Осень глазами художников: Осень в картинах русских художников – Осень в картинах русских художников

Внеклассное мероприятие «Осень глазами художников, поэтов, композиторов»

Внеклассное мероприятие

«Осень глазами поэтов, художников и композиторов»

Звучит музыка

Дети заходят в зал.

Титульный лист презентации.

Учитель: Осень чудесная пора! И тема нашей встречи: «Осень глазами поэтов, художников и композиторов».

Сегодня мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин, — -Исаака Ильича Левитана,

-Василия Дмитриевича Поленова,

-Ивана Ивановича Шишкина.

Послушаем стихи и прозу русских писателей и поэтов посвященных осени, и конечно же поиграем.

Слайды №2

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Осеняя песня.

Учитель: Вы прослушали произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Осенняя песня.

Слайды №3

Ведущий: Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время, но каждый из поэтов, художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь у осени есть свои периоды, она такая разная!

Слайды №4

Ученик: есть две осени. Одна — радостная, яркая, богатая урожаем,

Слайды №5

Ученик: А другая — с тихим плачем мелкого дождя, поникшей спадающей листвой. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Слайды №6

Ученик: Первую – золотую, любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей и садов, за ясные дни, за красоту лесов расписанных золотой и багряной красками. Вся эта пестрая масса вместе с остатками зелени несется вихрем и будто кружится в танце.

Днем еще тепло и солнце посылает на землю свои прощальные нежные лучи.

Слайд 7, 8, 9

Танец опавших листьев

Слайд 10-14

Ученик: Каждый видит и понимает осень по – своему. Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Осень – это вороха опавших листьев.

Поэты и писатели рисуют картины осенней природы словами.

Слайд17, 18

Пушкин А.С.

Осень – унылая пора, очей очарованье…

Тютчев Ф.

Есть в осени первоначальной…

М.Пришвин

Хрустальный день…

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листик вверху, и только внизу на неслышном сквозняке трепещет на паутинке, листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из оцепенения.

И.Песков

К.Бальмонт

И.Бунин

В.Иванов

А.Фет

С.Таплинская

В. Песков

Осенью лес молчит! Такая Тишина…

Звучит песня в исполнении учеников 4-х классов «Осенняя песенка»

Ученик: Художники используют самые разные краски для своих полотен

Левитан И. «Золотая осень», «Лес осенью»

1895

Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого «пейзажа настроения». На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Шишкин Иван Иванович. Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

В. В. Стасов
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы Он всей душой любил деревья, и даже тени, роняемые ими на траву. «Тень, — говорил Шишкин, — душа дерева!»
Иван Иванович кропотливо изучал анатомию дерева, его физиономию и характер. В его картинах, этюдах, рисунках — познавательный, буквально научно-исследовательский подход к природе

В пейзажах Шишкина всегда улавливали гражданственный подход, свойственный передвижникам, — «сочетать критику действительности с утверждением положительного идеала». (1) Пейзажист должен был воссоздавать не только размытые осенней непогодой русские просёлки да развалившиеся избы, но и бескрайние русские нивы, зелёные леса, полноводные реки. Словом, всё то, что могло стать источником народного богатства, да так, увы! до сих пор и не стало

Шишкин все чаще создает этюды предосенней и осенней поры. Его увлекает не только возможность воспроизвести многокрасочную цветовую гамму природы, как в картине «Осень»

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкою нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом.

Поленов В.Д. Золотая осень

Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины («Ранний снег», 1891; «Золотая осень», 1893, и др.). Это — Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.

Пейзажи — лучшее в его наследии.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья
.

Звучит музыка. Появляется осень. Она танцует и разбрасывает листья.

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам друзья.

Не виделись мы целый год.

За летом следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Здравствуйте ребята! Я пришла к вам, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по- осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.

Слайд 46-49

Загадывает загадки.

Кроссворд– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

1.Кто написал цикл музыкальных произведений под названием «Времена года»?

2. Осень их позолотила, ими землю устелила, потихонечку лежат, как пойдешь по ним – шуршат. (Листья).

3.Есть в осени первоначальной… кто написал эти строки?

4.Назовите Ф.И. художника, который в своей картине «Золотая осень» написал реку Оку в окрестностях Тарусы?

5. Кто написал строки:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее

Игры.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.


КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ.
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Песня об осени

Заключение.

Дорогие ребята. Я прощаюсь с вами. Хочу вам пожелать: берегите нашу природу, будьте наблюдательными и вы узнаете много интересного о ней. Через год придет новая осень и вновь принесет вам свои краски и дары.

