Матриархат — Википедия
Матриарха́т (от греч. μήτηρ, μάτηρ «мать» + ἀρχή «господство, начало, власть»), также гинекокра́тия[1] (от греч. γῠνή «женщина» + κράτος «власть») — гипотетическая форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества[2]. В науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало[3].
Матриархатом иногда также называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.
Появление гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей XVIII века, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофен и Л. Г. Морган. В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время ставилось под сомнение, однако поздние исследования подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия на Древнем Востоке.
Проф. В. Н. Дьяков доказывал существование матриархата у всех древних народов
Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества[5][6][7][8][9][10][11].
Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия; они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата»[12][13]. По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства — типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе[13]. Впоследствии, по мере механизации земледелия и скотоводства, социальная роль женщин упала.
Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного[14] порядка.
Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, передается по женской линии. Мужчины живут в семье матери вместе со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Родственниками считаются только единоутробные братья и сестры, собственность семейная. Примечательно, что в матриархальных обществах мужчины, не имея никаких прав и привилегий, тем не менее имеют точно такие же обязательства перед обществом, что и в патриархальных: обеспечивают защиту, содержат свои семьи, решают прочие племенные вопросы, занимаются воспитанием детей (детей сестер). При этом семья формируется вокруг матери, а не вокруг отца.
Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200—300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина — матриарх, — иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с которым обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает во фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина живет автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует матрицентричная религия, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется мужским. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец.
Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку
В настоящее время матриархальные общества с относительным доминированием женщин-матерей в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета,южной части Алтая, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, минангкабау, кхаси и гаро) и Африки (ашанти, йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги, где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо туарегов тифинаг — очень древнего происхождения и восходит ещё к домусульманскому периоду[16]. Итальянский исследователь Аттилио Гаудио считает его близким древнеливийскому письму[17]. Также существует у туарегов понятие «Асри» — это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо от того, были ли они замужем, разведены или вдовы. Чем больше у женщины любовников, тем выше её репутация. У туарегов существует обычай, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет её к родителям[18][неавторитетный источник?].
Мария Гимбутас, американский археолог, описывает матрицентрированное общество, тесно связанное с культом Богини-Матери, в неолитической Европе, используя термин
Согласно же трудам Хайде Гёттнер-Абендрот (Heide Göttner-Abendroth) понятие матриархата имеет более широкое значение: Гёттнер-Абендрот даже представила свою книгу «Modern Matriarchal Studies» как «исследование обществ, существующих вне принципов патриархата», определяя «матриархальные» общества как общества где доминирование мужчин по половому признаку является минимальным или же отсутствует вовсе[15].
Эти исследования подтверждают археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), изучение истории народа минангкабау, сохранившего традиции материнско-родового строя. Существует мнение, что матриархат отражает низкий уровень развития общества, в то время как патриархат является более прогрессивной формой устройства общественной жизни. Но и многие современные патриархально ориентированные племена продолжают оставаться в первобытной дикой неинформированности, живут в пещерах и шалашах и бесконечно далеки от достижений окружающей их цивилизации. Следовательно, главенство мужчин в обществе совершенно не определяет способности этого общества к культурному, научному или техническому прогрессу. Однако с другой стороны, ни одно матриархальное общество не достигло высокого уровня цивилизации и технического прогресса.
Известно, что еще в XIII веке в западной части Суматры существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Материнско-родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица — это большая материнская семья «сапаруи», что означает «плоды одного чрева». Её ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме и имеют все права на имущество. Пришлая часть — это мужья женщин большой семьи; они принимают определённое участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи[19]. При разводе всё имущество, а также дети остаются в клане жены, а мужчина возвращается в клан матери. Фактически абсолютной собственностью на землю и имущество у минангкабу обладают только женщины.
Также интересные открытия преподнесло изучение жизни горной народности мосо, входящей в группу народов наси тибето-бирманской языковой семьи, проживающих в южнокитайских провинциях Юньнань и Сычуань. Мосо живут в типичном матриархальном укладе, не изменившемся с древнейших времен. Изучение матриархального уклада их жизни опровергает распространенное заблуждение о «бесправии мужчин» в матрицентрированном обществе. Мужчины племени мосо, помимо важной функции воспроизводства населения, отвечают за религиозные, магические и погребальные ритуалы, молятся о благополучии семьи. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребёнка, да и имя отца ребёнку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи — братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе мосо отсутствует. Нет у них и традиционных семей. Однако матриархальные семьи мосо — часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости в Китае в последнее время. Хотя женщинам мосо принадлежит приоритет в решении экономических вопросов, политическая власть остается в руках мужчин [20].
К наиболее древним литературным источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ, можно отнести древнегреческие мифы об амазонках. До недавнего времени считалось, что сказания об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без мужей, воспитывавших дочерей в воинском духе, подчиняющихся строгой иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние раскопки на юге России подтвердили предположение, что миф об амазонках мог быть основан на исторических фактах. Были найдены курганные захоронения знатных женщин, в могилу которых было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Что свидетельствовало о том, что эти женщины при жизни занимались военным ремеслом.
В 1998 году в Острогожском районе Воронежской области было открыто уже шесть могил амазонок. Об этом сообщает газета МК от 11.11.1998 г. : «Как установили специалисты института, это были женщины 20—25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30—40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».
Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках.
Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена весьма именитая персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль — были царицами или полководцами.
Каракалпаки, по большей части проживающие в низовьях реки Амударьи, имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами . В то же время каракалпаки ещё в начале XX века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза — кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н. э. — первых веках н. э. в Арало-Каспийском регионе.
Исторические документы свидетельствуют о сильных матриархальных обычаях в управлении массагетских племен и их родов, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов.[21] Убедительным подтверждением сообщений историков об особой роли женщины в жизни племени является эпическая поэма каракалпаков «Кырк кыз» — «Сорок девушек», повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим.
Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и её подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на неё напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и торжествуют победу.
Любопытно, что яркий образ девушки-воина запечатлен у каракалпаков не только в эпических строках, но и в элементах костюма невесты. Его основу составляло длинное платье синего цвета, которое девушки начинали носить в 15-16 лет (как раз в возрасте Гулаим!). Платье украшалось обильной вышивкой, получившей название «узор кольчуги». В середине XIX в. платье шили из домотканой хлопчатобумажной материи, а до этого из ткани «торка», изготовленной из волокон кендыря — дикой конопли; эта ткань обладала удивительной прочностью и необыкновенной легкостью. Примечательно, что в языке киргизов, имеющих с каракалпаками много общего, слово «торка» обозначало плотную ткань, непробиваемую для стрел, а значит, вполне подходящую для доспехов. Головной убор невесты — саукеле, состоящий из двух частей, напоминает боевой шлем. Нижняя часть, изготовленная из войлока и простеганной на вате ткани, очень плотная и массивная; она имеет большие наушные лопасти и выступ, закрывающий переносицу, с нашитой на нём большой металлической бляшкой в виде шипа, которая вместе с другими украшениями, обильно покрывающими поверхность убора, довершает сходство саукеле со шлемом.
