Женщины древнего мира: Леди, принимавшие решения. Топ-4 женщин древности, вошедших в историю | История | Общество

Содержание

Леди, принимавшие решения. Топ-4 женщин древности, вошедших в историю | История | Общество

Если верить красивой британской легенде, 10 июля 1040 г. леди Годива, жена графа Леофрика, проехала голой на лошади по городу Ковентри. Напомним эту историю и вспомним других женщин прошлого, слово и дело которых остались в веках.

Леди Годива не состояла в обществе нудистов, которых тогда не было. Сделан сей жест эксгибиционизма был из самых благих побуждений — ради снижения налогового бремени для местных обывателей. Годива происходила из англо-саксов, ставших к тому времени для Англии «местными». Её муж Леофрик, графа Мерсии, был датчанином, завоевателем, короче — «понаехавшим». Население он обложил непосильными налогами, отчего нежная душа его супруги тяжко страдала.

Однажды, когда граф был в сильном подпитии, графиня в очередной раз пристала к нему по поводу фискальной политики. Леофрик, будучи в игривом расположении духа, сказал так: «Вот проедешь голой по городу — снижу налоги». Протрезвев, граф понял, что сморозил глупость, но отступать было некуда.

Графине тоже было некуда отступать, пришлось раздеваться и седлать лошадь. Если верить легенде, проезд был спланирован как войсковая операция. Жителям Ковентри приказали закрыть окна и двери, как при проезде современного кортежа первого лица, и не подсматривать в щели. Единственный ослушник, некто Том, вошедший в историю как «Подглядывающий Том», голую леди увидел, но заплатил за это зрением. Причастны ли к ослеплению Тома графские дружинники, легенда умалчивает. Но налоги для Ковентри были снижены.

Это, конечно, легенда. Но леди Годива — вполне реальная женщина. Ее биография историкам неплохо известна. В частности, то, что в 1040 г. ей было под 60.

«Первая встреча князя Игоря с Ольгой». Картина художника В. К. Сазонова. «Первая встреча князя Игоря с Ольгой». Картина художника В. К. Сазонова.

Княгиня Ольга

была женой киевского князя Игоря Рюриковича. «Рюрикович» в данном случае не указание на династию, а простое отчество. Легендарный Рюрик был папой Игоря, а Ольга — его снохой. Все трое при этом были чистокровными скандинавами, так что звали Ольгу при жизни Хельгой.

Если леди Годиву, которая жила чуть позже, налоговая политика мужа оставила без одежды, то с Хельгой все сложилось куда хуже. Налоговая политика мужа оставила ее вдовой. Осенью 945 г. Игорь, как известно, неудачно съездил за данью к племени древлян. Те взяли его в плен, но в конце концов отпустили, предварительно привязав к двум согнутым березам.

Хельга осталась регентом при малолетнем сыне Святославе и жестоко отомстила древлянам, когда те приехали извиняться. Первое посольство древлян живьем закопали в землю, второе живьем же сожгли. Третьего древляне благоразумно не прислали, тогда Хельга с дружиной явилась к ним сама. Способ, которым эта женщина с фантазией сожгла древлянскую столицу, всем знаком со школьной скамьи. Любопытно, что использование птиц в качестве зажигательных снарядов случалось и в Западной Европе.

«Крещение Руси» - фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 гг.

Кроме того, Хельга стала первым государственным деятелем высшего ранга, принявшим христианство. А вот сын Святослав так и остался настоящим викингом и язычником. Над матушкой, которая уверовала в распятого бога, он откровенно смеялся.

Зенобия, царица Пальмиры, тоже рано овдовела. Это случилось в 267 г. после того, как в результате заговора был убит ее муж Оденат II. Ранее он, спасая страну, добровольно вошел в состав Римской империи.

Зенобия, в отличие от Одената, оказалась пальмирской патриоткой и восстала против власти Рима. Обстановка показалась ей благоприятной для бунта: императоры мерли как мухи то от чумы, то от кинжалов наемных убийц. Однако новый властитель Рима именем

Аврелиан не оправдал надежд Зенобии. Он оказался не робкого десятка, к тому же неплохим полководцем.

«Прощальный взгляд Зенобии на Пальмиру» (1888). Герберт Густав Шмальц. «Прощальный взгляд Зенобии на Пальмиру» (1888). Герберт Густав Шмальц.

Армия Зенобии была разбита в двух сражениях римскими легионами, сама царица пробовала бежать, но была арестована. В 274 г. ее провели по Риму во время триумфа (что-то вроде современного парада с военной техникой) Аврелиана. Зенобия была в кандалах, которые из уважения к ее царскому достоинству были сделаны из чистого золота. Умерла она в плену, дата смерти затерялась в веках.

Клеопатра, царица Египта, Риму не сдалась. В отличие от Зенобии, которая считала ее своей родственницей. Египтянкой Клеопатра не была — ее отец происходил из эллинистической (грубо говоря — греческой)

династии Птолемеев, посаженных на египетский престол еще Александром Македонским. Но под египтянку Клеопатра определенно косила: первой из Птолемеев за 300 с лишним лет она попыталась заговорить на языке фараонов. Как писал Плутарх, «ее красота не поражала с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью». Короче, роковая женщина I в. до н.э.

«Клеопатра». Художник Джон Уильям Уотерхаус «Клеопатра». Художник Джон Уильям Уотерхаус

Клеопатра пришла к власти в 51 г. до н.э. в качестве регента при девятилетнем брате. По египетскому обычаю (иначе народ не понял бы) она одновременно числилась и его женой. Позднее она вела с братом-мужем гражданскую войну, которая по времени совпала с гражданской войной в Риме. Часть этих войн Клеопатра провела в постели

Юлия Цезаря и Марка Антония, от которых имела детей. И зря: ставить надо было на Октавиана Августа, который всех обыграл и вышел победителем. Чтобы не участвовать в его триумфе, Клеопатра покончила с собой. По легенде — при помощи живой змеи, хотя некоторые историки в этом сомневаются.

Великие женщины древности. Семирамида…

 

 

 

Она предала своего мужа, чтобы взойти на престол древней Ассирии. И была свергнута оттуда собственным сыном. Она основала легендарный Вавилон, хотя к возведенным в нем знаменитым висячим садам, присвоившим ее имя, не имела никакого отношения…

 

 

Мифическая

О том, как Семирамида появилась на свет, знали, как ни странно, только греки. В их мифах говорится: богиня Афродита страшно разгневалась на некую Деркето – богиню с рыбьим хвостом. И в наказание заставила ее воспылать страстью к простому смертному. Как только Деркето родила от юноши дочь, пелена влюбленности спала и богиня, не лишенная снобизма, была страшно уязвлена фактом недостойной связи с человеком. Она убила своего любовника, дочь оставила погибать в жестоких песках Сирии, а сама хвостом махнула – и была такова.

Новорожденную девочку спасли голуби. Они приносили ей в клювах сыр и молоко. Однажды пастухи, жившие неподалеку, заметили в сыре дыры, потом выяснили, что в этом виноваты голуби, и когда любопытство уже не давало спать ночами, проследили, куда летают птицы. Ребенка, найденного в пустыне, приютил и выкормил смотритель царских стад Симассу. Он же дал девочке имя – Семирамида, что на сирийском значило «голубка».

