Русский народный женский костюм из чего состоит: Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды

Содержание

Элементы национального женского русского костюма

Главная5 обязательных элементов женского русского костюма

Национальный образ, который создаёт русский костюм, неповторим, поскольку каждая деталь несет смысл.

Это касается женского костюма, которому характерна многослойность.


Русский народные костюмы

В русском наряде присутствует 5 элементов, гармонично сочетающихся между собой.


Рубаха
Основой женского костюма любой губернии служила рубаха, подол которой доходил до пят.
Ради экономии ткани рубаху шили комбинируя ткани: верхнюю часть («стан»), которая была на виду, кроили из дорогой ткани, а нижнюю — из дешёвой, конопляной, например.
Длинные рукава шили широкими в области плеч и запястья, ворот и низ украшали традиционной вышивкой, где преобладали геометрические узоры.
Женщины верили, что рубаха оберегает и защищает от нечистой силы.

Цвета в разных губерниях отличались. Так, в Воронежской губернии использовали чёрную вышивку на рубахе, а в южных губерниях — красную.
У женщины было до дюжины рубах будничного, праздничного, траурного назначения.

Ясно, что самой красивой, по понятным причинам, была свадебная рубаха.

Сарафан или понёва
В центральных и северных областях поверх рубахи женщины надевали длинный сарафан.
Изначально он был косоклинным, из однотонной шерсти, и украшался тесьмой, лентами.
Но со временем обрели популярность прямые сарафаны, которые назывались «московские», из набивного ситца, кумача, пестряди. Выкраивали 4 прямоугольника, которые сшивали и собирали под грудью. Держался такой сарафан на лямках.
К началу XX века сформировалось традиционное представление, что «русский народный костюм» — это ансамбль сарафана с рубахой.

В южных областях поверх рубахи женщины, это касалось замужних, надевали понёву.
Бытовал обряд, когда совершеннолетнюю девушку «загоняли в поньку», собрав всех женщин рода.
Понёва представляет собой разновидность шерстяной или конопляной юбки, состоящей из 3 полотнищ на поясе.

Понёву, как и рубаху, носили будничную и праздничную.
Подол нарядной понёвы расшивался нарядными нашивками, или клажей.

Передник
Сверху на костюм надевался передник, скроенный из полотна с квадратной дыркой посередине (для головы).
В народе этот передник называли «завеской», «занавеской» или «запоном».
Старинные передники носили туникообразными, позже — на кокетке.
Украшались они лентами и кружевом, бахромой, ситцевыми вставками, причём яркая полоса, по-народному «цветная перевить», помещалась не снизу, а на некотором расстоянии от него.

Головной убор
Незамужние девушки ходили с непокрытой макушкой и носили головные уборы, напоминающие расшитые повязки с «пушками» из пуха или пёрышками по бокам.
После свадьбы женщины надевали кику с сорокой, которая отличалась твёрдой налобной частью и сложной конструкцией.
Парадно-выходным головным убором считался кокошник.

В XIX веке кокошники сменили платки, которые девушки завязывали под подбородком, а замужние женщины — на затылке.

Украшения народного костюма для женщин

Образ обязательно дополняли украшения: тканые кушаки или плетёные опояски, серьги до плеч и ожерелки из бисера или жемчуга, на которые навешивались кресты, ленты, бусы.

Если вы мечтаете создать образ в фольклорном стиле, то за основу возьмите такие русские народные костюмы для женщин и девочек:
— из хлопка «Дуняша»
— из атласа «Василиса»
— из льна «Забава»

Звоните нам и заказывайте по телефонам :
+7(495)744-1041, +7(812)313-2450, +7800-775-0591 

Адреса магазинов

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:   


Связанные разделы: Русский народный костюм

Русский национальный костюм — Википедия

Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812 Wahlen A. Moeurs. «Русские крестьяне Тверской губернии», 1844 г.

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды[1].

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[2]. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.

Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного

[3].