Презентация осень глазами художника — Блог Милы

По окружающему миру в 3 классе после изучения темы про осень было задание подготовить презентацию «Осень глазами художника, поэта, композитора, биолога, метеоролога….» (на выбор). Дочка выбрала посмотреть на осень глазами художника. Пересмотрели множество картин по этой теме, она выбрала понравившиеся. В программе ФОТО Шоу сформировали слайд шоу, наложили музыку Шопена «Осенний вальс». Вот какая презентация получилась.

Презентация осень глазами художника

Осень — яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень — это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Осень яркая

Афремов Леонид Дождливый вечер презентация осень глазами художника

Афремов Леонид Дождливый вечер

Осень задумчивая

презентация осень глазами художника Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Осень таинственная

презентация осень глазами художника Шишкин Иван Иванович Осенний лес

Шишкин Иван Иванович Осенний лес

И даже дождь на картинах далек от унылости

презентация осень глазами художника Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Осень такая разная, но всегда привлекательная — такой увидела я Осень глазами художника. На видео ниже можно посмотреть саму презентацию, в которую вошли 19 картин русских и зарубежных художников.

Осень глазами поэтов, художников и композиторов

Центр повышения квалификации

«Московский областной центр Интернет-образования»

Осень глазами поэтов,

художников и композиторов

(внеклассное мероприятие по чтению, 2 класс)

Выполнил: учитель начальных классов

МОУ СОШ №22, г.Подольск

Грива О.В.

24.10.2016-28.10.2016

г. Подольск

Внеклассное мероприятие

«Осень глазами поэтов, художников и композиторов»

Звучит музыка

Дети заходят в зал.

Титульный лист презентации.

Учитель: Осень чудесная пора! И тема нашей встречи: «Осень глазами поэтов, художников и композиторов».

Сегодня мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин, — -Исаака Ильича Левитана,

-Василия Дмитриевича Поленова,

-Ивана Ивановича Шишкина.

Послушаем стихи и прозу русских писателей и поэтов посвященных осени, и конечно же поиграем.

Слайды №2

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Осеняя песня.

Учитель: Вы прослушали произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Осенняя песня.

Слайды №3

Ведущий: Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время, но каждый из поэтов, художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь у осени есть свои периоды, она такая разная!

Слайды №4

Ученик: есть две осени. Одна — радостная, яркая, богатая урожаем,

Слайды №5

Ученик: А другая — с тихим плачем мелкого дождя, поникшей спадающей листвой. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Слайды №6

Ученик: Первую – золотую, любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей и садов, за ясные дни, за красоту лесов расписанных золотой и багряной красками. Вся эта пестрая масса вместе с остатками зелени несется вихрем и будто кружится в танце.

Днем еще тепло и солнце посылает на землю свои прощальные нежные лучи.

Слайд 7, 8, 9

Танец опавших листьев

Слайд 10-14

Ученик: Каждый видит и понимает осень по – своему. Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Осень – это вороха опавших листьев.

Поэты и писатели рисуют картины осенней природы словами.

Слайд17, 18

Пушкин А.С.

Осень – унылая пора, очей очарованье…

Тютчев Ф.

Есть в осени первоначальной…

М.Пришвин

Хрустальный день…

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листик вверху, и только внизу на неслышном сквозняке трепещет на паутинке, листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из оцепенения.

И.Песков

К.Бальмонт

И.Бунин

В.Иванов

А.Фет

С.Таплинская

В. Песков

Осенью лес молчит! Такая Тишина…

Звучит песня в исполнении учеников 4-х классов «Осенняя песенка»

Ученик: Художники используют самые разные краски для своих полотен

Левитан И. «Золотая осень», «Лес осенью»

1895

Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого «пейзажа настроения». На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Шишкин Иван Иванович. Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. В. Стасов

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы Он всей душой любил деревья, и даже тени, роняемые ими на траву. «Тень, — говорил Шишкин, — душа дерева!»
Иван Иванович кропотливо изучал анатомию дерева, его физиономию и характер. В его картинах, этюдах, рисунках — познавательный, буквально научно-исследовательский подход к природе

В пейзажах Шишкина всегда улавливали гражданственный подход, свойственный передвижникам, — «сочетать критику действительности с утверждением положительного идеала». (1) Пейзажист должен был воссоздавать не только размытые осенней непогодой русские просёлки да развалившиеся избы, но и бескрайние русские нивы, зелёные леса, полноводные реки. Словом, всё то, что могло стать источником народного богатства, да так, увы! до сих пор и не стало

Шишкин все чаще создает этюды предосенней и осенней поры. Его увлекает не только возможность воспроизвести многокрасочную цветовую гамму природы, как в картине «Осень»

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Должно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкою нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом.

