Что делает школа: Что дает нам школа – Зачем нужно учиться в школе. Что дает человеку школа

Содержание

Что дает нам школа

Что даёт нам школа? Зачем нужно ходить в школу? Кажется, что ответ на этот вопрос предельно простой: чтобы учиться.

Но что прежде всего получает ребёнок, учась с первого по десятый класс в общеобразовательной средней школе или гимназии?

На самом деле ответ на этот вопрос гораздо глубже, чем мы привыкли думать. Всё, что существует в жизни, существует не просто так и возникло исходя из глубинных потребностей людей.

В жизни человек получает то, в чём нуждается. В чём же заключаются глубинные потребности? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поразмышляем на тему — что же из себя представляет школа, как явление, в чём её суть и основа?

Школа, прежде всего, объединяет детей. Ставит перед детьми, достигших школьного возраста, определённые цели. Таким образом, школьники, поступив в школу, получают общие цели.

Но среди множества целей существует главная.

Главная цель

И главной целью является то, о чём я написала выше, — школа призвана объединять людей. Это суть и ядро любой школы, образовательного учреждения.

Как и детский сад, школа помогает детям раскрепоститься, стать свободнее, благодаря общению друг с другом. Через общение с другими детьми, ребёнок познаёт себя.

Ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, сталкиваясь с разными характерами и типажами. Разумеется, первоклассник ещё мал, чтобы разбираться в характерах и типажах людей, но суть в том, что ребёнок наблюдает разных людей.

Этот навык даёт ему возможность понять одну из простых истин, которая пригодится ему в дальнейшем, – люди бывают разные: со своими характерами и особенностями.

Школа, прежде всего, учит жизни. Она даёт важнейшие уроки по освоению жизненного пространства, где живут такие же люди, но со своими отличиями. В школе ребёнок имеет возможность наблюдать и изучать эти отличия, что очень помогает в познании себя и других людей.

Ребёнку школьного возраста, лишённому общения со сверстниками, труднее проявить себя, свой характер, свои способности и таланты, чем тем, кто постоянно взаимодействует с детьми своего возраста.

Общаясь с узким кругом людей, — родителями, – ребёнок замыкается на тех, кто находится постоянно рядом с ним, не имея разнообразия в общении.

Поэтому чем дольше круг общения детей ограничивается одними лишь родителями и родственниками, тем тяжелее таким детям впоследствии контактировать с другими людьми.

Те, кто был лишён в детстве общества и общения со сверстниками, войдя во взрослую жизнь, теряются и, как следствие, сторонятся незнакомых людей, стремясь к взаимодействию только с теми, к кому они привыкли.

К сожалению, многие родители не задумываются над этим, когда ограничивают своих детей, переводя их на домашнее обучение.

Но даже детям с особенностями и отклонениями необходимо общение с детьми своего возраста. И неправы те родители, которые считают, что их «особенные дети», другие, поэтому не могут общаться с ровесниками на равных.

Дети обладают высокой восприимчивостью, поэтому их уровень понимания друг друга, глубже уровня словесного общения.

Почему детям важно взаимодействовать именно с представителями своей возрастной группы?

По той же причине, по которой объединены классы средней школы, – у детей одной возрастной категории приблизительно схожий уровень развития.

Более того, люди, одной возрастной категории, на протяжении жизни лучше понимают друг друга, чем тех, кто их гораздо младше или старше.

Это говорит о том, что у каждого поколения, а также у возрастных групп, есть свои особенности, присущие только определённым поколениям и возрастным группам.

В школе дети учатся взаимодействовать с другими людьми, но в семь лет сложно начинать общение с людьми разных возрастов, поскольку маленький ребёнок, который ещё не привык к обществу, нуждается в адаптации.

И на помощь приходит школа. Здесь школьник находится в своей среде, среди тех, кого он понимает лучше других. Каким бы удивительным это ни казалось, но даже своих родителей ребёнок понимает хуже, чем сверстников.

Все мы помним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – споры поколений продолжаются на протяжении жизни, начиная с периода рождения ребёнка. То есть родитель никогда не поймёт до конца своё чадо, как и ребёнок никогда не поймёт своих папу и маму всецело.

Причиной является всё та же разница поколений. Людям, выросшим в одном времени, трудно понять тех, кто растёт и развивается в другом времени.

Зачем нужна школа детям :: SYL.ru

Все большее количество людей задаются вопросом о том, зачем же детям нужна школа, когда доступность знаний стала практически безграничной. Можно учиться на дому, когда учителя приходят прямо к ученику или через интернет. Создаются целые сайты и группы в социальных сетях на тему образования без посещения школы. Так кто может дать ответ, зачем нужна школа в сегодняшнем мире?

