Женское правление как называется: «Как называется женщина которая держит власть над мужчиной?» – Яндекс.Знатоки – «Как называется женщина которая держит власть над мужчиной?» – Яндекс.Кью

Содержание

Женское царство — Википедия

Женское царство или Нюйго (кит. трад. 女國, упр. 女国, пиньинь: nǚguó, палл.: нюйго) — полулегендарная страна, описывавшаяся в китайских средневековых текстах. Локализация страны и её описание различались, кроме того обстоятельства, что в отличие от древнего и средневекового Китая, власть там принадлежала женщинам. Видимо, в описаниях Женского царства соединились как вымышленные, так и реальные сведения, получаемые китайцами о различных центральноазиатских народах.

Кроме собственно Женского Царства «Нюйго» (女國), китайские историки, получая разрозненные сведения стали отличать Си Нюйго (西女國) — «Западное женское царство» и Дун Нюйго (東女國) — Восточное женское царство и Нюйэрго (女儿国) — «Страна дочерей», использовалось как более общее понятие. Скорее всего, Женским царством называли реальное государственное образование народа Сумпа (Супи 蘇毗 или Суньпо 孫波) — вероятно, тангуто-язычный народ, живший в Цинхае и верховьях Янцзы, был завоёван, поглощён и ассимилирован тибетцами.

Описывалось в Истории северных династий — «Бэй ши» (цзюань 97) в разделе Сиюй и в Суй шу, как вполне реальное государство где-то в Центральной Азии. Располагалось на юге от «Луковых гор» (蔥嶺) — так обычно именовали Памир, но в данном случае это скорее Кунь-лунь[1]. примерно в 3000 ли на юг от княжества Чжуцзю, которое располагалось на западе от Хотана. По Суй шу располагалось к западу от Тибета. Из примечаний историков к Сыма Цяню, считалось, что река Жошуй вытекает из гор Аноуда и течёт через Женское царство.

Из поколение в поколение там правили женщины. Население составляет около 10 000 семейств. В 586 год ко двору Суй вэнь-ди прибыл посол из Женского царства.

Правление[править | править код]

Правит род Супи (蘇毗), то есть Сумпа. Во времена когда делалась запись (примерна VI век) уже свыше 20 лет правила государыня Моцзе (末羯). Её мужа называют «Цзиньцзю» (金聚) и он не вмешивается в государственные дела. Есть также младшая государыня (小女王), которая помогает старшей в управлении страной. Государыня даёт аудиенцию для занятия государственными делами один раз в 5 дней. Налоги собирают нерегулярно. Воюют с Индией и данеянами (黨項 — дансяны, тангутское племя).

Дворец стоит на горе, город в окружности 5-6 ли. Во дворце 9 этажей и несколько сот служанок.

Когда государыня умирает, то правительство собирает налог монетой по всей стране, а также ищет в правящем роду двух умных и нравственных девушек. Одна из девушек становится государыней, а другая младшей государыней.

Общество[править | править код]

Мужчины занимаются только войной, жёны низкого мнения о них. Ревности нет. Оба пола используют краску для раскрашивания лица, что могут делать несколько раз за день, меняя цвета. Волосы распускают. Из обуви пользуются кожаными туфлями.

Если умирает знатный человек, то с трупа снимают кожу, а кости и мясо смешивают с золотым порошком и через год погребают в сосуде, закапывают.

Религия[править | править код]

Верят в духа-асура (阿修羅神) и древесного духа (樹神). Последнему в жертву на Новый год приносят человека или макаку и после молятся в горах. Распространено гадание (鳥蔔) о урожае по содержимому желудка особой птицы, похожей на фазана.

Хозяйство[править | править код]

Климат холодный и пищу добывают охотой. Добывают медь, киноварь, мускус. Разводят чёрных быков и прекрасных небольших коней. Добывают много соли, которую с большой выгодой отвозят в Индию на продажу.

Упоминается в Новой книге Тан (цзюань 121).

Располагалось где-то в районе Тибетского нагорья. Известия об этой стране также приходил в Китай со времени Южных и Северных династий и до Тан. С севера на юг она простирается на 22 дня пути (ок. 800 км), а с востока на запад — 9 дней (ок. 360 км). Страной правит государыня, которая живёт в башне-крепости. Народ также живёт в 4-5 этажных башнях. Упомянута в Книге Тан в разделе о «южных варварах». Возможно под названием «Восточного женского царства» китайские историки записали известия о народе Сумпа. Танские историки сохранили самоназвание женского царства «Суфалану цюйдало», что может быть прочитано как калька с

Suvarnagotra[2]. Рассказ о Восточном женском царстве повторяет повествование Бэй ши с некоторыми уточнениями и приведением реальных исторических данных, собранных танскими дипломатами.

Находилось где-то в юго-западной части Индийского океана. Известия об этой стране приходил в Китай со времени Южных и Северных династий и до Тан. Упомянута Сюань-цзаном, как Западная Страна Больших Женщин (西大女國). Её основала дочь индийской принцессы и царя-льва, сестра основателя королевства Сингалов. Она была изгнана из южной Индии и приплыла на остров к западу от Персии, там жили только демоны. Тем не менее она родила там много дочерей и с тех пор остров стал Страной Женщин. Из его записок образ проник в китайский классический роман Путешествие на Запад.

Есть указание Хоу Хань шу (цзюань 85) о Женском царстве в Тихом океане где-то за Японией. Там женщины живут без мужчин и зачинают, посмотрев в священных колодец. Нань ши также говорится о Женском царстве в 1000 ли восточнее Фусана.

  1. ↑ Малявкин 1989, с.175
  2. ↑ Малявкин 1989, с. 275
  • Хоу Хань шу — Книга поздней Хань
  • Бэй ши — История северных династий
  • Нань ши — История Южных династий
  • Суй шу — Книга Суй
  • Синь Тан шу — Новая Книга Тан
  • Бичурин Н. Я. «Собрание сведений…», 1950
  • Малявкин А. Г. «Танские хроники…», 1989
  • Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юйцзи) / Сюань-цзан; введ., пер. и коммент. Н. В. Александровой ; Ин-т востоковедения РАН. 一 М.: Вост. лит., 2012.