Поленов В.Д. Золотая осень

Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины («Ранний снег», 1891; «Золотая осень», 1893, и др.). Это — Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.

Пейзажи — лучшее в его наследии.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья
.

Звучит музыка. Появляется осень. Она танцует и разбрасывает листья.

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам друзья.

Не виделись мы целый год.

За летом следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Здравствуйте ребята! Я пришла к вам, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по- осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.

Слайд 46-49

Загадывает загадки.

Кроссворд– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

1.Кто написал цикл музыкальных произведений под названием «Времена года»?

2. Осень их позолотила, ими землю устелила, потихонечку лежат, как пойдешь по ним – шуршат. (Листья).

3.Есть в осени первоначальной… кто написал эти строки?

4.Назовите Ф.И. художника, который в своей картине «Золотая осень» написал реку Оку в окрестностях Тарусы?

5. Кто написал строки:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее

Игры.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.


КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ.
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Песня об осени

Заключение.

Дорогие ребята. Я прощаюсь с вами. Хочу вам пожелать: берегите нашу природу, будьте наблюдательными и вы узнаете много интересного о ней. Через год придет новая осень и вновь принесет вам свои краски и дары.

Учебно-методический материал по музыке по теме: Конспект НОД Осень глазами художников

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе ортопедической группе с интеграцией образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация»,  «Музыка», «Художественное творчество» с использованием социоигровой  и проектной технологий.

 Подготовила и провела Бакотина Т.С.  (10.09.2012)

для педагогов ГБОУ д/с №2104

Тема.    «Осень – глазами художника».

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Познакомить с жанрами изобразительного искусства пейзаж и натюрморт (с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников).

Познакомить с картинами русских художников, развивать у детей эстетическое восприятие.

Учить замечать особенности изображения осени в картине.

Воспитывать

Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

Предварительная работа:

Беседа об осени: осенних изменениях в природе, «красках» осени.

Прогулка по осеннему парку.

Рассмотрение репродукций:

И.Шишкина «Осень».

В.Поленов «Золотая осень».

И.Левитан «Осень», «Дубовая роща», «Осень. Туман».

Обогащение словаря: живопись, пейзаж, натюрморт, художники – пейзажисты, художники – натюрмористы.

Оборудование и материалы:

Пейзажи и натюрморты русских художников (репродукции).

Презентация «Осень – глазами художников».

Технические средства:

Магнитофон.

Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

«Времена года» П.И.Чайковский (осенний цикл)

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Учитель-дефектолог:

Многие люди любят смотреть на творчество художников, они приходят в специальные места, где эти картины выставляются. В Москве – Третьяковская галерея, в Санкт — Петербурге – Эрмитаж, в Париже – Лувр, в Лондоне – Лондонская Национальная галерея (слайд-2).

Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в групповую картинную галерею.

Как вы думаете, что там можно увидеть.

Дети:

Картины разных художников.

Учитель-дефектолог:

Верно, картины. По другому они называются произведения живописи.

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

Психогимнастика «Я – солнышко»

«Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Учитель-дефектолог:

Приглашаю Вас в первый зал. Посмотрите на эти картины внимательно (слайд-3).

Что на них изображено?

Дети:

Нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги.

Учитель-дефектолог:

Изображение этих предметов называются натюрморты.

В России писали натюрморты такие художники как (слайд 3-6):

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)

Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)

Осипов Сергей Иванович (1915-1985)

Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)

Их так и называли художники – натюрмористы.

А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами?

Дети:

Они рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. 

Учитель-дефектолог:

Какая из картин Вам понравилась? Почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог:

Найдите самый вкусный натюрморт.

Самый веселый натюрморт?

Самый необычный?

Листья (слайд-7), как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорох опавшего листа.

Твоя осень – музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени – музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: П.И.Чайковский. А.Вивальди, Шопен и др.

Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

Физкультминутка. 

Звучит музыка «Времена года»

Дети слушаю музыку и представляют, как кружатся листья, капает дождь, дует ветер.

Повторно звучит мелодия и дети изображают кружение листьев, дождь, ветер.

Учитель-дефектолог:

Переходим в следующий зал.

Что изображено на этих картинах?

Дети:

Природа.

Учитель-дефектолог:

Как называется этот жанр живописи?

Дети:

Пейзаж (слайд-…..).

