Как построить здоровые отношения с родителями, если вы уже не ребёнок
Как выглядят гармоничные отношения
Чтобы взаимодействие было комфортным, участники должны общаться с позиции взрослых людей, коими они и являются. Роли «родитель» и «ребёнок» больше не работают, оба они находятся на равных. Скажем, вам в голову не придёт переложить бельё в шкафу подруги‑ровесницы. Шкаф и личное пространство ребёнка, как и родителя, принадлежат им.
Любые отношения, которые мы выстраиваем между двумя и более взрослыми, — всегда про умение расставлять границы. Границы — это не частокол высотой до неба, а инструкция для другого человека, как необходимо с вами обращаться.
Надежда Ефремова, психотерапевт
Бывает, что близкие настолько привыкли считать нас своим продолжением, что не обращают внимания на границы. Например, вы уже взрослая женщина, которая живёт отдельно, а мама по субботам рано утром приходит к вам, открывая дверь своим ключом. Или же вы давно завели свою семью, а родители высказываются о том, что ваша жена неправильно воспитывает детей. Всё это говорит о непонимании, где заканчиваются свои границы и начинаются чужие.
Это работает в обе стороны. Не бывает так, что человек свои границы держит хорошо, а чужие нарушает с лёгкостью. Если нарушаются чужие, значит, и свои он чувствует плохо.
Надежда Ефремова, психотерапевт
Когда так происходит, необходимо менять условия — так же, как при работе с контрагентом. Не стоит ждать, что вы будете поняты за один раз. Потребуется время, чтобы все стороны смогли адаптироваться.
Невозможно вывести отношения на уровень «взрослый — взрослый», если вы не готовы взять ответственность за свою жизнь. Декларировать это недостаточно, нужно подтверждать зрелость поступками.
Вы не обязаны соответствовать ожиданиям своих родственников. Вас не должны оценивать — ни положительно, ни отрицательно. Если вы понимаете, что оказались в зависимом положении, на вас давят, защищайте свои личные границы.
Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов
Как поговорить с родителями о важности личных границ
Донести свою точку зрения можно только в диалоге. Психолог Лилия Валиахметова предлагает учесть следующие нюансы.
1. Поймите, для чего вам этот разговор
Уединитесь и чётко сформулируйте, чего вы хотите добиться от беседы, что для вас важно. Пропишите это на бумаге, можете заранее составить вопросы или какие‑то свои предложения.
2. Выберите подходящее время
Все участники разговора должны быть в спокойном эмоциональном состоянии, исключите суету и взвинченность. Важно, чтобы у вас оказалось достаточно времени на общение, вы никуда не спешили.
3. Следите за градусом беседы
Во время разговора уходите от эмоций. Если чувствуете, что закипаете, лучше прекратить общение. Обсуждая что‑то, говорите о своих ощущениях и отношении к этому: «Когда ты так делаешь, я чувствую себя так‑то». Вероятность того, что вас в этом случае услышат, больше.
Нельзя переходить на личности, оскорбления, манипуляции. Важна предельная честность! Без неё вы потеряете доверие родителей, и толка от разговора не будет.
Лилия Валиахметова, психолог, коуч и сооснователь сервиса подбора коучей ollo.one
4. Не ждите, что всё наладится в одно мгновение
Разговор может закончиться совсем не так, как вам хочется. Хорошо, если удастся прийти к решению, которое устроит обе стороны. Но даже если результата вы не получили, всё ещё может сложиться наилучшим образом. Закончив разговор, отложив его на потом, вы даёте родственникам возможность подумать, проанализировать сказанное. Через какое‑то время они сами могут к нему вернуться и, возможно, подойдут к обсуждению с другой позиции.
Как не винить родителей за их ошибки
Общение с позиции взрослых людей предполагает, что вы в родителях видите отдельных самостоятельных личностей. Будьте готовы взаимодействовать на равных, как с другим взрослым, а не как с человеком, который по факту родительства должен вам некий перечень вещей.
Мама и папа в нашем детстве совершали определённые ошибки. Но родительская роль, пусть и не самая удачная, — это не вся личность целиком. И если мы всю личность родителя сравниваем только с их функцией, то теряем их целостность.
Мария Эриль, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business speech, психолог, психотерапевт, бизнес-тренер
Личность больше, шире: со взрослой позиции наши родители оказываются людьми с определёнными сложностями, переживаниями, терзаниями. Найти эту целостность и общаться с настоящим, а не «обязательным ко всем старшим» уважением — это как раз единственно возможная гармоничная стратегия.