Такой шлем надевает перед сражением одна из героинь поэмы «Сорок девушек». Верхняя часть саукеле представляет собой металлическую шапочку с плоским верхом, которая, как корона, венчает новобрачную. Сохранение в облике саукеле черт царственного головного убора связано с уподоблением брачующейся пары князю и княгине, имевшим широкое распространение в культуре разных народов.
В историографии древних славян также отразились свидетельства о матриархальной эпохе, которая предшествовала патриархальному укладу. В частности, в «Чешской хронике» Козьмы Пражского, говорится о происхождении древнего чешского замка Девин, который по преданию был опорным пунктом воинственных женщин, не желавших ни в чём уступать мужчинам[22].[23]. Многие исследователи отмечают, что чешское сказание о княгине Либуше также есть отголосок древних событий, ознаменовавших переход от матриархального уклада к патриархальному.
В древнем ведическом эпосе Махабхарата так же содержатся свидетельства о матриархальной эпохе, когда достоинством женщины была ее плодовитость, а вовсе не целомудрие. Одна из героинь эпоса принцесса Кунти получает от мудреца Дурваса в награду за свое доброе сердце волшебную мантру, с помощью которой она может вызвать любого бога и занявшись с ним любовью зачинать чудесных детей-полубогов. Так Кунти родила пятерых братьев Пандавов, одного сына до брака со своим мужем и остальных уже находясь с ним в браке. Позже ее сыновья становятся мужьями царицы Драупади, вступая в полиандрический брак, их супруга имеет огромное на них влияние, побуждает начинать войны и заключать мир. В конце эпоса они все вместе с их общей женой отправляются на небеса.
- ↑ Щукарев А. Н. Гинекократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ ‘Matriarchy’ // Encyclopædia Britannica, 2007.
- ↑ Matriarchy | social system (англ.). Encyclopaedia Britannica. Дата обращения 16 июля 2019.
- ↑ Дьяков Владимир Николаевич
- ↑ Steven Goldberg (англ.)русск., The Inevitability of Patriarchy (англ.)русск., (William Morrow & Company, 1973).
- ↑ Joan Bamberger ‘The Myth of Matriarchy: Why Men Rule in Primitive Society’ // M. Rosaldo and L. Lamphere, Women, Culture, and Society. — Stanford, California: Stanford University Press (англ.)русск., 1974). — 263—280 pp.
- ↑ Robert Brown, Human Universals, (Philadelphia: Temple University Press (англ.)русск.), 1991.
- ↑ Steven Goldberg (англ.)русск., Why Men Rule (англ.)русск., (Chicago, Illinois: Open Court Publishing Company (англ.)русск., 1993).
- ↑ Cynthia Eller, The Myth of Matriarchal Prehistory (англ.)русск.: Why an Invented Past Won’t Give Women a Future. — Boston: Beacon Press (англ.)русск., 2001). ссылка
- ↑ Jonathan Marks, ‘Essay 8: Primate Behavior’, // The Un-Textbook of Biological Anthropology, 2007. — P. 11.
- ↑ Encyclopaedia Britannica describes this view as «consensus», listing matriarchy as a hypothetical social system. ‘Matriarchy’ Encyclopædia Britannica, 2007.»
- ↑ А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74.
- ↑ 1 2 Льюис Мамфорд. Миф машины. Глава VII. Сад, дом и мать Архивная копия от 7 апреля 2008 на Wayback Machine
- ↑ О понятии матрицентричность см., например: Korotayev A.V., Kazankov A.A. Regions Based on Social Structure: A Reconsideration Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Current Anthropology (англ.)русск.. — 2000. — № 41/5. — P. 668—690
- ↑ 1 2 Heide Goettner-Abendroth (англ.)русск. Modern Matriarchal Studies Definitions, Scope and Topicality // Society of Peace 2nd World Gongress of Matriarchal Studies, San Marcos and Astin, Texas USA. — 29/30 — October 1/2, 2005
- ↑ женщины не признающие власти мужчин (недоступная ссылка)
- ↑ Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли.
- ↑ Матриархат // Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 320 с ISBN 5-232-00878-1.
- ↑ Традиции народа минангкабау
- ↑ Антонина Журавлева. Народ Мосо и матриархат.
- ↑ http://www.ethnomuseum.ru/
- ↑ Козьма Пражский. Шаблон:Книга:Чешская хроника
- ↑ http://czech-info.ru (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 августа 2009. Архивировано 21 апреля 2012 года.
Женский султанат — Википедия
Женский султанат, или султанат женщин (тур. Kadınlar saltanatı, осман. قادينلر ساطنتي), — период в истории Османской империи, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела[1]. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а окончанием — 1656 год[2].
Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай[tr] в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи[3].
Лесли Пирс также рассматривает женский султанат с этой точки зрения, однако указывает на ряд предубеждений[4]. Причиной этих предубеждений была негативная мысль, что женщина не может стоять во главе исламского государства. Пирс пишет, что шейх-уль-ислам Джафер Мустафа Сунуллах Эфенди[tr] в 1599 году жаловался на вмешательство женщин в политические дела. С тех пор период после окончания правления Сулеймана Великолепного (период застоя и следующий за ним период упадка) считается негативным последствием именно правления женщин. Однако Лесли Пирс отмечает, что после окончания женского султаната в 1656 году упадок империи вовсе не замедлился, а даже наоборот ускорился. И действительно, Лесли Пирс, Ильбер Ортайлы и ряд других историков связывают поражение в Венской битве в 1683 году, произошедшее после окончания султаната женщин, с упадком Османской империи[1]. Что же касается самого женского султаната, то он скорее явился следствием, нежели причиной упадка. Управление империей требовало от султана длительного пребывания в столице: эра завоеваний Кануни была близка к завершению уже во второй половине его правления, поскольку границы Османского государства достигли Священной Римской империи, Русского царства и Персии, равноудалённых от Стамбула. Армия, вышедшая в начале лета в поход, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Походы стали невыгодны в финансовом плане[5].
Сегодня термин «женский султанат» в основном используется для обозначения периода, в котором женщины были к власти гораздо ближе, чем в любой другой период османской истории. Так или иначе османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины того времени (например Екатерина II или Елизавета I).
В Османской империи, в отличие от других монархий, женщины не допускались к управлению страной. К тому же султаны официальному браку предпочитали жён-наложниц[6]. Делалось это, вероятно, для того, чтобы не допустить излишнего влияния на султана.
Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал своей законной женой Хюррем Султан. На смену Хюррем пришли две хасеки, ставшие впоследствии валиде: сначала Нурбану, а затем Сафие (которая не была официальной женой), оказывавшие большое влияние сначала на мужей (Селим II и Мурад III), а затем и на сыновей (Мурад III и Мехмед III). Считается также, что Михримах тоже оказывала влияние на брата. Пика своей власти султанат женщин достиг при правлении Кёсем Султан, ставшей валиде сразу при двух султанах — Мураде IV и Ибрагиме I, а также после смерти Ибрагима влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем; на смену ей пришла мать Мехмеда IV Турхан Султан, пробывшая валиде 35 лет. Именно по инициативе Турхан в 1656 году на пост великого визиря был назначен Мехмед Кёпрюлю: это назначение и стало концом женского султаната[7].
