История Лии, описнная в Бытие
> Все книги >
«ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ«
6
Лия
История Лии, описнная в Бытие, открывает нам образ трагический
и трогательный. Но в она не стоит особняком среди женщин. Всегда были и есть
простые, нелюбимые, на вид бесталанные, непривлекательные, раздраженные и
болезненно застенчивые женщины. Есть они и среди нас, и они страдают в присутствии
своих более талантливых и привлекательных сестёр.
Но они тоже могут найти утешение и силы, и даже триумф, как и Лия, в заключительном
шаге, становясь, как и она, в один ряд с Христом. Однако посмотрим на Лию
сначала, как на женщину. Возможно, изучив её, мы сможем не только обрести
более ясное понятие о Лии, но и о нас самих, о наших братьях и сестрах, особенно
тех, кто меньше благословен, чем мы сами.
Во многих главах этой книги мы оцениваем красоту, скрытую в названиях и именах.
Особенное значение приобретает совершенство Божьего промысла, проявленное
в именах мужчин и женщин Библии. Её изучение воздается нам стократ в духовном
совершенствовании и ободрении.
Самым страстным желанием жены было иметь сыновей. Она должна была очень гордиться и, без сомнения, её очень ценили, если она рожала их в изобилии. Это была и надежда, и забота о семени, которое должно предстать перед Богом для спасения человечества. Очевидно, что Лаван не мог не знать о слове Божьем. Так же очевидно, что он любил богатство и власть над другими. И конечно, он очень надеялся иметь сыновей.
Может ли это объяснить почему это дитя было скучным? Была ли Лия первым ребёнком? С начала этой истории нет упоминания о сыновьях. Известно только, что Лаван имел двух дочерей. В Быт 29:6 (в «Authorised Version» и «Revised Standard Version») Лия упоминается как первенец. Так переведено здесь еврейское слово, нормально используемое для выражения «первый ребенок» в отличие от просто «старший». Там же, в Быт 29:4, когда Иаков приходит к колодцу и встречает там собравшихся пастухов, он приветствует их, как братьев, другими словами как мужчин. Но Лавановы овцы пригнаны к водопою Рахилью, дочерью Лавана. Так же и на свадьбе нет упоминания о сыновьях, сказано только «Лаван созвал всех людей того места и сделал пир». Это маленькое само по себе замечание наводит на размышление.
Духовная усталость
В то время Лие вероятно было около сорока лет, так что возможно
она и в самом деле была первым ребенком – глубокое разочарование для матери,
утомленной после такого напряжения. Вероятно женщина утомилась телом и почувствовала
себя вдвойне утомлённой духом, увидев, что рождённое дитя – девочка. В Писании
есть примеры, когда имя даёт мать. Например Рахиль назвала своего второго
сына Бенони (сын моей судьбы), но Иаков изменил его имя на Вениамин (сын моей
правой руки).
Выражаясь современным языком, можно сказать, что она была «рождена проигрывать». Таких людей много вокруг нас и в нашей жизни, и современный ребенок учится понимать, что эта фраза (или слово) может быть буквально правдой. Смеем надеяться, что это краткое отступление здесь не так уж неуместно и не мешает предмету изучения.
Причина и следствие
После второй мировой войны воспитатели-психологи предприняли
интенсивное изучение условий жизни детей, которые обращались за диагнозом
или лечением. Что бы мы ни думали об их советах или их методов лечении расстройств
у детей, по крайней мере некоторые из их заключений в самом деле интересны
и могут быть уместны в нашем изучении.
Из тысяч изученных случаев картина причин и следствий укладывается в две схемы.
Во-первых, есть твердо определённые связи между стрессами и симптомами, которые
проявляются даже и у детей из совершенно счастливых, любящих и нормальных
семей и трудными родами. Во-вторых, есть связь между физической и эмоциональной
незрелостью или болезнями человека с психическим состоянием матери, вынашивающей
его, например, мысли о нежелательности беременности, и отношением к нему в
раннем его младенчестве. Но может сказаться и наличие большого горя у матери
или многих неприятностей, которые были в семье время от времени.
