Трудный подросток — советы адвокатов и юристов
Советы юристов:
1. Трудный подросток, девочка. Куда можно отправить учиться (времени вне дома) без нанесения психологической травмы в будущем.
1.1. Подбор учебного заведения — это специфическая и платная услуга.
Вам помог ответ? Да Нет
2. Как защитить учеников и учителей от трудного подростка?
2.1. Для этого есть директор школы, инспекция по делам несовершеннолетних, пусть разбираются с его родителями, принимают меры.
Желаю Вам удачи и всех благ!
2.2. Наталья, трудные подростки обычно более доверяют убедительным разъяснениям, произведенным сотрудниками правоохранительных органов…
Перефразируя известное выражение — добрым словом и мерами принудительного воздействия можно добиться больше чем одним добрым словом…
Вам помог ответ? Да Нет
3. Трудный подросток, куда определить временно 0.6 месяцев.
3.1. Обратитесь в органы опеки и попечительства они могут определить ребёнка в реабилитационный цент для несовершеннолетних, для коррекции его поведения, сроком не более 6 месяцев.
Вам помог ответ? Да Нет
4. Как оформить в школу — интернат трудного подростка 13 лет… я одинокая мама..
4.1. обратитесь в органы опеки и попечительства
Вам помог ответ? Да Нет
4.2. обратитесь в отдел образования Вашего района
Вам помог ответ? Да Нет
5. Трудный подросток не могу справится хочу отдать в спец школу как попасть?
5.1. Обратитесь в инспекцию по делам несовершеннолетних, но в такие учреждения могут быть помещены лишь несовершеннолетние в возрасте до 18 лет. Если речь о спецшколе закрытого типа — только на основании решения суда.
Вам помог ответ? Да Нет
6. Трудный подросток как отправить в армию.
6.1. Раньше достижения 18 лет в Вооруженные силы не призовут.
Вам помог ответ? Да Нет
7. На кого поступать, если я хочу работать в полиции с трудными подростками?
7.1. Обратитесь в органы внутренних дел, вас могут поставить в кадровый резерв
Вам помог ответ? Да Нет
7.2. Юлия, в любом случае вам потребуется юридическое образование
Поступайте в ХГУ им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)на юридический факультет
Вам помог ответ? Да Нет
Вызывали в полицию, сказали что поставят.
Можно ли как то это изменить? У ребенка астма 1 степени.
8.1. ребенка за плохую успеваемость отправить на учёт в спецшколу с трудными подростками нельзя, это не предусмотрено законом об образовании. Если Вас вызывали в полицию и сказали, что поставят, то такие заявления голословны — не стоит беспокоится.
Вам помог ответ? Да Нет
9. Если ребёнок кидает вещи на пол, грубит, из-за этого могут направить в спец школу для трудных подростков?
9.1. Нет, это не повод для спецшколы.
Вам помог ответ? Да Нет
9.2. Вика!
А сколько лет вашему ребенку? У него не переходный возраст? Может быть вам обратиться к психологу?
Вам помог ответ? Да Нет
9.3. Виктория
Данное основание не является поводом для помещения ребенка в спец учреждение
Если он себя ведет подобным образом в школе и.т.д тогда есть над чем задуматься. Помещение в спец учреждение самый последний вариант, в том случае если поведение ухудшается и ребенок начинает проявлять признаки преступного поведения.
Вам помог ответ? Да Нет
10. До скольки подростки, достигшие 17 лет, могут пребывать на улице без сопровождения взрослых в городе Ростов-на-Дону на 2018 год? Если не трудно, дайте сразу ссылку на нужный ФЗ.
10.1. В каждом субъекте РФ принимают закон.
Закон Ростовской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» определяет, что «комендантский час» для подростков действует с 22 часов вечера до 6 часов утра в период с 1 ноября по 31 марта и с 23 часов до 6 часов с 1 апреля по 31 октября. В это время, по закону, несовершеннолетних должны сопровождать родители или лица, их заменяющие, или взрослые, осуществляющие мероприятия с участием детей.
Вам помог ответ? Да Нет
11. Моему сыну 11 лет нанёс телесные повреждения мальчик 13 лет. Поставят ли на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних это мальчика 13 лет как «трудного подростка»?
11.1. Для этого вам нужно писать заявление и требовать поставить его на учёт, его следует вам писать в двух экземплярах, на вашем принимающая сторона должна расписаться.
Вам помог ответ? Да Нет
12. Дочь трудный подросток с дивиантным поведением, не справляюсь с воспитанием хочу отдать в детский дом.
12.1. С данным вопросом Вам надо обратиться в органы опеки и поручительства, которые Вам разъяснять все Ваши права и обязанности.
Вам помог ответ? Да Нет
13. Состоящие на учёте в пдн подростоки 15 и 16 лет ранее привлекавшиеся по уг. делам, избили 13 летнего ребёнка, из хулиганских побуждений, ребёнок лежал в больнице зчмт и сгм… Пдн уверяет что никакие наказания им не предусмотрены, только профилактическая беседа и все. Подростки трудные, ранее у пдн беседы с ними уже были (после этого произошло избиение) , какие меры воздействия им можно применить? Пожалуйста своими словами.
13.1. Только требование о возбуждении уголовного дела.
Оба злодея подлежат уголовному преследованию
С 14 лет наступает уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.
ОБРАЩАЙТЕСЬ в следственный комитет прокуратуры, если не возбуждено уголовное дело.
Вам помог ответ? Да Нет
8 800 505-91-11
звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России
14. Моя внучатая племянница не переведена в средней школе в следующий класс за неуспеваемость и пропуски. Куда следует обратиться матери трудного подростка. Ведь она не будет учиться и в другой школе. Следует ли матери обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних? Или инспекция ею заинтересуется только тогда. Когда девочка (не дай Бог) совершит какой-то серьезный проступок вразрез с законом?
14.1. —Здравствуйте уважаемый посетитель, так это только обязанность матери, по воспитанию дочери, а не органа опеки и попечительства. ООП занимается детьми, которые остались без родителей, у девочки есть её мать, но у матери видимо нет желания ею заниматься и воспитывать. Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (действующая редакция) Семейный кодекс РФ Глава 12 Статья 63
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Вам помог ответ? Да Нет
15. Может ли мать сама написать заявление, чтобы ее сына трудного подростка забрали в спецшколу? Если да,то куда писать.
15.1. да, мать имеет на указанное право. Она может обратиться с заявлением в инспекцию по делам несовершеннолетних в отдел полиции по месту жительства подростка.
Вам помог ответ? Да Нет
16. Пожалуйста подскажите, как сделать, что бы алименты шли на прямую ребенку. Мой муж платит 16,5% сыну, но неделю назад его отправили по суду в училище для трудных подростков до 18 лет, он будет там находиться на гос. обеспечении. Сыну 17 лет. Муж не хочет отдавать деньги бывшей, а лучше на открытую банковскую книжку на имя сына. Возможно ли это? что для этого нужно? Или в таких ситуациях вообще убираются алименты?
