Неформал Википедия
Неформалы — социальная группа;общее название для представителей различных групп и их субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
В разговорной речи применяют и сокращённые формы — «нефоры», «ниферы» и прочее.
История[ | ]
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 1970-х до начала 1990-х годов явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура.
Другой характерной особенностью современной молодёжной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьей характерной особенностью молодёжной субкультуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто — экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций [1].
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жёсткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 года распалось, уступив место нарастающим неформалам.
В начале 1990-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты,
Неформалы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных групп и их субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
В разговорной речи применяют и сокращённые формы — «нефоры», «ниферы» и прочее.
История
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 1970-х до начала 1990-х годов явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жёсткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 года распалось, уступив место нарастающим неформалам.
В начале 1990-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и так далее) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая» власть.
В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму[источник не указан 2098 дней].
Неформальные субкультуры в СССР
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:
Образ жизни
Характерными элементами которого являлись:
- сейшены (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
См. также
Литература
- Здравомыслова Е. А. Социология общественных движений — становление нового исследовательского направления // Социология в России. — М., 1998. — С.545-568.
- Анастасия Козлова Неформал — кто он? // Вестник, Сургут, № 21, 22.5.1998)
- Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Игорь Пономарёв. Неформалы на Невском // «Нева». — 2004. — № 3
- Тарасов А. Н.. О молодёжи — в жанре доноса А. А. Кутьина, Г. А. Лукс, А. А. Матвеева. Неформальные объединения молодёжи на рубеже тысячелетий. Под общей редакцией Г. А. Лукс, О. Б. Фурсова. — Самара: Издательство «Самарский университет». — 2002. — (104 с., 17 илл.). // «Свободная мысль-XXI». — 2003. — № 3.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Борис Фетисов Тусовки // OCJ № 11. Январь 1999 г.
Ссылки
Примечания
Неформалы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
В разговорной речи применяют и сокращённые формы — «нефоры», «ниферы» и прочее.
История
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 1970-х до начала 1990-х годов явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жёсткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 года распалось, уступив место нарастающим неформалам.
В начале 1990-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и так далее) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая» власть.
В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму[источник не указан 1751 день].
Неформальные субкультуры в СССР
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:
Образ жизни
Характерными элементами которого являлись:
- сейшены (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
См. также
Литература
- Здравомыслова Е. А. Социология общественных движений — становление нового исследовательского направления // Социология в России. — М., 1998. — С.545-568.
- Анастасия Козлова Неформал — кто он? // Вестник, Сургут, № 21, 22.5.1998)
- Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Игорь Пономарёв. Неформалы на Невском // «Нева». — 2004. — № 3
- Тарасов А. Н.. О молодёжи — в жанре доноса А. А. Кутьина, Г. А. Лукс, А. А. Матвеева. Неформальные объединения молодёжи на рубеже тысячелетий. Под общей редакцией Г. А. Лукс, О. Б. Фурсова. — Самара: Издательство «Самарский университет». — 2002. — (104 с., 17 илл.). // «Свободная мысль-XXI». — 2003. — № 3.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Борис Фетисов Тусовки // OCJ № 11. Январь 1999 г.
Ссылки
Примечания
Что мы знаем о неформалах? (фото) |
Представления о неформалах, как правило, ограничиваются тем, что входят в них «трудные» подростки или «запрещенная» молодежь. Но даже в русской и советской классике упоминаются неформальные объединения. Например, группы скоморохов на Руси — неформалы.
Анекдот про неформалов
На военных сборах в окопе сидят Панк и Хиппи. Офицер даёт им гранату.
Хиппи: — Нет, нет! Там же люди!
Панк: — Давай, давай! Там же люди.
А тургеневские нигилисты? Разве это не тип обособленной от общества группы молодых людей? Наконец, и ребята, вызвавшиеся помогать престарелым людям без чьего-либо указания, тоже попадают в разряд неформалов. Как не вспомнить Тимура и его команду из произведения Гайдара!
