Как школа портит ребёнка. 7 главных ошибок родителей школьников | Здоровье ребенка | Здоровье
Как только в жизни ребёнка появляется школа, отношения в семье часто кардинальным образом меняются. Ссоры и скандалы из-за несделанных уроков, плохих оценок и баллов ЕГЭ буквально превращают до сих пор любящих друг друга людей чуть ли не во врагов. Что делать, если между вами и ребёнком встала школа?
В каких случаях родителям стоит посмотреть на себя со стороны, признать и исправить свои ошибки? Рассуждает Дима Зицер, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO:
1. Позиция родителей: Ребёнку нужна строгая учительница, у которой высокие результаты.
Дима Зицер: Что происходит, когда ребёнок попадает к требовательной учительнице? Его подавляют, он учится подчиняться, «отключать» свою волю. Такой ученик становится очень удобным для диктатора. Худшая формулировка взрослых при этом (не только учителей кстати): «Делай, потому что я так сказал». В такой ситуации ребёнок точно не научится принимать решения, выбирать, окончательно забудет, чего он сам хочет. Зато наверняка научится другому: он не должен задавать вопросы, надо подчиняться, кто сильнее, тот и прав. Он постепенно может потерять способность даже анализировать самостоятельно. Либо, вырастая, ребёнок становится сам агрессором и диктатором — дабы подавлять уже других. Причём часто это происходит не по злому умыслу.
Выбирать учителя надо обязательно вместе с ребёнком. Сейчас такая возможность есть всегда, потому что дети перед поступлением в 1 класс ходят на подготовительные курсы. В 6 лет ребёнок вполне может осознанно высказать своё мнение, особенно если родители его любят и поддерживают. Поэтому уходите от категорий: добрая-злая, строгая-нетребовательная… Может ли учитель сделать так, чтобы ребёнок развивался, не потерял любопытство, чтобы у него было право задавать любые вопросы (потому что это основа учения)? Вот это главное.
2. Позиция родителей: Ребёнка лучше отдавать в «сильную» школу, гимназию или лицей, где много требуют.
Дима Зицер: Начнём с того, что неправильно в отношении детей использовать глагол «отдавать» — это же не вещи. Какой должна быть школа? Интересная, напряжённая в том смысле, чтобы ребёнок мог развиваться. Чтобы ребёнку было в ней комфортно. А не по принципу: эта школа модная, престижная. Или: «там ему не дадут спуску». Мы же хотим, чтобы дети сохранили те самые человеческие качества, о которых мы сказали выше. А если у ребёнка после школы и выполнения уроков вообще не остается времени на себя, он тут же начнет делить свою жизнь на плохое и хорошее. И очевидно, в какой категории окажется школа и всё, что с ней связано. А дальше родители пойдут к психологу: «Мой ребёнок стал ленивым, он совсем ничем не интересуется, он совершенно не любопытный». Человек должен учиться с удовольствием.
3. Позиция родителей: Ребёнка надо нагрузить дополнительными занятиями и секциями помимо школы. Если он никуда не ходит, это плохо.
Дима Зицер: Тем, кто так думает, я советую оглянуться вокруг: как сложилась жизнь людей, которые поступали именно так, например ваших родителей или родителей ваших друзей? По логике, мы сейчас с вами должны жить среди великих спортсменов, поэтов, художников, инженеров. Но почему-то этого не происходит. И если мы зададимся этим вопросом, то вынуждены будем признать, что в логике выше сказанного есть какой-то изъян. Но мы же способны не повторять чужие ошибки! Здорово, если человек занимается тем, что он любит. Идеально, если ребёнку тоже нравится музыкальная школа или спортивная секция, куда его отвели родители. Но чаще всего это вызывает сумасшедшее сопротивление. А в 7 лет ребёнок сопротивляться не очень-то может. Потому что боится, не хочет огорчать родителей или просто не в состоянии внятно сформулировать отказ. Вот и получается, что ребёнок учится тому, что не любит, не понимает, зачем ему это делать, не может в этом направлении развиваться, даже с самым хорошим педагогом. Получается такая тюрьма для ребёнка. Разве вам его не жаль?
Если ребёнок отказывается посещать любые занятия, значит, как-то много уже у него этого было в жизни. Родители явно хватили через край. Другая распространённая ситуация. Ребёнок пробует чем-то заниматься и бросает. Родители этого очень боятся. Но ведь это очень хорошо — пробовать и бросать. Это поиск, что очень характерно для детей 6-7 лет. Взрослые же именно так и поступают — выбирают театр, кино, книжки, даже партнёров.
