Старинная мужская верхняя одежда на Руси.
Князь И. Репнин. Однорядка (светлая) и ферязь (с застёжками, и подбита горностаем),а внутри, видимо, подоплёка.
Кафтан, охабень-опашень, зипун, кожух, свита, сермяга, терлик… Что это всё вообще такое?Я пробую разобраться в первом приближении)
В целом верхняя и средняя одежда, на современный взгляд, шилась почти одинаково. Эти виды платья различались способом ношения (внутрь, подвязывая, в накидку),областью применения, материалом-тканью, застёжкой-отделкой и частично кроем. Судя по противоречивым сведениям в разных источниках, дело это туманное. Я попробовала собрать сведения и иллюстрации, в которых этих противоречий нет.
Главное действующее лицо расследования — Кафтан.
У человека в жёлтом кафтане на голове тафья.
Кафта́н ( خفتان) — мужское, в основном крестьянское, платье. Также назывался кавтан, кофтан (наводит на некоторые мысли, да…).
Общим для всех кафтанов было: двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Грудь его украшалась пуговицами — от восьми до двенадцати штук. По бокам кафтан имел разрезы, или «прорехи», которые тоже отделывались пуговицами. Рукав мог достигать запястья. Нижняя часть кафтана кроилась из косых клиньев.
К нарядным кафтанам пристегивались или пришивались воротники козыри и запястья, украшенные разноцветными шелками, камнями, жемчугом. Вместо пуговиц часто использовались кляпыши — чаще серебряные с позолотой, а иногда костылики из обточенных в виде палочек кораллов. Кляпыши и костылики застегивались на длинные петли из тесьмы или цветных шнуров, их называли «разговорами», и они могли быть украшены кисточками из разноцветных нитей. Спинку кафтана часто делали несколько короче переда, особенно у длинных одежд, чтобы были видны задки орнаментированных сапог, что у молодых людей составляло предмет особой заботы.
Важной деталью в кафтанах допетровского времени был козырь — высокий стоячий воротник, закрывающий весь затылок. Это название распространялось на воротник вообще, который в старинных русских одеждах часто бывал съемным и его пристегивали или пришивали к различным одеяниям. Козыри являлись объектом щегольства, и их делали из бархата, шелка, камки, украшая вышивкой золотой и серебряной нитью, жемчугом и драгоценными камнями.
http://licey102.k26.ru/costume/kaftan.htm
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило,кушаком (обычно другого цвета).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F4%F2%E0%ED
Ферязь — разновидность Кафтана. Шилась Ф. неширокой, без воротника и перехвата в талии, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них. Застёгивалась на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. Ферязь доходила до икр, а иногда и до земли, и обычно была обшита мехом либо имела меховой воротник. Такая одежда была достаточно широкой и застегивалась на одну верхнюю пуговицу. Ферязь шили из темно-синего, темно-зеленого и коричневого сукна, иногда использовали золотую парчу и атлас. http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130314/926340592.html
Зимние Ф. на меху надевались поверх кафтана или летника. Ф. была одеждой различных слоев населения. В 14–16 вв. в Москве царская, боярская и княжеская Ф. шились из бархата, атласа, сукна и пр., украшались золотым и серебряным кружевом, пуговицами из драгоценных металлов. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144460/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B7%D1%8C
Известна ферязь Ивана Грозного: Говорят, в ней он ходил дома. А вот становые кафтаны, то есть по фигуре (стану). http://blog.t-stile.info/stanovoj-kaftan
Объярь, аксамит, сукно. 1680 г.
А тем временем во Франции…
Карл 8, многослойная одежда — внутри тонкая, чем дальше, тем богаче-наряднее, верхняя подбита мехом. Золотая вышивка и всё такое. У него голая шея, что в нашем климате не пройдёт), то же и касательно бороды.
