Твои возможности: Интеллектуальный марафон «Твои возможности» – Твои Возможности

Методическая разработка (3,4 класс) по теме: Марафон "Твои возможности"

МАРАФОН (4 класс, школьный тур)

Задание 1

Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информа_

ция нужна для решения учебной задачи.

Задача.

От аэропорта до дома двое друзей ехали на автобусе 2 часа. Дос_

таточно ли у нас информации утверждать, что расстояние от аэро_

порта до дома составляет 130 км?

Ответ: _________________________________________________

Задание 2

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые

для решения задачи.

Вы хотите узнать значение слова

"картечь". У вас есть книги на выбор:

1. Орфографический словарь 5. История России

2. Этимологический словарь 6. М.Лермонтов

"

Бородино"

3. Л.Успенский "Слово о словах" 7. Словарь ударений

4. Толковый словарь

В каких из них вы можете найти нужные сведения? Заполни таблицу,

расставив номера книг.

Задание 3

Проверяем умение сверять свои действия с целью, находить и исп_

равлять ошибки.

Перед тобой таблица, которую заполнила Таня по заданному плану.

45 20 15

61 11 47

План:

1. Прочитай число.

2. Раздели число на 5.

3. Умножь число на 10.

4. Если результат больше 50, то отними 29. Если результат меньше

50, то прибавь 17.

5. Запиши полученный результат в таблицу.

1

Книги, в которых я

скорее всего найду

ответ

Нужно посмотреть

содержание

Книги, в которых я

скорее всего не найду

ответ

Твое задание: Найди и исправь ошибку Тани. Для этого:

1) Исправь ошибки: зачеркни неправильный результат и напиши пра8

вильный.

2) Запиши номера пунктов плана, выполненных неправильно: ______

Задание 4

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели.

Тебе нужно разобрать слово по составу. Составь план своих

действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь

их по порядку (В окошках выбранных тобой пунктов плана поставь но8

мера в правильном порядке).

Предлагаемые действия:

Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть.

Подчеркни в слове безударные гласные.

Прочитай слово.

Раздели слово по слогам и для переноса.

Измени слово (устно) и выдели окончание.

Обозначь окончание и отдели окончание от основы.

Дай характеристику звуков.

Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.

Задание 5

Проверяем умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем,

иллюстраций.

Прочти текст и отметь

"

+" все верные ответы, а

"

++" только те из

них, о которых говорится именно в этом тексте.

Пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные жи_

вотные. У них сухая кожа, яйца имеют плотный покров, и поэтому

пресмыкающиеся в отличие от земноводных могут жить вдали от

воды и населять засушливые области. Пресмыкающиеся особенно

разнообразны в жарких странах.

Пресмыкающиеся – животные холоднокровные.

У пресмыкающихся сухая кожа.

Пресмыкающиеся живут вдали от воды.

Пресмыкающиеся откладывают яйца для размножения на суше.

В тропиках пресмыкающихся очень мало.

Пресмыкающиеся дышат только легкими.

МАРАФОН (4 класс, школьный тур) 2

МАРАФОН (3 класс, школьный тур)

Задание 1

Проверяем умение действовать по плану.

Твоя цель заполнить таблицу по указанному плану.

План:

1. Прочитай число.

2. Раздели число на 5.

3. Умножь число на 10.

4. Если результат больше 50, то отними 29. Если результат меньше

50, то прибавь 17.

5. Запиши полученный результат в таблицу.

Ответ: 45 20 15

Задание 2

Проверяем умение оценивать результат выполнения работы.

Ученик 38го класса выполнял упражнение:

Определи границы предложений в тексте. Расставь точки в конце

предложения. Начни каждое предложение с заглавной буквы. Помни,

что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Текст, данный ученику

Кухарка Прасковья хлопочет у плиты на кухне тепло и уютно в

углу свернулся калачиком котенок Пушок лежит он и тихо урчит

медленно касается его шерстки луч солнца

Твое задание:

Оцени работу ученика. Для этого выясни:

1. Сколько предложений ученик выделил верно: _____ из 5.

2. Сколько из выделенных предложений он начал с заглавной буквы:

____ из ____.

1

Правильно выполненное упражнение

выглядит так:

Ученик выполнил упражнение так:

Кухарка Прасковья хлопочет

у плиты. На кухне тепло и

уютно. В углу свернулся кала_

чиком котенок Пушок. Лежит

он и тихо урчит. Медленно ка_

сается его шерстки луч солнца

Кухарка Прасковья хлопочет

у плиты на кухне. Тепло и

уютно в углу. Свернулся кала_

чиком. Котенок пушок лежит

он и тихо урчит медленно. Ка_

сается его шерстки луч солнца

3. Сколько имен собственных ученик начал с заглавной буквы:

Верно: ___

Неверно: ____

Нельзя установить однозначно: ____

4. Дай общую оценку работы ученика (подчеркни нужное)

1) Ученикумеет находить границы предложений в тексте:

– полностью

– частично правильно (с ошибками)

– полностью неправильно

2) Ученик умеет применять правило о написании заглавной

буквы в начале предложения:

– полностью

– частично (с ошибками)

– не умеет применять это правило

3) Ученик умеет применять правило правописания имен собственных:

– полностью

– частично (с ошибками)

– не умеет применять это правило

Задание 3

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и не_

явном виде.

Укажите только то, о чем говорится в этом предложении. Верные

суждения отметьте галочкой.

Надя, вероятно, обиделась бы, разозлилась на своих друзей, но

вдруг одноклассница предложила пойти с ними в кино.

