Балет в живописи и фарфоре
Что может сравниться с балетом? Красота, изящество, утонченность и полет. Всё вокруг замирает… Душа летит вслед возвышенному танцу…Балет в живописи и фарфоре — вот о чем мне хотелось поговорить. И показать вам два фарфоровых сокровища, выпущенных компанией Mattel по мотивам картин Эдгара Дега: белоснежную балерину «Легче воздуха» (Lighter Than Air™ Barbie® Doll, 2001) и розовую воздушную балерину «Классическая грация» (Classic Grace™ Barbie® Doll, 2002).
Итак, балет!
Дышать и жить.
Дышите, балерина,
пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
следя за облаками кринолина,
целующими тонкие запястья.
Не плачьте — мир смеётся унисоном,
рождаясь в ослепительном сюжете,
где даже монотонный вальс Бостона
обязан завертеться в пируэте.
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
на краткий миг она остановилась,
чтобы измерить интервалом такта
И жить во славу и на милость
вам, замершим дыханием в партере
и тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
с бессмертием, потерянным в Эдеме,
столкнулся в мире, названном
Балет.
(Татьяна Сергеева)
Не знаю, как вы, а я могу бесконечно долго любоваться балетными образами в живописи, поэтому в закромах хранится немало картин российских и зарубежных художников. Прошу прощения за утомительно большое количество картин, но просто не могу не поделиться!
Александр Шеверский — родился и вырос в республике Молдова, в городе Чисинау. Александр научился рисовать, помогая с 12 лет отцу, который работал художником и оформлял общественные здания фресками и картинами. С 1998 г. художник живет в Канаде.
Альберт Джаббаров — также наш современник. «В его живописи есть обаяние ранних импрессионистов и точность, которую дает советская школа живописи».
Андрей Атрошенко родился в 1965 году в городе Покровск, Россия. В 1981 году закончил Детскую художественною школу для одаренных детей с отличием. Два года спустя стал обучаться в Брянском художественном училище, а в 1991 году был принят в одну из самых престижных художественных школ мира, Санкт-Петербургскую академию художеств. Основная тема портретов Андрея Атрошенко – всё, что связано с музыкой: музыканты, танцовщицы, балерины…
Анатолий Гаврилович Шаповалов родился 11 января 1949 года в с.Аджамка Кировоградской области. В 1976 г. закончил Киевский государственный художественный институт. Участник областных, республиканских и зарубежных выставок и аукционов. Работы находятся в частных коллекциях Украины, России, США, Англии.
Валерий Стефанович Косоруков (род. 1938) — академик Академии художеств России, график, живописец. Окончил Суриковский институт. Всю свою жизнь писал, в основном, балет. Долгое время живёт в США.
Луппов Сергей Михайлович (1893-1977). Майя Плисецкая в «Дон Кихоте». Танец Китри. 1950 г.
Виктор Орешников (1904 – 1985) — исторический живописец, портретист, педагог, профессор.
Савелий Сорин (1878–1953) — русский художник-портретист. Портрет Анны Павловой в балете «Сильфида».
Юрий Дятлов (род. 1951, г. Мариуполь, Украина). Дебют.
Евгений Устинов — Галина Уланова (Жизель).
Guan Zeju родился в 1941 году в Китае, в провинции Guangdong. Закончил Академию художеств Гуанчжоу. В 1957 году состоялась его первая персональная выставка. Guan Zeju — старший художник Художественного института Гуанчжоу, а также член Союза художников Китая. Живет художник в США.
Коллекции картин Guan Zeju китайские специалисты искусств называют национальным достояние Китая.
Kelvin Lie Site, родился в 1954 в Гуанчжоу, Китай. Обучался в Академии Искусств у таких великих китайских художников как Yang Zhi Guang и его жена — Ou Yang. В 1979 г. Kelvin Lie переехал в Гонконг, где начинал свою артистическую карьеру, в основном рисуя портреты и фигуры натурщиков.
Работы художника выставлялись в галереях Норвегии, Голландии и Англии, находятся во многих частных коллекциях в Соединенных Штатах, Англии, Голландии, Норвегии и Азии.
Richard Young – художник из Великобритании, родился в городе Йоркшир в 1961 году. Сейчас проживает в Северном Девоне (Великобритания), где владеет офисом и художественной студией. Ричард Янг является почетным членом Королевского Общества Изящных Искусств.
Rob Hefferan родился в 1968 г. в г. Уоррингтон, графство Чешир, Великобритания. Создатель потрясающе реалистичных и прекрасных женских образов.
