Каким бывает голос (шпаргалка) — БлогМикиртумова Карина
Описание голоса
О силе, громкости; о характере, чистоте, продолжительности звучания.
Бабий, бархатный, басовитый, бесперебойный, бесцветный, блеклый, блеющий, богатырский, быстрый, ватный, взвизгивающий, вздрагивающий, вибрирующий, визгливый, внятный, волнообразный, воркующий, воющий, высокий, вязкий, вялый, гибкий, глухой, гнусавый, гнусливый (устар.), гортанный, гробовой, громкий, громовой, грохочущий, грубый, грудной, гудящий, гулкий, густой, девический, девичий, деревянный, дребезжащий, дрожащий, дряблый, дряхлый, жестяной, жидкий, жирный, журчащий, задыхающийся, замогильный, звенящий, звонкий, звучный, исполинский, истошный, клокочущий, крепкий, крикливый, круглый, лающий, легкий, ломающийся, ломкий, лязгающий, масленистый (маслянистый), медленный (устар.), медлительный, медный, мерный, металлический, могучий, монотонный, мужской, надломленный, надорванный, надтреснутый, напряженный, натруженный, натужный, неестественный, неторопливый, низкий, нутряной, огрубелый, однозвучный, окрепший, округлый, осиплый, осипший, остуженный, отрывочный, охрипший, певучий, перерывистый (устар.), пискливый, писклявый (разг.), плачущий, подземный, полнозвучный, полный, порывистый, прерывистый, придушенный, пронзительный, простуженный, протяжный, разбитый, расслабленный, резкий, ржавый, ровный, рокочущий, рыкающий, свежий, свистящий, сдавленный, серебряный, сильный, сипатый (простореч.), сиплый, сиповатый, скрипучий, слабый, стальной, старческий, старчески-блеклый, стеклянный, сухой, текучий, тихий, толстый (устар.), тонкий, тощий (разг.), трескуче-сухой, трескучий, трубный, тугой, тусклый, тягучий, удушливый, упавший, упругий, утробный, хриплый, хрипучий (простореч), хрипящий, хрустальный, чеканный, четкий, чистый, чугунно-глухой, чугунный, шепелявый, шипящий, шумный, юношеский, юный, яркий (устар.), ярый (простореч.), ясный.
О звучании голоса при пении, о качестве этого звучания.
Баритональный, бархатный, басовый, бескрасочный, богатый, божественный, виолончельный, выработанный, высокий, гармонический, гармоничный, гибкий, глубокий, горловой, громовой, грубый, грудной, густой, деланный, заливистый, заливной, звонкий, камерный, контральтовый, красивый, ладный (разг.), маленький (устар.), масленистый, масленый, медный, медовый, мелодичный, могучий, музыкальный, мягкий, натужный, ненатуральный, необработанный, низкий, обработанный, органный, паточный, певучий, полнозвучный, поставленный, приятный, светлый, серебристый, серебряный, сильный, сладкозвучный, соловьиный, сочный, струнный, театральный, тенористый, теноровый, тонкий, тягучий, фальшивый, цыганский, хороший, яркий.
В сравнении с животными, птицами и т. д.
Воробьиный, голубиный, жеребячий, змеиный, козий, козлиный, коровий, львиный, медвежий, петушиный, соловьиный, цыплячий, шмелиный, щенячий.
О душевных переживаниях, состоянии человека; о голосе, выражающем состояние, настроение, черты характера, психического склада и т. п.
