Травля со стороны родителей: Травля со стороны родственников и семьи – Что делать при жесткой травле внутри семьи?

Содержание

Каковы семейные предпосылки школьной травли – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Поведение родителей нередко влияет на вовлеченность детей в школьный буллинг, показали в статье сотрудники Института образования НИУ ВШЭ. Инициаторы травли часто происходят из семей, в которых принято жестко воспитывать детей и пренебрегать их потребностями. Жертвами агрессии нередко становятся школьники, которых дома чрезмерно контролируют, но не оказывают эмоциональной поддержки.

Демонстрация силы

Буллинг, или травля — одна из острейших проблем школьной жизни. В подростковой среде, среди одноклассников, нередко случаются драки, издевательства, угрозы, шантаж, клевета. Одному или группе учеников намеренно и регулярно причиняют вред: физический, психологический, социальный, причем силы булли (агрессора) и жертвы заведомо неравны. Авторы статьи, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан и научный сотрудник Лаборатории Мария Новикова, поясняют:

 Одна из главных целей обидчика — самоутвердиться в классе, продемонстрировать превосходство среди сверстников.

 Жертва нередко ощущает беспомощность. Травля обычно происходит при поддержке или невмешательстве других учеников.
 Буллинг может быть прямым — в виде насилия, запугивания и пр. — или косвенным (сплетни, клевета и пр.). Однако любой вид агрессии имеет последствия. Школьники, подвергшиеся травле, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности, хуже учатся.

Обобщение результатов около 80 исследований подросткового буллинга в разных странах мира показывает, что с этим явлением регулярно сталкиваются в среднем 35% учеников. Согласно международному мониторингу оценки качества образования в школе PISA, Россия демонстрирует довольно высокие показатели виктимизации. Постоянно сталкиваются с буллингом 27,5% учащихся, из них часто — 9,5% (при среднем показателе по ОЭСР — 18,7% и 8,9% соответственно).

В странах, где распространены программы противодействия буллингу (Великобритания, скандинавские страны, США), показатели подростковой агрессии действительно снижаются. Важен сам факт нетерпимости к травле, ее социальная неприемлемость. Об этом говорит и российское исследование. Если в школьном коллективе не возбраняется издеваться и оскорблять, то агрессор может набирать популярность и навязывать свой стиль поведения остальным. А это только подхлестывает травлю. И наоборот: в тех классах, где подростки и учителя осуждают агрессию, нападок и драк становится меньше. Их не считают достойным способом решения проблем, а булли не воспринимаются как лидеры.

Факторы агрессии

Среди причин буллинга исследователи называют, например, высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учебой и общением и вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.).

Артур Реан и Мария Новикова сосредоточились на семейных факторах агрессии. Это:
 структура семейной системы (иерархия или более демократичные отношения старших и младших членов семьи, взаимодействие сиблингов — братьев и сестер и пр.),
 стиль родительского воспитания (например, авторитарный или более мягкий),
 поведение отца и матери (в том числе, степень участия в воспитании детей),
 стиль общения в семье (закрытость или откровенное обсуждение проблем),

 социально-экономический статус родителей: уровень их образования, доходов, занятость.

Работа Реана и Новиковой опирается на результаты российских и зарубежных исследований школьного буллинга.

Контекст агрессии

Психологическая обстановка в семье во многом предопределяет вовлеченность ребенка в школьную травлю, подчеркивают авторы. Так, агрессорами часто оказываются дети из семей с дисбалансом власти. Например, родители подавляют и запугивают детей. Или так ведут себя старшие братья/сестры. Эту модель отношений ученики переносят в класс. Там они стараются возглавить властную иерархию.

Примеры насилия в семье тоже подстегивают агрессию. По некоторым данным, среди тех, кто стал булли (инициатором травли), в три раза больше тех, кто был свидетелем или жертвой физической агрессии в семье.

Однако, как показывают другие работы, агрессоры растут в семьях, более благополучных в эмоциональном плане, в отличие от детей, ставших жертвами травли. Последние обычно живут в семьях, в которых нет тесного эмоционального контакта между родными: преобладают дистантные отношения. Например, не принято делиться переживаниями. Оценки семейного климата оказались выше именно у инициаторов, а не у жертв травли. Агрессоры считали поведение своих родителей более предсказуемым, а обстановку дома — более позитивной.

Группа риска

Исследователи отмечают, что жертвами травли нередко становятся дети из семей с эмоциональным дисбалансом, а также рассогласованным стилем воспитания (эти факторы взаимосвязаны). Например, «невовлеченность отца часто сопровождается сверхконтролем со стороны матери», поясняют Реан и Новикова.

