Николай васильевич мещерин: Мещерин, Николай Васильевич — Википедия – Николай Васильевич Мещерин 1864 — 1916 — История края в лицах — Домодедовская история — Каталог статей

Мещерин, Николай Васильевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мещерин.

Николай Васильевич Мещерин (1864—1916) — русский художник.

Родился в богатой купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин (1833—1880), был основателем Даниловской мануфактуры.

По воле отца учился в Московской практической академии коммерческих наук, а после смерти отца, как старший сын, был вынужден принять управление делами, не окончив курса академии[1].

Сначала Н. В. Мещерин увлёкся фотографией, затем делал картины из сушёных трав и цветов[2], а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у В. В. Переплётчикова, который был товарищем Мещерина по Практической академии. Он также брал уроки у М. Х. Аладжалова и А. М. Корина.

В усадьбе Дугино у Н. В. Мещерина бывали и подолгу жили многие художники: И. И. Левитан

[3], А. С. Степанов, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков, И. Э. Грабарь. По словам И. Э. Грабаря, в Дугине у Мещерина перебывали «все московские художники», а сам Грабарь прожил в Дугине почти 13 лет[4]. В. В. Переплётчиков писал: «Я знаю ещё одну местность, которую можно прировнять к Дугину по обилию живших в ней художников: это Саввинская слобода (окрестности г. Звенигорода)». В усадебном доме были даже оборудованы две мастерские: одна — для хозяина, другая — специально для гостей[5].

Творчество[править | править код]

В огромном большинстве работ Н. В. Мещерина представлены пейзажи средней полосы России.

Впервые работы Н. В. Мещерина были показаны на выставке Московского товарищества художников в 1899 году: «Осинки со снегом» и «Дубок». В этом же году им была написана картина «К весне»[6], присланная на Передвижную выставку[7].

Грабарь вспоминал, что среди экспонентов выставки «36 художников» был и Н. В. Мещерин.

Картины Мещерина были положительно оценены и критиками, и собирателями искусства, воспроизводились в журнале «Мир искусства», о нём писали в «Известиях Московского литературно-художественного кружка», которые редактировал В. Я. Брюсов.

В 1906 году на III и IV выставках Союза русских художников им были 12 новых крупных работ; из их числа, в Париже и Берлине на устроенной С. П. Дягилевым выставке древних икон, скульптуры, портретной живописи, наряду с произведениями В. Серова, А. Бенуа, М. Врубеля, И. Грабаря и К. Коровина, были представлены пять пейзажей Мещерина: «Ноябрь», «Дикая рябина», «На пашне», «Осень», «Перед рассветом»[8].

Две его картины были приобретены в Третьяковскую галерею: «Избы» (1901) — в 1903 году и «На пашне» (1904) — в 1907 году. Одна из лучших работ — «Сирень» (1905)[9] демонстрировалась на зимней выставке «Союза русских художников». Вскоре была написана картина «Осенняя лунная ночь» (1906—1907), пополнившая коллекцию В. О. Гиршмана.

В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею.

После похорон В. А. Серова в 1911 году литератор Б. А. Садовской в дневниковой записи отметил: «Были все московские знаменитости… Среди присутствовавших называли Н. А. Андреева, В. Н. Бакшеева, В. М. Васнецова, И. Э. Грабаря, И. С. Ефимова, Н. В. Досекина, К. А. Коровина, Н. В. Мещерина, Н. Д. Милиоти, И. С. Остроухова, Л. О. Пастернака, К. К. Первухина, Н. П. Ульянова, К. Ф. Юона — всех тех московских художников, с которыми Серов на протяжении многих лет участвовал в выставках „Союза русских художников“ и Мира искусства»[10].

Скончался Н. В. Мещерин в своём имении, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.

На XV выставке Союза русских художников, в конце 1917 года, были показаны его 30 картин; многие были проданы так, что ныне известно местонахождение только 13 из них

[8].

В 1987 году состоялась первая выставка произведений Н. В. Мещерина; был подготовлен сборник материалов и каталог[5]. В Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские», в 1994 году состоялась ещё одна выставка художника.

В 2019 году в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты», на которой представлены 92 картины и 25 авторских фотографий[11].

И. Э. Грабарь отметил: «Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина». Он «был ими захвачен…». Этот факт указывает на размер «мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени…». По мнению Грабаря, Левитан также был обязан Мещерину появлением такого пейзажного мотива как деревенские сараи: «Однажды он смотрел последние работы Мещерина… и сказал:

— Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой»[4].

Дочь И. Э. Грабаря, Ольга, вспоминала причуды Мещерина в вопросах питания: он искренно верил, что употребляя «мечниковскую», как её в то время называли, простоквашу, можно существенно продлить жизнь. К подобным панацеям он относил и редьку с квасом[12].

В 1907 году Мещерин увлёкся приобретением граммофонных пластинок; в письме И. Э. Грабарю 11 июня он писал: «Что касается меня, то я начинаю трусить: как бы не ограммофониться. Так увлёкся, что просто беда. То бывало: утренняя заря, да лунная ночь и т. п.; а теперь ещё граммофон… А пластинок-то неисчислимое множество. Не прошло и месяца, а уже около 70-ти пластинок на лицо».