16.1. Уважаемая Дина, в данном случае на банковскую карту или счёт можно направлять не более 50% от алиментов.
С уважением.
Вам помог ответ? Да Нет
17. Мне нужно спросить как и что может помочь в борьбе трудным и невыносимым подростком вышедший из под контроля родителей!
17.1. Закон обязывает вас воспитывать своих детей. В вашей ситуации может быть будет целесообразным обратиться за помощью к психологу, может быть он даст вам совет.
Вам помог ответ? Да Нет
17.2. Как что может помочь? Обращение к психологу наверное, мы можем дать совет по воспитанию ребенка и общения с подростком только по личному опыту, мы как и все другие родители проходим эти уроки жизни… Сайт юридический..
Вам помог ответ? Да Нет
17.3. уважаемый Денис
Зависит от личности подростка, кому то поможет экскурсия в колонию, кому то психолог, кому то ПДН
Удачи вам и вашим близким!
Вам помог ответ? Да Нет
17.4. Попробуйте отдать в спорт, дзюдо, борьба. Тренеры там дядьки жёсткие. Возможно в кадет кий корпус, там тоже дисциплина, иногда такие дети только с родителями так себя ведут, а если окажутся в другой среде сразу другими становятся, возможно психолога надо посетить.
Вам помог ответ? Да Нет
18. Помогите написать правильно объяснительную на имя прокурора. Я работаю в школе учителем, также являюсь классным руководителем класса коррекции. При проверке документации школы были выявлены нарушения в работе с трудными подростками. Мне вынесли дисциплинарное наказание за допущение нарушений закона за 2015-2016 г. В это время я не являлась классным руководителем ребенка, который находился на учёте и совершил очередное преступление.
18.1. Чтобы заказать у юриста документы обратитесь к выбранному юристу лично в сообщении. При этом, не думаю что составит большого труда составить жалобу самостоятельно-просто изложите все обстоятсльства и укажите чем нарушаются ваши права.
Вам помог ответ? Да Нет
19. Сыну 13,5 лет не хочет учится, за семестр есть 3 двойки, но в школу ходит, грубит учителям. Стоит на учете по делам несовершеннолетних, украл 2 жвачки в магазине. Школа хочет направить его на КДН что бы его определили в спецшколу для трудных подростков ещё и в другой город потому что у нас таких школ нет. Я не знаю что мне предпринять, точнее я не знаю закона как мне его защитить потому что я категорически против такого решения.
19.1. Что вы не занимаетесь воспитанием своего сына Вследствие этого вашего сына и поставили на учет А теперь вы категорически против Начните плотно заниматься воспитанием сына, чтобы не допустить его отправку в спецшколу.
Вам помог ответ? Да Нет
20. Хочу подать Заявление чтобы поставили мою дочь на учет в отдел полиции по работе с трудными подростками. Я бюсь того, что там она напишет встречное Заявление о том что я ее избиваю, там не докажешь что подросток девочка весом более 100 кг. руками и ногами метелит тебя ииздевается над семьей. Как быть?
20.1. Как быть?
Обратитесь к детскому психологу, пусть поработает с трудным подростком, на учет в полицию вы всегда успеете поставить.
Вам помог ответ? Да Нет
21. Я работаю в многопрофильной гимназии. В классе с трудными подростками произошел конфликт-ребенок меня оклеветал. Он утверждает, что я его обозвала. Естественно его друзья подтвердят. Есть награды (почетные награды и дипломы с предыдущего места работы). Об инциденте мне сообщил завуч. Как мне защитить себя в сложившейся ситуации.
21.1. Увы, в данном случае Вы можете только пожаловаться на этого подростка его родителям. В свою очередь, вам следует требовать доказательств того, что Вы оскорбили ребенка. Показаний свидетелей далеко не всегда для этого достаточно.
Вам помог ответ? Да Нет
21.2. вам надо давить на то, что бы учителя проявили профессиональную солидарность, потому как если в каждом таком случае начнут верить детям, то они войдут во вкус и жизни вообще никому не станет.
Вам помог ответ? Да Нет
22. В школе во время перемены мальчик (трудный подросток) упал со спортивного снаряда (на улице в школьном дворе)… Удалили почку. ..Родители требуют уголовного дела, обвиняя руководство школы. В правилах внутреннего распорядка указано, что отвечает за 20 минут до своего урока учитель, который ведет этот урок. Кто виноват: учитель, дежурный администратор, директор школы? Уголовное ли это преступление?
22.1. Полиция должна провести доследственную проверку по данному факту и принять решение
Вам помог ответ? Да Нет
22.2. полиция определит.
Вам помог ответ? Да Нет
22.3. Следственный комитет должен проводить данную проверку отвечает учитель классный руководитель и еще директор школы
Вам помог ответ? Да Нет
22.4. Мила!
Будет проведена проведена доследственная проверка. Не пожалейте денег на адвоката.
Вам помог ответ? Да Нет
23. Работаю на двух работах по двум трудовым книжкам. Хочу устроиться вольнонаемной в центр для несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (структура МВД). Надо ли увольняться с совместителей? Ведь зарплата на новом месте будет чуть повыше МРОТ.
23.1. как бы вы вообще не должны работать по двум трудовым, у вас может быть основное место работы и дополнительное.
Вам помог ответ? Да Нет
24. Работаю на основной работе и по совместительству (без отражения в трудовой книжки), хочу устроиться вольнонаемной в центр для несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Надо ли увольняться с совместителей?
24.1. если записи в трудовой нет, то откуда увольняться и как? Нет. не нужно.
Вам помог ответ? Да Нет
25. Можете подсказать мне спец школы для трудных подростков в Ульяновской области или рядом?
25.1. ОБратитесь в Полицию — ВАМ подскажут
УДАЧИ ВАМ
Вам помог ответ? Да Нет
26. Я-девушка, мне 20 лет, мастер спорта по рукопашному бою. Хочу работать опдн, ппс…работы этой совершенно не боюсь, поэтому отговаривать нет смысла. Работала в ДСОлах только на социальных детях, т.е трудных подростках 13-16 лет. Вопрос такой, могу ли я устроиться на эту должность, без образования? Готова к переезду и параллельному обучению.
Заранее спасибо за ответ.
Г.Краснодар.
26.1. Посмотрите информацию об условиях приёма на службу на сайте МВД:
https://мвд.рф/Deljatelnost/work/recruitment
Вам помог ответ? Да Нет
27. Дом был куплен в браке, пасынку на данный момент исполнилось 18 лет. Он очень трудный подросток, дебоширит, постоянно обращаемся в полицию. Предложили ему купить дом в 40 км от города с пропиской. Он своего согласия не дает. Могу ли я его выписать в судебном порядке без его согласия в купленный дом не в городе? Спасибо.
