основные шипящие и согласные звуки
Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.
Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей
В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.
Содержание статьи:
Логопедические упражнения
Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.
Логопедические упражнения для взрослых
Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.
Вам может быть интересно: Глюкофаж: правильный приём и противопоказания
Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.
Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий
Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:
- прочитать скороговорку 3-4 раза;
- медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
- когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
- важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
- короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.
Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:
- поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
- улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
- представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
- прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.
Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.
Логопедические упражнения для детей
Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.
Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».
Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы
Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.
- «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
- «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
- «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
- «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.
Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.
Логопедические упражнения на шипящие звуки
Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.
Логопедические упражнения на букву ж
Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.
Вот основные логопедические упражнения на букву ж:
- «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
- «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.
Занятия для исправления дефекта произношения звука ж
Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.
Логопедические упражнения на звук ч
Есть также логопедические упражнения на звук ч:
- «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
- «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.
Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.
Логопедические упражнения на букву ш
Существуют также логопедические упражнения на букву ш:
- «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
- «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.
Занятия на исправление проблем со звуком ш
Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.
Логопедические упражнения на согласные звуки
Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.
Логопедические упражнения на букву л
Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:
- «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
- «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
- «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.
Отработка движений для правильности произношения звука л
Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.
Логопедические упражнения на букву с
Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:
- показать, как насос накачивает колесо;
- изобразить, как дует ветер;
- передать, как сдувает шарик;
- покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.
Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.
Логопедические упражнения на звук р
Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:
- «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
- «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
- «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».
Тренировка для языка верного произношения звука р
Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.
Логопедические упражнения на звук т
Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:
- кончик языка прикасается к ве
Логопедическое занятие «Звуки [с] и [з], [с’] и [з’]. Буквы С и З»
Цель: Развитие у учащихся слуховой дифференцировки [з]-[с], [з’]-[с’].
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков [з], [з’], [с], [с’] и их акустических особенностях;
- активизация словаря на тему «Животные».
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [с], [с’], [з], [з’];
- закрепление связи звуковых образов букв с их графическим изображением;
- закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, предложениях;
- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
- закрепление навыков чтения и письма;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля, аккуратности при выполнении письменных работ;
- воспитание бережного отношения к животному миру.
Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, схема анализа артикуляции звуков, артикуляционные профили звуков, текст, таблицы слогов, слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Логопед:
Каждый день – всегда, везде –
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Аутотренинг.
– Я пришёл на логопедическое занятие.
– Я внимательно слушаю логопеда.
– Я чётко и правильно произношу все звуки.
– Я пишу красиво и аккуратно.
– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.
III. Артикуляционная гимнастика:
«улыбка», «чистим нижние зубки», «горочка», «кошечка сердится», «перешагнуть через нижние зубки», «желобок».
IV. Определение темы занятия детьми.
Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили артикуляционный аппарат к работе. Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если послушаете стихотворение и ответите на вопросы.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд –
Лису, зебру, рысь, зайчат.
– Ребята, о ком это стихотворение?
– Какой в слове «лису» третий звук?
– А в слове «зайчат» первый звук?
– В слове «рысь» последний звук?
– В слове «зебру» первый звук?
– Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия?
Дети формулируют тему логопедического занятия.
V. Целеполагание.
Логопед: Ребята, а теперь, пожалуйста, определите цели нашего занятия.
Чему мы должны научиться? (Приложение 1, алгоритм целеполагания)
Дети:
– Мы должны научиться чётко и правильно произносить звуки [з] – [с], [з’] – [с’].
– Мы должны научиться слышать и различать звуки [з] – [с], [з’] – [с’] среди других звуков.
– Мы должны научиться читать и писать слоги, слова с буквами З, С .
– Мы должны научиться составлять предложения с этими словами.
Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня нам будет помогать обезьянка Дези. Она подготовила для вас очень интересные задания. Но чтобы вы с Дези правильно произносили звуки [с], [с’], [з], [з’], надо хорошо знать их артикуляцию.
VI. Анализ артикуляции звуков.
(Приложение 2). Учащиеся отвечают с опорой на алгоритм анализа артикуляции звуков и артикуляционные профили.
Логопед: Ребята, возьмите зеркала, поставьте их в рабочее положение и произнесите звук [с]?
