Сошествие во ад икона воскресение: Икона «Сошествие Христа во ад»: значение – Сошествие Христа в ад — Википедия

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Ежегодно после Пасхи на протяжении всей Светлой Седмицы на аналое каждого храма располагается икона сошествие во ад, которая говорит о непостижимом для простого человеческого ума чуде Воскресения Христа. Подвиг, совершенный Спасителем имеет ключевое значение и для христианской веры и для всего человечество. Ведь Он искупил грехи человеческие, в том числе и грехи тех, кто давно почил ко времени Его проповеди.

Икона Сошествие во ад

Именно о том, как Христос отправился во ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там, говорит икона. Этот подвиг был совершен до Воскресения и свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву.

Как вы знаете, именно первородный грех обуславливает изначальную греховную природу современных людей. Однако Христос спасает Адама и Еву, искупает грехи этих людей и также дает каждому надежду на спасение в нем.

Евангельские тексты не описывают процесса путешествия в подземное царство как таковое. Подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии от Никодима. Кстати, по этой причине на протяжении длительного времени иконописный сюжет Воскресения сочетался с сюжетом сошествия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Икона Сошествие во ад старый вариант

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Сошествие во ад

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа. Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Каждый может выбрать сам путь к воскресению из мертвых, ведь Господом даровано спасение всякому человеку.

Молитвы

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

Христос воскресе из мертвых, /

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Сошествие во ад Загрузка…

Иконография Пасхи

Копировский А.М., проф.

Рекомендуемая литература

1. Статья Н.В. Квливидзе в «Православной энциклопедии. Она о Воскресении Христовом в целом, с ней нужно познакомиться, чтобы ориентироваться в богословском  понимании Воскресения. См. в ней особенно раздел «Иконография».

2. Н.В. Покровский. «Евангелие в памятниках иконографии». М., Прогресс-Традиция, 2001. Об иконографии «Сошествия во ад»: с.482 – 519.

3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб, АКСИОМА, 1995.  О Воскресении – Сошествии во ад: с.158 – 167.

4. Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. М., 2008. (брошюра). Концепция в ней малоинтересна: автор пытается доказать, что называть иконографию «Сошествием во ад» неправильно, нужно только «Воскресением», но это умствование на пустом месте. Зато у него много ссылок на отцов и др. литературу.

5. Каталоги (в них смотреть справки об иконографии «Воскресения – Сошествия во ад»):

1) Иконы Твери, Новгорода, Пскова: XV–XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск I / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.

2) Иконы Москвы XIV–XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск II / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2007.

3) Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М., 1979 (иконопись: с. 7 – 476)

4) Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

5) Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Вел. Новгорода: XV век. М., 1982.

 Варианты иконографии

1. Вариант 1-й. Воскресение как выведение Адама и Евы из ада (Христос стремительно движется снизу вверх, держа их за руки). Икона XV в. из Пскова. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

1 voskr pskov grm 242x300 - Иконография Пасхи

2. Вариант 2-й. Воскресение как сошествие за людьми (Христос склоняется к Адаму и Еве, двигаясь сверху вниз). Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона 1425-27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.

2 voskr rublev tsl 221x300 - Иконография Пасхи

3. Вариант 3-й. Воскресение как явление «сущим во аде» Христа во славе (Христос в центре, изображен фронтально между Адамом и Евой, которых Он держит за руки). Дионисий. Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

3 voskr dionisij gtg 218x300 - Иконография Пасхи

 

Есть еще много вариантов сочетания 1, 2 и 3, но это – основные, наиболее типичные.

4. Вариант 4-й, соединяющий варианты 2 и 3-й (Христос в центре, между Адамом и Евой, но склоняется к Адаму). Икона 1540-х гг. из Карельского Сельца, Новгород. Находится в Центральном музее им. Андрея Рублева, Москва.

«Сошествие Христа во ад»

4 voskr novgorod cmiar 232x300 - Иконография Пасхи

Попробуем провести виртуальную экскурсию по этой замечательной иконе из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 1540-е гг., Карельское Сельцо, Новгород.

