Тренинговое занятие для младших школьников
Психологическое тренинговое занятие для младших школьников
Тема «Я и Мой класс»
Цель:
Сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Возраст: учащиеся 1 – 5 классов
Состав участников: 10 – 12 человек.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.
Режим работы: 40 минут
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Структура тренинга:
Приветствие
Цель, задачи
Разминка
Основная часть
Рефлексия
Орг. конец
Ход тренингового занятия:
Разминка – погружение
Упражнение «»Фотография нашего класса
Упражнение «Если птичка, то какая»
Упражнение «Счёт до десяти»
Упражнение «Горячий стул»
Упражнение «Моя проблема в общении»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Орг.конец.
Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.
Ход занятия
1. Приветствие (2 мин).
Цель: Установление контакта с детьми.
Педагог-психолог представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девочку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на листе. Все остальные члены группы — и я тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.
Педагог-психолог представляется и говорит о правилах групповой работы.
Правила работы в группе.
Время: 2 минуты.
Ресурсы: интерактивная доска с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.
2. Разминка – погружение
Время: 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
3.Основная часть.
Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).
Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия друг с другом.
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Упражнение «Солнышко с лучами»
Цель: повышение самооценки ребёнка.
Задачи:
1. Снятие психического и эмоционального напряжения.
2. Развитие лучшего понимания себя
3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)
Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.
— Солнышко — какое оно?
— Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…
— А теперь представь, что солнышко — это вы. У солнышка ваше имя.
Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.
Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.
Педагог-психолог: —Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?
Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например, «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»
Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.
Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями.
Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.
Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, — подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее.
Упражнение: «Моя проблема в общении»
Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
Упражнение «Горячий стул»
Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных качествах.
Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?
Упражнение: «Фотография нашего класса»
Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.
Процедура «Спасибо за приятное занятие»
— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на занятие, надеюсь, что оно не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До встречи!
Рефлексия:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
Психологическое занятие — волшебная шкатулка памяти и внимания
Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная шкатулка памяти и внимания» для младших школьников.
Тема. «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
Класс: 3-4
Количество участников: 6 человек.
Цели занятия:
- Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.
- Создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.
Задачи занятия:
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;
- способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.
Оборудование: компьютер, экран, простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу, ромашки настроения для рефлексии.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.
Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.
2. Мотивационный этап.
Деятельность психолога
— Ой, что это стоит у нас на столе?
Деятельность учащихся
— Ответы детей- шкатулка.
Деятельность психолога
— Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание.
— Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?
— Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.
За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.
3. Основной этап.
Деятельность психолога
Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. — Итак, послушайте первое задание.
Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5 |
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0 |
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1 |
Деятельность учащихся
Работа с таблицей.
Рефлексия.
-Ну, как, трудно?
Ответы детей.
Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку.
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро. А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется «Не собьюсь».
Цель упражнения: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания.
Внимательно послушайте задание. Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.
Деятельность учащихся
Выполнение упражнения всеми учащимися по очереди.
Рефлексия.
— Легко ли было выполнять это задание?
Ответы детей.
— Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
— А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
— Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.
— Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
— Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.
Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.
Деятельность учащихся
Записывают слова на листочках, которые запомнили.
Деятельность психолога
— Кто и как справился с заданием?
Деятельность учащихся
Ответы учащихся.
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.
— Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.
Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.
Деятельность учащихся
Деятельность учащихся
Рефлексия.
— У кого и какие возникли трудности?
— Кому удалось справиться без ошибок?
Деятельность учащихся
Ответы учеников.
Вручение смайликов за правильно выполненную работу.
Подсчет смайликов. Выявление самого внимательного ученика во время проведения занятия.
4. Итог занятия.
Скажите, пожалуйста, так чему мы сегодня научились?
Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание?
Полезно для вас было наше занятие?
Деятельность учащихся
Ответы учеников.
5. Рефлексия.
Перед вами на столе лежат ромашки с различным настроением, поднимите и покажите ту ромашку, которая отражает ваше настроение после нашего занятия.