А. И. Оленин: «Мы видим, что в XV веке французский король Карл VIII такую же шубу с откидными рукавами употреблял, какую носил в то же время Великий Князь Иван Васильевич III»
http://folk-costume.com/oxaben/
и примерно то же время (Костюм в фильме близкоисторический, не переживайте. По словам Натальи Селезневой, создавать царские облачения для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» помогала художник по костюмам, работавшая с Сергеем Эйзенштейном над его картиной «Иван Грозный». ) Кто не верит, вот ещё один Конечно, на Руси царь был самым нарядным. Но бояре, послы и пр. тоже не лыком шиты.
Опашень — долгополый кафтан из сукна, шелка и пр. с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.
Послы
Также как охабень, опашень имел откидные длинные широкие рукава. Рукава сужались к запястью. Руки продевались в особые разрезы, а рукава висели вдоль фигуры. Воротника не было. Опашень никогда не подпоясывали. http://folk-costume.com/oxaben/
Женский опашень — с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех. Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, висевший до середины спины. Женщины с опашнём носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.
И покрой, и названия нарядных одежд часто были заимствованы, в названиях найдены персидские, арабские, татарские слова, польские и пр., напрямую было влияние Византии, и нарядные богатые ткани были привозными (в том числе из Китая). Ткани были самыми разнообразными, на картине красиво показаны бархат и атлас, даже узорные ткани украшали различными деталями, и очень многие виды одежды подбивались мехом, благо это было сделать так легко…
«Нам не привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул, —
Всё равно для него:
По колени в снег,
Говорит: «Ничего!»
И.С. Никитин
Видимо, отсюда часть путаницы, когда «душегрея» была одеждой летней, и одежде летней полагалось иногда быть на меху…
Важное дополнение!
http://russian7.ru/2013/06/7-predmetov-russkoj-odezhdy/
Мне было любопытно погрузиться в далёкое прошлое, надеюсь, вам тоже 🙂
Русская одежда и быт — Славянская культура
Древнерусское государство с первых десятилетий своего существования отличалось существованием устойчивых бытовых традиций и обычаев. Деревянная русская изба на протяжении многих столетий не меняла свой облик и сохраняла определенные функциональные и конструктивные черты. Это свидетельствовало о том, что обитатели восточной части Европы с давних времен сумели найти самые лучшие сочетания природных элементов, предоставленных окружающей средой.
Большая часть жилищ того времени представляла собой наземные или полуземляночные избы, имевшие деревянные или земляные полы. В них достаточно часто строились подклети – нижние помещения, использовавшиеся для скота и хранения разных вещей.
Обеспеченные люди знатного происхождения обладали домами из нескольких срубов с крылечками, лестницами и переходами. В зависимости от материального положения семьи, обстановка в доме могла быть разной. Люди с меньшим достатком довольствовались деревянными скамьями, столами и лавками, расположенными вдоль стен, а богатые могли похвастаться еще и табуретками, покрытыми живописными произведениями и резьбой, и маленькими скамеечками, предназначенными для ног. Избы освещались лучинами, вставлявшимися в металлический светец или печные расщелины. У обеспеченных людей в домах можно было увидеть деревянные или металлические подсвечники с сальными свечами.
Купцы, бояре и князья одевались в длинные одежды с вышивками и нашитыми драгоценными камнями, а бедняки носили простые рубашки с поясами, изготовленные из домотканого сукна. В зимние месяцы простой народ носил медвежьи шубы и лапти из лыка, а богатые – кожухи и шубы из дорогостоящих мехов, опаши и однорядки. Знатные женщины также приобретали шубы и опашни и носили летники, кортели и телогреи, сшитые из бархата, дорогого иностранного сукна, украшенного жемчугом, соболями и каменьями. Дорогие одежды могли позволить себе и монахи.
Посуду бедняки изготавливали из дерева и глины; лишь некоторые предметы создавались из меди и железа. Обеспеченные представители общества пользовались металлической, а порой и золотой или серебряной посудой. В обычных домах хлеб выпекался из ржаной муки. Здесь употреблялись продукты, выращивавшиеся своими силами. Также простой народ занимался изготовлением разных напитков – хлебного кваса, пива и меда. Однако на столе богачей появлялись более разнообразные и обильные кушанья. Древнерусский быт имел существенные различия в разных слоях общества, что отображалось во всех сферах жизни.