27.1. выписывайте, Елена
Вам помог ответ? Да Нет
28. Я снимаю социальную рекламу о трудных подростках. Нашего героя осудили по статья 158 часть 3 укРФ, подскажите, что он мог украсть из сумки учителя в присутствии класса, чтобы его посадили по этой статье на 2 года? С учетом, что имеется видео, как ученик издевается над учителем и копается в ее сумке.
28.1. Такое судебное решение надо обжаловать, Лена. Вы абсолютно правы.
Вам помог ответ? Да Нет
29. Скажите, пожалуйста, мой ребёнок трудный подросток. Практически не посещает школу. Какие формы обучения можно предложить ему в школе. Спасибо.
29.1. мой ребёнок трудный подросток. Практически не посещает школу. Какие формы обучения можно предложить ему в школе.
—вашего ребёнка могут перевести в школу интернат
Вам помог ответ? Да Нет
29.2. Устанавливайте причины нежелания учиться, и решайте их.
При наличии оснований, обучение на дому.
Вам помог ответ? Да Нет
30. Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних и зам. директора школы по трудным подросткам вести беседу с 12 летним ребенком без присутствия мамы… на основании заявления бывшего мужа… ребенок никогда ни где не состоял… учится прилежно… имеет 1 взр. разряд по худ. гимнастике… танцует.. активно участвует в жизни школы…
30.1. Без присутствия законного представителя не имеют права беседовать.
Вам помог ответ? Да Нет
30.2. Может, в присутствии одного из родителей. Если считаете что права ребенка нарушаются, обратитесь в прокуратуру района.
Вам помог ответ? Да Нет
Трудности переходного возраста: как родителям достучаться до подростка
Учеба и цели: чем сердце отзовется?
Прежде чем обратиться к конкретным сферам подросткового протеста, психолог-практик Елена Пиховкина предупреждает:
— Если не хотите получить в ответ от подростка «обратную реакцию», «дежурные отмазки», игнор или хамство, всегда разговаривайте с ним доверительно и на равных. Пубертатный возраст делает ваших детей особенно чувствительными к обращению с ними, вплоть до мнительности, а снисходительный тон ни у кого не вызывает желания раскрыться. Всегда выслушивайте мнение подростка не перебивая. Если вам это сложно, представьте, что беседуете со взрослым собеседником. Вряд ли вы станете одергивать его, даже если он, на ваш взгляд, «несет полную чушь». А ваш ребенок тем более достоин быть выслушанным и услышанным. Не нужно давить родительским авторитетом и переводить дискуссию в более привычную форму общения с чадом — нотацию. Тем более что из дискуссии (при грамотном подходе) вы сможете узнать, что на уме и сердце у вашего тинейджера.
Родители 14-летней Насти и 16-летнего Егора уверяют, что к их детям не подъехать ни на какой козе, и ждут помощи от психолога.
— В прошлый визит нам посоветовали поговорить с детьми по душам, выяснить их жизненные цели и, исходя из них, мотивировать на учебу и развитие, — честно повторяет рекомендации мама Насти и Егора Марина, ей 38. — И я пыталась побеседовать, только без толку. Дочь вместо уроков сидит в Инстаграме, рассматривая там девушек, которые якобы живут роскошной жизнью. Все время что-то повторяет за ними: то ногти разноцветные сделает, то волосы в зеленый цвет покрасит. Хотела нос проколоть, но я сказала, что только через мой труп. А сын все время торчит «на вписке» у друга, живущего со старшей сестрой. У них там вроде как репетиции рэпер-бэнда. А что на самом деле, не знаю… В школе у обоих «тройки», прогулы. Мы с мужем устали ругаться, и разговора по душам не получилось тоже.
— Я тоже пытался, как советовал психолог, выяснить, кем себя видят мои дети в будущем, — добавляет папа подростков Евгений. — Матери оба вообще ничего не ответили, а со мной хотя бы поговорили. Дочь заявила, что намерена стать топ-моделью, а сын — рэпером! Надеюсь, просто поиздевались?! А ведь раньше были дети как дети…
Подростки тоже жалуются, что не находят общего языка с родителями, хотя и понимают, что мама с папой хотят как лучше.
— Родителям наплевать на мои проблемы, лишь бы я учился без «троек»! — признается 15-летний Степан. — А то, что у нас некоторые учителя оценки занижают, им по барабану! Я с математичкой никогда не смогу поладить, даже если буду целыми днями сидеть у репетиторов. И я не уверен, что хочу поступать на экономический, как надеются родители. Я сразу после школы работать хочу, чтобы иметь свои деньги и ни у кого не выпрашивать.
16-летняя Лиза жалуется, что у нее нет ни секунды свободного времени:
— Я стараюсь не огорчать папу с мамой. Но в итоге целыми днями занимаюсь уроками — то репетиторы, то подготовка к олимпиаде… У всех моих подружек уже есть парни, а мне даже некогда общаться. Как-то мама увидела, что я переписываюсь в чате с мальчиком, и устроила скандал, что я отвлекаюсь от занятий. Говорит, что мне еще рано об этом думать.
— Не забывайте о том, что пубертатный возраст — очень сложное и важное для формирования личности время, — советует родителям Елена Пиховкина. — В этот период подросток выстраивает для себя систему ценностей. Взрослые уже не кажутся ему такими идеальными и всезнающими, как это было до 13 лет. На первый план в этом возрасте выходит общение со сверстниками, позиционирование своего «я». Сознательные (или правильно мотивированные) дети, понимающие важность учебы, конечно, ее не забрасывают. Но жесткое отрицание родителями других интересов может вызвать протест даже у самого покладистого тинейджера. Притом что мотивировать подростка на учебу, не посягая на важность прочих его интересов, относясь к ним бережно и уважительно, родителям вполне по силам.
Не превращайте учебу в самоценный культ: она, безусловно, важна, но кроме уроков в жизни тинейджера должно быть место общению, хобби, спорту и развлечениям. Не зацикливайтесь на оценках, если ребенок провалил тест или экзамен, поддержите его — это побудит его собраться с силами, чтобы с новой попытки оправдать ваше доверие.
Обсудите цели вашего ребенка и способ их достижения. Искренне поинтересуйтесь, кем ваш отпрыск видит себя в будущем. Скорее всего, грандиозные планы у него имеются, но школа на этом пути видится скучной рутиной. Узнав цель, укажите на предметы, нужные для ее достижения.
Поощряйте самостоятельную работу и делегируйте подростку ответственность за все, что ему поручено. Так вы выражаете ему свое родительское доверие. А если все же беретесь помогать в учебе, не довлейте, предлагая готовые пути, а аккуратно направляйте, чтобы в итоге подросток сам нашел решение — так развивается так называемое поисковое мышление. Ненавязчиво подкидывайте прикладную информацию. Вашего тинейджера невозможно оторвать от компьютера? Отлично, тогда поведайте ему, сколько зарабатывают крутые программисты, — и вполне вероятно, что «бездумное зависание» перерастет в реальное изучение вопроса. Нарисовать перспективу возможно на основе любого хобби, и тогда игра превратится в цель.
