись в детстве, легко сломаться во взрослой жизни.

Довольно часто мальчики реагируют на семейное неблагополучие поведением типа «бунтовщик». Не обязательно причиной становится тяжелая болезнь родителя. Семейное неблагополучие заключается уже в том, что дома никто не спрашивает: «Как ты себя чувствуешь?» Бунтовщики презирают все, что происходит вокруг, они пытаются противиться зачаткам установленного порядка. Но настоящего порядка в проблемных семьях мало, жизнь напоминает скорее хаос, чем размеренный ход событий, соблюдение установленных норм. Драчуны, циники — все это бунтовщики. Они испытывают недостаток внимания, принятия и одобрения в своем доме. Их мало любят.

Девочки своим поведением часто пытаются все уладить, изменить ситуацию к лучшему и становятся если не «героями семьи», то «миротворцами» — всех бы они помирили, сами же боятся нашалить, чтобы не рассердить своих суровых родителей. Их жизнь скована, в ней нет места свободным порывам души. Вот они и вырастают в будущем «закомплексованными» подростками.

Некоторые люди, выросшие в неблагополучных семьях, испытывают трудности с завершением задач, планированием своей жизни и принятием решений. У них не было практики в таких делах. Никто из родных не позвал их однажды и не сказал: «Садись, дочка. Ты уже можешь выучить английский алфавит. Давай разделим его на части. Вот тебе задание на сегодня». По мере овладения задачей девочка получала бы поддержку, одобрение. И дело бы пошло. Она научилась бы не только английскому языку, но и умению делить сложное на части, планировать свои силы и возможности, в конечном счете, принимать самостоятельно решения. Проверочным инструментом был бы самоанализ.

Бывают противоположные примеры. Дети, выросшие в неблагополучных семьях, проявляют крайне сильное стремление к достижению успеха. Они умеют работать в определенных областях, но сколько бы они ни сделали, им все равно мало. Они «трудоголики». Единственное, что им не удается, — это успокоиться, удовлетвориться достигнутым хотя бы ненадолго. Им не хватает веры в то, что они сделали что-то значительное. Часто им не по силам достичь успеха в построении интимных отношений. Мешает низкая самооценка.

Взрослые люди, выросшие в проблемных семьях, не всегда знают, чего они хотят. А когда осознают свои желания, не всегда знают, как попросить других удовлетворить их, не испытывая при этом чувства неловкости, вины или стыда. В моей практике мне встречалось много людей, считавших свой брак неудачным. В этих отношениях не только мужья ничего не делали для удовлетворения потребностей женщин, но ни женщины, ни мужчины не могли даже сформулировать, что же они хотят. Они неопределенно выражали свои желания: «Хотелось бы, чтобы он(а) был(а) внимательнее ко мне, чтобы помогал(а)». Как потом выяснялось, супруги никогда не говорили друг другу о своих желаниях.

Эта особенность может быть результатом воспитания в дисфункциональной семье, в которой с эмоциональными потребностями ребенка поступают следующим образом: или никогда не позволяют делать что-либо самостоятельно; или подвергают детей нападкам, по меньшей мере словесным, за то, что они выражают какие-то желания; или просто игнорируют их желания.

Помню одну семью, где росли две сестры — семилетняя Наташа и трехлетняя Люся. Оба родителя работали. Случилось так, что они не могли отдать детей в детский сад. Тогда Наташа стала нянчить младшую Люсю — слишком большая ответственность

Здоровые дети в здоровой семье

Как оставаться здоровым

Прививки

 

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьсберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач.

 

Закон  «Об образовании» (ст.18)возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью,

все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) 

призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

 

Здоровая семья – здоровая нация

     Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

    В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации являетсяздоровая семья. Что такое здоровая семья?

    Здоровая семьяэто семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
    Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни.Семья– это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

    Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

       Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Мы попытались в этом разобраться.

       Оказалось, что прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

     При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

     В наше сложное время – время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате – избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

      Устранив , так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

   Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

   Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

   В народе говорят:«Здоровому – все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.


Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, –это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.


 

    Образ жизни– это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

   Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

    На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

    Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

·         «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

·        «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

·        «ЗОЖ– это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

·        «Здоровый образ жизни– это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

·        «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

·        «Здоровый образ жизни– типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

·        «Здоровый образ жизни– мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода –НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

·        устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

·        созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

·        восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

·        развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

·         умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

·        владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

·        постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

·        самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом,здоровье — это состояние физического, душевного и социального благополучия.


 

 

 

 

 

 

 

 


Цикличное меню для кадетских классов

Цикличное меню для детей, получающих бесплатное питание

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Спортивный досуг с родителями «Самая здоровая семья»

«САМАЯ  ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ»

(спортивно-музыкальное развлечение для подготовительной группы с участием родителей)

Перед проведением развлечения в детском саду проводится анкетирование родителей на тему: «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» и организуется выставка фотоколлажей на тему: «Каждая семья должна быть здоровой!»,  чтение художественной литературы, просмотр презентаций и телепередач о спорте, беседы о спорте, спортсменах, Олимпийском движении в мире.

Зрители и команды входят в зал под веселый марш

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня у нас большой праздник здоровья. В борьбе за право называться самой здоровой семьей участвуют: команда семьи……..