Но возможен и другой сценарий. Риски виктимизации выше для тех детей, которых критикуют и контролируют оба родителя. При этом критика носит, скорее, формальный характер: отец и мать ругают школьника, не углубляясь в саму проблему, то есть не помогая в ее решении. «Например, школьника критикуют за то, что он вступил в конфликт, подрался с кем-то из одноклассников, — поясняет Мария Новикова. — При этом родители не вникают в суть проблемы: какова была ситуация, что послужило причинами конфликта, кто его инициировал. Они просто говорят, например, что «хорошие дети не дерутся», и все».

Особенно тревожен тот факт, что сами дети занимают по отношению к буллингу пассивную позицию. Они считают, что любые их действия, скорее, ухудшат ситуацию. «Появляется ощущение бессилия, так называемой выученной беспомощности, когда человек уверен, что никак не может повлиять на ситуацию и его страдания будут продолжаться бесконечно, — комментирует исследовательница. — Это может вносить вклад в появление суицидальных мыслей и намерений».

Виктимизация может быть связана и с дефицитом сепарации (психологического отделения) от родителей, со слишком «тесной вовлеченностью ребенка в отношения со всеми членами семьи». Старший брат или сестра в этом случае расцениваются двояко. С одной стороны, отношения с ними достаточно близкие. С другой стороны, потенциальная жертва расценивает сиблингов как людей, имеющих власть над ними. В итоге проявление негативных эмоций выглядит здесь опасным или неуместным. Такие переживания вытесняются. Это имеет негативные последствия, психологическая травма может растягиваться на долгие годы.

Мать и отец

Согласно ряду исследований, булли обоих полов испытывают трудности в общении с родителями. Но и виктимизация тоже связана с непростыми отношениями с матерью и отцом.

Так, гиперопека со стороны матери создает риски стать жертвой школьной травли для мальчиков. Для девочек они возникают при холодном и враждебном отношении матери. И наоборот, «материнское тепло и благоприятный климат в семье снижают интенсивность психологических последствий, в частности, депрессивной симптоматики, у детей, уже подвергшихся травле», добавляют авторы.

Деструктивно «поведение матерей, которое тормозит овладение детьми характерными для их гендера социальными ролями», подчеркивают исследователи. Скажем, мать, пытаясь уберечь сына от травм, может всячески ограничивать его подвижность, запрещать ему бегать, прыгать, иногда разбивать себе нос (например, в потасовке), поясняет Мария Новикова.

Роль отца также неоднозначна. Так, они могут учить агрессии — прямо или косвенно: поведением, суждениями и пр. Исследования показывают, что у отцов, травивших одноклассников в школьные годы, дети чаще становились агрессорами (16% случаев), чем у отцов, не участвовавших в буллинге (лишь 5,5% случаев агрессии среди таких учеников).

Для младших школьников предикторами агрессии, по данным ряда работ, оказываются:
ситуация, когда отец ретроспективно оценивает период беременности жены как высокострессовый для него,

враждебность отца по отношению к ребенку в его раннем детстве,
слишком жесткое воспитание, включая бойкот, физические наказания и пр. Отец может постоянно «апеллировать к тому, как ведут себя «настоящие мужчины», хотя это очень ограниченная модель поведения, которая подходит не для всех ситуаций воспитания ребенка», комментирует исследовательница.

Общение дома

Если в семье хорошо простроены коммуникации, то риск виктимизации (или переживаний по поводу травли) для ребенка ниже. И наоборот, в семьях с так называемым «разделенным коммуникационным профилем» (когда люди закрыты, мало психологически поддерживают друг друга и пр.) детям, подвергшимся буллингу, бывает сложнее. Обсуждать переживания в таких системах не принято. А если общение на эти темы и есть, то оно происходит не в триаде «мать — отец — ребенок», а в диаде, то есть между ребенком и одним из родителей или с обоими, но раздельно.

По данным исследований, родители или сиблинги часто связывают насилие с поведением самой жертвы: «Сам спровоцировал, не умеет общаться, не добился успеха у одноклассников, не мог дать сдачи и пр.». В итоге ребенок замыкается, не делится переживаниями с близкими. В этом случае травлю пресечь сложнее.

Социально-экономическая рамка

Дети из малообразованных и бедных семей чаще проявляют агрессию, но и нередко сами становятся ее жертвами. «Социально невыигрышный контекст — низкий уровень образования, доходов, культурного капитала семьи — является предиктором более жесткого и непоследовательного стиля воспитания, — поясняют исследователи. — А оно, в свою очередь, предопределяет нехватку социальных навыков и проблемы когнитивного развития. Это приводит к проблемам с поведением, таким, как детская агрессия».

В то же время, дети из небогатых и малообразованных семей чаще подвержены виктимизации, поскольку чувствуют себя в коллективе менее уверенно. «Больше травят детей из семей, где работает только мама или вообще никто из родителей не работает», — добавляет Мария Новикова. Этническая принадлежность и миграционная история семьи не всегда влияют на вовлеченность в травлю.