Stephen Scott Young родился в 1957 г. в Гонолулу, Гавайи. Художественное образование получил в школе искусств в г. Сарасота, штата Флорида. В технике акварели он начал работать в конце 1970-х. Центральными фигурами картин Стивена Янга часто являются представители расовых меньшинств, проживающих в сельских районах на Багамах, Флориде и прибрежных районах Южной Каролины. «Художник всерьез увлекается пластикой балерин, как черных так и белых, находя красоту в нюансах тонов кожи. Его использование насыщенных цветов и драматического света приписывают влиянию голландского художника 17-го века Яна Вермеера.»
Pal Fried (1893-1976), венгерский художник. Родился в Будапеште. Обучался искусству рисования в Венгерской академии под руководством профессора Пола Хьюго и в Париже у Клода Моне и Люсьен Симон. В 1947 году Пал эмигрировал в Америку, где преподавал в Академии искусств в Нью-Йорке и разработал свой собственный уникальный стиль. В 1950-60х гг художник жил и работал в Голливуде. Основная техника — пастель и масло. В коллекциях многих музеев мира хранятся картины Пала Фрида на темы балета и театра: это портреты танцовщиц перед спектаклями, на сцене, в богемной жизни. Полотна Фрида были настолько популярными, что он, по просьбе заказчиков, дублировал по несколько раз один и тот же сюжет, меняя лишь цвет костюма или фона полотна. Умер в возрасте 82 лет 6 марта 1976 г в Нью-Йорке, спустя 4 дня после смерти любимой жены Евы.
Nenad Mirkovich, югославский художник. Родился в Белграде в 1951 году. Живописью он стал заниматься еще в детстве. С 1985 года Nenad Mirkovich живет в Хьюстоне, штат Техас.
Mark E. Lovett родился в 1956 г. в штате Мэриленд, США. Получил международную известность за свои портреты маслом.
Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га (Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — один из известнейших представителей импрессионистского движения.
И, наконец, ожившие балерины с картин Эдгара Дега. Фарфоровые Барби выпускаются довольно редко, а эти —воздушные, летящие — просто невероятны. Приятного просмотра!
И спасибо за внимание!
Другие куклы из фарфора можно в нашем Шопике
Балет в живописи . — sigdan — ЖЖ
Фото 1. Художник Валерий Косоруков, окончивший Суриковский институт и аспирантуру, в свое время настолько увлекся балетом, что главной темой его творчества стал именно балет. Добившись разрешения присутствовать на репетициях, на многочасовых изнуряющих занятиях, Валерий смог изнутри понять и выразить сложный мир балетного искусства.Фото 2. Е. Максимова и В. Васильев в балете «Икар»-художник Валерий Косоруков
Фото 3. ОРЕШНИКОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1904 – 1985 )- исторический живописец, портретист, педагог, профессор. Портрет балерины А.Я. Шелест. 1949.
Фото 4. Портрет Анны Павловой в балете «Сильфида»
Савелий Сорин (1878–1953)-— русский художник-портретист.
Фото 5. Валентин Минциковский Сон 2005 г.
Фото 6. Луппов Сергей Михайлович (1893–1977)-
Майя Плисецкая в «Дон Кихоте». Танец Китри. 1950 г.
Фото 7. Художник Александр Шеверский — молдавский художник. В 1991 году художник переехал в Израиль, где прожил семь лет. С 1998 г. и по настоящее время, Шеверский живет в Канаде.
Фото 8. Евгений Устинов- Галина Уланова (Жизель).Пластика движений балерины Улановой заставляла Евгения Алексеевича обращаться к этому образу.
Фото 9. Андрей Атрошенко — молодой российский художник, родился в 1965 году в г. Покровске. Учился в художественной школе для одаренных детей и академии художеств в Санкт-Петербурге.
Фото 10. Художник Kelvin Lei Site, родился в 1954 , Китай.
Фото 11. Козлов Пётр Анатольевич.
Родился в Сибири в городе Омске в 1967 году.
Живёт и работает в Москве.
Фото 12. Питерский художник Натан. Получил медицинское образование, психологическое образование с увлеченностью гештальт психологией.
Русский балет в художественных образах Натана ,картина «Одетта-черный лебедь» их цикла работ Натана «Русский Балет».
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
Художник Анастасия Вострецова: балет в живописи.
«Давайте больше танцевать и постараемся обрести больше красоты в танце, также, как и в жизни. Истинный художник, танцует ли он или делает нечто иное-всегда стремится к красоте. Так давайте же станем миром истинных художников, как становимся миром танцовщиков, поскольку, заменяя уродство красотой, как в видимых изображениях, так и в неосязаемых областях, мы понемногу приближаемся к счастью и совершенству….»
