Выставка в пушкинском музее в июне 2020 г о венеции: Планы Пушкинского музея на 2020 год – Афиша – план выставок на 2020 год • Интерьер+Дизайн

Содержание

план выставок на 2020 год • Интерьер+Дизайн

ГМИИ имени Пушкина подготовился к новому 2020 году. История татуировки, Билл Виола, коллекция семьи Герлен и собрание неополитанского музея Каподимонте украсят залы ГМИИ.

По теме: ГМИИ имени Пушкина: планы на 2019 год

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина завершит 2019 год и начнет 2020 выставкой британского живописца Томаса Гейнсборо. Далее «мы покажем шедевры нашей коллекции рисунка», — говорит директор музея Марина Лошак. Выставка более 200 рисунков XV – XX веков имела большой успех в Париже. Проект продлится три месяца.

После этого в главном здании можно будет увидеть одновременно две выставки. В восьми залах — историю неаполитанского Музея Каподимонте и в Белом зале — выставку видеоарта Билла Виолы, которого критики называют «современным Караваджо».

Билл Виола. The Dreamers, 2013. Фрагмент. Видео и звуковая инсталляция. © Bill Viola Фото Kira Perov

«Это будет бьющий наповал эмоциональный заряд, связанный с творчеством Виолы, со всеми его страстями, которые абсолютно рифмуются с итальянским барокко».

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков пройдет выставка, посвященная истории татуировки. Ее помог организовать парижский музей Бранли. Здесь же покажут коллекцию современного рисунка семьи Герлен, тысячи работ из которой были приобретены Центром Помпиду. 

Павел Пепперштейн. Танцующая женщина. 2007. Дар семьи Герлен Центру Помпиду. 2012.  @Pavel Pepperstein

Завершится 2020 год в музее традиционными «Декабрьскими вечерами». На этот раз они будут посвящены 100-летию Зальцбургского фестиваля. Роскошным кануном станет выставка австрийского искусства — от старых мастеров до художников XX века.

Выставка «Венеция Ренессанса» — главная летняя выставка Пушкинского музея – ВТБ – России

7 июня 2017

Главной летней выставке Пушкинского музея — посвящается

9 июня в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стартует долгожданная выставка «Венеция Ренессанса». О причинах, по которым эту выставку ни в коем случае нельзя пропустить, читайте в нашем специальном материале. 

Первая причина: познакомиться с Тицианом


«Саломея с головой Иоанна Крестителя»
Тициан Вечеллио, 1515, Рим, Галерея Дориа-Памфили

Тициану Вечеллио не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции и поставили в один ряд с тремя титанами эпохи Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэлем. Только ему император Карл V и испанский король Филипп II доверяли писать свои портреты. Его главными заказчиками были сильные мира сего, в том числе далеко за пределами Италии. Эти могущественные покровители достойно оплачивали его работу, так что художник, вполне развенчавший миф о бедности творческих натур, жил ни в чем себе не отказывая. Он с удовольствием устраивал богатые пиршества и, говорят, очень ценил женское общество. 

Одна из его пассий — натурщица Виоланта — изображена на полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя», которое будет представлено на выставке. Догадаться, что это именно она, помогает ловко припрятанный в складках декольте цветочек виолы — отсылка к ее имени. Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лицо Иоанна на картине — это лицо самого художника.

По легенде, юная Саломея своим танцем так поразила царя Ирода, что он согласился исполнить любое ее желание. Девушка попросила принести ей голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод тут же исполнил ее просьбу. С этого момента Саломея приобрела репутацию роковой женщины, ради которой мужчины готовы на все. Так же и Тициан сложил голову перед юной Виолантой — правда, только на картине. Между прочим, лицо девушки встречается на ряде полотен других художников того времени: похоже, не для одного Тициана она служила источником вдохновения.

Вторая причина: разобраться, чем различается 
творчество Тинторетто и Веронезе


«Тайная вечеря» 
Тинторетто, 1547, Венеция, церковь Сан-Маркуола

На самом деле Тинторетто — не фамилия, а прозвище, которое переводится как «маленький красильщик». Якопо Робусти получил его в честь профессии отца и с самых юных лет начал расписывать стены: сначала углем, а потом красками, участвуя в малярных работах. Эти ремесленные истоки творчества Тинторетто сформировали его будущие художественные приемы: он никогда не стремился оттачивать детали изображения, а всегда хотел запечатлеть всю картину сразу, выразить идею целиком.

