6 способов конспектирования
Метод Корнелла
Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены ЯнышинойВ середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- История.
- Обществознание.
- Литература.
- Русский язык.
- Биология.
- Химия.
- География.
Как использовать
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальных линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорд» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.
Метод боксов
Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно такЭтот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен
- При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.
- Для сопоставления нескольких понятий.
Предметы
- История.
- Обществознание.
- Литература.
- Русский язык.
- Английский язык.
Как использовать
- Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
- Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
- Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.
Метод нумерации
Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы
- История.
- Обществознание.
- Литература.
- Русский язык.
- Английский язык.
- Химия.
- Биология.
- География.
- Геометрия.
- Физика.
Как использовать
- Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
- Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
- Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
- Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».
Метод таблиц
5 необычных техник конспектирования — T&P
В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.
Метод Корнелла
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.
Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.
Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College» или посмотреть вот этот видеотьюториал.
Метод Билла Гейтса
В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».
Метод ментальных карт (mind-mapping)
Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.
Метод предложений
Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.
Метод течения (flow method)
Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.
Подробнее об этом методе можно прочитать в книге Скотта Янга «Learn More, Study Less».
Как писать конспекты правильно: методы конспектирования текста
Конспект – лучший друг в подготовке к экзамену. Даже лучше, чем сосед по парте. Только вот конспект не должен быть сплошной перепиской учебника.
Сейчас ты узнаешь, как писать конспекты, за которыми к тебе накануне экзамена выстроится очередь из одноклассников.
Метод Корнелла
Вальтер Паук, профессор Корнелльского университета, придумал гениальный способ конспектирования еще в середине прошлого века. Люди пользуются им и по сей день. Правда, кое-кто его усовершенствовал, но об этом позже.
Суть
Суть в том, чтобы делать записи на заранее размеченной странице. Сверху нужно оставить место для даты и темы урока. Снизу провести черту, под которой разместится вывод. А середину страницы поделить на две колонки: основные мысли и заметки по ходу урока. Колонка с основными мыслями должна быть узкой (одна треть страницы), колонка с заметками – пошире (две трети страницы).
Пример
Метод конспектирования КорнеллаКак работать с конспектом
Записав заголовок темы, начинай заполнять колонку «Заметки». Можешь писать здесь, как тебе привычнее, сплошняком. В конце лекции в блок «Основные мысли» впиши тезисы, по которым сразу станет ясно, о чем шла речь. Запиши сюда основные имена, даты и термины.
Вывод нужно сделать самостоятельно. Без собственных выводов и анализа написанного конспект Корнелла работать не будет.
Чтобы в конспектах было проще ориентироваться, начинай каждую тему с новой страницы.
Кому подходит
Метод конспектирования Корнелла пригодится тебе, если ты хорошо улавливаешь и запоминаешь информацию на слух. Тебе не нужно записывать дословно все, что говорит учитель. Достаточно главных идей, основных фактов и терминов, и, разумеется, собственного вывода.
Но можно вести его и в привычном режиме – стараться записать все, что говорит учитель.
Конспект хорош тем, что помогает запоминать. Анализируя информацию, ты ее сразу усваиваешь, как бы прогоняешь через себя. Корнелловский метод стимулирует перечитывать собственные конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но важно, очень важно делать собственные выводы.
Метод Корнелла может очень помочь при подготовке презентации — там тоже очень важно выносить в слайды самую суть. Почитай, что еще важно учесть, чтобы сделать крутую презентацию в школу.
Метод Билла Гейтса
Суть
Основатель компании Microsoft усовершенствовал метод Корнелла. Он делит страницу не на три части, а на четыре. И в каждый блок вписывает связанные между собой сведения. Главное здесь – правильно распределить всю информацию.
Пример
Метод конспектирования ГейтсаКак работать с конспектом
Например:
- В первый блок ты вписываешь основные разделы темы.
- Во второй – важные замечания по ходу урока.
- В третий – примеры.
- В четвертый – основные выводы.
Читая такой конспект, очень легко в памяти воссоздать тот самый урок. А сделав выводы самостоятельно, ты точно вспомнишь, в чем суть темы. Останется только почитать перед экзаменом подробности из учебника.
Кому подходит
Тебе, если ты по ходу впитывания информации умеешь сразу отделять главное от второстепенного.