«Сошествием во ад» обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части — другое: «Воскресение Христово». Почему?

Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста — знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия — но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие. Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу). Ад здесь — не сковородки, не пламя и не лед, как в «Божественной комедии» Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает «невидимое место», или «место, где ничего не видно».

Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?

Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения — не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст — «Евангелие Никодима»).

Христос изображен в сиянии небесной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не остается. Вокруг головы Христа — сияющий золотой нимб, символ святости, полноты небесного света. Золото наложено здесь на икону в виде очень тонких листочков (оно называется «сусальным»). Одежда Христа покрыта блестящими полосками — это тоже золото (только «твореное», т. е. растворенное в связующем веществе, жидкое как обычная краска).

Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.

Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек — первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье — очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») умирают и оказываются во тьме…

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна. И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй. Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.

Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа — Ева. Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы, закрывая их краем своей одежды (такой прием в иконописи называется «покровенные руки», это знак благоговения). Она чем-то похожа на Богородицу, правда? Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах «новой Евой».

Адам в темно-зеленой одежде, Ева — в ярко-красной. А справа от них — человек, в одежде которого сочетаются оба эти цвета: на голове у него красная шапка с зеленой оторочкой, на плечах зеленое одеяние, похожее на звериную шкуру. Кто это?

— Наверное, их сын?

Да, правильно. Его зовут Авель, он пастух, поэтому у него в руке загнутый пастушеский посох. Авель смотрит на стоящего рядом с ним человека с высоким куполообразным лбом, который в руке держит что-то вроде книги. Но у книги почти всегда бывает красный обрез, а здесь его не видно. Что же это?

— Скрижаль?

Конечно. Каменная скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Десятью заповедями Закона. Значит, это пророк Моисей.

А старец в короне и стоящий рядом с ним юноша, тоже в короне?

— Давид и его сын Соломон.

Верно! Здесь много знаменитых святых Ветхого Завета. Но обратите внимание — все они с нимбами, хотя и находятся еще в аду, во тьме. Значит, пришествие Христа не просто возвращает их к жизни, но более того: приобщает их к божественному свету. Нимбы есть даже у Адама и Евы! Иконописец этим приемом показывает, что они, первые грешники, не просто прощены, но возведены Христом выше, чем были в райском состоянии, до грехопадения.

И поэтому вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.

Однако лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму, за которым Он и сошел во ад. В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной. Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.

Слева, за фигурой Адама — человек с аскетическим строгим ликом, запавшими щеками и всклокоченными волосами. Он поднимает руку, невероятно тонкую (тоже знак аскезы, «утончения плоти»), и обращает ее к Христу. Но пальцы руки обращены на него самого: значит, он принимает от Христа благодать. Это Иоанн Креститель (по-славянски — «Предтеча», т. е. предшественник). Вы вспомнили, конечно, картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Расположение фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой картине совпадает. Но в иконе Христос на переднем плане, Иоанн Креститель — сбоку, даже сзади. А в картине Иванова — наоборот. Причина в том, что на картине «явление» Христа только ожидается, а в иконе оно уже произошло…

Икона «Воскресение — Сошествие во ад», на которую мы смотрели все это время, дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.

Все изображенные на иконе люди — не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.

Икона написана в 1540-е годы в новгородских землях. Новгород более чем за полвека до этого утратил былую силу и славу, будучи насильственно присоединен к Москве Иваном III. Однако, судя по цельности и глубине образного строя иконы, иконописные традиции обоих городов в ней органично соединились. Новгородские мастера следовали здесь московским, но не современным им, а более ранним: Андрею Рублеву и Дионисию. «Иконников», которых можно было бы сравнить с этими великими художниками, на Руси тогда уже не было. Но духовный идеал времени Рублева и Дионисия – «золотого века русской иконы», – как видим, распространился далеко за московские пределы и остался актуальным даже через много лет после их кончины.

См.: Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 193 – 198.