Хвалите, благо всегда найдется за что — это мотивирует. Ради похвалы подростки способны на многое, ведь это возраст постоянного «доказывания» своей значимости миру взрослых. Многие учатся исключительно ради родительской признательности и похвалы, им важно знать, что мама и папа ими гордятся. Не скупитесь на поощрения: придумайте способы, стимулирующие к новым достижениям, — например бонус за «пятерку». Необязательно материальный (деньги, подарок), подойдет и родительское «добро» на что-нибудь очень желанное. Например, разрешение устроить вечеринку с друзьями у вас дома. Однако помните, что «бонус» и «шантаж» — вещи разные! Если обещанный за «пятерку» подарок мотивирует, то угроза «получишь «тройку», не куплю новый телефон!» вызывает обратную реакцию. В подростковом возрасте пряника должно быть на 1/3 больше, чем кнута: подросток должен понимать, что вы на его стороне.
Не забывайте про силу личного примера. Если взрослые в семье постоянно развиваются, самосовершенствуются, ставят перед собой новые задачи и успешно их решают, это формирует реальность подростка. Пусть неосознанно, но тинейджер принимает такую модель поведения за эталон.
фото: ru.wikipedia.org
Друзья и увлечения: оградить нельзя понять?
— Сверстники и его место в их компании очень важны для подростка, — предупреждает психолог. — В этот период появляются и первые романтические увлечения, от опыта которых зависит гендерная самооценка тех, кто сегодня еще кажется мальчишкой и девчонкой. Не обесценивайте друзей и увлечения подростка, даже если они вам не по душе. Если вы решительно возражаете против кого-то или чего-то, приготовьте аргументы и пригласите тинейджера к «переговорам на равных», подчеркнув свое доверие.
Судя по репликам самих подростков, пресловутый «бунт» начинается, если родители пытаются пресечь общение тинейджера с себе подобными силовыми методами:
— Я больше не могу жить с предками! — сетует 15-летняя Соня. — Мать подслушивает, когда я разговариваю по телефону. Шпионит, роется в моих вещах и гаджетах, все разнюхивает. Натравливает на меня отца, мол, я попала в дурную компанию. Отцу все равно, но по ее указке он меня не выпускает гулять. А никакой «дурной компании» у меня нет, я просто познакомилась с парнем, и мы ходим гулять. Бабушка говорит, что мать просто за меня волнуется и я должна ее понять. Но почему она не должна понять меня?! Она же даже не может просто поговорить со мной по-человечески! Либо орет на меня, либо молча вредит…
Родителям же тем временем кажется, что они «спасают» чадо от тлетворного влияния:
— В классе у дочки приличные девочки, — рассказывает Светлана, мама 16-летней Дарьи, — но она упорно хочет проводить время с компанией из летнего лагеря. А там девки жуткие — в тату, с пирсингами, с цветными волосами! Я, конечно, пытаюсь оградить дочь от общения с ними. А в ответ — сплошные истерики!
Отец Даниила (сегодня Дане уже 23, он успешный выпускник престижного вуза) считает, что подростковые увлечения и субкультуры родителям надо просто переждать и пережить. А запрещать и наказывать можно и нужно, только когда увлечение несет в себе угрозу жизни.
— Сын начал дурить лет в 14, — рассказывает отец Даниила. — Сперва увлекся паркуром — это такие дикие прыжки по крышам, при которых и шею сломать недолго. Я запретил — прямо силой из дома не выпускал к этим паркурщикам. Со скандалами, но постепенно он успокоился. Но ненадолго. Скоро я узнал, что он ездил на крыше электрички! Вот тут я впервые реально навалял ему по первое число… Когда сын увлекся компьютерными «танчиками», для нас это был семейный праздник! Но он и тут не мог не вляпаться. Сначала нас вызвали в школу по поводу прогулов (выяснилось, что сын уходит утром в школу, но не доходит туда, зависая в игровом зале торгового центра). Потом выяснилось, что он задолжал деньги — вроде как проиграл. Он бы это скрыл, но я его сообщение перехватил — и ничуть не жалею об этом. Деньги мы за него, конечно, отдали… Лишь годам к 18 успокоился, взялся за ум.
— Подростковые субкультуры порой шокируют взрослых внешней атрибутикой — странной одеждой, пирсингом, цветом волос, — соглашается психолог. — Частенько конфликт между поколениями «отцов и детей» разгорается именно из-за общения младших с теми, кто старшим кажется «чудиком». Родителям хочется, чтобы чадо думало об учебе, а чаду хочется быть «крутым и современным неформалом» и не нравится, что родители ему в этом мешают. Предложите совместно выработать границы, договориться и обосновать, что ему дозволено, а что категорически запрещено. Можно было бы посоветовать оставить тинейджера в покое, позволив ему увлекаться тем, чем он хочет… Если б не было подростковых течений, которые действительно опасны для жизни, — это так называемые зацеперы, «группы смерти» и им подобные. Для того чтобы понимать, когда стоит включать «жесткое вмешательство», а когда нет, родителям нелишне разобраться в существующих молодежных субкультурах. Среди них есть те, отношение к которым не подразумевает никакой активной деятельности на постоянной основе, а только определенный стиль в одежде и поведении (хипстеры, эмо, готы и пр.). Есть и такие, которые предусматривают единую активность для всех членов сообщества, — фанаты, байкеры, паркурщики, рокеры, рэперы и пр. «Активные» субкультуры в свою очередь делятся на «социальные» (безвредные, приемлемые в обществе — например, косплейщики, толкиенисты и пр.), асоциальные (далекие от общества, вреда ему от них нет, но и пользы тоже — панки, мажоры, хиппи и пр.) и антисоциальные (вредные и преследуемые законом — скинхеды, зацеперы, сатанисты и пр.) С антисоциальными увлечениями тинейджера надо однозначно бороться, а прочие лучше действительно пережить и переждать, в 17–18 лет у большинства подростков «неформальность» проходит сама по себе. Конечно, в ситуациях, когда есть прямая угроза здоровью и жизни ребенка, вмешается любой нормальный родитель. Но даже здесь важно не скатываться к нотациям, а объяснить так, чтобы подросток осознал, к каким последствиям может привести его увлечение, где всего одна роковая случайность способна перечеркнуть все жизненные планы.
Каким бы диким ни казалось вам хобби, все же постарайтесь понять, что именно в нем влечет вашего отпрыска, какие недостающие ощущения оно ему дает? Одному тинейджеру жизненно необходимо чувствовать себя сильным, другому красивым, третьему — необычным: в любом случае за избранной субкультурой стоит попытка подростка позиционировать себя — и к ней следует проявить уважение. Поинтересуйтесь фишками молодежного течения у самого подростка, но никогда не шпионьте за ним — это унижает личность. А ваш подросток — уже личность, и ключевое правило общения с ним — уважение и понимание. И тогда он обязательно вас услышит.