Идет представление команд

Ведущий: Наших участников ждет путешествие в Страну Неболейку. Командам предстоит преодолеть много трудностей в пути. Чтобы с успехом пройти все испытания, нужно сначала хорошо приготовиться – выполнить разминку.  

Разминка  Танец «Зима»

Ведущий: Дорога в страну Неболейку полна различных препятствий. Но я уверена, что наши команды смогут их преодолеть!

Полоса препятствий «Трудная дорога»: проходят по бревну, пролезают под воротиками, перешагивают через препятствия, перепрыгивают  через  штангу и отбивают мяч в обруче и останавливаются перед закрытыми воротами….

Ведущий: Странно…. Ворота закрыты…. Посмотрите – здесь  висят необычные листочки. Да на них что-то написано! Это вопросы нашим командам.

Конкурс «Вопросы-ответы»

Что такое здоровый образ жизни?

Какие виды закаливания вы знаете?

Что такое режим дня?

Как выполняет  режим ваша семья?

Ведущий: Молодцы, ребята, добро пожаловать в страну Неболейку.

В зал входит  тетушка Простуда, чихает, кашляет.

Ведущий: Ты кто такая? Почему так чихаешь?

Простуда: Я Тетушка Простуда, я всегда болею, у меня непроходящий насморк. Апчхи!

Ведущий: Погоди, зачем же ты на наш праздник пришла? Ведь ты сейчас заразишь всех своей простудой!

Простуда: Конечно! Я так люблю, когда все вокруг болеют, стонут, кашляют. Красота! Вы от меня ничем не избавитесь!

Ведущий: Зря ты так думаешь. Наши ребята и их родители прекрасно справятся с тобой. Скорее подскажите, какими средствами можно предотвратить простуду?  (закаливание, витамины, полоскание горла и т.д.)

Конкурс «Рецепт от простуды»

Ведущий: А сейчас мы прогоним Простуду специальными  упражнениями

Массаж биологически активных зон «Неболейка» для профилактики простудных заболеваний (разработка М.Ю.Картушиной)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, носик надо растирать.

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна!

Простуда: Ай! Спасите! Помогите! Меня вылечить хотят! (убегает)

Ведущий: Молодцы! Как ловко вы справились с простудой! Чтобы быть здоровым нужно еще и заниматься физкультурой и спортом. А какое важное событие произойдет сегодня 7 февраля 2014г? (22 зимние олимпийские игры в г.Сочи). 

Ведущий: Ребята давайте вначале мы с вами подробнее узнаем, что же такое олимпиада!

Здравствуйте участники Олимпиады. Я поздравляю вас с открытием Олимпийских игр. Ещё в Древней Греции, много лет назад, стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте. Самые крупные и знаменитые спортивные состязания проходили в г. Олимпия и получили названия Олимпийские игры. Их стали проводить раз в четыре года. Олимпийские игры стали проводить летом и зимой. На олимпийских играх устраивались и конкурсы искусств: поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли победителей.

Олимпийские игры в наши дни стали настоящим праздником спорта. В них принимают участие лучшие спортсмены почти всех стран мира. Наши спортсмены во многих видах спорта завоевали почётное звание олимпийских чемпионов.

В память об античных Олимпиадах, за несколько дней до открытия очередных игр в греческом городе Олимпия стартует факельная эстафета. Зажженный факел начинает длительное путешествие к олимпийскому стадиону — на самолётах, поездах, автомобилях, мотоциклах. И вот факел в руках у спортсмена бегуна. Спортсмен поднимается к огромной чаше светильника, установленного на стадионе, и зажигает олимпийский огонь, который не гаснет, пока продолжаются игры.   Главные атрибуты: факел, флаг, олимпийские кольца, талисманы.

Ведущий: Перед началом соревнований прошу всех произнести клятву олимпийцев:

Навеки спорту верным быть:

Клянемся!

Здоровье с юности хранить:

Клянемся!

Не плакать и не унывать:

Клянемся!

Соперников не обижать:

Клянемся!

Соревнования любить:

Клянемся!

Стараться в играх первым быть

Клянемся!

Ведущий: А сейчас первая эстафета «Олимпийские кольца»

Ведущий: А какие зимние виды спорта вы знаете (Ответы детей) Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:

Проводится эстафета «Забей шайбу в ворота»

Загадка:

Эстафета «Парное катание на коньках» (с мячом)

Загадка:

Эстафета «Не упади с санок»

Загадка:

Эстафета «Точно в цель»

Ведущий: Молодцы, ребята. Олимпиада объединяет всех людей, живущих на планете Земля. Вы показали свои спортивные достижения. Я вам всем желаю больших успехов и новых спортивных побед.

Вручение грамот за участие, коллажи и родителям.

Дети под марш  торжественно уходят из зала.

«Здоровая семья — счастливый ребенок»

Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не могут быть затронуты общественным воспитанием. Конечно, исправить наследственность, улучшить экологию отдельно взятая семья не может. Однако,  при наличии теплых, доверительных взаимоотношений между близкими людьми,  у ребенка значительно легче решаются  коммуникативные и образовательные проблемы.

Малыши учатся жить, изучая и отражая отношения близких людей, именно в поведении родителей они зачастую находят подсказки для решения собственных трудных ситуаций.