Учитель-дефектолог:

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведут и индустриальный) пейзаж (слайд 9-10). Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж (слайд 11)  или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В России писали пейзажи такие художники как (слайд 12-16):

Айвазовский, Иван Константинович (Ованнес Айвазян)

Васильев, Фёдор Александрович

Грабарь, Игорь Эммануилович

Куинджи, Архип Иванович

Левитан, Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Шишкин, Иван Иванович

Учитель-дефектолог:

О чем художники хотят нам рассказать?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: (обобщение ответов детей)

Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Дети:

С помощью красок и их оттенков. Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Учитель-дефектолог:

Ребята, а в третьем зале нас ждет маленький сюрприз. В нем много разнообразных картин с изображением пейзажей и натюрмортов. Вы пройдётесь по залу, рассмотрите внимательно картины и выберете ту, которая сейчас вам ближе всего по настроению.

Дети ходят по залу выбирают картины, затем делают вывод о характере картины и своего настроения (составление мини-рассказа).

Итог:

-Ну  вот, и подошла к концу наша экскурсия.

-Какие картинные галереи вы знаете? (ответы детей)

-Что вам понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-Какое у вас настроение после экскурсии?

-Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?

Я предлагаю вам вместе с родителями сходить в Третьяковскую галерею или  в выставочный зал, полюбоваться красотой художников.

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа): конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: «Осень глазами художников»

                                Конспект  Непрерывной Образовательной Деятельности

в подготовительной группе

Тема.    «Осень – глазами художника».

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Познакомить с жанрами изобразительного искусства пейзаж и натюрморт (с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников).

Познакомить с картинами русских художников, развивать у детей эстетическое восприятие.

Воспитывать умение  замечать особенности изображения осени в картине.

Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

Предварительная работа:

Беседа об осени: осенних изменениях в природе, «красках» осени.

Прогулка по осеннему парку.

Рассмотрение репродукций:

И.Шишкина «Осень».

В.Поленов «Золотая осень».

И.Левитан «Осень», «Дубовая роща», «Осень. Туман».

Обогащение словаря: живопись, пейзаж, натюрморт, художники – пейзажисты, художники – натюрмористы.

Оборудование и материалы:

Пейзажи и натюрморты русских художников (репродукции).

Презентация «Осень – глазами художников».

Технические средства:

Магнитофон.

Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

«Времена года» П.И.Чайковский (осенний цикл)

Мультимедийный проектор, ноутбук, флешка

Ход НОД:

Сюрпризный момент:

Письмо от сказочного персонажа Незнайки, который просит детей узнать и рассказать ему про великих русских художников и про их известные произведения исскуства.

Воспитатель

Давайте ребята посмотрим на картинку, что вы там видите?

Показываю первый слайд из презентации, звучит Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

Многие люди любят смотреть на творчество художников, они приходят в специальные места, где они вдохновляются и пишут картины! Как вы думаете где выставляются картины великих художников? В Санкт — Петербурге – Эрмитаж(слайд-фото)., а в Москве – Третьяковская галерея .

Как вы думаете, какие картины бывают? (портреты, пейзажи, натюрморты…)

Воспитатель:

Слайд -2 Осень — яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о её великолепии писали поэты. Осень — это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Воспитатель:

(слайд-3), Посмотрите на следующее изображение и раскажите что вы на нём видете? Листья  

Листья как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорох опавшего листа.

Твоя осень – музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени – музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: П.И.Чайковский. А.Вивальди, Шопен и др.

Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

Воспитатель:

слайд -4, 5 К артины. По другому они называются произведения живописи.

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Какие виды красок вы знаете и какие именно краски предпочетают художники-пейзажисты и по чему?

С помощью чего художники смешивают краски, для получения новых цветов? Как называются новые полученные цвета?

Давайте создадим себе хорошее настроение перед рассмотрением картин  более подробно

Психогимнастика:

 «Я – солнышко»

«Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Воспитатель:

Посмотрите дети на эти картины внимательно и раскажите что на них изображено? Как называется этот жанр живописи? О чем художники хотят нам рассказать?

(Слайд -6, 7, 8, 9) (Пейзаж. природа: лес, деревья, река…)

Какой бывает пейзаж?

(Пейзаж бывает разный. Разное время года, разная погода, разные предпочтения у художников, : леса, моря, озёра, горы, тропы, дороги, парки…), Какие виды пейзажа бывают? городской: парки, заповедники, сельский (природа обособленная человеком) и дикая природа (без вмешательства человека)

(обобщение ответов детей)

Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

С помощью красок и их оттенков. Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Физкультминутка. 