 

 

Хитрая

Итак, Семирамида (на одном из наречий – Шаммурамат) росла у пастухов. И выросла в великолепную красавицу, затмившую всех девушек в округе. Неудивительно, что проезжавший мимо советник ассирийского царя резко осадил коня – заметил девушку. Оннес (так звали впечатлительного царедворца), не медля, сделал предложение и увез прекрасную жену в Ниневию – столицу своей страны.

Неспокойное это было государство. Правивший им царь Нин то и дело воевал, из-за чего Оннес все время отлучался по делам и страшно тосковал по Семирамиде. А тут Нин за что-то взъелся на соседей – государство Бактрию. И помчался на них с многотысячным свирепым войском.

Да только Бактрия проявила героическую стойкость, и ни в какую не сдавалась. Ассирийцы устали штурмовать неприступные стены. Оннес совсем извелся без жены. И… пригласил ее в военный лагерь. А чтобы никто не догадался о присутствии девушки в очаге сражений, велел Семирамиде сшить модный костюмчик «унисекс»: чтобы никто не разобрал, женщина перед ним или мужчина.

Семирамида посетила мужа и, не сведущая в военных тактиках и стратегиях, вдруг подсказала Оннесу блестящую идею. «Поскольку, – заметила Семирамида, – войска штурмуют самую слабую часть укреплений, там скапливается больше всего защитных сил. Ударьте же в самые крепкие ограждения – защитников за ними наверняка не осталось!»

Оннес передал план Нину, Нин послушался и… выиграл войну! Восхищенный, он пожелал увидеть человека, додумавшегося до такой идеи. И зря Оннес его послушал!

Взглянув на жену советника, Нин мгновенно воспылал к ней страстью. И по-хорошему попросил Оннеса отдать ему супругу. Когда муж проявил упорство, царь пригрозил, что выколет ему глаза, ибо они ему без надобности – он и так не желает замечать прихотей господина!

Отчаявшийся Оннес не нашел выхода лучше, чем заколоть себя мечом. Но царя Нина устроил и такой вариант. Главное – он заполучил Семирамиду.

 

 

Коварная

Семирамида, однако, не желала быть просто наложницей. Пусть и обожаемой, пусть и восхваляемой, пусть и родившей царю сына. Однажды она предложила Нину поиграть в одну забавную игру – пусть он, владыка, на один день сделает владычицей ее – ей большего и не надо, чтобы почувствовать манящий вкус безграничной власти. Нин посмеялся и выполнил просьбу: на один день он сложил с себя все полномочия и отдал их Семирамиде. Девушка не стала терять время попусту: в тот же день велела находящегося не у дел царя казнить. А сама села на престол.

С воцарением Семирамиды начался век пышности и довольства. Хотя методы построения благополучия не отличались гуманностью: например, улучшая генофонд страны, Семирамида делала всех слабых и несимпатичных мужчин евнухами. Не зря за глаза эту «голубку» величали «темной царицей».

На берегу могучей реки Ефрат Семирамида основала легендарный город Вавилон, укрепила его мощными стенами, осушила вокруг города болота, проложила широкую торговую дорогу в царство Лидия, построила великолепный мост через Ефрат и удивительно красивую башню – храм богу Бэлу. Башня была столь высока, что жители могли наблюдать с нее восход и закат.

Кровожадный дух завоевательницы побуждал Семирамиду идти войной на Мидию, Ливию, Эфиопию, Египет, а врожденные хитрость и смекалка помогали одерживать над ними победу. Поводом для войны могли служить не только аппетитные земли и ресурсы – царице было достаточно просто вспылить. Так, индийский правитель как-то пошутил над ее ненасытностью в любовных связях, – Семирамида посчитала его шутки оскорблением и двинулась на Индию с войсками. Только вовремя навестившее ее во сне пророческое знамение отговорило гневную царицу от опрометчивого шага. Семирамида развернула войско и вернулась в Вавилон – устраивать там сытую жизнь.

Но вскоре вновь почувствовала себя жестоко оскорбленной. Здесь повод был существеннее: царицу и красавицу отвергли!

Пылкая

Ара Прекрасный, царь Урарту (тогдашнее наименование Армении) покорил влюбчивую Семирамиду своей яркой красотой и мужественностью. Ассирийская владычица решила объединить две державы и прислала Аре откровенное предложение: приезжай, становись моим супругом и царствуй вместе со мной! Впрочем, добавляла распалившаяся Семирамида, супругом можешь и не становиться, но мчись скорей, чтобы «исполнить сладострастное желание и вернуться к себе с великими пожалованиями».

Ара не примчался. Он отказался самым решительным образом. И царица впала в ярость.

Опять собралось войско, опять оно беспощадно обрушилось на чужие границы. Урарту держалось стойко, но в одной из битв Ару Прекрасного смертельно ранили.

И замерли в ужасе обе враждующие стороны. Семирамида послала воинов доставить ей умирающего царя – Ара скончался у нее в шатре. Убитая горем царица призвала главного жреца своего государства и велела положить тело Ара на вершине горы Ара-лер, у подножия которой его ранили, и взывать к ассирийским псоглавым духам аролезам, спускающимся с небес зализывать раны убитых воинов и тем самым оживлять их.

Десять дней жрец исправно бормотал молитвы. И только когда стали проявляться явные признаки разложения тела, Семирамида образумилась. Тело Ары она велела сжечь, а его царские одежды надеть на какого-нибудь воина и издали показать пребывающим в томительном ожидании войскам Урарту. Пусть поверят, что их царь, живой и здоровый, уезжает вместе с Семирамидой в Вавилон. Воины действительно поверили. Сражение с Урарту можно было считать оконченным.

 

 

Легендарная

Вернувшись домой, Семирамида больше не пускалась в головокружительные любовные перипетии, а сосредоточилась на царствовании. Но правила она недолго. Ее сын Ниннос решил, что засиделась маменька на троне, и пожелал ее убить. По мифологическим преданиям, Семирамида сама отдала сыну престол, превратившись в голубку и улетев в таком виде к бессмертным божествам. Из сухих исторический хроник же явствует, что Ниннос все-таки довел задуманное до конца.

 

 

Спустя двести лет после смерти царицы захвативший Вавилон царь Навуходоносор возвел в его сухом неприветливом климате роскошный оазис – второе чудо света, известное как «Висячие сады Семирамиды». Кому интересно, что сад создавался для любимой жены Навуходоносора, не имевшей ничего общего с легендарной ассирийской царицей? Чудо света, давно стертое с лица земли, превратилось в легенду. Как и та, чье имя было им увековечено.

Автор: Елена Горбунова

ИСТОЧНИК

 

 

 

 

 

 

 
 

Жизнь женщин в истории человечества — Альтернативный взгляд Salik.biz

Споры о том, кем был первый человек, мужчиной или женщиной, идут уже целые столетия. Но до истины пока так и не удалось никому дойти. Но, как там не было, женщина по своей природе уникальное создание, именно с нее начинается жизненный путь любого человека. Но не всегда и не во всех странах к женщине относились с уважением, считая ее человеком второго сорта. В истории есть факты о жизни женщин в разные времена в разных странах, которые повергают в шок современного человека.

В Афинах, отец, узнавший о половых отношениях своей дочери, не находящейся в браке, мог по закону отдать ее в рабство. А в Самоа для того, чтобы увериться в невинности женщины, выходящей замуж, плева невесты публично разрывалась главой племени. Делал он это руками непосредственно на самой свадьбе. Жительницы древнего Израиля, вступившие в отношения с мужчиной, не будучи с ним в браке, были обречены на смерть.