  1. ↑ Впоследствии, фактическое управление перешло ко второму (среднему) сыну, Михаилу Васильевичу. Дочь Михаила Васильевича, Валентина, станет в 1913 году женой И. Э. Грабаря. В семье были также Андрей — младший брат и сестра.
  2. ↑ Николай Васильевич Мещерин // Известия Московского литературного кружка. Вып. 16. — М., 1916. — С. 17
  3. ↑ Их знакомство состоялось в 1898 году.
  4. 1 2 Грабарь И. Э. Моя Жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. — М.: Республика, 2001.
  5. 1 2 Н. В. Мещерин. 1864—1916. // Живопись. Сборник материалов и каталог выставки произведений. / Сост. и вступит. ст. Н. А. Гагмана. — М., 1987.
  6. ↑ По свидетельству Переплётчикова, Левитан, разглядывая картину Мещерина «К весне», сказал, что хотел бы иметь иметь такого ученика.
  7. ↑ Ныне она находится в Киевском музее русского искусства
  8. 1 2 Гагман Н. «Чем дальше, тем всё сложнее…» // Третьяковская галерея. — 2007. — № 2. — С. 86—93.
  9. ↑ Находится в Ивановском художественном музее.
  10. Лапшин В. П. Валентин Серов. Последний год жизни. — М.: Галарт, 1985. — С.320—321.
  11. ↑ В Музее русского импрессионизма открывается ретроспектива «Николай Мещерин» (рус.). РИА Новости (20190213T1425+0300Z). Дата обращения 19 февраля 2019.
  12. Наумова Г. А. Купеческая усадьба Мещериных… // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2009. — Т. 56, № 1. — С. 151—152.

Николай Мещерин | Artifex.ru

Николай Васильевич Мещерин по праву считается одним из величайших русских импрессионистов. Большинство его работ были посвящены воспеванию красоты родной земли: степей, лугов и полей. На сегодняшний день сохранилось немногим более 40 работ художника.

Некоторые из них осели в частных коллекциях, другие хранятся в Доме-музее Левитана в Плёсе, Музее изобразительных искусств в Казани, Киевском музее русского искусства и в нескольких не самых известных картинных галереях в разных городах страны. «Не избалован» Мещерин и персональными выставками: за последние сто лет их было всего две. А ведь имя этого художника входит в число тех русских живописцев, творчество которых и представляет русский импрессионизм.

 

Кстати, одним из направлений импрессионизма стал пленэризм. Картины в этом жанре писались на натуре, зачастую всего за один сеанс, без доработки в мастерской. Поэтому основным жанром пленэризма стал пейзаж и городская зарисовка. Чтобы успеть закончить работу и постоянно находиться под впечатлением от увиденного, художники должны были работать очень быстро, что привело к рождению новой техники письма короткими мазками. Кстати, благодаря пленэру стали выпускаться краски в тубах. До этого художники готовили их сами в своих мастерских.

Изменилась и цветовая палитра пленэристов: они, например, отказались от чисто белого и черного цветов. Так, Ренуар писал:

«Даже тень не бывает черного цвета — она всегда окрашена. Природе ведом только цвет»

А размытые контуры предметов и использование контрастов производили эффект живого мерцания красок на полотне.

Конечно, на полотнах русских художников того времени мы не увидим настолько яркого проявления импрессионизма. Но это не значит, что новые веяния обошли Россию стороной. Конечно, французской легкости и яркости взяться было неоткуда – не та природа, северное солнце. Совсем другие глаза смотрели на наши скромные и неяркие русские пейзажи, совсем другие виды были вокруг. Отечественному пленеризму были свойственны уверенные, насыщенные оттенки, роднящие палитру с реалистичной.

И яркое свидетельство тому — творчество Николая Васильевича Мещерина, несправедливо забытого в наше время художника, лучшие полотна которого можно с полным основанием отнести к направлению пленеризм.

Родился художник в 1864 году в довольно богатой купеческой семье. Повинуясь законам домостроя, он был вынужден продолжать дело отца и ни о каком художественном образовании даже не мечтал. Все его «живописное ученичество» свелось к нескольким урокам у молодых и только впоследствии ставших знаменитыми Корина, Аладжалова, Левитана.

Первые этюды художника выдавали в нем способного самоучку. Но упорный труд и желание добиться результатов не прошли бесследно: в 90-х годах XIX века Николай Мещерин стал довольно известен в кругу московских художников. В своем творчестве он отдавал предпочтение камерным пейзажам. На них изображены виды Дугина, где находилось поместье Мещериных, и его окрестностей. Эти работы по технике исполнения относились, безусловно, к реализму, но глубоко интимное отношение к неброской красоте родного края, поэтично и тонко переданные образы природы уже выходили за рамки только правдивого отображения действительности.