Веронезе — тоже не фамилия, и в этом они с Тинторетто схожи. Паоло Калиари переехал в Венецию из Вероны и сразу получил соответствующее прозвище — Веронец. Он был художником-праздником, писал в яркой цветовой гамме и населял холсты большим количеством персонажей. В отличие от драматичных полотен Тинторетто атмосфера картин Веронезе всегда торжественная и жизнеутверждающая.

Творцы эпохи Возрождения часто обращались к сюжетам из Евангелия и обыгрывали их на свой манер. Тинторетто, например, написал как минимум восемь версий «Тайной вечери» — начиная с полотна 1547 года, которое будет представлено на выставке, и заканчивая вариантом 1592–1594 годов. На примере этих картин можно проследить, как изменялось и эволюционировало его творческое видение на протяжении 45 лет. 

История написания «Тайной вечери» Веронезе больше похожа на анекдот. Художник, фирменным приемом которого было изображение классических сюжетов, помещенных в декорации современной ему Венеции, изобразил Христа и апостолов на пышном пиру в роскошном венецианском доме. Кругом разодетые гости, столы ломятся от яств, карлики-шуты подливают вино из золотых кувшинов. Такая трактовка мгновенно вызвала вопросы у Святой инквизиции, и Веронезе был привлечен к ответу. Суд постановил переписать картину и удалить с нее все, что не соответствовало догматам церкви. Художник исправил полотно, ни разу не сделав взмаха кистью. Он просто изменил название. Так «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия», на чем конфликт с инквизиторами был исчерпан.

Третья причина: узнать, в каких отношениях состояли 
три великих художника венецианского Ренессанса


«Воскресение Христа»
Паоло Веронезе, около 1575, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Ошибочно считать, что три гения венецианского Ренессанса враждовали или хотя бы конкурировали между собой. Все было совсем наоборот: каждый из них признавал таланты другого, а Тициан вообще выступал всеобщим покровителем. Веронезе на своей картине «Брак в Кане Галилейской» изобразил всех троих в роли музыкантов: Тициан играет на контрабасе, а Тинторетто и сам Веронезе подыгрывают на виолончелях. Они продолжили дело главного художника Венеции, добавив свои ноты, но не изменив при этом общий дух пьесы. 

Очевидно, Тициан быстро распознал дарования Тинторетто и Веронезе и выбрал позицию «старшего брата». Три творца, будто фрегаты, сошлись в бескрайнем творческом море, поприветствовали друг друга и расплылись по своим гаваням. Вряд ли Тициан чувствовал себя вправе обучать этих выдающихся самородков, хотя Тинторетто некоторое время посещал его мастерскую. Он даже упомянул «учителя» в девизе собственного творчества, который украшал стену его студии: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана».

И хотя у каждого художника были собственный стиль и своя ниша, темы, к которым они обращались, имеют одинаковое происхождение. В основном это портреты, мифологические и религиозные полотна. Один из таких христианских сюжетов у Веронезе — «Воскресение Христа», которое относится к периоду его раннего творчества. Полотно 1575 года будет впервые представлено на выставке после реставрации, проделанной Пушкинским музеем.

Четвертая причина: посмотреть картину-сенсацию


«Венера и Адонис»
Тициан Вечеллио, около 1545, Москва, Фонд «Классика» 

Полотно «Венера и Адонис» станет сенсацией этой выставки. Спустя годы исследований и досконального анализа удалось установить, что эта картина принадлежит кисти Тициана (ранее считалось, что ее написал один из последователей художника). Особенно ценно, что это открытие совершила Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея и по совместительству куратор выставки, о которой идет речь. Полотно раннее ни разу не выставлялось в России и только недавно вошло в историю искусства.

Картина рассказывает историю любви между Венерой и юношей Адонисом. Богиня влюбилась в красавца с первого взгляда, когда стрела Купидона пронзила ее сердце. Правда, чувствам влюбленных не суждено длиться вечно. Для Адониса была заготовлена печальная участь — быть убитым кабаном во время охоты. Напрасно богиня уговаривает его отказаться от роковой затеи: упрямый не слушает ее и, исполняя волю рока, погибает, оставляя подругу безутешной.