Можно ли перестать общаться с родителями
Способность договариваться во многом зависит от того, в какой семье и как воспитывался человек. Если ваш родственник рос в семье, где были приняты уважение и поддержка, скорее всего, у него есть навыки понимания своих желаний и эмоций. Обычно у таких людей относительно неплохо выстроены личные границы.
Если же в семье культивировали чувство страха и вины, то в этом случае отношения могут причинять много боли и страдания. Границы у взрослого будут выстроены плохо. Такие люди не несут ответственности за свои слова и поступки. В этих случаях компромисса достичь очень сложно.
Если из раза в раз вы натыкаетесь на агрессию, угрозы, прессинг — завершайте разговор и минимизируйте общение. Вы сделали всё, что могли, поэтому вправе выстраивать общение с этим родственником по вашим правилам и в том объёме, в котором это вам необходимо. Вы принимаете решение, сколько вы готовы с ним общаться, в какое время, на какие темы и каким образом.
Лилия Валиахметова
Это не значит, что вы прекращаете отношения навсегда. Но если вы действительно хотите изменить ситуацию к лучшему, то важно не давать собой манипулировать и культивировать чувство вины. Всё это опять же нарушение границ.
Если вы понимаете, что вам некомфортно и человек вас не слышит, значит, необходимо спокойно сообщить, что такие отношения для вас неприемлемы, и прекратить их. Не пугайтесь этого периода. Скорее всего, через какое‑то время вы сможете возобновить общение уже на других условиях.
Надежда Ефремова
Как растить ребёнка, чтобы в будущем ваши отношения были здоровыми
Если выстраивать личные границы на протяжении всей жизни в соответствии с фазами взросления, отношения будут развиваться гармонично. Необходимо понимать, что ребёнок — отдельный человек.
Психологическое слияние нормально для мамы и ребёнка до трёх лет, но не для взрослых людей. Поэтому сепарация — отделение детей от родителей — важная ступень формирования личности человека. Олег Иванов
Отделение должно происходить постепенно. В 3–4 года детям желательно сделать уголок в доме, где они могли бы заниматься своими делами. Ребёнка можно и нужно периодически оставлять с няней, бабушкой или дедушкой. В 7–8 лет дети уже вполне могут оставаться одни на непродолжительное время. Примерно в этом возрасте их уже можно отправлять в летние лагеря.
Выстраивание границ подразумевает, что вы прислушиваетесь к желаниям детей. Возможно, вас когда‑то заставляли обниматься с троюродной бабушкой, хотя вы этого не хотели, или врывались без стука в вашу комнату. Всё это имеет обратный эффект.
Отделение ребёнка от родителей, развитие его самостоятельности, независимости — нормальный процесс. Если он проходит трудно, если родители не готовы отпускать выросших детей, они так и останутся в созависимом положении. Дети, неважно какого возраста, не смогут отделить свои потребности от родительских.
Иногда для отделения необходимо в буквальном смысле увеличить дистанцию между ребёнком и родителями. Он должен выпорхнуть из родного гнезда, переехать в другой город, например для учёбы. Чаще практиковать поездки с друзьями. Однако расстояние не всегда помогает. Когда отъезд воспринимается родителями как личная трагедия, у ребёнка развивается чувство вины за то, что он бросил маму и папу.
Олег Иванов
А вам удалось построить гармоничные отношения с родителями? Делитесь в комментариях.
Читайте также 🧐
Об отношениях «взрослых детей» с мамами
- жаждем ли мы понимания со стороны мамы?
- верим ли в то, что оно возможно?
- помним ли, что именно этот человек, так недовольный сейчас нашим выбором, очень многое дал нам в прошлые годы?
А главное:
- известно ли нам, что любой конфликт требует участия 2-х сторон, и если одна из сторон отказывается от участия в конфликте, он автоматически прекращается?
- что для «гармонизации отношений» достаточно нам самим изменить свою точку зрения на ситуацию, никак не побуждая противоположную сторону отказаться от своего мнения, тем более, когда это мнение касается наших поступков?
Говоря проще, можно выйти из конфликта, если разрешить противоположной стороне заблуждаться!
Почему же мы, выросшие дети, болезненно реагируем на вмешательства мам в нашу жизнь, и этим нередко осложняем ее себе (да и мамам тоже)?
Ведь если, например, чужая женщина скажет вам в троллейбусе: «А что это Вы ребенка в такой куртке на улицу вывели? (В эту школу ведете? Как это Вы разрешаете делать то-то и то-то?!)», – вам и в голову не придет дискутировать с ней. В худшем случае вы обратите ее внимание на то, что ваш выбор не имеет к ней никакого отношения.