Икона «Сошествие во ад» как традиционное изображение Воскресения Христа

Севостьянова Юлия

10 класс, Аничков лицей

 

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39—42; 16,4; Лк. 11:29—32 ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”. Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово. Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литература:
Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Сошествие Христа во ад — описание иконы: adam_a_nt — LiveJournal

Дионисий. Сошествие во ад, 1503. Государственный Русский музей.

 
     Иконой Великой Субботы является икона «Сошествие во ад», которая очень долго на православном востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Ведь «сам момент Воскресения как таковой не может быть изображен, ибо он нигде не описан в Евангелиях. Это возможно только к эпизодам, о которых мы имеем сообщения: апостол Петр у гроба, явления Воскресшего Марии Магдалине, апостолам, Фоме, на берегу Тивериадского озера и Мироносицам. Но удивительно, что первая икона Пасхи – икона Великой Субботы, которая открывает глубокий духовный смысл праздника» /1/. Икона «Сошествие во ад» наполнена символами и это не случайно. «Как прочесть духовное содержание Воскресения, Тайны тайн, если не через символ? В православии он является не просто воспроизведением этой реальности, символ – сам по себе есть её проявление. Следовательно, полное прочтение этой иконы может произойти только через символизм, исполненный великой силы, через открытие разума и сердца для неисчерпаемого сокровенного смысла» /2/.
 

        Достаточно полное описание иконы «Сошествие во ад» и духовный смысл её символики приводит Мишель Кено в своей книге «Воскресение и икона»: «В момент Его смерти «земля потряслась; и камни расселись» (Мф 27.51). Разве это не знак богоявления, в некотором роде – преображение наоборот, которое совершается в этот раз – не на горе Фавор, но в середине земли и мира, освобождённых от всякого географического значения? Господь жизни, сопричастный живым в течение Своей земной жизни, блистая светом, являет ту же сопричастность по отношению к мёртвым Своим проникновением к самым последним пределам подземного мира, где царствует мрак. Как и в иконах Преображения, Вознесения и Успения, сверкающая мандорла обозначает Его тело славы, Его одухотворённость. Зачастую мандорла создаётся игрой концентрических кругов, число которых – часто три, их цвет – голубой, иногда зелёный, усиливается от первого внешнего круга, до срединного – очень тёмного. Это – как бы иллюстрация апофатического описания Бога как «блистающего мрака». В этом случае лучи света исходят от Христа, облачённого в золочёную или ослепительно белую одежду. Одеяние, украшенное золотыми штрихами, струится светом, оно – атрибут Божества, как, впрочем, и белая одежда. Подобно тому, как блеск молнии разрывает трепещущую ночь, так Христос «струится» в динамизме, выражающем одновременно вездесущие и могущество. Когда он «восставляет» (от греческого слова άνάστασις – «восстание, воскресение») Адама, энергично беря его за руку, то Он воскрешает именно человечество… Внимательный наблюдатель заметит, что часто рукав у Адама более светлого цвета, чем остальная одежда, это – доказательство преображения, или обожения в действии, которое совершено Самим Христом, исполненным Духа.
       

Это движение поднятия первого человека, его души, одушевляющее тело, сосредотачивает на себе одном содержание искупления. Воплощение, как и «сошествие во ад», не имеет другой цели, и событие является не физическим, но всецело духовным. Просторная одежда Христа, край которой часто взвивается вверх, явно показывает нисходящее движение, столь прекрасно отражённое в пасхальном богослужении. Действительно, оно не говорит, что врата ада просто открылись, но что они сокрушились, так же, как и затворы. Отныне их невозможно закрыть вновь! Освобождение – событие не уникальное, не ограниченное во времени, но – решающее, это – потрясающая победа, о которой свидетельствуют стопы Христа, попирающие врата ада. Свиток в Его правой руке символизирует проповедь «духам во аде» (1 Пет 3.19), и замещение свитка крестом, под западным влиянием, подчёркивает знак победы, средство, которым победил Христос и сокрушил «врата медные».
 