зачем нужна школа

Что такое школа

Школа в широком смысле этого слова – место, где дети получают общее образование, которое необходимо каждому человеку, вне зависимости от его достатка и социального уровня.

Дети получают знания в школе от учителей, из учебников, пособий, художественных и научных книг, включенных в образовательную программу.

В России различают начальное образование в школе, которое дети получают с 7 до 11 лет, и общее образование, с 12 до 17 лет.

зачем нужно учиться в школе

Плюсы посещения школы

Плюсы школьного образования, казалось бы, очевидны всем. Рассмотрим их более подробно.

  • В первую очередь это систематическое получение знаний. Программы для начальной и общей школы разрабатываются с учетом психологических особенностей детей каждого конкретного возраста. Все учебники построены по принципу от меньшего к большему, с плавным перетеканием тем и уровня сложности из года в год на протяжении 11 лет. Даже обучение на дому строится на основе школьной программы. То есть нельзя утверждать, что домашнее обучение – это нечто совсем иное, далекое от школы.
  • Приучение детей к дисциплине и послушанию, уважению авторитетов вне семьи. Это действительно необходимо, ведь на протяжении всей жизни человек вынужден подчиняться многим вышестоящим людям: от руководства на работе, до представителей власти в стране. Тем более это актуально в наше время, когда большинство родителей при поддержке психологов склоняются к мягкому стилю в воспитании и отсутствию наказаний. В большинстве случаев это правильно, но все же подобная лояльность не позволяет ребенку прочувствовать установленные рамки. Как следствие, привычки подчиняться авторитетам не возникает, что в будущем грозит антисоциальным поведением такого человека.
  • В школьном коллективе дети не только получают знания и учатся подчиняться вышестоящим авторитетам, но и выстраивают социальные связи с равными себе людьми, то есть с другими учениками. Где еще ребенку получить навык общения, как не в классе? На игровой площадке во дворе ребята слишком быстро меняются, чтобы там можно было научиться долговременному общению и дружбе.
зачем нужна начальная школа

Минусы школьного образования

Все мы разные, что-то для одного человека кажется хорошим вариантом, а для другого не подходит совершенно. Но есть несколько общих моментов, касающихся школьного обучения, которые не нравятся большинству родителей:

  • Отсутствие индивидуального подхода к обучению детей. Программа для всех ребят общая, без исключений. Правда, если речь не идет о коррекционных школах. В обычных же общеобразовательных учреждениях никто не будет выявлять способности отдельного ребенка к освоению той или иной науки. И соответственно, не будет стараться развить те способности, к которым у ученика просматривается склонность или даже талант. Так, ребята с математическим складом ума часто задаются вопросом о том, зачем нужна литература в школе, а ученики-гуманитарии не любят точные науки.
  • Отсутствие надзора за детьми на переменах и после школы. Сколько раз были скандалы по поводу травли одних учеников другими, но ситуация не меняется. Учителя озабочены усвоением учебной программы, а отношения внутри детского социума отданы на откуп самим детям. Но ребята только учатся общению, они пока полностью не осознают последствия своих действий. Зачем и нужны с начальной школы социальные педагоги, а не только преподаватели-предметники.
  • Слишком большое скопление людей создает неблагоприятную вирусную обстановку. В крупных городах помещений школы не хватает для того количества учеников, которые ее посещают. В одном классе может быть 40 и более детей, а классы доходят до буквы «У».
зачем нужно ходить в школу

Домашнее образование

Зачем нужна школа, если все больше родителей, и даже педагогов, говорят о том, что получать знания можно не в школе, а на дому. Очевидные преимущества домашнего образования – это индивидуальная программа, подстроенная под конкретного ученика. Ребенок может учиться в собственном темпе, не пытаясь догнать или обогнать одноклассников, как это происходит в обычных школах.

Тогда зачем нужно ходить в школу? Человеческая природа такова, что нам необходим стимул, конкуренция, чтобы достичь наилучших результатов, на какие мы способны. А в домашнем обучении этого нет, ребенку не за кем тянуться, у него нет положительного примера перед глазами, как и нет отрицательного образа.

Стоит отметить положительную сторону домашнего обучения для часто болеющих детей. Если ребенок не посещает школьные классы с огромным количеством учеников, то и заболеть у него меньше шансов.