КАК ОДЕВАЛИСЬ В СТАРИНУ
Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.
Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.
Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».
На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.
К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др. Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.
Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).
Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.
Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.
Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.
Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.
В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.
Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох.
Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.
К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.
Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.
Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.
Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.
На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.
Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.
Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.
Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.
Богатым шейным украшением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.
Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.
По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.
Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.
ДОМАШНЯЯ ОБСТАНОВКА И УТВАРЬ
Внутреннее убранство в домах знати и крупных купцов по своему богатству весьма отличалось от незатейливой обстановки в простых избах «черных» посадских людей.
Пол в комнатах покрывался обычно рогожей или войлоком, а в богатых домах — коврами. Вдоль стен, наглухо приделанные к ним, стояли деревянные лавки, обитые плетеной рогожкой или материей; в зажиточных домах лавки сверху застилались суконными или шелковыми «полавочниками», которые свешивались до самого пола. Комнатную мебель дополняли особые лавки, до двух аршин ширины, имевшие на одном конце возвышение (приголовник), чтобы можно было с большим удобством отдыхать на лавках после обеда. Для сидения служили четырехугольные табуреты (стольцы). Стоявшие перед лавками длинные узкие столы, сделанные чаще всего из дуба, нередко украшались художественной резьбой; встречались в богатых помещениях и маленькие столики, украшенные цветными камнями. Обычай требовал, чтобы столы покрывались подскатертниками, на которые во время еды настилались еще скатерти: суконные или бархатные, расшитые золотом и серебром. «Черные» посадские люди употребляли грубые полотняные скатерти или вовсе обходились без них.
Неотъемлемой принадлежностью каждой комнаты были висевшие на стене иконы.Края иконы нередко заключались в серебряный или золотой оклад, и она вкладывалась в киот. Материалом для икон чаще всего служило дерево, реже — камень или белая кость; делались и металлические складни со створками, имевшими изображения на внутренней и наружной сторонах. Иконы с лампадами и восковыми свечами перед ними помещались в переднем углу комнаты и могли задергиваться занавесом, носившим название «застенок». В зажиточных домах имелась особая «крестовая» комната, вся заставленная иконами, где происходило домашнее моление.
Стенные зеркала даже в богатых хоромах являлись тогда большой редкостью, а маленькие заграничные зеркальца были широко распространены. Что касается стенных картин, то в Москве они появились в продаже к концу XVII века.
В качестве кровати пользовались стоявшей у стены лавкой, к которой придвигали другую, широкую, и расстилали постель, состоявшую в богатых домах из пуховых перин, изголовья, подушек в нарядных наволочках, полотняных или шелковых простынь и атласного одеяла, подбитого дорогим мехом. Впрочем, роскошно отделанные постели были только в домах знати и богачей. У большей части населения постелью служил войлок, или же спали на печи, полатях, деревянных лавках, подложив шубу или иную одежду.
Домашние вещи хранились в сундуках и скрынях, то есть комодах с выдвижными ящиками. Женские украшения сберегались в художественно украшенных ларцах и переходили по наследству как фамильные драгоценности. Часы карманные (зепные) являлись большой редкостью, но стенные часы привозились к нам из-за границы часто. Известно, что царь Михаил Федорович был большим любителем и собирателем часов. По описаниям иноземцев, в доме боярина Артамона Сергеевича Матвеева в одном из покоев, имевшем деревянный пол из квадратных половиц, стояла большая кафельная печь, с потолка свешивалась люстра, а в развешенных кругом клетках сидели попугаи и другие красивые птицы; наряду со стенными картинами, большим зеркалом и столом художественной работы, имелись часы разного устройства: на одних стрелки показывали время с полудня — астрономические сутки, на других — с заката солнца, на третьих — с восхода, на четвертых сутки начинались с полуночи, как это было принято в латинской церкви. Однако в домашнем быту чаще встречались так называемые «часы боевые», где вращался циферблат, а не стрелка.
Для освещения употреблялись восковые свечи, в домах с малым достатком — сальные; пользовались также сухой лучиной из березы или ели. Свечи вставлялись в «стенные» подсвечники или в «стоячие», небольшие по размеру, которые можно было переставлять, смотря по надобности. Если в вечерний час требовалось пройти в конюшню или в амбар, то пользовались для освещения слюдяным фонарем.