Это романтичное полотно стало одной из семи работ Тициана, созданных для испанского короля Филиппа II. Во время сватовства к английской королеве Марии I Тюдор, более известной как Кровавая Мэри, государь решил преподнести ей в дар именно эту картину. Уже после свадьбы, следуя совету Тициана, Филипп повесил «Венеру и Адониса» рядом с обнаженной «Данаей» из той же серии, изображенной анфас. Таким образом он мог любоваться красотой женского тела с обоих ракурсов. 

Пятая причина: увидеть в одном месте картины, 
собранные со всех уголков Италии


«Крещение Христа»
Тинторетто, около 1580, Венеция (Сан-Поло), церковь Сан-Сильвестро

25 картин, которые будут представлены на выставке, в другом случае было бы невозможно встретить в одном месте и в одно время. Все они собраны буквально поштучно с разных концов Италии и только частично из коллекций российских музеев. На родине Тициана — в Венеции — вообще очень мало его полотен: просто потому, что его заказчики жили по всей стране и далеко за ее пределами. Например, в музее Прадо в Мадриде собрано около 30 картин художника — это уникальная и очень большая коллекция.

Специально для выставки была подготовлена масштабная образовательная программа. Гости смогут не только посмотреть картины, привезенные из музейных собраний и церквей Италии, но и узнать интересные факты об эпохе Возрождения. Картина «Крещение Христа» Тинторетто от 1580 года, например, прибудет на выставку из церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Другие полотна доставят из церкви Сан-Маркуола в Венеции, музея Кастельвеккьо в Вероне, галереи Дориа-Памфили в Риме. География представленных полотен огромна: они приедут в Москву из Болоньи, Виченцы, Генуи, Неаполя, Турина и Флоренции. Таким образом, осмотреть их даже в рамках поездки в Италию за раз было бы невероятно трудно.

Для справки

Увидеть вживую все вышеперечисленные картины вы можете с 9 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на выставке «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

Пушкинский музей объявил планы на 2020 год — Культура

МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина покажет в следующем году проекты, посвященные неаполитанскому музею Каподимонте, истории татуировки, «бьющую наповал» выставку Билла Виолы, а также рисунки из своего собрания и коллекции семьи Герлен. Об этом рассказала в интервью ТАСС директор музея Марина Лошак.

Она напомнила, что этот год в музее завершится под знаком «Декабрьских вечеров». Фестивалю традиционно сопутствует выставка — на этот раз темой стало творчество британского живописца Томаса Гейнсборо. «Эта выставка начнется 1 декабря и продлится до конца февраля. Вслед за ней мы сделаем очень важный проект, который, я думаю, порадует тех людей, которые любят рисунок и ценят его, как любим и ценим его мы. Мы сделаем выставку, которую не делали уже очень-очень давно — мы покажем шедевры нашей коллекции рисунка», — рассказала Лошак.

Выставка уже прошла в Париже в прошлом году, где имела большой успех. «Когда мы эту выставку завершили и увидели тот отклик, на который даже не рассчитывали, он был просто невероятным, мы поняли — а почему же, собственно, наши зрители ничего этого не видят? Обычно показываются небольшие куски, а тут объем — больше 200 рисунков, начиная с XV века и заканчивая XX», — добавила собеседница агентства.

Проект продлится три месяца — в связи с тем, что произведения на бумаге нельзя экспонировать дольше, ради их сохранности. При этом, как отметила Лошак, экспозиция будет периодически ротироваться. Потом эту же выставку, в другом формате, планируется показать в Израильском музее в Иерусалиме. «А мы получим превосходную коллекцию рисунка XX века, фантастическую, из этого музея, уже в 2021 году», — сообщила директор Пушкинского музея.

После этого в главном здании можно будет увидеть одновременно две выставки — посвященную историю неаполитанского музея Каподимонте и выставку работ современного художника Билла Виолы, работающего в жанре видеоарта. «Восемь залов второго этажа мы отдадим истории великого неаполитанского музея Каподимонте — второго по значимости после Уффици. А главную ось музея, Белый зал, мы отдадим выставке Билла Виолы. И эти проекты будут находиться в диалоге», — сказала Лошак.

