Хохлова, Ольга Степановна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ольга Степа́новна Хохло́ва (она же Ольга Руис-Пикассо, исп. Olga Ruiz Picasso; 17 июня 1891 года, Нежин, Российская империя — 11 февраля 1955 года, Канны, Франция) — русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева, первая жена Пабло Пикассо и мать его старшего сына Пауло.
Пабло Пикассо и Ольга, Антибы, 1925 год Пабло Пикассо, Ольга, Пауло, Антибы, 1924 год.Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии Зинченко в городе Нежине. Она хотела стать балериной с того момента, как посетила Францию и увидела представление мадам Шрёссонт. Училась в Петербурге в частной балетной школе.
С 1915 г. Ольга стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.
18 мая 1917 года она танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. Вскоре после того, как они познакомились, группа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Его мать сначала была встревожена решением сына жениться на иностранке, и поэтому художник для матери исполнил портрет Хохловой в испанском наряде. Позднее они вернулись в Париж и начали совместную жизнь в доме на улице Бёти.
Ольга и Пабло обвенчались 18 июня 1918 года в Париже в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. После свадьбы ,и до смерти она носила фамилию Пикассо. После замужества по настоянию мужа прекратила балетную карьеру.
В июле 1919 года они отправились в Лондон на очередную премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка», для которого Пикассо создавал костюмы и декорации. Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Супруги Пикассо были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях и вращались в высших кругах Франции.
4 февраля 1921 года у Ольги и Пабло родился сын Пауло (Павел, Поль).
С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. В 1927 году Пикассо начал встречаться с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза ожидала ребёнка. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. Взяв с собой Пауло, Ольга немедленно разорвала отношения с мужем, выехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовал заключённый между ними брачный договор, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Ольга Хохлова до смерти считала себя законной женой Пабло и состояла с ним в семейной переписке, по воспоминаниям Франсуазы Жило.
Ольга Степановна Пикассо умерла от рака в 1955 году в Каннах и была похоронена на местном кладбище Гран-Жас.
Пауло (4 февраля 1921 — 5 июня 1975 года) был женат на Эмильенн Лотт. У них было двое детей: Паблито (5 мая 1949 года — 2 июля 1973 года, покончил жизнь самоубийством) и Марина (род. 14 ноября 1950 года).
Памятник на кладбище Гран-Жас, в КаннахВ 1990 году Марина Пикассо основала сиротский приют в округе Ту Дук (бывшая военная база во Вьетнаме). Приют был назван «Деревня юности» и финансировался на деньги, полученные Мариной по наследству от её знаменитого деда Пабло Пикассо. Фонд Марины также организовал рытьё колодцев во внутренних районах страны, шлёт партии молока приютам и больницам, а также субсидирует сельское хозяйство.
Его вторая жена, Кристина Руиз-Пикассо, родила ему сына, Бернарда, с которым она открыла музей Пикассо в Малаге, Испания.
Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова
2018-11-20T08:00+0300
2018-11-20T08:00+0300
https://ria.ru/20181120/1533116319.html
Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова
https://cdn22.img.ria.ru/images/153308/42/1533084293_177:112:2251:1285_1036x0_80_0_0_01d38acd8b295d49d3e8b1075470b036.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
Анна Михайлова
https://cdn22.img.ria.ru/images/136183/58/1361835896_0:151:640:791_100x100_80_0_0_a43be02189bd7349159a284e2423353c.jpg
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.
10 октября 2017, 08:00ТуризмМадам Пикассо, Святая Елена и подпольщица Надя: музы великих художниковЭта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.
Муза
Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом «Парад». Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.
Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела «узнавать свое лицо» на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый «Портрет в кресле», где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.
Жена
Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.
Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.
Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.
Этот период на выставке озаглавлен как «Меланхолия». Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.
Мать
В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.
На работах, собранных в разделе «Материнство», ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.
Чудовище
Однако проблемы никуда не делись. Семья Ольги бедствует, хотя Пикассо регулярно посылал в Россию деньги и даже свои работы. Хохлова тоскует, переживает за мать, перенесшую сердечный приступ. Все попытки организовать встречу проваливаются. На фоне тревог за родных разлаживаются и отношения с мужем.
В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли «периодом Ольги». В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине «Большая обнаженная в кресле» 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.
Жертва
В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями: у художника появилась новая муза — 17-летняя натурщица Мария-Тереза Вальтер. Она родила Пикассо дочь Майю и вдохновила на новый период в творчестве. Пабло пишет один из самых известных своих циклов — «Распятия». Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах. Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.
Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год. Он не хотел делить с Хохловой имущество, поэтому формально они не развелись до конца ее жизни. Ольга умерла от рака в 1955 году. До последних дней она писала мужу письма.
История любви в картинах: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова: vakin — LiveJournal
О первой жене Пабло Пикассо как-то не принято хорошо отзываться. Ольгу Хохлову откровенно недолюбливали многие друзья художника. Да и сам он не скупился на нелестные оценки. А биографы Пикассо, по сути знавшие о ней только с его слов, редко удостаивали Ольгу серьезным вниманием. Была балериной, вышла замуж, родила сына, сошла с ума. Но чем эта женщина так привлекла Пикассо? Была ли их семейная жизнь несчастливой с самого начала? И как чувствовала себя Ольга, перед глазами которой сменялись любовницы Пабло, в то время как она оставалась его законной женой до конца своих дней?
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо в 1917 году.
Пикассо приехал в Рим в начале 1917 года, чтобы развеяться и прийти в себя после пережитых любовных драм. В декабре 1915-го умерла его возлюбленная Марсель Умбер, известная среди парижских художников как Ева Гуэль. Это ей он посвятил десятки кубистических картин под названиями «Ma jolie» (Моя красавица) и «Я люблю Еву». Впрочем, после ее смерти Пикассо довольно быстро пришел в себя, завел новые отношения и даже собирался жениться. Но в последний момент невеста передумала. 35-летний художник был готов остепениться (по крайней мере, так он тогда считал), завести детей. Ему были необходимы покой и гармония, «тихая гавань», чтобы залечить раны. Именно такой «гаванью» и стала для Пикассо Ольга Хохлова.