Фразой «все болезни от нервов» уже никого не удивишь Действительно, подвергаясь воздействию стресса, ребенок становится более уязвим для воздействия дополнительных негативных факторов (инфекции). Нервная и иммунная системы тесно связаны между собой. Чрезмерная тревожность, подавленные чувства агрессии или гнева, болезненные переживания подтачивают нервную систему, что негативно сказывается на иммунной системе. Когда истинные, но подавленные эмоции не имеют выхода наружу, они проявляют себя в виде аллергии или другого психосоматического заболевания

Иногда болезнь ребенка может быть средством манипуляции. К сожалению, родители не всегда могут дать своим детям то, что те хотят.  И тогда малыши используют болезнь, как способ привлечь к себе внимания, заставить выполнить свое желание, заставив родителей чувствовать себя эмоционально пораженными, сбитыми с толку и виноватыми.

Итак, если ваш малыш склонен к частым болезням и медицинские работники затрудняются выявить их причину, постарайтесь проанализировать  уровень эмоциональной комфортности внутрисемейных отношений.

Идеальных семей, где каждый день все гладко и тихо, не бывает в природе. Усталость от работы, быстрого жизненного ритма, нервы на пределе, претензии супругов друг к другу растут и копятся. Все это приводит к семейным конфликтам. Когда в семье возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются затяжными обидами обоих супругов, это негативно сказывается на здоровье малыша. Настроение его подавленное, ухудшается сон и аппетит, а как следствие этого ослабление организма и болезнь.

Даже если по отношению к ребенку нет никаких негативных эмоций, малыш по мимике, по интонации понимает, что не все в порядке в его семье.

Оцените уровень конфликтности в вашей семье (если Вы согласны с каждым из предложенных утверждений, микроклимат в семье может быть охарактеризован как неблагоприятный):

  1. Конфликты в вашей семье происходят еженедельно
  2. Конфликтная ситуация разворачивается на глазах у ребенка
  3. Конфликтная ситуация не разрешается и переносится на все виды деятельности в течение дня
  4. В конфликт включаются другие члены семьи

Чтобы улучшить психологический климат в семье, попробуйте следовать некоторым правилам поведения в конфликтной ситуации, список которых каждая семейная пара может дополнить по своему усмотрению:

Обстоятельство времени, или своевременность «опасного» разговора. Если уж накипело, и хочется высказаться по многим вопросам, отложите трудный разговор — подождите, пока малыш уедет в гости к бабушке или  уснет. Эта передышка позволит вам немного остыть, и более трезво взглянуть на ситуацию. Обсуждайте только то, что действительно требует немедленного решения. Не перегружайте друг друга проблемами, которые не требуют срочного вмешательства.

Обстоятельство места, или «спорьте на кухне». Соблюдайте простое правило – никаких криков в детской комнате или над кроваткой. И уж, конечно, не стоит вырывать дитя из рук друг у друга, когда в очередной раз решите «расстаться навсегда». Оградите кроху от неприятных и, главное, непонятных для него зрелищ и звуков.

Секретность переговоров, или «успокойтесь перед общением с ребенком». Безусловно, ребенок чувствует стресс родителей. Некоторые врачи даже утверждают, что с молоком ребенку поступает информацию о душевном состоянии матери. Если маме плохо, ребенку тревожно. Но можно максимально снизить вредное влияние на малыша. Несколько глубоких вдохов, улыбка своему отражению в зеркале, и вперед – в детскую.

Предлагаем несколько советов для того чтобы справиться со стрессом, сохранить здоровье и хорошее самочувствие:

Совет 1. Релаксация и успокоение.

Посвятить себе хотя бы один час, чтобы сходить погулять, почитать интересную книгу, посмотреть журналы, взять в руки спицы, посмотреть любимый фильм, послушать музыку. А может быть даже просто спокойно посидеть с закрытыми глазами в своем любимом уютном кресле.

Чтобы снять стресс, необходимо сделать несколько глубоких вдохов. Затем подышать несколько минут ровно и спокойно. Контрастный душ хорошо восстанавливает кровообращение, регулирует работу нервной системы, выводит токсины из тела и помогает эффективно снять усталость и стресс. Однако, нельзя принимать такой душ во время обострения каких-либо заболеваний. Не менее полезно также принять теплую ванну с различными травами или экстрактами

Совет 2. Арт-терапия.

Можно что-то порисовать, или слепить из пластилина, ну или вообще сделать что-то своими руками. При этом человек полностью отключается от жизненной суеты и забывает об имеющихся проблемах. При этом абсолютно все равно, умеете ли вы рисовать или нет. Здесь, самое главное, выразить на белом листе бумаги свои чувства и настроение.

Совет 3. Не накапливать стресс внутри себя.

Стараться проговаривать проблемы, главное — ни в коем случае не замыкаться в себе. Полезно пообщаться с другом, мамой, коллегой. А при необходимости имеет смысл даже обратиться и к психологу. Так вполне можно освободиться от накопившегося негатива, и получить при этом прекрасную возможность взглянуть на происходящее со стороны.

Совет 4. Физическая нагрузка.

Плавание, ходьба, езда на велосипеде, легкий бег как нельзя лучше подходят для снятия стресса. Достаточно 1-2 раза в неделю посещать бассейн, и если нет возможности бегать по утрам, то хотя бы стараться ходить на работу пешком. Также можно при сильном, длительном стрессе, переходящем в депрессию использовать специальные комплексы упражнений, направленных на снятие напряжения и укрепления здоровья

Совет 5. Положительные эмоции.