Отсутствие академического образования в какой-то степени оказалось Мещерину «на руку». Его не сковывали жесткие рамки понятий о том, «как можно и как нельзя писать», художник был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Может быть, именно поэтому он гораздо смелее, чем его современники, экспериментировал со светом, цветом и техникой письма. Мещерин был одним из первых в России художников, которые взяли на вооружение импрессионистический метод пуантилизм, который представлял собой письмо мелкими мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

 

Есть в этих полотнах одна особенность: они были новаторскими по технике, но исконно русскими по содержанию. И в этом смысле его живопись близка к полотнам великих русских пейзажистов.

Художники — Музей русского импрессионизма

Сын купца первой гильдии, основателя одного из крупнейших московских производств – Даниловской текстильной мануфактуры, Николай Мещерин должен был стать наследником большого предприятия, но у него не было склонности к управлению сложным промышленным механизмом. После смерти отца Николай Мещерин предпочел удалиться от городской суеты в свою загородную усадьбу Дугино. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало для него не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом, где все свое время он мог посвятить искусству живописи.

Первым наставником в этом деле стал для него Василий Переплетчиков, его бывший однокашник по Практической академии коммерческих наук, который к тому времени уже успел пройти курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но советов друга было недостаточно, и Николай Мещерин обратился к помощи художника Мануила Аладжалова. Однако первые систематические занятия прошли уже под руководством живописца Алексея Корина. Примерно в это же время Николай Мещерин познакомился с Исааком Левитаном, у которого жаждал брать уроки. Но Левитан посоветовал ему заниматься самостоятельно, увидев в нем уже сформировавшегося мастера со своим индивидуальным подчерком. Так прошел первый период становления Николая Мещерина как живописца.

Второй этап начинается со знакомства с художником Игорем Грабарем. Когда они впервые встретились, Мещерин уже активно участвовал в выставочной деятельности. В своих воспоминаниях Грабарь пишет: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплетчиков». Игорь Грабарь оказал значительное влияние на изменение художественной системы Николая Мещерина. Благодаря Грабарю Мещерин воспринял достижения новой французской живописи. Импрессионизм и дивизионизм оказались созвучны мироощущению Николая Мещерина, дали ему необходимую свободу. Быстрая манера письма, богатство палитры в полной мере позволяли передавать на холсте все многообразие явлений природы, ее переходные состояния, которые стремился уловить художник. Будь то восходы и закаты, ночные сцены, сложные оттенки лунного освещения. Импрессионистический период в творчестве Николая Мещерина стал наиболее плодотворным.

Николай Мещерин на протяжении всей своей творческой деятельности оставался верен природе. Пейзаж – тот жанр, который Мещерин ценил превыше остальных. Для Николая Мещерина природа была одновременно главным источником вдохновения, учителем, предметом для непрестанного внимательного изучения.

Николай Мещерин. Выход из суеты

Музей русского импрессионизма продолжает возрождать память о незаслуженно забытых именах и даже целых художественных центрах. Сегодня, благодаря новой выставке в этом музее, мы имеем удовольствие насладиться не только очаровательными пейзажами художника Николая Васильевича Мещерина (1864-1916), но и прелестью русской усадьбы начала 20 века, в которой радушие и талант ее хозяина собрали целый букет первоклассных живописцев эпохи. Игорь Грабарь, Алексей Корин, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов, Апполинарий Васнецов, Мануил Аладжалов и Исаак Левитан, очарованные красотой подмосковного Дугина и радушием его владельца Николая Мещерина, жили в усадьбе неделями и месяцами, выезжая на пленэры, проводя дни и вечера за самоваром, вокруг граммофона, наслаждаясь неспешной и расслабленной жизнью в гармонии с природой, и возвращались на эту благодатную почву годами. И если подобные очаги художественной жизни в Абрамцеве или Талашкине хорошо знакомы любителям русского искусства, то о «русском Барбизоне» в Дугино мы порядочно забыли. Восполнить этот досадный пробел в истории отечественной культуры решили совместными усилиями Третьяковской галереи и Музея русского импрессионизма, собрав в одном пространстве живописные и графические работы, созданные в имении его хозяином и прославленными гостями.

Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве, в Замоскворечье, в патриархальной купеческой семье, регулярного художественного образования не получил, однако с детства полюбил рисование, заниматься которым продолжил в Московской Практической академии коммерческих наук, где этот предмет был обязательным. После ранней кончины отца шестнадцатилетний Николай вынужден был оставить учебу и со временем переехал в Дугино Подольского уезда, где его отец начал строительство усадебного дома с парком и оранжереей. Уютный, патриархальный дом, окруженный лесом и оврагами, живописные берега реки Пахры буквально влюбили в себя молодого Мещерина, который мечтал жить в своем райском уголке безвыездно. Здесь его увлекло фотографирование местных пейзажей и сцен охоты. Прекрасные, очень тонкие и поэтичные кадры, снятые молодым художником, дают представление о его любви к камерным, неброским видам, особом взгляде очарованного наблюдателя, который отличает и его живописные произведения.