зачем детям нужна школа

Школа на взгляд ребенка

Многие дети чуть ли не ежедневно спрашивают родителей, зачем им нужна школа. Ведь учиться – это огромный труд и моральное напряжение. За редким исключением, ученики воспринимают школу как наказание, повторяющееся изо дня в день на протяжении одиннадцати лет. И дело тут не в том, что ребята с трудом осваивают школьную программу. Суть неприятия учениками школы заключается в трудностях социальной адаптации.

Не только родители должны объяснять своим детям необходимость получения образования. Перед школьными педагогами лежит задача не только дать знания, но и научить общению в коллективе без присутствия родителей. К сожалению, сегодня ситуация такова, что из-за недостаточного финансирования многие учителя подходят к задаче формально, не «вкладывают душу» в учеников. А ведь профессии, суть которых заключается в работе с детьми, основаны на призвании, а не только на материальном стимуле.

Школа на взгляд родителей

Многим родителям школьные годы их отпрысков тоже даются нелегко. Они, как и их дети, вновь и вновь задаются вопросом о том, зачем нужна школа. После относительно легких лет посещения детского сада, школа многих вводит буквально в депрессию. Ежедневно необходимо проверять домашние задания, решать общешкольные вопросы на родительских собраниях, искать репетиторов, если сын или дочь не успевает освоить школьную программу на необходимом уровне. Помимо этого, велики материальные затраты: в нашей стране весьма распространены школьные поборы. В этом случае стоит узнать о своих правах и правах ребенка. Школьное образование в нашей стране абсолютно бесплатно. Государство обеспечивает школу всем необходимым, а значит, внесение любых денежных средств на ее нужды происходит на сугубо добровольной основе.

зачем нужна литература в школе

ЕГЭ

Все те несколько лет, которые прошли после введения единого государственного экзамена в школах, идут споры о том, насколько он целесообразен. Большинство педагогов, как и родителей, склоняются к тому, что прежняя система знаний оценки учеников была в разы эффективнее.

Сейчас же ребятам и их родителям остается только тщательно готовиться к ЕГЭ, прилагая к этому все свои силы и даже средства, надеясь, что эту неэффективную форму проверки знаний вскоре отменят.

Зачем нужна школа

Ребенок не только получает знания по предметам школьной программы, но и учится аналитически мыслить, собирать требуемую информацию. Не освоив школьной программы, мало кто может добиться хоть какого-то успеха в жизни, ведь слишком многое в нашей стране, да и за границей, построено на умении логически мыслить и самостоятельно искать ответы.

Большинство работодателей пристально изучают документы об образовании кандидатов на должность. Конечно, всегда есть шанс взлететь по карьерной лестнице без базовых знаний, но, будем честны, шансы на это минимальны.

Итак, отвечая на поставленный вопрос о том, зачем нужно учиться в школе, можно выделить основные моменты:

  • Получение базовых знаний о науках и окружающем мире.
  • Навык самостоятельной работы с первоисточниками информации на примере учебников и заданий.
  • Умение запоминать информацию в больших объемах.
  • Умение наладить контакты и дружеские отношения с другими людьми.
  • Умение справляться с негативным отношением окружающих, что не редкость в детском коллективе.
  • Выработка как лидерских качеств, так и умение подчиняться авторитетам.
  • И напоследок, получение школьного аттестата, без которого невозможно дальнейшее обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях.
зачем нужна школа ответы

Как итог

Государство дает родителям право самостоятельно выбрать форму обучения своих детей. Можно не водить своих наследников в школу, а обучать их на дому. Но следует помнить, что абсолютное большинство людей в нашей стране выбирает обучение именно в школах.

Что будет, если дети получат право делать в школе все, что хочется

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Что будет, если разрешить ребенку делать все, что он хочет? На первый взгляд кажется очевидным, что ничего хорошего. Без достаточного жизненного опыта он не способен принимать здравые решения. Однако есть в мире целая школа, которой управляют дети.

Мы в AdMe.ru тоже поначалу не поверили, что такое возможно, но история питерской школы «Апельсин» может перевернуть все привычные представления о школьниках и об их обучении.

Зачем нужна такая школа?

Основатель «Апельсина» Дима Зицер, кажется, редкий пример взрослого, который помнит, что такое быть ребенком. Он уверен, что к детям нужно относиться как к полноправным членам общества: уважать их мнение, давать им право самостоятельно решать, что делать и чего не делать.

«Апельсин» — частная школа, в которую принимают детей в возрасте от 4 до 17 лет и где преподают все дисциплины, существующие и в обычной школе. Для развития потенциала детей есть множество дополнительных занятий: йога, флейта, логика, французский — всего не перечислить. Благодаря неформальной обстановке ребенок спокойно может провести в школе целый день и ничуть не устать.