Прекращение правления женщин в Османской империи вовсе не означает и прекращение их влияния на управление. Как и ранее валиде продолжали заниматься благотворительностью. Кроме влияния на политику они занимались строительством мечетей, школ, больниц; также они имели большие доходы, которыми распоряжались самостоятельно. Ярким примером тому служат две последних валиде: Безмиалем Султан и Пертевниял Султан. Однако по сравнению с периодом султаната женщин (особенно с периодом правления Кёсем) их влияние на внутреннюю и внешнюю политику было весьма незначительным.
Хюррем[править | править код]
Женщиной, заложившей основы женского султаната, считается Хюррем Султан. Впервые за несколько веков султан женился на своей наложнице. В 1534 году умерла валиде Хафса Султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем — Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и казнь великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сулейман, ранее опиравшийся на переписку с матерью, сделал своим политическим советником Хюррем. Кроме того Хюррем Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.
Одним из последствий влияния Хюррем на султана считается казнь Мустафы в 1553 году[8]. Таким образом Хюррем добилась власти не только для себя, но и для своего сына Селима.
Нурбану[править | править код]
Нурбану была первой валиде-султан периода султаната женщин. Она начала своё возвышение ещё при жизни мужа. Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения потреблением вина, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И всё же государственными делами занимался Мехмед Соколлу, который попал под влияние Нурбану. Роль Нурбану возросла, когда на престол взошёл её сын Мурад III. Он мало занимался государственными делами, предпочитая гаремные наслаждения. При нём большую роль в политике стали играть женщины из султанского гарема, в частности сама Нурбану и его наложница Сафие. Возглавляемые ими придворные группировки плели интриги друг против друга, а также против многих высших сановников, часто добиваясь их смещения и казни. При Мураде III значительно увеличилась коррупция, стали нормой взяточничество и кумовство.
Сафие[править | править код]
Влияние Сафие резко возросло после смерти Нурбану. Авторитет Сафие был велик, в отчёте за 1590 год венецианец Джованни Моро писал: «она имеет власть как мать принца, иногда она вмешивается во внутренние дела государства, она очень уважаема в этом, его высочество к ней прислушивается и считает её рассудительной и мудрой»[9].
Ко времени правления Мурада то, что ещё два поколения назад было вызывающим нарушением традиций, стало органичной частью жизни двора. За этот период сложился новый династический институт, в котором одну из решающих ролей в государстве играла мать старшего сына султана и наследника престола. Сафие играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы[10]. В 1595 году Мурад III скончался, его место занял сын Сафие Мехмед III. Сафие как валиде-султан имела огромную власть и огромное влияние на сына.
После Сафие одна за другой шли три валиде (Хандан Султан, Халиме Султан и Махфируз Хадидже Султан), не сыгравшие большой роли в истории, поскольку пребывали в должности регента короткий срок (по 2 года каждая).
Кёсем[править | править код]
Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. В 1604 году у Ахмеда родился сын Осман. Его матерью была гречанка Махфируз, не имевшая большого влияния, даже будучи валиде при Османе[11]. Кёсем имела множество детей от султана, что и позволило ей достичь такой высоты при дворе. Абсолютно точно её сыновьями были султаны Мурад IV и Ибрагим I, а также шехзаде Касим, а дочерьми — Айше, Фатма и Ханзаде. Вероятно, её детьми были также Сулейман и Гевхерхан. Кёсем выдала своих дочерей за влиятельных государственных деятелей, которые пользовались её поддержкой и фактически составляли её партию[11].
Посол Кристофор Вальер в 1616 году писал о Кёсем: «Она может делать всё с королём, что ей заблагорассудится, и полностью владеет его сердцем, ей никогда ни в чём нет отказа». Посол Контрарини, тем не менее, отмечал, что она «с великой мудростью сдерживает себя от того, чтобы говорить [с султаном] слишком часто о важных вопросах и государственных делах». Подобная осмотрительность была направлена на то, чтобы не лишиться благоволения султана, который не собирался зависеть от женщин.
Во время правления Ахмеда Кёсем не имела особого влияния в политической сфере. После смерти султана в 1617 году на трон посадили его брата Мустафу I, который вопреки традициям османского двора не был убит в тот момент, когда его старший брат взошёл на престол. Подобный факт объясняют тем, что Мустафа был умственно отсталым или, по крайней мере, страдал расстройством психики, а также заботой о судьбе династии (когда Ахмед стал султаном, у него ещё не было детей, а значит его смерть грозила прервать династию). Согласно некоторым данным (происходящим, как обычно, от венецианских послов), Мустафу от смерти спасла Кёсем, которая надеялась тем самым спасти и своих детей от весьма вероятного убийства[12].
Кёсем была отправлена в старый дворец. Уже в следующем году Мустафа был смещён, хотя и не был убит. Султаном стал 14-летний сын Ахмеда Осман, в целом успешное правление которого прервалось в 1622 году, когда в результате мятежа янычар он был схвачен и убит. Султаном снова стал Мустафа, хотя он и заявлял о нежелании править.
В следующем году в результате очередного государственного переворота на престоле оказался Мурад. Так как подозрение в организации переворота и пролитии крови султана пало на Кёсем, ей пришлось оправдываться перед судьями. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента[13].
После смерти не имевшего детей Мурада IV в 1640 году ему наследовал единственный из доживших до этого времени братьев — Ибрагим[14]. В первые годы его правления власть снова находилась в руках Кёсем. В дальнейшем отношения между матерью и сыном испортились. После очередного устроенного янычарами переворота и убийства Ибрагима в 1648 году роль Кёсем снова возросла — на трон был посажен Мехмед, сын Ибрагима от одной из жён — Турхан[15]. Первые годы правления Мехмеда ознаменовались бесконечными интригами на фоне противостояния Кёсем и Турхан. В 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан.
Турхан[править | править код]
Турхан является последней валиде периода султаната женщин. Ибрагим умер, когда его старшему сыну было всего 6,5 лет. С правлением Мехмеда Турхан должна была получить титул валиде. Однако из-за своей молодости и неопытности Турхан не стала валиде, а её место заняла Кёсем. Вместе с восстановлением титула Валиде Кёсем получила и титул регента при малолетнем султане. Но Турхан оказалась слишком честолюбивой женщиной, чтобы потерять такую высокую должность без борьбы. В 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан. Со смертью своей конкурентки Турхан стала валиде. Как регент, она руководила огромной Османской империей до совершеннолетия своего сына. Именно по её инициативе великим визирем стал Мехмед Кёпрюлю.
Турхан была большим «строителем» империи. Её первый проект начался в 1658 году. Турхан построила две крепости вблизи входа в Дарданеллы. Этот проект поставил Турхан на ту же ступень, что и Мехмеда Завоевателя и других султанов, которые построили крепости в том же самом районе. Однако наибольшего признания Турхан добилась, достроив в Стамбуле Новую Мечеть. Строительство этой мечети начала Сафийе Султан. После завершения строительства в 1665 г. комплекс, в который входила не только мечеть, но и школа, общественные бани, рынок и кладбище, получил славу первой Имперской мечети, построенной женщиной.