Основная защита от виктимизации — родительская любовь и внимание. Эмоциональный контакт с детьми, откровенное общение в семье снижают риски буллинга, заключают Артур Реан и Мария Новикова.

IQ

Авторы исследования:

Артур Реан, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ
Подпишись на IQ.HSE

Что делать, если вашего ребенка травят? Советы юриста

Кибербуллинг или травля в социальных сетях

Сегодня ребенок знакомится с информационными технологиями очень рано. Уже никого не удивить трехлетним малышом, способным открыть Youtube и найти мультфильм или скачать новую игру. В наше время, интернет-пространство представляет собой элемент социализации детей, наравне с семьей и школой. При этом, количество несовершеннолетних пользователей Интернета ежедневно увеличивается, среди них, больше 10 млн детей до 14 лет, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых.

Однако, погружаясь в Интернет, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой, он не в состоянии в силу возрастных особенностей.

При отсутствии контроля со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей и др.), при пользовании Интернетом ребенок может случайно оказаться на опасных для него страницах (многочисленные всплывающие окна, ошибочные поисковые запросы, гиперссылки в социальных сетях и др.), которые содержат негативный контент.

Появляется опасность возникновения кибербуллинга или травли, проявления агрессии, угроз и оскорблений, с помощью интернета, смартфона и других гаджетов, чаще всего через социальные сети, мессенджеры и электронную почту.

Кибербуллинг может выйти из границ интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе.

Дети и подростки, не понимая опасности своих действий, выкладывают большой объем личной информации в интернет на своих страницах в социальных сетях, которая может быть использована агрессором для запугивания своего объекта.

Дети часто боятся рассказывать о применяемом к ним насилии, так как испытывают страх, что они будут наказаны за это. Родители же, как правило, в редких случаях имеют понятие о буллинге и методах защиты от него и от других угрозах, в виде мошенничества, взлома социальных сетей и о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.

Как можно уберечь ребенка от опасностей в сети?

Избежать или по меньшей мере снизить риск буллинга в социальных сетях, возможно при соблюдении нескольких правил:

  • Научите детей, какую личную информацию никогда нельзя выкладывать в сеть (например, адрес и телефон, номер школы).
  • Обсудите, как может быть использована та или иная информация интернет-хулиганами.
  • Объясните, что анонимность не должна приводить к вседозволенности, что интернет-общение должно быть дружественным, в нем недопустима агрессия по отношению к другим людям.
  • Объясните правила общения с незнакомыми людьми в социальных сетях, в том числе о предложениях встречи и обмене фотографиями.
  • Не оставляйте ребенка без родительского внимания в этой сфере, или вы рискуете пропустить тот момент, когда травля уже началась, не заметив изменения поведения ребенка.

Психологи считают, что в ситуациях травли и проявления агрессии в интернете, лучше всего игнорировать обидчика, заблокировав его и удалив всю личную информацию, тем самым прекратив возможность общения. Но иногда этого недостаточно, и если травля продолжается длительное время, поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов. Действия подобного рода недопустимы, не только с моральной точки зрения, но и с правовой. Так как они унижают честь и достоинство детей и подростков, нарушают множество прав и могут привести к непоправимым последствиям.

Интернет сервисы, способные предупредить некоторые интернет-преступления

В руках современных родителей есть множество инструментов контроля за детьми в интернете. Браузеры блокируют опасные или нежелательные сайты.

Мобильные, планшеты и игровые приставки часто оснащены собственными средствами родительского контроля. Кроме того, все больше производителей разрабатывают гаджеты специально для детей: функции защиты присутствуют в них по умолчанию.

Например, Kaspersky Safe Kids, приложение «где мои дети», или любое другое приложение, разработанные известными антивирусами для защиты интернет пространства, которые позволяют отслеживать нежелательный контент, защищают от покупок сомнительных программ и т.п.

Что делать если вы столкнулись с травлей

Собираем доказательства

Для того, чтобы доказать факт угрозы и насилия над вашим ребенком, необходимо собрать всю возможную информацию. Делаем скриншоты (фотографии) страниц переписок, оскорблений, взломанных аккаунтов, угроз (если дойдет до суда – заверяем скриншоты у нотариуса). При переходе угрозы в реальную жизнь – записываем на диктофон и видео противоправное действие, это не запрещено.

Если вам угрожают, распространяют клевету или создают «фейки» от вашего имени, то подаем жалобу в администрацию социальных сетей. Сообщаем об активности Интернет-провайдеру и в администрацию ресурсов, на которых происходит травля. Сейчас почти все сообщества настроены против травли и имеют мощную сервисную поддержку:

Вконтакте — https://vk.com/support?act=new&id=8111

Facebook — https://www.facebook.com/communitystandards/

Instagram — https://help.instagram.com/contact/584460464982589?helpref=faq_content

Youtube — https://support.google.com/youtube/answer/2801999?hl=ru&ref_topic=2803176

При отсутствии результата, обращаемся с заявлением в полицию.