Все совершенно меняется, если примерно эти же слова вам говорит ваша родная мама. Здесь возникает целый букет чувств: от досады до бойцовского запала!
Но главное, – вам не все равно!
Смена ролей
А если бы было все равно, значит, мама для вас воспринималась бы чужим человеком, а это страшно – «утратить» маму. В любом возрасте. Вот многие люди и подтверждают свою «зависимость», терпят «вмешательства» — лишь бы чувствовать свою причастность к семье, сохранить связь, пришедшую из детства.
Не замечая того, что роли уже переменились: дети повзрослели, лучше родителей понимают окружающую их действительность, а родители с каждым десятилетием все больше «живут воспоминаниями», и оттуда (из прошлого) оценивают происходящее! Это – объективное несовпадение взглядов, никак не зависящее от личного умысла противостоящих сторон.
Так что же мешает нам, отодвинув разногласия, ценить друг друга?
К сожалению, непросто бывает отделить разногласия в убеждениях от отчужденности самих людей!
В психологии есть такое понятие, как «манипуляция».
Если сказать просто – это ситуация, когда один человек, используя убеждения и стереотипы другого человека, вынуждает его действовать против своей воли. Слегка завуалированный шантаж получается. Пожилые (и не очень) родители нередко пользуются этим приемом:
«Вы меня убьете своими экспериментами!» — восклицает больная гипертонией мама в ответ на решение дочери отказаться от приема антибиотиков, назначенных ребенку доктором «на всякий случай».
Если молодая мама считает, что чувства гипертоника (страх, гнев, возмущение) зависят от поведения окружающих (в данном случае – ее собственного) – именно она оказывается виноватой в очередном «приступе»! Что бы не быть виноватой, молодая мама пытается аргументировано объяснить свою позицию (по поводу отказа от антибиотиков), но только «подливает масла в огонь» — ведь полемика «отцов и детей» в принципе не может привести к консенсусу.
В противном случае, старшим придется признать, что они со всем своим жизненным опытом не правы, а это косвенно умаляет ценность всей их жизни!
Как перестать быть «плохим» ребенком
В результате споров возникает взаимное раздражение, антипатия и даже злость. Но злость в адрес мамы – саморазрушительна. Не случайно психотерапевты в первую очередь интересуются историей рождения человека и его взаимоотношениями с матерью.
Между тем, есть очень простой, хотя и неожиданный выход:
Принять жизненное право вашей мамы иметь собственное, пусть и негативное мнение о вашем выборе!
Однажды милая женщина, мать сына-подростка и 3х-летней непростой дочурки-индиго, ограждая свою семью от постоянного диктаторского вмешательства бабушки (бывшего завуча школы), в ответ на предложенный мной выход из ситуации, ответила буквально следующее: «Но она скажет мне: «Ты плохая дочь!»»
А я спросила ее:
— После такого маминого определения Вы изменитесь? Вы действительно станете «худшей» дочерью, перестанете заботиться о ней, любить ее?
— Да нет, конечно!
— Ну, так разрешите своей маме свободу воли – пусть думает о Вас так, как ей думается! За ее плечами нелегкая жизнь, у нее есть причины для «необъективности»! Отнеситесь к ней с пониманием – перестаньте хотеть того, что бы она Вас поняла. Поймите, ей с ее конкретным жизненным опытом, — это не под силу. Примите ее такой, какая она есть, просто любите по-прежнему, делайте приятные мелочи, заботьтесь. А в ответ на претензии просто подтвердите: «Да, я поступаю именно так! Ты можешь относиться к этому как хочешь . Я не буду меньше любить тебя из-за этого!»
И вот что удивительно: как только в душе у «взрослого ребенка» наступает ясность по поводу полного права мамы на «непонимание», как только «взрослый ребенок» становится способен уважать несовпадающее со своим выбором мнение родителя — он выходит из конфликта! Спокойно поступает так, как считает нужным, без раздражения или досады, аккуратно ограничивая «активность» мамы!
Право на собственное мнение
Отношения между людьми подобны пазлам: если один из участников меняет конфигурацию, прежняя картинка не складывается — уже не получится привычной обиды или ссоры. Если в ответ на угрюмый взгляд, или недовольную реплику вы искренне(!) рассмеетесь – ситуация будет исчерпана! Ключ к успеху — в способности не поддаваться правилам игры под названием «Кто виноват?»!
Много раз я проходила со своими клиентами этот путь. На самом деле, не очень-то легко признать тот факт, что мама — это просто человек, женщина, со своими достоинствами и недостатками, особенно учитывая детские обиды и взаимонепонимания.