Ольга Хохлова в танце
Девушка из хорошей семьи
Ольга родилась 17 июня 1891 года в украинском Нежине в семье полковника Императорской армии Степана Васильевича Хохлова. Суровый отец не одобрял увлечения дочери балетом, а вот мать девушки Лидия после переезда семьи в Киев начала тайком возить Ольгу на занятия. При этом оба родителя были против того, чтобы она стала профессиональной танцовщицей. Так что, как только представился случай, Ольга сбежала от них к Сергею Дягилеву. На момент знакомства с Пикассо она танцевала в труппе уже пять лет.
И о профессиональных способностях Ольги Хохловой, и о ее внешности остались очень противоречивые воспоминания. Кто-то из труппы говорил, что она была совершенно «никакой», и непонятно было, что в ней так привлекло Пикассо. Кто-то, напротив, сравнивал ее с «русскими мадоннами». Ольгу называли посредственной танцовщицей, а возлюбленная Пикассо Франсуаза Жило в своей книге о нем писала, что Дягилев держал Хохлову в труппе только из-за привлекательной внешности и благородного происхождения. Это весьма спорное утверждение, поскольку Сергей Дягилев, известный придирчивостью и перфекционизмом, не терпел бездарностей и уж точно не стал бы выпускать на сцену бесталанную балерину только лишь за «красивые глаза». Известно, однако, что Ольга не была «примой», но, безусловно, обладала определенной долей таланта, хорошей техникой и недюжинным трудолюбием.
Пабло Пикассо. Группа танцовщиц
1920
Вызов принят!
В относительно спокойном Риме далекий от военных будней Пикассо быстро воспрянул духом и начал работать над декорациями и костюмами к дягилевскому балету «Парад». Парижские кубисты были в ужасе: их кумир променял их на легкомысленное «искусство для элиты». Пикассо не волновали их жалобы и нападки. Он давно хотел побывать в Риме, отвлечься от мыслей о том, правильно ли он поступил, когда выбрал жизнь и искусство вместо войны и вероятной смерти. К тому же, на горизонте появилась новая любовь.
Впервые увидев Ольгу, Пабло восхищенно выпалил: «Выглядите потрясающе». Он принялся очаровывать и покорять девушку со всей силой своего горячего андалузского темперамента. Первым сюрпризом для Пикассо стало то, что Ольга принимала его ухаживания как-то очень уж сдержанно и говорила, что своим напором он ее компрометирует. Еще больше его поразила ее целомудренность. Заметив, что художник всерьез увлекся Хохловой, Сергей Дягилев предупредил его, что русская девушка из благородной семьи не пожертвует своей невинностью, если не будет уверена в том, что мужчина готов взять ее в жены. Что ж, для Пикассо это был лишь очередной вызов. Скрытность и замкнутость Ольги еще больше его распаляли. Он готов был даже жениться, лишь бы заполучить эту женщину. В конце концов, он ведь собирался остепениться, так почему бы не с ней?
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Риме. 1917 г.
Премьера «Парада» состоялась в Париже 18 мая 1917 года в театре Шатле. Жан Кокто, который тоже работал над постановкой, тогда заявил: «Публика хотела нас убить! На нас набрасывались женщины, вооруженные шляпными булавками. По сравнению с тем, что случилось тем вечером в Шатле, штыковые атаки во Фландрии были пустяком. „Парад“ стал величайшей битвой за всю войну». Эти выдумки, рассчитанные на то, чтобы привлечь больше внимания к постановке, разозлили тех, кто пострадал в окопах. Конечно, во время премьеры дягилевского балета звучали возмущенные возгласы, но аплодисменты их заглушали.
Из Парижа труппа Дягилева отправилась в Барселону. На тот момент вопрос женитьбы Пабло и Ольги уже был решенным, и художник представил невесту матери. Донья Мария приняла девушку тепло, ходила на ее выступления, но все же сочла нужным предостеречь ее: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Ольга, к тому времени уже безоглядно влюбленная, к словам доньи Марии не прислушалась.
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье
1917, 64×53 см
Пабло и Ольга провели в Барселоне несколько месяцев. В Париж они вернуться не могли, потому что у Ольги не было визы. Когда она состояла в труппе Дягилева, то могла беспрепятственно пересекать границы, теперь же с получением документов возникли сложности. На французском здесь говорили единицы, на русском — вообще никто. Пикассо стал для девушки практически единственной точкой опоры, особенно после того, как в России грянула революция, и Хохлова оказалась окончательно отрезанной от семьи. Ее отец и трое братьев погибли, мать и сестра спешно переехали в Грузию. Почти все время Ольга проводила с женихом, он постоянно ее рисовал, и даже вернулся к классическому стилю ради возлюбленной, которая хотела узнавать себя на портретах. Вскоре Пабло добился и разрешения ночевать в ее комнате. Труппа Дягилева отправилась на гастроли в Южную Америку без нее. Больше Ольга на сцену не выходила.
Другая Ольга
Изначально их свадьба была назначена на май 1918 года, но ее пришлось отложить. Однажды утром Ольга проснулась с жуткой болью в ноге и не смогла встать с постели. Она перенесла операцию и до конца июня была закована в гипс. На свадебной церемонии, которая состоялась 12 июля, невеста опиралась на трость, а сразу после праздничного завтрака вернулась в больницу.
Во время медового месяца, который Ольга и Пабло провели в Биаррице, она все еще приходила в себя после травмы и большую часть времени проводила в кресле или шезлонге. Именно такой ее и рисовал Пикассо: серьезной, меланхоличной, всегда немного отстраненной и всегда без улыбки. Такой ее видела и представляла публика. Такой ее видели друзья Пабло, принимавшие сдержанность за снобизм и высокомерие.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой
1918
Ольга и Пабло Пикассо во время медового месяца. 1918 г.
Первая выставка работ Пикассо, посвященная исключительно Ольге Хохловой, состоялась лишь в марте 2017 года в парижском Музее Пикассо. И каким же было удивление посетителей, когда они увидели совсем другую Ольгу. Счастливо улыбающуюся на ранних фотографиях, смеющуюся и играющую с собаками на семейных видео, которые снимал Пабло. На одном из них Ольга гадает на лепестках цветка: «любит — не любит». А на снимке, сделанном Пикассо в его студии уже в конце 1920-х, стройная и элегантная жена художника сидит в кресле на фоне портрета обнаженной Мари-Терез Вальтер. Был в этом, видимо, какой-то садистский замысел: унизить опостылевшую, ни о чем не подозревающую жену, усадив ее рядом с желанной любовницей.