Далее блокируем адрес электронной почты, закрываем настройками приватности социальные страницы, скрываем все личные контакты.

Если травля переходит из Интернет-пространства в реальную жизнь

С собранными доказательствами обращаемся к классному руководителю, школьному психологу или социальному педагогу.

Ребенок никогда не справится с травлей сам, необходимо подключение взрослых!

Если классный руководитель бездействует, подаем жалобу:

  • На имя директора, с подробным описанием проблемы и доказательств того, что проблема серьезная.
  • В комиссию по делам несовершеннолетних управы/администрации района.
  • В управляющий совет школы
  • Инспектору по делам несовершеннолетних.

Жалобы должны быть письменными, устный разговор не фиксирует ваше обращение.

Если не добиваемся решения проблемы, пишем жалобы о бездействии представителей гос. учреждения:

  • В Департамент образования.
  • В прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека

Если ребенку причиняют физический вред, Вы имеет право вызвать полицию в школу и разобраться на месте. Здесь будет также привлечена комиссия по делам о несовершеннолетних.

Абьюзера могут поставить на учет для наблюдения.

*Подготовлено с использованием материалов книги Натальи Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка»

Юридическая ответственность

В российском законодательстве надежных способов защититься от буллинга и травли (в интернете и вне его) пока нет. Однако, при должной решительности и последовательности действий, виновных лиц можно привлечь к уголовной и/или административной ответственности. Зависит от квалификации содеянного, с учетом конкретных обстоятельств.

Если абьюзеру до 14 лет — ответственность несут его родители.

Уголовная ответственность с 16 лет:

  • «Доведение до самоубийства» (ст. 110 УК РФ),
  • «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ),
  • «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» (ст. 119 УК РФ),

При переходе угрозы из интернета в реальную жизнь:

  • «Побои» (ст. 116 УК РФ),
  • «Истязание» (ст. 117 УК РФ),
  • «Клевета».

За клевету, то есть распространение заведомо ложной информации, в том числе и в сети Интернет, предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность (ст.ст. 152 ГК РФ, 128.1 и 298.1 УК РФ).

Уголовная ответственность с 14 лет:

  • «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (ст.111 УК РФ),
  • «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести» (ст.112 УК РФ),
  • Кража (ст. 158 УК РФ),
  • Грабеж (ст. 161 УК РФ),
  • Разбой (ст. 162 УК РФ),
  • Вымогательство (ст. 163 УК РФ)

Действия незнакомца, направленные на шантаж ребенка интимными фотографиями или другими личными данными, будет являться вымогательством, к примеру, если они направлены на получение от ребенка или его родителей денег. При выявлении шантажа необходимо заявить об этом в полицию.

  • Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч2 УК РФ),
  • Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 ч2 УК РФ),
  • Вандализм (ст. 214 УК РФ).

Административная ответственность

  • «Оскорбление» (ст. 5.61 КоАП РФ)

В отличие от клеветы, оскорбление подразумевает высказывание оценочных суждений в неприличной форме самому лицу, к которому они относятся.

Помимо административной ответственности, наступает:

  • — уголовная — ст. 319 и ст. 336 УК РФ,
  • — административная – ст. 5.61 КоАП РФ,
  • — гражданско-правовая — может наступить, даже если оскорбление было нанесено в сети Интернет.
  • «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ)

Даже по этим преступлениям правоприменительная практика чаще всего ограничивается штрафом или предупреждением. Однако, этого достаточно, чтобы обидчик и его родители задумались о своих действиях.

Что необходимо сделать, чтобы обратиться в суд?

Для этого родителю понадобится, собрать не только доказательства в виде скриншотов, записей и показаний свидетелей (потребуется нотариально заверенная копия протокола осмотра сайтов), но и чеки за возможные траты, которые повлекло правонарушение в адрес их ребенка. Это касается и кибербуллинга и обычной травли.

Это могут быть чеки на лекарства, прописанные психологом или психотерапевтом.

Оплата услуг врачей и юриста, а также репетитора, при вынужденном пропуске занятий.

Помимо этого, если была порча имущества, учитываем и эти суммы.

  • П. 1 и п. 7 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ содержит право потерпевшего требовать защиты его чести по суду;
  • п. 3, 7 ст. 152 ГК, а также ст. 46 Закона «О средствах массовой информации» предписывает необходимость опровержения сведений и публичного извинения.
  • В статьях 150, 151 ГК содержатся требования о возмещении/компенсации вам морального вреда.

На основании этого, в суд подается исковое заявление о возмещении морального и материального вреда, о защите чести и достоинства.

Для ведения подобных дел лучше обратиться к помощи юриста.