Николай Мещерин. К вечеру. 1906. Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

Простые повседневные мотивы: ветки деревьев морозными зимними вечерами, влажные осенние сумерки в деревне, пышные грядки кустистой капусты, резные деревянные крылечки в тусклых рассветных лучах — каким-то непостижимым образом весь этот хрупкий и невыразимо прекрасный мир так живо и емко заключен в небольших, камерного размера полотнах, написанных густыми, длинными или легкими, пуантилистическими мазками. Художественные изыскания французских импрессионистов, захватившие на рубеже веков умы русских художников, дали пространство для опытов Николая Мещерина. Его работы стремятся передать мгновенные изменения эффектов света и цвета в природе, оттенки настроения и эмоциональной насыщенности пейзажа.

Николай Мещерин. Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905. Вологодская областная картинная галерея.

Не имея официального художественного образования, хозяин усадьбы с увлечением следовал советам и примеру своих знаменитых гостей, у некоторых (как, например, у Алексея Корина) беря уроки живописи, другими вдохновляясь во время совместных пленэрных поездок. Однако самостоятельность и индивидуальность художника были признаны уже его современниками. Готовя выставку, целью которой было показать всему миру лучшие произведения русского искусства, Сергей Дягилев выбрал несколько работ Николая Мещерина, в том числе пейзаж «Перед рассветом. В июньскую ночь», что стало серьезным признанием профессионального уровня художника. Густой сапфирово-синий цвет летней ночи с розовыми отсветами встающей зари рисует яркий и глубокий образ таинственной и прекрасной природы, просыпающейся в короткие мгновения предрассветной тьмы. Трепет ночного воздуха оживляет полотно быстрыми и точными разнонаправленными мазками.

Николай Мещерин. Цветущая вишня. 1899. Собрание Е. В. Ляпуновой.

Интимное, камерное переживание пейзажа, свойственное всем работам Мещерина, не сразу бросается в глаза и не вступает в конкуренцию с более активными и энергичными образами на полотнах его друзей. Но, постепенно открываясь внимательному зрителю, оно захватывает своим глубоким чувством и искренним, негромким очарованием. Каждый мотив на его полотнах — прочувствованный и любимый, каждая покрытая росой ветка, окутанная ароматом хрупких и нежных цветов, — полноправное действующее лицо единого повествования о тихой прелести окружавшего художника мира.

Николай Мещерин. Осень. 1901. Вологодская областная картинная галерея.

Виртуозные быстрые мазки, которыми Мещерин намечает пространство своих полотен, при всей своей точности всегда ложатся нежно и трепетно, как будто каждое касание холста кистью — это мягкий, глубокий, но ни в коем случае не резкий и не громкий звук, вплетающийся в стройный и гармоничный хор пейзажа. Ветреный осенний день здесь переливается сотнями оттенков, наполняющих всю прозрачную глубину прохладного влажного воздуха жизнью и значением. Необыкновенная, неброская красота наполовину облетевшего деревца наполнена для любящего взгляда художника совершенно самостоятельной ценностью как невероятно увлекательный объект для вдумчивого рассматривания.

Николай Мещерин. В феврале. 1909. Вольский краеведческий музей.

И в более крупных и ярких по настроению работах Мещерина лейтмотивом звучит все тот же камерный, уютный характер его живописного видения. Передавая великолепный, сверкающий множеством оттенков снег, художник так мягко и нежно касается кистью полотна, что мы снова слышим все ту же едва уловимую мелодию тихой радости, пронизывающую все его образы. Чистые, но приглушенные тона, яркий, но рассеянный свет, задумчивый силуэт ребенка заставляют нас всматриваться в этот простой пейзажный мотив и проживать вместе с ним его тихое, но такое насыщенное чувством пространство.

Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой. 1902. Частное собрание.

Виды Москвы в наследии Мещерина встречаются редко. По настоянию жены он снял квартиру в доме Коробковой на Пятницкой улице (дом этот постройки знаменитого Льва Кекушева стоит и сейчас), но не любил покидать родное Дугино. Написанный в Москве вид из окна выглядит нарочито неброским и камерным. Живые, теплые, чуткие касания кистью, приглушенная, гармонизированная палитра мастерски передают дрожащий, струящийся зимний воздух.

Алексей Корин. Парники. Дугино. 1900. Частное собрание.

Очарованные простыми сельскими видами Дугино, гости Николая Мещерина оставили множество изображений уголков этой живописной купеческой усадьбы. Огороды кисти Алексея Корина написаны густыми, сочными, энергичными цветными мазками.

Игорь Грабарь. Угасающий день. 1904. Государственная Третьяковская галерея.

Гулкое, звонкое пространство воплотил своими резкими, контрастными штрихами Игорь Грабарь. Старинная усадьба соседей Мещериных, отраженная в речной глади, как будто вылеплена из густых, пастозных, скульптурных мазков.

Игорь Грабарь. Ямщик. 1904. Государственная Третьяковская галерея.

В Дугино служил специальный извозчик, деревенский подросток, в обязанности которого входили поездки с художниками на пленэры. На картине Игоря Грабаря он выглядит явно недовольным процессом позирования, но его выразительный темный силуэт на фоне рыхлого белого снега, яркость цветовых и световых контрастов, живописная вибрация холодного воздуха очевидно сильнее увлекли автора своими художественными задачами, чем настроение вынужденной модели.

Василий Переплетчиков. Дугино. 1899. Государственная Третьяковская галерея.

