Постановка звука К: артикуляция, правила и способы
У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.
СодержаниеСвернуть
Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.
Правильная артикуляция
Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.
Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].
В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.
Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.
Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.
Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.
Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.
Важные правила
Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.
Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:
- строго перед зеркалом;
- внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
- делают каждый день.
При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.
Подготовительный этап
Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.
Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.
Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.
Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.
Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.
Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.
Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.
Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.
При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.
В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.
Способы постановки
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.
Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.
На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».
Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».
Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Постановка с опорой
В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].
После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.
Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Особенности автоматизации
Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.
Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.
Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.
На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.
После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».
Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.
Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.
После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.
Постановка звука Ж поэтапно – пошаговая инструкция
Неправильное звукопроизношение относится к ФФН (фонетико-фонематическим нарушениям) речи. Особого внимания требуют свистящие и шипящие, из которых в логопедической практике группа переднеязычных небных звуков (Ж, Ш) является одной из наиболее проблемных.
Постановка звука Ж проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, автоматизация и дифференциация осуществляются во время фронтальной или подгрупповой формы работы.
СодержаниеСвернуть
Причины неправильного произношения
Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.
Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:
- Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
- Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
- Нарушение фонематического восприятия.
- Задержка в развитии нервной системы ребенка.
Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.
Артикуляционное положение звука Ж
Артикуляция звука Ж схожа с положением звука Ш, но с единственным отличием – в первом случае произносить необходимо с добавлением голоса (связки напряжены), во всем остальном характеристики те же:
- Губы выдвинуты слегка вперед, округлены, как при воспроизведении звука О.
- Спинка языка приподнята к задней части верхнего неба.
- Кончик языка направлен вверх к альвеолам, расположен за передними зубами.
- Боковая часть языка упирается с обеих сторон в коренные зубы.
Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих
Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.
Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:
- Нижний (происходит смягчение звука).
- Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
- Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).
Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование
Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.
Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.
Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.
Этапы формирования правильного звукопроизношения
Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:
- Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
- Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
- Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).
Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.
На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.
Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:
- «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
- «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
- «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
- «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).
При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.
Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.
1. Артикуляционная постановка от звука Р.
Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.
2. Постановка Ж от звука З.
Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.
3. Формирование правильного положения Ж от Ш.
В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.
Во время работы на автоматизацию эффективны задания с добавлением общей и мелкой моторики.
Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.
Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.
Логопедическое занятие на тему «Звуки речи и буквы»
Конспект логопедического занятия
Тема: Звуки речи и буквы.
Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.
Задачи:
Образовательные:
уточнить понятие звуков речи и букв;
учить навыкам работы со словарем;
познакомить детей со смыслоразличительной функцией ударения.
Развивающие:
совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа;
развивать умение отвечать полным предложением;
развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать вежливость, навыки общения.
Оборудование: зеркала; индивидуальные орфографические словари; цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей.
Артикуляционная гимнастика (5 мин).
Упражнения для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для язычка:
«Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Вкусное варенье» 3 раза.
Основная часть (12 мин).
А) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.
— Ребята, послушайте стихотворение.
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
— Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.
— Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.
— Хорошо. Теперь послушайте.
Логопед стучит, хлопает, топает.
— Это речь? /Нет/.
— Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.
— Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.
— Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.
— А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.
— А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.
Логопед записывает слово суп на доске.
— Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.
— Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.
Затем — хоровое проговаривание.
— На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.
— Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.
— А согласные? /Произносятся с преградой/.
— Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.
Б) Работа в тетрадях. Развитие фонематического анализа. Дифференциация гласных и согласных.
— А сейчас открыли тетради, записали число, начертили табличку. В одной колонке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.
— А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Наполовину синий, наполовину зеленый/.
Логопед чертит таблицу на доске.
— Я буду читать слоги и слова, а вам нужно записать первую букву в нужный столбик.
Логопед показывает образец выполнения задания.
Го, та, ам, уф, кино, окно, письмо, ива.
Далее – коллективная проверка.
— Ребята, давайте ещё раз вспомним, как произносятся гласные? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.
— А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.
-Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.
Пальчиковая гимнастика (2 мин).
— А сейчас мы потренируем наши пальчики.
«Ножницы», «Хлопки», «Огонь», «Ежик», «Замок», «Стряхнули капельки водички».
Логопед показывает верное выполнение упражнений.
Основная часть (продолжение) (8 мин).
В) Работа с алфавитом.
— Ребята, а кто знает, где живут буквы? /Буквы живут в алфавите/.