Анна Павлова
Как я нашла любимую тему в своем творчестве
Моя история, связанная с балетом, началась 8 лет назад, в один новогодний праздник, когда под елкой была обнаружена коробка с пастельными мелками. В то время я уже была на последнем курсе Академии художеств, но рисовать пастелью никогда не пробовала. Первым сюжетом, который я выбрала для рисунка, стал портрет юной балерины. Кажется, в качестве модели, я взяла образ какой-то девочки, с одного балетного снимка. На мое удивление, материал мне настолько понравился, что стал одним из любимых, после масляной живописи…
Рисовать я начала с раннего детства, как только научилась держать в руке карандаш. Мои родители в то время были студентами Строгановского института, поэтому дома нас всегда окружали планшеты, банки с кистями и красками, холсты — мне ничего не оставалось кроме рисования. У меня был свой собственный художественный столик с красками, альбомами, фломастерами. Конечно, тогда я не осознавала, что изобразительное искусство станет моим призванием, скорее всего, я просто подражала родителям. После окончания института наша семья вернулась в Екатеринбург — в то время возрождалось церковное искусство, и родители стали заниматься изучением иконописи и росписью храмов. Я, помимо школы, посещала художественную, музыкальную и балетную студии. Особенных способностей к танцу у меня не было, но мне, как всем девочкам, нравилось танцевать, сочинять танцы к новогодним праздникам. Мама постоянно водила меня в театр, на балет. После каждого посещения спектакля я рисовала увиденное. Два года назад мы с мамой нашли старую папку с моими детскими рисунками. Какого же было мое удивление, когда я увидела целые серии балетных рисунков!
После окончания школы я поступила в Екатеринбургское художественное училище им. Шадра, а затем в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Учеба в Академии позволяла работать в Эрмитаже и Русском музее, изучать и копировать технику старых мастеров. На мой взгляд — это неоценимая возможность, которую дает Академия.
Фиалковое настроение. 40×30 бумага пастель 2008
Одновременно я посещала уроки петербургского художника Василия Братанюка, он известен своими картинами на балетную тему. Василий давал советы по технике живописи, учил анализировать, критиковал! В то время мне очень сложно было научиться воспринимать критику и что-то исправлять, не без слез! Сейчас я благодарна ему, так как, если художник не видит недостатков в том, что он делает — он не может расти. Обстановка в его мастерской, многочисленные костюмы, коллекция живописи, большая библиотека книг по искусству и балету, вошли в мое сознание и пробудили давно забытую детскую мечту — балетные сюжеты.
Главная проблема, с которой я столкнулась — это сложность найти материал, попасть в репетиционный класс, ведь у меня не было знакомых в театральной среде. Моими первыми моделями стали подруги, костюмы пыталась шить я сама. За полтора года усилий у меня набралось немало пастельных рисунков и, вот, в 2009 году прошла моя первая персональная выставка в Петербурге, в галерее «Моховая 18», где была представлена серия пастелей на балетную тему. Когда я смотрю на те первые работы, они мне кажутся во многом смешными и непрофессиональными, так как никакая самая стройная модель не может подделать пластику балерины, к тому же на многих моих моделях неверно одета та или иная деталь костюма… Все это не заметно обывателю, но человек из мира балета это сразу видит. Я поняла, что необходимо повышать свой уровень и свои знания в этой области. И случай не замедлил представиться!
Мои музы
В гримерной. 30×40 бумага, пастель. 2010
Так сложилось, что меня познакомили с балериной Мариинского театра Ильмирой Багаутдиновой, которая сразу же согласилась на предложение стать героиней моих картин. Ильмира взяла на себя «ношу» в виде художника, которого нужно было всегда за собой водить — в гримерку, за кулисы… не каждый это выдержит, когда на тебя постоянно кто-то смотрит, рисует, фотографирует. Кроме того, артисту лестно позировать художнику с именем, я же была вчерашней студенткой. Но Ильмира, как человек по-настоящему творческий, оказалась открыта новым экспериментам.
Черная Снежинка. Балет «Щелкунчик» в постановке М. М. Шемякина. Мариинский театр. 50×60 бумага, пастель 2011 г.