4. Позиция родителей: Ребёнку надо активно помогать делать уроки или хотя бы контролировать их выполнение.
Дима Зицер: Прежде всего, отнеситесь к домашним заданиям спокойно. Если ребёнок хочет делать дома уроки — это некая форма ненормальности. Вот это должно взволновать родителей! Много детей вы видели, которые хотят делать уроки? Приходят домой из школы и говорят: «Ну-ка, я сейчас вместо того чтобы поиграть или погулять займусь любимым делом — уроки поделаю». Ну это же бред? Скажу крамольную вещь. Мне непонятна логика учителей: дома повторить то, что сделали в классе или не успели сделать. На следующий день повторите! Успевайте на уроке, если вы профессионалы. Вам за это зарплату платят. Можно построить урок так, что ребёнку захочется дома глубже исследовать пройденную на уроке тему (замечу: в первом классе такого не бывает), узнать больше, и проектная деятельность на этом основана. Но увы, не все учителя способны так преподавать. Спросите себя, что важнее: удовлетворить учительницу и сделать то, что задали в школе любой ценой — манипулируя ребёнком, говоря, что это его работа, «кончил дело — гуляй смело» и прочие глупости? Или вместе провести время, поболтать, почитать, поиграть, погулять? В 7 лет дети нам ещё очень верят. И очень стараются завоевать нашу любовь. Но уже к 8 годам мы умудряемся нередко сделать так, что дети перестают нам верить. Это сколько раз надо ребёнка обмануть! Уроки — это не ответственность 7-летнего человека. Это ответственность учителя, который странно так поступил и задал домашние задания. Родители должны поддерживать детей. Не учителей. Конечно, если ребёнку нужна помощь и он об этом просит, — помогите, разберитесь вместе. Но не устраивайте из делания уроков неизбывный процесс, ставя это занятие выше всего остального. Уроки — самое неважное из того, чем можно заняться дома.
5. Позиция родителей: Если ребёнок стал плохо учиться, надо наказать его, лишив гаджетов.
Дима Зицер: Термин «наказание» — из области ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний. Человеческие отношения не должны строиться на том, что один начальник, а другой подсудимый. Что один всегда знает, как надо, а другой должен это выполнять. Да, бывает, отношения между родителями и детьми именно так и развиваются. Но в результате плохо всем. Повторяю: школа — это очень сложный период в жизни ребёнка, и своего любимого маленького человека надо поддерживать. А 1 класс — вообще сложнейший период! Ребёнок должен быть уверен, что у него есть «тыл» дома. Если же ему и дома устраивают передовую, как это можно выдержать?
Отбирая гаджет (который вообще-то является его собственностью), вы учите ребёнка тому, что сильный всегда прав. Опять тюрьма! Есть «замечательные» родители, которые чуть что начинают кричать: «Это я тебе подарил! Это моя квартира! А ты ещё сам ничего не заработал!» Тем самым они транслируют ребёнку: я, родитель, пригласил тебя в свою жизнь. Есть другая позиция: я дал тебе жизнь, чтобы поделиться всем, что имею. Чувствуете разницу? Отъём гаджетов не может быть инструментом воспитания. Мы можем научить детей планировать время, разумно пользоваться современными техническими устройствами. Вернёмся к началу: сначала мы внушаем детям, что учёба — это что-то скучное, а потом ругаем за то, что они предпочитают ей гаджеты. Нонсенс?
6. Позиция родителей: За хорошую учёбу надо поощрять подарками, а иногда и деньгами.
Дима Зицер: Это называется воспитание проституции. Мне могут возразить некоторые родители: мы же получаем зарплату за свою работу, почему же ребёнка нельзя поощрить так же? Это не одно и то же. Во-первых, зарплату вы получаете не за то, что и так всегда делаете: домашние дела, воспитание детей и т.д. Во-вторых, зарплата — это эквивалент вашему труду, о котором вы договорились сами. Учиться чему-то — характерно для любого человека. Это интересно. Поощряя за учёбу или хорошее поведение материальными ценностями, вы внушаете, что это продаётся. Отсюда возможны два варианта поведения: либо продать подороже, либо позиция «а чего ко мне пристали, я не хочу это продавать».
7. Позиция родителей: Ребёнок не имеет права получать «тройки» и «двойки», а если они есть — надо исправлять.