Доказательств таких случаев причины и следствия так много, что первое, о чём спрашивают специалисты в таких случаях – «Трудные ли были роды?» или «Это был желанный ребенок? Не было ли какого разочарования или обиды после родов?», или «Не было ли каких серьезных проблем или напряжений во время беременности и в раннем младенчестве?»
Конечно, это только очень краткое обозрение очень большой темы. Однако оно позволяет посмотреть в этом отношении на Лию и её страдания по обоим схемам. Росла ли она непривлекательной и отчужденной с глубоким чувством отверженнности? В «Concordens» слова «tender eyed» (мягкоглазый) переведено как «робкий, пугливый». Во всяком случае эта дочь, названая её родителями «усталая», выросла, робкой и пугливой, и это основная характеристика, данная нам при знакомстве с ней.
В невыгодном положении
С первого нашего знакомства в повествовании с Лией она предстаёт
перед нами в невыгодном положении. Проводится прямое сравнение Лии с её младшей
сестрой Рахилью. Сравнение, без сомненья, показывает её нам в негативном свете.
Быт 29:17 – «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива
лицем». Тут мы несколько отвлечемся от использования предлога «а». «Тhe Revised
Standard Version» говорит: «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива
и приятна». Обе эти фразы не дают нам реального и чёткого ощущения сравнения,
не показывают достаточно ясного контраста.
Вот они стоят перед нами – полный контраст. Робкая, медлительная и слишком застенчивая, чтобы выйти вперед, одна, и другая — живая, изумительная красавица, полная очарования, весёлая и самоуверенная. Такие контрасты можно видеть и сегодня. Вы их встречаете в семьях, воскресных школах, эклессиях.
Они не стеснены родными сестрами, как впервом случае, ни женщинами вообще. С такими типами девушек мы все знакомы. В одной из них мы даже можем узнать себя. И в этом контрасте есть что-то невыразимо печальное. Это «что-то» всегда навевает сердечную боль. Год за годом это различие должно быть въедалось в сознание Лии. Вряд ли кто сумел бы потом понять её горечь, если сам не вытерпел столько же унижения и отвержения. Ясно, что Лие недоставало природного очарования, и это доставляло ей боль. Красота Рахили, манеры и живость её подкупали каждого, и Иаков быстро «сдался». Бедная Лия никого не могла очаровать. Понятно, что к моменту появления Иакова она уже давно была на выданьи, но и Рахиль была уже достаточно взрослой, чтобы влюбиться. Лаван заключил с Иаковом контракт, что Иаков отслужит ему за Рахиль семь лет. А поскольку у них не было в обычае выдавать старшую дочь раньше младшей, то Лаван надеялся за этот срок найти подходящую пару для Лии.
Большинство из нас подумают – как Иаков чувствовал себя после этого? После семи лет тяжёлой работы, лишений и ожидания этот обман должен был нанести ему душевную травму. С каждым годом Рахиль расцветала, превращаясь из юной девушки уже «прекрасной и приятной» в более притягательную и желанную молодую женщину. Мы можем представить себе его радость и счастливое предвкушение ночью и ужасное изумление и ярость на рассвете. Наверное, он испытал шок, замешательство, разочарование и унижение, и почувствовал как непреодолимый барьер встал между ними на весь остаток жизни, не всегда осознаваемый, может быть, но на самом глубочайшем уровне чувств.
Унижение и стыд
Хотелось бы нам знать, что чувствовала Лия? Девушки в те
дни делали то, что диктовали их отцы, особенно те, кто не способен был привлечь
подходящего поклонника. Возможно она полюбила Иакова за эти семь лет. Завидовала
ли она Рахили и жаждала ли быть на её месте? Лелеяла ли она романтическую
надежду, что всё будет хорошо? Если так, то тем более она должна была быть
ранена внезапным изменением чувств Иакова поутру. Как чувствовало себя это
робкое застенчивое существо, получив полное проявление любви, предназначенное
её общительной сестре?