Постепенно я изучала репертуар театра, появлялись работы с Ильмирой в разных ролях. Самой знаковой для нас обеих картиной стала «Ильмира в Роли Черной Снежинки». Работа сделана по балету «Щелкунчик» в постановке М, М, Шемякина. Балет много лет идет в Мариинском театре и привлекает оригинальностью костюмов и необыкновенной сказочностью героев Гофмана. В 2011 году я решила показать картину на всемирном художественном салоне «Salon Art en Capital» в Париже — это очень крупное мероприятие в художественной среде, куда стекается большое количество коллекционеров. Работе была присуждена бронзовая медаль. Для нас с Ильмирой это стало большим подарком, и означало то, что наши старания не прошли зря. Совместные творческие идеи, их осуществление и успех, или неудача, всегда дают стимул идти дальше, объединяют.
В ожидании праздника 40×50 х.м 2013
Для Ильмиры наше общение тоже имело свою роль. В 2012 году в АРБ им А. Я. Вагановой, она защитила диссертацию по теме «Современный художник о балетном театре. На примере Анастасии Вострецовой». Ей удалось систематизировать, проанализировать и пересчитать все мои работы на балетную тему, сделанные к тому моменту. Получилось примерно 120 работ. Одна из картин «Анна Павлова. Ностальгия» (посвященная жизни русской балерины в Лондоне) была подарена театральному музею Академии.
Анна Павлова. «Ностальгия» 50×60х.м 2012 г.
Ильмира и по сей день остается моей балетной музой, с которой написана уже целая серия картин. Осенью 2014 года, во дворце князя Владимира в Петербурге состоялся творческий вечер Ильмиры, к которому была приурочена выставка «Очарованная танцем», на которой было представлено 17 картин с Ильмирой в разных балетных образах.
Сильфиды. 50×60 бумага, пастель 2012
Еще одна из моих муз — балерина Театра Консерватории Полина Артемьева. Полина явилась главной героиней вымышленных балетных сюжетов.
Одетта 30×25 х.м 2012 г.
Перед зеркалом 70×40 х.м 2012
В прошлом году я познакомилась с юной балериной, талантливой ученицей Академии Балета им. А.Я, Вагановой — Ксенией Андреенко. Ксения на сегодняшний день моя самая юная муза.
Девочки в костюмах кораллов. Балет «Конек Горбунок» 30×40х.м 2014
Получилось уже несколько картин с юной балериной. Мне очень нравится передавать молодость, прозрачность, хрупкость юной балерины, ведь балет он такой и есть — очень светлый и воздушный.
Мечты о будущем. 50×60 х.м 2014
Мои любимые сюжеты
Первые работы на балетную тему были выполнены пастелью. Они были достаточно простыми и реалистичными с незамысловатым сюжетом, чаще всего с изображением балерины в задумчивом состоянии, у окна и.т.д. Когда я стала чаще бывать в театре, попала в гримерные, то сюжеты расширились, стали появляться сценки из закулисья. Появились работы по тому или иному спектаклю.
Сложилась хорошая традиция к каждому новому году показывать новую картину по балету «Щелкунчик». За несколько лет получилась целая серия «Снежинок» из балетов «Щелкунчик» разных театров. Театралы знают, что в каждом театре свои костюмы, свои декорации. В этом году родилась новая серия «Петербургские Снежинки», состоящая пока из трех картин «Волшебство в Эрмитаже», «Царскосельские Снежинки», «Волшебство в Зимнем Дворце».
Волшебство в зимнем дворце. 60×60 х.м 2013
Во всех трех картинах изображены девочки-снежинки, балерины театра Консерватории, в царском великолепии петербургских интерьеров, атмосфера которых побуждает нашу фантазию мыслить образами торжественного и чудесного. Юные хрупкие создания, балерины-снежинки, склонились над огоньком и готовятся зажечь праздничные огни, снежинки поправляющие друг другу грим перед выходом на сцену…
Волшебство в Эрмитаже. 50×50 х.м 2013
Мне захотелось так или иначе отражать город, в котором я живу. Балет и Петербург очень связаны, но в реалистической картине сложно соединить и то и другое. Поэтому, Петербург ощущается по деталям, по виду из окна гримерной, по резной детали какого-нибудь известного здания.
А за окном весна. 90×40 х.м 2014
Два года назад, неожиданно для себя, я открыла новую тему «Балетные флорарии». Идея возникла во время длительного путешествия по весенне-летней Франции. Каждый раз, когда я вижу красивый пейзаж, восторг и восхищение переполняют меня, но писать просто пейзажи мне всегда было скучно. Однажды, увидев поле цветущих маков, я подумала, что лепестки цветов очень похожи на балетные пачки, а хрупкость стебельков передает нежность балерин.