Никогда не отчитывайте подростка в присутствии его друзей и вообще третьих лиц. И уж тем более не призывайте их в третейские судьи. В подростковом возрасте это особенно унизительно, а для взрослого куда эффективнее высказать ребенку свои претензии с глазу на глаз, чем унижать его прилюдно.
Шопинг и деньги: принц или нищий?
— Большинство родителей выступают за «финансовое воспитание» подростков, но понимают его по-разному, — говорит Елена Пиховкина. — Одни считают, что тинейджеру надо периодически выдавать сразу крупные суммы, чтобы он учился планировать свой бюджет, другие уверены, что нет карманных денег — нет и лишних искушений.
— Всем моим друзьям родители дают «на карман», а мне нет! — жалуется 15-летний Влад. — Мои одноклассники могут сходить в кино, в кафе, пригласить девушек в клуб. А я не иду, потому что у меня нет денег! Летом хотел устроиться на подработку, но родители мне запретили. Сказали, что у меня все и так есть. Ну да, они покупают мне одежду и то, что нужно. Но моих карманных денег хватает только на «Макдональдс», чувствую себя нищебродом. Раз такие жадные, то хоть бы работать не запрещали! Не воровать же мне!
— Влад у нас и так самая большая статья семейного расхода! — возмущается его мама. — Смартфон каждый год подавай новый, а еще ноутбук, наушники, кроссовки определенной модели, джинсы и майки определенных брендов, не то в школе засмеют! В этом году у них в моду вошли кожаные портфели. Так он совершенно новый, недавно купленный рюкзак брать отказывается, подай кожаный портфель! На каникулах платили за летний отдых, сейчас начнем содержать репетиторов. А он еще и девушек по клубам будет водить! Такое ощущение, что Влад у нас принц, а мы с отцом на него работаем! А то, что мы ему работать летом запретили, это правда. Во-первых, у нас уже были куплены путевки в молодежный лагерь. А во-вторых, какой здравомыслящий родитель позволит своему ребенку еду по частным адресам разносить? Это же опасно. Если бы подростков брали на нормальную безопасную работу, мы бы еще подумали.
— В моем классе есть сын очень обеспеченных родителей, — делится наблюдениями классная руководительница одной из столичных школ. — Так этот мальчик все лето работал, листовки раздавал у метро! Это позиция его отца: хочешь карманные деньги — заработай сам. У мальчика, конечно, есть все необходимое, но не лучше, чем у других, — аналогичные гаджеты, одежда. А другого мальчика мама одна растит. Так вот она на трех работах вкалывает, последнее отдает, и он моднее всех в классе одет, а телефон у него дороже, чем у мальчика из богатой семьи. Мама, конечно, хочет, чтобы ее сын был «не хуже других», ведь школа наша в престижном районе. И даже не понимает, что своими руками калечит сына! Ему как раз даже в голову не приходит летом подработать.
— Я никогда не отказывал дочери в деньгах на шопинг, — признается отец 17-летней Варвары. — Я же понимаю, что девочке важно быть красивой — платьица, туфельки, сумочки, маникюр… Тем более мы с Вариной матерью в разводе — и мать не имеет возможности дочку лишний раз побаловать. Я завел для Вари банковскую карту и был спокоен, пока со счета не стали регулярно исчезать довольно крупные суммы. Тогда я насторожился, но дочке сначала ничего не сказал, а молча проверил детализацию. Увидел, что деньги тратятся в ночных клубах и в эти же вечера снимается много наличных. Я вызвал дочь на встречу и попытался обсудить эту проблему. Ответом мне была агрессия. Мол, у других девчонок отцы не выспрашивают, куда именно пошли «их копейки», а я крохобор и ничего ей от меня не нужно. Я рассердился и заблокировал счет…
— Давать подростку деньги или нет? И является ли их отсутствие панацеей от запретных искушений? — задается вопросом психолог и отвечает на него: — Думаю, что деньги как элемент отношений между взрослыми и подростками — как раз тот случай, когда уместна присказка «Доверяй, но проверяй». Открыто обсудите финансовый вопрос с подростком, исходя из ваших возможностей и его потребностей. При этом не вовлекайтесь в сравнения с другими: не важно, сколько денег дают Лене, Мане, Васе и Мише, важно, чтобы вы отрегулировали этот вопрос в вашей семье так, чтобы обе стороны это решение соблюдали и уважали. Если вы видите, что ваш тинейджер упорно не понимает цену денег и вашего труда, не грех применить трудотерапию. Подросток не интересуется ничем, кроме соревнования со сверстниками модными обновками, и только и делает, что вымогает у вас деньги? Прекрасно, но только пусть заработает на это соревнование сам! Не поленитесь лично найти для него безопасную подработку с небольшой зарплатой: один личный опыт впечатляет намного больше, чем множество умных слов.
Мама vs папа: если родители разного мнения
— Чтобы подросток их услышал, его родители прежде всего должны выработать единую позицию, — предостерегает Елена Пиховкина. — Даже если между вами сложные отношения, в глазах тинейджера вы должны выступать единым фронтом. Тинейджеры очень чувствительны и «брешь в стане противника» (противоречия между взрослыми) тут же чувствуют и используют для манипуляции. И пока родители «бодаются» между собой, тинейджер спокойно делает все, что ему заблагорассудится!
— Иногда мне кажется, что моему мужу абсолютно наплевать на сына! — сердится мама 15-летнего Глеба. — Взял и купил ему электрический самокат, а ведь это опасно! На даче дает ему на машине покататься. Но стоит мне хоть слово сказать, как у сына я враг номер один! Как же, с папой все можно, а мама — цербер. Только Глеб не понимает, что если, не дай бог, что-то случится, папа уедет на свою работу, а расхлебывать буду я!
— Мы с женой постоянно ругаемся по поводу воспитания дочери, — признается отец 16-летней Фирузы. — Жена позволяет ей ночевать у подруг, ездить на вечеринки в загородных коттеджах — мол, в ХХI веке живем и в большом городе, сегодня вся молодежь так развлекается. Мол, девочка у нас хорошая и ничего плохое к ней не липнет. С этим я согласен, но вседозволенность ведет к тому, что молодой человек перестает отличать плохое от хорошего. И отношения с женой у нас из-за этого портятся, ведь таким образом она подрывает мой авторитет в глазах дочери.