Мужская одежда

Рубаха-косоворотка

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI — XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась

подоплёка.

Зепь — вид кармана.

Штаны. Гачи. Порты.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом[4].

Верхняя одежда

Зипун. Вид спереди и сзади Порты. Вид спереди и сзади

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Обувь

  • Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
  • Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
  • Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

  • Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные[5].

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета[6]. Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века[7].

Украшения

Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год.
Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

Ожерелье

Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Другие украшения

Височные кольца — колты. Шейная гривна.

Аксессуары

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.

См. также

Примечания

Литература

  • Древняя одежда народов Восточной Европы. — М., 1996
  • Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. — М.: Мысль, I999
  • Древняя Русь. Быт и культура. Археология. — М.: Наука, 1997
  • Кудь Л. Н. Костюмъ И украшенія древнерусской женщины. — Кіевъ, 1994
  • Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995
  • Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л.: Искусство,1945
  • На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII—XX вв. — М.: Наука, 1989. — ISBN 5020099554
  • Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. — М.: Наука, 1981.
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. — М., 2005 — ISBN 5-9578-2773-8
  • Русская народная одежда в рисунках B. Гордеевой. — М., 1974
  • Траур / С. М. Толстая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 312–317. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

Ссылки

Русский-народный костюм: какой бы носила ты

Тамбовская губерния

Вместо сарафанов тамбовские крестьянки носили поневы. Один из основных элементов костюма — длинная нательная рубаха из льна или холста. Повседневные рубахи обычно отделывали простым геометрическим узором, который вышивали синей или красной ниткой. Орнамент зависел в первую очередь от возраста владелицы. Поневы в Тамбове обычно носили черного или темно-синего цвета в клетку. Некоторые искусствоведы считали, что чем больше размер тамбовской клетки, тем более благополучная была крестьянка. 
На праздники тамбовские крестьянки носили туникообразные передники, похожие на широкие блузы с рукавами — запоны и нагрудники. Также особым элементом костюма был пояс, на который пришивали специальные карманы, где хранили разную мелочь. Считалось также, что пояс спасает от злых сил. 
На праздники крестьянки из Тамбовской губернии носили украшения из стекляруса и янтаря: монисты и ожерелки, а также гайтаны — широкие длинные тесемки из разноцветного бисера. 
Женщины, вышедшие замуж, но еще не родившие первого ребенка, носили на голове тканевые полоски вокруг головы и украшали их лентами, имитировавшими распущенные волосы.

Саратовская губерния

Русский национальный костюм

Русский национальный костюм

Русский народный костюм начал складываться еще в дохристианскую эпоху. Именно поэтому многие его элементы до сих пор отражают языческие верования славян. В этом материале мы расскажем о том, что из себя представлял мужской и женский русский национальный костюм.

Внешний вид русского костюма отличался в разных регионах страны — южане одевались отлично от северян. Кроме того, русские крестьяне, купцы и дворяне по-разному одевались по праздникам и будним дням, в зависимости то своего материального положения, семейного статуса и т.д.

Отличительная особенность русского костюма, характерная, пожалуй, для всех регионов — многослойность. Одежда была двух видов — накидная и распашная. Накидные детали костюма одевали через голову, у распашных был разрез спереди, который застегивали на пуговицы или крючки.

Крестьянская одежда всегда отличалась от одежды знати. Так, в XVII веке состоятельные представители высших сословий начали копировать польский костюм. В ответ на это руководство страны выпустило декрет, запрещающих москвичам носить европейский костюм. Так власти пытались сохранить самобытный русский наряд.

Андрей Рябушкин «Купеческая семья XVII века»

Впрочем, уже в начале XVIII века государственная политика резко изменилась. Петр I запретил всем сословиям, кроме крестьянства и православного духовенства носить национальную одежду. Знати отныне предписывалось носить одежду голландского, немецкого, французского образца.