И последний совет, который может показаться несерьезным, но, тем не менее, эффективно поможет снять любой стресс, это – посетить зоопарк или сходить в цирк всей семьей. Положительные эмоции в этом случае гарантированы всем. Наблюдение за животными позволяет полностью отвлечься от назойливых мыслей и как нельзя лучше подходит для снятия стресса.

Что такое здоровая семья? | ВсеПсихологи.ру

Есть ряд особенностей, присущих благополучным семьям. Самые разные (иногда весьма нездоровые и очень проблемные) дети в этих семьях нормально социализируются и никогда или почти никогда не проявляют значимых асоциальных расстройств.

Что же это за особенности? Попробуем выделить и проанализировать их.

Во-первых , в этих семьях уважают и безусловно принимают личность ребенка . Хочется подчеркнуть, принимают именно личность в целом. И речь здесь вовсе не идет о том, что этой самой личности все позволено. Поступки ребенка и его отдельные качества не приветствуются и при необходимости жестко осуждаются. Причем дифференциация иногда идет очень тонкая.

Например, в одной из моих знакомых семей двенадцатилетний мальчик, болезненный и физически слабый, но очень интеллектуально развитый, никогда не имел особо тесных отношений со сверстниками. При этом у него были хорошие и очень доверительные отношения с несколькими ребятами постарше его, с которыми он вместе занимался в компьютерном клубе и менялся дисками с играми и музыкой. Мальчик высоко ценил эти отношения, и его старшие друзья тоже, так как Дружок (такова была кличка мальчика) всегда готов был выслушать, умел хранить секреты и иногда мог дать неожиданный, но полезный совет. Отношения с родителями у Дружка были ровные и сдержанные. Мать очень переживала слабость его здоровья и боялась за его жизнь (в раннем детстве мальчика ситуация несколько раз становилась критической), но скрывала от сына свои чувства, не желая травмировать его, отец же считал теперешнее здоровье мальчика вполне нормальным, уважал его за сильный интеллект и держался с сыном практически на равных.

Однажды в этой семье пропала довольно значительная сумма денег. Деньги в этом доме никогда не прятали, и сначала родители полагали, что произошло какое-то недоразумение. Но потом, уточнив детали между собой, поняли, что деньги, отложенные на летнюю поездку в Прибалтику, взял сын.

Родители стали строить различные гипотезы. Никаких новых дорогих вещей у Дружка в последнее время не появлялось, тем более что раньше он всегда сообщал о своих нуждах (так было заведено в этой семье). В последние дни он никуда не ездил, да и вообще редко выходил из дома. Его собственные потребности были весьма невелики и ограничивались книгами и компьютерными принадлежностями (которые всегда покупались вместе с папой). В конце концов подозрение пало на старших друзей Дружка. Потребности подростков почти всегда больше их возможностей, они и могли подбить младшего приятеля на кражу. Но как же они его уговорили? Может быть, чем-то запугали?

Поговорить с мальчиком вызвался отец. Дружок почти сразу признался в том, что деньги взял он, но причину, по которой он это сделал, назвать категорически отказался. На что он истратил деньги, тоже оставалось непонятным. Все это еще более укрепило родителей в их подозрениях. Давить на Дружка было явно бесполезно, так как он с детства был стоек и упрям. Посовещавшись, родители сообщили сыну свой вердикт:

— Так как ты отказываешься объяснить, что именно стало с деньгами, надо полагать, что ты истратил их не на себя. Ты отказываешься также назвать имя человека, который, по-видимому, склонил тебя на этот бесчестный поступок. Поэтому мы вынуждены подозревать сразу всех твоих друзей. Это очень неприятно для нас, но сумма, которую ты украл, столь велика и значительна для бюджета нашей семьи, что мы решили принять самые серьезные меры для того, чтобы это не повторилось. Поэтому отныне мы «отказываем от дома» всем твоим друзьям и требуем, чтобы ваши отношения ограничивались только общением в клубе. Среди них, скорее всего, только один нечестный человек, но из-за того, что ты молчишь, мы не можем поступить более разумно и справедливо. Если ты изменишь свою позицию, мы готовы пересмотреть свою.

— Мои друзья из клуба тут ни при чем, — побледнев, сказал Дружок. — Я взял деньги не для них.

— А для кого?

— Для одного из одноклассников. Я все равно не скажу вам его фамилию, но скажу, что деньги были ему нужны вовсе не на то, чтобы развлекаться или что-то покупать. Он попал в дурацкую историю, ему угрожали, и если бы он не отдал их…

— Почему ты не сказал об этой ситуации мне или маме? Наверняка можно было бы что-то придумать. И почему деньги были украдены из нашего дома? Ты считаешь это разумным — помогать кому-то, воруя деньги из собственного дома?

— Нет, я так не считаю. Но у него в доме ничего нет, у него одна мать, она работает уборщицей в универсаме. А вам я не сказал ничего потому, что вы бы пошли в школу, в милицию… А его предупреждали…

— Ты уверен, что теперь, после кражи и отдачи денег, ситуация разрешилась?