— Помните, что родители — самый главный пример для подростков (даже если они утверждают обратное). И правила, которые вы не соблюдаете сами, не вызывают ничего, кроме протеста. Это касается всего — от досуга (смешно требовать, чтобы подросток не смотрел телевизор, если вы сами от него не отлипаете) до отношений (если уж папа с мамой не могут договориться между собой, то чего они хотят от меня?!) Если в доме и семье установлены определенные правила для всех, то имеет смысл требовать и от подростка их соблюдать (например, ни мама, ни другие члены семьи никогда не ездят в гости с ночевкой и не посещают вечеринок до утра). Если же таких общих правил нет и требование принадлежит лишь одному из родителей — конфликт неизбежен. Рано или поздно он вспыхнет между родителями, а подросток займет сторону того, который позволяет больше. Вывод: когда подросток не слышит, можете спорить сколько вам угодно, но при нем отец и мать всегда должны быть заодно. Если один из родителей пытается завоевать доверие подростка в ущерб другому («Можешь это сделать, но только пока мама не видит!») — это всего лишь подкуп и ниша для манипуляций. Подросток спокоен и целеустремлен, если чувствует тыл. А тыл в этом возрасте — крепкая семья, в которой, как в сильной команде, — один за всех и все за одного.
Трудный подросток,куда податься?(длинно)
Незнаю туда ли пишу-в детскую психологию вроде уже поздно,модераторы,если необходимо перенесите в другой раздел.
Родители трудных детей подскажите пожалуйста,где искать помощь,ситуация такая,у меня есть племянница,17 лет,полностью помешанная на готике,металле,панках,носит черное,ходит грязная,учится на 2-3 и то из-под палки,но не в этом даже суть проблемы,лет до 10 была нормальным ребенком,потом начала стремительно тупеть,сейчас просто криминал,родители незнают куда бежать-к психиатру,психологу,к «бабкам»,суть в том,что человек совершенно не адекватен,никого не слушает,всех ненавидит,слово ей скажешь-она 10 в ответ,но и психически пугает своим поведение,может сидеть сидеть,потом спонтанно вскочить и начать что то писать в своих органайзерах,может сидеть на качалях,раскачиваться и громко ржать,может сама по себе ни с того ни с сего начать смеяться,когда ходит грязная как свинья и вонючая,в ванну не загонишь-ей все равно,сама по себе какая то зажатая,руки вечно сжаты в кулаки,вся скукоженна и нелепая,ходит в рваных колкотках между ног и заставить их хоть зашить не дается и не понимает зачем-типа и так нормально,2 года назад сбежала из дома,искали с милицией 3 дня,всех чуть удар не хватил,а она заявилась и начала рассказывать как было круто спать в чужом притоне,при этом была в чужом белье и вся во вшах,когда ей обьяснили ,что бабушка чуть концы не отдала,она даж не смогла понять этого и тупо долбила свое-как ей было круто,неадекватных поступков тьма,всего и не опишешь,после того побега,водили ее по психологам и они все утверждали,что у нее отставание в развитии,т е в свои 15 лет мозги развиты на 10-11,но решение этой проблемы не предлагали,мол перерастет,сейчас у нее на носу 11 класс,учится не хочет,долбит свое-хочу быть паталогоонатом,и мечтает о 18-ии,чтобы гулять,гулять,гулять,проблема большая с одеждой-ей не возможно обьяснить,что класические серые брюки ,которые требует с этого года школа,никак не сочетаются с футболкой с черепами,знаю,что написала наверное коряво,просто реально незнаю,чвем помочь сестре,подскажите может ее к психиатру сводить,может есть в Москве центр где могут определить ее адекватность,ибо поведение тянет на отставание умственного развития,куда бежать,что делать?
Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы
Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.
Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.
Подростковые проблемы
Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:
- Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
- Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
- Половое созревание и страх перед новым Я.
- Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.
В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию «трудных». Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.
Как строится учебный процесс в интернатах?
Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.
Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.
Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.
В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.
В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.
Закрытые и открытые школы-интернаты
Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее — есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.
Основания отправить подростка в интернат для трудных детей
Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:
- совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
- возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
- подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.
Центры временного содержания
До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:
- когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
- нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
- если ребенку негде жить;
- нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.
Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве
Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.
Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.
Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?
Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.
Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.
На что обратить внимание родителям трудных подростков?
В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.
Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.
Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:
- Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
- Частые ссоры, драки, жалобы.
- Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
- Употребление наркотических средств, алкоголя.
- Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.
Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.
На пути исправления. Как работают с трудными подростками в Рязани? | ОБЩЕСТВО
Появление трудного подростка в семьи, как показывает практика, перестаёт быть проблемой только этой семьи. Без помощи извне её не решить. Но куда обращаться? Кто может помочь справиться с подростком, а параллельно и самим родителям объяснит, какую ошибку они совершили при воспитании ребёнка? На эти и другие вопросы редакции отвечает наш гость – руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Рязани Александра Батурина. К слову, после недавних «геройских» поступков юных рязанцев поговорить было о чём.
Статистика всё лучше
— Александра Евгеньевна, прокуратура недавно опубликовала статистику подростковых преступлений за 9 месяцев. В целом, данные обнадёживающие – число подростковых преступлений всё же падает. Но это по региону. Поделитесь свежими данными по Рязани.
— Мы располагаем информацией за 10 месяцев этого года. В целом, наблюдается хоть и небольшое, но снижение уровня подростковой преступности – с 38 до 37 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— По-прежнему ли Московский район выделяется среди остальных районов по числу подростковых преступлений?
— К счастью, и в Московском районе нам удалось добиться снижения уровня подростковой преступности с 24 до 22.
— До этого он был самым неспокойным. Но почему?
— Не стоит забывать, что этот район – самый большой в Рязани по численности детского населения. Логично, что и количество преступлений там больше. Ежегодно мы стремимся к тому, чтобы снижать количество подростковых преступлений. Из года в год улучшаем статистику. К примеру, по итогам 2002 года было 343 преступления, совершённых несовершеннолетними в Рязани. В 2018 году подростки совершили 59 преступлений. Стараемся не расслабляться, а, наоборот, наращивать темпы работы. Постоянно ищем новые формы работы, чтобы эффективно бороться с негативными проявлениями со стороны подростков.
Работают на опережение
— В прокуратуре говорят об «ослаблении работы органами системы профилактики»…
— Хочу заметить, что преступления несовершеннолетних – это работа для всей системы профилактики. В эту систему входят и образовательные, и социальные, и медицинские учреждения, а также правоохранительные органы. Конечно, каждое совершённое подростком преступление – это для нас предмет тщательного анализа. Смотрим, в какой сфере он воспитывается, получает образование, изучаем особенности его поведения, проверяем, попадал ли он раньше в поле зрения учреждений системы профилактики, стоял ли на внутришкольном контроле, совершал ли раньше противоправные деяния и т.д. Отдельно смотрим, какая раньше работа с ним была проведена. Разбираемся, кто не сработал. Всё тщательно анализируем. И, конечно, принимаем меры. Даём конкретные поручения специалистам, которые работают с трудными подростками. Но стараемся работать на опережение.— Как именно?