Анекдот про неформалов
Металлист: «Почему говорят, что металлисты ограниченные? Я ведь слушаю не только trash, но и doom, и death, и black metal…»
Основная часть неформальных объединений развивается на позитивной основе. Сюда примыкают группы энтузиастов, самостоятельно занимающиеся общественно полезными делами. У одних возник интерес к охране общественного порядка и социальной справедливости. Другие встают на защиту памятников истории от разрушения. Третьи восстанавливают уже разрушенное, четвертые организуют патрули охраны природы, пятые — группы милосердия, помогающие одиноким и больным.
Полезные выражения на английском языке
The club attracts punk rockers and others of that ilk — Этот клуб привлекает панк-рокеров и им подобных.
Одни выбрали антиобщественную дорогу (достаточно вспомнить членов неформальных националистических объединений), другие стараются навязать обществу свои условия и позиции. Или панки, своим несуразным вызывающим видом старающиеся убедить окружающих, что не все люди одинаковы.
В поле зрения неформалов, как правило, попадают социальные проблемы. Правда, одни стараются их решать, другие же предпочитают занять выжидательную позицию и оставаться в стороне.
Полезные выражения на английском языке
The music has to swing — Эта музыка должна «качать».
Еще не начав жить, не столкнувшись с реальными трудностями, многие молодые люди презирают стремление к овладению делом, профессионализму, желание выразить себя в труде. С помощью старших они уже имеют все или почти все, получают от родителей деньги на развлечения. Любят также поиздеваться над другими. Ибо это якобы способствует возвышению в собственных глазах. Нетрудно сделать вывод, что равнодушие таких неформалов порой переходит в цинизм, в жестокость по отношению к старшим, слабым, больным. Чувство справедливости у них не простирается дальше самих себя.
Полезные выражения на английском языке
We are all unique human beings, fashioned by life experiences — Мы все — уникальные человеческие существа, вылепленные жизненным опытом.
Второй фактор. В последние годы у молодежи обострялось чувство несправедливости, ущемленности, обособленности от других членов общества. Юноши и девушки, старавшиеся проявить себя на каком-нибудь поприще, часто слышали в свой адрес унизительное «молоко на губах не обсохло», «молод еще советы давать» и другие несправедливые упреки со стороны старших. Даже права и гарантии, дарованные Конституцией всему обществу, применительно к молодежи не всегда соблюдались.
Анекдот о неформалах
Надпись на спине у байкера: «Если ты сейчас это читаешь, значит, моя девушка упала где-то по дороге».
Социологические исследования показывают, что еще в недавние времена молодежь очень редко привлекалась к управлению делами в государстве, по месту жительства, на предприятии. И сегодня еще среди молодых много таких, кто недоволен распределением должностей, заработков, социальных благ, кто не верит в возможность быстрого профессионального роста.
Факты политизации и ущемленности привели к тому, что многие представители поколения, «оставляющего гарниры на тарелках», сами старались найти выход, освободиться от постоянной опеки взрослых. Поэтому и появились многие неформальные группы и объединения.
Но, все же, надо помнить, что есть два слова «неформал» и «неформат» и второе затрагивает, скорее, интеллектуальную составляющую. Неформалы, неформалы — вашей братии немало, но есть разница сто крат: «неформал» и «неформат».
***
Больше интересного…
Summary
Article Name
Что мы знаем о неформалах? (фото)
Description
Интересная история неформалов, фото, образ жизни
О современных неформалах
Внемли, хипстер. От поколения отцов обращаюсь к тебе.Мы, неформальная молодежь 90-х, были тебе предтечи. Мы – первое свободное поколение в новой России. Первое и последнее. Ибо ты, хипстер, фуфло, а не поколение. И сейчас я объясню, почему.
Вот, к примеру, был у нас журнал. Назывался *Забриски Rider*. Ты хоть понимаешь, причем тут Забриски и откуда взялся Rider? Да нихрена ты не понимаешь… Но это был журнал! Настоящий, бумажный. Там печатались такие материалы, как сейчас говорят, *в интернете не найдешь*. А тогда и интернета не было, прикинь?
У нас было радио. Представь себе: в FM-диапазоне передавали хорошую музыку. Радио *Ракурс*, например; чуть позже *Милицейская волна* (да, мы тоже угорали над названием). Но это радиостанции, которые можно было найти в эфире, покрутив ручку приемника. Когда ты в последний раз крутил ручку хотя бы от чего-нибудь?