Авторитетный, ангельский, беззаботный, безразличный, безучастный, беспечный, беспокойный, бессильный, бесстрастный, бешеный, благожелательный, бодрый, бранчливый, брюзгливый, вежливый, величавый, веселый, взволнованный, виноватый, вкрадчивый, властный, внушительный, возбужденный, волнующий, волшебный, ворчливый, восторженный, встревоженный, въедливый, генеральский, гордый, грозный, грубый, грустный, деликатный, деревянный, дикий, дружественный, едкий, елейный, жалобный, жалостливый, жалостный, железный, жеманный, жуткий, задиристый, задорный, задумчивый, задушевный, занудистый (простореч.), зазывный (устар.), заигрывающий, заискивающий, запальчивый, заполошный (простореч.), заспанный, извиняющийся, искательный, искренний, исступленный, истеричный, казенный, капризный, кислый, клейкий, командирский, кроткий, ласковый, ледяной, ленивый, льстивый, любезный, магнетический (устар.), масленистый, масленый, медовый, медоточивый, мертвый, мечтательный, милый, могильный, мрачный, мстительный, мужественный, мягкий, мятежный (устар.), наглый, надменный, настойчивый, начальственный, невинный, неживой, нежный, нелюбезный, нервный, обиженный, одобрительный, одухотворенный, озлобленный, отеческий, отчаянный, панихидный, панический, печальный, плачущий, победный, повелительный, повышенный, подавленный, подбадривающий, подобострастный, покорный, поучающий, похмельный, председательский, приветный, призывный, приятный, проникновенный, пропитый, просительный, просящий, пьяный, равнодушный, радостный, раздраженный, рассудительный, решительный, робкий, свирепый, сдержанный, скользкий, скорбный, скучный, сладкий, сладостный, сладострастный, слащаво-ядовитый, слащавый, слезливый, смиренный, смирный, солидный, сонный, сочувственный, спокойный, стальной, страдальческий, страстный, строгий, строптивый, суровый, сухой, счастливый, сытый, таинственный, тайный, твердый, теплый, томный, торжественный, тоскующий, трагический, требовательный, тревожный, трепетный, трогательный, убедительный, убитый, уважительный, уверенный, уверительный (устар.), уветливый (устар.), увещательный (устар.), увлеченный, угрожающий, угрюмый, умильный, умоляющий, унылый, упрямый, успокаивающий, усталый, учительский, фальшивый, хвастливый, хладнокровный, хмельной, хныкающий, хозяйский, холодный, чинный, экспансивный, ядовитый, яростный. Аккуратный, белый, бескровный, внешний, волосяной, выцветший, горько-медлительный, граммофонный, девственный, замшевый, зачарованный, золотистый, золотой, каленый, мазутный, матовый, негнущийся, неуклюжий, обветренный, обесцвеченный, одичавший, озябший, опустошенный, прозрачный, ржавый, розовый, серый, сырой, темный, хрупкий.
Взято вот отсюда http://enc-dic.com/epithet/Golos-275/
Характеристики голоса
Вот список некоторых признаков того, что ваша речь, ну, скажем, не слишком совершенна и вам следует над ней поработать:► Собеседники нередко просят вас еще раз сказать то, что вы только что произнесли.
► Вы неохотно выступаете публично.
► У вас основательный акцент.
► В микрофоне звук «п» у вас слышится приглушенно, неприятно и ненатурально.
► После десятиминутного разговора у вас болит горло.
► Вы теряете внимание собеседника через какое-то время, потому что говорите монотонно.
► Вы утрачиваете контроль над голосом в конце продолжительного периода речи.
► Люди замечают, что вы нередко, может статься, не отдавая себе отчета, повторяете «навязчивые» словечки или фразы, вроде «гм», «ну», «так», «знаете ли» или «угу».
► Вашим слушателям не нравится, что вы часто вздыхаете, всасываете внутреннюю сторону щеки или прищелкиваете языком.
Вы далеко не в восторге от собственного голоса.
Характеристики хорошего голоса
Ниже вы увидите некоторые характеристики хорошего голоса. Прочтите этот список, поразмыслите о своем голосе и о том, какими из этих свойств вы хотели бы обладать, но не обладаете.
Итак, характеристики хорошего голоса:
● богатый;
● вибрирующий;
● властный;
● выразительный;
● доброжелательный;
● доверительный;
● дружеский;
● естественный;
● заботливый;
● звучный;
● мелодичный;
● наполненный;
● низкого тембра;
● окрашенный интонацией;
● приятный;
● спокойный;
● теплый;
● уверенный;
● управляемый;
● хорошо модулированный.
Характеристики плохого голоса
А вот список наиболее популярных дефиниций неприятного или скверного голоса. Прочитайте этот список и поразмыслите о своем голосе, выделяя те неприятные особенности, от которых вы хотели бы освободиться.