— Для этого ведём системную профилактическую работу с подростками на регулярной основе. В первую очередь, конечно, в образовательных учреждениях. Традиционно октябрь и ноябрь у нас – это месячник по профилактике правонарушений. Охватываем все образовательные учреждения. Непосредственно контингент учащихся подбирают сами образовательные учреждения. Ежегодно мы охватываем около 5 тыс. подростков. И это только в школах. А после идём в учреждения средне специального и профессионального образования, и там проводит профилактические беседы.
В марте и апреле мы работаем с родителями. Для этого выходим на родительские собрания. Рассказываем, в частности, об ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Наша задача – предупредить совершение подростком преступления. Но воспитывать детей – это все же обязанность родителей. О чём и напоминаем. Не всем родителям это нравится. Особенно, когда они слышат, что в школе, к примеру, их любимые дети ведут себя совсем не так, как дома. И на это надо обратить внимание. Если об этом говорят учителя, не нужно спорить и идти на конфликт. Необходимо обратить внимание на проблему и принять меры. А мы, со своей стороны, расскажем, что будет, если они не примут эти меры. Напомним и о том, как действовать в ситуации, если поведение ребёнка поменялось. Куда обращаться и т.д.Чтобы заметили…
— А изменился ли за последние годы возраст несовершеннолетних, которые решаются или в теории могут решиться на преступление?
— Да, этот возраст снизился. Если раньше мы начинали работать с детьми 8-10 классов, то сейчас мы начинаем уже работать с 6-го класса. А порой на комиссии рассматриваем материалы на 7-летних детей. Это ещё можно объяснить тем, что раньше не было такого внимания к поступкам отдельных ребят. Родители при возникновении конфликтной ситуации решали её друг с другом, не обращаясь к помощи госструктур. А сейчас… всё чаще идут писать заявление. Просят разобраться, принять меры, наказать и т.д. Хотя некоторые конфликты можно решить, просто пообщавшись друг с другом, не привлекая помощь извне.
— Можно ли сказать, что в настоящее время трудные подростки – это далеко не всегда дети, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, что хулиганы стали появляться и во вполне благополучных и обеспеченных семьях?
— Чаще всего, конечно, трудные подростки появляются в социально неблагополучных семьях. Но внешне благополучные семьи – это ещё не показатель того, что там воспитывается благополучный ребёнок. В наше время встречаются случаи, когда во вполне обеспеченной семье ребёнок лишён родительского внимания. Порой какие-то мелкие противоправные деяния со стороны подростков как раз вызваны тем, что они таким образом требуют внимания к себе. Порой добрым поступком или хорошим поведением не привлечь внимания родителей. Наоборот, на вызывающее поведение они уже реагируют. Дети это видят и начинают демонстрировать такое поведение. Мол, поругает, но хоть заметит…
Разговаривайте с детьми
— Есть родители, которые покупают детям дорогие гаджеты – лишь бы откупиться от них…
— Это, знаете, сложная и неоднозначная тема. Родители тоже сегодня поставлены в непростые условия. Многие, чтобы заработать для семьи, вынуждены много времени проводить на работе. А после устают так, что не могут полноценно уделить внимание ребёнку. Конечно, мы напоминаем родителям, что обеспечить материальные потребности ребёнка – это ещё не значит дать ему полноценное воспитание. Мы всегда призываем пап и мам больше разговаривать со своими детьми. Порой даже советуем просто спрашивать вечером, как прошёл их день. Бывает, встречаем на такие советы негативную реакцию. Но мы то говорим с позиции своего опыта. Поэтому и даём такие советы.— Как раз такой совет и нужен одному нашему читателю: у его соседей сын-подросток начал вести себя неадекватно: хамит взрослым, водит компании друзей домой, когда дома нет родителей, есть подозрение, что злоупотребляют там спиртным. До совершения преступления, по мнению читателя, рукой подать. В полицию обращаться – пока нет оснований. Тогда куда? И какие будут приняты меры? Учитывая, что родители бездействуют.
—Для начала, советую вашему читателю поговорить с соседями, чей сын ведёт себя вызывающе. Если не помогло, можно обратиться и в полицию, и в нашу комиссию. А мы уж тогда будем решать, что с этим ребёнком делать. В зависимости от ситуации. Если есть серьёзные нарушения, меры примем и к подростку, и к его родителям.
Вернуть к нормальной жизни
— Кстати, недавнее происшествие на железнодорожной станции «Лесок», где подростки разгромили зал ожидания… Знаете ли о них что-то?
— Начнём с того, что все чрезвычайные происшествия, возникающие из-за противоправных действий детей, нами обязательно отрабатываются. Мы ведем мониторинг и социальных сетей, и информационных ресурсов. Конечно, случай на станции нас коснулся. Ко всем детям будут приняты меры, предусмотренные законом. А материалы, составленные полицией, мы рассмотрим на заседании комиссии.— Раньше, помню, грозили детям, которые хулиганят, что их поставят на учёт. Получается, он и сегодня сохранился?
— Сохранился, но не все тысячи дел, что мы рассматриваем ежегодно, заканчиваются постановкой на учёт. При рассмотрении того или иного материала мы всегда изучаем личность ребёнка, ищем причину того, почему он совершил то или иное противоправное деяние, узнаём отношение самого ребёнка к его поступку, смотрим на характеристику и т.д. То есть изучаем личность. И когда мы понимаем, что с этим ребёнком необходимо работать специалистам системы профилактики, то принимаем решение о признании его «находящимся в социально-опасном положении». После начинается работа с этим подростком по его социальной реабилитации. Это определённый перечень мероприятий. Их главная цель – вернуть ребёнка к нормальной жизни, предложить ему альтернативу того, чем он раньше занимался. В частности, пытаемся увлечь какой-то социально-полезной деятельностью, предлагаем помочь в устройстве в досуговые учреждения и т.д. В этом и заключается суть нашей работы.
— Многих удаётся вернуть к нормальной жизни?
— Немало ребят задумывается о своём поведении и с ними прекращается работа. Но есть и те, кто находится под контролем до совершеннолетнего возраста.
— А сколько, кстати, в городе подростков, находящихся в социально-опасном положении?
— Таких на данный момент в Рязани – 93 человека.
От формализма к реализму
— Помочь исправить подростков должна программа наставничества, которую вы недавно запустили. Кто её придумал?
— Её придумало время. Этот проект не новый. Наставничество и раньше существовало. Мы к этой системе решили вернуться. С некоторыми новшествами пробуем внедрить её на территории Рязани. Мы постоянно находимся в поиске каких-то новых решений, которые помогут нам улучшить работу с подростками. Время быстро летит. То, что вчера было актуально, сегодня не помогает. Нужны новые решения, новые методы работы. Обновлённый под современные реалии проект наставничества – как раз один из них. 4 сентября мы утвердили положение о наставничестве на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. И эту тему сейчас активно продвигаем.— Проект ведь уже стартовал. А есть ли уже первые желающие стать наставников?