Дима Зицер: Большинству родителей сегодня очень тяжело живётся. На них оказывают давление социум, знакомые и друзья, собственные родители, воспоминания и привычки. Надо это осознать и попытаться уйти из-под такого многовекторного давления. Как же интересно у мамы складывается жизнь, если она считает, что ребёнок не имеет права получить плохую оценку? Теперь о ситуации «скатился на тройки». Вдумайтесь, что на самом деле происходит. Какая-то тётя или дядя сказал ребёнку посредством отметки: ему кажется (подчёркиваю это слово!), что если бы он был начальником мира, то его ученик — совершенно никчёмен в предмете, который, скорее всего, в его жизни никогда ничего не будет значить. А маме-то что с этого? Почему она считает, что её собственная значимость как личности зависит от оценки, которую учитель, чужой человек, поставил её ребёнку? Если ребёнок расстраивается — поддержите. Нет — и Бог с ней, этой «тройкой».
Любые оценки — вещь суперсубъективная. А 5-балльная система — вообще дикая! Одним баллом мы не пользуемся никогда, после этого у нас два отрицательных и два положительных балла. Если учитель не умеет построить образовательный процесс без того, чтобы раздавать направо и налево оценки (я слышал, бывают такие учителя), то это проблема не ребёнка. Если ребёнок получил «тройку», это совсем не значит, что он плох или что-то делает не так. Другой вариант: ребёнок действительно, как говорят дети, «подзабил» на учёбу. И в этом случае следует быть на стороне ребёнка, а не учителя, который выговаривает вам, что ваше чадо систематически не учит уроки. Поддерживать ребёнка — не означает всегда говорить, что он прав: за дело подбил глаз однокласснику, нагрубил учительнице и т.д. Это означает сохранять дома обстановку, в которой он чувствует себя уверенно, спокойно и может поделиться тем, что у него на душе. Может быть, у ребёнка с учительницей сложились непростые отношения. Может, он не понял что-то. Или влюбился, а потому ему последнюю неделю не до учёбы. Не бывает такого, что ребёнок «просто не хочет» учиться. Есть множество причин. Попробуйте примерить эту ситуацию на себя. Если мы, взрослые, плохо сделали работу, то всегда найдём тысячу причин, почему правы мы, а не начальник. Почему же с детьми поступаем не так? Ведь у них никого нет, кроме родителей. Они одиноки. Сделать жизнь ребёнка ещё тяжелее — странная функция родителей, не правда ли?
Смотрите также:
Что делать, если ребёнку не нравится учиться в школе?
Причины и признаки кризиса
Чаще всего неприятие школы вызывает буллинг. Ребёнок может быть наблюдателем конфликта, но получать при этом не меньшую моральную травму, чем жертва и буллеры.
О травле можно догадаться по психофизическим и поведенческим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди.
- Беспокойство, тревожность.
- Нарушенный сон, кошмары.
- Проблемы с аппетитом.
- Излишняя уступчивость и осторожность.
- Склонность к уединению.
- Нежелание идти в школу.
- Плохая успеваемость.
Давление может исходить не только от детей, но и от взрослых, со стороны учителей или администрации школы. Так было в истории хоумскулинга семьи Ярыш.
Читать целиком интервью с Ксенией Ярыш →«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».
Порой дети испытывают дискомфорт в стенах школы без какого-либо конфликта. Просто не вписываются в систему. В качестве иллюстрации — ещё одна история хоумскулинга.
Читать целиком историю хоумскулинга семьи Фукс →«Неофициальная, но самая важная причина, — моей разумной и покладистой девочке было плохо в школе. Мне это стало очевидным после записей в её Instagram: “Это вид из окна нашей тюрьмы”, “Ненавижу того, кто придумал школу” и прочее-прочее. Моей дочери нужна другая среда, другое отношение, минимум давления системы над личностью. Я её очень понимаю в этом и не хочу игнорировать её внутренний запрос».
<<Форма с консультацией>>
Алгоритм выхода из трудной ситуации
Предпринимайте шаги последовательно.
Шаг 1. Разговор с ребёнком
Заметив неладное, не спешите идти «разбираться» в школу. Сначала спокойно, деликатно побеседуйте с ребёнком. Старайтесь не повышать голос и не принимать чью-либо сторону — вам нужны факты, а не эмоции. Возможно, потребуется несколько заходов или даже помощь психолога, чтобы разговор получился откровенным. Проявите терпение — услышать позицию ребёнка очень важно.
Шаг 2. Разговор с учителем
Когда речь идёт о конфликте между детьми, необходимо убедиться, что педагог о нём знает, и выяснить, какие меры предпринимаются для примирения сторон. Если учитель в курсе сложившейся ситуации, но предпочитает её игнорировать, лучше сразу перейти к третьему шагу.