«Современный Караваджо» и история татуировки

На выставке, посвященной Каподимонте, посетители узнают о коллекции Фарнезе, истории Неаполя, наполненной мифами и легендами. «Что касается Билла Виолы, это будет абсолютно бьющий наповал эмоциональный заход, связанный с творчеством Виолы, со всеми его страстями, которые абсолютно рифмуются с итальянским барокко», — добавила собеседница агентства и напомнила, что Виолу называют «современным Караваджо».

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков в следующем году пройдет выставка, посвященная истории татуировки. «Ее мы делаем с моим любимым парижским музеем Бранли, где есть такая выставка, но мы представим абсолютно свою версию. От древних рисунков до очень острого современного момента, через наш собственный опыт, связанный и с Советской Россией», — пояснила Лошак.

Также в галерее покажут коллекцию рисунков семьи Герлен. «Это самая главная в мире коллекция современного интернационального рисунка, она настолько важная и серьезная, что в результате тысячи вещей были приобретены Центром Помпиду. И семья Герлен продолжает собирать коллекцию», — сказала директор Пушкинского музея. В то же время семья Герлен выступит куратором коллекции рисунка XX века Пушкинского музея.

«Таким образом, они выступят как коллекционеры и как кураторы. Мы интерпретируем их коллекцию своими глазами и расскажем о том, как важно собирать вещи, которые доступны большому количеству людей — для этого необязательно иметь мешки денег, для этого нужно иметь желание, глаз и попытаться разобраться в живых процессах современного искусства, что дает очень много радости. И иногда скромные деньги могут сделать тебя выдающимся коллекционером и большим помощником художникам. Очень важно говорить на эту тему», — отметила Лошак.

Завершится 2020 год в музее «Декабрьскими вечерами», которые будут посвящены 100-летию одного из самых известных музыкальных событий в мире — Зальцбургского фестиваля. Сопровождением станет выставка, где представят австрийское искусство — от старых мастеров до художников XX века.

Главные выставки 2020 года

В-шестых, надо ехать в Вену. Хотя наступивший год в австрийской столице обойдется без ставших традиционными выставочных блокбастеров, осенью там будет достаточно интересно. Альбертина покажет ретроспективную выставку Амедео Модильяни, приуроченную к 100-летию со дня его смерти. Причем знаменитого итальянского художника обещают показать, как одного из революционеров искусства XX века, через призму творчества Пабло Пикассо. Почти одновременно Музей истории искусств откроет выставку, посвященную женщинам в живописи Тициана. Всемирный музей ещё летом откроет большую выставку, посвященную цивилизации ацтеков, которая продлится до конца года. Место выбрано не случайно — именно в этом музее хранится один из важнейших памятников ацтекской культуры — так называемая корона Монтесумы.

В-седьмых, неожиданно надо ехать в Лейпциг. Местный музей изобразительных искусств покажет весной ретроспективную выставку Макса Клингера, приуроченную к 100-летию со дня смерти художника. Выставка обещает быть действительно масштабной, поскольку именно в Лейпциге хранится самое большое собрание работ этого выдающегося представителя немецкого символизма. Почти одновременно в том же музее пройдет выставка Каспара Давида Фридриха, одного из крупнейших представителей немецкого романтизма. Осенью там же пройдет ретроспективная выставка выдающегося немецкого фотографа Андреаса Гурски.

В-восьмых, в других городах Германии в наступившем году тоже ожидаются заслуживающие внимания выставки. Музей К20 в Дюссельдорфе весной покажет выставку произведений Пабло Пикассо, созданных в годы Второй мировой войны. Лейпцигская выставка Каспара Давида Фридриха потом тоже переедет в Дюссельдорф, где ее можно будет увидеть осенью в музее Кунстпаласт. Старая национальная галерея в Берлине планирует на весну и лето большую выставку бельгийского символизма. Почти одновременно в музее Альбертинум в Дрездене пройдет ретроспективная выставка выдающегося немецкого скульптора Эрнста Барлаха. Наконец, выставка Макса Клингера осенью переедет из Лейпцига в Бонн, где её можно будет увидеть в несколько модифицированном виде в выставочном зале Bundeskunsthalle.

Лучшие выставки Европы в 2020 году

В Европу — за искусством: «Афиша Daily» рассказывает, какие выставки в этом году стоит увидеть своими глазами.