— Salik.biz

Каждая семья, проживающая в Древней Греции, считала своим долгом рождение и воспитание сына. Именно мальчиков с трепетом ждали родители, а вот рождение девочек вызывало негативные эмоции и часто их уносили на солнце умирать. Они считались обременительными, причем не только для бедных семей, но и для богатых. Такое же отношение к детям прослеживалось и у египтян, которые в принципе выступают всегда за равенство полов.

Древние римляне остерегались женщин во время менструации, считая, что в этот период они несут опасность для общества, а египтяне и вовсе изолировали их в отдельное помещение. Заходить к ним не разрешалось никому в это время. В Израиле в период критических дней запрещалось прикасаться не только к самой женщине, но и к тем предметам, которые ее окружали, они считались оскверненными.


В древности женщины имели мало шансов для того, чтобы как-то себя проявить, выделиться в обществе, чаще всего им запрещалось высказывать даже свое мнение. Древние Египтянки могли покидать стены своего дома только в сопровождении мужа, а если в дом приходили его друзья, то жена обязана была выйти из комнаты, чтобы не вызывать смущение у мужчин. На территории Дании было принято бороться со строптивостью женщин путем помещения их в специальную колоду, внешне очень похожую на скрипку. Англичане в качестве воспитания непокорных женщин одевали им на голову маску из железа и заставляли так ходить по улице.

Не менее своеобразные обычаи относительно женщин действовали и на территории Индии вплоть до конца 19 века. Если так случалось, что у женщины умирал муж, то она должна была добровольно сама себя сжечь на костре. Так часто поступали и женщины в период войн, находясь в окружении противника, чтобы таким образом дополнительно мотивировать своих мужчин.

Обычай, связанный с кражей невесты, есть и сейчас в некоторых современных странах, а на территории Китая, например, он перестал действовать только с середины 20 века. В древние времена часто мужчины-воины уничтожали целые поселения, а женщин забирали с собой и делали из них либо рабынь, либо своих жен. Обычай похищать невесту уходит своими корнями в доисторическое время, о чем свидетельствуют многочисленные подтверждения в виде найденных останков людей. У пещерных людей тоже было принято приводить своих жен из чужих поселений, с которыми они навсегда расставались, попав в дом мужа. Не всегда это происходило добровольно, но этого никого не беспокоило, так было принято и точка.


Несмотря на такое предвзятое отношение, женщины всегда старались хорошо выглядеть и имели в арсенале много хитростей для поддержания своей красоты. Особенно этим отличались египтянки, которые, даже имея не совсем привлекательную внешность, выглядели всегда превосходно. Они знали рецепты различных косметических масок, мазей и прочих средств по уходу за собой. Идеальными считались женщины с крупными зрачками. Эффекта этого они добивались путем использования сока «сонной дури», который закапывали непосредственно в глаза. Ногти красили только зеленым лаком, и это служило заключительным моментом в создании общего образа.

Рекламное видео:

Странностью и особой деспотичностью отличались эталоны красоты в древнем Китае, где с особым почетом и уважением относились к обладательницам маленьких ног. Если у женщины была крупная ступня, то шансов выйти замуж у нее практически не было, а для родных она была позором. Поэтому с малых лет применяли тугое бинтование ступней девочек, чтобы сохранить ногу маленькой. Не работать женщине было престижно, и для демонстрации своего положения она отращивала ногти, длина которых могла достигать 25 см. Мужчинам это нравилось, для них длинные женские ногти были амулетом от всего дурного.

Немало интересных фактов есть в истории и о римской моде. Так, к примеру, обувь на высоком каблуке носили только проститутки, а сандалии носили с носками. В приоритете были белокожие женщины со светлыми волосами, именно в Риме впервые женщины стали обесцвечивать свои волосы. В гардеробе у мужчин, и у женщин были туники, длина которых зависела от статуса обладателя.

В современном мире мода не такая уж и жестокая, как считают многие. У любой женщины есть право на самовыражение, на свой стиль в одежде и в образе жизни. Это делает ее уникальной, неповторимой и именно такие женщины привлекают мужчин. Древние женщины себе такого позволить не могли, так как любое отклонение от общепринятых правил каралось с особой жестокостью. Эти женщины становились изгоями в обществе и не находили поддержки даже в своих семьях.

Пройдя такой тяжелый путь, женщина стала только сильнее, мудрее и настойчивее в достижении своих целей. Сегодня современная женщина может работать наравне с мужчиной, и быть при этом хрупкой, нежной и беззащитной. Мало какая жизненная ситуация может сломить ее, особенно если у нее есть дети. Современная женщина одинаково хорошо готовит еду, поддерживает чистоту в доме, воспитывает детей и зарабатывает деньги и считается при этом «слабым полом». Все это вполне может служить доказательством того, что первый человек на земле был женского пола, иначе, как объяснить такое количество способностей, такую твердость духа, воспитанную тысячелетиями.

Маскулинность известных женщин Древнего мира. Стратегии гениальных женщин

Маскулинность известных женщин Древнего мира

В мире женских достижений почти всегда присутствует одна любопытная деталь: гуттаперчевая изменчивость образа, колдовская игра различными, часто несовместимыми образами. Известные женщины почти всегда многолики и обладают одновременно и мужскими, и женскими качествами.

Наиболее выдающиеся женщины Древнего мира, Клеопатра и Агриппина, выступали то в одной, то в другой роли, в зависимости от того, в какой женщине больше нуждались соответственно триумвир Марк Антоний и престарелый римский император Клавдий. Обе женщины были безукоризненными обольстительницами, в совершенстве владели магией очарования, умея создавать обстановку, в которой привкус напряженного и гармонирующего эротизма и экстравагантности неизменно уводил мужское восприятие в мир фантазий и усыплял бдительность даже великих личностей того времени. Эти женщины всякий раз обрамляли свои действия в такие декоративные формы, которые подвластны лишь талантливым актрисам. Но это женственное в виртуозной игре Клеопатры с Цезарем и Антонием, как и безумное искусство совращения Агриппины при дворах Калигулы, Клавдия и Нерона, были лишь удачно выбранными масками, хитроумной маскировкой других действий, не имеющих отношения к области женственного. Потому что целью были не сами мужчины, а их власть; завоевывая или создавая этих мужчин, женщины перебирали на себя и часть их властных функций. Две эти уникальные представительницы Древнего мира часто совершали поступки, являющиеся прямым и порой даже символическим вторжением в мужскую сферу: Клеопатра выступала во главе военного флота, Агриппина устраивала самостоятельные смотры войскам. Если рассматривать жизнь каждой из них как цепь определенных действий, это будут преимущественно мужские, поражающие решительностью и последовательностью поступки, направленные на распространение своего собственного влияния и контроля определенного пространства. При этом обе женщины, по-мужски руководившие государствами, были в высшей степени женственны и обворожительны, чем неизменно пользовались для осуществления своих планов.