Звучит музыка «Времена года»

Дети слушаю музыку и представляют, как кружатся листья, капает дождь, дует ветер.

Повторно звучит мелодия и дети изображают кружение листьев, дождь, ветер.

Воспитатель:

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный или индустриальный) пейзаж Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В России писали пейзажи такие художники как

Айвазовский, Иван Константинович (Ованнес Айвазян)

Васильев, Фёдор Александрович

Грабарь, Игорь Эммануилович

Куинджи, Архип Иванович

Левитан, Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Шишкин, Иван Иванович

Воспитатель:

(слайд 10) Присмотритесь к этой необычной картине и раскажите, что на ней изображено?

Нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги.

Изображение этих предметов называются натюрморты.

В России писали натюрморты такие художники как

Грабарь Игорь Эммануилович

Захаров Сергей Ефимович

Осипов Сергей Иванович

Позднеев Николай Матвеевич

Их так и называли художники – натюрмористы.

А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами?

Они рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. 

Рефлексия:

-Ну  вот, и подошла к концу наше путешествие по ивописным местам в картинах великих художников.

-где можно увидеть знаменитые картины великих художников?

-Какие цвета используются в осенних картинах?

— Что означает понятие реалистичная  картина?

-С какими картинами вы сегодня познакомились?

— Какими премиями  может удостоится художник?

-Какие пейзажи бывают?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-Какое у вас настроение после экскурсии?

-Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее? 

-Какая из картин Вам понравилась и запомнилась больше всего и почему?

Домашнее задание:

Найдите в книги, интернете или дома на стене :самый вкусный натюрморт, самый веселый , самый необычный

А также я предлагаю вам вместе с родителями сходить в Эрмитаж и полюбоваться красотой известных произведений искуства  великих художников!

Осень глазами художников (интегрированный урок литературы музыки)

Осень глазами художников (интегрированный урок литературы и музыки в 6-м классе)

Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух.

  3. Воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, цветные карандаши. Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”,

музыка П.И.Чайковского “Времена года”,

1.Целеполагание

(пение ) Я небо приоткрою, как старый клавесин,

И пальцы окуну в клавиатуру звезд.

И звуки оживут и вниз дождем косым

Скользнут по кронам елей и берез…

Настрой на урок – звуки природы, дождь, щебетание птиц, ветер

Что вы услышали? (звуки природы)

А как меняются звуки в природе в течение года?

— весной – когда все просыпается, приходит в движение… (весенняя капель, бегут ручейки)

— летом – когда все цветет и благоухает… (пение птиц, шелест листвы)

— осенью – когда природа увядает… (шум ветра, дождь)

— зимой – когда наступают сибирские морозы… (скрип снега, вой вьюги, метель)

Это мы слышим в нашей повседневной, реальной жизни. А какой вид искусства также рождается из звуков? (музыка)

Какое время года сумел изобразить в этом музыкальном произведении композитор? (осень).

2. Слушание Чайковского «Октябрь. Осенняя песня.»

3.Беседа про Чайковского.

Музыку Чайковского знают все. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира.

Чайковский родился в небольшом городке Воткинске, в семье страстных любителей музыки. Отец Чайковского играл на флейте, мать пела. Воткинск – поселок на северо-западе Приуралья. Но здесь открывались взору картины родной природы, здесь звучала народная песня и крестьянская русская речь. И, вероятно, ещё в раннем детстве зародилась у Чайковского страстная, вдохновенная любовь к русской природе, к русскому человеку.

Брат композитора в будущем так скажет: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность. И прощаться с ним ему было грустно, при мысли, что от всего пережитого не останется и следа…» Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу. Он обладал счастливой способностью «проникаться прелестью каждой травки, каждого облачка». Он испытывал «сильное и глубокое наслаждение» от птичьего щебета, от бабочек, порхающих в лучах яркого солнца. От «чудной воды» в реке, и летнего шумного ливня в лесу. От первого сорванного ландыша или коренастого гриба, найденного под раскидистой березой.

Музыка, которая сейчас прозвучала – это отрывок из фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года». Его еще называют «Энциклопедией русской усадебной жизни 19 века и городского пейзажа Санкт-Петербурга».

Мы подготовили для вас три репродукции, каждая из которых характеризует 3 части цикла «Времена года» – «Охота» Сентябрь, «Осенняя песня» Октябрь и «Тройка» Ноябрь. Определите – какая из этих картин по своему настроению более близка к музыкальному фрагменту? (Октябрь, «Осенняя песня»)

Объясните: грустное настроение, вся природа увядает, ниспадающая мелодия – как полет осенних листьев.