– В каком положении находятся губы?
– Произнесите звук [з]. Что можно сказать о губах?
– При произнесении звука [с] в каком положении зубы?
– А при произнесении звука [з]?
– А теперь наблюдаем за языком. Произносим звук [с]. Где находится язык?
– А при произнесении звука [з]?
– Что вы можете сказать о голосовых связках? (Дети при произнесении звуков подключают вибрационный контроль).
(Аналогичная работа проводится с мягкими согласными, логопед обращает внимание детей на артикуляторные и акустические отличия звуков).
VII. Характеристика звуков.
Логопед: Молодцы! А теперь переходим к характеристике звуков.
После подробного анализа артикуляции звуков, вам легко будет дать характеристику звукам.
(Приложение 3, дети с опорой на алгоритм характеризуют звуки).
[с] – согл.; глух.; тв.
[з] — согл.; звон.; тв.
[с’] — согл,;глух.;мягк.
[з ‘] –согл.; звон.;мягк.
Логопед: Ребята, чем похожи и чем различаются эти звуки?
(Используя вибрационный контроль звуков, еще раз уточняем различия в произнесении этих звуков).
VIII. Связь звука с буквой.
Логопед: Кто мне скажет, какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’]?
– А какой буквой звуки [с], [с’]?
– Ребята, посмотрите, на что похожи буквы С и З? (Вывешиваются печатные и рукописные буквы).
– Из каких элементов состоит рукописная буква С?
– Из каких элементов состоит рукописная буква З?
– Ребята, посмотрите, какой чудо-цветок нарисовала нам Дези.
– В чем его необычность?
(Чудо-цветок состоит из букв З, С. Учащиеся показывают и называют все буквы).
– Выложите из веревочек буквы, мальчики – букву С, а девочки – З.
IX. Развитие графомоторных навыков.
Логопед: Дези приготовила для вас карточки с зашифрованными буквами. Вам будет необходимо эти буквы расшифровать и записать в тетрадях. (Раздаются карточки с деформированными буквами З и С).
X. Развитие функций фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы будем различать звуки в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях. Я буду произносить звуки, слоги, слова, предложения, а вы, как только услышите звуки [з], [з’] или [с], [с’], поднимите карточку с соответствующей буквой.
Звуки: [п’], [р], [з’], [т], [с], [г], [с’], [т’], [п], [с’], [з], [м’], [с], [к], [з], [в], [с’], [м], [р’], [с], [л’], [з].
Слоги: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клир, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю.
Слова: волк, бизон, норка, горностай, слон, лиса, носорог, обезьяна, зубр, лось, зебра, рысь, коза.
Предложение: Дези – талантливая обезьянка. Она любит рисовать красками. (Вывешивается картинка).
XI. Физминутка.
Логопед: Ребята, вы немного устали. Выполняйте упражнения вместе со мной.
Под пальмой на полянке
Отдыхали обезьянки.
Левой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп.
Правой ножкой топ, топ.
Правой ручкой хлоп, хлоп.
XII. Закрепление и дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях. Формирование навыков письма и чтения.
Чтение слогов: СА – ЗЯ, СО – ЗЁ, СУ –ЗЮ, СЫ – ЗИ, СЭ – ЗЕ, ЗА – СЯ, ЗО – СЁ, ЗЫ – СИ, ЗЭ – СЕ. (Читают тихо, громко, с интонацией восхищения, удивления – развитие просодической стороны речи).
Логопед: А сейчас будьте внимательны, читаем слоги только с буквами С или З.
Читаем слоги с элементами скорочтения: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клив, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю. (Слоги предъявляются на карточках в течении секунды).
– Молодцы, прочитали вы слоги хорошо, а сейчас запишем те слоги с буквами З и С, которые вы запомнили. Пишите красиво и аккуратно.
– А сейчас мы вместе с Дези отправимся в зоопарк. (Вывешивается большой плакат с изображением зоопарка). Когда-то в этом зоопарке жила и Дези.
– Ребята, назовите животных, которые обитают в зоопарке.
– Назовите тех животных, в названиях которых есть звуки [с], [с’].
– А теперь назовите животных, в названиях которых есть звуки [з], [з‘].