— Да, он сказал, что теперь все. И что теперь он не будет больше дураком. И еще он сказал… — Дружок побледнел еще больше, хотя это и казалось уже невозможным. — Он сказал, что он теперь мой раб на весь год…

— Тебе нужны рабы? Это для нас новость…

— Мне не нужны рабы! Но он так сказал, и… я не знаю, что с этим делать…

— Давай разберемся. У тебя всегда с трудом складывались отношения с одноклассниками. Это тревожило тебя и тебе всегда хотелось изменить ситуацию. Тебе хотелось иметь друга сверстника, и это вполне нормальное желание для мальчика твоего возраста. Подружиться с кем-нибудь легче всего, оказав ему какую-то услугу, — так, вероятно, ты думал. И вот вроде бы подвернулся случай. Мальчик, о котором ты рассказал, наверное, был в отчаянии. Ему не с кем было поделиться своей бедой. Ты не болтун и умеешь хранить чужие секреты — это твое достоинство и об этом всем известно. Поэтому он поделился своей проблемой с тобой. Я думаю даже, что он вовсе не просил у тебя денег. Ты предложил ему их сам. Так? — Дружок коротко кивнул. — Тебе хотелось помочь человеку, и к тому же тебя грела надежда, что, может быть, ты, наконец, приобретешь друга в классе. Ты забыл о том, что эти деньги вовсе не лишние в нашей семье, что они отложены на нашу совместную поездку в Прибалтику, что, лишая нас их, ты лишаешь отдыха не только себя, но и меня и маму. Согласись, мы ведь этого совершенно не заслужили. В результате ты выручил своего одноклассника, огорчил и даже, не скрою, напугал нас, лишил всех нас долгожданного отдыха и приобрел… раба. Как ты оцениваешь подобный результат?

— Я был не прав, — подумав, сказал Дружок. — Если бы у меня были свои деньги, я, конечно, должен был бы отдать их.

И мне совершенно не нужны рабы. И друга я не приобрел. Но, наверное, если бы все повторилось сначала, я все равно поступил бы так же. Потому что… там другое…

— Потому что тебе кажется, что в этой ситуации речь шла не об отдыхе, а о жизни и здоровье. Так?

— Да. Так.

— Ну что ж. Я склонен полагать, что тебя, дружок, слегка надули. И нас заодно с тобой. Ты верный и честный, хотя и очень наивный еще человек, и я рад, что мне не пришлось в тебе разочароваться. Но ты необыкновенно погано поступил со мной и с мамой. Два дня мы жили в одном доме с вором, и наш отпуск, скорее всего, безвозвратно испорчен. Можно ли считать это уроком?

— Да, папа. Да, мама. Я должен был сказать вам и попросить вас никуда не ходить.

— Другие люди доверяют тебе, почему же ты сам не умеешь доверять? Это странно.

— Я буду учиться.

В этой ситуации родители поступили абсолютно верно, отделяя поступок («необыкновенно поганый», по словам папы) Дружка от него самого, и были вознаграждены за это полным и окончательным разбором ситуации. Несмотря на чрезвычайно жестокое испытание, которому подверглись их отношения, в результате правильных действий родителей отношения только укрепились, стали полнее и глубже. Дружок лучше узнал и понял своих родителей, а они, в свою очередь, с неожиданной стороны увидели своего сына.

Второй особенностью благополучных в рассматриваемом отношении семей является то, что в них никто и никогда не пытается напрямую отговорить ребенка от каких бы то ни было коммуникаций или дискредитировать какие бы то ни было взаимоотношения . Ребенку в такой семье никогда не говорят: «Не дружи с Васей! Он дурак!» (или «из плохой семьи», или «тебе не пара», или «плохо на тебя влияет»). Ребенок, а особенно подросток, склонен в таких случаях поступать наперекор и уделять особое внимание именно дружбе с Васей.

Если отношения с Васей вас действительно не устраивают, то в первую очередь присмотритесь к ним повнимательней. Доброжелательно и заинтересованно поговорите с ребенком о Васе, о его достоинствах, пристрастиях и увлечениях, о его чертах характера.

Постарайтесь понять, что именно привлекает в Васе вашего ребенка. Если это возможно, постарайтесь познакомиться с Васей поближе. Пусть он бывает у вас в доме. Поговорите с ним о семье, о школе, о чем-то, что ему интересно. Сами расскажите пару историй и понаблюдайте Васину реакцию. Понаблюдайте за взаимоотношениями Васи и вашего ребенка. Кто здесь лидер, кто ведомый? Что каждый вносит в эту дружбу? Кто чего ждет от другого? Вполне возможно, что в процессе этого исследования вы полюбите Васю или, по крайней мере, вполне примиритесь с ним и его дружбой с вашим сыном или дочерью.

Но если предпринятое исследование только углубило вашу тревогу или подтвердило худшие ваши опасения… Что же делать тогда?

Тогда ищите ту щель в характере вашего ребенка, в которой укрепились корни столь неконструктивных отношений. Неудовлетворенное тщеславие? Трусость? Отсутствие интересов? Низкая самооценка? Что-то другое? Найдя ответ, немедленно начинайте работать именно с этим недостатком. Работать с Васей бесполезно. Даже если вам удастся его отпугнуть, то через месяц-другой появится Петя или Сережа, которые вам будут нравиться ничуть не больше.