При этом принципы обучения кардинально отличаются от традиционных. Школьникам «Апельсина» не ставят оценки, а главная задача учителя — увлечь детей своим предметом. Учатся воспитанники школы ничуть не хуже сверстников из обычных учебных заведений.

Главный навык, который должен освоить каждый школьник, — умение делать выбор. Первый осознанный выбор ученика «Апельсина» — пойти в школу. Да, никого не заставляют посещать занятия и не наказывают за прогулы.

«Как же так? — возмутятся родители. — Если можно будет не ходить в школу, то мой ребенок точно перестанет туда ходить». Таким родителям «Апельсин» отвечает: дети будут сами проситься в школу, если им будет интересно, если обучение не будет ассоциироваться с принуждением и со стрессом.

Каждый когда-то был ребенком, и на многих школьные переживания оставили неизгладимый след. Да что уж говорить, большинству из нас до сих пор иногда снятся кошмарные сны про контрольную или ответ у доски.

В этой питерской школе привычные атрибуты дисциплины и субординации отсутствуют: если у каждого взрослого есть право пойти туда, куда он хочет, и делать то, что он хочет, значит, и у детей оно должно быть. Если хочется выйти (например, в туалет), отпрашиваться у учителя не нужно. Каждый школьник может выйти посреди урока и пойти на другой или не ходить на них совсем, пока не захочет.

А как же учеба?

Кажется, что все это несерьезно. Как ни крути, учеба требует усидчивости, и детей без дисциплины не усадить за учебники. В «Апельсине» есть свой рецепт школьного счастья.

«Для того чтобы дети хорошо знали математику, совершенно необязательно с самого начала убивать к ней интерес, ставить им оценки и говорить, что это надо выучить, потому что без этого знания не может прожить человек. Это обман. Человек отлично может прожить без математики и получать огромное удовольствие от жизни. А замешивать процесс на обмане — неверно, нехорошо и, главное, смертельно скучно. Сделать так, чтобы нам самим стало понятно, почему математика — это часть философии, почему она объясняет нам мир вокруг и отчасти помогает нам понять себя, — вот в чем главная задача. Это не просто, но это очень, очень интересно».

Дима Зицер

Показательная история успеха школы — это физика, которая преподается здесь с первого класса и является одним из любимых учениками предметов. Трудно поверить, что маленьким детям может быть интересен предмет, который считается одним из самых сложных и даже в старших классах покоряется далеко не всем.

Путешествие в мир физики учитель предлагает начать с того, чтобы посмотреть по сторонам. Каждый школьник ищет дома предметы, об устройстве которых ему интересно было бы узнать. Кому-то стало любопытно, как работает водопроводный кран, кто-то озадачился, почему горит лампочка. Из этих вопросов и формируется программа обучения. Постепенно через знакомые предметы дети узнают, как работает электричество или что такое сообщающиеся сосуды.

И все остальные уроки построены на том, чтобы детям стало интересно. Обычное дело, когда на уроке литературы учитель сам просит достать телефоны и погуглить имя писателя, о котором пойдет речь. Преподаватели и ученики учатся друг у друга, спорят, обсуждают.

Ничего в этой школе не устроено так, как мы привыкли. Парты не стоят рядами, школьники не смотрят друг другу в затылки, учитель может сидеть на корточках с детьми, а вместо доски может быть просто черная краска на стене. Шум на уроке в «Апельсине» — признак того, что детям интересно. Это значит, что идет оживленная дискуссия.

Как дети управляют школой?

На стене парламентского холла можно увидеть последние актуальные вопросы, по которым школа должна принять решение. Каждый класс тайным голосованием выбирает представителей в школьный парламент. Именно этот орган принимает решения по всем вопросам школьной жизни.

В парламенте обсуждаются темы, которые заставляют детей думать, выражать мнение, спорить, учиться делать выбор и принимать его последствия. Парламент решил — и в школе появилась своя библиотека и радио. Привычный школьный звонок заменяет музыка, которую выбирают сами дети.

Стоит ли разрешить игровые приставки на переменах? Можно ли бегать по коридорам и кричать, когда в зоне отдыха кто-то спит? Где начинаются права другого и заканчиваются твои? Такие вопросы могут любого взрослого поставить в тупик, а в парламенте «Апельсина» школьники всех возрастов решают их путем дискуссий.