– Ребята, ветер и дождь испортил таблички с названиями животных. (Вывешивается таблица с деформированными словами, дети прочитывают их.)
Звуковой и слоговой синтез слов.
– Ребята, угадайте название животного и запишите его: второй слог – РА, первый – ЗЕБ; первый звук [л], второй [о], а последний – [с’].
– Ребята, из слов сбежали буквы С и З. Вставьте буквы, прочитайте и запишите слова в тетради. Вывешивается таблица слов:
ли…а
…аяц
ры…ь
обе…ьяна
…обака
ко…а
– Ребята, а какое из этих слов лишнее? Почему?
– Ребята, в лесу после животных остались следы. Назовите, чьи это следы?
(Дети образуют притяжательные прилагательные: лисьи, заячьи, рысьи, и т.д.)
Логопед: Ребята, закончите предложение подходящим по смыслу словом:
Лиса хитрая, а заяц…
Слон большой, а суслик …
Медведь неуклюжий, а обезьяна…
Леопард пятнистый, а зебра…
(Одно из предложений записывают в тетрадь). Перед записью дети хором называют 5 законов предложения:
– Чтобы грамотно писать, очень важно твердо знать пять законов предложения:
- первое слово в предложении пишется с большой буквы;
- каждое слово пишется отдельно;
- имена людей, клички животных пишутся с большой буквы;
- предлоги и союзы пишутся отдельно;
- в конце предложения ставится точка.
(После записи предложения, учащиеся обязательно сверяют его с образцом на доске, подчеркивая гласные буквы).
Логопед: Ребята, из нашего зоопарка сбежала обезьяна. Давайте об этом прочитаем текст.
(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).
Притворщица.
В зоопарке жила обезьяна по кличке Дези. Однажды утром Дези неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Обезьяне дали лекарство и ушли. Дези мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащилаключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку. Дези за её ум взяли работать в цирк.
После прочтения оставляются опорные (выделенные) слова, по которым дети пересказывают текст.
XIII. Подведение итога.
Логопед: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Какие были трудности? Как вы их преодолевали? Какие чувства вы испытываете сейчас?
Молодцы! Вы хорошо работали. Я горжусь вами!
Логопедические упражнения на звук [л]: домашние задания по логопедии
Содержание статьи
Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.
Буква или звук?
Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.
Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.
Причины неправильного произношения
Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:
- [л] не воспринимается ребенком на слух;
- имеется дефект в ротовой полости;
- недоразвитость мышечной ткани языка.
Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.
Правильное положение речевого аппарата
Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:
- зубы не смыкаются;
- боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
- кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
- корень языка приподнят;
- верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
- голосовые связки вибрируют.
Распространенные ошибки артикуляции
Ребенок произносит [л] неправильно, если он:
- втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
- неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
- неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».
Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].
Подготовительные упражнения перед постановкой звука
Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.
- «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
- «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
- «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.
Постановка звука [л]
В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].
- Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
- Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.
Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.
Автоматизация звука
Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.
После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:
- ля-ля-ля – летние поля;
- лю-лю-лю – молока налью;
- ли-ли-ли – мы лису нашли.
Чистоговорки сменяются скороговорками.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.
Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.
Правила проведения упражнений
Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.
- Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
- Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
- При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
- Занятия проводят в форме игры.
- Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
- Занятие проводится только в сидячем положении.
- Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
- Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
- Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
- Выделять и хвалить любые успехи малыша.
Другие способы развития речевого аппарата
Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:
- лепка из пластилина или глины;
- рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
- игры с камешками, бусинами, шариками;
- нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
- завязывание узлов на веревке;
- застегивание пуговиц, крючков, молний;
- конструирование;
- собирание паззлов;
- складывание кубиков и пирамидок;
- игры с водой и песком;
- аппликация.
Подобные игры имеют свои особенности проведения.
- Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
- Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
- Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
- Непродолжительность занятий.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.
Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна вашему ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
наблюдается обильное слюнотечение,
ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики
Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.
Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.
Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.
Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.
Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.
Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.
Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.
Читайте также:
Почему так важно читать ребенку вслух
Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда
13 классических игр для развития речи
Фото: Dean Drobot/Africa Studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
Конспект логопедического занятия «Буква «С»
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»
Цели:
Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.
Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.
Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.
Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.
Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.
Дети. Птицы.
Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?
Дети. Сорока, синица.