Надя хотела пойти в кино.

Надя обиделась и разозлилась на своих друзей.

Надя – это школьница.

Надя думала, что одноклассники пойдут в кино без нее.

У одноклассников было хорошее настроение.

Надя решила, что пойдет с друзьями в кино.

Надя очень обрадовалась, что ей предложили пойти

в кино.

2 МАРАФОН (3 класс, школьный тур)

Задание 4

Проверяем умение определять причины явлений, событий.

Соедини каждую причину с ее следствием.

Причина Следствие

Весной снег тает. Долина.

Работа реки. В засушливых районах вода

испаряется.

Соленая вода в озере. Начинается половодье.

Скапливается и застаивается Образуются болота.

вода на равнинах.

Задание 5

Проверяем умение самостоятельно формулировать цель деятель_

ности, т.е. определять результат, который ты хочешь получить.

Ситуация: представь картину: дети весело играют в футбол, а маль_

чик из окна грустно наблюдает за игрой. Он не может выйти на

улицу, потому что не сделал домашнее задание.

Задание: Какую цель ты бы поставил перед собой на месте героя?

Варианты ответа:

А) Посмеяться над ребятами, которые плохо играют.

Б) Поплакать, чтобы пожалели.

В) Научиться соблюдать режим дня, чтобы хватало

времени на всё.

Г) Никогда больше не играть в футбол.

3 МАРАФОН (3 класс, школьный тур)

МАРАФОН (3 класс, районный тур)

Задание 1

Проверяем умение объяснять свою позицию, чтобы быть понятым.

Тебе необходимо убедить своих родителей отпустить тебя на День

рождения к товарищу. Но завтра учебный день, а ты сделалне все

уроки, не выполнил кое_что из домашних обязанностей.

Задание: Найди не менее трех убедительных аргументов и запиши их.

Дорогие родители!

Мне очень нужно, чтобы ___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________.

Задание 2

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые

для решения задачи.

Вам необходимо найти сведения о персонаже античной мифологии.

У вас есть книги на выбор:

1. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва

"

Этимологический словарь русского

языка".

2. М.Н. Ботвинник, М.А. Коган

"

Мифологический словарь".

3. Словарь8справочник по русской фразеологии.

4. Энциклопедия

"

Мифы мира".

5. Хрестоматия по литературе для 5–7 классов.

6. История древнего мира.

7. Словарь синонимов русского языка.

В каких из них вы можете найти интересующую вас информацию.

Заполните таблицу, расставив номера книг.

1 МАРАФОН (3 класс, районный тур)

Книги, в которых я

скорее всего найду

ответ

Нужно посмотреть

содержание

Книги, в которых я

скорее всего не найду

ответ

Задание 3

Проверяем умение анализировать причины явлений и событий.

Постарайся схематично изобразить, как энергия Солнца может прев8

ратиться в игру детей.

Задание 4

Проверяем умение представлять информацию в виде текста, табли_

цы, схемы.

Построй столбчатую диаграмму по таблице. Единичный отрезок в ди8

аграмме должен обозначать 5 пирожков.

Продавец пирожков продавал пирожки с мясом и повидлом.

Ответ: _________________________________________________

Задание 5

Умение отличать древние времена от современных времен.

Задание: Нарисуй или запиши названия не менее трех предметов, ко8

торые могли быть в далеком прошлом, и трех предметов, которые

появились в современном мире.

2 МАРАФОН (3 класс, районный тур)

Энергия солнца

Расход энергии на игры

Дни недели

Понедельник

Пирожки

Вторник Четверг Среда

Пирожки с мясом

Пирожки с повидлом

15

26

34

20

25

10

30

20

Ответ:

Задание 6

Умение оценивать поступки с позиции общечеловеческих и нрав_

ственных ценностей как

"

хорошие",

"

плохие" и те, которые нельзя

однозначно оценить.

Задание: Оцени данные в списке поступки. Запиши номера поступков

в колонках таблицы.

Список поступков

1. Писать на стене в подъезде и лифте

2. Объяснять младшим братьям или сестрам, как поступать в различ8

ных ситуациях

3. Высказывать свое мнение вслух во время театрального спектакля

4. Перебивать собеседника

5. Помочь старому человеку или малышу перейти дорогу

6. Стрелять из рогатки в местах, где много народу

7. Дать списать домашнюю работу своему однокласснику

8. Рассказать взрослому о плохом поступке своего товарища

В спорных случаях аргументируй свое мнение__________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3 МАРАФОН (3 класс, районный тур)

Так можно

делать всегда

Так можно

делать иногда

Так делать

нельзя ни в коем

случае

Чаще всего так

делать нельзя

МАРАФОН (4 класс, районный тур)

Задание 1

Проверяем умение понимать позицию (точку зрения) другого чело_

века.

Прочитай диалог композитора Эдварда Грига и Дагни Педерсен.

(К. Паустовский

"

Корзина с еловыми шишками"

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться

она не смогла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не но_

шу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда_

то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то

Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблескивает

огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила

Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь крях_

тит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе

одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Ой, так долго!

– Понимаешь, мне нужно её еще сделать.

– А что это такое?

– Узнаешь потом.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы може_

те сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ смутился.

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её,

может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким

детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разобью, умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за

рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная

лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже

самого маленького кусочка.

Укажи, кто из участников диалога мог бы так сказать. Впишиномера

суждений в пустой квадратик рядом с именем героя.

1. Как жаль, что у меня с собой нет никакой игрушки.

2. У меня мало игрушек.