Жена императора Августа Ливия Друзилла больше сохраняла женский образ, играя на мужской половине лишь тайно. Но даже в ее случае прагматизм и практичность оказывались важнее укоренившихся понятий – желания любви и полного обладания единственным мужчиной. К примеру, она проявила мало способностей в искусстве любви, но, хорошо осознавая свою ахиллесову пяту и оставаясь для Августа до конца его жизни святой, находчивая женщина компенсировала проблему тайным содействием постельным утехам первого римлянина при помощи нанятых сирийских рабынь. Однако Ливия была хорошо осведомлена обо всех нюансах государственного управления, узнавая при помощи армии шпионов все, что касается безопасности великой державы. На ее хрупких плечах лежали заботы даже о ходе военных кампаний, и хотя они оглашались устами императора, каждый сенатор знал: без одобрения Ливии ни одно начинание не пойдет дальше слов. Эта женщина обладала поистине мужской непреклонностью и крайней жестокостью по отношению к тем, кого она причисляла к своим врагам. Ее боялись самые сильные и влиятельные мужчины империи, хотя внешне «мать отечества» была очень милой и улыбчивой.

Роль Ливии как тайной исполнительницы мужских функций близка многим женщинам, неожиданно оказавшимся перед выбором: внедряться в мужское поле деятельности или безропотно ожидать низвержения в бездну. Сделав шаг навстречу своему спасению, они навсегда преступали Рубикон между женским и мужским, а оказавшись на чужой территории, были вынуждены до конца своих дней играть по мужским правилам. Клеопатра, Ливия Друзилла, Агриппина, княгиня Ольга, Жанна д’Арк, маркиза де Помпадур, Екатерина Медичи, Екатерина Вторая представляют категорию «вынужденных» воительниц и владычиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Женщина в истории человечества

Женщина в истории человечества

Пророк Мухаммад сказал: «Здешний мир — это преходящее благо, а лучшее благо этого мира — праведная женщина». Ислам, вопреки бытующему мнению, отвел женщине высокое положение в семье и обществе. Подобное утверждение — в свете предвзятой информации и репортажей практически всех мировых масс-медиа — может показаться неправдоподобным. Но прежде чем говорить о положении мусульманки, сделаем небольшой экскурс в историю.

Женщина в Древнем мире

Нет ничего пагубнее женщины (Гомер) Это краткая фраза, легендарного древнегреческого поэта, ярко характеризует отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в древности была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. По свидетельствам историков, женщина могла «делить с мужем ложе, но не трапезу». В глазах мужчины женщина была вещью, мебелью, сувениром, товаром, но только не человеческим существом, достойным уважения.

В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. Как сказал Гомер, «четыре рабочих вола за одну жену». Древние греки считали, что любовная страсть к женщине — это болезненное проявление. «Любовь к женщине — это яд», — говорил Сократ. А Аристотель говорил, что «…женщина — это изуродованный от природы мужчина». Эзоп же был убежден что «огонь, женщина и море — три бедствия».

В древнем Риме казнили жриц, нарушивших обет девственности. Мужчины, согласно римскому праву, имели полное право на жизнь и смерть своих жен, которых они продавали, покупали, а нередко и убивали.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта свирепая традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней.

На островах Фиджи всякая женщина становилась достоянием того, кто поймал ее во время состязаний на бегах. В это время собственность на женщину отменялась.

В Ниссау вдовы считались принадлежностью всех своих односельчан. Нередко вдову искусственно откармливали и съедали как общественное добро.

У некоторых народов друзья, родные жениха или приглашенные на свадьбу имели полное право на невесту, причем жених оказывался последним в очереди. Так было на Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время.

У многих древних народов всякое должностное лицо, предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, князь, или как бы он не назывался, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и поныне. Подобная традиция была распространена и у дагестанских народов до прихода Ислама.

В Северной Америке мужчина, вступающий в брак со старшей сестрой, брал в жены также и всех ее сестер, как только они достигали определенного возраста. В Южной Америке женщинам, согласно обычаям, деформировали головы. У мундугуморов мужчины обменивали своих дочерей и сестер на новых жен.

У эскимосов было распространено убийство младенцев-девочек, основывающаяся на теории, что девочек слишком много.

В Древнем Китае с приходом невесты, в доме три дня соблюдался строгий траур и царило уныние, что психологически должно было подавить ее чувство достоинства. Жена обязана была всю жизнь скорбеть и печалиться о возможной утрате мужа. А для того чтобы обратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальные правила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот, омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю, используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрубал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников.

В Древнем Перу красивых девочек делали наложницами знати, а остальных — ткачихами в больших женских монастырях. На Руси же брака не существовало вообще. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве.

У арабов до прихода Ислама часто хоронили живьем новорожденных девочек. У евреев до прихода Моисея (мир ему) всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала, деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.

В Конго беременной женщины сторонились как нечто отвратительного и мерзкого. Среди многих народов Африки, Америки и Полинезии было принято — как обычай гостеприимства — отдавать жен на временное пользование гостям или вообще проезжим путешественникам, остановившимся неподалеку от поселка. В Финикии отцы отдавали своих дочерей в пользование чужеземцам, как и мужья в Экваториальной Африке охотно предлагали своих жен богатым чужестранцам, ибо зарабатывали на этом неплохие деньги. Подобных примеров множество. Однако перечисленного вполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.

Женщина в Иудаизме

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой».

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена.

В принципе в иудейском законе доминирует точка зрения гиллетской школы, согласно которой муж имеет право на развод без всякой на то причины.

Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод.

Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине.

Женщина в Христианстве

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви…» (Библия, Н.З., Послание к Ефесянам, 5).

Женщина была обвинена в Христианстве в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Как говорится в Библии: «….и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление».

Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры — монахини. Св. Тертуллиан говорил, что «…женщины являются вратами к дьяволу…», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин». Многие средневековые священники утверждали, что «…женщина опаснее змеи». А Св. Томас говорил: «истинным христианином можно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут нести святой Дух». В средние века христианские священники и монахи сторонились даже тени женщины, чтобы не осквернить свою душу.

Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.

Христианская религиозная философия средневековья однозначно и жестко закрепляет идею неполноценности женщины и определяет ей положение похотливой и нечистой во всех отношениях твари. Помимо этого именно христианские средние века породили женоненавистническую ведьмоманию.

В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

В 1487 году в Кельне была издана свирепая книга доминиканцев, сыскного дела Римской Церкви, «Молот ведьм», ставшая настольной книгой и справочником инквизиторов. Арсенал пыток над женщинами заметно пополнился новыми методами и приемами.

Немного о рыцарях

Что же касается о рыцарском отношении к дамам в средние века, то это миф, который необходимо развеять. Во-первых, рыцарская любовь воспевала лишь нарушение супружеской верности. Не зря любовная провансальская поэзия именуется «альбы» («рассвет»). Ведь именно на рассвете рыцарь должен был ускользнуть незамеченным. А потому рыцарь, отправляясь в крестовый поход, защелкивал на бедрах своей жены железный пояс целомудрия, садился на коня и отправлялся за тридевять земель. В походе он мог пробыть год, пять лет, а мог и не вернуться. Пока жены скучали по мужьям, рыцари на Востоке насиловали женщин, взятых в плен и устраивали дикие оргии.

Те же рыцари широко пользовались своим феодальным правом первой ночи на всех новобрачных, проживающих в их владениях. Видимо все это подтолкнуло Ницше сказать: «Христианство поднесло Эроту чашу с ядом: — но он не умер, а только выродился в порок».

Женщина в Исламе

Прежде всего Ислам в отличии от Христианства и Иудаизма не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того всю вину и ответственность Коран возлагает на Адама: «Мы прежде с Адамом в Завет вступили, но он забыл (о нем), и в нем Мы не нашли решительности твердой…», «…Так Бога своего ослушался Адам, и с праведной стези сошел…» (Та-Ха, аяты 115-121).

Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны пред Аллахом. Да, мусульманка не имеет право быть главой государства. Но это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинства, а связано с самой спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства — это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности.

Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки», — говорил Пророк Мухаммад (мир ему). Вспомним слова того же Ницше: «Если женщина обнаруживает склонность к науке, то обыкновенно в ее половой сфере что-нибудь да не в порядке», или Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно!»

Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца IXX века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению.

Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! Не получила, а именно добилась — путем манифестаций, забастовок.

Женщина в Исламе имеет право на развод и не обязана терпеть притеснения мужа. Любой материальный и моральный ущерб считается достаточным основанием для развода, который дается женщине через суд. Отмечу, что развод чреват для мусульманина огромными материальными расходами. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. Не зря исламский мир славится крепкими семейными узами.

Любимым коньком идеологических противников Ислама является проблема многоженства. Послушаешь их — так многоженство появилось с приходом Ислама.

Однако Библия, священная книга иудеев и христиан, вовсе не запрещает многоженства. В Библии рассказывается о том, что еврейский царь и пророк Соломон имел 700 жен и триста наложниц. То же самое говорится о царе Давиде. Сам Иисус также не выступал против многоженства, широко распространенного среди евреев в его эпоху. Запрет на полигамию ввела Римская Церковь, стремясь согласовать церковные положения с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, неограниченное количество наложниц и проституцию, которая процветала в Древней Греции и Риме. Арабы и многие другие народы в том числе и славянские могли иметь неограниченное количество жен.

Так что Ислам лишь утвердил уже объективно существовавшее многоженство, но при этом установил для него жесткие рамки. Многоженство не является в Исламе ни обязательным, ни желательным поступком. Коран разрешает иметь мужчине не более четырех жен, если он в состоянии соблюдать справедливость между женами в полной мере: в финансовом обеспечении, предоставлении жилья, во внимании и заботе. Более того Ислам запрещает мужчине иметь даже одну жену, если он не в состоянии предоставить ей жилье, материально обеспечить.

Итак, Ислам утвердил многоженство как объективную реальность, имеющую огромное преимущество в отдельных ситуациях.

К тому же западное общество, которое де-юре отказывается от многоженства, де-факто давно с этим смирилось. Лишь только некоторые американские пары, в результате социологических опросов, высказали мнение, что моногамия возможна. Еще Бертран Рассел говорил, что «…в цивилизованном обществе можно проследить слабые черты моногамных инстинктов». В настоящее время в западных странах существует неофициальное многоженство, когда мужчина, имея зарегистрированный брак с одной женщиной, фактически располагает несколькими любовницами. Последние не имеют никаких прав и могут быть выброшены в любой момент как ненужная вещь. Что же лучше для самой женщины — быть законной женой или быть подпольной сожительницей, бесправной наложницей, любовницей женатого мужчины, презираемой окружающими.

Ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия. Брак, заключенный без согласия девушки, считается, согласно Шариату, недействительным. Для сравнения можем сказать, что в России вплоть до 1861 года крепостных девок женили по приказу помещиков и обращались с ними скорее как со скотом, чем как с человеческими существами.

Мусульманка имеет право на работу. Отмечу, что именно имеет право. Но работать не обязана. Так как только муж согласно Исламу обязан обеспечивать жену и детей всем необходимым: жильем, пропитанием, одеждой.

Но самое интересное, что, согласно мнению большинства мусульманских ученых, женщина не обязана даже вести работу по дому, будь то стирка, уборка, приготовление пищи! Это является добровольной услугой жены, если она согласна. Если нет, муж должен нанять служанку. Это, кстати, и мнение мусульманско-правовой школы аш-Шафии, последователями которой являются жители Дагестана.

В результате этого краткого обзора становится очевидным тот факт, что Ислам защищает права женщины, которые просто надо знать. Пусть тот, кто называет себя мусульманином, но, тем не менее, плохо относится к женщине вспомнит слова Пророка Мухаммада: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее — только подлец!»

Источник: www.gumer.info

Учёные женщины Древней Греции

Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих…

Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн…

Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.

Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) — феноменальное явление всесторонне образованной женщины.

Кадр из фильма Агора с участие Рэйчел Уайс в роли ГипатииКадр из фильма Агора с участие Рэйчел Уайс в роли Гипатии

На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.

Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.

Гипатия Александрийская (340-415 гг.)

Философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки — изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.

Отцом Гипатии был Теон — известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.

Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла — племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, — единственный сильный противник Кирилла — был сломлен.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века». Луис Фигуер (1866)«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века». Луис Фигуер (1866)

События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.

Греческие шубы

Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский — ученик Гипатии — прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.

Именем легендарной Гипатии — одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.

Аглаоника (II век до н. э.)

Аглаоника (греч. Ἀγλαονίκη), упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), — древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически — первый астроном Древней Греции). Точнее — Аглаоника Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» — «Ηγήτορα»).

Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоника, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоника, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.

Именем Аглаоника назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.

Гипатия из Александрии. Жюль Морис Гаспар (1908)Гипатия из Александрии. Жюль Морис Гаспар (1908) Современный вымышленный образ Аглаоники, вдохновением которому послужил рисунок с древнегреческого сосуда. Eretria PainterСовременный вымышленный образ Аглаоники, вдохновением которому послужил рисунок с древнегреческого сосуда. Eretria Painter

Агнодика (IV век до н.э.)

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) — первый гинеколог, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.

Арета Киренская (IV век до н. э.)

Арета или Арети из Кирены (др.-греч. Ἀρήτη) — дочь Аристиппа, основателя киренской школы философии, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов.

Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».

АгнодикаАгнодика Арета Киренская. Джон Уильям ГодвардАрета Киренская. Джон Уильям Годвард

Аригнота (VI век до н. э.)

Аригнота — философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.

Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Дамо (VI век до н. э.)

Дамо (др.-греч. Δαμώ) — дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Перед смертью Дамо передала философские труды своего отца — своей дочери Витале, знатоку пифагорской математики.

Дино (VI век до н. э.)

Дино (др.-греч. Δεινώ) — жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 — неполная, потому, что 1+2+4=7.

Эфра (X век до н. э.)

Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры (др.-греч. Αἴθρα) — дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.

А также почитайте:

Воины-женщины древнего мира

На протяжении всей истории женщины-воины сражались и вели войска в бой. Этот неполный список королев-воинов и других женщин-воинов простирается от легендарных амазонок — возможно, настоящих воинов из степей — до сирийской королевы Пальмиры, Зенобии. К сожалению, мы слишком мало знаем о большинстве этих храбрых женщин-воинов, которые противостояли влиятельным мужчинам-лидерам своего времени, потому что история написана победителями.

Женщины Александра

Нет, мы говорим не о ссоре между его женами, а о битве за правопреемство после безвременной смерти Александра. В своем «Призраке на троне» классик Джеймс Ромм говорит, что эти две женщины сражались в первом зарегистрированном сражении, которое вели женщины с каждой стороны. Это была небольшая битва из-за смешанной верности.

Амазонки

Амазонкам приписывают помощь троянцам против греков в Троянской войне. Говорят также, что они были жестокими лучницами, которые отрезали грудь, чтобы облегчить стрельбу, но последние археологические данные свидетельствуют о том, что амазонки были настоящими, могущественными, женщинами-воинами с грудью, возможно, из степей.