Почему не обязательно и очень вредно отдавать ребёнка в нашу школу

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний  и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов 🙂  А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми?  Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям

Как относиться к плохим оценкам

Плохие оценки не означают, что ребёнок не способен к усвоению элементарных знаний и до пенсии будет расклеивать объявления. Они лишь формальность. Чаще всего неожиданные тройки и двойки свидетельствуют о наличии других проблем. Возможно, ребёнок всё быстро схватывает и на уроках, вместо того чтобы слушать учителя, занимается своими делами. Бывает также, что оценки занижают искусственно. В этом случае родителям стоит принять меры: сходить в школу, поговорить с педагогом и при необходимости с директором.

Важно не ругать малыша за плохие оценки, а попытаться вместе с ним разобраться, с чем у него возникли трудности. Возможно, учитель недостаточно квалифицированно объясняет предмет или просто у ребёнка не лежит к нему душа.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как общаться с учителем, который вас недолюбливает

Причины для нелюбви могут быть разными, но не забывайте, учитель тоже человек. При всём желании соблюдать профессиональную этику, у него могут быть любимчики и «нелюбимчики». Возможно, преподаватель плохо относится к ребёнку, потому что у того хромает дисциплина и уровень знаний. В таком случае придётся взяться за учебники. Если же учитель чересчур придирчив, то решить проблему должны родители. Помните, что дети, которые ладят с родителями, редко попадают в конфликтные ситуации с другими взрослыми.

Помогите ребёнку идеально подготовиться к тому уроку, который преподает «вредный» педагог, и, возможно, ситуация изменится в корне. Как правило, так и происходит.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как давать сдачи (и надо ли)

Платить школьным хулиганам той же монетой — плохая стратегия. Получив пару шишек и синяков в драке, ребёнок рискует потерять остатки авторитета в глазах одноклассников. Исследования показывают, что любовь к дракам снижает популярность мальчиков среди девочек, и наоборот. Ябедничать и мстить — тоже плохая идея. Проучить недоброжелателей можно только мирным способом. Например, повысив свою успеваемость.

Ребёнку важно дать понять, что авторитет в школе заслуживается не пинками и толчками, а уровнем знаний. Придирки и насмешки хулиганов очень просто игнорировать. Важно обзавестись единомышленниками — теми, кто стремится получить как можно больше полезных знаний и навыков.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Что делать, если над ребёнком издеваются одноклассники

Школьная травля может иметь долгоидущие последствия для всех её участников. Исследования показывают, что жертвы и инициаторы школьной травли, достигнув 19–26 лет, чаще страдают от депрессии, тревожного расстройства, диссоциального расстройства личности, принимают наркотики и даже пытаются покончить жизнь самоубийством.

Родители и учителя должны разобраться в ситуации при первых признаках травли. Если пустить всё на самотёк, против ребёнка может ополчиться весь класс и его придётся перевести в другую школу.

Если никто в течение долгого времени не замечал, что ребёнок находится в состоянии стресса, не успевает по предметам и сторонится одноклассников, толку от классных собраний и дальнейших переговоров с учениками и их родителями не будет. Ребёнок останется изгоем среди сверстников.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как помочь застенчивому ребёнку проявить себя

Застенчивые дети считают себя физически непривлекательными, с трудом заводят друзей, обладают низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Кроме того, они кажутся менее умными и способными, чем разговорчивые дети.

Чтобы побороть у ребёнка застенчивость, учёные советуют почаще рассказывать о преимуществах общения, поощрять любые попытки вступить в разговор, знакомить с новыми людьми и учить описывать свои эмоции.

Что делать, если ребёнка раздражает школа и одноклассники

Для начала выясните, что вызывает раздражение. Если ребёнку неинтересно на уроках, пора искать новую школу. Если причиной тому конфликты с одноклассниками или учителями, идите и разбирайтесь. Если явных причин для неприязни нет, отведите ребёнка к психологу.

Родителям стоит проконтролировать ситуацию: в течение некоторого времени провожать и встречать ребёнка из школы, понаблюдать, как он общается со сверстниками, поговорить с учителями. Если явных причин неприязни к одноклассникам не обнаружится, стоит посетить детского психолога.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как научить ребёнка решать любые конфликты

Один из способов — овладеть набором гибких навыков. В отличие от большинства навыков, которые дети получают в школе на уроках, гибкие навыки не имеют специализации. Они требуются везде и помогают решать многие профессиональные и жизненные задачи. Вот основные из них:

  • Коммуникативные навыки. Сюда входит умение общаться и слушать окружающих, умение вести себя адекватно ситуации, регулировать конфликты и поддерживать отношения.
  • Системное мышление. К нему относится умение утрясать конфликты, критически мыслить и принимать решения, умение собирать информацию из различных источников и находить оптимальный вариант.
  • Самоконтроль. Это умение контролировать импульсы и эмоции, различать их, направлять внимание, достойно вести себя в любой ситуации.
  • Мотивация. Сюда входит умение мотивировать себя, понимать, чем отличается мотивация разных людей.
  • Стойкость и психологическая адаптация. Это умение приспосабливаться к любой ситуации, справляться со стрессом и жизненными неурядицами.