Гиноцентризм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гиноцентризм — (от др.-гр. gyne — «женщина», от centrum — «центр круга») — взгляд на мир с женской точки зрения, выдача женских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

[1] Данная практика ставит женщину в центр собственного мироздания. Приоритетным является всё то, что считает женщина. Практика размещения мужской точки зрения в центре называется андроцентризмом.

Происхождение и употребления термина[править | править код]

Гиноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества, с ранних культур устанавливая главенство божеств женского пола и проблем матери и ребёнка[2][3]. Культуры, где доминируют мужчины, появились значительно позже, распространив влияние по всему миру[4]. Данная проблема впервые заинтересовала европейских ученых в середине 1800-х годов, Иоганн Якоб Бахофен (Johann Jakob Bachofen) опубликовал результаты исследования гиноцентрических культур в работе под названием «Das Mutterrecht», основополагающее произведение XIX века о роли женщины в древних культурах. Ученый использовал термин «гинекократия» для обозначения того, что происходило на разных этапах социального развития в тот период, когда женщины оказывали «гражданское правление». Баховен основывал свою деятельность на работе «The League of the Ho-de-no-sau-nee or Iroquois» Льюис Х. Моргана. Современные ученые гиноцентрических культур используют различные термины, например: «matrifocal» (определяемый матерью), матриархальный для обозначения обществ, в которых влияние женщин является доминирующим

[5]. Современные ученые выяснили, что подобные общества «не являются изменением патриархальной системы, в которой женщина доминирует над мужчиной, а скорее связано с появлением гендерно-эгалитарных (см. эгалитаризм) обществ[6]». Подобные общества встречались на протяжении всей истории человечества и до сих пор встречаются в мире. Ученые выдвигают гипотезу, что все мировые культуры когда-то являлись гендерно-эгалитарными Женщины и дети являлись центром подобных обществ, а мужчины были важны в качестве рабочих для поддержания нормального функционирования данных обществ[7].

Другие ученые утверждают, что элементы гиноцентрических культур являются производными от практик, которые происходили в средневековом обществе в период феодализма, рыцарства и куртуазности. Питер Райт (Peter Wright) относит к подобным гиноцентрическим структурам феномен «сексуального феодализма» как засвидетельствовано такими женщинами-писательницами как Лукреция Маринелла или Модеста Поззо. Маринелла рассказала, что в 1600 г. н. э. мужчины относились к женщинам из низших социально-экономических классов как к квази-аристократическому классу, первые в свою очередь выступали в качестве слуг и даже животных, рожденных прислуживать. В 1590 Поззо написала разве мы не видим, что истинная задача мужчин работать и накапливать богатства, как будто они наши стюарды, так чтобы мы могли оставаться хозяйками дома и руководить их деятельностью, а после наслаждаться прибылью своих собственных трудов? Это и является причиной того, почему мужчины сильнее и выносливее, чем мы — все устроено таким образом, чтобы они могли выполнять каторжные работы

[8]«.

Теоретики феминизма позже пропагандировали идею гиноцентризма. В подобной системе женские взгляды, потребности и желания являются призмой, через которую различные социальные явления анализируются и решаются в противовес мужской позиции в науке и культуре[9]. Ученые Кэтрин К. Янг и Пол Натансон утверждают, что феминистские высказывания о равенстве и справедливости являются отговоркой для гиноцентризма[10].

Термин гиноцентризм является производным от древнегреческого, γυνή и κέντρον. Γυνή можно перевести не только как женщина[11], но и как жена[12]. Древнегреческое слово κέντρον можно перевести как острый наконечник, жало, точка копья, центр окружности. Смысл центральной (средней) точки окружности сохранился в латинском слове centrum, заимствованное из древнегреческого.

Ученые Кэтрин К. Янг и Пол Натансон утверждают, что идеологически основной задачей гиноцентризма является приоритизация женщин иерархически, что в результате может быть истолковано как мизандрия (ненависть и предрассудки по отношению к мужчинам). Феминистские призывы к равенству и справедливости, по их мнению, являются предлогом к развитию гиноцентризма

[12]. Ученые определяют гиноцентризм как мировоззрение, основанное на неявной или явной вере, что мир вращается вокруг женщин. Противопоставление добродетелей женщины и врожденных пороков мужчин привело к определенной форме дискриминации последних[13]. Некоторые авторы проводят черту между индивидуальными формами гиноцентризма: к подобным формам можно отнести «День матери». Кристин Хофф Соммерс утверждала, что гиноцентризм является антиинтеллектуальным и придерживается антагонистического взгляда на традиционные научные и творческие дисциплины, исключая фундаментальный вклад в науку и культуру мужчин. Соммерс также пишет, что презумпция объективности, приписываемая многим гиноцентристам, подавила теорию феминистского дискурса и интерпретации
[14]
.

  1. ↑ Гиноцентризм | Словарь гендерных терминов
  2. ↑ Гимбутас, Мария (1991). Цивилизация богини: мир старой Европы. Промотур. Номер ISBN 978-0-06-250804-1.
  3. ↑ Гимбутас, Мария (2001). Язык богини. Нью-Йорк: Темза & Хадсон. Номер ISBN 978-0-500-28249-6.
  4. ↑ Гимбутас, Мария; Декстер, Мириам Роббинс; Джонс-Блей, Наумов д. (1997). Курганской Культура и индо-Европеизации Европы: Избранные статьи форма 1952 по 1993 год. Вашингтон, округ Колумбия: Институт исследования человека. Номер ISBN 978-0-941694-56-8.
  5. ↑ Goettner-Абендрота, Хайде, Эд. (2009). Обществ мира. Торонто: Инанна публикаций и образование Инк. с. 19. Номер ISBN 978-0-9782233-5-9.
  6. ↑ Goettner-Абендрота, Хайде, Эд. (2009). Обществ мира. Торонто: Инанна публикаций и образование Инк. с. 20. Номер ISBN 978-0-9782233-5-9.
  7. ↑ Goettner-Абендрота, Хайде (2009). Обществ мира. Торонто: Инанна публикаций и образования. Номер ISBN 978-0-9782233-5-9.
  8. ↑ Райт, Питер, ‘сексуальных отношений договор, — Глава 7 в Gynocentrism: от феодализма к современной принцессы Диснея, 2014 с. 28
  9. ↑ Николсон, Линда Дж. вторая волна: Хрестоматия феминистских теорий Рутледж, 1997 с. ISBN 978-0-415-91761-2 р.147-151
  10. ↑ Кэтрин К. Янг и пол Натансон, Легализуя Misandry, 2006, стр.116
  11. ↑ Краус, л. А. (1844). Kritisch-etymologisches medicinisches «словарь» (Dritte Auflage). Геттинген: Ферлаг дер Deuerlich — унд Dieterichschen Buchhandlung.
  12. 1 2 Лидделл, Х. г. & Скотт, р. (1940). Греческо-Английский Лексикон. переработанное и дополненное запрещено сэром Генри Стюарта Джонса. при содействии. Родерик Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс.
  13. ↑ Кэтрин К. Янг и пол Натансон, Освящая Misandry, 2010 г. п. 58
  14. ↑ Кристина Хофф Соммерс, кто украл феминизм?: Как женщины предали женщин (1994) с. 64-73

Список императриц России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июля 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июля 2019; проверки требуют 4 правки. Родословное древо правителей из династии Романовых с супругами.