А как вы думаете – какие чувства испытывал композитор, когда сочинял эту музыку? (нежность, трепет, любовь)

Жизнь Чайковского сложилась так, что он много, часто путешествовал за рубежом. Но где бы он ни был, какие бы красоты ни вставали перед его глазами — никогда, ни разу он не претворил их в музыке. Из солнечного Сан-Ремо, в котором «…везде оливковые деревья, пальмы, розы, апельсины, лимоны, гелиотропы, жасмины, словом, верх красоты», Чайковский писал: «Отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи… бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж. Отчего все это?» И спустя несколько недель сам он отвечает на этот свой вопрос: «Нет человека, более меня влюбленного в матушку — Русь…»

Только ли Чайковский был влюблен в русскую природу? (Нет) Перечислите поэтов, которые воспевают красоту родной природы. С творчеством какого поэта мы начали свое знакомство на прошлом уроке? (Тютчев)

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.

Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Природа в творчестве Тютчева. Музыка природы.) Тютчев говорил, что Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.

Новый материал.

Объявление темы и цели урока:

Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с “осенней” лирикой Ф. И. Тютчева, его стихотворением “Есть в осени первоначальной…” Мы “почувствуем” это стихотворение, “услышим” его музыку, “исследуем” … (художественные средства и слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые осенние пейзажи и образы). 

Как вы заметили, эпиграф нашего урока:

Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
 
В ней есть любовь и есть язык… — слова Ф. И. Тютчева о природе.

В конце занятия мы снова обратимся к этим словам.

Установка на восприятие текста:

— Сейчас пригласим тишину и прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”

Прослушивание аудиозаписи “Есть в осени первоначальной…” (А. Смирнов).

— Выявление первичного восприятия:

Поделитесь своими впечатлениями:

  • опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)

  • опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)

Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).

— При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения.

4. Анализ текста.

Эвристическая беседа:

А теперь представьте себя в роли художников. Вам предстоит зарисовать осенний пейзаж, нарисованный Тютчевым в этом стихотворении.

1. Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая — “лучезарны”, коричневая — “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).

2. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина:

“первоначальная осень” (“самое начало осени”) – время съёмок.

“Дивная пора” — эпитет

“Короткая, но дивная пора” — объясните смысл этой строчки.

Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее. А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.

“Лучезарные вечера” (“ясные вечера с красивыми закатами”) У Ожегова С. И. в “Толковом словаре русского языка” — “сверкающий, сияющий” — лекс. значение “лучезарный” — эпитет

“День как бы хрустальный” — эпитет

Как много этот эпитет может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит “хрустальный”? (Хрупкий, прозрачный, красивый). Он передаёт хрупкость, недолговечность и красоту этой “дивной поры”.

“Бодрый серп гулял” — олицетворение + эпитет (“имеются в виду жнецы”)

Обратите внимание на противопоставление (антитезу в литературе):

“где бодрый серп гулял” (кипела работа, была горячая пора) — “теперь уж пусто всё — простор везде” (тишина после работы). Далее мы наблюдаем “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”. На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Вот только что “гулял бодрый серп”, кипела работа, а теперь одна тонко подмеченная деталь – “паутины тонкий волос” — которую на борозде мы изобразим крупным планом в своём видео. Сколько смысла в этом “тонком волосе” паутины! Поясните! (Хрупкость, недолговечность, ценность и великолепие каждого знака в природедаже паутинки).

Обратите внимание, этот “волос” “блестит” “на праздной борозде” — эпитет. Объясните значение слова “праздный”. (Полоса, “ничем не занятая” — словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие ). Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” — эпитет, т. е. художественное определение.

“И льётся чистая и тёплая лазурь” — метафора + эпитеты (светло – синий цвет; “воздух над полем кажется голубым и сливается с небом”). Это небо можно сравнить с океаном. Но не просто небо, а чистое, тёплое. Нет в нём ничего пугающего, беспокойного. Его лазурь согревает, очищает “отдыхающее поле” — олицетворение.

Вдумайтесь в эти слова! Кажется, что поле дышит, как дышит любое живое существо, отдыхая после работы: размеренно, неторопливо, глубоко. Заметьте, какая торжественная красота и бесконечное восхищение в этих строках!

Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева. Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.

Ученики предлагают собственные зарисовки:

н-р, строки 1-2 – общий вид леса, желтеющих деревьев; затем – даль, лес на горизонте; закатное пламенеющее небо; план сужается, остаётся только поле; предельное сужение: очень крупно – паутинка на борозде; предельное расширение – земля сливается с небом на фоне леса).