Пабло Пикассо. Ольга с шитьем
1920, 34.7×23.9 см
Пабло Пикассо. Ольга с распущенными волосами
1920, 105×75.5 см
Ольга на вилле в Жуан-ле-Пен. 1925 г.
Но это случится еще не скоро. А пока молодожены, вернувшиеся из медового месяца, поселились в роскошных апартаментах на улице Ла Боэси. Жилище четы Пикассо было строго разделено на две части — мужскую и женскую. Свою (а точнее — общую) часть Ольга обставила элегантно и стильно и строго следила за чистотой и порядком (педантичность тоже была в числе черт, за которые ее не любили богемные друзья художника). Вот как описывал это жилище Брассай: «Просторная столовая с большим, раздвигающимся столом, сервировочный столик, в каждом углу — по круглому столику на одной ножке; гостиная выдержана в белых тонах, в спальне — отделанная медью двуспальная кровать. Все было продумано до мельчайших деталей, и нигде ни пылинки, паркет и мебель блестели». Во второй части дома безраздельно властвовал Пабло: здесь была его мастерская, в которой царил соответствовавший его темпераменту хаос. И здесь же, к слову, хранилась коробка с вещами, которые Пикассо сохранил на память о своей первой большой любви — Фернанде Оливье.
Богемные приятели и коллеги осуждали Пикассо за то, что он превратился в настоящего буржуа. Виноватой, само собой, назначили его жену. Однако художник и сам охотно стал играть роль респектабельного господина и добропорядочного мужа. Он стал одеваться в дорогие костюмы, сопровождал Ольгу на балах и принимал в гостях парижский высший свет. А его прежние друзья были, как бы сейчас сказали, слишком «неформальными» и плохо вписывались в интерьер гостиной.
Пабло Пикассо. В салоне на улице Ла Боэси: Жан Кокто, Ольга, Эрик Сати, Клайв Белл
В салоне на улице Ла Боэси: Жан Кокто, Ольга, Эрик Сати, Клайв Белл
1919, 49×61.2 см
Супруги Пикассо на балу графа де Бомона. 1924 г.
Декларация независимости
4 февраля 1921 года Ольга Пикассо родила сына, которого назвали Полем (Пауло). Поначалу Пабло не мог нарадоваться появлению наследника. Он бесконечно рисовал сына на руках жены и сиял от гордости и отцовской любви. Однако Ольга чрезмерно опекала отпрыска и, по словам биографа Пикассо Джона Ричардсона, еще сильнее вживалась в роль светской львицы, супруги великого художника, а теперь еще и матери семейства. Пабло к тому моменту то ли уже наигрался в «приличного» буржуа, то ли устал от нападок друзей на его образ жизни. Одной из своих моделей он говорил: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я — колбасу с бобами».
Пабло Пикассо. Мать и дитя
1922, 100.3×81.4 см
Ольга и Пауло. 1928 г.
Пабло Пикассо. Семья на море
1922, 17×22 см
Летом 1922-го Ольга серьезно заболела — впервые дали о себе знать гинекологические проблемы, от которых она будет страдать до конца своих дней. Рисунок, выполненный сангиной в сентябре того же года, изображает Ольгу измученной и больной. Спустя 41 год художник, который суеверно боялся всего, связанного с болезнями и смертью, подарил этот рисунок на Рождество сыну Пауло.
Чета Пикассо продолжала оставаться столпами парижского бомонда. Бесчисленные званые ужины и светские рауты утомляли Пабло, но на них он заводил полезные знакомства. В то время еще одной причиной разлада между супругами стало отношение Ольги к сыну. По мнению художника, она слишком баловала и опекала мальчика. Постоянное раздражение Пикассо находило выход в его картинах. Совсем скоро классицизм в духе Энгра уступит под натиском новых революционных перемен. Летом 1923 года художник приобрел квартиру этажом выше и стал вести еще более независимую жизнь, чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить, и даже Ольге нужно было попросить разрешения, чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели.
Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости
1923, 105×74 см
Пабло Пикассо. Портрет Ольги
1923, 130×97 см
Страсть и ненависть
1927 год стал для супругов Пикассо началом конца. В январе Пабло встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Чтобы скрыть интрижку от жены, он снял квартиру для свиданий неподалеку от того места, где познакомился с девушкой. Чтобы скрыть ее от всех остальных, Пикассо писал ее в виде гитары, кувшина или блюда с фруктами. И изрисовал несколько блокнотов эротическими картинками. Примечательно, что при этом художник продолжал жить под одной крышей с Ольгой, которая, по его словам, изводила его сценами ревности и не собиралась отказываться от роли элегантной супруги и безупречной хозяйки. Впрочем, Пабло и сам не собирался разводиться. Маска примерного семьянина служила ему прекрасным прикрытием.
Двойная жизнь, само собой, находила отражение и в картинах Пикассо. И насколько изображения Мари-Терез были исполнены безудержной сексуальности, настолько же картины с Ольгой или посвященные ей полны ярости. Но достаточно долгое время Пикассо удавалось делать так, чтобы эти параллельные жизни не пересекались. Даже тогда, когда художник отдыхал с семьей на Ривьере, при каждом удобном случае сбегая к Мари-Терез, которую он поселил неподалеку. Во время этого отпуска у Ольги вновь начались сильные кровотечения, она вынуждена была вернуться в Париж и перенесла еще одну операцию. В общей сложности она провела в больнице почти пять месяцев, лишь изредка возвращаясь домой. Все это время Пикассо мог беспрепятственно встречаться с Мари-Терез.
Пабло Пикассо. Обнаженная, зеленые листья и бюст
1932, 162×130 см
Пабло Пикассо. Коррида. Смерть женщины тореадора
1933, 21.7×27 см
Конечно, в какой-то момент Ольга догадалась о существовании соперницы. И хотя она, похоже, не воспринимала Мари-Терез как серьезную угрозу их браку с Пабло, мириться с унижением она тоже не хотела. Но слезы и увещевания жены вызывали у Пикассо только злость и чувство вины. В 1929 году он пишет «Обнаженную в красном кресле». Не называя прямо имени героини, художник вложил в это полотно всю свою растущую ненависть к Ольге. Изломанные конечности, раскрытый в агонии рот… Не имея возможности убрать ее из своей жизни, Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину, которую с такой любовью рисовал в другом кресле всего лишь 10 лет назад.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле
1917, 130×89 см
Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле.