Радикальное изменение жизненного уклада, тем не менее, прижилось достаточно быстро, поскольку царь лично следил за бритьем бород, костюмами своих подданных, видами досуга. За въезд в столицу в традиционной одежде даже полагался штраф. С тех пор костюм русской знати и костюм крестьянина стали развиваться отдельно друг от друга.

Русский народный мужской костюм

Мужской русский народный костюм состоял из рубахи с вышивкой, подпоясанной кушаком и порток (штанов). У крестьян рубаха была элементом верхней одежды, у знати — нижней. Дома бояре носили так называемую горничную рубаху, выполненную из дорогих тканей, например, шелка. У рубах, как правило, либо вообще не было воротника, либо был стоячий ворот с косой застежкой (косоворотка). Порты заправлялись в лапти или сапоги.

Косоворотка, вид спереди и сзади

Порты, вид спереди и сзади

Крестьяне поверх рубахи надевали суконный зипун, а поверх него — армяк (шерстяная длиннополая верхняя одежда). Богатые люди поверх рубахи надевали зипун, поверх него кафтан, а сверху ферязь или охабень — богато расшитые кафтаны с длинными декоративными рукавами, которые нередко завязывали за спиной, руки в них продевались с специальные прорези. Длинные нефункциональные рукава подчеркивали высокий статус владельца, которому не нужно было работать руками.

Зипун, вид спереди и сзади

Русский национальный костюм

Интересно, что и крестьяне, и дворяне носили шубы. Отличались они отчасти кроем и материалами. Интересно, чтобы шуба всегда изготавливалась мехом внутрь, а снаружи покрывалась сукном. Также мех использовался частично для декоративной отделки.

На голове носили туфьи — маленькие шапочки, аналогичные тюркским тюбетейкам, поверх которых надевали шапки из войлока, сукна или бархата (в зависимости от благосостояния).

Русский народный женский костюм

Основой женского костюма также была рубаха — длинная, украшенная вышивкой. Представительницы знатных семейств дома, как и мужчины, носили горничные рубахи, выполненные из дорогих тканей и как правило красного цвета. Поверх рубахи женщины надевали летник — аналог мужского зипуна. Это длинная, сильно расклешенная книзу одежда, глухо застегнутая до горла. Летник украшался пристегивающимся богато расшитым воротником — ожерельем.

На юге русские женщины поверх рубахи надевали поневу — нечто среднее между передником и юбкой — ткань, которая оборачивается вокруг бедер. На севере носили сарафаны.

Неизвестный автор, Портрет торжковской купчихи

Русский национальный костюм

В качестве верхней одежды носили опашень и шубку с откидными рукавами. Душегрею носили и крестьяне, и знать.

Обычно женщины надевали по несколько платьев одна на другое, так как недостаточное количество слоев в одежде порицалось в обществе и считалось неприличным.

Главное украшение женского костюма — головные уборы. В разных губерниях они выглядели по-разному. Незамужние девушки не обязаны были покрывать волосы и носили одну косу. Голову они украшали налобными лентами, кокошниками и корунами. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и полностью прятали их по повойником. Поверх него нередко надевали сороки, кокошники, кички.

Константин Маковский, Портрет русской красавицы

Русский национальный костюм

Русские народные костюмы,красотень))))))) — 10 ответов на Babyblog

Костромская губерния 19 век.


Сначала хорошая статья))

Хранитель традиции

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев Русские народные костюмы,красотень)))))))

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.

Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи…
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма. А как выглядела одежда разных губерний, чем отличался северный костюм от южного?

«Приготовление невесты»

Рассмотрим это на примерах самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» — женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь. Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,

всевозможные височные подвески-пушки, серьги (серьги носили иногда и мужчины), кольца. Особенность южнорусского костюма — обилие красного цвета.

Венцы

Русский народный мужской костюм

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вы­шитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

Схема кроя мужской одежды

Женский Южнорусский костюм

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Жених и невеста

В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор — рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

Головные уборы

Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду — шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор — рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

Тамбовский костюм

Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения — «гаруси» (у мужчин — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло­сами и туфли — «коты»).