— Спасибо за занятие!
Приложения.
Интересные психологические тренинги для детей и подростков
У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.
Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.
Содержание
Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?
Тренинговые упражнения для дошколят
Психологические тренинги для школьников младших классов
Игры для тренингов в подростковом возрасте
Детские психологические тренинги: некоторые правила
Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?
Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.
Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:
- межличностного и межгруппового взаимодействия;
- общения;
- саморегуляции.
Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.
Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.
Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.
Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.
Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.
Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.
Тренинговые упражнения для дошколят
Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.
Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик»
Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.
На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.
Тренинг-игра «Я твой друг»
Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.
В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.
Тренинг-игра «Какая ты, Клякса?»
Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.
Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).
А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?
Психологическое упражнение на самоконтроль
Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.
Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.
Психологические тренинги для школьников младших классов
Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.
В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:
Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.
«Барометр настроения»
Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.
«Что я люблю делать»
Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.
«Мне нравится…»
Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.
«Река»
Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.
«Царевна Несмеяна»
На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.
«Поддержка»
Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).
«Доброе тепло»
Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.
Игры для тренингов в подростковом возрасте
Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.
Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.
Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.
Наиболее популярны:
- тренинг общения для подростков;
- тренинг личностного роста для подростков.
Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения. Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.
Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:
- повысить уверенность в себе;
- снять страх перед публичными выступлениями;
- развить целеустремленность;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- повысить школьную успеваемость;
- сформировать лидерские качества.
Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.
Психологические игры для подростков
«Дорога моей жизни»
Для начала участникам выдается бумага, на которой они должны нарисовать «маршрут своей жизни», начинающийся со дня рождения, а заканчивающийся днем проведения этой игры. В промежутке подросткам нужно отметить главные события своей жизни. На такой «карте» можно рисовать события знаками или просто подписывать.
Работа над изготовлением карты жизненного пути должна длиться около 15 минут.
Далее следует предложить детям разбиться на пары и рассказать друг другу о событиях, указанных на изображенном маршруте.
Всего игра длится около 25 минут.
«Счастливая шкала»
Мини-игра длится всего 5 минут. Участникам предлагается указать, на сколько баллов из 100 они оценивают свою жизнь, где 100 баллов – это очень счастливая, а 1 – совсем не счастливая.
Оценка должна оглашаться вслух, а затем обосновываться. Членам группы можно задавать друг другу вопросы. Беседа проходит по очереди.
Игру можно сделать еще интереснее, если одни игроки будут называть только положительные события, а другие только отрицательные. Например, первый участник расскажет о счастливых случаях, второй – о грустных, третий – о счастливых и т. д.
«Дочки-Матери»
Перед проведением этой игры ведущий должен разъяснить игрокам роль телесного контакта и прикосновений для межличностных отношений.
После этого участники делятся на пары, в которых один становится ребенком, а второй – мамой (папой). «Родитель» должен показать разнообразные чувства по отношению к «ребенку» прикосновениями к разным частям тела. Действия должны подкрепляться словами. Это все длится 3 минуты, затем – участники меняются ролями и продолжают играть еще 3 минуты.
В конце игроки должны поделиться, кем им больше понравилось быть и почему. На обсуждение можно отвести около 4 минут.
«Мы похожи?»
Эта игра – тренинг для подростков имеет два варианта и длится 25 минут.
В первом варианте игроки хаотично перемещаются по помещению и каждому встречному говорят, чем он похож и отличен от него самого.
Во втором варианте игроки разбиваются по парам и первые 4 минуты разговаривают о сходствах, а следующие 4 – о различиях.
В конце обоих вариантов игры идет общее обсуждение темы, в котором каждый из участников должен прийти к мнению, что все люди похожи друг на друга, но при этом очень разные.
«Жизненные радости»
Игра нацелена на акцентирование внимания на радостных моментах жизни, она побуждает игроков к рассуждению о том, что приносит им положительные эмоции или принесет в будущем. Вместе с этим игра учит подростков работать в команде и общаться.