Живописный вид на усадьбу Дугино запечатлел Василий Переплетчиков. Ученик Перова, Саврасова и Поленова, он был для Николая Мещерина желанным учителем, однако от идеи брать уроки молодого друга отговорил Исаак Левитан, увидевший в пейзажах Мещерина самостоятельность и свой особенный почерк.

Многообразие и богатство живописи, рожденной в плодотворной атмосфере усадьбы Дугино, разнохарактерные и взаимодополняющие образы, воплощенные разными художниками под ее гостеприимной крышей и собранные в едином пространстве Музея русского импрессионизма, с одной стороны наглядно демонстрируют нам целую эпоху развития русского пейзажа. А с другой — очень ярко, живо и почти осязаемо выстраивают в душе зрителя гармоничный, ласковый и радостный образ гостеприимной усадьбы, где простота и ясность жизни в согласии с природой и искусством создали удивительный мир, хрупкий и прекрасный, уже через год после смерти Николая Мещерина снесенный историческими событиями, как селевым потоком, и совершенно нам сегодня не доступный. Но в едва слышных мелодиях пейзажей, в едва уловимой вибрации красок, в насыщенном пространстве собранных вместе картин этот мир оживает, приоткрывает свои нехитрые секреты и вдруг, внезапно и совершенно бесповоротно затягивает в свою пленительную орбиту. И, как художники, которые столетие назад не могли уехать из этого притягательного места, мы сегодня не можем оторваться от его живописных отражений, затягивающих в свой зачарованный мир и долго потом не отпускающих.

Выставка продлится до 19 мая.

Мещерин Николай Васильевич — русский художник

Русский художник Мещерин Николай Васильевич . Автор картин: Весна в деревне; Пейзаж со строениями; Пейзаж; Перед рассветом (В июньскую ночь).; Рябинка; и многих других.

Мещерин Николай Васильевич (1864-1916)

Ныне неизвестный широкому кругу любителей живописи Николай Васильевич Мещерин был популярен в свое время у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов (например, И.Э. Грабаря). Художник не получил систематического профессионального образования, хотя частные уроки, в том числе у И.И. Левитана, вполне заменили ему училище и Академию.

Начало художественного творчества живописца прошло под значительным влиянием модного импрессионизма. Даже по названиям. Одна из последних работ, видимо, как дань им. Сравним «Восход солнца. Впечатление» Клода Моне и «Восход солнца. Этюд» (1916) Н.В. Мещерина.

Увлечение импрессионизмом сменилось у художника на пуантилизм — пионеры метода французские художники Сера и Синьяк.

Однако влияние этих художественных течений трансформировалось в творчестве Н.В. Мещерина: его мироощущение и особенности манеры исполнения придавали его работам и большую долю лиризма, и ту внутреннюю теплоту, которая «греет» зрителя, вызывая у него ответную волну доброжелательности. При этом ему (зрителю) часто совсем неважно, кому и в какой мере подражал художник (было бы талантливо).

Привлекало в полотнах Н.В. Мещерина и национальная тематика его картин — в большинстве из них представлены родные для нас неброские красоты среднерусской природы.  

Картины художника

Весна в деревне — Мещерин Николай Васильевич

Весна в деревне

Пейзаж со строениями — Мещерин Николай Васильевич

Пейзаж со строениями

Пейзаж — Мещерин Николай Васильевич

Пейзаж

Перед рассветом (В июньскую ночь). — Мещерин Николай Васильевич

Перед рассветом (В июньскую ночь).

Рябинка — Мещерин Николай Васильевич

Рябинка

Сосны по снегом — Мещерин Николай Васильевич

Сосны по снегом

Выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты»: lovers_of_art — LiveJournal


Николай Мещерин. Летний вечер, 1906. Собрание И.П. Машкова

Музей русского импрессионизма продолжает свою миссию — открывать новые имена. Может, и не совсем новые, но порядком подзабытые. В этот раз представлены картины художника начала XX века — Николая Мещерина. Он был одним из верных последователей французского импрессионизма и использовал его приёмы в своей живописи. Николай Васильевич Мещерин (1835-1890) был скромным художником, в истории искусств он так и остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты» подготовлена совместно с Третьяковской галереей. Впервые  за последние 30 лет собраны работы художника из 17 музеев и пяти частных коллекций. Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи. Его главной музой была среднерусская природа.

Николай Васильевич Мещерин родился 16 февраля 1864 года в Москве в богатой купеческой семье. Мещериным принадлежала Даниловская мануфактура, позже получившая название хлопчатобумажной фабрики, а с 1925 года — «Фабрика имени М.В. Фрунзе». Отец Николая Мещерина — Василий Ефремович, в конце жизни стал известным фабрикантом, выпускавшим в России лучшие ситцы. Николай и два его младших брата по воле отца должны были учиться в Московской практической академии коммерческих наук. В 1880 году, когда Николаю Мещерину исполнилось 16 лет, отец скоропостижно скончался. Старший сын Николай принял на себя управление всеми его делами, не закончив полностью курс академии. Но практически впоследствии всеми делами мануфактуры, домами и имениями занимался второй сын, Михаил. Николай Васильевич Мещерин был женат, но бездетен. Его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, оставшись вдовой, была наследницей всего собрания картин мужа.