Бывает, что в других сферах жизни человек вполне самостоятелен и успешен, но мамино недовольство по-прежнему отнимает силы и побуждает доказывать очевидное. Это происходит из-за идеализации «взрослым ребенком» роли матери: «Мать по определению любит, понимает и поддерживает своего ребенка, и если этого не происходит, значит, либо ребенок «невозможно какой плохой», (а я не хочу быть плохим), либо мать какая-то не такая как должна быть!»
Но чем больше человек старается заслужить или отвоевать понимание и любовь, тем меньше ему это удается. Люди попадают в замкнутый круг, а выход совсем рядом: надо всего лишь признать то, что старшими стали мы – дети!
Мой опыт – и личный, и профессиональный, – показывает, что именно неуверенность «взрослых детей» в своем праве жить так, как они считают нужным, вынуждает старших родителей активно советовать/оценивать/вмешиваться в жизнь молодой (а то и не очень) семьи.
Как только вы разрешите себе иметь свое собственное мнение – вы сможете спокойно принять право ваших родителей не соглашаться с вами!
Как только поймете, что на вашу любовь к ним не может повлиять неизбежная для людей различных поколений разница взглядов, так все ваши несовпадения окажутся несущественными, а жизнь и самочувствие улучшатся!
На каком-то этапе жизни мы перерастаем детско-родительские роли и становимся просто партнерами — людьми, которые ценят и поддерживают друг друга. Не бойтесь быть первым в этих отношениях.
Я желаю всем вам счастливого партнерства!
Пишите! С огромным уважением ко всем детям и родителям – Светлана Добровольская.
Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми
Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит, потому что модель поведения, заложенная в детстве, проявляется во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители имеют самое большое влияние на детей, поэтому их задача — сформировать гармоничные отношения.
Понятие семьи и семейных отношений
Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.
Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.
Психологический климат — важнейшая функция семьи.
Психология отношений между родителями и детьми включает:
- Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
- Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
- Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
- Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.
Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.
Понятие «родительские отношения»
Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.
Психология детско-родительских отношений включает:
- совместную деятельность;
- общение;
- влияние детей на отношения между родителями;
- влияние родителей на формирование личности малыша.
Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.
Выделяют несколько типов отношений:
- сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
- соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
- конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
- союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
- антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.
Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.
Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:
- Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
- Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.
Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.
Принципы отношений взрослых и детей
Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.
Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:
- любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
- козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
- примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
- бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.
Другие авторы выделяют следующие роли:
- Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
- Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
- Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
- Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.
Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:
- Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
- Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.
Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.
Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.
Классификация стилей воспитания в психологии
Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:
- понимание целей воспитания;
- выбор приемов;
- постановку задач;
- анализ методов, учет опыта.
Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:
- Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
- Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
- Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
- Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
- Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.
В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.
Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить
На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:
- Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте. Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
- Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
- Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
- Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
- Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.
Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.
Особенности воспитания в нынешнее время
Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.
Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке. Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о том, как правильно выстраивать доверительные отношения между родителями и детьми.
Типы взаимоотношений родителей и взрослых детей
В психологической литературе можно найти массу материала о детско-родительских отношениях до достижения детьми 18-летнего возраста. А что происходит в отношениях этих близких людей тогда, когда дети становятся взрослыми людьми?
Для того, чтобы получить информацию по этому вопросу, несколько лет назад в МГУ было проведено пилотажное исследование, в котором 50 мужчин и женщин, русские, в возрасте 25-30 лет, жители Москвы и области рассказали автору о своих отношениях с родителями. Основываясь на полученном материале, все многообразие отношений взрослых детей и родителей можно разложить по 4 типам:
1. Взаимопонимание и сотрудничество.
Отношения с родителями характеризуются двухсторонней заботой и взаимопомощью. Это общение «на равных». И дети беспокоятся не из-за проблем и напряженности в отношениях, а из-за недостатка времени для общения.
Три другие типа, которые будут описаны ниже, объединяет отсутствие равенства в отношениях. Они представляют собой описание различных попыток руководить друг другом.
2. Насилие со стороны родителей, подавляющее стремление руководить детьми.
Сверхопека и сверхконтроль. В естественной опеке дети уже не нуждаются, и родители навязывают ее силой. Источники такого отношения могут быть разными – от полной уверенности, что дети все равно ни на что не способны, до «кричащей» жертвенности: «Я всю жизнь на тебя положила, теперь ты должен…»
В отношениях нет понимания и близости, родители подвергают своих детей унижающему контролю во всех областях жизни от хозяйственных мелочей до личной жизни, используя крик, приказы, нотации, взывания к чувству вины и стыда.