Титул императрица Всероссийская существовал с 1721 по 1917 год. Он был введен Петром I при превращении страны в империю и упразднён революцией.

Его носили как самодержицы (из которых Елизавета была незамужней, обе Екатерины — вдовами российских императоров, а Анна — просто вдовой), так и супруги (консорты) правящих императоров.

Екатерина I и Екатерина II де юре некоторое время являлись вдовствующими императрицами, но практически мгновенно превратились в императриц-самодержиц. По сути, вдовствующими императрицами (соблюдавшими определенный общепринятый образ жизни и правила этикета по этому вопросу) были:

Супругами императоров, не ставшими императрицами, были царица Евдокия Лопухина (1-я жена Петра Великого; сослана в монастырь), великая княгиня Наталья Алексеевна (1-я жена Павла I; умерла родами еще до его вступления на престол) и Екатерина Долгорукова (княгиня Юрьевская) (2-я, морганатическая жена Александра II; овдовела. По слухам, муж хотел короновать её, но не успел).

— стала правительницей

Caravaca3.png — умерла при правлении мужа

Розовым — убита

Источники

Кто лучшие правители, женщины или мужчины?

Принято думать, что творить историю – дело сугубо мужское, а главные герои в ней – мужественные правители, талантливые ораторы, неугомонные революционеры и общественные деятели. Однако, в истории нашей страны существовало немало сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие.

Женщины-ученые, женщины-литераторы, женщины-императрицы – именно они скрупулезно строили и методично разрушали карьеры великих мужчин, не раз круто поворачивая ход истории и культуры. Женщины, которые не раз опережали свое время, женщины, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную твердость, женщины, которыми мы восхищаемся и которым до сих пор стараемся подражать.

Самым ярким примером женщины-властительницы Древней Руси является княгиня Ольга. Она была правительницей древнерусского государства с 945 до примерно 960 гг. Княгиня Ольга подчинила себе государство древлян, ввела систему налогов, настаивала на принятии православия государственной знатью и не только. Эта властная женщина оставила яркий след в русской истории.

Другой женщиной-властительницей была русская императрица Елизавета Петровна. Царствование ее длилось 20 лет. Ее окружение считало, что она совсем не приспособлена к управлению государством. Страстью Елизаветы были развлечения и наряды. Несмотря на желание превратить каждый свой день в праздник, Елизавета была очень недоверчивой и подозрительной. Многие пытались расположить правительницу к себе, тем самым получить доступ к управлению государством, но их ждало разочарование. Елизавета не позволяла командовать собой никому. При принятии решения по государственным делам она была осторожна и осмотрительна, поскольку знала высокую цену ошибок. Во время правления Елизаветы не казнили ни одного человека. Императрица ценила человеческую жизнь.

Женщиной властительницей и одновременно матушкой была и российская государыня Екатерина Великая. Императрица всероссийская, правившая с 1762 по 1796 год, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного в народе и гвардии мужа Петра III. В результате правления Екатерины произошло значительное укрепление государства российского, а проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. В культурном отношении Императрица способствовала вхождению России в число великих европейских держав, сама увлекалась литературной деятельностью, занималась меценатством, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с французскими просветителями. При ней были весьма расширены границы империи: присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа, а также разделы Речи Посполитой.

В мировой истории есть другие яркие примеры, когда женщины меняли историю.

Королева Виктория правила Англией на протяжении 63 лет. Ее рекорд был побит Елизаветой II в 2015 году (65 лет). 9 детей дали ей возможность носить гордый титул «бабушка Европы». Когда ее супруг Альберт умер, Виктория приняла 40-летний траур. Она резко негативно относилась к движению суфражисток и расширила Британскую империю до пределов одной четвертой части суши Земли.

Прозвище «железная леди» было придумано советской прессой Маргарет Тэтчер за ее непримиримую позицию в отношении к коммунизму. Во время пребывания Маргарет Тетчер на посту премьер-министра Великобритании большая часть экономики страны была открыта для рыночных сил. Это поляризовало доходы социальных слоев населения и уменьшило влияние профсоюзов.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить качества, которые были у всех этих великих женщинах. Их отличали смелость, острый ум, ответственность, умение вести за собой народ, добросовестность. Женщина у власти должна быть экономистом от Бога, отличаться прозорливостью и мудростью.

О том, что в будущем руководить государством будет женщина, говорится и в пророчествах. Согласно одному из них, управлять страной станет женщина, простая и величественная одновременно, выбранная всеми людьми. Она восстановит разрушенное, возродит страну.

Во втором послании Сонорецких старцев повествуется: «А первым государем и великим князем третьего Рима (России) не быть ни царю, ни боярину, ни мужу вельможну, а тако же ни попу, ни митрополиту, ни прочему рабу Божьему мужеского пола, в златые врата входящему. Истинно рещем вам: быть Жене царицею и владычицею, взошедшей непорочною, яко Пречистая Богородица. Не ищите ея средь суеты мирской, не терзайте здесь, вопрошая: «не ты ли се?», не хлопочите, дабы изведать Промысел Божий. Егда Солнце восходит, и дитя неразумное ведает, тако же и дева сия взойдёт, и всякий позрит и скажет: «Царица и Владычица!», ибо в руцех Ея будет ветвь лавровая…»

Бесспорно, никто не отрицает роль мужчин. На самых выдающихся из них равнялись, им подражали, их уважали, а некоторых и боялись. Среди них Мохандас «Махатма» Ганди, Александр Македонский, сэр Уинстон Черчилль, Авраам Линкольн, Франклин Делано Рузвельт, Шарль де Голль и другие. Все поступки, которые совершают мужчины, делаются именно для женщин. Как гласит английская пословица «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

Подтверждением этому могут быть слова первой леди США с 1961 по 1963 гг. Жаклин Кеннеди, которая считала, что одним нужна власть над миром, другим — над своим мужчиной, который правит миром.