3. В этом взгляде и в этой душе живёт музыка.

1 МАРАФОН (4 класс, районный тур)

2

4. Так медленно работать нельзя.

5. Я всегда бережно отношусь к вещам.

6. Только взрослые люди могут оценить мою работу.

Григ

Дагни

Задание 2

Проверяем умение представлять информацию в виде текста, табли_

цы схемы.

Задание: Из предложенных правил выдели понятия и запиши в нуж8

ную графу таблицы.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки

языка, ударение, слоги.

Графика – это все особые знаки, с помощью которых устная речь

передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, черточка, знаки пре_

пинания. Наука о письме.

Физиология – это наука о жизнедеятельности организма, его кле_

ток, органов, функциональных систем

Разделы науки о языке Понятия

Фонетика

Графика

Физиология

Задание 3

Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информа_

ция нужна для решения учебной задачи.

Задание:

В книге 164 страницы. Первые 4 дня Катя читала по 18 страниц

в день. В последующие дни она стала читать на несколько страниц

в день больше. Достаточно ли у нас информации утверждать, что

всю книгу Катя прочитает за 8 дней?

Ответ: _________________________________________________

МАРАФОН (4 класс, районный тур)

Задание 4

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели

Задание: К сожалению, люди любят рвать цветущие растения

и собирать в букеты. Многие растения становятся редкими. Подумай

и составь план действий, как убедить людей не истреблять лесные

и полевые цветы. Для этого выбери только необходимые действия и

расставь их по порядку.

Предлагаемые действия:

Выяснить, какие растения люди собирают в букеты.

Собрать семена редких растений.

Придумать к плакатам краткие тексты о важности охраны этих

растений.

Вызвать милицию.

Записывать всех прохожих, которые несут букеты с цветами.

Составить краткое описание этих растений и узнать их названия.

Нарисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно

относиться к этим растениямя.

Задание 5

Проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нрав_

ственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как

хорошие или плохие

Задание: Определи, плохими или хорошими являются поступки лю8

дей. Подбери для каждого поступка объяснение, почему он является

плохим или хорошим. Запиши объяснение

3 МАРАФОН (4 класс, районный тур)

Поступки

Объяснение, почему этот поступок

считается плохим или хорошим

Дразнить заикающегося человека

___________________________,

Вечером громко включать музыку

и танцевать _________________,

Принести соседке8пенсионерке

продукты из магазина _________,

Подарить человеку вещь, о кото8

рой он долго мечтал __________,

потому что _______________

потому что _______________

потому что _______________

потому что _______________

Виктор Пекелис - Твои возможности, человек! » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

ВИКТОР ПЕКЕЛИС Твои возможности, человек!
ИЗДАНИЕ 5-е ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Издательство «Знание» Москва 1986

ПЕКЕЛИС Виктор Давидович, член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Один из первых в стране начал популяризовать новую отрасль знаний – кибернетику, в дальнейшем посвятив ей несколько книг, в том числе ряд составленных им сборников из работ крупнейших советских и зарубежных ученых. Книги В. Пекелиса «Маленькая энциклопедия. О большой кибернетике» и «Кибернетическая смесь» за несколько лет выдержали у нас в стране и за рубежом более тридцати изданий.

Другая тема, разрабатываемая В. Пекелисом, – творческие способности человека. Книга на эту тему «Твои возможности, человек!» была впервые выпущена издательством «Знание» в 1973 г. Еще одна книга о возможностях человека – «Как найти себя» вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году.

Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! Изд. 5-ое, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.

В книге рассказывается об интеллектуальных, психических и физических резервах, которыми обладает каждый человек, о некоторых научно обоснованных приемах и средствах развития наблюдательности, памяти, внимания, творческих способностей в целом. Затрагиваются также актуальные вопросы организации творческой работы в условиях информационных перегрузок, взаимоотношений личности и коллектива, управления коллективом и его совершенствования.

ДругуАлександру Майорову, генералу армии и Солдату, чей образ жизни созвучен мыслям этой книги.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Когда встает вопрос о переиздании, перед автором возникает дилемма. С одной стороны, ощущаешь стремление сохранить книгу в том виде, в каком она родилась первоначально: работа твоя живет, доказана ее нужность, подтверждается ее актуальность. С другой стороны, всегда есть потребность внести что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте.

Как выйти из такого положения, как удовлетворить столь противоречивым требованиям? Каждый раз каждый автор решает задачу по-своему, но при этом никто не может пройти мимо важного факта – жизни книги, степени внимания к ней читателей и критики, их пожеланий и советов.

Судьба книги, которую вы держите в руках, примечательна, вернее, не совсем обычна. Сначала она (для проверки авторской концепции в данной теме) печаталась отдельными фрагментами в газетах и журналах. Потом под названием «Как стать гением?» полностью публиковалась на протяжении 1971 и 1972 годов в чехословацком журнале «Свет социализма», а затем под названием «Твои возможности, человек!» в 1973, 1974 и 1975 годах выходила стотысячными тиражами в Москве в издательстве «Знание». Дважды, в 1975 и 1977 годах, под названием «Стратегия и тактика жизни» издавалась в Братиславе на словацком языке. В 1976 году книгу перевели на казахский и молдавский языки, в 1977 – на французский и немецкий, в 1978 – на эстонский и грузинский, в 1979 – на армянский.

Таким образом, за десять с небольшим лет книга издавалась 13 раз на 10 языках и общий тираж теперь достиг миллиона экземпляров.