Подавленные таким отношением дети вряд ли обратятся за помощью к психологу, предпочитая жаловаться подругам, или начнут увлекаться спиртным и т. д. В консультацию скорее придут родители с жалобами на то, что их дети не слушаются.
3. Недоверие или скрытое руководство.
Крайний вариант такого отношения – полный физический и эмоциональный разрыв, когда люди не общаются годами. В обычном варианте открытое насилие отсутствует, но со стороны родителей постоянно делаются попытки частичного контроля в различных аспектах жизни: в воспитании внуков, в отношениях между супругами, стремлении скорее выдать дочь замуж и т.д. Родителями часто используются замаскированные, завуалированные средства давления (взгляд, мимика, как бы невзначай сказанные слова…)
4. Зависимость детей от родителей.
Дети пытаются руководить родителями либо через зависимость, когда инфантильные взрослые дети ждут, просят, требуют заботы и помощи от родителей, и в своем поведении стремятся угодить, не обидеть, подчиниться, чтобы получить поддержку или совет. Либо осуществляют открытое руководство через команды и указания. Безусловно, данная типология не исчерпывает всего многообразия жизни, которое трудно поместить в какую-либо схему. Интересно отметить, что все 4 типа встречаются вне зависимости от того, есть ли у взрослых детей свои семьи или нет, живут дети вместе с родителями под одной крышей или нет. Эти факторы не являются определяющими в отношениях поколений.
Итак, описанные типы взаимоотношений позволяют лучше увидеть реальную жизнь, и, может быть, не стоило бы и волноваться, но давайте обратимся к мнениям по этому вопросу классиков семейной психотерапии.
М.Боуэн ввел в системную теорию семьи понятия отрыва и процесса трансляции в поколениях. Трансляция означает, что функционирование членов семьи в течение жизни трех поколений не очень различаются. Поведенческие и эмоциональные реакции передаются от одного поколения к другому через взаимоотношения. Отрыв – это утрата контакта между членами семьи. Отрыв от родителей в определенной мере необходим для возможности автономного сосуществования, для создания своей семьи. Однако, из-за внешних причин или из-за внутреннего дискомфорта от общения, может наступить полное отделение от семьи. Отделение может быть физическим, эмоциональным, психологическим или социальным. Особенно важную роль в жизни человека играет интенсивный эмоциональный отрыв. По мнению М. Боуэна интенсивный эмоциональный отрыв связан с неблагополучным существованием человека, наличием множества психологических, социальных и физиологических проблем. Сам по себе эмоциональный отрыв не является причиной неблагополучия, но на практике всегда можно проследить факт отрицательного влияния потери вертикальных семейных связей на жизнь последующих поколений.
В. Сатир пишет, что «…У взрослых возникает много проблем, если они сохраняют со своими родителями детско-родительские отношения. Такие отношения надо менять, Между двумя поколениями должны возникнуть отношения равенства, при которых каждый член семьи уважает в первую очередь личность другого человека и может прийти на помощь, если потребуется». Самостоятельность и равенство в общении возможно при достаточном самоуважении и уважении других.
Источник многих личностных и социальных проблем – низкая самооценка и усвоенные способы поведении, которые закладываются семьей в раннем возрасте (до 5-6 лет), далее самооценка закрепляется. Если эмоциональные потребности ребенка родителями игнорируются, успехи не оцениваются, он сам начинает плохо к себе относиться. Становясь взрослым, человек встречает в жизни массу проблем, в том числе и в отношениях со своими близкими. По словам В. Сатир «скрытые барьеры во взаимоотношениях, зажатые чувства, отделяющие нас от родственников, приводят к отвержению части себя». Итак, круг замыкается, и трудно что-нибудь изменить, ведь время назад не вернешь.
В. Сатир изобрела метод «семейной реконструкции», в которой группа проигрывает перед человеком его семейную историю, а у него есть возможность увидеть своих родителей иначе, вне их социальных ролей матери и отца, возможность глубже понять и простить их. Так расшатываются привычные стереотипы в отношении к себе, к семье, происходит восстановление связей со своими родственными корнями. Принимая свои корни, человек обогащает свое «Я», получает доступ к ресурсам семьи. Как пишет последователь В.Сатир Б. Нерлин «…в каком-то смысле человек больше, чем он сам, он также и его семья».