Были женщины. Настоящие, живые, без депиляции. Были нежные девушки с фенечками. Были матерые тетки, которые хлебали портвейн из горла. Были боевые подруги, с которыми мы таскались повсюду и доверяли им, как самим себе. А ты доверяешь своей подружке, хипстер? У тебя подружка-то есть?
Герои, у нас были герои! И это не только Гребенщиков, но и такие реально подпольные ребята, как Александр Непомнящий или Веня Д’ркин. И еще *есть тут один парень, он поет голосом Егора натурально, ща включу мафон, я записал, когда мы сидели на кухне*. И нам не нужно было уточнять, какого Егора.
Ты вообще в курсе, что такое настоящая контркультура, хипстер?
Контркультура – это когда ты знаешь, что сдохнешь и о тебе никто не узнает. Все прочее это фуфло. Ты хоть что-нибудь подобное чувствовал в своей жизни, хипстер? Ты хотя бы видел людей, которые так чувствовали, так жили? Кого ты вообще видел, хипстер, кроме пусей-райт и художника-павленского?
А мы видели настоящих людей. Мы сами были такими, и это лучшее, что может случиться в молодости.
У нас была преемственность. Мы с обожанием глядели на олдовый пипл из 70-х и 80-х. Они называли нас *пионерами* и бухтели на нас по-стариковски – точно так же, как я сейчас на тебя. Но при этом мы с ними были одной крови, мы чувствовали живую связь. И это было дорогое чувство.
Мы все были заодно: хиппи, панки, толкинисты. Это было общее братство неформалов.
Плохое было тоже. Гопники лютые. Менты оборзевшие. Это сейчас ты, хипстер, любому в нос сунешь айфончик с визгом *я все снимаю, на ютуб потом выложу*. Тогда было малость иначе.
Ты пойми, хипстер, в наше время пипл запросто огребал люлей за внешний вид. За прическу, за джинсы-клеш, за пацифик, за серьгу в ухе. Просто за выражение лица. Теперь пойди, посмотри на себя в зеркало, подумай: как долго ты бы смог выжить на улицах 90-х.
А мы жили на улицах. Literally. У нас не было Жан-Жака, у нас был Эгладор и Арбат. Да и то, Арбат считался попсой. В лучшем случае – подвалы, вроде клуба Форпост, где надо было еще аскнуть бабла на билет или хотя бы надыбать флаер.
Да, нас тоже не устраивала окружающая реальность. Мы даже, смешно сказать, ругали Эту Страну – совсем как ты теперь. Только, в отличие от тебя, мы реально жили в Этой Стране, среди Этих Людей. Мы не отделяли себя от них, да и не могли бы отделить при всем желании. У нас было общее пространство кармы: одни и те же улицы, одни и те же подъезды. У нас была общая реальность, и реальность эта была жесткая. Но нам и в голову не приходило капризничать и чего-то требовать. Да, у нас было ощущение, что мы *другие*. Но у нас не было этих мажорских понтов, что мы *лучше*. И если многие из нас мечтали *свалить*, то это потому, что нам казалось: *там* совсем другая жизнь, можно сидеть на солнышке, играть рок-н-ролл и не получать по голове. Вот это было важно. Именно это, а не *честные выборы*, *уровень жизни* и *большие карьерные возможности*.
Мы боролись с этой реальностью, как умели. Точнее, мы оборонялись от нее.
Мы курили траву из Казахстана. Мы жрали грибы из Карелии. Мы тырили димедрол из бабушкиной аптечки. ЛСД считался шиком. Вся наша жизнь стоила дешевле, чем одна доза кокаина, которым ты ужираешься в сытую эпоху стабильности.
Лучших из нас сгубил героин. Средних добила водка. Остались те, кто остались: подстриглись, замаскировались, растворились. Ведут мемуары за чашечкой кофе своим детям о вчерашнем дне, а ты без гугла и не сможешь считать, откуда эта цитата, хотя это почти так же попсово, как Арбат.
Но главное, хипстер. Самое главное!