Королева Томирис

Томирис стала королевой массегетов после смерти ее мужа. Кир из Персии хотел получить ее королевство и предложил жениться на ней за него, но она отказалась, поэтому, конечно, они сражались друг с другом. Кир обманул часть армии Томирис во главе с ее сыном, который был взят в плен и покончил жизнь самоубийством. Затем армия Томирис выступила против персов, победила ее и убила царя Кира.

Королева Артемизия

Артемизия, королева Галикарнаса, прославилась своими смелыми, мужественными действиями в Греко-персидской войне «Битва при Саламине». Артемизия была членом многонациональной армии вторжения персидского великого короля Ксеркса.

Королева Боудикка

Когда ее муж Прасутагус умер, Боудикка стала кельтской королевой в Британии. В течение нескольких месяцев в 60-61 гг. н. э. Она возглавляла восстание против римлян в ответ на их обращение с ней и ее дочерьми. Она сожгла три крупных римских города: Лондиниум (Лондон), Веруламиум (Сент-Олбанс) и Камулодун (Колчестер). В конце концов, римский военный губернатор Светоний Поллин подавил восстание.

Королева Зенобия

Королева Пальмиры в третьем веке (в современной Сирии) Зенобия провозгласила Клеопатру предком. Зенобия начинала как регент своего сына, но затем заняла трон, бросив вызов римлянам, и вступила в битву против них. В конечном итоге она была побеждена Аврелианом и, вероятно, попала в плен. 

Королева Самси (Шамси) Аравийская

В 732 г. до н.э. Самси восстала против ассирийского царя Тиглата Пилезера I, отказавшись от дани и, возможно, оказав помощь Дамаску в неудачной битве против Ассирии. Ассирийский царь захватил ее города; она была вынуждена бежать в пустыню. Страдая, она сдалась и была вынуждена отдать дань королю. Хотя офицер Тиглат Пилезер III был размещен при ее дворе, Самси было разрешено продолжать править. 17 лет спустя она все еще посылала дань Саргону II.

Сестры Чынг

После двух столетий китайского правления вьетнамцы восстали против них под предводительством двух сестер Чынг Чак и Чынг Ни, которые собрали армию в 80 000 человек. Они обучили 36 женщин быть генералами и изгнали китайцев из Вьетнама в 40 г. н.э. Чынг Чак была тогда названа правителем. Они продолжали бороться с китайцами в течение трех лет, но в конечном итоге, безуспешно, они покончили с собой.

Фото: media.iyaa.com

                                                                                                                                         

Домашняя страница

ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

статус, роль и повседневная жизнь женщин в древних цивилизациях Египта, Рим, Афины, Израиль и Вавилония

по

Джеймс К. Томпсон, B.A., M.Ed.

Исправлено в июле 2010 г.

НАЖМИТЕ НА СЛЕДУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЖИЗНИ ЖЕНЩИН В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ДРЕВНИЙ МИР. КАРТА САЙТА позволит вам напрямую перейти к ЛЮБАЯ СТРАНИЦА.

Введение

Приданое и Цена невесты в Древнем мире

Женщины в Древнем Египте

Женщины в Древнем Риме

Женщины в древности Греция

Женщины в Древнем Израиле

Женщины в Вавилонии согласно Закону Хаммурапи

КАРТА САЙТА

Домашняя страница

Эксперимент Амарна

Учителей Руководство по The Amarna Experiment

Введение

Приданое и цена невесты

Женщины в Древнем Египте

Египетский Экономика: безналичное общество и место женщин в нем

Женский род Титулы в Древнем Египте

Брак в Древнем Египте

Лекарство в Древнем Египте

Госпожа Дома

беременность и роды

Женщины и Грамотность в Древнем Египте

царственный Женщины в Древнем Египте

Брат сестра Брак в Древнем Египте

Клеопатра

божий Жена Амона

Гарем — Женская резиденция

Хатшепсут — Женский Horus

Нефертари — Великая жена и любимица Рамсеса II

Нефертити — Партнер в религиозной революции Эхнатона

Сделал Нефертити разделяет трон Эхнатона?

женщины Кто правил фараоном

Женские Одежда и мода в Древнем Египте

Женщины, Религия и благочестие в Древнем Египте

Человек Природа в жизни и в смерти

женщины и храмовая служба в Древнем Египте

божий Жена Амона

женщины в греческом и римском Египте

Женщины в Древнем Риме

Реформация Августа

Вакханалия

Развод

Приданое

Мода

Жилой

интриговать и женщины императора

Юля, Дочь Августа

Юстиниана Закон в его применении к женщинам и семье

Брак

Patria Потестас

девственница Девственницы

женщины и рабство в Древнем Риме

Женщины в древности Греция

Что Афинские мужчины говорили о женщинах

Брак в Древних Афинах

Как были изолированы Афинские женщины

Женщины И деньги в древних Афинах

Женщины И религия в Афинах

Проститутки И Гетеры в Древних Афинах

Материнство В Древних Афинах

Женские Здоровье в Древней Греции

Женщины в Спарте

Женщины в Израиле

женщины и Закон в Древнем Израиле

Рут, Наоми и Левират Брак

Ежедневно Жизнь в Древнем Израиле

Женщины в Вавилония под кодексом законов Хаммурапи

Комментарии на сайте можно отправить автору по телефону

jasthompson @ rogers.com

,

женщин в древнем мире

Женщины в древнем мире

ЕЖЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Тим Ламберт

Женщины в Древнем Египте

В Древнем Египте женщины обладали большой свободой. Они могли приходить и уходить, когда хотели. Они могли владеть собственностью и подписывать контракты. Женщины также могли развестись со своими мужьями.

Однако большинство женщин работали дома.Предстояло много работы, так как большинство домов были в основном самодостаточными. Женщина шила одежду для семьи и готовила еду, например, перемалывала зерно в муку, чтобы испечь хлеб. Даже в богатой семье женщина была занята организацией рабов. В Древнем Египте были женщины-врачи. У древних египтян была богиня чтения, письма и арифметики. Ее звали Сешат. Девочек из обеспеченных семей иногда обучали дома. Женщина по имени Собекнефру правила Египтом около 1800 г. до н.э.Позже Египтом правила женщина по имени Хатшепсут ок. 1479-1458 гг. До н.э. Другая женщина, Туосрет, правила Египтом ок. 1191-1189 гг. До н.э.

Женщины в Ветхом Завете

В Древнем Израиле женщины могли владеть собственностью. Книга Притч описывает идеальную женщину. Там написано: «Она рассматривает поле и покупает его». (Притчи 31:16). Идеальная женщина не только шьет одежду для своей семьи, но и продает одежду торговцам. После смерти отца его имущество унаследовали сыновья. Старшему сыну дали двойную долю.Дочери могли унаследовать собственность только в том случае, если не было сыновей. Однако ожидалось, что сыновья, унаследовавшие собственность, будут поддерживать женщин в семье. В Израиле девочки учились прядению, ткачеству и выпечке у своих матерей.

Женщины в Древней Греции

Греки поклонялись не только богам, но и богиням. Гречанки принимали участие в религиозных праздниках. Однако в зажиточной семье женщины обычно держались отдельно от мужчин. Обычно они останавливались в задней или верхней части дома.В богатой семье жена должна была управлять домом и очень часто управлять финансами. Однако богатые женщины обычно оставались дома и посылали рабов за покупками. У бедных женщин, конечно, не было выбора. Возможно, им также придется помогать своим мужьям в работе на ферме. Ожидалось, что женщины, даже богатые, прядут, ткают ткани и шьют одежду. Однако в Спарте женщинам принадлежала большая часть земли. Мы также знаем из записей, что женщины владели землей в Фессалии и в критском городе-государстве Гортин.В Древней Греции некоторые женщины содержали таверны. Другие продавали еду или духи. Некоторые были работниками шерсти.