Сошествие во ад. Новгород. Середина-вторая половина XV века

         Немного позади от Адама, с венцами на голове, стоят два предка Спасителя: Соломон – без бороды, и с бородой – его отец, Давид, основатель Иерусалима, который поёт в псалмах «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой!» (Пс 129). Рядом с ними – святой Иоанн Предтеча показывает рукой на Освободителя, о котором он благовествовал миру горе и долу. Как не уделить значительное место тому, кто был обезглавлен, чтобы «благовестити пришествие Спасово даже до Ада» (Канон на Усекновение главы Иоанна Предтечи. Песнь 7). Порядок действующих лиц варьируется. Часто персонажи Ветхого Завета стоят справа от Христа, Его современники и последователи – слева, за Евой, которая поднимает свои руки, скрытые под полой одежды в смиренном жесте восприятия вечной жизни. Этот жест восходит к обычаю византийского двора, который требовал, чтобы при встрече с высшими люди прятали свои руки в знак подчинения. Первая женщина, сотворённая чистой, освобождена Тем, Кто без греха, Кто рождён новой Евой – Девой, Матерью Божией.
   

         Присутствие пророков кажется само собой разумеющимся. Разве они не ожидали Воскресения и не благовествовали первыми о нём? А что сказать об Авеле, первой жертве беззакония? Моисей, с фригийским колпаком на голове, как и другие пророки, присутствует для того, чтобы представить Первый Завет и свидетеля Первой Пасхи. Цари, пророки и праведники, стоящие на заднем плане, как бы образуют свиту Воскресшего, Которого они носили в своём сердце, к Которому они взывали всем своем существом. Асимметрия этой сцены выражает бурный поток жизни, и то, что позади Евы часто появляется апостол Павел, подчёркивает, что событие касается всех времен и всех мест, всего мира в его совокупности.
     

          Побеждённая смерть, иногда изображаемая как черный силуэт, по сторонам от которого – вечные служители, лежит в бездне; под створками её руки и ноги связаны одной верёвкой, заканчивающейся петлёй на шее. Смерть предана смерти! Сатана, отец лжи, соблазнитель первого человека, иногда изображается с двумя лицами, что является впечатляющим знаком отсутствия в нём единства, его распадения, ибо цельность – удел святых. Последний элемент, скалы, символизируют то, что весь мир отражает свет, поднимающийся из глубин земли. Видимый и невидимый мир участвует в Воскресении Христа, Которого надо лишь принять и за Которым надо лишь последовать, чтобы спастись» /3/.

Сошествие во Ад. Фреска церкви святого Георгия в Курбиново. Сербия. 1191 г.

      Очень важно, чтобы икона праздника была каноничной, т.е. соответствовала церковному преданию. «Необходимо также, чтобы икона давала видение, гармонирующее с «керигмой» (проповедью спасения), которая наделяет её могущественным визуальным резонансом, и чтобы тот, кто почитает её, воспринимал если не благодать Святого Духа, то, по крайней мере, «научение», поучение, более чем необходимое для понимания его основ и смысла. Часто икона позволяет во мгновение ока постигнуть то, что, как оказывается, не выражают полностью самые богатые тексты. Отсюда – значимость иконы, написанной с полным уважением к Преданию, плоду многовекового богословского творчества, так и всякий отход от него неизбежно порождает извращение истины» /4/. Известно, что «на византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение — выход Христа из гроба…Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты (в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы), именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения» /5/.
   

            Изображение Христа, выходящего из гроба, которое сейчас часто можно увидеть в храмах, не соответствует православному преданию, это — игнорирование тайны, выраженной и в предании, и в литургических текстах. Иконография праздника тесно связана с богослужебными текстами, особенно гимнографией, а также с древними источниками предания церкви о сошествии Христа во ад (о них будет сказано ниже). «Утреня и вечерня Великой субботы…являются истинной словесной иконой «Сошествия во ад… Богослужебные тексты находят отклик в иконографии, она питается ими и становится их иконой, так как они сами становятся иконой празднуемого таинства. Нет никакого сомнения в том, что «Пасхальный канон» и гимны святого Иоанна Дамаскина, вместе с гимнами Андрея Критского и Косьмы Маиумского, внесли большой вклад в развитие иконографической темы «Сошествие во ад» /6/.
               