В истории России было 73 официальных правителя: 62 мужчины и 11 женщин. Несмотря на значимую количественную разницу, женщины никогда не были на вторых ролях. Они правили, вели политические игры, вносили вклад в научную и духовную жизнь.

А как на ваш взгляд, кто должен быть во главе государства, кто сможет лучше отстаивать интересы страны во внешней политике, кто сможет защитить своих граждан в случае войны или, наоборот, найти компромисс, чтобы не вступить в эту войну? Женщины или мужчины?

Женский султанат Османской империи

В статье мы подробно охарактеризуем Женский султанат Османской империи. Мы расскажем о его представительницах и их правлении, об оценках этого периода в истории.

Прежде чем подробно рассмотреть Женский султанат Османской империи, скажем пару слов о самом государстве, в котором он наблюдался. Это необходимо, чтобы вписать интересующий нас период в контекст истории.

Османская империя иначе называется Оттоманской. Она была основана в 1299 году. Именно тогда Осман I Гази, ставший первым султаном этой империи, объявил о независимости от сельджуков территории небольшого государства. Однако в некоторых источниках сообщается о том, что титул султана впервые официально принял лишь Мурад I, его внук.

Расцвет Османской империи

женский султанат

Правление Сулеймана I Великолепного (с 1521 года по 1566 г.) считается расцветом Османской империи. Портрет этого султана представлен выше. В 16-17 веках государство Османов являлось одним из самых могущественных в мире. Территория империи к 1566 г. включала в себя земли, расположенные от персидского города Багдада на востоке и венгерского Будапешта на севере до Мекки на юге и Алжира на западе. Влияние этого государства в регионе с 17 столетия начало стало постепенно увеличиваться. Империя окончательно распалась после того, как проиграла в Первой мировой войне.

Роль женщин в управлении государством

В течение 623 лет османская династия управляла принадлежавшими стране землями, с 1299 г. по 1922 г., когда монархия прекратила свое существование. Женщины в интересующей нас империи, в отличие от монархий Европы, не допускались к управлению государством. Впрочем, такое положение было во всех исламских странах.

Однако в истории Османской империи имеется период, называемый Женским султанатом. В это время представительницы прекрасного пола активно участвовали в управлении государством. Многие известные историки пытались понять, что такое султанат женщин, осмыслить его роль. Предлагаем и вам поближе познакомиться с этим интересным периодом в истории.

Термин «Женский султанат»

Впервые данный термин предложил использовать в 1916 году Ахмет Рефик Алтынай, турецкий историк. Он встречается в книге этого ученого. Труд его так и называется – «Женский султанат». И в наше время не утихают споры о том, какое влияние оказал этот период на развитие Османской империи. Наблюдаются разногласия в отношении того, что является основной причиной данного явления, столь несвойственного исламскому миру. Ученые спорят и о том, кого следует считать первой представительницей Женского султаната.

Причины возникновения

Некоторые из историков считают, что этот период был порожден временем окончания походов. Известно, что система завоевания земель и получения военной добычи основывалась именно на них. Другие ученые полагают, что Султанат женщин в Османской империи появился благодаря борьбе за отмену закона «О престолонаследии», изданном Мехмедом II Фатихом. Согласно этому закону, все братья султана должны быть непременно казнены после восшествия на престол. При этом неважно было, какие намерения были у них. Историки, которые придерживаются этого мнения, считают Хюррем Султан первой представительницей Женского султаната.

Хюррем Султан

женский султанат османской империи

Эта женщина (портрет ее представлен выше) была женой Сулеймана I. Именно она в 1521 году, впервые в истории государства, стала носить титул «Хасеки Султан». В переводе это словосочетание означает «самая любимая жена».

Расскажем подробнее о Хюррем Султан, с именем которой нередко ассоциируется Женский султанат в Турции. Ее настоящее имя — Лисовская Александра (Анастасия). В Европе эта женщина известна как Роксолана. Она родилась в 1505 г. в Западной Украине (г. Рогатина). В 1520 году Хюррем Султан попала в стамбульский дворец Топкапы. Здесь Сулейман I, турецкий султан, дал Александре новое имя – Хюррем. Это слово с арабского языка можно перевести как «приносящая радость». Сулейман I, как мы уже говорили, даровал этой женщине титул «Хасеки Султан». Александра Лисовская получила большую власть. Она еще укрепилась в 1534 году, когда умерла мать султана. С этого времени Хюррем начала управлять гаремом.

что такое султанат женщин

Следует отметить, что эта женщина была очень образована для своего времени. Она владела несколькими иностранными языками, поэтому отвечала на письма влиятельных вельмож, иностранных правителей и художников. Кроме того, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов. Хюррем фактически являлась политическим советником Сулеймана I. Ее супруг проводил существенную часть времени в походах, поэтому нередко ей приходилось брать на себя его обязанности.

Неоднозначность оценки роли Хюррем Султан

Не все ученые согласны с мнением о том, что эту женщину следует считать представительницей Женского султаната. Один из главных аргументов, которые они предъявляют, заключается в том, что для каждой из представительниц данного периода в истории были характерны следующие два момента: непродолжительное правление султанов и наличие титула «валиде» (мать султана). Ни один из них не относится к Хюррем. Она не дожила восьми лет до возможности получить титул «валиде». К тому же просто абсурдно было бы считать, что срок правления султана Сулеймана I был коротким, ведь он правил в течение 46-ти лет. Как, впрочем, неверно было бы назвать его правление «упадком». А ведь интересующий нас период считается следствием как раз «упадка» империи. Именно плохое положение дел в государстве породило Женский султанат в Османской империи.

султанат женщин в османской империи

Михримах заменила умершую Хюррем (на фото выше — ее могила), став руководительницей гарема Топкапы. Считается также, что эта женщина оказывала влияние на своего брата. Однако и ее нельзя назвать представительницей Женского султаната.