В Древней Греции некоторых девочек учили читать и писать. Женщины из богатых семей часто были хорошо образованы. Девочки выходили замуж, когда им было около 15 лет (за исключением Спарты, где они обычно были старше). Для них часто устраивались браки. Женщинам не разрешили участвовать в Олимпийских играх. Однако у женщин были свои игры, посвященные богине Гере (жене Зевса).Герианские игры проводились раз в 4 года.

В Древней Греции было много великих женщин. Сафо (VI век до н.э.) была известной греческой поэтессой. Теано Кротонский (родился около 546 г. до н.э.) был известным математиком. Телесилла из Аргоса был известным поэтом, жившим около 500 г. до н.э. Горго, царица Спарты (родилась около 508 г. до н.э.) была влиятельной женщиной. Около 400 г. до н.э. Арет из Кирены был известным философом. Тимыха Спартанский был философом около 375 г. до н.э. Гиппархия Маронейская (350–280 до н.э.) был философом.Аните из Тегеи был великим поэтом, жившим около 250 г. до н.э. Около 150 г. до н.э. Аглаоника была женщиной-астрономом.

Несмотря на теплый климат, греческие женщины носили одежду, которая закрывала большую часть их тела. Первоначально греческие женщины носили сложенный и сколотый прямоугольник ткани. Его завязывали на талии и называли пеплосом. Позже гречанки стали носить длинные туники, называемые хитоном. Женщины также носили плащи, называемые гиматами. Женщины носили украшения, такие как ожерелья, браслеты и браслеты. Богатые женщины носили зонтики, чтобы защитить их от солнца.Женщины не стриглись, если только они не оплакивали траур. Его носили во многих разных стилях.

В Древней Персии женщины могли наследовать и владеть собственностью. Многие из них работали. Некоторые женщины стали менеджерами, отвечая за мужчин и женщин. Если король умер, королева могла править, пока наследный принц не достиг совершеннолетия.

Римские женщины

В Риме женщины не могли голосовать или занимать государственные должности. Однако женщинам было разрешено владеть и наследовать собственность, а некоторые занимались бизнесом.(В Библии есть женщина по имени Лидия, которая продавала пурпурную одежду). В определенных профессиях некоторые женщины помогали своим мужьям, особенно в обработке серебра и парфюмерии. Кроме того, некоторые женщины были жрицами или работали акушерками или парикмахерами. Некоторые женщины были гладиаторами. Однако в Римской империи большую часть работы выполняли мужчины. Большинство женщин были полностью заняты заботой о детях и делали такие дела, как прядение шерсти для семьи. У богатых женщин было больше свободы, особенно если они были вдовами.Римские женщины также могли развестись со своими мужьями.

Римские женщины носили длинные платья, называемые столой, окрашенные в разные цвета. Часто они носили длинную шаль, называемую паллой. И римские мужчины, и женщины носили набедренную повязку или шорты, называемые subligaculum. Женщины также носили тканевую или кожаную повязку на груди, называемую стофиумом.

Одной из врагов Рима была Теута. Она была королевой-регентшей Ардиейского царства на западе Балканского полуострова с 231 по 227 год до нашей эры.Другой был Боудикка. Она возглавила восстание в Римской Британии в 61 году нашей эры.

Знаменитые женщины древнего мира

Жизнь женщин в англосаксонской Англии

Жизнь женщин в средние века

Жизнь женщин в 16 веке

Жизнь женщин в XIX веке

Мое видео на Youtube о женщинах в древнем мире

Дом

,

Удивительные женщины древнего мира (361 книга)

1 Туманы Авалона (Авалон, # 1)
— пользователем

4,12 средняя оценка — 188 063 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

2 Красная палатка
— пользователем

4.18 средняя оценка — 514 471 оценка

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

3 Тайная Магдалина
— пользователем

4,07 средняя оценка — 4,205 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

4 Нефертити
— пользователем

4,07 средняя оценка — 33 281 оценка

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

5 Дочь Клеопатры
— пользователем

4.11 средняя оценка — 25192 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

6 Королева еретиков
— пользователем

4,21 средняя оценка — 21 499 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

7 Дочь леса (Sevenwaters, # 1)
— пользователем

4,27 средняя оценка — 53 810 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

8 Антигона (Фиванские пьесы, № 3)
— пользователем

3,66 средний рейтинг — 103 498 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

9 Елена Троянская
— пользователем

3,93 средняя оценка — 9,918 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

10 Воспоминания Клеопатры
— пользователем

4.18 средний рейтинг — 18 302 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

11 Медея
— пользователем

3,88 средняя оценка — 54 146 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

12 Пенелопиада
— пользователем

3,71 средняя оценка — 42 009 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

13 Клан пещерного медведя (Дети Земли, # 1)
— пользователем

4,05 средняя оценка — 225991 оценка

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

14 Цирцея
— пользователем

4,27 средняя оценка — 311827 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

15 The Firebrand
— пользователем

4.06 средняя оценка — 9 579 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

16 Хозяйка Рима (Императрица Рима, # 1)
— пользователем

4.05 средний рейтинг — 14,568 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

17 Лилия Нила (Дочь Клеопатры, # 1)
— пользователем

3.89 средняя оценка — 4566 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

18 Голубятни
— пользователем

4,05 средняя оценка — 66 412 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

19 Ничья принцесса (Nobody’s Princess, # 1)
— пользователем

3,68 средний рейтинг — 12562 оценки

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

20 Богиня вчерашнего дня
— пользователем

3,91 средняя оценка — 3 358 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

21 Клеопатра: Жизнь
— пользователем

3,68 средний рейтинг — 97 399 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

22 Пропавшая царица Египта
— пользователем

4.56 средняя оценка — 205 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

23 Принцесса Сфинкса (Princess Sphinx’s, # 1)
— пользователем

3.96 средняя оценка — 5,107 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

24 День огня: Роман Помпеи
— пользователем

4,14 средняя оценка — 1302 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

25 Я Ливия
— пользователем

3.94 средняя оценка — 10822 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

26 Рука Огня
— пользователем

4.31 средний рейтинг — 175 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

27 Последняя из амазонок
— пользователем

3,75 средняя оценка — 2651 оценка

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

28 Троянские женщины
— пользователем

3,90 средняя оценка — 6054 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

29 Мара, дочь Нила
— пользователем

4,23 средняя оценка — 9815 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

30 Дитя утра
— пользователем
.

BBC — История — Глубокая древняя история: от женщин-воинов до женщин-фараонов: карьера женщин в Древнем Египте

Дамы досуга

Image for Queen Nefru having her hair done Королева Неферу делает прическу (облегчение из ее гробницы в Дейр-эль-Бахари) © Самый распространенный женский титул «Хозяйка дома» заключался в ведении домашнего хозяйства и вынашивании детей, и действительно, женщины всех социальных слоев определялись в первую очередь как жены и матери. Тем не менее, освобожденные от необходимости производить большое количество потомства в качестве дополнительного источника труда, более обеспеченные женщины также имели альтернативный «выбор карьеры».