Метод ментальных карт
Mind-mapping, или метод ментальных карт, – очень популярная и эффективная штука. Популяризировал ее английский психолог и телеведущий Тони Бьюзан. Любители мозговых штурмов активно пользуются этим методом.
Суть
Суть в том, чтобы расположить самое главное и важное в центре листа. А остальную информацию, менее важную, разместить по сторонам.
Пример
Метод ментальных картКак работать с конспектом
Пишешь в центре страницы основное понятие. Обводишь его в кружочек, рамочку, облачко. От него рисуешь стрелки к ключевым характеристикам понятия и основным идеям, с которыми главное понятие связано.
Для ведения такого конспекта понадобится как минимум три цвета, чтобы информация была максимально наглядной.
Кому подходит
Тебе, если ты любишь рисовать, без труда раскладываешь информацию по полочкам и обладаешь сверхспособностью виртуозно менять цветные ручки.
Метод предложений
Этот метод похож на обычное стенографирование.
Суть
Ты пытаешься успеть записать все, что говорит учитель. Только делаешь это не сплошняком, а по предложениям. Каждое предложение нужно начинать с новой строки и пронумеровывать.
Пример
Метод предложенийКак работать с конспектом
Нумерация предложений помогает перейти от одного предложения к другому. Ты можешь в конце предложений ставить метки, например, «См. п. 23». Это избавит тебя от необходимости делать кучу стрелок на странице и впоследствии разбираться, какая куда ведет.
Кому подходит
Тебе, если ты не хочешь разлиновывать страницы, не любишь майнд-меппинг и привык к линейному ведению конспектов.
Метод течения (flow method)
Известный коуч Скотт Янг недавно предложил новый эффективный способ конспектирования.
Суть
Метод течения очень отличается от привычного стенографирования. Он подойдет тем, кто готов не просто записывать за учителем, но и включать аналитические способности, пока тот вещает.
Как работать с конспектом
В конспект записываешь только ключевые моменты урока, самую суть, голые факты. Остальное – запоминаешь.
Или берешь на урок диктофон. Пока учитель говорит, диктофон исправно записывает. А ты в это время в конспекте даешь волю собственным комментариям.
Кому подходит
Тебе, если ты хочешь не просто записывать за говорящим, но и успевать вдумываться и анализировать услышанное.
Я снабдил тебя аж пятью крутыми методами конспектирования. Но если у тебя лапки, то можешь купить уже готовые красивые конспекты, например, по анатомии.
Смотри, что еще полезного я для тебя подготовил:
Как делать полезные конспекты: 9 методов эффективной записи
1. Метод Билла Гейтса
Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.
Когда полезен
Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.
Как использовать
На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:
- основные мысли;
- заметки и важные подробности;
- примеры;
- вопросы, возникающие в ходе беседы.
2 . Метод Корнелла
Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.
Когда полезен
Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.
Как использовать
Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.
Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.
В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.
3. Метод боксов
Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.
Когда полезен
Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.
Как использовать
Информацию по каждой ключевой мысли или понятию заключайте в «боксы» — квадраты или прямоугольники. Распределяйте их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу и не объединять понятия между собой. Внутри них информацию максимально структурируйте.
Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:
4. Метод колонок
Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.
Когда полезен
Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Как использовать
Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:
- кто;
- чем будет заниматься;
- с кем в команде;
- когда должен закончить;
- каких результатов мы ждём.
5. Метод предложений
Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.
Когда полезен
Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.
Как использовать
Во время лекции пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку. Нумеруйте каждую из них. А если нужно вернуться к написанному в третьем предложении, просто в конце новой мысли укажите: «см. № 3».
6. Метод Марии Поповой
Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.
Когда полезен
Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.
Как использовать
Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.
Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:
- что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
- можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
- как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.
Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.
7. Метод индексов
Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.
Когда полезен
Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.
Как использовать
Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:
- квадрат — собственные задачи;
- круг — задачи, которые нужно делегировать;
- звёздочка — особо важные моменты;
- знак вопроса — что нужно уточнить.
8. Метод потока
Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.
Когда полезен
Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.
Как использовать
Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.
9. Метод ментальных карт
Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее .
Когда полезен
Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.
Как использовать
В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
Например, перед вами стоит задача создать сайт компании. Нужно составить план. В центре листа пишите: «Создать сайт». Теперь ответьте на вопрос, какие моменты нужно проработать? И отвечайте, рисуя ветки: «Цель», «Цена», «Создание», «Наполнение», «Продвижение». Это будет первый уровень карты.