Как много пришлось ей выстрадать из-за Рахили! Надо вспомнить, что своего
замужества с Иаковом Рахили пришлось ждать семь лет. Она, должно быть, волновалась
и была в счастливом ожидании последние месяцы, недели, дни – до самого последнего
момента. Ловким и хитрым обманом Лаван разрушил её надежды. Обе девушки должны
были глубоко страдать от затеи Лавана, а он, сбыв с рук сразу двух дочерей,
ещё на семь лет получил бесплатного работника. Наверное, в ту ночьь было пролито
много слёз. Для Лии это было только начало.
Унижение Лии могло бы окончиться, когда Иаков получил, наконец, жену, которую
он действительно хотел. Но его неудержимая радость и триумф Рахили наполнили
чашу страданий Лии до краёв. Ведь все в их доме стали свидетелями пренебрежения
к ней. Сколько улыбок и смешков, сколько шекотливых шуточек отпускалось служанками
за её спиной! Или жалости. Что для некоторых людей является самым худшим.
Нет счастливого конца
Счастливого конца для Лии не должно было быть. Её жизнь
продолжала течь по тому же руслу, как мы видели в начале:
«Иаков любил Рахиль больше, чем Лию»
«Господь видел, что Лия нелюбима»
«Господь призрел на моё бедствие»
«Господь увидел, что я нелюбима»
«И прилепится ко мне муж мой»
(Быт 29)
А она действительно никогда не была любима. Есть очень познавательный отрывок
в Быт 30:14-16. Рахиль тоже знала как нелюбима Лия, но она без колебаний заявилась
к ней, чтобы попросить мандрагоров Рувима. Ответ Лии даёт понять как глубоко
она переживает несправедливость: «Мало тебе завладеть мужем моим, ты домогаешься
и мандрагоров сына моего?». И ответ Рахили на это очень точно определяет их
отношения: «Так пусть он ляжет эту ночь с тобою за мандрагоры сына твоего».
Тут нет сомнения в том, кто держит верх и где Иаков обычно проводит ночи.
Далее, в стихе 16, Лия сказала ему, что он «куплен» за цену нескольких мандрагоров.
Нет сомнения, что Иаков на этот раз был к ней более внимателен. Возможно,
он был даже нежен и заботлив. Но Лия жаждала душой и сердцем настоящего замужества;
замужества, которое обходило её всю отпущенную ей жизнь. Список её унижений
продолжался. Когда они отправились на встречу с Исавом, Рахили и Иосифу было
определено самое безопасное место, прикрываемое Лией и её детьми. Ей довелось
дожить и увидеть, что её дочь обесчещена Сихемом. Несомненно, она видела гнев
Иакова на её сыновей Симеона и Левия за их нападение на сихемитов. Её дочь
обесчещена, её сыновья опозорились убийством. И ещё она должна видеть и выносить
пылкую любовь Иакова к Рахили — её сестра опять носила в себе ребенка! Смерть
Рахили не принесла облегчения Лии. Иаков сконцентрировал свою любовь на Иосифе
и Вениамине -сыновьях Рахили. В таких условиях мало что могло вызвать «искру
в глазах».
Её похоронили в пещере Махпел с Авраамом и Саррой, с Исааком и Ревеккой, с
Иаковом, наконец. Но, конечно, ей не было известно об этом конечном знаке
почестей и отличий. Если бы всё так и осталось, это был бы действительно печальный
конец. Но фактически это было только начало; начало племени Иуды (её четвёртого
сына).
Как бы там ни было, Лия никогда не забывала Бога. Несмотря на испытания и
пренебрежение, несмотря на пустячные каждодневные ссоры и огорчения, она всегда
поверяла свои мысли Богу. Она изливала свои мысли, надежды, несчастья и верила,
что Бог видит её. И понимает, и жалеет – да! и любит её. Она благодарила Его
за детей (источник её утешений в ранние дни ), зная, что Бог видит, как она
нелюбима.