Воронежский костюм

Орловский и Курский костюм имеет те же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.

Орловский костюм

Курский костюм

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Все костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд — это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты.

Рязанский костюм

На Дону и Северном Кавказе русские женщины поверх рубахи с вязаным колпаком носили платье кубельком и штаны — отголосок турецких и персидских одежд, которые в XIX в. были вытеснены юбкой с кофтой в талию, с оборкой. Такая одежда теперь бытует у казачек.

Средняя полоса России

В характере одежды средней полосы наблюдается отпечаток пограничных с ней регионов и исторических условий проживания народа. Как и повсеместно, основой костюма является рубаха.

Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась петровская реформа , вводившая ношение европейской «немецкой» одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.

Московский костюм

В Ярославской губернии поверх сарафана носили теплую стеганую кофту («пара») с длинными рукавами, отрезную по талии, присборенную сзади. «Пару» спереди украшали золотным кружевом. Рубашку расшивали по оплечью, вдоль рукава и по манжетам красным узором с вкраплением желтых, зеленых, синих нитей. Наличие городской моды, развитая торговля позволяли использовать для сарафанов легкую шелковую или сатиновую ткань, а для придания фигуре объемности — другой крой. Так появился широкий косоклинный сарафан, украшенный спереди широкой «княжей» лентой из галуна (позумента) или шелковой лентой с вытканными или вышитыми по ней узорами. По подолу пришивали узорные ленты. По «княжей» полосе нашивали литые оловянные или медные посеребреные или золоченые пуговицы, К сарафану полагался пояс, тканый их цветных нитей. Праздничный костюм дополнялся рядами бус, серьгами, запонками для ворота. Особенностью свадебного костюма было подвенечное покрывало — длинное двухметровое полотенце из тонкого льна, украшенное на концах широкими красными ткаными полосами, белым кружевом, иногда — цветными лентами.

Кокошники

Для полевых работ использовали прямую рубаху с поликами из холста, с численным кружевом по подолу и браным ткачеством. Голову покрывал платок фабричной работы из ситца, костюм дополнен янтарными или стеклянными бусами. Обувь крестьян — лапти из лыка косого плетения

Западные земли

Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В мужском костюме поверх рубахи появляются жилеты. Таким мы видим костюм на картинах Кустодиева — его знаменитых «Ярмарках». В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Шубка

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цвет­ные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

Повойники

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Семипалатинский костюм

Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями?

Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда.

К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»:

«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом… искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Архангельский костюм

Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

Юбки

Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жем­чугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа — драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава — «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.

Сарафан-косоклин

Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены. У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) — не менее нарядны.

Олонецкий костюм

Славилась русская вышивка Тверской земли, Олонецкой губернии, Карелии, тверские и архангельские предметы женского рукоделия.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Ольга ОСТРОВСКАЯ.

А вот еще красота)))))

Ефимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМЕфимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМЕфимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМ

Какая вышивка!!!!Я такую с удовольствием бы одела!Ефимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМЕфимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМЕфимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМЕфимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМРусские народные костюмы,красотень)))))))

Реальный праздничный сарафан конец 18-начало 19 в. Вологодская губерния. Ткани шелковые, узорные с букетами производства московских фабрик второй половины 18 в. Золотный галун, пуговицы, рубленый перламутр, фольга