Пожаловаться на распространение порочащих ваших детей сведений можно также в прокуратуру. В компетенцию данного органа входит привлечение нарушителя к уголовной ответственности без судебного разбирательства. Если всё же суда не избежать, то работник прокуратуры будет представлять ваши интересы, выступая в статусе гособвинителя.

Наталья Гайкалова, семейный юрист

Ошибки родителей, усиливающие травлю ребенка в детском коллективе

В журнале ludmilapsyholog в последних постах активно обсуждается тема травли детей в детском коллективе. То, что такая тема существует знает всякий, кто пробыл хоть какое-то время среди детей, которые вынуждены находиться вместе в одном помещении под давлением внешних обстоятельств. Внутри этого «коллектива поневоле» очень быстро выстраивается определённая иерархия. Но а так как дети, это во многом ещё животные, живущие инстинктами, то и иерархия в их коллективе выстраивается такая же, как и в животном мире.

То есть в коллективе есть три группы:

  1. альфа — вожаки-предводители, чей авторитет доказан силой,
  2. бета — середнячки, среди которых различают две подгруппы:
    1. приближенные к телу — те, кто входят в самый близкий круг альфа вожака
    2. все остальные
  3. омега — группа, имеющая самый низкий социальный статус. Так называемые «козлы отпущения», которых все травят и унижают — за счет этого поднимая свой собственный статус.

Самое печальное для родителей узнать, что их любимый ребёнок, которого дома все любят и лелеют, в школе вдруг оказывается в этой третьей группе детей, над которыми все издеваются.

Людмила Петрановская, чей блог я уже упоминала, как раз и стала таким родителем. Она многое что пыталась сделать, чтобы переломить эту ситуацию и в итоге на своём горьком опыте она сформулировала 7 типичных ошибок, которые совершают родители, пытаясь исправить эту ситуацию травли их ребёнка.

Зная, что это не работает, она призывает родителей к более активным действиям, а точнее к открытому конфликту с администрацией школы и всеми заинтересованными лицами. Так как только этот путь в данной ситуации оказывается наиболее действенным.

Итак, под катом, 7 типичных ошибок

Для начала — о том, что, как мне кажется, заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе. О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.

1.    Ждать, что само пройдет.

Само не проходит. У детей до подросткового возраста — точно, позже есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении. Возможно, не полностью прекратить, но сильно уменьшить травлю это может. Я такое несколько раз наблюдала, и сама когда-то участвовала.

В нашем классе сильно травили мальчика из не очень благополучной семьи, очень жестоко, он считался «вонючим» (был энурез, как я теперь понимаю). Били, обзывали, отнимали портфель, в общем, по полной программе. Жалко его было всегда, но это воспринималось как данность, неизбежность — ведь «он такой».  Учителя тоже в основном пытались давить на жалость, что дела не улучшало. А потом, классе в 6, вдруг накрыло осознание, что так нельзя. Что просто нельзя и все, независимо от того, какой он. Ощущение холода между лопаток от 30 взглядов, когда я иду через весь класс и сажусь рядом с ним (на это место  НИКТО и НИКОГДА добровольно не садился), я не забуду всю жизнь. И шепот «С вонючкой села! Сама провоняет!». В общем, это было почти социальное самоубийство с моей стороны. Но внутри было это вот новое чувство, и выбора не было. Как бы я теперь назвала, мораль проклюнулась. Как раз в 12. И ничего, обошлось. Поудивлялись и приняли как факт. Видимо, мораль начала не только у меня уже прорезаться, дети были умные. А мальчик потом приходил ко мне домой, я его по русскому подтягивала, очень интересный оказался, вежливый и читал много. Как-то потише стало вскоре с травлей. Не полюбили его, конечно, но обижали меньше.

Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные  ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять.  И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, «антимораль». По крайней мере, ему будет гораздо труднее.

2. Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает травля — воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать.

Но. Если из всего этого делается вывод: «так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят», это и есть оправдывать, объясняя.  Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения пофиг, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и «не такой», травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности «анализирует причины», вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Это как раз было в нашем случае, когда учительница на все мои разговоры приводила примеры, как дети, которых травят, отличаются от других детей в классе и вот, мол, все поэтому. И мне не хватало твердости четко сформулировать,  что все это очень интересно и, может быть, и правда, только никакого отношения не имеет к вопросу обеспечения психологической безопасности детей во вверенном ей классе.  И когда она прибегала к излюбленному ходу «Нет, а вот скажите, а со своего ребенка Вы, значит, совсем снимаете ответственность за эту ситуацию?» мне давно надо было сказать: «Совсем. Она никого не била и не травила, а такой, как все, быть не обязана».

Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.

3. Путать травлю и непопулярность
.

Подмена проблемы. Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли — не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли — НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия.

Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного — безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. Подобных предложений было много в комментах. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет — все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду — «ботан». Помог кому-то — «подлиза». Нарисовал хорошо — «художник-мазила-мочи Левитана». Все в таком духе. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию.

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Типа, соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности — может быть. Если идет травля — нет. И даже может быть наоборот. Как-то я общалась с девицей, со смаком вспоминавшей, как они в каком-то лагере для детей-мажоров травили Яну Поплавскую, которая вип-родителей не имела, а путевку ей дали после успеха фильма про Красную Шапочку. Травили «чтобы знала, что она все равно не нашего круга, хоть и артистка». Сама девица была похожа на крысу, если честно.

4. Считать травлю проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все.

Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоциональноо развитии из-за долгого и сильного стресса.

 Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. В комментариях много было такого опыта. Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Приводили примеры, как испытанный острый стыд заставлял что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт  всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей.

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. Пиррова победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого «булли», а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будем немного, носи он хоть сплошное «Прада», как известно.

Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие — страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на учебу.

Так что если это не вашего ребенка травят — не думайте, что лично у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия, как это было в случае с дочкиным другом. И тогда абсолютно любой — в том числе и ваш — ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…

5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа «все дело в том, что они такие».

Чаще всего приходится слышать, что жертва — «такая» (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго» и т. д.).

«Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда — все пойдет.   Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли — чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так  привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя.

Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они «звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей» и т. п. Опять-таки, конечно,  роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с дочкой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играли. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко «эти сволочи» поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы илиповысить свой культурный уровень.

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике — болезнь группы.  И работать надо с группой в целом. То же относится к попыткам «взять за грудки». Это может защитить конкретного ребенка, но группа, вкусившая «крови», тут же выберет другую жертву. Просто убрать жертву или зачинщика, все сведя к их личным особенностям, тоже не факт, что поможет — действо вполне может продолжиться с другими исполнителями главных ролей.

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц — все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить.

6. Давить на жалость

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. Я про это писала в книжке «В класс пришел приемный ребенок», там, где история Тимура. Очень частая ошибка.

7. Принимать правил игры
.

Это самое важное, пожалуй. Ошибка — выбирать между виктимностью и агрессией.

Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор. Либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить». Либо «меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира.

Подталкивать ребенка — это значит говорить ему  «подумай, в чем ты сам виноват» или «дай ему, чтоб неповадно было». В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой месседж: «Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть,  они сильны, а значит — правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри.

Выбирай, детка!». По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней.  Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь»

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя.  Если до этого у  него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье.

Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию. Которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что «мир устроен так». Такие волны этой детской незащищенности плескались в комментариях к прошлым постам…

Когда я писала, что нужно идти на конфронтацию, я именно это имела в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым «сильный имеет право бить слабого». С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен — и точка.

Этот тот самый главный вывод, о котором я уже писала. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, «командообразование» тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью, достаточно те же комменты почитать.

Источник

Как пережить травлю и ее последствия — The Village

Общие принципы борьбы с травлей

По словам психологов, травля в любом обществе протекает по примерно похожим схемам и задействует одинаковые механизмы.

Важно понимать, что агрессор обычно ждет реакции от своей жертвы, поэтому в любом случае требуется сохранять нейтралитет и ни в коем случае не демонстрировать свою слабость. Тогда есть вероятность, что агрессор просто потеряет интерес к ситуации.

Если есть авторитеты, к которым можно обратиться за помощью (родители, учителя, психолог, близкие друзья, руководитель), лучше сделать это как можно быстрее. В одиночку бороться с буллингом очень сложно.

В самых критичных случаях решением проблемы может стать смена места, но прибегать к ней нужно, только когда другие варианты уже не помогли. Это подходит в том случае, когда руководство коллектива (учителя или начальник на работе) не поощряет, а то и вовсе препятствует борьбе с буллингом. В этом случае энергозатраты могут быть слишком высокими.

Закон против травли

Не нужно пренебрегать официальными способами защиты — в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом по целому ряду статей: возбуждение ненависти или вражды (282 УК РФ), клевета (128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого — 115 УК РФ, среднего — 112 УК РФ, тяжелого —111 УК РФ), истязание (117 УК РФ), доведение до самоубийства (110 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества (167 УК РФ). И хотя конкретных законов против буллинга или хотя бы его определения в Конституции или в любом кодексе нет, ориентироваться можно на конкретные противоправные действия, совершенные против жертвы.

Учитывая, что большая часть случаев буллинга происходит в школах (или даже детских садах), а агрессорами обычно выступают сами дети, важно понимать, что частичная уголовная ответственность наступает с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству.

С 14 лет же ребенок несет ответственность, например, по статьям 111 и 163 (вымогательство и шантаж) Уголовного кодекса, а также минимальное наказание может последовать за грабеж, разбой, вандализм и хулиганство. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность.