Хозяйственные припасы хранились в бочках, кадях и лукошках, стоявших в клетях. Кухонная утварь была скудна и примитивна; жарили на сковородах железных и медных луженых; тесто замешивали в деревянных чанах и корытах.
Рукомойники, служившие для умывания, были медные, оловянные и даже серебряные. Когда требовалось варить пищу для большого количества людей, то в поварнях пользовались медными или железными «естовными» котлами емкостью в несколько ведер. Пивные и винные котлы обладали значительной емкостью — до 50 ведер.
Столовой посудой для жидкой пищи служили мисы деревянные, оловянные или серебряные, а для жаркого — блюда деревянные, глиняные, оловянные, медные луженые или серебряные. Тарелками пользовались редко и еще реже их мыли; вместо тарелок обычно применяли лепешки или ломти хлеба. Еще менее в ходу были ножи и вилки (в то время они были двузубыми). За неимением салфеток, сидя за столом, обтирали руки краем скатерти или полотенцем. Сосуды, в которых приносилось к столу всякого рода питье, были разнообразны: ендова, ведро, четвертина, братина и др. Часто употреблявшаяся ендова имела емкость в одно или несколько ведер. Четвертина формой походила на суповую чашку и в полную свою меру составляла четверть ведра (кварта), но в действительности она делалась разных размеров. Братина, предназначавшаяся для товарищеского угощения, являлась подобием горшка с покрышкой; из братины черпали вино ковшами или черпальцами.
Сосуды, из которых пили хозяева и гости, носили следующие названия: кружки, чаши, кубки, корцы, ковши, чарки. Кружки обычно имели цилиндрическую форму, несколько суженную кверху, но встречались кружки четырехгранные и восьмигранные. Кружка полной меры составляла одну восьмую ведра. Круглые широкие сосуды с рукоятками или скобами назывались «чашами». Кубки представляли собой круглые сосуды с крышкой и на подставке. В отличие от ковшей с их овальным дном корцы имели дно плоское. Маленькие по своим размерам чарки круглой формы с плоским дном имели иногда ножки и покрышку. Для питья вина употреблялись также, согласно древнему обычаю, оправленные в серебро рога.
В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты. На таких сосудах обычно делались надписи, заключавшие в себе изречение или посвящение тому, кому сосуд подносился в качестве подарка.
Похожие статьи:
Русский народный костюм → Семиотические доминанты в традиционном костюме народов России
Русский народный костюм → Живая рубашка
Путешествия → Русская Сибирь. Часть 3. Традиции Русского севера
Русский народный костюм → Рубаха Староверов
Русский народный костюм → Традиционная одежда народов Карелии
Рейтинг
последние 5
Старинные платья и кружева. Экскурс в историю
Что может быть интереснее экскурса в прошлое? Но как это сделать? Хорошо бы взять в сопровождающие Хромого беса Асмодея, героя одноименного романа Алена Рене Лесажа, который умел летать, открывать крыши домов и знал все про всех, заглянуть вместе с ним внутрь дома и слушать его рассказы про людей, живших когда-то, все-все самое интересное.
А может проще, пойти в музей и посмотреть на старинные платья… Они очаровательны, загадочны и многое говорят о своей владелице. Конечно, современной женщине с нашим ритмом жизни не очень удобны представить себя идущей в магазин или на работу в таком платье, но они такие красивые, изящные , что наверняка каждая девочка, женщина хотела хотя бы раз их примерить, почувствовать себя в другом мире, в других реалиях.
Они роскошны — тонкая шелковая или бархатистая ткань, они дороги — кружево, корсет, вышивка, украшения . Большое количество юбок -до 8 шт тонкого батистового полотна с кружевами, сменил кринолин, затем амазонка — платье для верховой езды.
Цвет платья определялся сезоном, назначением, возрастом и индивидуальными особенностями носительницы. Шерсть, бархат — эти ткани подходили для верховой езды. Их украшали шикарными золотыми кружевами в отделке.