II. Артикуляция звука [с]
Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.
Отгадайте, куда мы пойдем.
Его зимой и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.
Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?
Дети. С-с-с.
Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.
Дети. При произнесении звука «С».
а). Губы в улыбке;
б). Зубы сближены, но не сомкнуты;
в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;
д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;
е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;
ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.
III.Характеристика звука
Логопед. Дайте характеристику звуку [С].
Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.
Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,
синий.
IV. Игра «Будь внимательным»
Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –
зеленый.
Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.
V. Знакомство с буквой С
Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.
Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?
Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что
похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.
VI. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(физкультминутка выполняется 2 раза).
VII. Звукобуквенный анализ
Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная
школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с
буквой С.
Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.
Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.
Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,
сурка, синицы).
Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,
прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.
Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).
Прислушайтесь как посапывает Сурок.
Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог
СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит
на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.
Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас
получилось? (слово сок).
VIII. Чтение слогов, слов
Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи
на гласные буквы.
Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы
побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).
IX. Дид. игра «Придумай слово»
Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с
этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы
повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня
познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?
Учитель-логопед
Багаутдинова Айсылу Фаритовна
МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ
Советую прочитать дополнительно по этой теме
Конспект логопедического занятия «Знакомство со звуком [с]. Буква С»
Тема: «Звук [С] и буква С».
Цель: Познакомить детей со звуком [C] и буквой С.
Задачи:
Научить правильно произносить звук [С]
Развивать фонематическое восприятие
Развивать звуко-слоговой анализ и синтез
Совершенствовать слуховое и зрительное внимание; слуховую память; логическое мышление
Развивать связную речь (продолжать учить отвечать полным предложением)
Закреплять умения определять последовательность звуков в слове
Закреплять умения подбирать обобщающие слова
Упражнять в практическом употреблении предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные
10. Продолжать учить согласованию притяжательных местоимений с
Существительными
11. Учить подбирать существительные к глаголам
12. Учить преобразовывать слова
13. Развивать мелкую и общую моторику
Оборудование: игрушка (собачка), загадка, конверт с письмом, бубен, карточки-символы для характеристики звука, картинки: сани, матрос, капуста, сапоги, слон, лиса, стол, кресло, ананас, абрикос, автобус, колесо, сон, сом, сок; дорожки, фишки для звукового анализа слова, буквы: С, А, О, У, Ы, Э, карточки с буквами С (правильными и неправильными), игра «Домик гласных».
Ход занятия.
Организационный момент
1. Развитие слухового внимания; логического мышления
— (Стук в дверь)
Ребята, кто же к нам стучится? Если вы отгадаете загадку, то узнаете об этом!
Лает, кусает
В дом не пускает
(собака)
— Давайте ее впустим!
(один из ребят открывает дверь – запускает собачку с конвертом)
— Ребята, здравствуйте! У меня для вас есть письмо. Только кто мне его передал, я пока не скажу. Прочитайте его!
— Ну что прочитаем?
— (Да!)
— Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я пока не скажу вам, кто Я. Но Я очень хочу пригласить Вас к себе в гости в Сказочную Страну. Там мы с вами и немножко отдохнем, и поиграем, а также Я попрошу Вас выполнить мои несложные задания.
Я думаю, Вам не составит труда с ними справиться!
А может быть, вы и сами по ходу занятия догадаетесь, КТО Я!!!!!!
2. Развитие слухового внимания; умения подбирать обобщающие слова
— Чтобы отправиться в путешествие вам предлагается поиграть в игру
« Четвертый лишний» и найти слова – подсказки:
Вы должны назвать лишнее слово, выбрать нужную картинку на столе и поставить на доску:
*диван, сани, шкаф, кровать
*шапка, пальто, капуста, шарф
*груша, сапоги, яблоко, банан
*матрос, чайка, воробей, голубь
— (Лишнее слово сани, потому что это то, на чем ездят.)
— Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы?
— (Диван, кровать, шкаф – это мебель)
( выполняют)
— Садитесь. Ребята, а теперь вам нужно узнать пароль, который поможет попасть в сказочную страну.