1929 г. 195×129 см
На обломках счастья
Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына, Ольга съехала из квартиры на улице Ла Боэси, оставив ее в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.
Действительно ли у Ольги помутился рассудок? Никаких однозначных подтверждений этому нет. Один из биографов Пикассо пишет, что Ольга совершила большую ошибку, поставив все на своего непостоянного мужа. Она полностью посвятила себя семье и жила только интересами Пикассо, так и не сумев стать самостоятельной. Опозоренная и раздавленная, она осталась совершенно одна. Даже любимый Пауло вырос и стал отмахиваться от нее с таким же раздражением, как и его отец. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Именно поэтому она преследовала Пикассо на улицах, напоминая ему, что перед Богом они все еще муж и жена. Поэтому писала ему письма и отправляла фотографии сына. Поэтому переехала за Пабло в Канны, где кочевала из одной гостиницы в другую.
Пабло Пикассо с Жаклин Рок и Жаном Кокто на корриде в Валлорисе. 1955 г.
В 1953 году Ольга серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое, Ольга вспоминала дни, когда танцевала на сцене, и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным, что осталось у нее от прежней жизни, был пароходный сундук, заполненный старыми костюмами, пустыми флакончиками от духов, письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела перебирая и рассматривая вещи, которые напоминали ей об утраченном счастье. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.
Ольга Хохлова в сценическом костюме для балета «Шахерезада». Ок. 1916 г.
P.S.
Пабло Пикассо пережил первую жену на 18 лет. Однажды художник сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки».
Франсуаза Жило, которой посчастливилось выжить в этом кораблекрушении, дала, пожалуй, самое точное определение Пикассо: «Многочисленные рассказы и воспоминания Пабло об Ольге, Мари-Терез и Доре Маар, их постоянное присутствие за кулисами нашей совместной жизни постепенно привели меня к выводу, что у Пабло был своего рода комплекс Синей Бороды, вызывающий желание отрубать головы всем женщинам, собранным в его маленьком личном музее. Но он не отрубал голов полностью, предпочитал, чтобы жизнь шла дальше, и все женщины, жившие с ним в то или иное время, все-таки чуть слышно попискивали, делали какие-то жесты, словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение, что жизнь в них еще теплится, что она висит на ниточке, и другой конец этой ниточки у него в руке».
Автор: Евгения Сидельникова
Источник — Артхив
Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество — Российская газета
20 ноября в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова» (продлится до февраля 2019-го). Судьба жены знаменитого художника неожиданным образом связана с семьей писателя-мариниста Виктора Конецкого…
Ольга Степановна Хохлова родилась 17 июня 1891 года в городе Нежине на Черниговщине. Глава семьи Степан Васильевич Хохлов был поручиком и начальником лазарета Батуринского резервного пехотного полка царской армии. Некоторое время семья жила в Киеве, где Ольга, мечтавшая стать танцовщицей, тайком от отца посещала балетную школу. А после переезда семьи Хохловых к новому месту службы отца в Петербург, Ольга училась во французском пансионе. Затем она поступила в школу танцев Евгении Соколовой.
В тот период она и познакомилась с сестрами Конецкими — Любовью и её сестрой танцовщицей Императорского театра Матильдой.
Ольга Хохлова была частой гостьей в доме Конецких: дружила с сестрами — Любочкой и Матильдой, была сердечно привязана к их матушке Марии Павловне. В архиве Виктора Конецкого в РГАЛИ хранятся открытки, полученные Л.Д. Конецкой от Ольги в разные годы. «…А уже в следующем [1911] году через сестер Конецких [Ольга Хохлова] попала на просмотр к Сергею Дягилеву и получила место в «Русских балетах», — запись на одном из сайтов, посвященных Пабло Пикассо.
Через год, закончив службу танцовщицы в Мариинском театре, отправилась в Монте-Карло по приглашению Дягилева и Матильда Конецкая. Там же оказалась младшая сестра Любовь, завершившая учебу во французском пансионе Люси Ревиль. В Монте-Карло сестры вновь встретились с Ольгой Хохловой. Казалось, подругам суждена долгая совместная работа в «Русских балетах Дягилева». Но в июле 1914 года началась Первая мировая война, и Конецкие поспешили вернуться в Петроград.
Последнее сообщение от Ольги (из тех, что сохранились в архиве Л.Д. Конецкой) было получено в 1916 году.
А в феврале 1917 года в Рим для работы над балетом «Парад» прибыл Пабло Пикассо.
Во время репетиций и спектаклей художник делал бесконечные наброски и рисунки танцовщиц. Но лишь одна из них покорила сердце экспрессивного и страстного Пикассо…
Ольга Хохлова не сразу ответила ему взаимностью: истинная вера не позволяла вступить с Пабло в близкие отношения до замужества. И горячий Пикассо поспешил оформить их брак. В 1918 году Ольга Хохлова стала женой художника.
Пикассо, к тому времени уже познавший горечь потерь, хотел видеть жену только рядом с собой и надеялся, что с ее появлением обрел тихую гавань.
Ольга стала его любимой моделью. «У нее были чистые правильные черты лица, гладкая кожа, вся натура ее пронизана той женственностью, которая всегда так волновала Пикассо» — писала о Хохловой французский историк культуры Антонина Валлантен в книге «Пабло Пикассо». Картинам художника «Ольгиного» периода присущ «классический язык гибких, поющих линий — язык умиротворения, счастья и любви».
Портрет «Ольга в кресле» (1918 год) считается одним из лучших портретов XX века.
Но на портретах даже начального счастливого периода семейной жизни Ольга чаще всего грустна и задумчива. Она была оторвана от родины и семьи. Отец и брат Николай воевали в Белой армии — первый пропал без вести в 1919 году, второму выпала участь эмигранта. В Москве её мечтали увидеть второй брат, мать и сёстры. Ольга часто писала родным, отправляла посылки, но они доходили редко…
А главное, Хохлова была оторвана от балета. Еще в 1919 году Дягилев писал Пикассо, заманивая того в Лондон: «…А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший поклонник…».