Для начала общая группа делиться на маленькие подгруппы по 3 человека. Каждой подгруппе выдается картинка, которая затрагивает одну из сфер жизни. Участники должны придумать историю по этой картинке, затем перейти к следующей и продолжить эту историю. Написание рассказа заканчивается, когда подгруппа опишет все имеющиеся картинки. На описание каждой карточки у игроков есть 5 минут.
В конце все истории зачитываются и обсуждаются. В общем, на игру дается час-полтора.
«А что, если бы…?»
Цель этого упражнения для тренинга – обучение подростков причинно-следственным связям и побуждение к обсуждению собственных эмоций и чувств. Также игроки, анализируя возможное поведение в той или иной ситуации, научаться реагировать и вести себя правильно.
В первом варианте этой игры на столе или на полу раскидываются листки с началом истории или ситуацией, каждый участник должен подготовить продолжение этой истории. Затем все истории обсуждаются.
Во втором варианте вместо одного человека участвует группа, которая должна инсценировать продолжение истории с листка.
В третьем варианте каждому участнику раздается листок с неоконченным предложением, которое нужно продолжить.
Варианты начал предложений:
Если я влюбился (лась), то…
Если я кого-то ненавижу, то…
Если я очень рад (а), то…
Если я очень грустен (а), то…
Если я не хочу ничего делать, то…
Если я хочу что-то сделать, то…
Если я смертельно болен (а), то…
Если умер кто-то очень близкий, то…
Если от меня ушла девушка (парень), то…
Если я хочу порвать отношения, то…
Если я ревную, то…
Если я злюсь, то…
Если мне нужно бросить учебу, то…
Если я (моя девушка) забеременею, то…
Если меня кто-то третирует, то…
Если мне придет в голову желание покончить с собой, то…
Если мои родители решили расстаться, то…
Если я очень счастлив (а), то…
Если я выиграл (а), то…
Если я проиграл (а), то…
Если я получил (а) огромное наследство от малознакомого родственника, то…
Если я буду сильно пьян (а), то…
Если я боюсь, то…
Если мне нужна поддержка, то…
Если в меня влюбился тот, кто совсем мне неприятен, то…
Если на меня нападут в подворотне, то…
Если я узнаю, что я приемный ребенок, то…
Подобные психологические упражнения для подростков полезны тем, что помогают предотвратить или выявить имеющиеся проблемы и удержать детей от необдуманных поступков.
«Царство»
В самом начале игры выбирается царь (его могут назначить игроки), затем он выбирает себе царицу. Правящая пара выбирает себе по два помощника, которые выбирают себе по одному помощнику, а они уже по одному своему помощнику. Это распределение происходит пока все участники не получат роли.
Игра начинается с того, что царь и царица повелевают что-либо изменить в устройстве царства, чтобы жизнь в нем стала лучше. Их указ передается помощникам в порядке ранее созданной иерархии, пока не дойдет до самых низов. Каждый из помощников берет на себя часть работы по приказу правителя и ниже передают указания, с помощью которых царский приказ должен выполнится. Во время игры участники обсуждают, как указ правящей пары повлияет на жизнь всего царства.
Затем роли меняются и игра повторяется. Перед сменой ролей участники обсуждают, понравились ли им указания правящей пары и их роль в этом царстве. Важно, чтобы каждый игрок побывал в каждой роли и высказал свое мнение.
Игра помогает подросткам примерить на себя разные социальные роли и почувствовать ответственность за последствия принимаемых решений. В этой игре можно легко выявить лидеров и ведомых и исходя из этого, продолжать работу с детьми.
Игру стоит проводить не дольше часа, иначе она может надоесть.
«Определения»
В каждом новом коне этой игры для тренинга межличностных взаимоотношений один из участников должен выходить из комнаты, остальные в это время загадывают кого-то из оставшихся.
Вернувшись участник должен задать пять вопросов о загаданном человеке. Ответами на эти вопросы должны быть прилагательные, описывающие загаданного участника. Игра продолжается до тез пор, пока каждый из участников не попробует угадать загаданного человека. В среднем это занимает около 20 минут.