Обратимся еще к одному автору семейной психотерапии Б. Хеленгеру. Важной частью изобретенного им метода «Построение семьи» является восстановление в семейной системе всех забытых и исключенных членов семьи, которые в силу обстоятельств или отклоняющегося поведения были вытолкнуты из нее. И даже если человек уже ушел из жизни, то восстанавливается память о нем, и задача состоит в том, чтобы найти для него достойное место в своем сердце. По поводу взаимоотношений с родителями Б. Хеленгер пишет: «Только тогда ребенок может быть в ладу с самим собой и найти свою идентичность, когда он в ладу со своими родителями. Это значит, что он принимает их обоих такими, какие они есть. Принятие отца и матери – это процесс, который не зависит от их качеств. Невозможно, чтобы человек разделял: вот это я взять хочу, а вот это не возьму. Родителей принимают такими, какие они есть. Это принятие дает силу для отделения от родителей в самостоятельную жизнь, т.к. человек перестает предъявлять родителям претензии в том, что они ему что-то должны.
Драматичность ситуации в отношениях взрослых детей и родителей состоит в том, что и родители, и дети, встречаясь друг с другом, психологически чувствуют себя так же, будто детям все еще 5-7 лет, причем не важно, сколько им лет на самом деле. Итак, хотя часто наши естественные реакции на близких родственников кажутся нам единственно правильными, более глубокий взгляд на семейные отношения учит мудрости, гибкости, толерантности по отношению ко всем членам семьи, несмотря ни на что.
Последние публикации
5 советов по выстраиванию отношений с родителями — Психология эффективной жизни
Отношения с родителями влияют на всю нашу жизнь. Поэтому стоит внимательно к ним относиться и делать все возможное для их улучшения. Пять советов от практикующего психолога помогут вам в этом.
Пока вы были маленькими, мир был прост и понятен. Родители устанавливали правила, вы подчинялись или бунтовали. В любом случае это происходило в системе координат, созданной за вас.
Потом вы выросли, и старая схема отношений с родителями перестала работать. Как построить новую — неизвестно. Пять советов помогут вам выстроить здоровые отношения с родителями, чтобы все были довольны.
1. Прошлое оставьте в прошлом
Не позволяйте старым конфликтам разрушать ваши отношения в настоящем. Прошлого уже не существует, будущего еще нет. Только здесь и сейчас. Важно простить родителям все, что мешало жить в те годы. Да, были конфликты, но сейчас вы все — другие люди, с другим жизненным опытом и новой системой ценностей. Начните отношения с чистого листа.
Выполните простое упражнение: сконцентрируйтесь на ранних детских воспоминаниях и посчитайте, сколько тогда исполнилось вашим родителям. В детстве ребенок считает маму и папу богами, но это усталые и напуганные молодые люди 20–30 лет. Сколько вам сейчас? Возможно, они были глупее и младше, чем вы в настоящем. Но они справились. Воспитали и обучили вас, дали путевку в жизнь. Стоит ли предъявлять претензии за отдельные ошибки и старые размолвки? Нет.
Если у вас крепкие нервы, проведите мысленный эксперимент. Вспомните кого-то из своих неблагополучных одноклассниц и одноклассников. Представьте, что родились в их семье. Ранняя беременность, алкоголизм, проблемы с наркотиками. Сравните это со своим реальным детством. Все еще хотите предъявлять тем юным родителям претензии за «несчастное» детство?
2. Живите своей жизнью
В детстве ребенок — не самостоятельный человек, а продолжение родителей. Иногда это переносится во взрослую жизнь, когда постаревшие мама или папа пытаются управлять ребенком, будто ему все ещё пять лет.
Бывает и так, что 40-летний ребенок клянчит мамино одобрение по любому поводу. Здоровыми эти отношения не назовешь — в таких семьях нет счастливых. Для родителей дети недостаточно послушны, детям кажется, что их недостаточно любят. Жизнь проходит во взаимных обидах и бесконечном выставлении счетов.
Чтобы выстроить гармоничные отношения с родителями, отделитесь от них. Съезжайте с квартиры, как можно раньше перестаньте брать деньги и поймите, что такое самостоятельность. Так придет понимание, что вы независимый человек и сами несете ответственность за свою жизнь.
Перестаньте ждать, что родители решат ваши проблемы и будут управлять вашей жизнью. Не пытайтесь решать все проблемы родителей, только чтобы расплатиться с ними. Живите своей жизнью и ради себя.
Отношения с родителями: самостоятельная жизнь
Когда это поймете, примете и перестанете мысленно обвинять родителей, сразу исчезнут проблемы в отношениях.