Радостью и спасением для Ольги стало рождение сына Паблито. И все-таки, прожив с мужем более семнадцати лет, она покинула его. «Любит страстно, но его любовь убивает», — такой вердикт вынес Пикассо поэт Поль Элюар. Хохлова не выдержала измены (новой возлюбленной Пикассо не было и восемнадцати лет, она родила ему дочь) и ненависти, которую, как признавался сам Пабло, он стал испытывать к жене.
«Она слишком многого от меня хотела!» — заявлял Пикассо после расставания с Ольгой.
Кто-то из многочисленных биографов Пикассо точно заметил, что Ольга совершила чисто женскую ошибку: она впала в полную зависимость от мужа, мечтая о диалоге душ, драматизировала их отношения.
А Пикассо нуждался в абсолютной свободе без внешних светских условностей. По мнению внука художника Оливье Видмайера-Пикассо, любовные похождения были для Пабло «sine qua non» — непременным условием творчества.
Художник творил, а семейная его история с Хохловой переродилась в историю судебных склок и взаимных унижений, растянувшуюся на двадцать лет. Официально их развод так и не был оформлен.
С наступлением «оттепели» Любовь Дмитриевна Конецкая пыталась разыскать Ольгу, писала Пабло Пикассо, но ответа не получила. Сообщение о смерти подруги пришло из Москвы от Ильи Эренбурга, дружившего с художником.
Ольга Руис Пикассо умерла в Каннской городской больнице «Бо Солей» 11 февраля 1955 года от рака — болезни, отягощенной горьким одиночеством и непрощенной обидой на мужа. Она похоронена на самом красивом кладбище Франции — дю Гран-Жас (его называют «Пер-Лашез Лазурного берега»).
Пикассо на похороны отвергнутой жены не приехал: он работал над очередной эпохальной картиной…
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
«Диаметрально противоположны по характеру…»
«Он был экстравертом, она — интровертом. Он был напорист и импульсивен, она — застенчива и меланхолична. Он был атеистом, она — верующей. Она была белокожа, он — смугл, как просмоленный, с головы до пят. Она — аккуратна и педантична, он — неряшлив и сумбурен. Она ценила верность, семью, традиции, он терпеть не мог такие «буржуазные предрассудки и способы человеческого закабаления». Она любила классическую музыку, он ее не понимал. Список можно продолжить до бесконечности: от привычек — до меню. Столь разных, да что там — диаметрально противоположных друг другу людей по характеру, воспитанию, языку, национальности, идеалам, не говоря о колоссальной разнице в сексуальном опыте и темпераменте, было трудно отыскать».
_Елена Шатохина. «Пикассо и Хохлова»
Редакция благодарит директора Российского государственного архива литературы и искусства Т.М. Горяеву за предоставленные материалы из архива В.В. Конецкого.
История любви: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова | Персона | Культура
Танцевать Ольга Хохлова мечтала с самого детства — посетив одно из балетных представлений в Париже, дочь полковника из украинского города Нежина заявила, что обязательно станет балериной. В это мало кто верил, тем более что особых данных и таланта у Ольги не было. Тем не менее ей удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву. Примой Хохлова так и не стала, заняв место в кордебалете, однако именно во время парижских гастролей «Русского балета» в 1917 году произошло знакомство Хохловой с испанским художником, которому суждено было статье её первым и единственным мужем.
В Париже труппа Дягилева репетировала балет «Парад», музыку к которому написал Эрик Сати, либретто — Жан Кокто, а Пабло Пикассо впервые попробовал свои силы в качестве сценографа и художника по костюмам, нарядив танцовщиков в «кубические» костюмы, сделанные из картона. Балет, поставленный в конце изнурительной Первой мировой войны, произвёл в Париже эффект разорвавшейся бомбы — критики писали разгромные статьи, обвиняя труппу в том, что они деморализуют и без того изнурённых войной людей. Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой». На фоне всё более разгоравшегося скандала — разозлённый высказыванием одного из журналистов Сати чуть было не попал за решётку, отправив ответное оскорбительное письмо, — и завязался роман Хохловой и Пикассо. Покинув негостеприимный Париж, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а художник и балерина, понимавшая, что карьера окончена, а в охваченную революцией Россию дочери полковника царской армии лучше не возвращаться, буквально сбежали на родину Пикассо, в Барселону. Несмотря на недолгий на тот момент срок отношений, художник познакомил балерину со своей мамой — будущая свекровь не одобряла выбор сына, и, чтобы задобрить мать, Пикассо подарил ей портрет своей возлюбленной в национальном испанском платье.
Биограф Пикассо Анри Жидель полагает, что Ольге удалось повлиять и на художественную манеру Пикассо: «Она практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом. Кубизм Пабло привёл её в ужас! Он пишет её только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Таков «Портрет Ольги в кресле», выполненный в манере Энгра. Он просит Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт её лица».
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова сыграли свадьбу в июне 1918 в православном соборе в Париже, пригласив и Дягилева, и Кокто, и Аполлинера. Художник на тот момент был так влюблён и уверен, что жить они будут долго, счастливо и умрут в один день, что даже заключил брачный контракт, согласно которому в случае развода Ольга получала половину его имущества. Именно это послужило причиной того, что супруги прожили в браке 40 лет — до самой смерти Хохловой, хотя фактически жили вместе всего 17.
Первые годы после свадьбы были по-настоящему безоблачными: двухэтажная квартира в Париже, которую Ольга обставила по собственному вкусу, машина с водителем, светские мероприятия и прогулки с собачкой — в семье Пикассо-Хохловой царила идиллия. Хорошо воспитанная Ольга в обществе известных людей, которые окружали её на тот момент уже признанного гения-мужа, чувствовала себя, как рыба в воде. Пикассо же, писавший в то время в любимом женой неоклассическом стиле, превратился в прилежного салонного художника — и эта роль со временем начала его тяготить.