«Прощание»
Групповые психологические тренинги с подростками должны вестись с соблюдением определенных правил, обязательных для исполнения каждым членом группы. Их необходимо обговорить на первом тренинговом занятии.
В конце каждого занятия ведущий должен напоминать о необходимости сохранения доверия, появившегося в группе, а для этого участникам не следует делиться или обсуждать услышанное на тренинге с посторонними людьми. Всеми эмоциями участник может поделиться на следующих занятиях со своей группой.
Связь, появившаяся в группе, поможет сохранить настроение и энергетику занятий, и, чтобы эту связь поддерживать, ведущий может предложить участникам прощаться особенным способом.
Во время ритуала прощания все участники должны будут встать в круг и по очереди повторить жест, который будет считаться прощальным. Его может придумать ведущий или сами подростки. Это прощание должно повторяться в конце каждого занятия и передаваться новым участникам.
Желательно уточнить, что такое прощание может использоваться только в группе, как некий тайный знак.
Детские психологические тренинги: некоторые правила
Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:
- конфиденциальность;
- право на личное мнение;
- искреннее общение;
- умение слушать = уважение к выступающему.
Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.
Тренинг для подростков «Успешная юность»
Методическая разработка (1 класс) по теме: Цикл развивающих занятий для младших школьников «Лучики солнца».
Цикл развивающих занятий для младших школьников.
Подготовили и провели педагоги-психологи:
МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.
МБОУ Мотмосская СОШ — Сергеева С.И.
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.
В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.
Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Коррекция агрессивных форм поведения
- Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
- Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
- Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.
Ожидаемые результаты реализации занятий:
— улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;
— благоприятный психологический климат в коллективе;
— повышение уверенности в себе;
-развитие познавательной деятельности;
-стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Количество занятий- 4
Количество участников- 8-12 человек
Продолжительность занятия -60 минут.
Занятие № 1. Лучики солнца.
Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.
Задачи:
- Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
- Создание благоприятной атмосферы в детской группе
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия.
- Приветствие.
В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Психогимнастика « Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть.
Психолог:
— Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину
Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.
(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)
— Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.
Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).
— А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.
( Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.
— Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.
А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»
Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.
-Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.
— Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.
Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.
Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.
— затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.
— Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.
Интервью художника (рефлексия).
Ритуал прощания «Бутон»
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Заключительная часть в конце каждого занятия.
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 2. Линия и эмоции
Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Познакомить детей с эмоциями.
- Научить узнавать эмоции других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
Материал для работы.
Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие.В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города.
Дружат девчонки, дружат мальчишки.
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Упражнение «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Основная часть
3.Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »
Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
радость – счастье
грусть – печаль
удивление – восхищение
страх – тревога
горе – печаль
злоба – недовольство
ярость – гнев
радость – веселье
испуг – страх и т.п.
- Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.
1. Удивление
2. Обида
3. Грусть
4. Удовольствие
5. Страх
6. Злость
7. Интерес
8. Радость
- Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.
Интервью художника по желанию.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 3 Я рисую
Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Научит определять эмоциональное состояние.
- Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
Материал для работы:
Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие.
Упражнение «Бабочка»
- Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Рисование живых существ из эмоций.
Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.
Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.
После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.
Интервью художника.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.
Цель: формирование социально адекватных форм поведения.
Задачи:
- Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
- Создание благоприятной атмосферы в детской группе
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Бабочка»
- Рисуем мечту
Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.
После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.
Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.
Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.
Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.
Интервью художника
Ритуал прощания «Бутон»
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Заключительная часть в конце каждого занятия.
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Подготовили и провели педагоги-психологи:
МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева
МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина
Конспект занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе»
Конспект занятия для младших школьников
«Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе»
Цели:
-сплочение детского коллектива;
-повышение самооценки детей;
-знакомство с навыками эффективного сотрудничества;
-развитие толерантности.