Предлагаю вам, уважаемые читатели, окунуться в атмосферу роскоши, элегантности и праздника, посмотрев на фото старинных платьев.
Старинное платье 1860 г
Старинное платье 1892 г
Старинное платье 1865 г
Старинное платье 1898 г
А кружева, в качестве отделки или отдельных деталей платья, или полностью кружевное платье — какая роскошь. Роскошь, изготовленная сотнями мастериц, стоили баснословных денег. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьмы, кончали жизнь самоубийством. По официальным документам аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.
В Испании на кружево тратили столько денег, что король Филипп III издал указ в 1623 году запрещающий носить кружева. Французкий король Людовик XIII, не был так строг, он нашел выход не с помощью запретов, а с помощью развития кружевоплетения и открытия центров, для чего из Венеции, которая славилась своими кружевных дел мастерицами, были выписаны несколько сотен кружевниц. Сложный декор, изящная композиция, придавали неповторимый воздушный шарм ранним французским гипюром. Мода на кружева продолжалась до французской революции.
Самыми дорогими и изысканными считались венецианские кружева. Венецианский гипюр был широко распространен в 17 веке. Они замысловатые в узоре, но просты в исполнении, так как выполнены из узкой тесьмы на сетке.
Испанские кружева вырабатывались из шелка и золотых и серебряных металлизированных нитей. Их называли «филигранным гипюром»
В Англии кружево появилось в 16 веке. А широкую популярность приобрело благодаря королеве Виктории. Английское кружево создано из тонких нитей льна, соединенных вышивкой с шелковым шифоном. В своем любимом кружеве под названием «Honiton» она принимала коронацию, ее первого ребенка крестили в этих кружевах. С ее легкой руки это кружево и в наши дни является кружевом королевы Англии.
Ирландское кружево -вязанное было известно еще в 16 веке, а широкое распространение получило в 17 веке, так как на его производство по сравнению с вышитым кружевом, уходит значительно меньше времени. На изготовление игольчатого кружевного воротника было потрачено 3 месяца работы, изготовление ирландского кружевного вязаного воротника занимало 2 недели.
В 19 веке кружево уходит из мужского костюма, но женщины с ним не расстаются. Они украшают им не только одежду, сумочки, зонтики, но и предметы интерьера.
В России кружево было известно и до 18 века, но активное распространение получило когда Петр I выписал из Голландии кружевниц для обучения мастерству . Плели кружево в монастырях, а так же крепостные крестьянки, не гнушались этим рукоделием и девушки -дворянки. «Неузорницей» — так неодобрительно называли девушку не владеющую этим искусством. Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословья.
Не только кружевом украшали платье, но и тонкой вышивкой шелковыми нитями, пайетками, бусинами, полудрагоценными и драгоценными каменьями.
И не только женское платье украшали вышивкой, но и мужское тоже.
Приходится удивляться: когда люди жившие в те года находили время, чтобы создавать подобные шедевры, насколько они были наблюдательны и кропотливы и наверняка черпали свое творческое вдохновение у природы.
Доломан | Старинная верхняя женская одежда 7 букв |
Жупан | Старинная верхняя одежда из сукна 5 букв |
Бугай | Старинная верхняя одежда без рукавов 5 букв |
Кафтан | Русская старинная мужская верхняя одежда 6 букв |
Кафтан | Старинная длиннополая верхняя мужская одежда 6 букв |
Архалук | Старинная русская одежда, род короткого кафтана 7 букв |
Кафтан | Старинная мужская долгополая верхняя одежда 6 букв |
Армяк | Старинная мужская верхняя одежда крестьян 5 букв |
Камзол | Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов 6 букв |
Казак | Старинная верхняя одежда в виде широкого плаща 5 букв |
Праздничная и повседневная сельская одежда: humus — LiveJournal
Девушки в национальной одежде
Русские девушки в крестьянском праздничном наряде
Девушка в праздничной одежде
Женщины в праздничной одежде
Девушки в праздничной одежде. Курская губ. Фото начала ХХ в.
Девушки в праздничных костюмах. Архангельская губ. Начало ХХ в.