Девочки в костюмах маков. 70×85 х.м 2012 (серия «Балетные флорарии»)
Я сразу вспомнила виденный за кулисами эпизод, когда балерины готовятся к спектаклю и сидят на глянцевом полу линолеуме, напоминая кувшинок разбросанных по глади воды, или просто тростинок колышущихся на ветру. Когда я вернулась домой, новая серия не заставила долго ждать, получилось несколько картин с балетно-цветочными ассоциациями. «Девочки в костюмах маков», «Девочки-календулы», «Ночная фиалка», «Оживленный сад»., «Ночная фиалка».и.т.д В 2013 году картины были показаны на выставке «Единство прекрасного» в галерее «Моховая 18».
В цветущем саду. 50×60х.м 2014. (Серия «Балетные флорарии»)
Среди многих современных художников, изображающих балет, лишь единицы посвящают свои сюжеты закулисью, а тем более конкретным спектаклям. На самом же деле это очень интересная и поистине безграничная тема для творчества. Зритель видит спектакль из зала, а то, что происходит за кулисами остается в тайне. Тайна закулисья манит, привлекает и будоражит воображение и фантазию. Закулисный мир не менее сказочен и живописен, чем оживающие сюжеты и сказки на сцене. По ту строну сцены можно увидеть сопоставление сказки и реальности, что не может оставить равнодушным глаз художника. Может быть поэтому, я часто обращаюсь в своем творчестве именно к закулисной теме и стараюсь передавать «сказочные моменты» из реального закулисья.
Лебединое озеро 75×100 х.м 2013
Жизнь театрального закулисья очень повлияла на меня. Во-первых, общение с артистами балета подало мне пример неустанной работы и самоорганизованости. Во-вторых, я всегда ощущаю ответственность перед балериной — ведь когда видишь, что человек тебе доверяет, тратит свое драгоценное время на встречу, позирование, то сделать работу плохо просто невозможно. И третий важный момент, когда стоишь рядом с балериной, то волей-неволей выпрямляешь спину. Умение держаться на публике, артистичные жесты — все это очень помогает, на мой взгляд, и в своей собственной творческой жизни.
Автопортрет в карнавальном костюме. 60×45 бумага, пастель 2011 г.
Еще, одним из моих любимых жанров всегда оставался портрет и автопортрет. Мне очень нравится изображать себя в разных образах, возможно, сказвается моя любовь к театру или просто в этом жанре мне нравится полное ощущение свободы в передаче образа.
Любимые материалы
Наверное, у каждого художника есть техника, в которой он чувствует себя наиболее уверенно. У меня это конечно же масляная живопись, и сухая пастель. Для моей балетной темы пастель подходит практически идеально, так как ее легкость и воздушность сродни балетным пачкам, а насыщенность и богатая цветовая палитра будто созданы для передачи световых эффектов театра. Мне нравится, что в пастели можно экспериментировать с цветами бумаги, с фактурами. Пастелью я работаю быстрее, чем маслом, это удобнее, когда срочно нужно воплотить идею. Конечно, недостаток пастельного рисунка в том, что он менее долговечен.
Поправляющая прическу. 40×30 бумага пастель 2012 г.
В масляной живописи мне нравится возможность нагружения фактур, лессировок. Обычно я работаю долго и чем дольше, тем сложнее получается зрительный эффект.
Старинная шаль 75×50 х.м 2010
Мастерская
Меня часто спрашивают, как я работаю над картиной. Работаю исключительно в мастерской, так как работать за кулисами совершенно невозможно по причине того, что там очень темно, к тому же там идет свой, строго просчитанный рабочий процесс. Ножка этюдника, поставленная не в том месте, рискует стать деталью, из-за которой может сорваться весь ход спектакля. За кулисами я получаю впечатления, собираю фото-материал, делаю наброски в блокноте. А для осмысления увиденного и пережитого нужно время и отстраненность от событий — тогда из этюда рождается картина, как обобщение впечатлений, как сумма впечатления и мыслей о нем. Местом, где происходит этот процесс конечно же является моя мастерская на Васильевском острове — родное место для многих художников.
Напоследок
Мне кажется, что Петербург — это идеальный город для моей профессии. Сейчас мне 33 года и я совсем недавно осознала, что то, чем я занимаюсь — действительно моё призвание и я чувствую себя на своем месте. После Академии прошло 7 лет, но только сейчас я начала чувствовать себя уверенно. К сожалению, наши творческие учебные заведения не дают полного осознания того, что значит быть художником. Ежегодно факультет живописи выпускает 30 молодых художников, большая часть из которых не знают, куда идти дальше, как самореализоваться. Поэтому, я благодарна судьбе и Богу, что мое творчество востребовано, что я живу в одном из красивейших городов России и имею возможность участвовать в выставках, путешествовать.