Причину такой популярности книги я как автор вижу прежде всего в самой теме. Что есть человек? – этот вопрос испокон веков волновал людей. Наша сегодняшняя действительность, изобилующая поразительными достижениями ума и рук человека, многократно обострила этот вопрос и философски и в плане житейской практики, низведя его для многих и многих к вопросу о личном здоровье и личных возможностях.

От человека, работающего в новых условиях, с .новой техникой, требуется огромная умственная отдача, правильная, научно обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта.

Вот почему в исследовании человека наступил новый этап. Теперь первейшим для всех стал вопрос, в каком направлении развивается человек, а наиглавнейшим для каждого – как развивать себя. И эти проблемы интересуют не только ученых. Буквально все обращают взоры к возможностям интеллекта, к возможностям развития творческой личности.

Замечу, не следует сужать понятие «творческая личность», связывая его лишь с профессиями интеллектуального труда. Творение, созидание чего-либо происходит не только в сфере духовного, но и материального тоже.

Интерес к книге проявляется еще и потому, что она в какой-то мере помогает заполнить пробел в образовании. Мы давно уже по какому-то непонятному небрежению не обращаем внимания на «космические» перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал.

В наше же время главное не загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить, говоря кибернетическим языком, некую изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности.

Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?» Мне же представляется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?» И не риторический, абстрактный, а конкретный: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, с изменениями образа жизни, уровня сознания, с развитием способностей – всех совокупных факторов, с которыми каждый связан. Ведь все мы многомерны, многогранны, многообразны, многозначны во всех сферах: от физической сути – природы до духовной сущности – культуры.

Вот почему в названии книги «Твои возможности, человек!» подразумевается не только интеллектуальный потенциал и подготовка к профессиональной деятельности, а вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть жизнь во многих ее проявлениях.

В книге я пытался сделать упор на положение, кратко формулируемое так: человек – это то, что он сделал из себя сам. Поэтому акцент все время ставился на развитие и совершенствование именно тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь наибольшего приближения к уровню полного развития своих способностей. Такой подход гипнотизировал некоторых читателей кажущейся легкостью решения очень сложной проблемы. Но она затронута мною не для того, чтобы поразить воображение тех, кто с завистью взирает на творческие успехи «интеллектуалов», а только затем, чтобы каждый мог внимательно посмотреть на себя, понять себя, оценить себя, вторгнуться в самого себя.

Каждое новое издание книги вызывало поток читательских писем. В них высказано много пожеланий. Часть предложений принята автором. Книга значительно переработана и дополнена. Включены главы, посвященные «азбуке работы», «информационному взрыву», обучению и новой технике, работоспособности и возрасту. Рассмотрена проблема, связанная с возможностями человека в будущем, когда повседневностью станет искусственный интеллект.

Тем же, кто предлагал включить подробные рекомендации для развития способностей, отвечу: «Твои возможности, человек!» – не практическое руководство, а попытка увлечь идеей, которая должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, побуждая к действию.

И еще. Не скрою, предлагая каждому реализовать в своей жизни свои возможности, автору хотелось бы, чтобы читатель, прочитав книгу и спросив себя, как жить, – мог ответить: «Надо жить так, чтобы жизнь в тебе нуждалась!»

ВИКТОР ПЕКЕЛИС

Сентябрь 1983 года


АВТОРСКОЕ НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЮ

Твои возможности, человек? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из тех, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что способен, сумею ли достигнуть того-то и того-то, если мобилизую все свои силы, все свои возможности?»

Но одно дело задавать себе подобного рода вопросы абстрактно, безотносительно к данным своего организма, своего характера, а другое – вести научный диалог с самим собой. Действительно, разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие. А кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, время различных реакций, умение запоминать, силу ассоциаций, степень эмоциональной устойчивости и так далее и тому подобное? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.

А какие же они вообще, эти возможности?

Канадский патофизиолог Г. Селье в книге «От мечты к открытию», посвященной проблемам организации научной деятельности, пришел к утверждению, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре. Значит, теоретически творческие возможности человека неограничены и неисчерпаемы.

Твои возможности, человек! читать онлайн, Пекелис Виктор Давыдович

ВИКТОР ПЕКЕЛИС

Твои возможности, человек!

ИЗДАНИЕ 5-е ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Издательство «Знание» Москва 1986

ПЕКЕЛИС Виктор Давидович, член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Один из первых в стране начал популяризовать новую отрасль знаний – кибернетику, в дальнейшем посвятив ей несколько книг, в том числе ряд составленных им сборников из работ крупнейших советских и зарубежных ученых. Книги В. Пекелиса «Маленькая энциклопедия. О большой кибернетике» и «Кибернетическая смесь» за несколько лет выдержали у нас в стране и за рубежом более тридцати изданий.

Другая тема, разрабатываемая В. Пекелисом, – творческие способности человека. Книга на эту тему «Твои возможности, человек!» была впервые выпущена издательством «Знание» в 1973 г. Еще одна книга о возможностях человека – «Как найти себя» вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году.

Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! Изд. 5-ое, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.

В книге рассказывается об интеллектуальных, психических и физических резервах, которыми обладает каждый человек, о некоторых научно обоснованных приемах и средствах развития наблюдательности, памяти, внимания, творческих способностей в целом. Затрагиваются также актуальные вопросы организации творческой работы в условиях информационных перегрузок, взаимоотношений личности и коллектива, управления коллективом и его совершенствования.