Нас совершенно не интересовала политика. Нас совершенно не интересовали деньги. Нас совершенно не интересовала карьера. Нас совершенно не интересовал социальный престиж. Нам нужна была только Свобода.
И да, мы с трудом помнили отчество у тирана. А всех прочих мы не знали даже по фамилии.
А теперь подумай, сколько имен и фамилий знаешь ты, хипстер. Сколько политиков, общественных деятелей, журналистов и блогеров засирают твой мозг ежедневно. Сколько болтовни ты пропускаешь через себя, искренне полагая, что это важно и нужно.
При этом ты балаболишь про Свободу, оскорбляя тем самым все что было дорого нам. Но жизнь твоя похожа на настоящую Свободу не больше, чем твоя стильная прическа сейчас на наши грязные патлы тогда. И пусть мы давно состригли наш хайр, и пусть хайратники наши истлели в прошлом, и пусть сегодня мы такие же цивильные, как ты, пусть сидим в одной и той же фейсбученьке с одними и теми же айфончиками, но нет, мы с тобой не одной крови.
Вот поэтому мы смотрим на тебя, хипстер, как на говно.
Мы были крутые. А ты – нет.
Неформал — это… Что такое Неформал?
Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980-х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально, слово «неформал» носило ярко выраженную негативную, презрительную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
История термина
Хиппи
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. Наиболее массовым и заметным молодежным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века в явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом» (КЛФ — клубы любителей фантастики), рокеров, деятелей и поклонников неофициального искусства.
Вызывающий внешний вид и происхождение преимущественно из семей интеллигенции вызывало жесткое неприятие у представителей специфической субкультуры рабочих кварталов — так называемых «качков» или «гопников». «Неформалы» и гопники относились друг к другу крайне враждебно, что часто выливалось в стычки и драки.
В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металисты, готы, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение.
В настоящее время, термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму. В разговорной речи применяют и сокращенные формы — «нефоры», «ниферы» и т. д.
Образ жизни
Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни, характерными элементами которого являлись:
- сейшены (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
Неформальные субкультуры в СССР
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространённые в СССР молодёжные субкультуры:
См. также
Стоит отметить некоторую схожесть образа жизни неформалов с древними философами кинической школы подробнее можно посмотреть здесь
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Потерянное поколение, или сказ о неформалах
Продолжаю цикл рассказов о «неправославной России», рассказов страшных, неприятных, негламурных, несказочных. Не озаренных светом Церкви и Бога. Однако, все мы под Богом ходим, все — дети Божьи.
Я принадлежу к тому поколению, которое хватануло свободы, как спирта, целым полным глотком, и с непривычки подавилось. Я принадлежу к тому поколению, которое с головой окунулось во все новое, только появляющееся в России — будь то рок-музыка, или мистические учения, экстрасенсорика и свобода вероисповедания, движения хиппи и панков, рэп, хип-хоп, сексуальная революция.
Открылись в нашей культуре все двери, все окна, и в них — кроме хорошего, стали проникать и тлетворные веяния. Как мудро сказано — «кто не революционер в молодости — у того нет сердца, кто не консерватор в старости, у того нет мозгов». Это поколение отвергло идеалы своих родителей и учителей, и обычно в ответ родители и учителя не понимают и не принимают категорически их идеалов и устремлений, в лучшем случае — считая прихотью. Я принадлежала к так называемому движению » неформалов», в которое тогда входили все — начиная от рокеров и заканчивая панками, от безобидных девушек-хиппи до парней-ролевиков.
Мое увлечение было довольно безобидным, прекрасно сочетаясь с воцерковленностью, но у меня были многочисленные знакомые, которые весь спектр радуги в себя вобрали — от сатанистов до буддистов, от стриптизеров до проституток. Сейчас я могу уже достаточно трезво дать оценки этому движению, и процессам, происходящим с нашей молодежью — процессам, которые в неизменном виде происходят в ней сейчас. Мне очень страшно, когда я смотрю на этих девушек и юношей глазами православного человека. Я реально понимаю, что ОНИ никогда меня не поймут, если Бог их не направит в те же ворота, через которые вошла я.