Итак, плохой голос:
● бесцветный;
● высокого тембра или пронзительный;
● гнусавый;
● дрожащий;
● монотонный;
● напряженный;
● неуверенный;
● отрывистый;
● плаксивый;
● помпезный;
● резкий или скрипучий;
● робкий;
● с одышкой;
● саркастический тон;
● скучный;
● слабый;
● слишком громкий;
● слишком тихий и неслышный;
● хриплый.
Качество голоса
Резонанс
Прекрасный голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс — это следствие вибрации воздуха в голосовых полостях, т. е. в носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса необходимо верное глубокое дыхание.
Вообразите, что ваши голосовые связки — это струны, а грудная клетка — дека. Если вы правильно вдыхаете воздух, «дека» обеспечивает резонанс, благодаря чему воздух проходит через голосовые связки с красивым звуком.
Ребенок с высоким голосом использует очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку — большой. Как уже было сказано, для обыкновенного разговора вам совершенно хватает поверхностного дыхания. Но если вы произносите длинную речь или ведете продолжительную презентацию, вам необходимо усилить свой голос большим количеством воздуха. Вы можете понизить свой голос, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и давать свободу
большей вибрации и резонанса. Если вы совершенно безмятежны, напряжение мускулов не мешает правильной артикуляции.
Есть несколько способов понять особенности вашего голоса и найти источники резонанса в вашем теле.Если вы произнесете «чух-чух», то вибрировать должны ваши грудь и горло, ко никак не нос.
Теперь глубоко вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом проговорите «Ура! Ура)» Вы должны почувствовать резонанс в груди.
Прижмите кончики пальцев к грудине и громогласно проговорите «мумм-мумм-мумм». При этом вы должны ощущать вибрацию.
Резонанс придает вашему голосу силу и твердость. Если у вас резонирующий голос, он будет слышен даже в большом, шумком помещении, наполненном людьми, даже если вы будете говорить тихо.
Тип голоса
Природный тип голоса зависит от величины резонирующих полостей в вашей груди, горле и носоглотке. Поскольку усилители коверкают верхние диапазоны человеческого голоса, вам необходимо распознать самый низкий потенциальный для вас тип голоса, при котором вы не ощутите дискомфорта в голосовом аппарате. Это значит, что источник голоса должен размещаться по возможности ниже, но быть естественным для вас. Поразмыслите о типах голосов у вас.
Поразмыслите о типах голосов у певцов:
Женские голоса
Сопрано самый высокий
Меццо-сопрано средний
Альт самый низкий
Мужские голоса
Тенор самый высокий
Баритон средний
Бас низкий
Глубокий бас исключительно низкий естественный диапазон
Тот голос, которым вы разговариваете, соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистры. Если среднее «соль» располагается в центре вашего диапазона, то вы можете спуститься или подняться — если ваша гортань будет открыта, а носовая полость, наоборот, , закрыта.
Чтобы понизить голос, необходимо проделать следующее: плотно упереться пятками в пол и выпрямить спину. Вы заметите, что ваша диафрагма рефлекторно прогнется, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая полость.
Певческие голоса — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июня 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июня 2019; проверки требуют 6 правок.Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.
Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца[1]. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения[2].
Женские голоса | Сопрано (высокий) | Колоратурное |
Лирико-колоратурное | ||
Лирическое | ||
Лирико-драматическое | ||
Драматическое | ||
Меццо-сопрано (средний) | Высокое (лирическое)[3] | |
Низкое (драматическое) | ||
Контральто (низкий) | ||
Мужские голоса | Тенор (высокий) | Альтино |
Лирический (di grazia) | ||
Меццо-характерный (spinto) | ||
Драматический (di forza) | ||
Баритон (средний) | Тенор-баритон | |
Лирический | ||
Драматический | ||
Бас (низкий) | Высокий (cantanto) | |
Центральный | ||
Низкий (profundo) |
Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).
Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.
Детские голоса классифицируются вне зависимости от пола, только по диапазону: как у мальчиков, так и у девочек альт — низкий голос, сопрано — высокий голос. У мальчиков высокий голос называется также дискант[4].
11 особенностей голоса, по которым человека можно прочитать как книгу
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Не только внешность рисует образ человека, но и его голос. Ведь то, как мы говорим, зависит от особенностей нашей психики и, конечно, от настроения.
AdMe.ru решил узнать, как манера говорить отражает особенности нашей личности и соотносится с тем, как нас воспринимают.