Причины окончания женского султаната[править | править код]
После свержения Мехмеда IV на трон взошёл его брат Сулейман II. Он и последующие султаны оказывались на троне уже в зрелом возрасте. Таким образом, необходимость в валиде-регенте отпала сама собой. К тому же к моменту восшествия сына на престол валиде были либо мертвы, либо находились в преклонном возрасте, не позволявшем им вмешиваться в дела государства. Влияние и значимость валиде ослабли.
К тому же с возвышением Кёпрюлю ведение большинства дел было передано великому визирю и другим сановникам. На смену женскому султанату пришла эра семейства Кёпрюлю.
Основания для нелюбви к правящим женщинам были не беспочвенны. Бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса валиде женщины-регенты зачастую не были готовы вести политические дела. В их обязанности входило назначение на важные государственные должности, такие как должность великого визиря и главы янычар. Полагаясь на своих приближённых, султанши часто делали ошибки. В султанате процветало кумовство. Женщины основывали выбор протеже не на их способностях или преданности династии, а на этнической лояльности. Другой причиной послужила частая смена великих визирей. Продолжительность их пребывания на посту в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года. И как следствие в управлении империей возникла политическая раздробленность и хаотичность[16].
С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV и полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. Женский султанат ослабил власть султана, сделал её более кооперативной и бюрократичной[17].
- ↑ 1 2 İlber Ortaylı. Tarihimiz ve Biz. — Timaş. — 119 с.
- ↑ İlber Ortaylı. Son İmparatorluk Osmanlı. — İstanbul: Timaş, 2012. — С. 78. — 208 с. — ISBN 975-263-490-7.
- ↑ Ahmet Refik Altınay. Kadınlar Saltanatı. — Tarih Vakfı Yayınları, Mayıs 2005. — ISBN 975-333-192-4.
- ↑ Leslie P. Peirce. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford University Press, 1993. — ISBN 978-0-19-508677-5.
- ↑ Женский Султанат (1541—1687)
- ↑ Caroline Finkel. Osman’s dream: the story of the Ottoman Empire, 1300-1923. — John Murray Publishers Ltd, 2005. — ISBN 0-7195-5513-2.
- ↑ Lucienne Thys-Senocak. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan (Women and Gender in the Early Modern World). — Ashgate Publishing, 2007. — ISBN 0-7546-3310-1.
- ↑ Rüknü Özkök — Mustafa Barış Özkök. Malazgirt’ten Dumlupınar’a. — С. 150. — ISBN 978-605-111-252-7.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 94.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 95.
- ↑ 1 2 Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 105.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 106.
- ↑ Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 172.
- ↑ Rüknü Özkök — Mustafa Barış Özkök. Malazgirt’ten Dumlupınar’a. — С. 182,183. — ISBN 978-605-111-252-7.
- ↑ Gelişim Hachette Ansiklopedisi. — Т. 9. — С. 3096.
- ↑ Josef Matuz. Das Osmanische Reich. Grundlinien seiner Geschichte. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008. — С. 136, 169.
- ↑ Daniel Goffman. The Ottoman empire and early modern Europe. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — С. 63.
- Lord Kinross. Osmanlı İmparatorluğu’nun Yükselişi ve Çöküşü. — İstanbul: Altın Kitaplar, 2008. — 233, 274, 296-304 с.
- Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. — İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. — Т. 2. — С. 298.
- Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. — İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. — Т. 3. — С. 18, 29, 42, 106-109.
- Jean Paul Roux (Türkçesi:Prof Aykut Kazancıgil, Lale Aslan Özcan). Türklerin Tarihi. — İstanbul: Kabalcı yayınevi, 2004. — С. 403.
- Encyclopaedia Britannica. — Expo 70 ed., William Benton pub. — Т. 19(стр. 876), 13(стр. 478), 22 (стр. 274).
Женщины – действующие главы государств и правительств. Досье — Биографии и справки
В настоящее время среди глав государств и правительств стран мира 22 женщины, в том числе две королевы, десять президентов, шесть премьер-министров и четыре генерал-губернатора. Больше всего женщин-лидеров в Европе — десять, меньше всего в Океании – две. Помимо королев, дольше всего на высшем государственном посту находится генерал-губернатор Сент-Люсии Перлетт Луиси (с 1997 г.).
Европа
Елизавета II — королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с 1952 г.; глава Содружества (в объединение входят 53 государства, включая Британию). По продолжительности пребывания на троне занимает первое место среди всех британских монархов (64 года). По длительности нахождения у власти среди всех современных царствующих особ она – вторая после короля Таиланда Пумипона Адульядета (66 лет). Инициировала многочисленные реформы британской системы престолонаследия. Портрет Елизаветы II изображен на денежных знаках более 30 стран. Супруг — принц Филип, герцог Эдинбургский. В семье четверо детей: Чарльз, принц Уэльский; принцесса Анна; принц Эндрю, герцог Йоркский; принц Эдвард, граф Уэссекский.
Тереза Мэй — премьер-министр Великобритании с 2016 г. Вторая женщина во главе британского правительства после Маргарет Тэтчер (занимала этот пост в 1979-1990 гг.). Также в 2010-2016 гг. была министром внутренних дел Великобритании (вторая женщина в истории страны на этой должности после Джеки Смит, возглавлявшей министерство в 2007-2009 гг.). По данным экспертов, Мэй находилась на этом посту дольше всех своих предшественников со времени окончания Второй мировой войны (в 1945-1951 гг. министерством руководил Джеймс Ид). Главное увлечение Мэй — кулинария, имеет коллекцию из более 100 поваренных книг. Супруг — Филип Джон Мэй, сотрудник американской трастовой компании Capital Group Companies. Детей нет.
Маргрете II — королева Дании с 1972 г. Стала второй женщиной на датском престоле (ее предшественница Маргрете I правила страной в раннем Средневековье). Занимается благотворительной деятельностью. Под ее патронатом действуют многие общества и фонды, включая Датское королевское научное общество, Королевский приют для сирот, национальные объединения по борьбе с туберкулезом и раком. В 1975 г. стала первым европейским монархом, посетившим СССР. Супруг – принц-консорт Хенрик Датский. В семье двое детей: кронпринц Фредерик и принц Йоаким.
Ангела Меркель — федеральный канцлер Германии с 2005 г., первая женщина на этом посту. Три раза подряд была избрана на пост главы германского правительства. В 2016 г. в 11-й раз возглавила ежегодный рейтинг самых влиятельных женщин по версии американского журнала «Форбс». Замужем за Йоахимом Зауэром. Своих детей у канцлера нет.
Даля Грибаускайте — президент Литвы с 2009 г. Является первой женщиной на этом посту в истории страны, а также первым президентом, переизбранным на второй срок. СМИ называли ее «железной леди» и сравнивали с Маргарет Тэтчер. Имеет черный пояс по каратэ. Не замужем.
Мария Луиза Колейро Прека — президент Мальты с 2014 г. Стала самым молодым президентом республики (54 года) и второй женщиной на этом посту. Замужем за Эдгаром Прекой, имеет дочь.
Эрна Сульберг — премьер-министр Норвегии с 2013 г. Вторая женщина на этом посту в истории страны и первый премьер-министр от консерваторов с 1990 г. Супруг — Синдре Финнес. В семье двое дочерей.