Приветствие:
Вводная часть.
Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.
Содержание:
Для того чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте просто по очереди каждый назовет свое имя (например, «меня зовут Саша… Я люблю… »).
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами… ».
Поменяйтесь местами те, кто…
-умеет веселиться?
-у кого старший брат или сестра?
-у кого голубые глаза?
-кто любит животных?
-у кого сейчас хорошее настроение?
-кто любит играть?
-кто умеет дружить?
Детям предлагается «Сказочный конверт».
В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.
Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью по ближе познакомиться друг с другом.
Педагог предлагает рассмотреть карту, которую ребята нашли в конверте, и начать путешествие в страну общения и сотрудничества. Детям предлагается выполнить упражнение. «Мостик дружбы»
Игра “Мостик дружбы”.
Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками). После упражнения детям предлагается нарисовать цвет своего настроения.
Основная часть.
Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».
Содержание: Педагог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству… посредством общения.
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы возникает вопрос:
Педагог: что значит «Сотрудничество» и «Общение»?
-умение понять другого,
-умение слушать
-умение делать дело вместе
-умение договориться
— умение уступить,
-умение быть вежливым.
Педагог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».
Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски, гуашь. Во время задания ребятам говорить нельзя.
Представление работ, обсуждение результатов.
Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы. Психолог задает вопрос: — Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом?
Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.
«Песчинки».
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
“Картина двух художников”
Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.
Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.
Разминка «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.
Сядьте так, что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.)
Педагог предлагает ребятам выполнить упражнение «Собери картину».
Упражнение: «Собери картину»
Цель: умение договориться друг с другом, работать в группах.
Ребята делятся на две группы. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину.
Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: — разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.
Упражнение «Рыбалка».
Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача:– одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча.
Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.
«Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Наш класс»
Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
Упражнение «Цена улыбки»
Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)
— Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!
Приложение
Вопросы для сказочного конверта.
Если бы у тебя появилась шапка-невидимка, какое применение ты бы ей нашел?
Если бы вылепленный тобою снеговик вдруг ожил, что бы ты стал делать?
Если бы ночью к тебе на постель присел гном, какое сновидение ты бы попросил бы у него?
Если бы ты стал обладателем ковра-самолета, то куда бы ты в первую очередь полетел?
Если бы ты на балу оказался рядом с Золушкой, о чем бы ты ее попросил?
Если бы ты случайно нашел волшебную палочку, какое желание ты бы загадал?
Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?
Если бы к тебе в гости прилетел Карлсон, как бы вы развлекались?
Если бы ты вдруг стал таким маленьким, как Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик, как бы ты себя чувствовал?
Если бы тебе на денек посчастливилось попасть в гости к друзьям из Простоквашино, с кем бы из них и как тебе хотелось бы провести время?
Если бы ты попал на концерт Бременских музыкантов, какую песню ты хотел бы услышать в их исполнении?
Если бы вдруг стал взрослым, что бы ты стал делать?
Если бы вдруг стал самым сильным на свете, как бы ты применил свою силу?
«Мостик дружбы».
«Песчинки».
«Картина двух художников»
«Собери картину»
«Рыбалка»
«Общий рисунок»
Тема: «Как сплотить детский коллектив?»
Наступило 1 сентября. Опять встречаю 1 класс. Меня всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы училось весело и интересно, как сплотить детский коллектив единомышленников?
Развитие сплоченности класса способствует любая коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели. Это может быть подготовка к какому-то мероприятию, оформление помещения к празднику, и даже уборка кабинета. Обычно в разобщенных группах подобные коллективные мероприятия удаются с трудом, поэтому педагогу важно заранее продумать занятия для каждого учащегося без исключения и обеспечить возможность его выполнения, причем каждый должен внести очевидный для себя вклад в общий результат.
Я хочу познакомить вас с некоторыми тренинговыми приемами, которые можно применить для учащихся любого возраста, для того, чтобы сплотить детский коллектив.