Я думаю, что в последнее время в искусстве много негатива, поскольку много негатива и в реальной жизни. Искусство всегда отражает реальность, даже если оно не реалистично.
Обилие негатива в живописи кажется мне потерей гармонии в мире, потерей гармонии в душах людей. И художник должен восстанавливать эту гармонию своими работами. Во всяком случае, мне ближе именно гармонизирующее начало в живописи.
Натюрморт с балетном классе. 70×50 х.м 2011
Автор текста: Анастасия Вострецова
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:
Подписывайтесь на нашу группу:
Мой блог: Балет в живописи
«…Балетной магии фонтанКружился, распускаясь дымом,
И лампы хрупкая звезда
Молчала о невыразимом…»
(Светлана Скорик)
Забрать статью на свою страницу:
БАЛЕТ, БАЛЕТ, БАЛЕТ!: ziggyibruni — LiveJournal
Первая треть XIX века. Мария Тальони. «Баядерка».
Первая треть XIX века. Мария Тальони.»Дочь Фараона»
Первая треть XIX века. Мария Тальони. «Сильфида»
Эдгар Дега. Танцевальный класс. 1871
Огюст Ренуар.Танцовщица.1874
Эдгар Дега. Репетиция балета. 1875
Эдгар Дега. Прима.1878
Эдгар Дега. Перед репетицией.1880
Уиллард Лерой Меткалф. Балерины в гримерной. 1885
Эдгар Дега. Балерина и дама с веером. 1885
? В.Гюмье. Балерины. 1890 ?
Анри де Тулуз-Лотрек. Балерина, поправляющая чулки.1890
Франц фон Штук Танцовщицы. 1896
В.А.Серов. Балерина Тамара Карсавина. 1909
В.А.Серов. Портрет балерины А.П.Павловой. 1909
Пьер Каррье-Беллез. Балерина. ок 1910
Пьер Каррье-Беллез. Портрет юной балерины. ок 1910
Пьер Каррье-Беллез. Урок балета. ок 1910
Эрнст Опплер. Балерина. ок. 1915
Лора Найт. Гримерная. 1920
Лора Найт. За кулисами. 1920
Лора Найт . Финальный танец. 1920
В.А.Ватагин. Из Серии «Дункан в танце». 1920-е
М.А.Добров. Айседора Дункан. 1920-е
Н.М.Чернышев. Школа Дункан. 1924
З.Е.Серебрякова. Большие балерины. Балет «Дочь Фараона». 1922
З.Е.Серебрякова. Балерины в уборной. 1923
З.Е.Серебрякова. Снежинки. Балет «Щелкунчик». 1923
З.Е.Серебрякова. Девочки-сильфиды. Балет «Шопениада». 1924
З.Е.Серебрякова. Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924
З.Е.Серебрякова.Отдыхающая балерина (Портрет балерины М.С.Добролюбовой)1924
А.Е.Яковлев. Портрет балерины Анны Павловой. 1922–1924
? В балетном классе. ?
Лора Найт. Балерина.1930
К.А.Сомов. Русский балет. 1930
К.А.Сомов. Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932
Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской. 1939
Александр Герасимов. Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947
В.Орешников. Портрет балерины Шелест. 1948
? Балерина у окна.?
Оскар Сантьяго
Нина Киннарь. 1990
Паула Рего. Танцующие страусы по «Фантазии» Уолта Диснея. Триптих. 1995
Паула Рего. Танцующие страусы по «Фантазии» Уолта Диснея. Триптих. 1995
Паула Рего. Танцующие страусы по «Фантазии» Уолта Диснея. Триптих. 1995
Ричард Янг. Неспешная подготовка
Сера Найт. Лебединое озеро
Фернандо Ботеро. Балерина у станка. 2001
Сергей Ахтиманкин. Прима. 2001
Рената Бржозовска. Юная балерина
Рената Бржозовска. Балерина
Балерины Зинаиды Серебряковой… — animagemella1 — ЖЖ
Спасибо огромное!Работы Зинаиды Серебряковой на тему балета можно условно поделить на три группы: портреты балерин (обычно в костюмах, по пояс, выполнены пастелью), балерины в уборной перед спектаклем (наброски пастелью и несколько масляных холстов) и карандашные наброски отдыхающих, разминающихся и гримирующихся балерин.