А кого же можно с полным правом отнести к их числу? Предлагаем вашему вниманию список правительниц.

Женский султанат Османской империи: список представительниц

В силу причин, названных выше, основная часть историков считает, что представительниц было всего четыре.

  • Первая из них — Нурбану Султан (годы жизни – 1525-1583). По происхождению она была венецианкой, имя этой женщины – Сесилия Веньер-Баффо.
  • Вторая представительница – Сафие Султан (около 1550 – 1603 год). Это также венецианка, настоящее имя которой – София Баффо.
  • Третья представительница – Кесем Султан (годы жизни – 1589 – 1651). Ее происхождение точно неизвестно, но, предположительно, это была гречанка Анастасия.
  • И последняя, четвертая представительница – Турхан Султан (годы жизни – 1627-1683). Эта женщина – украинка по имени Надежда.

Турхан Султан и Кесем Султан

женский султанат в турции

Когда украинке Надежде исполнилось 12 лет, крымские татары захватили ее в плен. Они продали ее Кер Сулейман Паше. Он, в свою очередь, перепродал женщину Валиде Кесем, матери Ибрагима I, умственно неполноценного правителя. Есть фильм под названием «Махпейкер», в котором рассказывается о жизни этого султана и его матери, фактически стоявшей во главе империи. Ей пришлось управлять всеми делами, так как Ибрагим I был умственно отсталым, поэтому не мог должным образом выполнять свои обязанности.

Этот правитель вступил на трон в 1640 году, в возрасте 25 лет. Столь важное для государства событие произошло после смерти Мурада IV, его старшего брата (за которого в первые годы страной управляла также Кесем Султан). Мурад IV был последним султаном, относящимся к династии Османов. Поэтому Кесем была вынуждена решить проблемы дальнейшего правления.

Вопрос о престолонаследии

женский султанат османской империи список

Казалось бы, получить наследника при наличии многочисленного гарема вовсе не трудно. Однако имелась одна загвоздка. Она заключалась в том, что у слабоумного султана был необычный вкус и свои собственные представления о женской красоте. Ибрагим I (портрет его представлен выше) предпочитал очень толстых женщин. Сохранились записи хроники тех лет, в которых упоминалось об одной наложнице, понравившейся ему. Ее вес был около 150 кг. Из этого можно сделать предположение о том, что Турхан, которую подарила своему сыну его мать, также имела немалый вес. Возможно, поэтому ее купила Кесем.

Борьба двух Валиде

Неизвестно, сколько детей родилось у украинки Надежды. Зато известно, что именно она первой из остальных наложниц подарила ему сына Мехмеда. Это произошло в январе 1642 г. Мехмед был признан наследником трона. После смерти Ибрагима I, погибшего в результате переворота, он стал новым султаном. Однако к этому времени ему было всего 6 лет. Турхан, его мать, по закону должна была получить титул «валиде», который вознес бы ее на вершину власти. Однако все обернулось отнюдь не в ее пользу. Ее свекровь, Кесем Султан, не хотела уступать ей. Она добилась того, чего не удавалось сделать ни одной женщине. Она в третий раз стала Валиде Султан. Эта женщина была единственной в истории, кто имел этот титул при правящем внуке.

Но факт ее правления не давал покоя Турхан. Во дворце в течение трех лет (с 1648 по 1651 год) разгорались скандалы, плелись интриги. В сентябре 1651 г. 62-летнюю Кесем нашли задушенной. Она уступила свое место Турхан.

Окончание Женского султаната

Итак, по мнению большинства историков, датой начала Женского султаната является 1574 год. Именно тогда Нурбану Султан был дарован титул валиде. Окончился же интересующий нас период в 1687 году, после восшествия на престол султана Сулеймана II. Он уже в зрелом возрасте получил верховную власть, через 4 года после того, как умерла Турхан Султан, ставшая последней влиятельной Валиде.

Эта женщина скончалась в 1683 году, в возрасте 55-56 лет. Ее останки были захоронены в гробнице, в мечети, достроенной ею. Однако не 1683, а 1687 год считается официальной датой окончания периода Женского султаната. Именно тогда в возрасте 45 лет Мехмед IV был свергнут с престола. Это произошло в результате заговора, который был организован Кепрюлю, сыном великого визиря. Так окончился султанат женщин. Мехмед провел в тюремном заключении еще 5 лет и умер в 1693 году.

Почему увеличилась роль женщин в управлении страной?

Среди главных причин, по которым увеличилась роль женщин в управлении государством, можно выделить несколько. Одна из них – любовь султанов к представительницам прекрасного пола. Другая – влияние, которые оказывали на сыновей их матери. Еще одна причина – то, что султаны были недееспособны к моменту вступления на престол. Можно отметить также коварство и интриги женщин и обыкновенное стечение обстоятельств. Другой немаловажный фактор – это то, что великие визири часто сменялись. Продолжительность их занятия своего поста составляла в начале 17 века в среднем немногим более года. Это, естественно, способствовало хаотичности и политической раздробленности в империи.

Начиная с 18 века, султаны начали вступать на трон уже в довольно зрелом возрасте. Матери многих из них умирали еще до того, как их дети становились правителями. Другие были так стары, что уже не были способны бороться за власть и участвовать в решении важных государственных вопросов. Можно сказать, что к середине 18 столетия валиде уже не играли особой роли при дворе. Они не участвовали в управлении государством.

Оценки периода Женского султаната

Женский султанат в Османской империи оценивается очень неоднозначно. Представительницы прекрасного пола, которые когда-то были рабынями и смогли возвыситься до получения статуса валиде, зачастую не были подготовлены к тому, чтобы вести политические дела. В своем выборе претендентов и их назначении на важные посты они полагались главным образом на советы приближенных. Выбор был нередко основан не на способностях тех или иных лиц или их преданности правящей династии, а на их лояльности в этническом отношении.

женский султанат в османской империи мирхимах

С другой стороны, Женский султанат в Османской империи имел и положительные стороны. Благодаря ему удалось сохранить монархический порядок, характерный для этого государства. Он основывался на том, что все султаны должны быть из одной династии. Некомпетентность или личные недостатки правителей (таких как жестокий султан Мурад IV, портрет которого представлен выше, или душевнобольной Ибрагим I) компенсировались влиянием и силой их матерей или женщин. Однако нельзя не учесть то, что действия женщин, осуществленные в этот период, способствовали стагнации империи. В большей степени это относится к Турхан Султан. Мехмед IV, ее сын, 11 сентября 1683 г. проиграл Венскую битву.