Другу – Александру Майорову, генералу армии и Солдату, чей образ жизни созвучен мыслям этой книги.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Когда встает вопрос о переиздании, перед автором возникает дилемма. С одной стороны, ощущаешь стремление сохранить книгу в том виде, в каком она родилась первоначально: работа твоя живет, доказана ее нужность, подтверждается ее актуальность. С другой стороны, всегда есть потребность внести что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте.

Как выйти из такого положения, как удовлетворить столь противоречивым требованиям? Каждый раз каждый автор решает задачу по-своему, но при этом никто не может пройти мимо важного факта – жизни книги, степени внимания к ней читателей и критики, их пожеланий и советов.

Судьба книги, которую вы держите в руках, примечательна, вернее, не совсем обычна. Сначала она (для проверки авторской концепции в данной теме) печаталась отдельными фрагментами в газетах и журналах. Потом под названием «Как стать гением?» полностью публиковалась на протяжении 1971 и 1972 годов в чехословацком журнале «Свет социализма», а затем под названием «Твои возможности, человек!» в 1973, 1974 и 1975 годах выходила стотысячными тиражами в Москве в издательстве «Знание». Дважды, в 1975 и 1977 годах, под названием «Стратегия и тактика жизни» издавалась в Братиславе на словацком языке. В 1976 году книгу перевели на казахский и молдавский языки, в 1977 – на французский и немецкий, в 1978 – на эстонский и грузинский, в 1979 – на армянский.

Таким образом, за десять с небольшим лет книга издавалась 13 раз на 10 языках и общий тираж теперь достиг миллиона экземпляров.

Причину такой популярности книги я как автор вижу прежде всего в самой теме. Что есть человек? – этот вопрос испокон веков волновал людей. Наша сегодняшняя действительность, изобилующая поразительными достижениями ума и рук человека, многократно обострила этот вопрос и философски и в плане житейской практики, низведя его для многих и многих к вопросу о личном здоровье и личных возможностях.

От человека, работающего в новых условиях, с .новой техникой, требуется огромная умственная отдача, правильная, научно обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта.

Вот почему в исследовании человека наступил новый этап. Теперь первейшим для всех стал вопрос, в каком направлении развивается человек, а наиглавнейшим для каждого – как развивать себя. И эти проблемы интересуют не только ученых. Буквально все обращают взоры к возможностям интеллекта, к возможностям развития творческой личности.

Замечу, не следует сужать понятие «творческая личность», связывая его лишь с профессиями интеллектуального труда. Творение, созидание чего-либо происходит не только в сфере духовного, но и материального тоже.

Интерес к книге проявляется еще и потому, что она в какой-то мере помогает заполнить пробел в образовании. Мы давно уже по какому-то непонятному небрежению не обращаем внимания на «космические» перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал.

В наше же время главное не загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить, говоря кибернетическим языком, некую изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности.

Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?» Мне же представляется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?» И не риторический, абстрактный, а конкретный: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, с изменениями образа жизни, уровня сознания, с развитием способностей – всех совокупных факторов, с которыми каждый связан. Ведь все мы многомерны, многогранны, многообразны, многозначны во всех сферах: от физической сути – природы до духовной сущности – культуры.

Вот почему в названии книги «Твои возможности, человек!» подразумевается не только интеллектуальный потенциал и подготовка к профессиональной деятельности, а вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть жизнь во многих ее проявлениях.

В книге я пытался сделать упор на положение, кратко формулируемое так: человек – это то, что он сделал из себя сам. Поэтому акцент все время ставился на развитие и совершенствование именно тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь наибольшего приближения к уровню полного развития своих способностей. Такой подход гипнотизировал некоторых читателей кажущейся легкостью решения очень сложной проблемы. Но она затронута мною не для того, чтобы поразить воображение тех, кто с завистью взирает на творческие успехи «интеллектуалов», а только затем, чтобы каждый мог внимательно посмотреть на себя, понять себя, оценить себя, вторгнуться в самого себя.

Каждое новое издание книги вызывало поток читательских писем. В них высказано много пожеланий. Часть предложений принята автором. Книга значительно переработана и дополнена. Включены главы, посвященные «азбуке работы», «информационному взрыву», обучению и новой технике, работоспособности и возрасту. Рассмотрена проблема, связанная с возможностями человека в будущем, когда повседневностью станет искусственный интеллект.

Тем же, кто предлагал включить подробные рекомендации для развития способностей, отвечу: «Твои возможности, человек!» – не практическое руководство, а попытка увлечь идеей, которая должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, побуждая к действию.

И еще. Не скрою, предлагая каждому реализовать в своей жизни свои возможности, автору хотелось бы, чтобы читатель, прочитав книгу и спросив себя, как жить, – мог ответить: «Надо жить так, чтобы жизнь в тебе нуждалась!»

ВИКТОР ПЕКЕЛИС

Сентябрь 1983 года

АВТОРСКОЕ НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЮ

Твои возможности, человек? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из тех, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что способен, сумею ли достигнуть того-то и того-то, если мобилизую все свои силы, все свои возможности?»

Но одно дело задавать себе подобного рода вопросы абстрактно, безотносительно к данным своего организма, своего характера, а другое – вести научный диалог с самим собой. Действительно, разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие. А кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, время различных реакций, умение запоминать, силу ассоциаций, степень эмоциональной устойчивости и так далее и тому подобное? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.

А какие же они вообще, эти возможности?

Канадский патофизиолог Г. Селье в книге «От мечты к открытию», посвященной проблемам организации научной деятельности, пришел к утверждению, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре. Значит, теоретически творческие возможности человека неограничены и неисчерпаемы.

Можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности.