Иногда всем нам встречаются любители посюсюкать, у которых голос словно из мультика. Тому, кто так разговаривает, это может казаться милым, но у других такая манера речи ассоциируется с двуличностью, желанием всем нравиться и даже пассивной агрессией. И еще кажется, что человеку от вас что-то нужно.
Такая манера речи вызывает сильный дискомфорт у слушателя, поэтому тот норовит побыстрее закончить разговор.
Часто стальной голос бывает у людей, чья профессия связана с командованием людьми (учителей, крупных начальников и военных), так что они просто привыкли так разговаривать. Также он встречается у тех, кто по жизни любит отдавать приказы и не терпит возражений.
Обычно у людей есть несколько причин тихо разговаривать:
- Они не уверены в себе и неуютно чувствуют себя в компании.
- В детстве родители постоянно шикали на них: «Веди себя потише!» У них сформировалась установка, что если они будут говорить громко, они кому-то помешают, покажутся навязчивыми.
- Они устали от жизни, им не хватает энергии, они не хотят активных действий.
Часто люди с тихим голосом сталкиваются с непониманием окружающих в прямом смысле выражения — их бывает очень сложно расслышать. И это напрягает, правда.
Может показаться, что на повышенных тонах разговаривают те, кто уверен в себе. На это и рассчитывают такие люди — часто они скрывают таким образом свою неуверенность, страх быть непонятыми и неуслышанными. Они хотят привлечь к себе внимание и добавить весомости.
Также есть теория, что люди с громким голосом росли в больших семьях и им важно было перекричать своих братьев и сестер.
Причин медленной речи собеседника может быть несколько:
- Человек привык взвешивать каждое слово, чтобы не наделать ошибок. Он, как правило, немного медлителен, зато серьезен и обстоятелен.
- Он высокомерен и хочет привлечь внимание к своей речи. Его совершенно не волнует, что у собеседника уже слипаются глаза.
- В некоторых случаях медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, унынии, горе или усталости.
Какие виды тембров голоса существуют?
Поделиться статьёй:
Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с тренировкой дикции — секрет завораживающего звучания голоса.
Тембр голоса, виды
Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:
1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:
- тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
- баритон;
- бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:
- сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
- меццо-сопрано;
- контральто. Это низкий голос.
От чего зависит тембр?
Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.
Воспользовавшись рекомендациями преподавателя по вокалу, вы без особых трудностей сможете петь на сцене.
Как определить тембр голоса?
Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры — спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.
Как изменить тембр голоса
Многие люди хотели бы, чтобы их голос звучал по-другому. В особенности это касается певцов, актеров, телеведущих и всех тех, кому приходится подолгу общаться.
Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.
Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».
Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.
В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:
Что влияет на тембр голоса?
- В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
- Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
- Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
- Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.
Спектрометр и не только
Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.
Определить тембр голоса желательно до того, как приступить к серьезным занятиям вокалом, чтобы подобрать наиболее подходящие упражнения и партии для совершенствования вокальных данных.
Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.
Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.
Поделиться статьёй:
Мужские и женские певческие голоса
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас.
Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.
В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.
Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:
Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.
Женские певческие голоса
Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).
Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.
Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Диапазон этого голоса – две октавы (от ля малой октавы до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру.
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:
Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:
Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко
Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой
Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.
Мужские певческие голоса
Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.
Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.
Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:
Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.
Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.
Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников
Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.
Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:
Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:
На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов ,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!
Певческие голоса ℹ️ характеристика мужских, женских и детских голосов, классификация тембров, типы тональностей, диапазон и тесситура певцов и певиц
Свойства профессионального вокала
Существуют 8 октав, в пределах которых певцы исполняют песни и арии. У каждого исполнителя есть свой диапазон — расстояние от нижних нот до верхних, которые он может спеть. Профессионально поставленный голос легко создает однородные звуки в пределах двух октав. Это считается хорошим диапазоном для музыкальной карьеры.
Различают полный диапазон — те ноты, что певец может взять, и рабочий — в котором ему комфортно петь. Важной характеристикой являются тембры певческих голосов, они бывают:
- мягкие;
- резкие;
- головные;
- грудные;
- смешанные.