Чтобы разобраться в конфликте между учеником и учителем, с глазу на глаза переговорите с педагогом. Постарайтесь внимательно слушать, не перебивать и не оправдывать своего ребёнка (даже если он прав). Когда преподаватель выскажется, донесите до него позицию вашей семьи. Часто после таких мирных бесед проблема исчезает.
Шаг 3. Смена формы обучения
Если разговор с учителем не задался, можно попробовать договориться с директором о переводе ребёнка в параллельный класс или вовсе сменить школу. Но ни то ни другое не гарантирует, что конфликт не повторится.
Избавиться от школьных передряг можно, перейдя на семейное обуче
Правила воспитания счастливых детей от 6 великих учителей, которые открывали собственные школы
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Нелегко понять, как именно воспитывать детей, если все вокруг дают советы. Даже взгляды великих педагогов и психологов могут отличаться друг от друга. Но все-таки все альтернативные школы считают: если давать ребенку свободу и ценить его индивидуальность, он вырастет уверенным в себе и счастливым.
Вам не обязательно полностью придерживаться того или иного образовательного подхода. Мы в AdMe.ru собрали советы неравнодушных учителей и ученых. Они работали над системами воспитания, чтобы дети вырастали полноценными личностями, а семейные отношения были доверительными и крепкими.
1. Система Монтессори, создатель — Мария Монтессори
Монтессори — первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с больными детьми, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.
Взгляды Марии Монтессори:
- Ребенок заслуживает уважения, поэтому вежливые просьбы лучше приказного тона.
- Не смотрите на ребенка сверху вниз — старайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
- Сделайте малышу подходящие его росту и силам стул и стол, крючки для одежды, на которые он сам повесит свою куртку. В такой среде он будет счастлив.
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Если ребенка наказывать за любой проступок, он будет чувствовать вину за все и всех.
- Если вы поддерживаете вашего ребенка и не запрещаете ему выражать чувства, он вырастет уверенным в себе.
- Не запрещайте ребенку помогать вам с бытовыми делами.
- Лучше покупать игрушки не из пластика, а из натуральных материалов — кубики, модели мебели, посудку.
2. Реджио-педагогика, основоположник — Лорис Малагуцци
Итальянский психолог придумал красивую метафору: ребенок с рождения говорит «на 100 языках». То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами — через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти «языки» в повседневной жизни.
Основные идеи Малагуцци:
- Не бывает неправильного ответа — бывают разные точки зрения. Не говорите ребенку, что он неправ в каком-то вопросе. Расспросите, почему он так думает, и расскажите, как можно подумать еще.
- Перед тем как что-то объяснить, спросите у ребенка, что он уже об этом знает. Если вы будете рассказывать уже известные ему вещи, ребенок потеряет интерес и не будет слушать. Как и взрослый.
- Задавайте больше вопросов, требующих развернутого ответа. Так ребенок будет учиться размышлять и выражать свои мысли.
- Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Например, что он хочет надеть или какого цвета рюкзак ему купить.
3. Вальдорфская педагогика, основоположник — Рудольф Штайнер
Цель вальдорфских школ — вырастить уверенного в себе человека, привить любовь к труду и открыть в ребенке творческие способности. Там не ставят оценок и не проводят контрольных, но государственные экзамены дети сдают не хуже, чем ученики обычных школ.
Идеи Рудольфа Штайнера:
- Нет такой книги, которая научит родителей обращаться с детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому нужно видеть и принимать особенности каж
10 Советов, если ребенка обижают в школе, что делать
Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.
Оглавление:
Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе
Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?
- Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
- Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
- Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
- Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.
5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.
Возможно, вам будет интересно Главные причины суицида у подростков — Важно знать!
Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе
В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.
- Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
- Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
- Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.
В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.
- Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
- Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
- Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.
Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.
Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе
1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.
2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.
3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.
4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.
5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.
6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.
7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.
8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.
9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.
10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.
Заключение
В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.
Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.
Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
что делать, если вашего ребёнка бьют в школе
Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.
Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.
Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.
Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.
Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.
Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?
Крайний случай
Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.
Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.
Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.
Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.
Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.
После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.
Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.
Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.
Если ничто не работает
Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.
Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.
Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.
Каминский Пётр
В каждой школе есть беспомощный и бедно одетый ребенок, которого травят. Когда-то это была я
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В среднем каждый 3-й школьник подвергается травле со стороны сверстников, если верить официальной статистике. При этом огромное количество случаев буллинга остается вне поля зрения властей. Часто даже родители не подозревают, что у ребенка проблемы. Хуже того, ругают за плохие оценки и прогулы, даже не догадываясь о настоящей причине изменившегося поведения.
Сегодня я поделюсь с AdMe.ru собственным опытом и расскажу, с чем сталкивается ребенок, которого травят в классе, и как это влияет на его жизнь в дальнейшем.