Ольга Хохлова, 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org / Tatesic Новый виток пока ещё счастливых семейных отношений начался с появлением ребёнка — в 1921 году 30-летняя Хохлова родила Пикассо первенца, сына Пауло, и художник принялся рисовать портреты ребёнка и жены с удвоенной силой.1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой: уставший от беспочвенной ревности жены художник, словно решив оправдать её подозрения, завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. А на смену утончённым портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушедший в сюрреализм, изображал Ольгу то старухой, то лошадью. Она же, несмотря на то, что муж и не пытался скрывать факт измены, долгое время упорно делала вид, что ничего не происходит — не подала виду, даже когда Пикассо поселил Вальтер в съёмной квартире прямо напротив их с Хохловой апартаментов. Много лет выжидавшая своего часа Мари-Терез в результате взяла ситуацию в свои руки и в 1935 году явилась к Ольге с ребёнком на руках. Далее делать вид, что ничего не происходит, было невозможно, и Ольга, собрав вещи и забрав сына, уехала на юг Франции и подала на развод. Согласно брачному договору, легкомысленно заключённому 17 лет назад, половина внушительного состояния Пикассо — в том числе и картин — должна была отойти бывшей жене. Допустить этого художник не мог, а потому брак Пикассо с Хохловой оставался в силе до самой смерти женщины в 1955 году.
В жизни Пикассо одна муза приходила на смену другой. После Мари-Терез художник заводил романы с Дорой Маар, Франсуазой Жило, Жаклин Рок. Что до Ольги Хохловой, то остаток жизни она провела в одиночестве, страдая от душевной болезни, вызванной, по мнению многих биографов, разрывом с Пикассо, единственной любовью всей её жизни.
© Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
Первые работы Пабло Пикассо, нарисованные ещё в 20-летнем возрасте были далеки от сюрреализма – поначалу художника вдохновляли импрессионисты и окружавшая его атмосфера. Большим потрясением для Пикассо стало самоубийство его друга Карлоса Касагемаса. Карт
© «Девочка на шаре», 1905 год
Пикассо считал, что «кто грустен, тот искренен», но его отношение к миру меняется после переезда в Париж в 1904 году. В знаменитом монмартрском Бато-Лавуар художник находит единомышленников, и вместо бродяг и нищих всё чаще в его работах просвечивают мир
© «Семья комедиантов», 1905 год
Новые знакомства привели к тому, что в картинах «розового» периода Пикассо его картины становятся ярче, художник активнее работает с цветом, а палитра его художественных приёмов начинает заметно расширяться.
© «Авиньонские девицы», 1907 год
Спустя пару лет экспериментов с цветом и содержанием Пикассо начинает поиски новой формы. В 1907 году под влиянием «Купальщиц» Поля Сезанна Пикассо создал «Авиньонских девиц» — свою первую работу кубического периода.
© «Девушка с мандолиной», 1909 год
Эксперименты с формой приводят Пикассо к аналитическому кубизму, где автор меняет не только структуру объекта, но и работает с самим пространством, дробя объём на множество отдельных блоков и оттеняя те или иные фигуры. Одной из самых известных работ Пика
© «Человек с кларнетом», 1911 год
Аналитический кубизм позволяет Пикассо отточить собственный почерк, художник находит в себе силы формировать собственное видение реальности на своих полотнах. Палитра Пикассо всё больше тяготеет к монохромности, вместе с Жоржем Браком художник добавляет в
© «Человек с трубкой», 1914 год
Всё это приводит художника к кульминации сюрреализма в кубизме – периоду синтетического кубизма. От предыдущих работ Пикассо новый цикл отличает обилие цвета и усиление конкретики. Изображённые объекты по-прежнему деформированы, но становятся более узнава
© «Голова женщины», 1921 год
По окончании Первой мировой войны Пабло Пикассо, как и многие другие художники, обращается к неоклассицизму, перекладывая старинные сюжеты на новый лад. Параллельно Пикассо погружается в эстетику сюрреализма. Помимо прочего художник пробует себя в скульпт
© «Герника», 1937 год
Летом 1937 года Пабло Пикассо создал свою, возможно, самую известную картину – «Герника». Это полотно художник нарисовал по заказу правительства Испанской Республики для Всемирной выставки в Париже. Приёмами кубизма Пикассо изобразил бомбардировку Герники
© «Сидящий человек с тростью», 1971
После войны Пабло Пикассо вместе с Франсуазой Жило и двумя детьми переехал на юг Франции, но в 1953 году пара разошлась. Позже художник познакомился Жаклин Рок, вдохновившей Пикассо ещё на несколько работ, которые, впрочем, уже не обладали прежним масштаб
портреты, написанные Пикассо в период их совместной жизни.
Ольга Хохлова — первая официальная жена Пабло Пикассо и первая в плеяде русских муз, вдохновлявших европейских художников. В истории их отношений больше легенд, чем фактов. Теперь уже нельзя точно сказать, была ли Ольга чрезмерно ревнивой, или был Пикассо чрезмерно легкомысленным. Сегодня самые достоверные свидетельства развития отношений в семье художника и балерины — портреты Ольги Хохловой, написанные Пикассо в период их совместной жизни с 1917 по 1935 год.
Муза
Портрет Ольги Хохловой. 1917
Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине. Она была истинной русской барышней XIX века — любила балы, «чай, икру и пирожные». В 1917 году в Риме, танцуя в кордебалете у Дягилева, она познакомилась с Пикассо. Художник был приглашен для создания костюмов и декораций к балету «Парад». Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. «Вы меня компрометируете», — говорила она испанскому мачо. А он встречал Хохлову на пороге мастерской в одних трусах. С другими же срабатывало! «На русских надобно только жениться», — советовал обольстителю Дягилев. Пикассо увидел в Ольге идеал классической красоты, так родился первый портрет русской невесты художника.
Афродита
Ольга Хохлова. 1918
1918 год. Пикассо отходит от изобретенного им живописного метода кубизм и пишет бесконечные женские образы в стиле неоклассицизма. «Я хочу узнавать свое лицо», — сказала ему молодая жена. Она болезненно переживала революцию в России и пробовала устроить новую жизнь в чужой стране с мужем, о богемном прошлом которого она почти ничего не знала. Обвенчавшись с Пикассо по православной традиции, Хохлова верила: ее миссия состоит в том, чтобы направить Пикассо к истинной живописи и подарить простое семейное счастье. Да и сам Пикассо почти поверил в это. Каждый портрет Хохловой в то время воплощал образ идеальной красоты античной богини.
Гера
Семья на море. 1922
В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын Пауль. Ребенок подарил художнику вдохновение. Пикассо пишет множество портретов жены в образе Мадонны, указывая не только даты, но часы и минуты создания картины. Казалось, мечта Ольги осуществилась. В семье царила идиллия. Пикассо был богат и востребован.