Развить эти умения можно с помощью специализированной литературы и на тренингах.

Ребёнку нужно помогать овладевать навыками, которые будут полезны как в школе для решения проблем с одноклассниками или учителями, так и в жизни. Стоит уделять развитию гибких навыков больше внимания, чем попыткам механически вложить в голову ребёнка учебник.

Варвара Чуйкова, исполнительный директор фонда «Будущие лидеры».

Овладение гибкими навыками позволит не только выжить в школе, но и преуспеть после выпускного. Исследования показывают, что дети, имевшие развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, с большей вероятностью устраивались на хорошо оплачиваемые должности.

Читайте также

Школьное образование vs обучение дома


©photo

Система нашего образования в данный момент является для меня очень актуальной и болезненной темой, так как в следующем году мой ребенок должен идти в школу. Но с проблемами мы начинаем сталкиваться уже сейчас. Я так понимаю, что некоторые преподаватели в детском саду решили основательно подготовить родителей к школе в психологическом плане.

Я просто не понимаю, как эти люди собрались учить моего ребенка и что они могут ему дать?! С воспитательницей нам очень повезло. Но везение состоит в том, что свой выбор дошкольного учреждения мы сделали основываясь на том, какой у ребенка будет воспитатель, а не на красоте помещения и крутости игрушек. К вопросу первого учителя мы подойдем еще более серьезно. Хотя мысли о домашнем образовании стали все чаще посещать мою и так уже замороченную всеми этими «праздниками-фестивалями-надо-чтобы-у-ребенка-была-белая-рубашка-и-черные-штаны-как-у-всех» голову. Я не хочу, чтоб роботы сделали из моего ребенка очередного робота, который в состоянии работать и мыслить исключительно по инструкции. Наша система образования неповоротлива и я не уверена, что то, чему будут учить моего ребенка в школе, будет актуально через 11 лет. Так что если вас интересует все, что касается обучения детей вне школы, вам будет интересно узнать несколько советов от людей, которые уже прошли через этот опыт.

Что такое домашнее обучение?

У Лео Бабауты, автора блога Zenhabits и уже приличного количества книг о жизни в стиле минимал, 4 ребенка, которые не ходят в школу и обучаются дома. И он решил поделиться своим опытом домашнего обучения в своем блоге.

Он, как и я и многие мои знакомы, считает, что на данный момент система образования не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. В школе готовят роботов, которые не в состоянии обучаться самостоятельно и для того, чтоб усвоить новый материал, им нужен учитель. Школа — это сплошные правила и запреты. Для детей это скорее каторга и во время уроков и подготовки домашнего задания они, скорее, не живут, а отбывают срок. После чего идут гулять и заниматься другими делами, то есть жить.

Дома же обучение для детей — это веселье. И оно длится не определенный отрезок времени, а происходит постоянно. Каждая новая прочитанная книга, нарисованная картина или беседа с интересным человеком. Дети учатся не по строгим правилам — это ведь не каторга. Для них такое обучение и есть сама жизнь, в процессе которой они постоянно узнают что-то новое и интересное, а жизнь — это самая большая и интересная в мире школа с удивительными преподавателями и мастерскими.

Если в школе занимаются по четким инструкциям и специально подобранным учебникам, то дома вы можете использовать любой источник информации.

В школе ученики учатся четко следовать инструкциям, а дома вы можете научить ребенка думать своей головой.

В школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию. Все дети разные. Восприятия и запоминание различной информации тоже разное, поэтому нельзя всех уравнять и если ты не успеваешь, значит недостаточно сильно стараешься. Дома нет отстающих и двоечников. В домашнем обучении не существует неудачников.