Беата Шидло — председатель Совета министров Польши с 2015 г. Третья женщина на этом посту в истории страны. Замужем за Эдвардом Шидло, двое сыновей.
Колинда Грабар-Китарович — президент Хорватии с 2015 г. Стала самым молодым президентом (46 лет) и первой женщиной на этом посту в истории страны. Супруг — Яков Китарович. В семье двое детей — сын и дочь.
Керсти Кальюлайд — президент Эстонии с 2016 г. Первая женщина на этом посту в истории страны. Знает английский, французский, финский, а также русский языки. Замужем второй раз. Супруг — Георг-Рене Максимовский. В семье дочь и трое сыновей (дочь и старший сын — от первого брака).
Азия
Пак Кын Хе — президент Республики Корея с 2013 г., первая женщина на этом посту в истории страны. Дочь бывшего президента Пак Чжон Хи (1962-1979). За ее роль в успехах консервативной партии «Сэнури» на выборах различных уровней получила прозвище «Королева выборов». Замужем никогда не была, детей нет.
Бидхья Деви Бхандари – президент Непала с 2015 г. Она стала первой женщиной-президентом и верховным главнокомандующим государства. Вдова, мать двоих детей.
Шейх Хасина Вазед – вторая в истории Народной Республики Бангладеш женщина, возглавляющая правительство (1996-2001, 2009-н.в.). Дочь Муджибура Рахмана — первого премьер-министра (1972-1975) и президента (1975) государства. Пережила более 30-ти покушений, в результате одного из них (21 августа 2004 г.) погибли, по разным оценкам, от 19 до 24 человек. Вдова, мать двоих детей.
Африка
Эллен Джонсон-Серлиф – президент Либерии с 2006 г. Первая женщина-президент в истории Африки, самая пожилая женщина во главе государства или правительства (77 лет). Единственная среди действующих женщин-глав государств — лауреат Нобелевской премии мира (за вклад в ненасильственную борьбу за безопасность и защиту прав женщин и участие в миротворческой деятельности, 2011). В 2012 г. вошла в список ста наиболее влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes. В разводе, имеет четверых детей.
Амина Гариб-Факим – президент Республики Маврикий с 2015 г. Первая женщина и первый профессор на этом посту. Доктор химических наук, специалист в области изучения флоры Маскаренских островов и ее использования в медицине и фармакологии. Автор и ответственный редактор более 20 монографий и около 100 научных статей. В браке с Анваром Факимом, имеет сына и дочь.
Сара Кугонгелва-Амадила – премьер-министр Намибии с 2015 г. Стала не только первой женщиной на этом посту, но и самым молодым главой правительства в истории государства (на момент вступления в должность ей было 47 лет).
Латинская Америка
Маргерит Пиндлинг – генерал-губернатор Содружества Багамских Островов с 2014 г. Была замужем за бывшим премьер-министром Линденом Пиндлингом (1967–1992 гг., умер в 2000 г.), во время правления которого Багамы стали независимым государством (1973). Мать четверых детей.
Сесиль Ла Гренад — генерал-губернатор Гренады с 2013 г. Первая женщина на этом посту. По специальности – технолог продовольственных продуктов.
Перлетт Луиси — генерал-губернатор Сент-Люсии с 1997 г. Первая женщина-глава государства в истории страны. Внесла большой вклад в развитие сферы образования в Сент-Люсии.
Мишель Бачелет – первая женщина-президент Чили (2006-2010, 2014-н.в.). Ранее была министром здравоохранения (2000-2002) и министром обороны Чили (2002-2004, первая женщина, занявшая эту должность в истории Чили и Латинской Америки). Разведена, трое детей.
Океания
Хильда Хайн – президент Маршалловых Островов с января 2016 г. Является первой женщиной на этом посту, а также первым и пока единственным гражданином Маршалловых Островов, имеющим докторскую степень. Ведет активную борьбу за права женщин в Океании. Основательница правозащитной группы «Объединение женщин Маршалловых Островов». Ее избрание стало важным событием для всей Океании, где участие женщин в политической жизни до сих пор ограничено. Замужем, четверо детей.
Пэтси Редди — генерал-губернатор Новой Зеландии с 2016 г. Юрист, специализируется на налоговом и корпоративном праве, а также праве в сфере кинематографа. Долгое время работала на руководящих позициях в ряде новозеландских частных и государственных компаний. Супруг – Дэвид Гаскойн, также юрист.
Женщины-правительницы истории мира и России
С древних времен власть принадлежала мужчинам. Роль женщины сводилась к династическим бракам и к рождению наследников. Однако истории известны женщины-правительницы, которые не уступали в мудрости и силе королям и шахам.
Известные женщины-правительницы в истории мира
10 имен, которые не будут забыты:
1. Хатшепсут.
Фараон, правительница Египта, взошедшая на престол после кончины своего супруга Тутмоса II. У ее мужа остался незаконный 16-летний сын, которого женщина сослала в храм, после чего успешно правила 22 года. Страна, разоренная кочевниками, начала развиваться в экономическом плане. Женщина возглавила победоносный поход в Нубию.
Люди любили и поклонялись Хатшепсут. Ее называли женщиной с бородой. Дело в том, что верования египтян требовали, чтобы фараон являлся воплощением бога Гора, так что правительнице приходилось носить мужское одеяние и наклеивать бородку.
Единственной слабостью Хатшепсут был ее фаворит Сененмут. Заключить брак с царицей зодчий, разумеется, не мог. В доказательство своей любви мужчина построил для себя гробницу – точную копию саркофага любимой.
2. Клеопатра.
Еще одна знаменитая правительница Египта. Росла девушка в семье, где было принято вступать в брак с братьями и сестрами и убивать собственных детей. Чтобы занять трон, Клеопатре пришлось одолеть сестер, выйти замуж за братьев и впоследствии отравить их.
Правительница родила от великого Цезаря сына Птолемея, чтобы иметь возможность править от его имени. Также у нее было трое детей от Марка Антония.
Несмотря на образ роковой дамы, Клеопатра не была легкомысленной или развратной. Как и многие женщины-правительницы, она была очень образована для того времени, владела 8 языками, разбиралась в таких науках, как медицина, тактика и токсикология. На протяжении 30 лет ей удавалось противостоять Риму и отстаивать независимость своей страны.
3. Софья.
Царевна Древней Руси, старшая сестра Петра I. Сестра и брат были рождены от разных матерей, но имели удивительную схожесть характеров. Обладали одинаковой волей, умом, честолюбием и упрямством.
Читайте также: 5 самых красивых актрис
Правительница Руси была образована, лично принимала послов, основала в столице Славяно-греко-римскую академию. Если бы Петр I не оказался сильней, она бы долгие годы с гордостью правила государством.
4. Елизавета Английская.
Ее называли королевой-девственницей, так как она клятвенно заявляла, что, несмотря на многочисленных поклонников и наличие фаворита Роберта Дадли, она остается чиста перед Господом.
Правительница была рождена от Анны Болейн, казненной супругом Генрихом VIII (официально – за измену, реально – за неспособность подарить мужу наследника мужского пола). Прежде чем занять английский престол Елизавета побывала в изгнании и в Тауэре.