3 группы:
Приемы, работающие посредством материализации общности членов группы;
Приемы, основанные на регламентированной внутри-групповой деятельности, когда, решение поставленной задачи возможно только при участии каждого;
Приемы, основанные на создании условий для физического контакта между членами группы.
Упражнения:
«Клубок». Это упражнение выполняется в кругу. Ребята перебрасываются клубком, параллельно выполняя какое-либо задание. Например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому кидают клубок. Получившийся клубок, прежде чем бросить его следующему игроку, один раз наматывает нитку на палец. В итоге получается своеобразная паутина.
«Контакт без слов». Упражнение проводится в кругу. Для его проведения необходимо четное число участников. Ребята получают задание: «На счет «Раз» каждый из нас должен находясь на своем месте и молча, найти себе пару. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти новую пару, а на счет «Два» начать делать одинаковое движение с новым партнером.
«На спине». На спину каждому учащемуся прикрепляется карточка с каким-нибудь отвлеченным понятием (свет, удовольствие, патриотизм). Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый каждому показывает без слов, что написано у него на спине.
«Уходя, оглянись». Упражнение выполняется в парах. Повернувшись, друг к другу спиной партнеры расходятся в разные стороны. Их задача, не договариваясь друг с другом, одновременно обернуться и посмотреть друг другу в глаза. Количество попыток неограниченно.
«Гусеница». Для проведения этого упражнения необходимы воздушные шары по числу участников. Группе необходимо построиться цепочкой, соблюдая ряд условий. Руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего, шарик зажат между животом одного участника и спиной другого. Дотрагиваться до шара нельзя. Первый человек в цепочке держит шар на вытянутых руках. В состоянии группа должна перемещаться по помещению, преодолевая различные препятствия, натянутые веревки, перевернутые стулья и т.п.
“Общий брезент». Вся группа должна разместиться на куске брезента. После достижения группой поставленной цели брезент складывается в несколько раз. Он уменьшается, но задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
«Ладошка». Нарисуй ладошку, на пальцах напиши свои лучшие качества, посередине имя. В этом упражнении дети учатся оценивать себя и других. Если ребенок затрудняется найти качество, другие дети помогают ему в этом. Далее ладошки можно повесить в уголке.
«Построй башню» Учащиеся разбиты на группы (5-6 человек). Каждой команде выдается по 10 листов формат А-4. Необходимо построить высокую и прочную башню, не используя никаких подручных средств. В группах работают 10 минут, затем засекается время, чья башня не упадет. Далее задаются одинаковые вопросы всем группам. Например: Как вам работалось в группе? Кто какие роли выполнял? Чью идею воплотили и т.д.
«Спаси жизнь» — проектная групповая работа. » Учащиеся разбиты на группы (5-6 человек).
Оборудование: яйцо, скотч, вата, газета, скрепки, шерсть и т.п.
Группе задание: Спасите жизнь.
В конце работы нужно составить проект и защитить его.
Вопросы:
Кто живет в яйце?
Что бы вы хотели сделать с яйцом? (определите тему)
Как вы хотели сохранить жизнь? (цель, задачи)
Что вы будете делать? (Алгоритм действий)
Что хотели получить? (Результат)
Когда каждая группа защитит свой проект, необходимо бросить яйцо на пол и проверить, насколько реален проект и спасла ли группа жизнь?
Для сплочения детского коллектива можно использовать упражнение «Рисунок группы». Раскатать рулон обоев и одновременно нарисовать рисунок на тему: «Наш класс», «Наша школа», «Мы –дружим» и т. д. В этом упражнении ярко проявятся лидерские качества детей, ярко видны дети-изгои и т.д.
«Слепой и поводырь». Это упражнение проводятся тогда, когда дети не умеют общаться с другими сверстниками. Два ученика — один лидер, второй неприметный. С помощью голоса (глаза завязаны) провести человека по определенному пути. Голосом управлять движением. Затем поменяться местами.