Николай Васильевич Мещерин (1835-1890). Фото

Экспозиция начинается с фотографий Мещерина 1880-х годов из коллекции Третьяковской галереи. Его фотографическое увлечение пришлось на самое начало зарождения художественной фотографии. Богатый наследник мог себе позволить такое дорогое увлечение.
В свои 22 года ему удавалось делать уникальные для того времени снимки. Пейзажи, сцены охоты, групповые портреты родных и близких Мещерина выставляются впервые.

Усадьба находилась в Подольском уезде, в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестности и реку Пахру. В имении Дугино Николай Мещерин проводил большую часть жизни, а последние 12 лет почти безвыездно.


Первый снег. Дугино. 14.10.1886. Альбуминовый отпечаток. Картон. Фото

В советские годы Дугино известно как Мещерино Подольского уезда. В довоенные годы в Подольском районе был организован совхоз «Мещерино». Позже Мещерино известно как курортный комплекс-санаторий «Мещерино», а ныне территориально входит в зону Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». В 2014 году усадьба сильно пострадала от пожара.


Пейзаж со стадом коров. 1886-1887. Альбуминовый отпечаток. Картон. Фото

Экспозиция разбита на тематические блоки. На картинах Николая Мещерина и других художников, гостивших в усадьбе, — деревня Дугино и её окрестности в разное время года. В гостях у Мещерина перебывали многие известные московские художники того времени — Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплётчиков, Алексей Корин, Илья Остроухов и Валентин Серов. Усадьба практически не давала дохода, она была местом отдыха и приема многочисленных гостей художников. В ней были устроены мастерские хозяина и отдельная — для гостей Мищерина. По значимости для русской культуры Дугино можно сравнить с имением Абрамцево.

Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь — такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, — ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться… он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие…»


Николай Мещерин. Ясный день, 1908. Пермская государственная художественная галерея


Николай Мещерин. Декабрь, 1901. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко


Николай Мещерин. В феврале, 1909. Вольский краеведческий музей

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого.
Теперь во многом благодаря мемуарам Грабаря можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте.


Игорь Грабарь. В зимний день. Угол дома со снегом, 1904

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».


Игорь Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда, 1904


Николай Мещерин. Зимний вечер. Деревня, 1905. ГТГ

Картина «Морозная ночь» — одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.


Николай Мещерин. Морозная ночь, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Фото


Николай Мещерин. Сосенки под снегом, без даты. Астраханская картинная галерея. Фото


Николай Мещерин. Девушка в красной юбке, 1903. Частное собрание


Игорь Грабарь. Баба с вёдрами, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Николай Мещерин. Лес зимой, 1910-е годы. ГТГ


Игорь Грабарь. Ямщик, 1904. ГТГ


Николай Мещерин. Зимняя ночь, 1901

Когда Николай Мещерин выезжал в Москву, то останавливался в красивом особняке купца Трифона Коробкова на Пятницкой. Он снимал квартиру на втором этаже дома. Этот богатый особняк в эклектичном стиле был построен в 1866 году и перестроен спустя 28 лет знаменитым архитектором Львом Кекушевым.
На картине изображен отрезок четной стороны Пятницкой улицы с выходящим на нее Голиковским переулком. По углам стоят два старых двухэтажных дома. Справа довольно большой пустой двор. За ним вдали, среди других зданий, видны верхушки двух церквей. Это сохранившаяся церковь Николы в Пыжах и снесенная в 1930-е годы церковь Покрова Богородицы в Голиках.
Квартиру в доме Коробковой Мещерин сохранял и тогда, когда круглый год жил в Дугине и приезжал в Москву только изредка по неотложным делам. После революции 1917 года в доме Коробковой находился Институт истории искусств, которым в то время руководил Игорь Грабарь.


Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой, 1902. Частное собрание. Фото

В начале XX века усадьба Дугино представляла собой двухэтаэный дом, окружённый парком, с многочисленными хозяйственными постройками.


Игорь Грабарь. Угасающий день, 1904


Николай Мещерин. Вечер апреля, 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Николай Мещерин. Цветущая вишня, 1899. Собрание Е.В. Ляпуновой

В Дугино Грабарь встретил Валентину Михайловну Мещерину (1892-1959) дочь среднего брата Николая Мещерина — Михаила. Они поженились 13 апреля 1913 года (за 3 года до смерти Николая Мещерина), когда Валентине исполнилось 20 лет.


Игорь Грабарь. Под берёзами. Этюд, 1904. ГТГ


Николай Мещерин. Июньская ночь, 1911. Фото


Алексей Корин. Диван в имении художника Н.В. Мещерина, 1890-е годы. Частное собрание


Игорь Грабарь. Весенний ветер, 1905


Алексей Корин (1865-1923). Сирень. Скамья, 1902. Частное собрание


Николай Мещерин. Пейзаж. Поляна, 1914(?). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Николай Мещерин. Берёза и рябинки. Начало 1910-х годов. ГТГ


Николай Мещерин (1864-1916). Иван-да-Марья, 1914. ГТГ


Игорь Грабарь (1871-1960). Дорожка в усадьбе, 1904. Собрание М.А.Суслова


Николай Мещерин. Лунная ночь, 1905. ГТГ


Василий Переплетчиков. Окрестности Дугина, 1899. ГТГ


Игорь Грабарь. Утренний чай, 1917. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

На выставке «Жёны» в этом музее была представлена картина Игоря Грабаря, на которой сёстры Мария и Валентина Мещерины среди букетов васильков. Это племяницы Николая Мещерина, каждая из них побывала женой художника Игоря Грабаря.