Таким образом, природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Шостаковичем, Станиславским, но каждый может – независимо от профессии и должности – быть в своем деле «генералом», предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

Для того чтобы росло и зрело мастерство каждого человека в любом избранном им деле, необходимо обозначить высший уровень достижений. Это крайне необходимо – нет и не может быть никакого «среднего» уровня, если не обозначен высший. Все знают, одно дело достигнуть определенного уровня умения в избранной профессии, а другое – найти в ней призвание. Одно дело трудиться «просто так», а другое – видеть перед собой наивысшие возможности, видеть уровень, достигнутый талантом, даже гением.

Понимаю, что из тысячи, вероятно, один человек, не больше, станет читать целую книгу только лишь для того, чтобы еще раз убедиться – гением стать немыслимо, гением сделаться нельзя, невозможно «выйти в гении». Понятно, для этого не стоит читать книгу, так же, как и писать ее. Но... дело в том, что каждый с самого рождения немножечко гений.

Автор одной старой книги с уверенностью утверждал – «все люди – гении», так как каждый хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чем-то. Пусть это преувеличение, но доля истины тут есть.

Не случайно и в наше время это утверждают те, кто во всех подробностях изучает творческий процесс выдающихся людей. Известный наш историк естествознания, философ, академик Б. М. Кедров говорит: «Нет ничего такого у гениального человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного». Если продолжить логику рассуждения ученого, мы придем к тому, что нет людей бесталанных, бесталанные – те, кто не сумел развить своих способностей. И будь условия поблагоприятнее, возможно, они стали бы если не гениями, то обязательно людьми ...

Читать онлайн Твои возможности, человек!

Содержание:

  • АВТОРСКОЕ НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЮ 2

  • ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ? 3

  • ВУНДЕРКИНДЫ И ГЕНИАЛЬНЫЕ СТАРЦЫ 5

  • ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 7

  • ЧУДО-СЧЕТЧИКИ 8

  • ТВОИ СПОСОБНОСТИ В ТВОЕЙ ВЛАСТИ 10

  • НЕМНОГО О ПРОФОРИЕНТАЦИИ 11

  • АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ 13

  • РЕФЛЕКС ЦЕЛИ 14

  • УСОВЕРШЕНСТВУЙ СЕБЯ 15

  • РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ 17

  • КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ 19

  • НАУЧИ СЕБЯ 21

  • ЧИТАЙТЕ МЕТРАМИ 23

  • КАК СТАТЬ ПОЛИГЛОТОМ 24

  • ЛАВРЫ ЦИЦЕРОНА 26

  • ОБУЧЕНИЕ И ТЕХНИКА 27

  • РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ 28

  • ВОЗДУХ НУЖЕН, КАК ВОЗДУХ 30

  • ЗАКАЛЯЙСЯ, КАК СТАЛЬ! 31

  • НЕ НАДО СТАРОСТИ БОЯТЬСЯ 32

  • ВИТАМИНЫ ТВОРЧЕСТВА 33

  • РИТМЫ ЖИЗНИ 35

  • АТАКА НА БЕССОННИЦУ 37

  • ПЛОХОМУ НАСТРОЕНИЮ - НЕТ! 39

  • СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЖИЗНИ 40

  • ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК 42

  • НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ? 43

  • ПОЛЕЗНО ЛИ ЧЕСТОЛЮБИЕ? 45

  • В ПОИСКАХ ТВОРЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ 46

  • ТВОЯ НОТ 47

  • КАК НАЙТИ НАИЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ 48

  • ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ СПОСОБНОСТЕЙ 49

  • АЛГОРИТМЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА 51

  • ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА 53

  • КОЛЛЕКТИВ – КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? 54

  • КТО МОЖЕТ БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ? 55

  • КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ 57

ПЕКЕЛИС Виктор Давидович, член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Один из первых в стране начал популяризовать новую отрасль знаний – кибернетику, в дальнейшем посвятив ей несколько книг, в том числе ряд составленных им сборников из работ крупнейших советских и зарубежных ученых. Книги В. Пекелиса "Маленькая энциклопедия. О большой кибернетике" и "Кибернетическая смесь" за несколько лет выдержали у нас в стране и за рубежом более тридцати изданий.

Другая тема, разрабатываемая В. Пекелисом, – творческие способности человека. Книга на эту тему "Твои возможности, человек!" была впервые выпущена издательством "Знание" в 1973 г. Еще одна книга о возможностях человека – "Как найти себя" вышла в издательстве "Детская литература" в 1985 году.

Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! Изд. 5-ое, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.

В книге рассказывается об интеллектуальных, психических и физических резервах, которыми обладает каждый человек, о некоторых научно обоснованных приемах и средствах развития наблюдательности, памяти, внимания, творческих способностей в целом. Затрагиваются также актуальные вопросы организации творческой работы в условиях информационных перегрузок, взаимоотношений личности и коллектива, управления коллективом и его совершенствования.

Другу Александру Майорову, генералу армии и Солдату, чей образ жизни созвучен мыслям этой книги.

Когда встает вопрос о переиздании, перед автором возникает дилемма. С одной стороны, ощущаешь стремление сохранить книгу в том виде, в каком она родилась первоначально: работа твоя живет, доказана ее нужность, подтверждается ее актуальность. С другой стороны, всегда есть потребность внести что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте.

Как выйти из такого положения, как удовлетворить столь противоречивым требованиям? Каждый раз каждый автор решает задачу по-своему, но при этом никто не может пройти мимо важного факта – жизни книги, степени внимания к ней читателей и критики, их пожеланий и советов.