Мне становится очевидно, что миром неформального движения в нашей стране управляют злые силы. Как бы ни был хорош человек, пришедший в эту среду, в ней его пытаются сделать одержимым. Люди, которые хватанули этой «свободы», становятся асоциальны. Не в том смысле, о котором сказал Христос — » мир будет гнать и вас и ненавидеть», а асоциальны со знаком минус, как преступники.
Мораль, которая активно существует в неформальной среде, говорит «законный брак — это глупо, продвижение по социальной лестнице — ни к чему, человеку надо развиваться духовно, а работа, дети, родители в этом мешают, слушать родителей — глупо, традиционно верить в Бога — глупо, надо искать «особый путь»».
Мир неформального общества — это мир алкоголя и наркотиков, чаще легких, но все же… Это мир музыки, вызывающей особое трансовое состояние — будь то металл-рок, или транс, или этнические барабаны. Это мир «альтернативных» отношений — среди неформалов много лесби, бисексуалов, многие неформалы против законных браков. Это мораль общества, которое направлено не только против «огламуривания» нашего общества, но и против его «очеловечивания». Образцы для современных неформалов- это Индия, Африка, Южная Америка и Гаити, Полинезия. Культура языческая, нехристианская, культура отсталых народов. Модификация тела и мода на индусские одежды и украшения, демонстративное нежелание выглядеть так, «как все».
Начнем с «безобидных» хиппи. Движение хиппи в 90-е годы в России расцветало буйным цветом. В основном внешне ограничивалось вышитыми джинсами в булавках, ушками с пирсингом, косичками, «хайратниками» и бисерными браслетами — «феньками» на руках. На самом деле там царили полная сексуальная свобода, девиации, свальный грех и лесбиянство, оккультизм вплоть до сатанизма, индуизм и буддизм в его западном понимании, алкоголь и наркотики, начиная с легких, аборты и внебрачные дети, плюс идеология «против общества» — то есть не работать на общество в любом виде. Иждивенчество и добровольный отказ от благ сытой жизни. Голод и нищета. Проституция и воровство. Я знаю, о чем говорю! У меня половина подруг была хиппушками!
Рокеры, байкеры, металлисты и панки. Начинаясь как движение молодежи, любящей определенный стиль в музыке, это превратилось в настоящую идеологию. Это движение страдает всеми недостатками неформальных движений. Заигрывание с темными силами, асоциальное поведение, часто агрессивное. Нет, я сама люблю рок и слушаю хеви-метал. Но я реально понимаю, что «Ария» популярна среди сатанистов, из-за явно инфернальных песен, что готик-металл и дет-металл, блек-метал, а также хардкор — это прямое заигрывание с темными силами. Представители рок-музыкантов делают татуировки часто с демонической символикой. Да, часто они не осознают, с чем заигрывают, и кому служат. Но это не снимает с них ответственности. Плоды этих занятий — повышение агрессии, антисоциальное поведение рост самоубийств, алкоголизм, наркомания. Среди «нас» — бывших неформалов — ходит шутка про фестиваль «рок против наркотиков» — «пчелы против меда».
Была большая группа молодежи, которая не относила себя к какому-то движению, просто назвали себя «неформалами». Это молодежь, обычно студенты, часто лица художественных или свободных профессий, к ним относились и мы с братом. Такие люди часто посещают «тусовки» всех других специализированных групп неформалов — игры ролевиков, концерты альтернативных музыкантов, общества хиппи и панков, приходят на «квартирники», активно общаются со «своими». Мы до сих пор говорим про тех, кто выглядит не так, как все — «наш человек». Это человек с вывернутыми мозгами.
Показать то, что ты принадлежишь к «своим» можно по-разному. Это и какая-то обувь или деталь одежды, и самодельные аксессуары, пирсинг. Но даже если человек одет в костюм и вынул серьги из ушей, отстриг «хайр» — все равно его можно узнать по глазам, по поведению. «Рыбак рыбака видит издалека». Собственно, вся молодежная мода возникла как подражание этой неформальной моде. В 90-е годы были девочки, «цивилики», которые не принимали идеологию, но пытались внешне показать принадлежность к неформалам. Сейчас вся модная молодежь — такие вот мимикрирующие. Модно быть » не как все», ярко выглядящая девочка хочет привлечь к себе внимание мальчиков, часто таким вот способом.