Мы тоже в этом можем найти утешение. Бог знает, что мы можем быть мелочными,
ревнивыми, сварливыми и с тысячью других недостатков. Он знает, что мы иногда
бунтуем и чувствуем горечь разочарований. Он знал это о Лии; ведь когда родился
её четвёртый сын, она дала ему имя Иуда, сказав: «Теперь-то я восхвалю Господа».
И Он принял её хвалу в полном смысле. Из племени Иуды пришло наше спасение
– Иисус Христос. В Нём – воплощение совершенной хвалы: через Иакова от Лии,
нелюбимой, усталой.
Обсудив жизнь Лии, простой, нелюбимой, ревнивой, с горькой судьбой, но всё
же надеющейся, мы можем поразмышлять о её духовном значении. Каждый из нас
идёт своим путём, расширяя свой духовный мир. Невозможно знать всё, объять
необъятное. Это изучение предпринято прежде всегодля того, чтобы показать
внутренний мир Лии и её сестёр, расширить наше знание о них и увеличить наше
сострадание.
И ещё одна, последняя мысль, предлагаемая для пользы учения. «Лия» — значит
быть усталой, слабой. Это имя очень соответствует Лии, кроме всего прочего.
Была ли она типом всех святых? «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас; Возмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток
и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо Иго Моё благо, и бремя
моё легко» (Мат 11:28—30).
Лия, св. значение и фото
О жизни св. праведной праматери ЛииО некоторых святых известно так мало, что не существует их житийных описаний. Все, что известно о святой Лии, можно прочитать в Библии, в Ветхом Завете (Бытие, гл. 29).
История ее мужа Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов. Посещенный видением Божиим отправился Иаков в путь к брату своей матери – Лавану.
«У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия, имя младшей — Рахиль.
Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом, и красива лицом.
Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за младшую
дочь твою, Рахиль.
Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого
кого; живи у меня.
И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько
дней, потому что он любил ее»
«Лаван созвал всех людей того места, и сделал пир.
Вечером же взял (Лаван) дочь свою, Лию, и ввел ее к нему; и вошел к ней
(Иаков).
Утром же оказалось, что это Лия. И (Иаков) сказал Лавану: что это
сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня?
Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде
старшей. Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, за службу, которую ты
будешь служить у меня еще семь лет других.
Иаков так и сделал; и (Лаван) дал Рахиль; дочь свою, ему в жены. И
любил Иаков Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.»
(Кн. Быт., гл. XXIX, ст. 1-6, 9-23, 25-28, 30).
Долго не было детей у Рахили, между тем, как у Лии было уже шесть сыновей: Рувим (Реувен), Симеон (Шим‘он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Звулун).
Иаков не любил Лию, ее стремление найти расположение мужа видно, в частности, из символических имен, данных ею сыновьям. Рувим (Рэ’увен) имя трактуется как то, что «Бог узрел горе Лии, которой муж предпочитал Рахиль, и дал ей сына (Быт. 29:32)»; Симеон (Шим’он) это имя производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Господь услышал (шама́), что я нелюбима, и дал мне и сего»; Левий (Леви) это имя производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Теперь-то прильнет (иллаве) ко мне муж мой». Бог вознаградил Лию, благословив ее детьми (Быт. 29:31).
Толкуя противопоставление «слабых» (возможно, некрасивых) глаз Лии красоте Рахили (Быт. 29:17), Аггада (сборник притч, легенд, сентенций, проповедей, поэтических гимнов народу Израиля и Святой земле) рассказывает, что вначале Лия была красива не менее сестры, но ее глаза потускнели и ресницы выпали из-за слез, которые она пролила, узнав, что ей как старшей дочери Лавана предназначено стать женой старшего сына Исаака, Исава, о дурном нраве которого она была наслышана. О праведности Лии повествует также аггада, согласно которой она, зная, что Иакову суждено иметь 12 сыновей, после первых родов Рахили умоляла Бога послать сопернице еще одного сына.
После того как Иакову было видение Божие: «Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник, и где ты дал Мне обет. Теперь встань, выйди из земли сей, и возвратись в землю родины твоей, (и Я буду с тобою)», он призвал своих жен и они сказали ему «Делай все, что Бог сказал тебе».