—————————————-————————————-

1 — Кено М. Воскресение и икона — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 2001г. с. 83.
2 — Кено М. Указ. соч. с. 94.

3 — Кено М. Указ. соч. с.94-96.

4 — Кено М. Указ. соч. с. 47.

5 — Одно из наиболее ранних дошедших до нас иконографических изображений «Сошествия во ад», находящееся в Соборе св. Марка в Венеции, относится к VI в. См.: Л. Успенский. Православные иконы Пасхи. — Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата № 10, 1958, с. 28; по: Игумен Илларион (Алфеев) ХРИСТОС ПОБЕДИТЕЛЬ АДА Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции/ Серия «Византийская библиотека», исследования – СПб.: изд. «Алетейя», 2001. с.5-6.

6 — Кено М. Указ. соч. с. 91-92.
               

PS: Текст — отрывок из моей курсовой работы по литургике «Внутренний смысл Пасхи в богослужении Великой Субботы», СФИ, 2005 г.)

Русские иконы ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО — СОШЕСТВИЕ ВО АД Russian icons The Resurrection—The Descent into Hell (The Anastasis)


Икона (описание ниже) Сошествие во ад Школа: Новгород 1370–1380-е годы Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На иконе (выше) Христос представлен в трехчетвертном повороте, склонившимся влево (от зрителя), к Адаму, которого держит за руку. Облачен в оранжевые одежды с золотым ассистом, на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа овальной формы, четырех оттенков — темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния — две группы фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой группы, кроме Адама, имеют нимбы. Справа без нимбов: коленопреклоненная Ева в киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий, старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры. 
Сошествие во ад Школа: Псков Последняя четверть XIV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография. Сцена, основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений. В 
одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа — группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора — симметричной и фронтальной7, либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама8, то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек»
Сошествие во ад Вторая четверть XV в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В православной иконописи сюжет “Сошествия во ад» являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.
Сошествие во ад Из праздничного чина Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва Икона входила в состав праздничного чина из Городца.

Описание Образа (выше). Христос, взявший за руку Адама, написан в охряных и золотых одеждах на фоне круглой, зеленой, трех оттенков славы. Справа — шесть пророков. Передний держит полуразвернутый свиток с надписью. У ног их коленопреклоненная Ева в алом мафории. Слева — пророк Даниил, Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон. Внизу — черная расселина ада. Бледно-зеленые, прозрачные горки оттенены красной охрой. Четко обозначенные белильные лещадки с пяточками передают уступы гор. Фигуры легкие, с гибкими контурами. Черты лиц мелкие, тонкие. Вохрение плавью, розовой охрой по оливковому санкирю. В колорите сочетаются зеленые, красные и бледно-желтые оттенки. На нимбах и фоне — следы золота.
Сошествие во ад с избранными святыми Школа: Псков Конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Происходит из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала из какого-то более древнего храма.

Источниками для иконографии послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима, сочинения Епифания Кипрского, творения отцов Церкви, богослужебные тексты, псалмы и пророчества Ветхого Завета. Согласно текстам, Христос после своей смерти сходит в преисподнюю, повергает сатану, спасает праведников и выводит их из сени смертной. Сошествие во ад толковалось и как исполнение ветхозаветных пророчеств, видений о грядущем приходе обетованного Мессии — Спасителя, победителя всех врагов Царствия Божия, и как прообраз победы Христа над апокалиптическим зверем: он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему — «Слово Божие» (Откр. 19 : 13).
По сторонам от Христа коленопреклоненные фигуры поднимающихся из гробов Адама и Евы, которых Он, держа за руки, выводит из смертной сени. Согласно тексту Никодимова Евангелия, Иисус берет Адама за руку, тот припадает к нему со словами благодарения. Зеленые земные одежды Адама — символ спасения и обновления: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15 : 22). По другую сторону Христа в сходной с Адамом позе — Ева, виновница грехопадения, в алом мафории, повторяющем цвет кровавой одежды Спасителя. Горячий, но не обжигающий цвет становится образом жизни, животворной силы, воскрешающей человека.
Здесь изображены святые (слева направо): Екатерина, Анастасия, Фотий, Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никита, Варвара, Параскева Пятница. Вместе с воскрешенными Христом праведниками они образуют тот новый храм в Господе, о котором поется на пасхальной службе: «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсияла» (ирмос 9-й песни канона праздника). (И. Шалина Источник: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru)
Сошествие во ад Мастерская Дионисия 1502 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Воскресение Христа  и  Сошествие во ад 18 век