По ходу завершений упражнений необходимо обсудить следующие вопросы: Какие трудности возникали по ходу игры? «Что получилось, благодаря чему?», «Что можно было сделать по-другому?», «Хотим ли попробовать?».
Все эти тренинговые упражнения помогут классным руководителям сплотить детский коллектив.
Внеклассное занятие для младших школьников
Берись за то, к чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.
И.Крылов
Профессиональная ориентация в начальной школе включает в себя просвещение, воспитание, занятия по психологии.
На таких занятиях у младших школьников происходит формирование ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении, изучение разнообразия рынка профессий, развивается способность к осознанному выбору, формирование мотивов и профессиональных интересов, изучение собственных особенностей.
Практическое применение знаний о профессиях, через игровые упражнения, способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Цель:
познакомить учащихся с миром профессий;
привить интерес к различным видам деятельности;
развивать потребность в выборе будущей профессии.
Задачи:
расширить знания о мире профессий;
создать условия для повышения готовности обучающихся к социально-профессиональному определению.
Ход занятия:
Ребята, наше занятие сегодня будет посвящено профессиям.
Профессий в мире очень много, и все они интересны по-своему.
Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии есть на свете.
В мире нет одинаковых людей, все люди разные, со своими особенностями и способностями, возможностями, интересами, каждый из нас — это отдельный мир со своими эмоциями, чувствами, переживаниями, стремлениями.
Давайте с вами подумаем, а что нас может объединять, чем мы похожи? (ребята называют общее, что их объединяет.)
А, теперь, ребята, чтобы узнать тему нашего занятия , вам необходимо разгадать анаграмму, так как буквы перепутали свои места и встали неправильно. (картинки с буквами висят на доске)
АДРАУГ ФЙРПИСЕСО (Радуга профессий)
Слайд №1
Сегодня мы с вами познакомимся с разными профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.
Упражнение «Я знаю много профессий».
По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель.
Слайд №2
Упражнение «Волшебный мешок»
Учащимся нужно определить, представителям каких профессий принадлежат данные предметы.
Упражнение «Загадки»
Учащимся предлагается разгадать загадки:
Чтоб город стал краше,
Он принял сто мер,
Отец и начальник
Города — …
(Мэр.)
Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я — …
(Охранник.)
Очень внимателен он и пытлив,
Ищет улики везде …
(Детектив.)
Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге …
(Постовой.)
Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотри взглядом строгим
На всех …
(Автоинспектор.)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый …
(Адвокат.)
Упражнение «Покажи профессию»
Каждому участнику предлагается карточка, в которой написана какая-то профессия. Задача участника – изобразить без слов ту профессию, которая ему достанется. Он выходит в круг и показывает её мимикой, жестами, положением тела.
Задача остальных участников – узнать и назвать профессию.
Профессии на карточках:
Упражнение «Профессия на букву…»
Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача — назвать те профессии, которые начинаются на эту букву, т.е. показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий. (П, У, Т, А, Д, С, Х, В)
слайд №3
Игра-разминка «Доскажи словечко».
Педагог читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.
Названия профессий записываются на доске и к концу занятия должна получиться копилка профессий.
В школе учит нас …(учитель),
А дворец возвёл …(строитель),
Вам лекарство даст … (аптекарь),
Почитать …(библиотекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь),
Сварит снадобье вам … (лекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у дверей … (вахтёр),
Вам укол назначит… (врач),
Скрипку в руки взял… (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф),
И оставит вам автограф,
В космос мчится …(космонавт)
Или смелый … (астронавт).
Дальше идут стихи автора Антона Шибаева.
Самолётом правит…(лётчик),
Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В шахте трудится … (шахтёр),
В доме свет провёл… (монтёр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто всё знает – молодец!
Упражнение “Кем я хочу стать”
Учащимся предлагается нарисовать рисунок , кем он хочет стать в будущем.
Рисунки детей вывешиваются на доску и оформляется выставка рисунков «Радуга профессий».
Рефлексия занятия.