После купания, депиляции и обливания сладкими тяжелыми духами королевы и простолюдины изображаются терпеливо сидящими перед парикмахерами, хотя не менее ясно, что парикмахеры вели оживленную торговлю. Состоятельные также нанимали мастеров по маникюру и даже гримеров-женщин, чье название буквально переводится как «художник ее рта». Тем не менее, наиболее знакомой формой косметики, которую также носят мужчины, была черная краска для глаз, которая уменьшала блики солнца, отпугивала мух и выглядела довольно хорошо.

Одеваться в любой стиль льняной одежды, который был модным, от обтягивающих платьев Старого Царства (c.2686 — 2181 до н.э.) до плавных нарядов Нового Царства (c 1550 — 1069 до н.э.), статус обозначался прекрасное качество льна, который, как правило, простой вид мог быть украшен цветными панелями, орнаментальной строчкой или вышивкой бисером. Завершающие штрихи были добавлены различными ювелирными изделиями, от ободков, украшений для париков, сережек, чокеров и ожерелий до браслетов, браслетов, колец, ремней и браслетов из золота, полудрагоценных камней и глазурованных бусин.

С богатой «хозяйкой дома», закутанной в виссон, украшенной всевозможными украшениями, с ярко накрашенным лицом и с волосами, которые, скорее всего, раньше принадлежали кому-то другому, слуги мужского и женского пола заботились о ее повседневных нуждах. , Они также присматривали за ее детьми, убирали и готовили еду, хотя, что интересно, стиркой в ​​основном занимались мужчины.

Сама освобожденная от таких обыденных дел, женщина могла наслаждаться всевозможным отдыхом, слушать музыку, есть хорошую еду и пить хорошее вино.Одна участница вечеринок даже попросила «восемнадцать чашек вина, потому что у меня внутренности сухие, как солома». Женщины также изображаются со своими домашними животными, играющими в настольные игры, гуляющими в ухоженных садах или совершающими поездку по своим владениям. Часто путешествовали по реке, более короткие путешествия также совершались на стуле, или, для большей скорости, женщины даже изображались едущими на собственных колесницах.

Жены и матери

Image showing a woodern carving depicting Queen Tiy Деревянная резьба Королевы Тий © Но с учетом того, что «высшую должность» гораздо чаще занимали мужчины, самыми влиятельными женщинами были его мать, сестры, жены и дочери.Тем не менее, опять же, многие явно достигли значительного количества власти, о чем свидетельствует масштаб памятников, установленных в их имени. Считающийся четвертой пирамидой Гизы, огромный комплекс гробниц царицы Хенткавес (около 2500 г. до н.э.) отражает ее статус как дочери и матери королей. Королевским женщинам фараонов Среднего царства снова были устроены роскошные захоронения в комплексах пирамид, а великолепные украшения королевы Верет были обнаружены совсем недавно, в 1995 году.

В «Золотой век» Египта (Новое царство, ок.1550-1069 до н.э.) засвидетельствован целый ряд таких женщин, начиная с Аххотепа, чья храбрость была вознаграждена полными воинскими почестями. Позже несравненная царица Тий, начавшая свою провинциальную жизнь как простолюдин, стала «великой королевской женой» Аменхотепа III (1390–1352 гг. До н.э.), даже вела собственную дипломатическую переписку с соседними государствами.

У фараонов также было множество «второстепенных жен», но, поскольку наследование не переходило автоматически к старшему сыну, известно, что такие женщины замышляли убить своих царственных мужей и посадить своих сыновей на трон.Учитывая их способность напрямую влиять на наследование, термин «несовершеннолетняя жена» кажется бесконечно предпочтительным по сравнению с архаичным термином «наложница».

Тем не менее, даже слово «жена» может быть проблематичным, поскольку нет никаких свидетельств того, что в Древнем Египте существовала какая-либо юридическая или религиозная церемония бракосочетания. Насколько можно судить, если пара хотела быть вместе, семьи устраивали большую вечеринку, дарили подарки, и пара устраивалась дома, женщина становилась «хозяйкой дома» и, надеюсь, производила дети.

В то время как большинство выбирали партнеров из схожего происхождения и местности, некоторые царственные женщины приезжали так далеко, как Вавилон, и использовались для скрепления дипломатических отношений. Аменхотеп III описал прибытие сирийской принцессы и ее 317 служанок как «чудо» и даже написал своим вассалам: «Я посылаю к вам своего чиновника за красивыми женщинами, и я, царь, скажу вам добро. Так что посылайте очень красивых женщин — но ни одной с пронзительными голосами!

Такие женщины получили титул «украшение короля», избранные за их грацию и красоту, чтобы развлекать их пением и танцами.Но такие женщины были далеко не закрытыми для личных развлечений короля, они были важными членами двора и принимали активное участие в королевских функциях, государственных мероприятиях и религиозных церемониях.

Жены и дочери чиновников также играют на арфе и поют перед своими мужчинами, женщины, похоже, получили музыкальное образование. В одной из сцен в гробнице около 2000 г. до н.э. священник проводит своего рода мастер-класс по игре на систруме (священной погремушке), поскольку храмы часто использовали собственную женскую музыкальную труппу, чтобы развлекать богов в рамках ежедневного ритуала.

Узнать больше

Ссылки

Королевские женщины Амарны: образы красоты из Древнего Египта , Д. Арнольд и др. (Нью-Йорк, 1996)

Хозяйка дома, Хозяйка Неба: Женщины в Древнем Египте А. Капель и Г. Марко (ред.) (Нью-Йорк)

Замечательные женщины Древнего Египта Б. Леско (Провиденс, 1996)

Древнеегипетская медицина Дж. Нанна (Лондон, 1996)

Возрождение Хатхор: Змеиная сила Древнего Египта Робертс (Тотнес, 1995)

Женщины в Древнем Египте Дж. Робинс (Лондон, 1993)

Нефертити и Клеопатра Дж. Самсон (Лондон, 1985)

Словарь Британского музея Древнего Египта И. Шоу и П. Николсон (Лондон, 1995)

Египетская одежда фараонов , автор Г. Фогельсанг-Иствуд (Лейден, 1993)

Женщины в Древнем Египте Б. Уоттерсон (Страуд, 1991)

Египетские женщины Старого Царства Х.Г. Фишер (Нью-Йорк, 1989)

Достопримечательности

Музей искусства и археологии Ашмола, Оксфорд.Бомонт-стрит, OX1 2PH. Телефон: 01865 278000. Коллекция древностей насчитывает тысячелетия — от нижнего палеолита до викторианской эпохи. Акцент на ранние египетские, европейские и ближневосточные культуры отражен в выставленных объектах.

Музей египетской археологии Петри, Малет Плейс, Лондон, WC1E 6BT. Телефон: 020 7679 2884. Музей, основанный на творчестве археолога и египтолога Уильяма Флиндерса Петри. В коллекции особенно много предметов, связанных с жизнью и смертью Древнего Египта.

Британский музей, Грейт-Рассел-стрит, Лондон, WC1B 3DG. Телефон: 020 7323 8000. Британский музей хранит коллекцию предметов искусства и старины древних и живых культур. Размещенная в одном из архитектурных памятников Великобритании, коллекция насчитывает два миллиона лет истории человечества.

Музей мумификации, Оксфорд-роуд, Манчестер, M13 9PL. Телефон: 0161 275 2634. Истоки Манчестерского музея лежат в развитии медицины, науки и искусства, что стало отличительной чертой первого в мире промышленного города.В их коллекциях есть обширный раздел египтологии.

,