Девушка в праздничном костюме и нарядной повязке. Архангельская губ. Начало ХХ в.
Девушки «повязочницы» (слева) и «косыночницы» (справа) из Понежского уезда Архангельской губ. 1927 г.
Селяне в традиционных одеждах. 1921
«Повязочницы». Понежский уезд, Архангельская губ. 1927 г.
Группа девушек в праздничных нарядах. Тульская губ. 1902 г.
Девушки в праздничных костюмах. Тульская губ. 1902 г.
Дети на деревенской улице. Начало XX в.
Женщина в будничном костюме. Вологодская губ. 1911 г.
Женщина в нижегородском праздничном костюме. 1900-е гг.
Женщина в праздничном костюме. Тамбовская губ. 1904 г.
Женщина в праздничном костюме. Уфимская губ. 1911 г.
Женщина в тульском костюме
Женщина в тульском костюме
Женщина и девушка в праздничных костюмах. Орловская губ. 1904 г.
Женщина и девушка в праздничных костюмах. Орловская губ. 1904 г.
Женщина и девушка в праздничных костюмах. Орловская губ. 1904 г.
Женщины однодворки в будничных костюмах. Воронежская губ. 1908 г.
Крестьяне Нижегородской губ. в праздничных костюмах
Крестьянка в праздничном костюме. Рязанская губ. 1912 г.
Крестьянка в праздничном костюме. Смоленская губ. 1878 г.
Крестьянка Тамбовской губернии с ребенком
Крестьянки в будничной одежде. Рязанская губ. 1910 г.
Крестьянская семья в праздничных костюмах. (Беломорское поморье)
Молодая женщина в курском головном уборе «сорока». Фото второй половины XIX в.
Молодая женщина в праздничном костюме. Воронежская обл. 1928 г.
Молодая женщина в праздничном костюме. Калужская область. Начало XX века
Молодая женщина в праздничном костюме. Костромская губ. 1907 г.
Молодая женщина в праздничном костюме. Костромская губ. 1907 г.
Молодая женщина в праздничном костюме. Костромская губ. 1907 г.
Молодая женщина и девушки в повязках в селе Ненакса (Русский Север). Начало XX века
Молодая крестьянская чета. 1900-е гг.
Молодые женщины в повседневной летней одежде
Молодые крестьянки в тульских праздничных костюмах. Фото 1900-х гг.
Мужчина в верхней одежде. Вологодская губ. 1910 г.
Мужчина в овчинном тулупе. Фото 1900-х гг.
Мужчина в повседневной одежде. Орловская губ., Севский уезд
Мужчины в ямщицких и валяных шапках. 1900-е гг.
На деревенской улице. 1900-е гг.
Паренек в верхней одежде. Вологодская губ. 1911г.
Пинежанка в рубахе-намышнице
Пять крестьянок в традиционных одеждах. Юг России.1900 г.
Женщины из семьи купца. Городец, Нижний Новгород. Конец XIX века
Девочки в «парочках». Ярославская губ., Пошехонский у., дер. Захарове. 1915 г.
Дочь крестьянина И.Ф. Заозерского с сыном в обычной домашней одежде. вологодская губ.1911г.
Женщина в народном костюме Кашинского уезда Тверской области. Начало ХХ века
Девушка. Начало ХХ в.
Крестьянка с ягодами. Начало ХХ в.
Крестьянки. Орловская губ. Начало ХХ в.
Крестьянские девушки. Орловская губ. Начало ХХ в.
Старинная русская одежда. Старинная женская одежда и ее наименования
С давних времен одежда считалась отражением этнических особенностей каждого народа, это яркое воплощение культурных и религиозных ценностей, климатических условий, хозяйственного уклада.
Все эти моменты были учтены при формировании основного состава, характера кроя и украшений одежды жителей Древней Руси.
Названия одежды в Древней Руси
Одежда людей Древней Руси имела свой неповторимый , хотя некоторые элементы и были позаимствованы у других культур. Основным нарядом для всех сословий общества считались рубаха и порты.