До 3 мая 2020 года

Последняя гастроль артефактов из гробницы Тутанхамона к столетию ее открытия: 150 экспонатов провозят по десяти городам (Лондон — третий в списке), а потом они навсегда вернутся в Египет. В Париже выставку посетили почти полтора миллиона человек — это выставочный рекорд Франции; в остальных городах тоже ожидаются толпы гостей.

Ян ван Эйк в Музее изящных искусств (Гент)

С 1 февраля по 30 апреля

© Museum voor Schone Kunsten Gent

В Бельгии обещают показать половину работ фламандского мастера — в том числе несколько свежереставрированных. Среди главных изюминок — Гентский алтарь, который провел на реставрации последние десять лет, и сразу две версии «Мадонны у фонтана»: одну привезут из Королевского музея изящных искусств в Антверпене, другую — из нью-йоркской коллекции Фрика.

C 15 февраля по 14 июня

Выставка о жизни и творчестве Пикассо во время Второй мировой. В самом начале войны он бежал из Парижа на юг Франции, но в августе 1940 года вернулся в оккупированную столицу и продолжил работать там — причем сосредоточился не на теме войны, а на портретах, натюрмортах и других классических жанрах.

Подробности по теме

«Муза — вещь, хочу — люблю, хочу — убью»: разговор об абьюзивных отношениях Пикассо

«Муза — вещь, хочу — люблю, хочу — убью»: разговор об абьюзивных отношениях Пикассо

Рафаэль в Scuderie del Quirinale (Рим)

С 5 марта по 2 июня

Отмечание 500-летия со дня смерти Рафаэля пройдет с размахом — тематические выставки пройдут в разных городах, но главная, конечно, в Риме: двести шедевров, многие из которых никогда прежде в одном месте не выставлялись; пару работ для экспозиции одолжил Лувр.

Маргарет Бурк-Уайт в Королевском дворце (Милан)

С 8 марта по 28 июня

© The LIFE Picture Collection

Ретроспектива одной из главных женщин в истории фотографии: Маргарет Бурк-Уайт была единственным иностранным фотографом, который присутствовал в Москве во время нападения Германии, первой женщиной, снимавшей боевые действия Второй мировой, и первым фотографом, побывавшем в освобожденном Бухенвальде.

Ян ван Эйк в Музее Грунинге (Брюгге)

C 12 марта по 12 июля

Еще одна, чуть более скромная, выставка ван Эйка пройдет в Брюгге, где художник жил в 1430-е годы: тут можно будет не только увидеть картины и документы, но и узнать, как мастер планировал свои работы и вносил в них изменения. Особое внимание уделено взаимоотношениям ван Эйка с патроном, писарем папской канцелярии Йорисом ван дер Пале (это именно ему на картине «Мадонна каноника ван дер Пале» являются Дева Мария с младенцем Христом, святой Георгий и святой Донатиан).

C 12 марта по 6 сентября

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc./Artists Right Society (ARS), New York and DACS, London

Первая за почти 20 лет большая выставка Уорхола в Tate Modern: Мэрилин Монро, «Кока-Кола», банки Campbell, портреты темнокожих и латиноамериканских дрэг-квин и воссоздание шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», которое Уорхол придумал вместе с Velvet Underground.

С 3 апреля 2020-го по 15 января 2021-го

© Lorenzo de Masi/Fondazione Torlonia

Выставка с долгой историей: банкир и коллекционер Алессандро Торлония полвека не давал никому доступа к своей коллекции из 620 греческих и римских скульптур. В 2017 году Торлония умер в почтенном возрасте 92 лет, и почти сотню экспонатов наконец можно будет увидеть своими глазами. Событие, достойное того, чтобы выставку открывал президент Италии.

С 4 апреля по 26 июля

© Royal Collection Trust

Первая британская выставка, посвященная Артемизии Джентилески: 35 работ главной итальянской художницы, включая «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» и знаменитую «Юдифь, обезглавливающую Олоферна».

Подробности по теме

«Нужно быть всегда начеку»: разговор о женщинах в искусстве

«Нужно быть всегда начеку»: разговор о женщинах в искусстве

С 6 мая по 17 августа

© Kunsthistorisches Museum, Vienne

Совместная выставка с миланским музеем Кастелло Сфорцеско, посвященная эпохе Возрождения, — вопреки названию, в экспозиции будут не только скульптуры Донателло, Микеланджело и других мастеров, но и живопись, гравюры и рисунки.