В заключение

В целом можно сказать, что в наше время не существует однозначной и общепринятой исторической оценки того влияния, которое оказал Женский султанат на развитие империи. Одни ученые полагают, что правление представительниц прекрасного пола подтолкнуло государство к гибели. Другие же считают, что оно явилось скорее следствием, чем причиной упадка страны. Однако очевидно одно: женщины Османской империи обладали намного меньшим влиянием и были намного дальше от абсолютизма, нежели современные их правительницы в Европе (к примеру, Елизавета I и Екатерина II).

Женское образование — Википедия

Женское образование — обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.

Термин включает в себя такие вопросы как равенство полов, доступность образования и связь образования с уровнем бедности.

Также здесь рассматриваются проблемы раздельного обучения и религиозного образования. Такие аспекты, как разделение по половому признаку при обучении и религиозные взгляды на образование всегда считались доминантными, и при современном взгляде на женское образование в глобальном масштабе они также играют значительную роль.

Исламские женщины играли важную роль в основании многих образовательных учреждений. Так, Фатима Мухаммед аль-Фихри основала в 859 году Университет Аль-Карауин. Её дело было продолжено династией Айюбидов, в XII и XIII веках в Дамаске было открыто 160 мечетей и медресе, 26 из них финансировалось женщинами с помощью вакуфа (имущество, предназначенное для религиозных или благотворительных целей). Покровителями из королевской семьи примерно в половине таких организаций были женщины.[1]

Согласно суннитскому ученому XII века Ибн Асакиру, в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование. Он писал, что женщины могли учиться, получать ученые степени (иджазы), а также становиться учёными и учителями. Особенно это было распространено в образованных семьях, которые стремились дать лучшее образование как своим сыновьям, так и дочерям.[2]

Самого Ибн Азакира в своё время обучали 80 различных женщин-учителей.

Женское образование в исламских странах берёт свои истоки от жён Мухаммеда: Хадиджа была успешной деловой женщиной, а ‘Аиша — знатоком хадисов. Согласно одному из хадисов, приписываемому Мухаммеду, он восхвалял мединских женщин за их тягу к религиозным знаниям[3].

«Как прекрасны ансарские женщины, к их чести, стыдливость не помешала им получать образование.»

Среди женщин было не принято записываться в качестве студентов на официальные занятия, но они часто посещали неофициальные лекции и семинары в мечетях, медресе и прочих общественных местах. И хотя по закону женщинам не воспрещалось получать образование, некоторые мужчины этого не одобряли. Например, Мухаммед ибн аль-Хадж (умер в 1336 г.) был шокирован тем, что в его время некоторые женщины неофициально посещали лекции[4].

Мусульмане, прибывшие в конце 19 века в Западную Африку, принесли с собой крайне консервативную политику в вопросах образования женщин.[5]

В Древнем Египте женщины имели право получать образование. И, впоследствии, даже служить при дворе.

Период Средневековья[править | править код]

В средневековой Европе девочки и женщины из знатных семей получали образование, они изучали литературу, искусство, иностранные языки. Их так же обучали вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению и другим видам искусства. Так же они изучали Священное Писание.

Образование подвергалось классовому делению, так же как и само общество: некоторые писатели, такие как Винсент из Бове, пишут о том, что образование нужно девочкам из знатных семей из-за их будущего положения в обществе.

Раннее Новое время. Эпоха гуманизма[править | править код]

В Европе в раннее Новое время вопрос о женском образовании стал довольно обыденным, другими словами, он являлся общим местом. Примерно в 1405 году Леонардо Бруни написал книгу под названием De studies et letteris [6], посвящённую Батисте ди Монтефельтро, дочери герцога Урбинского Антонио II да Монтефельтро. В этой книге он одобряет изучение латыни, но выступает против изучения арифметики, геометрии, астрологии и риторики. Изучая труды ренессансной писательницы Изотты Ногарола, британский историк Лиза Джардин[7] отмечает, что (в середине XV века) «Знатным женщинам положено получать хорошее воспитание, но не образование, которое им совершенно не подходит». «Книга о трех добродетелях» Кристины Пизанской, написанная примерно в то же время, что и книга Бруни, устанавливает, что положено по статусу уметь леди или баронессе[8]. Женщины в Европе в то время получали очень хорошее образование по сравнению с тем, какое образование получали женщины других стран. Или точнее не получали. Европейские женщины получали полное и качественное образование. Они изучали гуманитарные и точные науки, языки, богословие, искусства.

Эразм Роттердамский в деталях писал об образовании в своей книге «De pueris instituendis», написанной двадцатью годами раньше, в 1529 году[9]. Книга не полностью посвящена образованию женщин, в своей работе он с одобрением упоминает о сложностях, с которыми столкнулся Томас Мор, обучавший всю свою семью [10]. В 1523 году Хуан Луис Вивес, последователь Эразма Роттердамского, написал на латыни книгу «De Institutione Feminae Christianae» [11], которая была впоследствии переведена [12] для будущей королевы Англии, Марии I, — «Образование христианки». Эти книги, так же как и традиционная учебная литература, были религиозными [13].

Английская королева Елизавета I получила хорошее гуманитарное образование, и её учитель Роджер Ашам был ею доволен [14]. Полученное образование было скорее направлено на воспитание её, как правителя, и не подходило для женщин в целом. В те времена образованием девочек в школах почти не занимались; все ещё считалось, что образование надо получать на дому. Ян Амос Коменский же считал, что женщины должны получать образование официально.[15]

Новое время[править | править код]

В эпоху Просвещения идея всеобщего женского образования, считавшаяся разумной и свободной, широко распространяется. Писательница Мэри Уолстонкрафт оперировала как раз такими терминами.

Настоящий прогресс в сфере учреждений, предлагавших светское образование для женщин, начался на Западе в XIX веке, когда были основаны первые колледжи раздельного образования для девушек. Они появились в середине века. Эпическая поэма Альфреда Теннисона «The Princess: A Medley» представляет собой сатиру на женское образование — в 1848 году, когда в Лондоне был открыт Королевский Колледж, это был все ещё спорный вопрос. Эмили Дэвис, пропагандировавшая женское образование в 1860-х, в 1869 году основала Джиртонский Колледж, а в 1875 году Анна Клау основала Ньюнхэмский Колледж.