Среди моих клиентов был мальчик Витя, который начиная с детского сада выбирал себе в друзья самых «отпетых» детей сначала группы, а потом класса и школы. Родители, милые и тихие интеллигентные люди, просто не знали, что с этим делать, и видели причину такого положения в неврологическом нездоровье мальчика (врачи ставили Вите диагноз «гиперкинетическое расстройство»). Из-за своих друзей Витя (сам по себе мальчик легкий, незлобивый и простодушный) постоянно попадал в какие-то опасные, а позже — социально недопустимые ситуации. Последний случай — кража химреактивов из кабинета химии (через окно, с хождением по карнизу на высоте третьего этажа и спуском по веревке, привязанной к водосточной трубе) — переполнил чашу терпения учителей и родителей. Витю привели ко мне.

На приеме родители рассказали, что за много лет перепробовали абсолютно все способы, чтобы отвадить Витю от нежелательных знакомств. Ругали, запрещали, пытались приручить диковатых отпрысков дворовых алкоголиков и одно время устроили в доме что-то вроде клуба (в результате не досчитались многих мелочей, а в завершение из дома исчез плеер). Пытались доказать Вите бесперспективность таких отношений, демонстрировали круг своих друзей. Витя заявил, что через полчаса сдох бы с ними от скуки, чем очень обидел родителей, весьма привязанных к своей референтной группе. По совету невропатолога пытались занять Витю спортом, он с воодушевлением начинал, но быстро начинал скучать и бросал.

После рассказа родителей мы долго беседовали, пытаясь определить, что же именно привлекает Витю в его неблагополучных друзьях-товарищах. Родители понимали, что дальше тянуть нельзя, и старались вовсю. Проблема требовала неотложного решения, так как уже балансировала на грани криминала.

В конце концов получился коротенький список из четырех пунктов:

1) непрерывное движение;

2) риск, опасность и все с ними связанное;

3) романтика дружбы и все того же совместно переживаемого риска;

4) постоянное разнообразие внешних, неглубоких впечатлений.

— Где бы нам все это вместе найти? — глубоко задумались мы.

— В банде! — мрачно сострил папа.

— Жалко, что пионеров отменили, — мечтательно сказала мама. — Я в детстве в Артек ездила, по путевке от районного пионерского штаба, так вот там как раз все это самое и было!

— Пионеров нет, зато есть скауты! — вспомнил папа. — Я недавно статью в какой-то газете читал. Вроде бы все то же самое — походы, линейки, речевки…

— Найти газету и отыскать ближайший скаутский клуб! — мигом сориентировалась я. — И отвести туда Витю. Если мы все рассчитали правильно, то это должно сработать. Не сработает, будем считать еще.

Расчет оказался верным. Витя не на шутку увлекся скаутингом, в котором счастливо сочеталось все, что он искал в дурных дворовых компаниях. Скаутинг перевесил, так как давал организацию, руководство и осмысленность происходящему (и здесь нам с родителями Вити очень повезло, так как полукриминальная деятельность дворовых компаний, в которых ошивался Витя, еще не давала значимой для мальчика материальной выгоды. Если бы это было не так, наша задача здорово усложнилась бы). Недавно я видела Витю в поликлинике. Он вырос, сделал карьеру, уже командир скаутской бригады. Собирается расти дальше.

Третьей особенностью рассматриваемых нами благополучных семей является то, что они — тот самый «крепкий тыл», который так необходим в жизни любому человеку, а ребенку в особенности . В таких семьях ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и защиту. Это не баловство и не всепрощение — это именно поддержка в трудную минуту, одобрение в минуту слабости и раздумий, толчок в момент сомнений, солидарность со здоровой частью личности, когда теневая часть (а она есть у каждого из нас) готова взбунтоваться и выйти из повиновения

В одной из семей, с которыми я работала, старший ребенок имел очень низкие учебные способности, плохо учился в школе, был замкнут и физически субтилен, а потому тяжело сходился с детьми. При этом, к моему удивлению, у мальчика была вполне адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства и никаких патологий характера. По-настоящему хорошие отношения складывались у него лишь с младшим братом и его друзьями. Он мог часами возиться с ними, изобретал различные игры и занятия, разнимал дерущихся, улаживал ссоры, выступал арбитром в конфликтах. Когда я была у них дома, меня поразил список, висевший на стене над кроватью родителей:

«Честен,

порядочен,

всегда готов помочь,

добр,

справедлив,

ответственный,

любит детей и животных».

— Что это такое? — с удивлением спросила я.

— Список Мишиных достоинств, — ответила мама.

— Гм… да… это прекрасно, но почему он здесь висит? — на самом деле мне хотелось спросить, где висит список достоинств младшего сына, но я как-то не сумела сформулировать вопрос.

— Понимаете, мне и мужу в школе все время говорили про Мишу всякие гадости. Ну, что он глупый, неспособный, невнимательный, угрюмый, ни на что не реагирует и все такое… Мы, конечно, знаем, какой наш ребенок на самом деле. Но вот мы стали бояться, что мы как-нибудь нечаянно это забудем и станем как бы заодно с учителями. И тогда Мише будет совсем негде отдыхать. И он совсем ничего не сможет и станет действительно хуже. И виноваты в этом будем мы. Понимаете?

Я понимала. И как бы мне хотелось, чтобы все родители это понимали! И не только понимали, но и делали. «Дом для поросенка должен быть крепостью!» А в крепости всегда должен быть горящий камин, горячий чай и ласковое слово…

Отрывок из книги «Ваш непонятный ребенок»

Автор: Екатерина Мурашова

 

Блог Автора

Купить книгу

Скачать книгу

Мероприятие по теме «Здоровая семья – здоровая Россия»

Цель конкурса: обогащение новыми знаниями дошкольников, уточнение представлений о составляющих ЗОЖ в процессе творческо-поисковой деятельности совместно с родителями.