Идём дальше, на второй уровень — от «Цели» ведите «Продажи», «Привлечение партнёров», «Рекрутирование». Далее переходите к цене. Сюда будет входить стоимость домена, хостинга, услуг дизайнеров, разработки, копирайтеров и команды по продвижению. По такой же логике раскройте остальные пункты. В итоге у вас получится подробный список, что нужно учесть, чтобы приступить к выполнению задачи.
Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Читайте также 🧐
Методы и техники конспектирования
Ни для кого не секрет, что лучше усваивается та информация, которая была записана на бумаге. Правильно оформленный конспект быстро поможет вспомнить суть занятия и выделить главные тезисы урока. Для студента жизненно необходимо уметь обрабатывать полученную от преподавателя информацию и кратко записывать ее в тетрадь. В этой статье мы предлагаем ознакомиться с простыми и надежными методами составления конспектов, которые обязательно пригодятся в ВУЗе.
Метод Корнелла
Профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете, стал первым, кто разработал поистине гениальную методику ведения конспектов. Принцип техники состоит в том, чтобы записывать полученную информацию на расчерченном особым образом листке бумаги.
Чтобы воспользоваться данным методом, нарисуйте на странице горизонтальную линию, примерно на 5-7 см выше нижнего края листа. После этого добавьте вертикальную линию, расположив ее на расстоянии 5-8 см от левого края. Получится страница, разделенная на три части:
- Левая, предназначенная для основных тезисов, вопросов лекции.
- Правая, для подробностей.
- Нижняя, для подведения итогов.
Этот метод прекрасен тем, что вам не понадобится долго искать важные сведения в объемном сплошном тексте, поскольку весь материал «разложен по полочкам» и главные тезисы сразу же видны.
Процесс ведения записей согласно методу профессора Паука заключается в следующих этапах:
- записываются главные моменты лекции;
- отдельно фиксируются основные тезисы, важные даты и имена;
- подводятся итоги и описываются свои выводы по изучаемому материалу.
Корнельский метод не работает без анализа темы, обсуждаемой на лекции, а также дальнейшей собственноручной доработки материала.
Важно! Обязательно начинайте конспектирование новой темы с чистой страницы. В противном случае получится путаница с лекциями, и все усилия будут потрачены впустую.
Метод Гейтса
Всем известный Билл Гейтс, основатель крупнейшей транснациональной компании Microsoft, придумал собственную методику быстрого фиксирования важной информации.
Краткий экскурс в историю:
- Однажды предприниматель по имени Роб Ховард во время беседы с мистером Гейтсом обратил внимание, что несмотря на наличие в современном мире всевозможных гаджетов, электронных записных книжек и других подручных средств, известный миллиардер делает записи на бумаге от руки.
- Позднее мистер Ховард поинтересовался, каким образом Билл фиксирует записи и почему он это делает на бумаге. Как выяснилось, Билл Гейтс разработал собственную методику ведения конспекта. Согласно мнению многих специалистов, метод Гейтса в деталях перекликается с методом Корнелла.
Принцип ведения конспектов по методу Билла Гейтса подразумевает разделение блокнотного листа на четыре равные части. Далее, каждая часть заполняется следующей информацией:
- в первой фиксируются вопросы, появляющиеся во время интервью или переговоров;
- вторая содержит основные мысли, идеи и выводы;
- третья занята краткими замечаниями и важными пометками;
- в четвертой части приведены примеры или кратко описаны первые выводы относительно той или иной темы.
Четвертая часть иногда опускается:
Метод ментальных карт
Mind maps – очень популярный среди студентов способ конспектирования лекции. Суть данной методики заключается в следующих этапах:
- В центре страницы записывается главная тема лекции, затем она обводится в квадрат или круг.
- При помощи стрелок, от ключевой темы делаются ответвления в различных направлениях. Каждому ответвлению присваиваются ключевые слова и идеи, относящиеся к теме лекции.
Важно! Для реализации методики mind maps лучше всего использовать цветные ручки и тетради с листами А4 формата.
Метод предложений
Данная методика очень напоминает стандартный способ стенографирования. По сути, вы конспектируете всю лекцию – буквально все, что слышите от преподавателя. Единственная разница состоит в том, что каждое предложение необходимо записывать с новой строки и обязательно нумеровать высказывания по порядку.
Неважно, какую методику написания конспекта лекций вы выберете, главное, чтобы она принесла пользу во время обучения. Попробуйте все описанные способы и найдите лучший для себя.