При необходимости обращения в суд надо собрать достаточную доказательную базу: в нее войдут заверенные нотариусом скриншоты переписок или оскорбительных постов, показания свидетелей, справки о побоях и других травмах, фотографии испорченных вещей, заключения о порче вещей и поломке техники, если такие возможно получить.

Отдельно можно записать и разговоры с оскорблениями и угрозами, но нужно помнить, что любое записывающее устройство должно быть куплено в России (китайские сайты не подойдут для этой цели), в противном случае запись будет считаться незаконной. Желательно даже сохранить чек после покупки техники. О незаконном обороте таких технических средств говорится в пункте 1 статьи 138 УК РФ. Если запись ведется на телефон, его приобретение в границах РФ также важно.

С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение (если в результате травли понадобилась помощь психолога), а также оценить моральный вред, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора.

Семейная травля. Что делать, если один ваш ребенок терроризирует другого — Статьи — Дети старше 7 лет

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Когда обсуждают травлю, говорят обычно о том, что происходит между детьми в школе. У жертв издевательств со стороны одноклассников повышен риск депрессии, тревожного расстройства и других тяжелых последствий для психики и здоровья в целом.

Но существует такая проблема, как семейная травля. Речь идет об отношениях между братьями и сестрами, и эти отношения порой далеки от идеала. Один ребенок может систематически изводить и унижать другого.

Часто об этих издевательствах не знает никто, кроме жертвы и преследователя, даже родители, которые, даже будучи в курсе, обычно предпочитают «не выносить сор из избы». И такая ситуация гораздо более трагична и неразрешима для жертвы, чем травля в школе.

Из школы можно уйти, а из семьи нет. Твой мучитель всегда рядом, он знает все твои слабости и уязвимые места, и от него не скрыться. Разве что вырасти.

Как отличить травлю от обычных детских конфликтов?

В статье на сайте The Huffington Post рассказывается история 27-летней Мелиссы, которая все свое детство думала только о том, как спастись от травли, с которой сталкивалась каждый день. Девочка жила с отцом, мачехой, сводными братьями и сводной сестрой. Те постоянно били ее, крали ее вещи, ломали и портили их и всячески издевались над ней. Например, сводная сестра могла налить воды в постель Мелиссы и сказать матери, что та описалась.

«Помню, что в десять лет я хотела покончить с собой, настолько я была несчастна, настолько безвыходной казалась мне моя жизнь», – вспоминает Мелисса. Единственной отдушиной, спасением и убежищем для девочки была как раз школа, куда она с радостью отправлялась. Труднее всего было пережить уикенд и каникулы.

«Я была абсолютна беспомощна. Папа постоянно был на работе, а мачехе было все равно. Посыл от родителей был такой: закаляйся, это жизнь. Но это была не жизнь. Есть разница между нормальными ссорами между братьями и сестрами и тем, через что пришлось пройти мне. Это продолжалось и продолжалось», – говорит Мелисса, у которой только один ребенок, и она не планирует рожать еще, во многом из-за той психологической травмы, которую она получила в детстве.

Специалисты обращают внимание на то, что грань между травлей и обычными конфликтами очень тонка. Но если кто-то из детей ведет себя по отношению к своему брату или сестре агрессивно, демонстрирует свою власть и превосходство, и такое поведение регулярно, то, скорее всего, речь идет именно о травле.

Исследования по этой теме показывают, что семейная травля – очень распространенное явление, несмотря на то, что о нем не принято говорить. Например, когда исследователи из Университета штата Небраска опросили около 400 молодых взрослых людей, оказалось, что среди них гораздо больше тех, кто страдал от травли дома, а не в школе. И последствия таких отношений для психики могут быть не менее тяжелыми, говорят данные исследований.  

«Так сложилось, что семейная травля воспринимается как нечто нормальное, даже полезное. Некоторые считают, что отношения между братьями и сестрами, в основе которых — агрессия, издевательства, давление – учат детей выживать, бороться и прокачивать навыки разрешения конфликтов, — отметила специалист по семейным отношениям, профессор Нью-Хэмпширского университета Коринна Дженкинс Такер. — Но эти отношения — центральные в вашей жизни. Это одни из самых длительных отношений, которые у вас есть. И от них во многом зависит то, каким человеком вы выросли».

Что могут сделать родители?

Еще одна жертва семейной травли, 54-летняя Бет, говорит: самым ужасным и болезненным для нее в детстве было даже не поведение ее старшего брата, а чувство, что родители ее не только не защищают, а как будто разрешают брату так себя вести. «Мама всегда смотрела на все происходящее сквозь пальцы. Похоже, она считала, что это совершенно нормально, если брат бьет сестру, как будто все это происходило не с ее детьми», – вспоминает Бет.