Задачи:

  • способствовать формированию у дошкольников представления о здоровом образе жизни;
  • формировать потребность в физической двигательной активности, объединив усилия педагогов и семьи;
  • повышать у дошкольников мотивацию сохранения и укрепления своего здоровья через использование интеграции образовательных областей;
  • расширять взаимодействие педагогического коллектива и родителей в целях укрепления здоровья детей.

Участники конкурса:

В заочном этапе конкурса фотогазет «Мы за здоровый образ жизни!» принимают участие все желающие семьи. В финальном этапе конкурса принимают участие по одной команде от группы ДОУ. Состав команды 3 человека – мама, папа и ребенок. Каждая команда готовит название команды и кричалку – девиз.

Этапы конкурса:

1. Заочный конкурс фотогазет «Мы за здоровый образ жизни!»
2. Выставка детских рисунков «Здоровая семья – здоровая Россия!»
3. Программа финального (очного) этапа:

  • Конкурс №1 «Веселая утренняя гимнастика»
  • Конкурс №2  «Вкусно и полезно!»
  • Конкурс  песни №4 «Цветок Здоровья»
  • Конкурс №5 «Пословицы и поговорки о составляющих ЗОЖ»
  • Конкурс  – Эстафета №6 «Закаливание в бане!»
  • Конкурс – игра №7 «Вопрос – ответ»

4. Подведение итогов и  награждение по номинациям.

Подведение итогов и награждение:

Обязательное участие семьи во всех номинациях.Результаты каждого конкурса оформляются в протоколе). Победители и призеры определяются в каждой номинации конкурса и в целом по итогам всех конкурсов. Церемония награждения состоится в рамках финального этапа конкурса.

Номинации конкурса «Здоровая семья – здоровая Россия!»:

  • «Самая жизнерадостная (бодрая) семья!» – победитель конкурса «Веселая утренняя гимнастика»
  •  «Самая кулинарная семья!» – победитель конкурса «Вкусно и полезно!»
  • «Самая музыкальная семья!» – победитель конкурса  песни «Цветок Здоровья».  
  • «Семья знатоков!» – победитель конкурса «Пословицы и поговорки о составляющих ЗОЖ»
  • «Самая спортивная (энергичная) семья!» – победитель конкурса-эстафеты  «Закаливание в бане!»
  • «Самая находчивая (интеллектуальная) семья!» – победитель конкурса-игры «Вопрос – ответ».

Сценарий финального этапа:

Ведущий: Я рада приветствовать гостей и участников! Участники нашего конкурса это самые, самые! Самые спортивные, самые активные, самые дружные, самые веселые! Это семьи победители отборочного тура в своих группах – семьи, которые любят  и ведут здоровый образ жизни! Поприветствуем все наши команды, и неважно, кто станет победителем в нашем состязании  главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника и доброжелательности.

Звучит марш (команды обходят зал и несут табличку с фамилией)

Ведущий: Слово для открытия  конкурса предоставляется : Заведующему ДОУ…
Ведущий: Слово для приветствия представляется: Гостю нашего праздничного события …
Ведущий: Представляю участников: Команда семьи   …!

Каждая семья представляет себя. Название команды, кричалка – девиз.

Ведущий: Вас приветствуют воспитанники ДОУ.

Показательные выступления воспитанников

Ведущий: Команды представлены, а теперь познакомьтесь: Наше строгое и справедливое жюри… (представление членов жюри).

Ведущий: Мы всем желаем…

Дети и взрослые: Здоровья!

Ведущий: А поможет нам в этом…

Дети и взрослые: Дружба!

Ведущий: Правильно! А еще я желаю вам сегодня победы! И хочу задать вам вопрос: «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?»

Дети и взрослые:

Правильно питаться,
спортом заниматься,
и конечно, закаляться,
режим дня выполнять,
гигиену соблюдать!

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Ее мы делаем по утрам,
Она бодрость дарит нам…   (утренняя гимнастика)

– Молодцы! Всё правильно!

Наш первый конкурс: «Веселая утренняя гимнастика»

Каждая семья выполняет комплекс ОРУ упражнений, составленный самостоятельно. По желанию могут быть использованы любые предметы и музыкальное сопровождение. Жюри оценивает комплекс по заданным критериям.  Согласно предварительной жеребьевки первыми выступает в этом конкурсе семья…

Ведущий: А сейчас самый аппетитный конкурс. Каждая семья откроет свой маленький кулинарный секрет.

Наш второй конкурс «Вкусно и полезно!»

– Пока наши участники готовятся к конкурсу, мы посмотрим агитбригаду «Витаминки».

Выходят дети-витамины.

Витамин А –  Я витамин роста. Я помогу вам расти, а также сохраню зрение.
Витамин В – Я помогаю усваивать пищу.
Витамин С – Я укрепляю организм и защищаю от болезней.
Витамин Д  Я  важен для роста и  укрепления костей.
Витамин Е – Меня зовут витамин Е. Я необходим для здоровья вашей кожи.

Ведущий: (обращается к зрителям) А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей) Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.