Положительные стороны домашнего образования

  • Это то, как учатся предприниматели. В школе учат следовать инструкциям и подготавливают хороших наемных работников. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Домашнее обучение готовит предпринимателей, а не роботов.
  • Это гораздо естественней. Если взять всю историю человечества, то школьное образование еще очень и очень юно. До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин.
  • Это дает чувство свободы. Школьная структура хороша для тех, кто любит, чтобы решения за них принимал кто-то другой. Но если вы хотите принимать собственные решения и узнавать вещи по мере необходимости, вам нужно будет больше свободы, чем может дать школа.
  • Мы учимся вместе с детьми. Школа делает так, что родители постепенно полностью удаляются из процесса обучения. Во время домашнего обучения родители постоянно рядом, они помогают, подсказывают и направляют. Кроме того, что вы сами узнаете много нового и интересного, ваши дети научаться взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы в будущем с их помощью находить ответы на свои вопросы.
  • Это гораздо веселее. Как я уже писала, школа — это обучение в строго ограниченный период времени. Это нужно и очень часто вместо того, чтобы слушать учителя, дети смотрят на часы в ожидании окончания этой каторги. Домашнее обучения не является чем-то принудительным. Оно неотъемлемо от жизни и не ограничено по времени.

Как учиться дома

Так как обучение дома — это занятия без правил, сложно построить единую систему. Поэтому поначалу будет немного страшно. Страшно не из-за то, что ребенку будет сложно, а из-за того, что вы можете не справиться. Поэтому Лео написал несколько общих советов, которые подскажут вам правильный путь.

  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Годам к шести уже понятно, что ему особенно нравится, а что дается с трудом. Старший сын Лео хочет поступать в колледж, поэтому записался на специальные подготовительные курсы в интернете. Он уже определился с тем, что ему нравится, и направил все свои усилия на совершенствование в этих предметах. Все зависит от наклонностей вашего ребенка. Это могут быть точные науки или страсть к литературе или языкам. А может быть у вас растет будущий гениальный скрипач или художник. Направляйте их и поддерживайте, и тогда к моменту поступления в университет он уже четко будет знать, чем хочет заниматься. И вряд ли провалит экзамены.
  • Сила вопросов. Все дети обожают задавать вопросы. И это очень хорошо, потому что вопрос является прекрасной возможностью узнать что-то новое. Ищите ответы вместе с ними в книгах, в сети или спрашивайте у специалистов в этой области, если среди ваших знакомых такие имеются.
  • Ваши знакомые — невероятный источник знаний. Кто лучше всего расскажет о том, как работает двигатель автомобиля — учитель в школе, или автомеханик? То же самое касается и всего остального. Не бойтесь задавать вопросы вместе со своим ребенком. Многим это будет очень приятно и они с удовольствием поделятся знаниями о своем любимом деле.
  • Играйте в игры. Играйте во все виды игр и не сосредотачивайтесь на том, чему именно может научить эта игра. Главное, что детям будет весело и они узнают, что жизнь может быть игрой, и будут учиться в этой игре.
  • Не забывайте о научных проектах. Это может быть сбор макета или опыт с растениями. Это может быть все, что угодно, и все, что касается науки. А еще это может быть очень весело.
  • Потакайте интересам ребенка. Если вы видите, что ваш ребенок очень заинтересовался какой-либо наукой, помогайте ему узнать об этой области как можно больше интересного.
  • Отдых от школьной системы и перенастройка. Если ваш ребенок уже проучился какое-то время в школе, ему нужно будет немного времени для того, чтобы отойти от системы и начать свое обучения без рамок. Это может быть как неделя или две, так и несколько месяцев. Не переживайте, вы сможете быстро наверстать упущенное время.

  • Подсовывайте интересные журналы и книги. Это будет хорошим стимулом для обучения чему-то новому. Откуда у ребенка может появиться интерес, например, к дайвингу, если он никогда не читал о нем или не смотрел завораживающие ролики про подводный мир?
  • Найдите свой путь. Самое главное в домашнем обучение — это выяснить, что подходит именно вашему ребенку. Пробуйте разные вещи. Играйте. Мастерите. Гуляйте и встречайтесь с новыми людьми, которые могут рассказать много интересного. Вам всегда должно быть весело и интересно. Не должно быть никакого принуждения. Как только ребенок почувствует, что его заставляют что-то делать, интерес моментально исчезнет.
  • Будьте терпеливы. Вы не увидите быстрые результаты, но ваше ребенок меняется, пусть и медленно. Вам может показаться, что он ленится и не хочет учиться и тут же появится соблазн заставить ребенка сделать что-то, что касается учебы. Но так вы все испортите. Просто позвольте им играть в то, во что они хотят. Со временем они научаться сами регулировать свои игры и обучение.
  • Доверяйте.Очень важно доверять своим детям и вначале это может быть очень сложно — верить в то, что они вполне в состоянии учиться самостоятельно. Если их что-то заинтересовало, они обязательно это выучат.
  • Если честно, то оглядываясь на свою учебу в школе я не понимаю, зачем было пичкать меня всем этим, если в итоге пригодилось меньше половины? Эрудированность? Мне кажется, что это скорее бесполезная трата времени. Ну вот скажите, зачем мне знать все про отряд членистоногих, если только я не собираюсь стать биологом или зоологом?! Да, нужно знать, откуда появляются яблоки на деревьях, но зачем же так подробно? Сколько времени и сил было потрачено на то, что никогда в жизни не пригодится? Зачем тащить весь этот багаж, который забил довольно ценный ресурс — память — почти доверху? Лучше путешествовать с целью и знаниями, которые помогут ее достичь как можно быстрее. А если мне нужно будет сделать что-то еще и я не буду знать, как, тогда я просто найду необходимую информацию и научусь.