Игорь Грабарь. Васильки, 1914. Частная коллекция

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вдове художника пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино.


Игорь Грабарь. Закат солнца, 1907. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Мещерин писал очень много этюдов восхода солнца для задуманной большой картины. Однако большого полотна не получилось — помешала ранняя смерть.


Солнечная серия — этюды к полотну


Николай Мещерин. Церковь в Плесе. Смеркается, 1902. Частное собрание


Николай Мещерин. Архитектурный мотив, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. Гульбище, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание

Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.


Исаак Левитан (1860-1900). Лунная ночь, 1899. ГТГ


Николай Мещерин. Осень. Капустный огород, 1905. Частная коллекция. Фото


Николай Мещерин. Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906. ГТГ


Николай Мещерин. Гумно, 1903. Частное собрание


Николай Мещерин. Осень, 1901. Вологодская областная картинная галерея


Василий Переплетчиков. Золотая осень, 1908. ГМИИ имени А.С. Пушкина


Источники информации:
yesmagazine.ru , rosphoto.com , www.tg-m.ru , is-tok.ru

Выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты»


Николай Мещерин. Летний вечер, 1906. Собрание И.П. Машкова

Музей русского импрессионизма продолжает свою миссию — открывать новые имена. Может, и не совсем новые, но порядком подзабытые. В этот раз представлены картины художника начала XX века — Николая Мещерина. Он был одним из верных последователей французского импрессионизма и использовал его приёмы в своей живописи. Николай Васильевич Мещерин (1835-1890) был скромным художником, в истории искусств он так и остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты» подготовлена совместно с Третьяковской галереей. Впервые  за последние 30 лет собраны работы художника из 17 музеев и пяти частных коллекций. Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи. Его главной музой была среднерусская природа.

Николай Васильевич Мещерин родился 16 февраля 1864 года в Москве в богатой купеческой семье. Мещериным принадлежала Даниловская мануфактура, позже получившая название хлопчатобумажной фабрики, а с 1925 года — «Фабрика имени М.В. Фрунзе». Отец Николая Мещерина — Василий Ефремович, в конце жизни стал известным фабрикантом, выпускавшим в России лучшие ситцы. Николай и два его младших брата по воле отца должны были учиться в Московской практической академии коммерческих наук. В 1880 году, когда Николаю Мещерину исполнилось 16 лет, отец скоропостижно скончался. Старший сын Николай принял на себя управление всеми его делами, не закончив полностью курс академии. Но практически впоследствии всеми делами мануфактуры, домами и имениями занимался второй сын, Михаил. Николай Васильевич Мещерин был женат, но бездетен. Его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, оставшись вдовой, была наследницей всего собрания картин мужа.


Николай Васильевич Мещерин (1835-1890). Фото

Экспозиция начинается с фотографий Мещерина 1880-х годов из коллекции Третьяковской галереи. Его фотографическое увлечение пришлось на самое начало зарождения художественной фотографии. Богатый наследник мог себе позволить такое дорогое увлечение.
В свои 22 года ему удавалось делать уникальные для того времени снимки. Пейзажи, сцены охоты, групповые портреты родных и близких Мещерина выставляются впервые.

Усадьба находилась в Подольском уезде, в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестности и реку Пахру. В имении Дугино Николай Мещерин проводил большую часть жизни, а последние 12 лет почти безвыездно.


Первый снег. Дугино. 14.10.1886. Альбуминовый отпечаток. Картон. Фото

В советские годы Дугино известно как Мещерино Подольского уезда. В довоенные годы в Подольском районе был организован совхоз «Мещерино». Позже Мещерино известно как курортный комплекс-санаторий «Мещерино», а ныне территориально входит в зону Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». В 2014 году усадьба сильно пострадала от пожара.


Пейзаж со стадом коров. 1886-1887. Альбуминовый отпечаток. Картон. Фото

Экспозиция разбита на тематические блоки. На картинах Николая Мещерина и других художников, гостивших в усадьбе, — деревня Дугино и её окрестности в разное время года. В гостях у Мещерина перебывали многие известные московские художники того времени — Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплётчиков, Алексей Корин, Илья Остроухов и Валентин Серов. Усадьба практически не давала дохода, она была местом отдыха и приема многочисленных гостей художников. В ней были устроены мастерские хозяина и отдельная — для гостей Мищерина. По значимости для русской культуры Дугино можно сравнить с имением Абрамцево.

Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь — такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, — ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться… он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие…»


Николай Мещерин. Ясный день, 1908. Пермская государственная художественная галерея


Николай Мещерин. Декабрь, 1901. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко


Николай Мещерин. В феврале, 1909. Вольский краеведческий музей

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого.
Теперь во многом благодаря мемуарам Грабаря можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте.