Время ее правления не просто так называют золотым веком. Англия пережила расцвет. При Елизавете была побеждена испанская Армада, считавшаяся непобедимой.
5. Элеонора Аквитанская.
Дочь и наследница герцога Аквитанского. В 15-летнем возрасте была выдана за Людовика VII. Несмотря на то, что мужа она не любила, брак продолжался 20 лет. За это время Элеонора родила двух дочек и вместе с супругом участвовала в Крестовом походе.
Когда ее брак с Людовиком VII был аннулирован, она вступила в брачный союз с Генрихом II. От этого союза появилось семеро детей.
Правительница отличалась непомерной ревностью, влюбчивостью, своеволием, решительностью. Именно по причине чрезмерной ревности Генрих запер ее в башне. Тогда Элеонора подняла против него своих сыновей.
Женщины-правительницы часто погибали от рук противников, но Элеонора прожила 80 лет. До последнего своего дня она активно участвовала в политической жизни Европы.
6. Елизавета Петровна.
Правительница России, дочь Екатерины I и Петра I. Отличалась добротой и беспечностью. Любила танцы и не мечтала о престоле. Никто не считал Елизавету серьезной силой в политике. Однако царевна, возглавив бунт гвардейцев и получив их поддержку, в 31 год стала одной из правящих женщин в истории России.
Она окружила себя умными министрами, вела победоносные войны, развивала экономику. Благодаря ей была отменена смертная казнь.
Елизавета состояла в неравном браке с Разумовским, который боготворил свою супругу.
7. Индира Ганди.
Дочь Джавахарлала Неру, сподвижника Махатмы Ганди. С самим Махатмой ее родственные узы не связывали. Не только девушка, но и ее родные участвовали в борьбе за освобождение Индии, уничтожение кастовых различий и разрушение патриархата.
Несмотря на предрассудки, которые в Индии до сих пор сильны, Индира вступила в брак с Ферозом Ганди, исповедовавшим зороастризм. Заплатить за этот брак пришлось тюремным заключением. Рождение сыновей не стало препятствием для политической жизни Индиры.
Став в 1964 году премьер-министром, она удерживала власть 20 лет. За это время была ликвидирована зависимость страны от импорта, были построены заводы, школы, фабрики. Смерть правительницы наступила от рук политических оппонентов.
8. Голда Меир.
Дочь плотника и кормилицы, росшая в нищей семье. Из восьмерых детей, которые появились у ее родителей, выжили только трое. Остальные погибли от болезней и голода.
После эмиграции в Америку, девушка оплачивала обучение, преподавая английский вновь прибывшим эмигрантам. Вышла замуж за бухгалтера, который развивал идеи сионизма. В 1921 году переехала с супругом в Палестину.
Очень скоро Голда стала одним из лидеров рабочего движения. Ей удалось собрать 50 млн. долларов для европейского государства, которое было недавно провозглашено. Вела переговоры с лидером Иордании, ездила как посол в СССР. Несмотря на то, что Голда не вышла и знатной и обеспеченной семьи, как многие женщины-правительницы, она все же стала четвертым израильским премьер-министром.
Хотя женщина не признавала косметику и модные тренды в одежде, недостатка в поклонниках у нее никогда не было.
9. Маргарет Тэтчер.
Маргарет планировала посвятить жизнь химии, а политика являлась для нее просто хобби. Однако сначала она стала членом Партии консерваторов, затем познакомилась с будущем супругом Дэннисом Тэтчер, родила близнецов, получила диплом юриста и вскоре вошла в Парламент. В 1970 году стала министром, а в 1979 году – премьер-министром.
«Железную леди» не любили многие за ее жесткость и радикализм. При этом нельзя не отдать должное ее заслугам. Благодаря Маргарет дети из нищих семей получили возможность учиться. Она способствовала развитию производства и экономики страны.
Тэтчер стала единственным премьер-министром государства, которому при жизни установили памятник.
10. Вигдис Финнбогадоттир.
Первая женщина, которая официально стала президентом. Она 4 раза занимала президентское кресло Исландии и отдала его добровольно.
Изначально интересы Вигдис заключались в занятии театром и французским языком, политика ее не волновала. В 1975 году она инициировала забастовку, в связи с которой все женщины отказались выполнять какую-либо работу. Таким образом забастовка продемонстрировала, какой непосильный труд ложится на женскую половину населения. В 1980 году Финнбогадоттир избрали президентом.
После ухода из политики она занялась вопросом лечения повреждений позвоночника и организовала Ассоциацию по изучению травм спинного мозга.
Правление женщин в мусульманских государствах
Распространено мнение, что мусульманка абсолютно зависима от супруга и может заниматься исключительно домом. Тем не менее, в истории ислама найдутся женщины-правительницы, реально правившие и принимавшие судьбоносные решения. Некоторые из них:
1. Баху-Бике.
Когда умер аварский хан Умахан, престол занял его зять, который вскоре также умер. После этого власть перешла к Баху-Бике. Сына царицы считали слишком простодушным, поэтому никто не возразил против власти дочки Умахана.
Правительница управляла государством мудро. Если хотела высказать на совещании свое мнение, всегда начинала речь со слов «Как сказал…». То есть создавала видимость того, что ее решение принято на основании слов мужчины.
Баху-Бике смогла наладить отношения с Москвой и длительное время успешно вести войну с джихадистами. Однако джихадистам удалось ее обмануть, в результате чего погибли ее сыновья, а сама царица была обезглавлена.
2. Разия.
Девушку воспитывали, как мальчика, в связи с чем ее называли амазонкой. Отец выбрал дочь наследницей, так как сын, для которого он готовил трон, скончался, а умственные способности оставшихся сыновей султана не радовали.
Однако Разия не устраивала знать. На нее совершались неоднократные покушения. В результате одного из покушений правительница была убита. Страну начали сотрясать междоусобицы и нападения монголов, в результате которых султанат пал.
Султаншу запомнили искусным дипломатом, способным любые обстоятельства повернуть себе на пользу. Она обладала удивительным талантом влиять на народ.
3. Шаджар.
Жена султана Египта ас-Салиха и мать его наследника. После кончины супруга она долго создавала видимость того, что правитель жив. Так продолжалось до тех пор, пока она не посадила на трон своего пасынка Тураншаха. Однако новый султан объявил войну мачехе, в который проиграл. Власть оказалась в руках у Шаджар.
Женщины-правительницы нередко вызывали недовольство. Данный случай исключением не стал. Такое положение дел не устраивало народ, поэтому султанша вынуждена была вступить в брак с мамлюком Айбеком. Этот брак являлся борьбой за власть, в которой мужчина проиграл.
После смерти Айбека Шаджар предложила нескольким лидерам мамлюков стать ее супругом. Однако мамлюки решили казнить султаншу. Наиболее вероятно, что ее удушили.
Самые жестокие правительницы мира
Не всегда беспощадность свойственна мужчинам. Ниже приведены 5 женских личностей, имена которых ассоциируются с жестокостью:
1. Княгиня Ольга.