Не получается написать конспект? Поможем!
Как записывать лекции по методу Корнелла
Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.
Основы метода Корнелла
Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:
- Правая — для заметок.
- Левая — для основных мыслей и вопросов.
- Нижняя часть — резюме.
Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.
Примеры использования метода Корнелла
Метод Корнелла для записи лекций
Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.
Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.
Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.
Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.
Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.
Метод Корнелла на встречах и собраниях
Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.
Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.
Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.
Резюме — итог встречи.
Метод Корнелла для подготовки к выступлениям
Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.
Метод Корнелла для планирования недели
Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.
Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.
Резюме — главная цель недели.
Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!
Скачать лист для заметок по методу Корнелла.
Техники конспектирования
Чтобы лучше усваивать информацию, важно её правильно конспектировать: хороший конспект поможет быстро вспомнить суть занятия и основные тезисы. Предлагаем узнать больше о методах ведения записей.
Что нужно знать о конспектировании?
Один из популярных методов конспектирования — обычная запись информации за лектором. Техника заключается в повествовании, записи включает пункты и подпункты, сокращения. Цветные чернила используются по желанию. Однако этот метод не эффективен, поскольку не акцентирует внимание на сути услышанного, и отсутствует визуализация.
По мнению психолога Т. Бьюзена от этого подхода мало пользы:
- Ключевые слова и понятия в тексте теряются;
- Информацию трудно запоминать. В сплошном тексте трудно ориентироваться и выделить самое главное;
- В конспекте остается ненужная информация, за прочтением которой вы потом потеряете время;
- Не появляются ассоциации с ключевыми словами, тезисами.
Альтернативой этому способу могут послужить техники описанные ниже. Адаптируйте каждую их них под себя или сочетайте друг с другом.
Техники конспектирования
Ментальные карты или mind maps. Метод, который предлагает Бьюзен. Конспект начинаем вести из середины листа, где обозначаем главную тему. От этого ключевого понятия идут ответвления в разные стороны, а к каждому ответвлению прикреплены идеи и слова по теме. Для этой техники пригодятся цветные ручки. Лучше всего вести конспект в тетради формата А4 или на планшете, чтобы была возможность быстро рисовать.
Метод Корнелла. На листе рисуем две горизонтальные линии: снизу и сверху, которые будут выступать колонтитулами. Вверху можно написать дату и заголовок, а внизу оставить несколько предложений, основных идей — summary конспекта. В средней части листа проводим вертикальную линию и делаем две колонки: левая должна быть уже правой. В правой записываем лекцию, нужный материал как делаем это обычно. После занятия перечитываем правую колонку и выписываем в левой основные тезисы, имена, даты, вопросы. Этот метод хорош тем, что вам надо вернуться к пройденному материалу, перечитать, выделить самое главное, доработать конспект. Лучше использовать тетради формата А4. В левой колонке используйте цветные ручки. При желании можно сделать mind map.
Flow method. Подойдет только если вы уже знакомы с материалом или можете дополнительно записать лекцию на диктофон, получить презентацию. Эта техника предполагает, что вы записываете свои идеи, которые возникают по ходу прослушивания лекции. Особенно полезно, если вы заранее понимаете, как можете применить знания на практике. Например, когда идете на тренинг, который поможет в развитии вашего дела.
Где вести конспект?
Записи можно делать в электронном виде или от руки. У обоих вариантов есть свои преимущества и минусы. Если вы планируете вести конспекты на ноутбуке или планшете:
- Вы будете иметь доступ к текста с любого гаджета, если хранить документы в облачном хранилище;
- Можно быстро исправлять ошибки и проводить поиск по словам в тексте;
- Конспекты по разным предметам хранятся в одном месте;
- При этом велик риск отвлекаться во время занятия и трудно делать mind map.
При выборе конспекта от руки тоже есть свои плюсы и недостатки:
- Вы сможете быстро делать любые пометки и комментарии, использовать разные техники ведения конспекта;
- Меньше будете отвлекаться на сторонние программы и оповещения;
- При подготовке к экзаменам глаза меньше устают: читать с листа чем с экрана удобнее;
- Но придется носить с собой разные тетради, не будет всех предметов в одном месте.
Независимо от того, какой метод вы используете, главное — его польза для обучения. Попробуйте разные техники и выберете лучшую для себя.
Полезные ссылки