Все началось, когда я пошла в 5-й класс в новую школу
Я после окончания 3-го класса — ровно за 3 месяца до встречи с новыми «друзьями».
Точкой отсчета стал социальный опрос в новом классе: у кого двое родителей, а у кого — один. Я заранее подошла к классному руководителю и попросила не акцентировать на мне внимание. Она согласилась, а во время опроса отчетливо спросила: «Кто живет с опекунами?» Все молчали, и я тоже. Она подошла ко мне и сказала: «Почему ты не поднимаешь руку, ведь живешь с тетей?» — разумеется, раздался дружный детский смех. Несколько недель на меня показывали пальцем и громко обсуждали, что у меня нет родителей. К счастью, никто не знал, что мой отец погиб, а мать в силу обстоятельств вынуждена была отказаться от меня, иначе обсуждали бы и это.
Это было чертовски обидно. Даже спустя много лет, когда я училась в университете, все равно каждый раз вздрагивала, когда кто-то из социальной службы публично говорил о моем статусе. Хотя, конечно, никто над этим больше не смеялся.
В школе ситуацию осложняло еще и то, что я всегда была отличницей и поднимала руку каждый раз, даже когда учитель задавал риторические вопросы. Конечно, к длинному списку обидных прозвищ добавилось еще одно — Ботанка. В университете, кстати, любовь делать все раньше всех и лучше всех тоже не сыграла мне на руку: среди одногруппников друзей у меня не нашлось.
Как защитить ребенка от травли в школе — Психология
Такое явление, как буллинг (от англ. bullying — «травля»), выросло до невероятных размеров. Что делать, если ваш ребенок стал жертвой издевательств в школе? Советами поделилась кандидат медицинских наук, психотерапевт Юлия Ковальчук
Ульяна Калашникова2 декабря 2019 13:04
Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?
Фото: Unsplash.com
Откуда берется буллинг
Не секрет, что у каждого ребенка есть свой психотип, который формируется из генетической предрасположенности и воспитания в семье и обществе. В некоторых семьях родители взаимодействуют со своими детьми с позиции силы, никто ничего не объясняет, родители способны общаться только на повышенных тонах. Поэтому ребенок в этой семье выживает, и у него вырабатывается стойкое понятие, что побеждает только тот, у кого есть сила. Отсюда желание поиздеваться над более слабым. Чаще всего школьники, которые подвергаются буллингу, — это дети, которые не умеют давать отпор. Это не особенно разговорчивые, запуганные, порой самими родителями, дети. Ребенка нужно научить давать отпор, защищать себя, уметь отстаивать свою точку зрения как морально, так и физически. Если родители не могут его этому научить, то нужно обратиться к специалистам.
Как понять, что над ребенком издеваются
Скорее всего, вы увидите такие проявления, как закрытость, смена настроения, заикание, явное нежелание идти в школу. Он начнет искать способ избежать посещения уроков. На ребенке периодически могут появляться ссадины, синяки или царапины. Любые изменения в поведении школьника должны насторожить родителей. С ребенком обязательно нужно поговорить и выяснить истинную причину смены его поведения.
Что делать, если ребенка травят
Ни в коем случае нельзя паниковать. Нужно с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и попробовать выяснить у ребенка, как ему могут помочь родители. Затем нужно обязательно согласовать с ребенком дальнейшие свои действия. К сожалению, родители часто считают, что лучше знают, как поступить, при этом делают опрометчивые поступки, сильно влияющие на психику ребенка и только усугубляющие его нелегкое положение в школе. Необходимо поговорить и с классным руководителем, чтобы понять его реакцию на происходящее. Если в школе есть психолог, то и его желательно поставить в известность, чтобы он мог провести работу со всеми участниками данной ситуации. В школе должны понимать, что родители держат под контролем все, что происходит с их ребенком. Если же классный руководитель считает, что это не проблема школы, родители должны проконсультироваться по телефону службы доверия и с юристами, которые там работают. Они смогут расписать алгоритм юридически правильных действий. И возможно, одним из шагов в этом алгоритме станет обращение в полицию. Все будет зависеть от сложности ситуации.
Кто может помочь жертве буллинга
Школьник может сам позвонить в городскую службу доверия, где работают профессионалы, которые помогут справиться со сложившейся ситуацией, чувствами и, возможно, с депрессивным или суицидальным состоянием. Скорее всего, специалист из службы попытается связаться с психологами и школой, чтобы выяснить полную картину происходящего. И затем проконтролирует, какие в школе были предприняты меры для устранения буллинга.