Судьба книги, которую вы держите в руках, примечательна, вернее, не совсем обычна. Сначала она (для проверки авторской концепции в данной теме) печаталась отдельными фрагментами в газетах и журналах. Потом под названием "Как стать гением?" полностью публиковалась на протяжении 1971 и 1972 годов в чехословацком журнале "Свет социализма", а затем под названием "Твои возможности, человек!" в 1973, 1974 и 1975 годах выходила стотысячными тиражами в Москве в издательстве "Знание". Дважды, в 1975 и 1977 годах, под названием "Стратегия и тактика жизни" издавалась в Братиславе на словацком языке. В 1976 году книгу перевели на казахский и молдавский языки, в 1977 – на французский и немецкий, в 1978 – на эстонский и грузинский, в 1979 – на армянский.

Таким образом, за десять с небольшим лет книга издавалась 13 раз на 10 языках и общий тираж теперь достиг миллиона экземпляров.

Причину такой популярности книги я как автор вижу прежде всего в самой теме. Что есть человек? – этот вопрос испокон веков волновал людей. Наша сегодняшняя действительность, изобилующая поразительными достижениями ума и рук человека, многократно обострила этот вопрос и философски и в плане житейской практики, низведя его для многих и многих к вопросу о личном здоровье и личных возможностях.

От человека, работающего в новых условиях, с .новой техникой, требуется огромная умственная отдача, правильная, научно обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта.

Вот почему в исследовании человека наступил новый этап. Теперь первейшим для всех стал вопрос, в каком направлении развивается человек, а наиглавнейшим для каждого – как развивать себя. И эти проблемы интересуют не только ученых. Буквально все обращают взоры к возможностям интеллекта, к возможностям развития творческой личности.

Замечу, не следует сужать понятие "творческая личность", связывая его лишь с профессиями интеллектуального труда. Творение, созидание чего-либо происходит не только в сфере духовного, но и материального тоже.

Интерес к книге проявляется еще и потому, что она в какой-то мере помогает заполнить пробел в образовании. Мы давно уже по какому-то непонятному небрежению не обращаем внимания на "космические" перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал.

В наше же время главное не загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить, говоря кибернетическим языком, некую изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности.

Философы теперь все чаще спрашивают: "Что делать с человеком?" Мне же представляется более важным, чтобы каждый задал вопрос: "Что мне делать с собой?" И не риторический, абстрактный, а конкретный: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, с изменениями образа жизни, уровня сознания, с развитием способностей – всех совокупных факторов, с которыми каждый связан. Ведь все мы многомерны, многогранны, многообразны, многозначны во всех сферах: от физической сути – природы до духовной сущности – культуры.

Вот почему в названии книги "Твои возможности, человек!" подразумевается не только интеллектуальный потенциал и подготовка к профессиональной деятельности, а вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть жизнь во многих ее проявлениях.

В книге я пытался сделать упор на положение, кратко формулируемое так: человек – это то, что он сделал из себя сам. Поэтому акцент все время ставился на развитие и совершенствование именно тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь наибольшего приближения к уровню полного развития своих способностей. Такой подход гипнотизировал некоторых читателей кажущейся легкостью решения очень сложной проблемы. Но она затронута мною не для того, чтобы поразить воображение тех, кто с завистью взирает на творческие успехи "интеллектуалов", а только затем, чтобы каждый мог внимательно посмотреть на себя, понять себя, оценить себя, вторгнуться в самого себя.

Каждое новое издание книги вызывало поток читательских писем. В них высказано много пожеланий. Часть предложений принята автором. Книга значительно переработана и дополнена. Включены главы, посвященные "азбуке работы", "информационному взрыву", обучению и новой технике, работоспособности и возрасту. Рассмотрена проблема, связанная с возможностями человека в будущем, когда повседневностью станет искусственный интеллект.

Тем же, кто предлагал включить подробные рекомендации для развития способностей, отвечу: "Твои возможности, человек!" – не практическое руководство, а попытка увлечь идеей, которая должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, побуждая к действию.

Твои возможности — Цель и мотивация на действие



Живите так, как хочется Вам и не поддавайтесь мнению окружающих.

Хватит ныть, что нет возможности зарабатывать, что нет времени и денег. Каждому даётся возможность, но кто-то пользуется, а кто-то продолжает ныть.

Ниже приведу вам слова Эрика Ларссена.

Жизнь каждого человека уникальна. Для одних она состоит из череды трудностей, для других — сплошь из безоблачных дней, третьим знакомы и подъёмы, и спады, а у четвёртых дела идут относительно ровно.

И всё же я верю, что любой человек, независимо от того, в каких обстоятельствах он находится, может сделать свою жизнь лучше.


Ощущение предела своих возможностей — чем бы вы не занимались — непередаваемое чувство. Многие просто не знакомы с ним и поэтому говорят, что не понимают, ради чего напрягаться.

Человек может достичь уникальнейших результатов, он может совершить такое, что невозможно представить.

Dreamtrips даёт каждому такую возможность (кроме лентяев, всезнаек перед телевизором-зомбоящиком и спортсменов "на диване").


Прими, наконец, решение и сделай правильный выбор и первый шаг. Просто напиши мне в direct или позвони.

Ну, или вставай завтра к семи часам на РАБоту, как всегда, и жди вечера пятницы (или субботы), чтобы... просто выспаться.

А потом опять утро, работа, дом, ночь... утро... работа... дом....


Выбор всегда за тобой!
Я ЗНАЮ — ТЫ МОЖЕШЬ!