Начнем, пожалуй, с самой, на мой взгляд, удачной крупной вещи этой серии так называемых «Больших балерин»
Большие балерины. Балет Ц. Пуни «Дочь Фараона»
1922
Холст, масло
113х136 см
Частное собрание
Картина интересна своим декоративным и цветовым решением, конечно, оно обусловлено спецификой костюмов балерин, однако, на мой взгляд, Серебрякова здесь весьма удачно использовала натурный материал. Общая композиция — характерная для многих работ художницы — взгляд сверху, большое пространство пола, задний план менее проработан, фигуры кадрированы. Балерин здесь мы видим практических во всех стадиях одевания, от поправляющей пуанту танцовщицы справа до практически обнаженной девушки на дальнем плане. В целом композиция построена вокруг кольца балетной пачки девушки в центре, будто бы вся суматоха перед выход вращается вокруг нее, однако сама балерина спокойна и неподвижна. Несмотря на то, что костюм ее не полон — она обнажена по пояс, — создается впечатления, что девушка уже на сцене, раскинула руки в танцевальном жесте, опустила глаза и готовится сделать первые па. Она уже преобразилась, погрузившись в мир танца.
Деталь (кликабельно):
Из письма Е.Н. Лансере к Н,Е. Лансере, Петроград, 22 января 1922 года: «Вообще эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует балерин раз три в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует, затем Таточка в балетной школе и два раза в неделю Зика ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы. Все это благодаря тому, конечно, что наши два жильца увлекаются балетом и два раза в неделю — среду и воскресенье — обязательно ходят в балет…»
В балетной уборной Мариинского театра
1923-24
Бумага, пастель
38х47
Частное собрание
А эти балерины нарисованы на обороте предыдущего листа:
В балетной уборной Мариинского театра
1923-24
Бумага, пастель
38х47
Частное собрание
Серебрякова получает в 1921 году разрешение бывать за кулисами Мариинского театра и рисовать балерин. В 1924 году в письме брату Н.Е. Лансере с просьбой зайти М.П. Кристи, уполномоченному Наркомпроса в Петрограде, чтобы продлить для Зинаиды разрешение рисовать в театре, художница приводит примерный текст этого разрешения: «разрешается художнице Серебряковой продолжать художественные работы за кулисами Академического театра во время спектаклей (т.к. объясни ему, что ведь это и есть те эффекты, которые я рисую)». Среди работ Серебряковой нет ни одной с изображением самого спектакля, о каких же эффектах она говорит? Мне кажется, что речь здесь идет об ощущении чуда, которым пронизано все закулисье перед спектаклем, о моменте преображения актера перед выходом на сцену, превращение обычных женщин в сказочных принцесс и фей. Жизнь театральных актрис преподнесена Серебряковой не как набор будничных забот, а как праздник, все их приготовления — как предвкушение чуда.
Портрет Е.А. Свекис в костюме для балета «Фея кукол»
1923
Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Почему Серебрякова обращается вдруг к теме балета и танцовщиц? Можно назвать целый ряд причин. И влияние мирискусников и в частности Александра Бенуа, дяди Шуры, который кроме того, в начале 1920-х был управляющим делами Мариинского театра; и жильцы-балетоманы С.Р. Эрнст и Д.Д. Бушен; и Тата, старшая дочь, поступившая в 1921 году в хореографическое училище; и, возможно, желание уйти от повседневности, погрузится в чудесный иллюзорный мир, который создает театр (мотив поиска иного, игрового, прекрасного мира можно проследить и в не балетных работах художницы).
Из письма З.Е. Серебряковой к Г.И. Тесленко, Петроград, 28 февраля 1922 года: «Я тоже часто бываю в балете, хотя это и не рассеивает мою тоску, но я рисовала несколько молодых танцовщиц кордебалета и поэтому должна ходить в балет, назначать сеансы…»
В балетной уборной
1922-1924
Бумага, пастель
63,3х48 см
Частное собрание
Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой: «Она получила разрешение бывать за кулисами бывшего Мариинского театра. Удивительно скромная ее маленькая фигурка по воскресеньям и средам (в дни балетных спектаклей) появлялась в балетных уборных, где она непрерывно делала наброски с одевающихся и гримирующихся артисток и подружилась со многими из них. Так родились композиции на тему одевающихся балерин и серия их портретов».