Имеет значение для исполнителя свойство полетности — такой голос слышно без микрофона. Она появляется при наличии в голосе высоких обертонов, которые придают плавность, чувственность. Еще одно качество оперного голоса — сила, ведь певец должен солировать на фоне музыки в исполнении оркестра.
Голосовой аппарат у мужчин и женщин работает в разных регистрах, производя однородные по тембру звуки. Женский голос обладает следующими регистрами:
- головным — находится в верхней диапазонной части;
- грудным;
- центральным — совмещает грудное и головное звучание.
В мужском исполнении музыковеды выделяют два регистра: грудной и фальцетный. Первый характеризуется богатым звучанием и находится внизу диапазона, а второй слабый и расположен вверху.
У профессионалов переходы между регистрами сглажены, а для естественности пения и взятия высоких или низких нот у певца должен иметься запас музыкальных и физиологических возможностей. Кроме того, мужские и женские певческие голоса делятся на группы.
Классификация голосов
Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).
Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).
Женское пение
Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.
Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.
Отличия сопрано
Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:
- Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
- Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
- Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
- Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
- Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.
Обладательницам сопрано композиторы готовят роли юных девушек или сказочных существ.
Особенности меццо-сопрано
Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.
Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.
Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.
Звучание контральто
Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.
Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.
Мужское исполнение
Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.
В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.
Теноровая группа
Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:
- Тенор-альтино обладает наиболее высокими нотами до фа второй октавы. Редкий голос. Тембр светлый, легкий, с серебристыми верхними нотами. Партия Звездочета в опере «Золотой Петушок».
- Лирический. Исполнители работают в диапазоне до первой октавы — си третьей октавы. Голос подвижный, с изящными легкими колоратурами, звук певучий, беззаботный, теплый. Обычно музыканты с такими данными исполняют арии героев-любовников (Ленский в «Онегине», граф Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
- Характерный. Имеет звуковой эффект, например, легкий звон колоколов или серебристость. Незаменим для создания яркого запоминающегося образа.
- Драматический (иногда выделяют лирико-драматический). Более плотный и динамический в нижнем регистре, а в верхнем звучащий сильно и мощно. Такой вокал с металлическим оттенком прекрасно передает драматизм событий. Может не брать верхнее до. Композиторы создали партии Германа («Пиковая Дама»), Калафа («Турандот»), Отелло («Отелло»), Манрико («Трубадур»).
- Контратенор. Звучит как меццо-сопрано. Умение петь в технике развитого фальцета ценится в музыке барочного периода.
- Баритональный тенор. Находится на границе тенора и баритона, но верхняя диапазонная часть менее развита. Партия Миме («Кольцо Нибелунга»).
Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.
Характеристика баритона
Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:
- Лирический. Близок по тембру к тенору, но имеет своеобразный плотный оттенок и высокую тесситуру.
- Лирико-драматический. Яркость звучания, насыщенность тембра и сила позволяют исполнителям брать разнообразные партии.
- Драматический. Мощно звучит в верхней части диапазона и в центральном регистре. Звучание плотное, темное. Отличается тем, что имеет низкую тесситуру, но при кульминации легко берет предельные ноты. Оперные персонажи, исполняемые драматическим баритоном, — это всегда сильные личности, положительные либо отрицательные.
- Бас-баритон. Некоторые специалисты выделяют его как промежуточный между басом и баритоном из-за напряженного звучания в центральном регистре более массивных, чем у обычного баритона, нижних нот.
Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.
Виды басов
Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.
Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:
- Высокий (кантате). Достигает фа первой октавы. Напоминает баритональный бас, звучит ярко и сильно, но при этом мягко и компактно в верхней и средней части диапазона.
- Центральный. Исполняет ноты высокой тесситуры, а также низкие ноты до фа большой октавы. Голос звучит полно и объемно, тембр красиво наполнен.
- Низкий (профундо). Отличается бархатным тембром, густым колоритом, низкие ноты звучат необыкновенно сильно вплоть до ре первой октавы. Им несвойственны фиоритуры и пассажи.
- Октависты. Такие исполнители используют нижний регистр до ноты до контроктавы. Голоса малоподвижные, плотные, тяжелые. В современном оперном искусстве практически не используется такой тип пения.
Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.
Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.
Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.
Вокальные данные у детей
Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:
- альт — низкие ноты;
- сопрано — высокие ноты.
Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.
Эксклюзив на сцене
Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».
Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.
Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.