Драматург Уильям Швенк Гилберт, написавший пародию на поэму Теннисона, затрагивал темы феминизма(как это было интерпретировано впоследствии) и высшего образования для женщин в своих произведениях «Принцесса» (1870 г.) и «Принцесса Ида» (1883 г.). С тех пор, как женщины стали получать высшее образование, начали появляться университетские научные течения и стала развиваться подготовка учителей среди женщин в широких массах. В основном, женщины становились учителями начальных классов. Потребовалось несколько поколений, чтобы женщины смогли получить доступ к тогда ещё полностью мужским образовательным учреждениям.

Образовательная реформа[править | править код]

Сложные вопросы о препятствиях в получении образования и трудоустройстве продолжали формировать т.н. «феминистское» мышление. Это описывалось, например, в статье Гарриет Мартино «Female Industry», опубликованной в Edinburgh Journal в 1859 году. Экономика менялась, а женская судьба оставалась прежней. Тем не менее, Мартино, в отличие от Фрэнсис Пауэр Кобб, в силу различных причин, была более сдержана и не поддержала зарождавшуюся в те времена борьбу за право голоса.

Со временем усилия таких женщин, как Дэвис и представительниц Лэнгхэмской группы (занимались вопросами женского образования и трудоустройства), стали приносить свои плоды. Королевский Колледж (1848) и Бедфордский Колледж (1849) в Лондоне с 1848 года открыли свои двери женщинам, а в 1862 году Дэвис создала комитет, который просил у университетов разрешения сдавать женщинам так называемые «Local Examinations» (экзамены, проводимые в школах (на местах) комиссиями из представителей университетов), учреждённые незадолго до этого, в 1858 году. И ей это частично удалось. Год спустя она выпустила книгу «Высшее образование для женщин». Вместе с Ли Смит они основали первое высшее образовательное учреждение для женщин, в котором было всего пять студенток, ставшее известным как Джиртонский Колледж (в составе Кэмбриджа, 1873 год), а в 1879 году леди Маргарет Холл основала подобное учреждение в Оксфорде. Годом раньше Бэдфорд начал присуждать научные степени. Несмотря на незначительные улучшения, научные степени немногим приносили пользу, и жизнь студенток была очень сложна.

В рамках постоянного взаимодействия феминисток Великобритании и Америки, Элизабет Блэквэл, первая женщина, получившая в США высшее медицинское образование (1849), при поддержке Лэнгхэмской группы читала лекции в Великобритании. Они также помогли Элизабет Гаррет взять неприступные стены британского медицинского образования, несмотря на ужасное сопротивление, в конце концов дав ей возможность продолжить образование во Франции. Исключительно успешная кампания Гарретт по баллотированию в школьный комитет в Лондоне в 1870 году — ещё один пример того, как небольшая группа решительно настроенных женщин начала занимать влиятельные позиции на уровне местного управления и общественных организаций. Такой результат сложно было предсказать ввиду действовавших законов и правил, которые до сих пор себя не зарекомендовали.

В Древней Руси первое известное женское училище было основано в Киеве, при Андреевском монастыре, инокиней-княжной Анной Всеволодовной в 1068 году[16]. Указом Петра I от 24 января 1724 года было предписано монахиням обучать грамоте и рукоделью девочек-сирот, а при Елизавете Петровне были учреждены акушерские школы. Образование девушки получали дома, под руководством специально приглашённых учителей и гувернанток.

Фактически история женского образования в России началась, когда Екатериной II 5 мая 1764 года было учреждено Воспитательное общество благородных девиц, ставшее известным как Смольный институт, а в январе 1765 года — Мещанское училище. Количество женских учебных заведений стало расти, когда во главе дела женского образования в России встала императрица Мария Фёдоровна и было образовано Мариинское ведомство. При этом произошло качественное изменение образования в сторону воспитания — подготовки «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек». В первой половине XIX века в провинции стали появляться частные пансионы для дворянок и правительственные всесословные низшие школы.

В 1856 году Александр II повелел приступить к созданию в губернских городах женских школ, приближенных по курсу преподавания к гимназиям. В провинции начали создаваться училища 1-го разряда (с шестилетним курсом) и 2-го разряда (с трёхлетним курсом). В апреле 1857 года в Санкт-Петербурге стал издаваться журнал «Русский педагогический вестник», который проводил мысль о необходимости широкой постановки женского образования в России. Один из издателей-редакторов этого журнала, Н. А. Вышнеградский 19 марта 1858 года организовал Мариинское женское училище, с которого началось общественное женское образование женщин[17]. С 1860 года женщины начали появляться на университетских лекциях; однако только в 1869 году появились первые высшие курсы для женщин.

В 1878 году Университет Калькутты стал одним из первых университетов, открывшим своим выпускницам дорогу к учёным степеням — раньше, чем любой университет Великобритании сделал то же самое. Это обстоятельство было упомянуто во время споров об Илбертском законопроекте в 1833 году, когда решался вопрос о том, могут ли судьи Индии решать судьбу британских преступников. Женщины приняли очень активное участие в этом споре. Английские женщины, выступавшие против законопроекта, утверждали, что бенгальские женщины, которых они считали невежественными, не пользуются должным уважением среди индийских мужчин, следовательно, индийским мужчинам нельзя позволять разбирать случаи, в которых задействованы британские женщины. Бенгальские женщины, выступавшие в поддержку законопроекта, заявили в ответ, с их точки зрения они более образованы, чем англичанки, отметив, что по сравнению с теми, индийских женщин с учёными степенями в то время было больше (однако документальные подтверждения этому отсутствуют).[18]

Традиционно Римская католическая церковь выражала свою заботу о женском образовании, создавая монашеские ордена с духовенством во главе. Среди монашеских орденов можно выделить Урсулинский (1535 г.) и Орден Святого Сердца Девы Марии (1849 г.).[19] Девочки также получали монастырское образование — оно давалось монахинями в стенах монастыря. Такая идея родилась во Франции в XII веке и распространилась по всему миру. Чтобы стать учеником современной монастырской школы, необязательно быть католиком. Также монастырское образование сегодня могут получать и мальчики, особенно в Индии.