© Государственный Эрмитаж

Воскресение Христа  и  Сошествие во ад 18 век

© Государственный Эрмитаж
Воскресение — Сошествие во ад Двусторонняя икона-таблетка Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
Сошествие во ад Двусторонняя икона-таблетка Школа: Новгород (?)  Вторая половина XVI в. Происходит из Никольской церкви в Нижнем Новгороде.
Воскресение — Сошествие во ад Ярославский художественный музей, Ярославль
Воскресение Христово — Сошествие во ад Середина XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Помимо изображения «Воскресение Христово» двух типов — «Восстание из гроба» и «Сошествие во ад», в многосоставную композицию иконы входят слева: Распятие, Уверение Фомы, Жены-мироносицы у гроба, Явление Христа Марии Магдалине, Положение во гроб, Ангел поражает сатану в аду; справа: Иисус Христос в Эммаусе (Лк. 24 : 29–30), Беседа Благоразумного разбойника в раю с Ильей и Енохом, Св. апостол Петр у гроба Христа, Благословение св. апостола Петра (чудо на Тивериадском озере).

В сцене Воскресения Спаситель в золотом облачении представлен в овальной мандорле с золотым сиянием как бы парящим над гробом, на дне которого видны погребальные пелены. Перед гробом — отваленный от него круглый камень, за гробом — стражи в латах. Повелительным жестом правой руки Христос посылает ангелов на брань с адом для освобождения праведников.

Место пребывания душ усопших изображено в виде огромной темной пещеры. Христос представлен стоящим на ниспровергнутых скрещенных вратах ада, рядом с которыми множество разломанных запоров; слева от Христа — ангелы, сковывающие сатану. Сорванные врата ада и золотое сияние одежд и мандорлы Христа — символы победы света над царством тьмы и смертью: «Он Солнце правды, воссиял во тьме [в аду]… осветил седящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины» (Иоанн Дамаскин).
Воскресение Христово — Сошествие во ад Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Происходит из церкви Воскресения ростовского Архиерейского дома.
Воскресение Христово — Сошествие во ад Из праздничного чина Мастера Оружейной палаты Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора Ростова.
Воскресение Христово — Сошествие во ад Первая четверть XVIII в. Солигаличский филиал Костромского музея-заповедника, Россия Икона из местного ряда церкви Илии Пророка села Верхний Березовец (Солигаличский район Костромской области).

ИКОНА: СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ЗДЕСЬ

ЖИВОПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА: ЗДЕСЬ

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими  рукам».
РУССКИЕ ИКОНЫ

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018 http://icons.pstgu.ru
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996 Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1. Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004. Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994. ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8 Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986. Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.

Икона Воскресение Христово — Сошествие во ад

Реставрация: Реставрирована в 1926-1931 годах в Новгородском государственном объединенный музее-заповеднике Н.Е. Давыдовым. С 1947 года находилась на реставрации в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских, затем — на хранении в Государственном историчском музее. В 1958 году вновь передана в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Размер: 89,5 х 59,5

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Адам, Ева, Прор. Давид, Соломон, праотцы

Уточняющая датировка: 15 в., третья четверть

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Икона «Сошествие во ад»

Множество икон связано с какими-то важными событиями, произошедшими в мире христианства. Самые важные иконы, в том числе и «Сошествие во ад», относятся к периоду Страстной недели.