3. Вы и ваши родители — лишь часть вашего рода
Некоторые мои клиенты пытались отказаться от своих корней из-за конфликтов с родителями. Они считали родителей плохими или неправильными и долго пытались начать жить с чистого листа. Но это довольно затратная тактика, которая лишь поглощает энергию и ослабляет. Все эти люди пытались убежать не от семьи, а от себя. С известным результатом.
Не отказывайтесь от корней. Узнайте о предках как можно больше.
Очень много внутренней энергии дает осознание того, что за вами — тысячи поколений, которые рождались, жили и умирали ради того, чтобы вы жили здесь и сейчас. Сразу упростятся отношения с мамой и папой. Во-первых, станет понятно, что в семье отношения не замыкаются на паре «мама — дочка». Вы — лишь малая часть рода. Во-вторых, придет осознание, что ваши проблемы вполне типичны.
Посчитайте, сколько у вас предков за последнюю тысячу лет. Можно примерно. Получится огромное число. Думаете, все они были хорошими? Едва ли. У каждого в роду есть не только святые, но и грешники, пьяницы, сумасшедшие, убийцы. И что, это как-то влияет на вас лично? Хочется кого-то ограбить, отдав дань памяти прапрапрадеду-каторжанину? Конечно, нет. Вы не обязаны отвечать за весь род. У всех такой же набор предков, где всего поровну, хорошего и плохого. Вы и ваши родители — пара кругов на стволе древнего дерева.
Выполните еще одно упражнение: нарисуйте семейное древо. До прапрадедов со всеми ответвлениями будет достаточно. Поищите фотографии, запишите интересные истории. Так вы лучше поймете свое место во Вселенной и меньше будете переживать из-за разбитого в детстве градусника. А еще это подготовит вас к следующему этапу.
4. Примите своих родителей в себе
Многие мои клиенты не находили общий язык с родителями, потому что противопоставляли себя им. Есть какая-то черта, например повышенная нервозность или скупость, которая в родителях не нравится, и человек от родителей дистанцируется. «Не хочу быть таким, как папа, поэтому общаться с ним не буду и вообще все наоборот сделаю» — такого уровня логика. Это не работает.
Вы всегда будете ребенком своих родителей. Вы унаследовали их черты и склонности. Признайте это, а не ломайте себя и свои отношения.
Примите себя таким, какой вы есть. И только потом осознанно меняйтесь. Не потому что «не хочу быть как мама», а осознанно. Вы всегда будете как мама, но при этом жизнь у вас будет такая, какую вы себе сделаете.
Поймали себя на таких мыслях? Тогда выполните упражнение «Мама, я такая же, как и ты». Запишите все особенности мамы: внешность, привычки, характер, увлечения. Хорошее и плохое. Придумайте до сотни параметров. Отдельный список по маме, отдельный по папе. Затем отметьте, что у вас общего и с кем. Нос похож, предпочтения в еде, реакция на стрессы — запишите всё. В результате поймете, что бороться с семейным сходством невозможно, — это конструктор, из которого папа и мама собрали вас.
При этом у вас шире кругозор, вы взяли хорошее от обоих родителей и живете в другое время. Если вы перестанете бороться и конкурировать с родителями и займетесь собой, то достигнете того, чего ваши родители не смогли добиться. И отношения у вас станут спокойными и уравновешенными, ведь вам больше нечего делить.
5. Снимите родителей с пьедестала
Мы постоянно формируем в голове идеальные представления о близких. Идеальная мама, идеальный папа. Маленькие дети хотят, чтобы мама разговаривала только с ними, не отвлекалась ни на кого больше. Взрослые дети бегают к маме и папе за одобрением. Мамы и папы же требуют, чтобы у чада была «приличная» работа «как у всех», которая соответствует их картине мира.
Отношения с родителями: гордость
Вернитесь к первому упражнению, но на более глубоком уровне. Опять поставьте себя на место своих родителей. Вам чуть за двадцать, но уже есть ребенок, ведь таковы были социальные нормы в те годы. Вы еще ничего не знаете и не умеете, только что закончили институт. Вы точно станете идеальными мамой и папой?
А ваши родители справились. Вы выросли, получили образование, социализировались, пользуетесь Интернетом — за всем этим стоит огромный вклад пусть не идеальных, но по-человечески понятных юноши и девушки.
Идеальные представления страшно далеки от того, чем люди являются на самом деле. У родителей есть свои интересы и цели, часто вообще не связанные с ребенком. Дети имеют собственные мечты, и они явно не в восторге от придуманной за них карьеры или брачной партии.
Не нужно впадать в когнитивный диссонанс, ссориться и предъявлять претензии. Несоответствие родителей выдуманному идеалу — на 100% ваша проблема. Любите родителей такими, какие они есть. Снимите их с выдуманного пьедестала.