В США женщины имеют гораздо больше возможностей, чем раньше, для получения образования и последующей карьеры. Например, в 2005/2006 году женщины получили 62% младших учёных степеней, 58% всех степеней бакалавра, 60% степеней магистра, и 50% всех докторских степеней.[20]

  1. ↑ Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, с. 197, ISBN 0313322708 
  2. ↑ Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, с. 196 & 198, ISBN 0313322708 
  3. ↑ Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, с. 196, ISBN 0313322708 
  4. ↑ Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, с. 198, ISBN 0313322708 
  5. Rashida Keshavjee. The elusive access to education for Muslim women in Kenya from the late nineteenth century to the “Winds of Change” in Africa (1890s to 1960s) // Paedagogica Historica. — 2010-02. — Т. 46, вып. 1-2. — С. 99–115. — ISSN 1477-674X 0030-9230, 1477-674X. — DOI:10.1080/00309230903528488.
  6. ↑ medieval women Архивная копия от 28 сентября 2009 на Wayback Machine
  7. Women Humanists: Education for What?, pp. 48-81 in Feminism and Renaissance Studies (1999), edited by Lorna Hudson.
  8. ↑ Eileen Powerruen, The Position of Women, p. 418, in The Legacy of the Middle Ages (1926), edited by G. C. Crump and E. F. Jacob.
  9. ↑ J. K. Sowards, Erasmus and the Education of Women Sixteenth Century Journal, Vol. 13, No. 4 (Winter, 1982), pp. 77-89.
  10. ↑ See The Erasmus Reader (1990), edited by Erika Rummel, p. 88.
  11. ↑ Gloria Kaufman, Juan Luis Vives on the Education of Women, Signs, Vol. 3, No. 4 (Summer, 1978), pp. 891—896. In print as The Instruction of a Christian Woman, edited by Virginia Walcott Beauchamp, Elizabeth H. Hageman and Margaret Mikesell, ISBN 978-0-252-02677-5, ISBN 0-252-02677-2.
  12. ↑ In 1524, by Richard Hyrde; excerpt Архивировано 25 июня 2007 года.
  13. ↑ PDF, p. 9.
  14. ↑ Kenneth Charleton, Education in Renaissance England (1965), p. 209.
  15. ↑ アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 22 августа 2014. Архивировано 15 октября 2007 года.
  16. Добромыслов П. П., Флерова А. Т. К пятидесятилетию Калужской женской гимназии. — Калуга, 1911.
  17. ↑ Первый женский календарь / Сост. П. Н. Ариян. — СПб., 1908.
  18. ↑ Reina Lewis, Sara Mills (2003), Feminist Postcolonial Theory: A Reader, New York: Routledge, с. 451–3, ISBN 0415942756 
  19. ↑ Others are Society of the Holy Child Jesus, the Sisters of St. Joseph, Sisters of the Holy Names of Jesus and Mary, School Sisters of Notre Dame, Sisters of Notre Dame de Namur, Salesian Sisters of Don Bosco.
  20. ↑ Historical summary of faculty, students, degrees, and finances in degree-granting institutions: Selected years, 1869-70 through 2005-06

Историческая литература[править | править код]

Современные источники[править | править код]

  • Бари Тёрнер (1974), Равенство для избранных: развитие образования для девочек.

Женский век в истории России

Почти 70 лет Российской империей правили женщины. Этот исторический период входит в эпоху дворцовых переворотов и охватывает время правления нескольких женщин, за что это время в истории и получило название Женский век.


В 1730-1740 годах Россией правила Анна Иоанновна, племянница Петра Великого. Первым ее сподвижником, ее фаворитом был герцог Эрнст Иоганн Бирон, поэтому то время в исторической традиции носит название бироновщины, и в общественном сознании сохранилось убеждение, что то было время засилья немцев на Руси.

Краткая хронология Женского века

  • 1730 — 1740 Годы правления Анны Иоанновны.
  • 1740 Рождение будущего императора Иоанна VI Антоновича.
  • 1740 — 1741 Регентство Анны Леопольдовны.
  • 1741 Елизавета Петровна свергает правительство Анны Леопольдовны и низлагает младенца-императора Иоанна VI.
  • 1746 Кончина Анны Леопольдовны в заточении в Холмогорах и торжественное погребение ее в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.
  • 1761 Кончина императрицы Елизаветы Петровны, на престол восходит Петр III Федорович..
  • 1762 Свержение Петра III и его убийство, воцарение Екатерины II.
  • 1764 Убийство Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости при попытке его освобождения.

После смерти императрицы, власть ненадолго оказалась в руках ее племянницы Анны Леопольдовны, которая была регентшей при своем малолетнем сыне — императоре Иване Антоновиче (Иоанне VI). У власти эта правительница продержалась только год. У нее была слишком сильная соперница — Елизавета Петровна, дочь Петра Великого.

Анна Леопольдовна с семейством (их так и звали: Брауншвейгское семейство) была отправлена в ссылку, где и умерла через пять лет после низложения. Ее детей ждала печальная участь: жизнь в полной изоляции от мира. Особенно тяжкой была судьба старшего — маленького Ивана, несостоявшегося царя. Многолетнее заключение в одиночной камере лишило его рассудка, а смерть его была насильственной, от рук убийцы.

Елизавета Петровна правила двадцать лет. Она умерла 25 декабря 1761 года (по старому стилю). Во все время ее правления в России не был приведен в исполнение ни один смертный приговор, такой зарок дала Елизавета по вступлении на престол.

У Елизаветы детей не было, поэтому перед ней довольно остро стоял вопрос о преемнике. Она выбирала между Петром Федоровичем, сыном своей родной сестры Анны, и Иваном Антоновичем, который находился в заключении. Иван был на тот момент уже необратимо болен, поэтому выбор пал на Петра.

Императору Петру III Федоровичу довелось пробыть на престоле ровно полгода, с декабря по июнь. 28 июня 1762 года (по старому стилю) его свергла с престола его собственная супруга Екатерина II, которая впоследствии правила Россией до 1796 года, то есть более тридцати лет.

Все правительницы, о которых идет речь, приходились друг другу родственницами. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна были двоюродными сестрами. Анна Леопольдовна была Елизавете двоюродной племянницей. Петр III и Иван VI были друг другу троюродные дядя и племянник. И только Екатерина II не была из дома Романовых. Но именно она дольше всех правила Российской империей.