Правительница Руси, «прославившаяся» своей местью за убийство супруга. Древляне, убившие князя, прислали к его вдове сватов, которых она приказала вместе с их ладьей закопать живьем. Затем она пригласила лучших представителей вражеского народа, предложила им отдохнуть в бане и сожгла заживо. После этого прибыла на место, где погиб супруг, для совершения обряда и умертвила 5 тысяч пьяных древлян.
Завершила месть княгиня сожжением города врага. После победы она попросила в качестве дани 3 воробья и 3 голубя с каждого дома древлян. Покинув город, она привязала серу к каждой птичке и отпустила пернатых, которые, разумеется, вернулись к хозяевам. Город загорелся.
2. Мария I Тюдор (Кровавая Мэри).
День кончины этой женщины стал праздником для англичан. Будучи ярой католичкой, она уничтожала протестантов. Одним из ее излюбленных развлечений было отрезание половых органов, которые скармливались жертвам. Когда развлечение надоедало королеве, она сжигала измученных протестантов.
За время царствования Кровавой Мэри 300 священников были сожжены, 3 000 – лишены должностей. Люди в панике бежали за пределы страны. Англию сотрясали жесточайшие восстания.
3. Императрица Цы Си.
Женщина сумела превратиться из наложницы низшего звена в императрицу. В 16 лет она, не гнушаясь ничем, проложила себе дорогу в спальню императора и произвела на свет наследника. Ее влияние на правителя стало огромно. Она негласно принимала участие в управлении государством. Несмотря на наличие у императора супруги, Цы Си стала главной в гареме.
После смерти супруга она, как и многие женщины-правительницы, превратилась в регента. Ее политика отличалась агрессией, нетерпимостью и жестокостью. Ходили слухи, что каждую ночь у императрицы был новый любовник, которого утром она приказывала умертвить.
Правление Цы Си Китаем длилось 50 лет.
4. Изабелла Кастильская.
Ее называли королевой-инквизитором. В общей сложности она дала «добро» на сожжение 10 000 человек. 100 000 человек по ее приказу подверглись истязаниям.
Изабелла считала, что посвятила свою жизнь борьбе с ересью и все ее поступки совершаются во имя веры.
5. Дарья Салтыкова.
Она правила лишь своим поместьем, но за ней столько злодеяний, что не упомянуть о них будет неправильно. Помещица своими руками замучила до смерти десятки людей.
Овдовела женщина в 26 лет. В ее владение перешло 600 крестьян. После смерти супруга у нее начались неконтролируемые припадки агрессии. Злость она вымещала на людях, оставляя голыми на морозе, сжигая волосы, избивая плетьми.
Благодаря щедрым пожертвованиям от помещицы, власть никак не реагировала на жалобы крестьян. Ход делу был дан, когда на престол взошла Екатерина II. Установили, что по вине Салтыковой умерло 138 крепостных.
Помещица была заточена в монастырь. В камеру, в которой она содержалась, не проникал свет, и ей не позволялось с кем-либо разговаривать до конца ее дней.
Хотя власть тысячелетиями считалась мужской прерогативой, история знает немало великих представительниц прекрасного пола, мудрая политика которых привела государства к процветанию и благополучию. Женщины-правительницы демонстрировали незаурядный ум, силу и решимость, во многих аспектах превосходя находящихся у власти мужчин.
Возможно, вам будет интересно видео «Женщины-правительницы»
22. Женское правление в России. Законодательные акты в области женского образования.
В истории такой патриархальной страны, как наша, власть женщин зачастую с подозрением и недоверием рассматривается даже сторонниками гендерного подхода к истории. В современном пособии «Женщины в исторических судьбах России» о Екатерине II написано, что «ее драма заключалась в том, что чувства прекрасного пола зачастую побеждали интуицию политика» . а троне женщинам фактически приходилось брать на себя мужскую ношу и вести себя соответственно [. Этим с них частично снимается вина за ошибки в правлении, за часто сомнительную историческую роль, за тягостную память, которую они оставили в народе и демократической историографии.
Волевые акты женщин на российском престоле скорее способны вызвать критику — начиная с выступления Анны Иоанновны, согласившейся на ограничение своей власти, но затем разорвавшей «Кондиции» и поставившей тем самым на место русской олигархии немецкую, и кончая «Константинопольским проектом» восстановления Византийской империи под российским господством и походом в Индию, предпринятыми на закате дней Екатериной II (1762-1796) [3, с. 374]. Даже лучшие из «волевых» проектов последней, такие как попытки разделения властей и создания городских органов самоуправления, оказывались нежизнеспособными и служили разве что образцами для будущих реформаторов.
Но одновременно эпоха женщин-императриц была полна своеобразия и часто игнорируемого значения. В это время из «пустяков», элементов частной жизни, забав и праздного на первый взгляд времяпрепровождения вырастали целые пласты культуры, формировались предпосылки и механизмы дальнейшей модернизации.
эпоху правления женщин-императриц в России нельзя недооценивать. Это была очень важная связка в отечественной истории, заполнившая образовавшийся после петровских реформ разрыв и обозначившая частичную смену насильственной европеизации, проводимой государством, элементами спонтанной европеизации, базировавшейся на формировавшихся под влиянием придворного общества потребностях и интересах дворянства. Огромную роль в этом играла гендерная принадлежность правительниц России, их образ жизни и появившиеся женские формы общественной организации и передачи культурных норм (моды).
В деятельности правительства в области женского образования в николаевскую эпоху отчетливо выделяются три периода, в каждом из которых преобладали свои задачи, тенденции и проблемы.
Первый период – конец 1820-х гг. Новый император вникает в суть женского образования, формирует свое видение женских учебных заведений, определяет их цель, систему управления ими и т. д.
Второй период – 1830-е гг. В этот период параллельно оформляются и развиваются два процесса. С одной стороны, расширяется сеть казенных женских учебных заведений – институтов благородных девиц, которые постепенно стали открываться в губерниях, и создаются женские «образцовые пансионы» при финансовой поддержке и под контролем правительства. С другой стороны, ужесточается контроль над частным образованием и фактически прекращается его развитие.
Третий период – 1840-е – первая половина 1850-х гг. К этому времени уже была создана достаточно разветвленная сеть закрытых женских учебных заведений будущего Ведомства учреждений императрицы Марии (учреждено в 1854 г.), и задача состояла теперь в том, чтобы ее упорядочить, превратить в стройную систему.
Шальная императрица: как женщины управляли Россией | Forbes Woman
После смерти Федора на Руси наступил хаос — помимо единокровного брата Петра у Софьи был другой родной брат Иван, за которым стояли его (и ее) родственники Милославские и выдвигали его в цари. Неразбериха закончилась провозглашением обоих кандидатов соправителями, но реальная власть оказалась в руках регентши — Софьи, ибо Иван был болен и неспособен, а Петр еще слишком юн. Впервые Русью управляла женщина!
За семь лет ее правления Софья внесла много нового в русскую жизнь. Была учреждена Славяно-греко-латинская академия — первое образовательное учреждение, заключены важные договоры с Китаем и Польшей, совершены два похода в Крым. На Руси царила тишина и порядок — в самом начале Софья железной рукой подавила как выступления раскольников, так и не подчинявшихся стрельцов. В культурной жизни страны происходили изменения — проникали европейские веяния. Так что реформы Петра вовсе не явились чем-то неожиданным, страна уже была подготовлена к ним.