Скажите, какой один и тот же звук встречается во всех словах
— (Во всех словах встречается звук [С])
3. Характеристика звука
— Вот теперь мы можем отправиться в путь. Встали в круг,
Ребята, мы уже с вами знаем пароль. Давайте его все вместе произнесем: с-с-с-с-с-с
— Как мы произносим звук [C] длинно или коротко?
— (Звук [C] мы произносим коротко)
— Значит это какой звук?
— (Звук [C] согласный)
— Согласный, какой?
— (Твердый)
— Дима, выбери нужную карточку на полу и поставь на доску.
— Какое положение занимают наши губы и зубы, когда мы произносим звук [C]?
— (Когда мы произносим звук [C] губы слегка в улыбке, а зубы раскрыты)
— Влад, выбери карточку
— Какое положение занимает кончик языка?
— (Кончик языка направлен вверх)
— Артем, выбери карточку.
— Приложите руку ко рту. Какая струя воздуха теплая или холодная?
— (Струя воздуха холодная)
— Рома, выбери карточку.
— Садитесь. Артем, скажи нам, какой звук [C]?
— (перечисляет)
— Какой буквой обозначается звук [C]?
— (Звук [C] обозначается буквой С)
— Правильно! (показ буквы)
Ребята, скажите, в какую сторону открыты воротца буквы С?
— (Они открыты в правую сторону)
4. Развитие фонематического восприятия
— Молодцы! И вот мы с вами оказались в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво!
— Я хочу проверить, как вы запомнили пароль. Встаньте около стола. Вы должны будете прыгнуть о хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [C]:
*м, р, с, ш, ф, с, з, н, с…..
*са, ло, му, су, ро, сы, да, со
5. Развитие слухового внимания и памяти
— А сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки».
Послушайте и повторите за мной.
са-са-са — хитрая лиса
со-со-со – катим колесо
су-су-су – я коня пасу
сы-сы-сы – длинные усы
— Ребята, вместе с письмом, которое передала собачка, лежали картинки.
( раздается по 2 каждому)
— Назовите, что у вас.
— (Слон, колесо, ананас, стол, кресло, автобус, сани, лиса, абрикос)
6. Развитие звукового анализа; определение последовательности звука в
слове
— Для того чтобы идти дальше по сказочной стране, вам нужно выбрать по какой дороге мы пойдем.
Сейчас каждый из вас выйдет к доске, определит место звука [C] в своих словах и расставит картинки по дорожкам.
На 1 дорожку мы поставим картинки, в названии которых звук[C] стоит в начале слова. На 2 – в середине. На 3 – в конце.
Если вы это сделаете правильно, мы сможем пойти дальше.
— ( В слове слон звук [C] стоит в начале слова, поэтому ставим его на первую дорожку)
— (выполняют)
— Молодцы! Все картинки расставлены по своим дорожкам! Идем дальше!
7. Развитие слогового анализа; слухового внимания
— Ребята, а теперь найдите картинки, в названии которых вот столько слогов, частей – три удара в бубен.
— (перечисляют)
— А теперь Дима выйдет к доске и загадает нам слово, только пока не назовет его. А с помощью бубна «скажет» сколько в нем слогов. Ну а мы постараемся его отгадать.
— (выполняют)
8. Развитие зрительного внимания
— Артем подойди к доске и убери картинки, на которой изображены предметы мебели.
— (Я убираю стол. Я убираю кресло.)
— Рома уберет фрукты.
— (Я убираю ананас. Я убираю абрикос.)
— Назовите, какие картинки остались?
— (Слон, сани, колесо, лиса, автобус)
9. Практическое употребление предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ;
развитие зрительного внимания
— Назовите первую картинку, последнюю, за слоном, перед автобусом, между санями и лисой.
— (выполняют)
10. Упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными
— Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова моя, мой, моё, мои
— (Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Мое колесо. Мои сани.)
11. Образование относительных прилагательных; развитие общей
моторики
— Поиграем в игру, «Какой предмет?» (в кругу) – с мячом
*слон (какой?) – большой, сильный
*сани – деревянные, быстрые
*колесо – круглое
*лиса – пушистая, рыжая, хитрая
*автобус – городской, пригородный
— Садимся на места. А теперь давайте с вами узнаем, что может делать каждый предмет?