Кадр из фильма «Матильда»

В этом главное отличие травли, происходящей в семье, от буллинга в школе. В последнем случае высока вероятность, что в ситуацию вмешаются взрослые — учителя или родители. А когда все происходит дома, родители зачастую предпочитают закрывать на происходящее глаза и не вмешиваться, надеясь, что дети как-нибудь разберутся сами.

Но вмешаться все же необходимо, если вы интуитивно чувствуете, что происходит что-то неладное. Присмотритесь к отношениям между детьми, обратив внимание на три ключевых фактора, наличие которых сигнализирует о том, что это не просто ссоры: намеренность, повторяемость и демонстрация своей власти.

«При нормальных конфликтах между детьми, вспыхивающих время от времени, обычно хотя бы приблизительно соблюдается баланс – кто первый начал. Например, в 40% случаев это ребенок А, а в 60% случаев – ребенок В. А если речь идет о травле первого вторым, второй выступает в роли агрессора в большинстве случаев», – поясняет специалист по травле, психолог Кэрри Голдман.

Еще один «красный флажок» – причины конфликтов. Если дети ссорятся из-за игрушек, это одно дело, а если объектом насмешек и издевательств становятся личные качества одного из детей – совсем другое. И отнестись к этому нужно со всей серьезностью.

Разработайте план действий и установите для детей жесткие границы поведения. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

«Я абсолютно уверена, что единственный путь в этой ситуации – семейная психотерапия, включающая всех членов семьи, и она действительно работает, – говорит Голдман. – Иногда родители знают, что что-то не так, но надеются, что все как-нибудь рассосется само собой. Или отправляются на психологическую консультацию только с одним из детей. Но работать нужно со всей «экосистемой», сложившейся внутри семьи».

Читайте также:

Как избежать ревности между детьми: инструкция для родителей

10 советов о том, как подготовить ребенка к появлению брата или сестры

10 фраз, которые никогда нельзя говорить детям

Рассказы о детях, которые травили других — Wonderzine

Мой сын договорился с одноклассником, к ним присоединился кто-то ещё, и они решили бороться с обидчиком его же методами. Ходили за ним и кричали что-то вроде: «Давай, лечись!» Какую-то фразу, которую они где-то услышали, в ней не было злого умысла. Но мальчик воспринял это как оскорбление из-за веса. Конечно, он выглядит в этой ситуации жертвой. Мой сын способен на провокации, у него обострённое чувство справедливости, не всегда умеренное. Способ, который он придумал, видимо, подействовал на этого мальчика. Но при этом, я понимаю, в современном обществе такие вещи недопустимы. Мы не можем поощрять в наших детях такие методы борьбы, это унижает прежде всего самих борцов. Это низкий способ, хоть и хорошо работающий. Детское общество не обременено этическими нормами: для них метод, который действует, — это хороший метод, и мой сын пока не понимает до конца, что тут неправильного.

Я знаю, что такое травля, видела её со стороны, когда училась в школе, но не ожидала, что столкнусь с ней таким образом. Для меня это было разрывом шаблонов: когда читаешь посты, видишь — вот тут плохие, вот тут хорошие. Но, как и многое в жизни, это оказалось не так линейно. Из-за невмешательства взрослых дети сами ищут любые эффективные способы постоять за себя — и иногда это превращается в травлю. Мой сын пытался дружить и играть с этим мальчиком, за неделю до эпизода буллинга хотел пригласить его на день рождения: некоторые родители сказали, что не отпустят своих детей, если он там будет. Я была удивлена, что кто-то решает, с кем дружить или не дружить их детям. Узнав обо всём происходящем, я поспешила вмешаться — мы говорили с ним несколько дней. Сын больше не предпринимал попыток «наказания». Я попросила его просто не делать этого, пообещала, что мы проработаем эту проблему. Я позвонила маме мальчика, сказала: «Да, я знаю об этой ситуации и считаю, что мой ребёнок повёл себя неправильно». Через пару недель мы уехали за границу, и всё замялось.

Мой сын не просто включился в травлю — он был её инициатором. Это не оправдание, но его мотивы были связаны с разрушением его чувства справедливости и базового чувства безопасности. Пока непонятно, получилось ли у нас разобраться с этим или нет. У моего ребёнка любимое слово «ладно»: он вроде бы соглашается, но делает по-своему. Но если для него в принципе допустимы такие методы борьбы, видимо, есть что-то в его характере, с чем придётся работать достаточно долго, и то, что будет сдерживаться исключительно его волей и нашими объяснениями. Надеюсь, удастся привить ему гуманистические ценности и мысль о недопустимости унижения других людей.

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя — Рамблер/новости

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Читайте также

Цена безопасности. Чему учит «битва на ножах» в пермской школе В первый класс: почему дети не хотят идти в школу