Летом 1922 года семья отправилась на отдых в Динарде на юге Франции, где были созданы самые светлые по настроению работы. Теперь Хохлова на портретах Пикассо не изящная красавица, а могущественная Гера, которая не подчиняется никому, кроме мужа.
Мегера
Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). 1923
На пятом десятке жизни Пикассо в поисках новых источников творческой энергии увлекся юной любовницей. До 1935 года Ольга сохраняла видимость семейных отношений, даже терпела побои. По словам Пикассо, Хохлова начала изводить его необоснованной ревностью и нравоучениями задолго до первой измены.
Пикассо пробует себя в новом направлении живописи — сюрреализме. На фоне ссор Хохлова в глазах художника из богини превращается в салонную кокетку, одержимую нарядами.
Ариадна
Голова женщины (Ольга Хохлова). 1935
Ольга Хохлова тяжело переживала расставание с мужем. Современники рассказывали, что Хохлова преследовала Пикассо на улицах, громко стыдила за разврат и получала за это пощечины. Она слала мужу портреты Рембрандта и Бетховена, пытаясь напомнить художнику об «истинном» искусстве. Словно Ариадна, она искала путеводную нить, способную вывести их из лабиринта запутанных отношений.
Ольга Хохлова умерла в Каннах в 1955 году. До самой смерти она оставалась официальной женой художника. Пикассо не соглашался на развод, потому что не хотел отдавать половину имущества, а она любила Пикассо и верила в нерушимость брачного союза, заключенного в церкви.
Ольга Хохлова: русская балерина, покорившая Пабло Пикассо
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, 1918 годОльга Хохлова была бессменной музой Пабло Пикассо на протяжении десяти лет. Она вдохновила художника на огромное количество шедевров и даже смогла уговорить его сменить вектор творчества, желая видеть свои реалистичные изображения, а не угловатые формы, присущие кубизму. Кто-то считает, что именно благодаря русской балерине появилось новое яркое направление в творчестве художника, другие винят ее в том, что она превратила свободолюбивого гения в светского денди, третьи вообще убеждены, что она абсолютно не понимала и не любила творчество художника. Мы собрали по крупицам историю жизни знаменитой русской танцовщицы балета, которая оставила след в жизни художника и была верна ему до конца своих дней.
Мечты о балете и начало карьеры
Ольга Хохлова родилась в городе Нежин в 1891 году в семье полковника императорской армии Степана Хохлова. Юная Ольга обучалась иностранным языкам, этикету, рукоделию и музыке, а после того, как увидела представление мадам Шрессонт во Франции, начала мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с балетом. Несмотря на протесты родителей, которые не поддерживали желание дочери стать балериной, в Петербурге Ольга поступила в частную школу балета Евгении Соколовой (знаменитой преподавательницы, «взрастившей» таких танцовщиц, как Анна Павлова, Юлия Седова, Любовь Егорова). Однако никто не может знать, как бы сложилась судьба танцовщицы, если бы не случай: в 1910 году Сергей Дягилев, решивший создать постоянную труппу «Русских балетов», среди прочих выделил студентку школы Евгении Соколовой Ольгу Хохлову и пригласил ее стать частью его балетной антрепризы.
Ольга Хохлова и Сергей ДягилевВ 1911 году Ольга Хохлова, ни разу не выступавшая на профессиональной сцене, покинула родину вместе с труппой и впоследствии вернулась обратно всего лишь раз. Ольга так и не стала примой, но за свое трудолюбие и усердие полюбилась Дягилеву и закрепилась в кордебалете. В 1916 году часть артистов труппы отправились на заработки в Южную Америку, а группа избранных, в число которых вошла и Ольга, осталась в Риме с Дягилевым. Эта цепь случайных событий подвела Хохлову к судьбоносной встрече со своим будущим мужем – Пабло Пикассо.
До сих пор ведутся споры о способностях Хохловой, а многие биографы Пикассо и вовсе пишут о том, что балерина не обладала достаточным талантом, а Дягилеву приглянусь благодаря своим аристократичным манерам и трудолюбию. Однако эту версию опровергает внучка Ольги Хохловой Марина, в своих интервью упоминавшая, что бескомпромиссный Дягилев ни при каких обстоятельствах не стал бы держать в своей труппе бесталанную артистку. Слова Марины подтверждает и прима Тамара Красавина – в своих мемуарах «Театральная улица: воспоминания» она писала, что под крылом педагога Энрико Чекетти Ольга превратилась из любительницы в талантливую профессиональную балерину, а ее решение оставить сцену ради замужества сильно расстроило ее учителя (читайте также: «»Балерины не едят пирожных» и другие мифы о балете глазами фотографа»).
Встреча с Пикассо и жизнь в Париже
Ольга Хохлова, Пабло Пикассо и французский художник Жан Кокто, 1917 годВ 1917 году состоялась премьера балета «Парад» в Париже, в котором Ольга Хохлова исполняла партию в кордебалете. Сергей Дягилев привлек к работе над премьерой талантливых композиторов, хореографов, декораторов, в том числе Эрика Сати, Леонида Мясина и Пабло Пикассо. Именно во время репетиции «Парада» Пикассо заметил на сцене Ольгу Хохлову и влюбился. На протяжении года художник ухаживал за русской балериной, но сдержанную Ольгу было не так просто покорить. Однако Пикассо это все же удалось – он сделал Хохловой предложение, на которое та ответила согласием. Гражданская церемония состоялась в мэрии Парижа, а венчание, по настоянию Ольги, провели в соборе Александра Невского по всем православным традициям.
Существует несколько версий относительно того, кто повлиял на решение не склонного к матримониальным отношениям Пикассо жениться: одни говорят, что в этом есть заслуга Сергея Дягилева, утверждавшего, что только так можно заполучить русскую танцовщицу, а по другой версии, эти же аргументы использовал Жан Кокто, сценарист балета «Парад». Так или иначе, событие состоялось, и Ольга Хохлова стала первой женой Пикассо, несмотря на предостережения матери художника (та с горечью говорила, что ни одна женщина не сможет быть счастлива рядом с ее сыном, который слишком увлечен самим собой) и совершенно разные темпераменты возлюбленных – Ольга была тихой, замкнутой, в то время как Пикассо отличался взрывным и экспрессивным характером. Однако на тот момент все это казалось мелочью, а на первом плане стояла любовь.