Это икона, посвященная Иисусу Христу, который своим пришествием начал новозаветную историю и слил воедино прошлое, настоящее и будущее. Христу посвящено великое множество икон, но эта отражает его схождение в ад в момент смерти физической, на кресте, прямо перед своим Воскресением, перед Пасхой.

История иконы

Согласно Писанию, когда Иисус Христос умер, его душа отправилась в глубины преисподней. Поскольку истинной целью Христа было искупление грехов людей, то логично предположить, что прощения достойны не только те, кто будет жить впоследствии, но и те, кто жил до Христа, до пришествия Мессии.

Он спустился в самые глубины ада, чтобы все те, кто там находился, смогли получить прощение. Мессия прочитал там свою проповедь и дал этим душам свободу. В число этих прощенных душ входили все ветхозаветные грешники и проповедники. Так как в это время все еще шла Страстная неделя, данный образ относится к числу икон о Страстях Христовых.

pic

Описание образа

Данная икона описывает события второго дня загробной жизни Христа. Христос изображается на иконе стоящим на некоем подобии креста, а вокруг него души людей, которые жаждут прощения. Они тянутся к Нему, пытаясь коснуться Его руки. Сам по себе образ очень простой, но сильный и очень важный. Существует огромное множество вариаций исполнения иконы. Данная икона есть в большинстве православных храмов, потому ее можно назвать одной из самых распространенных.

Смысл иконы и в чем она помогает

«Сошествие во ад» имеет невероятно важный смысл. Эта икона напоминает нам о том, что прощения заслуживает каждый. Если признать свои ошибки, то можно получить Божье благословение. Те люди, которые попали в бездну ада, искупили свои грехи, а пришествие Христа стало для них возможностью поменять чертоги ада на жизнь на Небесах.

Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. Даже те, кто в прошлом были провозглашены грешниками и не заслуживали прощения, получили его благодаря милости Христа. Таким образом, икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии — это дарование еще одного шанса всем людям.

pic

Поставьте эту икону дома, если вы или кто-то из ваших родственников не может избавиться от вредных привычек. Этот образ помогает искоренять зло в любых его проявлениях. В доме любой богобоязненной семьи должна быть такая икона.

Молитвы перед иконой

Молятся перед данной иконой в основном для получения прощения или для благодарности. Если вы совершили тяжкий грех, но хотите покаяться, то можно прочитать следующую молитву:

«Даруй нам прощение, яко же Ты, будучи на кресте распятым, Господь наш, простил всех, кто непрощенным был, в геенне огненной находясь, в адской пучине поверженным. Помоги нам, Господи, избавиться от мыслей греховных и от всего, что тянет нас ко дну, от истины отдаляя. Позволь нам очиститься, чтобы приблизиться к Тебе после смерти, и при жизни позволь остаться услышанными Тобой».

Считается, что Господь не посылает нам испытаний, которых мы не смогли бы принять и пережить. Данная икона показывает нам, что прощения грехов заслуживает каждый. Если в вашей жизни наступил период трудностей, то знайте, что это не случайно. Вот вариант благодарственной молитвы перед иконой «Сошествие во ад»:

«Господь наш, во ад сошедший, даруй нам прощение грехов наших, яко же Ты даровал его всем тем, кто при рождении Твоего благословения не получил. Помоги мне и моей семье познать истину Твою, прости всех, кто не был крещен пред ликом Твоим, и всех, кто не верит в Тебя и силу Твою, ведь все мы равны пред Тобой в делах своих».

Данные молитвы можно читать и во время Страстной недели, и во время Великого поста в целом. Эта икона имеет прямое отношение и к Прощеному воскресенью. Это день, когда все люди должны научиться оставлять свои обиды позади и просить прощения у тех, кого обидели. Подобная атмосфера царит и в Страстную субботу, в день наивысшей скорби и одновременного предвкушения грядущего праздника Пасхи.

Задача этой иконы — научить нас прощать тех, кто обидел нас, всегда, а не только перед Пасхой или Великим постом. Образ «Сошествие во ад» — это напоминание о том, как Господь любит нас, несмотря на то, что мы каждый день говорим плохие слова и помышляем недоброе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и