Франсиско Гойя в Музее фонда Бейелер (Базель)

С 17 мая по 16 августа

В Швейцарии все лето будет работать большая выставка Франсиско Гойи. Кураторы постарались на славу: в Базель привезут работы из мадридского Прадо и других европейских и американских музеев и частных коллекций.

С 15 мая по 13 сентября

© Bayerische Staatsgemäldesammlungen

В Берлин нужно ехать за Эросом и Танатосом, которыми так очаровывались художники в конце XIX века. На выставке ожидаются и относительно малоизвестные мастера вроде Густава Моро и Арнольда Беклина, и суперзвезды — Густав Климт и Эдвард Мунк.

Подробности по теме

Не только «Крик»: что посмотреть на выставке Эдварда Мунка

Не только «Крик»: что посмотреть на выставке Эдварда Мунка

«Ацтеки» во Всемирном музее (Вена)

С 25 июня 2020-го по 6 января 2021-го

© Stiftung Schloss Friedenstein Gotha

В Вене покажут выставку, посвященную искусству и культуре ацтеков, к 500-летию высадки Эрнана Кортеса у побережья Мексики. Для экспозиции со всего мира — в том числе из Национального музея антропологии в Мехико — привезут больше 200 экспонатов.

«Marina Abramović: After Life» в Королевской академии художеств (Лондон)

С 26 сентября по 8 декабря

Первая большая выставка Марины Абрамович в Великобритании и первая персональная женская выставка в истории Королевской академии. Кроме экспозиции обещают присутствие самой Абрамович, но пресс-секретарь художницы пока не раскрывает ее планов даже организаторам выставки.

Подробности по теме

7 отличных книг об искусстве, вышедших в 2019 году

7 отличных книг об искусстве, вышедших в 2019 году

С 18 сентября 2020-го по 10 января 2021-го

© bpk, Staatsgalerie Stuttgart

Еще одна годовщина — столетие со дня смерти Амедео Модильяни. Альбертина обещает показать итальянского художника через призму творчества Пабло Пикассо: не как пионера ар-деко, а как революционера, повлиявшего на искусство XX века.

Рафаэль в Национальной галерее (Лондон)

С 3 октября 2020-го по 24 января 2021-го

© The National Gallery, London

Вторая по ожидаемости выставка Рафаэля в этом году: Национальная галерея покажет десять работ из своей коллекции и дополнит их еще несколькими десятками из Ватикана, Лувра и Уффици.

Коллекция Ивана Морозова в Fondation Louis Vuitton (Париж)

С 13 октября 2020-го по 15 марта 2021-го

© Yale University Art Gallery

В Париж осенью нужно ехать на выставку французских шедевров из коллекции Ивана Морозова. После того как большевики национализировали собрание, часть продали за рубеж, а остальное разделили между Эрмитажем и Пушкинским музеем, коллекция воссоединялась только однажды: прошлым летом в Эрмитаже и теперь вот в Париже. Дальше можно просто перечислить имена некоторых заявленных художников: Моне, Ван Гог, Матисс, Пикассо.

Подробности по теме

Зачем покупать картины, которые вам не нравятся? Отвечают коллекционеры

Зачем покупать картины, которые вам не нравятся? Отвечают коллекционеры

С 21 октября 2020-го по 21 февраля 2021-го

Чтобы подготовить одну из лучших выставок скульптора, британцы сотрудничают с музеем Родена: многие из 150 экспонатов до этого никогда не выезжали за пределы Франции.

«The Magritte Machine» в музее Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

С 27 октября 2020-го по 28 февраля 2021-го

В 1950 году французский художник придумал идею «универсальной машины для изготовления живописи». Такой аппарат, к сожалению (или к счастью), никто так и не создал, зато в Мадриде покажут 65 работ самого Магритта, который в каком‑то смысле и был машиной по придумыванию сюрреалистических образов.

С 28 октября 2020-го по 7 марта 2021-го

© The National Gallery, London

В Tate Britain закончат год большой выставкой Уильяма Тернера. Экспозиция сосредоточится на том, как художник в своих работах обращался к современности в поисках сюжетов. Среди главных экспонатов (их собрали из галерей по всему миру) — «Последний рейс корабля «Отважный» и «Дождь, пар и скорость».