12. Развитие умения подбирать существительные к глаголам
* Скажите, что здесь может катиться? (колесо, сани)
* А что может ездить? (автобус)
* Кто может ходить, бегать? (лиса, слон)
— (Катиться может колесо, сани)
— Вспомните, что еще может катиться, ездить, ходить?
— (Мяч, бревно; машина, велосипед; человек, собака)
13. Развитие звукового анализа и синтеза
— Молодцы! Ребята, вам передали зашифрованное послание. Давайте попробуем его прочитать!
— Как вы думаете, какой здесь 1 звук?
— (Согласный)
— Согласный, какой?
— (Согласный твердый)
— Какой 2 звук?
— (Гласный)
— С каким звуком мы сегодня с вами знакомились?
— (Сегодня мы знакомились со звуком [C])
— Значит, под синий квадратик мы поставим букву С. А какие вы гласные знаете?
— (перечисляют)
— Под красный квадратик я поставлю букву А. Назовите, 1 звук, 2 звук и весь слог. (Игра «Домик гласных»).
— (так меняются все гласные буквы)
— Ребята, у нас с вами получился слог СО. Но мы же говорим с вами словами, чтобы понимать друг друга, а не слогами.
14. Учить преобразовывать слова
Скажите, какую букву можно добавить, чтобы получилась усатая рыба.
— (Нужно добавить букву М)
— А на какую букву можно заменить букву М, чтобы получился напиток?
— (Нужно заменить на букву К)
— На какую букву можно заменить, чтобы получилось слово: когда мы спим, мы видим что?
— (На букву Н)
15. Развитие звукового анализа и синтеза
— А теперь посмотрите на столе у вас лежат картинки, выложите слово: сон, сом, сок.
— Сколько гласных в слове? Сколько полосочек берем?
— (В слове одна гласная, значит, берем одну полосочку)
— Какой 1 звук, последний? Каким цветом обозначим?
— (выполняют)
16. Развитие мелкой моторики
-Молодцы! А сейчас возьмите карточки, закройте все неправильные буквы С и посчитайте сколько правильных.
— (выполняют)
— Ребята, вы догадались, кто пригласил нас в сказочную страну? С каким звуком и буквой мы знакомились?
— (отвечают)
— Молодцы, ребята! Звуку [C] очень понравилось, как легко вы справлялись с его заданиями. Он ждет еще раз вас в гости!
Картотека домашних заданий на этапе автоматизации звука [Л] — Логопедические упражнения для домашних заданий — Для Вас — Родители — Каталог статей
Разработала: учитель — дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна
ГУО «Ясли-сад № 35 г. Орши»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:
ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:
Ла-ла-ла-ла Ло-ло-ло-ло Лу-лу-лу-лу Лы-лы-лы-лы |
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять за взрослым много раз:
ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА
ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО
ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ
ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи
ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко
ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка
ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа
ЛА-ЛА-Ландыш ЛО-ЛО-Лошадь
ЛА-ЛА-Лампа ЛО-ЛО-Ложка
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание.
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори слова за взрослым (много раз):
«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.
«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.
«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.
«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.
4. Выучить наизусть:
ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.
ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори за взрослым слова (много раз):
«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,
каникулы.
«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,
возила, акула.
«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.
«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.
4. Выучить наизусть:
Все бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот веселые деньки-
Все на лыжи и коньки!
5. Повтори предложения за взрослым:
Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л.
3. Повтори за взрослым ( много раз):
глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.
4. Выучить наизусть ( Л — четко в каждом слове):
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
5. Повтори предложения за взрослым:
Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым (много раз):
АЛ-АЛ-АЛ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ
УЛ-УЛ-УЛ УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ
АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.
УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.
4. Выучить наизусть:
Молоток стучал, стучал. Лопата копала,
Гвозди в доску загонял. Копала, копала,
Колотил он с толком, Потом улеглась,
Получилась полка. Видно очень устала.
5. Составь предложение из слов:
Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
АЛ-АЛ-АЛ-слишком мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-вымой пол.
УЛ-УЛ-УЛ-ветер дул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-траву косил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ-белый мел.
4. Выучить наизусть:
Есть у Аллы юла,
Юлу Алла завела.
Юла пела, танцевала,
На одной ноге стояла.
А потом устала
И на бок упала.
5. Повтори предложения:
У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Варежка.