Мы “посмотрели” картину, нарисованную поэтом. Давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно услышать в этом стихотворении?

(Тишину). Доказывают: “теперь уж пусто всё – простор везде”…,

пустеет воздух, птиц не слышно боле”. Однако и тишина необычайно музыкальна. Найдите в словах тому подтверждение:

“хрустальный”, “лучезарны”, “блестит”, “льётся”, “лазурь”. Не правда ли все эти слова необычайно певучи, звучат?! А о какой музыке свидетельствуют длинные фразы в строке (до 7 слов)? (Медленной, неторопливой, неспешной. Ощущается спокойствие в природе).

Давайте запишем эпитеты о музыке этого стихотворения. (Ласковая, отзывчивая, восторженная, торжественная, тихая, кроткая, мелодичная, спокойная, загадочная).

— А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? (О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты). Иначе: “Ни в сказке сказать, ни пером описать!”.

Вслед за автором каждый из нас в своём воображении нарисовал осенний пейзаж. Пришло время вам снова рассказать о своих впечатлениях, размышлениях, о том, что бы вы показали на картине.

(Группа создает картину «Осенний пейзаж»).

Каждый человек в душе — художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы, а художники- свои картины, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку.

Слайд-шоу, музыка

Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето- неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения и жизни для поэтов, музыкантов, художников, простых людей….

Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека.

Давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, заснеженный кустик, травинки.

— Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни).

Стихи Тютчева о природе почти всегда страстное признание в любви, любование многообразными проявлениями жизни природы.

А про Чайковского можно сказать поэтическим языком:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой…

И пусть каждый из вас теперь еще раз прочитав эпиграф к уроку, собрав в единое целое крупицы наших рассуждений, ответит на вопрос:

— Как же нужно относиться к родной природе?

— А можете ли вы ответить на этот вопрос словами песни?

Песня «Давайте сохраним»

Рефлексия. Если вам урок не понравился –помолчим, если вы узнали сегодня что-то новее и интересное – устроим друг другу бурные аплодисменты.

Домашнее задание.

Дома мы предлагаем вам ( на выбор) выразить свое отношение к родной природе:

«осень глазами художника с презентацией. Работа в группах. 5 класс.

Урок на тему: « Осень глазами художника» (с презентацией). Групповая работа.

Цели урока:

  • Привлечь внимание детей к красоте осени, выраженной искусством живописи; формировать умение понимать прекрасное, чувствовать его и передавать словом свои эстетические впечатления.

  • Развивать навык описания картины, выражать его в устной и письменной речи.

  • Формировать интерес к искусству, желание выразить свои впечатления в самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты:

  • учащиеся будут учиться словесно передавать свои эстетические впечатления,

  • строить устное и письменное высказывание,

  • конструировать текст сочинения-описания картины,

  • редактировать текст.

Ход урока.

  1. Словарная работа: « Осенние слова».

(Работа идёт в группах по 4-5 человек).

Если в классе 8 групп, то каждый работает над 1 словом, если 4группы – над 2 словами, если 2 группы – над 4 словами.

1

а

1

г

е

о

р

г

и

н

о

2

м

а

к

и

н

т

о

ш

а

3

т

2

3

х

р

и

з

а

н

т

е

м

а

я

я

4

б

к

н

и

и

е

4

н

а

р

а

с

п

а

ш

к

у

а

т

а

р

По горизонтали:

1.Красиво цветущий осенью в саду цветок.

2.Пальто из непромокаемой ткани.

3.Декоративное растение с пышными махровыми цветами.

4.В расстёгнутом виде.

По вертикали:

1.Запах от благоухания чего-либо.

2.Мягкая часть тёплого хлеба.

3.Дерево с ягодами, созревающими поздней осенью.

4.Сладкий сок, выделяемый медоносным растением.

Разгадали кроссворд(он расчерчен на доске). Вписали в него слова. А теперь попытайтесь все слова объединить в 1-ом предложении. (Зачитывают полученные предложения).

— Итак, мы вступили в осеннюю тему.

— Вам нравится осень?

— Это красивое время года?

— Давайте посмотрим на осень глазами художника (просмотр презентации на тему

«Золотая осень».

  1. Ещё раз медленно предлагается внимательно рассмотреть первые 3 слайда.

Беседа по вопросам:

1.Перед вами 3 полотна разных художников. Возможно, вы назовёте их имена? (И. Левитан, И. Остроухов, В. Поленов).