«И ушел со всем, что у него было; и встав перешел реку и направился к горе Галаад.» (Кн. Быт., гл. XXXI, ст. 6, 7, 11, 13-18, 21).
Но перед уходом из родительского дома Рахиль взяла и унесла с собою идолов своего отца, которых он чествовал. Но, живя среди людей, среди которых уже было распространено идолопоклонство, Лаван, вероятно, сам стал причастен к их обрядам, и для Рахили, может быть, не совсем чужды были эти идолы, поклонение которым она могла видеть в своем детстве, в доме своего отца, и она унесла их, вероятно, как воспоминание, связанное с ее молодым возрастом в родительском доме.
«И сказал Иаков дому своему и всем бывшим: бросьте богов чужих,
находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши. Встанем и пойдем
в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия
моего, и был со мною, и (хранил меня) в пути, которым я ходил.
И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в
ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема…
И явился Бог Иакову и благословил его»
Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовали согласно Библии, израильский народ. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28).
Церковь почитает святого Иакова как праотца, а жен его – Лию и Рахиль как праматерей. Все святые — благочестивые и добродетельные люди, канонизированные церковью, являющие собой образец добродетели и пребывающие по учению Церкви после их кончины на небесах и молящиеся перед Богом за членов церкви, ещё живущих на земле.
В еврейской традиции имя Лии всегда стоит последним при перечислении прародительниц еврейского народа, однако ее вместе с Рахилью почитают как матерей, «которые построили дом Израилев» (Руфь 4:11). И поныне их именами принято благословлять невесту в день бракосочетания.
По преданию святая праматерь Лия покоится в Пещере Патриархов в Хевроне
Празднество
День святой Лии празднуется за неделю до Рождества, в день святых праотец — празднование Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета. Дата бывает различной, и каждый год надо смотреть в церковный календарь.
В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.
Молитва
Святой Лии поется общий тропарь в день святых праотец – всем ветхозаветным святым:
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Или можно «Молитвенное призывание святого, имя которого носишь»:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
прав. Праматерь Лия — православная социальная сеть «Елицы»
Праматерь Лия — ветхозаветная святая. Все ветхозаветные святые, почитаемые православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи, называются праотцами. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. Также в сонме праотцов почитаются и ветхозаветные их жёны, среди них и Праведная Лия, первая жена Иакова.
О жизни св. праведной праматери Лии
О некоторых святых известно так мало, что не существует их житийных описаний. Все, что известно о святой Лии, можно прочитать в Библии, в Ветхом Завете (Бытие, гл. 29).
История ее мужа Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов. Посещенный видением Божиим отправился Иаков в путь к брату своей матери – Лавану.
«У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия, имя младшей — Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом, и красива лицом. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за младшую дочь твою, Рахиль. Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» «Лаван созвал всех людей того места, и сделал пир. Вечером же взял (Лаван) дочь свою, Лию, и ввел ее к нему; и вошел к ней (Иаков).
Утром же оказалось, что это Лия. И (Иаков) сказал Лавану: что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня?
Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей. Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал; и (Лаван) дал Рахиль; дочь свою, ему в жены. И любил Иаков Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.» (Кн. Быт., гл. XXIX, ст. 1-6, 9-23, 25-28, 30). Долго не было детей у Рахили, между тем, как у Лии было уже шесть сыновей: Рувим (Реувен), Симеон (Шим‘он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Звулун). Иаков не любил Лию, ее стремление найти расположение мужа видно, в частности, из символических имен, данных ею сыновьям. Рувим (Рэ’увен) имя трактуется как то, что «Бог узрел горе Лии, которой муж предпочитал Рахиль, и дал ей сына (Быт. 29:32)»; Симеон (Шим’он) это имя производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Господь услышал (шама́), что я нелюбима, и дал мне и сего»; Левий (Леви) это имя производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Теперь-то прильнет (иллаве) ко мне муж мой». Бог вознаградил Лию, благословив ее детьми (Быт. 29:31).