Что потом
Когда измените внутреннее отношение к родителям, увидите, что и к вам родители начали относиться иначе. Как только перестанете направлять на них невысказанные претензии, родители прекратят бессознательно реагировать на ваше недовольство и бомбардировать вас ответными претензиями.
Не спешите пересылать им эту статью, сначала поработайте над упражнениями сами. И ваши отношения наладятся.
P.S. Вы можете совершенно бесплатно посмотреть первое занятие курса Ольги Юрковской «По вашим правилам. Новые отношения с мамой и папой»
Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya
От редакции
Каким бы счастливым ни было детство, расставаться с ним все равно приходится. Ведь без сепарации от родителей никакого личного счастья и развития быть не может. К сожалению, этот процесс не так прост, как кажется, и у кого-то он так и не происходит. В чем причина? Ответ дает психолог Элла Чиркова: https://psy.systems/post/separaciya-ot-roditelej
Хотите найти общий язык с родителями, улучшить отношения с другими родственниками, чувствовать себя уверенно при общении с окружающими? Рекомендуем изучить советы Ванессы ван Эдвардс, автора книги «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», которые вы можете прочитать в нашем обзоре: https://psy.systems/post/vanessa-van-edvards-nauka-obscheniya
11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.
Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.
1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте
У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.
2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте
Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.
3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте
Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.
4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте
Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.
Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.
5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы
Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве,
Психологи объяснили, как родители становятся «глухими», и рассказали, что с этим делать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Взгляды на жизнь старшего и младшего поколений часто не совпадают. Договориться бывает нелегко, особенно если при попытке донести свою позицию обнаруживаешь, что на родителей напала «тотальная глухота». После такого разговора мы понимаем, что силы и время потрачены, но ровным счетом ничего не изменилось, и недоумеваем: почему?
Мы в AdMe.ru заинтересовались «проблемой отцов и детей» и обнаружили, что у нее есть научное объяснение.
Родители — люди, а дети — не совсем
Семьи, в которых родители не слышат своих детей, не редкость. Психологи называют это явление «субъект-объектными отношениями». Родители здесь — «субъекты», со своей жизнью, желаниями, чувствами и переживаниями. Дети — «объекты», у которых есть лишь функция (учиться и вести себя хорошо, радовать папу и маму, слушаться и не создавать проблем).
В сознании родителей ребенок уподобляется автомату с кнопками, нажав на которые получаешь нужный результат. Если слова или поступки ребенка выходят за рамки назначенной ему роли, это воспринимается как поломка системы, которая до этого отлично работала.
Поэтому родители не слышат нас, когда мы пытаемся озвучить идеи, не совпадающие с их представлениями о нас, наших обязанностях и потребностях.
Мы подобрали самые типичные ситуации, в которых ребенок становится объектом, а также прикинули, каковы шансы все-таки быть услышанным:
1. Родители реализуют свои амбиции за счет детей
Родители порой пытаются прожить жизнь заново в своем ребенке и видят в нем не личность, а свое продолжение. Задача такого «продолжения» — реализовать детские мечты мамы и папы и сделать то, что им не удалось. При этом мнения ребенка никто не спрашивает. К примеру, мальчик обожает математику, но его записывают в футбольную секцию, поскольку его отец мечтал играть в сборной страны. Ребенок здесь — проект, а не личность.
Пытаясь заявить что-либо, не совпадающее с родительскими планами, вы даете им понять, что больше не хотите «брать барьеры» и завоевывать медали. А значит, вот-вот «завалите миссию», ради которой вам дарили погремушки и засовывали в ротик кашку. Ситуация неимоверно стрессовая.
2. Авторитарные родители боятся вызова
Жесткие, авторитарные родители могут чувствовать обиду или даже угрозу, когда желания и взгляды отпрыска идут вразрез с их принципами и жизненным опытом.
В таких семьях жизнь протекает по строгим и неизменным правилам, которые не подлежат обсуждению. Главные ценности — стабильность и безопасность. Эмоции не поощряются, главная задача воспитания — вырастить из ребенка достойного члена общества — «настоящего мужчину», «достойную женщину».
Если ребенок не попадает в традиционный шаблон (к примеру, девочка не хочет учиться вышивать и варить борщи, а мечтает о карьере модели или мальчик пытается заплетать куклам косички вместо игры в солдатики), авторитарно устроенное семейство будет в шоке.
Отстоять свое подлинное «я» в общении с авторитарным родителем — не легче, чем повторить подвиги Геракла.