2. Какое впечатление произвели на вас картины? (Делимся впечатлениями).

3. Одинакова ли осень на всех трёх полотнах, ведь названия у картин одинаковые «Золотая осень»?

4.Почему одно и то же время года представлено по-разному?

5.(Ещё раз просматриваются все 3 картины). Какая из картин привлекла ваше внимание в большей степени? Чем?

6.Давайте послушаем комментарии к каждой картине и добавим свои. (Заранее подготовленные учащиеся дают комментарии к картинам).

Комментарий к картине И. Левитана Описание картины Левитана И.И. «Золотая осень»

На картине Левитана И.И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи Пушкина об осени, ведь он так любил это время года! И, видимо неспроста.

Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.

Комментарий к картине И. Остроухова На картине «Золотая осень» И.С. Остроухова изображен именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зеленую листву на золотую. Это ранняя осень, может быть сентябрь. Лето только закончилось, стоит еще теплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.

Картина вся в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Иногда только видны зеленые листочки, оттеняющие яркий желтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь видно кусочек светло-голубого неба сквозь кроны деревьев.

На картине слева художник нарисовал протоптанную тропинку, наверное, полюбоваться красотой сюда приходило множество туристов. А на тропинке сидят две сороки, как будто прилетели посплетничать и поделиться последними новостями.

С приходом осени преобразились и клены, и березки молоденькие с осинами. Слева на картине корявое дерево и то не выглядит угрюмым. Оно напоминает мрачного лесного сторожа, следящего за порядком в лесу, но с приходом осени нарядилось в золотой наряд. С крон деревьев начала опадать листва, ветром разносятся одинокие листья.

На картине изображен солнечный день и хоть солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких желтых и оранжевых листьев.

Чувствуется, что автор любит это время года. С какой нежностью он вырисовывает листочки, они разные и по форме, и по цвету. Любовь передается зрителю, так и хочется прогуляться по усыпанной золотой листвой дорожке, вдохнуть лесную прохладу, запомнить природу такой яркой и торжественной. Недалеко то время, когда деревья сбросят свои наряды и уснут зимним сном.

Комментарий к картине Поленова В. Получивший одновременно с Репиным золотую медаль Академии Художеств, учитель Левитана и Остроухова и доживший до признания его «народным художником РСФСР», Василий Дмитриевич Поленов, среди ряда работ, принесших ему всемирную славу (за картину «Арест графини д’Эстремон» его сделали членом и французской Академии) написал и относительно малоизвестный пейзаж «Золотая Осень».

Написанная недалеко от собственной усадьбы Поленова на Оке картина показывает, откуда появилась позднее «радость золотой осени» у его учеников, Остроухова и Левитана. Ясный солнечный день, монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете, как ледник на Альпах (Поленов к тому времени лишь недавно вернулся на родину, до того пересекая те самые Альпы по нескольку раз за год – из Италии – во Францию через Швейцарию), но он привлекает наше внимание не сразу. Зато, когда заметишь его – глаз уже не отвести. А поначалу обращает на себя внимание величественный изгиб реки, живая синяя лента на золотом поле осени, туманная, голубоватая дымка холмов, меж которых исчезает река.

Потом только, пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень-то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зеленый исполин перед глазами – напоминание о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко-желтый окрас деревьев, не аккуратная тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как, бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается палая листва и как в темно-синих прибрежных омутах по правому берегу отчетливо видны деревья с «лесного» берега.

Поленов поездил по всей Европе, был и в Египте, и в Азии.. но не был в США, откуда пошло выражение «Индейское лето». Иначе картину можно было бы назвать так. Или «бабье лето». Потому что, хотя на картине осень, но она вся еще пронизана летним теплом и светом. Но, вернее всего – в случае с Поленовым, так проникновенно, пусть и при помощи не самых ярких красок, показавшим красоту русской природы, было б назвать картину «Родина»..

— Приходилось ли вам в живой действительности видеть подобные уголки природ?

— В чём вы видите секрет художественной выразительности каждой картины?

— Какими определениями можно передать красочное богатство, цветовую палитру, колорит каждой картины?

Вывод: каждая картина по-своему прекрасна. Каждая передаёт настроение и яркие краски «золотой» осени. Каждая по-своему.

Домашнее задание: выберите картину которая произвела наибольшее впечатление и создайте сочинение-описание картины.

Примечание: урок можно, на мой взгляд, провести вместо урока сочинения «Памятный день в школе», поскольку не у всех детей может таковой быть.