Игорь Грабарь. В зимний день. Угол дома со снегом, 1904

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».


Игорь Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда, 1904


Николай Мещерин. Зимний вечер. Деревня, 1905. ГТГ

Картина «Морозная ночь» — одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.


Николай Мещерин. Морозная ночь, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Фото


Николай Мещерин. Сосенки под снегом, без даты. Астраханская картинная галерея. Фото


Николай Мещерин. Девушка в красной юбке, 1903. Частное собрание


Игорь Грабарь. Баба с вёдрами, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Николай Мещерин. Лес зимой, 1910-е годы. ГТГ

Игорю Грабарю хозяин выделил собственного извозчика Мишку по прозвищу Арбуз, портрет которого можно увидеть на выставке. В его обязанности входили поездки с художниками на пленэры.


Игорь Грабарь. Ямщик, 1904. ГТГ


Николай Мещерин. Зимняя ночь, 1901

Когда Николай Мещерин выезжал в Москву, то останавливался в красивом особняке купца Трифона Коробкова на Пятницкой. Он снимал квартиру на втором этаже дома. Этот богатый особняк в эклектичном стиле был построен в 1866 году и перестроен спустя 28 лет знаменитым архитектором Львом Кекушевым.
На картине изображен отрезок четной стороны Пятницкой улицы с выходящим на нее Голиковским переулком. По углам стоят два старых двухэтажных дома. Справа довольно большой пустой двор. За ним вдали, среди других зданий, видны верхушки двух церквей. Это сохранившаяся церковь Николы в Пыжах и снесенная в 1930-е годы церковь Покрова Богородицы в Голиках.
Квартиру в доме Коробковой Мещерин сохранял и тогда, когда круглый год жил в Дугине и приезжал в Москву только изредка по неотложным делам. После революции 1917 года в доме Коробковой находился Институт истории искусств, которым в то время руководил Игорь Грабарь.


Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой, 1902. Частное собрание. Фото

В начале XX века усадьба Дугино представляла собой двухэтажный дом, окружённый парком, с многочисленными хозяйственными постройками.


Игорь Грабарь. Угасающий день, 1904


Николай Мещерин. Вечер апреля, 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Николай Мещерин. Цветущая вишня, 1899. Собрание Е.В. Ляпуновой

В Дугино Грабарь встретил Валентину Михайловну Мещерину (1892-1959) дочь среднего брата Николая Мещерина — Михаила. Они поженились 13 апреля 1913 года (за 3 года до смерти Николая Мещерина), когда Валентине исполнилось 20 лет.


Игорь Грабарь. Под берёзами. Этюд, 1904. ГТГ


Николай Мещерин. Июньская ночь, 1911. Фото


Алексей Корин. Диван в имении художника Н.В. Мещерина, 1890-е годы. Частное собрание

На картине Грабаря «Весенний ветер»- одна из уютных комнат имения с роялем. Она выделяется своей техникой и настроением — отрешением от суеты.


Игорь Грабарь. Весенний ветер, 1905


Алексей Корин (1865-1923). Сирень. Скамья, 1902. Частное собрание


Николай Мещерин. Пейзаж. Поляна, 1914(?). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Николай Мещерин. Берёза и рябинки. Начало 1910-х годов. ГТГ


Николай Мещерин (1864-1916). Иван-да-Марья, 1914. ГТГ


Игорь Грабарь (1871-1960). Дорожка в усадьбе, 1904. Собрание М.А.Суслова


Николай Мещерин. Лунная ночь, 1905. ГТГ


Василий Переплетчиков. Окрестности Дугина, 1899. ГТГ


Игорь Грабарь. Утренний чай, 1917. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

На выставке «Жёны» в этом музее была представлена картина Игоря Грабаря, на которой сёстры Мария и Валентина Мещерины среди букетов васильков. Это племяницы Николая Мещерина, каждая из них побывала женой художника Игоря Грабаря.


Игорь Грабарь. Васильки, 1914. Частная коллекция

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вдове художника пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино.


Игорь Грабарь. Закат солнца, 1907. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Мещерин писал очень много этюдов восхода солнца для задуманной большой картины. Однако большого полотна не получилось — помешала ранняя смерть.


Солнечная серия — этюды к полотну


Николай Мещерин. Церковь в Плесе. Смеркается, 1902. Частное собрание


Николай Мещерин. Архитектурный мотив, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. Гульбище, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание


Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание

Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.


Исаак Левитан (1860-1900). Лунная ночь, 1899. ГТГ


Николай Мещерин. Осень. Капустный огород, 1905. Частная коллекция. Фото


Николай Мещерин. Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906. ГТГ


Николай Мещерин. Гумно, 1903. Частное собрание


Николай Мещерин. Осень, 1901. Вологодская областная картинная галерея


Василий Переплетчиков. Золотая осень, 1908. ГМИИ имени А.С. Пушкина


Источники информации:
yesmagazine.ru , rosphoto.com , www.tg-m.ru , is-tok.ru