— Алфавит – это последовательность букв русского языка. Повторили все хором. /Алфавит – это последовательность букв русского языка/.
— Зачем нам нужен алфавит? /Алфавит нужен, чтобы буквы стояли по порядку/.
— Посмотрите на доску. Вам нужно расставить эти слова по алфавиту. Какое слово будет первым? /Дуб/.
— Почему? /Потому, что буква д – первей буквы п и с/.
Аналогично: пальто, стол.
— Хорошо. Запишите в тетради слова в правильной последовательности. /Дуб, пальто, стол/.
Дети записывают слова в верном порядке.
— Где ещё нам может пригодиться алфавит? /В журнале учителя/.
— Хорошо. А если мы не знаем, как пишется слово, где мы будем смотреть правильное написание? /Будем смотреть в словаре/.
— Как стоят слова в словаре? /Слова в словаре стоят по алфавиту/.
Логопед раздает детям орфографические словари.
— А теперь кто быстрее найдет в словаре слово картошка?
Дети находят в словаре нужное слово.
— Как вы искали? /Мы искали по первой букве/.
— Да, для того, чтобы быстро найти слово в словаре, нужно найти его первую букву.
6. Физминутка (2 мин).
— А сейчас немножко отдохнем. Встали все возле парт.
Игра «Носик, ушко, макушка».
— Я буду называть носик, ушко или макушку, а вы мне должны показать то, что я назвала.
Логопед называет слово, а показывает совсем другое.
— Хорошо. Присаживайтесь.
7. Основная часть (продолжение) (8 мин).
Г) Беседа о слогах.
— Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.
— Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.
— Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.
— А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.
— Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.
— А гласная? /Безударная гласная/.
Д) Работа над ударением.
— Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.
— Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.
Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.
— Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.
Е) Работа в тетрадях. Схема предложения. Звукобуквенный и слоговой анализ.
— А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.
— Начертим схему предложения.
— Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.
— Теперь согласные выделим. Мягкие каким кружком обозначим? /Зеленым/.
— А твердые? /Синим/.
Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.
Далее – индивидуальная проверка.
Итог занятия (2 мин).
— О чем мы сегодня говорили?
— Что мы делали на занятии?
— Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
Логопедическое занятие «Постановка звука [Г]»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Постановка звука [г]».
Тема: постановка звука [г].
Цель:
Коррекционно – образовательная:
— уточнение артикуляции звука [г];
— учить изолированному произношению звука [г]
2. Коррекционно – развивающая:
— развитие фонематического слуха;
— развитие фонематического анализа;
— развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
— развитие внимания, памяти.
3. Коррекционно – воспитательная:
— формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: игрушка – гусыня, предметные картинки, перышко для дыхательной гимнастики.
Ход занятия:
Организационный момент.
— Отгадай мою загадку: По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
— Правильно, и к нам в гости сегодня пришла гусыня Глаша. Сегодня она будет с нами на занятии.
2. Основная часть.
— Первый звук, который мы слышим в словах гусыня Глаша – это звук [Г] и сегодня на занятии мы будем учиться его произносить. Но для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Лопаточка» — Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. «Горка» — Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.
3. «Катушка» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.
4. «Вкусное варенье» — Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
5. «Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Дыхательная гимнастика “Перышко”.
— Посмотри, Глаша обронила перышко. Возьми его в ладошки и попробуй сдуть.
— Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Постановка звука [г].
— А какой любимый звук гусыни Глаши? ([г].)
— А теперь нам Глаша расскажет, что же нужно делать, чтобы правильно произносить звук [г]:
— губы в улыбке,
— зубы разомкнуты,
— кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «работает».
— Звук «г» – твердый, звонкий, согласный.
— Символ звука: гусь гогочет: ГГГ….
— Давай теперь попробуем правильно произнести звук.
Физкультминутка «Весёлые гуси»
Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся)
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и влево)
– У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде)
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Присаживаются на корточки)
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый
– Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Имитация ходьбы гусей, кланяются)
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:
— м, б, г, в, г, г, п; га, да, ма, бу, гу; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
Закрепление произношения изолированного звука
— Ну что ж, пора Глаше возвращаться домой. Помоги Глаше добраться до своего домика, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо гоготать вместе с Глашей (Г – Г – Г).
3. Итог занятия.
— Кто приходил к нам в гости?
— Какой звук мы учились произносить?
— Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?