Толкуя противопоставление «слабых» (возможно, некрасивых) глаз Лии красоте Рахили (Быт. 29:17), Аггада (сборник притч, легенд, сентенций, проповедей, поэтических гимнов народу Израиля и Святой земле) рассказывает, что вначале Лия была красива не менее сестры, но ее глаза потускнели и ресницы выпали из-за слез, которые она пролила, узнав, что ей как старшей дочери Лавана предназначено стать женой старшего сына Исаака, Исава, о дурном нраве которого она была наслышана. О праведности Лии повествует также аггада, согласно которой она, зная, что Иакову суждено иметь 12 сыновей, после первых родов Рахили умоляла Бога послать сопернице еще одного сына.
После того как Иакову было видение Божие: «Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник, и где ты дал Мне обет. Теперь встань, выйди из земли сей, и возвратись в землю родины твоей, (и Я буду с тобою)», он призвал своих жен и они сказали ему «Делай все, что Бог сказал тебе».
«И ушел со всем, что у него было; и встав перешел реку и направился к горе Галаад.» (Кн. Быт., гл. XXXI, ст. 6, 7, 11, 13-18, 21).
Но перед уходом из родительского дома Рахиль взяла и унесла с собою идолов своего отца, которых он чествовал. Но, живя среди людей, среди которых уже было распространено идолопоклонство, Лаван, вероятно, сам стал причастен к их обрядам, и для Рахили, может быть, не совсем чужды были эти идолы, поклонение которым она могла видеть в своем детстве, в доме своего отца, и она унесла их, вероятно, как воспоминание, связанное с ее молодым возрастом в родительском доме.
«И сказал Иаков дому своему и всем бывшим: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши. Встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего, и был со мною, и (хранил меня) в пути, которым я ходил.
И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема…
И явился Бог Иакову и благословил его»
Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовали согласно Библии, израильский народ. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28).
Церковь почитает святого Иакова как праотца, а жен его – Лию и Рахиль как праматерей. Все святые — благочестивые и добродетельные люди, канонизированные церковью, являющие собой образец добродетели и пребывающие по учению Церкви после их кончины на небесах и молящиеся перед Богом за членов церкви, ещё живущих на земле.
В еврейской традиции имя Лии всегда стоит последним при перечислении прародительниц еврейского народа, однако ее вместе с Рахилью почитают как матерей, «которые построили дом Израилев» (Руфь 4:11). И поныне их именами принято благословлять невесту в день бракосочетания.
По преданию святая праматерь Лия покоится в Пещере Патриархов в Хевроне
Празднество
День святой Лии празднуется за неделю до Рождества, в день святых праотец — празднование Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета. Дата бывает различной, и каждый год надо смотреть в церковный календарь.
В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.
Молитва
Святой Лии поется общий тропарь в день святых праотец – всем ветхозаветным святым:
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Или можно «Молитвенное призывание святого, имя которого носишь»:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Лия, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Лия — Библейская энциклопедия Брокгауза
Лия (евр. Леа, возм., «дикая корова»), дочь Лавана и старшая сестра Рахили. Благодаря обману, совершенному ее отцом, Л. стала первой женой Иакова. Т.к. Иаков больше любил красавицу Рахиль, то Бог первой даровал детей не столь привлекательной Л. Она родила Иакову сыновей Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину. Иаков похоронил Л. в пещере, на поле Махпела (Быт 29:16-35; 30:9-21; 49:31).
Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me
Значения в других словарях
- Лия — (утвержденная, слабая; Быт 29:16) — старшая дочь Лавана и одна из жен Иакова. Обстоятельства, при которых Лаван обманом при свадьбе заменил Лиею Рахиль, своею красотою пленившую сердце его племянника Иакова, подробно изложены в Быт 29:18-23. Библейская энциклопедия архим. Никифора
- ЛИЯ — См. Лея. Словарь татарских женских имён
- Лия — Л’ия (дикая корова) (Быт.29:16 ,17,23-25,30-32; Быт.30:9 -14,16-20; Быт.31:4 ,14,33; Быт.33:1 ,7; Быт.34:1 ; Быт.46:15 ,18; Быт.49:31 ; Руф. Библейский словарь Вихлянцева
- лия — сущ., кол-во синонимов: 1 имя 1104 Словарь синонимов русского языка
- Лия — орф. Лия, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
- ЛИЯ — (еврейск. 1ç’â) по ветхозаветному преданию старшая дочь Лавана, жена Иакова. Лаван обманным путем подменил ею на брачном ложе свою младшую дочь Рахиль, обещанную им в жены Иакову, двоюродному брату обеих сестер. Мифологическая энциклопедия
- Лия — И, жен. Производные: Лийка; Лиля. Происхождение: (Предположительно др.-евр. имя Le’a — антилопа.) Словарь личных имен
- Лия — (Lea) — старшая дочь Лавана и жена Иакова, родившая ему шесть сыновей: Рувима, Симеона, Леви, Иуду, Иссахара, Завулона, и одну дочь Дину. К ее же детям причисляются сыновья ее рабыни, Гад и Асир. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Валла (Библия) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Валла, Билха[4], Бала[5] (ивр. בִּלְהָה bilha, bilhāh «нерешительная, застенчивая») — персонаж Книги Бытия, служанка Рахили, которая приносит ему двух сыновей, Дана и Неффалима[6].
Завещание Неффалима[страница не указана 195 дней], часть свитков Мёртвого моря[какие?], говорит, что отца Валлы и Зелфы звали Ахийот (букв. «сёстры»). Он был взят в плен и освобожден Лаваном, отцом Рахили и Лии, который дал ему жену, звавшуюся Ханна, которая была их матерью[источник не указан 195 дней].
Талмудические источники[7], с другой стороны, утверждают, что Валла и Зелфа были также дочерьми Лавана, через его наложниц[цитата не приведена 201 день], что делает их единокровными сёстрами Рахили и Лии.
Согласно Раши, пока Рахиль была жива, Иаков держал своё ложе в её шатре и посещал других жён в их шатрах. Когда Рахиль умерла, Иаков перенёс своё ложе в шатер Валлы, которая была служанкой Рахили, чтобы сохранить близость к своей любимой жене. Однако Рувим, старший сын Лии, чувствуя, что этот шаг пренебрегает его матерью, которая была главной женой, перенёс ложе Иакова в шатёр своей матери. Это вторжение в частную жизнь Иакова рассматривалось так серьёзно, что Библия приравнивает его к прелюбодеянию, и Рувим, его первенец, потерял право на двойное наследство[8].
Валла считается похороненной в Гробнице праматерей в Тверии[источник не указан 195 дней].
Идея наложниц раскрывается в «Рассказе служанки» Маргарет Этвуд. В романах «Красный шатёр» Аниты Диамант, и «Рахиль и Лия» Орсона Скотта Карда, Валла и Зелфа — единокровные сёстры Лии и Рахили от разных матерей, следуя талмудической традиции.
- ↑ Талмудичские источники (Мидраш Раба, Быт. 74:13 [уточнить] и др.)
- ↑ 1 2 Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря
- ↑ Нафтали, в Библии // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Рахиль (неопр.). eleven.co.il.
- ↑ Мхитар Айриванеци, Хронографическая история — Второй труд, 3434
Иаков и Лия, Рахиль, Бала и Зелфа, 88 лет, родили Иуду и братьев его.
- ↑ Быт. 30:3-5, 35:25
- ↑ Мидраш Раба, Быт. 74:13 [уточнить] и др.
- ↑ Быт. 35:22, 49:3, 4; Втор. 21:17
31. Лия рождает четырех сыновей.. Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ
31. Лия рождает четырех сыновей.
31. Господь (Бог) узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.