Особо стоят новоязычники. Это надо же так извратить любовь к родной стране, к ее истории и традициям! Я знакома лично с родноверами, знаю, о чем пишу. Большинство из них — это бывшие буддисты-индуисты, внезапно вдруг воспылавшие любовью к родине. Часто буддийские и околобуддийские верования нормально соседствуют в них с языческими представлениями. Подавляющее большинство из них — практикующие экстрасенсы, колдуны, ведьмы, люди с имеющимися оккультными способностями. Мне очевидно, чем попахивает от пытающихся возродиться неоязыческих культов. Серой от всего этого попахивает.
Люди, которые попадают в неформальные движения, часто ищут чего-то нового, лучшего, более правдивого, чем наше обычное общество. Ищут единомышленников, друзей, тех, кто примет их такими, каковы они есть. Получают они — справки из психдиспансера, попытки суицида, алкоголизм и наркоманию, неудавшуюся судьбу, неудачные браки, незаконных детей, хроническую леность и патологические поведенческие реакции, следы на теле и душе на всю жизнь, неспособность работать и нежелание как-либо добывать свой хлеб насущный. Многие из них тунеядцы, многие становятся авантюристами, мошенниками, преступниками. Идеи легкой наживы, возможности не работать но получать деньги, витают в этой среде.
В другом варианте — отказ от всех человеческих благ, такая «извращенная аскеза». Среди мужчин очень распространено. Эта идеология заставляет взрослых непьющих мужиков не заводить жен и детей, не работать или работать на самой простой малооплачиваемой работе (вахтер, сторож), не следить за собой.
Отличительная черта неформалов — склонность путешествовать. Часто дешево или бесплатно. «Дикий» туризм, волонтерские организации, автостопщики — это все люди из неформального движения.
Среди неформалов попытки суицида имеет почти каждый первый. Много пить и курить принято, и только физические недомогания останавливают от этого. Легкие наркотики считаются чем-то нормальным, крайне распространены. В сочетании с алкоголем они вызывают психические расстройства и неврозы, девиации поведения. Все неформалы имеют проблемы с родственниками, особенно с родителями.
Если же человек незлобив по характеру, не любит алкоголь и не курит, злые силы изобретают новые способы испортить его душу и судьбу, привести к смерти. Например, толкнуть на занятия оккультизмом, которое неминуемо разрушает психику. Или увести в мир сказки, параллельный нашей реальности, в мир, где ты живешь так, как хочешь, а не так, как тебя заставляют обстоятельства. В лучше случае такой человек становится фантазером, обломовым, которые лежит на диване и мечтает. В худшем — начинает носить плащ из занавески и бегать в нем по лесам с криком «я — Феанор». Смейтесь над ними, над ролевиками, у меня немало таких знакомых — ролевиков. Если это у них не проходит с возрастом, то жизнь у них в основном жалкая. Потому что на самом деле они живут — там. Здесь — только бледная копия, лишенная жизни и энергии.
Отдельной статьей стоят готы, раньше таких не было, они были, как правило, сатанистами. Смешно, но в основном сатанисты не верят в Бога. Среди них практикуются оккультные штуки, а также акты жестокости по отношении к животным. Часто, как бы готы не говорили про свою «пушистость» и невинность идеологии, готское движение смешивается с сатанистским. Готская идеология — «поклонение смерти и увяданию, черный цвет, бледное лицо, отказ от радости, отказ от размножения, стремление к оккультизму, поклонение демонам и всему потустороннему». Сатанинское движение: «поклонение смерти и увяданию, отказ от размножения, черный цвет, занятия оккультизмом, поклонение демонам и всему потустороннему». Близнецы-братья, не правда ли? Неудивительно, ведь мы знаем, кто их породил. Пишу так уверенно, потому что знаю немало готов и сатанистов, в том числе бывших.