Слайд №4
Заключительное слово:
Мир профессий очень разнообразен и сложен. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Каждый из вас уже сейчас начинает задумываться, кем хотите быть, когда вырастите. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна !
Использованная литература :
Агеева И. Д. Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников.-М.: ТЦ «Сфера», 2002
Думанская С. Н. Классные часы.-Х.: Изд. группа «Основа», 2008
Мазнин И. 500 загадок для детей. – М. :ТЦ«Сфера», 2002
Резапкина Г. В. Я и моя профессия : Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : Генезис, 2000. – 128 с.
План-конспект: Конспект занятия для младших школьников «Я глазами других»
Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников
«Я глазами других»
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.
Задачи:
- Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и сравнить ее со своей,
- Расширить представления детей о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников.
- Сплотить коллектив детей с помощью общих игр.
Методическое оснащение: мяч, листы А4 по количеству участников, цветные карандаши, шариковые ручки, магниты.
Ход занятия:
Организация деятельности.
Дети садятся в круг.
«Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих одноклассников. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»
Перед тем как начать занятие я предлагаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»
Разминка:
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: — Актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива
Необходимое время: 5 минут
Процедура проведения: Ведущий находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: «Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)». Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу.
«Мы все с вами чем-то похожи, но все же мы разные. В каждом из нас есть что-то особенное. Все ли свои качества вы видите в себе? Случалось ли вам, слышать о себе то, о чем вы даже не догадывались? Сейчас мы посмотрим, как мы видим друг друга со стороны».
Основная часть занятия:
Упражнение «Ассоциации»
Цель: — получение обратной связи от участников группы
— формирование навыков точного межличностного восприятия.
Необходимое время: 10 минут
Материалы: мяч.
Процедура проведения: Ведущий говорит какому-либо ребенку, чтобы он выбрал одноклассника, который ассоциируется у него с каким-нибудь сказочным персонажем или героем из мультика, и бросил ему мяч. Когда ребенок кидает мяч, он должен назвать персонажа, который напоминает ему данный участник. Следующий участник бросает мяч другому ребенку.
Упражнение «Комплименты»
Цель: — развитие способности видеть положительные черты других людей.
Необходимое время: 10 минут
Материалы: мяч
Процедура проведения: «Ребята посмотрите друг на друга. Подумайте, какие хорошие качества есть у ваших одноклассников, кто умеет делать что-то очень хорошо, кто совершил хороший поступок, а вы это заметили. (пауза) Давайте расскажем друг другу, что же мы увидели. Когда вы отмечаете, что-то хорошее в человеке и говорите ему об этом, вы говорите комплимент. У меня есть специальный мяч – мяч комплиментов. Мы будем кидать его друг другу и говорить, комплименты. Необходимо назвать своего товарища по имени и сказать, что хорошего вы в нем увидели. Я начну, Кирилл ты очень веселый»
Упражнение «Ладошка»
Цель: — увеличение сплоченности коллектива
— получение обратной связи от участников группы
Необходимое время: 15 минут
Процедура проведения: Желательно проводить в группах по 6 человек. Участники должны на листе бумаги обрисовать свою ладонь и подписать её. Можно разукрасить и украсить свою ладонь. Затем рисунки передаются по кругу. При получении рисунка на одном из нарисованных пальчиков дети должны подписать какое-либо качество, черту характера ее владельца. Рисунки вывешиваются на доску.
«Ребята, посмотрите на доску. Мы все свами такие разные! Подойдите, посмотрите каждый на свою ладошку. Как вы считаете, все ли качества, которые видят в вас одноклассники, есть у вас? Какие черты, которые увидели в вас, вам нравятся больше всего? А меньше всего?
Заключение:
Необходимое время: 5 минут
Рефлексия занятия:
-Какая тема занятия? А цель нашего занятия?
— Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
— С каким настроение вы уходите с занятия?
Список литературы:
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать» – Москва. 1999 год.
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» – Санкт-Петербург, Речь, 2002 год