Иаков по сравнению со страстно любимой Рахилью почти не замечал, не ценил Лии (“amorem sequentis priorui praetulit,” Vulg.). Всевышний, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных (Быт. 14:7 и сл. 21:17 и д.; 39:2), дарует Свою милость и не имевшей полного супружеского счастья: она делается матерью первая, а Рахиль остается неплодной (что одна из двух жен была любимой, aguvah, а другая – нелюбимой, senuah, было явлением обычным, Втор. 21:15[890]).
32. Лия зачала и родила (Иакову) сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие (и дал мне сына), ибо теперь будет любить меня муж мой.
По обычаю древности (ср. 4:1[891]) имя первенцу Иакова дает мать его, Лия. Рувим евр.Ruben = вот сын – естественное восклицание радости у матери. Но в тексте стиха дается несколько иная этимология имени, основанная на нередкой в еврейском языке игре слов: raah beani – “призрел (Господь) на мое бедствие.” Иудейские комментаторы, обращая внимание на слово (ст. 31) vajiphtach, “и отверз,” полагали, что и Лия была совершенно неплодна, и что 12 патриархов родились столь же не вполне естественным путем, как и Исаак, Исав и Иаков.
33. И зачала (Лия) опять и родила (Иакову второго) сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.
Если Реубен (может – Рубен? Или – raah beani – см. выше) выражает что Бог видел Лию, то Шим-он – Симеон, – что Он слышал ее.По идее своей и значению имя Симеона тождественно с именем Измаил (16:11[892).
34. И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.
“Левий” с евр. – прилепление” (Vulg.: “copulabitur”). Если при рождении первого сына Лия надеется заслужить через него большую любовь мужа, через второго – на достижение равноправности с сестрою, то рождение третьего возбуждает в ней ожидание, по крайней мере, постоянства привязанности со стороны мужа. Мидраш толкует “прилепление” в том смысле, что сыны Левия преданы будут своему небесному Отцу. Мужского рода глагол “называть” в отношении к Левию раввины относили или к Ангелу, давшему будто бы имя Левия, или к Иакову. Мидраш говорит, что Лия, зная, что от всех 4-х жен Иакова имеет произойти 12 сыновей, по рождении ею третьего сына, решила, что более рождать не будет: отсюда выражение надежды на Левия, и затем – восторг неожиданности при рождений Иуды.
35. И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.
Иуда – “Иегуда:” да будет благословен или прославлен Всевышний. Лия прославляет первее всего Господа, а затем и самого Иуду с потомством его (ср. 49:8-10;[893] 1 Пар. 28:4;[894] 5:2;[895]).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Левий — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2019; проверки требуют 5 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Леви.Леви́й (ивр. לֵוִי — Леви) — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии[1], родоначальник одного из колен Израилевых — левитов и коэнов.
Праотец Леви. Праотеческий чин из главного иконостаса ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в ЯрославлеИмя Леви (в русской традиции — Левий) происходит от ивр. יִלָּוֶה — «прилепится». Согласно Быт. 29:34, родив Левия, его мать Лия сказала: «теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трёх сынов».
Имя Левий встречается в Новом завете. Это второе имя апостола Матфея. Также оно упоминается в родословной Иисуса Христа (Лк. 3:24, 29).
Римское имя. Вариант происхождения (более раннее упоминание имени I в. до н. э.) — от лат. Levis — гладкий, ровный, блестящий (Левий; лат. Laevius, I в. до н. э., римский поэт)[2][3]
Левий имел трёх сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари, явившихся родоначальниками трёх родов левитов, и дочь Иохаведу. Иохаведа, став женой Амрама, сына Каафа, родила: Аарона, Моисея и Мариам[источник не указан 198 дней].
Согласно апокрифам, жену Левия звали Милка, дочь Арана[источник не указан 198 дней].
Левий умер в возрасте 137 лет.
Потомками колена Левия являются левиты, а потомками Аарона (правнука Левия) по мужской линии являются коэны (каганы). Из левитов и коэнов набирались служители в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме.
В Земле обетованной каждое колено получило свой надел, кроме Левия (см. Второзаконие 8:9-10, 10:8-9, 18:1-8, Числа 18:20-23).
В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.Втор. 10:8,9 |