    Это будет очень сложно, но если вы не опустите руки, будете доверять своим детям и сами не будете лениться, у вас обязательно все получится. Это очень спорный и сложный вопрос — нужна ли детям школа. Я думаю, что найдется огромное количество людей, которые встанут на защиту школьной системы. Но мы в состоянии сделать правильный выбор самостоятельно, без оглядки на то, что скажут люди и то, что теперь ребенок не ходит в школу, как все остальные. А кто все эти остальные?

    Что скажете? Вы решились бы отказаться от школы и обучать своего ребенка дома?

Я работаю учителем в обычной школе и готова рассказать, что происходит за закрытыми дверями моего класса

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учитель учителю рознь. К одним и через 20 лет периодически заходят ученики, а других хотят поскорее забыть, как страшный сон. Некоторые родители уже боятся отпускать своих детей в школу, но педагогам тоже не всегда приходится сладко.

Для AdMe.ru я откровенно расскажу, с чем мне пришлось столкнуться за время моей работы в школе, и покажу изнанку будней молодых учителей.

Начало работы

Я окончила факультет иностранных языков и, конечно, мечтала ездить за границу и там переводить какие-нибудь конференции. Но после университета удалось устроиться переводчиком в офис и параллельно преподавать на курсах английского. Второе занятие доставляло мне намного больше удовольствия, и со временем я решила попробовать свои силы в школе.

Вначале у меня была неполная занятость и зарплата ₽ 20–25 тыс. за 18 рабочих часов в неделю. Вопреки стереотипу о том, что учителя мало зарабатывают, я была приятно удивлена, когда на 2-й год работы зарплата выросла раза в 2. А на 3-й год еще. Не знаю, как в других городах, но в Санкт-Петербурге, работая 5 дней в неделю с 9:00 до 15:00, можно получать ₽ 50–60 тыс., даже если ты молодой педагог. Кроме того, после уроков можно заниматься репетиторством, если твой кабинет не занят, — на это все закрывают глаза.

Если хочешь обновить кабинет, то будь добр идти на ковер к директору

Например, если хотите получить новые стулья или дополнительное оборудование, то нужно приготовиться выпрашивать и выбивать их себе. Я так делать не люблю, поэтому до сих пор работаю без проектора и интерактивной доски, хотя у особо активных преподавателей кабинеты очень хорошо оборудованы. У каждого учителя есть свой компьютер, может, старенький, но вполне рабочий.

Наш лицей полностью перешел на цифровое ведение документации — это удобно: забиваешь темы уроков, оценки, домашние задания. Там есть информация о каждом ребенке. Можно написать сообщение родителям конкретного школьника, если есть необходимость, и обосновать низкую оценку.

Некоторым учителям электронный журнал дается с трудом, и они по привычке ведут тетрадки, а в конце четверти все переносят в компьютер. Лайфхак для тех, у кого есть бумажные журналы: нужно пользоваться одной и той же ручкой с бледно-синей пастой — как правило, ее терпеть не могут ученики. Это выручает, когда особо отличившиеся ребята сами ставят себе оценки.

Учитель больше не ставит оценки за четверть

Программа «электронный журнал» автоматически ставит средний балл, но последнее слово остается за учителем. Есть правило: склоняться в пользу ученика. Допустим, если средний бал — 4,5, то преподаватель должен поставить за четверть 5, а если поставил 4, то завуч может потребовать написать объяснительную. Если оценка спорная, то лучше дать школьнику дополнительное задание и поставить решающие баллы.

Директор очень не любит, когда появляются двойки в четверти, ведь это портит общую статистику лицея. За каждую такую оценку педагог отчитывается на педсовете, объясняет, почему поставил, ведет беседы с родителями. И конечно же, ребенок получает шанс все исправить, но нужно дополнительно с ним проводить занятия, экзаменовать его. В общем, перед тем как поставить четвертную двойку, учитель сто раз подумает, надо ли это ему.