Вот еще одна довольно удачная работа маслом, «Девочки-сильфиды»:
Девочки-сильфиды (балет «Шопениана»)
1924
Холст, масло
83х102,5 см
ГТГ
Балерины в уборной Мариинского театра
1922-24
Бумага, темпера, карандаш
47,7х44 см
Частное собрание
Снежинки. Балет «Щелкунчик»
1923
Холст, масло
105х85 см
ГРМ
Балерины в уборной
1923
Бумага, пастель
59х74 см
Музей личных коллекций, ГМИИ
В балетной уборной. Балет «Лебединое озеро»
1924
ГРМ
В балетной уборной
1924
Холст, масло
В балетной уборной. 1922-1924
Танцовщицы
Начало 1920-х
Бумага, пастель
61х47 см
Музей личных коллекций, ГМИИ
Из рецензии Всеволода Воинова на выставку З.Е. Серебряковой в Выборгском доме культуры, 1928 год: «ее увлекает яркое и красочное зрелище балета и, изображая последний, она не стремится передать динамику танца, стремительность балетных «па», — а берет моменты отдых или подготовления танцовщиц и выход на сцену»
Отдыхающая балерина. Портрет балерины М.С.Добролюбовой
1924
Бумага на картоне, пастель
41х60
Частное собрание
Наибольшую известность получила серия портретов балерин. Всего их было выполнено Серебряковой около полутора десятков. Во всех — одна и та же композиционная схема.
Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой: «Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами»
Портрет балерины Л.А. Ивановой
64х48
Картон, акварель, гуашь
ГРМ
Портрет Л.А. Ивановой
Ок. 1921
Бумага, сангина
44,5х33 см
Музей личных коллекций, ГМИИ
Из рецензии Всеволода Воинова на выставку З.Е. Серебряковой в Выборгском доме культуры, 1928 год: «Любопытна серия ее портретных работ, выявляющих ту же основную особенность дарования художницы, ее особенность выбирать в натуре все наиболее красивое и выдвигать его на первый план. Отмечу характерную черту портретов Серебряковой — их неуловимое, но тем не менее определенное сходство друг с другом, — это обстоятельство объясняется легче всего тем общеизвестным фактом, что художники наделяют свои модели как внешними, так и внутренними качествами, присущими им лично.»
Портрет А.Д. Даниловой в костюме для балета Н. Черепнина «Павильон Армиды»
1922
Бумага, пастель
75х53,5 см
Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Портрет Г.М. Баланчивадзе (Дж. Баланчина) в костюме Вакха для балета А. Глазунова «Времена года»
1922
Бумага, темпера, гуашь
59х44 см
Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Портрет Е.Н. Гейденрейх в голубом
1923
Бумага на картоне, пастель, карандаш
61,9х41 см
Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет балерины Е.Н. Генденрейх в красном
1923
65х48,5
Картон, пастель
ГРМ
Портрет Е.Н. Гейденрейх в белом парике
1924
Бумага, пастель
59х46 см
ГТГ
Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки
1924
Бумага, пастель
59х46 см
ГТГ
Портрет В.К. Ивановой в гримерной
1924 (?)
Бумага, пастель
61,5х47,5 см
Портрет М.Х.Франгопуло
1922
Именно работая над серией балерин Серебрякова находит свой «фирменный портретный стиль», быстрые вещи выполненные пастелью, в дальнейшем в той же технике будут исполнены ее и парижские портреты, и марокканские, бретонские и итальянские зарисовки.
Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой: «Если в первые годы она работала в технике темперы, масла, то в 1921 году попробовала работать пастелью, к тому же своеобразной, только ей присущей манере, используя пастозность наложения, легкую штриховку и растушевку. По плотности цвета, лаконичности и строгости рисунка эти произведения не уступают работам, исполненным маслом…»
К этой же группе портретов примыкает и портрет дочери Серебряковой, Таты, которая в это время учится в Петроградском хореографическом училище:
Тата в танцевальном костюме
1924
Бумага, пастель
64х47 см
Собрание семьи Серебряковых
Из письма З.Е. Серебряковой к Г.И. Тесленко, Петроград, 18 ноября 1922 года: «Таточка уже один раз выступала на Мариинской сцене — несла ввиде пажа шлейф «Спящей красавицы», загримированная и в парике. Мне было очень забавно видеть ее на сцене.»
Судя по всему, Серебряквой было создано большое количество набросков и зарисовок прямо на месте, за кулисами, они, скорее всего, служили основой для крупных работ художницы. Здесь мы можем отследить те мотивы, что потом будут использованных в холстах и пастелях.
Балерины. Наброски
1922-24
Бумага, карандаш
Собрание Е. Б. Серебряковой
Н.М. Стуколкина в балетной уборной
1922-24
Бумага, графитный карандаш, сангина, растушевка
35,6х22,1
ГТГ