Движение «Эмо». Казалось бы, полностью огламуренные безобидные детки, вечно плачущие. Что стоит за черно-розовыми носками? Немногие знают, что мальчики, ведущие себя как девочки — это не единственная и не главная статья идеологии эмо. Главное — они действительно не делают разницы между женщинами и мужчинами. У них практикуются гомосексуальные отношения и групповой секс, где мальчики исполняют сразу несколько ролей. Девочки эмо — часто лесбянки или бисексуалки. Другие их черты — истеричность, нервные срывы, апатия и уныние, психиатрические расстройства и суициды. Нередки и оккультные заигрывания.
Многочисленные железные штуки, торчащие из лица и ушей — это стремление не выглядеть обычным человеком. Как образец — варварские украшения отсталых народов. Часто в таком человеке встречаются признаки одержимости — например, некоторые люди прямо говорят — «хочу перестать выглядеть человеком, хочу быть похожим на инопланетянина». Это следует отличать от просто дани моды — когда девица, например, делают пирсинг носа, потому что » у меня подруги все давно прокололи». Такие «гламурные» пирсинги можно легко отличить от «идеологических» по золоту и драгоценным камням, маленьким размерам. «Идеологические» пирсинги — из серебра или металла, часто уродливой формы, с характерной символикой, иногда очень заметные.
Новые появившиеся направления — «альтернативная музыка». Чаще всего — заигрывания с индуизмом, шаманизмом и буддизмом, не в виде традиционных консервативных религий, а в их современном поверхностном понимании. Практикуются трансовые ритмы, для раскрытия творческих способностей — магические практики, наркомания и алкоголь. Внешний вид — просто «модный». Начиная от гоа-штанишек, заканчивая приличными костюмами и шляпами.Выдают только метки, которые все неформалы стараются на себя наложить- как объявления «я свой» — метки, которые невозможно скрыть, спрятать. Это пирсинг, татуировки, часто прически — например, дреды, афрокосы, длинные волосы, характерные стрижки, «ирокезы», пробритые виски.
Самый «экзотический» вид неформалов — «фрики», раньше эту нишу занимали панки. Фрик — это урод по — английски, так же как «панк»- дерьмо, мусор. Фрикушки — девочки, одетые как клоуны, нечеловеческого цвета волосы, часто странные прически, не менее странное поведение. Подчеркнуто демонстративное асоциальное поведение. Правда, незлобные.
Вариант, пожалуй, самый «безобидный». Экстремалы. В основном — спортсмены и танцоры. Хоть и рискуют физически, но зато наименее подвержены тлетворному влиянию, потому что спортсмены и обычно не вдаются в философские бредни.
Крайние варианты неформалов, часто неформалами вообще не считающеся — это неофашисты и скинхеды, «скины». Других неформалов они бьют. Крайне опасны и агрессивны. Не факт, что они ходят лысыми — у нас это необязательно, особенно для женщин. Асоциальны.
Особый вариант неформалов — которые тоже не считаются неформалами, хотя неформалов в их среде более чем…. Ролевики и реконструкторы. Последние для страны полезны, так как занимаются изучением истории, прикладными ремеслами и рукоделиями, патриотическим воспитанием молодежи. Правда, часто в их среде процветает неоязычество.
Итак, девочка-неформалка. Плюсы. Обычно образованы, начитаны, интеллектуальны. Имеет много друзей и хобби. К гламуру не стремятся, редко будет изводить родителей просьбой «купить ей норковую шубу и машину». Золото не носят принципиально (черта ВСЕХ неформалов, объяснить просто — золото аккумулирует магическую негативную энергию, по словам экстрасенсов). Часто имеет легкий неконфликтный характер, черта характера — «пофигизм». Обычно хорошо танцуют, занимаются творчеством.
Обратная сторона — ребенка не будет дома. Неформалы — уличные дети. В этой среде развиты половые извращения и ранние половые отношения. Домашней работе будет уделять мало внимания, также как и учебе. Родителей слушаться не будет. Неамбициозны, часто не хотят строить карьеры, развиваться в обществе. Могут уйти из дома. Склонны к авантюрам (экстремалы, автостопщики). Наверняка — попытки суицида, депрессии, истерики. Имеют совершенно испорченный вкус в одежде, часто не могут заставить себя выглядеть обычно, постоянно стремятся сделать что-нибудь с собой «этакое», приводя маму в ужас своей стрижкой. Татуировки и пирсинг обычно остаются на всю жизнь. Часто ведет себя демонстративно, обычные молодые люди таких девиц побаиваются. Большинство «переболевает» неформальством, становятся нормальными членами общества, женами и матерями.