Еще один праздничный сарафан

Крестьянская одежда

Девичий праздничный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд. Собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаКостюм состоит из рубахи, сарафана, передника и нижних юбок. На талии завязывался длинный узкий вязаный пояс.Праздничный женский костюм. Начало XX в. Архангельская губерния. Собрание Архангельского Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»Костюм состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и пояса, выполненного в технике ткачества на дощечках из цветных шерстяных и льняных ниток; на концах пришиты кисти. Размеры пояса 155х2,8 см.Женский свадебный костюм старообрядцев. Конец XIX – начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд. Собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаКостюм состоят из рубахи и сарафана. Узкий пояс сплетен на бердышке из льняных (нити основы) и шелковых черных, белых, голубых и лиловых нитей утка разных оттенков с узором в продольные полосы. На центральной полосе по черному фону выплетена надпись: «Владычице прийми молитву рабъ твоихъ и избави насъ отъ всякия нужды и печали». Концы пояса оформлены пышными кистями.Праздничный женский костюм. Середина XIX в. Екатеринославская губерния. Собрание Российского этнографического музея
Праздничный женский костюм. Начало XX в. Вологодская губерния. Собрание Архангельского Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса, связанного на спицах из цветных шерстяных ниток. Размеры пояса: 216х3,4 смДевичий венчальный костюм. Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд. Собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаКостюм состоит из белой рубахи, темно-синего льняного сарафана и плетеного пояса.
Праздничный женский костюм. Конец XIX в. Архангельская губерния. Собрание Архангельского Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»Костюм состоит из рубахи, сарафана, пояска с кистями, повойника, косынки и шали. Пояс выполнен в технике ткачества на дощечках из цветных шерстяных и льняных ниток. Узор двусторонний, геометрический, в виде вытянутых ромбов красного и зеленого цвета. Размер пояса 219х1,8 см.Праздничный женский костюм. Вторая половина XIX в. Воронежская губерния. Собрание Российского этнографического музеяПраздничный женский костюм. Начало XX в. Архангельская губерния. Собрание Архангельского Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»Костюм состоит из короткой рубахи, ситцевого сарафана и пояса, выполненного в технике ткачества на дощечках из цветных шерстяных и хлопчатобумажных ниток, с кистями. Размеры пояса: 307х1,5 см.Костюм новобрачной. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка. Собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаКостюм состоит из рубахи, понёвы, передника и пояса. В костюме прослеживается влияние половцев, кочевавших по степным территориям верхнего Дона с середины XI — до первой половины XIII века. Сохранившиеся до настоящего времени изображения представителей половецкой знати XIII в. (так называемые каменные бабы) доказывают, что половецкие женщины в XIII в. и воронежские крестьянки в конце XIX — начале XX в. носили схожую одежду. Необычно использование в костюме двух поясов. Первый, узкий черный шерстяной поясок, продевали в петли передника и завязывали сзади, на линии талии. Концы пояса украшались овальными «кругами», выполненными из картона и расшитыми цветной шерстью, металлическими блестками, стеклянными бусинами и бисером. Еще один пояс «подпояска» широкий шерстяной красного цвета с продольными разноцветными полосками. Его дважды обвязывали вокруг талии, а концы спускались из-под передника «завески».Костюм жениха. Середина XIX – начало XX в. Семипалатинская губерния. Старообрядцы. Собрание Российского этнографического музея



Русские народные танцевальные платья хорошего качества, женские национальные костюмы России и Украины оптом в розницу HF1277 | русские народные платья | русские народные костюмы русские танцевальные костюмы

Платья для русских народных танцев хорошего качества, женские национальные костюмы России и Украины, костюм оптом в розницу HF1277

Пожалуйста, выберите нужный вам размер!

Размер можно регулировать.

Пожалуйста, сообщите нам размер, который вы хотите заказать.

Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения подробной информации.

Народные платья можно шить как для взрослых, так и для детей!

+ -2см допускается

1 дюйм = 2,54 см

Размер

(см)

Бюст (см)

Бюст можно изменить

.

Талия (см)

Талия может быть изменена

.

Высота корпуса (см)
xs 78 75 ~ 78 60 57 ~ 60 110 ~ 145

S

80

78 ~ 82

63

61 ~ 65

110 ~ 145

М

83

81 ~ 85

67

65 ~ 69

150 ~ 165

л

87

85 ~ 89

70

68 ~ 72

150 ~ 165

XL

90

88 ~ 92

74

72 ~ 76

170 ~ 185

XXL

93

91 ~ 95

77

75 ~ 79

170 ~ 185

Если указанный выше размер вам не подходит,

, пожалуйста, предложите свой размер,

, такие как бюст, талия, рост и вес тела,

, чтобы мы могли изготовить по вашим размерам.