— Да, есть. Мы не стремимся к тому, чтобы эта работа носила какой-то формальный характер. Мы хотим, чтобы это была реальная работа, чтобы наставниками были люди, которыми движет желание помочь трудным подросткам. Спасём одного ребёнка – спасём целое поколение. Призываем всех рязанцев присоединиться к нашему проекту. Массовости мы не ждём, но будет огромной победой, если мы закрепим за самыми сложными подростками наставников.
Показывают другой мир
— Схожий проект по наставничеству реализуют и в Совете отцов, и Центр профилактики социального сиротства (в школах-интернатах)…
— Наставничество – очень перспективный проект, отсюда и столько внимания к нему. Кстати, с руководителем Центра профилактики социального сиротства Натальей Цыпич мы в настоящее время реализуем совместный проект по корпоративному наставничеству «Школа хорошей работы». В нём участвуют девушки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В течение года они будут посещать профориентационные занятия по интересам. Девушки высказали свои пожелания относительно будущей профессии. Мы их учли, сформировали алгоритм работы. Они уже начали заниматься. Планируем, что в летний период они уже смогут применить приобретенные навыки.
— Многие, кстати, до сих пор не понимают, чем конкретно должен помогать наставник ребёнку. Думают, что на него придётся тратить много денег…
— Точно не надо тратить деньги, дарить подарки… Смысл наставничества в другом – наставник должен быть положительным примером для своего подопечного. А ещё должен вовлечь своего подопечного в социально-полезную деятельность. К примеру, если наставник занимается волонтёрством, он и ребёнка может познакомить с этим интересным направлением деятельности, предложить и ему стать волонтёром. А у другого наставника за плечами, к примеру, успешная спортивная карьера. Он и своего подопечного может приобщить к спорту и в целом к здоровому образу жизни. Да банально может рассказать, где у нас можно заниматься спортом. Другими словами, наставник должен делиться со своим подопечным какими-то положительными практиками, давать ребёнку установку на законопослушное поведение. Взрослый должен показать подопечному, что есть другой мир, в котором он может стать успешным.— Кстати, о другом мире. Продолжаете ли проводить рейды?
— Обязательно. Проводим и дневные, и вечерние рейды. Они в нашей работе очень значимы. Особенно вечерние. К счастью, нельзя сказать, что у нас много нарушителей среди несовершеннолетних. Всё-таки и сами рейды приносят результат. Родители больше задумываются нам тем, стоит ли разрешать ребёнку гулять на улице в ночное время. Осознали, что это административное правонарушение. А ещё, в том числе благодаря нашим постоянным разъяснениям, приходит понимание, что совершение административного правонарушения или иного противоправного деяния не проходит бесследно и может повлиять на жизнь ребёнка в дальнейшем. В частности, при выборе профессии.
Александра БАТУРИНА. Руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Рязани. Образование – высшее. В 2005 году окончила Рязанскую государственную радиотехническую академию, квалификация – специалист по социальной работе. В аппарате комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работает с июля 2007 года. С марта 2018 года назначена руководителем аппарата.краткие сведения, особенности поведения трудных детей, почему они такими становятся, советы родителям как справиться.
Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.
Трудный подросток: краткие сведения
Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.
У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.
Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.
Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания. Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.
Особенности поведения трудных подростков
Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.
Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.
Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?
Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:
- негативно реагирует на чье-то желание помочь;
- отрицательно относится к прикосновениям;
- неохотно идет на визуальный контакт;
- с недоверием относится к окружающим;
- испытывает проблемы с учебой и с питанием.
Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?
Имеются простые способы:
- Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
- Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.
Почему подростки становятся «трудными»: основные причины
Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.
В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.
«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.
Типы трудных подростков
Трудные подростки отличаются друг от друга.
Рассмотрим их типы:
- Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
- Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
- Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
- Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Работа с трудными подростками
Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:
В школе
Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:
- Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
- Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
- Поддерживать с ним доверительные отношения.
- Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
- Признание подростка в социально-значимой деятельности.
С психологом
Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.
Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.
У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.
При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.
Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.
Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.
Как справиться с трудным подростком: советы родителям
Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются
В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.
Рекомендации, которым важно следовать:
- Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
- Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
- Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
- Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
- У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
- Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.
Смотреть видео
Закон не занимается воспитанием трудных детей / Авторские материалы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн
В Ростове-на-Дону суд удовлетворил просьбу родителей 16-летнего юноши о лишении их родительских прав. Мать и отец подростка заявили, что не могут полноценно справляться со своими обязанностями, так как сын прогуливал уроки, сбегал из дома и воровал. Как по российскому законодательству могут действовать родители в случае, если их дети отбились от рук? Какие меры они могут принять? Об этом расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Согласно Семейному кодексу родители несут ответственность за воспитание своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Закон ничего не говорит об отказе от родительских прав. Он предусматривает только их лишение, уточняет лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Литкова:
«Закон не позволяет отказываться от ребенка и лишать родительских прав только потому, что родители не справляются с воспитанием ребенка. У нас по закону можно лишить родительских прав, если родитель жестоко обращается с детьми, злоупотребляет своими родительскими правами».
С другой стороны, основанием для лишения родительских прав является уклонение от выполнения обязанностей родителей. Случай в Ростове-на-Дону можно квалифицировать как раз по этой статье, считает председатель коллегии адвокатов «Искрина и партнёры» Юлия Искрина:
«Если ситуация действительно сложная, родители халатно относятся к воспитанию, здесь есть основание, чтобы лишить их родительских прав. Основание не в том, что они отказываются от ребенка, а в том, что они не могут в силу своих качеств нести эту обязанность».
Решение суда в Ростове-на-Дону не является прецедентом. Там вынесли приговор не ребенку, а его родителям, отмечает первый зампред думского комитета по вопросам семьи Ольга Баталина:
«Родителей лишили родительских прав не за плохое поведение ребенка, а за то, что родители, используя свои родительские права, довели ребенка до того, что он ведет асоциальный образ жизни».
Таким образом, обращение в суд родителей трудного подростка с просьбой лишить их родительских прав не может рассматривается как форма воздействия на ребенка. Воспитывать детей по закону должна сама семья, причем не допуская физического, либо психического насилия. Если ребенок трудный, его родители могут попросить помощи у психолога. Других мер воздействия, по сути, закон не предусматривает. Сто лет назад было по-другому, напоминает Ольга Литкова:
«До революции было очень интересное положение в законе: родители могли определить ребенка в тюрьму на срок до 4 месяцев. За злостное непослушание, за антиобщественный образ жизни, за распутное поведение. И государство определяло ребенка в места лишения свободы. Родители могли простить ребенка в любой момент и тогда ребенка отпускали».
Сегодня обратиться за помощью в правоохранительные органы родители могут только в том случае, если их ребенок совершил преступление. К уголовной ответственности привлекаются граждане, достигшие 16-летнего возраста. За некоторые тяжкие преступления — с 14 лет.