Витамин А. Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки, нужно кушатьвитамин А. Я живу  в оранжевых и красных овощах и фруктах – моркови, тыкве, яблоке и болгарском перце. А еще в рыбе и яйцах.
Витамин В: Меня вы можете найти в орехах, рисе, молоке, яйцах, мясе, рыбе.
Витамин С: Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень  нужен витамин С. Я живу во всем кислом.
Это лимон, апельсин,шиповник, мандарин, смородина, клубника.От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.                   
Витамин Д: Меня вы можете найти в твороге, сливочном масле, печени, морепродуктах.
Витамин Е: А я живу я в зеленых овощах, фруктах и зелени. Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.

Каждая семья «раскрывает секрет» приготовления своего фирменного блюда, рекламируя ингредиенты, с точки зрения правильного питания. Жюри оценивает комплекс по заданным критериям.

Ведущий: Теперь все знают, что надо есть, чтобы быть здоровым! Я вижу на ваших лицах улыбку, а ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Так давайте улыбнемся друг другу и  пожелаем здоровья!

Наш третий (заочный)  конкурс фотогазет «Мы за здоровый образ жизни!»

Подводятся итоги, проведенного заранее конкурса по заданным критериям.

Наш четвертый  конкурс «Цветок здоровья»

Ведущий:

Вначале был простой листок, ничем не выделялся,
Под камнем слабенький росток, укрыться он старался,
Луч редко попадал туда, даря лишь отблеск бледный,
Но есть на свете чудеса, расцвёл цветок волшебный.

– Наш волшебный «Цветок здоровья» спрятал в себе популярные песни о спорте и физкультуре, о правильном питании и режиме дня. Конкурс заключается в том, что Вам нужно оторвать любой лепесток и вспомнить песню. Исполнить её и можно инсценировать, получив за это дополнительные баллы.

Ведущий: Пока жюри подводят предварительные итоги, мы с вами встречаем гостя

Звучит фонограмма, выходит  учитель танцев.

Учитель танцев:

Просим в круг скорее встать,
Будем дружно танцевать.
Громко музыка играет,
Вас на танец приглашает.

Общий танец для болельщиков и участников, под показ движений учителя танцев

Ведущий: Следующий конкурс для умников и умниц. Чтобы быть здоровым надо правила гигиены соблюдать. А какие правила вы знаете?

Наш пятый конкурс «Кто больше пословиц знает о гигиене и чистоте?»

Чистая вода – для хвори беда. Чистота – залог здоровья. Где много грязи, там раздолье заразе! О здоровье суди не по годам, а по зубам! Здоровые зубы – здоровью любы! И т.д. Жюри оценивает.

Ведущий:  Молодцы, много пословиц и поговорок знаете! Все знают, что «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Выступление воспитанников: песня «Закаляйся!»

Ведущий: А еще – хорошая закалка – баня! Русский народ говорил: «Баня парит, баня правит». Наша эстафета называется «В парную!»

Наш шестой  конкурс-эстафета «Закаливание в бане!»

Команда стоит мама, ребёнок. Папа стоит ногами в тазике на повороте. Мама с веником в руках бежит до папы, «парит» и передает ему веник. А сама встает ногами в тазик. Папа бежит и предает веник ребёнку на старте. Ребёнок бежит к маме, парит его веником, веник отдает, сам встает в тазик. А мама бежит к папе, берёт его за руку. Они вдвоём бегут за ребёнком, берут его за руки и дружно возвращаются вместе.

Ведущий:

Быстро бегать – это всем привычно,
С эстафетой справились отлично.
Вы нас всех здесь покорили
И силу духа проявили.

Ведущий: Наш  заключительный  конкурс-игра.

Наш седьмой  конкурс-игра  «Вопрос – ответ!»

Ведущий: Я, зачитываю четверостишия (фразу) о правилах здорового образа жизни. Если в них говорится о полезных вещах, то вы поднимаете зеленую карточку (ответ ДА), если не согласны красную карточку (ответ НЕТ).

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок… (подъём табличек)

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис… (подъём табличек)

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград… (подъём табличек)

4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины… (подъём табличек)

5. Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься… (подъём табличек)

6. От простой воды и мыла, у микробов тают силы
Чтоб микробам жизнь не дать, руки в рот скорее нужно брать… (подъём табличек)

7. Хворь вас не застала, в зимней утренний денек
В пищу, вы употребляйте кока-колу и горох… (подъём табличек)

8. Помни истину простую –лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,или сок черничный пьет… (подъём табличек)

9. Если хочешь быть здоровым, спортом занимайся,
Водою обливайся, с болезнями не знайся… (подъём табличек)

Жюри оценивает правильность ответов.
Показательные выступления воспитанников

Команды приглашаются на построение для подведения итогов конкурса. Звучит марш (команды перестраиваются в центре зала).

Ведущий:

Окончен наш конкурс и все состязания,
Пора подводить справедливый итог
Отлично все справились с заданиями
И в этом нам ЗОЖ, безусловно, помог.

– Вы молодцы, знаете все правила здоровья! Все заслуживаете награды. Слово для награждения победителей представляется нашему жюри.

Жюри награждает каждую семью.

Ведущий:

Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех.
И стремленье состязаний
Обеспечило успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!

– Поприветствуем еще раз наших участников семьи …, поблагодарим их за участие и приглашаем совершить круг почета.

Выход под песню «Неразлучные друзья».