Маша варежку надела:
— Ой! Куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
— Поглядите-ка, нашла.
4. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
5. Пересказ:
МИЛА И ПЧЕЛА.
Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.
______________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):
Я встаю — а ты встал Я сажусь – а ты …
Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…
Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…
Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …
5. Пересказ:
Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Елка.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
4. Повтори за взрослым:
Ла-ла-ла — Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу — я возьму метлу.
Лы-лы-лы — вымыли полы.
Ла-ла-ла — я домой ушла.
Ло-ло-ло — как на улице светло.
Лу-лу-лу — стекла осколки на полу.
лу-лу-лу — скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы — эти туфли мне малы.
5. Исправь предложения (записать). Повтори их:
Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.
_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
Ил-ил-ил — стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл — бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил — лампу лось купил.
Ел-ел-ел — дятел улетел.
Ол-ол-ол — в углу стоит стол.
Ал-ал-ал — я достал пенал.
Ил-ил-ил — блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал — едет, едет самосвал.
4. Выучить наизусть:
Клава, Клава, глянь в окно,
Сколько снега намело.
И в лесу, и в саду
Сосны елки все в снегу.
5. Повтори предложения:
На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори много раз:
Я долго мыл полы.
МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.
ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.
ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.
4. Повтори предложения:
Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.
5. Повтори за взрослым:
Ол-ол-ол — Володя в школу шел Ил-ил-ил — подмел палас Данил Лок-лок-лок — побелили потолок | Лат-лат-лат — Ане купим мы халат Алка-алка-алка — это слово галка. Ула-ула-ула — говорю акула. |
6. Выучить наизусть:
Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.
Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.
4. Повтори за взрослым:
На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.
5. Повтори за взрослым:
Ал-ал-ал — у нас будет бал. | Ал-ал-ал — вот заходят гости в зал. Ал-ал-ал — ах, какой веселый бал! |
6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):
Волк — волчиха, волчий Голубь-…
Слон-… Колос-…
Лось-… Колокол-…
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Галка.
Задумала галка иголку купить,
Чтоб голым галчатам штанишек нашить.
Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.
Уселась на елку и хвост положила,
Очки нацепила – и шила, и шила…
Летела синица и вниз поглядела:
— Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!
4. Повтори предложения, ответь на вопросы:
Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)
Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)
Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)
Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)
На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Клоун – чудак.
Клоун – чудак, делал все не так:
Ломом копал, лопатой ломал,
Долотом шил, иглой долбил,
Колуном пилил, пилой колол,
Метлой белил, а кистью мел!
3.Пересказ текста:
Белка и волк.
Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)
____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Помощница.
Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала: полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела от угла и до угла…
3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:
Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.
4. Повтори за взрослым много раз:
Одна гладкая оловянная ложка.
Две гладких оловянных ложки.
Три гладких оловянных ложки.
Четыре гладких оловянных ложки.
Пять гладких оловянных ложек.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Маляр
Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,
Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.
На стул забираться стал, на стуле не устоял.
Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.
3. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА — такие вот дела.
ЛУ-ЛУ-ЛУ — иголка на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — вымою полы.
ЛО-ЛО-ЛО — лопнуло стекло.
4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:
Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.
5. Повтори скороговорки:
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.
Маленькая болонка пила воду около колонки.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори стихи о слонах:
Головой кивает слон — он слонихе шлет поклон.
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.
Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.
3. Выучить наизусть:
Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.
Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.
Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,
Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.
Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,
Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.
4. Пересказ текста:
Ласточки в гостях.
Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.
«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.
Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Пирожок в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Положила в пирожки
Пол наперсточка муки.
Каплю патоки взяла,
Всех подружек позвала.
На пиру у пчел я был,
Крепкий мед пчелиный пил.
3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:
плавать – плавательный бассейн облако-…
яблоко – яблочное повидло колокол-…
пластик — … елка-…
пластмасса-… клубника-…
солдат-…
4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Лиса и волк.
— Лизавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Хороши мои дела,
Голова еще цела!
Как, кума, твои дела?
— На базаре я была!
— Что ты так устала?
— Уток я считала.
— Сколько было?
— Семь с одной.
— Сколько стало?
— Ни одной!
— Где же эти утки?
— У меня в желудке
3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?
Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.
4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».
__________________________________________________________________________________________