Подробности по теме

13 выставок, на которые стоит ходить этой зимой

13 выставок, на которые стоит ходить этой зимой Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

Проекты ГМИИ им. А.С.Пушкина представили в Венеции и Москве — Российская газета

Благодаря Ивану Владимировичу Цветаеву даже в чужом городе можно вдруг почувствовать себя как дома. Например, встретив на площади у собора Св. Джованни и Паоло в Венеции свирепого кондотьера Коллеони, восседающего на коне. В момент поисков палаццо Соранцо Ван Аксель, где проходит выставка параллельной программы биеннале «Человек как птица. Образы путешествий», подготовленная ГМИИ им. А.С. Пушкина, этот памятник работы Верроккьо выглядит приветом из Москвы. Хотя на самом деле, конечно, наоборот: копия конной статуи Коллеони в Итальянском дворике московского музея — напоминание о Венеции.

Этот проект ГМИИ им. А.С. Пушкина представил в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале. Он идеально вписался и в тему биеннале Viva arte viva, заявленную ее куратором Кристиной Масель, и в пространство старинного и бережно отреставрированного палаццо Соранцо Ван Аксель. Птица как образ воли, парения в вышине, пересечения границ и небесного града оказывается в контексте выставки синонимом живого искусства.

Выставка в Венеции рифмуется с новой выставкой из Италии, которая откроется 9 июня и продлится до конца августа

Для искусства нет границ. Как для птиц из «Частной Луны» Леонида Тишкова. Это история вовсе не о «приватизации» ясного Месяца, а о той встрече с волшебным, сказочным миром, который может оказаться так же близко, как Луна на балконе, в комнате ребенка или в лодке, где на веслах — художник. По-иному встреча с Луной происходит в работе «Фонарь» Мартина Хонерта. Луна оказывается уже не персонажем — местом действия, пространством, которое видно из окна, а в небе — планета Земля.

В пространстве старинного дворца, где в одной из зал стоит каменная купель с рельефным крестом и крылатым львом с Книгой в руках, почти у любого путешествия оказывается привкус вечности. Особенно если его маршрут вышит шелком по вытертому венецианскому бархату. Маршруты «Великого шелкового пути», вышитые Ириной Затуловской и повторяющие абрисы северной и южной дороги караванов с шелком и чаем из Поднебесной к Средиземному морю, напоминает издалека линии перелетов птиц. А рядом — на деревянном круге, закрепленном на узорчатой алой ткани, взмывают над землей два существа, с крыльями, словно у «Летатлина».

Юмор, теплоту, соединение обыденного с вечностью, простодушного с возвышенным можно найти и в работе японского художника Масаки Фуджихата. Между двумя домиками, абрис которых составлен из палочек люминесцентных ламп, словно воспроизводя модель с детского рисунка, — куча проводов и лежащая на полу антенна. В одном — складной стул (из ламп, разумеется), который стоит перед пустотой «четвертой стены», роль которой в японских домах играл во второй половине ХХ века телевизор. В другом домике — на полу ноутбук, на экране которого ведущие японских ТВ-передач 1960-х годов с прическами, как у Бриджит Бардо.

Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Венеции рифмуется с новой выставкой из Италии, которая откроется 9 июня и продлится до конца августа

Как изящно выразился Микеле Томмази, временный исполняющий обязанности посла Италии в РФ, она «осветит московское лето венецианским светом». Венецианский свет он упомянул не для красного словца. И Тициан Вечеллио (1490-1576), и Якопо Тинторетто (1518 — 1594), и Паоло Веронезе (1528 — 1588), 25 работ которых будут представлены в Москве, представляют венецианскую школу, славящуюся утонченным колоритом.

Директор ГМИИ им А.С. Пушкина Марина Лошак, представляя в МИА «Россия сегодня» выставку «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», подчеркнула, что многие работы из 25, приезжающих на выставку, не только впервые приедут в Москву, но и впервые покидают пределы Италии. Несколько работ Тинторетто для выставки в Москве привезут из церквей Сан Маркуола («Тайная вечеря») и Сан-Сильвестро («Крещение Христа»)… Из частной галереи Дория-Памфили в Риме прибудет «Саломея» Тициана. Из туринской Галереи Сабауда приедет полотно Веронезе «Венера, Марс и амур».