Евгения Эррасурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на балу графа Этьена де Бомонта, Монпарнас 1924 годПосле свадьбы пара переезжает в особняк в центре Парижа, который Ольга обустраивает сама, выделив мужу студию на втором этаже. Чета ведет светскую жизнь, в ближайшем окружении у них представители богемы. Изысканные манеры и хорошее воспитание Ольги восхищают Пикассо, которому этого не хватало в самом себе. В своих письмах Гертруде Стайн Пикассо писал, что его покорили мудрость и спокойствие супруги, что является гораздо более редким даром, чем умение танцевать. Ольга превратила мужа из художника, окруженного безвестными натурщицами, в уважаемого члена общества, которому были рады на любом светском мероприятии.
«Период Ольги»
Что касается творчества художника после встречи с Хохловой, Пикассо отворачивается от кубизма, и в его творчестве начинается период неоклассики, что во многом обусловлено желанием его жены «узнавать свое лицо» на картинах. Многие современные исследователи называют этот период в творчестве Пикассо «периодом Ольги» (картины «Ольга Хохлова в Мантильи», «Женщина за чтением», «Портрет в кресле»). Художник, окрыленный чувством влюбленности в кроткую Ольгу, один за другим пишет ее портреты в образе античной богини.
В 1919 году Ольга получает печальные новости из России: ее брат Евгений погиб, отец и двое других братьев примкнули к Белому движению, а мать и сестра находятся на грани нищеты. Эти трагичные известия сильно сказываются на душевном состоянии Хохловой, что отражается в работах Пикассо: в картинах того времени Ольга выглядит опустошенной и отрешенной, а в глазах отчетливо читается тоска («Задумчивая Ольга»).
В 1921 году происходит знаменательное для пары событие – у них рождается долгожданный ребенок, сын Поль. С этого момента Хохлова отдает всю себя материнству, одновременно являясь музой своего мужа-художника, а Пикассо, вдохновленный рождением ребенка, открывает новую страницу творчества и новое направление – монументализм. В этот период на полотнах Пикассо появляются мягкие и нежные образы матери и ребенка, а тела написанных женщин становятся более крупными и массивными (картины «Две обнаженные женщины», «Женщина за чтением. Ольга», «Мать и ребенок»). Параллельно художник занимается оформлением балетов для Дягилева, в которых Ольга уже не участвует – сказывается травма ноги и роды. Нет никаких фактов, раскрывающих настоящие чувства балерины по поводу завершения карьеры, однако доподлинно известно, что она всю жизнь бережно хранила свою балетную пачку и пуанты, периодически примеряя их дома.
Card Женщина за чтением. ОльгаВнутренняя драма и разрыв с мужем
К сожалению, в семье Ольги продолжают происходить несчастья: ее отец пропадает без вести, а мать начинает терять рассудок от неведения, умоляя в письмах дочь рассказать о каких угодно приятных событиях в ее жизни. Несчастная Ольга делится бесконечными рассказами о Поле и его фотографиями, надеясь хоть немного поддержать мать. Вскоре и она умирает, а Ольга прекращает практически все контакты с оставшимися в живых членами ее семьи. Тяжелые события, свалившиеся на Хохлову, оставляют глубокий след в ее душе. Ситуация сказывается и на семейном благополучии женщины – Пикассо, к тому моменту уже пресытившийся семейной жизнью, начинает ощущать гнет переживаний своей жены. Прежде спокойная и рассудительная жена художника теряет свою сдержанность, ощущая растущее равнодушие мужа и боль от утраты связи с родными.
Этот несчастливый период в их семейной жизни находит отклик и в его творчестве: на смену реалистичным изображениям Ольги приходят сюрреалистичные картины, на которых некогда хрупкая и нежная Хохлова изображена чудовищем с изломанными конечностями и агрессивным выражением лица («Большая обнаженная в красном кресле», «Портрет женщины с горностаевым воротником. Ольга»). Даже трудно представить, насколько тяжело было Хохловой видеть подобные образы, написанные любимым мужем.
Card Портрет женщины с горностаевым воротником. ОльгаНо и это было не самым тяжелым испытанием для Ольги – в 1927 году Пабло Пикассо повстречал Марию-Терезу Вальтер, которая стала его любовницей и новой музой. После того как Ольга узнала об измене мужа, их отношения продлились еще около шести лет до того момента, пока новая муза Пикассо не родила ему дочь. Официального развода не состоялось, так как Пикассо не желал делить свое имущество с супругой, но отношения между ними были окончательно завершены. Хохлова с сыном перебралась на юг Франции, фактически оставшись в одиночестве – все их общие с Пикассо друзья приняли сторону художника после их разрыва, виня Ольгу в чрезмерной ревности и даже называя ее истеричкой и сумасшедшей, которая не понимала и не любила его творчество и вынуждала жить чуждой ему светской жизнью. Чуть позже подросший Поль сблизился с отцом, существуя за его счет – Пикассо взял его себе в шоферы.
В конце жизни у больной и одинокой Хохловой рядом осталась лишь внучка Марина. В 2001 году именно Марина Пикассо выпустила мемуары «Дедушка», повествующие о тяжелой участи всех, кто входил в жизнь Пабло Пикассо.
Ольга Хохлова, 1920 годОльга Хохлова умерла от рака в 1955 году. Современники утверждали, что до последнего дня Ольга жаждала встречи с бывшим мужем и писала ему письма, но он, страшно боявшийся любых проявлений болезней или просто забывший Ольгу, игнорировал бывшую возлюбленную. Пикассо однажды сказал: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».
Несмотря на тяжелое и болезненное расставание пары, люди из окружения художника говорили, что в нем навсегда осталось что-то русское: он ел малину, заливая ее молоком, стучал по дереву, чтобы не сглазить, и присаживался «на дорожку». А Ольга Хохлова навсегда останется той единственной женщиной, которой художник посвятил наибольшее количество картин и ради которой даже сменил направление творчества.
Вечеринка с принцессой Дианой и лама Майкла Джексона: истории о Фредди Меркьюри, не рассказанные в «Богемской рапсодии»
Фото: Getty Images