Поставляем детские и взрослые размеры.

Так же можем изготовить под клиента размер.

Больше количества, низкие цены, свяжитесь с нами

по сниженной цене сначала.Спасибо!

Больше вариантов:

aeProduct.getSubject()

aeProduct.getSubject() aeProduct.getSubject() aeProduct.getSubject()

.

русских танцевальных костюмов русский народный костюм женский традиционный танец платье женское летнее длинное платье россии 2015 года | костюм русский | народные костюмы танцевальный костюм

Добро пожаловать в наш магазин!

Если вам нравится наш магазин, нажмите кнопку, чтобы добавить наш магазин в избранное.
Желаем вам приятных покупок в нашем магазине. Спасибо!

================================================ == ===

русские танцевальные костюмы русский народный костюм женский традиционный танец платье женское летнее длинное платье россии 2015

Включает: платье

измерение

При индивидуальном заказе (для взрослых или детей) необходимо:

Если наша таблица размеров НЕ МОЖЕТ подходить вам, выберите индивидуальный размер.

НА ЗАКАЗ: вы можете отправить нам свои собственные данные о размере, включая

рост _____ (см), вес _____ (см), плечо ______ (см), бюст ______ (см), талию ______ (см), бедра _____ (см) )

и т. Д. Для мужчин / женщин / детей не будет проблемой!

Если вам нужно сделать индивидуальный заказ, вам необходимо измерить точный размер вашего тела в соответствии со следующей картинкой, вместо размера костюма.

Таблица. Наши портные сделают костюм подходящим для вас, наиболее важную информацию о размере (рост / грудь / талия / бедра)

aeProduct.getSubject()


aeProduct.getSubject() aeProduct.getSubject()

aeProduct.getSubject()

.

Костюмы русского народного танца на заказ Платье для взрослых детей, Традиционная русская одежда для выступлений Сценическая одежда Длинные платья | русский народный костюм | русские танцевальные костюмырусское народное платье

Платье для русских народных танцев на заказ для взрослых детей,

Традиционная российская одежда для выступлений Сценическая одежда Длинные платья

Пожалуйста, выберите нужный вам размер!

Размер можно регулировать.

Пожалуйста, сообщите нам размер, который вы хотите заказать.

Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения подробной информации.

Народные платья можно шить как для взрослых, так и для детей!

+ -2см допускается

1 дюйм = 2,54 см

Размер

(см)

Бюст (см)

Бюст можно изменить

.

Талия (см)

Талия может быть изменена

.

Высота корпуса (см)
xs 78 75 ~ 78 60 57 ~ 60 110 ~ 145

S

80

78 ~ 82

63

61 ~ 65

110 ~ 145

М

83

81 ~ 85

67

65 ~ 69

150 ~ 165

л

87

85 ~ 89

70

68 ~ 72

150 ~ 165

XL

90

88 ~ 92

74

72 ~ 76

170 ~ 185

XXL

93

91 ~ 95

77

75 ~ 79

170 ~ 185

Если указанный выше размер вам не подходит,

, пожалуйста, предложите свой размер,

, такие как бюст, талия, рост и вес тела,

, чтобы мы могли изготовить по вашим размерам.


Поставляем детские и взрослые размеры.

Так же можем изготовить под клиента размер.

Больше количества, низкие цены, свяжитесь с нами

по сниженной цене сначала.Спасибо!

Больше вариантов:

T1S6DUFcVaXXXXXXXX_!!0-item_pic

T1S6DUFcVaXXXXXXXX_!!0-item_pic T1S6DUFcVaXXXXXXXX_!!0-item_pic

.