Какое же проклятье лежит на России, что талантливая молодежь, полная энергии изменить этот мир, сделать его лучше, полная желания найти друзей и любовь, креативно мыслящая, восторженная, чаще всего позитивно настроенная к людям, начинает избегать всего, что ведет их к благу, и избирать такие сомнительные пути, кривые дорожки, ведущие их к погибели? Причем, так было еще с XIX века. Вспомните — самые лучше, самые честные, самые сознательные, самые творческие — шли в революционеры. А косное общество, косная закрывшаяся в себе религия, не пошли к этим заблудшим овцам, а жестоко извергло их из себя, предоставило их упасать Небесному Отцу. К чему это все привело? К революции и всех ее ужасным последствиям (мое частное мнение).
Не повторяется ли это и теперь? Радует то, что сейчас наша православная церковь все же занимается этими молодежными движениями, приходит к ним с миссионерским словом и поддержкой. Некоторых, правда, Промысел Божий, все же сам собой подвигает на правильный путь и возвращает в ограду Церкви . За мной, например, Верховный Пастырь несколько раз возвращался, извлекая меня то из болота, то с края пропасти. Как много я знаю историй, когда казалось бы, совершенно погибший человек становился нормальным христианином и членом общества! Мои друзья — раскаявшиеся сатанисты и язычники, буддисты, маги, живое свидетельство Промысла Божьего — свидетельство того, что Бог не оставляет нашу молодежь. Но как же мало их — спасенных! Как много погибших безвозвратно!
Когда увидите в церкви девочку с «готическим» макияжем, в модных черно-розовых носках, или с модной неформальной стрижкой, с пирсингом в лице — помолитесь за нее, не осуждайте. Бойтесь оттолкнуть от церкви, бойтесь, чтобы они, эти потерянные дети, не подумали обо всех христианах, как об остальном злом мире, который не принимает их, отторгает. В вашем дворе, если увидите мальчика с длинными крашенными в черное волосами, в кожаной черной куртке с заклепками и с продырявленным ушами — подумайте, что это такой же человек, как и вы, и вы не лучше его только потому, что одеваетесь и выглядите не так. Не пяльтесь на улице на юношей с огромными дырами в ушах — «тоннелями», тем более, не осуждайте их вслух. Подумайте — он «тоннели» вынет, и они зарастут, а вот вы со своим осуждением останетесь навеки.
Когда увидите на улице стайку девчонок в черно-белых кедах и ярких гетрах — подумайте, а почему они не хотят подражать внешне вам, христианкам? Может быть, мы как-то не так себя ведем, как-то не так выглядим? Православные не выглядят ни единой массой, ни единой сектой, ни единым движением. У нас по большей части нет какого-то единообразия, мы не выглядим для этих волчат стаей, где можно укрыться от врагов, которой хочется подражать, где хочется занять место, к которой можно присоединиться.
На этот вопрос у меня пока нет ответа.
Объективная реальность — среди неформалов находится большая часть творческих людей. Это — кузница культуры будущего. Влияние их на молодежную культуру общества огромно, именно они, как правило, определяют путь, по которому пойдет философская и творческая мысль будущего, они определят «лицо» нашей культуры, когда вырастут. Многие из них оставят свои увлечения и станут людьми разных профессий, но сохранив иной взгляд на жизнь, сохранив элементы философии, демонстративность поведения, независимость мышления, «внутреннюю свободу».
Я не считаю неформальное движение чем-то отрицательным. Я думаю, это «запас прочности » нашего народа. То, что не дает обществу засохнуть , самозаконсервироваться, то, что не потерпит навязывание чужой воли, несвободы и неправоты, то, что может в случае чего стать основой спасения нашего общества. Такие полусекты — полувоенные организации — это идеальная база для вырастания на их почве как революционных движений, так и движений независимости, а также островки спасения в случае реальной катастрофы или опасного военного положения в России, вторжения неприятеля.