В современном понимании, рубаха для знати представляла собой нательное нижнее белье, для простого крестьянина она считалась основной одеждой. В зависимости от социальной принадлежности ее обладателя рубаха отличалась материалом, длиной, орнаментом. Длинные рубахи выполнение из цветных шелковых тканей, украшенные вышивкой и драгоценными камнями однозначно могли себе лишь князья и вельможи. В то время, как простой человек во времена Древней Руси довольствовался одеждой изо льна. Маленькие дети также носили рубахи, но, как правило, до трех лет им перешивали одежду из родительской. Таким образом, пытаясь защитить от злых сил и плохого глаза.
Характерной мужской одеждой были порты – штаны, зауженные у щиколотки, сшитые из грубого домотканого полотна. Знатные мужи надевали поверх еще одни штаны из более дорогих иноземных тканей.
Особенности женской одежды Древней Руси
Одежда женщин в Древней Руси не отличалась замысловатым покроем, но при этом указывала на статус и материальное положение с помощью легкой и приятной на ощупь материи, а также украшением наряда.
Основные составляющие женского гардероба в Древней Руси представлены в виде такой одежды:
- Первая и незаменимая вещь – это вышеописанная рубашка или сорочка. Популярной среди девушек Древней Руси была холщовая одежда, именуемая запоной. Внешне она напоминала согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы. Одевали запону поверх рубахи и подпоясывали.
- Праздничной и нарядной одеждой считался навершник. Как правило, его шили из дорогостоящей ткани, украшали вышивкой и различными орнаментами. Внешне навершник напоминал современную тунику, с различной длиной рукава или вовсе без него.
- Отличительным элементом одежды замужних женщин была понева, представляла собой шерстяную ткань, которую оборачивали вокруг бедер и подхватывали поясом на талии. Понева разных этнических групп отличалась цветовым решением, так например племена вятичей носили поневу в синюю клетку, а племена радимичей отдавали предпочтение красному цвету.
- Рубаха для праздника называлась долгорукавкой, надевалась женщинами по особому поводу.
- Обязательным считалось для женщины покрывать голову .
Зимняя одежда Древней Руси
Географическое положение и климатические условия с суровыми зимами и достаточно прохладным летом, в значительной мере обусловили ряд особенност
Старинная верхняя одежда — 19 слов длинной от 5 до 10 букв
По запросу «старинная верхняя одежда» найдено 19 слов длинной от 5 до 10 букв.
5 букв
- Шушун — Старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки или, реже, сарафана, рубахи
- Армяк — Старинная крестьянская верхняя мужская одежда из грубого сукна в виде халата или прямого долгополого кафтана.
- Жупан — Разновидность полукафтана как старинная верхняя одежда украинцев и поляков.
- Зипун — Старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника (обычно из домотканого сукна).
- Казак — Старинная верхняя одежда в виде широкого плаща, иногда с рукавами, пелериной и капюшоном.
6 букв
- Камзол — Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов
- Кафтан — Старинная мужская долгополая верхняя одежда
- Ферязь — Старинная русская верхняя одежда (мужская и женская), длинная и распашная, без воротника
- Епанча — Старинная верхняя одежда в виде широкого длинного плаща.
- Кунтуш — Старинная польская и украинская верхняя одежда в виде кафтана с широкими откидными рукавами.
7 букв
- Архалук — Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку.
- Балахон — Старинная крестьянская верхняя одежда свободного покроя из холста, парусины и т.п.
- Казакин — Старинная мужская верхняя одежда в виде застегивающегося на крючки короткого кафтана со стоячим воротником и сборками сзади.
- Малахай — Старинная крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана без пояса.
- Охабень — Длинная и широкая старинная русская верхняя одежда в виде кафтана с четырехугольным отложным воротником, часто с откидными рукавами.
- Чекмень — Старинная верхняя мужская крестьянская одежда.
8 букв
- Телогрея — Старинная русская женская распашная верхняя одежда, длинная, обычно с откидными рукавами
9 букв
- Однорядка — Долгополый однобортный кафтан без воротника, старинная верхняя мужская одежда.
10 букв
- Полукафтан — Старинная мужская верхняя одежда — кафтан с укороченными полами