На выставке также будут и четыре работы из российских собраний. Эрмитаж дал две картины Тинторетто («Святой Георгий с принцессой» и «Портрет неизвестного», написанный сыном Якопо — Доменико). ГМИИ же впервые после реставрации покажет «Воскресение Христа» Веронезе… Кроме того, среди обещанных сенсаций — первый в России показ «Венера и Адонис». Эта картина впервые атрибутирована как работа Тициана.

При том, что громкая выставка Тициана уже была в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 году, когда в Москву приехали одиннадцать картин из музеев Италии, нынешний проект рифмуется еще и с недавней выставкой «Рафаэль. Поэзия образа». «Если Рафаэль и Микеланджело представляют традиции Ренессанса во Флоренции и Риме, то Тициан — это Венецианская школа. Иначе говоря, это другая грань итальянского Возрождения», — говорит одна из кураторов выставки, хранитель итальянской живописи в ГМИИ Виктория Маркова. Кроме нее кураторами проекта с итальянской стороны будут Томас Далла Коста и Бернард Айкема из Веронского университета.

Выставка продлится до 20 августа. Найти ее совсем просто. Если найдете в Итальянском дворике музея кондотьера Коллеони, можно быть уверенным, что до выставки «Венеция Ренессанса…» в Москве рукой подать.

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России

В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там создавала свои произведения триада величайших мастеров кисти – Тициан Вечеллио (около 1490 – 1576), Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588). Они сыграли определяющую роль в формировании европейской художественной культуры и оказали важное влияние на развитие искусства последующих веков.

Выставка дает уникальную возможность увидеть рядом произведения этих великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе. На произведениях Тициана, Тинторетто, Веронезе учились такие мастера XVII столетия, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен.

Одна из важных тем, получивших отражение в концепции выставки, связана с взаимоотношениями великих венецианских мастеров Ренессанса. Тициан, Тинторетто и Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем. При этом, они, в каком-то смысле, дополняли друг друга. В их творческих судьбах много общего – все они выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными. Нередко их сосуществование в художественном пространстве Венеции рассматривают как соперничество. Реальность была гораздо более сложной: каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.

Экспозиция дает уникальную возможность увидеть бесценные шедевры трех мастеров, хранящиеся в собраниях главных музеев Италии и России. В едином пространстве представлены портретные работы и произведения на религиозную тематику – от композиций для частных заказчиков до крупных алтарных образов (вид живописи, в котором венецианские художники XVI века совершили подлинную революцию).

Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия – золотого века Тициана, Тинторетто, Веронезе.

В многообразной панораме выставки нелегко выделить отдельные примеры, и все же картина Тициана «Саломея» достойна этого по праву. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью. Стремление к выразительности колористической гаммы составляет отличительную черту венецианской школы живописи в целом, но особый вклад в эту традицию внесли Тициан, Тинторетто, Веронезе, которым и посвящена выставка.

Якопо Тинторетто – художник драматического склада, использовавший цвет как мощное средство выражения. Особенно наглядно это видно в его алтарных композициях, таких как «Тайная вечеря» из церкви Сан Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро, либо «Оплакивание», находящееся теперь в Галерее Академии в Венеции. Богатство красочной палитры в работах Паоло Веронезе, родившегося в Вероне (на что указывает его прозвище), выражает жизнеутверждающий характер его творчества, преклонение перед красотой окружающего мира. С особой убедительностью это проявилось в картинах на темы из античной мифологии; на выставке можно видеть превосходную композицию «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине.

Подавляющее большинство произведений прибудет на выставку из Италии – из крупнейших музейных собраний и из церквей; лишь несколько работ в экспозиции принадлежат российским собраниям. Это одна картина из Эрмитажа («Святой Георгий с принцессой» Якопо Тинторетто), одна – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (картина Паоло Веронезе «Воскресение Христа», которая впервые предстанет на выставке после реставрации, проведенной Н.С. Кошкиной, зав. мастерской реставрации живописи ГМИИ), а также композиция Тициана «Венера и Адонис», которую можно считать одной из сенсаций выставки. Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктором искусствоведения В.Э. Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.