Но к чему Россия еще не была готова, так это к правлению женщины, поэтому когда в 1689 году Петру исполнилось семнадцать лет, он стал совершеннолетним и заявил о своих правах на самостоятельное правление, элита страны поддержала его претензии против Софьи. Судьба ее была печальна. Царевну сослали в монастырь, а в 1698 году, после стрелецкого бунта, ее постригли в монахини и фактически заточили в одиночном заключении в келье. Не дожив до пятидесяти лет, она умерла в 1704 году.
Зато наступившее восемнадцатое столетие с полным основанием может быть названо «Женским веком». С 1725 по 1799 год на престоле восседали в основном представительницы слабого пола, ставшего вдруг очень сильным. Одним из важнейших следствий Петровских реформ было резкое изменение статуса женщины в обществе. Они вышли из домашнего заточения, активно интересовались науками и искусствами, а еще охотнее участвовали в дворцовых интригах.
После смерти Петра I Россию ожидало нечто небывалое. На престол взошла его вдова — Екатерина I. Но сенсация заключалась даже не только и не столько в самом этом факте, сколько в личности императрицы. Она происходила из бедной латышской семьи, трудилась с ранних лет горничной, воспитана была в лютеранской вере. Счастливый случай сделал ее сперва наложницей воеводы Шереметева, а после — любовницей Петра, отбившего ее у своего полководца.
И женщина столь низкого происхождения, плохо знавшая русский язык, крещенная в православие уже во взрослом возрасте, стала правительницей величайшей империи! Это было психологическое и моральное потрясение для всей страны, после которого другие императрицы воспринимались уже беспроблемно.
Екатерина умерла рано и больше интересовалась развлечениями, умерла она рано. Зато сменившая ее в 1730 году племянница Петра Анна взяла власть в свои руки крепко и разогнала пригласивших ее «верховников» (высокопоставленных аристократов), вынудивших подписать ее «кондиции», ограничивавшие власть монарха, которые она собственноручно и порвала.
Анна Иоанновна вернула столицу в Санкт-Петербург, уделяла много внимания развитию флота, вела сравнительно успешные войны, в т. ч. с Францией. По всем параметрам она не уступала своим коллегам мужчинам. Ей не повезло с историками, которые рисовали ее образ исключительно мрачными красками в связи с фаворитом-немцем — Бироном.
Дочери Петра I — Елизавете, правившей с 1741 по 1761 год, повезло больше, хотя она не превосходила интеллектуальными качествами Анну. Но в ней видели истинно русскую царицу, веселую, любящую танцы и забавы (хотя Анна ничуть не уступала ей по части развлечений). К тому же она сама захватила власть, произведя переворот. Не занимаясь особенно серьезно государственными делами, царица, подбирая сильных помощников, вполне контролировала внешнюю и внутреннюю политику России. При ней была выиграна война со Швецией, а русские войска заняли Берлин, совершал открытия Беринг, творил Ломоносов и был основан Московский университет.
Последней самостоятельно правившей русской императрицей оказалась Екатерина II, самая прославленная из коронованных женщин, получившая прозвище «Великой». Правление «Фелицы», как называл ее Державин в своей оде, длилось тридцать четыре года. Екатерина была важнейшим из преемников Петра I по своему кругозору и влиянию на европейские дела. При ней Россия стала окончательно державой мирового масштаба, а ее границы значительно расширились на запад и на юг. Екатерина вела переписку с Вольтером, принимала у себя австрийского императора Иосифа II и на равных интриговала с королем Пруссии Фридрихом Великим и против английского премьер-министра Питта-младшего, подкупая газетчиков и парламентариев в Лондоне.
Появление на троне императриц было во многом проявлением политической неустойчивости молодой империи. К XIX веку государственный строй в России укрепился и наступил консервативный откат — женщин более к престолу не допускали. Пришедшие в 1917 году к власти большевики, несмотря на всю свою риторику о правах женщин, также представляли собой сугубо мужской клуб. Александра Коллонтай, Розалия Землячка или Екатерина Фурцева являлись скорее персонажами скверных анекдотов, чем самостоятельными политиками. Женщин было много во власти на нижайших этажах управления, но выше им подниматься мешал гендерный потолок.
Перестройка ничего не изменила – политика по-прежнему делается мужскими руками, а женщины выполняют роль рабочих лошадок, трудясь на непрестижных должностях в администрациях, отвечая за социалку и тому подобные направления. Даже когда в их руки попадают финансовые потоки, все равно последнее слово остается за министрами-губернаторами-мужчинами. Ни одну из парламентских партий не возглавляет женщина. Но долго ли будет сохраняться такое положение?
правление женщин — это… Что такое правление женщин?
- правление женщин
1) General subject: gynarchy, gynecocracy
2) Bookish: gynaecocracy, gynocracy
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- правление директоров
- правление законов
Смотреть что такое «правление женщин» в других словарях:
Правление королевы Виктории — Виктория наследовала престол после смерти своего дяди, бездетного Вильгельма IV, 20 июня 1837 г. Вигийский кабинет лорда Мельбурна, который королева застала при своём воцарении, опирался в нижней палате на смешанное большинство, только… … Википедия
История Великобритании/Правление королевы Виктории — Виктория наследовала престол после смерти своего дяди, бездетного Вильгельма IV, 20 июня 1837 г. Вигийский кабинет лорда Мельбурна, который королева застала при своём воцарении, опирался в нижней палате на смешанное большинство, только отчасти… … Википедия
ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ — Османское правление. В период, когда Грецией владели турки османы, здесь происходили значительные изменения в составе населения, поскольку власти, руководствуясь экономическими и политическими соображениями, осуществляли широкие переселения.… … Энциклопедия Кольера
Бхопал (княжество) — Бхопал туземное княжество в составе Британской Индии 1818 1949 … Википедия
408 — 450 — Правление императора Восточноримской (Византийской) империи Феодосия II. Всю свою жизнь был марионеткой в руках своих министров и женщин. С 430 начал платить дань предводителю гуннов Аттиле. В 429 438 подготовил свод императорских законов под… … Краткий хронологический справочник
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Индия — I Название. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии, о которых имели лишь смутные понятия; об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб, как известно, думал достигнуть И. западным путем и когда открыл сначала Багамские и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Страхование — I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Книги
- Людовик XV и его эпоха, А. Дюма. Более ста лет не издававшийся на русском языке роман Александра Дюма посвящен эпохе правления короля Франции Людовика XV (1710-1774), которого народ сначала любил, а потом ненавидел. Сибарит… Подробнее Купить за 500 руб
- Людовик XV и его эпоха, Дюма Александр. Любитель женщин и охоты, не знавший иной жизни, кроме придворной жизни своего Версаля, Людовик только номинально являлся королем Франции — фактически власть была отдана его знаменитым… Подробнее Купить за 466 руб
- Процессы о колдовстве в Европе и Российской империи, Яков Канторович. Один из иезуитов писал в конце XVI века: «Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы невозвращались домой,… Подробнее Купить за 299 руб