«Обязательно верьте в свои силы».

(Эрик Бертран Ларссен)


XII Всероссийский марафон «Твои возможности – 2017»: открыт приём заявок

Ангарск МБОУ «СОШ № 4»
Архангельск Департамент образования
Балабаново (Калужская область) МОУ «СОШ № 3», г. Балабаново
БлаговещенскМОАУ «СОШ № 4»
Буй (Костромская обл.) МОУ СОШ №2
ВладивостокАкадемический колледж ВГУЭиС
ВолгоградМОУ ДПО «Центр развития образования»
ВологдаМОУ «СОШ № 9»
Вышний ВолочокЛицей №15
ДятьковоМАОУ «ДСОШ № 5»
Железногорск-ИлимскийМБОУ «СОШ № 4»
ИжевскНОУ «Дом учителя»
КалугаМБОУ ДПО
Клин (Московская обл.)МОУ-ГИМНАЗИЯ № 15
Клинцы (Брянская обл.)МБОУ «СОШ № 9»
Лобня (Московская обл.) МБОУ «СОШ № 2»
ЛюдиновоМКОУ «СОШ № 2»
МайкопКомитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»
МеждуреченскМБОУ СОШ № 22
МоскваУМЦ «Школа 2100» совместно с ОО г. Москвы
НовопавловскОО Кировского района
НовосибирскМЦ «Образование Сибири»
Обнинск (Калужская обл.)МБУ «Учебно-методический центр»
ПензаМБОУ «Гимназия № 44»
ПетрозаводскМОУ «Средняя школа № 48»
Петропавловск-КамчатскийМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»
Санкт-ПетербургГБОУ ДППОС «Центр повышения квалификации Калининского района»
СалаватМБОУ «Лицей № 1»
Свободный (Амурская обл.)Управление образования
СаратовГАУ ДПО
СоликамскМБУ «Центр информационно-методического сопровождения образования при управлении образования администрации города Соликамска»
СтерлитамакМАОУ СОШ №12
Стрежевой (Томская обл.)Управление образования Администрации городского округа Стрежевой Томской области, МАОУ «СОШ № 5»
ТверьМБОУ Гимназия № 44
ТольяттиМБУ «СОШ № 32»
ТомскМАОУ лицей № 7
Усть-ИлимскМБОУ «Городская гимназия № 1»
ХабаровскМАУ «Центр образования»
Чалтырь (Ростовская обл.)МБОУ «СОШ № 1»
Чапаевск (Самарская обл.)ГБОУ «СОШ № 1»
Чебоксары и НовочебоксарскМБОУ «СОШ № 49» с углублённым изучением отдельных предметов

Программа курсов по выбору "Твои возможности, человек."

Муниципальное образовательное учреждение

«Крюковская основная общеобразовательная школа»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________/Злыгостева С.В./

«___» ____________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

_________/Самарина А.Е.

«___» ________________ 2015 г.

Программа

курса по выбору

«Твои возможности, человек»

9 класс

Учитель биологии Головнина Т.В.

2015 – 2016 учебный год

Цель курса: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.

Задачи курса:

-раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;

-освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;

-овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, восприятию наблюдательности, внимания;

-создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

В результате изучения курса учащиеся должны:

1)уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;

2)уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность;

3)знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.

Содержание

1.Введение. Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления (5 часов).

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение – первичный сигнал действительности.

Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Культура речи. Способы организации умственной деятельности.

Демонстрация: таблицы «Анализаторы», таблицы двойственных изображений, чертежей, иллюстрированных зрительных иллюзий, фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение, репродукция картины И. Левитана «У омута».

Лабораторные работы:

1.Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.

2.Восприятие пространства с помощью зрения. Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.

3.Определение типа памяти. Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая память. Объемы памяти при механическом и логическом запоминании.

4.Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов.

2.Физиологические основы деятельности. Воля. Внимание. Сознание.(4 часа)

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания.

Сознание – высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

Лабораторные работы:

5.Определение устойчивости и объема внимания.

6.Выявление взаимосвязи между вниманием и работоспособностью.

7.Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования.

3.Типы высшей нервной деятельности(2 часа)

Понятие о темпераменте. Сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, смешанный. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способности личности.

Лабораторная работа

8.Определение быстроты реакции у испытуемого.

Используемая литература:

1.В.С.Рохлов. Школьный практикум. Биология. Человек.

9 класс. М.,»Дрофа»,1998 г.

2.И.П.Чередниченко. Биология. 9 класс. Предпрофильная подготовка. Сборник элективных курсов.

Волгоград, «Учитель», 2006 г.

3.ИНТЕРНЕТ ресурсы.

Тематическое планирование

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Ощущение – первичный сигнал действительности.

1

1.Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.

2

Память и ее физиологические основы. Типы и качества памяти.

1

2.Восприятие пространства с помощью зрения. Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.

3.Определение типа памяти. Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая память. Объемы памяти при механическом и логическом запоминании.

3

Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

1

4.Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов.

4

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Речь как инструмент мышления. Культура речи.

1

5

Способы организации умственной деятельности

1

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность - источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

1

7

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Тренировка произвольного внимания.

1

5.Определение устойчивости и объема внимания.

8

Сознание – высшая степень в развитии психики. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек.

1

6.Выявление взаимосвязи между вниманием и работоспособностью.

9

Вредные и полезные привычки.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

1

7.Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования.

Типы высшей нервной деятельности(2 часа)

10

Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы ВНД.

1

11

Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способности личности

1

8.Определение быстроты реакции у испытуемого.